Входит ли районный коэффициент в средний заработок

Опубликовано: 03.10.2024

Дата публикации 25.09.2019

Использован релиз 3.1.11

В состав организации ООО "Швейная фабрика" входит обособленное подразделение ОП "Север", выделенное на отдельный баланс. Обособленное подразделение расположено в районе Крайнего Севера, где Правительством РФ установлен районный коэффициент 1,4 к заработной плате. Сотрудник обособленного подразделения Орлов С.А. принят на работу водителем с оплатой исходя из тарифной ставки 20 000 руб. пропорционально отработанным дням. В феврале 2019 г. Орлову С.А. также начислена месячная премия в размере 6 000 руб.

Выполняются следующие действия:

Настройки для начисления доплаты по районному коэффициенту

В программе поддерживается автоматический расчет доплаты по районному коэффициенту. В нашем примере обособленное подразделение ОП "Север", выделенное на отдельный баланс, входит в состав ООО "Швейная фабрика". Поэтому:

  1. В справочнике Организации (раздел Настройка – Организации) выберите головную организацию ООО "Швейная фабрика".
  2. На закладке Главное (рис. 1):
    • установите флажок У организации есть филиалы (обособленные подразделения), если у организации есть филиалы и обособленные подразделения.
  3. Далее в справочнике Организации выберите обособленное подразделение , выделенное на отдельный баланс (в нашем примере – ОП "Север"):
    • на закладке Главное установите флажок Это – филиал (обособленное подразделение);
    • в поле Головная организация филиала укажите головную организацию. В нашем примере – ООО "Швейная фабрика";

  • на закладке Основные сведения установите флажок В организации начисляется надбавка по районному коэффициенту (рис. 2);
  • в поле Районный коэффициент (федеральный) укажите значение коэффициента, установленного федеральными органами власти. Данный коэффициент используется при расчете государственных пособий;
  • в поле Районный коэффициент укажите значение коэффициента, установленного местными органами власти. Данный коэффициент используется в качестве надбавок к оплате труда;
  • установите флажок В организации начисляется северная надбавка, если в организации учитываются процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
  • в поле Территориальные условия выберите значение территориальных условий ПФР для автоматического заполнения кода территориальных условий в сведениях о стаже сотрудников этой организации (обособленного подразделения). В нашем примере – РКС;
  • в поле действуют с укажите дату, с которой сотрудники организации работают в определенных территориальных условиях;
  • по ссылке История изменений можно узнать историю изменения сведений о территориальных условиях;
  • в поле % северной надбавки автоматически отражается процент северной надбавки для данного подразделения, который будет использоваться для оценки планового фонда оплаты труда по штатному расписанию (данное поле появляется, если в организации ведется штатное расписание). Обратите внимание, что этот процент не влияет на оплату труда сотрудников этого подразделения, т. к. процент северной надбавки определяется для каждого сотрудника индивидуально, в зависимости от его "северного" стажа.

Если подразделение НЕ выделено на отдельный баланс и находится в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями, то:

  • в справочнике Организации выберите организацию и на закладке Главное установите флажок У организации есть филиалы (обособленные подразделения) (рис. 3);
  • на закладке Основные сведения установите флажок В организации или ее подразделениях начисляется надбавка по районному коэффициенту.

Далее в справочнике Подразделения (раздел Настройка – Подразделения) выберите необходимое подразделение и в разделе Обособленное подразделение (рис. 4):

Если в организации предполагается ведение учета различных обособленных территорий, работу на которых можно отличить с той или иной целью, то:

    в форме Учетная политика установите флажок Использовать обособленные территории на закладке Расчет зарплаты (рис. 5) (раздел Настройка - Организации - закладка Учетная политика и другие настройки - ссылка Учетная политика);

Если в справочнике Организации на закладке Основные сведения установлен флажок В организации начисляется надбавка по районному коэффициенту (рис. 2), то в списке видов начислений (раздел Настройка – Начисления) автоматически добавляется вид начислени я Районный коэффициент (рис. 7). Это предопределенный вид начисления, который в программе уже настроен и готов к использованию. Если необходимо чтобы на разовые начисления (входящие в базу для начисления районного коэффициента ), выплачиваемые в межрасчетный период, рассчитывался районный коэффициент, то нужно установить флажок Выполнять в документах разовых начислений. Данная возможность реализована для документов Премия, Разовое начисление, Отпуск, Материальная помощь, Доход в натуральной форме с помощью которых начисляются такие разовые начисления.

Список базовых начислений, результат которых используется при расчете районного коэффициента, можно расширить по кнопке Подбор на закладке Расчет базы .

Настройка для учета доплаты по районному коэффициенту при расчете среднего заработка

На закладке Средний заработок, при необходимости, уточните, как учитывать суммы районного коэффициента при расчете среднего заработка для целей оплаты отпусков, командировок и пр. Если флажок установлен в положение Как базовые начисления, то суммы районного коэффициента будут учитываться в среднем заработке пропорционально тому, как учитываются составляющие их расчетную базу начисления (например, премия). Если флажок установлен в положение Как указано ниже, то суммы районного коэффициента будут учитываться целиком как общий заработок, независимо от того, как учитываются начисления, составляющие их расчетную базу (рис. 8). При такой настройке, обратите внимание, если даже какое-то из начислений входит в базу для начисления районного коэффициента, но не включается в средний заработок (например, материальная помощь), то сумма районного коэффициента отражается в среднем заработке полностью, просто распределяясь по тем базовым начислениям, которые включаются в средний заработок. Если в базе нет ни одного такого начисления (то есть вся база для начисления районного коэффициента состоит из невключаемых в средний начислений), то вся сумма районного коэффициента отражается как общий заработок.

Расчет и начисление доплаты по районному коэффициенту

Сотруднику автоматически назначается плановое начисление Районный коэффициент в штатном расписании (раздел Кадры – Штатное расписание), а также с помощью, например, следующих документов:

  • Прием на работу, Прием на работу списком, Кадровый перевод (рис. 9), Кадровый перевод списком (раздел Кадры – Приемы, переводы, увольнения). При необходимости значение районного коэффициента может быть изменено вручную прямо в документах;
  • Изменение оплаты труда, Изменение мест работы, Изменение плановых начислений (раздел Зарплата – Изменение оплаты сотрудников). При необходимости можно отредактировать установленное по умолчанию значение районного коэффициента;
  • Перевод к другому работодателю (раздел Кадры – Все кадровые документы);
  • Восстановление в должности (раздел Кадры – Приемы, переводы, увольнения - кнопка Создать - Восстановление в должности);
  • Начальная штатная расстановка (раздел Главное – Данные на начало эксплуатации - кнопка Создать - Начальная штатная расстановка).

Начисление и расчет доплаты по районному коэффициенту производятся при расчете зарплаты за месяц с помощью документа Начисление зарплаты и взносов (раздел Зарплата – Начисление зарплаты и взносов - кнопка Создать - Начисление зарплаты и взносов или раздел Зарплата - Начисление зарплаты и взносов).

  1. Для автоматического заполнения документа используйте кнопку Заполнить или Подбор (рис. 10).
  2. При заполнении документа в табличную часть на закладке Начисления вносятся строки по всем видам начислений, назначенным сотрудникам в плановом порядке, в том числе и районный коэффициент.

Согласно условию нашего примера сотрудник п ринят на работу с оплатой (исходя из тарифной ставки) 20 000 руб. пропорционально отработанным дням. Сотруднику в феврале 2019 г. начислены: оклад (20 000 руб.) и ежемесячная премия в размере 6 000 руб. Районный коэффициент составляет 40 процентов от расчетной базы, т.е. 26 000 руб. * 40% = 10 400 руб.

С 19 июня больничные, декретные и детские пособия надо считать по новым правилам: увеличивать МРОТ на районные коэффициенты. Расскажем, что изменилось в расчётах, и покажем примеры.

Когда действуют новые правила

Новые правила расчёта утверждены Федеральным законом от 08.06.2020 № 175-ФЗ. Они действуют для пособий, которые начинаются 19 июня 2020 или позже. Изменения касаются трёх видов пособий (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • по уходу за ребенком до 1,5 лет.

В общем случае эти выплаты считают исходя из средней зарплаты за предшествующие два года, но есть два исключения (п. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):

  1. За предыдущие два года не было официальных доходов.
  2. Среднемесячный заработок за предыдущие два года ниже МРОТ.

Новое правило касается всех работников, у которых за предыдущие два года зарплата оказалась больше, чем 24 МРОТ, но меньше, чем 24 МРОТ, с учётом районного коэффициента.

Что изменилось в расчёте больничных

Раньше специалисты ФСС придерживались мнения, что при сравнении среднего заработка с МРОТ районные коэффициенты учитывать не нужно. Они разъясняли, что районный коэффициент уже учтён в фактическом среднем заработке расчётного периода (письмо ФСС РФ от 17.12.2018 № 02-11-03/17-02-468ОП).

Судьи с такой позицией ФСС были не согласны. Они отмечали, что районный коэффициент нужно применять ещё на этапе сравнения фактического и минимального среднедневного заработка (определение ВАС РФ от 26.05.2014 № ВАС-5881/14, определение ВС РФ от 03.11.2017 № 304-КГ17-15715). Поэтому считать можно было и так, но при готовности отстаивать свою позицию в суде.

С 19 июня порядок расчёта пособий не изменился — шаги остались те же. Но теперь в законе официально закреплена позиция судов — при сравнении среднего заработка работника с МРОТ, нужно учитывать районный коэффициент, установленный в регионах и местностях. Это исключает парадокс, из-за которого работник с меньшим доходом за два года получал больничный в большей сумме, чем коллега с доходом выше.

Пример

В ООО «Волна» два работника отправляются на больничный с 21.01.2020 по 30.01.2020. Страховой стаж каждого больше 8 лет, то есть они получают 100 % оплату больничных. В регионе действует районный коэффициент 50 %.

Работники отличаются только доходом, который они получили за два предыдущих года (2018–2019 гг.):

  • доход первого работника — 291 113 рублей (меньше, чем 24 МРОТ);
  • доход второго работника — 291 121 рублей (больше, чем 24 МРОТ).

Посчитаем сумму оплаты десяти дней больничного, которую получит каждый из них.

Расчёт по старым правилам

398,78 < 398,79

Минимальный заработок выше

398,80 > 398,79

Фактический заработок выше

Итог: В ООО «Волна» два работника с доходом за два года, который отличается всего на 8 рублей, и одинаковым страховым стажем. При этом первому работнику с меньшим доходом больничный оплатят в сумме, которая в 1,5 раза больше, чем сумма оплаты второго работника. На месте второго работника хочется подойти к бухгалтеру и попросить не учитывать 8 рублей за прошлые два года.

Отличие связано с тем, что по старой методике ФСС применять районный коэффициент было можно только в том случае, когда средний заработок, рассчитанный из МРОТ, оказывался выше фактического. То есть пособие рассчитывается исходя из минимального среднедневного заработка. Если фактический заработок превысил минимальный — районный коэффициент не применялся. Такая методологическая проблема действовала с 1 января 2011 по 19 июня 2020 (до вступления в силу Федерального закона от 08.06.2020 № 175-ФЗ).

Расчёт по новым правилам — с 19 июня 2020 года

С вступлением в силу новых правил районный коэффициент нужно будет применять ещё на этапе сравнения фактического среднедневного заработка с минимальным, что исключит проблему.

Посмотрим, как будет выглядеть расчёт в июле 2020 года. Июль взят умышленно, так как там 31 календарный день. Чтобы исключить влияние Федерального закона от 01.04.2020 № 104-ФЗ на результаты расчета.

398,78 < 598,19

Минимальный заработок выше

398,80 < 598,19

Минимальный заработок выше

Итог: В этом случае справедливость восторжествовала — оба сотрудника получили одинаковый размер пособия. Отметим, что Федеральный закон от 01.04.2020 № 104-ФЗ для больничных в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года частично компенсировал проблему, которая была вызвана правилами ФСС. Но окончательно вопрос урегулировал только Федеральный закон от 08.06.2020 № 175-ФЗ.

Как изменятся пособия для работников на условиях неполного рабочего времени

По новым правилам будут рассчитывать пособия и тем, кто работает неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Для сравнения фактического и минимального заработка тоже нужно учитывать районный коэффициент. Порядок практически аналогичен.

Единственное отличие — средний заработок таких сотрудников нужно определять пропорционально продолжительности их рабочего времени. Например, если работник трудится на полставки, добавляем коэффициент 0,5.

Минимальная сумма среднедневного заработка будет рассчитываться по формуле:

24 месяца × МРОТ × Районный коэффициент × Коэффициент занятости / 730 дней

Больничный за полный месяц не может быть меньше МРОТ с учётом районного коэффициента и коэффициента занятости. Это правило касается больничных, приходящихся на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года (Федеральный закон от 01.04.2020 № 104-ФЗ).

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком не может быть ниже 6 752 рублей с увеличением на районный коэффициент (Федеральный закон от 08.06.2020 № 166-ФЗ).

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Самые важные статьи на почту раз в месяц

Добрый день, Елена! Это хороший вопрос.
104-ФЗ от 01.04.2020 в расчет больничных добавил еще один этап.
После того, как мы посчитали сумму больничного, надо убедиться, что полученная сумма в пересчете на полный месяц не окажется меньше, чем МРОТ*районный*коэффициент_занятости.
Давайте рассмотрим два примера. Один "до 19 июня", другой "после 19 июня".

Пример 1 (до 19 июня):
Больничный с 1 июня по 10 июня. В этом случае основной расчет пройдет по тем же правилам, что прописаны в статье для больничного с 21.01.2020 по 30.01.2020. На выходе получим для первого работника 5981,85, а для второго работника 3988.
Теперь применяем 104-ФЗ.
За весь июнь мы должны платить больничный в размере не меньше чем 12130 * 1.5 * 1 = 18195 (где 1.5 - районный, 1 - означает работу на полную ставку). Отсюда вытекает, что за 10 дней июня мы должны платить не меньше, чем (12130*1.5*1)*10/30 = 6065.
Получается, что у первого работника, что у второго работника сумма больничного, приходящегося на июнь, оказалась меньше этой суммы. Поэтому сумму больничного "дотягиваем" до 6065. Оба этих работника получат больничный в размере 6065.

Пример 2 (после 19 июня):
Больничный с 21 июня по 30 июня. В этом случае основной расчет пройдет по тем же правилам, что прописаны в статье для больничного в июле. На выходе получим для обоих работников 5981,90.
Теперь, аналогично первому примеру применяем 104-ФЗ.
За 10 дней июня мы должны платить не меньше чем (12130*1.5*1)*10/30 = 6065.
Получается, что у первого работника, что у второго работника, сумма больничного, приходящегося на июнь, оказалась меньше этой суммы. Поэтому сумму больничного "дотягиваем" до 6065. Оба этих работника получат больничный в размере 6065.

Поэтому в статье упоминается что 104-ФЗ частично "исправляет" проблему. Для месяцев, в которых меньше 31 дня проблема исчезает полностью, для месяцев в которых 31 день разница значительно уменьшалась. Но 104-ФЗ имеет ограниченный период действия и после 31.12.2020 проблема бы вернулась.

Пример 3 (действие 104-ФЗ для мая):
Больничный с 1 мая по 10 мая. В этом случае основной расчет пройдет по тем же правилам, что прописаны в статье для больничного с 21.01.2020 по 30.01.2020. На выходе получим для первого работника 5981,85, а для второго работника 3988.
Применяем 104-ФЗ.
За весь май мы должны платить больничный в размере не меньше, чем 12130 * 1.5 * 1 = 18195. А за 10 дней мая мы должны платить не меньше, чем (12130*1.5*1)*10/31 = 5869,35.
Получается что у первого работника сумма больничного уже удовлетворяет требованиям 104-ФЗ. Поэтому только сумма второго работника надо дотянуть до 5869,35.
Таким образом первый получит 5981,85, а второй 5869,35. То есть второй работник получит все же меньше первого, но разница уже не так катастрофична.

Юлия Попик

Расчет зарплаты сотрудников, работающих на удаленных территориях, имеет свою специфику, о которой обычно многие забывают. Это и применение северной надбавки при расчете заработной платы, и просто расчет зарплаты с учетом районного коэффициента. Если у компании несколько филиалов в разных частях нашей огромной страны – ошибки будут 100%. Как их избежать – читайте в нашем материале.

Контроль со стороны работников

Проверка того, как проведен расчет зп с районным коэффициентом, не менее популярна среди работников, чем перепроверка пособий по беременности и родам. Интернет пестрит не только всевозможными калькуляторами, но и разъяснениями, которые размещают:

  • центры занятости;
  • отделения Пенсионного фонда и ФСС.

При этом нельзя говорить о постоянности подходов к трактовке применения районного коэффициента. Например, применение северного коэффициента при расчете заработной платы было вдруг резко пересмотрено в 2018 году. Так, согласно постановлению Президиума Верховного суда от 07.02.2018 № 4-ПВ17 , минимальная зарплата должна быть увеличена на указанный коэффициент для тех, кто работает в:

  • районах Крайнего Севера;
  • местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
  • местностях с особыми климатическими условиями.

Изменение произошло после судебных тяжб, активизировавшихся после обнародования постановления КС РФ от 07.12.2017 № 38-П . Именно указанное постановление выявило конституционно-правовой смысл положений статей 129 и 133.1 Трудового кодекса РФ, в том числе о районном коэффициенте.

Применение районного коэффициента

Наша практика работы с многими организациями, рассчитывающими заработную плату как силами штатных бухгалтеров, так и с привлечением аутсорсеров (ошибки которых приходилось исправлять именно нам) очень показательна. Стремление бухгалтеров упростить расчет приводит к колоссальным ошибкам.

Нередко даже опытные бухгалтеры для расчета зарплаты с учетом районного коэффициента просто умножают месячный оклад на коэффициент. Это работает в стандартной ситуации. Рассмотрим ее на примере.

Пример 1

При начислении заработной платы Ждановой С. В., работнице химического завода в г. Ангарске, расчетчик учел:

  • оклад 40 000 руб.;
  • стимулирующую выплату за интенсивность и достижение высоких показателей в размере 10 000 руб.

Общая сумма начислений составила 50 000 руб. (40 000 руб. + 10 000 руб.).

Районный коэффициент для г. Ангарска – 1,2 должны применять только федеральные учреждения города, остальные – выравнивающий районный коэффициент 1,3 (Постановление главы администрации Иркутской области от 28.01.1993 № 9).

С применением выравнивающего районного коэффициента оплата труда Ждановой С. В. до удержания НДФЛ составит 65 000 руб. (50 000 руб. × 1,3).

В примере 1 у расчетчика могло возникнуть только два вопроса:

  • какой коэффициент применять – просто районный или выравнивающий районный;
  • какие начисления необходимо увеличить на коэффициент.

Однако путаница возникает даже в таких вопросах.

Для решения первого вопроса потребовалось даже разъяснение прокуратуры со ссылками на:

  • Закон Иркутской области от 12.01.2010 № 1-ОЗ «О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области»;
  • п. 2 Постановления № 9, в котором определен как источник выплаты средства самого работодателя (есть у коммерческих организаций и отсутствуют у федеральных учреждений, так как не заложены в бюджет);
  • апелляционное определение Иркутского областного суда от 12.12.2012 № 33-10029-12).

Ответ на второй вопрос можно найти, изучив Письмо Минздравсоцразвития РФ 16.02.2009 № 169-13. В абзаце 5 этого письма раскрыт перечень выплат, в отношении которых необходимо применять районный коэффициент:

  • заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное время;
  • надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам);
  • компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда;
  • премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании компании;
  • другие выплаты, установленные системой оплаты труда компании.

У компаний, имеющих филиалы и представительства в удаленных частях РФ, возникают более сложные ситуации. Приведем пример из нашей практики (ситуация всплыла в ходе проведения аудита зарплаты одному из клиентов).

Пример 2

Работник компании 7 дней трудился на севере – эту часть надо умножить на коэффициент. После чего ушел в отпуск на 4 дня – в этот период коэффициент применять не надо. Кроме всего прочего работник получил премию – эта выплата также считается без коэффициента.

Бухгалтеры компании, в которой до нас обслуживался наш клиент, никакого разделения в расчетах не делали, отсюда возникали переплаты сотрудникам.

Сразу отметим, что если даже профессиональные бухгалтерские компании допускают подобные ошибки, то что уж говорить о штатных бухгалтерах, которые никогда не работали с большим количеством фирм и разнообразием ситуаций.

Да, компания будет защищена от судебных исков работников, но переплата может быть оспорена налоговыми органами ради доначисления налога на прибыль. При этом будут уменьшены страховые взносы, и в целом из-за штрафов и пени компания понесет убытки.

Избежать проблем поможет автоматизация

Применение районного коэффициента при расчете заработной платы требует от бухгалтера не забыть, как минимум:

  • начислить надбавки тем, кому они положены;
  • убрать коэффициент, когда человек уехал из района с коэффициентом отличным от того, который ему начисляют по основному месту работы;
  • определить выплаты, на которые надбавки начислять не нужно.

В голове эту информацию держать невозможно. Как показывает практика, в этой части обычно допускается масса ошибок.

1C-Wiseadvice гарантирует отсутствие ошибок в расчете заработной платы . Автоматизация ручных операций позволяет нам полностью контролировать все важные моменты в части применения районных коэффициентов.

Районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате применяются для оплаты труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Работодатель, действующий в этих местностях, обязан платить эти социальные выплаты в полном размере в установленные в соответствии со ст. 22 ТК РФ сроки (ст. 315 ТК РФ). Указанные выплаты представляют собой компенсацию за труд в особых климатических условиях. Поскольку Омская область не относится к районам Крайнего Севера, то порядок начисления процентной надбавки здесь анализироваться не будет. В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливается исключительно Правительством РФ. До настоящего времени такой порядок не установлен. Органы государственной власти и местного самоуправления подобными полномочиями не наделены. Поэтому, на основании ст. 423 ТК РФ к зарплате работников применяются районные коэффициенты в размерах, установленных органами государственной власти РСФСР или бывшего СССР. В частности в Омской области районный коэффициент 1,15 (15%) установлен Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.01.1971 № 325/24. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления за счёт средств местных бюджетов вправе устанавливать более высокие районные коэффициенты для органов госвласти и местного самоуправления (ст. 6, 5 ТК РФ). Поскольку при этом суммы коэффициентов, выплачиваемые сверх федерального стандарта, должны финансироваться исключительно из средств бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, в Омской области эта норма не применяется. Коммерческие и другие организации, финансируемые из средств учредителей, согласно ст. 135 ТК РФ могут устанавливать любые размеры районных коэффициентов, закрепляя их в коллективных договорах, локальных нормативных актах организации или непосредственно в трудовых договорах. Районный коэффициент представляет собой показатель относительно увеличения заработной платы работников, которые трудятся в суровых природно-климатических условиях. Конкретный размер коэффициентов устанавливается в основном в пределах 1,15 - 2.0 в зависимости от степени тяжести условий проживания и работы. Районные коэффициенты учитываются при исчислении заработной платы работников по месту их фактической постоянной работы независимо от местонахождения работодателя (пп. «б» п. 2 Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 № 15/30). За невыплату районных коэффициентов или за задержку их выплаты работодатели могут быть привлечены к материальной, административной и уголовной ответственности (ст. ст. 142, 236 ТК РФ, ст. 5.27 КоАП, ст. 145.1 УК РФ). По смыслу ст. 316 ТК РФ районный коэффициент увеличивает заработную плату работников, выполняющих трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Районный коэффициент начисляется по месту фактической постоянной работы независимо от места нахождения работодателя, в штате которого состоит работник (пп. «б» п. 2 Разъяснения Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 № 15/30 «О порядке применения условий труда, установленных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 № 620, к отдельным категориям работников»). Место фактической постоянной работы работника может не совпадать с местом нахождения организации или её структурного подразделения. Если работник трудится в обособленном структурном подразделении организации, которое расположено в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, то независимо от места нахождения самой организации оплата его труда должна производится с учётом районного коэффициента. (Обзор Верховного Суда РФ от 26.12.2014). Право на получение районных коэффициентов к заработной плате возникает у работника с первого дня работы в соответствующих местностях и сохраняется до дня увольнения включительно. Районный коэффициент начисляется на заработную плату, в которую включаются все выплаты в пользу работающих лиц, носящие характер заработной платы, в том числе вознаграждения за выслугу лет (см. Постановление Минтруда России от 11.09.1995 г. № 49). Кроме того, районный коэффициент начисляется на надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) и компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда. К таким выплатам относятся: - надбавки к тарифным ставкам и окладам за классность, звание по профессии, непрерывный стаж работы по специальности, профессиональное мастерство, высокую квалификацию, должностным лицам, допущенным к государственной тайне, профессорам и доцентам в государственных образовательных учреждениях; - ежемесячные надбавки к должностным окладам (ставкам) за выслугу лет (непрерывную работу); - вознаграждение по итогам работы за год, предусмотренное системой оплаты труда или положением о премировании; - доплаты за условия труда при работе в ночное время, в многосменном режиме, за совмещение профессий (должностей), за учебные степени работникам, занимающих штатные должности в высших учебных заведениях. Кроме того, районный коэффициент применяется к заработной плате работников, занятых на сезонных и временных работах, а также работающих по совместительству. В состав заработка, на который начисляется районный коэффициент, не включаются: - процентные надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям; - все виды выплат по среднему заработку (отпускные суммы, оплата выполнения государственных и общественных обязанностей, оплата на время обучения, повышенная квалификация и др.); - материальная помощь (в т. ч. федеральным госслужащим); - единовременные поощрения, не предусмотренные системой оплаты труда. Не является основанием для начисления районного коэффициента направления работника в командировку в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, если основное место работы не относится к указанным районам и местностям, т. к. в командировке (ст. 166 ТК РФ) работник выполняет поручение работодателя, а не трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором (Обзор Верховного Суда РФ от 26.12.2014). Поскольку зарплата максимальным размером не ограничивается (ст. 312 ТК РФ), районный коэффициент начисляется на всю заработную плату (ст. 129 ТК РФ). В связи с тем, что районный коэффициент не образует новых тарифных ставок и окладов, он не учитывается при исчислении различных видов выплат из расчёта тарифной ставки или оклада (например, надбавки к зарплате взамен суточных, доплаты за работу в ночь и т.д.) В организациях, финансируемых из бюджета, исходя из требований ст. 144 ТК РФ, применяются районные коэффициенты, установленные централизованно. Прочие организации (бизнес), согласно ст. 135 ТК РФ могут применять при оплате труда своих работников размеры коэффициентов, закрепляя их в локальных нормативных актах (коллективных договорах), в трудовых договорах. Расходы на районные коэффициенты относятся на затраты производства, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль. Таким образом, существующая нормативная база требует от работодателей начислять районный коэффициент на всю заработную плату, которая в соответствии со ст. 129 ТК РФ может включать в свой состав три элемента: фиксированную часть в виде оклада или тарифной ставки, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты (премий и т.д.), которые отличаются по целям, содержанию и основаниям начисления. Компенсационные выплаты, которые входят в состав зарплаты, следует отличать от компенсационных выплат, установленных гл. 23 ТК РФ, которые не являются частью заработной платы и представляют выплаты для возмещения затрат, связанных с исполнением работником вне места работы трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК РФ (ст. 165). Следует обратить внимание, что ч. 1 ст. 129 ТК РФ к компенсационным выплатам, являющимся частью заработной платы, относятся доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Эта норма позволяет отнести районный коэффициент к компенсационным выплатам, как к части заработной платы. Именно так большинство работодателей истолковали и применяют указанное нормативное положение. Начисляя зарплату таким образом, т. е. включая районный коэффициент в состав заработной платы, работодатели фактически не применяют районный коэффициент к заработной плате. Кроме того, когда вся месячная зарплата начисляется и выплачивается в размере МРОТ и в неё включается оклад, все компенсации, в том числе районный коэффициент, да ещё и премия, то происходит фактическое «обнуление» этих формально начисленных компенсационных выплат. Этим работодатель нарушает как ст. 37 Конституции РФ, не допускающую выплату вознаграждения за труд ниже установленного федеральным законом МРОТ, так и требования ТК РФ по гарантиям повышения оплаты труда, если работники заняты на вредных, опасных и иных условиях труда, отклоняющихся от нормальных, в том числе на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 146 – 148, 149 ТК РФ). К сожалению, отсутствие однозначных формулировок в ст. 129, 133 и 135 ТК РФ по поводу порядка начисления районного коэффициента на заработную плату породило практически повсеместную практику включения работодателями районного коэффициента в состав элементов не только заработной платы, начисленной за месяц, но даже и в состав МРОТ. Сохранению такого законного «беззакония» способствует судебная практика. Так 10 марта 2010 г. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ был утверждён Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за IV квартал 2009 года. В Обзоре Верховный Суд РФ разъяснил, что из анализа ст. 129, 133 и 135 РФ следует, что размеры окладов и тарифных ставок, определяющих месячную зарплату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших норму труда (должностные обязанности) в нормальных условиях, не могут быть меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). Компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты должны начисляться сверх МРОТ. Однако уже в июле 2010 г. Верховный Суд РФ отказался от этой точки зрения, отозвав своё разъяснение по этому вопросу. В результате высшие суды в целом ряде определений по конкретным жалобам стали воспроизводить первоначальную позицию Президиума Верховного Суда РФ, сформированную в указанном выше Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 10 марта 2010 г. Одним из таких очередных решений Верховного Суда РФ стало Определение от 7 октября 2011 года № 3-В11-31 по надзорной жалобе об отмене решения Воркутинского городского суда республики Коми. Указанное Определение повторило точку зрения из Обзора судебной практики от 10 марта 2010 г. и направило исковое заявление на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Некоторые надзорные органы, забыв, что они надзирают над законами, взяли это определение за основу и требуют, чтобы работодатели пересматривали свои Положения об оплате труда и начисляли районный коэффициент на всю зарплату. Однако правовая природа решений судебных органов заключается в том, что они не являются актами, содержащими нормы права, т. е. не носят нормативного характера, а являются актами применения права к разрешению конкретной ситуации. Поэтому работникам, права которых на начисления районного коэффициента на зарплату нарушены, необходимо обращаться в суды. Надзорные органы могли бы оказать таким работникам помощь в составлении исковых заявлений, а не заставлять работодателей выполнять судебные решения даже Верховного суда, которые не касаются этого работодателя. Правильней было бы изменить норму закона. Сделать её более ясной, юридически чёткой и однозначной. Тогда будет понятно, что надзор осуществляется за тем, как работодателями исполняется закон. Нам всем надо учиться жить по закону, а не по понятиям или определениям, даже если это Верховный Суд. Работодателям следует также понять, что ст. 133.1 ТК РФ позволяет региональным соглашением устанавливать размер МРОТ в субъекте больше, чем размер федерального МРОТ. По мнению Верховного Суда РФ, который анализировал практику применения ст. ст. 316 и 317 ТК РФ (Обзор судебной практики, утверждённый Президиумом Верховного Суда РФ от 26.02.2014 г.) районный коэффициент не начисляется к размеру МРОТ, установленному в субъекте РФ. В Омской области Соглашением от 25 декабря 2014 г. № 113-РС подписано «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Омской области», которым с 1 января 2015 года установлено для работников: - внебюджетной сферы (кроме организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вида экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство») - 6860 рублей; - организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного вид экономической деятельности «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», и организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов Омской области - 5965 руб. Исходя из этого, работодатели внебюджетной сферы имеют право устанавливать зарплату в размере МРОТ, установленного в Омской области без начисления районного коэффициента, т. е. 6860 рублей за месяц. Работодатели бюджетной сферы, а также те, которые действуют в сфере сельского хозяйства, охоты и лесозаготовок, должны на МРОТ, который соответствует федеральному уровню 5965 рублей в месяц начислять районный коэффициент, т. е. 5965 Х 1,15 = 6859.75 рублей. Вот такая занимательная арифметика повышения уровня реальной зарплаты у нас в Омской области.

Копьёва Т.В. – главный госинспектор труда Госинспекции труда в Омской области
Кануннников А.Б. – кандидат юридических наук, доцент ОмГАУ

Многие компании имеют свои филиалы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, потому проблема применения так называемых «северных» коэффициентов для них особенно актуальна.

О разных нюансах в применении районных коэффициентов и процентных надбавок, с которыми может столкнуться бухгалтер, кадровик или просто рядовой сотрудник компании, пойдет речь в этой статье.

Необходимость применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях устанавливается статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ).

В соответствии со ст. 148 ТК РФ при выполнении работ в местностях с особыми климатическими условиями работодатель обязан производить оплату труда в размерах, не ниже установленных трудовым законодательством и прочими нормативно-правовыми актами.

Районные коэффициенты устанавливаются:

  • Постановлениями Правительства РФ (ст. 316 ТК РФ)
  • Постановлениями администраций областей, районов и городов
  • Нормативно-правовыми актами, принятыми ранее (до принятия указанных постановлений по настоящее время (ст. 423 ТК РФ). В частности, определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 12.01.2006 № КАС05-612, письмо Минфина РФ от 12.04.2006 № 03-03-04/1/334)

Процентная надбавка устанавливается:

  • Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990г. № 2 (Далее Инструкция №2).
  • Инструкцией о порядке предоставления работникам предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР, Коми ССР в составе РСФСР, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской области, а также в Бурятской АССР, Тувинской АССР и Читинской области, социальных гарантий и компенсаций в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.72г. № 255, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990г. (Далее Инструкция №3).
  • Распоряжением Правительства РСФСР от 26.12.1991г. № 199-р, отменившим ограничения предельного размера дохода работника, на который могли начисляться процентные надбавки.
  • Решением Верховного Суда РФ от 17.07.2000г. № ГКПИ00-315

Если заработная плата работника организации, находящейся в Северном районе состоит из Оклада, надбавки за выслугу лет и премии, к какой из этих частей нужно применять районные коэффициенты и процентные надбавки?

Ко всем из вышеперечисленных. Районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический заработок, в который включаются (согласно Разъяснениям Минтруда России от 11.09.1995г. № 3):

  • должностной оклад (зарплата по тарифным ставкам), начисленный работнику за отработанное время;
  • премии, обусловленные системой оплаты труда;
  • надбавки и доплаты к тарифным ставкам;
  • вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно (Письмо Минздравсоцразвития России от 16.02.2009г. № 169-13);
  • оплата сверхурочного и ночного времени, а также работы в выходные и нерабочие праздничные дни;
  • оплата простоя (по независящим ни от работника, ни от работодателя причинам).

Ограничения, связанные с максимальным размером заработка, на который должны были применяться районные коэффициенты и процентные надбавки, были законодательно отменены еще в 1991 году (распоряжением Правительства РСФСР от 26.12.91г. № 199-р). Таким образом, начислять указанные коэффициенты необходимо на всю сумму фактического заработка без ограничений.

Кроме того, за нарушение трудового законодательства на руководителя компании может быть наложен административный штраф в размере от 1 000 до 5 000 руб., а на организацию – от 30 000 руб. до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Если же нарушение носит повторный характер, и должностное лицо уже было привлечено к административной ответственности по данной статье, тогда к нему может быть применена другая мера – дисквалификация на срок от 1 до 3х лет.

Помимо штрафа, в случае привлечения работодателя к ответственности, он будет обязан вернуть невыплаченные работнику в срок деньги с процентами за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты до дня фактической выплаты денежных средств, в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ.

Если Компания находится в Москве и имеет филиалы в районах Крайнего севера, нужно ли применять северные коэффициенты на начисленную заработную плату работников таких филиалов?

Да, нужно. Районные коэффициенты и процентная надбавка применяются по месту фактической работы сотрудника организации, вне зависимости от местоположения головного офиса.

Такая позиция была обозначена Госкомтрудом СССР (п. 2 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 11.11.1964 № 15/30 «О порядке применения условий оплаты труда, установленных постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15.07.1964 № 620 к отдельным категориям работников) и Министерством труда России (пп. «а» п.5 Рекомендаций по заключению трудового договора (контракта), отражающих специфику регулирования социально-трудовых отношений в условиях Севера, утвержденных постановлением Минтруда России от 23.07.1998 № 29).

Такую же позицию поддерживает налоговая инспекция. В целях признания расходов по налогу на прибыль к расходам на оплату труда относятся начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях (п. 11 ст. 255 Налогового кодекса – далее НК РФ). При этом, согласно ст. 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

В качестве документального обоснования налоговое ведомство выдвигает 2 критерия: 1) начисление районных коэффициентов и процентных надбавок должно быть зафиксировано в трудовых договорах; 2) организация должна иметь документальное подтверждение факта трудовой деятельности сотрудника в филиале (обособленном подразделении), расположенном в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях.

В случае, когда работник принимается на работу в филиал, представительство или иное обособленное структурное подразделение организации, в качестве дополнительного обязательного условия признания расходов на оплату труда, появляется необходимость включения в трудовой договор условия о месте работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения (ст. 57 ТК РФ).

При соблюдении этих условий Организация сможет учитывать в целях налогообложения прибыли расходы на оплату труда данных работников с учетом районных коэффициентов, законодательно установленных для данной местности и действующих в настоящее время. (Письмо ФНС от 22.10.2009г. № 3-2-09/223, письмо УМНС России по г. Москве от 29.01.2001 № 03-12/3562.)

А если сотрудник постоянно не работает в структурном подразделении, находящимся в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностям, а временно командируется туда головной организацией для выполнения служебного задания. Нужно ли тогда начислять районный коэффициент, применяемый для расчета дохода работников данного структурного подразделения?

Не нужно. Если работник командируется из другой местности, районные коэффициенты, установленные в месте командировки, к зарплате таких сотрудников не применяются (п. 4 Инструкции № 2).

За такими работниками сохраняется средний заработок по основному месту работы (ст. 167 ТК РФ) с применением того районного коэффициента, который применяется по месту расположения головной организации, направившей данного работника в командировку. (пп. «л» п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. № 922).

Если сотрудник имеет разъездной характер работы и вынужден регулярно перемещаться между филиалами, расположенными на территориях с разными районными коэффициентами, как тогда рассчитывать его заработную плату?

Пропорционально отработанному времени с применением северных коэффициентов во время трудовой деятельности в северных районах. Иногда возникают ситуации, когда в течение года сотрудник выполняет свои текущие трудовые обязанности как в районах, где применяются районные коэффициенты и надбавки, так и в обычных местностях. Например, при разъездном характере работы.

В этом случае соответствующие гарантии и компенсации будут применяться пропорционально отработанному в таких районах времени. (Определение Верховного Суда от 06.05.2011 № 78-B11-16.) А значит, у работодателя возникает обязанность по раздельному учету дней, отработанных на территориях с разными районными коэффициентами.

Для этого в унифицированные формы табеля учета рабочего времени (№ Т-12 и Т-13) вводятся дополнительные графы. Изменения оформляются приказом руководителя организации-работодателя. (Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденный постановлением Госкомстата России от 24.03.1999г. № 20.)

Однако тогда нужно прописать разъездной характер работы сотрудника в его личном трудовом договоре (ст. 57 ТК РФ), а также вписать его должность в перечень работ, профессий, должностей работников, постоянная работа которых имеет разъездной характер, закрепив его коллективным договором, приказами и прочими локальными нормативными актами (ст. 168.1 ТК РФ). В этом случае служебные поездки работника не будут оформляться как командировки (ст. 166 ТК РФ).

Если работник проживает в местности, где не применяются районные коэффициенты, а числятся в компании, расположенной в местности, где такие коэффициенты применяются (например, надомные работники), нужно ли тогда учитывать повышающие коэффициенты при расчете их дохода?

Да, нужно. В этой ситуации стоит руководствоваться постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987г. № 403/20-155. В качестве главного критерия применения районных коэффициентов и надбавок к зарплате работника указанное постановление выделяет трудовую деятельность в соответствующей местности, а не место проживания или регистрации работника. Иных критериев выплаты районных надбавок постановление не содержит.

Сотрудница, работающая в филиале организации, расположенном в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, ушла в декрет. Нужно ли начислять районный коэффициент на ежемесячное пособие по уходу за ребенком?

Если пособие рассчитывается исходя из заработной платы работника, которая определялась с применением указанного коэффициента, тогда увеличивать пособие не нужно.

Если же ежемесячное пособие выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (например, если страховой стаж работницы менее 6 месяцев), тогда районный коэффициент применять нужно (ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Сотрудники компании работают в разных филиалах компании. Один расположен в Красноярске, другой - в Новосибирске. Полагается ли им дополнительный отпуск в связи с их работой в условиях крайнего севера?

Для сотрудников Красноярского филиала – полагается.

Для сотрудников Новосибирского филиала – не полагается.

В соответствии со ст. 14 закона РФ от 19.02.1993г. № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее Закон № 4520-1), помимо установленных трудовым законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях работникам компаний, расположенных на территориях с особо суровым климатом, в качестве компенсации устанавливается дополнительный ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:

  • 24 календарных дня – для районов Крайнего Севера;
  • 16 календарных дней – для приравненных к ним местностям;
  • 8 календарных дней – для прочих Северных районах, где установлен районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.

Из данной статьи закона буквально следует, что работников организаций, находящихся в районах, в которых нормативно-правовыми актами установлен районный коэффициент и процентная надбавка, предусмотрен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск: 8 календарных дней.

Подобная точка зрения поддерживается Верховным Советом РФ. В п. 3 своего Постановления от 19.02.1993г. № 4521-1 он объявил о том, что все государственные гарантии и компенсации, предусмотренные законом № 4520-1 распространяются на компании, находящиеся в районах Севера (не относящиеся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям), где установлены одновременно и районный коэффициент, и процентная надбавка к заработной плате.

Поскольку города Красноярск и Новосибирск относятся лишь к Северным районам, дополнительный отпуск работникам филиалов будет полагаться в случае, если для города Красноярска и Новосибирска предусмотрены районные коэффициенты и процентные надбавки.

Своим постановлением № 311-П администрация Красноярского края установила районный коэффициент 1,3 вместо действовавшего ранее коэффициента 1,2. Данный коэффициент действует для всех предприятий и организаций края, независимо от формы собственности (Постановление № 311-п от 21.08.1992г. «Об установлении районного коэффициента»).

Правомерность применения коэффициента 1,3 в данной местности подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2008г № А33-15507/2007-Ф02-2142/2008).

В силу п. 1 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.09.1989г. № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» за непрерывный стаж работы сотрудникам предприятий, расположенных в южных районах красноярского края (в т.ч. в городе Красноярск) полагается 10% надбавка за 2ой год работы с увеличением еще на 10% за каждые последующие 2 года работы, но не более 30% заработка (п. 1 Инструкции № 3).

Таким образом, сотрудникам, работающим в филиале, находящемся в г. Красноярске, помимо установленных трудовым законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, в качестве компенсации полагается дополнительные 8 календарных дней отпуска.

Для города Новосибирска, решением администрации области и Постановлением Правительства РФ установлен повышенные районный коэффициент в размере 1,25. (п. 1 Постановления администрации Новосибирской области от 20.11.1995г. № 474 «О введении повышенного районного коэффициента к заработной плате на территории области» с 01.01.1996г., п. 17 постановления Правительства РФ от 31.05.1995г. № 534 «О Мерах по решению неотложных проблем стабилизации социально-экономического положения в Новосибирской области»).

Однако процентная надбавка к заработной плате для города Новосибирска законодательством не предусмотрена.

Таким образом, несмотря на то, что г. Новосибирск находится в Северном районе и работникам организаций, расположенных там положен районный коэффициент за работу в суровых климатических условиях, дополнительные календарные дни отпуска за работу на северных территориях для них законодательством не предусмотрены.

Стоит, однако, отметить, что работодатели могут установить дополнительные отпуска для своих работников самостоятельно, если только их решение не будет противоречить трудовому законодательству (п. 2 ст. 116 ТК РФ). Главное не забыть прописать порядок, условия и продолжительность таких отпусков в коллективных договорах или локальных нормативных актах, принимаемых с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

Филиалы компании располагаются в Омске, Владивостоке, Уфе и других крупных российских городах. Где можно посмотреть величину районных коэффициентов и процентных надбавок для этих мест?

Департаменты Министерства Труда и Пенсионного Фонда России издали Информационное письмо, в котором указали размеры Районных коэффициентов для ряда районов и областей на территории Российской Федерации (Информационное письмо Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда РФ, Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ и Департамента организации назначения и выплаты пенсий Исполнительной дирекции ПФР от 19 мая, 9 июня 2003 г. NN 670-9, 1199-16, 25-23/5995).

В справочно-правовой системе Гарант можно также найти Справки о районных коэффициентах к заработной плате, начиная от относительно недавно изданных Постановлений правительства и Указов Президента РФ, заканчивая Постановлениями Совета Министров СССР и Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС, которые действуют в части не противоречащей нормативно-правовым документам министерств и ведомств РФ.

(Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями").

Читайте также: