Как проверить сотрудника налоговой службы

Опубликовано: 07.05.2024

Налоговая вправе прийти в компанию с проверкой: изучить документы, поговорить с сотрудниками, осмотреть помещение. Чтобы проверка не стала внезапной, рассказываем, как узнать о ней заранее.

Советами делится юрист Денис Савин, в прошлом — налоговый инспектор из отдела выездных проверок.

Какими бывают проверки

У налоговой разные проверки, нас интересуют две — камеральная и выездная. Цель проверок одинаковая: убедиться, что компания платит столько налогов, сколько надо. А если недоплачивает, потребовать недостающую сумму.

Камеральная проверка. Налоговая проводит камеральную проверку без посещения компании. Для проверки налоговики изучают декларации и запрашивают пояснения, если какой-то пункт вызывает вопросы.

Для камеральной проверки не надо получать разрешение, налоговая вправе проверять декларации любой компании. Зато есть ограничение: налоговая может запрашивать пояснения только по конкретной декларации. Компания сдает декларацию за третий квартал, значит, вопросы — по сделкам за третий квартал.


Выездная проверка. Выездная проверка может проходить в офисе компании или в инспекции, но обычно инспекторы приходят в офис. Инспекторы запрашивают документы, осматривают помещения, разговаривают с сотрудниками.

Задача налоговиков — разобраться на месте. Например, компания по документам покупает щебень, при этом нет склада, сотрудников, транспорта для перевозки. Возможно, закупки фиктивные.

Налоговая не вправе просто так приехать, сначала она должна собрать доказательства в пользу подозрений на недоплату налогов, составить план проверок на следующий квартал и согласовать его с вышестоящим налоговым органом, его официальное название — Управление ФНС России по соответствующему субъекту.

Должна ли налоговая предупреждать о проверке

Нет закона, который обязывает налоговую предупреждать о своем приезде, поэтому потребовать предупреждения не получится.

На практике компании обычно узнают о проверке. Это происходит, когда налоговая вызывает компанию, чтобы вручить решение о назначении проверки. Для вызова компании у налоговой есть уведомление.

Решение о проверке — официальный документ. Смысл: такая-то налоговая назначает выездную проверку такой-то компании.


Проблема с уведомлением — в сроках. По опыту, компания получает его за неделю до начала выездной проверки, а это слишком мало, чтобы успеть подготовиться.

О выездной проверке можно узнать раньше. Есть косвенные признаки, которые помогают понять, что компания заинтересовала налоговую. Если компания нашла один из признаков, у нее от трех до шести месяцев на подготовку к выездной проверке.

Запрос о сделках за три года

Налоговая не приходит в компанию наобум, сначала она выясняет, есть ли повод для выездной проверки. В этом помогает предпроверочный анализ.

Предпроверочный анализ — официальное название процесса, когда инспекторы собирают досье на компанию. В него входит всё, что налоговая поняла из документов. Например:

  • какую отчетность сдавала компания и какие ошибки находили инспекторы;
  • сколько платила налогов и сколько платят конкуренты;
  • какие товары закупала, у кого, в каком объеме и за сколько;
  • от кого получала деньги, сколько и за что;
  • численность сотрудников;
  • банковские счета;
  • какой транспорт покупала и были ли штрафы от ГИБДД;
  • есть ли среди партнеров однодневки;
  • были ли штрафы от ГИБДД;
  • список аффилированных и взаимозависимых лиц. Например, муж — директор в одной компании, жена — в другой. При этом компании друг у друга покупают товары.

Налоговая собирает информацию из открытых источников, сведений от других госорганов, например от ГАИ или ЗАГСа. А еще запрашивает сведения у компании.

Чтобы понять, что это за запрос, надо посмотреть обоснование. Если налоговая запрашивает документы в ходе камеральной проверки, она так и пишет: обоснование для запроса — камеральная проверка.

Если речь о предпроверочном анализе, налоговая чаще всего ссылается на статью 93.1 Налогового кодекса. Особенность запроса — вопросы о сделках за два-три года.


В запросе обращайте внимание, о чем спрашивает налоговая. Это помогает понять, что вызвало подозрение.

Налоговая запросила у компании «Ягодная поляна» анализ своих цен и конкурентов. «Поляна» отправила.

Оказывается, налоговая так искала подтверждение, что «Поляна» занижала цены конкретному клиенту. Потому что этот клиент — бизнес жены владельца «Ягодной поляны», и низкие цены — способ сократить налоговую базу и меньше платить налогов.

Как отвечать на запросы налоговой — тема отдельной статьи. Пока запомните вот что: если видите запрос о сделках за несколько лет и этот запрос вне рамок проверок — значит, налоговая скоро придет.

Вызов на комиссию

Налоговая вправе вызывать компанию на комиссию. Комиссия — беседа с налоговым инспектором: инспектор вызывает директора к себе, задает вопросы и фиксирует ответы.

Налоговая вызывает на комиссию, когда хочет: может после камеральной проверки, до камеральной или выездной, для предпроверочного анализа.

Когда налоговая вызовет на комиссию — письмо налоговой

У налоговой разные причины для комиссии, их описывает письмо налоговой АС-4-2/12722. Письмо перестало действовать, но причины для комиссии не изменились. Среди причин:

  • разрывы по НДС;
  • слишкам большая доля вычетов по НДС;
  • слишком мало оплаченных налогов по сравнению с компаниями;
  • компания в убытках два года подряд;
  • подозрения, что компания платит зарплату в конверте.

Как пройти зарплатную комиссию

Налоговая проводит комиссии, чтобы разобраться, почему у компании такие показатели, и убедить доплатить налоги. При этом у компании нет обязанности отвечать на вопросы или во всем соглашаться. В общем-то, можно послушать вопросы и молчать в ответ, хоть час, хоть два.

Проверка партнеров

Налоговая проверяет не только саму компанию, а еще ее партнеров и клиентов. Это называется встречной проверкой. Механизм такой же: налоговая запрашивает документы и сведения, а компания отвечает.

Налоговая собирает досье на магазин «Ягодная поляна». Партнер магазина — оптовик «Лукошко».

Чтобы больше узнать о «Поляне», налоговая запрашивает информацию у «Лукошка»: договоры поставок, накладные, отчеты — всё, что показывает, сколько «Поляна» закупает, как часто и на какие суммы.

Запрос помогает сопоставить сведения компаний. А то может быть такое: по документам «Поляна» купила груши на сто тысяч рублей, а по документам «Лукошка» — яблоки. А может, у «Лукошка» вообще нет документов от «Поляны», будто бы она ничего не покупала.

Есть способ понять, на кого налоговая собирает досье. Для этого посмотрите, от какого налоговой пришел запрос.

Когда налоговая запрашивает документы, она присылает требование — это официальный документ. Если налоговая присылает требование не по своей инициативе, она говорит об этом. Для этого к требованию прикладывает поручение от другой налоговой.

На примере. Вот налоговая присылает запрос на информацию. В запросе — ссылка на поручение другой налоговой:


А это — поручение запросить документы:


Нет автоматического способа узнать, ведет ли налоговая встречные проверки или нет. Вариант один: дружить с бухгалтерией и директором каждого партнера и клиента. Вдруг они заметят не свой запрос и позвонят предупредить.

Запрос от полиции

Не только налоговая интересуется делами компании — полиции тоже интересно. Полиция запрашивает документы до возбуждения уголовного дела — это часть доследственной проверки, и — после.


По опыту, если в компанию пришел запрос — скорее всего, компания оказалась среди подозреваемых на незаконное обналичивание. Например, закупала щебень у поставщика, а поставщик оказался однодневкой. Причем не просто однодневкой, а одной из компаний, которая участвует в цепочке по выводу денег. И таких компаний в цепочке — десяток.

Если пришел запрос от полиции, время готовиться к выездной проверке. И за это время советую перепроверить своих поставщиков, клиентов — всех, кто платит вам и кому платите вы.

Скорее всего, опытный бухгалтер заметит признаки будущей проверки и расскажет директору. На всякий случай советую периодически спрашивать бухгалтера, есть ли запросы от налоговой и полиции и что в них. Это способ заранее узнать о выездной проверке и успеть подготовиться.

Короче

Признаки будущей проверки

Запрос налоговой о сделках за три года

Встречная проверка у партнеров

Вызов на комиссию налоговой

Как подстраховаться

Попросить бухгалтера сообщать, если приходят запросы от налоговой или полиции

Подружиться с бухгалтерией партнеров, чтобы бухгалтеры предупреждали о вопросах о вашей компании

Вызов на допрос в налоговую

Допрос в налоговой: как подготовиться и вести себя во время него

Работники фискальных служб вызывают на допрос в налоговую в качестве свидетеля как владельцев бизнеса (соучредителей и директоров ООО, индивидуальных предпринимателей), так и сотрудников компаний. ИФНС может пригласить для беседы любого человека.

Что такое допрос

Допрос в налоговой – форма налогового контроля. Процедура урегулирована статьей 90 НК РФ. По общепринятой практике, сам допрос проводят в налоговой инспекции. На территории свидетеля действия подобного типа производятся по усмотрению инспектора или в случае ограниченной мобильности опрашиваемого лица.

По телефону допрос не проходит. Опрашиваемый имеет полное право отказаться от такого формата разговора. Это не допрос. На вопросы инспектора можно не отвечать. Никаких мер административного воздействия при отказе не предусмотрено. В кодексе форма проведения допроса по телефону не предусмотрена.

Часто незнанием подобных обстоятельств пользуются мошенники. Злоумышленники звонят интересующим их людям и представляются налоговыми инспекторами. Цель беседы – получение значимой информации. В дальнейшем данные могут использовать против самого человека или компании, которую он представляет. От подобного формата бесед лучше отказаться. Риски велики.

Налоговый инспектор может опросить физическое лицо, владельца организации и сотрудника компании на его территории только в исключительных случаях:

  • заболевание;
  • пожилой возраст;
  • потеря мобильности;
  • инвалидность.

К исключениям подходят все ситуации, при которых человек, проходящий в качестве свидетеля, самостоятельно не может явиться в налоговую инспекцию. Однако сотрудники ИФНС обязаны соблюдать формальности и необходимым образом оформить документы. Иначе правовой силы такая беседа иметь не будет.

Кого могут вызвать на допрос в ИФНС

Законодательство практически не предусматривает ограничений относительно круга людей, вызываемых на допрос. В качестве свидетеля на беседу могут позвать любого человека, обладающего важной для ведомства информацией. Иногда инспекторы вызывают и тех, кто может иметь какие-либо необходимые сведения, но по факту ничего не знает. Достаточно предположения сотрудников ИФНС.

Чаще инспекторы допрашивают людей, непосредственно связанных с финансовой деятельностью компании:

  • учредителей;
  • бухгалтеров;
  • директоров.

Однако для беседы в налоговую инспекцию могут пригласить рядовых сотрудников организации. Практика вызова инженеров, менеджеров и обычных работников распространена реже, но вероятна. Иногда на допросы вызывают даже уволенных ранее людей.

В качестве свидетеля в налоговую инспекцию могут также пригласить контрагентов компании или конечных потребителей услуг. Последнее распространено при проведении проверок строительных организаций. Инспекторы могут попросить дать показания тех, кто наблюдал за ходом работ и может дать поясняющую информацию.

Конечный список лиц ничем не ограничен. ИФНС может вызвать любого человека, способного прояснить ситуацию, подтвердить или опровергнуть предположения налоговиков. Поэтому задавать вопросы, имеет ли право инспектор налоговой службы вызывать обычного транспортировщика компании, некорректно. Ведомство может позвать любого.

Кого вызовут обязательно

Некоторые коммерсанты за время ведения деятельности ни разу не сталкивались с процедурой допроса в ИФНС. Другие в налоговую ходят чаще, чем на работу. Обязательного вызова стоит ждать:

  • Физическим лицам, отказавшимся от декларирования доходов. В перечень попали индивидуальные предприниматели и рядовые сотрудники организаций.
  • Представителям компаний и ИП, выплачивающие низкую заработную плату. При расчете берется средний отраслевой параметр конкретного региона. Ситуация по уровню оплаты труда остается неоднородной, поэтому единого критерия не существует.
  • Индивидуальным предпринимателям с низкой нагрузкой по НДФЛ.
  • Плательщикам налогов, обладающие задолженностью по НДФЛ.
  • Плательщикам налогов, снизившим отчисления по НДФЛ за текущий отчетный период по сравнению с предыдущим на 10% и более.
  • Индивидуальным предпринимателям, потребовавшим налоговый вычет более 95% от суммы указанного дохода за отчетный период.
  • Плательщикам налогов, долгое время сдающим нулевую отчетность.
  • Представителям фирм, в качестве контрагентов которых выступают номинальные конторы.
  • Представителям компаний, имеющих низкую налоговую нагрузку.
  • Представителям компаний, у которых фактический адрес не совпадает с указанным при регистрации.
  • Плательщикам налогов с разрывом по НДС.

Как часто налоговая инспекция будет вызывать на допрос, сказать невозможно. Однако указанные лица находятся в своеобразной группе риска. Беседы с инспектором им не миновать.

Повестку стоит ожидать индивидуальным предпринимателям, часто переходящим со ставок 6% и 15%. Постоянные изменения размера налоговой базы могут вызывать вопросы в инспекции. 6% коммерсант оплачивает с полученного дохода. 15% индивидуальный предприниматель платит с разницы доходов и расходов. То есть налог начисляется на чистую прибыль.

Ограничения вызова на допрос

Существуют и ограничения. Налоговые органы не будут опрашивать граждан, которые не способны адекватно воспринимать реальность. В список попали:

  • дети до 14 лет;
  • пожилые люди, страдающие заметными отклонениями (деменция, болезнь Альцгеймера);
  • инвалиды.

Последний пункт лучше пояснить отдельно. Инвалидность бывает разная. На беседу в ИФНС не могут вызывать слепых, глухих и граждан, страдающих явными расстройствами психики. Иных вариантов нет. Остальных граждан с инвалидностью ИФНС может пригласить для дачи показаний.

В статье 90 НК РФ отдельно прописан перечень лиц, способных отказаться от беседы в налоговой. Список раскрыт в пункте №2. В него вошли все люди, чья работа напрямую не связана с деятельностью компаний, но может сделать их носителями значимой для ИФНС информации. Перечень включает:

  • адвокатов;
  • служащих аудиторских компаний.

Эти люди вправе не раскрывать полученные сведения и сохранить тайну клиентов. Они могут отказаться от дачи свидетельских показаний. Штрафных санкций не предусмотрено. Причина отказа считается уважительной. Однако в ведомство необходимо прийти обязательно

Указанные профессии от необходимости появления на допросе не освобождают. Этих людей инспекторы вызывают на допрос в налоговую в качестве свидетеля довольно часто. Некоторые отказываются хранить тайну клиента и рассказывают интересующие работников ИФНС сведения. Другие же сохраняют репутацию и не проводят беседы с представителями ведомства.

В каких случаях вызывают

Во время допроса инспектор может поднять любые вопросы об уплате налогов. В беседах чаще поднимают темы снижения налоговой базы, несвоевременных оплат, фальсификаций отчетности, низких показателей нагрузки.

Допрос – важное доказательство для суда и дальнейших разбирательств. Метод используют для выявления нарушений в оплате налогов. При наложении штрафных санкций на налогоплательщика будут ссылаться и на результаты допроса, проведенные с самим коммерсантом или сотрудниками его фирмы.

В качестве примера стоит разобрать ситуацию. Налоговая инспекция подозревает 2 компании в фиктивных сделках. У сотрудников ведомства возникли сомнения в реальности существования товаров, поставляемых одной фирмой другой. Повестку на допрос стоит ждать:

  • водителям организаций;
  • бухгалтерам;
  • руководителям фирм;
  • работникам склада.

Расхождения в показаниях могут стать причиной проведения более тщательной проверки. Свидетельства, полученные при проведении допроса, считаются важными уликами. Эти документы рассматривают в первую очередь.

Уволенных сотрудников организаций вызывают на беседу по 2 причинам. Работник может помнить информацию о деятельности фирмы за интересующий инспектора период. Человек может быть обижен на работодателя. Это позволит налоговой узнать больше скрытых от посторонних глаз данных.

Налоговики и Конституция

Во время допроса гражданину необходимо помнить о правах, закрепленных в Конституции РФ. При проведении допроса можно сослаться на 2 статьи:

    гарантирует возможность получения правовой помощи и поддержки. Если свидетель считает, что во время беседы в инспекции у него возникнут определенные трудности, то он может прийти с юристом.
  • №51. Статья дает право отказаться от дачи показаний, способных навредить самому человеку или близким родственникам. В список последних попали супруг (супруга), родители и дети. Санкций при отказе от беседы не последует.

Однако со статьей №51 Конституции нужно действовать внимательно. Часто люди отказываются от дачи каких-либо показаний в принципе. Они не отвечают, в чем заключается работа компании, какие функции возложены на конкретного человека.

Отказы незаконны. В России официально прецедентное право не закреплено. Однако многие инстанции используют его основы в работе. В 2017 году прошли 2 апелляции в областных судах Нижегородской и Свердловской областей. Слушания прояснили процедуру отказа от дачи показаний в налоговой по ссылке на статью №51 Конституции РФ. Требования граждан во внимание не приняли.

Поэтому использовать указанную статью в качестве универсального способа ухода от вопроса не стоит. Она применима, если инспектор интересуется личностью человека или его близких родственников. На вопросы о структуре работы компании, функциях должностных лиц отвечать придется.

Форматы вопросов

Человеку, которого вызывают на допрос в налоговую в качестве свидетеля, нужно быть готовому к темам самого разного толка. Однако все вопросы можно разделить на 3 класса:

  • Формальные.
  • Выявляющие подозрительные факты работ.
  • Конкретные.

Формальные вопросы могут даже не затрагивать деятельность компании. Сотрудники налогового ведомства вольны поинтересоваться образованием человека, общим трудовым стажем. Иногда также спрашивают и о фирме. Допрашиваемого могут попросить назвать основные виды деятельности компании, имена прямых начальников, главных контрагентов.

Вторая категория вопросов обладает большей конкретикой. Во время беседы сотрудники налоговой инспекции могут поинтересоваться причинами, из-за которых компания согласилась работать с определенной организацией. Интерес у налоговиков могут вызвать:

  • факт личных встреч руководителей организаций;
  • персоны, ответственные за принятие конкретных решений;
  • способы коммуникаций между контрагентами.

Особые сложности вызывают ответы на конкретные вопросы. Они посвящены определенной сделке, из-за которой ИФНС подозревает коммерсанта в налоговом правонарушении. Тематика может быть разной. Однако интерес инспекторов будет строиться только вокруг определенных событий.

Неявка по вызову

Явка на допрос обязательна. При неявке без уважительных причин налоговая служба может выписать штраф в размере 1000 рублей. Штраф в размере 3000 тысяч рублей могут наложить в случаях:

  • отказ от дачи показаний (если это не предусмотрено 51 статьей Конституции или спецификой работы свидетеля);
  • предоставление ложных сведений.

При неявке возможны и другие проблемы. Причем они будут значительно серьезнее обычного денежного штрафа. Физическое лицо могут заподозрить в намеренном утаивании информации. Уход от сотрудничества – сигнал для инспекторов о необходимости более пристального контроля за деятельностью организации.

Второй негативный фактор – возможность выездной проверки. При неявке директора компании или сотрудников организации инспектор может предположить переезд фирмы. Тогда ИФНС начнет анализировать деятельность структуры детальнее.

Проигнорировать допрос можно только при серьезных обстоятельствах. Ими могут стать болезнь, командировка, гибель родственника. Информацию об этом желательно предварительно сообщить инспектору. Позже можно предоставить подтверждающие документы.

Повестка

В статье 90 НК РФ регламент вызова человека для дачи свидетельских показаний не прописан. Он установлен в пункте 5.1 письма ФНС России от 17 июля 2013 года N АС-4-2/12837@. (скачать)

Вызов на допрос в качестве свидетеля может осуществляться только по повестке. Просьбу прийти на беседу, озвученную по телефону, можно проигнорировать. Это не официальное приглашение. Сюда также можно отнести:

  • письма на электронную почту;
  • просьбы явиться на допрос, переданные через третьих лиц.

При наличии повестки и факта ее получения идти придется. Иных вариантов не существует.

Подготовка к даче показаний

В повестке инспекторы должны указывать цель вызова. Это позволит оценить возможные варианты хода беседы и предугадать задаваемые вопросы. Постарайтесь до прихода на допрос созвониться с налоговым инспектором и уточнить цель допроса, какие конкретно сделки их интересуют, какие контрагенты. Чем больше информации вы получите заранее, тем легче будет на допросе.

Однако только примерного понимания структуры диалога мало. Нужны документы. Желательно подтвердить каждую сказанную фразу. Подобные действия уберегут от повторного вызова. Они не дадут инспектору двояко трактовать показания свидетеля.

Иногда нехватка подтверждений слов свидетеля приводила даже к подозрениям о фиктивном документообороте. Это усложняет дальнейшую жизнь коммерсанта. Налоговые органы на основе подобных подозрений могут назначить выездную проверку. Ничего хорошего в ней нет.

Работа с юристом и уполномоченными лицами

При необходимости свидетель может прийти на допрос с нанятым юристом. Это право определено 48 статьей Конституции Российской Федерации. Адвокат (на основании ордера или доверенности) может давать консультацию допрашиваемому или помочь формировать ответы на допросе.

Можно также привлечь любое уполномоченное лицо. Однако деятельность этот человек может вести только при наличии доверенности от нотариуса или любой иной доверенности, приравненной к таковой согласно Гражданскому законодательству Российской Федерации.

Уполномоченным лицом не могут быть:

  • прокуроры;
  • судьи;
  • налоговики;
  • таможенники;
  • полицейские.

В остальном ограничений нет. Это указано в статье 29 НК РФ.

Советы о построении беседы во время допроса

Допрос в налоговой

Люди, которых часто вызывают на допрос в налоговую в качестве свидетеля, дали некоторые советы, касающиеся правил построения беседы. Рекомендации включают:

Фразы «не помню», «не знаю» и им подобные на время допроса из лексики придется исключить. Особенно этот совет пригодится директорам компаний. Неведение главных вопросов работы фирмы – признак фиктивного управления. В будущем это может заставить работников ведомства увеличить интерес к организации. Проблемы обеспечены.

Не стоит стесняться использовать документы. Чем больше подтверждающих слова фактов предложит свидетель, тем меньше вопросов у сотрудников ИФНС возникнет в будущем. Идеальный случай – подтверждение каждой реплики. В налоговой инспекции ценят достоверность. Ее получится подтвердить только конкретными свидетельствами.

Пункт правильного использования собственных прав касается отсылки к 51 статье Конституции РФ. Этот вопрос детальнее рассмотрели выше. Краткое резюме такое. Свидетель не может давать показания на:

  • себя;
  • ближайших родственников.

Интерес налогового инспектора к фирме, сотрудникам или контрагентам законен. Отказ от дачи показаний привлечет штрафные санкции.

Подпись нужно ставить только в указанных самим инспектором местах. Ни в коем случае не стоит расписываться на пустом листе или бланке. В будущем его могут использовать в корыстных целях.

Нужно взять копию протокола, завизированную налоговиком. Она подтвердит факт беседы. Более того, инспектор обязан выдать свидетелю копию протокола допроса (п.6 ст.90 НК РФ). Материал в будущем можно будет использовать и в суде.

Люди, пришедшие на допрос в первый раз, совершают типичные ошибки. Такие огрехи могут повлечь за собой негативные последствия:

Учесть все ситуации невозможно. Выше представлены только наиболее типичные ошибки, совершаемые свидетелями во время допроса.

Важные рекомендации

Человек всегда вправе остановить беседу и попросить перенести ее на другой день. Для этого можно указать на плохое самочувствие. Иногда инспекторы идут навстречу свидетелю и соглашаются с его просьбой. Бывают и отказы. При таком развитии событий нужно попросить отразить в протоколе представленный факт.

Протокол допроса налоговая может использовать в суде. Однако при необходимости свидетельские показания получится оспорить. Это возможно в случаях отсутствия:

  • подписи свидетеля;
  • информации о месте проведения беседы;
  • подписи в разделе об ознакомлении о даче заведомо ложных показаний;
  • информации об инспекторе.

Раньше в судах любую формальную неточность принимали во внимание и аннулировали ценность допроса. Потом от такой практики отказались. Представители Фемиды указывают на необходимость строить защиту по факту, а не искать формальные избавления от документов.

Перед выяснением предмета беседы свидетель (сотрудник компании, директор) может связаться с контрагентом и договориться об ответах на наиболее вероятные вопросы. Периодически налоговые инспекторы вызывают на допросы, выясняя подробности давно минувших событий. Помнить все невозможно. Поэтому можно заранее согласовать ответы с другими людьми.

Время допроса

Уголовный кодекс определяет время допроса свидетеля. Оно не может превышать 4 часов. Однако в статье 90 НК РФ представленный вопрос никак не регулируется. Возникает парадоксальная ситуация. Налоговики имеют полное право допрашивать людей более 4 часов.

Реальность отличается. Чаще всего допросы в этом ведомстве длятся не более 1-2 часов. Затянутые беседы – редкость.

Заключение

Вызов свидетеля на допрос – распространенная практика. Не стоит излишне бояться и переживать. Подобное поведение только ухудшит дело. Арестовывать в налоговой инспекции никого не будут: прав на арест свидетеля ведомство не имеет. Да и полицейских никто вызывать не станет. Нервозность может усилить сомнения в сделке и заставить налоговиков анализировать ситуацию детальнее.

Налоговые инспекторы могут организовать выездную проверку — приехать в офис частной компании и изучить ее документы на месте.

Кроме того налоговая устраивает камеральные проверки, то есть проверяет отчетность налогоплательщиков в своем офисе.

Цель во всех случаях одна — убедиться, что налогоплательщик верно исчисляет налоги, ничего не скрывает, вовремя платит все положенные суммы.

Когда может приехать налоговая

Инспекторы могут приехать в компанию в любое время по разным основаниям.

Плановая проверка. Общепризнанных плановых или внеплановых выездных проверок не существует. Налоговая не составляет сводный план проверок, как другие государственные органы, и не публикует его на своем сайте. То есть инспекторы не предупреждают о своем приходе.

Но внутренний план, по которому будет идти работа проверяющих в следующем году, налоговая составляет. Происходит это так.

В конце года управление ФНС составляет список налогоплательщиков по критериям риска совершения налоговых правонарушений — о них расскажем чуть ниже, — как претендентов на выездную проверку. Список составляют на основании данных АИС «Налог-3» — программы, в которой есть вся информация о налогоплательщиках, например, какие банковские счета у них открыты, какую выручку они получили, сколько налогов уплатили.

Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы — АИС «Налог-3» PDF, 87,9 МБ

Этот список спускают в территориальные налоговые органы, и уже там в отделах предпроверочного анализа начинают проводить мониторинг компании, запрашивать у нее документы, изучать, как она ведет свою деятельность. Если предпроверочный анализ показал, что да, компания, скорее всего, утаивает налоги и есть перспектива их взыскания, налоговики начинают с ней работать.

Как могут привлечь к проверке

Сначала компанию пытаются привлечь в добровольно-принудительном порядке уточнить свои налоговые обязательства. Вызывают руководителя на комиссию рабочей группы, которую формируют в ИФНС, и вменяют ему применение схемы ухода от уплаты налогов.

Рабочая группа требует предоставить уточнения с пояснениями и доплату налогов. При этом грозят тем, что если компания этого не сделает, то налоговики организуют выездную проверку.

Сейчас это стандартный сценарий: вызов на комиссию — добровольная уплата. Если нет, то выездная налоговая проверка.

Другие поводы для выездной проверки — это:

  1. Истечение даты, до которой компании нужно было устранить нарушения по предписанию налоговой.
  2. Распоряжение прокурора на проведение проверки.
  3. Реорганизация или ликвидация, которую затеяла компания. Причем инспектор может приехать, даже если последняя проверка была совсем недавно, например полгода назад.

Повторная выездная проверка бывает в двух случаях:

  1. Чтобы проконтролировать инспектора, который провел проверку. Контроль проводит должностное лицо из вышестоящего налогового органа. Например, районная налоговая насчитала один миллион недоимки. А УФНС по региону показалось, что это как-то мало, не иначе коррупция. Тогда она распоряжается провести повторную выездную проверку.
  2. Чтобы проверить уточненку за тот период, который относился к выездной проверке. Уточненка — это декларация, которая исправляет ошибки в уже поданной декларации. Иногда уточненка может уменьшать сумму налога. Тогда ее могут проверить повторно. Например, налогоплательщик указал, что 3 года назад был неучтенный расход, поэтому налог на прибыль был переплачен. До подачи уточненки ИФНС уже провела выездную проверку периода, к которому относится изначальная декларация. Инспекторы приедут еще раз, чтобы проверить, что оно действительно было так.

Какие есть критерии риска

Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.

В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.

Когда и кому грозит налоговая проверка

Ситуация Что означает Кого касается
Низкая налоговая нагрузка ФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверки Всех организаций и ИП
Постоянные убытки Налоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходы Всех организаций и ИП
Значительная сумма вычета по НДС Если компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДС Организаций и ИП на ОСНО
Расходы растут быстрее доходов Налоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не изменилась Организаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы»
Низкая зарплата работников Росстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет внимание Всех организаций и ИП
Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%) Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения.
Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима
Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД
Расходы почти равны доходам Если предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладное ИП на ОСНО
Работа построена на сотрудничестве с посредниками Налоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночной Всех организаций и ИП
Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговой Если налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверку Всех организаций и ИП
«Миграция» между налоговыми органами Компании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторов Всех организаций
Низкий уровень рентабельности Рентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой. Организаций на ОСНО
Деятельность с высоким налоговым риском Это касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгоды Всех организаций и ИП

Как подготовиться к приезду налоговой

Итак, инспекторы не предупреждают о своем скором приходе, составление плана работы с налогоплательщиками — это «внутренняя кухня» налоговиков.

Поэтому, чтобы приезд налоговиков не стал неприятным сюрпризом с доначислениями и штрафами, следите, чтобы ваша компания не совпала с критериями риска, и постоянно проверяйте свои документы. Как вариант можно периодически приглашать аудитора, чтобы убедиться, что все в порядке.

Подготовьте к проверке документы и предупредите команду

Проверяйте первичные документы. Это договоры, счета на оплату, кассовые чеки, счета-фактуры, товарные накладные. Они должны быть оформлены по всем проведенным сделкам, содержать все реквизиты, подписи и печати.

Проявляйте должную осмотрительность. Помимо первичных документов стоит обратить внимание на проявление должной осмотрительности. Для этого у предпринимателя должно быть положение о работе с контрагентами и досье на каждого из них, включая распечатки с сервисов nalog.ru.

Поговорите с работниками. Особенно, когда инспекторы уже приехали. Помните, что у налоговых органов сейчас достаточно большой круг полномочий, и к проверке они могут подключить полицию. Поэтому есть смысл дополнительно поговорить с работниками и подготовить их к проверке, чтобы они могли при необходимости рассказать о финансово-хозяйственной деятельности компании и контрагентах.

Предупредите контрагентов. Если есть возможность, стоит предупредить основных контрагентов, чтобы при проведении встречных проверок они могли подтвердить все операции. Также рекомендуем проверить электронную почту и компьютеры сотрудников и удалить неоднозначную информацию.

Общайтесь только с полномочными инспекторами. Впускать на свою территорию нужно только тех проверяющих, которые указаны в решении о выездной налоговой проверке. Посторонних лиц быть не должно.

Как подготовить документы

К налоговой проверке нужно быть готовым всегда. Поэтому работайте по этому чек-листу :

  1. Проверить наличие всей бумажной и электронной первички, убедиться, что в них заполнены все обязательные реквизиты.
  2. Если есть сомнения в реальности проведенных сделок, лучше убрать эти расходы или подготовить по ним убедительное экономическое обоснование.
  3. Проверить все взаиморасчеты с покупателями и поставщиками, нет ли зависших долгов. Это источник для доначислений налогов и повод признать сделку недействительной.
  4. Провести самоаудит налоговых рисков: соответствует ли уровень зарплат среднеотраслевым, есть ли убыточные сделки, есть ли высокие и необоснованные затраты, соответствует ли уровень налоговой нагрузки и рентабельности данным ФНС.
  5. Определить линию защиты своих интересов и подготовить свою базу доказательств, чтобы быть убедительными.

Как проходит выездная проверка

Перед проверкой инспекторы должны отдать компании решение о проведении проверки. В законе не сказано, в какие сроки это нужно сделать, поэтому налоговики могут приехать, вручить документ и сразу приступить к проверке.

Еще в решении указывают, по каким налогам и за какие периоды будет проверка. Ориентируйтесь на этот документ — инспектор может запрашивать документы только по налогам и по периодам, указанным в решении. По другим периодам и налогам проверку проводить он не может.

Отчетность смотрят по налогам, которые платил бизнес в течение трех лет до года проверки. Например, в 2020 году инспекторы могут проверять документы по налогам за 2017, 2018 и 2019 годы. Документы за 2020 год инспекторы тоже могут проверить — за закрытые отчетные периоды.

Проверка уточненной декларации с выездом в офис компании проводится, если ее подали именно в период выездной проверки. Инспекторы будут проверять документы, оформленные именно за тот период, за который налогоплательщик представил уточненку.

Если инспектору недостаточно информации из документов, он добывает ее другими способами: проводит инвентаризацию, осматривает помещения, допрашивает сотрудников. На все это у него есть полномочия.

Как долго длится проверка

Выездная проверка длится два месяца начиная с дня вынесения решения до дня, когда инспектор составит справку о проведенной проверке. Срок могут продлить до 4 или даже до 6 месяцев. Вот список причин, по которым так могут сделать:

  1. Во время проверки инспекторы узнали от других надзорных органов, что предприниматель нарушил налоговое законодательство.
  2. У фирмы есть обособленные подразделения, которые платят половину налогов от общей суммы или больше.
  3. ИП или организация не предоставили документы, которые потребовал инспектор.
  4. Предприниматель или руководство компании мешает проводить проверку. Например, директор ООО уходит из офиса, когда приезжают налоговики, и забирает с собой ключи от шкафа, где лежат документы.
  5. Налогового инспектора не пустили на территорию или в помещение проверяемого лица, о чем он составил акт.
  6. Налоговая отправила в банк или контрагенту запрос с требованием предоставить информацию, но они ее не прислали или прислали с опозданием. Еще причиной может быть то, что не пришел свидетель или переводчик, а эксперт не успел прислать заключение, например, при проверке подлинности подписей на документах.
  7. Произошла чрезвычайная ситуация: пожар, авария, потоп, природный катаклизм.

Продлевать ли проверку, решает вышестоящий налоговый орган. Например, с проверкой приехали инспекторы ИФНС, они не уложились в двухмесячный срок и хотят продлить его. Дать ли им еще время для проверки, решать будет УФНС по субъекту РФ.

Выездную проверку могут приостановить на срок до 6 месяцев, чтобы:

  1. Получить информацию у контрагентов. Например, инспектор хочет убедиться, что ООО, которое он проверяет, действительно отвез груз для заказчика на другой конец страны.
  2. Получить информацию от иностранных государственных органов.
  3. Провести экспертизу.
  4. Перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.

Приостановка отличается от продления проверки тем, что все процедуры прекращаются: инспекторы уходят из офиса, не могут никого допрашивать и требовать документы и т. д.

Получается, что компанию, у которой большой документооборот и множество контрагентов, могут проверять целый год.

Чем заканчивается выездная проверка

В последний день проверки инспектор составляет справку. С этого момента проверка считается законченной.

Затем в течение двух месяцев инспектор составляет акт налоговой проверки, где указывает:

  1. Факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таких нарушений.
  2. Сколько нужно доплатить в бюджет — недоимка, пени, и в какие сроки это нужно сделать.

Акт вручают налогоплательщику под подпись. Если предприниматель не согласен с тем, что написано в акте, он может подать возражение по адресу налогового органа, составившего акт. Сделать это можно в течение месяца со дня получения акта.

Статистика показывает, что самые значительные объемы доначислений обеспечивают налоговым органам выездные налоговые проверки (средние доначисления по Москве сейчас 65 млн руб.). Каждому налогоплательщику необходимо понимать процедуру проведения проверки, знать пределы полномочий инспекции, а также знать свои права и обязанности, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны налоговиков и снизить риски необоснованных доначислений.

Выездная налоговая проверка — один из самых удобных для налоговых органов способов контроля за добросовестной и своевременной уплатой налогов налогоплательщиком. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, может охватывать все уплачиваемые налогоплательщиком налоги за 3 года деятельности.

При этом проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик: и организация, и индивидуальный предприниматель. Проверка осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учёте. Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена самостоятельная проверка филиалов и представительств организации (то есть проверка обособленных подразделений без проверки головной организации). В этом случае проверку проводит налоговый орган по месту расположения этих обособленных подразделений.

Что проверяют в ходе выездной проверки налоговой инспекции

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. При этом налоговый орган может проверить как один налог, так и все налоги, исчисляемые налогоплательщиком.

Глубина проверки (период, который может быть проверен) по общему правилу составляет не более трех лет, предшествующих году вынесения решения о назначении проверки.

Пример: если решение о проведении проверки было вынесено в 2018 году под проверку попадают 2015, 2016 и 2017 годы. При этом не имеет значения дата вынесения решения в 2018 году и даты получения его налогоплательщиком. То есть даже если решение будет вынесено в конце декабря, а получено налогоплательщиком в январе 2019 у инспекции всё равно сохранится право проверить полные 2015, 2016 и 2017 годы.

Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737.

Но проверка может коснуться и более давних периодов, если по ним подавалась уточненная налоговая декларация. В этой ситуации налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который подана уточненная декларация, даже если он выходит за пределы трехлетнего периода.

Нарушение инспекцией правила трехлетнего периода приводит к тому, что все выводы и доначисления, сделанные за пределами периода, являются незаконными, и решение в соответствующей части будет подлежать отмене.

Налоговый кодекс также устанавливает определённые рамки для проведения выездных налоговых проверок.

Во-первых, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Во-вторых, по общему правилу инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В исключительных случаях этот лимит может быть превышен, но для этого налоговому органу необходимо получить разрешение вышестоящего налогового органа.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимается налоговым органом. Инспектор должен предъявить его налогоплательщику перед началом проверки.

При этом решение должно быть составлено по специально установленной форме (форма решения утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@) и содержать следующие обязательные данные:

  1. полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  2. предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. В данной графе налоговый орган вправе указать просто «по всем налогам и сборам»;
  3. периоды, за которые проводится проверка;
  4. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Следует отметить, что налоговая вправе менять состав проверяющих во время проверки. Соответствующие изменения вносятся в решение.

Получив решение о проведении проверки, налогоплательщику необходимо оценить его на соблюдение ограничений, установленных в отношении выездных налоговых проверок. В частности, необходимо установить соблюдение налоговиками трехлетнего периода глубины проверки. Также следует убедиться, что налоговым органом соблюдены ограничения по допустимому количеству проверок в течение календарного года.

Предъявление налогоплательщику решения о проведении выездной проверки свидетельствует о её начале.

Налоговый орган не обязан заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей выездной проверке (Письмо ФНС России от 18.11.2010 №АС-37-2/15853).

С этого момента налоговики получают право доступа на территорию налогоплательщика для проверки. По общему правилу проверка проводится на территории налогоплательщика. Однако Налоговый кодекс предусматривает, что если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Контрольные мероприятия

В ходе проведения проверки налоговый орган вправе проводить следующие контрольные мероприятия:

  1. истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  2. допрос свидетелей
  3. экспертиза;
  4. выемка документов и предметов;
  5. осмотр;
  6. инвентаризация имущества.

В случае необходимости налоговый орган также может привлекать специалиста и переводчика.

Налоговый кодекс РФ не содержит конкретный перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать при выездной проверке. Таким образом, в ходе выездной проверки налоговый орган может истребовать широкий спектр документов: регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, первичные документы, счета, платежные документы, счета-фактуры и т.д.

Главное правило, которое должно соблюдаться, истребуемые документы должны быть необходимы для проверки. Иными словами, они должны непосредственно относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.

Срок проведения выездной налоговой проверки

Многих налогоплательщиков волнует вопрос: каковы сроки проведения выездных налоговых проверок? Выездная налоговая проверка не может длиться вечно. По общему правилу срок выездной налоговой проверки — не более двух месяцев. В определенных случаях это срок может продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств налогоплательщика не может длиться более одного месяца.

Основания для продления выездной проверки установлены Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@. В частности ими могут быть проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки. Перечень является открытым.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрено право инспекции приостанавливать проведение выездной налоговой проверки. Приостановление осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Проверка может быть приостановлена для

  1. истребования документов (информации) у контрагентов налогоплательщика;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведения экспертизы;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Налоговый орган вправе приостанавливать налоговую проверку неоднократно, однако общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать шесть месяцев (в исключительных случаях, когда приостановление проверки связано с получением информации от иностранных государственных органов, срок приостановления может быть увеличен на три месяца).

На период приостановления проверки налоговый орган должен прекратить все действия по истребованию документов у налогоплательщика, вернуть все подлинники, прекратить все проверочные действия на территории налогоплательщика.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Об окончании налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом справки о проведении выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день налоговой проверки и подлежит вручению налогоплательщику. Справка не содержит каких-либо выводов по существу проверки, а лишь фиксирует срок ее окончания. После составления справки проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и прекратить все контрольные мероприятия.

Непосредственные результаты проверки отражаются в акте налоговой проверки. При этом акт составляется вне зависимости от того были ли выявлены нарушения в ходе налоговой проверки. Если нарушений не выявлено в акте указывается на их отсутствие. Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки и подлежит вручению налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения.

При этом, к сожалению, законодатель не предусмотрел каких-либо санкций в отношении в случае пропуска инспектором указанных сроков. То есть если налоговый инспектор просрочит установленные сроки составления и вручения акта, то никаких правовых последствий для него это не повлечет.

Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он вправе подать в налоговый орган письменные возражения на акт. На представление возражений законодатель выделил месяц со дня получения акта. Следует отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Отсутствие письменные возражений не лишает налогоплательщика права изложить свои доводы устно непосредственно при рассмотрении материалов проверки.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении акта и материалов проверки, по результатам которого будет вынесено итоговое решение. Зачастую такое уведомление направляется одновременно с актом.

На практике были ситуации, когда налоговый орган выносил решение по итогам проверки до истечения срока для представления возражений на акт. Следует отметить, что участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки является его правом, реализация которого обязательно должна быть ему обеспечена. Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в нем, решение, которое было принято до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.

Рассмотрев материалы проверки, акт и возражения налогоплательщика, налоговый орган в течение 10 дней выносит итоговое решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По итогам проверки может быть вынесено одно из следующего вида решений:

  1. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  2. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3. решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, он вправе обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. Вот так выглядит порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.

Практические рекомендации для налогоплательщиков

Рассмотрим, как налогоплательщик может сделать приход налогового органа наиболее безболезненным.

Критерии отбора налогоплательщиков для проверки

Выездная налоговая проверка с высокой степенью вероятности коснется каждого налогоплательщика, активно ведущего бизнес. В то же время необходимо понимать критерии, при наличии которых налогоплательщики относятся к «группе риска», т.е. в отношении них с высокой долей вероятности может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки. Это значит, что требуется усиленная подготовка.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», которая содержит сведения о критериях, которыми налоговые органы руководствуются при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика.

Указанной Концепцией предусмотрены факторы для самостоятельной оценки рисков назначения выездной налоговой проверки. В частности, ожидать скорого прихода инспекторов у налогоплательщика есть основания при наличии следующих обстоятельств:

  1. низкая налоговая нагрузка;
  2. отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов;
  3. отражение значительных сумм налоговых вычетов;
  4. значительное превышение роста расходов над ростом доходов;
  5. зарплаты сотрудников находятся ниже среднего уровня по отрасли в регионе;
  6. налогоплательщик неоднократно приближался к предельному значению установленных НК РФ показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы;
  7. «миграция» между налоговыми органами (неоднократное снятие и постановка на учёт в связи со сменой места нахождения);
  8. ведение хозяйственной деятельности преимущественно с контрагентами — посредниками, перекупщиками (построение цепочки контрагентов без явной деловой цели такого построения);
  9. низкий уровень рентабельности деятельности (исходя из уровня рентабельности в сфере деятельности налогоплательщика согласно статистики).

Этот перечень является далеко не исчерпывающим.

Подготовка к приходу налоговиков

Если налогоплательщик чувствует, что приход налоговиков неминуем, самое время провести подготовительные мероприятия.

В частности, налогоплательщику следует привести в порядок первичную документацию, а также документацию, свидетельствующую о проявлении должной степени осмотрительности при выборе контрагента (особенно это касается контрагентов, обладающих признаками «однодневок»). Кроме того, следует пообщаться с контрагентами и предупредить их о возможности скорого прихода к ним встречной налоговой проверки. Также необходимо подготовить офис, убрав документы, печати, которые содержат лишние сведения.

Кроме того, целесообразно определить сотрудников, которые будут работать с инспекторами, обсудить с ними нюансы представления информации. Зачастую нелишним будет заручиться поддержкой сторонних консультантов, юристов, которые смогут помочь оценить риски, а также грамотно сопроводят налогоплательщика во время самой налоговой проверки.

Когда инспекторы придут в офис, в первую очередь, необходимо проверить полномочия проверяющих, сверив в частности данные служебных удостоверений с решением. Следует помнить, что только лица указанные в решении могут быть допущены к проверке. Далее проверяющих необходимо разместить в удобном месте, где исключен доступ к нежелательным документам и информации. Передачу документов налоговикам следует оформлять актами приема-передачи. Более того, следует контролировать правомерность каждого действия налогового органа. Здесь также очень полезной может быть помощь квалифицированных юристов.

Цены указаны без НДС. Минимальное количество проверок от 20.

  • Проверка документов, действительность паспорта
  • ИНН физ.лица
  • Нахождение в розыске
  • Перечень террористов и экстремистов
  • Исполнительные производства
  • Залоги движимого имущества
  • Зарегистрированное ИП
  • Сведения о банкротстве
  • Информация о связях
  • Массовый руководитель или учредитель
  • Проверка документов, действительность паспорта
  • ИНН физ.лица
  • Нахождение в розыске
  • Перечень террористов и экстремистов
  • Исполнительные производства
  • Залоги движимого имущества
  • Зарегистрированное ИП
  • Сведения о банкротстве
  • Информация о связях
  • Массовый руководитель или учредитель
  • Действительность водительского удостоверения
  • Характеристика прав
  • Штрафы ГИБДД
  • Стаж вождения
  • Наличие лица в базе данных «Розыск»
  • Наличие долга по исполнительному производству
  • Проверка паспортных данных
  • Проверка ИНН или установление ИНН
  • Проверка соответствия паспорта и СНИЛС
  • Проверка адреса регистрации по месту жительства/месту пребывания
  • Банкротство физических лиц
  • Проверка диплома/аттестата об образовании лица
  • Проверка на экстремизм/терроризм
  • Нахождение лица в международном розыске
  • Наличие статуса индивидуального предпринимателя
  • Участие в юридическом лице/осуществление полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица
  • Наличие лица в реестре дисквалифицированных лиц
  • Государственная автоматизированная система "Правосудие"
  • Участие в арбитражном процессе в статусе индиви- дуального предпринимателя Картотека Арбитражных дел
  • Наличие контрагента в реестре недобросовестных поставщиков 223
  • действительный паспорт
  • подлинный диплом/сертификаты об образовании
  • подтверждён опыт и места работы
  • не находится в федеральном розыске
  • нет судимости и уголовных правонарушений
  • нет задолженности судебным приставам
  • есть разрешение на работу / патент на осуществление трудовой деятельности*
  • действительное водительское удостоверение
  • подтвержденная категория водительских прав
  • стаж вождения больше 2-х лет
  • не лишен водительских прав
  • нет неоплаченных штрафов
  • нет серьезных нарушений ПДД (в том числе за вождение в нетрезвом виде)
  • действительный паспорт
  • подлинные документы об образовании
  • не находится в федеральном розыске
  • может заниматься руководящей работой
  • отсутствуют нарекания с предыдущих мест
  • нет судимости и уголовных правонарушений
  • нет задолженности перед ФССП
  • нет зарегистрированного ИП
  • действительный паспорт
  • зарегистрированное ИП
  • не находится в федеральном розыске
  • нет судимости и уголовных правонарушений
  • нет задолженности перед ФССП
  • не является банкротом

Проверки при приёме на работу

Предварительная проверка сотрудников поможет вам отсеивать нежелательных кандидатов и сократить риски приёма на работу неблагонадежного лица, способного доставить организации неприятности. Отсутствие факторов риска по итогам проверки нового сотрудника придаст вам дополнительную уверенность за будущее вашего бизнеса. Проверка сотрудников предприятия должна осуществляться тем тщательнее, чем больший уровень ответственности и полномочий будет иметь кандидат.

Если при проверке персональных данных линейного персонала часто достаточно убедиться в подлинности предоставленных документов, отсутствии в прошлом уголовных правонарушений и судимости, а также рисков столкнуться, например, с преследованием сотрудника судебными приставами (в том числе угрожающим нормальной работе компании), то когда речь идёт о материально-ответственных лицах и руководящих постах, проверка принимаемых сотрудников становится особенно принципиальным и основательным мероприятием. Помимо базовой комплексной проверки по основным факторам риска, здесь может применяться индивидуальный обзвон предыдущих мест работы для получения дополнительных сведений для оценки кандидатов.

В виду повышенных рисков особый формат приобретают проверки водителей. Помимо действительности прав, стажа вождения в нужной категории, видов и оплаты штрафов ГИБДД, смотрим историю по автомобилям, находившимся во владении — технические характеристики, сроки владения, ДТП и наложенные на авто штрафы.

Читайте также: