В чем заключается работа социального педагога в школе

Опубликовано: 14.05.2024

социальный педагог работает с детьми

Социальный педагог – это специалист, который работает с детьми, имеющими отклонения в психике, нарушающими общепринятые нормы поведения, занимающимися преступной деятельностью и т.д. Данная профессия совмещает в себе педагогическую деятельность с оказанием психологической помощи проблемным детям.

Кого называют социальным педагогом

Профессия социального педагога появилась совсем недавно – в 2000-е годы. До появления данной специальности роль социального педагога выполняли классные руководители и администраторы, занимающиеся внеклассной работой. Социальный педагог – это востребованная профессия, имеющая большое значение в связи с увеличивающимся ростом детской преступности и числа неблагополучных семей.

Социальный педагог в школе и его должностные обязанности

Основная задача социального педагога – благотворное влияние на психическое состояние своего воспитанника. С этой целью специалист организует мероприятия, проводит воспитательную работу, выступает защитником прав детей. В ходе работы специалист создает комфортные условия для своих подопечных, выстраивает доверительные отношения с ними, помогает воспитанникам преодолеть психологический барьер и т.д. В случае с благоприятными семьями педагог работает и с родителями, помогает им наладить отношения с ребенком и т.д.

Работа социального педагога подразумевает взаимодействие с полицией (в частности, по делам несовершеннолетних), психологами, органами опеки, школьными учителями, судами (при необходимости), родителями воспитанников и т.д.

Таким образом, обязанности социального педагога – предотвратить усугубление психологических проблем у детей и возможные негативные последствия психологической травмы, полученной ребенком.

Требования к социальному педагогу

Должностные обязанности нового сотрудника определяются уставом, принятым организацией, в которой специалист планирует работать. Профессиональными требованиями к социальному педагогу являются:

наличие высшего профильного образования;

знание трудового и семейного законодательства;

знания в области общей и социальной педагогики, психологии;

знание социально-педагогических и диагностических методик;

организация работы по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите воспитанников;

умение анализировать проблему, искать ее причины и следствие, помогать преодолеть трудности воспитанникам;

практическая реализация социально-педагогической работы;

умение взаимодействовать с детьми и их родителями, вести диалог с учителями, специалистами социальных служб и пр.

Таким образом, социальный педагог обязан выполнять множество различных функций, которые требуют психоэмоциональной устойчивости, коммуникабельности, терпения. Как правило, деятельность социального педагога определяется рабочим договором, подписанным сотрудником и администрацией.

Кому подходит данная профессия

Для выполнения обязанностей социального педагога, требуется соответствовать определенным критериям. Среди основных требований можно выделить:

желание помогать детям;

терпение при работе с трудными детьми;

умение находить подход к каждому ребенку;

наблюдательность, умение анализировать поведение детей, искать объяснение/ причину возникшей проблемы;

коммуникабельность, стрессоустойчивость, целеустремленность;

Работа социального педагога – трудная, требующая желания бороться за счастье каждого ребенка.

Как выучиться на социального педагога

Чтобы работать социальным педагогом, требуется получить высшее образование по направлениям «педагогика», «психология» («психолого-педагогическое образование») или «социология» («прикладные методы социологических исследований»).

Сложности профессии социального педагога

Работа социального педагога является сложной, требующей больших эмоциональных и физических нагрузок. Это достаточно востребованная профессия, однако найти свободную вакансию сложно в связи с большим количеством специалистов в данной сфере. Данная специальность не подразумевает карьерного роста.

Социальный педагог – это сложная, но востребованная профессия, требующая от сотрудника терпения и самоотдачи. Чтобы работать в данной сфере, необходимо получить высшее профильное образование. Основными задачами социального педагога являются оказание психологической помощи детям из неблагополучных семей, а также детям, имеющим проблемы с поведением, проведение социально-педагогической работы по адаптации воспитанников, преодоление психологического барьера и т.д. Специалист работает с детьми, их родителями, учителями, представителями полиции, органов опеки и пр., помогая создать максимально комфортные условия для подопечных.

Где искать работу

Социальный педагог может работать в детских садах, школах, социальных службах и пр. Заработная плата при этом будет зависеть от квалификации сотрудника, опыта работы по специальности и т.д.

Сколько зарабатывает социальный педагог

Заработная плата социального педагога зависит от многих критериев, включая регион проживания и место работы. В России оклад специалиста данного профиля может варьироваться от 15 до 30 тыс. руб. В Москве и Санкт-Петербурге зарплата социального педагога начинается от 25 тыс. руб. и выше.

Плюсы и минусы работы социальным педагогом

Профессия социального педагога имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

уважаемая, востребованная профессия;

возможность помогать детям.

К минусам относятся:

трудная работа, требующая моральных и физических затрат;

ненормированный график работы;

Пройти обучение

Межрегиональная Академия промышленного и строительного комплекса (МАСПК) приглашает слушателей пройти обучение на курсах профессиональной переподготовки по направлению «Социальный педагог». Ресурсы Академии позволяют дистанционно обучать тысячи специалистов из всех регионов России. Наши учебные программы составляются при участии ведущих специалистов в своей сфере и регулярно актуализируются, что позволяет нашим выпускникам успешно реализоваться в профессии.
Межрегиональная академия дополнительного профессионального образования (МАДПО) проводит регулярный набор на курсы дополнительного профессионального образования по специальности «Социальная педагогика». Мы предлагаем пройти профессиональную переподготовку и повышение квалификации в дистанционном формате по индивидуально согласованному графику, современную учебно-методическую базу и документы установленного образца по завершении обучения.
Национальная академия современных технологий (НАСТ) реализует программы дополнительного образования и приглашает специалистов пройти профессиональную переподготовку по направлению «Социальный педагог». Учебные программы Академии предполагают задействование дистанционных технологий, что позволяет нашим слушателям получать образование без отрыва от основной деятельности в наиболее комфортном режиме.

Довольно часто люди спрашивают, кто такой социальный педагог. Это тот вопрос, которые волнует многих молодых родителей и некоторых преподавателей. Ведь вроде бы учитель является таковым везде. Но при чем тут тогда "социальный"? Неужели данный сотрудник имеет какие-то определенные обязанности в школе, отличающие и выделяющие его из массы других преподавателей? Социальный педагог, можно сказать, для многих - вечная и непостижимая загадка. Только сегодня мы попытаемся приоткрыть завесу тайны и разобраться, что здесь к чему. То есть, поближе познакомимся с данной важной работой.

Кто такой

Разумеется, социальный педагог - это преподаватель. Причем преимущественно в школах. Но чем он отличается от обычного учителя? Многие полагают, что ничем. За исключением названия. Только на самом деле это совсем не так. Дело все в том, что социальный педагог в школе - это очень важный сотрудник. Почему?

социальный педагог это

Да потому что он, по идее, должен лучше разбираться в детском поведении и психологии, что помогает подобному сотруднику лучше организовывать занятия. Плюс ко всему, социальный педагог, по мнению некоторых директоров, должен заниматься мировоззрением и воспитанием учеников. И это правильно. Только вот разных задач у подобного работника очень много. И они, можно сказать, не ограничены. Давайте попытаемся с вами разобраться, в чем заключается работа социального педагога с детьми. Это не так уж и трудно, как может показаться на первый взгляд.

Социализация

Первый момент, который только можно предположить - это социальная помощь ученикам. Можно сказать, что социальный педагог - это в какой-то мере профессия, сочетающая в себе самого обычного учителя и психолога. Только обычно такой работник старается помочь ребятам в процессе социализации. И адаптации к новому месту учебы, если ребенок был переведен по каким-то причинам в другую школу.

Если честно, то деятельность социального педагога очень хорошо просматривается в детских садах и начальной школе. Там малышей обучают общаться со взрослыми, сверстниками, а также учат поведению в обществе. Без этого нельзя представить себе разумного человека.

социальный педагог

Тем не менее это не единственная обязанность подобного работника. Их еще очень много. И не стоит путать психолога, учителя и социального педагога. Хотя все эти три профессии, интерпретированные в школе, очень схожи между собой. Особенно относительно некоторых образовательных моментов.

Адаптация

Как уже было сказано, социальный педагог иногда помогает адаптироваться новым ученикам в школе. И как раз адаптация (не только новеньких) - это еще одна обязанность подобного работника. Причем это распространяется и на сотрудников образовательного учреждения.

Также следует упомянуть, что социальный педагог в школе обязан разрабатывать концепции, помогающие поддерживать благоприятную обстановку на рабочем и учебном месте. Только на практике данный момент учитывается крайне редко. Или же воплотить его в жизнь удается далеко не всегда.

социальный педагог в школе

Основная проблема создания атмосферы, годной для обучения и работы - это общество. В каждом учебном заведении контактируют разные личности. И если принимать во внимание всех и каждого (как это следует делать), то найти "золотую середину" просто невозможно. Таким образом, создание благоприятной атмосферы в школе, а также помощь в адаптации сотрудникам учреждения, как правило, возлагают на плечи психологов. Или вообще "опускают" их.

Воспитание

Работа социального педагога включает в себя обязанности по воспитанию подрастающего поколения. То есть, вам придется формировать ценности и мировоззрение детей. Обычно данную задачу возлагают на детский садик или начальную школу, где на малышей еще очень легко влиять.

Тем не менее на деле данная тенденция также встречается крайне редко. Ведь зачастую работа социального педагога в школе заключается в "разруливании" споров между детьми и банальным проведением урока по тому или иному предмету. Но иногда таких сотрудников специально назначают классными руководителями - тут уже придется заниматься "воспитанием" школьников, независимо от ваших желаний.

Консультации

Крайне важный момент, который только может встречаться - это оказание и проведение консультаций. Инструкция (должностная) социального педагога включает в себя данный пункт. Причем помогать и консультировать придется по разным вопросам.

работа социального педагога

Например, давать советы учителям и помогать им правильно организовывать занятия таким образом, чтобы они оказались интересны ученикам. Или же присутствовать на родительских собраниях и вести беседы относительно поведения каждого ученика в целом. Кроме того, иногда придется заменять детского психолога. Особенно если речь идет о социализации и приспосабливании к новому месту учебы. Это не адаптация, а именно установление контакта с преподавателями и сверстниками. В подобной ситуации социальный педагог - это тот, кто должен проконсультировать ученика и дать ему советы по общению. Причем очень важно наблюдать за эмоциональным состоянием школьника в этот момент.

На деле получается обычно так, что социальные педагоги просто ведут занятия и присутствуют на родительских собраниях. Особенно когда у детей наблюдаются проблемы с поведением или оценками. В таких случаях преподаватели действительно готовы дать консультации и рекомендации. В большинстве случаев они оказываются действенными и эффективными.

Организация мероприятий

Если честно, то социальный педагог - это не только преподаватель. Это еще и хороший организатор. То есть, в обязанности такого сотрудника входит проведение и организация разных мероприятий. Например, праздничных.

деятельность социального педагога

Именно социальные педагоги должны заниматься поиском подходящего места проведения праздника, а также организовывать то или иное мероприятие. Разработка плана, продвижение идеи - все это обязанность нашего сегодняшнего сотрудника. Обычно с праздниками никаких проблем не возникает - достаточно провести опрос среди учителей, учеников и родителей, а затем подобрать максимально подходящее место.

Основная проблема организации мероприятий возникает тогда, когда они касаются образовательного процесса. То есть, социальный педагог обязан заботиться о проведении разных мероприятий по обучению и совершенствованию педагогов, а также учеников. Как правило, во внеурочное время. Хороший работник должен не только провести и организовать такое занятие, а еще и привлечь к нему "публику".

Трудоустройство

Также есть и еще одно очень специфичное дело, которое касается нашей сегодняшней профессии. Речь идет о помощи при трудоустройстве учеников. Методики социального педагога, как правило, должны помогать ребятам выбирать себе максимально подходящую профессию, а также удобное место для работы и построения карьерной лестницы.

работа социального педагога в школе

Только вот на практике данную обязанность никто не соблюдает. Неужели сейчас можно представить себе ученика, который обратиться за помощью при трудоустройстве к социальному педагогу? Конечно же, нет. Таким образом, обычно поиск работы для школьника - это сугубо индивидуальная задача родителей и их детей, которая никоим образом не относится к социальным педагогам.

Но тут есть одно маленькое но. Зачастую такие сотрудники проводят специальные тесты на профориентацию. Результаты, в свою очередь, становятся очень хорошими помощниками и советчиками юным школьникам, служащими для выбора места работы. Можно сказать, современный социальный педагог в школе оказывает косвенную помощь ребятам в вопросе выбора профессии и поиска работы.

Анализ поведения

Социальный педагог - это не только учитель, совмещающий в себе навыки организатора и консультанта. Это еще и хороший аналитик. Он, как правило, должен следить за учениками и анализировать их поведение. В случае возникновения проблем - докладывать классному руководителю и родителям. И, разумеется, давать советы по устранению проблемы.

Данная обязанность на практике реализуется крайне редко. Ведь зачастую об отклонениях в поведении докладывают самые обычные учителя, которые проводят уроки в классах. Тем не менее профессиональный социальный педагог должен уметь вовремя начать "бить тревогу", а также правильно делать заключения относительно поведения ребенка. Очень хорошо в этом вопросе помогает психология.

работа социального педагога с детьми

Нужно ли

Вот мы и изучили с вами профессию социального педагога. Как видите, деятельность его крайне разнообразна, а ответственность - огромна. Поэтому приходится думать, стоит ли устраиваться на данную должность.

Однозначного ответа тут нет. Если у вас "душа лежит" к обучению детей и их воспитанию, то можете попробовать. Только будьте готовы к напряженному рабочему графику, а также нервной работе и маленькой зарплате. Как правило, социальные педагоги встречаются среди пожилых людей.

Молодые сотрудники не особо радуются данному месту работы. Можно сказать, со временем она начинает устаревать и теряет свою актуальность. В частности, из-за отсутствия профессиональных кадров. Оно и понятно - никто не станет специально учиться в вузе, чтобы потом зарабатывать копейки.


Многих родителей настораживает социальный педагог и чем он занимается и зачем он вообще занимается нашим ребенком.

В школах должность социального педагога появилась недавно – в 2000-х годах. Ранее эти функции выполняли преподаватели и классные руководители. Социальный педагог должен обеспечивать безболезненное вхождение детей в общество. Специалист обязан уделять внимание контактам с родителями школьников, педагогическим составом, представителями различных молодежных и детских организаций. Школьный социальный педагог должен взаимодействовать с детьми, изучать их психологические и возрастные особенности. Он должен проявлять профессионализм в общении со сложными детьми. Необходимо направлять деятельность на недопущение негативного воздействия на развитие личности каждого школьника.

Социальный педагог – это тот человек в школе, который организует взаимодействие и объединяет усилия школы, семьи, общественности, для поддержки и всесторонней помощи в развитии и воспитании детей.

Деятельность социального педагога в школе

Цель социально-педагогической деятельности – создание благоприятных условий для реализации прав ребёнка в учебном заведении, т. е. условий для развития нравственной, толерантной, физически здоровой и социально активной личности, способной к творчеству, самоопределению и самосовершенствованию.

Для достижения данной цели социальный педагог решает следующие задачи:

  • изучение психолого-педагогических особенностей личности, условий жизни обучающихся, выявление их интересов и потребностей, трудностей и проблем;
  • выявление причин возникновения у учащихся
    • проблем в обучении,
    • проблем в поведении,
    • правонарушений

    и принятия мер по их устранению;

    • оказание помощи и поддержки учащимся и их семьям, относящимся к различным категориям социальной незащищённости.

    Деятельность школьного социального педагога подразумевает взаимодействие с детьми, изучение возрастных и психологических особенностей всех учащихся, организацию различных видов социально-полезной деятельности. Кроме того деятельность социального педагога направлена на социальную поддержку ребенка и семьи, помощь и направление действий родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей, а при необходимости помогает реализовать правовую защиту. Общение с сложными детьми требует от педагога особого такта и профессионализма.

    Социальный педагог занимается своей учебно-воспитательной деятельностью не в классной комнате, как учитель-предметник, а в школьных клубах, секциях, кружках, разновозрастных отрядах. Только внеучебная обстановка дает ему возможность более близкого знакомства с поведенческими особенностями детей (в частности, девиантным поведением или поведением детей-аутсайдеров). Таким образом, педагог выявляет учащихся, у которых возникли сложности с адаптацией к внешним условиям существования, изучает особенности их характера и поведения, намечает меры и способы оказания помощи таким детям. В настоящее время, когда случаи алкогольной зависимости, наркомании и правонарушений в подростковой среде встречаются довольно часто, в школе обязательно должен проводить свою деятельность социальный педагог.

    Функции социального педагога

    Функции социального педагога в школе заключается во взаимодействии с:

    • детьми «группы риска»;
    • родителями;
    • правоохранительными органами;
    • социально-незащищенными семьями учащихся;
    • педагогическим коллективом.

    Функция социального педагога заключается также и в выявлении учащихся, занятых работой (в учебное время). Он следит за тем, чтобы они посещали занятия, контролирует соответствие условий труда, установленных законом норм (в частности, относительно оплаты труда). Социальный педагог держит под контролем выплату пособий и выполнение других социальных льгот, которые положены многодетным семьям (бесплатные завтраки в школьной столовой, обеспечение школьной формой, покрытие транспортных расходов).

    Задача такого педагога заниматься исследовательской работой, выявление демографической структуры района, а также социально неблагополучных семей, детей подросткового возраста, склонных к совершению правонарушений, детей, имеющих проблемы со здоровьем. Он должен организовывать проведение различных благотворительных мероприятий, в которых принимают участие дети-сироты и дети с ограниченными возможностями.

    Не все подростки знакомы с нормами социального поведения. В этих случаях как раз и пригодится помощь школы и социального педагога, в частности, для того, чтобы познакомить детей с их правами, социальными гарантиями, которые распространяются как на обучение, так и на трудовую деятельность. К числу таких гарантий относятся: предоставление заработной платы, не ниже, чем установленный законом прожиточный уровень, право на получение бесплатного образования и медицинского обслуживания и другие.

    Обязанности социального педагога в школе

    Обязанности социального педагога заключаются в следующем:

    • создании нормальных доброжелательных взаимоотношений между членами классного коллектива;
    • гуманизации взаимоотношений между детьми;
    • содействии более полной реализации возможностей всех учеников;
    • мерах по защите прав каждого учащегося;
    • проведении общешкольных развлекательных мероприятий, привлечении детей к социально полезному труду;
    • поддержании контактов с семьями школьников;
    • выявлении случаев жестокого обращения с детьми в семьях и меры по защите детей от насилия и эгоизма родителей;
    • выполнении посреднических функций, связывающих ребенка с родителями, государственными органами, в задачи которых входит забота о развитии духовных, физических и психических составляющих ребенка;
    • установлении дружественных толерантных отношений отдельных людей и окружения;
    • способствовании эффективному взаимодействию организаций и институтов, занимающихся

    Деятельность социального педагога направлена на поддержку каждого ребенка, помощи решении возникшей проблемы. Он стремится к достижению школьником укрепление веры в себя, к обретению им чувства личности и дальнейшей реализации в жизни творческого и физического потенциала.

    В современной школе штат педагогов обычно усилен такими специалистами, как психолог и логопед. И если учителя-предметники известны всем ученикам и их родителям, то школьный психолог для некоторых из детей представляется фигурой почти таинственной. Но есть в школе и другие специалисты, работа которых не видна, но необходима для полноценного обучения и воспитания учеников. Это социальный педагог.

    Кто это такой?

    Социальный педагог – это учитель, обеспечивающий взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, в котором обучается ребенок и другими организациями. Обычно на эту должность назначают одного из обычных учителей.

    Школьный социальный педагог занимается изучением психологических и возрастных особенностей всех учащихся школы, организует различные виды социально полезной деятельности, помогает реализовать правовую защиту и социальную поддержку ребенка и семьи, направляет действия родителей и педагогов на предупреждение негативного влияния на развитие личности сложных детей. Попытаемся определить круг обязанностей социального педагога.

    Для чего нужен социальный педагог?

    Работа социального педагога в школе заключается в постоянном контакте и связи с такими группами, как:

    • дети из «группы риска»;
    • родители;
    • правоохранительные органы;
    • социально-незащищенные семьи учащихся;
    • педагогический коллектив.

    В должностные обязанности социального педагога в школе обычно входит:

    • создание здорового климата в школьном коллективе, особенно внутри классов;
    • организация внеучебного времени школьников, включение их в социально полезную деятельность;
    • организация социально-педагогической деятельности в социуме, различных видов сотрудничества взрослых и детей;
    • осуществление постоянной связи с семьями учащихся, особенно из «группы риска»;
    • защита прав ребенка, в том числе от родительской жестокости;
    • формирование гуманных отношений между учителями и детьми;
    • оказание профессиональной помощи детям и их семьям по разрешению конфликтных и социально сложных ситуаций;
    • представление и защита интересов детей и их семей в различных государственных службах и общественных организациях;
    • организация профилактики употребления психоактивных веществ.

    Для того чтобы выполнять свою работу, социальный педагог имеет право:

    • быть представителем и защитником интересов детей в службах муниципальных органов и в органах власти (в суде, полиции);
    • собирать информацию о семье, делать социологические опросы и диагностику;
    • отправлять официальные запросы в общественные организации и государственные учреждения, связанные с официальной деятельностью социального педагога;
    • вести работу по изучению опыта семейного воспитания: посещать на дому для выявления жилищных условий и их санитарного состояния, контролировать посещение, опрашивать соседей.

    Именно к социальному педагогу можно обратиться за консультацией семьям детей-инвалидов, малообеспеченным, опекунам и попечителям детей-сирот.

    Одним из важнейших направлений работы социального педагога является профилактическая работа, которая заключается в:

    • социализации подростков;
    • профилактике табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков;
    • пропаганде здорового образа жизни;
    • организации свободного времени: кружками, занятиями спортом, привлечением к волонтерскому делу или участием в социальных проектах.

    Деятельность социального педагога в школе очень важна, так как в это тяжелое время правовой незащищенности, роста жестокости в семье и детской преступности, школьникам очень нужна социально-психологическая помощь.

    Читатель наверняка обратил внимание на то, что некоторые функциональные обязанности встречаются в обязанностях классных руководителей. Но если в работе классного руководителя эти аспекты работы касаются непосредственно контролируемого им класса, то функции социального педагога распространяются на всю школу. Иначе говоря, если в одном классе имеется трудный ребёнок, то следует знать о круге его знакомств в других классах, чтобы вовремя предупреждать правонарушения.

    Таким образом, социальный педагог должен знать учеников, у которых имеются проблемы, можно сказать, в лицо. При тесном контакте с родителями, учителями и непосредственно с учениками возможность влиять на ученика возрастает в разы. Конечно, количество учеников даже в самой маленькой школе превышает физические возможности социального педагога встретиться с каждым, поговорить, выяснить сложные вопросы. Но ведь для этого и существует классный руководитель. Классный руководитель, зная своих учеников, способен выделить для социального педагога тех учеников, которые требуют особого и быстрого внимания.

    Работа в тесном контакте с классными руководителями поможет вовремя обратить внимание на ученика и провести с ним определённую работу. Классный руководитель в данном случае является «первым звеном» в связи ученика с социальным педагогом. От наблюдений за учеником, от его способности оказать посильное воздействие на поведение ученика в той или иной ситуации зависит многое. Социальный педагог с подачи классного руководителя станет разбираться с проблемами ученика не на пустом месте, а уже имея определённую информацию о нём.

    Престижность этой должности не высока. Повседневные разговоры с учениками, работа с документацией составляют львиную долю рабочего времени социального педагога. А вот оплата за такое совмещение обычно совсем невелика. Впрочем, тоже можно сказать и про работу остальных учителей. Поэтому любая работа в школе требует не просто профессиональных знаний, но и призвания.

    Социальный педагог — это специалист, основное направление работы которого заключается в организации и проведении комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учебном учреждении. Что входит в обязанности социального педагога, определяется квалификационными требованиями к этому специалисту, которые утверждены Приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н. В соответствии с приказом, на этой должности работают люди, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» или «Социальная педагогика». Требования к стажу работы не предъявляются.

    Социальный педагог ставит на учет трудных учеников и ведет с ними индивидуальную работу, тем самым создавая в школе психологически комфортную обстановку для успешной работы учителей и учебы школьников. Обязанности соцпедагога в школе заключаются в:

    • обсуждении с учениками актуальных событий современности;
    • участии и взаимодействии с учителями, родителями;
    • помощи обучающимся;
    • подготовке и проведении родительских собраний;
    • обеспечении охраны жизни и здоровья обучающихся и т. д.

    Должностная инструкция педагога

    Права и обязанности социального педагога в школе обозначены в должностной инструкции, которая разрабатывается на основе квалификационного справочника. Работодатель вправе расширить и увеличить количество обязанностей, по сравнению со справочником, если считает, что это обоснованно. Структура должностной инструкции стандартна, состоит из четырех частей: общие положения и функции, обязанности, права и ответственность. Важно упомянуть, что специалисту необходимо знать:

    • направления развития образовательной системы;
    • законы и иные нормативные акты, регламентирующие образовательную деятельность;
    • Конвенцию о правах ребенка;
    • основы соцполитики и пр.

    Общие положения

    На практике на должность социального педагога назначаются лица, имеющие необходимое образование, желательно с опытом работы, знающие нормативные акты РФ в области образования, владеющие основами психологии, не имеющие судимости. Педагог обязан обладать определенными личными качествами:

    • любовь к детям, доброжелательность;
    • терпимость, ответственность;
    • самоконтроль, психологическая устойчивость;
    • эрудированность, профессионализм;
    • коммуникабельность, самообладание.

    Функции

    Кроме квалификационного справочника, законодатель разработал профессиональный стандарт, который утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты от 10.01.2017 № 10н. Стандартом утверждены основные обязанности социального педагога:

    • разработка мер по педагогическому сопровождению ученика в трудной жизненной ситуации;
    • планирование деятельности по обеспечению позитивной социализации учеников и т. д.

    Дополнительно должностные обязанности социального педагога школы по ФГОС сводятся к функциям:

    • планирование и организация мер по педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации;
    • реализация культурно-просветительских программ и мероприятий по формированию у обучающихся социальной компетентности и позитивного социального опыта;
    • организационно-методическое обеспечение педагогической поддержки обучающихся;
    • развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства, социальных институтов;
    • организация социально и личностной значимой деятельности группы обучающихся.

    Обязанности

    Обязанности социального педагога в школе по ФГОС — это непосредственные действия в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, которые обеспечивают ежедневное качественное выполнение функций и задач работника. Среди первоочередных обязанностей педагога:

    • анализ поведения учащихся и построение прогнозов на основе этого исследования для избежания конфликтных ситуаций;
    • разработка специальных адаптационных программ для школьников с целью улучшения психологической обстановки в школе;
    • осуществление комплекса мероприятий для учащихся в плане образования личности и развития индивидуальности;
    • организация мероприятий для школьников и их родителей для повышения безопасности учеников;
    • организация консультационной помощи учителям при проведении родительских собраний, общении с родителями учеников, проведении различных школьных мероприятий;
    • консультации школьников, родителей и учителей по всем вопросам, связанным с адаптацией и решением споров во всех конфликтных ситуациях;
    • посредническая помощь в установлении связи между ребенком, семьей и школой, в случае необходимости.

    Права

    Помимо длинного перечня обязанностей, у соцпедагога есть права, которыми он располагает для выполнения функций и задач, возложенных на него ТК РФ, законом об образовании, другими нормативными актами и ЛНА работодателя. Речь идет о следующих правах и гарантиях:

    • на принятие самостоятельных решений в рамках своей компетентности;
    • получение гарантий и льгот, в соответствии с законодательством РФ;
    • на оплачиваемый отпуск;
    • на требование улучшения условий труда;
    • на повышение квалификации;
    • на получение информации, которая необходима для изучения интересов учащихся и проведение соцопросов.

    Ответственность

    Ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей предусматривается ТК РФ. Неважно, что входит в обязанности соцпедагога в школе, если он систематически опаздывает на работу, администрация вправе применить к нему меры дисциплинарного воздействия, даже при условии образцового исполнения своих непосредственных обязанностей. Кроме ТК РФ, педагог несет ответственность за:

    Читайте также: