Профсоюз образования что это

Опубликовано: 06.07.2024

30 сентября в школе №17 Петропавловска-Камчатского состоялся очень интересный педсовет, в котором приняла участие Лариса Витальевна Сущева, председатель Камчатской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки. Лариса Витальевна объясняла учителям, что такое профсоюз. Коллеги из недавно созданной первички профсоюза «Учитель» в школе №17 рассказали нам, как проходило собрание, и теперь мы лучше представляем себе, как именно понимают некоторые региональные руководители суть профсоюзной деятельности. А поскольку Лариса Витальевна избрала в качестве отрицательного примера профсоюз «Учитель», я вынужден напомнить ей и ее коллегам самые элементарные вещи, о которых они, кстати, могли бы прочитать в профсоюзной газете «Солидарность».

Начнем с самого главного вопроса - о членстве. Председатель Камчатской краевой организации уверена, что членами профсоюза должны быть не только наемные работники, но и работодатели (в данном случае — директор школы).

Уважаемые коллеги из Профсоюза работников народного образования и науки! Если защищать права, то от кого? Кто их нарушает? Если не работодатель, то - кто? И как будет работать независимый (прежде всего от работодателя!) профсоюз, если работодатель как член профсоюза может влиять на все его решения? Представьте себе собрание, обсуждающее вопрос о начале забастовки. Директор тоже за нее будет голосовать?

Председатель Камчатской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки заявила, что работники были обязаны (!) пригласить директора школы на учредительное собрание профсоюзной организации. То есть, получается, нормальный профсоюз - в котором его члены на всё получают разрешение директора. Уверяю вас, коллеги, это не так. Не должны работники ни о чем просить директора или уведомлять его заранее о проведении учредительного собрания. Возможно, Л.В. Сущева решила, что раз муниципальные власти у нас согласуют или не согласуют место и время проведения публичных акций, то и директору школы дано такое право.

Лариса Витальевна Сущева сравнивает состоявшееся учредительное собрание первичной организации профсоюза «Учитель» с «тайной вечерей». Помимо того что мне очень хотелось бы узнать у Ларисы Витальевны, чем именно ей не нравится один из важнейших христианских символов - тайная вечеря, я прошу прочитать хотя бы ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности». В нем, как и во всех остальных нормативных актах, нет обязанности договариваться с работодателем о проведении учредительного собрания.

В начале перестройки Михаил Горбачев образно описал ситуацию, когда директора были членами профсоюзов: «Председатель профкома танцует польку-бабочку с директором». К сожалению, мы получаем очень много писем, в которых учителя рассказывают о том, как в их школах директора вместе с профоргами принимают решения, нарушающие трудовые права работников.

Да, профсоюз «Учитель» с самого начала своего существования последовательно помогает своим членам защищать трудовые прав работников в спорах и нередко острых конфликтах с работодателями. Так уж устроена наша система образования, что нередко директор вынужден вести наступление на наши права: увеличивать учебную нагрузку, сокращать компенсационные и стимулирующие выплаты, принуждать к выполнению неоплачиваемых работ.

Может быть, вы считаете, что основные нарушения происходят не на школьном, а на региональном или всероссийском уровне? Тогда надо добиваться изменения регионального и федерального законодательства. Но почему-то Л.В. Сущева упрекает профсоюз «Учитель» в том, что в нашем уставе среди других задач указано «участие в совершенствовании законодательства РФ».

Напомним, что, в соответствии с пунктом 9.1 своего Устава, Профсоюз работников народного образования и науки РФ

«… Участвует в разработке предложений к законодательным и иным нормативным правовым актам, затрагивающим трудовые, социальные и профессиональные права и интересы работников и обучающихся, а также по вопросам социально-экономической политики, формирования социальных программ и другим вопросам в интересах членов Профсоюза».

Трудно представить себе профсоюз, который не добивается улучшения законодательства с целью улучшения положения работников. Более того, многие проблемы российских педагогов порождены именно несовершенством законодательства, в частности, превращением образования в «сферу услуг».

А теперь - о грустном. Любой человек имеет право высказывать свое мнение, в том числе - о профсоюзах. Но вот клевета (то есть «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию», с т . 128.1 УК РФ ) - это уже дело другое.

Утверждения о том, что профсоюз «Учитель» требует профсоюзные взносы в тройном размере за юридические услуги, а также может потребовать в качестве взноса квартиру или машину являются выдумкой в чистом виде. Согласно положению о взносах, вновь вступающий в профсоюз работник должен уплатить взнос за три предыдущих месяца, если он рассчитывает на юридическую помощь в значительном объеме. Это не относится к случаям вступления в действующие первичные профсоюзные организации.

Установить истину в данном случае легко: достаточно прочитать Устав МПРО «Учитель».

Может быть, что эти разъяснения помогут разобраться в том, что такое профсоюз, педагогам, которые до сих пор думают, что основная работа профсоюза - это раздача подарков к 8 марта и льготных путевок при полном согласии с любыми действиями директора.

Профессиональный союз работников народного образования и науки Российской Федерации - добровольное общественное объединение граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.

Сокращенное название: Общероссийский Профсоюз образования

На англ. языке - Education and Science Employees’ Union of Russia (сокращенное - ESEUR)

Ключевые направления деятельности Ростовской областной организации (территориальной организации Общероссийского Профсоюза образования):

- представительство и защита индивидуальных и коллективных социально-трудовых прав и интересов работников образования, социальных прав и интересов обучающихся;

- повышение качества жизни работников образования и обучающихся области;

- развитие системы социального партнерства в сфере образования региона;

- участие в создании безопасных и комфортных условий труда и осуществление контроля за соблюдением норм охраны в системе образования области;

- укрепление социального и профессионального статуса педагога, содействие повышению престижа педагогических профессий;

- осуществление социально значимых инициатив, создание новых форм социальной поддержки педагогических работников и обучающихся в регионе;

- осуществление полномочий по участию в нормотворческой деятельности;

- осуществление представительских функций в коллегиальных органах управления организациями системы образования;

- социальная диагностика, изучение актуальной социальной проблематики и общественная оценка эффективности государственной социальной политики в сфере образования;

- создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения к своему здоровью работников образования и обучающихся региона;

- развитие экспертного педагогического сообщества для независимой оценки качества образования;

- повышение уровня корпоративной культуры в среде работников системы образования и обучающихся.

По страницам истории Ростовской областной организации Профсоюза работников образования и науки.

Ростовская областная организация Общероссийского профсоюза образования бережно хранит историю рождения и развития областной организации. Во-первых, кто не знает прошлого, не может предвидеть будущего. Во-вторых, накопленный опыт позволяет конструктивно решать текущие проблемы, заглянуть в будущее.

Объединительные процессы в учительской среде зародились ещё в 19 веке.

Начальной формой таких объединений были общества взаимопомощи, через которые учителя решали проблемы материальной поддержки в сложных жизненных ситуациях, оказания помощи заболевшим, нуждающимся в лечении, выделяли средства на обучение детей учителей. Первое такое общество в России было открыто в 1866 году. А к 1903 году их уже насчитывалось более 70 тысяч. Средства в эти общества поступали не только за счёт членских взносов и добровольных пожертвований, но и от городских управ. Уже тогда общества к числу « больных мест скромного труженика, народного учителя» относили полное незнание ими своих прав и совершенную беспомощность в разрешении вопросов, предъявляемых жизнью. Всё это подтолкнуло к проведению в 1903 году Всероссийского съезда учительских обществ взаимопомощи. Съезд также принял решение о подготовке Устава Всероссийского Союза учительских обществ.

В июне 1905г. На Учредительном съезде было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию.

На Дону события по созданию профессионального союза работников образовательных учреждений разворачивалось следующим образом.

В 1917-1920 годах создан и действует Ростово-Нахичеванский-на-Дону профессиональный учительский союз. С восстановлением советской власти резко встал вопрос о необходимости создания союза, объединяющих всех работников просвещения.

Далее хронология развития областной профсоюзной организации работников образовательных учреждений разворачивается в следующем порядке.

1920-1924г.г. На Дону действует областной отдел Всероссийского профессионального Союза работников просвещения. Возглавляет правление Донского областного отдела тов. Очкин. Союз работников просвещения проделал большую работу по сплочению масс, по их политическому воспитанию, по поднятию общественной сознательности и культуры, вёл большую работу по защите прав своих членов. 23 февраля 1923 года Союз взял шефство над Красной армией и флотом, откликнулся на задачу укрепления взаимосвязи рабочего класса и крестьянства через усиление своего внимания сельскому учителю.

В 1924 году была учреждена газета «Народный учитель» («Учительская газета»), главная задача которой — удовлетворение культурных запросов сельского учительства, его воспитание, выявление его нужд. В борьбе союза за улучшение материального положения просвещенцев стояла мобилизация работников просвещения в продотряды. Союз добился частичного улучшения положения просвещенцев; их перевода в высшую категорию продовольственного пайка, получал и раздавал своим членам мануфактуру и т.д.

В 1924 году Донской областной отдел переименован в Северо-Кавказский краевой отдел Профсоюза работников просвещения, который объединял работников школ,детских садов, детских домов, научных учреждений, вузов и политпросветучреждений Постепенно повышалась зарплата, устанавливалось для отдельных категорий просвещенцев пенсионное обеспечение, вводились для некоторых групп особые льготы. В 1927г. принят декрет о системе периодических прибавок учителям за выслугу лет.

До 1932 года Краевой отдел Профсоюза работников просвещения возглавляли Кувшинов(1925-1926.г.г.), Парамзин (1927-1928г.г.), Георгиади (1929г.), Лепарская(1930-1931г.г.), Леонов (1932.).

С 1932 года Северо-Кавказский краевой отел Профсоюза преобразован в краевой комитет профсоюза работников просвещения (Севкав-крайрабпрос), который просуществовал до 1934 года и возглавляла его Яновская. В связи с разделением Северо-Кавказского края на отельные территории краевой комитет был ликвидирован.

В 30е годы профсоюзные организации работников просвещения занимались вопросами ударничества и развития социалистического соревнования; обеспечением учреждений учебными пособиями; проведением производственных совещаний; оказанием помощи малообеспеченным семьям; созданием бедняцких фондов; организацией отдыха и лечения; развитием связей с колхозами и предприятиями; культурно-просветительной и спортивной работой. Большое значение в работе профсоюза придавалось социальному страхованию. На основании постановления ЦИК СССР, СНК СССР и ВЦСПС от 23.06.1933 функции органов труда и социального страхования были переданы профсоюзам. Одной из основных составляющих в деятельности профсоюза являлась работа в области охраны труда.

В 1939 году произошло разукрупнение профсоюза работников начальных и средних школ РСФСР, из которых пять профсоюзов работников начальных и средних школ — с размещением ЦК Центра в г. Москве, ЦК Севера в Ленинграде, Юга в Ростове-на-Дону, Урала и Сибири в Свердловске, Сибири и Востока в Иркутске.

К началу 40-х годов фактически был обеспечен постепенный переход ко всеобщему десятилетнему образованию в городах и семилетнему всеобучу в сельской местности.

Великая Отечественная война отодвинула завершение создание системы всеобщего среднего образования в стране. Многие тысячи учащихся старших классов , учителей и студентов ушли в народное ополчение, в Красную Армию. Тысячи школ были разрушены, вся многогранная деятельность профсоюзов была подчинена единому закону- всё для фронта, всё для победы над врагом. Но и в трудное время школа продолжала работу по обучению детей школьного возраста. Учителя и учащиеся участвовали в противовоздушной обороне, уборке урожая, сборе лекарственных растений, в оказании помощи раненым в госпиталях.

После освобождения территории Ростовской области от немецко-фашистских оккупантов начали восстанавливаться и профсоюзные организации. Переход на работу в мирных условиях потребовал от профсоюзов перестройки и решительного улучшения организационно-массовой работы.

Интересы быстрейшего восстановления и развития народного хозяйства, разрушенного войной , потребовали объединения усилий всех пяти профсоюзов начальных и средних школ РСФСР на решение главной задачи, а потому произошло их слияние в один профсоюз.

С 1943 по 1956г.г.в области действует Ростовский областной комитет Профсоюза работников начальной и средней школы, который возглавляют Косункова (1943-1946г.г.), Светличный В.Р. (1946-1954г.г.), Дейнеко Л.С.(1955-1957г.г.).

В мае 1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР был переименован в профсоюз работников просвещения РСФСР.

Областная организация Профсоюза в период с 1948 по 1956 года уделяла большое внимание работе по выполнению постановления СМ РСФСР от 10.1948 г. «О льготах и преимуществах для сельских учителей начальных и семилетних школ», развитию социалистического соревнования на лучшую подготовку школ к новому учебному году, переходу от семилетнего всеобуча к всеобщему среднему образованию.

С 1956 по 1957г.г. в области действуют Ростовский обком профсоюза работников просвещения и Ростовский обком Профсоюза высшей школы и научных учреждений, которые в 1957 году объединились в обком Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, возглавляемый Дейнеко Лукьяном Сергеевичем. В эти годы активно велась работа по всеобучу, этому способствовали организованные профсоюзом «Дни сельских учителей», «Дни воспитателей», различные формы культурно-массовой и политико-воспитательной работы.

Профсоюз стал проявлять свою защитную функцию - забота об улучшении условий труда, быта и отдых работников образования, защита прав и интересов работающих, студентов и учащихся. Перед профсоюзными организациями вузов стояли задачи повышение качества подготовки специалистов высшей квалификации, развитие и улучшение заочных и вечерних форм образования, укрепление связи высших учебных заведений и научных учреждений с производством.

В области развивается художественная самодеятельность, проводятся вечера отдыха, концерты, спортивные выступления, расширяется сеть загородних баз отдыха, создаются оздоровительно спортивные лагеря. Большую работу проводят Дома учителей в городах Ростов, Таганрог, Новочеркасск, Шахты, Пролетарск.


С 1963-1974г.г. Обком Профсоюза возглавляла Евстратьева Зинаида Фёдоровна, При её личном участии проводилась большая работа по защите учительства, работников высшей школы и студентов, вёлся поиск новых форм и методов работы, уделялось внимание обучению профсоюзного актива. Вспоминается такой случай. В одной из школ возникает конфликтная ситуация. Директор школы вызывает председателя профорганизации и направляет её в обком со словами: « Пойдешь на Ворошиловский, поднимешься на 3 этаж там две комнаты в одной сидят заведующие, инструктора, но это ещё не обком. Следующая дверь, где надпись — Евстратьева Зинаида Фёдоровна - это и есть обком». Авторитет у председателя был не пререкаемый, личность ассоциировалась в целом с организацией.

В (1975 — 1976 г.г.). (на фото ) областную организацию возглавила Андронникова Алла Леонидовна, ранее работавшая председателем Шахтинской городской организации Профсоюза.

В 1976 г. председателем Областной организации Профсоюза избирается Солдатова Юлия Александровна. Придя в профсоюз с должности секретаря Октябрьского райкома партии, она большое внимание уделила совершенствованию форм и методов профсоюзной, работы сохраняя и развивая лучшие традиции своих предшественников.

При ней получили дальнейшее развитие социалистическое соревнование в учреждениях просвещения и высшей школы, повысилась роль профорганизаций в охране труда, подготовке образовательных учреждений к работе в осеннее - зимний период. Юлия Александровна большое личное участие приняла в организации оздоровления детей членов профсоюза на базе пионерского лагеря «Солнышко» в поселке Дедеркой Туапсинского района.


После ухода Ю.А.Солдатовой на заслуженный отдых её сменила Людмила Михайловна Колесник, проработавшая в этой должности 21 год (с1984 по 2005 г.) На её долю пришлись самые трудные, но в тоже время яркие перестроечные годы, но её эрудиция и высокий культурный уровень позволяли ей быстро находить контакты с людьми.

Стилем работы Людмилы Михайловны было умение взаимодействовать с людьми, устанавливать конструктивный диалог с органами власти, настойчивость и результативность в решении поставленных задач, нацеленных на лучшие результаты профсоюзной работы.

Людмила Михайловна несколько сроков избирается членом президиума ЦК Профсоюза и исполкома Совета Федерации, членом областной трёхсторонней комиссии, членом коллегии Министерства образования Ростовской области и президиума Совета ректоров вузов, где вносит предложения по усилению профсоюзной работы, развитию социального партнёрства с работодателями, органами исполнительной и законодательной власти во благо членов профсоюза работников образования, студентов и работников бюджетной сферы. По её инициативе проведён Год первичной организации, поддержанный ЦК Профсоюза и получивший распространение по всей России. По инициативе Л.М.Колесник в обкоме создана система информационной работы. Началась компьютеризация профорганов, создан фонд поддержки профсоюзных кадров и забастовочный фонд.

Работа Людмилы Михайловны отмечена государственными наградами: орденом «Знак почёта», медалью «За заслуги перед Отечеством» II степени, знаком ФНПР «За активную работу в Профсоюзах», Почётными грамотами различного достоинства.

В России, а следовательно и в её субъектах началась череда острейших событий связанных со сменой уклада и общественно политического строя.. Профсоюзы провозгласили основную цель: борьбу за экономическую и социальную демократию, за такой порядок в обществе и на производстве, когда трудящиеся через систему трудовых договоров и соглашений, реально участвуют в определении условий труда и его оплаты, в формировании экономической политики государства и определение судьбы своего предприятия, в установлении социальных гарантий и распределение национального дохода.

Людмиле Михайловне, аппарату и активу удалось создать работающую систему официальной защиты членов профсоюза, которая включила три уровня управления процессом эффективного воздействия на властные структуры. Именно при ней получили широкое развитие принципы социального партнерства областной организации с министерством образования, именно при ней широкое развитие получили введение социальных паспортов, которые с одной стороны позволили активизировать внутрисоюзную работу, с другой стороны - мотивировать работникам их членство в профсоюзе, что позволило не только стабилизировать, но и увеличить рост профсоюзных рядов.

Профсоюзы в то время сохранились потому, что были остро нужны их членам — педагогическое сообщество видело в профсоюзном движении свою реальную защиту, опору в трудную минуту. В тот период действительно приходилось нелегко, в результате падения производства резко снизился уровень жизни населения. Постоянная нехватка средств на нужды дошкольных учреждений и школ привели к резкому снижению качества образования, утрачены стимулы к честному труду, потерян престиж квалификации. Стипендии не стало хватать даже на ежемесячный проездной в общественном транспорте, а уровень доходов работников профессионального образования бы не выше заработной платы рядовых работников торговли.


Профсоюз решительно противостоял этим явлениям. Стали привычными такие акции, как митинги, пикеты, демонстрации, ещё недавно казавшиеся диковинными. Через горнило забастовочной борьбы прошел профсоюз работников образования и науки, продемонстрировав, что является организацией, способной вывести на улицу тысячи людей. Это показало, что требование профсоюзов находят живой отклик и поддержку у трудящихся.

Важным результатом усилий профсоюзных органов стало создание системы социального партнёрства.

После ухода из жизни Людмилы Михайловны на должность председателя Ростовского обкома Профсоюза был избран председатель Аксайской районной организации Профсоюза член президиума Хекало Николай Сидорович, пришедший в Профсоюз с должности заведующего образования. Большой опыт работы в сфере образования помог Николаю Сидоровичу сравнительно легко адаптироваться в Профсоюзе, найти подход к решению проблем работников образования и науки. Н.С. Хекало - это человек детально изучающий периодические издания, юридическую литературу, документы вышестоящих организаций, но имеющий собственное мнение, увлекающийся новым, передовым опытом.

На очередной профсоюзной конференции в 2010 году его сменил Лалетин Игорь Николаевич, кандидат социологических наук, ранее работавший председателем Шахтинской городской организации Профсоюза. Под его руководством в городе проводилась постоянная работа по мотивации профсоюзного членства, увеличилось количество профсоюзных организаций до 110. Велась серьёзная работа по защите прав педагогов от обращений в вышестоящие организации до судебных процессов, а в 2002г. при его участии были возращены долги педагогам по методической литературе. В данный период особое внимание уделялось организации досуга и отдыха работников образования. Стало традицией чествование учительских династий, проведение спартакиад, конкурсов декоративного искусства и смотров художественной самодеятельности. Игорь Николаевич Лалетин возглавлял организацию до 31 января 2020г.

После его ухода из жизни 12 марта 2020г. состоялась XXIV внеочередная конференция Ростовской областной организации. В результате альтернативных выборов новым председателем региональной организации Профсоюза был избран член президиума Ростовской областной организации Профсоюза, председатель студенческого координационного совета Ростовской области, кандидат биологических наук, доцент Владимир Геннадьевич Гайворонский, ранее занимавший должность заместителя председателя первичной профсоюзной организации Южного федерального университета.

Листая страницы истории областной организации Профсоюза, ловишь себя на мысли: это не только гарант соблюдения социальных интересов работников образования, высшей школы, науки, обучающихся, но, что не менее важно, активный социальный партнер в решении производственных задач образовательных учреждений области. И это особенно прослеживается на примере последних двух десятилетий.

Можно без преувеличения сказать, что вся история Ростовской областной организации Профсоюза, начиная от истоков учительского движения на Дону до сегодняшних дней — это период открытий и интересных находок практически во всех сферах профсоюзной работы, которая складывалась из экономической, социально-трудовой и правовой защиты работников общего образования, работников профессионального образования и науки, студенчества.

Что такое профсоюз работников народного образования и науки?


Для чего нужен Профсоюз?

Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации является добровольным общественным объединением граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.

Цели нашего Профсоюза:

Основными целями профсоюза являются представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза.

Основные направления деятельности нашего Профсоюза:

Для достижения уставных целей профсоюз через выборные органы всех уровней своей структуры:

  • Ведет коллективные переговоры, заключает соглашения, коллективные договоры, содействует их реализации.
  • Принимает участие в разработке предложений к законодательным и иным нормативным правовым актам, затрагивающим социально-трудовые права работников, а также по вопросам социально-экономической политики, формирования социальных программ и другим вопросам в интересах членов профсоюза.
  • Изучает уровень жизни работников образования различных профессионально-квалификационных групп, обучающихся, реализует меры по повышению их жизненного уровня, по регулированию доходов членов профсоюза (оплаты труда, стипендий, пенсий, других социальных выплат).
  • Принимает участие в разработке государственных программ занятости, реализации мер по социальной защите работников - членов профсоюза, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, в том числе по повышению квалификации и переподготовке высвобождаемых работников образования.
  • Принимает меры по предотвращению незаконной приватизации образовательных учреждений, их объектов социально-бытовой сферы, материально-технической базы в случае нарушения законодательства, регулирующего отношения собственности в сфере образования.
  • Осуществляет общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, законодательства в области занятости, за выполнением коллективных договоров и соглашений, за состоянием охраны труда и окружающей среды, за соблюдением законодательства в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников, за использованием средств государственных фондов, формируемых за счет страховых взносов.
  • Участвует в урегулировании коллективных трудовых споров, используя в соответствии с законодательством Российской Федерации различные формы защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза, вплоть до организации забастовок, организует и проводит собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и другие коллективные действия.
  • По поручению членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращается с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.
  • Участвует на паритетной основе с другими социальными партнерами в управлении государственными внебюджетными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным фондом и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов; осуществляет организацию и проведение оздоровительных и культурно-просветительных мероприятий среди членов профсоюза и их семей; взаимодействует с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.
  • Оказывает методическую, консультационную, юридическую и материальную помощь членам Профсоюза. Профессиональный союз – это союз профессионалов, это общественная организация сознательных и активных людей, сообща отстаивающих свои профессиональные, трудовые и социально-экономические интересы.

ЧТО ДЕЛАЕТ ПРОФСОЮЗ?

П ротягивает руку помощи!

Р ешает социальные проблемы!

О тстаивает права и интересы человека труда!

Ф ормирует основные требования к работодателю!

С одействует росту заработной платы!

О существляет представительство интересов в суде!

Ключевые слова: ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ; ЗАЩИТА ПРАВ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ; ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ; ПРОФСОЮЗНЫЙ ЛИДЕР; НЕФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; ТРУДОВОЕ ПРАВО; ПОЛНОМОЧИЯ ПРОФСОЮЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ; TRADE UNIONS; EDUCATIONAL INSTITUTION; PROTECTION OF THE RIGHTS OF WORKERS OF EDUCATION; FISCAL FUNCTION; TRADE UNION LEADER; FUNCTIONAL ORGANIZATION; EMPLOYMENT LAW; POWERS OF TRADE UNION ORGANIZATIONS.

Профессиональные союзы — исторически сложившаяся форма организации объединения работников различных трудовых коллективов. Как неотъемлемая часть трудовых отношений они являются разнообразной и многоуровневой организацией взаимоотношений. Это наиболее многочисленная общественная организация.

Профессиональные объединения входят в политической системы общества. Это особенная общественная организация, имеющая свои цели, задачи и функции, содержащиеся в их уставах.

Главные задачи профсоюзов входят в их функции — представление интересов и защиты прав работников в профессиональной деятельности.

Создавать профсоюзы могут граждане, достигшие 14–летнего возраста и осуществляющие трудовую деятельность. Согласие на создание профсоюза или на его ликвидацию не требуется. Также, исключительно на добровольной основе, происходит вступление в профсоюз и выход из него [1].

В начале 80-х годов профессиональные объединения имели огромную популярность среди учителей. Профессиональные союзы активно охраняли права и интересы учителей, заботились об их здоровье и материальном благополучии. Давали путевки в оздоровительные организации бесплатно или со скидкой, помогали с жильем, разрешали трудовые споры, следили за начислением пенсии в полном объеме для тех, кто ушел на пенсию. Учителя не задумывались о том, вступать в профсоюз или нет.

На сегодняшний день многое изменилось. Сегодня школьная профсоюзная организация зачастую выполняет фискальную функцию: сбор средств на юбилеи, похороны, праздники и так далее. Каковы же права и обязанности профсоюзной организации и почему в настоящее время деятельность профсоюзов сводится на нет. Именно об этом пойдет речь в данной статье.

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений [2]. Права профсоюзов не могут быть ограничены. Первичные профсоюзные организации представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов, а также коллективные права и интересы всех работников независимо от членства.

Членство в профессиональном союзе личное решение каждого. В настоящее время часть коллектива в школе откололось от профсоюза. Работники уверены, что их принадлежность к профсоюзной организации никак не улучшит их материальное положение, здоровье и размер пенсии.

Проводя опрос в образовательных организациях нашего района, были сделаны следующие выводы: количество членов профсоюза в разных коллективах колеблется от 60% до 80%, на вопрос как часто вы обращаетесь в профсоюз за помощью 50% не обращались ни разу с момента вступления в данную организацию, 33% последний раз обращались около 3-5 лет назад, остальные 17% затруднялись ответить.

В противоречивость изначальных назначений профсоюзы сегодня работают в угоду администрации, которая часто ущемляет интересы учителей, заручаясь поддержкой профсоюзного лидера. Он не имеет возможности оказывать влияние на хозяйственную деятельность школы, распределение учебной нагрузки, соблюдение графика отпусков, нарушение размера выплаты заработной платы, повышающих коэффициентов, надбавок и так далее.

Ранее профсоюзным лидером выбирали личность грамотную, знающую законодательство, относящееся к деятельности профессиональных организаций, имеющую твердые жизненные установки и обладающую необходимыми задатками и качествами лидера, способного добиваться поставленных целей. Сегодня эту должность занимают те, кто приближен к администрации школы, те, кто меньше всего погружен в целесообразности данной организации и значении ее для коллектива.

Многие учителя, даже те, кто является членами профсоюза, считают ее нефункциональной организацией, не имеющей юридической силы, и никак не способной помочь ее члену. Во многих образовательных организация профсоюзы уже изжили себя и прекратили свое существование. В тех школах, где они сохранились, в своем составе имеют в основном молодежь и пенсионеров. Молодёжь вступает в профсоюз с целью влиться в коллектив, а те, кто собирается на заслуженный отдых, по привычке возлагают на эту организацию надежды на то, что та в свою очередь окажет содействие и помощь при начислении пенсии работнику. Оставшаяся категория учителей (те, кто имеет стаж работы от 8 до 20 лет) привыкли самостоятельно разрешать трудовые споры и надеяться только на себя.

Данное положение вещей связано с тем, что для профсоюзов изменилась сегодняшняя реальность их функционирования, что оказало влияние на цели, способы и методы их работы. В работе профсоюзных объединений появились забастовки, система коллективного договора, акции протестов. В Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на создание общественных объединений и на сегодня таковых в учебных заведениях общего среднего образования великое множество. Например: школа молодых педагогов, методические объединения по отраслям наук, объединение учителей дополнительного образования, классных руководителей и т.д. Но все же профсоюзу в данном перечне отводится особенная роль, профсоюзная организация имеет иную направленность деятельности, правовую особенность и ту значимость которую она играет в функционировании коллектива школы.

Профсоюзная организация в школе создается для того, чтобы осуществить основные задачи по защите трудовых прав учителей и других работников в конкретном коллективе образовательной организации.

Значение данной организации заключается в том, что с помощью нее работники образовательных организаций могут выстраивать взаимоотношения с работодателями, защищать свои права, взаимодействовать с органами местной власти и управлением образования. Учителя с помощью профсоюза могут выдвигать требования и надеяться на то, что их проблемы, предложения, трудности будут услышаны и решены.

Урегулирование работы профсоюзов с точки зрения закона в Российском государстве содержится в трудовом праве, 43 Международных конвенциях, в трехстах законодательных актах. На местном уровне документами, определяющими работу профсоюзного объединения, являются устав, коллективный договор, приказы, распоряжения руководителя образовательной организации и так далее.

Полномочия профсоюзных организаций. Всемирное сообщество осмыслило значимость профсоюзов в начале 60-х годов XX века. Доклад «Профсоюзные права и их связь с гражданскими свободами», принятый в 1969 году в Женеве на 53 сессии Международной конференции определил значимость профсоюзного движения. Основанием для этого считалось появившееся иное мышление личности и изменение законодательства [3].

За полутора вековой период профсоюзные движения развились от нелегальных объединений до организации, деятельность которой закреплена законом. Профессиональные объединения стали частью политической системы. Соответственно изменилось и их правовое положение.

Права профсоюзов можно разделить на три группы.

Первая – общие права. В Законе РФ «Об общественных объединениях» прописаны основные права профсоюзов: беспрепятственно тиражировать информацию о своей работе; принимать участие в разработке документов принимаемых органами управления; организовывать разного вида мероприятия по выражению воли трудящихся; издавать печатную продукцию; осуществлять защиту прав членов Профсоюза в органах управления и объединениях; выполнять свои задачи, которые предусмотрены законом об общественных объединениях; выступать с предложениями вопросам, касающихся жизни общества, озвучивать предложения в органы государственной власти; участвовать в предвыборных мероприятиях [4].

Вторая – особенные права. В соответствии с ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Прописываются права на: представление интересов и защиту трудовых прав работников; оказание помощи безработным; организация коллегиальных собраний, участие в составлении и внедрении нормативно-правовых актах организаций и соблюдении всех правил при их выполнением; рассмотрение трудовых споров и вынесение решений по ним; взаимодействие с другими уровнями осуществления государственной и местной власти; участие в политической и общественной жизни общества; право на получение полной информации по трудовым вопросам; участие в проведении и получении образования или повышения уровня квалификации членов профсоюза; выполнение контроля профсоюзного лидера за соблюдением законодательства о труде; осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда и окружающей среды; социальную защиту работников; на защиту интересов работников в органах по разбирательству трудовых споров [1].

Несмотря на то, что условия работы профсоюза изменились, изменилось отношение к нему как к органу, способному защитить права педагогов, все же профсоюз продолжает существовать, а значит есть надежда на то, что он станет своеобразным тылом для каждого работника образования по значимым вопросам касающимся трудовой деятельности каждого из них.

30 сентября в школе №17 Петропавловска-Камчатского состоялся очень интересный педсовет, в котором приняла участие Лариса Витальевна Сущева, председатель Камчатской краевой организации Профсоюза работников народного образования и науки. Лариса Витальевна объясняла учителям, что такое профсоюз. Коллеги из недавно созданной первички профсоюза «Учитель» в школе №17 рассказали нам, как проходило собрание, и теперь мы лучше представляем себе, как именно понимают некоторые региональные руководители суть профсоюзной деятельности. А поскольку Лариса Витальевна избрала в качестве отрицательного примера профсоюз «Учитель», я вынужден напомнить ей и ее коллегам самые элементарные вещи, о которых они, кстати, могли бы прочитать в профсоюзной газете «Солидарность».

Начнем с самого главного вопроса - о членстве. Председатель Камчатской краевой организации уверена, что членами профсоюза должны быть не только наемные работники, но и работодатели (в данном случае — директор школы).

Уважаемые коллеги из Профсоюза работников народного образования и науки! Если защищать права, то от кого? Кто их нарушает? Если не работодатель, то - кто? И как будет работать независимый (прежде всего от работодателя!) профсоюз, если работодатель как член профсоюза может влиять на все его решения? Представьте себе собрание, обсуждающее вопрос о начале забастовки. Директор тоже за нее будет голосовать?

Председатель Камчатской краевой организации профсоюза работников народного образования и науки заявила, что работники были обязаны (!) пригласить директора школы на учредительное собрание профсоюзной организации. То есть, получается, нормальный профсоюз - в котором его члены на всё получают разрешение директора. Уверяю вас, коллеги, это не так. Не должны работники ни о чем просить директора или уведомлять его заранее о проведении учредительного собрания. Возможно, Л.В. Сущева решила, что раз муниципальные власти у нас согласуют или не согласуют место и время проведения публичных акций, то и директору школы дано такое право.

Лариса Витальевна Сущева сравнивает состоявшееся учредительное собрание первичной организации профсоюза «Учитель» с «тайной вечерей». Помимо того что мне очень хотелось бы узнать у Ларисы Витальевны, чем именно ей не нравится один из важнейших христианских символов - тайная вечеря, я прошу прочитать хотя бы ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности». В нем, как и во всех остальных нормативных актах, нет обязанности договариваться с работодателем о проведении учредительного собрания.

В начале перестройки Михаил Горбачев образно описал ситуацию, когда директора были членами профсоюзов: «Председатель профкома танцует польку-бабочку с директором». К сожалению, мы получаем очень много писем, в которых учителя рассказывают о том, как в их школах директора вместе с профоргами принимают решения, нарушающие трудовые права работников.

Да, профсоюз «Учитель» с самого начала своего существования последовательно помогает своим членам защищать трудовые прав работников в спорах и нередко острых конфликтах с работодателями. Так уж устроена наша система образования, что нередко директор вынужден вести наступление на наши права: увеличивать учебную нагрузку, сокращать компенсационные и стимулирующие выплаты, принуждать к выполнению неоплачиваемых работ.

Может быть, вы считаете, что основные нарушения происходят не на школьном, а на региональном или всероссийском уровне? Тогда надо добиваться изменения регионального и федерального законодательства. Но почему-то Л.В. Сущева упрекает профсоюз «Учитель» в том, что в нашем уставе среди других задач указано «участие в совершенствовании законодательства РФ».

Напомним, что, в соответствии с пунктом 9.1 своего Устава, Профсоюз работников народного образования и науки РФ

«… Участвует в разработке предложений к законодательным и иным нормативным правовым актам, затрагивающим трудовые, социальные и профессиональные права и интересы работников и обучающихся, а также по вопросам социально-экономической политики, формирования социальных программ и другим вопросам в интересах членов Профсоюза».

Трудно представить себе профсоюз, который не добивается улучшения законодательства с целью улучшения положения работников. Более того, многие проблемы российских педагогов порождены именно несовершенством законодательства, в частности, превращением образования в «сферу услуг».

А теперь - о грустном. Любой человек имеет право высказывать свое мнение, в том числе - о профсоюзах. Но вот клевета (то есть «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию», с т . 128.1 УК РФ ) - это уже дело другое.

Утверждения о том, что профсоюз «Учитель» требует профсоюзные взносы в тройном размере за юридические услуги, а также может потребовать в качестве взноса квартиру или машину являются выдумкой в чистом виде. Согласно положению о взносах, вновь вступающий в профсоюз работник должен уплатить взнос за три предыдущих месяца, если он рассчитывает на юридическую помощь в значительном объеме. Это не относится к случаям вступления в действующие первичные профсоюзные организации.

Установить истину в данном случае легко: достаточно прочитать Устав МПРО «Учитель».

Может быть, что эти разъяснения помогут разобраться в том, что такое профсоюз, педагогам, которые до сих пор думают, что основная работа профсоюза - это раздача подарков к 8 марта и льготных путевок при полном согласии с любыми действиями директора.

Читайте также: