В чем заключается работа логопеда в школе

Опубликовано: 17.09.2024

Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению первоклассников и успешности обучения ребёнка любого возраста. Речь - средство общения, средство получения и сообщения информации, средство формирования творческих решений, управления всеми видами деятельности. Речь напрямую связана со всеми психическими функциями: вниманием, памятью, мышлением. Недостатки речи неизбежно сказываются на общем развитии детей, снижая обучаемость. Нарушения речи носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребёнка, но если помощь своевременно не оказана, отставание в учёбе неизбежно. В отдельных случаях из-за речевых нарушений ребёнок практически не усваивает программу начальной школы. Работа школьного логопеда заключается в профилактике и коррекции устной и письменной речи ребенка с речевыми проблемами.

Основными задачами учителя-логопеда, работающего в общеобразовательной школе, являются:

  • своевременная диагностика нарушений речевого развития у учащихся;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи, направленная на преодоление трудностей в овладении школьной программой;
  • предупреждение и профилактика речевых нарушений;
  • пропаганда специальных логопедических знаний среди учителей и родителей учащихся.

Коррекционная работа - систематизированный процесс, базирующийся на общепедагогических и специфических дидактических принципах

Первоначально, на этапе обследования, выявляется причина появления логопатологии. Понимание этиологии и патогенеза речевого нарушения в каждом отдельно взятом случае, т.е. с учетом индивидуальных особенностей конкретно взятого ребенка, его возраста, позволяет определить наиболее подходящую программу работы, при необходимости привлечь к решению данной проблемы других специалистов. Таким образом в работе учителя-логопеда реализуются принципы комплексного воздействия и учета ведущей деятельности, т.к. в каждом возрастном периоде существуют специфические методы и приемы коррекционного воздействия, разработанные специально для данной возрастной группы. Для детей дошкольного и даже младшего школьного возраста, такой деятельностью является игра. В процессе игры у ребенка возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопедический процесс длительный и целенаправленный, поэтому и родителям, и детям необходимо запастись терпением и стараться активно участвовать в преодолении речевых проблем их детей. С логопедом ребенок проводит несколько часов в неделю, тогда как становление речи - процесс постоянный. Только родительское участие, заинтересованность, изобретательность, энергичность и постоянный контроль над процессом способны довести сдвинутое с места логопедом дело до конца. А совместное преодоление проблемы способно сплотить родителей и ребенка.

Помимо преодоления непосредственно речевого нарушения, в соответствии с принципом комплексного воздействия на личность ребенка, учителями-логопедами проводится работа по развитию сенсомоторных функций, которые зачастую страдают при той или иной форме речевой патологии. Сюда относятся комплексы упражнений, способствующие развитию мелкой моторики и, соответственно, графомоторного навыка, улучшению подвижности артикуляционного аппарата, что оказывает влияние на качество звучания устной речи. Помимо этого, в ходе коррекционно-развивающего процесса ведется активная работа по развитию психических функций ребенка, эмоционально-волевой сферы. Учителя-логопеды включают эти, на первый взгляд, не связанные с актом речи процессы, в коррекционную работу с целью воспитания гармонично развитой личности.

Учителя-логопеды начинают работу с учащимися 1 сентября. В течение первых 2 учебных недель, т.е. до 15.09 логопедической службой школы проводится диагностика устной (в 1 классах) и письменной (во 2, 3 и 4 кл.) речи учащихся. По результатам обследования формируются списки детей, нуждающихся в логопедической помощи, им предлагается логопедическая помощь. В случае согласия родителей (законных представителей), ребенок попадает в логопедическую группу или на индивидуальные занятия (в каждом отдельно взятом случае этот вопрос решается в индивидуальном порядке с учетом уровня развития ребенка, тяжести нарушения и иных аспектов).

Параллельно с осуществлением коррекционной работы, учителя-логопеды проводят мониторинг состояния письменной речи обучающихся с целью оказания своевременной квалифицированной помощи детям, проводят консультирование родителей и учителей. Любой из родителей, независимо от того, посещает их ребенок логопедические занятия или нет, может записаться на консультацию.

Логопедическая служба школы работает в тесной связи со всеми подразделениями образовательного учреждения. Таким образом мы реализуем в своей деятельности принципы комплексного воздействия на имеющуюся проблему с привлечением необходимых специалистов.

Для того, чтобы коррекционный процесс был не только полезным, но и интересным нашим маленьким клиентам, мы активно используем в своей работе различные дидактические пособия и настольные игры, а также различные демонстрационные пособия и игры, одной из функций которых является здоровьесберегающая.

Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников и младших школьников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленной на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

​ ∙ Артикуляционная гимнастика направлена на выработку правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

​ ∙ Дыхательная гимнастика способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

​ ∙ Целью проведения зрительной гимнастики является формирование у детей школьного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья

​ ∙ У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи;

​ ∙ самомассаж лицевых мышц;

​ ∙ самомассаж кистей и пальцев рук;

​ ∙ Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что необходимо для исправления речи.

Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей школьного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

Многие родители, отдавая ребёнка с дефектами речи в школу, ожидают, что там с ним будет работать логопед. Однако часто это неосуществимо по вполне объективным причинам. Давайте познакомимся с тем, как работает логопед в школе.

Организация работы логопеда в обычной школе

В общеобразовательной школе организуется логопункт. Часто он один на несколько рядом расположенных учебных учреждений и обслуживает 25 начальных классов. Работает логопед 20 часов в неделю, то есть, 4 часа длится его рабочий день. Вакансия логопеда в школе — отличное начало старта в карьере и её с удовольствием занимают молодые специалисты. Среди них много старательных и обязательных, однако часто амбиции, свойственные молодости, мешают им вовремя проконсультироваться с более опытным специалистом, общаться с родителями.

Работа школьного логопеда регламентирована. С первого по пятнадцатое сентября комплектуются группы и подгруппы тех детей, которые будут заниматься с логопедом в школе. Для этого логопед проводит диагностику устной речи у всех первоклассников, а у 2-4 классов проверяет сформированность письменной речи. С первоклассниками логопед дефектолог работает более внимательно. Сначала он беседует со всеми детьми, отбирая имеющих проблемы. На второй неделе сентября отобранные дети пройдут расширенную диагностику. Из их числа будут выбраны те, кому в первую очередь нужны систематические коррекционные занятия. И если первичный отбор проходит во время уроков, то вторичный — во второй половине дня, часто логопед приглашает для беседы и родителей ребёнка.

Для систематических занятий отбираются 25 детей, остальные записываются в лист ожидания. В первую очередь логопед занимается с теми детьми, которым нарушения устной и письменной речи значительно мешают усваивать школьный материал.

С 16 сентября по 15 мая учитель логопед занимается с прикреплёнными к логопункту детьми. С 16 по 31 мая логопед вновь обследует учеников начальных классов, составляя предварительные списки групп на следующий учебный год.

Как распределяется рабочее время школьного логопеда

К 15 сентября формируется расписание занятий с детьми. При этом распределение по времени следующее:

группа первоклассников — 35 минут;

группа детей 2-4 классов — 45 минут;

подгруппа — 20-25 минут;

индивидуальное занятие 15-20 минут.

Занятия с логопедом проводятся после уроков. Специалист может забирать детей из группы продлённого дня. Или школьников приводят родители после домашнего отдыха (оптимальное время занятий — после 16 часов).

Расписание составляется один раз. Очень нежелательно менять его. При этом каждый ученик посещает занятия три раза в неделю. В некоторых случаях, уроки логопеда могут проходить реже: два и даже один раз в неделю.

Речевая карта школьника

Такую карту логопед бесплатно заполняет на каждого школьника, занимающегося в логопункте. В ней указываются:

класс, фамилия, имя и возраст ученика;

домашний адрес и телефон родителей;

дата, когда зачислен на занятия в логопункт;

успеваемость по русскому (родному) языку;

жалобы родителей, учителей;

заключение сурдолога и психиатра;

данные о развитии речи и общем развитии;

характеристика артикуляционного аппарата и речи;

сформированность навыков фонетического анализа слов, чтения и письма;

характеристика на ребёнка учителя и психолога;

результаты повторного обследование на время отчисления из логопункта.

Основные задачи деятельности логопеда

проводит диагностику отклонений речевого развития у детей;

корректирует нарушения устной и письменной речи, помогая школьникам усваивать учебный материал;

проводит мероприятия, направленные на предупреждение речевых нарушений у учащихся;

логопед для родителей и учителей проводит тематические занятия, помогающие им более умело работать с детьми, имеющими речевые нарушения.

Информация для родителей

Если логопед не зачислил вашего ребёнка на занятия в логопункт в первой половине сентября, то шансов на то, что это будет сделано позже — очень мало. При этом вы имеете полное право получить консультацию логопеда и принять решение о необходимости занятий со специалистом вне школы.

Логопед бесплатно доступен в детских поликлиниках, однако там может быть большая очередь. Выбор платных занятий достаточно широк. Здесь лучше ориентироваться на отзывы и приходить к логопеду, имеющему сформированный положительный имидж.

Вы можете воспользоваться услугами нашего Речевого центра, чтобы найти подходящего специалиста, работающего недалеко от вас или задать вопрос практикующим логопедам.

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Аннотация: От состояния его высшей нервной деятельности, от его внимания, памяти, воображения и мышления, т.е. высших психических процессов, и соматического или физического состояния зависит развитие речи.

Статья:

Только человеку присущ величайший дар природы – речь. Но она не является врожденной способностью. Речь является важнейшей психической функцией человека. Овладевая речью, ребенок приобретает способность к обобщенному отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своего поведения.

Речь формируется вместе с развитием ребенка под влиянием речи взрослых постепенно и во многом зависит от некоторых факторов: достаточной речевой практики, воспитания и обучения, а также от нормального речевого и социального окружения, которое стимулирует речевое развитие и дает образец речи. И все эти факторы имеют значение для ребенка с самых первых дней жизни. Овладение речью у каждого ребенка происходит в разные сроки и по-разному, так как это индивидуальный процесс, зависящий от многих моментов. Причинами этого процесса могут быть как патология беременности и родов, так и действие генетических факторов. Поражение органов слуха и общее отставание в психическом развитии, а также недостаточное общение и воспитание также могут быть причинами отставания в овладении речью. Для формирования речи крайне важным является развитие анализаторов, таких как речедвигательный и речеслуховой. Но все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Новые яркие впечатления, соответствующая обстановка способствуют развитию движений и речи. Если же этого нет, то психическое и физическое развитие ребенка задерживается. Большое значение для развития ребенка имеет его психофизическое здоровье. От состояния его высшей нервной деятельности, от его внимания, памяти, воображения и мышления, т.е. высших психических процессов, и соматического или физического состояния зависит развитие речи.

Активное участие взрослых в здоровом развитии речи ребенка, т. е. воспитание речи в нормальных для нее условиях, является основным моментом профилактики. К сожалению, этот момент в развитии речи, как и значение полноценной речи, до сих пор в семье и школе недооценивается.

Согласно статистики, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по профилактики нарушений речи необходимо уделять большое внимание – это и доказывает актуальность выбранной мною темы.

Цель работы заключается в изучении основных направлений профилактики речевых нарушений.

В отличие от устной, письменная речь формируется только в условиях целенаправленного обучения, то есть ее механизмы складываются в период обучения грамоте и совершенствуются в ходе всего дальнейшего обучения.

При анализе речевых нарушений следует рассматривать речевую деятельность как сложную многоуровневую функциональную систему, составные части которой (фонетическая, лексическая, грамматическая сторона речи, фонематические процессы, семантика) зависят одна от другой и обусловливают друг друга. Вступая во взаимодействие, они вносят свой специфический вклад в формирование языковых навыков и протекание речевого процесса.

Нарушения чтения и письма (дислексия и дисграфия) являются самыми распространёнными формами речевой патологии у младших школьников, особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Как показывает практика, у многих поступающих в 1 класс детей ограниченный словарный запас, слабо развита мелкая моторика, стойкие речевые нарушения. Логопедическая служба в школе создана в целях оказания специальной помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении образовательных программ.

Чтобы работа школьного логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь в первую очередь с учителем начальных классов. Оба они стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для этого учителю нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Задачи школьного логопеда:

1.Своевременное выявление детей с нарушениями устной и письменной речи.

2.Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.

3.Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися образовательных программ.

4.Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов школы и родителей (законных представителей) обучающихся.

В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т.е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

Основные направления логопедической работы в школе

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности языковых средств, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этим средствами в целях общения.

Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи затрудняют общение, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, затрудняют усвоение чтения, письма и, как следствие, других школьных навыков и знаний. Проблема нарушения письма и чтения занимает одно из ведущих мест в практике школьного обучения, что препятствует формированию у детей полноценной учебной деятельности.

За последние годы среди учащихся, поступающих в начальные классы нашей школы, значительно увеличилось число детей с различными отклонениями в речевом развитии. С началом обучения грамоте у таких детей обнаруживается стойкое нарушение формирования письменной речи, проявляющееся в виде дисграфии. При обследовании речевых нарушений у детей, отмечается смешанная дисграфия, в структуру которой входят такие недостатки письма, как нарушение языкового анализа и синтеза, акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия, элементы аграмматической и оптической дисграфии. При смешанной дисграфии ошибки множественны и разнообразны. Диагностические исследования показывают, что смешанная дисграфия почти всегда обусловлена общим недоразвитием речи ребенка. Такие дети, как правило, испытывают затруднения в усвоении программы по русскому языку, с трудом запоминают и применяют на практике грамматические правила, у них снижен словарный запас, страдает лексическая сторона речи. Это сложный комплекс нарушений, проявляющийся не только в нарушениях письменной речи, в большинстве случаев выявляется недостаточная сформированность таких высших психических функций, как внимание, память различной модальности, а также нарушения в эмоционально-волевой сфере.

Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте значительно уменьшила бы число детей с нарушениями речи. Поэтому в младшем школьном возрасте школьному логопеду необходим больший по продолжительности период постановки звуков речи. Что в свою очередь позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи.

Очень много детей приходит в нашу школу, не посещающих детские сады и с ними не проводилась работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.

Опыт обучения этих детей свидетельствует о необходимости и актуальности проведения работы по профилактике и коррекции дисграфии и дислексии в период начального школьного обучения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

Диагностика обучающихся

обследование устной речи учащихся 1-х классов;

обследование письменной речи учащихся 2-4 классов;

углубленное обследование речи детей логопедической группы;

Комплектование логопедических групп

с общим недоразвитием речи (ОНР);

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР);

с нарушением чтения и письма, обусловленными ОНР;

с нарушением чтения и письма, обусловленными ФФНР;

Консультативная помощь

учителям начальных классов;

учителям русского языка и литературы;

воспитателям классов компенсирующего обучения;

родителям (законным представителям) обучающихся;

логопедам дошкольных учреждений города;

учащимся с дефектными произношениями звуков;

будущим первоклассникам и их родителям (законным представителям);

Направления работы:

преодоление нарушений звукопроизношения;

развитие фонематического восприятия;

развитие звукового анализа и синтеза;

развитие лексико-грамматического строя речи;

развитие связной речи;

развитие пространственного восприятия.

В заключение можно сказать, что своевременное выявление детей с нарушениями речи, правильно организованная работа в тесном взаимодействии учителя, психолога, родителей и логопеда имеют большое значение в условиях общеобразовательной школы.

Работа школьного логопеда существенно отличается от работы логопеда в детском саду. Школьный логопед занимается коррекцией не только устной, но и письменной речи, т.е. работает над специфическими (логопедическими) ошибками чтения и письма. В школе осуществляется логопедическое сопровождение обучающихся, которое включает в себя:

1.Подготовка материалов обследования.

2.Проведение экспресс-диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди обучающихся 1-х классов.

3.Проведение фронтального обследования среди обучающихся.

4.Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.

5.Заполнение речевых карт, оформление документации.

6.Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год.

Комплектование групп. Комплектование групп обучающихся для фронтальных занятий:

1.ОНР (III, IV уровень) – 1 класс.

2.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 2 класс.

3.Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 3 класс.

4.Элементы нарушения чтения и письма, дисорфоргафия – 4 класс.

5.Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам с детьми, имеющими нарушение произношения отдельных фонем.

Содержание логопедической работы:

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия.

Основные направления работы с детьми:

1.Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.

2.Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо - моторных навыков, зрительно-моторного слежения, пространственных, временных представлений.

3.Отработка артикуляционно-фонетической стороны речи.

4.Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.

5.Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь. 6.Дифференциация звуков и букв в письменной речи.

7.Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы. 8.Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.

9.Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.

10.Работа над связной устной и письменной речью.

11.Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа с обучающимися 1-х классов

1.Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении

2.Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания. 3.Дифференциация гласных 1–го и 2–го ряда.

4.Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда. 5.Формирование действий изменения слов.

6.Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов. 7.Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря. 8.Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

9.Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.

10.Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

11.Работа над формированием связной речи.

12.Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у обучающихся 2-4-х классов .

1.Коррекция на фонетическом уровне.

2.Предупреждение и исправление акустической дисграфии. 3.Фонематический анализ слов.

4.Формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

5.Коррекционная работа на лексическом уровне.

6.Выявление активного словарного запаса обучающихся.

7.Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение в слове. 8.Безударные гласные.

9.Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).

10.Словосочетание и предложение.

11.Согласование различных частей речи в числе, в роде.

13.Закрепление падежных форм.

14.Связь слов в предложении и словосочетании.

17.Пропедевтика нарушения письменной речи.

18.Работа над связной речью.

19.Предупреждение и коррекция оптической дисграфии.

20.Формирование пространственных представлений.

21.Формирование временных представлений.

22.Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

1. Какой диагноз может быть поставлен вашему ребенку?

Структура речи включает в себя звукопроизношение, лексику (словарь ребенка), грамматику (построение фраз и связь слов в предложении). В норме ребенок самостоятельно овладевает речью, но иногда этот процесс задерживается. Логопед детской поликлиники в этом случае может дать заключение ЗРР (задержка речевого развития). Если к 4-5 годам ребенок ошибается в построении предложений и переставляет слоги в словах – логопед дает заключение ОНР (Общее недоразвитие речи). В этом случае необходимы специальные коррекционно-развивающие занятия в условиях речевой группы детского сада. В случае их отсутствия ребенок будет испытывать значительные трудности при обучении чтению, письму и русскому языку в школе. Если ребенок неправильно произносит звуки, логопед дает заключение ФФНР фонетикофонематическое недоразвитие речи). С этими детьми занимаются логопеды в детских садах и поликлиниках. Если у ребенка заикание (логоневроз) необходимы логопедические занятия и лечение у невропатолога.

2. На что обратить внимание в первую очередь?

Проверьте, умеет ли ваш ребенок обобщать, то есть называть несколько предметов одним словом. Например: яблоко, груша, лимон – фрукты. Часто дети с нарушениями речи неправильно используют слова. Например: "шьет носок", вместо «вяжет», "лёдная дорожка", вместо «ледяная» - настораживающий признак. Понаблюдайте, как ребенок образует формы множественного числа родительного падежа. (Лев - левы - левов вместо лев - львы - львов). Обратите внимание, как ребенок употребляет предлоги. Для детей с нарушениями речи характерно неправильное их употребление. (Писать на тетради вместо в тетради. Достать из спины вместо из-за спины.). Перечисленные ошибки характерны для детей 3-4 лет. К 5-6 годам они должны резко сократиться.

Выберите любой предмет и попросите ребенка подобрать к нему определения. Например: Яблоко может быть румяное, мягкое, сладкое, маленькое (яблочко) и т.д. При посещении с ребенком магазина можно поиграть в игру: «Что купить для щей» (компота, салата и т.д.) Обязательно говорите полными предложениями. Для щей я куплю картофель, капусту, помидоры, лук. Попросите ребенка повторить, а потом спросите, что нужно для борща. Потом спросите: Для супа нам нужен сахар или соль? Если малыш пропускает или неправильно употребляет предлоги, произнесите фразу без них, а малыша попросите вставить пропущенные слова.

  • Профилактика и коррекция нарушений чтения, письма, речи у учеников.
  • Консультирование педагогов и родителей или законных представителей учеников по вопросам логопедии.
  • Своевременное выявление, предупреждение, помощь в преодолении трудностей в освоении образовательной программы.
  • Помощь в развитии мышления, памяти, внимания и восприятия у школьников.
  • Формирование предпосылок к обучению грамоте. В частности, логопед учит детей звуковому анализу слов, помогает развивать мелкую моторику и ориентировку в пространстве.
  • Помощь в освоении базовых учебных навыков: важно научить детей концентрироваться на задачах, исправлять ошибки, правильно оценивать результат работы, внимательно слушать учителей, соблюдать дисциплину на уроке и пр.

Должностные обязанности учителей-логопедов в школе

Их перечень зависит от условий в конкретной организации. Специалист всегда руководствуется Уставом школы, локальными документами (в частности, должностной инструкцией) и решает именно те задачи, которые перед ним ставит руководство. Но есть список обязанностей, которые встречаются почти всегда:

  • оказывать логопедическую помощь школьникам, руководствуясь принципом «не навреди»;
  • объяснять родителям и педагогам, как они могут помочь ребенку с нарушением речи, письма или чтения (выполнение логопедических «домашних заданий», особый подход к ученику на уроках);
  • регулярно углублять и освежать свои знания, изучать и применять научно обоснованные методы коррекции нарушений, повышать квалификацию;
  • следить за состоянием логопункта, оборудования и пр., при необходимости запрашивать обновление оборудования, покупку новых материалов и т. п.
  • хранить служебные и профессиональные тайны, не распространять сведений об ученике, который обратился за помощью.

210 часов (2 мес.)

108 часов (1 мес.)

36 часов (1 неделя)

36 часов (1 неделя)

Кроме того, у логопеда в школе есть важное ограничение. Он должен адекватно оценивать свои возможности и никогда не браться за те задачи, которые ему не под силу решить или которыми должны заниматься другие специалисты (например, школьные психологи). Специалист должен прекрасно знать возможности современной логопедии и никогда не давать завышенных и тем более невыполнимых обещаний и прогнозов.

Условия работы и права учителей-логопедов: требования законодательства

Организуя коррекционно-логопедическую работу в школе, руководство ориентируется на требования, указанные в письме Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000 г., постановления Правительства и другие нормативные акты.

  • Школьный логопед проводит занятия с учениками начальной школы, у которых диагностированы общее / фонетико-фонематическое / нерезко выраженное общее /фонематическое недоразвитие речи, нарушения чтения и письма.
  • Учебная нагрузка логопеда в школе — 20 часов в неделю (см. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781).
  • Максимальная наполняемость школьного логопункта в городе — 25 человек, в селе — 20 человек (см. Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2).
  • Учитель-логопед имеет право на длительный ежегодный отпуск — 56 дней (см. Постановление Правительства РФ от 13.09.1994 г. № 1052 с изменениями от 19.03.2001 г., 01.10.2002 г.). Кроме того, он может потребовать дополнительный отпуск длительностью до года (см. Приказ Министерства образования РФ от 07.12.2000 г. № 3570).
  • Если логопед работает в школе по совместительству, он имеет право на ежегодный оплачиваемый отпуск по совмещаемой работе. Если специалист не пользуется этим отпуском, при увольнении ему обязаны выплатить компенсацию (см. Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 г. № 41).

Изучите перечисленные документы, свой трудовой договор, должностную инструкцию, Устав организации, где вы работаете — так вы будете знать свои права и понимать, какие условия вам должны предоставить. Если ваши права нарушает работодатель и решить дело мирным путем не удается, вы вправе обратиться в трудовую инспекцию или прокуратуру.

Организация работы логопеда в современной школе

Не в каждой образовательной организации открывают логопункты. По закону, их создают только в тех городских школах, где есть 5-10 классов I ступени начального общего образования (для сельских школ достаточно 3-8 классов). Детей, которые нуждаются в помощи логопеда, зачисляют на логопункт только после обследования, которое проводится два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая.

Читайте также: