Сколько получают работники пентагона

Опубликовано: 15.05.2024

Дональд Трамп одобрил бюджет Минобороны США на 2018 год. Он составит 700 миллиардов долларов

В среду, 13 декабря, президент США Дональд Трамп подписал бюджет Минобороны на 2018 год. Расходы военного ведомства составят около 700 миллиардов долларов. Годом ранее Пентагон получил на 81 миллиард меньше — 619 миллиардов долларов.

Базовая часть бюджета составит 626,4 миллиарда долларов — на 23 миллиарда больше, чем просил у конгресса президент. Сюда входит повышение зарплат военным и закупка новой техники. На развитие противоракетной обороны заложено 5,9 миллиарда. Еще 65,8 миллиарда пойдут на военные операции США за рубежом.

Чтобы законопроект приняли, за него должны проголосовать в конгрессе до 22 декабря. Это связано с тем, что предложенный бюджет превышает установленный в 2011 году максимум в 594 миллиарда.

Несмотря на огромный бюджет, США начинает терять позиции как сильнейшая армия мира, считает военный эксперт Алексей Леонков. «Часть этих денег по-прежнему идет на содержание огромного количества военных баз, которые существуют у Америки по всему миру», — рассказал эксперт в интервью радио Sputnik. Слабыми местами американской армии Леонков указывает несовершенство новых образцов техники, а также недостаточные усилия военных по поддержанию вооружений в работоспособном состоянии.


Фото: © GLOBAL LOOK press
Фото: © GLOBAL LOOK press

Стабильность в Европе

Российские военные в 2016 году, по данным Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), потратили 69,2 миллиарда долларов. Во время ежегодной пресс-конференции в четверг, 14 декабря, президент Владимир Путин заявил, что российский военный бюджет в 2017 году составил около 50 миллиардов.

Несмотря на разницу военных бюджетов (почти в 14 раз), борьбе с «российской агрессией» посвящены несколько разделов документа. Конгрессмены перечисляют действия Москвы, в том числе вторжения в Грузию в 2008 году и на Украину в 2014-м, и утверждают, что агрессия продолжается. Поэтому для сдерживания России в Европе они предложили выделить до пяти миллиардов долларов.

Большая часть этих денег, почти 4,6 миллиарда, пойдет на Европейскую инициативу сдерживания (European Deterrence Initiative). Задачи инициативы – развить военный потенциал Соединенных Штатов в Европе и укрепить уверенность союзников по НАТО. Для этого Вашингтон выделит по 100 миллионов долларов Латвии, Литве и Эстонии. Еще 350 миллионов планируется передать Украине. В документе уточняется, что пока Киев не начнет проводить реформы в оборонной сфере и в сфере противодействия коррупции, поддержку сократят вдвое, до 175 миллионов. На эти деньги планируется поставлять Украине оборонительное вооружение и технику, обучать украинских солдат. До начала обсуждений Сенат предлагал выделить Киеву 500 миллионов и дать зеленый свет поставкам летального оружия на восток Украины.



Фото: © flickr.com/Expert Infantry

Сдерживание России

В проекте бюджета четко обозначены угрозы, которые Вашингтон видит в действиях России. Авторы документа считают, что наиболее опасны «повышенная военная активность в Арктическом регионе и Средиземном море», развитие ядерной доктрины, нарушение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и международного Договора по открытому небу. В качестве ответных мер конгресс предлагает вложить в разработку новой ракеты средней дальности 58 миллионов долларов.

«Закон об оборонном бюджете США, который находится в сенате США, ограничит наш доступ к кабельным и спутниковым сетям вещания. Началось просто неимоверное давление на всех экспертов, гостей, которые приходят к нам в эфир, не только в США, но и в Британии, и в сателлитах США», — рассказывала в конце ноября главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян.

Военным запретили тратить деньги на любые проекты сотрудничества с Минобороны России. Отдельно упомянуты продукты «Лаборатории Касперского» — их использование запрещено из-за связей компании с российским правительством. Очистить компьютеры Пентагона от продуктов Касперского должна рабочая группа, в которую входят министры обороны, энергетики, внутренней безопасности, директор национальной разведки и генпрокурор,

Через 180 дней после вступления закона в силу министр обороны будет обязан представить профильным комитетам конгресса доклад о «российской агрессии». Документ должен содержать стратегические цели Москвы и план противодействия Вооруженным силам России.

«Это, безусловно, не только новые военные ассигнования, но и заявка на новые долгосрочные стратегии, которые в случае реализации могут перекрыть намертво любые перспективы нормализации российско-американских отношений», — прогнозирует председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. Посвященные России главы сенатор связал с русофобскими настроениями в конгрессе.

Закупки вооружений

На закупку военной техники в следующем году будет потрачено более 40 миллиардов долларов. Большая часть этих денег пойдет на усиление морского флота. За 14 новых кораблей военные выложат 26,2 миллиарда. Специальный доклад на сайте Минобороны США указывает, что на флот будет потрачено 18,8 миллиарда долларов.

В два раза меньше будет потрачено на модернизацию авиации. Более 10 миллиардов пойдут на закупку 90 многоцелевых истребителей F-35 различных модификаций. Почти три миллиарда военные потратят на 17 самолетов-заправщиков Boeing КС-46А. Еще 980 миллионов пойдут на оплату военно-транспортных самолетов MC-130J производства Lockheed Martin. За эти деньги военное ведомство рассчитывает получить 11 машин. Также на вооружение должны поступить 71 вертолет Apache АН-64Е и 92 вертолета Blackhawks UH-60. В докладе Минобороны указано, что на авиацию и ее модернизацию планируется потратить 22,2 миллиарда.

Меньше всего американские военные потратят на наземные вооружения. Планируется, что эта статья бюджета обойдется в 2,2 миллиарда. На эти деньги Пентагон закупит танки Abrams M1. На поддержку семей военнослужащих будет потрачено восемь миллиардов. Научные исследования обойдутся бюджету в 13,2 миллиарда. Почти в два раза меньше американские военные планируют израсходовать на амуницию, наземные системы и ракетную оборону.

Основное внимание Пентагона направленно на развитие флота и авиации, указывает военный аналитик Виктор Мураховский. По его словам, это указывает на то, что армия США сфокусирована на проведении зарубежных операций. «Также значительные средства выделяются на перспективные исследования», — добавляет эксперт.

Другие расходы

Впервые за семь лет увеличится число военнослужащих. В 2018 году армия США стане больше на 9,5 тысячи человек. Большинство (до 7,5 тысячи) отправятся проходить службу в сухопутных войсках. Морскую пехоту пополнят тысячей солдат, по 500 человек направят в Национальную гвардию и резерв. На выплаты военным сенат выделил 141,8 миллиарда. В эту сумму заложены повышение денежного довольствия на 2,4%, а также премиальные и страховые выплаты военнослужащим.

На борьбу с терроризмом выделят 6,7 миллиарда долларов. Из них 4,9 миллиарда Пентагон планирует «инвестировать» в Афганистан. Так, конгрессмены предлагают 25 миллионов потратить на тренировку и обучение женщин, желающих служить в армии. Еще 1,8 миллиарда авторы документа хотят пустить на борьбу с «Исламским государством» (ИГ, запрещена в РФ) на территории Ирака и Сирии.

Издание «Daily Storm» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379 Учредитель: ООО "ОрденФеликса", Главный редактор: Сивкова А.С.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных.

Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 20.07.2017 за номером ЭЛ №ФС77-70379) сопровождаются гиперссылкой на материал с пометкой Daily Storm.

*упомянутые в текстах организации, признанные на территории Российской Федерации террористическими и/или в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности. В том числе:

Признаны террористическими организациями : «Исламское государство» (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама»), «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»),«Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), Джебхат ан-Нусра (Фронт победы)(другие названия: «Джабха аль-Нусра ли-Ахль аш-Шам» (Фронт поддержки Великой Сирии), Всероссийское общественное движение «Народное ополчение имени К. Минина и Д. Пожарского», Международное религиозное объединение «АУМ Синрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph)

Деятельность запрещена по решению суда : Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия», Межрегиональная общественная организация «Движение против нелегальной иммиграции», Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство», Межрегиональное общественное объединение – организация «Народная Социальная Инициатива» (другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива»), Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа», Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации:,Межрегиональное общественное движение «Артподготовка»

Я уверен, вы слышали о $65 миллионах. Или это было $85 миллионов? Или ещё больше? Вы знаете про фонды, которые Пентагон потратил на быстрый самолет, готовившийся для программы воспрепятствования ввозу наркотиков? Не слышали?

Ну, а вот Меган Роуз в ProPublica сообщила, что этот «анти-наркотический» самолёт с его «электрооптическими и инфракрасными видео датчиками», должен оказать существенную помощь в контроле и разрушении каналов торговли героином в Афганистане. Только тут одна маленькая проблема. Этот существующий в единственном экземпляре самолёт никогда не покидал ангара в Делавэре и не летал с миссией в Афганистан, в какую сумму это бы не обошлось (а это Пентагон обычно не способен отследить), и когда недавно его выставили на аукцион, никто не пожелал выложить за него и паршивого цента. И что бы вы не думали об этом, как о странной аномалии, оцените, как предлагает Роуз, сторожевые катера по $3 миллиона для Афганистана, купленные флотом, которые никогда не покидали Виржинию, или 20 самолётов для афганских воздушных сил, на которые Пентагон потратил всего-то $486 миллионов, хотя они никогда не взлетали и в итоге были проданы на металлолом всего за $32,000. Или задумайтесь на минуточку о более, чем $65 миллиардах (упс, миллиардах!) которые пошли на несчастные афганские вооружённые силы, неумелых вояк, которых давным-давно наставляют американские военные и которые по-прежнему переполнены «солдатами-призраками», поражены чумой потерь и ошеломляющим уровнем дезертирства. Или, раз уж зоны боевых действий Америки все эти годы похожи на коррупционные воронки, просто вспомните бензоколонку за $43 миллиона, построенную Пентагоном посреди афганского «неизвестно где», или столь же печально известное «шоссе в никуда», или и вовсе шедевр, американский военный штаб в афганской провинции Гильменд, стоимость которого удвоилась до $25 миллионов ещё за время строительства, и который никогда не использовался, или от $1.2 до $1.6 миллиардов наличных, каким-то образом украденных у США в Ираке, которые сами по себе были каплей в море, если учесть $60 миллиардов, потраченных на хлам и фальшивки в той трясине «боевых» действий. И помните, это всего лишь начало списка катастрофических «вложений» в войны, ведущиеся страной.

Если вы рассмотрите это в таком свете, разве они не кажутся какими-то гигантскими аферами? Но всё же, как зачастуюпроясняет постоянный автор TomDispatch Уильям Хартунг, всё это — лишь вишенка на торте. Настоящая зона коррупции — не в Афганистане или Ираке, а в пятистороннем здании в Виржинии, на другом берегу Потомака, где, как объясняет сегодня Хартунг, доллары американских налогоплательщиков регулярно исчезают в сундуках различных гигантов-производителей оружия или в карманах их директоров и высших руководителей. Как оказывается в итоге, война — внутренняя афера, и ваши доллары налогоплательщика — её сердце и душа. Хуже того, в Вашингтоне, бесконечно раздираемом конфликтами из-за неспособности всех и каждого договориться хоть о чём-либо, есть один истинно двухпартийный субъект — Пентагон. В нём-то представители обеих воюющих сторон не могут не испытывать счастья или просто желания потратить ещё больше ваших денег.

В нормальных условиях война с террором через 16 лет должна была бы считаться катастрофой, но, как объясняет Хартунг, в смысле финансирования Пентагона (и команды воинственных корпораций, представляющих его сердце и душу) это история потрясающего финансового успеха, начиная с 12/9 и далее.

Вот вопрос: как вы напишете «транжирить деньги»?

Ответ (если вы ещё не поняли): П-е-н-т-а-г-о-н

Ястребы на Капитолийском Холме и среди военных США имеют обыкновение оправдывать рост уже необыкновенно щедрого бюджета Министерства обороны, заявляя, что ещё больше денег необходимо на «поддержку войск». Если вы уже кивнули, соглашаясь, позвольте мне объяснить, куда именно в действительности идёт большая часть бюджета Пентагона — сотни миллиардов долларов. И помните, что говорим мы о ваших деньгах.

Ответ не может быть более прямым: большая часть идёт прямиком частным корпорациям, а затем большая часть из этого тратится на бесполезные, чрезмерные зарплаты жирных директоров, и потрясающие (но ставшие обыденными) перерасходы на системы вооружений и другое военное снаряжение, которое в итоге даже не показывает себя так, как обещалось. Слишком часто в результате получается оружие, в котором нет нужды по ценам, которые нам не по силам. Если кто-то на самом деле хотел бы помочь войскам, то отличным началом стало бы ослабление корпоративной удавки на бюджете Пентагона.

Цифры просто ошеломляют. В 2016-м налоговом году Пентагон предоставил корпорациям подрядов на сумму $304 миллиардов — почти половину своего $600 миллиардногобюджета на тот год. И помните, что не все подрядчики равны. Федеральная система данных по закупкам показывает в отчёте, что из 100 ведущих подрядчиков в 2016 году крупнейшими выгодополучателями с огромным отрывом были «Локхид Мартин» ($36.2 миллиарда), «Боинг» ($24,3 миллиарда), «Рейтион» ($12,8 миллиарда), «Дженерал Дайнэмикс» ($12,7 миллиарда), и «Нортроп Груммэн» ($10, 7 миллиарда). Совместно эти пять фирм проглотили почти $100 миллиардов ваших налоговых поступлений, около трети всех контрактных закупок Пентагона в 2016 году.

И помните, Пентагон покупает не только оружие. Компании медобеспечения, вроде «Хьюмана» ($3.6 миллиарда), «Юнайтед Хелс Групп» ($2,9 миллиарда) и «Хелм Нет» ($2,6 миллиарда) тоже получают денежки, и к ним присоединяются, помимо прочих, фармацевтические компании, например «МакКессон» ($2.7 миллиарда) и университеты, глубоко связанные с исследованиями, проводимыми военно-промышленным комплексом, например МИТ ($1 миллиард) и Джон Хопкинс ($1 миллионов).

Настоящий вопрос вот в чём: Сколько из этих денег на деле идёт на защиту страны, а сколько по сути представляют собой субсидии производителям оружия и другим корпорациям, более интересующимся собственными прибылями, чем предоставлением налогоплательщикам чего-то ценного за их деньги?

«Модернизация» военно-промышленного комплекса

Давайте начнём с очевидного (но об этом редко говорят). Некоторые расходы компаний по производству вооружений явно имеют не большее отношение к логическому обоснованию национальной безопасности, чем перелётыТома Прайса к стимулированию американского здоровья. Возьмём, к примеру, вознаграждение, получаемое директорами оборонных компаний. Главы пяти ведущих подрядчиков Пентагона — «Локхид Мартин», «Боинг», «Рейтион», «Дженерал Дпйнэмикс» и «Нортроп Груманн» — в прошлом году скопом получили $96 миллионов. Это означает только одно — ваши налоговые платежи ушли в основном на выплату им непомерных зарплат. И эта цифра в $96 миллионов даже не учитывает других высокооплачиваемых исполнительных директоров и членов правления основных оружейных подрядчиков, им подобных. Разве вы уже не почувствовали себя в большей безопасности?

Поначалу Дональд Трамп потратил массу энергии на твиты, похваляясь, как он собирается прижать этих подрядчиков к ногтю за их ценовую политику в области систем вооружений. На самом деле, он уже оказался для основных подрядчиков хорошей новостью, большинство их увидели резкий рост доходов и прибылей за первые два квартала этого года (по сравнению с тем же периодом в эру Обамы). Помимо прочего Трамп, как оказалось, пожелал снять ограничения на продажи американского оружия за рубеж (и поручил чиновникам из Госдепартамента и Пентагона тратить больше времени на рекламу подобного оружия). В результате будущие американские оружейные сделки уже находятся на крутом подъёме и, как отметил один из аналитиков оборонной промышленности, «и коммерческий аэрокосмический и оборонный сектора ожидают улучшений в оставшуюся часть 2017 года с потенциалом новых рекордов и в доходах, и операционной прибыли».

Будет ли таким увеличение средств, поступающих к крупным оборонным подрядчикам, ещё больше зависит от итогов бюджетной дискуссии в этом году, в которой Трамп и Конгресс соперничают за возможность спонсировать самый большой рост расходов Пентагона. Трамп поддержал бюджетный рост на $54 миллиарда, а Сенат в недавно принятом Законе о полномочиях в области национальной обороны поддержал увеличение расходов на $90 миллиардов. Единственное, что стоит между подрядчиками и ещё одним роскошным денежным призом — вопрос о том, сможет ли Конгресс принять бюджет в этом году или его депутатам придётся прибегнуть к продлеваемой резолюции, оставляющей расходы на уровне прошлого года.

Нет нужды говорить, что «Локхид Мартин» и её компаньоны делают все, что в их силах, чтобы найти выход из бюджетного тупика и открыть кран для обеспечения щедрого наращивания финансирования, на которое они, по их мнению, имеют право. В процессе они тратят впечатляющие суммы (без сомнения, частично тоже ваших налоговых выплат) на продвижение своих интересов в Вашингтоне. Оборонная промышленность, между прочим, с 2009 года внесла в комитет политических действий вкладов на $65 миллионов.

Вероятно, вы не удивитесь, узнав, что основная часть этой суммы была роздана представителям в Конгрессе, занимавшим лучшие посты, на которых могли помочь отрасли — в частности, членам комитетов по вооружённым силам и ассигнований на оборону Палаты и Сената. В недавние годы эти взносы шли республиканцам, причем две трети взносов шли кандидатам от Великой Старой Партии. Но если демократы в какой-то момент вернут себе контроль над Конгрессом, соотношение сдвинется обратно. Для оружейных подрядчиков, в конце концов, дело не в партии или идеологии, а в том, чтобы купить доступ и влияние тех, кто имеет власть передать им деньги.

Инвестиции в оружейную промышленность лоббируются ещё более впечатляюще. На столь продуктивную деятельность оборонный сектор с 2009 года потратил более $1 миллиарда, ежегодно нанимая где-то от 700 до 1,000 лоббистов. Если представить это в перспективе, то мы говорим о существенно большем, чем один лоббист на каждого члена Конгресса, большинство которых со свистом проносились через знаменитые вашингтонские «вращающиеся двери», то есть они переходили с постов в Конгрессе или Пентагоне на посты в компаниях-производителях вооружений, откуда могли привлекать на свою сторону своих бывших коллег.

Конечно, этот процесс позволяет заново подготовленным лоббистам использовать свои привилегированные контакты с бывшими коллегами по правительству для продвижения особых интересов своих корпоративных клиентов. А это гарантирует, что персонал Конгресса, армейские офицеры и бюрократы Пентагона на закате своей карьеры и надеющиеся на доходное будущее, будут весьма снисходительны к ведущим подрядчикам. А почему бы и нет, когда они надеются на крупную выплату вместе с тем же составом действующих лиц после ухода из правительства?

Идеальный пример — случай Дарлин Дрюин — даёт нам взгляд изнутри на то, как официальные лица из Пентагона заслуживают благосклонность будущих корпоративных работодателей. Дрюин была должностным лицом высокого ранга в отделе закупок Пентагона, она подготавливала контракты с «Боингом», одновременно ведя переговоры о работе на эту компанию (которая уже приняла на работу её дочь и зятя). Дело Дрюин оказалось исключением, подтверждающим правило. Она на самом деле провела девять месяцев в заключении за свои действия, во многом благодаря упорному вниманию сенатора Джона МакКейна к этому делу. Однако более мелкие случаи небольшого влияния происходят постоянно, и никто не попадает за это в тюрьму. Пока соблазн крупных корпоративных выплат занимает настолько центральное место в жизни правительственных чиновников, счёт будут постоянно в пользу будущих потенциальных работодателей.

Иными словами то, что мы получаем в ответ на сотни миллиардов долларов, которые мы вливаем в оружейные фирмы, представляет собой нечестную сделку, и «вращающиеся двери» — всего лишь один тому пример. Не стоит забывать об эпидемии напрасных трат, мошенничества и злоупотреблений, что является неотъемлемой частью бюджета Пентагона — организации, которая доказала свою неспособность провести даже внутренний аудит. Как и с незначительным влиянием, когда речь заходит об этом трио, то размах варьируется от преступного до просто вопиющего. В первой категории можно начать со скандала «Толстого Леонарда», по имени исполнительного директора, который давал взятки десяткам флотских чиновников деньгами, оплатой отпуска и проституток, чтобы получить преимущество по контрактам обслуживания кораблей США, базирующихся в портах Тихого океана. Пока в дело вошли 29 обвинений в преступных действиях.

Это то, что попало в газетные заголовки, но самые крупные источники корпоративного расточительства, когда речь идёт о долларах Пентагона, настолько вошли в обыденную жизнь Вашингтона, что остаются по большей части незамеченными. Например, Пентагон предоставляет работу более чем 600,000 частных подрядчиков. Их так много и за ними столь скверный контроль, что в Пентагоне (как там неохотно признали) даже не обладают точным числом тех, кому дали работу. Что мы знаем — что многие выполняют излишние задания, которые могут выполнить и государственные служащие, и существенно дешевле. Сократить рабочую силу подрядчика на 15% — теоретически легко, но отстоит на световые годы от чего-либо ныне представимого — и это тут же сэкономило бы $20 миллиардов в год.

А ещё есть крупные программы вооружений. Как показал Проект государственного надзора, боевой самолет «Локхид Мартин» Ф-35 — мнимый «шедевр» самолетостроения двадцать первого века — имеет столько проблем, и по стоимости, и по исполнению, что может никогда полностью не быть готовым к боевым действиям. Однако это не помешало Пентагону запланировать $1.4 триллиона расходов на постройку и обслуживание более чем 2400 этих дефектных самолётов в период выполнения программы.

И последнее, но вряд ли самое незначительное, не будем забывать ошибочный план Пентагона израсходовать более$1 триллиона в следующие три десятка лет на совершенно новое поколение ядерных бомбардировщиков, подлодок и ракет наземного и воздушного базирования. Ядерный арсенал США уже имеет более 4000 ядерных боеголовок в активном запасе, причем 1700 развернуты и готовы к запуску в любой момент.

Даже если согласиться с мнением, что существует необходимость в ядерном оружии, дабы запугивать другие страны (вроде, скажем, Северной Кореи), это может быть выполнено с арсеналом, составляющим лишь часть нынешнего. Два аналитика из военных колледжей США подсчитали, что около 300 готовых к доставке ядерных боеголовок было бы достаточно, чтобы разубедить любую страну нападать на США, используя ядерное оружие. Всё остальное представляет собой чистой воды излишество, не говоря уж об огромном источнике неоправданных прибылей и доходов оружейных подрядчиков. (И заметим, что нынешняя триллионно-долларовая программа «модернизации» ядерного арсенала была инициирована при президенте Бараке Обаме, человеке, получившем Нобелевскую премию мира за стремление уничтожить всё подобное оружие. Воспринимайте это, как меру влияния корпоративного ядерного лобби США.)

Военные расходы создают рабочие места (для лоббистов и получающих неоправданно высокую зарплату руководителей корпораций)

В дополнение к «поддержке войск» в Вашингтоне звучит ещё один аргумент стремительно растущих расходов Пентагона — рабочие места, рабочие места и ещё раз рабочие места. Тут не может быть никаких вопросов, если вы вливаете сотни миллиардов долларов в новые системы вооружений, вы создаете некие новые возможности занятости. Что удивительно, так это то, как относительно немного рабочих мест на деле появляется при таких расходах Пентагона.

В 2011 году после исследования экономистов из Массачусетского университета все стало ясно, как белый день. Они показали, что военные расходы — худший способ создания рабочих мест. Вложение денег в любую другую область деятельности — от инфраструктуры до транспорта, альтернативной энергетики, здравоохранения или образования — создаёт почти в два раза больше рабочих мест, чем военные расходы. Если дело в рабочих местах, то существует масса альтернатив выкидыванию огромных груд долларов налогоплательщиков в расточительный Пентагон.

Проблема тут политическая, а не экономическая. Насущный вопрос звучит так: как заставить президента и Конгресс сопротивляться оружейному лобби, и инвестировать в то, что было бы в буквальном смысле более конструктивной деятельностью.

Подрядчики помогают и содействуют процессу инвестирования в Пентагон, по своему обыкновению преувеличивая количество рабочих мест, которые создают их программы. Классический пример — «Ф-35». У «Локхид Мартин» на сайте есть удобная интерактивная карта, где утверждается, что программа поддерживает 125 000 рабочих мест в 46 штатах. Однако, когда я поближе рассмотрел анализ компании и сравнил со стандартными экономическими методами оценки, я обнаружил, что истинное число составляет меньше половины якобы созданных рабочих мест.

На самом деле, судя по собственным цифрам «Локхид», более половины рабочих мест, созданных программой, существуют всего в двух штатах, Техасе и Калифорнии. Короче, «Ф-35» не создал ничего подобного количеству рабочих мест, о которых заявляет компания, и эти рабочие места не так широко или равномерно распространены по стране, как предлагает поверить их пропаганда. По правде говоря, лучшие рабочие места, созданные на выделенные Пентагону деньги, это те, что предназначены для богатых лоббистов и руководителей корпораций с чрезмерно высокой зарплатой.

Итак, в следующий раз, когда кто-нибудь намекнёт, что Пентагону понадобилось на войска ещё больше денег, просто вспомните, что на самом деле они говорят о воинстве получающих завышенную оплату оборонных подрядчиков, а не о личном составе вооружённых сил. Если хотите «защитить» эту страну, возможно, пришла пора защищать её от хищников, которых президент Дуайт Д. Эйзенхауэр, помнится, когда-то назвал «военно-промышленным комплексом».

Александр Степанов


В ВМС США набирает обороты грандиозный коррупционный скандал. Под следствием находятся уже 200 человек, среди которых 30 адмиралов. Выяснилось, что владелец сингапурской фирмы Glenn Defense Marine Asia за вознаграждение получил подряды на обслуживание американских кораблей в азиатских портах на 200 млн долларов. При этом высокопоставленные офицеры ВМС за вознаграждение перенаправляли корабли в порты, где их обслуживанием занималась эта фирма.

«Наша Версия» разбиралась, почему даже в армии США, где официально отмечается один из самых низких уровней коррупции в мире, подобное всё же становится возможным.

Первые задержания по этому делу начались ещё в 2013 году, когда спецслужбы США заманили владельца фирмы Леонарда Гленна Фрэнсиса в Америку и арестовали за мошенничество. И вот теперь всплывают новые детали, вследствие которых ущерб от действий бизнесмена достиг уже 35 млн долларов. По данным следствия, Фрэнсис на протяжении нескольких десятков лет подкупал офицеров 7-го флота ВМС США, зоной ответственности которого являются Тихий и Индийский океаны. Так, выяснилось, что военные и представители бизнеса получали «откаты» не только в виде денег, но также турпутёвками и эскорт-услугами со стороны проституток.

Больше всех воруют лётчики

Как выясняется, коррупция в вооружённых силах США не такое уж редкое явление. Причина этого кроется в том, что в интересах национальной безопасности документы о расходовании этого бюджета строго засекречены, отчего провести проверку расходования средств проблематично. Например, ещё в 2001 году министр обороны США Дональд Рамсфельд заявлял, что военные аудиторы не сумели определить, куда была потрачена четверть (!) годового бюджета. Тогда по этому поводу были сделаны громкие заявления, звучали обещания разобраться с «бюрократией из Пентагона», однако проблема, как видно, не решена по сей день.

Другой причиной слабого контроля над затратами Пентагона является отсутствие финансовой дисциплины. Например, руководство армии, ВВС и флота не соблюдает сроки подачи отчётных документов. Проверка всей документации затруднена также тем, что Пентагон использует 5 тыс. различных устаревших, по большей части несовместимых друг с другом бухгалтерских и управленческих систем, многие из которых были созданы почти полвека назад и строятся на вышедших из употребления языках программирования, что делает невозможным поиск информации на современных компьютерах.

Военные госзаказы — одна из самых проблемных статей американского бюджета и одна из самых заманчивых кормушек. В разное время аудиторы признавали сомнительными и третью часть подрядов, которые заключает Пентагон. Самые подозрительные контракты заключались в годы ближневосточных конфликтов. Например, с момента начала иракской войны с Пентагоном было заключено почти 35 тыс. контрактов на сумму порядка 36 млрд долларов, при этом минимум 39% этих контрактов оказались проблемными. А в 2011 году комиссия конгресса США констатировала, что от 30 до 60 млрд долларов из выделенных на Ирак 206 млрд были потрачены с нарушениями бюджетной дисциплины. При этом за 8 млрд Пентагон до сих пор не может отчитаться.

Может быть, дело в том, что американским военным не чужда любовь к халяве? Только за 2013 и 2014 годы военнослужащие Пентагона потратили 3,4 млн долларов из правительственного бюджета на личные нужды, включая игру в казино и посещение стриптиз-клубов. Для этих развлечений они пользовались кредитными картами, предназначенными исключительно для служебного пользования. В докладе генерального инспектора минобороны США говорится, что около миллиона долларов было потрачено на казино, а почти 100 тыс. — на развлечения для взрослых. Лидером растрат являются ВВС, на втором месте — армия, за ними следуют ВМС и морская пехота, а завершают список оборонные агентства.

Счета на стирку формы завышались в 30 раз

Сегодня в обеспечении американской армии всё активнее задействуются частные компании. Теоретически это должно повышать конкуренцию и улучшать качество услуг, но на практике ситуация не так идеальна. Одним из ведущих поставщиков армии США и министерства обороны США является инженерно-строительная и сервисная компания KBR — дочерняя структура корпорации Halliburton, которая ежегодно осваивает миллиарды долларов. При этом выяснилось, что стоимость услуг, оказанных ею армии, существенно завышалась. Скандал вызвали, к примеру, счета на стирку обмундирования — цена оказалась завышена почти в 30 раз. Но, несмотря ни на что, компания продолжает получать контракты от Пентагона. Эксперты говорят, что секрет лежит на поверхности — в последнее время корпорация стала прибежищем для крупных отставников из военного ведомства США. Так, с 1995 по 2000 год KBR возглавлял Дик Чейни, являвшийся до 1993 года министром обороны и избранный в 2001 году вице-президентом страны.

Напомним, что корпорация Halliburton в Ираке занималась оказанием широчайшего спектра услуг — от строительства до поставок различных товаров. В 2004 году аудиторская компания выяснила, что начиная с 1998 года Halliburton нанесла ущерб американской армии на сумму не менее чем 1,8 млрд долларов. Например, осуществила поставку в армию 25 тонн негодных гвоздей и крупной партии бракованных бытовок. Махинации с бензином оцениваются в 61 миллион. Несмотря на разразившийся скандал, виновные найдены не были. Как выяснилось, аудиторы не получили полномочий для проведения расследования.

Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:
— Коррупция в армии США имеет распространение, хотя американцы убедили весь мир, что у них нет такого явления. В этом им помогают крупнейшие имиджевые структуры, например даже такая крупная организация, как Transparency International — неправительственная международная организация по исследованию уровня коррупции в мире в той или иной степени замыкается на США. Одно время российские военные изучали американский опыт парламентского и общественного контроля над вооружёнными силами, но скоро пришло понимание, что это далеко не самая совершенная система. Там также присутствуют явления, которые способствуют росту коррупции. Есть практика, когда генералы и адмиралы создают различные фонды, например для помощи ветеранам, но на самом деле это одна из форм присвоения денег. Также армия США активно работает с частными компаниями, создана сложная система аутсорсинга, что ведёт к коррупции. Кроме того, в США развита система частных военных компаний, заказчиком у которых является Пентагон — эти ЧВК также служат «чёрными дырами» для военного бюджета. В последнее время наметилась тенденция, что человек в форме не только командует солдатами, но и распоряжается крупными суммами денежных средств и от него зависит направление крупных финансовых потоков. Безусловно, это создаёт условия для соблазна украсть.

Только Пентагон мог потратить 640 долларов на сиденье унитаза

Как тратят доллары налогоплательщиков в штаб-квартире министерства обороны США

Уильям Хартунг (William D. Hartung)

150 миллионов долларов на виллы для горстки персонала в Афганистане и 2,7 миллиарда долларов на аэростат для наблюдения с воздуха, оказавшийся неработающим. Недавние публикации бессмысленных трат Пентагона продемонстрировали новые примеры печальной практики, существующей уже десятки лет. Другие случаи включают покупку снаряжения для вертолетов армии, которое вообще стоит 500 долларов, но военные заплатили за него по 8 тысяч долларов, и миллиарды долларов на комплектующие для вооружений, которые не будут использованы. И есть еще кое-что, один из самых блестящих примеров растраты денежных средств министерства обороны: 50 тысяч долларов на исследование способностей африканских слонов обнаруживать бомбы. И кто бы мог подумать — эти способности не так уж велики! Исследование слонов — лишь малая толика других нецелевых трат из 600-миллиардного бюджета Пентагона, но оно может служить наглядной демонстрацией того, до какого абсурда доходит министерство обороны в вольном обращении с деньгами налогоплательщиков.

Помните, что эти примеры — лишь крохотная вершина айсберга военных расходов. В недавнем докладе для Центра международной политики (Center for International Policy) я установил 27 случаев подобных трат на общую сумму 33 миллиарда долларов. Это лишь небольшая часть повседневной жизни Пентагона в XXI веке.

Поразительная последовательность и размах подобных трат требуют обсуждения и осмысления. Речь идет не о некоторых отдельных недостатках, требующих исправления в рамках повышения эффективности управления деньгами в Пентагоне. Разбазаривание гигантских средств налогоплательщиков стало образом жизни министерства обороны. Имея это в виду, давайте совершим путешествие по тратам Пентагона с 1960-х годов.

В скольких штатах вы можете потерять рабочие места?

Первым, кто привлек внимание широкой общественности к масштабу трат Пентагона, стал Эрнст Фитцджерадльд (Ernest Fitzgerald), заместитель командующего ВВС по делам управления. В конце 1960-х годов он требовал, чтобы ВВС отчитались о чрезмерных тратах на транспортный самолет С-5А компании Lockheed. Он рискнул должностью и действительно был уволен за раскрытие излишних расходов на проект самолета, призванного быстро доставлять снаряжение во Вьетнам и другие удаленные районы.

Самолет С-5А обошелся в два раза дороже, чем изначально просил Lockheed. Раскрытие факта беспрецедентной на тот момент траты привлекло особое внимание, так как министр обороны Роберт Макнамара обещал привнести в регулирование бюджета Пентагона эффективные методики управления бизнесом, освоенные им во время работы в руководстве компании Ford Motors.

Без особого успеха, как оказалось. Зато разоблачение Фицжеральда на десятилетие поставило практику трат средств в оборонной индустрии в центр внимания Конгресса и журналистов. Скандал с С-5А и финансовые проблемы с проектом лайнера L-1011 Lockheed вынудили компанию Lockheed прийти в Конгресс с протянутой рукой и просить о правительственной поддержке в размере 250 миллионов долларов. Сенатор от Висконсина Уильям Проксмайр (William Proxmire), способствовавший разоблачению скандала с С-5А, категорически возражал против помощи компании и почти сумел торпедировать эту инициативу на голосовании в Сенате. Не хватило одного голоса.

В рамках испытанной временем лоббистской тактики военной промышленности Lockheed заявил, что, если ему не выделят помощь, придется сократить 34 тысячи рабочих мест в 35 штатах, а боеспособность Пентагона в следующих вооруженных конфликтах будет подорвана. Тактика сработала на ура. Сенатор от Монтаны Ли Миткалф (Lee Metcalf) заявил, что не готов брать на себя ответственность за лишение работы тысяч человек. Его голос оказался решающим, и предложение о помощи прошло. The New York Times выяснила, что в поддержку предложения голосовали сенаторы, в штатах которых были заводы Lockheed.

Вознаградив Lockheed Martin за чрезмерные траты, Конгресс установил прецедент, последствия которого не преодолены по сей день. Сегодняшний пример — F-35 от все той же Lockheed Martin. Расходы на покупку и содержание этого самолета составляют 1,4 триллиона долларов, что делает его самой дорогой оружейной программой Пентагона (и всего мира). Тревожные симптомы уже налицо: миллиарды трат сверх бюджета и огромное количество технических проблем самолета, который еще даже не прошел стадию испытаний. Сейчас Пентагон спешит начать массовое производство этого самолета, приказав купить сразу 400 истребителей, не позаботившись об отчетности по поводу качества и стоимости окончательного результата.

Как и следовало ожидать, защищая проект F-35 почти через 50 лет после случая с С-5А, Lockheed Martin снова прибегла к аргументу о необходимости сохранить рабочие места. По чрезмерно завышенной оценке компании, проект истребителя даст 125 тысяч рабочих мест в 46 штатах. Отстаивая свою позицию, компания создала интерактивную карту, показывающую, сколько рабочих мест в каждом штате создаст проект. И неважно, что военные расходы служат наименее эффективным способом создания рабочих мест, по сравнению с инвестициями в жилищное строительство, образование и инфраструктуру.

Классическое сиденье для унитаза за 640 долларов

Несмотря на бессмысленные траты десятков миллиардов долларов на проекты вроде F-35, наибольшее внимание и самое серьезное возмущение налогоплательщиков вызывают рутинные расходы Пентагона. Наверное, это объясняется тем, что простой человек не представляет себе, сколько должен стоить боевой самолет, но зато отлично видит абсурдность покупки сиденья для унитаза за 640 долларов или кофейника за 7600 долларов. Такие примеры, впервые показанные в исследовании Дины Рэсор (Dina Rasor) для Проекта военных закупок, подорвали аргументацию администрации Рональда Рейгана о том, что из расходов Пентагона, тогда достигших рекордных показателей для мирного времени, нельзя сократить ни одного пенни.

CМИ охотно поглощают такие истории. Чрезмерным тратам Пентагона на повседневные предметы послужили основой для сотен статей в газетах, включая передовицу The Washington Post. Два разоблачителя этих скандалов давали интервью Today Show, и Джонни Карсон высмеивал эти истории во вступлении к Tonight Show. Наверное, самым известным изображением, посвященным этой проблеме, стала карикатура Херблока (Herblock) в The Washington Post, изображавшая Каспара Уэйнбергера (Caspar Weinberger), министра обороны в администрации Рейгана, с 640-долларовым сиденьем унитаза на шее. Взрыв правдивых рассказов, разоблачений, высмеиваний и журналистских расследований смог ограничить военные расходы Рейгана, но, как вы могли бы догадаться, не помешал Пентагону изобрести новые способы для растраты бюджетных средств.


Наиболее скандальной статьей расходов в 1990-х годах, без сомнения, стало решение администрации Клинтона субсидировать слияние крупных оборонных компаний. Lockheed (опять!) объединился с Martin Mariettа, Northrop объединил усилия с Grumman, Boeing купил McDonnell Douglas, и Пентагон всякий раз оплачивал все, от расходов, связанных с закрытием производства, до выплаты «золотых парашютов» уволенным управляющим и руководству. Сенатор от Вермонта Берни Сандерс назвал эту практику «платой за проведение увольнений», так как высокопоставленные менеджеры получали хорошие выплаты, а рабочие оставались ни с чем при закрытии фабрик.

Пентагон озвучивал крайне смешное объяснение причины субсидирования слияния этих оборонных монстров. Аргумент, совершенно абсурдный, гласил, что новые, более крупные компании, предоставят Пентагону свои товары по более низким ценам, так как избавятся от лишних структур. Бывший сотрудник Пентагона Лоуренс Корб (Lawrence Korb), выступавший против субсидирования, отметил очевидное: нет никаких свидетельств о том, что, благодаря оплаченному правительством слиянию оборонных компаний произошло удешевление военных программ и сокращение перерасхода средств и пустых трат. На самом деле стало ясно, что на рынке гигантских оружейных компаний типа Lockheed Martin при отсутствии конкуренции стоимость их продукции возросла.

Шесть миллиардов долларов на поиск решения проблемы аудита

В первой декаде XXI века главным примером разбазаривания средств стала приватизация подрядов, отданных Пентагоном таким непрозрачным компаниям, как Halliburton, сопровождавшим армию США в зоны боевых действий и участвующим в оплачиваемых Пентагоном проектах по строительству баз и «восстановительных работах» (так называемом государственном строительстве) в Ираке и Афганистане. Специальная генеральная инспекция по восстановлению Афганистана (SIGAR) обнаружила примеры злоупотреблений, мошенничества и растрат, совершавшихся чуть ли не каждую неделю. Среди многолетних афганских проектов была «дорога в никуда», стоившая миллионы, 43-миллионная заправочная станция, находившаяся неизвестно где, 25-миллионная штаб-квартира американской армии в Гильменде, называемая произведением искусства, которую можно было построить намного дешевле и которой, вдобавок, не пользовались. Помимо этого, выплачивалось жалование бессчетному количеству «солдат-призраков». Все это — лишь начало очень длинного списка. В прошлом году Pro Publica создали наглядные интерактивные графики, описывающие 17 миллиардов разбазаренных средств, обнаруженных SIGAR, с указанием того, что можно было сделать на эти деньги, если тратить их с умом.

Одна из причин, по которым Пентагону все это сходит с рук, заключается в очень странной неспособности ведомства провести внутреннюю аудиторскую проверку, хотя Пентагон обязан сделать это в связи с решением Конгресса от 1990 года. Получилось весьма удобно, и в итоге Пентагон не может сказать нам, сколько оборудования закупил, сколько переплатил и даже не знает, сколько у него подрядчиков и работников. Это ужасный способ вести бухгалтерию, но отличный способ разбогатеть для оборонных компаний, процветающих в условиях отсутствия отчетности. Можете назвать это горькой иронией судьбы или успешным стилем жизни, но Проект по изучению ошибок правительства установил, что Пентагон потратил шесть миллиардов долларов «на устранение проблемы аудита» — но так и не устранил ее.

Если на то пошло, то в последние годы Пентагон стал еще хуже обращаться со счетами. Среди прочих насмешек над здравым смыслом в плане отчетности самым вопиющим примером стал бюджет на оплату военных действий — на пентагонском языке это называется «Поддержка продолжающихся операций» (Overseas Contingency Operations) — который использовался как фонд для подкупа должностных лиц и покупки на десятки миллиардов долларов разнообразных вещей, не имеющих никакого отношения к войне. С помощью этого обходного маневра оборонное ведомство смогло преодолеть бюджетные ограничения, установленные принятым Конгрессом акта о контроле бюджета в 2011 году.

Если Пентагон будет продолжать в том же духе, то вскоре у ядерного оружия тоже будет свой фонд для подкупа чиновников. Долгие годы лобби сторонников строительства подводных лодок требовало создать специальный фонд для «Сил сдерживания морского базирования», помимо обычного бюджета ВМС, чтобы оплачивать строительство подводных лодок, несущих баллистические ракеты. Конгресс идею поддержал, и теперь появились предложения создать специальные фонды «сил сдерживания» для оплаты бомбардировщиков и межконтинентальных ракет. Если это предложение будет одобрено, то остатки бюджетной дисциплины Пентагона будут выброшены в окно, и ведомство с новой силой будет добиваться общего увеличения бюджета, уже превысившего военный бюджет Рейгана.

Почему так трудно положить конец бессмысленным тратам в Пентагоне? Ответ очень простой — это выгодно военно-промышленному комплексу. Жесткий контроль над расходами не только приведет к закупке более дешевых запчастей, но и поставит под сомнение целесообразность таких дорогостоящих проектов, как F-35. Тщательный подсчет сотен тысяч частных подрядчиков, работающих на Пентагон, выявит, что многие из них делают бессмысленную работу или дублируют друг друга. Другими словами, настоящий аудит или любая форма реального надзора над Пентагоном, привыкшим сорить деньгами, поставит под угрозу сектор, уютно себя чувствующий в нынешних обстоятельствах. [. ]


15 января 1943 года завершили строительство Пентагона – здания, в котором разместилось министерство обороны США. Строение спроектировали в форме пятиугольника, отсюда и его название, заимствованное из греческого языка. Мы расскажем еще несколько любопытных фактов о Пентагоне

Территория.

Идея построить здание, которое бы приютило министерство обороны США под одной крышей, появилась в 1941 году. 2 сентября президент Рузвельт дал официальное согласие на постройку в районе аэропорта Гувер в Арлингтоне, хотя в Европе уже вовсю бушевала Вторая мировая война. Интересно, что соседствующие трущобы, а также ломбарды, фабрики, сто пятьдесят домов и другие здания просто снесли, чтобы расчистить территорию для Пентагона. Позднее 1,2 кв. км земли были переданы Арлингтонскому национальному кладбищу и Форту Маер, а для Пентагона остался 1,1 кв. км.

Параметры сооружения.

Здание Пентагона является равносторонним. Длина каждой из сторон одинакова и равна 281 метру 5 сантиметрам, а периметр составляет полтора километра. Если сложить общую длину коридоров сооружения, то получится весьма внушительная цифра – 28 км. Площадь пяти надземных этажей Пентагона составляет 604 тысяч кв. метров. Примечательно, что здание не заканчивается надземной частью, высота которого равна 23,5 метра, под землей расположились еще два этажа.

Самое эргономичное здание.

Несмотря на то, что со времен постройки Пентагона прошло больше полувека, оно до сих пор считается самым эргономичным в мире. Дело в том, что попасть в любую точку сооружения по периметру можно всего за семь минут. Само здание пересекают 10 коридоров по центру, которые объединяют 5 пятиугольников, идущих от центра.

Пентагон славится большим количеством туалетов.

С самого начала в проекте Пентагона было предусмотрено больше туалетов, чем было необходимо. Загадка кроется в расовом разделении, которое существовало в те времена. Это сегодня мы можем видеть, как американские солдаты разных рас сражаются бок о бок, но в далеком 1943 году до этого было еще далеко. Поэтому строили отдельные туалеты для белых и афроамериканцев. Хорошо еще, что не повесили на дверях соответствующие таблички. Только в 1948 году расовую сегрегацию армии отменили.

Стоимость постройки.

Строительство Пентагона длилось примерно шестнадцать месяцев и стоило американским налогоплательщикам 83 миллионов долларов - огромные деньги на тот момент. Если перевести сумму на сегодняшние деньги, все равно получится прилично – примерно 300 миллионов долларов США.

Количество работников.

Размеры Пентагона впечатляют, но работают в нем не так много людей, как могло бы показаться, – около 26 тысяч. Примечательно, что на среднем китайском заводе трудится больше сотрудников. Тем не менее из Пентагона ежедневно по телефону звонят более 200 тысяч раз и отправляют более 40 тысяч писем.

«Эпицентр».

В Пентагоне есть внутренний двор, где располагается продуктовый магазин, обслуживающий сотрудников ведомства. Именно вокруг него стали слагать легенды, причем связанные с русскими. Во времена холодной войны советские военные аналитики предполагали, что под этим небольшим зданием находится бункер. Вывод они такой сделали потому, что по показаниям спутников через него проходило большое количество людей. Вот и сложилась байка, мол, советские военные нацелили ядерные ракеты прямо на продуктовый магазин. Из-за этого он получил зловещее название «эпицентр».

Магазины.

Еще несколько цифр.

- Для удобного подъезда к Пентагону было построено более пятидесяти километров дорог.

- Чистая площадь офисов и складов составляет 320 тысяч квадратных метров.

- Между концентрическими кольцами Пентагона построен 21 мост.

- В здании Пентагона 131 лестница, 19 эскалаторов, 13 лифтов.

- В пяти надземных этажах Пентагона насчитывается 7754 окна.

- В здании минобороны США 672 пожарных щитка, 284 туалета, 691 фонтанчик для питья.

Хакеры.

Официальный интернет-сайт Пентагона имеет несколько зеркал. Это связано с тем, что на интернет-сайт и компьютерную сеть министерства обороны США постоянно проводятся атаки хакеров, около шести тысяч в сутки.


Триллионы долларов, выделяемых американским бюджетом на военные нужды, либо потрачены на бесполезное оружие и оборудование, либо просто банально украдены. Таковы официальные выводы контрольных органов США. Как выглядят наиболее яркие примеры и эпизоды воровства, коррупции и неэффективного использования оборонного бюджета Америки?

В США разгорается скандал вокруг миллиардов долларов американских налогоплательщиков, в очередной раз впустую потраченных в Афганистане. На протяжении без малого полутора десятков лет различные правительственные агентства США построили в Афганистане неиспользуемые или не обслуживаемые должным образом инфраструктурные объекты на сумму 2,4 млрд долларов. Как это часто бывает, самая заметная роль в нецелевом расходовании бюджетных средств принадлежит Пентагону, уже не раз оказывавшемуся в эпицентре антикоррупционных расследований.

В сентябре 2019 года член Палаты представителей Стивен Линч попросил специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана (SIGAR) проверить объекты, финансируемые в этой стране США. Подготовленный инспектором Джоном Сопко отчет свидетельствует, что начиная с 2008 года американские оккупационные власти построили или закупили в Афганистане капитальные активы на сумму 7,8 млрд долларов. Большая часть учтенных капитальных активов была профинансирована министерством обороны (6,5 млрд долларов), за которым следовали USAID (1,1 млрд), Корпорация зарубежных частных инвестиций (84,8 млн) и Госдепартамент (79 млн).

Инспектор Сопко и его коллеги выяснили, что почти 30% активов на сумму 2,4 млрд долларов не использовались или использовались не по назначению, были брошены или уничтожены. Инфраструктурные объекты, большая часть из которых пришлась на долю военных подрядчиков, варьируются от больниц до командных пунктов. Например, больница Саланг на 20 коек в провинции Парван (598 тыс. долларов) используется не по назначению, поскольку в ней не хватает персонала, отсутствует необходимая мебель и оборудование для полноценной работы. По состоянию на апрель 2020 года здание находилось в плохом состоянии, с отсутствующими дверями, протекающими трубами и потрескавшимися стенами.

Учебный центр национальной полиции в провинции Вардак стоил более 98 млн долларов. По оценке SIGAR, он использовался по назначению, но его состояние значительно ухудшилось. База морской пехоты Кэмп-Лэзернек на западе провинции Гильменд обзавелась за эти годы дополнительным секретным объектом командования и управления ценой 36 млн долларов, но, по свидетельству инспекторов, эти «деньги были потрачены впустую», так как Минобороны США не имело в нем оперативной необходимости и никогда его не использовало.

Сюда же можно отнести построенную академию для женщин-полицейских (6,7 млн долларов), которая никогда не функционировала из-за моратория афганского правительства на обучение женщин; 16 транспортных самолетов для афганских военных на сумму 486 млн долларов были по разным причинам уничтожены и сданы на металлолом; школа, в которой в силу конструктивных недоработок и отвратительного качества электрооборудования никогда не проводились занятия; центр «передового опыта для мальчиков» в провинции Лагман, в конечном итоге ставший гостевым домом для правительственных чиновников; установка для сжигания мусора на одной из военных баз, которая бездействовала, потому что ямы для сжигания под открытым небом обходятся дешевле, и т. п. факты неправильного использования средств американского бюджета.

Из 2,4 млрд долларов активов, которые были потрачены впустую, 617,3 млн долларов пришлись на долю заброшенных или неиспользуемых объектов, 580,7 млн были потрачены не по назначению, а активы на сумму 1,78 млрд пришли в упадок или были уничтожены. SIGAR обнаружила, что зачастую активы разваливались или бросались, потому что бенефициары в лице афганского правительства не могли позволить себе их использовать или содержать. На 16 марта в Конгрессе запланированы слушания по этому резонансному делу.

У американских налогоплательщиков есть обоснованные сомнения в способности Пентагона правильно распоряжаться теми огромными суммами, которые он получает каждый год. Военное ведомство США уже давно стало синонимом огромных бюрократических издержек, странных многомиллиардных закупок, откровенного кумовства и коррупции. Как известно, Пентагон получает 54 цента из каждого доллара федеральных ассигнований, и способы, которыми американские военные привыкли сжигать бюджетные деньги, можно разделить на несколько категорий.

Во-первых, это дорогостоящие военные игрушки, чьи достоинства остаются сомнительными, а соотношение цены и качества заставляет седеть чиновников Министерства финансов. Складывается впечатление, что с каждым десятилетием наглость и аппетиты военных подрядчиков, высокопоставленных чинов армии, флота и авиации, а также представителей лоббистских структур только растут.

Вспоминается резонансный скандал в конце 1960 гг. вокруг завышенной в два раза стоимости транспортного самолета С-5А, который чуть не стоит Lockheed Martin федеральной помощи в последующее десятилетие (не хватило одного голоса в Сенате). Однако в сегодняшних реалиях такие истории представляются практически невинными забавами.

Самый популярный пример – истребитель-бомбардировщик пятого поколения F-35 все той же Lockheed Martin, стоимость разработки и внедрения которого в районе 2 трлн. долларов выглядит перебором даже по меркам самого Пентагона.

Создание «летающего швейцарского армейского ножа» сразу для трех ведомств – ВВС, ВМС и морской пехоты – превратилось, по выражению журнала Salon, в «катастрофическую сагу». Истребитель стоимостью 100 млн. за единицу, для которого сверхзвуковой полет обозначен как опция «только для экстренного использования», чьи компоненты невидимой для радаров обшивки начинают отслаиваться на высокой скорости, покрытие лопастей ротора двигателя разрушается с такой быстротой, что от 5 до 6% парка F-35 в любой момент времени остаются на земле, ожидая не только ремонта двигателя, но и его полной замены? Начальник штаба ВВС генерал Чарльз Браун-младший заявил, что впредь Пентагон будет рассматривать F-35 как «Феррари» боевого воздушного флота США, который не стоит использовать повседневно.

Многоцелевой истребитель пятого поколения F-22 Raptor, обходящийся американскому бюджету в баснословные 145-155 млн. долларов за каждый самолет, также оказался невероятно сложным в обслуживании (банально не хватает специалистов с нужными навыками) и не способным обходиться без ангаров с климат-контролем, иначе страдает его стелс-покрытие.

Новый тип эсминцев с ракетным вооружением Zumwalt, прозванный «золотым утюгом» американского флота, стоит 4,2 млрд за штуку. При этом новейший боевой корабль уже потерял часть своего перспективного вооружения из-за его бешенной дороговизны и в целом не отличается надежной работой бортовых систем и двигателей, в результате чего успел стать участником нескольких громких ЧП.

К этому списку можно добавить проект неработающего военного аэростата за 2,7 млрд долларов, перспективный боевой вертолет Sikorsky RAH-66 Comanche, разработка которого была свернута через несколько лет и 8 млрд долларов, отброшенную в виду бесперспективности идею кассетных боеприпасов Brilliant Anti-Tank (2,2 млрд), провальное суперсовременное шасси для танка в рамках проекта Future Combat Systems (18,1 млрд), неудачный прототип нового танка, создаваемого по программе боевого транспорта Ground Combat Vehicles (1 млрд). На этом фоне кофеварка для ВВС за 7,6 тыс. долларов, закупка снаряжения для вертолетчиков за 8000 долларов при рыночной цене в 16 раз меньше или исследование способности африканских слонов обнаруживать мины (неудачное, ни один слон не пострадал) за 50 тыс. долларов выглядят не такими уж затратными статьями. Неправительственный Центр международной политики (Вашингтон) несколько лет назад выявил 27 бесполезных трат военного ведомства США на общую сумму в 33 млрд долларов – небольшая часть повседневной жизни Пентагона в XXI в.

Во-вторых, коррупция, зачастую прикрытая под ту или иную форму лоббирования. Только последние пятнадцать лет принесли немало свидетельств финансовой нечистоплотности высшего командного состава вооруженных сил США. В 2005 г. разразился т.н. скандал Каннингема (по имени конгрессмена Дюка Каннингема), в центре которого оказались оборонные подрядчики, дававшие взятки законодателям и чиновникам Министерства обороны в обмен на политические услуги и федеральные контракты. В 2017 г. стало известно о самом громком коррупционном скандале в истории ВМС США, фигурантами которого стали несколько десятков действующих и бывших американских адмиралов. Всего под следствием по подозрению в получении взяток, раскрытие секретной информации и махинациях с подрядами оказалось 440 человек, которые в период 2006-2013 гг. сотрудничали с известным сингапурским бизнесменом Леонардом Фрэнсисом или «Жирным Леонардом».

По данным издания Government Executive, с 2013 по 2017 гг. американская Фемида рассмотрела 1059 дел, связанных с фактами мошенничества и коррупции в деятельности Министерства обороны США, по которым уголовному преследованию подверглись 1087 человек, взыскано 368,7 млн долларов штрафов и пенни, 370 млн возмещены путем реституции и 53 млн возвращены в бюджет посредством конфискации имущества.

Согласно отчетам правоохранителей, «мошенничество в сфере закупок включает, помимо прочего, неправильную оплату затрат и рабочей силы, неправильное ценообразование, сговор на торгах, поставки бракованных и контрафактных деталей. Потенциальный ущерб от мошенничества с закупками выходит далеко за рамки финансовых потерь. Это преступление представляет серьезную угрозу способности Министерства обороны достигать своих целей и может подорвать безопасность и боеготовность солдат».

В августе 2019 г. была заморожена разработка военного облачного сервиса Joint Enterprise Defense Infrastructure (JEDI), предназначенного для поддержания единой системы управления и создания репозитория для хранения огромного количества данных стоимостью 10 млрд долларов. Причина – коррупция внутри Пентагона при заключении контракта на создание JEDI, за который боролись Amazon Web Services Inc. и Microsoft Corp.

В-третьих, Пентагон регулярно демонстрирует неспособность правильно посчитать и проконтролировать активы, а также пройти полноценный аудит своей финансовой деятельности, банально пряча улики о своих многомиллиардных издержках. На фоне последнего обстоятельства отсутствие сложившейся системы инвентарных номеров в ВВС США или признание чиновников военного ведомства США о том, что с его балансов несколько лет назад пропали 478 зданий и 39 вертолетов Black Hawk стоимостью 21 млн долларов каждый, воспринимаются почти привычными недоразумениями. 10 сентября 2001 г. министр обороны США Дональд Рамсфелд заявил, что Пентагон не способен отслеживать транзакции внутри своего бюджета на огромные суммы, что «может быть вопросом жизни и смерти», а чуть ранее он отметил, что противники Америки – это не Россия или Китай, но «бюрократия Пентагона». Однако ошеломленные журналисты не успели оценить эту новость, как грянуло 11 сентября.

По информации Washington Post, в 2016 г. Пентагон скрыл данные внутреннего расследования, указывающего на управленческие растраты в размере 125 млрд долларов в процессе административно-хозяйственной деятельности. Этой суммы хватило бы для поддержания боеготовности 50 бригад сухопутных войск.

15 ноября 2018 года Ernst & Young и другие частные фирмы, нанятые для аудита Пентагона, объявили, что не могут завершить свою работу, так как на протяжении десятилетий руководители и бухгалтеры министерства обороны совершали серьезное мошенничество в области бухгалтерского учета, намеренно подделывая данные с целью ввести в заблуждение Конгресс и еще больше увеличить оборонный бюджет, независимо от военной необходимости. Помимо изощренных способов сокрытия растраты денег, Пентагон прибегает и к тактике корректировок своих бухгалтерских книг. По данным Bloomberg, в 2019 финансовом году министерство обороны США скорректировало свои отчеты на сумму 35 трлн долларов, что превышает объем американской экономики в целом.

В 1953 году президент Дуайт Эйзенхауэр, ушедший в отставку в качестве пятизвездочного генерала, заметил, что «каждое изготовленное орудие, каждый спущенный на воду военный корабль, каждая выпущенная ракета означает в конечном счете кражу у тех, кто голоден и не накормлен, у тех, кто замерз и не одет». Что сегодня сказал бы Эйзенхауэр о Пентагоне, который намеренно вводит в заблуждение рядовых американцев и Конгресс, только чтобы получить больше денег для себя, в то время как голод, нужды, климатические проблемы и болезни все больше угрожают собственной нации?

Читайте также: