В чем заключается работа педагога психолога по психологическому сопровождению ребенка с нода

Опубликовано: 17.09.2024

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает [12]:

  • защиту прав личности детей, обеспечение их психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
  • квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
  • реализацию программ преодоления трудностей в обучении и развитии, участие специалистов системы сопровождения в разработке индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям детей;
  • психологическую помощь семьям детей «группы риска».

Забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого детского сада, следовательно, в настоящее время в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом, без специального обучения, отстают в развитии словесно – логического мышления.

Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.

Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:

  • выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);
  • агрессивность, драчливость, конфликтность;
  • повышенную впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;
  • чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;
  • энурез(недержание мочи);
  • онанизм;
  • повышенную обидчивость, ранимость;
  • склонность к болезненному фантазированию.

Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу - психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи в ДОУ являются:

  • Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми педагогическим персоналом.
  • Учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.
  • Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности.
  • Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Достижение данных целей возможно при помощи:

  • Создания ситуации безусловного принятия ребенка, осознания педагогами и родителями его уникальности.
  • Методов психологического сопровождения: психогимнастики, психологических, развивающих игр и т.д.

Ожидаемые результаты:

  • Профилактика неврозов и невротических реакций, нарушений поведения, школьной дезадаптации;
  • Коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности и пр.
  • Развитие личности ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения, способность осознать и выразить словами собственные действия, мысли, чувства, развитие коммуникативных навыков, успешная интеграция в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Задачи психологического сопровождения решаются в работе с отдельными детьми, подгруппой, а так же родителями и педагогами. В связи с этим осуществляется несколько направлений в работе психолога:

  • психологическое просвещение и профилактика;
  • психологическая диагностика;
  • психологическая коррекция и развитие;
  • психологическое консультирование.

Психологическая диагностика является частью общей системы диагностики детей дошкольного возраста, включающей еще педагогическую, логопедическую и медицинскую.

Психологическая диагностика проводится с целью:

  • определения актуального уровня развития детей,
  • его соответствия возрасту,
  • выявления личностных особенностей ребенка;
  • вторичных отклонений, связанных с нарушением речи.

Она проводится для того, чтобы правильно наметить основные направления коррекционно-развивающей работы, смоделировать индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.

Основные направления психологической диагностики

Начинается диагностическое обследование с анализа следующих моментов:

  • внешний вид ребенка (опрятность, аккуратность, небрежность, нечистоплотность);
  • контактность;
  • проявление инициативы;
  • усидчивость (или расторможенность)
  • интерес к обследованию;
  • работоспособность и темп.

Познавательная сфера [4]

  1. Мышление.
  • наглядно-образное (оперирование образами, проведение мыслительных операций с опорой на представление).
  • логическое (проведение мыслительных операций с опорой на понятия, отражающие сущность предметов и выражающиеся в словах или других знаках).
  1. Память: кратковременная слуховая и зрительная; запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации.
  2. Восприятие: формирование объективного образа предмета или явления, непосредственно действующего на органы чувств.
  3. Мелкая моторика: мышечные движения кистей и пальцев рук как завершение внутреннего психологического процесса, психической деятельности.

Эмоционально-личностная сфера

  1. Эмоциональный комфорт в детском саду.
  2. Личностная и волевая готовность к школе.
  3. Симптомы психосоматики.
  4. Повышенная тревожность.
  5. Проявления агрессивности.
  6. Страхи.

Коммуникативная сфера.

  1. Статус в группе.
  2. Коммуникативные навыки в общении со сверстниками и взрослыми.

Выделено два направления психологической диагностики:

  1. Первичное психодиагностическое обследование, направленное на выявление нарушений в развитии.
  2. Углубленное психодиагностическое обследование, ориентированное на выявление особенностей психического развития.

Основными способами получения психологической информации при углубленном психодиагностическом обследовании является:

  1. психологические тесты и интервью;
  2. диагностические интервью;
  3. наблюдения поведения детей в разных видах деятельности;
  4. метод экспертных оценок;
  5. изучение продуктов деятельности детей;
  6. проективные методы;
  7. экспериментальные методы.

На основании данных психологической диагностики составляется индивидуальная карта психологического развития ребенка, определяются основные направления коррекционно-развивающей работы (Приложение 1).

Психологическая коррекция и развитие.

Психологическая коррекция - это систематическая работа психолога с детьми с нарушениями речи, направленная на специфическую помощь этим детям.

Работа ведется по согласованию с родителями и администрацией ДОУ в следующих формах [11]:

  • индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
  • подгрупповые психокоррекционные занятия;
  • тренинговые занятия с педагогами, специалистами;
  • занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
  • тематические занятия с родителями.

В ходе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:

  • развитие познавательной активности детей;
  • развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
  • нормализация познавательной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
  • развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
  • психокоррекция поведения ребенка;
  • формирование навыков общения, правильного поведения.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
  • развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук;
  • развитие графических навыков.
  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие зрительной и слуховой памяти;
  • формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие внимания;
  1. Развитие основных мыслительных операций:
  • навыков анализа и синтеза;
  • навыков группировки и классификации (на основе овладения основными понятиями);
  • умения работать по инструкции, алгоритму;
  • умения планировать деятельность.
  1. Развитие различных видов мышления:
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
  1. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
  2. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  3. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Для решения задач и реализации направлений используются следующие средства коррекционно – развивающего воздействия:

  • Предметно-манипулятивные;
  • Двигательно-экспрессивные;
  • Изобразительно-графические;
  • Музыкально-ритмические;
  • Вербально-коммуникативные.

При организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи учитываются, в первую очередь, возможности ребенка: на первых этапах коррекционно - развивающей работы ребенку даются задания умеренной трудности, доступные, чтобы обеспечить воспитаннику субъективные переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим способностям ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются особенности восприятия детьми учебного материала и специфика мотивации их деятельности. Учитывая то, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра, используются различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения и задачи, способные сделать деятельность ребенка более актуальной и значимой для него. Для создания ситуации достижения успеха на индивидуальных и групповых занятиях используется система условной качественно-количественной оценки достижений детей (похвала педагога, соревнование, фишки и т.д.)

Занятия проводятся систематически 1 – 2 раза в неделю: подгрупповые и индивидуальные.

  • 20 минут в старших группах;
  • 30 минут в подготовительных группах.

Программы и методические пособия, используемые в коррекционно – развивающей работе с детьми указаны в Приложении 2.

Работа педагога-психолога с воспитателями и специалистами

Содержание работы в данном направлении заключается в оказании психологической и информационной помощи педагогам.

  • Ознакомить педагогов с особенностями и закономерностями развития познавательной и социально-эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи;
  • Обучить адекватным способам общения с детьми с нарушениями в развитии познавательных процессов, речи и поведения.
  • Помочь создать условия, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие положительных сторон личности;

Применяются следующие формы работы с педагогами:

  1. Индивидуальные и групповые консультации.
  2. Участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, педсоветов,
  3. Семинары-практикумы, тренинги, лекции, беседы и пр.

Важным условием эффективной работы программы является участие педагога – психолога в планировании педагогического процесса, в том числе в разделах «Самостоятельная деятельность детей» и «Совместная деятельность педагога и детей». Психолог помогает подобрать игры и упражнения, а так же оказать помощь в их проведении [4] (см. Приложение 3).

Работа педагога-психолога с родителями

Достижение целей и решение задач коррекционно-развивающей работы педагога-психолога предполагает самое активное участие родителей.

При реализации индивидуальной программы развития ребенка с нарушениями речи основными задачами работы педагога-психолога с родителями являются:

  1. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников, объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и проникновения в проблемы друг друга.
  2. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

При организации взаимодействия с родителями неукоснительно соблюдаются следующие правила:

Aлена Пушкарева
Работа педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями.

РАБОТА ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Специфика развития детей - инвалидов заключается в негативном влиянии на личность ребёнка психотравмирующей ситуации, связанной с физической беспомощностью, изолированностью, частой госпитализацией и вследствие этого затруднённой социальной адаптацией. Это проявляется у большинства детей в повышенной раздражительности, тревожности, неуверенности в себе, подавленности, наличии страхов. Вышеизложенное, свидетельствует о необходимости психологической поддержки и реабилитации детей – инвалидов и детей с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья).

Программа реабилитации – это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи.

Содержание коррекционной работы проводимой в нашем детском саду выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

Программа составлена с учетом:

• характера ведущей деятельности;

• структуры и степени выраженности нарушения;

• ведущих мотивов и потребностей ребенка;

• целей дошкольного воспитания.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.

В коррекционной группе проводится несколько занятий в неделю:

1. Индивидуальные занятия логопеда – 2 занятия.

2. Индивидуальное занятие педагога-психолога – 1 занятие.

3. Групповое занятие педагога-психолога – 1 занятие.

Особое внимание уделяется сбалансированности занятий и свободного времени детей. Дети получают возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно-пространственной развивающей среде. Между индивидуальными и подгрупповыми занятиями предусмотрены перерывы продолжительностью от 5 до 10 минут. В это время воспитатель осуществляет наблюдение за детьми, оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм.

Цель программы:

• создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы, коррекция недостатков, социальная адаптация.

Задачи программы:

—выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;

—осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;

—обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы дошкольного образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.

—оказание консультативной и методической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Реализация программыосуществляется на основе принципов:

1. Принцип гуманизма- веры в возможности ребенка.

2. Принцип системного подхода – предполагает понимание человека как целостной системы.

3. Принцип непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям непрерывность помощи до полного решения проблемы.

4. Принцип реальности предполагает, прежде всего, учет реальных возможностей ребенка и ситуации.

5. Принцип деятельностного подхода предполагает опору коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту.

6. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода предполагает изменения, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы, позиции и возможностей специалистов.

7. Принцип рекомендательного характера оказания помощи обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

• Этап сбора и анализа информации Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

• Этап планирования, организации, координации Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

• Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ образовательным потребностям ребёнка.

• Этап регуляции и корректировки Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

В программевыделены следующие разделы:

НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения.

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию интегративных качеств воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

4. Информационно-просветительская работа нацелена на повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми-инвалидами; взаимодействие с семьей ребенка и социальными партнерами.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

• различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, направленные на разъяснение участникам образовательного процесса вопросов, связанных с особенностями воспитания и образования и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

• проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Оздоровительно–профилактическая работа направлена на создание условий для сохранения укрепления здоровья детей с ОВЗ; обеспечение медико-педагогического сопровождения развития ребенка.

Предполагает проведение лечебно–профилактических мероприятий; осуществление контроля за соблюдением санитарно–гигиенических норм, режимом дня, питанием детей.

6. Работа с родителями

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Организационно-управленческой формой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум учреждения (ПМПк, который решает задачу взаимодействия специалистов.В службу сопровождения входят специалисты: логопед, педагог-психолог, мед. работник.

В соответствии со сложившейся практикой ребенок с особенностями в развитии проходит процедуру ПМПК где специалисты разрабатывают для него индивидуальный образовательный маршрут, определяют условия, необходимые для успешной адаптации и развития, в том числе и направления психолого- педагогического сопровождения, которые в соответствии с Законом об образовании лиц с ОВЗ, становятся обязательными к исполнению в ДОУ;

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство,которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами: сотрудничество со средствами массовой информации, районной поликлиникой, с общественными объединениями инвалидов, с родительской общественностью.

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В процессе реализации коррекционно-развивающей деятельности необходимо соблюдение определенных условий:

1. Психолого-педагогическое обеспечение.

2. Программно - методическое обеспечение.

3. Кадровое обеспечение

4. Материально - техническое обеспечение

5. Информационное обеспечение

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ

Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком – инвалидом планируемых результатов освоения основной образовательной программы и преодоление нарушений в развитии.

Планируемые результаты коррекционной работы оцениваются через систему мониторинга, позволяющего выявить динамику достижений ребёнка с нарушениями психического или физического развития и уровень освоения ими образовательного стандарта начального общего образования.

Документация педагога-психолога по проведенным занятиям с детьми Для эффективного структурирования деятельности педагога-психолога был разработан определенный пакет документов. После каждого занятия с.

Графические диктанты с детьми в работе педагога-психолога ДОУ
Графические диктанты с детьми в работе педагога-психолога ДОУ .

Групповое занятие педагога-психолога с детьми (фотоотчет)
Групповое занятие педагога-психолога с детьми (фотоотчет) В работе педагога - психолога детского сада есть такая форм работы, как групповые занятия. В МБДОУ "Детский сад № 99" (г. Таганрог, заведующий.

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здровья в изостудии РЦ
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здровья в изостудии РЦ IMG]/upload/blogs/detsad-178565-1445163700.jpg[/IMG] К Кррекционно-развивающая работа на занятиях в студии изобразительного искусства.

НОД педагога-психолога с детьми старшей группы «Волшебный лес эмоций» Конспект НОД педагога-психолога с детьми: «Волшебный лес эмоций». Цель: • развитие чувства доверия к окружающим людям; • устранение психологического.

Организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в группе кратковременного пребывания «Особый ребенок» Распространение в России процесса интеграции детей с ограниченными возможностями психического или физического здоровья в образовательные.

Консультация «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками.

Собрание-просвещение «Работа педагога-психолога в ДОУ» Родительское собрание-просвещение «Работа педагога-психолога в ДОУ» Здравствуйте, Уважаемые родители! Меня зовут Анастасия Валерьевна, я.

«Тренинг креативности». Работа педагога-психолога с воспитателями Тренинг креативности Цель: осознание воспитателями креативности в себе и ее развитие. Задачи: • развитие беглости мышления; • развитие.

Школа, колледж, внешкольные группы — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.

Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.

Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности:

  • Первичная экспертиза. Специалист собирает информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации педагог, психолог составляет комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.
  • Диагностика, подбор инструментов. Специалист определяет адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.
  • Непосредственная работа. Педагог, психолог реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.

При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения .

Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

  • поддержки и развития индивидуальности;
  • учета и соблюдения интересов ребенка;
  • гибкости и вариативности в работе;
  • непрерывности и системности сопровождения;
  • взаимодействия всех сторон процесса.

В работе педагог, психолог использует тот или иной метод , подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:

Профилактика

Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:

  • планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия, игры;
  • разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики зависимостей, заболеваний, формирования полезных привычек;
  • ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы депрессии, межличностные конфликты были минимизированы.


Диагностика

Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:

  • определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении;
  • выявление «групп риска» в обучении, причин нарушений в социальной адаптации;
  • составление социально-психологического портрета личности учащегося — чтобы сориентировать педагогов, родителей (опекунов) в направлении работы с ребенком.


Консультирование

Специалист по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:

  • обучения и адаптации;
  • развития мотивации детей к обучению;
  • решения психологических проблем;
  • взаимоотношений в коллективе;
  • построения индивидуальных программ обучения.


Развивающая и коррекционная работа

Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:

  • помогать другим участникам образовательного процесса повышать социально-психологическую компетентность;
  • предоставлять детям индивидуальную помощь в личностном развитии;
  • систематически работать с детьми из «группы риска» — с отклонениями в социальном, психологическом, личностном развитии.


Психологическое просвещение и экспертиза

Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:

  • знакомстве с особенностями развития учащихся;
  • информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;
  • популяризации психологических компетенций;
  • помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.

В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.

Навыки в области психолого-педагогического сопровождения необходимы для создания комфортных условий для обучения детей. Поэтому специалисты в этой области нужны в любом образовательном учреждении, стремящемся к росту и повышению качества работы. Такие педагоги, психологи требуются в школах и учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Где можно обучиться психолого-педагогическому сопровождению

Для работы специалистом по психолого-педагогическому сопровождению требуется среднее профессиональное или высшее образование в области педагогики или соответствующая переподготовка. После получения диплома возможно трудоустройство в школах. Такие педагоги, психологи требуются и в учреждениях, занимающихся дошкольным, дополнительным, инклюзивным, средним профессиональным образованием. Полученная специальность, компетенции позволяют стать тьютором, коучем, репетитором.

Получить образование в области психолого-педагогического сопровождения можно в АНПОО «НСПК». Обучение ведется дистанционно*, по официальной лицензии. Выпускники получают сразу два диплома — о среднем профессиональном образовании и переподготовке. Это расширяет сферу, в которой можно трудоустроиться, повышает конкурентоспособность специалиста.

Узнать о поступлении и акциях можно у сотрудников приемной комиссии.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Красных Ирина Николаевна

применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами программа индивидуального социально-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательных учреждениях может найти применение в практике образовательных учреждений, реализующих концепцию инклюзивного образования.

Цель исследования - разработать программу индивидуального социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении как часть адаптированной образовательной программы.

ВложениеРазмер
programma_psihologicheskogo_soprovozhdeniya_detey_s_noda.docx 51.34 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Красных Ирина Николаевна

(МБОУ средняя школа №4, Выкса, Нижегородская область)

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Программа психологического сопровождения детей с НОДА

по программе повышения квалификации специалистов сопровождения, реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»

Глава I. Теоретические аспекты индивидуального социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении

1.1. Социально-педагогическое сопровождение младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении

1.2. Адаптированная образовательная программа социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении

Содержание социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении

2.1.Цели и задачи программы

Актуальность. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем,

применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеурочную деятельность, формировать готовность осваивать требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Сложилось единое образовательное пространство, и интеграции стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно-признанным инструментом реализации прав ребенка с ограниченными физическими возможностями на образование и счастливое будущее. В мире давно принято уделять особое внимание детям с ограниченными возможностями, их возможности получать достойное образование и их потребности во внимании, понимании и заботе взрослых людей.

Система образования в нашей стране многие годы делила детей на обычных и инвалидов. Поэтому эти дети практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности наравне со здоровыми детьми. Дети с ограничениями в здоровье всегда страдают от дискриминации и отчуждения в т.ч. и в образовании. Многие из них обучаются в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения, в котором созданы необходимые условия не только для их обучения и воспитания, но и лечения, коррекции имеющегося дефекта, реабилитации и социальной адаптации. Одной из задач общего среднего образования в России является развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Тенденция увеличения в нашей стране количества детей-инвалидов, недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям детей данной категории, многочисленные проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество (как следствие ущербной вторичной социализации) позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития. В настоящее время взят курс на инклюзивное образование детей инвалидов в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, дающее лучшие результаты в подготовке детей к последующей жизни и их включению в общество.

Своевременное и эффективное психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеспечивается как в условиях дифференцированного (специального или коррекционного), так и интегрированного обучения. Приоритетным направлением деятельности по реализации права учащихся с НОДА на образование является создание вариативных условий с учетом психофизических особенностей их развития в общеобразовательной среде. Контингент таких учащихся , в первую очередь, характеризуется неумением ребенка взаимодействовать с окружающим социумом, входить с ним в единый «резонанс». Поэтому коррекция некой девиантности ребенка с НОДА должна проводится через его социализацию. Сегрегация и обособление лишь усугубляют дефект.

Дети с НОДА входят в категорию детей, которые могут и должны обучаться и воспитываться вне изолированных коррекционных учреждений. Пребывание в них ограничивает возможность контактов с нормально развивающимися сверстниками, отрывает детей от социума, лишает возможности ориентироваться на нормальное развитие и затрудняет формирование их готовности к преодолению жизненных трудностей, что впоследствии нарушает социальную адаптацию и реабилитацию. Если учесть, что дошкольное детство является наиболее сенситивным периодом в развитии ребенка, то адаптация их к обществу должна проходить именно в этот период. Само общество уже подошло к изменению своего отношения к детям этой категории.

Цель исследования - разработать программу индивидуального социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательном учреждении как часть адаптированной образовательной программы.

Цель обусловила постановку и решение следующих задач:

  1. Раскрыть понятие и сущность социально-педагогического сопровождения младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  2. Выявить психолого-педагогические особенности младшего школьника с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  3. Выявить и проанализировать психологические и социально-педагогические проблемы ученика 2 класса МБОУ СОШ №4 г. Выкса Сергей Л. с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  4. Раскрыть предметную область изучения и интерпретации сущности и содержания социально-психологического климата семьи.
  5. Разработать программу индивидуального социально-педагогического сопровождения ученика 2 класса общеобразовательной школы Сергей Л. с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная нами программа индивидуального социально-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательных учреждениях может найти применение в практике образовательных учреждений, реализующих концепцию инклюзивного образования.

Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы.

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее АООП) начального общего образования (далее НОО) для обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Нормативно-правовую базу разработки АООП НОО для обучающихся с НОДА составляют:

Программа предназначена для психологического сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, составлена на основании: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. ФЗ содержит ряд статей (42, 55, 59, 79),

Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ОВЗ;

Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на ФГОС для обучающихся с ОВЗ; закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией .

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Созревание психической деятельности таких детей задерживается. На этом фоне выявляются различные формы нарушений психики, и прежде всего познавательной активности.

Для детей с нарушениями ОДА характерны разнообразные эмоциональные расстройства. Это проявляется в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения. Нередко возбудимость сопровождается страхами. Страх нередко возникает даже при простых тактильных раздражениях, при изменении положения тела, окружающей обстановки. Некоторые дети боятся высоты, закрытых дверей, темноты, новых игрушек, новых людей.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

У детей данной категории все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.Такие дети отличаются незрелостью форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, склонность к тормозным реакциям, слабость концентрации внимания и памяти, замедленность переключения психических процессов, пассивность, нарушения речи: одни используют довербальные средства общения, другие пользуются простой фразой, структурно нарушенной;

Для детей характерны поздние сроки становления сенсорных функций. Типична недостаточная обобщенность восприятия, нечеткость образов, представлений. Часть детей имеет малую дифференцированность эмоциональных реакций, их неадекватность. Кроме того, у этих детей часто встречаются нарушения зрения, слуха, речи. Из-за нарушений в двигательной сфере сужается объем непосредственно воспринимаемого пространства, и это ограничивает кругозор ребенка. Общая моторика недоразвита, дети неловки в навыках самообслуживания, для них характерно замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

Возрастные психологические особенности обущающихся с НОДА

ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень физического и психофизического развития;

не сформирована мотивационная готовность. Даже если ребенок хочет идти в школу, в большей степени его привлекает учебная атрибутика - в школе он будет играть, а не учиться;

отмечается низкий уровень эмоционально-волевой готовности. Ребенок не может подчиниться правилам дисциплины, неспособен к длительным интеллектуальным усилиям;

не сформированы все структурные компоненты учебной деятельности;

испытывают трудности при выполнении заданий, связанных на развитие мелкой моторики;

непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;

несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления;

могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

Цель программы:

- создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (нарушением опорно-двигательного аппарата) в освоении основной образовательной программы начального общего образования;

- коррекция и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов.

сопровождение развития ребенка;

сопровождение процесса его обучения и воспитания;

коррекция имеющихся отклонений (включает коррекционную работу, направленную на исправление или ослабление имеющихся нарушений, и развивающую работу, направленную на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, достижение им оптимального уровня развития)

Общая характеристика программы

В психолого-педагогическом отношении детей с НОДА условно можно разделить на две категории , которые нуждаются в различных вариантах коррекционно-педагогической работы в условиях образовательного пространства:

Неврологический характер двигательных расстройств . Это дети, у которых НОДА обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Большинство детей этой группы составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП). Именно эта категория детей является наиболее изученной в клиническом и психолого-педагогическом аспектах и составляет подавляющие число в образовательных организациях. Двигательные расстройства при ДЦП часто сочетаются с отклонениями в развитии познавательной, речевой и личностной сферы. В условиях образовательной организации при обучении по АОП многие дети этой категории дают положительную динамику в развитии.

Поражение ОДА не неврологического характера . Обычно эти дети не имеют выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть частично нарушены отдельные психические функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.

Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - неоднородная по составу группа школьников . Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько; классификация, К.А. Семеновой, Е.М. Мастюковой и М.К. Смуглиной; Международная классификация болезней 10–го пересмотра).

Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка её результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер. В настоящем стандарте предлагается типология, основанная на оценке сформированности познавательных и социальных способностей у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

Группа обучающихся с НОДА по варианту 6.1.: дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата различного этиопатогенеза, передвигающиеся самостоятельно или с применением ортопедических средств, имеющие нормальное психическое развитие и разборчивую речь. Достаточное интеллектуальное развитие у этих детей часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, с ограниченной самостоятельностью, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни.

Особые образовательные потребности обучающихся с НОДА

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной традиционно развивающимся сверстникам;

необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для нормально развивающегося ребёнка;

обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

Описание места программы в учебном плане

В соответствии с учебным планом начального общего образования ,программа психологического сопровождения рассчитана на проведение занятий с детьми 1-4 классов. Объем программы составляет 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2-4 классах (по 1 часу в неделю). Программа может быть использована как целиком, так и в качестве отдельно взятых блоков для отработки тех навыков, которые наиболее показаны обучающемуся.

Планируемые результаты освоения коррекционной программы

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Формирование способности к саморегуляции своего физического и психического состояния
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.

4. Повышение уровня развития когнитивных способностей, познавательных процессов: мышление, память, восприятие воображение.

5. Повышение речевой-двигательной активности.

6. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

7. Возможность использовать полученные знания в групповой работе со сверстниками.

Данная программа позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные - принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, составляет их последовательность и действует по намеченному плану, извлекает необходимую информацию из текста.

Познавательные – осознает познавательную задачу; слушает, извлекая нужную информацию, самостоятельно находит ее в раздаточных материалах; выполняет учебнопознавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы; ищет и выделяет необходимую информацию; формулирует проблему поискового характера; самостоятельно строит осознанное устное и письменное речевое высказывание, выдвигает гипотезы и обосновывает их, доказывает свою точку зрения.

Коммуникативные – формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; владеет монологической и диалогической формами речи, понятные для партнера; умеет слушать и вступать в диалог; умеет задавать вопросы; умеет точно выражать свои мысли, позитивно относится к процессу общения; осуществляет взаимоконтроль и взаимопомощь; умеет ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; реалистично строит свои взаимоотношения со взрослым.

Средствами формирования УУД служат развивающие игры, психогимнастические упражнения, эмоционально-символические и релаксационные методы.

Содержание программы

Программа условно делится на 4 блока:

Блок 1. Направлен на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности.

Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти.

Блок 3. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения.

Блок 4. Повышение речевой активности, обогащение словарного запаса, развитие лексико-грамматического строя речи.

Календарно-тематическое планирование по коррекционному курсу

Дата по факту

Название темы

Кол-во часов

Диагностика сенсорных и моторных функций

Диагностика памяти и внимания

Развитие движений рук и ручной умелости. Манипуляция с крупными деталями (работа с конструктором «Лего», мозаиками, с деталями крупных

размеров. Пришивание больших пуговиц с двумя отверстиями).

Развитие движений рук и ручной умелости. Складывание бумаги (Изготовление изделий способом складывания – «гармошка»).

Развитие наглядно-образного мышления (упражнения «Составь фигуру»,

Развитие движений рук и ручной умелости. Вырезание из бумаги и склеивание.

Развитие зрительно-моторной координации («Продолжи узор», работа с Лабиринтами, «Выложи верно», «Заполни трафарет»).

Развитие движений рук и ручной умелости. Рисование, раскрашивание (раскрашивание сюжетных картинок в «Книжках - раскрасках», рисование различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, восковыми

мелками, акварелью, гуашью, углём, фломастерами с использованием кисточки, шерстяных ниток и пальчиков).

Развитие движений рук и ручной умелости. Лепка из пластилина

Пластилиновое панно (эскиз, изготовление)

Развитие представлений о схеме тела.

Ориентировка по основным пространственным направлениям.

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: воспроизведение

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: действия по устной

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: составление устной

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: действия по простой

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: составление простой

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: декодирование

Ориентировка на листе бумаги. Игра «Пуговицы»: составление

Конструирование по образцу. Игра «Волшебный круг».

Графические упражнения. Прямые линии ( «Я самый меткий», «Дорожки»,

Графические упражнения. Штриховка (обведение по трафаретам фигур и

их штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями).

Графические упражнения. Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша. Клубочки (рисование, наматывание клубочка от центра или от

Читайте также: