Что делать если налоговая отказала в смене директора

Опубликовано: 07.05.2024

Решение о смене генерального директора принимается общим собранием участников общества. Для этого необходимо провести такое собрание и принять на нем соответствующее решение. Решение оформляется протоколом. Если в ООО один участник, то достаточно его решения, оформленного в письменной форме.

Количество голосов для смены руководителя указывается в уставе, но оно не должно быть меньше простого большинства (т.е. 50%)

После принятия решения нужно подготовить:

  • Протокол собрания (или решение участника).
  • Приказ о снятии полномочий.
  • Приказ о вступлении в должность.

Шаг 2. Заполнить форму Р13014

Обратите внимание, что форма Р14001 с 25 ноября 2020 года больше не применяется. Новая форма Р13014 утверждена Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@.

Следующим этапом потребуется подготовить заявление Р13014.

Данное заявление должно быть заполнено в соответствии с Требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (приложение № 13 к Приказу ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@.

В форме Р13014 заполняется лист И. Первый раз на прекращение полномочий, второной на возложение.

Шаг 3. Заверить заявление у нотариуса

При подаче документов в налоговую лично, по доверенности или по почте необходимо заверить форму Р13014 у нотариуса.

Согласно однозначной позиции ФНС, заявителем при смене директора ООО выступает новый директор. Поэтому у нотариуса требуется личное присутствие только нового директора с паспортом и учредительными документами.

В случае, если подавать заявление в налоговую будет доверенное лицо (не новый руководитель), также потребуется у нотариуса оформить нотариальную доверенность.

Шаг 4. Подать заявление в налоговую

Подать документы в налоговую необходимо в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения. В случае нарушения сроков подачи заявления должностному лицу грозит штраф в размере 5000 руб. (ч.3 ст.14.25 КоАП РФ).

Список документов для налоговой:

  • заявление по форме Р13014;
  • протокол (решение) — документ не является обязательным для подачи, однако мы рекомендуем приложить один экземпляр к пакету документов для налоговой;
  • нотариально заверенная доверенность (если документы подаёт доверенное лицо);
  • запрос на получение документов на бумажном носители (при необходимости).

За государственную регистрацию смены руководителя госпошлина не взимается.

Онлайн подача документов для смены директора невозможна

Хотя законодательство прямо этого не запрещает, по практике ФНС требует что бы заявителем был именно новый директор. На нового директора не возможно выпустить электронную подпись (так как его нет в выписке из ЕГРЮЛ, а без этого удостоверяющие центры отказывают в подписи).

Шаг 5. Получить результат государственной регистрации изменения

Срок регистрации смены руководителя — 5 рабочих дней.

Документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ о смене руководителя, с отметкой регистрирующего органа, направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью налоговой, на адрес электронной почты юридического лица, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем в форме Р13014.

Также налоговая по запросу заявителя выдает документы, подтверждающие содержание электронных документов на бумажном носителе.

Шаг 6. Уведомить банк и контрагентов

Данные лиц, имеющих право осуществлять операции по счету ООО, а также их подписи указываются в карточке с образцами подписи и печати.

При этом если прежний руководитель утратил свои полномочия, такая карточка является недействительной.

Таким образом, после вступления в должность нового генерального директора обществу потребуется поменять банковскую карточку. Для этого необходимо обратиться в банк, где открыт счет и предоставить документы, подтверждающие смену руководителя, после чего заверить новую банковскую карточку с образцами подписи.

Так как в большинстве договоров предусмотрена обязанность стороны сообщать об изменении реквизитов, то при смене директора нужно также уведомить контрагентов.

Добрый день. Подали документы в ИФНС с целью назначить нового директора. Ифнс отказала сославшись на п Ф. п.1 ст 23 129-ФЗ. В то же время ГК никто не отменял и согласно ст. 419 ГК ответсвенность после закрытия ООО прекращается без права перехода к иным лицам. Как добиться в ИФНС регистрации нашего нового директора?

Добрый день, Сергей.

Вы можете выложить текст решения ИФНС об отказе в регистрации? Недостаточно информации для ответа.

Как добиться в ИФНС регистрации нашего нового директора?

Екатерина Довгопол

В решении ИФНС имеется ссылка на подпункт «ф» пункта 1 ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

При наличии той причины (причин), которая указана в данном подпункте, оспаривать данное решение будет бесполезно.

Нужно смотреть конечно текст с отказом, но Гк тут не причем совершенно.

У вас иная ситуация.

Какой именно абзац у вас по п. ф?

Статья 23. Отказ в государственной регистрации

1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:
ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;

То есть у вас было исключение юр лица как недействующего из егрюл- и одна из мер ответственности за это — в том числе на руководителей и учредителей этого лица — запрет в течении определенного времени снова регистрировать на себя или руководить какими то обществами.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: в данном случае советом директоров общества может быть принято решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества и о проведении внеочередного общего собрания акционеров. Такое собрание акционеров должно быть произведено в течение 40 дней с момента принятия решения о его проведении. После принятия указанного решения и до избрания нового руководителя единственным лицом, которое вправе действовать от имени АО без доверенности, будет временный единоличный исполнительный орган.

Обоснование вывода

В случае избрания директором акционерного общества (п. 1 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее – Закон об АО) лица, относящегося к категориям, перечисленным в подп. «ф» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о госрегистрации), регистрирующий орган обязан отказать в государственной регистрации сведений о таком директоре в ЕГРЮЛ.

С одной стороны, такой отказ никак не влияет на действительность полномочий вновь избранного директора, поскольку эти полномочия возникают и прекращаются с момента принятия соответствующих решений уполномоченным органом управления юридического лица (либо с даты, указанной в таком решении) и не зависят от внесения записей в ЕГРЮЛ (постановления ВС РФ от 12.04.2017 № 41-АД17-12, Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 № 12049/05, Арбитражного суда Московского округа от 04.05.2017 № Ф05-6087/16, Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2017 № 09АП-30414/17).

С другой стороны, поскольку ЕГРЮЛ открыт для всеобщего ознакомления, а лицо, добросовестно полагающееся на сведения ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам (п. 2 ст. 51 ГК РФ, п. 1 и п. 8 ст. 6, ст. 7 Закона о госрегистрации), в отсутствие сведений о новом директоре в ЕГРЮЛ третьи лица (в том числе контрагенты, контролирующие органы и др.) вправе исходить из отсутствия у него полномочий руководителя и о наличии таких полномочий у лица, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ.

Если уставом АО, в котором образование исполнительных органов осуществляется общим собранием акционеров, предусмотрено право совета директоров принять решение о приостановлении полномочий единоличного исполнительного органа общества, при принятии такого решения совет директоров обязан принять решение об образовании временного единоличного исполнительного органа общества и о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий единоличного исполнительного органа общества и об образовании нового единоличного исполнительного органа общества либо о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему (абз. 3 п. 4 ст. 69 Закона об АО). Полагаем, аналогичный подход возможен и в описанной ситуации.

Следовательно, если при описанных обстоятельствах советом директоров будет принято решение о приостановлении полномочий ранее избранного директора, внеочередное общее собрание акционеров для решения вопроса о досрочном прекращении полномочий указанного лица и об избрании нового руководителя нужно будет провести в течение 40 дней с момента принятия вышеуказанного решения, если меньший срок не предусмотрен уставом общества (п. 3 ст. 55 Закона об АО).

До проведения такого собрания и избрания нового руководителя действовать от имени АО без доверенности (в том числе совершать сделки) будет вправе временный единоличный исполнительный орган. Сведения о таком лице необходимо включить в ЕГРЮЛ, направив в регистрирующий орган заявление по форме № Р14001. Кроме того, разумеется, возможность действовать от имени общества сохраняется у лиц, чьи полномочия основаны на ранее выданных руководителем АО доверенностях (отметим в связи с этим, что утрата руководителем полномочий не влияет на действительность ранее выданных им доверенностей).

В России всё чаще отходят от структуры построения бизнеса, при которой общество с ограниченной ответственностью состоит из одного участника, который одновременно является руководителем. Владельцы бизнеса всё чаще привлекают сторонних специалистов для руководства их компаниями, в связи с чем необходимо урегулировать различные аспекты взаимодействия с такими руководителями. Одним из вопросов, который может встать перед владельцами компаний, это смена единоличного исполнительного органа. В этой статье партнер юридической компании Amond & Smith Ltd Александр Базыкин остановился на вопросах государственной регистрации таких изменений, не анализируя всех вопросов прекращения полномочий единоличного исполнительного органа.

Порядок смены единоличного исполнительного органа (генерального директора, директора и т. п.) (далее – ЕИО) в обществах с ограниченной ответственностью регулируется рядом нормативно-правовых актов, основными из которых являются Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В таком объёме документов лицо, которое сталкивается с процедурой смены руководителя впервые, может легко запутаться, но мы постараемся максимально просто разобраться с каждым из этапов смены руководителя.

Процедура смены ЕИО состоит из следующих этапов:

1. Принятие решения о смене единоличного исполнительного органа. Такое решение может быть принято как участником (участниками общества), так и советом директоров общества (при его наличии) (ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Мы рассмотрим наиболее типичный вариант, когда смена единоличного исполнительного органа оформляется решением участников, поскольку практика создания совета директоров хоть и встречается, но достаточно редко. Решение о смене руководителя общества оформляется в виде решения единственного участника общества (для обществ с ограниченной ответственностью, состоящего из одного лица) либо в виде протокола (для обществ, состоящих из двух и более участников). В протоколе в качестве повестки дня включают следующие вопросы: а) выбор председателя и секретаря собрания; б) прекращение полномочий действующего ЕИО общества; в) образование нового ЕИО и избрание конкретного лица в качестве генерального директора (директора или иное наименование должности в соответствии с уставом); г) способ подтверждения принятого решения (пп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ). Для правильности подтверждения принятых решений надо определить, какой способ подтверждения решений общего собрания участником предусмотрен уставом. К сожалению, такие детали очень часто остаются за бортом, даже специалисты время от времени упускают такие детали, что, в конечном счёте, приводит к курьёзам у нотариусов. Если вопрос о подтверждении решений не будет предусмотрен повесткой дня, в уставе не будет указан способ подтверждения решений общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью (очень важно знать, что в принципе указано в уставе; до удивления редко мы встречали ситуации, когда люди действительно читали устав), то необходимо будет заверять такие решения в нотариальном порядке (для решений совета директоров такого требования не установлено). При решении вопроса о прекращении полномочий единоличного исполнительного органа очень важно отразить причины прекращения полномочий единоличного исполнительного органа, в частности, указать, что прекращение осуществляется на основании заявления руководителя.

«Прекратить полномочия ___Ф.И.О.____ с даты принятия настоящего решения на основании заявления о расторжении трудового договора по собственному желанию от «___» _______ г.».

Дело в том, что в случае прекращения полномочий руководителя общества с ограниченной ответственностью по решению органов управления юридического лица (в данном случае общего собрания участников) увольняемому руководителю необходимо выплатить компенсацию, размер которой не может быть ниже трёхмесячного среднемесячного заработка. К сожалению, в большинстве случаев о данном аспекте забывают или попросту не знают, и впоследствии могут возникнуть трудности, так как руководитель может потребовать выплаты компенсации и в суде потребуется доказывать, что увольнение было произведено по собственному желанию, а не по инициативе органов управления общества.

Дополнительно в повестку дня рекомендуется включить вопрос об утверждении трудового договора с руководителем. Обращаем внимание, что договор между обществом и лицом, осуществляющим функции ЕИО общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции ЕИО общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества (абз. 2, ч. 1 ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Отметим, что на трудовом договоре может стоять подпись одного и того же лица два раза, но это не означает, что договор «подписан лицом самим с собой», просто лицо действует в двух качествах, это одно из проявлений того, что право — это фикция. Зачастую люди удивляются таким моментам, как результат, начинают придумывать схемы подписаний по доверенности, в конечном счёте, документ становится очень забавным.

2. На втором этапе необходимо осуществить государственную регистрацию изменений, вносимых в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц.

Этот этап является одним из ключевых, поскольку связан с риском отказа в государственной регистрации. Для того чтобы правильно заполнить заявление, о котором пойдёт речь, необходимо прочитать инструкцию на сто с лишним страниц и разобраться во всех нюансах. Прочтение такой инструкции превращается в увлекательный квест, который неюристам очень тяжело пройти, так как надо изучить общие положения, а затем специальные правила для конкретного вида заявлений, но, когда нужное правило будет найдено, скорее всего, оно будет содержать отсылку к другому пункту. Государственную регистрацию внесения записи в Едином государственном реестре юридических лиц о смене ЕИО в обществе с ограниченной ответственностью осуществляет Федеральная налоговая служба и её территориальные органы, уполномоченные на осуществление данного действия (например, в г. Москве государственную регистрацию осуществляет Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46 по г. Москве).

Для того чтобы осуществить государственную регистрацию смены руководителя общества с ограниченной ответственностью, необходимо подготовить заявление по форме Р14001 (заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических).

Порядок оформления заявления регламентируются Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Поскольку форма данного заявления является универсальной для любого изменения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, необходимо оформить только те страницы, которые относятся непосредственно к смене директора:

Первая страница :необходимо заполнить раздел 1 и раздел 2.

Лист К (на нового директора): заполняются разделы 1, 3.

Лист К (на старого директора): заполняются только разделы 1, 2. Типичная ошибка, когда данный лист не прилагают, в результате чего компания получает отказ в государственной регистрации.

Лист Р: заполнятся заявителем. Заявителем является вновь избранный руководитель. Очень часто ведутся споры относительно того, может ли быть заявителем старый руководитель. Ранее регистрирующий орган позволял нам подавать документы, как от старого руководителя, так и от нового. В настоящее время руководителем может выступать только новый руководитель. Если заявление будет подано в регистрирующий орган через поверенного (доверенность должна быть заверена нотариально) и получение документов также будет осуществляться через поверенного, необходимо поставить отметку о выдаче документов заявителю или лицу, действующему на основании доверенности.

В связи с изменениями о порядке государственной регистрации, вступившими в силу 29 апреля 2018 года в заявлении необходимо указать контактный номер телефона и адрес электронной почты, на которую регистрирующий орган может выслать результаты проведения государственной регистрации.

На момент написания статьи ИФНС № 46 по г. Москве работает в прежнем режиме. Следует отметить, что, к сожалению, в дальнейшем на номер телефона, который был указан для регистрирующего органа, начинают поступать звонки с различного рода предложениями, к таким звонкам необходимо быть готовым. Поэтому на практике указывают номер телефона, который не является для руководителя основным, но в то же время действующий, чтобы не пропустить звонка от государственного регистрирующего органа.

Государственная пошлина для смены ЕИО не оплачивается.

3. Заявление по форме Р14001 должно быть нотариально удостоверено. Для заверения у нотариуса потребуется предоставить следующие документы (при этом список документов лучше предварительно согласовать с нотариусом): паспорт нового единоличного исполнительного органа, свидетельство о государственной регистрации ООО (лист записи для новых компаний), свидетельство ИНН, решение о создании общества, решение об избрании нового руководителя, устав в последней редакции, свидетельства (листы записи) об изменениях. Список документов является примерным, так как, несмотря на наличие регламентов, нотариусы часто просят дополнительные документы.

4. Подача документов для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, потребуется предоставить только заявление по форме 14001. Если документы подаются доверенным лицом, то необходимо отдать нотариально заверенную копию нотариальной доверенности. В настоящее время рекомендуем подавать также запрос о выдаче документов на бумажном носителе, так как теперь все документы о государственной регистрации направляются по электронной почте. В настоящее время форма такого запроса не регламентирована, мы рекомендуем следующую формулировку такого запроса: «Просим Вас предоставить документы о государственной регистрации изменений, вносимых в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц».

5. После подачи документов в регистрирующий орган заявителю будет выдана расписка о подаче документов, в которой будет указана точная дата регистрации. В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация внесения изменения осуществляется в течение пяти рабочих дней.

При избрании ЕИО очень важно, чтобы кандидат на должность руководителя не находился в реестре дисквалифицированных лиц. На сайте налоговой инспекции размещены такие реестры. Однако бывают случаи, когда в реестре нет лица, которое не может быть директором. Всё чаще при регистрации налоговая отказывает по основанию, предусмотренному пп. «ф» ч. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Не могут быть руководителями общества лица:

а) владеющие на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадёжной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из Единого государственного реестра юридических лиц;

б) имевшие на момент исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадёжной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц;

в) являющиёся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в Едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, в отношении адреса или ЕИО либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, если не истекли три года с даты внесения сведений о недостоверности;

г) являющиеся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющие не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в Едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, в отношении адреса юридического лица или ЕИО, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Документы о государственной регистрации смены единоличного исполнительного органа можно подавать не только непосредственно в регистрирующий орган, но и через многофункциональный центр (МФЦ). Также подачу документов можно провести через нотариуса (данная нотариальная услуга оплачивается отдельно).

Может ли налоговая в одностороннем порядке закрыть недействующее ООО с нулевым балансом? Деятельность никогда не велась, контрагентов нет, счетов нет. ООО находится в стадии ликвидации. Что будет, если я прекращу подавать нулевые отчетности?

Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда закрытие происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов.

В конце 2016 года в федеральные законы от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) и от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО) были внесены поправки. По большей части они вступили в силу с 28 июня 2017 г., а некоторые из них – с 1 сентября 2017 г. Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.

В каких случаях юрлицо исключается из ЕГРЮЛ

Из реестра исключается недействующее лицо. Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:

  • не представляло отчетности по налогам и сборам;
  • не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету.

Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.

С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).

  1. При невозможности ликвидации ввиду отсутствия средств на необходимые для этого расходы и невозможности возложить эти расходы на учредителей (участников). В Гражданском кодексе РФ эта норма уже была закреплена. В Законе о регистрации ее явно не хватало. Очевидно, данный механизм еще будет прорабатываться на уровне налоговой службы. Потребуется некое уведомление со стороны участников, в котором они должны будут изложить нежелание поддерживать юридическое лицо функционирующим и одновременно обосновать неготовность взять на себя расходы по ликвидации. На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.
  2. При наличии в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. Еще один способ борьбы с покупными адресами и «неживыми» директорами.

Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла - ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).

Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.

Когда налоговая запустит процедуру ликвидации юрлица?

До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании. Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.

В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.

В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.

Можно ли исключить из ЕГРЮЛ, если есть долги?

Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.

Как происходит исключение юрлица из реестра?

Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.

В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации. Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.

Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.

Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.

Как остановить исключение из реестра?

Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.

С 1 сентября 2017 г. остановить запущенный механизм стало сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).

Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.

Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.

В-третьих, способ подачи. Теперь, если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.

Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.

Альтернативный вариант – начать банкротство.

Последствия исключения из реестра

Прекращение лица и обязательств

В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.

Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.

Субсидиарная ответственность

Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.

Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.

На акционерные общества новое правило не распространяется.

Распределение имущества

Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки. Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.

В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит - отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.

Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.

Читайте также: