Работа по развитию речи в детском саду построена на основе какого подхода

Опубликовано: 17.09.2024

Задачами работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста являются:

- овладение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества;

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В процессе организации работы по речевому развитию детейиспользуем следующие подходы:

1. Комплексный подход к развитию устной речи,обеспечивающий:

– понимание речи, привлечение внимания и интереса детей к собственной речи и речи окружающих;

– развитие связной диалогической и монологической речи;

– обогащение и уточнение словаря;

– развитие грамматического строя речи;

– развитие речевого аппарата, звукопроизношения;

– развитие мелкой моторики

2. Практическое овладение нормами речи и их применение в различных формах и видах детской деятельности.

3. Развитие устной речи детей во взаимосвязи с другими психическими процессами.

Работа по данному направлению построена на основе принципов системности, последовательности и преемственности.

Создавая условия для полноценного развития речи детей,мы предусматриваем:

- создание развивающей предметно-пространственной среды;

- целенаправленную работу воспитателей над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;

- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;

- изучение состояния речевого развития детей в период дошкольного детства;

Важное место в работе по речевому развитию детей дошкольного возраста занимает эффективная организация развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Во всех возрастных группах ДОУ оформлены речевые уголки. Разработаны определенные требования к их содержанию. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной

речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики, сюжетно - ролевые игры. Развивающую среду каждой возрастной группы дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в речевом развитии детей.

Организацию воспитательно - образовательной работы по развитию речи в ДОУ осуществляем с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация, которая предполагает участие группы или подгруппы детей в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации. Мы организовываем множество образовательных ситуаций,направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в рассказ, учить способам презентации составленного текста. Приведу пример такой ситуации «Добрые приветствия»,во время которой мы знакомились с детьми с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Как хорошо, что мы встретились».В качестве ситуаций общения проводим игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок, «Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей, «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи, «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Так же в своей работе, как одну из технологий, применяем проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.

При применении данной технологии происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.

В каждой группе нашего детского сада реализуются различные проекты. Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи и хочу отметить, что проектная деятельность очень нравится нам, педагогам, нашим детям и родителям. Мы реализовали проект «Детям о ВОВ и Дне Победы», цель которого была активизировать имеющиеся и расширить кругозор детей новыми знаниями о войне и Победе, речевая задача: развитие монологической речи, речевого творчества, понимание на слух текстов патриотического характера, продукт проекта досуг, посвященный Дню Победы. Работали над проектами «Пожарный – профессия важная и нужная», «Я и моя мама», «Зимующие птицы», «Огород на подоконнике», «Моя малая Родина».

И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра.

В течение дня используем разнообразные формы работы: образовательную деятельность, беседы о временах года, о профессиях, о птицах, о животных, на нравственные темы, словесные игры «Опиши предмет», «Съедобное –

несъедобное», «Добавь слово», «Подбери признак», дидактические игры «Волшебный коврик», «Помоги сказочным героям попасть в свою сказку», «Исправь ошибку», индивидуальную работу, элементы театрализованной деятельности, создание речевых ситуаций (например: заблудился в парке; потерялся в магазине; встреча с незнакомым взрослым; с незнакомым мальчиком или девочкой).

Включение родителей в педагогический процесс также является важнейшим условием полноценного речевого развития детей. Для родителей проводим родительские собрания в нетрадиционной форме (в виде мастер – классов, круглых столов, КВН); консультации «Речевая среда в семье и ее влияние на развитие речи ребенка», «Роль родителей в развитии речи детей», «Ознакомление с особенностями речевого развития детей определённого возраста», «Играем с пальчиками – развиваем речь», работы над проектами, посещение образовательной деятельности по речевому развитию (Дни открытых дверей).

И в заключении хотелось бы отметить, что система работы по речевому развитию дошкольников будет эффективной,если:

- дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

«Система работы по формирование графических умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Её решения.

Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой «Система работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с книжной культурой» Выполнила: Михеева Т. К. I. Моделирование системы деятельности.

Конспект НОД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «В гости к Азбуке» «В гости к Азбуке». Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное.

Методическая разработка Система работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятель Содержание: • Введение • Теоретические основы o Что такое мелкая моторика и почему она так важна для детей o Взаимосвязь головного мозга.

Система дополнительных логопедических занятий по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Система дополнительных логопедических занятий по развитию связной устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием.

Система работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста В Федеральном государственном стандарте основного общего образования указывается на необходимость формирования «патриотизма, основанного.

Система работы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представления о здоровом образе жизни Условиями формирования моего личного вклада стали: Изучение психолого-педагогических исследований по данной теме. Так же изучены и просмотрены.

Система работы по развитию мелкой моторики среднего дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр После проведенной диагностики, нами было выявлено ряд проблем развития мелкой моторики у детей старшей группы. Хорошо развитая мелкая моторика.

Система работы с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» Приложение 15 Проект: «Мир вокруг нас» Вид проекта: информационный, творческо-исследовательский. Продолжительность проекта: среднесрочный.

Система работы с семьей по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста Здоровье ребёнка, тесный контакт работы работников ДОУ с семьёй. Забота о развитии и здоровье ребенка начинается по существу с организации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной, и трудно решаемой задачей. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия. Это требует новых технологий коммуникативного и речевого развития дошкольников.

Технологии речевого развития:

Метод проектов.

Рекомендуется проводить с дошкольниками монопроекты, содержание которых ограничивается рамками одной образовательной области и интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей программы. Темы монопроектов по речевому развитию дошкольников могут быть следующие:

«Со словами поиграем – много нового узнаем», «раз – словечко, два – словечко» (формировать у детей интерес к словотворчеству и поэтическому слову);

«использование приёмов мнемотехники для развития монологической речи» (учить связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни);

«Путешествие в Читалию» (формировать интерес и потребность детей в чтении художественной литературы);

«Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через изучение основ журналистики» (ознакомление с творческими профессиями: поэт, музыкант, журналист, писатель, художник и т.д., совершенствование навыков диалогической речи);

«Как рождается книга?» (развитие речевого творчества детей);

«Трудно ли быть вежливым?» (освоение правил этикета, умений использовать их в повседневном общении);

младшей группе возможно использование краткосрочных мини-проектов, которые представляют собой серии образовательных ситуаций: «Прогулка куклы Кати» (подбор верхней одежды и одевание куклы в соответствии с сезоном, подбор игрушек для игр на прогулке, знакомство с правилами безопасности при выходе на прогулку); «Поможем малышам (животным) найти мам» (узнавание, называние и установление соответствия взрослых животных и их детенышей, знакомство с внешними особенностями домашних животных и некоторыми правилами обращения с ними) и др.

Проекты в средней группе предполагают обязательное использование элементарного экспериментирования, выполнение заданий проекта парами или небольшими подгруппами. Примерные темы проектов для детей средней группы: «Зачем людям транспорт?», «Камень, ножницы, бумага», «Как человек узнает время?», «Зачем человек придумал посуду?», «Почему сок, вода, молоко разного цвета?» и др.

Проекты для детей старшего дошкольного возраста характеризуются познавательной и социально-нравственной направленностью тематики: «Если с другом вышел в путь. », «Добрые слова в день рождения», «Тайна третьей планеты», «Как открыть книжный гипермаркет?», «Жалобная книга природы».

Тематика детских проектов может соответствовать праздникам и знаменательным событиям, происходящим в стране, городе, детском саду или группе.

Результатом проектной деятельности может быть коллективный продукт, полученный в результате сотрудничества детей всей группы: альбом рисунков, рассказов, коллаж «Наш детский сад» и т.д.

Технология портфолио

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности. Данный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить положительные эмоции, творческие успехи, впечатления, награды, забавные высказывания.

Основные разделы портфолио дошкольника могут быть следующие: «Я расту» (антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни); «Моя семья» (рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии); «Почитай-ка» (список любимых книг ребенка, рисунки по художественным произведениям); «Мои фантазии» (выдуманные ребенком рассказы, сказки, небылицы, загадки, образцы словотворчества, рисунки и

творческие работы); «Расскажу я вам стихи» – раздел, в котором записываются названия выученных ребенком стихотворений; «Грани таланта» (особые таланты и склонности ребенка в одной или двух областях); «Умелые ручки» (поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ); «Награда для героя» (дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях); «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)» (в разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи детских стихотворений и др.); «Скоро в школу» (фото школы, рисунки на школьную тему, буквы, которые он запомнил, рекомендации для родителей, критерии готовности к школе).

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника.

Технология исследовательской деятельности, коллекционирование

Познавательная активность реализуется детьми в наблюдениях, сенсорном обследовании, опытах, экспериментировании, эвристическом обсуждении, развивающих играх и т.д. Ребенок может рассуждать, спорить, опровергать, доказывать свою точку зрения в активной познавательной деятельности. С этой целью педагог может использовать разнообразные бытовые и проблемные ситуации, содержащие познавательные задачи, заимствовать их из художественной и научной литературы, из явлений и процессов окружающего природного мира. Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности позволяют обогатить, активизировать и актуализировать словарь ребенка. Понятийный словарь, формируемый в процессе практических действий, очень глубокий и стойкий, поскольку связан с формированием собственного жизненного опыта ребенка, активнее входит в связную речь.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Моделирование

процессе развития речи старших дошкольников используются специальные предметно – схематические модели. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

LEGO-технология

Применение LEGO-технологий, ориентированных на развитие мелкой моторики, являются незаменимыми в речевом развитии дошкольников. В процессе НОД по развитию речи, художественной литературе отрабатываются грамматические конструкции. Например, согласование числительных с существительными – «Сколько в домике окошек», «Сколько ягодок на кустике»; словообразование – добавление приставок к глаголам: «Придумайте новые слова от слова «Летать» и продемонстрируйте действие, используя дерево и птичку» и другие дидактические упражнения.

При составлении пересказов очень большую помощь детям оказывают модели-иллюстрации к литературному произведению, созданные самими детьми. Пересказ не по сюжетной картинке, а по объемному изображению декораций из конструктора, помогают ребенку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развернутым и логичным.

Информационно – коммуникационные технологии

Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Технология проблемного обучения

Это организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие. Педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором, что актуально в настоящее время и соответствует ФГОС ДО.

Воспитатель не дает готовые знания детям, а выводит их на получение знаний. Проблемными вопросами начинающимися вопросительными наречиями почему? зачем? Ты как думаешь? Педагогам полезно иметь картотеку проблемных ситуаций и вопросов, которая позволит задавать проблемную ситуацию в процессе ОД.

Технологии обучения образной речи:

Технология обучения детей составлению сравнений.

Модель составления сравнений:

воспитатель называет какой-либо объект;

обозначает его признак;

определяет значение этого признака;

сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. На пятом году жизни дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.

Технология обучения детей составлению метафор.

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

Прием простого алгоритма составления метафоры.

Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.

У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).

Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).

Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).

Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).

Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1 - «текст реалистического характера»

2 - «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Технология ТРИЗ

Инструментарий ТРИЗа.

- Мозговой штурм или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает свое суждение, как можно ее решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.

- Метод фокальных объектов (пересечение свойств в одном предмете): выбирается два любых предмета, описываются их свойства. В дальнейшем эти свойства используются для характеристики создаваемого объекта. Анализируем предмет с позиции «хорошо-плохо». Зарисовываем объект.

- Морфологический анализ. Создание новых объектов, с необычными свойствами (выбор свойств случайный). Строим «дом». Составляющие элементы: 1) цвет. 2) материал. 3) форма. 4) этажи 5) место расположения. (Я живу в синем, деревянном доме, круглой формы, на 120 этаже, посередине лужи).

- Системный оператор: дать характеристику любому предмету. Составляется таблица из девяти окошек: прошлое, настоящее, будущее по горизонтали и подсистемой, системой и надсистемой по вертикали. Выбирается объект. Раскладываются:

- свойства, функции, классификация, -функции частей, -какое место занимает в системе, связь с другими объектами, - как предмет выглядел раньше, -из каких частей состоит, -где могли его встретить, -из чего он может состоять в будущем, -из каких частей будет состоять, -где его можно будет встретить.

- Прием «Эмпатия» (сочувствие, сопереживание): «Изобрази несчастное животное, что оно испытывает».

- Поэтажное конструирование (составление описательного рассказа о предметах и явлениях окружающего мира). Полотно в виде домика со слуховым окошком и девятью окошками-кармашками. 1) Кто ты? 2) Где живѐшь? 3) Из каких частей состоишь? 4) Какого размера? 5) Какого цвета? 6) Какой формы? 7) Какой на ощупь? 8) Чем питаешься? 9) Какую пользу приносишь?

Технологию синквейна

Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк. Правила составления синквейна:

- первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

- вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

- четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

- пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.

Технология аква-гимнастики, биоэнергопластики и кинезиологических упражнений

Аква-гимнастика. Игровые пальчиковые упражнения в воде должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.

Игра «Маленькая лодочка»: И.П. – обе ладони соединены вместе. Выполняем плавные движения по поверхности воды от себя, изображая плывущую лодочку.

Мы на лодочке вдвоем

К бабе в гости поплывем.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.

Игра «Фонарики». Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.

Кинезиологические упражнения

Кинезиология это наука о развитии головного мозга через движения или по - другому «Гимнастика мозга».

Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии.

«Кулак-ребро-ладонь» (выполняем серию последовательных движений, убыстряя темп)

Обобщение опыта работы по теме

«Современные подходы к речевому развитию детей в ДОУ»

в рамках муниципального фестиваля инновационных проектов

(доклад представлен для воспитателей ДОУ Куйтунского района

27 августа, 2015г).

Презентацию можно посмотреть здесь.

Слайд 2.

Во все времена огромное внимание уделялось развитию речи. Мысли о необходимости развития речи у детей содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов, таких как Сократ и Платон, К. Д. Ушинский, Л.С.Выготский, В.В.Виноградов и другие. И сейчас в наше современное время проблема развития речиу детей не остаётся без внимания.

Слайд 3.

Не случайно в ФГОС ДО «Речевое развитие» выделено в отдельную образовательную область, которая является одной из важнейших. Можно возразить, что не менее важно физическое, эстетическое или социально-коммуникативное. Да, все они важны, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

Познавательное развитие – это всегда многочисленные вопросы-ответы, объяснения, постановка проблем, уточнение, чтение. Физическое развитие не может обойтись без правил, команд и объяснений. Художественно-эстетическое – без художественных образов, стихов, литературных текстов, обсуждений. Уже в самом названии социально-коммуникативной области звучит необходимость использования речевых средств для реализации намеченных задач. Поэтому абсолютно бесспорно место речевого развития в полноценном формировании личности. Речь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы, как и сама речь, активно развиваются в раннем и дошкольном возрасте, поэтому в ФГОС ДО уделяется большое внимание речевому развитию дошкольников.

Слайд 4.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Федеральный государственный образовательный стандарт в образовательной области «Речевое развитие» предполагает достижение данной цели через решение задач, которые вы видите на слайде.

Слайд 5.

К развитию речи у детей необходимо подходить с учётом не только общедидактических, но и методических принципов. Эти принципы обучения, выведенные из закономерностей усвоения детьми языка и речи. Остановлюсь на некоторых методических принципах.

Слайд 6.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.

Речь развивается в единстве с мышлением и опирается на сенсорные представления о цвете, форме, величине, положении в пространстве, осязаемых свойствах предметов и другое, то есть на «чувственный опыт ребёнка». Усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения. Поэтому все педагоги активно используют наглядные средства обучения, подбирают методы и приёмы с учетом особенностей мышления: от конкретного к более абстрактному; от простого к более сложному. Приведу пример из практики. В логопедическую группу последние 3 года поступают дети 4-5 лет, речь у которых практически отсутствует (словарный запас от 15 до 20 слов). Так вот занятия с ними начинаются не с развития речи, а согласно этому принципу с развития сенсорных и мыслительных процессов на неречевом материале, накопления пассивного словаря через расширение знаний об окружающем мире. Все занятия проводятся с использованием различных анализаторов (зрение, осязание, слух, движение в пространстве): предмет нужно увидеть, ощупать, услышать название, выполнить с этим предметом какие-либо действия. И только через какое – то время, когда ребёнок будет прочно соотносить образ предмета с его названием, то есть он закрепится в сознании ребёнка, он начнёт употреблять его в собственной речи. Таким образом, пока не накопится достаточный пассивный словарь, активная речь у ребёнка не появится.

Слайд 7.

Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. Поэтому согласно принципу интеграции, речевое развитие осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и через физкультурные минутки, дидактические игры, подвижные игры с элементами развития речи, математику, конструирование. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля, сказки и т.д. зависит успешность самой деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Слайд 8.

Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи.

Работу необходимо построить так, чтобы она была направлена на развитие всех речевых компонентов: расширение и уточнение словарного запаса, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи. В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором отражаются все достижения ребенка в овладении речью. Но в сердцевине «пирамиды» находятся неречевые процессы, связанные с речью (внимание, память, восприятие, мышление, воображение).

Слайд 9.

Принцип обеспечения активной речевой практики.

Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки. Педагогу следует целенаправленно организовывать образовательный процесс так, чтобы от детей требовалась оптимальная речевая активность во всех видах деятельности. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи педагога.

Такой подход не только стимулирует речевое развитие, но и способствует более успешному решению остальных образовательных задач.

Слайд 10.

В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речевого развития. Практика показывает, что необходимо сочетать традиционные и инновационные методы и способы работы для успешного развития речи дошкольников.

В своей работе я активно использую интегрирование логопедических занятий с изодеятельностью, аппликацией, театральной деятельностью, конструированием, с занятиями воспитателя, что способствует развитию не только речи, но и психических функций (внимания, восприятия, мышления, пространственной ориентировки, памяти), моторики, формированию личностных качеств.

Слайл 11.

Одной из нестандартных форм работы по развитию речи является лэпбук. Лэпбук - тематическая папка с играми и речевым материалом, который подбирается и изготавливается вместе с детьми и родителями в течение какого-либо периода. Причём к работе с лэпбуком родителей привлекают сами дети. Это стало одной из форм работы с родителями через детей. В прошлом году я представляла вашему вниманию лэпбук звуковой «У Шипелочки в гостях». Представленные в этом лэпбуке игры направлены на закрепление поставленного звука в речи ребёнка, развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, обогащение лексико-грамматического строя и связной речи, а также психических функций и мелкой моторики рук. Подробнее с этим лэпбуком можно ознакомиться на моём сайте, адрес которого вы видите на слайде. С этой работой я стала победителем конкурса «Публикация месяца» на сайтеpedsovet.org. Статья опубликована в журнале «Педсовет» (спецвыпуск журнала «Лидеры образования») №1/2014г.

Работа с лэпбуками была продолжена: совместно с воспитателями и детьми были изготовлены лэпбуки «Весна», «Птица ворона», «Цифра семь», вместе с детьми и родителями лэпбуки: «Говорящий карандаш», «Чики-рики-воробей», «Сорока-белобока», «Собака – лучший друг». Все лэпбуки направлены на развитие всех сторон речи (фонетику, лексику, грамматику и связную речь), расширение знаний и представлений об окружающем, развитие мыслительных процессов, произвольного внимания и восприятия, мелкой моторики, пространственной ориентировки, речевого творчества, подготовку к обучению в школе. Данная форма работы осуществляется с учётом всех перечисленных выше принципов, способствует реализации содержания речевых задач, обозначенных в ФГОС ДО. Подробнее с этими лэпбуками можно познакомиться на сайте МКДОУ «Солнышко», адрес вы видите на слайде.

Слайд 12.

Основная цель дошкольного образования – подготовка детей к обучению в школе. Поэтому одна из важнейших задач прописана в ФГОС ДО в области «Речевое развитие» - формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом. И опять же прослеживается тесная связь речи с мышлением. Звуковой анализ и синтез формируется на основе мыслительного анализа и синтеза. Примеры анализа и синтеза: игры «Назови части предмета» (в данном случае – кастрюльки), «Собери картинку из частей».

Метод звуковой, поэтому сразу нужно помочь ребёнку разграничить понятия «звук» и «буква» (звуки слышим, говорим, буквы – видим, пишем), научить выделять звуки в слове, определять количество, последовательность и место звуков в слове – это звуковой анализ, учить составлять слово из звуков – это звуковой синтез. Лучше это делать с помощью игры, поскольку игровая деятельность – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, и остаётся ей в начале школьного возраста.

Для этого я использую интерактивные игры и игровые презентации, найденные на просторах интернета, а также делаю сама. Например, игра «Собери бусы для Нюши» (вы видите один слайд презентации «Играем со Смешариками»). Нюша просит назвать картинки, и найти слово со звуком Ш, это слово шкаф. Затем ребёнку предлагается сделать подарок для Нюши – собрать бусы. Нужно назвать звуки в слове «шкаф» по – порядку, и дать им характеристику, то есть сказать, какие это звуки: гласные или согласные, твёрдые или мягкие. Ребёнок должен быть знаком с этими понятиями. По мере называния звуков у Нюши на шее появляются бусины красного или синего цвета. В конце игры от имени Нюши я благодарю ребёнка за чудесный подарок. Игра «Помощь на пожаре» направлена на развитие звукового синтеза. В начале игровой момент: нужно помочь спасти людей, которые находятся в горящем доме на верхнем этаже. Ребёнку предлагается прослушать звуки и составить из них слово (к, о, т - кот). Когда слово называется, к дому подставляется часть лестницы и так далее. Постепенно лестница поднимается всё выше, в конце игры погорельцы спускаются по ней и благодарят ребёнка.

Использование ИКТ помогает мотивировать детей на занятия, игры с компьютером очень нравятся детям, помогают развитию речи и произвольной регуляции деятельности ребёнка.

Слайд 13.

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи и формирования культуры речевого общения. Для ребёнка речь взрослых является образцом для подражания, поэтому воспитателю необходимо следить за своей речью. Она должна быть чёткой, правильной и выразительной с использованием невербальных средств общения: мимики, жестов. Практика показывает, что формирование речи - трудоёмкая и ответственная работа, требующая определённой системы и терпения со стороны воспитателя к подбору средств и методов обучения. Очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность, ну а прежде всего, ведущую – игровую.

Так, сюжетно-ролевые игры всегда сопровождаются речью: дети договариваются об условиях игры, спорят, ведут диалоги от имени действующих лиц. Но не все дети охотно участвуют в играх: речевая активность у одних больше, у других — меньше. Сюжетно-ролевые игры в корреспондентов-телерепортёров помогают раскрепостить детей, приобрести навыки публичных выступлений, научить говорить выразительно, четко и правильно.

Мы вводим в быт детей подвижные игры, которые сопровождаются диалогами. Например, «У медведя во бору», «Гуси лебеди», «Угадай, кто тебя позвал?». Используя в играх различные «выручалочки» (чистоговорки, скороговорки, стихи-диалоги и так далее), вносящие элемент занимательности и дополнительный речевой материал, вызываем эмоциональный отклик у детей.

Развитию речевой активности способствуют игры-драматизации, которые развиваютвкус и интерес к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности. В работе с детьми используются различные виды театров: перчаточный, картонажный, пальчиковый, на лопаточках, бибабо. В играх-драматизациях закрепляются и уточняются: словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, навыки словообразования и словоизменения, дети упражняются в составлении связных высказываний, развивают свою объяснительную речь.

Слайд 14.

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература . Поэтому нами был выбран и реализован проект «Книга своими руками». Целью проекта было развитие связной речи дошкольника и обучение составлению текстов сказочного содержания. Участниками проекта были дети, родители и воспитатели. В ходе проекта дети узнали много интересного о книге, о новых авторах и их произведениях, совместно с родителями написали сказку, текст которой был придуман самим ребенком («Козленок и волшебные рожки», «Книга о животных», «Смешной человечек», «Сказка-малютка» и другие).

При выполнении работы ребенок брал на себя роль оформителя, писателя и сказочника. Дети с большим удовольствием придумывали интересные истории про своих любимых героев и с радостью рассказывали своим сверстникам. Придумывая творческие рассказы, ребёнок старался выразить свои мысли, придумать интересных героев, их действия, что способствовалоразвитию словесно-логического мышления, активизации знаний и представлений об окружающем мире.

Слайд 15.

В группе существуют речевые традиции: «Копилка слов», «День рождения звука», которые закрепляют у детей речевые навыки, способствуют обогащению словарного запаса, развивают любознательность, языковое чутьё, умение понимать и объяснять значение слова, фразы, формируют у детей мотивацию к логопедическим занятиям и интерес к родному языку. Результатом этой работы являются альбомы и фотоальбомы, изготовленные с помощью детей, родителей и воспитателей.

Слайд 16.

Для развития речи детей мы используем все режимные моменты. Так, например, совместно с логопедом был разработан проект «Необычные прогулки», целью которого было включить детей в активное общение, побуждать к выражению мыслей в словесной форме, формировать коммуникативные умения у детей посредством систематического использования игр на прогулке, моделирования ситуаций, требующих применения диалогической речи, организации наблюдений и поисково-исследовательской деятельности.

Все прогулки были расписаны по темам и имели свое название. Во время прогулок мы вместе с детьми наблюдали и изучали всё вокруг, учились мыслить и делать выводы («Почему паук прячется в тёмное место? Почему жук не может перевернуться со спинки? Как листочки держатся за ветку?» и др.), побуждалидетей комментировать, обсуждать и объяснять природные явления, незнакомые слова, что способствовало расширению знаний и представлений об окружающем и обогащению словарного запаса. К проекту были подключены и родители детей. Они со своими детьми во время домашних прогулок на своих участках проводили игры, рекомендованные нами. Играли в «Искателей», «Подражателей», «Наблюдателей», «Мыслителей», «Почемучек», «Собирателей». Прогулки для многих оказались не только интересными, но и полезными: дети вместе с родителями сделали замечательные поделки из природных материалов. Статья о проекте «Необычные прогулки» опубликована на сайте ДОУ.

Слайд 17.

Показателем хорошего развития речи детей стало участие в конкурсе чтецов, посвященного празднованию 70-летия Победы в ВОВ, где заняли 1 место. При подготовке к конкурсу дети учились не только правильно проговаривать каждое слово, но и эмоционально передавать смысл произведения. Воспитатель при этом стремился развивать детскую речевую активность, тактично исправляя ошибки (неправильное ударение в слове или грамматическую ошибку).

Слайд 18.

На этапе выпуска детей в школу были получены следующие результаты: дети достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, свободно общаются друг с другом, с взрослыми, незнакомыми людьми, задают вопросы, проявляют любознательность и речевую активность во время экскурсий в библиотеку, музей, во время развлечений и праздников, значительно выделяются среди детей других групп того же возраста.

Слайд 19.

Мониторинг речевого развития детей, проведённый логопедом, показал, что на этапе завершения уровня дошкольного образования – 73 процента детей имеют высокий уровень развития речи, выше среднего - 18 процентов, средний – 9 процентов – это один ребёнок. Все дети могут самостоятельно выделять звуки в словах, различают их на слух в чужой и в собственной речи, многие начали читать, хотя целенаправленно их этому не учили.

Таким образом, можно сделать вывод: у детей складываются предпосылки грамотности, что соответствует целевым ориентирам, обозначенным в ФГОС ДО.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Можно с уверенностью сказать, что цель эта достигнута, а Стандарт реализован.

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

3. Взаимодействие специалистов ДОУ компенсирующего вида. Под редакцией О.А.Денисовой. М.: ТЦ Сфера, 2012.

4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. Для воспитателей детского сада. М., 1999.

5. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР. М.: ТЦ Сфера, 2012. (Библиотека логопеда).


В современной науке педагогическая система определяется как совокупность взаимосвязанных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения (В.П. Беспалько, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.). в трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования, средства педагогической коммуникации, воспитанники и педагоги. Она создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса.

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих, образовательных и воспитательных задач. Педагоги и воспитанники как субъекты являются главными составляющими педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии соответствующей среды, включающей разнообразные педагогические средства.

Содержание образования и средства – еще два компонента педагогического процесса. Взаимодействие педагогов и воспитанников на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть сущностная характеристика педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе.

Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель. Цель присутствует в явном или неявном виде как в средствах, так и в деятельности педагогов и воспитанников. Она функционирует на уровне ее осознания и реализации. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

Такое понимание в полной мере относится и к системе работы по развитию речи детей.

Системность в работе по развитию речи определяется также самой языковой системой, которая представляет собой множество языковых элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенное единство и целостность.

Таким образом, система работы по развитию речи представляет собой сложное образование, включающее такие взаимосвязанные и взаимодействующие компоненты, как:

- цель и задачи речевого развития детей (развитие речевой способности, овладение нормами языка и речи);

- содержание работы по развитию разных сторон речи (развитие фонетических, лексических, грамматических умений и навыков, диалогической и монологической речи);

- принципы обучения речи (общедидактические и методические);

- средства и организационные формы речевого воспитания;

- методы и приемы формирования коммуникативно-речевых умений и навыков;

- диагностика речевого развития детей.

Лабораторные работы/ Практические занятия – не предусмотрено

Задания для самостоятельного выполнения:

  1. Что понимается под педагогической системой?
  2. Дайте определение педагогическому процессу.

Тема 3.2 Цель и задачи развития речи детей

Основные понятия и термины по теме: речь, цели и задачи, признаки речи.

План изучения темы:

  1. Цели развития речи детей.
  2. Задачи развития речи детей.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский).

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.

Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности. В конце 60-х гг. в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев). Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Эту вторую, высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью.

Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту, более того, он обнаруживается при анализе современных программ детского сада, методической литературы по проблемам речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.

Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Представим наглядно вычленение задач речевого развития детей.

Основные единицы языка Формы речевого общения Задачи развития речи
Слово 1 Развитие словаря
Звук 2 Воспитание звуковой культуры речи
Словоформа Словосочетание Предложение 3 Формирование грамматического строя речи
Текст Диалог Монолог 4 Развитие связной речи а) формирование диалогической (разговорной) речи, б) формирование монологической речи

Остановимся кратко на характеристике каждой задачи. Их содержание определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями овладения языком.

1. Развитие словаря.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.

2. Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).

Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).

3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.

а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога. Монолог зарождается в недрах диалога (Ф. А. Сохин).

б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте.

«В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов». Детей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь.

Но осознание речи связано не только с подготовкой к обучению грамоте. Ф. А. Сохин отмечал, что работа, направленная на элементарное осознание звуков речи, слов, начинается задолго до подготовительной к школе группы. При обучении правильному звукопроизношению, развитии фонематического слуха детям даются задания вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука в слове, вспомнить слова с заданным звуком. В процессе словарной работы дети выполняют задания на подбор антонимов (слова с противоположным значением), синонимов (слова, близкие по значению), отыскивают определения и сравнения в текстах художественных произведений. Причем важным моментом является употребление в формулировках заданий терминов «слово», «звук». Это позволяет сформировать у детей первые представления о разграничении слова и звука. В дальнейшем при подготовке к обучению грамоте «эти представления углубляются, так как ребенок вычленяет слово и звук именно как единицы речи, имеет возможность «услышать» их отдельность в составе целого (предложения, слова).

Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.

В соответствии с традициями отечественной методики в круг задач развития речи включается еще одна задача – ознакомление с художественной литературой, не являющаяся речевой в собственном смысле слова. Скорее ее можно рассматривать как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетической функции. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.

Вычленение задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются объективно существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

Лабораторные работы/ Практические занятия – не предусмотрено

Концепцию «учения через деятельность» впервые предложил американский учёный Д. Дьюи . Им были определены основные принципы деятельностного подхода в обучении: учёт интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание как следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество. Отечественная педагогика и психология также изучала влияние деятельности на развитие в целом и речевое направление, в частности. Деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С. Выготского , А.Н. Леонтьева , Д.Б. Эльконина , П.Я. Гальперина , В.В. Давыдова , признает, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.

Суть деятельностного подхода в развитии речи рассматривается как направление «всех педагогических мер на организацию интенсивной, постепенно усложняющейся деятельности, ибо только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует активную речь, личностные качества» (А.Н. Леонтьев).

Вовлекая детей в речевую деятельность, педагог ставит перед собой следующие задачи:

  1. стимуляция речеобразования воспитанников (в случае отсутствия речи);
  2. совершенствование содержательной и лексико-грамматической стороны речевых высказываний;
  3. активизация высших психических функций: памяти, внимания, мышления, — через речь.

Такое деление задач условно, так как все они взаимосвязаны, но при организации работы можно выдвинуть одну из них в качестве целеполагающей в зависимости от возраста и особенностей речевого развития индивида или группы детей.

Среди воспитанников младшей группы нередко встречаются «неговорящие» дети. Педагогу очень важно уточнить причины и особенности этого «неговорения», так как от этого будет зависеть тактика использования игровых упражнений или построение взаимодействия между детьми, ребёнком и педагогом.

Наиболее часто в детском саду возникают ситуации, когда:

  • ребёнок не может говорить в силу органических или анатомо-физиологических нарушений;
  • молчит, потому что осознаёт свои речевые недостатки, стесняется, зажимается, не идёт на контакт;
  • ребёнок разговаривает дома с близкими, но молчит в детском саду или вступает в речевое взаимодействие избирательно (с некоторыми взрослыми или детьми), стесняется, боится.

Прояснить ситуацию помогут наблюдения за ребёнком в детском саду, анализ его поведения и общения с родителями. Важен при этом диалог педагога с родителями, позволяющий уточнить речевые особенности малыша. Зачастую родители начинают уверять педагогов в том, что дома дети пользуются сложными предложениями, фразами, и удивляются в ответ на сомнение в том, что ребёнок не пользуется речью. Верить или нет? Во-первых, родители не всегда адекватно оценивают успехи своих детей, во-вторых, привыкшие к речи своих детей, они часто не замечают недочётов произношения, не отличают возрастные особенности от нарушений.

Установив или компенсируя вначале причины, а затем — проявления речевых особенностей ребёнка, можно переходить к подбору необходимых средств и способов выравнивания речевых умений и навыков.

Речевые высказывания разделяют на виды по цели, форме и т.д. Хочу обратить ваше внимание на такой её вид, как жестовая речь. Ею активно пользуются не только люди с нарушением слуха, голоса, иностранцы, у которых она наиболее выразительна, так как является центральным понятийным моментом, но и остальные спикеры и собеседники. Часто все мы сознательно и неосознанно используем жест в качестве наиболее яркого и выразительного сопровождения своих слов. Маленькие дети, которые плохо говорят, очень широко заменяют слово жестом, вы их прекрасно знаете — я назову словами, а вы можете изобразить, или я покажу жестом, а вы переведите: «дай», «пока», «возьми на ручки», «положи сюда», «там, туда», «нельзя», «плохо», «накажу», «хочу кушать, пить» и т.д.

Взрослые в общении с малышами используют мимику и жесты, чтобы ребёнок лучше понял, что от него требуется. Стимулируя речевое развитие ребёнка, важно своевременно переводить его к более совершенным видам коммуникации, не задерживаясь на этом этапе, «не понимать» ребёнка с полуслова, жеста, чтобы он старался выразить своё желание словом, фразой. Например, ребёнок показывает на что-то. Взрослый понимает его желание, но не всегда нужно спешить показать это, иногда имеет смысл как бы не понять, уточнить: «Там. Что там? Дать? Что? Яблоко? Нет? Мяч? А что?» — добиваясь речевого ответа. То же касается и упрощённых слов. Оправданные на этапе становления речи, упрощённые слова также не должны задерживаться надолго: «биби» и «тик-так» — не для трёхлетнего малыша! Важно своевременно напомнить об этом родителям при необходимости!

Следующий момент — деятельность. Принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи основывается на понимании речи как деятельности, заключающейся в использовании языка для коммуникации, является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности.

Какая совместная деятельность помогает раскрепостить ребёнка, пригласить к общению, активизировать его речь. Конечно, игровая! Если ребёнок с трудом идёт на контакт, игрушка может выступать посредником. Взрослый может предложить помочь игрушке действием, попросить ребёнка подсказать игрушке что-то, сообщить детям, что ей очень хочется, чтобы её погладили, рассмотрели, взяли на руки, отнесли куда-либо и т.д. Вовлекая ребёнка в игровую ситуацию, где нужно, например, показать, как котёнок играет в клубочек, как говорит (озвучить, грустно-весело, сердито, позвать маму-кошку), позвать котёнка как хозяйка и т.д. Если в качестве игрушки выбрать машинку — показать, как заведётся, загудит, поедет, ускорится, затормозит, посигналит. Построить ситуацию, когда машины быстро едут, а кто-то хочет перейти дорогу, нужно предупредить, чтобы не случилась беда, — крикнуть «Стоп!» и др.

Специально организованные занятия должны проводиться с учетом этого принципа. Это значит, что и основные направления работы с детьми, и подбор языкового материала, и весь методический инструментарий должны способствовать развитию коммуникативно-речевых умений. На первый план выдвигается формирование речевого высказывания.

Сообщая о речевой деятельности, необходимо упомянуть, что она имеет ту же структуру, как и любой другой вид деятельности.

1. Мотив — побуждение к деятельности.

В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке. Мотивы у детей самые разнообразные: коммуникативный — потребность в речевом общении; экспрессивный — желание передать свои эмоции, впечатления, желания; познавательно-побудительный (или информационный) — спросить, узнать, почему так происходит, потребность поделиться своими знаниями, впечатлениями.

В процессе организованных занятий с группой нередко исчезает естественность общения, снимается естественная коммуникативность речи: педагог предлагает ребенку ответить на вопрос, что-то повторить. При этом не всегда учитывается, есть ли у него потребность это делать. Психологи отмечают, что положительная мотивация речи повышает результативность занятий, то есть важно настроить детей на речевую активность, поддерживать эту активность на протяжении занятия, обращая внимание на соответствие смысловому содержанию, соблюдению культуры речи (учить выслушать других, ждать очерёдности, не перебивать, не выкрикивать). Важными задачами являются создание педагогом положительной мотивации для каждого действия ребенка в процессе обучения.

2. Цель — это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Например, если ребёнок просит игрушку, то его мотивом будет владение игрушкой, последующая игра с ней, а целью — сама игрушка. Целью речевого высказывания для ребёнка может быть та же игрушка, которую попросил, похвала, улыбка как знак внимания и расположения.

3. Планирование высказывания. У детей младшего возраста чаще возникает спонтанное реактивное высказывание в ответ на побуждающий фактор, вопрос. Также это может быть простейший план из последовательности слов, над которым они мало задумываются, но строят исходя из образца, подаваемого окружающими в повседневном общении.

На этом и последующем этапе особо важным условием для освоения речи является образец речевого высказывания педагога, контроль за речью детей, уточняющее исправление, отход от просторечных выражений, упрощённых слов во время специально организованных ситуаций общения с малышом.

4. Способы деятельности. В процессе рассказывания в соответствии с характеристикой рассказа, указанной в цели, ребенок отбирает необходимые ему средства речевой деятельности. При организации занятий и ситуативных моментов следует учитывать возрастные особенности детей, использовать разнообразные, интересные для ребенка приёмы, стимулирующие его речевую активность и способствующие развитию творческих речевых умений. Например, «оживление» картинок, «говорящие» игрушки. Всем знакомы и, как правило, любимы детьми «рассказы-показы», когда дети изображают содержание небольших текстов и стихотворений. Как это стимулирует речь? На этапе осознания собственной деятельности дети часто комментируют свои действия.

5. Содержанием речевой деятельности ребенка могут быть знания, впечатления, эмоции, желания. Поэтому для стимуляции речи важно наполнить жизнь детей в группе яркими, эмоциональными событиями, интересными и значимыми для детей, например, использование детских проектов, праздников, викторин, ярмарок, театрализованных представлений, конкурсов, выставок, спортивно-музыкальных развлечений, соревнований, сюжетно-ролевых игр.

Тщательно обговаривая с детьми предстоящие и текущие действия на подготовительных и на завершающих этапах, не только позволяют влиять на прохождение мероприятия и осознанность восприятия, но и на речевое развитие в целом — впечатлениями захочется поделиться, повторить их, вспомнить.

6. Результат деятельности. Результатом речевой деятельности выступают высказывания, облечённые в определенную речевую форму. Впоследствии может возникать сверка полученного результата с целью деятельности — поняли или нет, нужно ли что-то добавить, чтобы поняли, нужно ли изменять содержание или цель достигнута?

Приведённая структура наиболее распространена в научных кругах, но не является аксиомой.

В процессе развития одной из сторон речи одновременно развиваются и другие. Работа над лексикой, грамматикой, фонетикой не является самоцелью, она направлена на развитие связной речи. В центре внимания педагога должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируются все достижения ребёнка в овладении языком.

Таким образом, при формировании речевых навыков детей младшего возраста следует уделять внимание таким факторам, как:

  • наполнение интересными, яркими пособиями, картинками и иллюстрациями, дидактическим материалом, игрушками, стимулирующими разнообразную предметную деятельность, где педагог может представить различные способы их использования.
  • обогащение речевой среды, включающей повышение потребности в активном использовании речи, насыщенности разнообразными событиями, эмоциональными впечатлениями, богатство предметно-развивающей среды, материально-техническую базу — игровые и иллюстративные материалы, цветовые и предметно-образные акценты обстановки и т.д.

При этом важно уделять внимание речи педагога как образцу грамотно построенных высказываний, использованию игровых упражнений, снижающих тревожность, замкнутость, побуждающих воспитанников к деятельности, взаимодействию, общению, проявлению инициативы с помощью разнообразных пособий, игрушек, проблемных ситуаций. Можно использовать игры и задания, подстроенные под конкретную ситуацию в режимных моментах, организуя как бы спонтанно возникшие сцены и постановки, типа «Найдите в группе самую веселую (маленькую, яркую) игрушку и расскажите про неё» (где можно предложить выбор и приготовить объект), «Зоопарк» (активировать звукоподражание и настроить внимание на звуковой анализ, интонационное разнообразие), «В нашей группе появился печальный цветок, как вы думаете, что он мог бы сказать?» (активизация желания поделиться своим эмоциональным состоянием, его причинами, обратить внимание на других, прислушаться к окружающим), «Сказка о сломанном стульчике» (обратить внимание на бережное отношение к имуществу, окружающим объектам). При этом можно начать рассказывать и периодически останавливать свой рассказ, стимулируя высказывания детей: «В одной группе детского сада жил очень грустный стульчик. Его кто-то неаккуратно тащил по полу, ставил неровно, часто ронял. От этого у стульчика стала качаться ножка и его отставили в сторону. На него никто не хотел садиться, потому что… и даже хотели…, а потом…» Сопровождая такие истории показом с участием детей, можно предоставить им выбор формы участия (невербальное, эмоциональное, звуковое, речевое), втягивая во взаимодействие, общение, сопровождая речевым пояснением и разъяснением.

Подводя итоги сказанному выше, ещё раз отмечу, что для деятельности в младшем дошкольном возрасте необходима развивающая среда, от направления и качества которой зависит уровень развития в целом и речевое развитие, в частности. Педагог может способствовать речевому развитию воспитанников, поддерживая и провоцируя мотивацию к общению, действию и взаимодействию детей с предметами и окружающими, тем самым создавая условия для обогащения речевого опыта воспитанников.

Азарова Наталья Владимировна

педагог-психолог высшей категории, Детский сад комбинированного вида №29 «Пчелка»
Серпухов

Читайте также: