Больничный капеллан кто такой

Опубликовано: 17.09.2024

Участники заседания рабочей группы по взаимодействию в сфере больничного служения между Синодальным отделом по благотворительности и Департаментом здравоохранения Москвы
Участники заседания рабочей группы по взаимодействию в сфере больничного служения между Синодальным отделом по благотворительности и Департаментом здравоохранения Москвы

12 февраля состоялось первое заседание рабочей группы по взаимодействию в сфере больничного служения между Синодальным отделом по благотворительности и Департаментом здравоохранения Москвы, сообщает Диакония.ru.

В заседании приняли участие представители Синодального отдела по благотворительности, Больничной Комиссии Московской епархии, Управления по связям с общественностью Департамента здравоохранения Москвы, Всероссийской общественной организации «Волонтеры-медики», главные врачи и специалисты 15-й, 40-й, 52-й и 67-й больниц Москвы, Морозовской детской больницы, инфекционной больницы №2, психиатрической больницы №1, Московского многопрофильного центра паллиативной помощи. Участники заседания обсудили вопросы допуска священников в больницы, программу обучения больничному служению, а также тиражирования опыта Москвы в регионы и создание в России института больничных капелланов.

Главной темой заседания рабочей группы стала тема допуска священников в больницы. Участники заседания предложили разработать алгоритм, по которому любой священник, обученный больничному служению, мог бы беспрепятственно приходить к больному в медицинские учреждения. «В Конституции для каждого гражданина, и неважно где он находится - в больнице или нет, предусмотрено право свободы совести и вероисповедания. Больной имеет право на допуск к нему священника, но, к сожалению, не везде это право можно реализовать, не везде пускают священника в больницу, - подчеркнул заместитель председателя Синодального отдела по благотворительности иеромонах Пантелеимон (Алешин). - Поэтому вместе с Департаментом здравоохранения Москвы мы хотим разработать методические рекомендации, чтобы священников можно было допускать к больным, чтобы больные не оставались без пастырского окормления. Если человек хочет исповедоваться или причаститься, хочет встретиться с Богом в Таинстве, он имеет на это полное право. Ему гарантирует это право Конституция».

Отдельно участники заседания затронули вопрос создания в России института больничных капелланов. «Де-факто институт больничных капелланов в России уже существует. В Москве есть больничные капелланы, то есть больничные священники, которые работают в медицинских учреждениях. Они помогают больным, оказывают им духовную и психологическую поддержку. Но де-юре институт больничных капелланов пока не оформлен. Поэтому на заседании было принято решение - начать обсуждение этой темы, как институт больничных капелланов будет работать», - рассказал заместитель председателя Синодального отдела по благотворительности иеромонах Пантелеимон (Алешин).

Представители Синодального отдела по благотворительности и Департамента здравоохранения Москвы также обсудили, как передать в регионы успешный московский опыт взаимодействия больничных священников, руководства больниц и пациентов.

Заседание рабочей группы по взаимодействию в сфере больничного служения между Синодальным отделом по благотворительности и Департаментом здравоохранения Москвы состоялось в рамках Всемирного дня больного.

«Мы приурочили первое заседание рабочей группы к Всемирному дню больного. Этот день призван привлечь внимание общественности к проблемам и страданиям, с которыми сталкиваются больные люди. Коронавирусный год показал, как была необходима и востребована именно духовная помощь больным в красной зоне, - отметила начальник Управления по связям с общественностью Департамента здравоохранения Москвы Светлана Браун. - Ведь священник не только совершает требы, но и оказывает психологическо-эмоциональную поддержку. Поэтому во время заседания мы проговаривали и обсуждали механизм допуска священников в больницу, чтобы и регионы смогли применять эту практику у себя».

Ранее к Всемирному Дню больного при поддержке Синодального отдела по благотворительности прошла конференция Департамента здравоохранения города Москвы. Она транслировалась в Youtube-канале Синодального отдела в прямом эфире.


Коллаж Дмитрия Петрова с использованием фото ТАСС

Француженка Изабель Брюер с середины марта работает волонтером-капелланом в больнице города Мюлуз в Эльзасе. Несмотря на запреты, которые действую в других городах Фаранции, пока что ей разрешено быть рядом с людьми, страдающими от осложненного течения коронавируса, поддерживать их, молиться и вместе надеяться на чудо.

Изабель стала героиней одного из подкастов на сайте La Croix, а мы резюмировали ее опыт.

Больничным капелланом во Франции может стать как священнослужитель (представитель одной из следующих религий: католик, протестант, православный, иудей и мусульманин), так и мирянин. В случае с членами католической общины, к которой принадлежит мадам Брюер, нужно получить разрешение епископа. После этого капеллана прикрепляют к больнице, и можно заступать на дежурство. Миряне могут посещать больных самостоятельно (по вызову самого пациента или его близких), оказывать моральную поддержку, совершать совместную молитву. Если священник служит в больнице мессу, капелланы-волонтеры помогают ему, особенно если речь идет о причащении лежачих больных. Капелланы также участвуют в церемонии похорон, в экстренных случаях могут крестить больных. Но их главная функция – моральная поддержка и совместная молитва с пациентами.

«Мне необходимо было найти для себя новые смыслы»

Регион Гранд-Эст, к которому принадлежит Мюлуз, сейчас является одним из наиболее зараженных во Франции. Больницы города уже не справляются с наплывом пациентов.

Может быть, поэтому медицинские работники пока не отказываются от помощи капелланов – времени на то, чтобы морально поддерживать больных, у врачей и медсестер точно нет.

Изабель Брюер рассказывает, что раньше работала в банковском секторе, но затем выбрала для себя путь социального и религиозного служения. На переднем крае борьбы с коронавирусом сейчас она оказалась не случайно.

«Когда стало понятно, что карантин вошел в достаточно продолжительную фазу, для меня стало очевидным, что необходимо найти новые смыслы. Что я могу делать сейчас? Одна моя знакомая предложила помогать в больнице. Это было неожиданно, но я сказала себе: почему бы нет?»

По словам мадам Брюер, в госпитале Мюлуза она нашла то, что искала: «Здесь сейчас средоточие настоящей духовной жизни».

Изабель в нескольких штрихах, но очень точно описывает то, насколько изменились медицинские учреждения за время эпидемии: из них словно ушла жизнь и поселилась тревога. Даже при том, что больницы и раньше были далеко не самым радостным местом, сегодня контраст очень заметен.

Визиты капелланов приходится максимально сокращать, опасаясь заражения, то есть буквально: пришел, сделал свое дело и тут же покинул здание.

«Эмоции зашкаливают»


Празднование католической Пасхи во время карантина во Франции. Фото EPA/ТАСС

Визит начинается с того, что кто-то из пациентов обращается к медицинским сестрам с запросом на духовную помощь.

Такие ситуации ее не пугают, напротив, вдохновляют. Для медицинского персонала COVID-позитивный больной, по словам Изабель, часто оказывается источником страхов и проблем. Для нее же желание такого больного получить не только врачебную, но и духовную помощь – свидетельство человеческой веры и упования на Бога.

В палату капеллана сопровождает медсестра. Представляет ее пациенту, какое-то время присутствует, но затем уходит, оставляя больного один на один с гостьей. И если раньше капеллан мог не только общаться, но и оказывать самую простую помощь, порой (при наличии подготовки) даже медицинского характера, например, мог сопроводить в туалет, поменять капельницу, провести еще какие-то манипуляции, то сейчас остается только общение, причем на приличном расстоянии.

И это уже совсем другая история – история о со-чувствии, со-присутствии и совместной молитве с теми, кто из-за болезни оказался отрезан от мира.

«Конечно, самый большой страх у пациентов – то, что они болеют или скоро заболеют из-за того, что контактировали с коронавиурсом. А еще они очень страдают из-за того, что не могут сейчас быть рядом со своими близкими.. Разумеется, врачи к ним приближаются, но родные, друзья – нет, все они далеко. Это даже страшно представить.

«Женщина просила меня вместе помолиться во время похорон мужа, умершего от COVID»

Мадам Брюер не делится подробностями личных историй, скорее, с помощью двух-трех слов пытается передать ту атмосферу, в которой находятся больные в COVD-стационаре.

Порой это очень короткие встречи, буквально на бегу. Иногда люди говорят с трудом, потому что им не хватает воздуха. Случается, что пока капеллан идет в больницу, человеку становится хуже, и его готовят к перевозке в другое отделение или даже перемещению в другую больницу, так что Изабель догоняет пациента в коридоре, ловит у лифта, чтобы не оставить без поддержки и сказать хоть несколько слов.

Объединяет больных одно: они зовут капеллана, потому что не хотят оставаться в одиночестве, нуждаются в том, чтобы разделить с кем-то свои эмоции или произнести что-то, подобное исповеди, и конечно, обязательно помолиться.

«Однажды я навещала женщину. Она не сказала мне этого напрямую, но по ее глазам я видела, что больная очень тронута тем, что я просто нахожусь рядом с ней».

«В другой раз меня позвали к мужчине – уже зрелому, но все еще очень яркому, привлекательному брюнету. Он с трудом дышал, у него был респираторный дистресс. Первое что он сказал: «Мадам, я воевал в Алжире. Я видел там тяжелейшие людские страдания, но все что я делал, я делал потому, что получал приказы». Я ответила, что понимаю его и несмотря ни на что надеюсь: Господь милосердный его вылечит».

«Одна женщина вызвала меня, чтобы вместе помолиться во время похорон ее мужа. Мужчина умер от короновируса, а его жена также была заражена. Она не могла проводить супруга в последний путь. Когда я прибыла в больницу, медсестры мне передали конверт, который оставил сын этой женщины. В нем были письма и пожелания от самого сына и его детей – отцу и дедушке. И я могла прочесть ей эти слова».

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

В Москве проходят курсы по больничному служению для священнослужителей

19 апреля 2021 года в столичной больнице святителя Алексия, митрополита Московского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла начались пятидневные курсы для священнослужителей по организации духовной помощи больным в медицинских учреждениях.

На курсах обучается 70 человек — священники из Москвы и Московской области. Первое занятие провел председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Верейский Пантелеимон. Занятия также будут вести представители Комиссии по больничному служению при Епархиальном совете Москвы и Департамента здравоохранения Москвы, эксперты Синодального отдела по благотворительности.

«Человека определяет в большей степени не то, что он про себя думает и не то, каким он сам себя считает. Его определят то, в каких отношениях он находится с Богом и в каких отношениях он находится с людьми, — сказал епископ Пантелеимон на первом занятии курсов. — Судить нас Бог будет по нашему отношению к другим людям, потому что это отношение и являет нашу внутреннюю сущность».

Епископ Пантелеимон подчеркнул, что занимаясь больничным служением, мы восполняем недостаток любви. «Особенно это важно в наше время, в период пандемии. Ведь болезнь поражает не только тело, но и душу, люди часто бывают внутренне дезориентированы, напуганы. Поэтому необходимо, чтобы рядом с больным находился священник, который мог бы успокоить, утешить, посочувствовать», — сказал епископ Пантелеимон.

Эпидемия помогла священникам лучше узнать врачей, а врачам — священников. «Те священники, которые ходят сейчас в "красные" зоны и в больницы, устанавливают особые отношения с врачами, с больными, которых не было раньше. В начале эпидемии нас не хотели пускать в медицинские учреждения, но сейчас двери многих больниц для нас открыты. Врачи просят нас прийти к больным. Но больничных священников не хватает, поэтому мы и организовали такие курсы», — рассказал председатель Синодального отдела по благотворительности.

Отдельно епископ Пантелеимон затронул вопрос о необходимости создания в России института больничных капелланов. «В развитых западных странах уже давно учреждены должности больничных капелланов. Признается, что больной человек нуждается в особом отношении к нему духовника — человека, который разбирается в его духовных взглядах, помогает ему утверждаться в правильном понимании того, что с ним происходит. Болезнь — это всегда кризис, надлом, иногда это может быть и трагический конец. В этой ситуации человеку очень нужен тот, с кем можно поделиться, кто разделит его опасения, кто выслушает его жалобы. И такую роль выполняет больничный капеллан».

Епископ Пантелеимон обратил внимание и на то, что задача священника — не только отозваться на приглашение администрации больницы или больного, но и привлечь к этому своих прихожан: «Есть разные формы служения прихожан в больницах. Это сестры милосердия, требные сестры, добровольцы. Сейчас добровольцы приходят в красную зону, обходят больных в отделении и помогают в уходе».

Председатель Синодального отдела по благотворительности рассказал, что научиться правильному уходу можно на специальных курсах, которые организует больница святителя Алексия. С 2018 года в больнице работает лицензированный Учебный центр. В нем готовят младших медицинских сестер по уходу за больными, организуются курсы повышения квалификации медицинских сестер. Центр выдает свидетельства государственного образца.

Также епископ Пантелеимон напомнил, что в Москве круглосуточно принимают просьбы о вызове священника к больному с коронавирусом по телефону +7 903 660-30-40. Для посещения пациентов с COVID-19 при Синодальном отделе по благотворительности в апреле 2020 года была создана специальная группа священников. Они строго следуют правилам по посещению людей, находящихся на самоизоляции, связанной с опасностью заражения коронавирусной инфекцией. Эти правила были составлены Синодальным отделом по благотворительности во взаимодействии с санитарными властями.

Со 2 апреля 2020 года по 21 апреля 2021 года священники из спецгруппы совершили 2037 выездов к людям с коронавирусом, подозрением на коронавирус и умирающим без симптомов коронавируса. За это время они посетили 57 больниц. Священники всегда посещают больных коронавирусом в средствах защиты.

Председатель Синодального отдела по благотворительности подробно рассказал и о том, как общаться с больными и родственниками больных людей, об особенностях участия людей в Таинствах в зависимости от их физического состояния.

Также на первом занятии участников курсов поприветствовал директор и главный врач больницы святителя Алексия Алексей Заров. Он отметил, что церковная больница стала местом, куда не только могут обратиться священники за медицинской помощью, но и местом больничного служения. «В 1992 году 5-ю Градскую больницу передали Русской Православной Церкви. Теперь это Центральная клиническая больница святителя Алексия. Мы считаем нашу больницу церковной и ведомственной для священнослужителей, для монашествующих, для их семей. Несколько лет назад больница еще и стала центром больничного служения Москвы. Здесь располагается Больничная комиссия Московской епархии, неоднократно проходили курсы помощников священников», — отметил Алексей Заров.

В ходе занятий слушатели курсов познакомятся с особенностями окормления пациентов с COVID-19 и паллиативных больных, психологическими аспектами общения с больными в стационаре. Участники обучения также узнают, как использовать средства индивидуальной защиты при посещении больных с коронавирусной инфекцией. После завершения теоретической части для священнослужителей пройдут практические занятия. Все прошедшие обучение получат сертификаты.

Больше новостей и историй о церковном социальном служении — в Telegram-канале «Дела Церкви», в группе Синодального отдела в Facebook, VK, ОК, в Youtube-канале и аккаунте Отдела в Instagram.

11 ноября 2020 года председатель Синодального отдела по церковной благотворительности епископ Пантелеимон (Шатов) выступил на форуме «Сильные идеи для нового времени».

В своем выступлении архиерей обратил внимание на то, что в условиях пандемии врачей и пациентов готовы поддержать священники, и особенно важно обеспечить их доступ к верующим людям в стационарах.

«В Церкви сейчас есть священники, которые прошли специальную подготовку и готовы соблюдать все правила при посещении больных в ковидных отделениях. Я бы очень просил вас допустить нас к больным. Мы готовы помочь больным пережить эту страшную болезнь.

И я бы сам хотел посетить Коммунарку и другие больницы, где лежат больные с ковидом. К тому же я уже переболел и у меня есть антитела, я буду соблюдать все предписания санэпидрежима.

Мне кажется, что такой порядок, при котором священник мог приходить в больницу, должен быть введен обязательно. Институт больничных капелланов есть в других странах. Он есть в Англии. Там, например, больничный капеллан — член врачебной команды. Это есть в Америке, это есть во всех развитых странах, но этого пока нет у нас».

В ходе круглого стола главный врач больницы в Коммунарке Денис Проценко пригласил председателя Синодального отдела по благотворительности посетить больных в Коммунарке. Епископ Пантелеимон принял это приглашение.

Эх, опять не туда полезли. Ну, какие ещё капелланы, да - на государственном уровне, лоббируются епископом - кто дозволил на площадках Милосердие.ру рекламировать опасную для жизни и здоровья детей "терапию привязанности" и прочих фанатов "родительства по Нэнси Томас"? Совесть-то, проснётся у священноначалия ?

Вот о чём редакции пора православным рассказывать, а - не про очередные походы, на туссовку раскрученного по теме коронапсихоза врача из Коммунарки:

Православие.Ru

В МОСКВЕ ПРОХОДЯТ ТОРЖЕСТВА, ПРИУРОЧЕННЫЕ К ПРАЗДНОВАНИЮ ДНЯ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

24 мая 2021 года, в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.

В рамках традиционно организуемого Славянским фондом России праздничного мероприятия, посвященного Дню славянской письменности и культуры, у памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию на Славянской площади был совершен молебен. Богослужение возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност.

На исторической сцене Государственного академического Большого театра России организован всероссийский праздничный концерт.

В программе концерта произведения классической музыки выдающихся русских композиторов (М. Глинки, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Прокофьева, И. Стравинского, Д. Шостаковича) в исполнении симфонического оркестра, российских оперных исполнителей ведущих театров страны и мира, лауреатов Международного конкурса имени П.И. Чайковского.

* * *
День славянской письменности и культуры отмечается ежегодно 24 мая во многих славянских странах. Этот праздник неразрывно связан с именами святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создателей первого славянского алфавита. Основная идея праздника — тема духовного единства, сплочения славянских народов и почитания великого культурного наследия.

Православие.Ru

ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ВЛАДИМИР ПУТИН ПОЗДРАВИЛ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА КИРИЛЛ С ДНЕМ ТЕЗОИМЕНИТСТВА

Днем 24 мая 2021 года состоялся телефонный разговор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Президентом Российской Федерации В.В. Путина. В ходе беседы В.В. Путин тепло поздравил Святейшего Владыку с днем тезоименитства.

Ранее глава государства направил Его Святейшеству поздравительное послание.

«Многолетнее ответственное служение, забота о благополучии граждан России, укреплении традиционных духовно-нравственных, семейных ценностей, высокая миротворческая миссия — снискали Вам искреннее, безграничное уважение — и в нашей стране, и за ее пределами.

Вы неустанно направляете свои усилия на дела просвещения и благотворительности, уделяете огромное внимание поддержанию межрелигиозного и межконфессионального диалога, соработничеству Церкви и государства», — отмечается в поздравлении Президента России.

Православие.Ru

МЫ БЫЛИ БЫ АБСОЛЮТНО ДРУГИМИ, ЕСЛИ БЫ НЕ ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Выдающуюся роль в распространении веры Христовой в Восточной Европе имели святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Они были призваны к тому, чтобы принести свет Христовой истины на север, с тем чтобы ко Христу обратились славяне.

Этот подвиг невозможно забыть. Сегодня, вознося благодарение Господу за великий апостольский труд солунских братьев Кирилла и Мефодия, мы обращаем к ним свою молитву, чтобы они своим предстательством пред Господом и Спасителем не оставили свое наследие — славянские народы.

Было бы идеально, если бы всякий раз, когда мы входим в православный храм, мы бы молитвенно обращались к святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, без которых православная вера вряд ли пришла бы в наши земли и имела такое скорое распространение.

И, вознося сегодня молитвы к святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, мы просим, чтобы их молитвами Господь сохранил веру православную в нашем народе, чтобы никакие соблазны, никакие искушения не смогли бы оторвать наши народы от той духовной основы, на которой возникла и развилась вся наша культура, вся наша национальная жизнь.

Мы были бы абсолютно другими, если бы не вера православная, через святых равноапостольных Кирилла и Мефодия пришедшая в жизнь наших славянских народов, в том числе народов, составляющих историческую Русь. Их молитвами да хранит Господь в сердцах наших веру православную, а народ наш — в благочестии и чистоте.

Вы лежите в больнице в плачевном состоянии, а в палату входит улыбающийся человек и в узнаваемом священническом воротничке. Как вы себя поведете: прикинетесь, что спите, посоветуете священнику поговорить с тем, у кого есть время его слушать, или разозлитесь на это вторжение в свою личную жизнь участником сомнительной духовной мафии? Ответ на этот вопрос позволит определить, какое место, по вашему мнению, должны занимать капелланы в здравоохранении или в любой другой сфере. Да и вообще в нашем мире есть ли еще место для религиозных профессий вне религиозных организаций, и кто должен платить этим сотрудникам? У нас в гостях четыре собеседника:

Маркус Вин Робинсон, пресвитерианский священник, который служил капелланом в промышленности и на флоте

Максуд Ахмед, первый в истории советник по исламу для службы тюремных священников Англии и Уэльса, сторонник мультирелигиозного служения капелланов

Кэррол Таплин, священник Свободной церкви и больничный капеллан

Джон Холл, баптистский пастор и капеллан спортивной команды.

Ведущий Что такое служение капеллана? Чем вы занимаетесь? Я начал с карикатурного описания обычной работы капеллана в больнице, а как бы вы это описали?

Кэррол Таплин У людей самые разные потребности, и часть того, чем занимаются капелланы, – это предоставление самого верхнего уровня пасторского служения. Капелланы работают в системе здравоохранения не просто ради самих пациентов, но также для их семей и для сотрудников больниц. Возникает большое количество возможностей на разных уровнях для взаимодействия с людьми. Все-таки некоторые вещи, о которых люди задумываются в жизни, не являются физическими вещами. И нам важно создавать пространство отношений между сотрудниками и пациентами, сотрудниками больницы и семьями больных. Также мы слушаем, когда люди хотят чем-то поделиться, и в других условиях им непросто было бы это сделать.

Маркус Робинсон Согласен. Крайне важно быть там, где ты нужен человеку. Служение капеллана по своей сути – это служение присутствия. Ты там, где люди. И это главное отличие от служения в храме. Надо быть не там, где привычно, а быть с людьми там, где они оказались. Когда я служил на флоте, у нас была прекрасная фраза в уставе: ты должен быть другом и советником для всех. И это очень точное описание того, чем мы должны заниматься как капелланы. Ты должен быть доступен и прежде всего быть хорошим слушателем, который готов общаться с людьми. Надо быть способным понять, что им комфортно общаться с тобой. И это значит, что, может быть, придется задавать один и тот же вопрос снова и снова, и ты даже уже знаешь ответ на этот вопрос, но дело не в этом: нужно просто быть уверенным, что люди готовы общаться с тобой.

Ведущий Маркус, вы сами начинаете беседу или ждете, что подойдут к вам?

Маркус На первом собеседовании в министерстве обороны глава службы капелланов спросил: «Вы застенчивы?» На мой отрицательный ответ он сказал, что ему не нужны застенчивые люди, не нужны люди, которые просто сидят и ждут, что к ним прийдут за советом, а нужны служители, которые способны быть среди людей и первыми начинать беседы. Думаю, это очень важно в нашей работе.

Ведущий Джон, вы капеллан в регбийный команде. Кто-то может сказать, зачем еще спортивному клубу капеллан, если только за вашу команду не нужно крепко помолится. Чем вы заняты?

Джон Я беру на себя заботу о потребностях игроков, их семьях, сотрудниках и всех, кто связан с нашей командой. Я все время на месте, общаюсь с людьми и забочусь о них как о людях. В мире регби главное – успех, результаты, и если команда не выигрывает, игроки сталкиваются с тяжелой психологической нагрузкой. Игроки часто получают травмы: по статистике, каждый игрок нашего клуба получит серьезную травму на протяжении карьеры. Поэтому моя задача – реабилитация, помочь им начать сначала.

Ведущий Вам приходится искать разговора с людьми, или они сами приходят к вам?

Джон Сначала надо обозначить свое присутствие, постоянно быть с командой и ждать своего часа. Через какое-то время ты уже можешь сказать: «Привет, как дела? Я видел игру, ты хорошо играл». Или: «Жаль, что вы снова проиграли». Это все обычные фразы. Но через какое-то время люди признают тебя, начинают говорить с тобой, доверяют тебе, и делятся с тобой важными и глубокими вопросами.

Ведущий Максуд, в исламском сообществе служение капелланов относительная новое явление?

Максуд Ахмед В нашей культуре была замена этому, семья и родственники выполняли эту роль. Потребность эта возникла только в Великобритании, и для нас это относительно новая концепция. Для некоторых моих коллег непросто было с этим смириться, принять новую роль мусульманского капеллана, потому что считалось, что это служение исходит из христианства. Но служение капеллана вполне находится в рамках ислама. И тем не менее, культурно это все-таки новая концепция для нас, которая возникла только в последние 10–20 лет.

Ведущий Насколько вообще есть спрос на ваше служение? Давайте признаем, что большая часть людей не посещают службы в обычное время.

Кэррол У всех конечно разная ситуация, но мы получаем очень много запросов. Обратиться может не только сам пациент, попросить о помощи ему могут члены семьи, их духовники или сотрудники больницы. У нас большая загрузка, в моей больнице служат шесть капелланов: трое по совместительству, трое на постоянной основе. У нас 13 тысяч сотрудников, две тысячи коек, и добавьте сюда членов семей. Конечно в основном мы занимаемся пастырским служением, но также проводим службы прямо в палатах, которые адаптированы к потребностям пациента.

Ведущий Ко мне придет капеллан вне зависимости от того, хочу я этого или нет?

Кэррол Нет, не обязательно. Но если мы приходим в палату, мы обязательно представляемся, и если вы отдыхаете, мы не станем трясти кровать и будить вас. Если вы дадите нам понять, что не хотите разговаривать, никто вас не станет принуждать к общению ни в какой форме. Но, по нашему опыту, большая часть людей нуждается в общении.

Ведущий Вне зависимости от того, верят ли они в Бога или нет?

Кэррол Именно так. Капелланы в больнице нужны не людям, которые верят в Бога, а для всех людей без учета религиозных предпочтения.

Маркус У нас так же. Мы служим в условиях большого разнообразия веры. Вера капеллана должна оставаться при нем, и он должен говорить о ней, только если его напрямую спросят. Военные часто живут уединенно, они переживают, когда кто-то сует нос в их дела, поэтому так важно, чтобы тебе можно было доверять, необходимо уметь поднимать конфиденциальные вопросы и деликатно их обсуждать. И еще надо уметь налаживать мосты, потому что у тебя привилегированная позиция, и есть возможность пронести сообщения из одной точки в другую, при этом не раскрывая, откуда взялась эта информация.

Ведущий Сложно представить себе, что регбийная команда – это естественное место для капеллана. Вы сталкиваетесь с сопротивлением?

Джон Я с самого начала не чувствовал себя уютно в команде, к тому же, тяжело было постоянно слушать ругань игркоов. Чувствовалось во всем этом очень много силы, агрессии и мощи. Парней постоянно учат быть сильными и жесткими. Сейчас уже игроки и сотрудники относятся ко мне, как к своему. Однако, когда игроки приходят на беседу, они сразу говорят, вы знаете, я не очень религиозен. На что я всегда отвечаю, что это нормально, но мы можем поговорить в любом случае. И в этом проявляется настоящая открытость.

Ведущий Максуд, ваши подопечные не слишком соблюдают свою веру до того, как попадают в тюрьму. Как они реагируют на присутствие учителя имама, человека из мира религии, который приходит поговорить с ними о Боге.

Максуд По моему опыту, у заключенных много времени, и они могут поразмышлять над тем, что сделали и о своем судебном наказании. Удивительно, что на молитву собирается больше людей, чем в обычной городской мечети. В одной тюрьме было около ста мусульман среди заключенных, и 90 их них приходили на пятничную молитву. Конечно, это не показывает, насколько они религиозны. Однако, всем заключенным приходится бороться с осознанием того вреда, который они причинили себе, своей семье и тем людям, которые остались на свободе. Они ищут хоть какого-то исцеления. И мне кажется, что что не в последнюю очередь они обращаются к религии для глубокого размышления.

Ведущий Как вы помогаете противостоять радикализации веры?

Максуд Это для меня сложный вопрос по сей день. Очень часто можно столкнуться с тем, что место ученого проповедника сами заключенные, которые продвинуты в вопросах веры. И раньше мы не имели возможности контролировать то, что они проповедают. Этому могли мешать языковые или богословские трудности. Нам удалось положить этому конец. Ну а наши капелланы имеют отличное духовное образование, и они резко противостоят любой радикализации религии.

Ведущий Если говорить о мультирелигиозном служении капелланов, почему это для вас так важно?

Максуд На протяжении трехсот лет в служении капелланов доминировала англиканская церковь. Никакие другие вероисповедования не признавались. Нынешняя система – результат анализа правительства и тюремной службы потребностей тюрем, в том числе «малых» вероисповеданий, таких как индуизма и иудаизма.

Ведущий Некоторые критики служения капелланов опасаются, что они могут пытаться обратить людей в свою веру. Как обойти эту проблему?

Маркус Нужно прямо об этом говорить. И я снова возвращаюсь к своему определению, что надо быть другом и советником для всех. Ты там находишься не для того, чтобы прежде всего говорить о своей вере. Ты можешь поговорить о ней, если тебя кто-то готов слушать. Но прежде всего надо установить хорошие отношения, и я очень часто говорю об этом со своими коллегами. Вы не можете осуществлять миссию в вакууме. Надо всегда устанавливать добрые отношения с людьми, и на капелланов ложится прежде всего эта ответственность. Когда я служил на фабрике, я однажды пришел на работу в полном одеянии, в белом воротничке с золотым крестом. Так вот вошел молодой человек, посмотрел на меня крайне удивленно и вполне серьезно спросил: «Вы имеете какое-то отношение к Богу?» И наверное для многих слушателей это удивительный вопрос, но мы должны понимать, что очень многие люди в нашем обществе вообще не имеют никакого представления о вере, не говоря уже о конфессиях. Поэтому на первом плане у нас всегда установление хороших отношений.

Ведущий Джон, вы говорите похожими словами о вашем служении в спортивной команде. Вам-то уж наверняка хочется поделиться своей верой с другими?

Джон Это как разница между спринтом и марафоном. Я готов общаться с людьми, где бы они ни находились, каково бы ни было их происхождение, верят они или нет и в Кого. Моя миссия как христианина состоит в том, чтобы всегда делиться своей верой в любой ситуации. Поэтому если я капеллан в регбийный команде, то я попытаюсь поделиться своей верой. На прошлое Рождество мы сыграли благотворительный матч, в котором я тоже принял участие. Посмотрите на меня, мне 47 лет и во мне 100 килограмм. Удивительно, что я вообще смог сыграть. После этого у нас был общий ужин, на котором меня попросили произнести общую молитву и благословить еду. После молитвы все аплодировали и попросили рассказать немного, что Рождество означает для меня. И это для меня стало большой честью, но я нахожусь в клубе уже 2,5 года, и потребовалось все это время, чтобы меня пригласили на такое мероприятие.

Ведущий Кэррол, вам приходится общаться со всеми пациентами, их семьями и сотрудниками. Какова главная цель вашего служения?

Максуд Думаю, что в условиях тюрьмы я еще не встретил ни одного капеллана никакой веры, который бы стал переманивать заключенных в свою веру. Они все-таки там прежде всего, чтобы выслушать людей, которые испытали тяжелую травму. Наша задача не в том, чтобы увеличить собственную паству, а скорее предложить помощь внимательного слушателя.

Ведущий Что делать с теми, кто закоренел в своем неверии? Можем ли мы говорить о капелланах без религии?

Кэррол Конечно. Я думаю, что мы там не для того, чтобы убедить людей, а чтобы слушать их. Если бы вы были там и сказали мне, Кэррол, спасибо, что пришли, но я не хочу говорить с вами. Это нормально. И если кто-то скажет, что ему для беседы нужен гуманист, а не проповедник, мы постараемся найти такого человека.

Маркус Главная штука в том, что капеллан должен принять, что от случая к случаю он будет сталкиваться с серьезным сопротивлением людей, которые только из-за его присутствия хотят выразить свое возрождение вере или людям, которые ее предоставляют. У меня были такие случаи на флоте. Был один такой болтун, который каждый раз когда видел меня, говорил, что я ему не нравлюсь, и он не верит ни во что. Он мне очень напоминал хорошего проповедника, потому что он делал это с настоящим воодушевлением. Он говорил: «Послушай, послушай. Когда я умру, на этом все кончится». Я ответил на это: «Ну и слава Богу». Это был потрясающий опыт. Но вот, несколько недель спустя на этом же самом судне он подошел ко мне, чтобы его никто не видел, и открыл свое сердце. Я смог обернуться на историю наших отношений, чтобы разобраться, откуда взялась вся эта враждебность. Мне показалось, что он просто испытывал меня, он просто хотел понять, действительно ли этот парень верит в то, что говорит, и вообще можно ли ему доверять.

Ведущий Кэррол, одна из обсуждаемых проблем состоит в том, что капелланы в системе здравоохранения оплачиваются из общественного фонда. И люди задаются вопросом, почему мы должны за это платить. Кто-то даже говорит, что это христианская задача Церкви поддерживать здравоохранение, а не присосаться к ней, как пиявка.

Кэррол Ну да, есть такая точка зрения. Я могу лишь поделиться своим опытом того, насколько люди заинтересованы в общении с капелланами. За 12 лет работы только двое сказали мне, что не хотят со мной говорить. Мы видим, что почти все пациенты готовы к разговору.

Ведущий Но как вы ответите людям, которые говорят, что в здравоохранении есть более важные направления, на которые стоит потратить деньги?

Кэррол Мы очень часто вступаем в действие, когда кто-то умирает, когда случилась смерть или серьезный кризис, и большая часть людей, которые прибегли к нашей помощи в эти трудные моменты, очень нам благодарны за помощь. И не жалеют о потраченных деньгах.

Ведущий Максуд, вы считаете, что капелланы, служащие в тюрьмах и оплачиваемые государством, стоят своих денег?

Максуд Если посмотреть на историю британской системы капелланов, на протяжении трехсот лет всегда три человека играли ключевую роль в тюремном служении: начальник, доктор и капеллан. Я думаю, что система капелланов в университетах, вооруженных силах, это душа тела, организации. Без этой души тело просто не будет функционировать. Эти люди обеспечивают душевное здоровье организации.

Ведущий Маркус, вы сейчас уже не вовлечены в эту систему. Но если оглянуться, стоило оно того?

Маркус Главная проблема у многих людей состоит в том, что они не смотрят на более широкую картину. В завершении моей службы меня всегда благодарили – как и других капелланов – за поднятие духа, и поддержку людей в работоспособном состоянии. Это было так в вооруженных силах. Когда я стал служить в промышленных компаниях, я был хорошим слушателем для многих людей, которые чувствовали себя изолированными. Когда заходишь в больницу – давайте не будем забывать об этом, и наконец-то это признали – что один из аспектов здоровья состоит в здравии всех частей человеческой личности, а в этом смысле роль капеллана просто неоценима.

Максуд Для людей веры или безверных всегда существует духовный дефицит, который очевиден в нашем обществе. Роль капеллана состоит в том, чтобы восполнить его в обществе.

Ведущий Ну надо сказать, что во всех этих секторах многие работают на добровольной основе. И многие спортивные капелланы делают это в свободное время. Джон, вы думаете у бесплатного служения есть будущее?

Джон Большинство капелланов в мире спорта – волонтеры, и они отдают свободное время, готовы тратить собственные деньги на транспорт. Меня часто спрашивают, получаю ли я бесплатные билеты на игры. И ответ нет, не получаю. Впрочем, мне иногда перепадает одежда с символикой команды, и если заглянуть в мой шкаф, можно подумать, что я настоящий болельщик. Но в целом волонтерский сектор делает хорошую работу: это все те пасторы и служители, которые отдают свое время, чтобы помогать регбийным и футбольным командам.

Ведущий Последний вопрос для всех. Что определяет хорошего капеллана?

Маркус Нужен человек с неподдельной любовью к людям и готовностью слушать все, что тебе говорят.

Джон Хороший капеллан переживает за людей. Он служит, не чтобы забраться по лестнице и не для того, чтобы начать общаться со звездами. Вот мне приходится общаться столько же с самыми известными игроками, сколько и с рядовыми сотрудниками спортивного медцентра. Нужно быть открытым всем.

Максуд Нужно хорошее понимание собственной веры и понимание современных религий. Уважение ко всем вероисповеданиями и к людям без веры.

Кэррол Хороший капеллан – это тот, кто может любить и заботиться о людях без какой-либо предвзятости. Наша роль заключается в поддержке людей, и мы в итоге ответственны за благополучие тела и души человека.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КАПЕЛЛАНЫ?

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КАПЕЛЛАНЫ? — Ваше Святейшество, Русская Православная Церковь всегда осуществляла духовное наставничество как в русской армии, так и на флоте. Как Вы считаете, необходимо ли ввести пастырскую службу на штатной основе при современном опыте в Вооруженных

Читайте также: