В чем заключается работа воспитателя в школе интернат

Опубликовано: 17.09.2024

- лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развития личности другого человека. В педагогических трудах отмечается, что воспитатель - главное действующее лицо педагогического процесса. Профессиональная деятельность воспитателя ответственная, потому что он является первым воспитателем в жизни ребенка после родителей, закладывает основы воспитания, и от его результатов работы часто
зависит дальнейшее развитие воспитанников. Общество предъявляет высокие требования к личности, профессиональной деятельности педагогов, так как они решают важную задачу - организуют процесс воспитания и обучения каждого ребенка с учетом его способностей, интересов, физических и психических возможностей. Внешность воспитателя, его культура поведения, владение речью, жесты, мимики, различные привычки, тактичность - в общении с детьми являются примером для детей. Каким же должен быть воспитатель школы - интерната? Воспитатель должен не просто «работать с детьми», он должен жить с ними, делить радости и печали, успехи и падения, не допуская фальши в отношениях. Мы зовёмся воспитателями только формально. Дети, оказавшиеся в стенах школы – интерната обычно представляют своего воспитателя как творца их радости, способного придумать что-то новое, весёлое и неожиданное, и как мудреца, всё знающего и всё умеющего, и как защитника, готового оградить их от бед и несправедливости, зла и обид, который всегда рассудит по совести. Дети связывают личность своего воспитателя с эталоном нравственности и требуют от него высокого профессионального мастерства. Работа воспитателя винтернате предполагает индивидуальную работу. Воспитатель должен хорошо знать природу каждого ребёнка, все нюансы его физиологического и психического развития в любой период его жизни, чтобы не причинять вреда своему воспитаннику. Для воспитателя, важно уметь чувствовать детей, понимать их духовный мир, он всегда должен продумывать каждый свой шаг и каждый свой поступок, чтобы не причинить детям переживаний. А это значит, что перед воспитателем стоит очень сложная и тонкая задача – настроить с каждым воспитанником такие отношения, которые создадут для ребёнка мотивацию к преодолению пробелов в его познаниях и умениях. Постоянное общение с ребенком — важнейшая служебная функция воспитателя
.

Слайд 1.
Воспитатели школ-интернатов приходят на работу, как правило, во второй половине дня и остаются с детьми до конца дня, нов нашей школе обычный день начинается с восьми утра. Просыпаясь, ребенок видит воспитателя, он делает с детьми зарядку, наводит порядок в помещении, идет на завтрак, но огромная доля труда воспитателя уходит наработус детьми во вторую половину дня
.
Он организует ученический коллектив так, чтобы время проходило с пользой для ребенка по всем направлениям.
Слайд 2.
Воспитательприобщает детей к труду
,
при этом следит, чтобы трудовые поручения были ребенку не в тягость. Необходимо формировать у детей умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя). Задача взрослых не просто дать детям трудовое задание, а помочь понять ребенку, для чего это нужно, так как труд для наших воспитанников – важнейшее средство социализации.
Слайд 3
. В течении всего пребывания ребенка в интернате ему прививают навыки самообслуживания, умения и навыки по формированию культуры внешнего вида воспитанников, хранения одежды, обуви, наличия и маркировки одежды, стирки, порядка в шкафах, наличия спец. одежды, состояния кроватей, уборки комнат, хранения чистого и грязного белья и т.д.,
Слайд 4.
Охрана здоровья и физическое развитие воспитанников.Игра, прогулка на свежем воздухе– важнейший вид детской деятельности. Они являются эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.Воспитатель использует игру как средство физического воспитания.
Двигательная активность во время игры способствует формированию правильной осанки, развитию координации движений, их красоты. Веселое настроение является существенным элементом игры и оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка. При знакомстве с играми у детей формируются знания и умения, развиваются их умственные способности, художественный вкус, нравственные качества. Важные воспитательные функции несут правила игры. Они имеются даже в самых простых играх. Правила создают необходимость действовать в соответствии с ролью: как можно быстрее убегать от водящего, подпрыгивать легко и высоко и т.п. Выполнение несложных правил организует и дисциплинирует детей, приучает действовать согласованно, подчинять свои желания общим правилам, уступать товарищу, помогать друг другу.
Слайд 5.
Для положительного взаимодействия ребенка и воспитателя необходимо как можно чаще планировать совместную деятельность. Во время подобного времяпровождения взрослые учат детей культурному общению, умению выстраивать диалог, находят моменты для сглаживания конфликтов и многое другое. В процессе совместных занятий дети должны узнавать то, что обещал рассказать или показать воспитатель, устанавливать связь между тем, что было запланировано, и тем, что происходит на самом деле. Эту связь лучше подчеркнуть словами: "Помните, я вам обещала. " · В это время должно быть как можно меньше чисто словесных объяснений и как можно больше наглядного материала, практических действий.
Слайд 6.
Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и личные взаимоотношения детей между собой. Вечером с ребятами полезно устраивать беседы о прожитом дне. Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить: было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить (а на первых порах такое молчание наблюдается очень часто), нужно помочьдетям-напомнитькакой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Понятно, что такие беседы требуют от воспитателя пристального внимания к детям в течение всего дня и запоминания всех существенных событий. Каждодневный воспитательский труд дает свои плоды, у детей вырабатывается привычка жить в определенных условиях, а вместе с ними: ответственность, дисциплинированность, желание что-то сделать самому, ограждение самого себя от вредных привычек Но и есть над чем работать: · работать над сплочением детского коллектива; · воспитывать уважение к себе и окружающим; · формировать культуру поведения, культуру общения; · содействовать профилактике здорового образа жизни;· · вовлекать детей в общественную жизнь и жизнь школы.
Приятно прийти на работу после выходного дня или отпуска, когда дети бегут навстречу с улыбками и объятиями, одни радуют своими успехами, другие огорчают, но каждый из них уверен, что в любое время он может обратиться к любому воспитателю из школы за советом или попросить помощи. В такие минуты мы понимаем, что нам доверяют.
Слайд 7.
Вообще в детском доме работать воспитателем постоянно и долго могут только люди особой душевной организации. Жизнь детей в школе-интернате нужно по возможности насыщать событиями, обогащать новыми впечатлениями: устраивать концерты, в которых они сами участвуют, инсценировать разные сказки, водить на экскурсии, организовывать новые игры и т. д. Но дети должны не быть пассивными участниками происходящих событий, которых внезапно куда-то ведут, что-то показывают, а проживать события активно, ждать их и готовиться к ним. Роль воспитателя в школе- интернате

«Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».

Составила воспитательсемейной группы 8 класса: Тарасова А. А.

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей

сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом,

вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,

вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или

слышат дети, каждое наше слово-интонация,

с которой оно произносится, являются

капельками, падающими в тот поток,

который мы называем жизнью ребенка,

формированием его личности».

Воспитание - вторая после научения сторона социализации ребёнка, приобретения им человеческого жизненного опыта. В отличие от обучения, где центром внимания является становление познавательных процессов человека, его способности приобретения им знаний, умений и навыков, воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.

Работая воспитателем в коррекционной школе, я прививаю воспитанникам любовь к труду, высокие моральные качества, навыки культурного поведения, необходимость соблюдения ими правил личной гигиены; контролирую выполнение режима дня воспитанников, своевременное выполнение домашнего задания, оказываю помощь в учении и в разумной организации досуга; поддерживаю постоянную связь с учителями, медицинским персоналом, с родителями обучающихся или лицами их заменяющими; привлекаю детей к самообслуживанию и другим видам общественно - полезного труда с учётом возраста, пола, физических и психических возможностей детей, норм и требований гигиены охраны их здоровья; чётко и целенаправленно планирую свою работу с учётом ежедневной индивидуальной работы с детьми; провожу работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся, их социальную адаптацию.

Занятия в нашей школе проходят в одну смену с 09.10 до 14.30. Все оставшееся время также четко спланировано,предусматриваем все необходимое: 4-х разовое питание, прогулки, сон-час, воспитательские часы, самоподготовки, есть время для занятий ребят по интересам, игр, просмотр телепередач.Все это проводится:

1) на самоподготовке;

2) воспитательных часах;

3) в режимных моментах дня.

В коррекционной школе самоподготовка - одна их форм организации учебного процесса. Это обязательные ежедневные занятия, на которых мои воспитанники самостоятельно выполняют домашнее задания в строго отведенное время. Перед самоподготовкой я напоминаю дежурному о том, чтобы в классе была сделана влажная уборка, на столах и в них должен быть порядок. Я настраиваю ребят на самостоятельное выполнение домашней работы с помощью коррекционной минуты (во время которой проводит фронтальную и индивидуальную работу). Коррекционная минутка должна соответствовать тому предмету, домашнее задание по которому будут выполнять ребята следом за ней, так как необходим плавный переход от одного вида деятельности к другому.

Во время выполнения домашнего задания я контролирую работу воспитанников и провожу индивидуальную работу со слабыми ребятами (даю возможность подумать, осторожно навожу на мысль). Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции. Выполнение требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством повышения успеваемости воспитанников. Я руководствуюсь указанными требованиями во время самоподготовки, и это может поддерживать нужный для самостоятельной работы порядок. Введение в структуру самоподготовки я провожу физкультминутки сочетающие различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

После выполнения домашнего задания проводится воспитательский час. Для успешного развития обучающихся необходимо повышать их запас знаний об окружающей действительности, расширять кругозор. Объяснять причинно - следственные связи происходящих явлений природы и событий, обучать правовым нормам жизни в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни, поэтому воспитательский час, я отвожу для бесед. Воспитательский час - это час общения на острые темы нашей группы, класса через анализ жизненных ситуаций, проигрывание конфликтных ситуаций, формирование навыка правильного поведения и его закрепление в практической жизни на основе убеждений, разъяснений, поощрений.

Тематику бесед я определяю сама в зависимости от возраста, уровня знаний и интересов обучающихся. В основном,темы моих бесед по красным датам календаря: 23 февраля, 8 марта, 9 мая, День ЯМАЛА, День народного единства; о нашем Районе и его достопримечательностях; о природе и богатстве родного края; о соотечественниках ВОВ (Марков А. С.);

о профессиях и людях труда «Моя профессия»; о правилах дорожного движения; по профилактике правонарушений «Я и ЗАКОН», «Мои права и обязанности» и т д., по профилактике табакокурения, токсикомании,наркомании и алкоголизма: «Я ЗДОРОВ», «Туберкулёз» и др.

Ведётся воспитательная работа, через трудовую деятельность, беседы, фильмы, индивидуальная работа над коррекцией поведения по формированию норм нравственности, вежливость, уважения, порядочность, благородство к другим людям, умение внимательно слушать речь, не перебивая говорящего, правильно реагировать на замечания, над коррекцией поведения работу проводим совместно с социальным педагогом, психологом.

По четвергам провожу воспитательский час "Час здоровья", на котором проводятся разнообразные виды работ. Большинство воспитанников нашей школы из неблагополучных семей. Просить ребят привести свой внешний вид и свою одежду в порядок. Я провожу беседы и практикумы по уходу за своим телом, волосами, руками, ногтями, одеждой, обувью, жилищем. Дети нашей школы посещают общую баню, перед походом в баню, дети получают инструктаж «О посещении бани и правилах поведения в общественных местах», все желающие имеют возможность помыться. В школьную прачечную дети могут сдать в стирку свои вещи, а так же сами стирают свои вещи. Кроме этого воспитанникив свободное время занимаются мелким ремонтом одежды: пришивают пуговицы, петельки; чистят и гладят одежду; моют и чистят обувь.А также занимаются общественно-полезным трудом: делают генеральную уборку спален, классов; очищают от мусора, метут территорию школьного двора. Зимой очищают территорию школьного двора от снега.

Провожу воспитательские часы "О здоровье" приглашаю медсестру Горбунову Л. З., ведётся беседа по профилактике различных заболеваний, употребления ПАВ.

Обучающиеся нашей школы находятся дома в окружении родителей, родственников и их друзей, которые сквернословят, дерутся, неправильно ведут себя дома и в общественных местах.Ребята не приучены соблюдать даже элементарные правила поведения в общественных местах: в школе, на улице, в транспорте и т. п. для воспитания у них правил культурного поведения я провожу по понедельникам "Час культуры". Я учу ребят правильно себя вести. Провожу беседы и сюжетно - ролевые игры по правилам культурного поведения; любоваться природой.

в поселковую библиотеку,

на выездные выставки творческих работ.

В сельскую библиотеку записаны воспитанники Валерия Д, Дима К Маша Р

По пятницам провожу " Творческий час".Мы с ребятами на творческих часах мастерим всевозможные поделки из разных материалов: бумаги, ниток, бисера, стекляруса, теста и природного материала из бросового материала, вышивают и вяжут. А также рисуют, выжигают (мой класс на выставке творческих работ «Наши таланты» занял 1 место). Привлекаю к участию в мероприятиях различных уровнях; кружки, секции (на концертах, выставках конкурсах, спортивных соревнованиях). Воспитанники занимают призовые места, имеют грамоты, дипломы. Легче всего воспитанникам даётся вязка, работы по дереву, рисование

Вязанием занимается Дима, Ваня С, Ваня П, Ира Т, Маша Р, Данил Р, Валерия.

Большинство воспитанников с отклонениями в развитии с трудом овладевают процессом чтения, страдают различными его нарушениями, по средам воспитательский час я отвожу для внеклассного чтения. Во время занятий по внеклассному чтению воспитанникизнакомятся с различными печатными изданиями: газетами, журналами, книгами. А также знакомятся с авторами статей и биографией писателей. Отрабатываются навыки плавного, беглого и выразительного чтения, умение пересказать прочитанное, высказывать свое мнение к героям и событиям.

Возможности наших детей ограничены, они не могут в силу своих умственных и физических данных участвовать в городских олимпиадах конкурсах, соревнованиях. Вся жизнь, в основном, проходит дома и в школе. И от того, как мы работаем, зависит в дальнейшем их жизнь. И только такое воспитание, охватывающее развитие ребенка всесторонне, может способствовать умению адаптироваться в обществе, трудоустроиться, создать свою семью и вести достойный образ жизни.

Главная педагогическая идея в интернате заключается в создании единой системы воспитательных воздействий на детей и подростков. Эта система призвана обеспечить коррекцию умственного и физического развития воспитанников. Создание такой системы становится возможным при условии, если обучение и воспитание учащихся осуществляется как строго подчинённый режиму единый педагогический процесс, проходящий под наблюдением и руководством всего педагогического коллектива. Специфика педагогической работы вспомогательной школы будет эффективной, если все учителя и воспитатели понимают важность соблюдения единых педагогических требований, если все педагогические работники активно участвуют как в процессе обучения, так и воспитательной работе. Велика роль личности воспитателя, которая определяется его отношение к делу, к окружающим людям, особенностями поведения и стиля общения в его активном воздействии на воспитанников.

Доклад воспитателя второй младшей группы «Понимать ребенка — знать особенности его развития» «Понимать ребенка – знать особенности его развития» Часто у родителей, особенно у молодых, возникает вопрос: «Почему дети не слушаются,.

Консультация для родителей «Особенности коррекционной работы в группе для детей с ОНР 4–5 лет с учетом ФГОС» Цель презентации - раскрыть родителям основные направления коррекционной работы логопеда и воспитателя в группе для детей с ОНР. ОСНОВНЫЕ.

Методика коррекционной работы по речевому дыханию
Методика коррекционной работы по речевому дыханию Для коррекционной работы, я взяла за основу методику Стрельниковой А. Н., Хатнюкова Т. Г. Данная методика подразумевает соблюдение определенных.

Направления коррекционной работы при дизартрии Основные направления логопедической работы по коррекции нарушений речи при дизартрии у детей дошкольного возраста Первое направление. Нормализация.

Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми Основные аспекты коррекционной работы с неговорящими детьми Слайд №1 В начале своего выступления хочу кратко остановиться на характеристике.

Перспективный план работы «Развитие тактильной памяти у детей с помощью специальных дощечек» Не обязательно быть специалистом в области психологии, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с самого маленького возраста.

Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ Программа коррекционной работы с детьми ОВЗ Подготовила Терехова И. А. Пояснительная записка Цель: создание условий для оптимизации психического.

Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций. Работа воспитателя в старшей коррекционной группе с детьми ОВЗ по формированию высших психических функций. Дефект какого-нибудь анализатора.

Система коррекционной работы с гиперактивными детьми Система коррекционной работы с гиперактивными детьми. В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми,.

Эссе воспитателя коррекционной школы-интерната. До работы в школе - интернате моя педагогическая деятельность осуществлялась в НТТИ социальным педагогом, в школе-интернате для слепых и.

Я хотела написать этот пост еще в первую волну, но все время забывала. Но надо же за отпуск хоть что-то доделать.

Когда я училась в школе, большинство окружающих меня девочек хотели стать учительницами. Многих вдохновила наша замечательная классная руководительница, кто-то просто любил детей, кто-то хотел отомстить за годы мучений за партой. Я, хоть и любила детей, учителем быть никогда не хотела, так как имела перед глазами живой пример: моя мама – учитель начальных классов. И если для мамы всегда самым неприятным в работе было количество бумажной работы, то меня больше отталкивало то, что у нее никогда не хватало сил и эмоций на меня. Она возвращалась с работы около 5 часов вечера и на все мои попытки поделиться произошедшим в течение дня только кивала и мычала. А иногда и вовсе просила отстать от нее и дать ей посидеть в тишине.

Поэтому изначально вариант работы в сфере образования я не рассматривала совсем. Но перед началом второго курса филфака я почувствовала, что стипендии в размере жалких полутора тысяч мне не хватает, и решила найти какую-то работу. Оказалось, что в школе-интернате для слабовидящих, в которой и работала моя мама, была открыта вакансия воспитателя. Главное было отработать ставку, которая тогда была вроде 21 час, платили довольно прилично (из-за того, что дети инвалиды, да еще и сироты есть, дают надбавку за вредность), можно было совмещать с учебой, поэтому я с радостью согласилась.

Когда меня принимали на работу, директор попросила только подписать договор и сказала одну фразу: «Ну ты же знаешь, Анечка, дети у нас тут сложные». Да, да, покивала я головой, думая, что сложные дети – это те, которые не слушаются. Эх, как я была наивна.

Я работала два дня в неделю: в пятницу с 12 дня до 10 вечера и в воскресенье с 7 утра до 10 вечера. В пятницу в мои обязанности входило забрать детей после занятий, отвеcти их на обед, раздать родителям тех, кого забирали, пойти гулять с теми, кто оставался, покормить их полдником, поразвлекать их до ужина, покормить, опять развлекать и уложить спать до 10 вечера. В воскресенье к этому добавлялся подъем в 9 утра, завтрак, выполнение домашних заданий и тихий час после обеда. Иногда школа выделяла деньги, и мы с детьми куда-нибудь ходили.

Не повезло мне сразу. Завуч по воспитательной работе, которая до сих пор не питает ко мне особо теплых чувств, поставила меня на группу детей с умственной отсталостью. Всего их было от четырех до восьми человек, но костяк оставался неизменным. Это были, понятно, сироты: Вадик, Сереженька, Аня и Юля.

Вадик – пятый или шестой ребенок матери-алкоголички, которая сидела в тюрьме, а остальные его братья и сестры были разбросаны по школам-интернатам области, в зависимости от дефекта. У Вадика превалирующим дефектом явно были серьезные проблемы с головой, но кто-то решил, что раз со зрением у него тоже не все хорошо, то пусть учится у нас. В первый мой рабочий день, во время тихого часа, я отвела его в спальню, помогла ему улечься, немного поболтала и вышла в коридор, так как Вадичка сказал, что будет спать, а я ему мешаю. Через пятнадцать минут из комнаты раздалось громкое: «Анна Дмитриевна. Идите сюда!», что меня очень напугало, поэтому прибежала я очень быстро. Вадик стоял голый на кровати и засовывал свой член в бутылку.

Насладившись моим шоком, Вадик в очередной раз достал свой орган из бутылки и начал мастурбировать.

Мне было 19 лет, ему – 8. И я совсем не знала, что надо делать в такой ситуации. Пока я пыталась сообразить, как бы выразить свои мысли, Вадим вежливо поинтересовался, не хочу ли я заняться с ним сексом.

Потом я полчаса пыталась его утихомирить, так как после того, как он надел трусы, он начал просто бегать по спальне и орать. Потом накинул на себя одеяло и стал ползать. Когда я пыталась его поднять, он начинал брыкаться и отбиваться руками и ногами.

В общем, от шока, села я на детскую кроватку и заплакала горючими слезами. Вадичка выглянул из-под одеяла и удивленно спросил:

- Анна Дмитриевна, почему вы плачете? – совершенно нормальным голосом, как будто это не он тут членом в бутылке размахивал несколько минут назад.

- Потому что, Вадик, ты себя плохо ведешь.

- Что мне сделать, чтобы вы перестали плакать?

- Лечь в кровать и постараться уснуть, - ответила я, без особой надежды. К моему удивлению, Вадик моментально прекратил ползать по полу в укрытии из одеяла, лег и заснул. Я еще минут десять сидела рядом, просто обалдевая от произошедшего.

С Вадимом я работала еще два года (потом его, наконец, перевели в другой интернат, и весь педагогический состав выдохнул), и он мне даже начал нравиться. Ну, настолько, насколько может нравиться ребенок, который постоянно угрожал убить других воспитанников, а однажды чуть не выбросился из окна, крича, что меня за это посадят обязательно. У Вадима, кстати, умственной отсталости не было, он был очень умный и хитрый. Но проблемы с психикой, конечно, все перекрывали. Я записывала некоторые наши диалоги, потому что они были невыносимо прекрасны.

Как-то раз Вадик встретил меня на спальном корпусе в семь утра воскресенья (у них подъем в девять, но разве дети обязаны делать мою жизнь легче), взял меня за руку и усадил на диван.
- У вас такие нежные руки!
- .
- Ну, Анна Дмитриевна, у вас появился муж?
- Нет.
- Все еще нет? Тогда им буду я.
- Нет, спасибо, Вадик.
- А скоро вы никому не будете нужна, соглашайтесь.

А самым трогательным, но все же характерным моментом наших отношений был тот день, когда Вадик был не в настроении, и я ему постоянно предлагала чем-то заняться: то пойти поиграть, то собрать конструктор, то мультик посмотреть, то книжку почитать, а он сидел, уставившись в пространство, а потом вдруг посмотрел на меня и нежно так сказал:

- Вы такая красивая, я бы вас вы**ал.

В свой последний день в нашей школе, Вадик опшикал меня освежителем воздуха для туалета, а перед тихим часом так не хотел идти в спальню, что упал на пол и катался в истерике. Когда я попыталась его поднять, он до крови укусил меня за руку и до синяков пинал мои ноги своими.

Прям пишу и скучаю.

Еще был случай, когда к нам устроилась работать новая воспитательница - приятная женщина лет 45-50, пришла утром в воскресенье, заступать на свою первую смену. Поздоровалась с нами, воспитателями, поспрашивала о работе, мы ей, как и директор, тоже сказали, что дети у нас сложные, на что она только отмахнулась и отшутилась. В 8 утра проснулся Вадичка со своим другом Лешей (Леша, кстати, просто гиперактивный, но не такой маленький злой гений, как Вадик). Она зашла к ним в спальню, криков и ора, как это часто бывает, мы из спальни не слышали, то есть вели себя дети прилично, по нашим меркам. Через 15 минут она вышла из спальни и спустилась вниз. Мы думали, она в уборную или сумку положить в класс, а она просто вышла из школы и больше не вернулась. 15 минут в спальне с Вадиком!

Еще один мальчик – Сережа – был полностью «наш» по зрению, но кроме этого, к сожалению, тоже обладал набором психических отклонений. Несмотря на то, что почти у всех людей с умственной отсталостью наблюдается повышенный интерес ко всему сексуальному, Сережа превосходил даже Вадика: воспитательницы рассказывали, как однажды застали его с другой девочкой-сиротой за попыткой заняться сексом. Сереже тогда было лет 10, а девочке 8. Но мне в этом плане «повезло», когда я работала с Сереженькой он уже настолько плотно был напичкан таблетками, что никакой опасности не представлял. Его было очень жалко, потому что как только проходило действие таблеток, через пару месяцев его снова отправляли в психбольницу, откуда он возвращался, кажется, вообще не осознавая себя. Но когда осознавал, с ним было весело. Сережа очень любил (да и любит) обниматься, первые дни я отшатывалась, но потом мама сказала мне, что таким детям надо отдавать все, что можно. И если я не могу дать Сереже знания, то не стоит жалеть любви. Я никогда с тех пор не жалела и всегда с радостью обнимала Сережу, хотя он потом и вымахал выше меня на две головы.

Сережа очень любил преувеличивать и драматизировать, в этом плане он бы с легкостью уделал Хемингуэя. На одной из прогулок нашел где-то два голубиных пера, подошел ко мне и доверительно сказал:

- Анна Дмитриевна, я сейчас съел голубя.

- Ну и как, - спрашиваю я, которая с Сережи глаз не сводила и все видела. – Вкусно?

- Анна Дмитриевна, я сейчас не шучу! Это все реально!

После этого поедатель голубей ушел строить с младшеклассниками халабуду из подручных материалов. Через пятнадцать минут вернулся, пряча руку за спиной.
- Сережа, что такое?
- Мне гвоздь в руку воткнулся! Я потерял очень много крови!
На безымянном пальце обнаружилась двухсантиметровая царапина.

Однажды Сережа попытался от меня убежать – он мальчик мощный и быстрый – увидел открытые школьные ворота и рванул, моментально развив скорость молодого гепарда. Я побежала за ним, и если бы Сережа знал, куда бежит, я бы его ни за что не догнала. Но он остановился довольно скоро.

- Сережа, - начала в ужасе кричать я. – Кто тебе разрешал выходить за пределы школы? Я разрешала? Разрешала? – меня тогда прям проняло, мы же за детей отвечаем все-таки, кого-то даже в тюрьму посадили, когда девочка свалилась с горки и сломала шею. А Сереженька на меня смотрел и молчал. Ну я покричала-покричала, потом рукой махнула, говорю:

- Да с кем я вообще разговариваю.

- Со мной, Анна Дмитриевна! – тут же с готовностью ответил Сережа. – Со мной!

Но больше всех я любила двух девочек – Анечку и Юлечку. Обе – отказницы, и у обеих, как я поняла, были генетические проблемы, кроме умственной отсталости. Их до сих пор очень коротко стригут, потому что сами они за длинными волосами вряд ли бы смогли ухаживать, а еще из-за того, что их долгое время отправляли летом не в лагерь, как многих сирот, а в психбольницу, и они оттуда очень часто приезжали со вшами. И если Юля к своей короткой стрижке всегда относилась спокойно, то Аня очень расстраивалась, и когда была маленькой, постоянно надевала на голову колготки и отказывалась их снимать. Еле уговорили с другими воспитателями носить шарфики, платочки и шапочки вместо колготок.

У Юли был период, классе во втором, когда она любила валяться на земле и в мусоре. Мусорки обладали просто нереальной притягательностью, и когда мы выходили за пределы школы, я за час могла раз двести сказать: «Котик, отойди от мусорки, быстро!» Однажды я повела детей в воскресенье в магазин, а Юля осталась ждать со мной на улице. За десять минут она опрокинула мусорку, побегала без босоножек по земле, вытащила из-под решетки перед дверью все чеки и попыталась поймать голубя. А я вообще обещала детям, что мы пойдем на площадку соседнего дома, потому что школьная территория им, конечно, уже надоела.
Выходят дети, а Юля-пилюля уже похожа на маленького бомжика.
- Никуда, - говорю, - мы не пойдем, потому что с таким грязным ребенком мне стыдно ходить. Будем опять гулять за школой.
После чего Юленька швырнула свою кепку в сторону кустов и села на асфальт. После чего мы поругались и очень друг на друга обиделись. Когда пришли за школу она еще и начала кататься с горки вниз головой, чем, как она и ожидала, вызвала еще большее мое негодование. Поругались еще раз, разошлись в разные концы площадки.
Через полчаса я уже почти забыла (с детьми быстро привыкаешь легко забывать обидки, главное, чтобы оно там себя не убивало разными способами, когда пасется, обиженно, в отдалении). И тут она ко мне подходит, кепочку отряхивает и говорит:
- Простите меня, пожалуйста, я больше так не буду.
Вот серьезно, мы в детстве не понимали силу этих "я больше так не буду".

Кроме умственно отсталых сирот мне, к счастью, повезло работать и с детьми с сохранным интеллектом. В первый же рабочий день мне, молодой воспитательнице, ожидаемо уделяли много внимания подростки. Самыми активными были сироты - брат и сестра, Саша и Кристина. Кристина - очень нежная и милая девочка, которая мечтает стать актрисой и недавно поступила в колледж актерского мастерства (или как это правильно называется?). Не помню, куда поступил Саша, но помню, как в конце моего первого рабочего дня, 31 августа, он пришел ко мне посидеть на диванчике перед отбоем и положил мне голову на плечо. Мимо проходящий одноклассник тут же поинтересовался:

- Чо, клеишься к Анне Дмитриевне, да?

- Ничего я не клеюсь, дебил, - тут же ответил Сашенька и убрал голову с моего плеча.

- У нас с Александром платоническая любовь, - добавила я.

- Да не е**мся мы, не е**мся! - заорал двенадцатилетний, на тот момент, Александр.

Так что я еще в первый день прониклась культурным уровнем моих воспитанников.

Но самым лучшим моментом моей работы воспитателем, просто пиком карьеры, был случай, когда я сидела в классе, ела свой обед из контейнера, и услышала из-за двери:

Несмотря на стремительный мировой прогресс во всех сферах, мы имеем множество нерешенных проблем мирового масштаба. Одна из таких проблем — дети, растущие без родителей. Как много существует на сегодняшний день детских домов и интернатов, где проживает и воспитывается множество малышей и более взрослых ребят, мечтающих обрести семью, получить материнскую любовь и просто общение с родными людьми.

Без сомнения, в таких учреждениях работают люди с большим сердцем, способным вместить любовь к каждому своему воспитаннику. И изо дня в день воспитатели и учителя дарят частичку себя своим подопечным, стараясь дать им хотя бы малую толику того, что есть у детей, которым повезло воспитываться в благополучных семьях.

Reconomica не осталась в стороне и прикоснулась к миру ребят, проживающих в школе-интернате. Мы поговорили с воспитательницей с многолетним стажем, которая рассказала нам о своей нелегкой, но такой полезной и благородной профессиональной деятельности.

Кто такой воспитатель школы-интерната

Здравствуйте, меня зовут Юхимович Марина Николаевна, мне 46 лет, я из украинского города Житомира.

На протяжении 8 лет (с 1993 по 2001) работала в житомирской школе-интернате для детей-сирот и детей, чьи родители лишены родительских прав, на должности воспитателя.

Если давать сухое, официальное определение этой педагогической должности, то воспитатель — это педагог, который занимается и обучающей, и воспитательной работой с воспитанниками интернатных учреждений различных профилей.

Если же это сиротский интернат, где дети живут без участия и влияния родителей, то тогда воспитатель становится и мамой, и папой, и советчиком, и другом, и мудрым наставником, и примером для подражания.

Трудно оценить всю силу влияния на своих подопечных со стороны педагога. Он должен досконально знать все особенности здоровья, характера, поведения своих ребят, уметь найти общий язык со всеми детьми: и трудными, и послушными, жить с ними одной жизнью.

Как стать воспитателем школы-интерната

Воспитателем школы-интерната может стать любой педагог, имеющий высшее образование, независимо от полученной квалификации специалиста. Я в свое время закончила Житомирский педагогический институт по специальности «Педагогика и методика начального образования». Конечно же, в силу такого полученного образования проще работать с малышами начальной школы, но если такой вакансии не будет, то вас могут назначить работать с детьми старших классов.

Житомирский пединститут

Я закончила Житомирский педагогический институт.

Мои первые шаги в роли воспитателя

Я должна признаться, что мое появление в этом учебном заведении не было особенно желанным и ожидаемым. Все случилось скорее вопреки моим мечтам. Поскольку при распределении направлений по окончании института мою кандидатуру не рассматривали (у меня было рабочее место), я получила позже всех свою «путевку» в один из самых загрязненных радиацией районов. Отказаться нельзя — не выдадут диплом, пришлось подписывать документы и ехать в поселок Емильчино брать открепление — отказ от моей кандидатуры. Но там специалисты были очень нужны, и я вернулась домой в расстроенных чувствах и без перспективы трудоустройства. Но уже 15 сентября я была принята на должность воспитателя в 1 класс школы-интерната №4.

Особой радости я не испытала, потому что бредила учительской работой. Но выбора у меня не оставалось, и я с головой окунулась в абсолютно новый для меня мир со своими законами и понятиями.

Для директора важным было, прежде всего, мое профильное образование и то, что я живу рядом с интернатом.

Как таковой стажировки у меня не было: моя напарница, женщина предпенсионного возраста, нехотя рассказала про все «прелести» воспитательского труда и строго предупредила об ответственности за все материальные ценности (постель, мебель, одежду детей). Утром я была в кабинете директора и разговаривала со своей напарницей, а уже после уроков (в 13.00) вышла на работу во вторую смену. Как говорится, я даже не успела испугаться.

Моими первыми воспитанниками стали 22 ученика 1-Б класса. Шумные, крикливые, непослушные и очень непослушные ребята. Очень сильным было влияние моей старшей коллеги, и поначалу мне «с кровью» приходилось завоевывать авторитет. Зарплата начислялась исходя из того, что ни категории, ни стажа работы я не имела, то есть самая низкая среди всех педагогических работников школы-интерната — 120 гривен.

Рабочие будни воспитателя школы-интерната

График работы воспитателя школы-интерната существенно отличается от режима работы учителя. Прежде всего, это 1 и 2 чередующиеся смены и работа в выходные (праздничные) дни. Но это не школьные (в привычном значении) смены, а смены, обусловленные режимом работы именно интерната.

Сменный график

Первая смена в нашем интернате начиналась в 7.15 и заканчивалась в 9.00. За это время педагог должен разбудить воспитанников, провести зарядку, гигиенические процедуры, проверить постели, если нужно, сменить их и отнести грязное белье в прачечную, отвести детей на завтрак и в 9.00 передать их учителю. До окончания последнего урока всю ответственность за детей берет на себя учитель.

Вторая смена начиналась в 14.00 (13.00) и заканчивалась в 21.00. То есть все это время дети были под полным моим присмотром ежеминутно. После уроков воспитатель кормит детей еще 3 раза (обед, полдник, ужин), укладывает на дневной сон, учит уроки во время самоподготовки (2 часа), купает, отводит на кружки (в здании школы), проводит воспитательные мероприятия, прогулки в лес, на природу.

Теперь понятным становится требование директора о близости проживания воспитателя к интернату. Ведь и на первую смену (в 7.15) в школу, и после второй смены (в 21.00) домой педагог мог добираться вовремя, только если он жил рядом.

Работа в выходные и праздники

Но самыми загруженными днями для воспитателя были выходные и праздничные дни. С утра до вечера ты вместе с детьми. Можно, конечно, было работать по полдня, но мы договаривались, что каждый будет иметь хотя бы один полноценный выходной. У меня по договору выходной был в воскресенье. Зато суббота требовала полной отдачи сил: подготовить школьную форму (почистить, погладить), сделать генеральную уборку спален и игровой комнаты. Да, мы приучали детей это делать самостоятельно, но какой же помощник в 6-7 лет.

Причем многим малышам приходилось прививать самые элементарные навыки, поскольку их родители (алкоголики, наркоманы и т. д.) ничего хорошего и человеческого им не дали.

Очень хорошо запомнила мальчика Юру, который после смерти мамы жил с дедушкой в шалаше на берегу реки, и только после того, как не стало деда, его определили к нам в интернат. Ребенок не умел улыбаться, хлопать в ладоши, молчу про умение держать ложку и вилку в руках.

Воспитатель

Волей судьбы я стала работать воспитателем в школе-интернате.

Воспитанники — сироты при живых родителях

В начале труднее всего для меня было принимать близко к сердцу сам факт того, что эти дети стали не нужны родителям, ведь круглых сирот среди них было совсем мало. Когда я читала выписки из решений суда, очень часто меня охватывал ужас от того, что эти дети пережили, через какие трудности прошли, и как легко родители от них отказывались. Конечно же, многие из этих горе-родителей приезжали и проведывали своих чад, но, честно говоря, я не видела в глазах этих людей стыда, раскаяния, угрызений совести. Их все устраивало – дети накормлены и под присмотром.

Зато малыши искренне страдали от вынужденной разлуки с близкими. А любовь этих детей к своим родителям (пьяным, синим от алкоголизма, грязным, неухоженным) можно назвать только одним словом – вселенская. Только воспитанники интернатов понимают, что такое иметь семью и потерять ее навсегда.

И тогда они предпринимали отчаянные попытки убежать из школы-интерната, вернуться домой, хоть в собачью конуру, но к маме. Для интерната это становилось серьезной проблемой: воспитателям приходилось ездить по вокзалам, заброшенным домам, дальним селам и выискивать беглецов, возвращать обратно в интернат.

Один из случаев побега

У меня самой был такой случай, слава Богу, со счастливым концом. Два брата появились у меня в группе 1 класса уже достаточно взрослыми — 8 и 9 лет. Их не смогли определить в классы постарше, поскольку в школу они вообще не ходили и не владели никакими учебными навыками. Дисциплина и режим интерната им сразу не понравились, поэтому однажды на самоподготовке они отпросились в туалет и в класс уже не вернулись.

Был вечер, страшные мысли одолевали меня и коллег, но возможности бросить все и догонять их у меня не было. Да и куда бежать?

К счастью, мне поздним вечером домой позвонили из школы и сказали, что их на дороге подобрал мужчина, ехавший мимо на автомобиле. Он заметил на трассе двух детей, бодро шагающих в полной темноте и неизвестно куда. Мужчина был понятливый и сразу раскусил побег ребят. Он развернул машину и доставил беглецов в школу. Спасибо такому неравнодушному человеку.

Многих «путешественников» приходилось искать месяцами, сами понимаете, о каком полноценном образовании может идти речь. Вот и складывалась картина, когда в одном классе могли учится и те, кому 7 лет, и те, кому 8, 9, 10 лет.

Заработная плата работников школ-интернатов

Поскольку интернатные учреждения находятся под государственной юрисдикцией в общей системе образования, то оплата труда работников школ-интернатов производится по той же схеме, что и для всех работников образования. Они имеют полный социальный пакет: оплачиваемый больничный лист, оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней, оплачиваемые командировки. Заработная плата зависит от образования, стажа (больше 3 лет — 10% надбавки, свыше 10 лет — 20%, свыше 30 лет — 30%), категории, педагогического звания воспитателя (воспитателю-методисту дополнительно выплачивается 10% надбавки).

Чем выше категория и больше стаж работы, тем больше процент надбавки к основной ставке.

Важно, что для работников интернатов сохраняется дополнительная 20% надбавка к зарплате за вредность работы, а также отдельный расчет за ночные смены. На момент моей работы в интернате заработная плата воспитателя колебалась в пределах 120-170 гривен и была только «белой».

Возможность заработать больше, чем по ставке, у воспитателя может появиться тогда, когда он заменяет кого-то из коллег или работает в праздничные дни. Премирование работников интернатов осуществляется, как правило, ко дню учителя. Размер премии зависит от результативности работы каждого педагога и выделенных государством средств в размере должностного оклада или процент от него (от 50% до 100%). На сегодняшний момент в Украине воспитатель интерната может получать заработную плату в размере от 4000 до 8000 гривен.

Плюсы и минусы профессии

К основным плюсам данной профессии я бы отнесла возможность реализоваться как воспитатель (не учитель), а также возможность получить более быстрый и наглядный пример своего труда. Данная специальность идеально подойдет для тех педагогов, кто любит быть в постоянном движении, любит раскрывать тайны детской психологии и для тех, кому по душе быть хозяйственником (в хорошем смысле слова). Женщины становятся «многодетными мамами», а мужчины (их среди воспитателей тоже немало) сильными «полководцами», которым по силам одолеть с детьми любые трудности. А вообще, это профессия не по диплому, а по душе.

К минусам воспитательской работы я бы отнесла работу в две смены и необходимость работы в выходные и праздничные дни. Еще есть один немаловажный факт — очень близкий и тесный контакт с детьми. При таком большом скоплении людей (в интернате было около 400 воспитанников и 50 человек персонала) много тяжелых болезней ежегодно отправляли на больничные койки не только ребят, но и педагогов, работающих с ними. Самой пришлось на собственном опыте пережить эпидемию гепатита А. Особенно тяжело переживать и личные трагедии в жизни своих ребят: предательство и гибель близких, тюремное заключение родителей, неизлечимые болезни самих деток.

Со слезами вспоминаю похороны своей ученицы Таисии, которая умерла от рака почек. Всей школой провожали ее в последний путь. Ребенок болел долгих 7 лет, а мать ни разу не проведала ее в больнице…

В такие моменты начинаешь переосмысливать собственные духовные ценности, остро ощущаешь всю беззащитность своих маленьких воспитанников.

Сердце

Эти слова В. А. Сухомлинского должны быть девизом каждого педагога.

Карьерный рост

Возможность повысить свою категорию или получить педагогическое звание есть у всех работников интернатов. Педагогическая аттестация проводится раз в 5 лет. Карьерный рост может реализовываться только в возможности занять должность старшего воспитателя (как завуч в школе) или должность директора такого учреждения. Понятно, что для этого соискатель должен иметь солидный опыт работы и соответствующую категорию.

Всем тем, кто хочет стать мамой и другом для детей, лишенных родительской любви и ласки, хочу посоветовать выбирать этот путь только по велению сердца. И пусть вашим жизненным и профессиональным девизом станут слова великого педагога, человека с большой буквы, В. А. Сухомлинского : «Сердце отдаю детям!»

Это история воспитателя, который работает в детском доме одной из стран Восточной Европы. Автор просил не указывать его имени.

Уволюсь к чертям собачьим. Достало все.

Плохой из меня выходит воспитатель. Педагог – вовсе никудышный. Точнее – «замещающий родитель», так записано в трудовой книжке. У нас ведь детские дома семейного типа, все по новой системе. Сейчас расскажу подробнее.

Почему я здесь

В детский дом на собеседование меня занесло полгода назад. Срочно нужна была работа, поэтому рассматривались все варианты, даже экзотические.

Впрочем, сиротство и интернаты – явления для меня не новые. За плечами –– усыновление подростка с трудной судьбой, 6 лет назад. Сейчас он уже вырос и живет отдельно, успешный парень, ЗОЖник и вообще, красавчик и умничка.

Еще есть двое своих детей. Плюс 12 лет волонтерского стажа, работа с умственно отсталыми детьми. В общем, работодателя все это подкупило, и меня взяли в проект.

Условия работы показались интересными

В нашем городе детский дом переформатировали так, что в старом здании остался только офис руководства. Детей расселили по домам в частном секторе – у каждого дома есть небольшая территория с садом и даже автомобиль.

Соседи зачастую и не знают, что рядом с ними живут дети-сироты. В каждом доме – по 5-6 детей разных возрастов. Они ездят в школу сами, детсадовцев отводят в группы взрослые – вот такие «замещающие родители» как я. Смена – 5 суток, все это время надо жить с детьми, готовить еду, делать уроки, решать конфликты. Все – как в обычной семье.

Это не семья

В обычной, да не совсем. Да и не семья это никакая, конечно. При всех инновациях учреждение остается учреждением. Со всеми его недостатками: бюрократией, черствостью, ограничениями.

И дети здесь никогда не станут «домашними» – они почти ничем не отличаются от своих товарищей по несчастью, проживающих в огромных интернатах. Почему? Судите сами.

Прежде всего – кто законный представитель ребенка? Кто отвечает за него целиком и полностью? В моем случае это муниципалитет, городские органы опеки.

Отсюда – целый выводок барьеров, начиная со свободы передвижения. Даже за пределы города нельзя выехать без особого разрешения. Нельзя выбрать летний легерь, нельзя заказать новые очки ребенку – все только через опеку. Тут уже появляется первая тонна бумажной рутины и бессмысленного крючкотворства.

Бюджет на питание и одежду выделяется очень хороший, можно каждую неделю потчевать детей деликатесами и покупать шмотки хороших брендов. Но – внимание! – мы должны полностью осваивать эти суммы ежемесячно.

Разве в обычной семье есть такая дурь? Получается, что даже зимнюю куртку иной раз приличную не купишь, а летом покупаешь килограммы трусов и маек в запас и на вырост. А от деликатесов дети воротят нос – пресытились.

Мусорный контейнер для подарков

Второе: дети так же избалованны спонсорами и подарками, как и в интернатах. В дом постоянно приходят какие-то «гости» – от города, от банка, от какого-нибудь предприятия. Что-то дарят, куда-то приглашают.

Детям давно опостылели экскурсии, поездки в зоопарк, в театры, в цирк и прочие «причинения добра». Дом ломится от игрушек, настольные игры используются единожды и сразу наскучивают. Раз в квартал мы все это раздаем или просто выбрасываем в контейнер.

То же касается и условий жизни. Дом большой, двухэтажный. Казалось бы: много забот по хозяйству, тут тебе раздолье для воспитания трудом и привития навыков самостоятельной жизни. Фиг попало!

За несколько лет дети привыкли, что за них все полностью делают взрослые. Готовят, стирают, делают уборку. Даже покидать снег лопатой или постричь траву газонокосилкой – это невообразимый подвиг для подростков. Делают, конечно, теперь.

И даже по кухне дежурят, и дом убирают, куда денешься – взрослые кони все-таки, стыдно. Но только после водопадов нытья и отчаянных попыток отмазаться от повинности любыми, весьма топорными, к слову, способами.

Жалобы в Вайбер

Далее – дети часто манипулируют тем, что на воспитателей можно жаловаться в опеку. Чуть что – сразу к телефону. Смартфон, в котором дети зависают, убивая зрение и позвоночник, отобрать нельзя – личная собственность.

Повысишь голос чуть больше допустимого – сразу строчат в Вайбер жалобы. А потом тебе «прилетает» из офиса: это у вас там эмоциональное насилие?

С этими манипуляциями мы, правда, быстро разобрались. Пришлось сперва включить трехминутный террор, а потом поговорить по душам – дети успокоились, и согласились с разумным регламентом: ты не отравляешь жизнь мне, и тогда я не отравляю жизнь тебе.

Теперь сотовые телефоны складывают на подоконнике сами по первому щелчку. И на крики не жалуются никуда.

Почему приходится кричать


Про крики разговор отдельный. Раньше, в волонтерском прошлом, мне казалось, что крик – это постыдный педагогический просчет. Бывало, увидишь, как воспитатель в детском доме обращается с ребятами – и думаешь: ну позор же. Они ведь личности, к ним нужен персональный подход.

Вот именно: персональный. Это в наших условиях – нечто дефицитное. Безусловно, каждый ребенок время от времени получает свою порцию внимания, поддержки ласки.

Но вникать в каждую историю постоянно – невозможно. Потому что их шестеро, этих историй. И две-три, как правило, с букетом психиатрических диагнозов. И эти истории переплетаются между собой ежеминутно.

Подчас свирепые конфликты расцветают просто потому, что один ребенок подсел на эмоциональную встряску, которую он получает, когда его «троллят» другие, и он провоцирует эти обстоятельства. Бывает и такое.

Плюс иногда голос повышаешь из-за размеров территории. Ладно, не иногда – постоянно. Одно дело – трехкомнатная квартира, где всегда не влом подойти к собеседнику поближе. Другое – большой дом с пятью спальнями на втором этаже.

По лестнице бегать 200-300 раз в день невозможно, и так на тебе кулинария и уборка. Приходится кричать, чтобы экономить силы. Детям бегать нужно реже, и отдыхают они больше, но копируют твое поведение. В итоге все кричат.

А теперь представьте себе постсоветский интернат на две сотни коек в каком-нибудь регионе РФ. Там территория просто огромная. И детей у воспитателя подчас не полдюжины, а вдвое больше.

Бегать за каждым? Теперь я отлично понимаю, откуда там эти бесконечные вопли…

Игра в демократию отменяется

Еще один важный фактор, без понимания которого труд воспитателя выглядит циничной эксплуатацией несовершеннолетних: дети-сироты крайне безынициативны. Это еще на моем приемном сыне понятно стало.

Игры в демократию тут не прокатывают абсолютно. Совершенно пустая трата времени – пытаться решить задачу про волка, козу и капусту в плане выбора маршрута выхода в город или вариантов проведения выходных. Ситуация выбора, принятия решений сиротам интересна только в масштабе холодильника. Все остальное: пожалуйста, решите за меня.

Поэтому, когда хочешь предложить шести флегматичным детям что-то увлекательное – то контрпродуктивно посвящать их в детали, заинтересовывать, аргументировать и убеждать. Надо просто скомандовать: «Ты, ты и ты, одеваете шапки, ты не забудь проездной, ты тащишь рюкзак с водой, ты с ланчем, отправляемся на выставку, марш!» Дети со скрытой, возможно даже подсознательной, радостью подчинятся, и пойдут строем. Ура, все решили, мозг свободен.

Так было, когда в городе построили колесо обозрения, и все ныли, что скучно, что чего там не видели, и что далеко ехать. В результате все туда были отправлены принудительно, и потом все были в дичайшем восторге.

Последняя типично детдомовская тема – повальное стукачество. Дети сливают инфу друг о друге что твой Сноуден секреты АНБ. Это печально, конечно, – ни в одной семье, думаю, так тотально это не происходит.

Но и забавно, потому как в воспитательском труде очень помогает: узнать любой секрет не составляет особого труда. И даже времени много не берет – обычно за пару минут находится радостный желающий подленько сообщить: кто виноват и как все было.

Увольняться не спешу

Но увольняться я все же хочу не из-за детей. А из-за тех ненормальных условий жизни и воспитания, в которые мы с ними поставлены. Никаким подобием приемной семьи, как уже было сказано, тут и не пахнет. Но кроме всего вышеперечисленного есть еще и ворохи документации, под которыми можно запросто задохнуться.

В обычной семье родитель общается с кем? Ну с учителями, может еще с врачами, руководителями кружков и секций. Все. В детском доме надо постоянно переписываться с начальством, с опекой, со спонсорами.

Мы пишем заявки в бухгалтерию на бюджет и на микрогранты, собираем все чеки в тетрадочку и каждую пару носков заносим в таблицу с указанием размера и цвета.

Все поломки, ремонты, поездки, прием лекарств, приход гостей – все надо фиксировать в разных файлах. Каждый вечер надо писать отчет по событиям и состоянию здоровья на каждого ребенка. Каждые полгода – согласовывать план развития ребенка с социальными педагогами. И еще приезжать на совещания в офис, принимать проверки разных ведомств в доме, и многое другое. Всего не перечислишь.

В обычной семье родитель может распределять свои ресурсы – сегодня подремлю, а завтра сделаю побольше. Здесь же – строгий ритм: 5 суток подряд у тебя 16-часовой рабочий день.

Как в такой обстановке, можно эффективно воспитывать детей с психотравмами, многие из которых еще в дошкольном возрасте пережили жуткие вещи?

Пишу сейчас и думаю об этих, конкретных, моих воспитанниках. Хочется, чтобы у каждого из них жизнь сложилась по-человечески. А они, конечно, к ней, взрослой жизни, пока ну совершенно не готовы. В такой-то теплице жить – видано ли.

Где они окажутся, когда вырастут? Кто-то может и получит быстро свое жилье, но гораздо более скромное. А кто-то надолго зависнет в общаге с протекающей уборной на этаже и тараканьей кухней на восемь электроплиток. Какой там ЗОЖ, какое трезвое будущее!

Заберу гаджеты и раздам гантели

Нет, пожалуй, я еще задержусь в этом «детском доме». Пускай я и покрикиваю, и подзатыльники символические выписываю почти каждую смену, но по-крайней мере я могу хоть чуточку лучше подготовить детей к выпуску.

Лучше, чем те воспитатели, которые делают свою работу формально. Которые, исходя из собственного комфорта, потакают превращению сирот в беспомощных потребителей.

В следующую вахту отберу у мальчишек ноутбуки до сентября – лето на дворе, хватит вампирить по комнатам. А девочкам куплю гантели, и пусть только попробуют слиться с утренней зарядки – удалю все тиктоки начисто, все равно до 13 лет там заседать нельзя.

Трепещите, дети, буду из вас человеков делать. Все только начинается.

Читайте также: