Работа не являющаяся педагогической выполняется пед работником на какой основе

Опубликовано: 30.04.2024

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":

- Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

- Статья 4. Правовое регулирование отношений в сфере образования

- Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

- Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

- Глава 5. Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность

3. Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках":

- Приложение. Ежегодные основные удлиненные оплачиваемые отпуска работников, замещающих должности педагогических работников, а также руководителей образовательных организаций, заместителей руководителей образовательных организаций, руководителей структурных подразделений этих организаций и их заместителей

- Приложение 2. Соотношения численности работников профессорско-преподавательского состава и обучающихся образовательных организаций высшего образования в части контингента, принятого на обучение до 1 января 2015 г.

4. Положение об оплате труда работников федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений, подведомственных Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 декабря 2015 г. N 1111н)

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. N 293 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу"

6. Постановление Правительства РФ от 14 мая 2015 г. N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках"

7. Перечень должностей научных работников, подлежащих замещению по конкурсу (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2015 г. N 937)

8. Постановление Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры"

9. Раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. N 1н)

10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

11. Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2015 - 2017 годы (22 декабря 2014 г.)

1. Примерная форма срочного трудового договора с преподавателем высшего учебного заведения (утв. Письмом Минобразования РФ от 30 декабря 2002 г. N 25-111ин/25-22)

2. Личная медицинская книжка (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 г. N 402)

3. Учетная карточка научного, научно-педагогического работника (Унифицированная форма N Т-4) (утв. Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1)

4. Примерная форма правил внутреннего трудового распорядка в общеобразовательной организации (подготовлено экспертами компании "Гарант")

5. Примерная форма правил внутреннего трудового распорядка в дошкольном образовательном учреждении (подготовлено экспертами компании "Гарант")

6. Примерная форма положения о защите, хранении, обработке и передаче персональных данных работников и обучающихся образовательной организации (подготовлено экспертами компании "Гарант")

7. Примерная форма положения об организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса (подготовлено экспертами компании "Гарант")

8. Примерная форма трудового договора с воспитателем дошкольной образовательной организации (подготовлено экспертами компании "Гарант")

9. Примерная форма трудового договора с педагогом дополнительного образования (подготовлено экспертами компании "Гарант")

10. Примерная форма трудового договора с работником профессорско-преподавательского состава (подготовлено экспертами компании "Гарант")

11. Пример заполнения Учетной карточки научного, научно-педагогического работника (Форма N Т-4) (подготовлено экспертами компании "Гарант")

12. Примерная форма трудового договора со старшим преподавателем (подготовлено экспертами компании "Гарант")

13. Примерная форма положения о порядке и условиях предоставления длительных отпусков педагогическим работникам образовательного учреждения (подготовлено экспертами компании "Гарант")

14. Примерная форма трудового договора с доцентом (подготовлено экспертами компании "Гарант")

15. Примерная форма трудового договора (контракта) с преподавателем высшего учебного заведения ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях")

16. Примерная форма трудового договора с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе (завуч) (подготовлено экспертами компании "Гарант")

17. Примерная форма трудового договора с учителем (подготовлено экспертами компании "Гарант")

18. Примерная форма правил внутреннего трудового распорядка в образовательном учреждении среднего профессионального образования (подготовлено экспертами компании "Гарант")

1. Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 марта 2016 г. N ВК-572/07 "О предоставлении льгот педагогическим работникам"

2. Письмо Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 3 марта 2015 г. N 86 "О приказе Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре"

3. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 марта 2015 г. N 14-1/10/П-1140 (об изменении принципа расчета средней заработной платы работников сферы образования)

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2011 г. N МД-1703/03 "О предоставлении справок о наличии (отсутствии) судимости, в том числе погашенной и снятой, и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования"

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 15 августа 2011 г. N 03-515/59 "Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений"

5. Испытательный срок для педагога (журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2017 г.)

6. Продолжительность рабочего времени и нагрузка педагогов ("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, май 2015 г.)

7. Установление учебной нагрузки ("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2015 г.)

8. Медосмотры работников образовательных учреждений ("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, апрель 2015 г.)

10. Работа по совместительству ("Делопроизводство и кадры", N 9, сентябрь 2014 г.)

11. Особенности труда педагогических работников ("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", N 8, август 2014 г.)

12. Оплата труда преподавателя - внешнего совместителя ("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2013 г.)

13. Оплата труда педагогических работников в праздничные дни (М. Мишанина, "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2013 г.)

16. Доплата сотрудникам за ученую степень ("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2012 г.)

17. Должностные инструкции педагогов и тьюторов ("Кадровик. Кадровое делопроизводство", N 2, февраль 2012 г.)

Решения практических ситуаций

Ситуация 1: Возможно ли в правилах внутреннего трудового распорядка или других локальных актах установить для педагогических работников государственной образовательной организации требования к деловому стилю одежды, а также установить запрет на ношение одежды, выражающей отношение к религии (например хиджаба)? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2016 г.)

Ситуация 2: Может ли являться заведующим кафедрой специалист, имеющий ученую степень, но не имеющий ученого звания? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2016 г.)

Ситуация 3: Педагогическим работникам была назначена надбавка за квалификационную категорию (высшую, первую), предусмотренную в локальном нормативном акте государственного бюджетного образовательного учреждения Пермского края. Распространяется ли на педагогического работника, занимающего должность "воспитатель дошкольного образовательного учреждения", квалификационная категория, присвоенная по должности "преподаватель учреждения среднего профессионального образования"? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2015 г.)

Ситуация 4: В начале учебного года принимается преподаватель химии в колледж (среднее профессиональное образование) на педагогическую нагрузку 661 час. Какую ставку преподаватель будет занимать: 661/720 (720 - астрономические часы) или 661/960 (960 - академические часы)? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2015 г.)

Ситуация 5: Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования, прошел по конкурсу на должность ассистента с 16.10.2013 сроком на 2 года. В феврале 2014 года сотрудник ушел в отпуск по уходу за ребенком. 15.10.2015 заканчивается срок пребывания в должности в связи с избранием по конкурсу. Сотрудник все еще находится в отпуске по уходу за ребенком. Когда с сотрудником должен быть проведен конкурс на замещение занимаемой им должности: по достижении ребенком 3 лет или же в срок окончания срочного трудового договора (до 15.10.2015)? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2015 г.)

Ситуация 6: В образовательном бюджетном учреждении заведующий отделением ведет педагогическую деятельность в свое рабочее время в объеме 360 часов в год. В период летних каникул заведующий отделением работает, так как является председателем приемной комиссии. Отпуск ему будет предоставлен в августе-сентябре на 56 календарных дней. Работа в качестве председателя приемной комиссии прямо не предусмотрена ни трудовым договором заведующего отделением, ни должностной инструкцией. Точно не известно, выполняется преподавательская работа в основное рабочее время или за его пределами. Как правильно произвести расчеты по заработной плате с заведующим отделением? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2015 г.)

Ситуация 7: Государственное бюджетное образовательное учреждение ведет предпринимательскую деятельность в части оказания платных образовательных услуг. Дополнительная работа выполняется педагогическими и административными работниками. Некоторые из этих работников выполняют дополнительную работу в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, а некоторые - в свободное от основной работы время. Нужно ли заключать дополнительные соглашения к трудовому договору с работниками учреждения, принимающими участие в этой деятельности? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2015 г.)

Ситуация 8: Педагоги образовательного учреждения направляются в период, не совпадающий с очередным отпуском, для работы в оздоровительный лагерь по проведению походов, экспедиций. Применяется ли к отношениям по оплате труда указанных работников Порядок, утвержденный приказом Минобразования РФ от 29.03.1993 N 113 "О неотложных мерах по организации летнего отдыха детей и подростков в 1993 году"? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2015 г.)

Ситуация 9: Может ли лицо, имеющее судимость по части 1 ст. 160 УК РФ, заниматься педагогической деятельностью? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2014 г.)

Ситуация 10: Необходимо ли воспитателю детского сада получить дополнительное профессиональное образование, если он имеет высшее образование дизайнера-педагога по специальности "Профессиональное обучение"? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2014 г.)

Ситуация 11: Сотрудники, с которыми планируется заключить договор о полной материальной ответственности, занимают должности педагогов дополнительного образования. Организация является государственным бюджетным образовательным учреждением. С какими категориями работников могут заключаться договоры о полной материальной ответственности в образовательном учреждении? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2013 г.)

Ситуация 12: Муниципальное бюджетное учреждение оказывает услуги по организации досуга детей (не образовательные услуги). Нужны ли педагогам дополнительного образования медицинские книжки в данном учреждении, или достаточно медицинской справки из районной поликлиники по месту жительства о прохождении диспансеризации? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2013 г.)

Ситуация 13: В образовательном учреждении (вузе) был издан приказ о представлении справки МВД о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям согласно Федеральному закону от 23.12.2010 N 387-ФЗ. В образовательном учреждении могут обучаться несовершеннолетние. Распространяется ли данное требование на сотрудников вуза, не занимающихся педагогической деятельностью (например, сотрудников бухгалтерии) и проработавших в вузе более 10 лет? Может ли работодатель сделать этот запрос самостоятельно? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2013 г.)

Ситуация 14: Какими документами оформляются работа ректора вуза по совместительству у того же работодателя по педагогической должности, не являющейся руководящей, и педагогическая работа, не являющаяся совместительством (почасовая работа)? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2013 г.)

Ситуация 15: Директор школы искусств дополнительно работает преподавателем в этой же школе. Является ли это совместительством? Как правильно сделать запись в трудовую книжку о том, что директор школы является преподавателем этой же школы? (служба Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2013 г.)

Ситуация 16: Подойдет ли для работы воспитателем дополнительное образование по направлению "Психология и педагогика"? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.)

Ситуация 17: Может ли в школе (коррекционной) работать учителем трудового воспитания человек без педагогического образования? (информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.)

1. Определение Конституционного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. N 427-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Воинцева Сергея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 336 Трудового кодекса Российской Федерации"

2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"

3. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 г.)

4. Решение Верховного Суда РФ от 29 ноября 2013 г. N АКПИ13-1099 (об отказе в признании недействующим Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", в части квалификационных требований о наличии ученого звания, предъявляемых к руководителю (ректору, директору) образовательного учреждения высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н)

5. Решение Верховного Суда РФ от 4 июня 2012 г. N АКПИ12-439 (об отказе в признании частично не действующим Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, утв. приказом Министерства внутренних дел РФ от 7 ноября 2011 г. N 1121)

6. Решение Верховного Суда РФ от 7 ноября 2011 г. N ГКПИ11-1469 (об отказе в признании частично не действующим пункта 8 Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении РФ, утв. приказом Министерства образования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114)

7. Решение Верховного Суда РФ от 21 декабря 2006 г. N ГКПИ06-1518 (об отказе в признании недействующим подпункта "в" пункта 2 постановления Министерства труда и социального развития РФ от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры")

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Путеводитель по кадровому делу

Подготовлен экспертами компании "Гарант"

Путеводитель по кадровому делу включает тематические подборки правовых норм, судебной практики, разъяснений государственных органов власти, аналитических материалов, практических ситуаций, а также форм документов и образцов их заполнения.

Быстро разобраться с кадровым вопросом Вам помогут:

- одновременное наличие различных видов информации по интересующей проблеме,

Трудовое законодательство, в частности, Трудовой кодекс РФ под условиями труда педагогических работников понимает:

достаточно широкий круг обстоятельств,

к которым относятся, в том числе права и обязанности педагогического работника.

Широкое понимание условий труда педагогических работников обусловлено договорной основой трудовых отношений с педагогическими работниками:

  • основным правовым документом, определяющим условия труда педагогических работников, является трудовой договорс конкретным педагогическим работником.

При этом законодательство делит условия трудового договора с педагогическими работниками:

на обязательные условия трудового договора и

факультативные условия трудового договора.

Так в соответствии со статьей 57 «Содержание трудового договора» Трудового кодекса РФ обязательными условиями трудового договора являются следующие:

место работы, а в случае, когда педагогический работник принимается для работы в филиале или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;

трудовая функция, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности. При этом если в соответствии с законодательством с выполнением работ по определенным должностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или положениям профессиональных стандартов;

Постановление Правительства РФ от 31 октября 2002 г. № 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих";
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/В-2253 По вопросам применения профессиональных стандартов

сроки действия трудового договора (бессрочный или на определенный срок). В случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора с педагогическим работником в соответствии с Трудовым кодексом или иным федеральным законом;

условия оплаты труда, включая размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) педагогического работника, доплаты, надбавки, поощрительные и другие выплаты, в т.ч. стимулирующие;

режим рабочего времени и времени отдыха, если для данного педагогического работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя;

гарантии и компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда с указанием характеристик условий труда на рабочем месте;

условия, определяющие в необходимых случаях характер работы, например, разъездной характер работы;

условия труда на рабочем месте;

условие об обязательном социальном страховании педагогического работника;

другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

Если при заключении трудового договора с педагогическим работником в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа обязательных условий:

то трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями;

при этом недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.

В трудовом договоре с педагогическим работником могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение педагогического работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:

об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте;

о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной);

об обязанности педагогического работника отработать после обучения не менее установленного трудовым договором срока, если обучение проводилось за счет средств образовательного учреждения;

о видах и об условиях дополнительного страхования педагогического работника;

об улучшении социально-бытовых условий педагогического работника и членов его семьи;

об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться:

права и обязанности педагогического работника и образовательного учреждения (работодателя), установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами,

а также права и обязанности педагогического работника и образовательного учреждения, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений.

Невключение в трудовой договор каких-либо из указанных прав и (или) обязанностей педагогического работника и образовательного учреждения:

  • не может рассматриваться как отказ от реализации этих прав или исполнения этих обязанностей.

Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ об условиях труда педагогических работников

В Федеральном законе об образовании № 273-ФЗ содержатся ряд норм, относящихся к условиям труда педагогических работников, однако сформулированных с высокой степенью неопределенности.

Так, статья 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Закона об образовании № 273-ФЗ, определяющая компетенцию образовательной организации, предусматривает:

компетенцию (следовательно, и право, и обязанность) образовательной организации обеспечить материально-техническое оснащение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с действующими нормами и требованиями,

в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) или федеральными государственными требованиями (ФГТ).

Упомянутые в статье 28 Закона об образовании № 273-ФЗ нормы и требования:

должны определять материально-технические условия труда педагогических работников,

которые, в свою очередь, имеют право настаивать на их исполнении.

Аналогично, установленная Законом об образовании № 273-ФЗ обязанность администрации по созданию условий и организации повышения квалификации педагогических работников (дополнительного профессионального образования):

также относится к условиям труда педагогических работников, которые должны быть предоставлены образовательным учреждением (в том числе среднего профессионального образования)

в соответствии с существующими нормативами и установленными требованиями.

Статья 28 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ налагает также обязанность на образовательное учреждение:

по обеспечению охраны и укрепления здоровья и организации питания обучающихся, а также педагогических работников образовательного учреждения (пункт 15 статьи 28 Закона об образовании № 273-ФЗ),

по организации научно-методической работы, проведению научных и методических конференций, семинаров (пункт 20 статьи 28 Закона об образовании № 273-ФЗ).

В соответствии с частью 6 статьи 28 Закона об образовании образовательное учреждение обязано:

Для учителей законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, предусмотрены особый порядок предоставления отпусков, выплата компенсаций и некоторые льготы. И об этом следует помнить.

Норма часов педагогической работы, за выполнение которой установлена ставка заработной платы учителя (должностной оклад), составляет от 18 до 36 часов в неделю.

Причем статьей 333 Трудового кодекса РФ и пунктом 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» предусмотрено следующее: для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю. А за часы работы сверх установленных норм производится дополнительная оплата в соответствии с получаемой ставкой в одинарном размере (см. постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191).

Кроме того, учитель может работать по совместительству. Продолжительность такой работы в течение месяца устанавливается по каждому трудовому договору и по соглашению сторон (учитель и работодатель). При этом она не может превышать:
– половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
– 16 часов работы в неделю для тех педагогов, у которых половина месячной нормы рабочего времени по месту основной работы составляет менее 16 часов в неделю.

Об этом сказано в постановлении Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41.

Итак, продолжительность рабочего времени учителя не должна превышать 36 часов в неделю. Исходя именно из этого условия и составляется рабочий график педагога.

Отпуск работников педагогического труда длиннее

Продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работнику, составляет 28 календарных дней. Основание – статья 115 Трудового кодекса РФ. Но для педагогов, в том числе учителей, законодательством предусмотрено предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска. Его продолжительность устанавливается Правительством РФ и составляет от 42 до 56 календарных дней (ст. 334 Трудового кодекса РФ).

Кроме того, педагоги имеют право на длительный отпуск сроком до одного года. Но не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления такого отпуска определяют учредители и (или) устав образовательной организации (ст. 335 Трудового кодекса РФ).

Минобразования России своим приказом от 7 декабря 2000 г. № 3570 утвердило Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года (далее – Положение). Но его нормы распространяются только на организации, для которых Минобразования России – учредитель (или выполняет полномочия учредителя).

Согласно Положению за находящимся в длительном отпуске работником сохраняется его место работы (должность). Возможность оплаты такого отпуска за счет внебюджетных средств определяется уставом образовательной организации.

Педагогические работники могут пойти на пенсию досрочно

Пенсия по старости назначается ранее установленного законом возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность. Об этом сказано в подпункте 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ).

Список должностей и учреждений, а также периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержден постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. Среди прочих в этом списке указана профессия учителя.

Отметим, что, согласно статье 10 Закона № 173-ФЗ, в страховой стаж для исчисления пенсии включаются периоды работы и (или) иной деятельности на территории России. Но при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Очередной оплачиваемый отпуск также включается в страховой стаж. Ведь работник состоит в трудовых отношениях, и со всех полученных им сумм должны производиться отчисления, в том числе в Пенсионный фонд РФ.

Педагогам положена компенсация затрат на покупку литературы

Для педагогических работников предусмотрена возможность получения ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания. Цель предоставления такого права – содействие обеспечению педагогов соответствующей литературой. Об этом сказано в пункте 8 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».

Так, педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования выплачивается компенсация в размере 150 руб. А в других федеральных государственных образовательных учреждениях – в размере 100 руб.

Для педагогов образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, компенсация выплачивается по решению органа госвласти субъекта РФ (он же и устанавливает ее размер). Для муниципальных образовательных учреждений – по решению органа местного самоуправления.

Предусмотрены льготы по коммунальным услугам

В пункте 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» предусмотрена возможность предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений льгот по коммунальным услугам. Так, к этим льготам относится право педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках или поселках городского типа.

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 01.04.2012 N 27-ФЗ)

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ)

Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета - на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.

Не проводится конкурс на замещение:

должностей декана факультета и заведующего кафедрой;

должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;

должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 настоящего Кодекса.

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью третьей настоящей статьи, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация (часть вторая статьи 81 настоящего Кодекса). Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами высших учебных заведений.

В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 10.11.2009 N 260-ФЗ)

С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, не может превышать срок окончания полномочий ректора.

(в ред. Федерального закона от 10.11.2009 N 260-ФЗ)

По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, - типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 334. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 335. Длительный отпуск педагогических работников

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (часть седьмая статьи 332 настоящего Кодекса).


Личность педагога во все времена оставалась основным инструментом воспитания и образования детей. Профессионал высокого уровня в какой-либо специальности не способен донести свои обширные знания до учеников без желания и умения сделать это.

Профессиональная непригодность проявляется в разных сферах работы педагога. Часто ее оценка становится субъективной. Однако есть категория граждан, разрешить которой общаться с детьми и заниматься их образованием просто недопустимо. Личность учителя накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка и при негативном влиянии может причинить непоправимый вред.

Поэтому государство законодательно оградило учащихся от лиц, которые могут нанести моральный, физический и психологический ущерб, и лишило таких людей права на занятие педагогической деятельностью.

Урок в школе

Педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность - процесс передачи духовных и прикладных знаний в результате сознательного образования и воспитания. Компетентность педагога складывается из его теоретической и практической готовности к своей профессии. Она требует организаторских, аналитических, коммуникативных, проективных умений и навыков.

О необходимости педагогической деятельности говорят, когда обществу требуется передать знания и опыт от поколения к поколению. Социум предъявляет высокие требования к личности педагога, его культуре, моральным качествам, физическому и психическому здоровью.

Учитель должен любить детей и хотеть заниматься их воспитанием. Он владеет знаниями по возрастной психологии и имеет представление о планировании воспитательного и образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ученика. Будучи профессионалом в определенной научной сфере, учитель разбирается в своем предмете и может передать эти знания детям на всех этапах обучения.

Но иногда такой дипломированный преподаватель лишается права работать педагогом или не может быть трудоустроен в образовательное учреждение.

Статья 331 ТК РФ

Новая редакция статьи уточняет, кто имеет право работать в педагогике.

Допуск производится при наличии образовательного ценза. Это уровень профессионального образования и квалификации педагога, соответствующий требованиям учебного заведения для должности, на которую претендует кандидат. От соблюдения образовательного ценза освобождаются специалисты - практики, приглашенные для проведения занятий.

Эта статья касается заключения трудового договора с педагогом в учреждениях, упомянутых в утвержденном перечне.

Она также указывает, что к педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права преподавать;
  • судимые по определенным уголовным статьям;
  • судимые по тяжким статьям за любые правонарушения;
  • недееспособные и лица с определенными заболеваниями.

Отдельно оговаривается возможность возврата к педагогической деятельности для лиц, имеющих погашенную судимость за преступления, не представляющие опасность для общества.

Увольнение с работы

Кого лишают права быть педагогом

Руководство образовательного учреждения отстраняет педагога от работы, когда суд в качестве основного или дополнительного вида наказания лишает его права на занятие педагогической деятельностью на определенный срок.

Преподаватель не может быть допущен до работы, если правоохранительные органы уведомили администрацию ОУ о том, что он подвергся уголовному преследованию за преступления против:

  • жизни, здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
  • половой свободы и неприкосновенности;
  • семьи и несовершеннолетних;
  • здоровья населения;
  • общественной нравственности;
  • основ конституционного строя и безопасности государства;
  • мира и безопасности человечества;
  • общественной безопасности.

Временное отстранение от работы может произойти по инициативе руководства ОУ до выяснения обстоятельств противоправного действия преподавателя, то есть до наступления административной или уголовной ответственности. Но лишить его права быть педагогом можно только на основании судебного решения, вступившего в силу на законных основаниях.

Домогательство в школе

Кого не примут на работу преподавателем

Государство постановило, что к педагогической деятельности не допускаются лица с криминальным прошлым. Справку об отсутствии судимости сейчас в обязательном порядке запрашивают у каждого, кто устраивается на работу в сферу образования.

По закону, на работу в сферу образования не примут:

  • если имеется неснятая или непогашенная судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • если была судимость за преступления против личности;
  • если ранее было лишение права заниматься педагогической деятельностью;
  • если официально установлен факт недееспособности;
  • если имеются заболевания из перечня, указанного в федеральном законе.

За определенные преступления граждане РФ имеют пожизненный запрет на любую работу в образовательных учреждениях.

Уголовное преследование

Что такое уголовное преследование

Факт уголовного преследования становится для человека препятствием непреодолимой силы при трудоустройстве в сферу образования. О факте преследования говорят, когда в отношении конкретного человека возбуждено уголовное дело.

Оно может быть закрыто по объективным причинам. Также законом предусмотрены случаи, когда преступление переквалифицируется из уголовного в административное.

Есть разница между "преследованием" и "делом". Уголовное дело может продолжаться, так как имело место преступление, но подозреваемый освобождается от преследования по причине его невиновности. Только суд признает гражданина РФ виновным или снимает с него уголовное преследование. Поэтому судебное решение является основанием для запрета заниматься педагогической деятельностью или для восстановления преподавателя в своих правах.

Недееспособность педагога

Недееспособность устанавливается судом по заявлению родственников при участии представителя органов опеки. Гражданин может быть признан недееспособным в полной мере или частично. Несовершеннолетние до 16 лет считаются полностью недееспособными по возрасту, с 16 до 18 лет - частично, судебного подтверждения этого факта не требуется.

Частичная недееспособность с обязательным назначением опекуна признается судом в случае употребления гражданином наркотиков или алкоголя в такой степени, что это влечет за собой значительное ухудшение финансового состояния семьи и угрожает жизни и здоровью детей зависимого.

Если у человека развилось психическое расстройство и он не может адекватно воспринимать реальность, нести ответственность за свои поступки, то он может быть признан недееспособным в полной мере. Суд в этом случае отправляет гражданина, в отношении которого подано заявление, на обязательную психиатрическую экспертизу для получения от врачебной комиссии справки о его состоянии.

При приеме на работу педагога администрация ОУ не может требовать предоставить справку о дееспособности и не имеет права сделать соответствующий запрос в суд или психиатрическую клинику. При выявлении факта сокрытия частичной или полной недееспособности, установленной в суде, трудовой договор расторгается, потому что к педагогической деятельности не допускаются лица с психическими отклонениями.

Невменяемость и недееспособность

Заболевания, несовместимые с работой в сфере образования

ТК РФ в 2006 году было дополнено положением о том, что к работе в образовательных учреждениях не допускаются лица с заболеваниями, указанными в утвержденном перечне.

На сегодняшний день этот список законодателями не создан, поэтому руководствуются перечнем психиатрических заболеваний, при которых противопоказана деятельность, связанная с повышенной опасностью, и инструкцией Минздрава СССР о запрете на работу с детьми для лиц с открытой формой туберкулеза.

Для выявления непригодности по психиатрическим причинам профессиональные педагоги должны раз в 5 лет проходить освидетельствование. Остальные заболевания, в том числе инфекционные и заразные, выявляются во время ежегодного осмотра, результаты которого вносятся в личную медицинскую книжку сотрудника.

Уголовное преследование

Исключения для судимых по решению комиссии

Если судимые преподаватели считают, что их прошлое никак не повлияет на работу с детьми, их уголовное наказание не предполагало пожизненное лишение права заниматься педагогической деятельностью и отсутствует непогашенная судимость, то есть возможность разрешить им работать в сфере образования. Этот вопрос рассматривается в индивидуальном порядке по личному заявлению.

Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации населенного пункта изучает все обстоятельства потери права работать с детьми и оценивает степень опасности заявителя для общества в данный момент. Если человек был осужден за преступление на сексуальной почве или любое тяжкое, его заявление не может быть принято и рассмотрено комиссией, так как по закону к педагогической деятельности не допускаются лица, потерявшие на это право пожизненно.

Через 30 дней письменный ответ выдается на руки. В случае отказа бывший педагог может оспорить решение комиссии в суде.

Правовой статус педагога

Правовым статусом педагога называется принятая законодательством система прав и свобод, которая включает в себя:

  • трудовые права, социальные гарантии и компенсации;
  • академические права и свободы;
  • обязанности и ответственности;
  • ограничения.

Особое положение педагогов в обществе и престиж их труда признается государством. Для повышения значимости образования, подъема уровня преподавания и культуры педагогам предоставляется ряд академических прав и свобод, в том числе выбор форм преподавания, проявление творчества, разработка учебных программ, защита профессиональной чести и достоинства, участие в научных и образовательных объединениях.

Идеальный учитель

Требования к педагогам

Требования к педагогу не ограничиваются профессиональными. Общество ждет от него высоких моральных качеств, интеллигентности, культурности, эрудированности и коммуникабельности.

В то время как вся педагогическая деятельность классифицируется и подвергается оценке по строго установленной системе, часть ее основана на умении творить и импровизировать в процессе обучения. С талантом воспитателя и творца рождаются не все. Зато можно развить у себя требуемые педагогические способности:

  • организаторские;
  • научно-познавательные;
  • дидактические;
  • коммуникативные;
  • перцептивно-суггестивные;
  • исследовательские.

Большую роль в образовании и воспитании играют человеческие качества педагога, такие как душевная чуткость, доброжелательность, оптимизм, трудолюбие и терпение. Ученики, их родители и руководство ОУ требуют от учителя только положительных качеств личности.

Должности работников в образовательной сфере

Должности работников образования распределяются по трем уровням:

  1. Руководители: директора, начальники, заведующие.
  2. Педагоги: учителя, преподаватели, психологи, логопеды, методисты и другие.
  3. Вспомогательный персонал: дежурный, секретарь, помощник воспитателя и т. п.

Вспомогательный персонал не обязан иметь педагогическое образование.

В зависимости от уровня занимаемой должности работники должны соответствовать определенным требованиям в плане квалификации, что проверяется регулярными аттестациями.

Аттестация преподавателей

Работники сферы образования, которые относятся к группе педагогов, периодически проходят проверку на соответствие занимаемой должности. Это называется аттестацией педагогов.

  • стимулировать профессиональный и личностный рост;
  • повысить качество педагогической работы;
  • выявить необходимость повышения квалификации;
  • оценить нераскрытый потенциал;
  • определить квалификационную категорию для установления уровня оплаты труда.

Задача руководства ОУ - провести аттестацию педагогов в открытой форме с соблюдением условий гласности и коллегиальности для объективности оценки и исключения дискриминации.

Преподаватель, желающий пройти аттестацию для повышения квалификации, подает заявление в любое время, когда посчитает себя готовым к этому. Аттестация в обязательном порядке проводится каждые 5 лет, даже если педагог не выразил своего желания.

При аттестации педагогов основное внимание уделяется 3 направлениям:

  1. Выполнение обязанностей, связанных с конкретной должностью.
  2. Соответствие уровня знаний установленным требованиям.
  3. Уровень профессиональной подготовки и стаж работы.

Прием на работу

Отказ педагогу в устройстве на работу

Для трудоустройства в образовательное учреждение соискатели обращаются непосредственно к работодателю или в службу занятости. Наличие вакансии и направление на собеседование от кадрового агентства не гарантируют получения работы. В этом случае кандидат на вакантную должность имеет право запросить у работодателя отказ в письменном виде.

Если трудоустройство не состоялось по субъективным причинам и с нарушением ТК РФ, это можно обжаловать в суде. Все причины отказа, не связанные с деловыми качествами кандидата, могут быть оспорены.

Правомерными считаются все причины, предусмотренные ст. 331 ТК РФ.

Нельзя отказывать в заключении трудового договора:

  • гражданам при согласованном ранее переводе из другого ОУ;
  • молодым специалистам при наличии заявки в учебном учреждении, которое их распределило;
  • инвалидам, направленным на вакантные места в счет квоты.

Нарушение Трудового кодекса РФ при трудоустройстве

Руководитель ОУ не имеет права принять на работу лицо, которое:

  • не соответствует вакантной должности по образовательному цензу или уровню квалификации;
  • является лишенным права заниматься педагогической деятельностью;
  • не имеет справки о прохождении предварительного медосмотра;
  • не предоставило справку об отсутствии судимости;
  • имеет или имело в прошлом судимость за определенные правонарушения;
  • имеет непогашенную или неснятую судимость за тяжкие преступления;
  • не представило полный пакет документов для трудоустройства.

Нарушить закон при трудоустройстве может и соискатель, если предоставит поддельные документы об образовании или не соответствующую действительности справку об отсутствии судимости. Педагог также несет ответственность за сокрытие факта своей полной или частичной недееспособности или наличия заболевания как при устройстве на работу, так и во время осуществления образовательной педагогической деятельности.

Читайте также: