В чем заключается работа тик

Опубликовано: 02.10.2024

ТИК территориальная избирательная комиссия — самый нижний из уровней избиркомов, который оснащён ГАС Государственная автоматизированная система «Выборы».

Сетка ТИКов примерно соответствует сетке муниципальных районов и городских округов. Но в крупных муниципальных образованиях (во многих административных центрах регионов и иногда — в многонаселённых районах) создается несколько ТИКов (решением ИКСРФ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации с согласия ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации ). В этом случае городской избирком в федеральных и региональных кампаниях не участвует (информация из ТИК территориальная избирательная комиссия идёт непосредственно в окружную и субъектовую комиссии).

По состоянию на 01.06.2013 действуют 2744 ТИК территориальная избирательная комиссия (и ИКМО избирательная комиссия муниципального образования с полномочиями ТИК территориальная избирательная комиссия ).

  • Москва: 2013 — Примерный регламент ТИК
  • Челябинская область: 2007 — Примерный регламент ТИК (doc)
  • Забайкальский край: 2011 — Примерный регламент ТИК (doc)
  • Иркутская область: 2007 — Примерный регламент ТИК
  • Костромская область: 2006 — Примерный регламент ИКМО
  • Карачаево-Черкесская республика: 2012 — Должностной регламент председателя территориальной избирательной комиссии (doc)
  • Москва: Решение Московской городской избирательной комиссии от 26.04.2005 № 66/2 Об Инструкции по делопроизводству в территориальной избирательной комиссии
Работа на постоянной основе — залог успешной деятельности / В. Д. Мостовщиков, председатель Избирательной комиссии Свердловской области

Федеральным законом был установлен новый статус территориальных избирательных комиссий как государственных органов субъектов Федерации, а также предусмотрена возможность придания им законом субъекта статуса юридического лица с условием, что председатель такой комиссии будет работать на постоянной (штатной) основе. Это позволило уже целому ряду субъектов Федерации перейти к новому уровню организации работы этих комиссий.

Исследование реального положения комиссий этого уровня в субъектах Федерации позволяет выделить несколько его вариантов:

1. Территориальные комиссии на территории конкретного субъекта Федерации не имеют статуса юридического лица, их председатели и иные члены комиссии не работают в комиссиях на постоянной основе. Сами комиссии активно включаются в подготовку избирателей и иных участников выборов после их назначения, однако какого-либо влияния на подготовку к предстоящим выборам в широком смысле этого слова, в том числе на уровень политической и правовой культуры населения в период между выборами, практически не оказывают.

Таких субъектов всего 42, на их территории зарегистрировано около 50 миллионов избирателей. Вся работа по подготовке избирателей и иных участников избирательного процесса в период между выборами осуществляется избирательными комиссиями субъектов Федерации и теми, с кем они взаимодействуют. Помещения для избирательных комиссий здесь выделяются только с назначением выборов. Документы, организационно-техническое оснащение по завершении избирательной кампании передаются на хранение системным администраторам.

2. Некоторые территориальные избирательные комиссии на территории конкретного субъекта Федерации на основе его закона или положения, принимаемого избирательной комиссией субъекта Федерации, имеют статус юридического лица как базовые или опорные комиссии. В 8 субъектах Федерации, где зарегистрировано 13 миллионов избирателей, образована 291 такая комиссия. Базовые (опорные) комиссии ведут активную деятельность в период между выборами. Анализ показал, что главные усилия они направляют на повышение политической и правовой культуры избирателей и иных участников избирательного процесса; взаимодействие с региональными отделениями политических партий, общественных объединений; обучение членов территориальных и участковых избирательных комиссий, подготовку резерва кадров избирательных комиссий; организационно-методическую и аналитическую работу, подготовку методических пособий; совершенствование взаимодействия с органами местного самоуправления, органами регистрационного учета граждан по формированию и актуализации баз данных о зарегистрированных избирателях, участниках референдума; установление конструктивного взаимодействия со СМИ средство массовой информации в интересах широкого информирования избирателей (Кабардино-Балкарская Республика, Краснодарский край, Курская, Саратовская области).

3. В 17 субъектах Российской Федерации, где зарегистрировано в общей сложности 25 миллионов избирателей, территориальные избирательные комиссии (согласно закону субъекта Федерации) или избирательные комиссии муниципальных образований (согласно уставу муниципального образования) имеют статус юридического лица, при этом председатели комиссий замещают соответственно государственную должность субъекта Федерации или муниципальную должность муниципального образования. Число таких комиссий в субъектах Федерации разное: где-то оно составляет около 30 процентов, где-то — около 50, где-то — более 50, а в отдельных субъектах Федерации (например, г. Санкт-Петербург, Пермская, Белгородская области) — 100 процентов от общего числа территориальных комиссий. Всего образовано 342 такие комиссии.

4. В четырех субъектах Федерации, где в общей сложности зарегистрировано 5 миллионов избирателей, использовали другой вариант организации работы территориальных избирательных комиссий: им не придается статус юридического лица, но их председатели являются государственными служащими в составе аппарата избирательной комиссии субъекта Федерации. Число таких комиссий (их всего 116) в субъектах также разное — от 75 до 100 процентов от числа комиссий.

Созданные по третьему и четвертому вариантам территориальные избирательные комиссии практически не отличаются друг от друга по проводимой ими работе.

Статья 26. Порядок формирования и полномочия территориальных комиссий

1. Положение территориальных комиссий в системе государственных органов в субъектах Российской Федерации определяется законами субъекта Российской Федерации.

2. Территориальные комиссии действуют на постоянной основе.

3. Срок полномочий территориальных комиссий составляет четыре года. Если срок полномочий территориальной комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

4. Законом субъекта Российской Федерации территориальной комиссии может быть придан статус юридического лица. Полномочия территориальной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, могут возлагаться на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования.

5. Территориальные комиссии формируются в количестве пяти–четырнадцати членов с правом решающего голоса.

6. Формирование территориальной комиссии осуществляется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальных комиссий предыдущего состава.

7. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов территориальной комиссии на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

8. В пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей может формироваться несколько территориальных комиссий, при этом решение об их формировании принимает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных на судах, полярных станциях. В случаях, предусмотренных федеральным законом, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных комиссий для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации.

9. Территориальная комиссия:

а) осуществляет на соответствующей территории контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

б) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение нормативов технологического оборудования (кабины для голосования, ящики для голосования) для участковых комиссий;

в) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий,связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов;

г) осуществляет на соответствующей территории меры по соблюдению единого порядка установления итогов голосования;

д) распределяет выделенные ей из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

е) оказывает методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

ж) заслушивает сообщения органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, референдума;

з) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.

1. Начиная с 2002 года территориальные избирательные комиссии (ТИК) являются государственными органами субъекта Российской Федерации. Признаками, позволяющими считать их таковыми, являются: 1) порядок формирования (формируются государственным органом субъекта Российской Федерации – избирательной комиссией субъекта Российской Федерации (ИКСРФ); 2) наличие определенной законом компетенции (соответствующие статьи федеральных и региональных законов о полномочиях комиссий); 3) наличие определенных полномочий в отношении органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, других участников избирательного процесса – решения ТИК, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения, причем нарушение этой обязанности влечет возможность применения административной ответственности по статье 5.3 КоАП РФ; 4) определенное место в иерархии системы избирательных комиссий – нижестоящая по отношению к ИКСРФ, вышестоящая по отношению, например, к УИК; 5) возможность финансирования деятельности комиссий за счет бюджета субъекта Российской Федерации.

Конкретное место ТИК в системе государственных органов субъекта Российской Федерации определяется федеральным избирательным законодательством, соответствующим законом субъекта Российской Федерации. При этом законодатель должен исходить из того, что ТИК не являются органами государственной власти, а относятся к так называемым иным государственным органам специальной компетенции, постоянно действующими на соответствующей части территории субъекта Российской Федерации. Как показывает практика последних лет, включение ТИК в систему государственных органов субъектов Российской Федерации было правильным шагом в направлении совершенствовании избирательной системы в Российской Федерации. ТИК становятся универсальным опорным звеном всей системы, способным выполнять функции иных избирательных комиссий, быть координатором избирательных действий в период любых избирательных кампаний на своей территории. С уровня ТИК начинается действие ГАС «Выборы». Каждая ТИК оснащена комплексом средств автоматизации (КСА), который позволяет оперативно получать и предавать гласности достоверную информацию о результатах голосования и об итогах выборов, передавать ее в вышестоящую комиссию. Уровень ТИК является базовым для регистрации (учета) избирателей. Постоянно действующие ТИК со штатными работниками имеют возможность организовать обучение и подготовку кадров организаторов выборов, вести правовое информирование и обучение избирателей.

2. Постоянная основа деятельности ТИК означает непрерывный период их работы с момента первого заседания комиссии до истечения установленного законом срока полномочий (первого заседания комиссии нового состава). ТИК создаются не для проведения конкретных выборов, как ранее, а для организации любых выборов, проводимых на соответствующей территории в течение срока их полномочий. Признак постоянной основы деятельности присутствует у ТИК вне зависимости, от того, наделена комиссия правами юридического лица или нет. В системе избирательных комиссий в Российской Федерации (на конец 2006 года) всего было 2746 ТИК, в том числе 129 ИКМО с полномочиями ТИК. Комментируемый Федеральный закон (пункт 1 статьи 20) относит к ТИК районные, городские избирательные комиссии, но не исключает возможности создания и других комиссий. Так, в связи с созданием двухуровневой системы местного самоуправления можно предположить возможность создания ТИК на уровне крупного муниципального поселения, например, станицы, (при согласии представительного органа соответствующего муниципального образования)

3. Поскольку комментируемым Федеральным законом установлен практически единый статус ТИК на всей территории Российской Федерации, срок их полномочий также един – 4 года. Если срок полномочий комиссии истекает в период избирательной кампании, кампании референдума, в которых они участвуют, то по общему правилу срок продлевается до окончания соответствующей кампании. В конце 2006 года истекает срок полномочий большинства ТИК действующего состава и будут сформированы ТИК в новом составе на новый четырехлетний срок полномочий 1 .

4. В случае наделения ТИК правами юридического лица, необходимо обеспечить финансирование работы на штатной основе минимум одной единицы (председателя комиссии) с созданием одновременно соответствующих условий для работы. Соответствующая норма должна содержаться в законе субъекта Российской Федерации и может распространяться либо на все ТИК, либо на некоторые из них. В настоящее время пока незначительная часть ТИК пользуется правами юридического лица, при этом в ряде субъектов все ТИК наделены этим статусом. Например, в Республике Коми, в Мурманской и Пермской областях, городе Санкт-Петербурге. Чтобы избежать дублирования в деятельности комиссий, сформированных на одной и той же территории, законодатель предусмотрел возможность взаимного возложения полномочий. В комментируемом пункте 4 предусмотрено, что полномочия ТИК могут быть возложены на соответствующую ИКМО, при том, что пункт 4 статьи 24 комментируемого Федерального закона предусмотрел и обратную ситуацию. Решение принимается ИКСРФ по согласованию с представительным органом местного самоуправления. В ряде субъектов Российской Федерации, в частности, в Алтайском крае, Костромской, Новгородской, Ульяновской областях полномочия ТИК возложены на ИКМО на всей территории субъекта Российской Федерации, в других субъектах Российской Федерации – на часть комиссий (всего 129 ИКМО).

_______________
1 См.: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 мая 2006 года № 176/1131-4 «О Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 6 (197).

5. В связи с тем, что ТИК приобретают характер универсальных организаторов выборов, реализуют возрастающий объем полномочий федеральный законодатель значительно увеличил возможный (допустимый) численный состав членов комиссии с правом решающего голоса: от 5 до 14 человек (ранее было 5–9 человек). Конкретное количество членов каждой ТИК определяется ИКСРФ в решении комиссии о перечне ТИК в соответствии с пунктом 10 статьи 23 комментируемого Федерального закона. Количество членов комиссии зависит от количества избирателей, зарегистрированных на данной территории, а также местных особенностей, например, наличия отдаленных или труднодоступных местностей, выполнения ТИК полномочий иных избирательных комиссий и т.д.

6. См . комментарий к пункту 2 статьи 22, пункту 7 статьи 24, пункту 6 статьи 25.

7. См . комментарий к пункту 8 статьи 24 применительно к обязанностям ИКСРФ.

8. Комментируемый Федеральный закон предусматривает возможность образования нескольких ТИК на одной территории с большим количеством избирателей. Решение принимается ИКСРФ по согласованию с ЦИК России, которая по этому вопросу принимает соответствующее решение 1 . Несколько ТИК обычно образуется в крупных городах – административных центрах республик, краев, областей, а также в городах с достаточно большим количеством избирателей. Комментируемый Федеральный закон не устанавливает количественной нормы для образования ТИК. Практика показывает, что число избирателей на одну ТИК может составлять в среднем 200 тысяч человек. При принятии соответствующего решения могут приниматься во внимание и другие обстоятельства, например, административно-территориальное деление, плотность населения, особенности географического положения территории и прочее. Кроме того, именно на базе ТИК существует низовая сеть ГАС «Выборы»: каждая ТИК оснащена соответствующим комплексом средств автоматизации, используемым при проведении выборов и референдумов. Поэтому при согласовании решений об образовании новых ТИК в крупных населенных пунктах ЦИК России учитывает возможность технического обеспечения их работы. Помимо образования ТИК на соответствующих территориях, комментируемый пункт предусмотрел особые случаи создания специализированных ТИК без их привязки к определенной территории. По решению ИКСРФ одна или несколько ТИК создаются для руководства деятельностью участковых комиссий, сформированных на судах и полярных станциях. ЦИК России в случаях, предусмотренных федеральным законом, также вправе сформировать одну или несколько ТИК для руководства деятельностью участковых комиссий за пределами территории Российской Федерации. Так, во время избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации в 2004 году такая комиссия была сформирована 2 . В данном случае ТИК была нижестоящей по отношению к ЦИК России, и протоколы об итогах голосования на зарубежных избирательных участках поступали в ЦИК России непосредственно от этой специализированной комиссии.

____________
1 См., например: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 21 августа 2006 года № 184/1166-4 «О формировании в пределах территории города Сыктывкара второй территориальной избирательной комиссии» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 8 (199).
2 См.: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 15 января 2004 года № 79/670-4 «О формировании территориальной избирательной комиссии для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации, осуществляемой участковыми избирательными комиссиями, сформированными на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2004. № 3 (165).

9. Помимо полномочий, общих для всех избирательных комиссий и отличающихся только масштабами территории, на которой они применяются (подпункты «а», «в», «г», «е»–«з» комментируемого пункта) ТИК отвечает за соблюдение нормативов технологического оборудования (конкретно – кабин и ящиков для голосования – подпункт «б») комиссий на своей территории. Каждая УИК, а также ТИК должны быть оснащены так, чтобы обеспечить максимальное удобство для избирателей в процессе голосования, а также членов комиссий при осуществлении ими своих обязанностей. К иным (подпункт «и») полномочиям ТИК, относится, например, такая обязанность, как формирование УИК, предусмотренная пунктом 4 статьи 27, назначение ее председателя в соответствии с пунктом 7 статьи 28 комментируемого Федерального закона. Постоянно действующие ТИК с правами юридического лица имеют возможность осуществлять и иные полномочия, например, взаимодействуют с органами местного самоуправления, правоохранительными органами, органами ЗАГС, военными комиссариатами и другими по вопросам регистрации (учета) избирателей.

После знакомства с внешней стороной формирования избирательных комиссий теперь заглянем, как там всё устроено изнутри, это самое интересное. Жаль, но складывается впечатление, что большинство голосующих, и уж тем более игнорирующих выборы, никогда не интересовал вопрос, почему именно эти люди сидят в комиссии, какие именно функции эти дамы и господа выполняют, и как механизм работает.

Вы уже знаете, как образуются временные избирательные комиссии. Рассмотрим поближе деятельность Участковой избирательной комиссии, по такому же принципу работает и окружная, с немногими отличиями.

Существует определенный срок, в течение которого подаются списки кандидатов. Эти списки формируют партии из своих членов, или, по крайней мере, лояльных партии людей, а также организации. Просто с улицы прийти и подать свою кандидатуру можно, но сложно. Обычно для этого надо провести собрание избирателей и заручиться их поддержкой, Протоколом собрания, на котором вас решили делегировать. И то не факт, что вас включат, ибо всё уже «просчитано» и предсказуемо: половину будут составлять единороссы, эта часть сплошь госслужащие, вторая половина — это винегрет из пенсионеров (обычно коммунисты) и остальных категорий граждан (представители других партий, как правило, по одному человеку от «Справедливой России», ЛДПР и др.).

Все члены утвержденной комиссии (определенное количество человек, зависящее от количества избирателей на участке) обладают правом решающего голоса. Впоследствии партии могут ввести в состав комиссии членов с правом совещательного голоса, но вы, конечно, понимаете, что с ними на деле никто не совещается. Также член участковой комиссии с совещательным голосом не выдает бюллетень для голосования в день выборов, он просто посещает все организационные собрания комиссии, о которых его обязаны предупредить по закону, и присутствует на территории участка в день голосования.

После того как комиссия сформирована, на первом же оргсобрании выбирают Председателя комиссии, зама Председателя и секретаря комиссии. Предсказуемо, что Председателя и его команду выберут из госслужащих, во всяком случае, я не помню ни одного Председателя-коммуниста или безработного. Обычно Председатель, его заместитель и секретарь — представители одной организации: начальник, его зам и бухгалтер. Все действия комиссии протоколируются. Комиссии выделяется некий бюджет, которым распоряжаются Председатель и секретарь. Из этого бюджета покупаются канцтовары, необходимое оборудование по протоколу (например, фонарики на случай перебоев с электроэнергией) и удовлетворяются прочие нужды комиссии. В эти нужды войдет питание членов комиссии с правом решающего голоса в сутки выборов, а также скромное (или нескромное, тут уж какой Председатель и секретарь и как и кому распределят и на чем сэкономят) вознаграждение членов комиссии с правом решающего голоса по итогам выборов.

Работа комиссии — это не сутки в день выборов, как принято считать. Выборы в стране проводятся регулярно, большинство участков сформировано ещё в советские времена и если границы участка и корректируются, то редко. Поэтому помещение, в котором проводятся выборы, зачастую постоянно ещё с советских времен и дорогу туда хорошо знала ваша бабушка. Это может быть здание школы, библиотеки, с удобным подходом, подъездом для выделенного в участок района. Зал для голосования — это актовый зал, спортзал, холл, в общем, просторное, удобное для посещения место.

Помимо этого помещения, комиссии выделяется еще одно — кабинет, в котором будут работать члены комиссии вплоть до выборов. Одновременно с членами избирательной комиссии к работе на избирательном участке приступают сотрудники МВД. Здание и кабинет, в котором находится сейф с документами комиссии, печатью, передается на круглосуточную охрану, а в день голосования участок усиленно охраняется.

Что же делают комиссии целых 2 месяца до выборов? Читайте в следующей статье.

Выборы в нашей стране проводят каждый год, иногда дважды.

В организации выборов занято много людей: чиновники, полицейские, спасатели, медики. Важную роль играют члены избирательных комиссий — на последних президентских выборах я работал в одной из них.

В этой статье я расскажу, как попасть в избирательную комиссию и сколько можно заработать. Если вы хотели изменить что-то в стране, господь подает вам сигнал через эти строки — вот ваш шанс.

Избирательные комиссии

Выборы федерального уровня организует Центральная избирательная комиссия — ЦИК . ЦИК у подчиняются комиссии в регионах. Под ними находятся ТИК и — территориальные избирательные комиссии. Все три уровня комиссий работают в России постоянно, это обычные государственные учреждения, устроиться туда просто так с улицы сложно.

Во время выборов возобновляет работу и четвертый — нижний уровень — участковые избирательные комиссии — УИК . Каждая обслуживает один избирательный участок. В большом городе может быть несколько сотен таких УИК ов. Они открываются за несколько недель до выборов, и попасть сюда проще, чем в вышестоящую комиссию.

Я живу в Омске. Выборы в нашем регионе организует избирательная комиссия Омской области, на уровень ниже находятся 39 ТИК ов. Наша территориальная комиссия обслуживает Октябрьский округ города и располагается в местной администрации. Она управляет 73 участковыми избиркомами. В одном из них я и работал.

Трудоустройство

В участковую избирательную комиссию нельзя попасть через вакансию в интернете или центр занятости. Сюда не берут даже по знакомству. В члены избиркома человека выдвигают другие граждане, причем по специальной процедуре, которая описана в законе об основных гарантиях избирательных прав.

Чтобы стать членом УИК а, надо обратиться в вышестоящую комиссию — территориальную. Узнать, где она находится, можно на сайте ЦИК . В ТИК е придется заполнить специальную форму. Выдвинуться можно тремя способами.

От политической партии или общественного объединения. Так сделала моя знакомая, от которой я и узнал про эту работу. Она просто пришла в местное отделение «Справедливой России» и попросила помочь устроиться в комиссию. У многих партий дефицит кадров в регионах, а иметь представителя в комиссии им нужно. Знакомой без проблем подписали заявку. Никаких обязательств у нее не возникло, и никто из «Справедливой России» ее никогда потом ни о чем не просил.

По месту работы или учебы. Обычно, чтобы закрыть потребность в членах участковых комиссий, чиновники по разнарядке спускают в школы, больницы, детские сады и предприятия, сколько надо прислать человек для работы. Я работаю в страховой компании, где на начальство никто не давит, а само оно не заинтересовано в общественной активности сотрудников. Поэтому на работе отказались подписать мне заявку.

срок работы одного состава УИКа

По месту жительства. Жильцы одного или нескольких домов могут выдвинуть своего представителя в УИК . Для этого надо собрать их подписи — меня попросили принести минимум шесть. Я взял подписи у мамы, у соседки, у старшей по подъезду и у трех местных мужиков, которые подошли во дворе и попросили закурить.

Я подавал документы перед выборами в госдуму в 2016 году, но тогда остался в резерве. Зато на следующий год, когда в городе проводили выборы в горсовет, меня позвали в комиссию.

Состав участковой избирательной комиссии формируется на 5 лет. Я попал в основной состав комиссии из резерва и теперь буду работать на всех выборах, которые проводятся на нашем участке. Если по какой-то причине пропущу, то на следующие выборы все равно пригласят. Чтобы не звали, надо прийти в территориальную комиссию и лично написать заявление о выходе из состава УИК а либо, когда истечет 5-летний срок работы нынешнего состава, не подписывать заявление на включение в новый состав.

В состав комиссии входят рядовые члены и руководство — председатель, его заместитель и секретарь. В день выборов в нашей комиссии появлялись еще «члены комиссии с правом совещательного голоса». Они контролировали нашу работу вместе с наблюдателями.

Поквартирный обход

Обычно работа участковой избирательной комиссии проходит в два этапа: дежурство в предвыборный период и работа в день выборов. Но на президентских выборах 18 марта 2018 года появился предварительный этап — поквартирный обход.

За четыре недели до выборов предстояло обойти все квартиры избирателей на участке и пригласить всех на выборы лично. Если человек говорил, что не сможет прийти голосовать, то мы рассказывали ему, как проголосовать на другом участке, где он будет в день выборов.

Сначала мне показалось, что это нереальная задача. Во-первых, я думал, что многих будет сложно застать дома, но оказалось, что после трех безрезультатных визитов квартира считается «отработанной» — можно исключить ее из обхода. Во-вторых, на участке числилось 1700 избирателей — всех обойти казалось сложным. Но в итоге на одного-двух членов комиссии пришлось по многоэтажному дому, а пройти его нужно было за восемь дней. Мне как самому молодому достался самый большой дом — 244 квартиры. Никто не отмечал, сколько на самом деле мы работали, — просто ставилась задача и на нее отводился определенный срок. Я обошел порученный мне дом за три дня.

Еще я боялся, что жители будут грубить и вообще агрессивно относиться. Но выяснилось, что большинство — доброжелательные люди. В случае чего можно было взять с собой участкового и старшего по дому. В моем доме проблемных избирателей не было, и я не слышал, чтобы кому-то из коллег понадобилась помощь.

Дежурства

Следующий этап — дежурства на избирательном участке. Они начинаются как минимум за две недели до дня выборов, когда стартует досрочное голосование или, как на последних выборах, прием заявлений для голосования на другом участке. Еще в эти дни мы готовили помещение, тестировали технику и занимались бумажной работой. Все члены комиссии работали одинаково, вне зависимости от должности.

Загрузка на этапе дежурств невысокая. Часто я брал с собой ноутбук и успевал помимо предвыборных дел заниматься своей основной работой. Правда, потом может выясниться, что не напрягаются и все остальные, и какие-то вещи придется срочно делать за день до выборов.

Дежурства распределяются на общих собраниях. Каждый выбирает удобное ему время, так что их можно и нужно совмещать с основной работой. Некоторые мои коллеги по комиссии вообще не могли дежурить, и их от этой обязанности освободили. В то же время работодатель не имеет права уволить члена избирательной комиссии в период ее работы.

День выборов

Работа в день выборов состоит из двух частей: голосования и подсчета голосов. Голосование проходит с 8 до 20 часов, но прибыть нужно раньше. Здесь уже четко прослеживается разделение труда: председатель, заместитель и секретарь разбираются с жалобами, принимают заявления, отчитываются в ТИК и руководят общим процессом. Рядовые члены комиссии регистрируют избирателей и выдают бюллетени. Мне как самому молодому поручили следить за порядком на участке и близлежащей территории.

В мою задачу входило выявлять нарушения, например агитацию за какого-либо кандидата — в день выборов на территории избирательного участка она запрещена. Но на моем участке был только один такой случай: девушка вслух сказала, за кого она советует проголосовать. Ей сделали замечание.

Часто избиратели пытаются зайти в кабинки по двое: например, муж с женой или дети помогают бабушке. Это тоже нарушение: в кабинке должен находиться один человек. К таким случаям я обычно относился с пониманием, но предупреждал председателя. Он в свою очередь обращался к другим избирателям, чтобы они были свидетелями того, что по двое в кабинку заходят по уважительной причине.

После 14 часов меня как самого молодого отправили проводить голосование на дому. Голосовать на дому можно, если человек болен, пожилой или инвалид. Правда, придется сообщить об этом в УИК заранее.

В 2017 году, на выборах в горсовет Омска, на нашем участке было всего пять таких заявок. Мы справились быстро. Но на президентских выборах в 2018 число желающих выросло до тридцати. Мы вышли в 15:00, а вернулись после 19:00, когда до закрытия участка оставалось уже меньше часа.

По квартирам с ящиком я ходил не один. По правилам голосование вне помещения проводят как минимум два члена избирательной комиссии. С ними идет полицейский или сотрудник ЧОП а. Кроме того, могут присоединиться и наблюдатели.

Подсчет голосов

Пять человек подсчитали все голоса минут за двадцать.

Проблемы начинаются, если не сходятся цифры: количество выданных бюллетеней, количество неиспользованных и количество голосов. Тогда придется искать ошибку до тех пор, пока все не сойдется. В прошлом году у нас «потерялся» один голос. Мы пересчитывали все несколько раз, потратили больше двух часов, пока не догадались посмотреть на пол: пропавший бюллетень упал.

На президентских выборах 18 марта 2018 года у нас на участке вместо обычных урн использовались сканеры- КОИБ ы. Это автоматические комплексы обработки бюллетеней, которые считывают информацию о голосовании уже в тот момент, когда бюллетень опускают в урну. КОИБ выдает результат выборов сразу после 20 часов. Если все сходится, то считать голоса не нужно.

Когда голоса подсчитаны и все сошлось, членам комиссии остается выдать копии протоколов всем заинтересованным лицам, погасить неиспользованные бланки, упаковать бюллетени, убрать помещение и ждать. Никто не расходится, пока председатель, заместитель и секретарь не вернутся из ТИК а, сдав результаты. Если все пойдет гладко, освободиться можно уже к 22 часам.

Оплата

У члена участковой избирательной комиссии почасовая оплата. Она рассчитывается исходя из МРОТ , важности выборов и территории. На выборах в горсовет Омска в 2017 году нам полагалась базовая оплата 27 рублей в час, на выборах президента в 2018 — 47 рублей в час. При этом итоговые суммы были выше.

С выплат, связанных с выборами, не взимаются налоги. К базовой ставке сначала применяется территориальный коэффициент, так называемый северный. В Омской области он равен 1,15. За работу в ночное время и в выходные оплата удваивается. Кроме того, по итогам выборов начисляли премию в размере 100—150% от зарплаты, если не было претензий к работе.

Вышло, что на муниципальных выборах я проработал 33 часа, на президентских — 42 часа.

комиссии Морозовского района

№ 2-2 от 12.05.2011 г.

Должностные обязанности членов территориальной избирательной комиссии

Морозовского района с правом решающего голоса

на 2011-2016 годы

Председатель ТИК – Воронова Зинаида Васильевна:

- Представляет комиссию во взаимоотношениях с органами государственной власти, и органами местного самоуправления избирательными комиссиями Российской Федерации, избирательными объединениями, средствами массовой информации, общественными объединениями и организациями, их должностными лицами, а также иными лицами, гражданами (в том числе и в судебных органах);

-Организует работу комиссии;

-Созывает заседания комиссии и председательствует на них;

-Приглашает для участия в заседаниях комиссии представителей органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных объединений, предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, должностных и иных лиц, членов комиссии с правом совещательного голоса, представителей средств массовой информации;

-Информирует о работе комиссии;

-Подписывает постановления и протоколы комиссии, а также договоры, соглашения, и иные документы комиссии;

-Осуществляет контроль за реализацией постановлений комиссии;

-Издает распоряжения по вопросам деятельности комиссии;

-Дает поручения заместителю председателя, секретарю и членам комиссии;

-Распределяет обязанности между членами комиссии с правом решающего голоса для организации работы по исполнению ее решений;

-Принимает оперативные решения по делам, не терпящим отлагательства, в пределах своей компетенции;

-От имени комиссии подписывает исковые заявления, жалобы, заявления, направляемые в суды, в случаях, предусмотренных законодательством;

-Выдает доверенности членам комиссии по представлению комиссии в судах при рассмотрении избирательных споров, одной из сторон в которых является комиссия;

-Организует материально-техническое обеспечение деятельности комиссии;

-Является распорядителем финансовых средств, выделяемых комиссии из федерального, областного и местного бюджетов, обеспечивает соответствие расходов финансовых средств постановлениям комиссии;

-Осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ростовской области, муниципального образования «Морозовский район».

Ознакомилась: _________________З.В. Воронова

Заместитель председателя ТИК – Кошанскова Татьяна Евгеньевна:

- Осуществляет полномочия Председателя комиссии в случае его отсутствия или невозможности выполнения им своих обязанностей;

- Выполняет поручения Председателя комиссии;

-Контролирует исполнение решений комиссии;

-Дает поручения членам комиссии в пределах своих полномочий;

-Принимает участие в разработке перспективных и текущих планов комиссии;

-По обеспечению взаимодействия комиссии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов и референдумов на территории муниципального образования «Морозовский район»;

- За соблюдением участниками избирательных кампаний порядка и правил предвыборной агитации;

-По формированию избирательных комиссий и соблюдением законодательства в работе избирательных комиссий, комиссий референдума;

-По взаимодействию с правоохранительными органами, политическими партиями, общественными объединениями и средствами массовой информации;

-Осуществляет иные полномочия предусмотренные законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ростовской области, муниципального образования «Морозовский район».

Ознакомилась: ________________Т.Е. Кошанскова

Секретарь ТИК – Гребенникова Ольга Григорьевна:

- Организует и обеспечивает подготовку заседаний, семинаров и совещаний, проводимых комиссией, вносимых на их рассмотрение материалов;

-Оформляет принятые комиссией решения, протоколы заседаний комиссии, постановления, другие акты (документы) и подписывает их;

-Обеспечивает доведение постановлений и иных материалов комиссии до сведения ее членов, нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений и организаций, должностных лиц и общественных объединений, направляет постановления комиссии в средства массовой информации для опубликования;

-Осуществляет прием документов для выдвижения и регистрации кандидатов, организует проверку их соответствия действующему законодательству и достоверности содержащихся в них сведениях;

-Осуществляет контроль соблюдения сроков рассмотрения документов, поступающих из Избирательной комиссии Ростовской области, администрации Морозовского района, других органов, объединений и организаций, рассмотрения обращений граждан;

-Организует работу по образованию избирательных округов и избирательных участков;

-Принимает участие в разработке перспективных и текущих планов комиссии;

-Организует информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой проведением референдумов, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах и др.;

-Отвечает за организацию приема граждан и рассмотрение обращений, поступивших в комиссию;

-Готовит проекты распоряжений председателя комиссии по деятельности комиссии;

-Обеспечивает передачу документов комиссии в архив;

-Обеспечивает контроль своевременного оформления и сохранность документов избирательных комиссий, комиссий референдума, передачи их в архив, уничтожение избирательных документов по истечении срока их хранения;

-Выполняет поручения председателя комиссии;

-Дает поручения членам комиссии в пределах своих полномочий;

-Осуществляет иные полномочия предусмотренные законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ростовской области, муниципального образования «Морозовский район».

Ознакомилась: __________________ О.Г. Гребенникова

Зыков Петр Ефимович – контроль за размещением агитационных материалов на территории избирательных участков, отвечает за предвыборную агитацию кандидатов, выполняет разовые поручения председателя.

Ознакомился: __________________П.Е. Зыков

Езенкова Елена Анатольевна – контроль за организацией работы УИК в период подготовки и проведения выборов, отвечает за взаимодействие избирательной комиссии со СМИ, в период выборов отвечает за работу по правовому повышению избирателей, выполняет разовые поручения председателя, является членом котировочной комиссии в период подготовки и проведения выборов.

Ознакомилась:________________ Е.А. Езенкова

Колединцев Александр Ильич - осуществляет связь с общественными организациями, отделениями политических партий, является членом рабочей группы по определению ценности документов и членом котировочной комиссии в период подготовки и проведения выборов.


Ознакомился: __________________ А.И. Колединцев

Назаркина Наталия Александровна – взаимодействует с контрольно-ревизионной службой при ИКРО, возглавляет работу контрольно-ревизионной службы при ТИК, отвечает за правовое просвещение избирателей, контролирует и отвечает за работу клуба «Молодой избиратель», выполняет разовые поручения председателя.

Ознакомилась: ________________Н.А. Назаркина

Басай Татьяна Федоровна – выполняет работу контрольно - ревизионной службы при ТИК, является членом котировочной комиссии в период подготовки и проведения выборов, отвечает за финансовое состояние УИК в период подготовки и проведения выборов, выполняет разовые поручения председателя.

Ознакомилась: __________________ Т.Ф. Басай

Фильцова Марина Сергеевна – по правовым вопросам, работе с жалобами, письмами избирателей, является руководителем организационного отдела, является членом рабочей группы по определению ценности документов, выполняет разовые поручения председателя.

Читайте также: