Нужно ли платить авансы по земельному налогу в 2021 году

Опубликовано: 05.05.2024

Земельный налог уплачивают собственники участков и те, у кого земля находится в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследовании.

В следующих случаях налог платить не нужно:

  • пользование землей оформлено безвозмездно, на определенный срок;
  • участок арендуется по договору;
  • участок освобожден от налогообложения (в соответствии с п. 2 ст. 389 НК РФ).

Для налогоплательщиков предусмотрены льготы:

  1. Федеральные. Перечень организаций, освобожденных от налога, приводится в ст. 395 НК РФ. Также налог не платят коренные малочисленные народы. А для граждан, перечисленных в ст. 391 НК РФ, предусмотрено снижение налоговой базы.
  2. Местные. Устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления и законами городов федерального значения — Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Так, в Забайкальском крае полностью освобождены от уплаты земельного налога инвалиды 1-й и 2-й групп, инвалиды с детства, ветераны и инвалиды ВОВ, лица, пострадавшие вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В других регионах от налога могут быть освобождены как физические, так и юридические лица. Кроме того, наблюдается снижение налогооблагаемой базы.

В Москве для санаторно-курортных организаций и учреждений здравоохранения предусмотрена льгота 30% — согласно закону города Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74 (в ред. от 01.01.2019). В Екатеринбурге местные власти предоставляют Героям Советского Союза льготу в размере 100 тыс. руб. (решение Екатеринбургской городской думы от 22.11.2005 № 14/3).

Как рассчитать авансовый платеж по земельному налогу

Годовая сумма налога исчисляется по формуле:

  • ∑нг = Ск Х Сн, где Ск – стоимость участка по кадастру, Сн – ставка налога.

Предлагаем ознакомиться: Правоподтверждающие документы на земельный участок
При приобретении или продаже земельного участка среди года налога вычисляется, исходя из числа полных месяцев владения в году.

  • ∑нг = Ск Х Сн / 12 Х Кпм, где 12 – месяцы, Кпм – число полных месяцев владения.

На основе указанных формул рассчитывают авансовые платежи по налогу на землю. Если авансы предусмотрены местными законами, то начисляться и уплачиваться они должны по окончании 1-го, 2-го и 3-го кварталов. Формула расчета такова:

  • Азн = Ск Х Сн Х ¼, где Азн – тот самый, необходимый для уплаты, аванс.

Расчет налога по земле, принадлежащей физлицам (ИП в т. ч.), осуществляет ИФНС (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ), направляя затем результат этой операции физлицу в пакете документов с уведомлением об уплате налога (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Когда следует ждать такого уведомления и что делать, если оно не пришло, читайте здесь.

Расчет здесь базируется на том же наборе исходных параметров (для физлиц они могут отличаться по значениям от применяемых для юрлиц) и тоже с учетом того, что часть из них (ставки и льготы) может быть индивидуальна для региона:

  • кадастровая стоимость на начало года;
  • доля владения;
  • категория земли, от которой зависит величина ставки;
  • учет числа месяцев владения при неполном периоде;
  • обстоятельства, приводящие к увеличению суммы рассчитываемого налога;
  • наличие льгот, применяемых к базе, ставке или сумме самого налога.

Право на установленные НК РФ или регионом льготы по налогу физлицу нужно заявить самостоятельно, подтвердив его оправдательными документами (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Срок уплаты земельного налога

С 2021 года представлять декларацию по земельному налогу не требуется (федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Срок уплаты налога стал единым для всех: он перенесен на 1 марта следующего за отчетным года (федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). То есть организации уплатить налог за 2021 год должны не позднее 01.03.2021 года.

Физические лица и ИП, приравнивающиеся к физлицам, обязаны уплатить налог за 2021 год до 01.12.2021 (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Также в течение налогового периода — года — организации могут уплачивать авансовые платежи по итогам первого, второго и третьего квартала как ¼ часть от годовой суммы налога (п. 6 ст. 396 НК РФ). Уплата авансовых платежей предусматривается законами муниципалитета (пп. 2 и 3 ст. 397 НК РФ).

Ознакомиться детально со сроками можно с помощью сервиса ФНС. Необходимо выбрать вид налога и субъект РФ.

Особенности отчетности по земле

Каждый квартальный аванс рассчитывают в том же порядке, что и сам налог, но оплачиваемая в бюджет сумма составит ¼ от рассчитанной величины (п. 6 ст. 396 НК РФ). Уплаченные за 2021 год авансы отражаются в декларации по налогу и учитываются при формировании итоговой суммы к оплате или возврату по году.

Начиная с земельного налога за 2021 год сдача декларации отменяется. При этом юрлица будут получать от налоговой сообщения с рассчитанной суммой. Однако это не означает, что им больше не потребуется рассчитывать налог самостоятельно. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены местными властями).

В декларации по земле фигурируют все основные составляющие расчета:

  • налоговая база;
  • коэффициент, отражающий долю права на землю;
  • категория земли и соответствующая ей налоговая ставка;
  • коэффициент, учитывающий число месяцев владения при неполном периоде;
  • обстоятельства, влияющие на увеличение суммы рассчитываемого налога;
  • налоговые льготы, отражающиеся как на объеме базы, так и на величине самого налога.

Для каждого участка земли, представляющего собой объект налогообложения, придется заполнить отдельный лист в разделе 2. Причем возможным окажется дополнительное дробление данных по нему из-за отнесения к разным ОКТМО или КБК.

Как правильно заполнить декларацию по земельному налогу за 2019 год см. в этом материале.

Ставки по налогу на землю

Ставки налога в 2021 году не изменились:

  • 0,3% для сельскохозяйственных земель, участков личного подсобного хозяйства, дачных участков; земель для нужд государства, жилищного фонда и инфраструктуры; участков, используемых для обороны страны, безопасности и таможни;
  • 1,5% для остальных земель.

Субъекты вправе устанавливать свои ставки, но не выше принятых на федеральном уровне.

В таблице ниже представлены примеры ставок в Москве и Екатеринбурге.

Уплата земельного налога за 2021 год

Как уплатить земельный налог

Уплата земельного налога в 2020–2021 годах физлицами может быть проведена различными способами:

  • через банк или через платежный терминал — по штрих-коду или индексу документа, указанного в налоговом уведомлении;
  • онлайн — через сервис по перечислению налогов на сайте ФНС;
  • с мобильного телефона или из электронного кошелька;
  • в онлайн-режиме через сервисы oplatagosuslug.ru или муниципальный сервис «Заплати налоги»;
  • при помощи интернет-банкинга, подключенного обслуживающим личный счет физлица банком;
  • иным лицом за налогоплательщика.

Итоги

Сроки уплаты авансовых платежей по налогу на землю для организаций с 2021 года единый: не позже последнего дня месяца, идущего за отчетным. Налог оплачивается вне зависимости от применяемой системы налогообложения.

ИП и физлица перечисляют налог до 1 декабря года, следующего за отчетным. Авансовые платежи для данных категорий налогоплательщиков не предусмотрены. Расчет налога осуществляет ФНС.

Источники: Налоговый кодекс РФ

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Земельный налог: элеметны налогообложения

Земельный налог относится к местным налогам и регулируется главой 31 НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территориях муниципальных образований.

В Красноярске земельный налог введен Решением Красноярского городского Совета от 01.07.1997 № 5-32.

Налогоплательщики

Налогоплательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, владеющие земельными участками, признаваемыми объектами налогообложения:

— на праве собственности,

— на праве постоянного (бессрочного) пользования,

— на праве пожизненного наследуемого дарения.

Объекты налогообложения

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.

Перечень земельных участков, которые не являются объектами налогообложения, приведен в пункте 2 статьи 389 НК РФ. Это – земельные участки, ограниченные в обороте или изъятые из оборота, а также земли лесного фонда.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Отчетными периодами являются 1-й квартал, 2-й квартал, 3-й квартал.

Местные органы власти в своих нормативных правовых актах могут не устанавливать отчетный период.

В Красноярске отчетные периоды установлены.

Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельного участка.

Для установления кадастровой стоимости проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков доводятся до налогоплательщиков в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008 № 52.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка и равна кадастровой стоимости этого участка, сформированной на начало налогового периода (на 1 января календарного года).

Если земельный участок образован в течение налогового периода, то его кадастровая стоимость определяется на дату постановки земельного участка на кадастровый учет.

Если земельный участок расположен на территории нескольких муниципальных образований, то налоговая база определяется по каждому муниципальному образованию пропорционально «муниципальной» доле земельного участка. Для исчисления налоговой базы надо кадастровую стоимость всего участка умножить на соответствующую долю муниципального образования.

Если двое и более лиц владеют земельным участком на праве общей собственности, то налоговая база исчисляется каждым налогоплательщиком отдельно. Особенности определения налоговой базы для таких случаев установлены статьей 392 НК РФ.

Согласно пункту 3 ст. 391 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно. При этом на предпринимателей это правило распространяется только в отношении земель, используемых ими в предпринимательской деятельности.

Налоговая база может быть уменьшена на необлагаемую сумму в размере 10 000 рублей налогоплательщиками, перечисленными в пункте 5 ст. 391 НК РФ.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются местными органами власти. Предельные размеры этих ставок, выше которых «местные» ставки быть не могут, установлены пунктом 1 ст. 394 НК РФ.

Органы власти на местах вправе устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории земель, а также разрешенного использования земельного участка.

В Красноярске ставка земельного налога:

1) составляет 0,1 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:

— занятых жилищным фондом, объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

— отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования и используемых для сельскохозяйственного производства;

— приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, дачного хозяйства, огородничества или животноводства;

— занятых гаражами и автостоянками;

2) составляет 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Налоговые льготы

Организации и физические лица, которым предоставлены льготы по земельному налогу, перечислены в статье 395 НК РФ. Этот перечень действует на всей территории РФ.

Местные органы власти могут устанавливать дополнительные льготы для отдельных категорий налогоплательщиков (п.2 ст. 387 НК РФ).

В Красноярске освобождаются от налогообложения:

— органы государственной власти Красноярского края и городского самоуправления в отношении земельных участков, предоставленных для обеспечения их деятельности;

— учреждения здравоохранения, финансируемые из краевого бюджета и (или) бюджета города и Фонда обязательного медицинского страхования;

— учреждения образования, спорта, культуры и социальной защиты, финансируемые из краевого бюджета и (или) бюджета города.

Расчет авансовых платежей и налога

Земельный налог (ЗН) по каждому земельному участку за налоговый период исчисляют как произведение налоговой базы (НБ) на ставку налога (СН), установленную в конкретном муниципальном образовании, где находится земельный участок (или его часть), с учетом поправочного коэффициента (К):

ЗН = НБ х СН х К

Поправочный коэффициент (К) определяется как отношение числа полных месяцев (N), в течение которых налогоплательщик владел земельным участком в течение календарного года, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (12 месяцев):

Если возникновение (прекращение) прав налогоплательщика на земельный участок произошло до 15-го числа месяца, то за полный принимается месяц возникновения прав. После 15-го числа – месяц прекращения указанных прав.

Сумма авансового платежа за i-тый квартал (Аi) рассчитывается как четвертая часть произведения налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (СН) с учетом поправочного коэффициента (Кi) на фактический срок владения участком:

Аi = ¼ х НБ х СН х Кi

Квартальный поправочный коэффициент рассчитывают как отношение полных месяцев (Nкв), в течение которых налогоплательщик владел участком в отчетном периоде (квартале), к числу месяцев отчетного периода (3 месяца):

Сумма налога (ЗНуп), подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода (календарного года), определяется за минусом начисленных в течение года авансов:

ЗНуп = ЗН – А1кв – А2кв – А3кв

Особенности исчисления налога и авансов по земельным участкам, приобретенным (предоставленным) в собственность для жилищного строительства (кроме индивидуального жилищного строительства) предусмотрены пунктами 15 и 16 ст. 396 НК РФ. Если налогоплательщик приобрел (получил) земельный участок под жилищную застройку, то первые три года он рассчитывает налог с повышающим коэффициентом 2. Если построенный и введенный в эксплуатацию объект будет зарегистрирован до истечения 3-летнего срока, то сумма налога в размере однократной ставки подлежит зачету или возврату. Если строительство будет продолжаться после истечения 3-летнего периода, то налог рассчитывается с повышающим коэффициентом 4 вплоть до даты государственной регистрации объекта недвижимости.

Платежи и отчетность

Сроки уплаты налога, авансовых платежей и представления отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями по земельному налогу представлены в таблице.


Сроки уплаты налогов в 2021 году таблица, представленная в нашей статье, отражает в наиболее удобном для налогоплательщика виде. Мы свели в таблицы с поквартальной разбивкой налоговые платежи, которые нужно сделать организациям, работающим на ОСНО и УСН, в течение 2021 года.

Системы налогообложения организаций

Организации в целях налогообложения применяют одну из систем, установленных НК РФ. Если юрлицо не проявляет желания использовать спецрежим, то ему придется работать на ОСНО и уплачивать все налоги, установленные НК РФ при наличии базы налогообложения по ним.

Виды налогов и сборов, уплачиваемых юрлицами

Организации, использующие ОСНО, являются плательщиками налогов:

  • на прибыль;
  • имущество;
  • воду;
  • землю;
  • транспорт;
  • игорный бизнес;
  • использование объектов животного мира.

Кроме того, они уплачивают НДС, НДФЛ, акцизы, НДПИ, торговый сбор, госпошлины и страховые взносы, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, экологический сбор.

Применение спецрежимов (УСН, ЕСХН, соглашение о разделе продукции) либо освобождает организацию от уплаты основных налогов (прибыль, НДС, имущество), заменяя их единым соответствующим налогом (УСН, ЕСХН), либо позволяет использовать систему льгот, относящуюся практически ко всем уплачиваемым организацией налогам (соглашение о разделе продукции). Спецрежим ПСН могут применять только ИП.

При применении УСН юрлицо должно (при наличии оснований) платить все налоги, кроме тех, которые заменены единым налогом. По ЕСХН ситуация несколько иная. При нем не уплачивается торговый сбор (п. 2 ст. 411 НК РФ), а акцизы, НДПИ, налог на игорный бизнес и сбор за использование объектов животного мира несовместимы с этим режимом по определению.

Сроки уплаты налогов устанавливаются либо НК РФ (налоги федерального уровня, налоги при спецрежимах, торговый сбор, налог на игорный бизнес, с 2021 года — транспортный и земельный налоги), либо законами регионов (налог на имущество). Однако в любом случае они подчиняются правилу п. 7 ст. 6.1 НК РФ: если установленный срок уплаты приходится на выходной день, то он переносится на ближайший к нему следующий рабочий день. В соответствии с этим правилом отражены последние дни сроков оплаты налогов в 2021 году в наших таблицах.

В нашей статье мы не будем рассматривать достаточно редко встречающиеся среди обычных организаций платежи: налог на игорный бизнес, налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, сбор за использование объектов животного мира и систему налогов при выполнении соглашения о разделе продукции.

Особенности уплаты налога на прибыль

Налог на прибыль — единственный налог, который имеет достаточно сложную систему определения и уплаты авансовых платежей для организации-плательщика. Возможные варианты по авансам для прибыли следующие:

  • квартальные авансы с уплатой ежемесячных авансовых платежей;
  • только квартальные авансы — при соблюдении определенных требований;
  • ежемесячные авансовые платежи от фактически полученной прибыли.

Особенности уплаты НДФЛ

Срок уплаты НДФЛ, в отношении которого юрлица являются налоговыми агентами, увязан со сроком выплаты дохода работникам (п. 6 ст. 226 НК РФ). Поэтому конкретизировать сроки его уплаты невозможно и в наших таблицах он не отражается. Показан там только срок, установленный для уплаты этого налога с отпускных и больничных, соответствующий последнему дню месяца, в котором произведена выплата соответствующего дохода.

Особенности уплаты региональных и местных налогов

Сроки уплаты налога на имущество, так же как и обязательность (или необязательность) начисления и уплаты авансовых платежей по нему, устанавливаются законами регионов. Организациям, имеющим обязанность уплаты налога на имущество, нужно ознакомиться с соответствующими законами субъектов РФ, поскольку сроки уплаты этих налогов по регионам могут существенно различаться. В наших таблицах, имеющих общий характер, мы по этой причине их не приводим.

Что касается транспортного и земельного налогов, то с 01.01.2021 сроки их уплаты являются едиными для всех территорий и закреплены на федеральном уровне. У региональных и местных властей полномочий по определению платежных дат больше нет. Налоги по итогу года нужно уплачивать не позднее 1 марта следующего года, а авансы — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Новый порядок применяется начиная с годовых платежей по итогам 2020 года.

Особенности уплаты единого налога при УСН и ЕСХН

Сроки уплаты УСН и ЕСХН, установленные НК РФ, применяются с одной оговоркой: если юрлицо утратило право на применение этих спецрежимов или добровольно отказалось от них, то оно в месяце, следующем за месяцем прекращения применения спецрежима, до 25-го числа должно рассчитаться по единому налогу.

С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2020 года — не позднее 1 марта 2021 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2021 года — 2 августа 2021 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2021 года — 1 ноября 2021 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.

Пример. ООО «ТрансКом» зарегистрировано в Москве. Компания занимается пассажирскими перевозками на автобусах. Такая деятельность подпадает под льготу, установленную подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Раздел 5 надо заполнить так:


Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.

Пример. ООО «Плодородие» работает в Москве и имеет статус государственного научного центра РФ. Земельный участок, используемый организацией в своей научной деятельности, подпадает под льготу на основании пп. 13 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74. Раздел 6 заполняется так:


Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

Если не подать заявление на льготу, то ИФНС не учтёт её при проверке уплаченной суммы налога и подготовке сообщения об исчисленной инспекцией сумме. Это значит, что придётся доплатить налог или всё же подать в ИФНС пояснение и заявление на льготу. В последнем случае у организации будет 10 рабочих дней на подготовку документов.

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

Сообщение об исчисленной сумме налога

Второе следствие отмены деклараций по транспорту и земле — появление сообщений об исчисленной инспекцией сумме налога. В этом документе ИФНС сообщает организации, сколько она должна была заплатить по данным налоговой (п. 4 и 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Платить налог на основании сообщения не получится, так как НК РФ разрешает направлять его в течение полугода после истечения срока перечисления платежа. Поэтому считать и платить налоги придётся самостоятельно, а сообщение можно использовать для проверки себя.

Сверьте сумму из сообщения с фактически уплаченной. Если они совпадают, то поводов для беспокойства нет. Если же они отличаются, перепроверьте свои расчёты и данные, указанные ИФНС. В зависимости от того, кто допустил ошибку, выберите порядок действий.

В расчётах ошиблись вы

Если верны данные сообщения, а налог уплачен в большей сумме — возникла переплата, которую можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ). Если уплачено меньше, чем причитается по данным ИФНС, то нужно погасить недоимку и заплатить пени.

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Ответ на пояснения поступит в течение месяца со дня, когда инспекция их получит. Если ИФНС согласна с представленными данными, она уточнит сообщение. Если не согласна — направит требование об уплате налога.

Требование выставят автоматически, если налог уплачен в меньшей сумме, чем указано в сообщении, а пояснения (документы) от налогоплательщика не поступили. Такое требование можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде.

Налоговая не прислала сообщение

Если налог уплачен, а до 1 сентября сообщение от ИФНС не поступило, это может значить, что у неё нет данных о земельном участке или транспортном средстве. В таком случае надо уведомить о них отдельно (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Сообщение подается один раз до 31 декабря года, в котором должна была поступить информация от ИФНС.

Штраф за непредставление сообщения о наличии объекта налогообложения — 20 % от неуплаченной суммы налога. Исключение — когда сведения об объекте налогообложения уже подавались в ИФНС в составе заявления на льготу или когда сумма налога к уплате равна нулю.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Одним из налогов для юридических лиц является земельный налог. Он относится к местным сборам, поэтому сроки и ставки по нему устанавливаются региональными властями. Федеральным законодательством установлены лишь максимальные пределы суммы налога. Произошли ли изменения в 2021 году, узнаем из статьи ниже.

  • Законодательная база
  • Куда платить налог за землю для юридических лиц?
  • Ставка налога
  • Расчет земельного налога + калькулятор
  • Как уменьшить налог на землю для юридического лица?
  • Сроки уплаты
  • Чем грозит нарушение сроков уплаты?

Законодательная база

Нормативным документом по земельному налогообложению является Глава 31 Налогового кодекса. В нем определены юридические лица, которые являются плательщиками сбора. Это все организации, у которых зарегистрировано право на земельные участки, находящиеся:

  • в собственности;
  • в бессрочном постоянном пользовании.

Не платят земельный налог организации:

  • пользующиеся наделом по договору безвозмездного срочного пользования или аренды;
  • в случае нахождения участка в перечне земель, не облагаемых налогом ст. 389 НК.


Помимо освобождения от налогообложения для юридических лиц устанавливаются льготы по земельному налогу. Они подразделяются на два уровня:

1. Федеральные льготы. Ряд организаций попадают под налоговые послабления, установленные статьей 395 НК. К таким относятся:

  • учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные и судостроительные организации;
  • общественные организации, где не менее 80% сотрудников являются инвалидами;
  • организации народных художественных промыслов, занимающих производством народных изделий;
  • земельные участки занимаемые людьми или общиной, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ;
  • учреждения ФСИН России;
  • компании входящие в фонд инновационного научно-технологического центра;
  • компании, во владении которых находятся автомобильные дороги общего доступа.

2. Местные льготы. Все территориальные льготы устанавливаются нормативными актами муниципальных органов власти. Регионы вправе определять размер площади участка, с которого не будет исчисляться земельный налог.


Куда платить налог за землю для юридических лиц?

Уплата исчисленной суммы сбора производится юридическим лицом в налоговый орган по фактическому местонахождению участка земли. Организация может иметь несколько наделов в разных территориальных единицах. Тогда исчисление и уплата налога будет производиться следующим образом:

  • по каждому участку по ставкам, принятым конкретным муниципальным органом;
  • уплата в муниципалитет по месту нахождения каждого из участков.

Ставка налога

Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, властями соответствующих образований устанавливаются его ставки. Они закрепляются нормативно-правовыми актами и не противоречат налоговому законодательству. В частности, ставки сбора не должны превышать максимальные пределы, устанавливаемые юридическим лицам статьей 394 НК. Ставка налога не должна быть более:

Налоговая ставкаКатегории земель
0,3 %ИЖС, ЛПХ, а также садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства.
Земли сельхозназначения.
Участки, используемые для таможенных нужд, а также обеспечения обороны и безопасности.
1,5 %Все участки, не отнесенные к категориям выше.

Ставку налога можно уточнить также при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте Федеральной налоговой службы имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов.

Как посмотреть? Пошаговая инструкция:

Если в вашем регионе не установлена налоговая ставка, то используйте федеральную (см. выше в таблице).

Расчет земельного налога + калькулятор

Формула расчета земельного налога установлена п.1 ст.396 НК и представляет собой результат применения налоговой ставки к кадастровой стоимости участка земли.


Квартальный платеж рассчитывается в случае установления такого порядка по следующей формуле:


Кадастровая стоимость участка для расчета годовой суммы сбора принимается на 1 января года, по которому производится его исчисление (01.01.2021 год). Организации самостоятельно определяют налоговую базу для исчисления налога.

Ранее мы уже подробно писали, о том как узнать стоимость земельного участка по кадастровому номеру. Чтобы подкрепить ее документально, можно заказать выписку из ЕГРН.

Принадлежность участка земли, которым владеет юридическое лицо, к категории, где установлено налогообложение по указанным ставкам, можно уточнить по выписке из ЕГРН либо документам о праве собственности.

Исчисляется и уплачивается в бюджет налог ежегодно разово или авансовыми платежами. Во втором случае это должно быть отражено в нормативно-правовых актах органов власти муниципалитета по месту нахождения участка и итоговая сумма к уплате станет разницей между годовым налогом и уже внесенным авансам.

Юридическому лицу на правах собственности принадлежит участок земли под автомобильной стоянкой. Кадастровая стоимость его определена на 1 января 2019 года в размере 35 млн.рублей. Налоговая ставка установлена территориальными властями в размере 0,2 %.

Годовая сумма налога составит:

35 млн. рублей × 0,2% = 70 000 рублей.

Организацией произведены авансовые платежи за 1, 2, 3 кварталы 2019 года в сумме 17 500 рублей ежеквартально.

В итоге на конец года организации необходимо доплатить в бюджет:

70000 – (17 500 × 3) = 17 500 рублей.

Подсчет не полного года и месяца. Если организация владела участком земли не полный календарный год, то расчет налога производится пропорционально количеству месяцев фактического владения. Тогда для исчисления сбора его полная сумма делится на 12 месяцев и умножается на полученное количество месяцев. При этом следует учитывать, что за полный месяц берется период владения, исходя из следующих условий:

  • приобретение участка до 15 числа текущего месяца устанавливает этот месяц полным для расчета налога;
  • месяц приобретения права после 15 числа не включается в формулу расчета.

Аналогично применяется подсчет месяцев, если право на землю утрачено.

Как уменьшить налог на землю для юридического лица?

При изменении кадастровой стоимости земли в течение календарного периода организация вправе уменьшить налог. Однако, будет принята во внимание причина снижения стоимости, которую необходимо документально разъяснить органам ИФНС.

Причина 1. Снижение стоимости произошло по судебному решению

Снизить налог возможно только после того, как решение будет вынесено, вступит в законную силу и информация будет внесена в ЕГРН. Тогда организация сможет пересчитать сбор с начала года по основаниям аб.6 п.1 ст.391 НК, когда было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Прежде, чем подавать заявление в налоговую инспекцию, необходимо запросить выписку из ЕГРН и убедиться в том, что стоимость снижена.

Организация может снизить арендные платежи в случае, когда земля передана по договору аренды и земельный налог является компенсацией собственнику. При изменении стоимости участка снижается сумма сбора и дает право откорректировать размер арендной платы.

При этом перед обращением в суд за снижением кадастровой стоимости необходимо заручиться письменным согласием на это от собственника земли. Договор об аренде можно переподписать в новой редакции или составить дополнительное соглашение к текущему.

Причина 2. Обнаружены ошибки в ЕГРН и стоимость земли снижена после их исправления

К земельному участку могла применяться завышенная стоимость вследствие ошибок технического или иного характера. После их исправления и отражения в ЕГРН новых сведений организация вправе обратиться в налоговые органы с декларациями, уточняющими сумму налога за все периоды, когда действовала ошибочная стоимость земли. Эта норма закреплена абз.5 п.1 ст. 391 НК).

К декларациям следует приложить пояснения, а также копии выписок из ЕГРН. Налоговая инспекция в рамках межведомственного взаимодействия уточнит в Росреестре причины расхождений и сверит полученные данные с декларациями, представленными организацией.

Причина 3. Стоимость земли изменилась по инициативе местной власти

При обнаружении недостоверных сведений территориальный орган власти вправе уточнить кадастровую оценку земли. Ее снижение дает возможность компании откорректировать земельный налог.

Здесь следует иметь на руках документ, содержащий дату действия новой оценочной стоимости. Только от нее возможно отталкиваться при подаче пояснения в налоговый орган. Снизить налог за предыдущие периоды организация сможет только при указании соответствующей даты.

Сроки уплаты

Сумма земельного налога вносится организацией в бюджет в сроки, установленные нормативными актами территориальной власти, но не ранее даты представления декларации по годовым итогам. Сроки можно уточнить, обратившись к электронному сервису ФНС.


При попадании срока на нерабочий день он переносится на ближайший рабочий и перечисление земельного сбора в эту дату не станет ошибкой, влекущей применение штрафных санкций.

Если местными властями установлен поквартальный (авансовый) режим уплаты земельного налога, то порядок и сроки прописываются в соответствующих нормативных документах. Как правило, крайним сроком уплаты сбора устанавливается последний день месяца, идущего следом за отчетным кварталом.

Для примера рассмотрим сроки уплаты аванса, установленные Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74.

Период уплаты земельного налогаСрок уплаты налога для юр. лиц
1 квартал 202030.04.2020
2 квартал 202031.07.2020
3 квартал 202031.10.2020
за 2020 год03.02.2021

Чем грозит нарушение сроков уплаты?

Соблюдение сроков уплаты налогов является обязанностью организаций. В случае нарушения, когда юридическое лицо допустило просрочку платежа, налоговый орган вправе взыскать с него пени. Они начисляются в соответствии со статьей 75 НК за каждый календарный день, превышающий установленный срок.

По итогам года налоговая инспекция с нерадивой организации взыщет штраф по ст.122 НК, подлежащего к уплате в бюджет. Размер его составляет:

  • 20% от суммы налога при неумышленном ошибке;
  • 40% от суммы налога при умышленном ошибке.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

Увеличение налога на земельные участки в 2021 году может коснуться некоторых категорий граждан. В том числе, это относится к лицам, являющимся собственниками строений, права на которые они не успели зарегистрировать в установленном порядке.

Увеличение налога на земельные участки
Общие положения о повышении

Если у человека есть в собственности земельный надел это говорит о наличии возможности иметь место, где он может проживать как в теплое, так и в любое другое время года. В настоящее время земля рассматривается как одно из самых выгодных вложений денежных средств. Когда человек покупает надел, ему нужно понимать, что за использование любых благ ему потребуется вносить определенную плату. Поэтому лица, владеющие земельными участками, несут обязанность по уплате в казну государства налогов, рассчитанных на наделы.

В последнее время указанный платеж существенно повысился. Повышение сборов на объекты недвижимости возрастает в силу того, что внедрены новые механизмы. Такие механизмы направлены на определение величины размера налогового платежа. В настоящее время специалисты уполномоченных органов используют стоимость, отраженную в кадастре, чтобы установить налоговые выплаты.

Начиная со следующего года налоги на земельные наделы для некоторых граждан будут существенно увеличены. Поэтому необходимо разобраться более детально с указанным вопросом, чтобы иметь представление кому придется платить больше.

Платежи, если гражданин отказался от регистрации

Иногда человек, чтобы избежать уплаты налоговых платежей, идет на разные хитрости. Если дело касается земельных наделов, то чаще всего это происходит так, что после строительства того или иного объекта гражданин не принимает мер к тому, чтобы его зарегистрировать. Порядок регистрации отражен в правовых актах. Некоторые не понимают для каких целей необходимо прохождение регистрационной процедуры.

Необходимо понимать, что сотрудники фискального органа начисляют налоговые платежи на недвижимые объекты при получении сведений из Росреестра. Если человек не поставил возведенное строение на учет, то начисляться налоговый платеж не будет. В настоящее время по стране часто встречается такое, что в соответствии с документацией строений на участке нет, однако на самом деле они там имеются. Чаще всего это относится к земельным наделам, которым присуще целевое назначение. К примеру, это участки, отведенные для индивидуального строительства.

Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, а также по всей России +7 (800) 350-56-12

Для того, чтобы дом не оставался пустым, и граждане намного охотнее соглашались на регистрацию, нужно внести поправки в налоговое законодательство. Эти меры должны носить стимулирующее значение. К примеру, в законе можно прописать, что при приобретении земельного надела в собственность, налоговые платежи увеличиваются в пару раз на протяжении первых трех лет. Это касается земель, предусматривающих возвещение жилых строений. Для сокращения размера налогового платежа собственнику потребуется пройти процесс регистрации в Росреестре.

ВНИМАНИЕ . Если гражданин успевает зарегистрировать постройку в указанные три года, то сумма налога, которая уплачена им свыше той, что должна быть установлена – подлежит возвращению. В ситуации, когда на протяжении трехлетнего периода человек не расположил на участке, предназначенном для жилищного строительства, хотя бы одну постройку – с начала четвертого года сумма налогового платежа увеличивается в 4 раза по сравнению с базовой.

Если после этого человек займется регистрацией возведенного строения и поставит дом на учет – рассчитывать на возврат излишне уплаченных средств ему уже нельзя. К примеру, если строительные работы на участке завершаются на пятый год, то человек вносит оплату по фискальным платежам за 4 год в полном объеме. Размер платежа увеличивается в четыре раза по сравнению с базовыми ставками. Прав на возврат этих средств гражданин лишается.

Для наделов, которые имеют своим назначением жилищное строительство, предусматривается повышение налоговых платежей по прошествии десятилетнего периода. Отсчет начинается с момента, когда получена документация. Если за указанный промежуток собственник надела не успевает построить жилое строение и оформить на него бумаги – увеличение земельного сбора начинается с 11 года. Повысится размер сразу в 2 раза.

ВАЖНО . В некоторых случаях можно столкнуться с погрешностями кадастрового учета. К примеру, земельный участок выдается гражданину с целью возведения индивидуального жилого строения, при этом в документации отражена другая цель – ЖС. Тогда собственнику приходится оплачивать фискальные платежи в большем объеме. Однако, согласно принятым законам такого повышения не должно происходить. Требуется своевременно оформлять земельные наделы в собственность.

В другой ситуации не получится избежать излишней уплаты по налогам. Это в общем увеличивает расходы, связанные с землями.

Для дачного хозяйства

С начала 2019 года начал действовать правовой акт, который регулирует положения относительно организации дачных хозяйств. Основное нововведение затрагивает то, что с этого момента больше нет дачников. Эта группа людей начинает подразделяться на садоводов и огородников. На наименование влияет специфика земельного надела. Кроме того, в законодательстве отражается возможность оформить правомочие собственности землю, находящуюся в общем пользовании. Устанавливается долевой режим собственности.

При оформлении гражданин не несет каких-либо затрат. Однако, стоит понимать, что вне зависимости от того, платит лицо за оформление или нет – оплата земельного налога обязательна. При постановке на кадастровый учет земель, расположенных в дачных кооперативах и участков, предназначенных для общего использования – не предусматривается деления. Это говорит о том, что земельные наделы в товариществах некоммерческого значения начинают учитываться совместно.

Стоит указать, что стоимость, закрепленная в кадастрах, становится одинаковой. Поэтому налоги на эти земли оплачиваются в равном объеме.

Читайте также: