Как устроен больничный лифт

Опубликовано: 02.05.2024

Если Вам интересно, что необходимо знать о эксплуатации и обслуживании больничного лифта, каким требованиям по ГОСТу он обязан соответствовать, чем отличается от других видов подъемного оборудования, тогда эта статья для Вас.

История больничного лифта в нашей стране началась в 1955 году. Его разработкой занялись ВНИИПТМАШ и «Союз Лифт». Созданный подъемник перевозил вес 500 килограмм. Модельный ряд представленный на рынке сегодня, значительно шире, разнообразные размеры и техническое оснащение удовлетворят любые пожелания.

Наделенный целым рядом специфических отличий, больничный лифт в поликлинике стал своеобразной разновидностью грузопассажирского подъемника. Высокий уровень безопасности оборудования позволил устанавливать лифты в больницах, в детских отделениях, оздоровительных центрах, родильных домах, лабораториях.

Отличия от пассажирских

Специфическая сфера применения, обеспечила подъемники рядом опций, среди которых:

  • Кнопка приоритетного вызова

При вызове подъемника медперсоналом, не реагирует на остальные запросы.

  • Безредукторный привод

Снижает расход электроэнергии, создает плавность движения, уменьшает уровень шума в процессе эксплуатации.

  • Регулируемое освещение

Яркость регулируется в соответствии с потребностями.

  • Система бесперебойного электроснабжения

Обязательно наличие аккумулятора, позволяющего доехать до этажа.

  • Наличие розетки

Позволяет подключить медицинское оборудование.

  • Специализированные материалы отделки

Пол покрыт антискользящим покрытием, стены изготовлены из нержавеющей стали обладающей гигиеническими свойствами.

  • Увеличенные размеры

Обеспечивают удобное размещение пациента на каталке, медперсонала.

Типы дверей

Двери больничных лифтов обладают широким проемом от 0,9 до 1,5 метров, возможностью использования автоматического и ручного привода. В зависимости от механизма открывания бывают: распашными, раздвижными.

Раздвижные

Раздвижные двери лифта находясь в плоскости исходного положения, осуществляют перемещение по направляющим, позволяя экономить пространство. Чем больше количество створок, тем меньше пространства занимается.

Раздвижные двери бывают:

  • Одностворчатые
  • Двустворчатые
  • Многостворчатые

Распашные

Распашная дверь больничного лифта поворачивается на петлях. Створки кабины открывается вручную, шахты, могут открываться автоматически.

Распашные двери делятся на:

  • Одностворчатые
  • Двустворчатые

Разновидности больничных лифтов

Подъемники обладают высокой грузоподъемностью от 500 до 2500 килограмм. Существующие отличия позволяют говорить о двух разновидностях подъемного оборудования.

Пассажирский малогрузовой

Данная модель пассажирского лифта оптимально подходит небольшим медицинским учреждениям. Створки подъемника открываются вручную.

Грузоподъемность

Лифт больничный перемещающий вес 500 кг, способен перевозить 6 пассажиров или 1 больного на тележке с медицинским персоналом.

Габариты

Большой грузопассажирский

Больничный грузовой лифт оснащен автоматическими дверьми. Кабина грузового лифта в больнице бывает проходной, непроходной.

Грузоподъемность

Учитывая требования конкретного медицинского учреждения, грузоподъемность больничного лифта бывает: 630, 1000, 1275, 1600, 2000, 2500 кг, возможны иные варианты.

Габариты

Габариты больничных лифтов существенно отличаются. Однако, основными остаются следующие: 110х210, 120х230, 140х240 сантиметров. Стандартные размеры проемов: 90, 110, 120, 130 сантиметров.

Сравнительная таблица пассажирского малогрузового и большого грузопассажирского подъемника

Перевозимый вес
(килограмм)
Габариты
(см)
Дверной проем
(см)
Автоматические створки Проходная кабина
Пассажирский малогрузовой 500 140х243 113 нет да
Большой грузопассажирский 630-2500

ГОСТ и другие отличиям

Относясь к категории специальных, больничный лифт имеет жесткие требования работы.

Требования по ГОСТу 22011-95 представлены в таблице

Скорость Рабочая
температура
Влажность воздуха Вентиляция Уровень звука в кабине
0,5 - 1,6 м/с +1. +55 <98% естественная
принудительная
55 - 60 дБ

Кроме общих правил ГОСТ 22011-95, есть ряд неофициальных. К ним относятся:

  • Повышенная безопасность эксплуатации

Аккумулятор обеспечивает работоспособность подъемника. Система обладает несколькими уровнями защиты.

  • Максимальная точность

Точность остановки на этажной площадке находится в пределах ±15мм.

  • Доступность для маломобильной части населения

Увеличен интервал закрытия створок, помогающий пациентам на костылях, инвалидных колясках, каталках без проблем войти, выйти.

Эксплуатация больничных лифтов

Сбой при эксплуатации является чрезвычайной ситуацией. Лифт проходит постоянные проверки, контролируется работоспособность оборудования. Простой не допускается. Пользоваться лифтом в больнице имеет право медицинский персонал, лифтер. Кроме этого, лифтер обязан следить за состоянием подъемника, помогать транспортировать больных. При обнаружении неисправности, оператор, в максимально сжатые сроки, обязан проинформировать электромеханика.

Производители

Подъемники и лифтовые запчасти к ним производят российские и зарубежные компании.

Больничные лифты


Больничные лифты – это разновидность грузопассажирского лифта с кабиной большего размера, чтобы в нее помещалась больничная каталка с пациентом и сопровождающим медиком.

Кроме этого условия, к больничным лифтам предъявляется еще множество требований.

Больничные лифты – самая сложная категория подъемных механизмов, в которой необходимо сочетать множество характеристик и возможностей лифтового оборудования.

Любой недочет в производстве или монтаже больничного лифта может негативно отразится на здоровье пациента, проезжающего в нем и даже стать угрозой для его жизни.

Исходя из этого, больничная лифты самая технически оснащенная, качественная и надежная категория подъемного оборудования в целом.

Обязательными условиями, которые необходимо учитывать в производстве и монтаже больничных лифтов, являются следующие:

- увеличенный размер кабины. Как правило, они составляют от 1,1 до 2 метров - ширина кабины, и от 2,1 до 2,5 метров – ее длинна. При этом четких ограничений по размерам кабины не существует, она может быть изготовлена большего или меньшего размера, в зависимости от требований заказчика.

- повышенная грузоподъемность. Кроме пациентов и медперсонала, больничные лифты предназначены для перевозки инвалидных кресел, каталок и медицинского оборудования, которые могут иметь большой вес. Грузоподъемность больничных лифтов варьируется от 1000 до 1500 килограмм, но этот показатель может быть изменен в меньшую или большую сторону, по желанию заказчика.

- большой размер входного проема, обуславливается легкостью и беспрепятственностью проникновения каталок или инвалидных кресел любого размера вместе с пациентами. Дверной проем в больничных лифтах, как правило, насчитывает от 0,9 до 1,5 метров.

Кроме очевидных требований, больничные лифты обязаны обладать рядом необходимых условий.


Одним из обязательных условий является возможность работы при отключении электропитания. Вероятность застревания человека в пассажирских лифтах допускается, так как значительного вреда для человека это не принесет, только дискомфорт от нахождения в замкнутом пространстве, так как не всегда есть возможность срочной эвакуации.

В больничных лифтах категорически не допускается возможность застревания человека. Так как даже кратковременное нахождение нездорового человека в замкнутом пространстве может существенно ухудшить состояние его здоровья. Если же пациент, которого перемещают в лифте ожидает срочной операции, то проволочки крайне недопустимы.


Исходя из этого, больничные лифты обязаны иметь возможность работы при отключении электропитания, чтобы транспортировать находящихся в кабине людей до нижнего или ближайшего этажа и выпустить их из кабины. Для этого подъемный механизм лифта снабжают специальным аккумуляторным блоком, от которого он начинает питаться при отключении электропитания. Обязательным условием для больничных лифтов является точность остановки кабины.

Неточная остановка кабины так же допускается в пассажирских лифтах. Так как для здорового человека не составляет труда преодолеть небольшую разницу в уровнях пола на этаже и в кабине лифта. Разница в уровнях пола кабины лифта и этажа в больничном лифтеможет негативно отразится на состоянии перевозимого пациента, так как будет являться препятствием для плавной перевозки, или же может сделать выезд из лифта невозможным.

Необходимым для больничных лифтов является отсутствие вероятности зажатия дверьми. Случаи зажатия являются недопустимыми, так как могут стоит нездоровому человеку ухудшением состояния или оказаться угрозой для его жизни. Чтобы не допустить такую возможность, больничные лифты обладают расширенным временем вхождения и выхода из кабины людей и снабжены специальными датчиками движения, чтобы двери не могли закрыться, если на их пути находится кто-то или что-то, например часть каталки или инвалидного кресла.

Немаловажным фактором является и внутреннее оснащение лифта, материалы его изготовления и дизайн. Больничные лифты должны обладать повышенной безопасностью и в плане гигиены, а значит должны быть изготовлены из безопасных материалов, пригодных для постоянной обработки и обеззараживания. Не допускается деревянное оформление больничных лифтов, так как дерево может быть источником антисанитарии и достаточно быстро изнашивается. Больничные лифты чаще всего изготавливаются из нержавеющей стали, которая должна иметь медицинский сертификат безопасности. Из стали изготавливаются стены, потолок и двери кабины. К полу лифта применяются отдельные требования. Покрытие должно быть прочным, безопасным с медицинской точки зрения, нескользким и износостойким. Пол должен выдерживать ежедневные, многократные поездки каталок и инвалидных кресел и при этом оставаться идеально ровным, так как каждая зазубрина или дефект могут сыграть решающую роль в здоровье пациента. Чаще всего для пола используется полимерное покрытие, обладающее хорошими гигиеническими характеристиками.

Больничный лифт обязан иметь очень плавных ход, быть бесшумным и не иметь вибрации на ходу, так как тряска может быть опасна для нездоровых людей.

К свету и звукам в больничном лифте так же предъявляются особые требования. Освещение должно быть надежным, ненавязчивым, безопасным и неярким, так как оно будет воздействовать напрямую на лежачих больных, глаза которых, так или иначе направлены вверх. Самым удачным вариантом освещения для больничных лифтов являются светодиоды.

Звуки вызова лифта, а так же его пребывания и остановок, должны быть нераздражающими, но при этом достаточно громкими, чтобы их могли услышать люди с ослабленным слухом.

Больничный лифт должен обладать поручнями, удобными для травмированных пациентов или инвалидов. Поручни должны располагаться на такой высоте, что бы ими могли воспользоваться люди, находящиеся в инвалидных креслах, и те, кто передвигается на костылях.


Больничные лифты могут быть проходными или не проходными. Это не обязательное условие для больничного лифта, но оно является очень желательным и удобным для перевозки больных и травмированных. Проходной лифт дает возможность уменьшить количество движений больничной каталки или инвалидного кресла, за счет наличия вторых дверей, через которые и будут выезжать граждане, что является благоприятным для множества пациентов. Это условие сокращает время пребывания в лифте, облегчает выход или выезд из него.

Лифты больничного типа используются в больницах, клиниках различной направленности, поликлиниках, санаториях, профилакториях, лечебницах, а так же косметических центрах, центрах красоты и массажных центрах.

Одним из очень важных условий для больничного лифта является режим приоритета, используемый для перевозки так называемых срочных пациентов.

Режим приоритета запускается врачом или медперсоналом во время срочной транспортировки пациента в операционную или реанимацию, так что во время движения лифта, для остальных граждан он недоступен. Лифт при этом не останавливается и не реагирует на другие вызовы, что обеспечивает максимально быструю доставку пациента до места назначения.

Для больничных лифтов, как правило, используют систему безредукторного привода, а так же саму конструкцию лифта без машинного отделения. В безредукторном приводе не используется масло, а так же существенно снижается энергопотребление, на 30-50%.


Отказ от машинного отделения дает возможность экономить пространство, которое для медицинских учреждений всегда является дефицитом, а так же экономить средства – такой вариант всегда имеет меньшую стоимость установки. Лифт без машинного отделения проще и быстрее обслуживать и ремонтировать в случае поломки.

Скорость больничного лифта всегда должна быть максимально высокой и при этом безопасной для проезжающих в нем людей.

Лифты в медицинских учреждениях обычно передвигаются со скоростью от 0,5 до 1,6 метров в секунду.

Кроме множества факторов, которые должны соблюдаться в производстве больничных лифтов в обязательном порядке, такие лифты должны в точности соответствовать ГОСТу 22011-95, а так же перед эксплуатацией проходить проверки в Федеральной службе по экологическому, Техническому, Атомному надзору, обладать мобильной обслуживающей командой, которая в кратчайшие сроки должна устранять неполадки в больничном лифте. Компания, производящая такие лифты, должна обладать множеством сертификатов и разрешений.

Поэтому необходимо крайне ответственно отнестись к выбору самого больничному лифта, и компании-производителя:
BLT
Hidral
HIRO LIFT
Hyundai Elevator
IGV
KLEEMANN
KONE
LiftingItalia
MONITOR
Nippon Elevator
ORONA
Otis Elevator
Schindler Elevator
Standard-Lift
ThyssenKrupp
Wellmaks
Карачаровский механический завод
Могилёвлифтмаш
Щербинский лифтостроительный завод
СитиЛифт
Космос Лифт

1.1. Настоящая инструкция предназначена для лифтеров по обслуживанию грузовых лифтов.

1.2. Инструкция определяет основные положения по обслуживанию лифтов независимо от скорости движения кабины.

1.3. К работе в качестве лифтера, обслуживающего лифты, могут допускаться лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование.

1.4. Лифтер должен быть обучен по соответствующей программе и аттестован в учебном заведении. Лицам, прошедшим аттестацию, должно быть выдано соответствующее удостоверение.

1.5. Допуск к работе лифтера должен быть оформлен приказом при наличии на руках удостоверения об обучении и производственной инструкции.

1.6. Лифтер должен периодически, не реже одного раза в 12 месяцев, проходить повторную проверку знаний.

1.7. Дополнительная или внеочередная проверка знаний должна проводиться:

  • 1.7.1. При переходе из одного предприятия в другое.
  • 1.7.2. По требованию инспектора Госгортехнадзора или лица, ответственного за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта.
  • 1.7.3. При переходе на обслуживание лифтов другой конструкции.

1.8. Повторная, дополнительная и внеочередная проверка знаний должны проводиться назначенной приказом квалификационной комиссией предприятия в объеме производственной инструкции лифтера, при этом участие инспектора Госгортехнадзора не обязательно.

1.9. Допущенный к самостоятельной работе лифтер должен:

  • 1.9.1. Иметь общее представление об устройстве обслуживаемых лифтов.
  • 1.9.2. Знать значение аппаратов управления, расположенных в кабине лифта и на этажных площадках, и уметь пользоваться ими.
  • 1.9.3. Знать назначение и расположение предохранительных устройств лифта, замков дверей шахты, контактов дверей шахты и кабины, подпольных контактов, концевого выключателя, ограничителя скорости и ловителей.
  • 1.9.4. Знать назначение и уметь пользоваться световой и звуковой сигнализацией и двухсторонней переговорной связью.
  • 1.9.5. Уметь производить осмотр лифта и проверять исправность затвора дверей шахты, контактов дверей шахты и кабины, подпольного контакта, световой и звуковой сигнализации и двухсторонней переговорной связи.
  • 1.9.6. Знать правила пользования лифтов.
  • 1.9.7. Уметь включать и выключать лифт.
  • 1.9.8. Знать способы эвакуации пассажиров на остановившейся кабины.
  • 1.9.9. Уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
  • 1.9.10. Знать требования пожарной безопасности и уметь пользоваться противопожарными средствами.

1.10. Лифтеру запрещается:

  • 1.10.1. Допускать вход в машинное, блочное помещение посторонних, а также оставлять эти помещения не запертыми на замок.
  • 1.10.2. Хранить предметы, не относящиеся к обслуживанию лифтов, в машинном и блочном помещениях.
  • 1.10.3. Выходить на крышу кабины.
  • 1.10.4. Производить пуск кабины от каких-либо аппаратов, установленных не на панели управления.
  • 1.10.5. Производить пуск кабины с этажной площадки через открытые двери шахты и кабины.
  • 1.10.6. Самостоятельно устранять какие-либо неисправности для повреждения на лифте.
  • 1.10.7. Покидать рабочее место, кроме случаев, связанных с обслуживанием лифтов.

2. Обязанности лифтера.

2.1. Лифтер в начале работы должен:

  • 2.1.1. Ознакомиться с записями в вахтенном журнале, сделанными при работе предыдущей смены.
  • 2.1.2. Включить лифт в работу.
  • 2.1.3. Проверить наличие и достаточность освещения кабины, шахты и площадок перед дверями шахты.
  • 2.1.4. Проверить состояние ограждения шахты и кабины; проверить исправность действия замков дверей шахты.
  • 2.1.5. Проверить исправность действия контактов дверей шахты и кабины.
  • 2.1.6. Проверить исправность действия подвижного пола.
  • 2.1.7. Проверить точность остановки кабины на этажах.
  • 2.1.8. Проверить исправность действия кнопки «СТОП», светового сигнала «ЗАНЯТО», звуковой сигнализации, двухсторонней переговорной связи.
  • 2.1.9. Проверить наличие «Правил пользования лифтом», предупредительных и указательных надписей.
  • 2.1.10. Сделать запись в вахтенном журнале о результатах проверки и расписаться в приеме смены.

2.2. При выявлении во время осмотра лифта каких-либо неисправностей, могущих повлечь аварию или несчастный случай, необходимо выключить лифт и сообщить о неисправности руководителю, ответственному за исправное состояние лифта. На основной, загрузочном, этаже вывесить плакат с надписью «Лифт не работает».

2.3. Лифтер во время работы должен:

  • 2.3.1. Постоянно находиться в кабине лифта и направлять кабину к месту вызова.
  • 2.3.2. Не допускать перегрузку лифта.
  • 2.3.3. Не допускать одновременную перегрузку грузов и людей, кроме сопровождающих груз.
  • 2.3.4. Не допускать к управлению лифтом посторонних.
  • 2.3.5. На лифтах, кабина которых оборудована раздвижными решетчатыми дверями, следить, чтобы находящиеся в кабине люди не подходили к дверям и не держались за них руками.
  • 2.3.6. При случайной остановке кабины между этажами выключить лифт и сообщить администрации предприятия.
  • 2.3.7. При обнаружении в течение смены каких-либо неисправностей лифта выключить лифт, вывесить плакат «Лифт не работает» и сообщить о неисправности администрации предприятия.
  • 2.3.8. Содержать в чистоте кабину лифта.

2.4. Лифтер по окончании работы должен:

  • 2.4.1. Если работа лифта продолжается, произвести в вахтенном журнале запись о всех замечаниях по работе лифта в течение смены, расписаться в сдаче смены и передать ключи от лифта следующей смене.
  • 2.4.2. Если следующей смены нет, поставить кабину на основном посадочном этаже, запереть дверь шахты на специальный замок, выключить лифт, произвести необходимые записи в журнале, сдать ключи на хранение.

2.5. Лифтер при аварийных ситуациях должен:

  • 2.5.1. В случае возникновения аварийной ситуации (несчастного случая, пожара, стихийного бедствия) следует немедленно прекратить работу и сообщить о ситуации вышестоящему оперативному персоналу.

В случае аварии или несчастного случая в лифте, немедленно выключить лифт, сообщить о происшествии руководителю и принять меры к сохранению обстановки несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья окружающих.

2.5.3. В случае возникновения пожара:

  • оповестить всех работающих в производственном помещении и принять меры к тушению очага возгорания. Горящие части электроустановок и электропроводку, находящиеся под напряжением, следует тушить углекислотными или порошковыми огнетушителями;
  • принять меры к вызову на место пожара своего непосредственного руководителя.

2.5.4. При несчастном случае вывести пострадавшего из опасной зоны, оказать ему доврачебную помощь, доложить об этом руководителю работ или администрации. Вызвать скорую помощь по телефону «03».

2.5.5. Обстановка, при которой произошел несчастный случай, должна быть, по возможности, сохранена для проведения расследования комиссией.

2.5.6. При освобождении пострадавшего от действия электрического тока необходимо пользоваться диэлектрическими перчатками, галошами, ковриками или сухими, не проводящими электрический ток предметами, а также необходимо следить за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью или под шаговым напряжением.

При отделении пострадавшего от токоведущих частей действовать одной рукой, держа вторую руку в кармане или за спиной. При освобождении пострадавшего, находящегося на высоте, необходимо принять меры, предупреждающие его падение. При отделении пострадавшего от токоведущих частей напряжением выше 1000В необходимо надеть диэлектрические перчатки и боты и действовать штангой или изолирующими клещами.

3. Указания по осмотру лифтов лифтерами.

3.1. Проверка лифтов с распашными дверями шахты

  • 3.1.1. Проверка автоматических замков дверей шахты проводится с целью убедиться, что двери шахты не открываются, когда кабина отсутствует на этаже. Для этого кабину следует остановить так, чтобы пол ее был не менее чем на 150 мм выше или ниже уровня площадки, и попытаться отпереть неавтоматический затвор и открыть дверь шахты. Если дверь шахты не открывается, автоматический замок исправен. Такая проверка проводится на каждом этаже.
  • 3.1.2. Проверка действия контактов дверей шахты производится пробным пуском лифта при открытой на 20 мм двери шахты и закрытой двери кабины. Если кабина не приходит в движение, контакты дверей шахты работают исправно.

При многостворчатых дверях шахты такая проверка должна проводиться для каждой створки в отдельности.

4. Неисправности, при которых лифты должны быть остановлены.

4.1. Основные неисправности, при которых работа лифта должна быть прекращена:

  • 4.1.1. Неисправен автоматический затвор дверей шахты – дверь шахты открывается при отсутствии на этаже кабины.
  • 4.1.2. Неисправен контакт дверей шахты – кабина приходит в движение с открытой дверью шахты.
  • 4.1.3. Неисправен контакт дверей кабины – кабина приходит в движение с открытой дверью, при наличии в кабине пассажира.
  • 4.1.4. Неисправен подпольный контакт – при нажатии на кнопку «ВЫЗОВ» кабина приходит в движение при наличии в кабине груза весом 15 кг, а также при нажатии на кнопку «ВЫЗОВ» свободная кабина не приходит в движение.
  • 4.1.5. Кабина останавливается выше или ниже уровня этажной площадки более 60 мм и более 15 мм (для лифтов, загружаемых посредством напольного транспорта и тележек).
  • 4.1.6. Не работает звуковая сигнализация на лифтах с проводником – при нажатии на звонковые кнопки на этажах сигнальный вызов не поступает к проводнику.
  • 4.1.7. Не освещена кабина или площадка перед дверями шахты.
  • 4.1.8. Разбито стекло в смотровых окнах дверей шахты или повреждено ограждение шахты на высоте, доступной для пассажиров.
  • 4.1.9. Разбито стекло в дверях кабины или повреждено ограждение кабины.
  • 4.1.0. Отсутствуют крышки на вызывных и кнопочных аппаратах и имеется доступ к голым токоведущим частям электрооборудования.
  • 4.1.11. Металлоконструкция шахты или аппарата на шахте и в кабине находятся под напряжением, при прикосновении к ним ощущается электрический ток.
  • 4.1.12. При работе лифта появился необычный шум, стук или запах гари.

5. Ответственность за нарушение настоящей инструкции.

5.1. Лицо, виновное в нарушении настоящей инструкции, в том числе лифтер, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

5.2. Надзор за выполнением лифтером настоящей инструкции возлагается на лицо, ответственное за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов и за организацию его эксплуатации.

5.3. Лифтер подчиняется по вопросам технического обслуживания лицу, ответственному за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта и электромеханику, ответственному за исправное состояние лифта.

Лифты для больниц и лечебно-профилактических учреждений

Больничный лифт максимально адаптирован для перевозки пациентов, медицинского оборудования и приспособлений для передвижения лиц с ограниченными возможностями. Большинство моделей имеют грузоподъемность в пределах 1000—1500 кг. Общий документ, в котором заявлены требования к больничным лифтам — ГОСТ Р 53770-2010. п.3.13 лифт пассажирский для лечебно-профилактических зданий (больничный лифт): Пассажирский лифт, размеры и конструкции которого позволяют перевозить пациентов на средствах горизонтального транспортирования (каталках, кроватях и т.п.) и/или медицинское оборудование. Помимо этого есть дополнительные нормативные документы. В соответствии с ними ширина кабины должна быть не менее 1,1(есть модели, в которых она равна 2 м), глубина — 2,1−2,5 м. При таких габаритах становится возможным свободный провоз каталок, инвалидных колясок, вспомогательного оборудования.

Особенности больничных лифтов


Прежде для транспортировки пациентов в медицинских заведениях использовали стандартные лифты. В результате их эксплуатации сформировался ряд требований, которым должно соответствовать лифтовое оборудование для перевозки больных:

  • пониженная скорость движения кабины. Если скоростной лифт, то необходимо использование частотного регулятора для плавного набора скорости и замедления.
  • регулируемое освещение — при определенных заболеваниях необходимо предусмотреть уменьшение яркости в кабине, чтобы обеспечить комфорт пассажиров;
  • наличие розеток, стандартных, с переменным напряжением 220 В, и слаботочных, — для подключения медицинского оборудования, это не обязательное условие, но крайне желательное;
  • Система автоматического "дотягивания" кабины при аварийном отключении электропитания в здании. В данном случае кабина доезжает до ближайшего этажа и пациенты с персоналом могут покинуть кабину не дожидаясь приезда аварийной бригады электромехаников;
  • надежная бесперебойная связь не только с диспетчерским пунктом, но и с сотрудниками приемного поста или отделения экстренной помощи, — чтобы в аварийных ситуациях доктора снаружи могли оказывать консультационную помощь персоналу, который сопровождает пациента;
  • системы ограничения доступа — для служебных лифтов, предназначенных для перевозки в операционную, палаты интенсивной терапии и другие помещения, куда имеют право входить только сотрудники больницы.
  • режим "приоритета движения кабины". При активации данного режима пациент до/после операции будет доставлен до необходимого этажа без попутных остановок. Сокращается время доставки пациента и появляется возможность избежать его контакта с другими пациентами.

В особых случаях следует обеспечить бесперебойное функционирование лифта, для чего его подключают к системе автономного энергоснабжения.

Оформление кабины


Отделка кабины выполняется материалами, подлежащими дезинфекции, преимущественно нержавеющей сталью. Это условие вызвано необходимостью проводить дезинфекции после транспортировки некоторых категорий больных, чтобы обеспечить безопасность других лиц, в том числе персонала. Иные особенности:

  • автоконтроль исправности важных узлов и элементов лифта — исключает вероятность поломки, помогает выявить проблемы еще до наступления аварийной ситуации;
  • по всему периметру кабины располагают отбойники, чтобы исключить повреждение стенок при столкновении с каталками и колясками;
  • пол антискользящий, преимущественно из рифленого алюминия или износостойкой резины.

Технические характеристики


Для типового больничного лифтового оборудования с грузоподъемностью от 630 кг и выше установлено максимальное число включений в час — 180, таким образом, при интенсивном пассажиропотоке следует устанавливать несколько лифтов. Однако, лифтовое оборудование производства испанского завода IMEM, с количеством пусков в час 240, позволяет решить эту проблему.
Диапазон рабочих температур — от +5 до 55 °C(не хуже). Еще один важный параметр — точность остановки, чем выше — тем лучше.

Лифты для инвалидов


Упоминаемое выше оборудование рассчитано преимущественно на провоз тяжело больных пациентов в сопровождении персонала. Помимо этого понадобятся обычные лифты и для инвалидов в креслах-колясках, на них мы остановимся подробнее:

  • ширина дверного проема — от 800 мм и более, требование продиктовано стандартными размерами инвалидных колясок (ГОСТ 30471−96);
  • расположение панели управления — на доступной для сидящего человека высоте;
  • кнопки со шрифтом Брайля;
  • лифты Witchel (Витчел) могут быть оборудованы голосовым управлением.
  • звуковое сопровождение — для перевозки лиц со слабым зрением.

В малоэтажных зданиях чаще всего пассажирский лифт для посетителей отсутствует, а установка отдельного оборудования для инвалидов невозможна или экономически нецелесообразна, в этом случае стоит оснастить лестницы специальными подъемниками.

Бренды

Выпуском больничных лифтов с автоматическими дверями в нашей стране занимается Челябинский лифтостроитеьный завод ВИТЧЕЛ.
Из импортных брендов выбор гораздо больше. Например, компания IMEM лифтс (Испания) выпускает лифты для медицинских учреждений с грузоподъемностью от 630 до 6000 кг включительно по ГОСТ Р 33984.1-2016, гармонизированным с европейским стандартом EN81.20:2014.

Компания выпускает несколько серий, соответствующих установленным в России стандартам (ГОСТ Р 53870-2010). Величина проема от 900 мм, также есть модель с дверями шириной 1200 мм и более. Предусмотрена приоритетная система вызовов, в том числе с блокировкой остановок по пути следования. Этот режим можно включать или отключать — в зависимости от нужд больницы.

Лифты KLEEMANN (Греция)

Гидравлические и электрические лифты разработанные специально для нужд больниц имеют особенности и снабжены уже привычным и необходимым для современных условий минимумом:

  • стенки кабины оснащены защитными планками;
  • датчик перегрузки;
  • громкая связь с постом снаружи;
  • приоритетный(запускается ключом) и стандартный режим управления;
  • дверь оснащена световым занавесом — двери не закроются, если есть препятствие;
  • высокая точность остановки.

Оборудование обеспечивает движение кабины до ближайшего этажа в случае аварийного отключения электропитания.

Также выпуском больничных лифтов занимаются компании:

CMM (Италия)
Shanghai Mitsubishi Elevator Co. - лифты как без машинного так и с верхним машинным помещением.

Какое оборудование лучше: наше или импортное? Таких данных нет, основная разница, скорее всего, в надежности конкретных предлагаемых моделей, уровне конструкторского решения, в функциональности и оснащении, и конечно же цене.

Телефоны для получения консультаций:
+7(916)621-5520
+7(499)213-0927

  • Адрес: Москва, ул. 4-я Сокольническая улица, 1А, офис 203
  • Телефон: 7 (499) 213-0927 доб. 105 - Отдел продаж
  • E-mail: slm@lifts.ru
  • Пн - Пт с 09-00 до 17-45

Каталог лифтов

Выполненные работы

Мы в социальных сетях

Незаконное использование материалов сайта влечет за собой административную ответственность.

62. Что называется лифтом? Лифтом называется транспортное устройство прерывного действия, предназначенное для подъема и спуска людей (грузов) с одного уровня на другой, кабина (платформа) которого перемещается по жестким вертикальным направляющим, установленном в шахте, снабженной на посадочных (загрузочных) площадках запираемыми дверьми.

63. Как разделяются лифты в зависимости от назначения? По назначению лифты подразделяют на: пассажирские, грузопассажирские, больничные, грузовые с проводником, грузовые без проводника, грузовые малые. Пассажирские лифты служат

для перевозки людей и сопутствующих малогабаритных грузов, если общий вес их не нарушает грузоподъемности лифта. Г р у зона с с а ж и р с к и е лифты предназначены дли транспортировки грузов и людей. Эти лифты отличаются от пассажирских увеличенными размерами кабин. Больничные лифты служат для транспортировки больных на больничных транспортных средствах с сопровождающим персоналом. Г рузовые лифты с проводником предназначены для транспортирования груза и лиц, сопровождающих его. На грузовых лифтах без проводника транспортируют только грузы. Малые грузовые лифты — это грузовые лифты без проводника, грузоподъемностью до 160 кг включительно с площадью пола кабины до 0,9 м5 и с высотой кабины не более 1 м.

64. По каким основным признакам классифицируют лифты? Лифты классифицируют по следующим основным признакам; виду транспортируемых объектов; типу тягового органа; приводу лифта; приводу дверей; виду шахты; конструкции дверей шахты или кабины; расположению машинного помещения; типу системы управления. По грузоиесущему устройству лифты подразделяют: на лифты с кабиной и лифты с платформой; по типу тягового органа: на канатные, цепные, реечные, винтовые и плунжерные; по типу привода: на электрические и электрогидравлические; по приводу дверей лифты могут быть оборудованные дверями; а) открываемыми вручную; б) полуавтоматическими; в) автоматическими.

65. Как разделяют шахты? Шахты лифтов подразделяют на: а) глухие, огражденные со всех сторон и на всю высоту стеновыми материалами; б) металлокаркасные, огражденные со всех сторон и на всю высоту металлической сеткой или щитами;

в) комбинированные, часть которых глухая, а часть—металлокаркасная.

66. Как разделяют лифты по конструкции дверей шахты и кабины? По конструкции дверей шахты и кабины лифты разделяют на: а) лифты с распашными дверями; б) лифты с горизонтально-раздвижными дверями; в) лифты с вертикально-раздвижными дверями.

67. Какие бывают лифты по расположению машинного помещения? По расположению машинного помещения лифты бывают с машинным помещением, расположенным: а) над шахтой; б) непосредственно под шахтой; в) сбоку шахты.

65. Как различают лифты по типу системы управления? По типу системы управления лифты могут быть: а) с кнопочным

внутренним управлением; б) с кнопочным наружным управлением; в) со смешанным управлением; г) с парным управлением; д) с групповым управлением.

69. Какой лифт называется выжимным? Лифт, у которого кабина приводится в движение силой, действующей снизу, называют выжимным.

70. Какой лифт называется тротуарным? Выжимной лифт, у которого кабина на верхней остановке выходит из шахты, называют тротуарным.

71. Что такое номинальная грузоподъемность лифта? Номинальная грузоподъемность — это вес наибольшего груза, на транспортировку которого лифт рассчитан. В величину поминальной грузоподъемности не входит масса кабины и масса всех устройств, постоянно расположенных в ней (рельсовых путей, монорельсов, талей и т. п.).

72. Как рассчитывают номинальную грузоподъемность лифтов? Номинальную грузоподъемность лифтов рассчитывают по принципу свободного заполнения, исходя из полезной площади пола кабины, по графику (рис. 1), рекомендуемому «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов» (ПУБЭЛ) Госпроматомнадзора СССР. При определении полезной площади пола кабины площадь, занимаемую одной из створок распашных дверей при открывании, в расчет не приникают. Массу человека следует принимать равной 80 кг.

73. Что называется номинальной скоростью лифта? Номинальной скоростью лифта называется скорость движения кабины, на которую рассчитан лифт.

74. Что такое рабочая скорость лифта? Рабочая скорость лифта — это фактическая скорость кабины лифта в эксплуатационных условиях. Рабочая скорость кабины отличается от номинальной не более чем на 15 %. По скорости лифты подразделяют на: пассажирские — от 0,63 до 4 м/с; грузовые — от 0,18 до 0,5 м/с.

75. Что понимают под характеристикой (основными параметрами) лифтов? Характеристика — это величины, характеризующие конструкцию и технологические возможности лифта (т. е. основные параметры). Основные параметры пассажирских лифтов (ГОСТ 5746—83*), работающих при переменном трехфазном токе напряжением 220 и 380 В, следующие: а) лифты грузоподъемностью 400 кг: вместимость кабины 5 чел.; номинальная скорость — 0,63; 1,0; 16 м/с; высота подъема — 60. 70, 85 м; число остановок—10, 16, 25; б) грузоподъемно-

стью 630 кг: вместимость кабины 8 чел.; номинальная скорость— 1,0; 1,6 м/с; высота подъема — 60, 85 м; число остановок— 16, 25; в) лифты, устанавливаемые в общественных зданиях и промышленных предприятиях (ГОСТ 8823—85, 8824—84*), грузоподъемностью 800 кг: вместимость кабины 10 чел.; скорость—1,0; 1,6; 2,5 м/с; высота подъема — 45, 65, 100 м;

г) грузоподъемностью 1000 кг: вместимость кабины

12 чел.; скорость — 1,0; 1,6; 2,5; 4,0 м/с; высота подъема 45, 65,

100, 150 м; число остановок — 10, 16, 25; д) грузоподъемностью 1250 кг: вместимость кабины 15 чел.; номинальная скорость их соответственно 1,0; 1,6; 2,5; 4,0 м/с; высота подъема-

45, 65, 100, 150 м; число остановок—10, 16, 25; е) грузоподъемностью 1600 кг: вместимость кабины 20 чел.; номинальная скорость — 2,5; 4,0 м/с, высота подъема—100, 150 м, число остановок — 25, 25.

Лифты с монорельсом: а) грузоподъемностью

1000; 2000 ; 3200 кг; б) номинальной скоростью соответственно 0,4; 0,5; 0,5 м/с; в) числом остановок —45, 12. Выжимные лифты: а) грузоподъемностью 500; 1000; 2000; 3200 кг; б) номинальной скоростью соответственно 0,5; 0,4 и 0,5; 0,4 и 0,5; 0,5 м/с; в) высотой подъема 25 м; г) числом остановок—8. Тротуарные лифты: а) грузоподъемностью 500; 630 кг; б) номинальной скоростью 0,18; 0,2 м/с; в) высотой подъема 6,5 м; г) числом остановок — 3. Перечисленные лифты выпускаются отечественным лнфтостроеннем. Лифты пассажирские и грузопассажирские грузоподъемностью 320, 500, 1000 кг со скоростью движения кабины 0,71; 1,0; 1,4 м/с, больничные грузоподъемностью 500 кг, грузовые грузоподъемностью 500, 1000, 2000 кг эксплуатируются в настоящий момент в большом количестве в жилых домах, административных зданиях, в больницах, в производственных и складских помещениях.

76. Что называется производительностью лифта? Производительностью лнфта называется число пассажиров или количество грузов, перевозимых в единицу временя. Производительность грузового лифта зависит от номинальной грузоподъемности, величины перевозимого груза, высоты и номинальной скорости лифта, а также от времени, затрачиваемого иа остановках для погрузки и выгрузки. На производительность пассажирского лифта илияют следующие факторы: вместимость кабины, место установки, время использования, условия работы (жилой дом, учреждение, учебное заведение и т. д.), высота и скорость подъема; время заполнения и освобождения кабины, время, затрачиваемое на операции, связанные с пуском, разгоном, замедлением и остановкой кабины.

77. Как подразделяют лифты по конструкции привода? По конструкции привода лифтовые лебедки могут быть с канатоведущим шкивом и барабанного типа. Привод лифта может быть редукторным или безредукторным. Барабаны и канатоведуще шкивы наряду с канатами или цепями являются тяговыми органами лебедок. Редуктор служит для передачи вращения от электродвигателя к тяговому органу и снижает угловую скорость последнего. У безредукторных лебедок барабан и канатоведущие шкивы находятся на валу тихоходного электродвигателя.

78. Какой недостаток лифтов с барабанной лебедкой? Основной недостаток лифтов этого типа — большие размеры барабанов, возрастающие по мере увеличения высоты и числа несущих канатов.

79. В чем достоинства лифтов с канатоведущим шкивом? Лебедка с канатоведущим шкивом позволяет значительно уменьшить мощность приводного электродвигателя и получить экономию электроэнергии при работе лифта по сравнению с барабанной лебедкой. Лифты с канатоведущим шкивом просты по конструкции. Они имеют малые габаритные размеры и массу лебедки. В настоящее время лифты с канатоведущими шкивами почти полностью вытеснили лифты с барабанными лебедками.

80. Как создается тяговое усилие в лебедках с канатоведущим шкивом? Тяговое усилие лебедок с канатоведущим шкивом

создается трением между канатами и стенками ручьев канатоведущих шкивов. Сила трения зависит от угла обхвата канатом канатоведущего шкива, формы профиля ручья и величины коэф-фицвента трения между канатом и поверхностью ручьи.

81. На каких лифтах применяют лебедки с редукторным приводом, а на каких —с безредукторным? Лебедки с редукторным приводом применяют иа лифтах со скоростью ие более 1,6 м/с. Безредукторные лебедки используют на лифтах с большими скоростями движения кабины. Безредукторные лебедки отличаются большой массой и сложными системами управления, что повышает их стоимость, создает трудности при изготовлении и обслуживании. Наиболее распространены редукторные лебедки с червячной передачей, у которых канатоведущий шкив насажен консольно иа конец тихоходного нала редуктора.

82. Как располагаются лифтовые лебедки относительно шахты? Лебедки по расположению относительно шахты бывают с нижним и верхним расположением привода (рис. 2).

83. В каких случаях привод располагают внизу? Привод располагают ннизу только в том случае, когда машинное помещение невозможно разместить над шахтой.

84. В чем преимущества и недостатки нижнего и верхнего расположения привода? Верхнее расположение привода упрощает конструкцию лифта, уменьшает число перегибов каната, уве-личнная срок его службы. Длина каната уменьшается в 2—3 раза по сравнению с нижним расположением привода, повышается КПД лифтовой установки. Нижнее расположение привода приводит к повышению нагрузок на шахту, увеличивает длину канатов, делает необходимой установку дополнительных отклоняющих блокон в т. д.

85. В каких шахтах устанавливают лифты? Лифты устанавливают в глухих (кирпичных, железобетонных) или в металлокаркасных шахтах.

86. Где у лифтов расположены аппараты управления? Аппараты управлевия могут быть расположены: при внутреннем управлении—в кабине; при наружном управлении — на посадочной (загрузочной) площадке обслуживаемых лифтов; при смешанном управлении —в кабине а на посадочных (загрузочных) площадках.

Глава 2. УСТРОЙСТВО ЛИФТОВ

Рис. 2. Кинематические схемы лифтов
а, б. д, з — нижнее расположение лебедки; в. г. е. ж, и. к — верхнее расположение лебедки; 1 — кабина; 2 — блока; 3 — лебедки; 4 — противовесы

Читайте также: