Входит ли в должностные обязанности учителя дежурство по школе

Опубликовано: 17.09.2024

Обязаны ли учителя бесплатно дежурить по школе и какими нормативными актами это должно быть прописано в школе?

Дежурство учителей предусмотрено Приказом Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 г. N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:

2.3. Другая часть педагогической работы, определяемая с учётом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

самостоятельно — подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;

в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, — ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;

правилами внутреннего трудового распорядка — организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;

планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством — выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;

графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, — выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);

трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) — выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);

локальными нормативными актами организации — периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приёма ими пищи.

При составлении графика дежурств в организации работников, ведущих преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.


Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобождённым от основной работы на период проведения единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ), предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ***.

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Организация дежурства педагогических работников в ОО – одно из условий безопасности образовательной деятельности

Автор-составитель: Субботина Татьяна Валентиновна

Методические рекомендации

«Организации дежурства педагогических работников в образовательной организации – одно из условий безопасности образовательной деятельности»

Пояснительная записка

Методические рекомендации по организации дежурства педагогических работников в образовательной организации предназначены в помощь администрации образовательной организации, педагогическим работникам.

В данных методических рекомендациях изложены понятие дежурства, цель организации дежурства, даны рекомендации по разработке локальных актов, регламентирующих порядок организации дежурства, даны примерное положение о дежурстве и должностная инструкция дежурного учителя.

Целью организации дежурства является обеспечение условий для безопасной деятельности образовательной организации, включающих в себя:

- безопасное функционирование здания и оборудования;

- поддержание санитарно-гигиенического состояния помещений;

- соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и правил поведения всеми участниками образовательной деятельности;

- оперативное реагирование и принятие соответствующих мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе несчастных случаев с обучающимися и их травмирования.

Организация дежурства способствует профилактике несчастных случаев и детского травматизма в образовательной организации, развитию культуры взаимоотношений и чувства ответственности.

Понятие «дежурство»

Современное трудовое законодательство не содержит единого понятия «дежурство».

Дежурство может предполагать выполнение работником его обычных трудовых обязанностей в рамках профессии, квалификации, должности в пределах установленного для него рабочего времени. Использование термина «дежурство» обусловлено спецификой трудовой функции, заключающейся в готовности в необходимый момент совершить определенные действия (пресечь правонарушение, устранить аварию и т. п.). Такого рода дежурства не требуют какой-либо специфической регламентации, осуществляются в рамках обычного рабочего времени работника.

Дежурства в образовательной организации могут быть периодические, кратковременные в период образовательной деятельности. Они могут при необходимости организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся, воспитанников различной степени активности, приёма ими пищи.

Нормативно-правовая база, регламентирующая порядок организации дежурств в образовательной организации

Законодательство допускает привлечение педагогов к кратковременным дежурствам во время перерывов между занятиями, если это не выходит за пределы рабочего времени педагогов (не более 36 часов в неделю).

Основным документом, регламентирующим порядок осуществления дежурств, должен стать соответствующий локальный нормативный акт, принимаемый организацией самостоятельно.

В тех случаях, когда отдельные вопросы организации дежурств регламентированы на уровне законов или подзаконных нормативных актов, их положения также должны учитываться при составлении соответствующего локального нормативного акта.

Локальный нормативный акт, принимаемый работодателем, должен включать в себя все необходимые элементы, определяющие порядок привлечения работников к дежурствам. Вид и порядок дежурства определяются в первую очередь его целями.

Порядок привлечения к дежурствам должен включать в себя: круг субъектов, осуществляющих дежурство; периодичность дежурств; их продолжительность; порядок формирования графиков дежурств и доведения их до сведения работников.

Положение об организации дежурств должно предусматривать алгоритм поведения дежурного, его права и обязанности, правила взаимодействия с другими структурными подразделениями, а в случае необходимости и с другими организациями.

Порядок организации дежурства

Каждая организация имеет собственную специфику ведения дежурств, обусловленную её потребностями и особенностями организации труда. В связи с этим обязанность по обучению работников правилам осуществления дежурства лежит на работодателе.

При составлении графика дежурств педагогических работников в образовательной организации в период проведения учебных занятий, до их начала и после окончания учебных занятий учитываются: сменность работы образовательной организации, режим рабочего времени каждого педагогического работника в соответствии с расписанием учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, чтобы не допускать случаев длительного дежурства педагогических работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.

Организация дежурства производится на основе положения о дежурстве, инструкций и графика дежурств (смотри приложения).

Положение о дежурстве в образовательной организации (примерное)

Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом образовательной организации.

Дежурство в образовательной организации осуществляется с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности обучающихся и педагогического коллектива, сохранения порядка и дисциплины.

В своей деятельности дежурные педагогические работники руководствуются: Законом «Об образовании в Российской Федерации»; нормативными документами Министерства образования и науки РФ; локальными актами образовательной организации; Уставом образовательной организации; действующим трудовым законодательством; настоящим Положением.

1. Общие положения о дежурстве

1.1. Дежурство в образовательной организации проводится с целью предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций, поддержания дисциплины, порядка и предупреждения несчастных случаев и травматизма.

1.2. Дежурство организуется на основании настоящего положения, которое принимается на Управляющем совете и утверждается руководителем образовательной организации.

2. Обязанности дежурного администратора

2.1. Указывается конкретное время начала дежурства.

2.2. Дежурный администратор встречает детей.

2.3. Перед началом учебных занятий дежурный администратор обязан:

- произвести обход общественных зон на предмет готовности к учебно-воспитательной деятельности;

- проверить состояние отопления и температурного режима, освещения;

- при необходимости включить (выключить) освещение в вестибюле, на этажах, лестничных клетках, местах общего пользования;

- произвести внутренний осмотр здания, учебных кабинетов, окон и дверей;

- проверить санитарное состояние учебных кабинетов и качество уборки кабинетов, коридоров, лестничных клеток;

- проверить и при необходимости организовать работу дежурных учителей.

2.4. Во время учебного процесса:

- не допускать опоздания на занятия педагогов и учащихся;

- следить за выполнением преподавателями единых требований к учащимся, в том числе и к внешнему виду; санитарно-гигиенических требований во время образовательного процесса;

- не допускать нахождения в школе посторонних лиц;

- контролировать дежурство учителей на постах;

- контролировать выполнение сотрудниками Правил внутреннего распорядка, учащимися – Правил поведения учащихся.

3. Обязанности дежурного учителя

3.1. Указывается конкретное время начала дежурства.

3.2. Учителя обязаны нести дежурство по образовательной организации в соответствии с утверждённым директором графиком. Дежурство между учителями распределяется в соответствии с их нагрузкой. Учителя привлекаются к дежурству во время перемен преимущественно в дни их наибольшей учебной нагрузки.

3.3. Дежурный учитель несёт ответственность за жизнь и здоровье учащихся, в случае травмы обязан в кратчайший срок сообщить администрации о случившемся и о принятых мерах.

3.4. В обязанности дежурного учителя входят:

- дежурство на посту, обеспечение порядка;

- наблюдение за поведением учащихся во время перемен;

- организация и контроль за дежурством учащихся на этом же участке, внесение предложений дежурному классному руководителю и дежурному администратору;

- проведение совместно с педагогами воспитательной работы с детьми девиантного поведения;

- наблюдение за соблюдением правил пожарной безопасности и санитарии.

В случаях аварий коммунальной системы сообщает об этом дежурному администратору или вызывает аварийную службу.

3.5. Обо всех фактах нарушения режима работы образовательной организации на обозначенных ему участках дежурства сообщает докладной запиской администратору.

3.6. Дежурный учитель, в случае невозможности выполнять свои обязанности , должен заблаговременно поставить об этом в известность администрацию с целью своевременной замены.

Примерная «Должностная инструкция дежурного учителя»

1. Общие положения

1.1. Дежурный учитель назначается из числа педагогов на основании приказа руководителя образовательной организации.

1.2. Дежурный учитель подчиняется непосредственно дежурному администратору.

1.3. В своей деятельности дежурный учитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, Кодексом законов о труде Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Москвы и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами образовательной организации (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкцией). Дежурный учитель соблюдает Конвенцию по правам ребёнка.

2. Функции

2.1.Основным направлением деятельности дежурного учителя является контроль за соблюдением обучающимися Правил поведения для учащихся.

2.2. Дежурный учитель выполняет следующие должностные обязанности:

2.2.1. Принимает участие в организации:

- деятельности учащихся во время перемен;

- деятельности сотрудников и учащихся образовательной организации в случае непредвиденных ситуаций;

- в случае необходимости вызова аварийных служб.

2.2.2. Принимает участие в координации:

- совместной деятельности сотрудников и учащихся образовательной организации, аварийных и специальных служб в случае непредвиденных ситуаций.

- соблюдение обучающимися Правил поведения для учащихся.

3. Права

Дежурный учитель имеет право в пределах своей компетенции:

3.1. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс.

3.2. Отдавать обязательные распоряжения учащимся во время своего дежурства.

4. Ответственность

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка образовательной организации, законных распоряжений руководителя и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, дежурный учитель несёт дисциплинарную ответственность в порядке, определённом трудовым законодательством.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, дежурный учитель может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

4.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса дежурный учитель привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

4.4. За виновное причинение образовательной организацией или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей дежурный учитель несёт материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

5. Взаимоотношения. Связи по должности

5.1. Работает по графику, утверждённому руководителем образовательной организации.

5.2. Информирует дежурного администратора и соответствующие службы о всех чрезвычайных происшествиях в образовательной организации, связанных с жизнью и здоровьем детей.

Нормативные документы:

1. Федеральный закон от 29.12.12. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 41 п. 8 ч. 1).

2. Приказ Министерства образования и науки России от 11 мая 2016 г. № 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».



В мае 2016 года Министерство образования и науки издало приказ №536, регламентирующий особенности режима рабочего времени педагогических работников. В этом приказе есть пояснения по вопросам дежурства учителей в школе, и, поскольку он действует на всей территории России, то и расписание всех школ должно соответствовать этому приказу.

В этой статье мы не будем рассматривать школы с круглосуточным пребыванием детей, а рассмотрим самые обычные, массовые школы.

Согласно приказу 536, рабочее время учителя состоит из двух частей:

  • нормируемая часть педагогической работы, которая определяется в астрономических часах и включает проводимые занятия, перемены и «динамическую паузу» в 1 классе. Эта нагрузка регулируется расписанием занятий.
  • другая часть педагогической работы
    • включенная в должностные обязанности, предусмотренные квалификационными характеристиками (в рамках оклада);
    • дополнительная работа, непосредственно связанная с образовательной деятельностью, выполняемая с письменного согласия работника, за дополнительную плату.

    Эта «другая часть педагогической работы» предусматривает периодические кратковременные дежурства в организации, в т.ч. дежурства на переменах.

    Правила организации таких дежурств (пункт 2.3 приказа №536):

    • необходим локальный нормативный акт, регулирующий дежурства;
    • запрещено допускать случаи длительного дежурства работников;
    • запрещены дежурства в дни, когда учебная нагрузка учителя отсутствует или незначительна;
    • в дни дежурств дежурство учителя начинается не ранее 20 минут начала занятий учителя и заканчивается не позднее 20 минут окончания последнего занятия учителя (а не школы или класса).

    Как быть, если требуется дежурить не учителю-предметнику, а классному руководителю?

    Классное руководство — это дополнительный вид работы, на который соглашается учитель письменно и на условиях дополнительной оплаты. Это не «вторая должность» учителя, а, как правило, «внутренне совмещение», то есть это нагрузка не сверх часов ставки учителя, а в рамках этих часов. Таким образом, время выполнения функций классного руководителя также ограничивается расписанием занятий учителя и его нагрузкой, а также планами и графиками работы школы, утвержденными локальными актами организации в установленном в трудовым законодательством порядке и в соответствии с приказом 536.

    Подробнее вопрос рабочего времени классного руководителя обсуждается здесь.

    При этом важно понимать, что приказ рекомендует предусматривать для учителей и педработников свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

    Дежурство в воскресенье и праздничные дни

    В трудовом договоре учителя написано, какая у него продолжительность рабочей недели, какие дни — выходные. Как правило, выходной день — воскресенье или суббота и воскресенье («методический день» не является выходным днем). Также выходными днями являются государственные праздники.

    В выходные дни учитель не работает ни как учитель, ни как классный руководитель.

    Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, перечисленных ниже.

    Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений.

    Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях:

    • для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
    • для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;
    • для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

    Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускается только при условии, если это не запрещено им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть под роспись ознакомлены со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день. Подробнее.

    От автора: у меня есть несколько вопросов по организации труда учителя, в более сложных ситуациях, поэтому выслушаю ваши комментарии.

    Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
    стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
    и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

    1. Настоящее положение регламентирует обязанности дежурного администратора, дежурного учителя, дежурного класса и устанавливает порядок организации дежурства по школе.

    2. Дежурство по школе организуется с целью обеспечения безопасности жизнедеятельности педагогического коллектива и обучающихся, организации контроля за сохранностью школьного имущества, за соблюдением всеми участниками учебного процесса порядка, чистоты.

    II. Организация дежурства по школе.

    1. Цель организации дежурства

    1.1. Целью организации дежурства является обеспечение безопасной жизнедеятельности школы, которая включает в себя:

    - нормальное и безопасное функционирование здания, сооружений, оборудования тепловых, водоканализационных, электрических сетей, телефонной связи;

    - поддержание удовлетворительного санитарно-гигиенического состояния помещений и прилегающих территорий;

    - соблюдение правил внутреннего трудового распорядка и правил поведения всеми участниками образовательного процесса;

    - сохранность имущества школы и личных вещей участников образовательного процесса;

    - отсутствие в школе посторонних лиц и подозрительных предметов;

    - оперативное реагирование и принятие соответствующих мер в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

    1.2. Организация дежурства способствует развитию культуры взаимоотношений и чувства ответственности за поддержание уклада жизни школьного коллектива.

    2. Организация дежурства в учебное время

    2.1. Дежурство в учебное время осуществляется дежурной сменой.

    В её состав входят:

    - дежурные педагогический работник

    - дежурные учащиеся 5 – 9 классов;

    - уборщик служебных помещений.

    2.2. Дежурство педагогических работников осуществляется в соответствии с графиком

    2.3. Продолжительность дежурств определяется годовым календарным учебным графиком школы.

    2.4. Время дежурства:

    • дежурный учитель – за 20 минут до начала своих уроков по расписанию и спустя 20 минут после окончания последнего своего урока по расписанию

    • дежурные ученики - 8.00 – до окончания уроков своего класса по расписанию и после сдачи постов дежурному учителю • гардеробщик –7.00 – 13.00 и 13.00 -19.00

    • уборщик служебных помещений: в дневное время - 8.00 – 14.00 (вечером – с 14.00 до 20.00)

    3. Организация дежурства во внеучебное время

    3.1. В выходные дни дежурство по школе осуществляется сторожем по установленному графику.

    3.2. При проведении мероприятий в школе в выходные, праздничные и каникулярные дни приказом директора школы назначается дежурный педагог (группа педагогов), который организует и проводит мероприятия.

    3.3. Для дежурства в праздничные дни приказом директора школы назначаются:

    - дежурный работник, находящийся в школе рядом с одним из телефонов:

    с 20.00 до 8.00 – сторож; с 8.00 до 20.00 – дежурные педагоги.

    За каждые 4 часа дежурства в праздничные дни педагогу предоставляется отгул или добавляется один день к ежегодному отпуску.

    В исключительных случаях вместо педагога дежурство по школе в праздничные дни может быть возложено на работников из числа технического персонала школы.

    3.4. В каникулярное время дежурство по школе осуществляется работниками из числа технического персонала школы по графику. В случае производственной необходимости в каникулярное время к дежурству могут привлекаться педагоги по графику.

    3.5. В период экзаменационной сессии дежурство осуществляется педагогическими работниками по графику, утверждённому директором школы. Количество дежурств педагога в ходе экзаменационной сессии зависит от его занятости в этот период и от его учебной нагрузки согласно тарификации.

    4. Обязанности дежурных работников

    4.1. Дежурный учитель обязан:

    - в соответствии с графиком дежурства находиться на своём посту;

    - обеспечивать соблюдение правил поведения и правил внутреннего трудового распорядка в школе, не допускать курения учащихся в помещении школы и на пришкольной территории;

    - контролировать дежурство учащихся на постах;

    - следить за проветриванием коридоров, рациональным использованием электроэнергии и воды, санитарным состоянием вестибюля, раздевалок, лестниц, территории школы;

    - Проверять наличие у учащихся сменной обуви.

    - Приучать учащихся здороваться при входе в школу.

    - Не допускать опоздания учащихся на уроки.
    - Не допускать нахождение в школе посторонних лиц.

    - Не выпускать учащихся из школы до конца занятий.

    - Фиксировать в журнале дежурства все нарушения Правил поведения учащихся.

    - Быть корректным и доброжелательным в общении с учащимися, родителями, сотрудниками и гостями школы.

    - Регулярно проводить вместе с дежурным администратором рейды по соблюдению Правил поведения учащихся.

    - не покидать школу в рабочее время без разрешения директора.

    - нести ответственность за сохранность жизни и здоровья учащихся в период с 8.00 до 15.00

    - докладывать обо всех недостатках дежурному администратору и принимать необходимые меры для их устранения.

    4.2. Инструкция для дежурного класса

    - Дежурство класса начинается в 8.00 и заканчивается в 14.30. В этот период времени дежурные должны находиться на своих постах. Покидать пост можно только на время урока. Итоги дежурства за день подводятся в рабочем порядке.

    - Перед началом дежурства староста раздает бейджики дежурным.

    - Классный руководитель производит обход школы на предмет готовности к занятиям.

    - Дежурные ученики находятся на своих постах до занятий, на переменах и после занятий до конца дежурства, обеспечивая порядок и чистоту на закрепленном участке.

    - После 1-го урока староста класса собирает сведения об отсутствующих учащихся и делает запись в специальном журнале.

    - Дежурные в вестибюле следят за тем, чтобы ребята организованно снимали верхнюю одежду и оставляли её в гардеробе, контролируют наличие сменной обуви перед началом занятий, следят за порядком в раздевалке, помогают одеваться и раздеваться учащимся младших классов;

    - Дежурные обеспечивают чистоту и порядок на закреплённых за ними участках школы;

    - Дежурные по столовой помогают обслуживающему персоналу накрывать столы, убирать посуду со столов, протирать столы. Во время коллективных завтраков стараются не допускать выноса продуктов из столовой.

    Учащиеся дежурного класса имеют право требовать от учащихся школы:

    переобуть сменную обувь;

    предъявлять дневники при опоздании;

    не оставлять мусор во время перемен;

    убирать посуду за собой во время завтраков в столовой;

    не выносить из столовой еду в неупакованном виде.

    При необходимости дежурные докладывают о нарушениях дежурному учителю по этажу.

    Обо всех нарушениях и экстремальных ситуациях дежурные учащиеся сообщают дежурному классному руководителю, дежурному учителю по этажу или другому педагогу или сотруднику школы.

    После окончания дежурства староста дежурного класса совместно с дежурным учителем обязан проверить качество уборки классных комнат и занести оценки в Журнал дежурного класса.

    4.3. Инструкция для дежурного по классу.

    1. Главная задача дежурства по классу - обеспечить систематическую ежедневную уборку класса, подготовку классного оборудования к уроку.

    Одна из важнейших целей дежурства по классу - развитие самоуправления и самообслуживания в коллективе.

    2. Общая организация дежурства по классу:

    - Дежурят по классу в порядке установленной очереди все ученики класса по два человека одновременно в продолжении недели.

    - График дежурства по классу утверждается классным собранием и вывешивается в классном уголке.

    3. Обязанности дежурных по классу :

    - Дежурные обязаны, принимая класс, тщательно проверить состояние помещений и мебели.

    - Перед началом уроков дежурные обеспечивают готовность класса к учебным занятиям, готовят мел, тряпку.

    - Одна из важнейших обязанностей дежурных добиться от каждого ученика бережного отношения к школьной собственности и в случае надобности требовать, чтобы ученик, портивший мебель, помещение сам приводил их в порядок.

    - Во время перемен дежурные добиваются своевременного выхода всех учащихся из класса, обязательно проветривают помещение, готовят доску, проводят по мере надобности малую уборку класса.

    - Дежурный имеет право сделать замечание любому ученику, нарушающему единые требования школы, и поставить вопрос о его наказании перед советом класса.

    - Если дежурные плохо дежурили, то они назначаются на повторное дежурство и им снижается оценка за поведение на балл.

    4.4 Дежурный уборщик служебных помещений обязан:

    - следить за рациональным использованием электроэнергии и воды, санитарным состоянием здания школы, проветриванием коридоров, исправностью сливных бачков в санузлах школы;

    - проверять состояние (чистоту) фойе, центрального входа (крыльца, тамбура), не допускать курение учащихся в помещениях школы и на пришкольной территории;

    - обеспечивать чистоту в коридорах и рекреациях, санузлах школы;

    - исполнять обязанности гардеробщика в период его отсутствия на посту;

    - помогать дежурному учителю первого этажа осуществлять дежурство в фойе школы;

    - осуществлять дежурство в фойе школы во время большой перемены.

    - немедленно докладывать дежурному учителю или администратору о происшествиях и выявленных недостатках.

    4.5. Обязанности сторожа

    Сторож выходит на дежурство в соответствии с графиком, составленным заместителем директора по хозяйственной работе .

    В период своего дежурства отвечает за функционирование электрических, тепловых и водоканализационных сетей, сохранность имущества школы, соблюдение правил пожарной безопасности.

    - при заступлении на дежурство и далее через каждые 1,5-2 часа совершать обход здания школы внутри и производить его наружный осмотр, проверить плотность закрытия рам и форточек, отсутствие посторонних лиц и подозрительных предметов, наличие ключей от кабинетов, надёжность запоров входных дверей, запасных входов, входов в помещение школы, исправность наружного освещения, исправность сливных бачков в санузлах школы;

    - при обнаружении неисправности или выявлении недостатков принять оперативные меры для их устранения, при невозможности устранить их самостоятельно сообщить заместителю директора по хозяйственной работе или директору школы;

    - в случае неправомерных действий со стороны посторонних лиц немедленно сообщить об этом по телефону 02, воспользоваться кнопкой экстренного вызова полиции и принять меры к сохранению имущества и задержанию нарушителей;

    - в случае задымления или воспламенения помещений школы немедленно сообщить по телефону 01, воспользоваться кнопкой экстренного вызова пожарной команды и принять необходимые меры к тушению пожара, спасению здания и имущества школы;

    - докладывать заместителю директора по хозяйственной работе или директору школы обо всех происшествиях за смену в письменном виде (записывать в тетради осмотра помещений).

    5. Подведение итогов дежурства по школе

    5.1. Итоги дежурства по школе за прошедшую неделю подводятся на общешкольной линейке каждый понедельник.

    На первый взгляд, с рабочим временем педагогов все просто — 18 часов нагрузки в неделю на ставку плюс методические часы. Но есть классное руководство, другие дополнительные обязанности, работа в каникулы и карантин. Разбираемся, что входит в рабочее время педагога и как его контролировать.

    Что входит в рабочее время педагога?

    Во-первых, это учебная нагрузка или нормируемая часть рабочего времени. То есть количество уроков, которые ведет учитель. В ставку входит 18 рабочих часов. Учебная нагрузка считается в астрономических часах и включает в себя перемены между уроками. Все вопросы рабочего времени педагогов регламентирует приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2016 года № 536

    Во-вторых, у учителя есть ненормируемое рабочее время. Оно тратится на заведование кабинетами, классное руководство, руководство методическими объединениями и другие обязанности. Такая нагрузка считается по-другому.

    Как считается ненормируемая нагрузка или дополнительные обязанности?

    Ненормируемая нагрузка и дополнительные обязанности регулируются несколькими документами. Это правила трудового распорядка, планы деятельности школы на год, отдельные расписания и планы, трудовой договор, график дежурств. Эти документы разрабатывает администрация школы и подписывает директор. При обсуждении и утверждении правил внутреннего распорядка должны присутствовать члены школьного профсоюза.

    В правилах трудового распорядка должно быть указано, сколько часов педагог тратит на ведение журналов и дневников, консультации родителей.

    В годовом плане школы должно быть указано, сколько часов педагог тратит на участие в педагогических советах, методических советах, на подготовку и проведение родительских собраний.

    В годовом плане или иных планах и графиках должно быть указано, сколько часов нужно тратить на внеклассную работу: конкурсы, спортивные соревнования, оздоровительные мероприятия, экскурсии.

    В трудовом договоре должно быть указано, как считаются и оплачиваются дополнительные обязанности педагога: классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами, руководство методическими объединениями.

    В графике дежурств должно быть указано, сколько времени педагог тратит на дежурства по школе. Данный график должен учитывать рабочее время педагогов — педагогов нельзя заставлять дежурить в те дни, когда у него нет уроков.

    Что с переработками?

    Смотря что считать переработками. Если мероприятия, указанные в годовом плане школы, проводятся в выходные дни, работодатель должен предоставить педагогу лишний выходной или оплатить работу в двойном размере. Если педагога просят выйти в выходные дни на незапланированную работу, должен быть издан приказ, оплачены фактические часы работы в двойном размере и предоставлен выходной.

    Должен ли учитель приходить на работу в дни без уроков?

    Нет. В дни без уроков педагог не обязан приходить в школе, если годовом плане нет обязательных мероприятий. В некоторых школах у педагогов есть один свободный день в неделю для подготовки к занятиям. Министерство образования и науки РФ рекомендует выделять педагогам свободный день, но не обязывает школы это делать.

    Как быть с «окнами»?

    Администрация обязана составлять расписание так, чтобы перерывы между занятиями составляли не более двух часов подряд. Ставить в расписание уроки с большими «окнами» между ними можно только по письменному заявлению педагога.

    Как считается участие в проведении ЕГЭ?

    Педагоги, помогающие в организации ЕГЭ, освобождаются от основной работы. Им выплачивается компенсация — ее размер и порядок выплат определяется в каждом регионе.

    Как педагоги работают в каникулы и карантины?

    Большая часть летних каникул приходится на отпуск. Осенние, зимние, весенние, часть летних каникул и карантины считаются рабочим временем (кроме государственных праздников). В каждой школе по-своему определяют, чем «нагружать» педагогов. Кто-то отправляет педагогов проходить переподготовку, повышение квалификации, отдельные курсы — закон считает это уместным. В других школах педагоги работают дома — дорабатывают образовательные программы, создают КИМы. В третьих — занимаются методической работой в школе. Все нюансы должны быть прописаны в локальных нормативных актах.

    А как другие работники — педагоги-психологи, воспитатели ДОУ?

    Педагог-психолог также должен работать 36 часов в неделю — 18 из них считаются методическими. Учебные часы он тратит на консультации, просвещение, диагностику, профилактику и развивающие занятия, методические часы — на подготовку к ним. Методические часы он может отрабатывать вне школы.

    Педагоги дошкольных организаций должны работать 36 часов в неделю. При этом группа занимается 60 часов в неделю, а работают с ней два воспитателя по очереди. Значит у педагога остается 6 часов, которые он должен отработать. Каждая организация решает этот вопрос по-разному: педагоги подменяют отсутствующих воспитателей, занимаются методической работой, создают наглядные пособия или несколько часов в неделю работают вдвоем в одной группой.

    Читайте также: