Работники каких организаций подлежат рассредоточению

Опубликовано: 17.09.2024

09.03.2021

В череде «профилактических и предупреждающих» законодательных инициатив Правительства, грубо попирающих конституционные права и свободы граждан России, прибыло. 1 марта в Госдуму был внесен законопроект, расширяющий полномочия федеральных, региональных, муниципальных властей и руководства отдельных организаций по эвакуации граждан с любой территории, на которой якобы (т.е. по их мнению) существует «угроза возникновения ЧС». У граждан же в дополнение к совершенно «резиновому» обязательству выполнять любые правила поведения, которые для них издадут региональные власти в рамках «режима повышенной готовности» либо ЧС («инновация» ковидной весны-2020) появляется еще одна обязаловка – покинуть любое место пребывания (в т.ч. – свое жилище, свою частную собственность) после получения соответствующего информационного оповещения. Очевидно, что массовая эвакуация—дело достаточно затратное, и в реальности представить ситуацию масштабного применения новой нормы достаточно сложно. Однако, законопроект может угрожать компактным поселениям и людям, которые не желают мириться с новой «ковидно-цифровой-вакцинной нормальностью».

Законопроектом № 1120845-7 «О внесении изменений в ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (https://sozd.duma.gov.ru/bill/1120845-7), как поясняют его разработчики, предусматривается «введение обязанности для граждан РФ эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или из зоны ЧС с момента получения информации о проведении эвакуационных мероприятий от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в целях сохранения жизни и здоровья граждан, а также оперативности проведения органами государственной власти и органами местного самоуправления эвакуационных мероприятий».

То есть – еще разок – эвакуироваться надо обязательно для того, чтобы способствовать оперативности эвакуационных мероприятий. Это примерно как «бежать, чтобы как можно быстрее добежать». Вроде бы цель понятна, но вот причина гонки – не совсем. Оказывается, еще 28 сентября 2009 г. в перечне поручений президента России значилось внесение изменений в законодательство, обеспечивающих «возможность принудительной эвакуации граждан из зоны ЧС по решению комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности». По всему похоже, что помимо борьбы собственно с «угрозой возникновения ЧС», силовики и экстренные службы будут активно бороться с гражданами, не внявшими требованиям эвакуироваться – то есть вламываться в их дома и перемещать их насильно. И все это, естественно, ради высшей цели – «сохранения жизни и здоровья граждан». Заметим, что Владимир Путин давал указания в отношении уже подтвержденной и происходящей ЧС, но в Правительстве его по традиции истолковали превратно, придумав в качестве повода для принудительной эвакуации малообъяснимую и не доказуемую на практике «угрозу возникновения ЧС».

Надо особо подчеркнуть, что эвакуация населения из опасной зоны в случае ЧС давно была предусмотрена в редактируемом 68-ФЗ, где она на сегодня входит в полномочия региональных и муниципальных властей. Это выглядит совершенно логично, так как подобные мероприятия оперативно можно проводить исключительно на местах, исходя из конкретных (быстро меняющихся) обстоятельств. Теперь же в поправках предлагается:

«наделить Правительство РФ правом определять порядок проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций»,

а также наделить абсолютной властью по принятию таких решений в масштабах всей страны «правительственную Комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности».

Естественно, все полномочия региональных и муниципальных властей в этой сфере остаются, но теперь они должны будут строго руководствоваться правительственными НПА. И самое главное, о чем мы уже говорили выше, вводится новая возможность «превентивно-профилактической» эвакуации любого гражданина/группы граждан с любой территории по велению властей любого уровня – в случае их заявления об «угрозе возникновения ЧС». Если нужен наглядный пример, пожалуйста – эта самая «угроза» актуальна для нас по сей день. Именно из-за ее наличия в рамках «борьбы с распространением коронавирусной инфекции» большинство регионов России ввели режимы т.н. «повышенной готовности» в феврале-марте 2020 г., и до сих пор ни один субъект РФ не отменил полностью данный режим – мы уже год живем в «новой нормальности».

Де-юре, у нас по всей стране «угроза возникновения ЧС», в рамках которой хоть завтра власти (в случае принятия данного ПФЗ), если местная комиссия по борьбе с ЧС примет такое решение, смогут взламывать квартиры и «перемещать» оттуда граждан в определенные ими «безопасные зоны». Таким образом, право на неприкосновенность жилища, на недопустимость проникновения туда любых «третьих лиц» без решения суда, равно как и право на частную собственность, полностью нивелируется.

Между прочим, перечисленные базовые права граждан уже самым дерзким образом попраны властями после принятия закона о реновации, в народе его уже прозвали «законом о репрессивном изъятии имущества» . И если вы думаете, что на практике власти будут вести себя обходительно и не пойдут на откровенно фашистские меры, давайте зададимся простым вопросом: для чего им так важно прописать возможность принудительной эвакуации именно при угрозе возникновения ЧС, якобы для профилактики? Самый логичный ответ – для того, чтобы воспользоваться данной возможностью. Известный экономист Михаил Делягин, к примеру, считает , что россиянам уже обнулили право частной собственности под предлогом реновации. Не менее важно, что в планах «Большого обнуления» от глобалистов-мировой олигархии, официально озвученных председателем Давосского форума Клаусом Швабом – полная отмена личного имущества для большинства жителей Земли. И начать они намерены с самого ценного для многих – недвижимости и автомобилей. Так что анализируемый законопроект идеально вписывается в этот контекст.

Добавим к этому странные принципы организаторов всероссийских испытаний системы оповещения о ЧС, которые прошли 3 марта. Вот, к примеру, один из пунктов инструкций от властей Владивостока:

«Не забирайте детей из школы и детского сада. Это может задержать их отправку в безопасные места. О ваших детях есть кому позаботиться. Их защита предусмотрена в первую очередь».

В то же время, многие школьники Петербурга рассказали своим родителям, что их в рамках учений-оповещений после объявления тревоги рассадили в автобусы и внушили «не волноваться за связь с родителями, так как сейчас важнее всего ваша безопасность». Очень странный подход, не правда ли? Зачем принудительно разделять детей и родителей, и вообще – не окажется ли каждый родитель, задержавшийся в «зоне ЧС», «потенциально опасным биологическим объектом»? Это уже прямой отсыл к принятому в конце прошлого года ФЗ «О биологической безопасности», который де-юре дает возможность властям вводить «иммунные паспорта» и насаждать принудительную медицину – в рамках «профилактики биотеррора», разумеется. Добавим в копилку обновленный с 1 января 2021 г. СанПиН Роспотребнадзора по профилактике инфекционных болезней , в котором прямо прописаны обязанности граждан подставляться под иглы шприцев, ПЦР-тесты и проч. по распоряжению главсанврача, и картина получится полной, хотя и совершенно безрадостной…

Мы хорошо помним, что на рассмотрении в Госдуме также находится принятый в первом чтении обновленный ПФЗ «О полиции» , в рамках которого силовики наделяются сверхполномочиями с нулевой ответственностью, а защита граждан падает до уровня «около нуля». Он также нивелирует гарантированное Конституцией право каждого на неприкосновенность жилища, так как дает сотрудникам полиции возможность проникать на территорию личного недвижимого имущества гражданина любым способом (взламывать квартиры и дома) при наличии там «лиц, на которых потерпевшие или очевидцы указывают как на совершивших деяние, содержащее признаки преступления».

Все происходящее должно заставить граждан крепко призадуматься – что же в итоге ударит по нашим судьбам сильнее: угроза возникновения ЧС или меры, принимаемые в рамках «предотвращения» данной угрозы? История с планетарным локдауном и всемирной добровольно-принудительной вакцинацией (с готовящимся вводом «ковид-паспортов» - сегрегаторов для не вакцинированных) дает ясный ответ на этот вопрос.

Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения и материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Виды эвакуации могут классифицироваться по разным признакам:

  • по видам опасности: эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологического заражения (загрязнения), возможных сильных разрушений, катастрофического затопления и др.;
  • по удаленности: локальная (в пределах города, населенного пункта, района); местная (в границах субъекта Российской Федерации, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);
  • по способам эвакуации: различными видами транспорта, пешим, комбинированным способом;
  • по длительности проведения: временная (с возвращением на постоянное местожительство в течение нескольких суток); среднесрочная — до 1 месяца; продолжительная – более месяца;
  • по времени начала проведения: упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для проведения данной меры защиты является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток.

Эвакуация и рассредоточение

В случае возникновения чрезвычайной ситуации с опасными поражающими воздействиями проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) населения из зоны чрезвычайной ситуации может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, над временем, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей. При условии организации первоочередного жизнеобеспечения сроки проведения эвакуации определяются транспортными возможностями.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т.п.

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих воздействий.

Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасностям критериям.

Эвакуация проводится, как правило, по территориально-производственному принципу.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения в зависимости от обстановки.

Одним из действенных мероприятий по защите от ЧС (в основном военного характера) является рассредоточение. Рассредоточение — это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха персонала объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Рассредоточению подлежит персонал:

  • уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;
  • организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи и т.п.).

Рассредоточиваемый персонал размещается в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения.

Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.

ГОСТ Р 22.3.17-2020

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭВАКУАЦИИ И РАССРЕДОТОЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Safety in emergencies. Planning of measures for evacuation and dispersal of the population in case of a threat and occurrence of emergency situations. Fundamentals

Дата введения 2021-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2020 г. N 949-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает основные положения по разработке документов планирования, содержащих мероприятия по эвакуации и рассредоточению населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - МЭР).

1.2 Настоящий стандарт предназначен для работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и работников организаций, осуществляющих планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения в безопасные районы, их размещению.

Конкретный объем применяемых требований настоящего стандарта при разработке указанных документов определяется исходя из целей и задач соответствующих работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 22.0.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.12 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Международные термины и определения

СП 165.1325800.2014 "СНиП 2.01.51-90 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне"

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов правил) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины по ГОСТ 22.0.03, ГОСТ 22.0.05, ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ Р 22.0.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 эвакуация населения: Комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон возможных опасностей и его размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах, а также по рассредоточению работников организаций.

3.1.2 рассредоточение: Комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из зон возможных опасностей и размещению в безопасных районах для проживания и отдыха рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в этих зонах, не занятых непосредственно в производственной деятельности.

3.1.3 безопасный район: Территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

3.1.4 зона возможных опасностей: Зона возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений в пределах 4-часового добегания волны прорыва.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ГТС - гидротехнические сооружения;

ГУ - группы управления;

МЭР - мероприятия по эвакуации и рассредоточению населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

ППЭ - промежуточные пункты эвакуации;

ПЭП - приемные эвакуационные пункты;

СЭП - сборные эвакуационные пункты;

ЧС - чрезвычайная ситуация.

4 Общие положения

4.1 Планирование МЭР осуществляется для обеспечения организованного перемещения населения из населенных пунктов и (или) с территорий организаций, которые попадают в зоны возможных разрушений, возможного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения, возможного катастрофического затопления на территорию, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

4.2 Мероприятия по планированию эвакуации и рассредоточению населения, в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, относятся к основным мероприятиям, которые проводятся органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в режиме повседневной деятельности.

4.3 Планирование осуществляется исходя из того, что эвакуации подлежат следующие категории населения:

- работники организаций, попадающих в зоны возможных опасностей по СП 165.1325800.2014;

- неработающие члены семей указанных работников;

- нетрудоспособное и не занятое в производстве население, попадающее в зоны возможных опасностей по СП 165.1325800.2014.

Рассредоточению подлежат следующие категории населения:

- рабочие и служащие уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют;

- рабочие и служащие организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

4.4 Особенности планирования МЭР определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение и т.п.), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуации. Нормативные требования принимаются в соответствии с [1] и приведены в приложении А.

4.5 Реализация МЭР осуществляется в период подготовки и проведения эвакуации, а также при подготовке безопасных районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения.

4.6 Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время. Планирование МЭР осуществляется на следующих уровнях:

- в федеральных органах исполнительной власти:

- в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований;

4.7 Планирование МЭР, а также планирование мероприятий по подготовке безопасных районов возлагаются:

- в федеральных органах исполнительной власти - на руководителей федеральных органов исполнительной власти;

- в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований - на руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления;

- в организациях - на руководителей организаций.

4.8 Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

4.9 Непосредственное планирование эвакуации и рассредоточения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на всех уровнях осуществляется эвакуационными комиссиями, которые создаются заблаговременно.

Эвакуационные комиссии планируют МЭР на соответствующем уровне и осуществляют контроль за планированием эвакуации и рассредоточения в подведомственных органах и организациях.

4.10 МЭР планируются заблаговременно и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым:

- мероприятия по эвакуации работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточению работников организаций, а также эвакуации неработающих членов семей указанных работников планируются соответствующими должностными лицами организаций;

- мероприятия по эвакуации остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения планируются по месту жительства должностными лицами соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления.

4.11 Планирование, обеспечение и проведение МЭР осуществляются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

4.12 При планировании МЭР учитываются производственные и мобилизационные планы, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.

5 Планирование мероприятий, обеспечивающих деятельность эвакуационных органов

5.1 При планировании МЭР определяются места размещения и количество:

- сборных эвакуационных пунктов (СЭП);

- промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ);

- групп управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

- эвакоприемных комиссий при органах местного самоуправления;

- приемных эвакуационных пунктов (ПЭП);

- администраций пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.

Категории работников, не подлежащих аттестации фото

Аттестация - процедура, знакомая служащим государственного и муниципального сектора не понаслышке. Однако для сферы частного предпринимательства это относительно новое мероприятие. Не все руководители понимают, зачем и как нужно аттестовывать работников, какую пользу это может принести бизнесу, какие категории персонала не подлежат оценке. Сегодня мы расскажем, что такое аттестация, обозначим ее ключевые цели и задачи, выделим типы работников, которые данную процедуру проходить не обязаны.

Что такое аттестация работников?

Под аттестацией персонала понимается комплексный анализ личностных, деловых, а в некоторых случаях - морально-этических качеств отдельных работников. Как правило, оценка производится 1 раз в 3 или 5 лет. Аттестация - эффективный инструмент менеджмента, который позволяет работодателю выявить уровень квалификации сотрудника и его соответствие должности.

Цели и задачи аттестации

Вопреки распространенному мнению, главная цель аттестации - вовсе не контроль эффективности выполнения работниками их функциональных обязанностей. Это инструмент для поиска скрытых резервов, с помощью которых можно расширить трудовой потенциал и уровень отдачи каждого сотрудника.

Среди основных задач аттестации персонала выделяются следующие:

  • отражение текущего состояния кадровой политики организации, степени удовлетворенности сотрудников, выявление проблем в этой области;
  • формирование новых система оплаты труда, компенсационных пакетов. Это позволяет влиять на уровень мотивации сотрудников, повысить заинтересованность в работе;
  • принятие управленческих решений, касающихся дальнейшего развития компании, улучшения кадровой политики.

Аттестация - весьма важная для работодателя процедура. По её итогам он может:

  • повысить эффективность использования кадрового потенциала;
  • выявить точный уровень профессионализма каждого из сотрудников организации;
  • разработать дополнительные мотивационные инструменты;
  • сформировать профессиональный кадровый резерв;
  • расторгнуть трудовые отношения с работниками, уровень профессионализма которых ниже занимаемых должностей.

В ходе проведения аттестации устанавливается обратная связь между руководством организации и ее сотрудниками, выявляется потенциал каждого работника, у сотрудников появляется возможность продвижения по карьерной лестнице и раскрытия своего потенциала и т.д. Проанализировав результаты аттестации, организация сможет скорректировать свои планы, более эффективно организовать работу с персоналом.

Аттестация персонала полезна и при сокращении размеров штата, а именно - для соблюдения ст. 179 ТК РФ. В этой норме указано, что работники с более высоким уровнем квалификации имеют привилегию остаться на работе. Таким образом, руководителю будет гораздо проще принять решение, кого нужно уволить, а кого следует сохранить.

 Цели и задачи аттестации изображение

Для каких категорий работников не проводится аттестация

Сегодня в законодательстве нет исчерпывающего перечня должностей или категорий сотрудников, не подлежащих данной процедуре. Однако используя определенные правовые нормы, можно обозначить ряд таких работников.

Первая категория - специалисты, которые проработали в той или иной должности меньше определенного периода времени.

В ст. 70 ТК РФ, устанавливающей испытательной срок для разных категорий персонала, сказано, что он длится 3-6 месяцев (зависит от должности). Поэтому вполне логично предположить следующее - если вновь принятый работник успешно прошел испытательный период, он на 100% соответствует занимаемой должности. А значит, дополнительно оценивать его уровень квалификации бессмысленно.

К этой же категории можно отнести:

  • сотрудников, работающих в организации меньше 12 месяцев;
  • молодых специалистов, которые поступили на работу в данную фирму по распределению (после выпуска из ВУЗа или другого учебного заведения).

Следующая категория работников - женщины в период беременности и матери, которые имеют детей в возрасте не старше 3-х лет. Это прописано в п. 4 Положения об аттестации руководителей и специалистов предприятий, принятого ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР 05.10.1973 года под номером 470/267 (в редакции 1986 года). Сегодня этот нормативный акт используется частично - в пунктах, не противоречащих действующему ТК РФ. Положение - единственный документ, содержащий четкий список работников, не подлежащих профаттестации.

В третью льготную категорию входят:

  • матери и отцы, воспитывающие несовершеннолетних детей до 14 лет в одиночку;
  • биологические родители или опекуны детей-инвалидов (до 18 лет). Ограниченные возможности здоровья последних должны быть подтверждены документально.

Ст.261 ТК РФ говорит, что с перечисленными выше сотрудниками расторгнуть трудовое соглашение по инициативе организации нельзя. Можно уволить их только по основаниям, описанным в:

  • п. 1, 5–8, 10-11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ;
  • ч. 2 ст. 336 ТК РФ.

Здесь отсутствует п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, предусматривающий аннулирование трудовых отношений ввиду несоответствия занимаемой должности, либо низкого уровня квалификации, выявленной по результатам аттестационных мероприятий. Однако переводить одиноких родителей или опекунов детей-инвалидов на работу с более низкой оплатой нельзя, поэтому оценивать их соответствие занимаемой должности бессмысленно.

Необходимость аттестации работников, прошедших курсы повышения квалификации или получающих высшее образование без отрыва от производства, законом никак не урегулирована. Но на практике их часто освобождают от данной процедуры. Обычно этот пункт прописывается в коллективных договорах.

Эвакуация в безопасные районы включает в себя непосредственно эвакуацию населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы из городов и иных населенных пунктов, отнесенных к группам по гражданской обороне, из населенных пунктов, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, из населенных пунктов, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4-часового добегания волны прорыва при разрушениях гидротехнических сооружений, а также рассредоточение работников организаций, продолжающих в военное время производственную деятельность в указанных населенных пунктах (далее - рассредоточение работников организаций).

Безопасный район представляет собой территорию в пределах загородной зоны, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

Загородная зона в пределах административных границ субъекта Российской Федерации должна располагаться вне зон возможных разрушений, возможного опасного химического заражения, катастрофического затопления и опасного радиоактивного загрязнения.

Рассредоточение - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорированных городах;

организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

Эвакуация населения в мирное время - это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации (ЧС) или вероятной чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах (местах).

Для кратковременного размещения населения могут развертываться пункты временного размещения (ПВР) на объектах, способных вместить необходимое количество эвакуированных и обеспечить их первоочередное жизнеобеспечение на период от нескольких часов до нескольких суток.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются варианты эвакуации населения - упреждающая (заблаговременная) или экстренная (безотлагательная).

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения проводится из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемых зон ЧС).

В случае возникновения ЧС проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывоз (вывод) его из зон ЧС может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов источника ЧС.

Организация планирования, подготовки и проведения эвакуации в военное время, а также подготовка районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения, хранения материальных и культурных ценностей возлагаются:

а) в федеральных органах исполнительной власти - на руководителей гражданской обороны - руководителей федеральных органов исполнительной власти;

б) в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образованиях - на руководителей гражданской обороны - руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ и руководителей органов местного самоуправления;

в) в организациях - на руководителей гражданской обороны - руководителей организаций.

Эвакуации на военное время подлежат:

а) работники расположенных в населенных пунктах организаций, переносящих производственную деятельность в военное время в загородную зону (далее - работники организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону), а также неработающие члены семей указанных работников;

б) нетрудоспособное и не занятое в производстве население, в том числе персонал организаций, прекращающих свою деятельность на период войны;

в) материальные и культурные ценности.

В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий проводится частичная и общая эвакуация.

Частичная эвакуация проводится без нарушения действующих графиков работы транспорта. При этом эвакуируются нетрудоспособное и не занятое в производстве население (лица, обучающиеся в школах-интернатах и образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и ветеранов, совместно с обслуживающим персоналом и членами их семей), материальные и культурные ценности, подлежащие первоочередной эвакуации.

Общая эвакуация проводится в отношении всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего их персонала, а также граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации.

Эвакуация населения в безопасные районы планируется заблаговременно, в мирное время, и осуществляется по территориально-производственному принципу в соответствии с разработанными планами:

эвакуация и рассредоточение работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, а также эвакуация неработающих членов семей указанных работников организуются и проводятся соответствующими должностными лицами организаций;

эвакуация остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения осуществляется по месту жительства должностными лицами соответствующих органов местного самоуправления.

Ответственность за организацию, планирование, обеспечение и проведение эвакуации (рассредоточения) населения (персонала организаций), материальных и культурных ценностей и их размещение в загородной зоне, а также за подготовку районов размещения эвакуированного населения в загородной зоне и его жизнеобеспечение, хранение материальных и культурных ценностей возлагается:

в федеральных органах исполнительной власти и организациях - на соответствующих руководителей гражданской обороны - руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций;

на территориях субъектов Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований - на соответствующих руководителей гражданской обороны - глав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководителей органов местного самоуправления.

При планировании эвакуации населения и рассредоточения учитываются производственные планы, мобилизационные планы на расчетный год и порядок работы организаций в военное время, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.

Заблаговременно (в мирное время) формируются (создаются) следующие эвакоорганы:

- эвакуационные комиссии республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктов и объектовые;

- эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;

- сборные эвакуационные пункты - городские и объектовые;

- эвакоприемные комиссии - при органах местного самоуправления;

- промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

- приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

- оперативные группы (ОГ) - по организации вывоза эвакуируемого населения;

- группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

- администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта). Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в этом случае возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.

Нетрудоспособное и не занятое в производстве население и лица, не являющиеся членами семей работников организаций, продолжающих производственную деятельность в военное время, размещаются в более отдаленных безопасных районах по сравнению с районами, в которых размещаются работники указанных организаций.

Перевозки населения на расстояние до 100 км выполняются, как правило, автотранспортом, местными и пригородными поездами, воздушными, морскими и речными судами. Перевозки населения на расстояние свыше 100 км - железнодорожным транспортом, воздушными, морскими и речными судами.

Эвакуированное население в загородной зоне размещается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом местных условий.

Каждой организации, переносящей свою деятельность в военное время в загородную зону, заблаговременно (в мирное время) определяется производственная база и назначается (выделяется) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления район (пункт) размещения в загородной зоне.

При отсутствии загородной зоны на территории субъекта Российской Федерации на территории другого субъекта РФ выделяется загородная зона по согласованию с органами исполнительной власти этого субъекта.

Районы размещения населения в загородной зоне согласовываются с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, органами военного управления (штабами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Аналогичный порядок распространяется на закрепление загородной зоны для размещения и хранения материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации в безопасные районы.

Читайте также: