Является ли мастер производственного обучения педагогическим работником

Опубликовано: 17.09.2024

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Мастер производственного обучения относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность мастера производственного обучения назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность мастера производственного обучения в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Мастер производственного обучения должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

- Конвенцию о правах ребенка;

- учебные программы по производственному обучению;

- технологию производства по профилю обучения;

- правила технической эксплуатации производственного оборудования;

- основы педагогики, психологии;

- методики профессионального обучения и воспитания обучающихся;

- методы развития мастерства;

- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- технологии педагогической диагностики;

- основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- основы трудового законодательства;

- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.5. Мастеру производственного обучения запрещается:

- оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов мастера производственного обучения;

- использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

1.6. Мастер производственного обучения назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

2. Должностные обязанности

Мастер производственного обучения:

2.1. Проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением.

2.2. Участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

2.3. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий.

2.4. Подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу.

2.5. Заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения.

2.6. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства.

2.7. Организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению.

2.8. Принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением.

2.9. Готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов.

2.10. Участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.11. Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству.

2.12. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

2.13. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.14. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.15. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.16. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.17. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.18. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.19. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.20. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.21. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.22. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.23. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.24. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.25. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Мастер производственного обучения имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

- на сокращенную продолжительность рабочего времени;

- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководства).

3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Мастер производственного обучения несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред.: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства Российской Федерации", 19.08.2013, N 33, ст. 4381.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций

I. Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность

1. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу

Ассистент
Декан факультета
Начальник факультета
Директор института
Начальник института
Доцент
Заведующий кафедрой
Начальник кафедры
Заместитель начальника кафедры
Профессор
Преподаватель
Старший преподаватель

2. Должности иных педагогических работников

Воспитатель
Инструктор-методист
Инструктор по труду
Инструктор по физической культуре
Концертмейстер
Логопед
Мастер производственного обучения
Методист
Музыкальный руководитель
Педагог дополнительного образования
Педагог-библиотекарь
Педагог-организатор
Педагог-психолог
Преподаватель
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
Руководитель физического воспитания
Социальный педагог
Старший вожатый
Старший воспитатель
Старший инструктор-методист
Старший методист
Старший педагог дополнительного образования
Старший тренер-преподаватель
Тренер-преподаватель
Тьютор
Учитель
Учитель-дефектолог
Учитель-логопед

II. Должности руководителей образовательных организаций

1. Должности руководителей

Ректор
Директор
Заведующий
Начальник
Президент

2. Должности заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей, иные должности руководителей

Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника)
Руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения
Заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника, управляющего) структурного подразделения
Первый проректор
Проректор
Помощник ректора
Помощник проректора
Руководитель (заведующий) учебной (производственной) практики
Советник при ректорате
Старший мастер
Ученый секретарь совета образовательной организации
Ученый секретарь совета факультета (института)

1. К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и должностям руководителей образовательных организаций относятся соответственно участвующие в образовательной деятельности директора институтов, начальники институтов, ученые секретари советов институтов, являющихся структурными подразделениями организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

3. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 1 раздела I настоящего документа, относится к должностям профессорско-преподавательского состава в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ. Должность "преподаватель", предусмотренная в подразделе 2 раздела I настоящего документа, относится к должностям иных педагогических работников в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования и организаций дополнительного профессионального образования.

4. Должность "тьютор" предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

5. Должность "президент" предусмотрена только для образовательных организаций высшего образования.

6. Должности "начальник факультета", "начальник института", "начальник кафедры" и "заместитель начальника кафедры" предусмотрены только для образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

нет, такая должность в качестве педагогической не предусмотрена.

Похожие вопросы

ответы на вопрос:

На самом деле полную норму часов. И следует обратить внимание, что эта норма должна быть по должности, указанной в списке - старший мастер производственного обучения действительно в списке не указан.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

(утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781)

(с изменениями от 26 мая 2009 г.)

"4. Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами".

"Решение Верховного Суда РФ от 4 августа 2008 г. N ГКПИ 08-1468

Верховный Суд Российской Федерации рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.А.А. о признании частично не действующим Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, установил: постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список). Этим же постановлением утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

П.А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Списка недействующим в части не включения в пункт 1 раздела "Наименование должностей" должности старшего мастера производственного обучения училища, мотивируя свое требование тем, что длительное время работал в указанной должности, должностные обязанности по которой такие же, как и у заместителя директора (начальника, заведующего) учреждения образования, к этим должностям применяются одинаковые требования и разряды оплаты, критерии их педагогической деятельности не имеют различий. Заявитель полагает, что Список в оспариваемой части нарушает его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренное подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, представляющее интересы Правительства Российской Федерации на основании поручения от 17 июня 2008 г. N КА-П 12-3777, в своих возражениях указало на то, что оспариваемый Список разработан с учетом требований статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которая не устанавливает нового правового регулирования, а предусматривает сохранение права на досрочное назначение пенсии по старости отдельным категориям граждан, включая педагогических работников, должность старшего мастера производственного обучения по ранее действовавшему законодательству не была отнесена к должностям, работа в которых засчитывалась в стаж педагогической деятельности, дающей право на пенсию за выслугу лет.

Заявитель в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителей Правительства Российской Федерации Н.А.С. и Т.О.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации К.В.А., полагавшего в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" была предусмотрена пенсия за выслугу лет в связи с отдельными видами профессиональной деятельности, включая педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет (статья 80). Согласно статье 83 этого Закона списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным Фондом Российской Федерации.

Названный Закон утратил силу со дня введения в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым изменены принципы пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, такой вид пенсии, как пенсия за выслугу лет, не предусмотрен.

Вместе с тем статья 28 этого Федерального закона, включенная в главу VI "Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав", сохраняет право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, в том числе лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 10 пункта 1); предусматривает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, статья 28 указанного Федерального закона не устанавливает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста, а лишь сохраняет такое право за определенными категориями граждан, в том числе за лицами, имевшими право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.

Граждане, работавшие в должности старшего мастера производственного обучения училища, по ранее действовавшему пенсионному законодательству не пользовались правом на получение пенсии за выслугу лет в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Должность старшего мастера производственного обучения училища не входила в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, как и в соответствующий Список должностей, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463.

Следовательно, оспариваемый П.А.А. в указанной им части Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, соответствует требованиям подпункта 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и его право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не нарушает.

Довод заявителя о том, что должность старшего мастера производственного обучения равнозначна должности заместителя директора (начальника, заведующего) учреждения образования, указанной в Списке, не может приниматься во внимание, поскольку фактически сводится ко включению названной им должности в Список.

Определение категории граждан, деятельность которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного воздействия на организм человека различного рода неблагоприятных факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности, а также в связи с особой значимостью, ценностью такой деятельности для государства и общества отнесено законом к компетенции Правительства Российской Федерации.

Исходя из установленного статьей 10 Конституции Российской Федерации принципа самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, суд не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации и определять содержание издаваемых им нормативных правовых актов, вносить в эти акты изменения и дополнения.

Если гражданин считает, что период его работы в определенной должности, не поименованной в Списке, подлежит зачету в специальный трудовой стаж работы, то вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, а именно: характера и специфики, условий фактически осуществляемой гражданином работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п. (пункт 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии"). Не имеют правового значения по настоящему делу доводы заявителя о несоответствии оспариваемого им нормативного положения нормам Конституции Российской Федерации. Проверка конституционности нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и не может осуществляться Верховным Судом Российской Федерации в порядке гражданского судопроизводства (часть 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, часть 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При отсутствии оснований для признания нормативного правового акта Правительства Российской Федерации противоречащим в оспариваемой части Федеральному закону, имеющему большую юридическую силу, в удовлетворении заявления согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении заявления П.А.А. отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме".

Успешное решение задач по обучению, воспитанию и развитию будущих квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях в решающей степени зависит от педагогов - преподавателей и мастеров производственного обучения, их профессиональной и педагогической квалификации.

Мастер производственного обучения - это особая фигура в педагогическом коллективе профессионального учебного заведения, многообразны и сложны его задачи и служебные обязанности. Мастер производственного обучения - это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в трудовую жизнь.

Мастер производственного обучения - учитель и воспитатель молодежи

Для того чтобы быть (стать) квалифицированными педагогами, воспитателями, преподаватель, мастер производственного обучения должны иметь четкую личностно-профессиональную позицию, проявляющуюся в этических и психолого-педагогических установках. Особо важными из них являются следующие:

отношение к обучающимся, учащимся - установка на понимание, сопереживание, на относительную их независимость и самостоятельность, на выявление и использование их творческого потенциала;

отношение педагога к самому себе - установка на заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост и самоанализ, самосовершенствование.

Важнейшим требованием к мастеру производственного обучения как к учителю профессии является его профессионализм. Реальные знания и умения, производственный и жизненный опыт может передать своим воспитанникам только тот мастер, который сам в совершенстве владеет профессиональным мастерством. Влияние мастера только тогда будет эффективным, когда учащиеся будут чувствовать, что их учит настоящий профессионал своего дела. Мастер для учащихся - это прежде всего представитель избранной профессии, образец для подражания. С его мастерством они всегда сравнивают свои успехи, усилия в освоении профессии. И очень важно, чтобы мастер был в этом смысле настоящим образцом.

В связи с профессиональным мастерством мастера уместно привести образное высказывание А.С. Макаренко: «Вы можете быть с ним сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, можете даже не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то . не оглядывайтесь: все они на вашей стороне, и они не выдадут. Все равно, в чем проявляются ваши способности, все равно, кто вы такой - столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист»1.

Профессиональное мастерство мастера не может ограничиваться только рамками программы, его знания, умения должны быть значительно шире и глубже. Например, специфика работы мастеров производственного обучения технических профессий состоит в том, что им, кроме обучения учащихся, постоянно приходится иметь дело с наладкой, регулировкой, ремонтом, монтажом сложных машин и механизмов, приборов, аппаратов, установок в учебных мастерских и лабораториях учебного заведения, обслуживать сложную проекционную технику, тренажеры и другие технические средства обучения. Мастера руководят кружками технического творчества учащихся, совместно с преподавателями конструируют и руководят изготовлением автоматизированных устройств, электрифицированных пособий, репетиторов и экзаменаторов, средств обучения с применением персональных компьютеров.

Поэтому очень важно, чтобы каждый мастер, независимо от основной профессии, наряду с навыками обслуживания своего оборудования, умел выполнять слесарные, электромонтажные работы, хорошо знал практическую электротехнику, радиоэлектронику, основы теории решения изобретательских задач, светотехнику, мог налаживать проекционную аппаратуру и другие технические средства. Это в значительной степени помогает мастеру более тесно увязывать производственное обучение с теоретическими знаниями учащихся, поднимает его авторитет как среди учащихся, так и в педагогическом коллективе.




Подобные требования к деловым качествам характерны и для мастеров производственного обучения профессиям других отраслей.

Следующим по важности требованием к мастеру производственного обучения как учителю и воспитателю является его педагогическая эрудиция, уровень знаний педагогики, педагогической психологии, общей и частичной методики производственного обучения. Педагог, не владеющий этими знаниями, использует различные методические рекомендации и установки, описания передового опыта как готовые, застывшие рецепты и жесткие алгоритмы, что никогда не приводит к ожидаемому результату, не стимулирует творческого подхода к педагогической деятельности.

Успешность педагогической деятельности в значительной степени определяется наличием у мастера производственного обучения педагогических способностей и умений: развивать у учащихся любознательность; сплачивать учащихся вокруг себя; понимать их, вести за собой; завоевывать их абсолютное доверие; осуществлять объективный контроль не только за формированием знаний, умений и навыков, но и за тем, насколько эффективно они применяются; быть образцом смелости, выдержки, настойчивости, способности убеждать и др. Этот перечень можно было бы продолжить, но в этом нет необходимости, так как каждая педагогическая ситуация неповторима и требует своего педагогического подхода. Однако можно вычленить группы умений, которыми должен обладать каждый педагог как учитель и воспитатель. К ним следует отнести:

дидактические - умения передавать учащимся содержание изучаемого материала в доступной для них форме, ясно, четко, понятно и интересно, возбуждая у них активную самостоятельную мысль и познавательный интерес; умение ярко, доходчиво, убедительно демонстрировать трудовые приемы и способы работы, эффективно организовать упражнения и самостоятельную работу учащихся; объективно оценивать учебные успехи учащихся; использовать оценку в качестве средства повышения эффективности обучения;

коммуникативные - умения, помогающие устанавливать с учащимися нормальные деловые взаимоотношения на основе учета их возрастных и индивидуальных особенностей; педагогический такт;

перцептивные - умения проникать во внутренний мир учащегося, адекватно воспринимать и понимать его психологию; тонкая наблюдательность, позволяющая понимать личность учащегося, его психические состояния и переживания.

Педагога-мастера своего дела - а к этому должен стремиться каждый мастер производственного обучения - отличает эмпатия - развитая способность понимать трудности своих учеников, способность, умение посмотреть на себя их глазами, понять пути их мышления, «механизм» их познания. Для этого необходимо иметь определенный душевный потенциал, чтобы суметь «опуститься» со своих высот, стать на место своих учеников, послушать себя как бы их ушами, постараться понять себя их умом. Если мастер желает и умеет понимать своих учеников, если он испытывает радость и внутреннее удовлетворение от учебно-воспитательной работы, значит, у него есть педагогическое призвание, он может стать хорошим учителем и воспитателем. Безразличие, равнодушие к окружающим, к учащимся - качества, противопоказанные педагогу. Лучшие мастера - это, как правило, эмоциональные, энергичные, жизнерадостные, активные люди, любящие свое дело и своих учеников, глубоко переживающие их успехи и неудачи.

Хорошими педагогами бывают, как правило, люди, отличающиеся богатством и полнотой чувств. Любовь к молодежи, призвание к педагогической деятельности, желание глубоко освоить профессию педагога - качества, присущие настоящим учителям.

В любви мастера к своим ученикам не может и не должно быть слепого обожания, всепрощенчества, мешающего видеть их недостатки. Любить учеников - значит верить в их способности, будущее, доверять им. Ведь часто бывает, что самые сложные, «трудные», недисциплинированные, своенравные, «ершистые» ребята, выведенные мастером «в люди», становятся его любимыми воспитанниками.

Говоря о личностных качествах мастера производственного обучения, нельзя обойти вниманием такие его моральные качества, как честность, правдивость, справедливость, незлопамятность, доброта. Если перед вами педагог-мастер, то знайте - это хороший во всех отношениях человек. Плохой в обычном житейском понимании человек не может и не сможет быть хорошим педагогом, даже если обладает совершенной педагогической техникой.

Одно из непременных важнейших качеств, которыми должен обладать мастер производственного обучения - учитель и воспитатель молодежи, - его нравственный облик, интеллигентность.

Интеллигентность - это не только проявление внешней культуры, начитанность, вежливость, но прежде всего определенное мировоззрение, система взглядов и проявлений личности. Это естественное состояние нравственного человека, сама нравственность. Особенно необходимо это качество учителю, воспитателю в наше время, когда так остро стоят проблемы формирования личности, нравственности, общечеловеческих ценностей подрастающего поколения.

Большое значение для успешной учебно-воспитательной деятельности мастера имеет высокий уровень общей культуры, его кругозор. Мастер должен быть знаком с лучшими произведениями художественной и научно-популярной литературы, искусства, знать и уметь петь молодежные песни, знать и уметь читать стихи, понимать музыку - без этого трудно работать с современной молодежью, отвечать на ее вопросы, давать квалифицированные советы, осуждать нежелательные увлечения и т. д.

Ни один предмет, в том числе и курс производственного обучения, нельзя вести, не привлекая данные смежных дисциплин, сведения, факты и примеры из повседневной жизни, из разных областей знаний. В этом проявляется так называемая педагогическая направленность ума, заключающаяся в том, что педагог невольно перерабатывает впечатления о природном, предметном и социальном мире как бы в ответ на вопросы: «А как об этом рассказать учащимся?», «А как это довести до сознания воспитанников?», «В каком месте процесса обучения об этом целесообразно сообщить?» и т. п. И это происходит в сознании педагога не только в так называемое «рабочее время», но и на отдыхе, практически всегда.

Мастерами педагогического труда, как правило, становятся и являются педагоги, у которых аналитический, поисковый, в определенней степени теоретический склад мышления. Они всегда стараются быть в курсе достижений педагогической науки, передовой педагогической практики, интересуются педагогической литературой, стараются искать новое и использовать в своей работе. Педагог, мастер производственного обучения, довольствующийся тем, чего он достиг, не стремящийся к совершенствованию, застывший в своем «ремесле», никогда не станет мастером педагогического труда, даже если у него внешне все благополучно.

Умелый педагог должен обладать критичностью мышления, быть способным подвергать сомнению свою деятельность, объективно оценивать себя и результаты своих действий, видеть собственные недочеты и просчеты. Здоровая неудовлетворенность своими успехами - признак если не состоявшегося, то будущего педагога-мастера. Велика радость, когда тебя хвалят. Но нужно уметь выслушивать критику, хотя это бывает подчас мучительно трудно. Однако педагогом не стать, если человек умеет слушать о себе только приятное. Ковровой дорожки в педагогике нет.

Любому педагогу, а мастеру производственного обучения в особенности, требуется большая выносливость нервно-психологической системы, так как нервная нагрузка в профессии педагога чрезвычайно высока. Особенно важны для педагога выдержка, способность к торможению, сочетающаяся с быстротой реакции, с находчивостью, эмоциональной уравновешенностью, умение владеть своими чувствами.

Специфика деятельности мастера производственного обучения в том, что он повседневно имеет дело с молодежью, для которой большое значение имеет спорт. Поэтому для мастера, особенно молодого по возрасту, личное участие в спортивной жизни учебного заведения, а тем более высокие спортивные достижения – непременное требование. Однако и мастеру в возрасте, который не может показать высоких спортивных результатов, следует всегда быть близким к спорту, спортивным делам своих воспитанников. Любой мастер может подготовить учащихся к участию в спартакиаде учебного заведения, мобилизовать их на активную борьбу за спортивную честь коллектива.

Каждая профессия требует физической выносливости, которую можно воспитать только при регулярных занятиях спортом, физкультурой. Физическая культура - это не только воспитание физической силы, выносливости, но и закаливание организма, предупреждение простудных и других заболеваний, важнейшая часть всестороннего развития личности.

Данные наблюдений свидетельствуют, что молодежь более охотно идет в учебные заведения, где хорошо поставлена спортивная работа, где любят спорт. А это далеко не последнее дело, и здесь важная роль принадлежит мастерам производственного обучения.

1. Общие положения

1.1. Мастер производственного обучения является педагогическим работником образовательного учреждения начального профессионального образования, осуществляющим производственное обучение, контроль прохождения учащимися производственной практики на предприятии, трудовое и профессиональное воспитание учащихся в период производственного обучения. При выполнении обязанностей условия труда приближены к условиям реального производства. Действуют все профессиональные вредности.

Мастер производственного обучения обеспечивает выполнение учебного плана и программ производственного обучения, соблюдение норм и правил безопасного ведения работ учащимися в период производственного обучения и производственной практики, отвечает за качество профессиональной подготовки учащихся, выпускаемой продукции в процессе производственного обучения.

1.2. Мастер производственного обучения должен быть примером высокого профессионального мастерства, добросовестного отношения к работе и собственности училища, примером для учащихся в поведении на работе и в быту, проявлять педагогический такт в обращении с ними, быть требовательным и справедливым, с уважением относиться к личности учащегося, уметь выявлять и развивать его положительные качества и профессиональные навыки.

1.3. В своей деятельности мастер производственного обучения руководствуется законодательством РФ, Уставом профессионального училища № 27 г. Братска, Положением об учреждениях НПО, положением о производственном обучении и производственной практики в учреждениях НПО, настоящим Положением, а также стандартами и техническими требованиями на учебно-производственные работы, выполняемые учащимися.

1.4. Мастер производственного обучения назначается приказом директора по представлению старшего мастера из числа специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, должен владеть навыками нескольких рабочих профессий и иметь рабочую квалификацию на 1-2 разряда выше установленного выпускникам училища по соответствующей рабочей профессии и стаж работы по преподаваемой профессии не менее 3 лет.

Мастер, не имеющий педагогического образования, обязан сдать зачет по методике обучения и воспитания в течение первого года работы.

1.5. В зависимости от конкретных условий за мастером производственного обучения закрепляются учебные группы (подгруппы) для организации производственного обучения и производственной практики в учебных мастерских или предприятии, временных учебных полигонах других учебно-производственных подразделениях училища согласно учебному плану, программам обучения и расписанию занятий или на учебно-производственную мастерскую.

1.6. Мастер производственного обучения осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством старшего мастера, совместно с ним решает вопросы производственного обучения, повышения производительности труда учащихся и качества производимой продукции, материального обеспечения учебного процесса, стимулирования труда и обучения учащихся, вопросов воспитания профессиональной этики и личностных качеств учащихся.

1.7. В соответствии с трудовым законодательством мастера производственного обучения относятся к работникам с ненормированным рабочим днем. Нормированная продолжительность рабочего времени мастера составляет 36 часов в неделю.

1.7.1. В нормированную часть рабочего времени включается: проведение практических занятий и учебно-производственных работ по профессиональному (производственному) обучению участие в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся, подготовки оборудования и соответствующей оснастки к занятиям, совершенствования материальной базы мастерской, кабинета, принятия мер к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения, участия в заключение договоров с предприятиями, учреждениями, организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществлении контроля за их выполнением, подготовки обучающихся к выполнению производственных работ и сдаче квалификационных экзаменов, участия в работе предметных (цикловых) комиссий, конференций, семинаров.

1.7.2. Должностные обязанности, перечисленные в ТКХ, могут быть поручены мастеру п/о полностью или частично. При необходимости, если это целесообразно, практические занятия на одних работников в пределах установленной продолжительности рабочего времени могут быть возложены в большем объеме, на других – в меньшем, но в этом случае такие работники будут выполнять больше других дополнительных обязанностей.

Таким образом, в пределах установленной продолжительности рабочего времени мастеров мастера производственного обучения (36 часов в неделю) руководитель образовательного учреждения в зависимости от профиля практического обучения, количества часов, предусмотренных для этой цели в учебном плане и программе, дополнительных обязанностей, возложенных на мастеров мастера производственного обучения помимо профессионального (производственного) обучения, вправе самостоятельно регулировать конкретный объем, возлагаемых на мастеров производственного обучения практических занятий и распределение функциональных обязанностей.

1.7.2.1. При наличии учебной нагрузки в объёме 1500 часов и более по видам работ (электромонтажные, сварочные, столярно-плотницкие и т.д.) в счёт штатной численности мастеров производственного обучения могут быть назначены мастера производственного обучения на учебно-производственную мастерскую с оплатой в размере одной ставки.

1.7.2.2. Также для организации воспитательной работы в группах из числа мастеров производственного обучения имеющих педагогическое образования или стаж педагогической работы назначаются мастера производственного обучения - руководители группы с оплатой до 0,5 ставки за учебную группу численностью не менее 25 человек или 15 человек в группах учащихся с отклонением в развитии.

1.7.2.3. Мастерам производственного обучения, осуществляющим организацию производственного обучения в учебных мастерских, полигонах оплата начисляется по количеству закреплённых групп в размере 0,5 ставки за одну учебную группу. На основании положения о производственном обучении и производственной практики учащихся учреждений начального профессионального обучения проводятся в группах численностью 12-15 учащихся, а в случаях, когда подготовка по рабочим профессиям осуществляется с обслуживанием сложного оборудования, выполнением сложных и опасных работ или учащихся с отклонением здоровья занятия проводятся в группах 6-8 человек или индивидуально с отдельными учащимися.

1.7.3. При необходимости наряду с целыми единицами должностей мастеров мастера производственного обучения из-за недостаточного объема оставшейся учебной или другой работы могут вводиться должности с оплатой труда в размере 0,25; 0,5; 0,75 должностного оклада. Мастерам мастера производственного обучения, выполняющим в том же образовательном учреждении наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором и должностными обязанностями, дополнительную работу по другой должности мастера производственного обучения полностью или частично в том числе в связи с временным отсутствием работника, а также при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ мастеру мастера производственного обучения, выполняющему наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором (т.е. в свое основное рабочее время), дополнительную работу по другой аналогичной должности в порядке расширения зон обслуживания или увеличении объема выполняемой работы, устанавливается дополнительная оплата, размер которой определяется соглашением сторон в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.7.4. Образовательное учреждение вправе предусматривать возможность оплаты труда мастеров п/о, участвующих наряду со студентами в период производственного обучения и производственной практики в изготовлении товарной продукции в учебных и учебно-производственных мастерских, за счет доходов от ее реализации по договорённости сторон .

1.8. Мастер производственного обучения в установленном порядке обязан проходить повышении квалификации не реже чем один раз в год по рабочей профессии и повышение квалификации ИПР в объёме не менее 144 часа, аттестацию на подтверждение уровня квалификации ИПР не реже чем один раз в пять лет. В случае направления мастера производственного обучения для повышения квалификации за ним сохраняется место работы (должность), средняя заработная плата по основному месту работы. Если работник направляется для повышения квалификации в другую местность ему оплачиваются командировочные расходы (суточные, проезд к месту обучения и обратно, проживание) в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки.

В соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, и Положении об аттестации мастеров производственного обучения в ОГОУ НПО ПУ № 27 г. Братска мастер производственного обучения в установленные сроки обязан пройти аттестацию на получение квалификационной категории.

2. Основные обязанности мастера производственного обучения:

2.1. Мастер производственного обучения формирует у учащихся профессиональные знания, умения и навыки, предусмотренные квалификационной характеристикой и программами производственного обучения. Несет ответственность за полноту и качество выполнения программ производственного обучения, выполнение учащимися соответствующих работ по производству продукции.

2.2. Обучает учащихся рациональным приемам и способам выполнения производственных работ, обслуживания и эксплуатации оборудования, формам организации труда, бережному расходованию материальных и энергетических ресурсов, обеспечению высокого качества производимой продукции, соблюдению технологической дисциплины и безопасности труда.

2.3. Ведет установленную документацию по планированию, учету и отчетности по производственному обучению, своевременно осуществляет материально-техническую и методическую подготовку к занятиям, подбор учебно-производственных работ и заказов. Обеспечивает оснащение рабочих мест учащихся с учетом требований учебных программ, техники безопасности, производственной санитарии, научной организации труда и технической эстетики, своевременную подготовку к занятиям оборудования, техники, материалов, инструмента, технологической оснастки, инструкционной и технологической документации.

2.4. Проводит вводный инструктаж учащихся по изучаемым приемам, операциям и видам работ в соответствии с современными требованиями к качеству обучения, а также по соблюдению норм и правил охраны труда, безопасности выполнения работ и противопожарных мер.

2.5. Обеспечивает расстановку учащихся по рабочим местам, знакомит их с программой и графиком перемещений по рабочим местам, способствует достижению установленного уровня квалификации по профилю и адаптации учащихся в условиях производства. Принимает выполненные учащимися работы и задания, оценивает их качество, сдает готовую продукцию на склад или старшему мастеру.

2.6. Осуществляет учет учебно-производственных работ учащихся, следит за правильным ведением и составлением отчетов о практике.

2.7. Развивает у учащихся стремление к творческому отношению к работе, рационализаторской и изобретательской деятельности, подготавливает учащихся к конкурсам по профессии, выпускным квалификационным экзаменам и участвует в их проведении. Широко использует при обучении научно-методические рекомендации, передовой педагогический и производственный опыт. Совместно с преподавателями принимает меры по осуществлению межпредметных связей, взаимосвязи теоретического и производственного обучения.

2.8. Содержит в технически исправном состоянии закрепленное за ним учебно - производственное оборудование и технику, обеспечивает их сохранность и своевременную подготовку к занятиям. Представляет администрации училища предложения по реконструкции, модернизации или замене учебно-производственного оборудования, техники и активно участвует в реализации принятых предложений.

2.9. Изучает индивидуальные особенности учащихся и воспитывает у них интерес к избранной профессии, к приобретению знаний, практических умений и навыков, чувство гордости за избранную специальность. Развивает познавательные интересы учащихся, навыки самообразования и самостоятельности в работе, способствует повышению общеобразовательного, технического и культурного уровня учащихся.

2.10. Постоянно повышает профессиональную и педагогическую квалификацию, изучает передовой педагогический опыт, достижения науки и практики, передовиков производства и использует их на учебных занятиях.

3. Права мастера производственного обучения.

Мастер производственного обучения имеет право:

3.1. Участвовать в разработке, обсуждении и реализации планов экономического и социального развития учебного заведения исходя из задач совершенствования обучения рабочих кадров, рационального использования учебно-материальной базы и ее развития.

3.2. Обсуждать на педагогическом совете учебного заведения, на собраниях, совещаниях и конференциях вопросы практического обучения, открыто высказывать и отстаивать свое мнение, вносить предложения по улучшению качества подготовки учащихся, их производственного обучения, совершенствованию методической работы, рациональной организации труда руководству учебного заведения и в вышестоящие органы.

3.3. Прекращать работу учащихся в мастерских и учебном хозяйстве в случаях неисправности техники, оборудования, инструментов, приспособлений, других нарушений техники безопасности и охраны труда, а также несоответствия условий требованиям учебных программ. О принятом решении немедленно ставить в известность руководство учебного заведения.

3.4. Ходатайствовать о своевременном обеспечении учебной группы (подгруппы) спецодеждой, инструментом, материалами, технологической и учебно-методической документацией и другими необходимыми средствами для качественного проведения производственного обучения.

3.5. Ходатайствовать перед руководством учебного заведения о поощрении в установленном порядке лучших учащихся, а также наложения взысканий за нарушение дисциплины и правил внутреннего распорядка.

3.6. Пользоваться правом на обеспечение жилищными условиями, улучшение условий труда и быта, медицинского и санитарно-курортного обслуживания, другими льготами, установленными законодательством РФ, наравне с педагогическими работниками учебных заведений системы образования.

3.7. Мастер производственного обучения, имеющий высшее или среднее специальное образование и педагогический опыт, кроме выполнения обязанностей мастера, может вести преподавательскую работу до 360 часов в год, если мастер работает на 0,5 ставки, он может вести преподавательскую работу до 720 часов в год.

3.8. В соответствии с указом президента РФ от 30 декабря 1995 г. N 1341 за заслуги в профессиональном обучении и воспитании молодежи, работающим в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования 15 и более лет высококвалифицированным мастерам производственного обучения присваивается Почетное звание "Заслуженный мастер производственного обучения Российской Федерации"

Читайте также: