В чем заключается работа педагога по формированию у детей навыков безопасного поведения

Опубликовано: 30.06.2024

Сегодня мне бы хотелось поделиться своим педагогическим опытом по воспитанию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Всех нас объединяют наши дети, любовь к ним и желание сделать их счастливыми.

Когда счастливы дети? В первую очередь – когда они здоровы. А когда счастливы родители? когда счастливы их дети.Недаром говорят в народе:

Здоров будешь – все добудешь.

Здоровье дороже богатства.

Здоров – скачет, захворал – плачет.

Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Чем бы не занимался человек, где бы он не находился, всегда его подстерегает возможная опасность. Причиной несчастных случаев часто служит наша собственная беспечность или осторожность окружающих.Где бы не находился ребенок: на улице, в детском саду, в школе, в гостях, мать и отец не могут быть абсолютно уверены в том, что с ним ничего не случиться, никто не причинит ему вреда и ничто не угрожает его жизни. Задача нас, взрослых, - остерегать и защищать ребенка. Правильно подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями. Помочь детям, предостеречь от беды и при этом не просто сказать, а показать примером.

Работая в данном направлении,я поставила перед собой следующие задачи:

• Формировать у детей представление об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях;

• Воспитывать навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях;

• Развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность;

• Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детейшестого года жизни ведется по трем направлениям:

1. работа с детьми

2. работа с педагогами

3. работа с родителями

Работа по данному направлению проходит по следующим разделам: представлены вашему вниманию….

Порой мы, взрослые, думаем, что дом – самое безопасное место на свете. Но это совсем не так. Заглянув в любую квартиру,дом: мы найдем бытовую технику, которая представляет большую опасность. Это электрические, нагревательные и осветительные приборы. Мы не можем и без острых, колющих, режущих предметов. Приучать детей все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на свои места, так как порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники. Оставлять маленьких детей дома одних – большой риск со стороны родителей. Но мы вынуждены это делать. Очень важно выяснить, не боится ли ребенок одиночества и пустоты в квартире, не пугается ли темноты или неожиданных звуков. Старайтесь не оставлять дома нескольких детей.Это часто чревато последствиями: что одному не придёт в голову, может прийти другому.

Обязательно договоритесь, может ли он пригласить или впустить в дом во время вашего отсутствия кого-то из товарищей. Злоумышленники очень хорошо могут притворяться. Часто они переодеваются в специальную форму, изменяют внешность.

Также в программу обучения детей навыкам безопасного поведения входит и задача - научить ребёнка использовать телефон в ЧС.Он должен выучить наизусть свой адрес и самые важные телефонные номера: маминой и папиной работы, бабушки.

Следующей, не менее важное задачей в работе является задача по обучению детей - Правилам дорожного движения. Соблюдать правила должны и водители, и пешеходы. Обучение требует определённых знаний.

Для того, чтобы мы были спокойны за наших воспитанниковнеобходимо постоянно напоминать им :

- об основных Правилах дорожного движения каждый день;

- в присутствии ребенка ИХ не нарушать;

- Учить ребенка ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед идущим транспортом;

- Учить ребенка переходить проезжую часть только по пешеходным переходам, на зеленый сигнал светофора, убедившись, что машины остановились;

- Не позволять ребенку играть у дорог и на дорогах.

Задача нас, взрослых состоит в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Формирование знаний о собственной безопасности происходит и в процессе продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации).На слайде вы видите проведение одного занятия: коллективной аппликации на тему «Безопасность на дороге»

Образовательная деятельность по текущей, актуальной теме проводится и в режимные моменты (на прогулке, в вечернее, утреннее время).

Полученные знания, умения и навыки активно дети применяют в организации сюжетно-ролевых игр, во время использования настольно-печатных, дидактических игр, во время изобразительной и других видах деятельности.

Воспитательно-образовательный процесс невозможен без участия семьи воспитанника. По текущей теме оформлен информационный стенд, папки-передвижки, проводились консультации, родительские собрания, мастер-класс на тему «Светофор своими руками».

С удовольствием родители и дети приняли участие в проектах на темы: «Осторожно на дороге!», «Опасности вокруг нас»,

В будущем благодаря помощи родителей планируем создание мини – музея «Всё о безопасности».

Своим опытом работы делилась с педагогами д. сада.Проводила консультацию на тему: «Воспитание навыков безопасного поведения у детей шестого года жизни»,семинар-практикум: «Безопасность и здоровье наших детей.

Очень важно, чтобы ребенок осознавал возможные последствия своего поведения, знал правила безопасного поведения, умел применять их в реальной жизни, на практике. А мы с вами должны своевременно разъяснять, почему следует поступать так или иначе, и следить за выполнением этих правил.

Основная цель моей работы сформировать у детей навыки безопасного поведения в быту, в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать. Действовать правильно, в соответствии с ситуацией.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, воспитанников и их родителей безопасному поведению в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Так как же сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу?

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.

В нашем ДОУ наработан опыт по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников в природе и социуме. Педагоги данному направлению деятельности уделяют внимание в работе с детьми, начиная с 2-х лет, а для детей среднего, старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер.

Основная цель работы – формирование у детей дошкольного возраста правил поведения в быту, умения адекватно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Для решения поставленной цели в ДОУ сделано следующее:

определено содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;

разработаны формы организации деятельности с педагогами, детьми, родителями;

разработана система планирования;

подготовлены наглядно-дидактические материалы;

подготовлено методическое обеспечение данного направления работы.

После анализа программ «Школа 2100», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», региональной программы физического воспитания для дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) с учетом опыта работы с дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня были определены основные направления работы:

1. Ребенок и другие люди;
2. Знакомство с правилами противопожарной безопасности;
3. Ребенок и природа;
4. Ребенок дома;
5. Здоровье ребенка;
6. Эмоциональное благополучие ребенка;
7. Ребенок на улице.

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета возрастных особенностей; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

В МДОУ №15 «Аленький цветочек» г. Нерюнгри разработаны перспективно-тематические планы по ОБЖ для средней, старшей и подготовительной к школе групп (Приложение 1).

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей начинается с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков. Эта работа проводится в форме бесед, наблюдений, игр-занятий, разбора проблемных ситуаций. Результаты обследования позволяют определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.

Формирование основ безопасности у дошкольников мы осуществляем на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия.

Данная работа ведется через:

- организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
- совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, чтение художественной литературы, наблюдения, труд;
- свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями воспитанников.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества с семьей.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Для формирования практических навыков взаимодействия детей и взрослых в различных чрезвычайных ситуациях, в ДОУ разработан цикл мероприятий с участием педагога-психолога, медицинских работников. Родители наших воспитанников являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению.

В результате данной работы дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике. Дети не только знают основные правила личной безопасности, но и умеют формулировать, объяснять необходимость их применения в экстремальных ситуациях.

1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. СПб.: Детство-Пресс, 2002.
2. Белая К.Ю. и др. Твоя безопасность. – М.: Просвещение, 1998.
3. Комплексная программа физического воспитания для дошкольных образовательных учреждений республики Саха (Якутия)/под ред. С.И.Захарова. – Якутск, 2002.
4. Журналы «Дошкольная педагогика» №№1,2,3/2005.

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Методические рекомендации по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Автор-составитель: Субботина Татьяна Валентиновна

Методические рекомендации

«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Методические рекомендации по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста предназначены в помощь администрации образовательной организации, педагогическим работникам дошкольных образовательных организаций, ответственным за профилактику детского травматизма. В данных методических рекомендациях изложены цели, задачи, принципы, методы и формы работы по воспитанию безопасного поведения детей; предложены формы работы с родителями воспитанников; даны критерии оценки эффективности данной работы.

Организация деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.

Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность.

Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить цели, задачи и пути работы по данному направлению.

Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.

Эту цель можно реализовать путём решения следующих задач:

- формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах;

- воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;

- развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;

- учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;

- использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.

Определяя основное содержание работы по воспитанию безопасного поведения детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии. Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).

Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания, возрастная адресованность.

Основными методами обучения безопасному поведению выступают: наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений), словесные, игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры), практические (упражнения, опыты, моделирование).

Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В профилактической работе можно использовать следующие средства воспитания:

1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).

2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).

3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, физкультурно-оздоровительная, музыкально-художественная.

Методы и формы обучения и воспитания

Можно использовать с учётом возрастных особенностей детей следующие методы и формы обучения и воспитания:

- комплексные занятия, тренинги;

- экскурсии, целевые прогулки, походы;

- подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования;

- беседы групповые и индивидуальные;

- чтение специальной детской литературы;

- анализ заданных ситуаций;

Средства обучения и воспитания

С учётом возрастных особенностей детей, можно использовать:

- сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;

- настольно-печатные игры, дидактические игры;

- карточки для индивидуальной работы;

- игрушечный транспорт различного функционального назначения; макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); дорожные знаки;

- муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

- подборку художественной литературы по теме.

Реализация поставленной цели предусматривает следующее:

- разработку системы планирования;

- определение содержания работы по формированию навыков безопасного поведения в окружающей среде (дом, улица, детский сад);

- разработку форм организации деятельности с детьми, родителями и педагогами;

- разработку конспектов занятий, экскурсий, развлечений.

Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников нужно осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:

- содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей и осваивается в заданной последовательности;

- обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения;

- в воспитательно-образовательной деятельности используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;

- педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют её в тесном сотрудничестве.

Работа с родителями дошкольников по воспитанию безопасного поведения детей

Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках дошкольной организации. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.

Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и дошкольной организацией, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же явлениям и у детей.

Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности в области формирования безопасного поведения, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.

Можно предложить следующие формы работы с родителями воспитанников:

1. Анкетирование, тестирование, опрос.

2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей, с приглашением работников полиции, медицинских работников, сотрудников МЧС.

3. Совместные праздники, развлечения, проекты.

4. Педагогический совет с участием родителей на тему «Безопасное поведение и здоровье наших детей».

5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту, на улице, в природе и экстремальных ситуациях).

6. Практические семинары.

8. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка безопасному поведению.

9. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты.

Оценка эффективности работы образовательной организации по формированию навыков безопасного поведения дошкольников

Эффективность работы по формированию навыков безопасного поведения может осуществляться:

- через оценку знаний воспитанников (количественная диагностика);

- через оценку изменений в поведении ребёнка (качественная диагностика).

Параметрами количественной диагностики могут быть:

  • усвоение знаний правил поведения в быту;
  • усвоение знаний правил поведения в природе;
  • усвоение знаний правил поведения на улице;
  • усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях.

Комплекс диагностических приёмов, используемых для определения эффективности работы по формированию безопасного поведения дошкольников:

- фиксация высказываний детей;

- сочинение сказок, задания с участием сказочных героев, рассказы с вопросами;

- рисунки с заданиями, творческие рисунки;

- обсуждение литературных произведений.

Целенаправленная работа по формированию безопасного поведения у дошкольников будет способствовать предупреждению несчастных случаев и детского травматизма.

1. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – Мозаика-Синтез, 2009.

2. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2014. – № 11.

3. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования». / Сост. И. Ф. Слепцова, С. И. Карпова. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2011.

4. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8.

5. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.

Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Это проблема для нас, воспитателей, представляется актуальной еще по тому, что каждый день, ежеминутно и ежесекундно, мы отвечаем за сохранение здоровья и благополучия каждого ребенка.

ВложениеРазмер
formirovanie_navykov_bezopasnogo_povedeniya_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Наша жизнь содержит много опасностей, и чем быстрее развивается прогресс, тем больше опасностей появляется вокруг. Огромное количество машин на улицах; пожары, новые электроприборы, требующие умений работы на них; высотные здания и стройки, и многое другое.

Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях, прививать ему навыки безопасного поведения. Не случайно, одним из компонентов содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование основ безопасного поведения в быту и социуме. Сегодня к этому направлению работы каждого дошкольного учреждения предъявляются особые требования, проверки.

Поэтому главная цель моей работы - в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работа по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности ведётся по разделам:

«Ребёнок и другие люди»;

«Ребёнок и природа»;

«Эмоциональное благополучие ребёнка»;

«Ребёнок на улицах города".

В группе создан уголок безопасности, в котором сосредоточены атрибуты и игры: настольно – печатные игры, плакаты и альбомы по безопасности, подбор видеоматериала по безопасности, подборка детской художественной литературы для чтения детям. Так же в уголке имеется демонстрационный материал, изготовлены атрибуты и пособия к проведению сюжетно – ролевых игр, подборка игрушек (пожарные машины, игрушки зверей, куклы). Разнообразный материал находится в свободном доступе, согласно принципов безопасности и доступности среды.

Далее необходимо тщательно продумать и спланировать работу на учебный год в соответствии с возрастом детей. В тематическом плане, утвержденном на педагогическом совете, предусмотрены как специальные темы по формированию основ безопасного поведения:

«Неделя здоровья и безопасности», «Что случилось с куклой Машей?», «Транспорт, ПДД», «Опасные предметы вокруг нас», «Что я знаю о себе», «Дом, в котором мы живем», «В гостях у Айболита» и другие.

Другими словами, тема безопасности может и должна присутствовать практически постоянно в образовательном процессе каждого педагога ДОУ.

Составляя план на следующую неделю, я продумываю, как и в какой форме включить в нее материал по безопасности.

Особенно много возможностей в организации образовательного процесса по ОБЖ в детском саду есть в использовании «метода проектов.

В нашем проекте была создана «Книга здоровья и безопасности». Презентация данного проекта - совместный праздник с родителями, посвященный дню здоровья и правильному питанию.

По разным разделам используются различные развивающие игры.

В настольно-печатной игре «Большая прогулка» дети узнают, как должен вести себя пешеход, научит понимать язык улицы, разговаривать с ней при помощи дорожных знаков

Одной из форм работы является сюжетно-ролевая игра.

В сюжетно-ролевой игре «Доктор Айболит» закрепляем свои знания о травмоопасных ситуациях, Так в непринужденной, игровой форме дети осваивают азы безопасности.

Одной из форм работы являются словесные игры

В игре «Добавь слово» закрепляются основные правила безопасного поведения в быту, на улице. Воспитатель читает строчки стихов, а дети добавляют недостающее слово.

«Если младшие сестрички, зажигают дома спички, Что ты должен предпринять? Сразу спички. отобрать».

Большое значение отвожу чтению художественных произведений, а именно сказкам. В сказках мы познаем те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» народные сказки, играя в них, дети легко усваивают, какую-то новую ситуацию или проблему, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени. Примером того, что из этого может получиться, является сказка «Волк и семеро козлят».

В своей работе я уделяю большое значение беседам. Содержанием беседы может составлять обсуждение прослушанных сказок, рассказов, стихов, рассмотренных картин, мультфильмов, презентаций.

Результаты нашей работы за последние годы на слайде

  • Пополнился опыт безопасного поведения.
  • Проявляется самостоятельность, ответственность и осознанное отношение к правилам и нормам безопасного поведения в различных сложных ситуациях в быту и на улице.
  • Наладился тесный контакт с родителями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


«Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста».

Тема: «Играя – изучаем!» Цель: Создание условий для формирования основ безопасного поведения детей на дороге:Задачи: - познакомить детей с профессиями – врач, полицейский и формировать у детей пе.

Проект по теме: «Система работы по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО».


План по самообразованию на тему «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения».

Проблема формирования основ безопасного поведения детей на дорогах является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений.


Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения
Дополнительная образовательная программа Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. «Береги себя» для детей от 3 до 7 лет

Совершенствование дошкольного воспитания в области безопасности жизнедеятельности является весьма актуальным. Что подтверждается:-социальным заказом семьи и школы, государства на формирование личности.


План самообразования воспитателя Галиахметовой Р. Р. на тему: «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения» на 2017-2018 уч.год.
Методические рекомендации для педагогов «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста на дорогах и улицах города»

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире ежегодно гибнет .

Цель: повысить компетентность родителей (законных представителей) воспитанников группы по формированию у детей навыков безопасного поведения.

Задачи:

  1. Формировать у родителей (законных представителей) воспитанников группы чувства ответственности за безопасность своих детей.
  2. Определить роль родителей (законных представителей) воспитанников группы в работе по формированию навыков безопасного поведения детей.
  3. Познакомить родителей (законных представителей) воспитанников группы с правилами безопасного поведения на улице, дома, в природе, с незнакомыми людьми, уделив наибольшее внимание направлению «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка в детском саду».
  4. Дать представление о наиболее частых и опасных ситуациях, чреватых получением травм.
  5. Познакомить родителей с работой детского сада по теме «Безопасность жизнедеятельности детей».
  6. Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Предварительная работа: анкетирование родителей «Безопасность ваших детей»

План проведения собрания:

  1. Вступление.
  2. Основная часть

Ход собрания

Организационный момент.

Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме – воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения. Когда счастливы дети? Когда они здоровы. Когда счастливы родители? Тогда, когда счастливы их дети.

Основная часть

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам безопасности в наше время не вызывает сомнений. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего становятся порой опасными для него. Ребёнок попадает в разные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться.

Безопасность ребенка является основным звеном в комплексе воспитания.

Мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой-папой, а завтра он станет самостоятельным.

Работа по формированию безопасного поведения ведется по нескольким разделам:

-«Ребенок на улице»

-«Ребенок и природа»

-«Ребенок и другие люди. Незнакомец»

-«Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.

  1. Безопасность ребенка на улице.

Это ПДД (закон для улиц и дорог, соблюдать который обязаны и водители, и пешеходы), правила поведения в транспорте; правила поведения, если ребёнок потерялся; ориентирование на местности. Для того, что бы вы всегда были спокойны за своего ребенка, и сам ребёнок чувствовал себя уверенно на дороге, советуем:

  • Напоминайте основные Правила дорожного движения своему ребенку каждый день;
  • Никогда в присутствии ребенка не нарушайте Правила движения;
  • Учите его ориентироваться на дороге, быть осторожным и внимательным, никогда не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом;
  • Учите его переходить проезжую часть только по пешеходным дорожкам, на зеленый сигнал светофора;
  • Не позволяйте своему ребенку играть на дороге.

Помните! Ребенок учится «законам дороги», в первую очередь, беря пример с вас, родителей. И не забывайте, что личный пример – самая доходчивая форма обучения.

2. Безопасность ребёнка дома

Обеспечение безопасности ребенка дома – это комплекс мер предосторожности, который включает в себя безопасность всех составляющих вашего дома (ванной комнаты, спальни, зала и т. д.)!

Мы, взрослые, думаем, что дом – самое безопасное место на свете. Что может предвещать беду под крышей своего дома, где все устроено удобно и уютно, где надежные двери с крепкими запорами. Но, каждое жилище – это не просто стены и крыша, это ещё и балконы, и двери, и окна.

Об окнах и говорить нечего. Независимо от этажа, на котором находится квартира, нужно не подпускать ребёнка к окнам. Даже сидение на подоконнике является опасным делом: сообразительный ребёнок может повернуть ручку и открыть окно.

Где окна, там и двери. Сколько прищемленных детских пальчиков и рук повидали они на своём веку?! А синякам и ссадинам на лбах вообще нет числа.

Ребенок-дошкольник должен находиться под присмотром взрослых (родителей, воспитателя, няни). Не оставляйте ребенка дома одного на длительное время

  • Электробезопасность.

Чтобы сделать свое жилище удобным, человек снабдил его множеством различных приспособлений и механизмов. Заглянув в любую квартиру, дом: мы найдем провода и бытовые приборы, представляющие при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические, нагревательные и осветительные приборы (плитки, плиты, электрические утюги, чайники, настольные лампы, стиральные машины, телевизоры, пылесосы, микроволновая печь и многое другое). Иногда в них что-нибудь ломается и это становится причиной аварии, пожара или несчастного случая. Все электроприборы должны быть исправны. Объяснить детям, что:

  • к провисшим и оборванным проводам линий электропередачи прикасаться нельзя
  • опасно подходить к проводу, лежащему на земле
  • самим не включать электрические приборы
  • Пожарная безопасность

А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. Газ специально делают таким пахучим, чтобы люди сразу могли почувствовать, если он где-то выходит. Надо приучать детей не включать самостоятельно газовую плиту.

Пожары происходят не только по причине детской неосторожности, в большинстве случаев дети просто не знают о безопасном обращении с огнеопасными приборами.

Мы не можем и без острых, колющих, режущих предметов. Приучать детей все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на свои места, так как порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

  • Отравление

Когда ребёнок хотят узнать какой-либо предмет лучше, он часто пробуют его на вкус. Список предметов, которые он может проглотить, возглавляют те предметы, похожие на конфеты. Проблема в том, что дошкольники плохо отличают сладкие карамельки от таблеток бабушек и дедушек. Последствия подобных ошибок могут оказаться весьма плачевными и привести к отравлению.

Разве нужно напоминать, что лекарства сродни драгоценностям, которые хранятся в шкатулке под замком. Только взрослые должны иметь доступ к лекарственным средствам.

Наша общая обязанность, чтобы ребёнок знал наизусть свой адрес, имена-отчества родителей; начинать знакомить с телефонами экстренных служб (пожарная охрана — 01, милиция, — 02, скорая помощь, — 03, служба газа— 04). А еще лучше, если вы вместе с ребёнком составите перечень нужных телефонов и повесите его на стене рядом с телефоном. Не забудьте объяснить ребёнку, чем чреваты необдуманные звонки в эти службы.

3. Ребёнок и природа.

Мы говорим о загрязнении окружающей среды, о бережном отношении к живой природе; о ядовитых растениях; о контактах с животными.

4. Ребёнок и другие люди (незнакомец)

Мы даём объяснение тому, что именно может быть опасным в общении с другими людьми; что не всегда приятная внешность совпадает с добрыми намерениями и какое поведение следует выбрать в сложной ситуации.

5. Здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка

Сюда относится: изучение строения организма, закрепление навыков личной гигиены, знакомство с ролью лекарств и витаминов, отношение к больному человеку, а также взаимоотношения между детьми (конфликты и т.д.)

Эмоциональное благополучие или психологическая безопасность ребёнка -состояние ребёнка, обеспечивающее ему успешное психическое развитие. Психика ребёнка дошкольного возраста характеризуется повышенной ранимостью и лёгкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут явиться причиной нервных расстройств.

Уважаемые родители! Обязательно проверяйте перед выходом из дома в детский сад карманы, сумочки и рюкзаки своих детей на предмет нахождения мелких, колющих и режущих предметов (булавки, значки, туалетная вода и т.д.). Не разрешается приносить в детский сад игрушки из дома. В зависимости от погодных условий необходимо приносить запасной комплект одежды для ребенка. ( если дождь, потеют и т.д.) Обувь ребенка должна быть удобной, соответствовать размеру и с фиксированной пяткой. Девочкам нежелательно носить обувь на каблучках.

Что касается безопасности детей во время нахождения в детском саду:

Какие опасности могут поджидать ребёнка в здании и на территории ДОУ? Можно выделить несколько категорий:

  • Повышенная заболеваемость. Это самый частый фактор опасности, встречаемый в дошкольных учреждениях. Детский сад – место большого скопления детей разных возрастов. И вполне естественно, что иммунитет и восприимчивость к болезням у малышей разная. Не стоит удивляться тому, что в садике ребенок часто «цепляет» различные инфекции и заболевания. Особенно это волнует родителей, дети которых имеют ослабленный иммунитет. Но «подцепить» вирус ребёнок может не только в детском саду. Секции, студии, занятия в других местах, прогулки на детских площадках – потенциальные зоны для заражения разными инфекциями.

Напоминаю: каждый родитель любит своего ребёнка, заботится о его здоровье. Узнаёт у воспитателя о заболеваемости детей в группе. Возмущается, услышав или увидев чихающего или кашляющего чужого ребёнка. А своего ребёнка приводит с кашлем или соплями, провожает в группу, не заботясь о других детях и сотрудниках группы.

Если ребёнок не посещает в детский сад по неуважительной причине два дня, на третий день его снимают с питания. Особенно строго это происходит при обострении инфекционных заболеваний.

Родители первые должны заботиться о здоровье своего ребёнка: при повышенной температуре, рвоте, диарее обязаны оставить ребёнка дома и вызвать врача. Ставить на питание и снимать с питания своего ребёнка обязан родитель. Без справки врача после болезни или пропуске 3-х дней ребёнок в ДОУ приниматься не должен.

Все лекарства дети принимают в домашних условиях, воспитателям категорически запрещено давать лекарственные средства детям. В детских шкафах не должны находиться никакие лекарства. В единичных случаях – обращайтесь к медперсоналу.

Травматизм, несчастные случаи.

Уважаемые родители! Обязательно проверяйте перед выходом из дома в детский сад карманы, сумочки и рюкзаки своих детей на предмет нахождения мелких, колющих и режущих предметов (булавки, значки, деньги, батарейки, фонарики и т.д.). Причины травм могут быть самыми разными, их великое множество:

Если на территории ДОУ произошло травмирование ребёнка, все вопросы, связанные с происшествием решаются на месте, в ДОУ. К травме не относятся синяки, ссадины, небольшие порезы.

события нечастые, да и живем мы в мирное время, но забывать о необходимых мерах предотвращения подобных ситуаций и принципах обеспечения безопасности во время ЧС не стоит.

  • Угроза эмоциональному благополучию (психологическому здоровью ребенка. Не все родители задумываются над тем, что ребёнку в детском саду могут нанести вред не только физический, но и эмоциональный, психологический. Виной тому не только и не столько личностные особенности персонала ДОУ, сколько отношения между детьми, стресс при расставании с мамой.

Поэтому, родителям необходимо следить за психологическим состоянием своего ребёнка и тщательно разбираться в причинах, когда ребенок категорически отказывается идти в детский сад.

Факторы обеспечения безопасности детей в ДОУ:

Чтобы защитить детей от различных опасностей, оставив тем самым малышей здоровыми, а родителей счастливыми, дошкольное учреждение должно обеспечить соблюдение множества факторов безопасности.

Родители детей, имеющих склонность к аллергическим реакциям на определенные продукты, необходимо принести справки от врача с указанием диагноза и перечнем запрещённых продуктов. Нельзя умалчивать о продуктах-аллергенах, т.к. информация о них может отсутствовать в медицинской карточке ребенка. В противном случае большая ответственность ложится на родителей.

Лица, ответственные за безопасность детей, на территории ДОУ

Разумеется, заведующему ДОУ нереально уследить сразу за несколькими десятками детишек, поэтому ответственным, обеспечивающим безопасность ребенка в детском саду, становится воспитатель группы.

Родители ребенка также могут оказать неоценимый вклад в обеспечении мер безопасности малыша. Это может быть добровольная финансовая и материальная помощь ДОУ, направленная на обновление устаревших элементов игровых площадок, парт, кроваток и прочих конструкций. Также задачей родителей является контроль соблюдения норм безопасности в саду.

Все это немаловажные шаги к обеспечению безопасности ребятишек дошкольного учреждения и в первую очередь своего любимого малыша.

Рекомендации родителям:

Подведение итогов

Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребёнок получает в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи.

И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду (это беседы в режимные моменты, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой и т. д.), то их практическое применение целиком ложится на ваши плечи.

Чтобы помочь детям лучше усвоить правила безопасности, можно использовать рассказы из вашего личного опыта, чтение произведений художественной литературы, сказок («Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Кот, лиса и петух», «Заюшкина избушка»), в которых прослеживается тема безопасности, беседы по содержанию прочитанного. Художественное слово всегда заставляет ребёнка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать её, оценить поступки героев. Можно вместе с детьми рассматривать иллюстрации, отгадывать загадки, играть в дидактические и сюжетные игры. В игровой форме дети лучше осознают предлагаемую информацию, она помогает смоделировать правила поведения в конкретных ситуациях, закрепить полученные навыки. Сами показывайте своим детям только положительные примеры.

Основная задача взрослых, и педагогов, и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Читайте также: