Может ли налоговая инспекция взыскать недоимку по налогам с работника

Опубликовано: 30.04.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Физическое лицо, будучи зарегистрированным ИП (УСН с объектом налогообложения "доходы") без наемных работников, уплачивал налог 6% с доходов, взносы в ПФР на себя и транспортный налог на грузовой автомобиль. В начале 2013 года он прекратил деятельность в качестве ИП. За 2013 год не были уплачены взносы в ПФР. В мае 2020 года он получил судебное решение о взыскании недоимки по страховым взносам в ПФР на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2013: налог в размере 0 руб, пени в размере 6400 руб. ИП не получал требований от ПФР или налоговых органов об уплате недоимки. За какой период начислены пени, неизвестно. Выездных проверок ПФР или налоговых органов не было. В личном кабинете на сайте ИФНС ИП видел объявление, что его задолженность списана по налоговой амнистии.
Правомерно ли налоговая инспекция в 2020 году взыскивает пени по долгам, истекшим до 01.01.2013?


По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В условиях отсутствия необходимой информации мы можем высказать по рассматриваемой ситуации только свои обоснованные предположения.
Предполагаем, что налоговый орган не списал задолженность ИП по пеням, начисленную после 01.01.2017. Возможность этого возникает при определенном прочтении ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ. Срок исковой давности по недоимкам исчисляется с момента выявления недоимки налоговым органом в ходе мероприятий налогового контроля, поэтому мы не можем сделать вывода об обоснованности взыскания пеней.
Рекомендуем ИП написать обращение в свой налоговый орган с просьбой разъяснить, какая именно задолженность была включена в решение о списании задолженности, и почему не были списаны относящиеся к этой задолженности пени.

Обоснование позиции:
Недоимка - сумма налога, сбора или страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Недоимка может быть выявлена, в частности, в ходе проверок, осуществляемых органами ПФР и ФСС, в отношении страховых взносов, подлежащих уплате за периоды, истекшие до 01.01.2017 (п. 1 ст. 19, ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели в период до 2016 года включительно уплачивали страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
В определении ВАС РФ от 21.02.2012 N ВАС-1114/12 разъясняется, что обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связана с фактическим осуществлением деятельности и получением доходов. Таким образом, ИП был обязан уплачивать страховые взносы сам за себя по фиксированным платежам, начисляемым ПФР.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона N 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Взыскание пени производится по решению налогового органа, которое принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате пени (которое в силу п. 1 и п. 3 ст. 70 НК РФ направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки), но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения такого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит (п.п. 2, 3 и 9 ст. 46 НК РФ). В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы пени. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате пени. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 46 НК РФ). Аналогичные правила применяются и в отношении пени, начисленной на недоимку.
Таким образом, возможность взыскания с налогоплательщика недоимки зависит в первую очередь не от давности ее образования, а от момента ее выявления налоговым органом. Именно с этого момента начинается течение срока, пропуск которого лишает налоговый орган возможности взыскать с налогоплательщика недоимку. Недоимка может быть выявлена налоговым органом, например, в ходе налоговых проверок, при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, при проведении совместной сверки расчетов по налогам и сборам.
Налоговая амнистия предусмотрена Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 436-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с ч. 11 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями (ИП), адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус ИП или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
В письме Минфина России от 26.01.2018 N 03-11-11/4394 было разъяснено, что установленная для списания задолженность возникла не вследствие уклонения от обложения страховыми взносами, а из-за особенностей законодательства о страховых взносах, которое предусматривало, что в случае непредставления налоговой отчетности ИП (то есть даже если он не вел никакой деятельности и не получал никаких доходов) сумма страховых взносов рассчитывалась в повышенном размере - как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов. После передачи функций по администрированию страховых взносов налоговым органам и активизации работы по взысканию задолженности многие предприниматели, которые уже давно не вели никакой деятельности, обнаружили за собой долги по взносам в сотни тысяч рублей. В целях списания в том числе упомянутой задолженности, рассчитанной из восьмикратного минимального размера оплаты труда, был принят Закон N 436-ФЗ.
Формулировка ч. 1 ст. 11 Закона N 436-ФЗ допускает различные толкования в части пеней и штрафов. В частности, непонятно, относится ли фраза "за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года" только к начисленным страховым взносам или также к начисленным в эти периоды штрафам и пеням? Информация ФНС России от 09.02.2018 также не разъясняет указанную проблему.
К сожалению, ИП не смог предоставить информацию, которая бы позволила прийти к определенному выводу относительно анализируемой ситуации. Поэтому мы вынуждены исходить из логически обоснованных предположений.
Предполагаем, что физическое лицо, хотя и прекратило предпринимательскую деятельность и не представляло налоговую отчетность по УСН, не лишилось официально статуса ИП. В связи с этим ему начислялись взносы в ПФР в фиксированном размере, а также ежегодно начислялись пени на неуплаченную сумму страховых взносов. После передачи функций по администрированию страховых взносов налоговым органам пени продолжали начисляться.
В результате проведения налоговой амнистии налоговый орган списал недоимку как по самим страховым взносам, так и по пеням, начисленным по 31.12.2016. Однако, как указано выше, он мог истолковать Закон N 436-ФЗ таким образом, что начисленные с 01.01.2017 пени списанию не подлежат. Вероятно, при проведении камеральной проверки налоговый орган обнаружил задолженность по пеням и обратился в суд для ее взыскания. Поскольку, как отмечалось выше, заявление в суд может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате пени, скорее всего, в решении суда фигурирует не сумма пени за 3 года, а только за 6 месяцев.
Изложенная выше гипотеза объясняет, почему в личном кабинете налогоплательщика отсутствует задолженность по страховым взносам, но осталась задолженность по пени.
Отметим, что в гражданском праве срок исковой давности по требованию об уплате пени должен исчисляться отдельно по каждому просроченному платежу за соответствующий период (определение Верховного Суда РФ от 18.05.2016 N 305-ЭС15-19057, постановление Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 10690/12).
В условиях отсутствия необходимой информации и документов мы не можем сделать конкретных выводов об обоснованности позиции налогового органа.
Рекомендуем ИП написать обращение в свой налоговый орган с просьбой разъяснить, какая именно задолженность была включена в решение о списании задолженности, и почему не были списаны относящиеся к этой задолженности пени.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Основание для выставления и направления налогоплательщику требования об уплате налога (сбора), страховых взносов, пеней, штрафа, процентов;
- Вопрос: Какие категории подпадают под списание долгов по налогам и страховым взносам в рамках налоговой амнистии у ИП, применяющего УСН? Долги каких периодов подпадают под амнистию? Как правильно составить запрос в налоговый орган, чтобы узнать, почему долги налогоплательщика не были списаны в рамках этой амнистии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2018 г.)
- Вопрос: У организации имеется задолженность по уплате пеней, возникшая в 2005 году. Налоговый орган пытается любыми способами добиться погашения этой задолженности. При этом официальных требований на уплату в адрес организации не выставляется, но в устной форме представители налоговой инспекции требуют графики погашения пеней, угрожают арестом расчетного счета и т.п. Имеет ли право налоговый орган в рассматриваемой ситуации каким-либо способом добиться от организации уплаты этих пеней? Какие действия, учитывая, что срок исковой давности по взысканию данных пеней истек, в данной ситуации должна принять организация для списания пеней в лицевой карточке? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2010 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter


На физических лиц возложена обязанность самостоятельно оплачивать налоги: НДФЛ, транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц. Налоговики направляют физическим лицам единое налоговое уведомление в установленный срок. Имущественные налоги физлица должны оплатить до 1 декабря следующего года. Если физлица не оплатят в срок налоги, то со 2 декабря начнут исчисляться пени с суммы долга.

Действия налоговиков в случае неуплаты налога

Этап 1. Выставление требования физлицу

В случае если сумма долга физлица превышает 3 тысячи рублей, то налоговики направят ему требование не позднее трех месяцев с момента выявления недоимки. А если сумма долга меньше 3 тысяч рублей, то срок направления требования увеличивается до года (п. 1 ст. 70 НК РФ).

При этом предельные сроки направления требования могут быть продлены на 6 месяцев (п. 7 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 409).

Этап 2. Исполнение требования физлицом

Физлицу дается на погашение долга 8 рабочих дней с момента получения требования, если иной срок добровольного исполнения не указан в самом требовании.

Этап 3. Обращение в суд за взысканием недоимки (п. 1 ст. 48 НК РФ)

Если физлицо в установленный срок не погасило долги, то налоговики могут обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица. Срок обращения зависит от суммы совокупного долга, т.е. долга по всем налогам и санкциям (п.2 ст.48 НК РФ).

Налоговики могут обратиться в суд в течение:

  • 6 месяцев со дня, когда общая сумма недоимки лица превысила 10 тысяч рублей;
  • 6 месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате недоимки в случае, если такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превышает 10 тысяч рублей.

Как исчисляется трехлетний срок?

Данный срок следует отсчитывать с даты уплаты налога, которая указана налоговиками в самом раннем требовании.

Этап 4. Рассмотрение дела о взыскании долга

Дела о взыскании налоговых долгов рассматривает мировой судья и в течение пяти дней со дня поступления заявления выносит судебный приказ. Копия судебного приказа направляется в адрес физлица в течение трех дней с момента его издания. Физлицу дается 20 дней на представление своих возражений (ст. 17.1, 123.5 КАС РФ). Например, если налоговики предъявляют требования по «старым» налогам.

Так, безнадежной признается задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, которая числится за физлицом по состоянию на 01.01.2015 г., не погашенная полностью или в части в течение 2015 — 2017 г. (п. 1 ст .12 Закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ, Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 22.11.2018 № 306-КГ18-10607). Такие долги должны списать налоговики сами, однако на практике не всегда это происходит.

Если физлицо уложилось в этот срок, то в принятии заявления о вынесении судебного приказа налоговикам будет отказано и судебный приказ будет отменен. Тогда налоговики уже будут предъявлять требования в порядке искового судопроизводства. А по времени это значительно дольше. Так, районный суд должен рассмотреть дело до истечения трех месяцев со дня поступления заявления в суд (п.1 ст.289 КАС РФ).

Если физлицо не представит возражения, то налоговики получат второй экземпляр судебного приказа с гербовой печатью суда.

Этап 5. Предъявление исполнительного документа к оплате

Далее долг могут уже взыскивать судебные приставы либо налоговики. Налоговые долги могут быть взысканы на основании исполнительного документа, предъявленного в банк, за счет средств, имеющихся на банковских или депозитных счетах физлица.

Письма от налоговиков о долгах работников компании

С целью привлечь работодателя к проблемам налоговиков, налоговики делают рассылку о сумме долга его работников. Такие рассылки налоговики делают по специально установленной форме (приложение № 1 к письму №ГД-4-8/18401@ от 21.10.2015 г.). В указанной рассылке указывается общая сумма долга по работникам компании и содержится просьба известить работников об имеющейся у них задолженности.

Важно! Подобные письма не являются для работодателя основанием для удержания долгов с работника и не требует ответных действий в адрес налоговой инспекции.

Конечно, при желании, работодатель может напомнить своим сотрудникам о долгах и обязанности своевременно их гасить.

Екатерина Соловьева

Неуплата налогов в бюджет может повлечь за собой ответственность, вплоть до уголовной. А между тем, она далеко не всегда бывает связана со злым умыслом руководства компании. Зачастую недоплаты вызваны ошибками в расчете налогов или при заполнении платежных поручений, невнимательностью бухгалтера к срокам уплаты налогов. Когда возникает недоимка и чем она грозит? Какие меры предпримет ИФНС, чтобы заставить компанию уплатить налоги? Что делать, чтобы избежать досадных оплошностей? Об этом – в нашей статье.

Что такое недоимка по налогам и когда она возникает?

Сначала разберемся – что из себя представляет недоимка и почему возникает.

Чем отличается недоимка от задолженности по налогам?

Обратимся к определению, которое содержится в статье 11 НК РФ. Согласно ему, недоимка – это сумма налога (сбора, страховых взносов), не уплаченная вовремя. Из этого определения следуют два вывода.

Во-первых, недоимка представляет собой именно сумму обязательного платежа в бюджет (то есть, налога, сбора, взноса). И не включает начисленные санкции за неуплату (пени и штрафы).

Во-вторых, речь идет именно о просроченном платеже. То есть о налоге (сборе, взносе), не перечисленном в бюджет своевременно.

Задолженность перед бюджетом – понятие более широкое.

Во-первых, когда говорят о такой задолженности, подразумевают не только налоговые долги, но и долги по санкциям – пеням и штрафам.

Во-вторых, налоговая задолженность – это не всегда просроченные платежи. То есть, задолженность может быть текущей или просроченной.

Например – компания сдала декларацию по НДС за третий квартал 21 октября (в то время, как крайний срок сдачи – 25 октября). В декларации НДС заявлен к уплате на сумму 9000 руб. По правилам, которые установлены статьей 174 НК РФ, НДС надо платить равными долями в течение трех месяцев, следующих за отчетным кварталом, не позже 25 числа каждого из этих месяцев. Предположим, что фирма перечислила часть налога в сумме 3000 руб. 22 октября.

Таким образом, у нее числится задолженность перед бюджетом по НДС на сумму 6000 руб. (9000 руб. – 3000 руб.). Но такая задолженность не считается недоимкой, это текущий долг. Ведь 1/3 налога компания заплатила вовремя. А перечислить следующую часть она должна только 25 ноября.

Другой пример. По общему правилу, отпускные выплачивают сотрудникам за три дня до начала отпуска. При выплате отпускных с них удерживают НДФЛ (п. 1 ст. 223 НК РФ). Формально в этот момент у организации (налогового агента) возникает задолженность перед бюджетом по НДФЛ. Но такая задолженность тоже является текущей. Ведь перечислить налог в бюджет в этом случае компания обязана в последнее число месяца, в котором выплатили отпускные (п. 6 ст. 226 НК РФ).

Итак, вот главные различия между недоимкой и задолженностью перед бюджетом:

  • недоимка – это всегда просроченный долг, в то время как задолженность может быть как просроченной, так и текущей;
  • недоимка включает в себя только сумму неуплаченного налога (сбора, взноса). А задолженность перед бюджетом – это налог (сбор, взнос) плюс санкции.

Почему может образоваться недоимка

Это может произойти в силу разных обстоятельств. Например:

  • бухгалтер ошибся при исчислении облагаемой базы или суммы налога. Либо умышленно занизил налогооблагаемую базу. Это выяснилось при камеральной или выездной проверке;
  • сумма налога (сбора, взноса) была рассчитана правильно и верно отражена в декларации. Ошибка возникла при заполнении платежного поручения;
  • сумма налога (сбора, взноса) исчислена, отражена в декларации и указана в «платежке» верно. Но платеж отправлен по неправильным реквизитам (например, не на тот КБК). Это было выявлено при сверке расчетов с бюджетом;
  • бухгалтер «забыл» заплатить налог вовремя.

В зависимости от того, по какой причине возникла недоплата, различаются виды и степени ответственности.

Ответственность за неуплату налога и возможные последствия

Если налог (сбор, взнос) не заплатить в положенный срок, на сумму недоплаты будут начислены пени. Порядок их расчета зависит от того, когда именно возникла недоимка.

Правила расчета пени

Такой порядок следует из статьи 75 НК РФ, пункта 9 статьи 13 Закона от 30 ноября 2016 № 401-ФЗ, статьи 9 Закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ, писем Минфина от 01.08.2017 № 03-02-07/1/48936, от 10.07.2017 № 03-02-07/1/43489.

Помимо пени, организацию могут привлечь к налоговой ответственности. А ее руководство – к ответственности административной и, в особо тяжелых случаях – уголовной. Здесь важно обратить внимание на следующий момент. Компанию и ее должностных лиц накажут, если налог (сбор, взнос) не заплатили из-за ошибок в расчете либо неправомерных действий. Иными словами, ответственность наступит, только если недоимка возникла по причине неправильного исчисления налога или умышленного занижения его суммы.

Если же бюджетный платеж рассчитали верно, но не уплатили вовремя либо перечислили не в той сумме (из-за ошибки в «платежке») или не на тот КБК, ответственности удастся избежать. В этом случае компании «грозят» только пени. Такие выводы следуют из письма Минфина от 24.05.2017 № 03-02-07/1/31912, п. 19 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

Подробнее виды ответственности рассмотрены в таблице.

Виды ответственности

Порядок и сроки взыскания недоимки

Образовавшуюся у компании недоимку инспекторы будут взыскивать. При этом они будут действовать по такому алгоритму.

Шаг № 1: направят требование об уплате налога (сбора, страхового взноса)

Обнаружив недоимку, инспекторы сначала направят организации требование об уплате налога (сбора, страховых взносов). Здесь существуют определенные правила по срокам:

В общем случае требование направляют в течение трех месяцев с момента обнаружения недоплаты; если сумма недоплаченного налога (а также задолженности по пеням и штрафам по нему) небольшая – меньше 500 рублей, то требование выставят в течение года со дня выявления недоимки; если требование выставляют по результатам налоговой проверки, то срок – 20 рабочих дней с даты вступления в силу решения по итогам такой проверки.

Такие правила установлены статьей 70 НК РФ.

Пункт 4 статьи 69 НК РФ устанавливает – какая именно информация должна содержаться в требовании. Так, в документе должны быть указаны следующие данные:

  • сумма задолженности по налогу (сбору, взносу);
  • размер начисленных пеней;
  • срок исполнения требования;
  • меры по взысканию недоимки, которые предпримет налоговая инспекция в случае неисполнения требования;
  • основания, по которым взимается налог (сбор, страховой взнос), и нормы налогового законодательства, которые обязывают организацию заплатить его.

Если какие-либо из перечисленных сведений в документе отсутствуют, то оно считается оформленным с нарушениями. Как следствие – налогоплательщик вправе не исполнять его. Такой вывод следует из Постановления Президиума ВАС от 22.07.2003 № 2100/03.

Если требование составлено без нарушений, организация обязана его выполнить. Общий срок исполнения – восемь рабочих дней с даты получения. Но в самом документе может быть проставлен и другой (более длительный) срок. Такой порядок предусмотрен пунктом 4 статьи 69 НК РФ.

Дату получения требования организацией считают в зависимости от того, каким именно способом оно было представлено. Так, если документ отдали непосредственно руководителю в руки, то день получения – это собственно момент вручения документа. Если налоговики отправили требование по почте заказным письмом, то оно считается полученным на шестой рабочий день с момента отправки.

Если же документ переслали в электронном виде по ТКС, то он считается полученным в тот день, когда компания отправила электронную квитанцию о приеме. Такие выводы следуют из пунктов 6 и 8 статьи 69 НК РФ и пунктов 5 и 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС от 27.02.2017 № ММВ-7-8/200.

Впрочем, требование инспекции можно обжаловать. Для этого компания вправе обратиться в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Шаг № 2: вынесут решение о взыскании и спишут деньги со счетов

Если в установленный срок компания не погасит недоимку, контролеры вынесут решение о взыскании. Форма документа утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Оформить его ИФНС обязана в течение двух месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования организацией. Пропустив двухмесячный период, взыскать недоимку с организации инспекция сможет только через суд.

Решение о взыскании направляют компании. Сделать это контролеры должны за шесть рабочих дней с момента его принятия.

В ряде случаев решение могут приостановить или отозвать. Так, оно будет приостановлено в следующих ситуациях:

  • фирма получила отсрочку или рассрочку уплаты налога (взноса);
  • на счета организации в банках суд наложил арест;
  • вышестоящая инстанция велела приостановить взыскание.

Решение отзовут, в частности, если:

  • недоимка уже погашена либо признана безнадежной и списана;
  • компания подала «уточненку», где сумма налога (взноса) уменьшилась и недоимки не стало.

Такой порядок следует из пунктов 4.1 и 10 статьи 46 НК РФ.

Исполнять решение о взыскании будут за счет средств на счетах организации. В первую очередь, деньги спишут с рублевого расчетного счета. Для этого ИФНС направит в обслуживающий компанию банк поручение на перечисление налога. Банк обязан исполнить его не позднее следующего операционного дня.

Если денег на расчетном счете недостаточно, могут быть задействованы (при определенных условиях) практически любые счета и вклады организации. В частности, валютный счет, депозитные вклады, счет в драгметаллах. Кроме того, при недостаточности средств на счетах и вкладах контролеры вправе взыскать недоимку за счет электронных денег фирмы.

Шаг № 3: взыщут недоимку за счет имущества компании

Если средств на счетах и электронных денег компании не хватило для погашения недоимки, налоговики могут взыскать ее за счет прочего имущества организации (п. 7, 10 ст. 46, ст. 47 НК РФ).

Перечень такого имущества приведен в пункте 5 статьи 47 НК РФ. В принципе, это может быть любое имущество фирмы, которое числится на ее балансе – готовая продукция, товары на складе, оборудование, помещения, материалы и т.п. Соответствующее решение ревизоры примут в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога (страхового взноса).

Взыскание производится судебным приставом – по решению и на основании постановления ИФНС (п. 9 ст. 47 НК РФ). Формы этих документов утверждены приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179.

Шаг № 4: заблокируют счета и арестуют имущество

Чтобы обеспечить взыскание недоимки, контролеры могут приостановить операции по счетам фирмы или наложить арест на ее имущество. Основание – статьи 76 и 77 НК РФ.

Блокировка счета производится по решению, форма которого утверждена приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179. Его выносят после того, как оформят решение о взыскании долга перед бюджетом. Причем заблокировать могут не только банковские счета, но и «электронные кошельки» компании. Сумма заблокированных средств равна сумме недоимки. То есть, если остаток на счету больше недоплаты налога, разницу фирма может использовать по своему усмотрению.

Арест имущества возможен только с санкции прокурора. Его накладывают в том случае, если денег на счетах недостаточно, чтобы погасить недоимку. Основание для ареста – постановление ИФНС (по форме, утвержденной приказом ФНС от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179). Эта обеспечительная мера означает, что владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом компания может только под контролем налоговой инспекции. После погашения недоимки чиновники вынесут решение об отмене ареста.

Когда недоимку признают безнадежной

Решение признать недоимку безнадежной принимает ИФНС. Основания для такого решения приведены в пункте 1 статьи 59 НК РФ. В частности, контролеры спишут долг в следующих случаях:

  • если компания ликвидируется. Безнадежной признают ту часть задолженности, на погашение которой денег и имущества фирмы не хватило, а покрыть ее за счет средств учредителей и участников невозможно;
  • по решению суда – в связи с истечением срока взыскания;
  • долги были списаны со счета организации, но не поступили в бюджет потому, что обслуживающий ее банк был ликвидирован;
  • если размер задолженности перед бюджетом не превышает 300 000 руб., а с момента ее образования прошло пять лет.

После того, как инспекция спишет налоговую задолженность, компания вправе списать ее и в своем учете.

Подведем итог

Если у компании образовалась недоимка по налогам, это может привести к крайне неприятным последствиям. Во-первых, возникнут лишние траты в виде пеней, а в ряде случаев – и штрафов, которые при крупной сумме задолженности могут быть весьма значительны. Во-вторых, должностных лиц могут привлечь к административной, а при определенных обстоятельствах – и к уголовной – ответственности.

В-третьих, блокировка счетов и арест имущества могут парализовать весь бизнес и поставить под угрозу само существование предприятия.

Парадоксальность такой ситуации заключается в том, что директор и/или собственник компании оказываются в зависимом положении. Поскольку могут пострадать из-за низкой квалификации, невнимательности или безответственности бухгалтера.

Всего этого можно избежать, если передать бухгалтерию на аутсорсинг. В этом случае вы можете быть уверены в том, что налоги будут правильно рассчитаны и вовремя перечислены по верным реквизитам. Также мы регулярно проводим сверки с налоговой, чтобы убедиться в отсутствии у компании налоговых долгов.

249-основа.jpg

Принудительное исполнение налоговой обязанности регулируется Налоговым кодексом. Предусмотренная им процедура взыскания призвана создать дополнительные гарантии защиты прав собственности налогоплательщика. Нарушение порядка взыскания может влечь списание задолженности налогоплательщика как безнадежной. Вопросам принудительного исполнения обязанности по уплате налога с учетом практики применения соответствующих положений НК РФ посвящено интервью с экспертом – Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какое значение имеет направление налогоплательщику требования об уплате налога?

Требование — это извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности по ее уплате (статья 69 НК РФ).

Только после того, как налоговым органом налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога, могут применяться собственно меры взыскания.

Но напомню, что правоприменительная практика признает уплату налогоплательщиком сумм, причитающихся по любому решению налогового органа, как принудительное взыскание. Если в результате рассмотрения последующей жалобы решение инспекции будет отменено, налогоплательщик, «добровольно» уплативший сумму налога, вправе претендовать не только на возврат сумм как излишне взысканных, но и на проценты, начисленные на уплаченную сумму по день возврата.

Должно ли требование об уплате налога быть подписано начальником налоговой инспекции?

Нет. Форма требования, утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@, вообще не предусматривает подписи должностного лица налогового органа. Указывается только ФИО исполнителя.

Каким налоговым органом налогоплательщику направляется требование?

Требование направляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым в соответствии со статьей 101.4 НК РФ обнаружено налоговое правонарушение.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации или индивидуальному предпринимателю (их законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Если требование было направлено по почте, когда оно считается полученным?

Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

В силу прямого указания НК РФ соответствующая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования. Обращайте внимание на дату фактического получения требования, когда она приходится в пределах отведенных 6 дней. Для ситуации, связанной с моментом определения даты получения требования о представления документов, судебные органы занимают позицию, согласно которой при получении требования в пределах отведенных 6 дней срок представления документов исчисляется с даты фактического получения требования (Определения ВАС РФ от 23.03.2012 № ВАС-2652/12, от 24.05.2013 № ВАС-6232/13).

Представляется, что для отсчета сроков применения последующих процедур взыскания к определению даты получения требования об уплате налога можно использовать указанный подход судебных органов по аналогии.

Каковы сроки направления требования?

Сроки направления различаются в зависимости от оснований выявления задолженности. По результатам налоговой проверки требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения (независимо от суммы).

Требование об уплате недоимки, выявленной вне проверки, направляется не позднее трех месяцев со дня ее обнаружения. Если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, то требование об уплате должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (статья 70 НК РФ).

При направлении требования учтена особенность уплаты страховых взносов, связанная с проверкой Фондом соцстраха обоснованности расходов на выплату страхового обеспечения?

Для направления требования об уплате страховых взносов по результатам проверки ФСС налоговому органу отводится 10 рабочих дней. Данный срок исчисляется со дня получения решения органа ФСС о непринятии к зачету расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Форма решения территориального органа ФСС приведена в приложении № 7 к Приказу ФСС России от 25.01.2017 № 10. Форма решения предусматривает вручение его организации (индивидуальному предпринимателю), что позволяет проконтролировать соблюдение сроков взыскания.

Как оформляется выявление недоимки вне рамок проверки?

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме приложения №1, утвержденной Приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.

Налоговый орган направлять налогоплательщику документ о выявлении недоимки не обязан. Но сам по себе срок, когда недоимка должна быть выявлена, не является произвольным. Например, под днем выявления недоимки, указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа). В случае представления налоговой декларации, расчета авансового платежа с нарушением установленных сроков — следующий день после их представления. Такой вывод сделан в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

В какой срок направляется требование об уплате штрафа по нарушению, выявленному вне рамок налоговой проверки?

НК РФ такой срок четко не устанавливает. По аналогии со сроками в статьях 100 и 101 НК РФ можно предположить, что требование об уплате штрафа должно быть направлено в течение 20 дней со дня вручения решения о привлечении к ответственности (26 дней — в случае отправки такого решения по почте).

Что относится к повторному требованию?

Изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании, в частности, поправок в НК РФ, имеющих обратную силу, проведения зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм после направления налогоплательщику первоначального требования, предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога.

Направление требование является самостоятельной стадией в процедуре взыскания налога. Истечение срока, указанного в требовании, влечет переход к следующим действиям налогового органа по бесспорному взысканию.

Нужно отличать уточненное требование от повторного. Требование не может направляться повторно на одни и те же суммы, поскольку это приводит к восстановлению или продлению пропущенных налоговым органом сроков взыскания. Поэтому новое требование на те же суммы (или отличающее увеличившимся размером пеней) является неправомерным.

Какой срок отводится на исполнение требования?

Значение требования состоит и в том, что налогоплательщику устанавливается срок для добровольного погашения возникшей недоимки.

Обычно требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты его получения. Данный срок исчисляется в рабочих днях.

В требовании может быть указан более продолжительный период времени для уплаты налога. НК РФ не ограничивает максимальную продолжительность срока исполнения, которая может быть установлена налоговым органом.

Из каких стадий складывается процедура взыскания?

Принудительное взыскание налоговым органом задолженности состоит из взаимосвязанных этапов. При взыскании налога надлежит соблюдать последовательность стадий: направление требования, обращение взыскания на счета, на иное имущество.

Налоговый орган, по общему правилу, не вправе принять решение об обращении взыскания на имущество, если им в порядке статьи 46 НК РФ не выносилось решение о взыскании на денежные средства на счетах.

Налоговым органом пропущен срок направления требования. Последующие действия по взысканию не проводятся?

Не совсем так. Нарушение срока направления требования не приводит к увеличению других сроков, установленных для принудительного взыскания налога. В подобной ситуации для целей взыскания срок на добровольную уплату налога, установленный в требовании, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого такое требование должно было быть направлено налогоплательщику.

Иными словами, направление требования с пропуском установленного в статье 70 НК РФ срока имеет смысл, при условии, что с учетом срока исполнения такого требования сроки совершения налоговым органом действий по взысканию не истекли. В частности, не истек срок на принятие налоговым органом решения о взыскании за счет денежных средств.

При этом, если требование направляется с пропуском установленного срока, то при расчете срока взыскания следует исходить из срока исполнения требования, равного 8 рабочим дням.

Как осуществляется взыскание за счет денежных средств организации или индивидуального предпринимателя?

Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое должно быть принято в течение 2 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. В банк, в котором открыты счета налогоплательщика, направляется поручение на списание и перечисление в бюджетную систему денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании доводится до сведения организации или индивидуального предпринимателя в течение 6 дней после вынесения указанного решения.

В случае пропуска срока принятия решения налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Срок подачи заявления в суд составляет 6 месяцев.

Как взыскивается недоимка за счет имущества?

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации (индивидуального предпринимателя), при отсутствии информации о счетах, налог погашается за счет иного имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.

Взыскание налога за счет имущества производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. Исполнительные действия регламентируются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Какой срок отводится на принятие решения о взыскании недоимки за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя?

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии ряда условий:

— предварительное направление налогоплательщику требования об уплате налога;

— неуплата налогоплательщиком в установленный срок суммы налога;

— вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика;

— отсутствие на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств.

Предыдущий этап может быть пропущен при отсутствии у налогового органа информации о счетах налогоплательщика или при осуществлении в отношении налогоплательщика исполнительного производства в отношении налоговой задолженности.

При невыполнении указанных условий решение об обращении взыскания на имущество налогоплательщика считается принятым без достаточных оснований (пункт 11 Приложения к письму ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение о взыскании налога за счет имущества, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и не исполняется. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании. Заявление может быть подано в течение 2 лет со дня истечения срока исполнения требования.

В случаях принудительного взыскания налога как определяется момент погашения недоимки?

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Денежные суммы, списанные банком со счетов налогоплательщика, не могут быть включены в размер недоимки.

В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

Когда на имущество в целях его реализации уже наложен арест, может ли задолженность налогоплательщика продолжать взыскиваться за счет другого имущества?

Повторное возложение на налогоплательщика обязанности погасить задолженность по уплате налога, если именно в этих целях у него уже было арестовано (описано) и изъято имущество, из пункта 5 статьи 47 НК РФ не следует. Этот вывод был сделан Конституционным судом в Определении от 17.10.2001 № 238-О.

Причем, если в результате действий третьих лиц в ходе принудительного взыскания средства в бюджет фактически не поступили, то это не свидетельствует о неисполнении налогоплательщиком своих налоговых обязанностей.

Начатый процесс взыскания длится до полного погашения долга?

Да, хотя завершить его погашением в силу ряда причин не всегда возможно.

Поручения налогового органа на списание денежных средств в уплату налога могут быть приостановлены или отозваны. Скажем, в случаях представления уточненных деклараций к уменьшению.

Процедура взыскания может прекратиться, если соответствующая задолженность признана безнадежной. К таким случаям статья 59 НК РФ относит в том числе вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если:

— невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда предусмотрен розыск должника или его имущества;

— у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В названных случаях списание производится, когда с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более 5 лет, и:

— ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством о несостоятельности для возбуждения производства по делу о банкротстве (для организаций — от 300 тысяч рублей);

— или судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Какие сроки давности взыскания?

В отношении налоговой недоимки не используются установленные Гражданским кодексом сроки исковой давности, а применяются самостоятельные сроки взыскания. Срок принудительного взыскания складывается из следующих временных промежутков:

— выставление требования — 3 месяца (или 20 рабочих дней);

— срок добровольной уплаты — 8 рабочих дней (по общему правилу).

Сроки последующих действий исчисляются со дня истечения срока исполнения требования.

Принятие решения о взыскании за счет денежных средств — 2 месяца. При пропуске срока — 6 месяцев на обращение в суд с заявлением о взыскании.

Принятие решения о взыскании налога за счет имущества (при условии принятия решения о взыскании за счет денежных средств) — один год (при пропуске срока — 2 года на обращение в суд с заявлением о взыскании).

Пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд может быть восстановлен судом. Например, такой причиной может признаваться обжалование решения налогового органа налогоплательщиком.

Что еще помимо исключительно судебной перспективы взыскания означает пропуск налоговым органом сроков на бесспорное взыскание?

Если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени на указанную задолженность не начисляются (письмо Минфина России от 29.10.2008 № 03-02-07/2-192, Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 № 8241/07).

При пропуске срока на взыскание за счет денежных средств отсутствуют основания для взыскания за счет имущества в порядке статьи 47 НК РФ.

Зачет фактически является разновидностью (формой) уплаты налога. По этой причине налоговые органы не вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, возможность принудительного взыскания которой утрачена в силу истечения установленных НК РФ сроков взыскания (Определение Конституционного суда от 08.02.2007 № 381-О-П).

Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов формируется программным обеспечением налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекций ФНС. В справке о состоянии расчетов с бюджетом должно содержаться (при наличии соответствующих обстоятельств) указание на утрату налоговым органом возможности взыскании недоимки. Об этом было сказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09.

Однако в форме справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, утвержденной Приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@, подобная строчка не предусмотрена.

При наличии судебного решения, в котором в мотивировочной или резолютивной части содержится положение об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании, такая задолженность согласно статье 59 НК РФ должна быть признана налоговым органом безнадежной и списана.

ФНС России в недавно обнародованных письмах от 21.10.15 № ГД-4-8/18401@ и № ГД-4-8/18402@ поручила налоговым инспекциям привлекать работодателей к процедуре взыскания с физических лиц долгов по имущественным налогам, а также «личной» задолженности по НДФЛ. В частности, работодателям будут рассылаться списки работников, у которых есть долги по налогам. Если признанная судом недоимка работника не превысит 25 000 рублей, то работодателя могут обязать удерживать сумму долга из зарплаты сотрудника. О привлечении работодателей к взысканию инспекторы будут ежеквартально докладывать руководству. Это позволяет предположить, что в ближайшее время работодатели начнут получать исполнительные документы на удержание налоговой задолженности из зарплаты работников. Обязательно ли исполнять такие документы? Какую сумму и из каких выплат можно удерживать? Нужно ли отчитываться перед инспекцией об удержанных суммах? Давайте разбираться.

Вводная информация

Как известно, физлица обязаны самостоятельно платить имущественные налоги, к которым относятся: транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Кроме этого, в отношении некоторых видов доходов физические лица должны сами рассчитывать и перечислять в бюджет НДФЛ. Это требование касается граждан, которые получают доходы от продажи и сдачи в аренду имущества, доходы в виде выигрыша в лотерею и другие виды доходов (ст. 228 НК РФ).

За несвоевременную уплату налогов инспекция может начислить на сумму недоимки пени (ст. 75 НК РФ), а также выписать штраф (ст. 122 НК РФ). Чтобы повысить собираемость налогов с физлиц, ФНС рекомендовала налоговикам на местах использовать различные меры воздействия на должников, в том числе привлекать работодателей для погашения недоимки работников. Рассмотрим эти меры.

Работодателям сообщат о долгах работников по имущественным налогам

Напомним, что обязанность физлиц по уплате имущественных налогов возникает после получения «единого» налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ). В нем приводятся расчеты сразу по трех налогам: транспортному, земельному и налогу на имущество физлиц (форма «единого» уведомления утверждена приказом ФНС России от 25.12.14 № ММВ-7-11/673).


Как видим, в форме указываются фамилии и инициалов работников-должников, сведения о наличии у них долгов по имущественным налогам (без обозначения объекта налогообложения) и контактные данные налогового органа. Отметим, что в письме № ГД-4-8/18401@ не ограничивается сумма долга работника, о которой налоговики должны сообщить работодателю.

Что касается действий работодателя, получившего список должников, то ему лишь рекомендовано довести до работников сведения об имеющейся у них задолженности. В письме № ГД-4-8/18401@ не сообщается, каким образом это следует сделать. Видимо, работодатель должен сам выбрать способ такого информирования. Заметим также, что работодатель не обязан отчитываться перед инспекцией о том, что он известил работников о наличии у них долгов по имущественным налогам.

Обратите внимание: работодатель не вправе удерживать из зарплаты сотрудников какие-либо суммы на основании списка работников-должников, поскольку этот документ не является основанием для удержания. Однако налоговики помимо списка должников могут прислать исполнительный документ, на основании которого работодателю придется вычитать из зарплаты работников их долги по имущественным налогам и «личную» недоимку по НДФЛ. О том, что должен делать бухгалтер при получении такого исполнительного документа, мы расскажем чуть ниже.

Когда работодатели должны удерживать налоговую задолженность работников из их зарплаты

Налоговый кодекс позволяет налоговикам в случае неисполнения физлицом требований об уплате налогов, пеней и штрафов обратиться в суд за взысканием долга за счет имущества должника, в том числе денежных средств (п. 1 ст. 48 НК РФ). По общему правилу, заявление в суд может быть подано после того, как общая сумма задолженности гражданина превысит 3 000 рублей. Обратиться в суд за взысканием меньшей суммы инспекторы могут только по долгам, накопленным за три года (п. 2 ст. 48 НК РФ, также см. «Повышен предел налоговой задолженности физлиц, взыскиваемой в судебном порядке»).

Должен ли бухгалтер выполнить предписание, которое содержится в исполнительном документе, полученном от ИФНС? Законно ли удерживать из заработка работника долги по имущественным налогам и «личную» недоимку по НДФЛ? Давайте рассмотрим эти вопросы.

Таким образом, если признанная судом сумма налоговых долгов работника не превышает 25 000 рублей, то инспекция как взыскатель по таким долгам вправе обратиться напрямую к работодателю, минуя службу судебных приставов. Следовательно, бухгалтер на основании исполнительного документа, полученного от налоговиков, будет обязан удерживать из зарплаты работника его налоговую задолженность. В связи с этим напомним некоторые особенности удержания сумм по исполнительным документам (также см. «Как правильно производить удержания из заработной платы»).

Особенности удержания работодателем налоговой задолженности работников

По закону работодатель должен начать выполнять требование исполнительного документа уже на следующий день после его получения (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ).

Из каких выплат производить удержания

Налоговую задолженность можно удерживать из заработной платы и иных выплат в пользу работника, например, отпускных или пособий по временной нетрудоспособности. При этом необходимо учитывать положение части 1 статьи 101 Закона № 229-ФЗ. В нем перечислены виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам. К ним, в частности, относятся суммы компенсаций командировочных расходов; суммы, выплачиваемые организацией в связи с рождением ребенка, со смертью родных, с регистрацией брака; «детские» пособия и др.

Ограничение размера удержания

Размер удержания средств по исполнительному документу при каждой выплате работнику не должен превышать 50 процентов от суммы, полагающейся к выплате (то есть от суммы, из которой налоговый агент уже удержал НДФЛ) (ч. 1 и 2 ст. 99 Закона № 229-ФЗ, ст. 138 ТК РФ). Иными словами, с работника-должника может быть удержано не более 50 процентов зарплаты, которую он должен был поручить на руки.

Сроки удержания и перечисления

Налоговую задолженность следует удержать из ближайшей выплаты, полагающейся работнику, а удержанную сумму перечислить по реквизитам налоговой инспекции в течение трех дней (ч. 3 ст. 98 Закона № 229-ФЗ). Если зарплата работника не позволяет за один раз погасить всю сумму долга (с учетом 50-процентного ограничения по размеру удержания), то бухгалтер должен будет удерживать задолженность из последующих выплат работнику, вплоть до полного погашения недоимки.

Очередность удержания

В отношении одного и того же работника может поступить сразу несколько исполнительных документов. Например, помимо налоговой задолженности, работник может иметь задолженность по алиментам и задолженность по банковским платежам. В таком случае бухгалтер должен учесть очередность удержания средств по исполнительным листам из заработка работника (ч. 1 ст. 111 Закона № 229-ФЗ):

  • первая очередь — алименты и взыскания, которые связаны с возмещением вреда, причиненного здоровью (либо возмещением ущерба лицам, потерявшим кормильца), а также требования о возмещении морального вреда;
  • вторая очередь — требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих (работавших) по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  • третья очередь — взыскания, связанные с платежами в бюджет и внебюджетные фонды (именно в эту очередь попадают суммы налоговой задолженности);
  • четвертая очередь — все остальные требования.

Информирование работника об удержании

В законодательстве нет нормы, обязывающей работодателя сообщать работнику о поступлении исполнительных документов на удержание задолженности из его зарплаты. Однако Роструд все же рекомендует это делать (письмо от 19.12.07 № 5204-6-0). Кроме того, информацию об удержанных суммах работник сможет узнать из своего расчетного листка (ст. 136 ТК РФ).

Сообщение об увольнении работника

Если работник-должник уволился, работодатель должен незамедлительно сообщить об этом в налоговую инспекцию и вернуть исполнительный документ с отметкой о произведенных удержаниях. Такого требование части 4 статьи 98 Закона № 229-ФЗ. Данную отметку, на наш взгляд, можно сделать на обратной стороне исполнительного листа.

Отчетность перед инспекцией

Отметим, что законодательство не обязывает работодателей отчитываться перед инспекцией о суммах, удержанных с работников на основании исполнительных документов. Также работодатели не должны возвращать налоговикам исполнительные документы, по которым удержание произведено в полном объеме.

Ответственность работодателя за невыполнение исполнительного документа

За нарушение законодательства об исполнительном производстве работодатель может быть привлечен к ответственности по части 3 статьи 17.14 КоАП РФ. В частности, санкции предусмотрены за невыполнение требований исполнительного документа, за утерю исполнительного документа, а также за несвоевременное отправление этого документа (например, за несвоевременный возврат документа в случае увольнения работника-должника). Штрафы могут составить:

  • в отношении организаций — от 50 000 до 100 000 рублей;
  • в отношении работодателей, которые являются ИП, а также должностных лиц (например, руководителя или главного бухгалтера) — от 15 000 до 20 000 рублей.

Отметим, что налагать штрафы по части 3 статьи 17.14 КоАП РФ вправе только служба судебных приставов (ч. 1 ст. 23.68 КоАП РФ). Однако обнаружить нарушения и сообщить о них приставам может налоговая инспекция.

На основании пункта 11 письма № ГД-4-8/18402@ налоговики будут информировать судебных приставов о работодателях, которые не перечисляют денежные средства в счет погашения налоговой задолженности работников свыше двух месяцев. Данное обстоятельство будет расценено как невыполнение требований исполнительного документа. Таким образом, вероятность привлечения работодателей к административной ответственности довольно высокая.

Какие еще меры предпримут налоговики в отношении должников-физлиц

Кроме рекомендаций по информированию работодателей о долгах работников и удержанию недоимки из зарплаты работников, в комментируемых письмах содержатся и другие инициативы ФНС по взысканию долгов с физлиц. Эти инициативы не касаются напрямую работодателей, однако бухгалтеру имеет смысл знать и об этих мерах воздействия, чтобы предупредить работников. Приведем некоторые из этих мер.

Информирование должников по телефону

Если гражданин проигнорировал требование об уплате, а общая сумма налогового долга превышает 10 000 рублей (50 000 рублей — для г. Москвы, Московской области и г. Санкт-Петербурга), налоговики позвонят ему в рабочий день (с 8.00 до 20.00), чтобы сообщить о долге и о последствиях непогашения недоимки (п. 5 письма № ГД-4-8/18401@).

Отражение задолженности в квитанциях

Подтвержденная судебным актом задолженность по имущественным налогам будет включена в качестве справочной информации в Единый платежный документ (то есть в квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг) (п. 8 письма № ГД-4-8/18401@).

Ограничение на выезд из РФ

Если подтвержденная судом сумма задолженности физлица превышает 10 000 рублей, то налоговики направят судебному приставу-исполнителю заявление о временном ограничении на выезд должника из России (ст. 67 Закона № 229-ФЗ, п. 3 письма № ГД-4-8/18402@).

Арест имущества должника

Если сумма задолженности физлица превышает 3 000 рублей, то вместе со вступившим в силу судебным актом о взыскании инспекция передаст в службу судебных приставов ходатайство об аресте имущества должника. Если в течение двух месяцев приставы не вынесут постановление о наложении ареста на имущество, налоговики направят им уведомление о наличии у физлица имущества, зарегистрированного на праве собственности, с целью наложения ареста на имущество либо вынесения постановления о запрете совершения регистрационных действий с имуществом (п. 2, 5 письма № ГД-4-8/18402@). На особый контроль будут взяты меры по аресту и дальнейшей реализации имущества «крупных» должников (то есть тех, кто задолжал по имущественным налогам более 50 000 рублей, а по НДФЛ — более 250 000 рублей) (п. 6-8 письма № ГД-4-8/18402@).

Проведение рейдов в общественных местах

Кроме этого, налоговики намерены совместно со службой судебных приставов и ГИБДД проводить рейды по взысканию с физлиц задолженности по имущественным налогам в наиболее посещаемых общественных местах (аэропорты, крупные торговые точки и т д.). Об этом говорится в пункте 15 письма № ГД-4-8/18402@, однако никаких подробностей этого мероприятия ФНС не раскрывает.

Читайте также: