После налоговой не берут на работу

Опубликовано: 14.05.2024

Как сотрудничать с самозанятыми и не нарушить закон

Самозанятые — это физлица и ИП, которые работают на себя и платят щадящий налог на профессиональный доход. Компаниям и предпринимателям удобно отдать часть услуг на аутсорсинг самозанятым. За них не надо сдавать отчёты, платить налоги и заботиться о трудовых гарантиях.

С 19 октября 2020 года самозанятость действует во всех городах России. Мы вооружились письмами госорганов и ответили на самые частые вопросы о сотрудничестве с самозанятыми.

🇷🇺 Закон о налоге для самозанятых № 422-ФЗ

Когда нельзя работать с самозанятыми?

С самозанятыми есть два ощутимых ограничения. Они не должны быть действующими или бывшими работниками заказчика и работать агентами. Для заказчиков это значит следующее.

Сотрудничество с бывшими работниками не запрещено, но не ведёт к экономии на налогах. С дохода от бывшего или действующего работодателя самозанятые платят не 6% НПД, а 13% НДФЛ как физлицо.

Налог за физлицо платит заказчик. Это его обязанность как налогового агента по ст. 226 НК РФ. Ещё налоговый агент платит за физлицо взносы на пенсионное страхование в сумме 27,1 % от оплаты по ст. 420 НК РФ. Общие 40,1 % насчитывают сверху оплаты, а не вычитают. В итоге заказчик получает расходы и головную боль с отчётами — письмо от 14 сентября 2020 г. N 03-04-05/80357.

Самозанятым запрещено работать от лица чужого бизнеса по договорам поручения, комиссии и агентирования. Например, нельзя продавать автомобили с пробегом под маркой комиссионного салона.

Самозанятый работает на себя — в этом суть льготного налога. Налоговая вычислит работу от чужого лица и запретит платить пониженные 6 %. А заказчик попадёт на налоги как налоговый агент. Для продажи комиссионных автомобилей, туров и квартир лучше приглашать исполнителей с ИП на УСН.

Самозанятый не может работать курьером. Но есть исключение. Курьер может ездить к покупателям с кассой заказчика, а вознаграждение за доставку принимать отдельно.

Полный список запрещённой работы прописан в ч. 2 ст. 4 Закона о налоге для самозанятых.

А вот ограничений по месту нахождения самозанятого и масштабу его дела нет. Так пояснила налоговая в письме от 12 октября 2020 г. № АБ-4-20/16632@.

🌍 С самозанятым можно работать дистанционно. Он может находиться в другом городе или за границей. И даже утратить статус налогового резидента — главное, сохранить регистрацию в России. К примеру, разработчик с ПМЖ в Белоруссии может спокойно писать код для заказчика из России.

🧑‍🏭 Самозанятому нельзя нанимать работников, но можно привлекать субподрядчиков. Например, веб-мастер делает для заказчика корпоративный сайт. Фотографировать зовёт фотографа. Рисовать логотип — дизайнера. Писать текст — редактора. Самозанятый может привлекать целую команду помощников. Только без трудовых договоров.

Правда, что за самозанятого не платят налоги и взносы?

Если самозанятый не бывший работник, заказчик не платит в налоговую ни рубля.

Самозанятые не платят НДФЛ, и их заказчики освобождены от обязанностей налоговых агентов. Налог на профессиональный доход самозанятый платит сам. Штрафы получает тоже он.

Главное доказательство, что за самозанятого не надо платить, — это чек на оплату из приложения «Мой налог». До перевода денег с самозанятого берут электронную справку о статусе на текущую дату — тоже из «Мой налог». Как вариант — самостоятельно смотрят статус самозанятого в сервисе налоговой.

Если у заказчика есть давний договор с фрилансером, то с даты его регистрации в качестве самозанятого налоги отменяются. Так пояснил Минфин в письме от 20.11.2020 № 03-11-11/101180.

Самозанятый может добровольно подписаться на уплату взносов в Пенсионный фонд. А самозанятый ИП может купить страховку на случай болезни и декрета. Соцстрах разъяснил это в письме от 28.02.2020 № 02-09-11/06-04-4346. Но оплата взносов по добровольному страхованию не перекладывается на заказчика.

Что будет, если перевести работников в самозанятые?

Предпринимателя ждёт вагон проблем, если его поймают на уклонении от официального оформления работников.

За соблюдением правил следят налоговая и трудовая. Трудовую беспокоит, что люди связаны трудовыми обязанностями, но лишены больничных, отпусков и пенсии. Налоговую заинтересуют регулярные переводы на счета самозанятых. К подозрительным фирмам придут с совместными проверками.

Трудовая инспекция подаст в суд, и самозанятых признают работниками в штате. Предпринимателя заставят оформить трудовые книжки и сдать отчёты в налоговую за прошлое время. Такая процедура прописана в ст. 19.1 ТК РФ

За прикрытие трудового договора гражданско-правовым оштрафуют по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф — от 10 000 до 100 000 ₽.

Налоговая доначислит НДФЛ и взносы на пенсионное страхование за каждый месяц по каждому самозанятому. За уплату налогов не в срок оштрафует на 40 % от суммы долга по ст. 122 НК.

Если предприниматель держал целый цех работников с самозанятостью, придётся доплатить огромные суммы и сдать ворох отчётов.

Условия работы с самозанятыми сравнят с признаками наёмного труда из ст. 15 ТК РФ и Постановление Пленума ВС РФ от 29.05.2018 N 15. Для признания отношений трудовыми достаточно пары-тройки совпадений. Сомнения растолкуют в пользу работников.

Признаки наёмного труда такие:

— исполнитель оказывает услугу сам, субподряд запрещён;

— исполнителя взяли на определённую трудовую функцию, за итог он не отвечает;

— заказчик говорит, как можно делать работу, как нельзя;

— клиентов приводит заказчик;

— исполнитель связан рабочим графиком;

— заказчик покупает расходники и инвентарь;

— исполнителю платят регулярно — что очень похоже на зарплату;

— стороны сотрудничают долго, время от времени перезаключают договор;

— исполнитель влит в рабочий коллектив;

— исполнителя не дёргают в выходные;

— у исполнителя нет других доходов.

❌ Вот пример прикрытия наёмного труда.

Клининговая компания набрала самозанятых для уборки у клиентов. Уборщикам выдали тряпки, моющие средства и фирменные футболки. Мыть полы надо по критериям качества, которые приняты в компании, а разговаривать с клиентами по скриптам. Уборщики работают по сменам.

✅ А вот пример, когда самозанятый работал на себя.

Водитель подключился к сервису Яндекс.Такси. Сервис открыл доступ к программе на обработку заказов от пассажиров. Водитель работал без графика, брал заказы когда хотел. Деньги от пассажиров получал сервис, но на счёт водителя. Пассажиры могли расплатиться с водителем напрямую. Сервис брал комиссию — дело № 33-53437/2019.

Как оформить договор с самозанятым и какие ещё нужны бумаги?

С самозанятым заключают обычный гражданско-правовой договор в зависимости от того, что он делает.

Это может быть договор на выполнение работ — с автомастером, оказания услуг — с фотографом, авторского заказа — с программистом, купли-продажи — на закупку хенд-мейд игрушек. Выполненные работы принимают по акту.

В договор можно включить пункт со следующим смыслом. Исполнитель обязан сообщить заказчику о прекращении применения режима НПД не позднее следующего дня после снятия с регистрации в налоговой. За несообщение прописать штраф. В идеале штраф покроет расходы исполнителя, если налоговая доначислит НДФЛ.

С самозанятыми можно сотрудничать по оферте — когда исполнитель принимает правила, написанные для всех. К примеру, водитель грузовика регистрирует аккаунт в сервисе заказа грузоперевозок и работает по их правилам.

С самозанятыми не заключают договоры агентирования, комиссии и поручения. Это запрещённые для них услуги.

Если с человеком сотрудничали ещё до оформления самозанятости, перезаключать договор не нужно — письмо налоговой от 20.02.2019 No СД-4-3/2899@.

Кадровые документы на самозанятого не оформляют.

Как платить самозанятому?

Самозанятому платят на карту, наличными или на электронный кошелёк. Ограничений по форме нет.

У самозанятого нет обязанности открывать специальный банковский счёт. Подойдёт обычная карта физлица. Банк России разрешил так делать в письме от 19.12.2019 № ИН-014-12/94.

Самозанятые не пользуются онлайн-кассами. Чеки пробивают через приложение «Мой налог». Чек выдают в бумажном виде, отправляют по электронной почте или смс. В чеке исполнитель указывает договор, по которому получает оплату, наименование заказчика и его ИНН. Остальные реквизиты чека встанут сами.

Исполнитель сохраняет чек, чтобы подтвердить факт оплаты и, если нужно, учесть в расходах.

Банковская комиссия за перевод ложится на заказчика. Исполнитель должен получить оплату в сумме из договора, вычитать комиссию за оплату нельзя.

Как учесть оплату самозанятому в расходах по УСН?

Заказчик может учесть оплату самозанятому в расходах по ОСНО, ЕСХН и УСН Доходы минус расходы.

Единственный документ, которым можно подтвердить расходы — чек от самозанятого из приложения «Мой налог». Это требование налоговой из письма от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@.

Подтвердить расходы актом оказанных услуг нельзя. Акт сохраняют, чтобы подтвердить период расходов.

Самозанятый обязан выдать чек сразу, если получил наличные или электронный перевод. На банковский перевод — не позднее 9 числа следующего месяца. А вот если платить посреднику самозанятого, чек отбивает посредник из своей кассы.

Чек можно хранить в электронном виде, распечатывать необязательно.

Если самозанятый не выдал чек, налоговая рекомендует жаловаться им через сервис обращений. Но как в этом случае учесть оплату в расходах, пока неясно.

Что делать, если самозанятый перестал быть самозанятым?

Если самозанятый слетает с режима, это предательская ситуация для заказчика. За такого человека придётся заплатить НДФЛ и пенсионные взносы. Исключение — когда с режима слетел ИП. Платить взносы обязан всё равно он, заказчику можно не беспокоиться.

Самозанятый слетает с режима НПД в следующих случаях:

— он сам снялся с учёта;

— его годовой доход превысил 2,4 миллиона рублей;

— он занялся запрещённой деятельностью, например, стал агентом юридической фирмы или открыл сигаретный киоск.

Самозанятому приходит электронное уведомление из налоговой с датой прекращения режима НПД. С этой даты заказчик услуг физлица становится налоговым агентом — письмо налоговой от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@.

Чтобы налоги за бывшего самозанятого не стали сюрпризом, перед оплатой с самозанятого берут справку о его статусе из приложения «Мой налог». Или проверяют статус в специальном сервисе налоговой.

Простая онлайн-бухгалтерия для предпринимателей

Сервис заменит вам бухгалтера и поможет сэкономить. Эльба сама подготовит отчётность и отправит её через интернет. Она рассчитает налоги, поможет формировать документы по сделкам и не потребует специальных знаний.

Могут ли два самозанятых оказать одну услугу вместе?

На одну услугу можно нанять двух самозанятых. Но важно, чтобы между собой они не работали по договору простого товарищества. Это когда два ИП складываются деньгами, чтобы больше зарабатывать.

К примеру, заказчику нужно развести по клиентам 200 заказов. Он нанимает двух перевозчиков. Заключить договор нужно с каждым и расплатиться по отдельности. Нельзя, чтобы договор был заключён с одним перевозчиком, а второй помогал как товарищ по договору. Иначе оба слетят с режима НПД — письма от 19 апреля 2019 г. № СД-4-3/7496@.

12.jpg

Для многих работодателей при подборе персонала запись в трудовой книжке соискателя о работе в государственной службе является весомым преимуществом в пользу приема такого работника на работу. Но после оформления всех документов Работодатель внезапно может получить довольно весомый штраф за такого работника. Но в чем причина?

Согласно ст. 19.29 КоАП РФ, за неуведомление предшествующего работодателя государственного или муниципального служащего о приеме его на работу, юридическое лицо рискует получить штраф от 100 000 рублей до 500 000 рублей. Причем, в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.

Давайте разберемся: в каком случае необходимо направлять такие уведомления, а в каком этого делать не надо?

Начнем с того, какие нормативные документы предусматривают обязанность уведомления бывшего работодателя государственного и муниципального служащего.

Эта обязанность предусмотрена ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, а также ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». При этом, данные нормы права обязывают не только работодателя, который принимает на работу гражданина, замещавшего ранее должности государственной или муниципальной службы, передавать такие сведения представителю нанимателя по последнему месту службы работника, но и возлагает обязанность на самого лица, поступающего на работу, сообщить Работодателю сведения о своем последнем месте службы.

Стоит отметить, что часть 1 ст. 84 Трудового кодекса РФ предусматривает прекращение трудового договора, заключенного в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и обязанностей, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.

Условия, при которых необходимо направлять уведомление бывшему работодателю государственного или муниципального служащего.

1) Случаи, когда бывшая государственная или муниципальная должность соискателя включена в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни.

Такие перечни определены Указом Президента РФ от 18.05.2009г. № 557. В него включены должности, по которым служащие обязаны предоставлять отчеты о своих доходах, об имуществе, а также о доходах и имуществе своих супругов. Кроме того, п. 3 данного Указа предусматривает, что данные перечни должны быть установлены на региональном и муниципальном уровнях власти. Это подтверждается и Указом Президента от 21.07.2010г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции».

При этом, в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017 N 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры.

Рекомендуем перестраховаться и сообщать в любом случае о приеме на работу бывшего служащего независимо от того, нашли ли Вы его в перечне должностей или нет.

2) Прошло менее двух лет после увольнения работника с государственной или муниципальной службы.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017г. № 46 предусматривает, что обязанность по направлению сообщения подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы, независимо от последнего места работы бывшего государственного (муниципального) служащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров.

Хотелось бы отметить еще одну причину, при которой работодателю необходимо направлять соответствующее сообщение. Как уточняет Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017г. № 46, заключение с бывшим государственным и муниципальным служащим гражданско-правового договора, если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по такому договору (договорам) превышает сто тысяч рублей в месяц либо, если указанный договор (договоры) заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) также превышает сто тысяч рублей, также должно сопровождаться направлением уведомления бывшему работодателю этого служащего.

Порядок направления уведомления.

Срок направления уведомления представителю нанимателя по последнему месту службы работника составляет 10 дней с момента заключения трудового договора с работником. Порядок направления уведомления устанавливается Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015г. № 29).

Особенности уведомления при приеме на работу по совместительству.

В п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017г. № 46 предусмотрена необходимость направления сообщения бывшему представителю работодателя по последнему месту службы при приеме на работу по совместительству.

Однако, в апреле 2019 г. компания смогла доказать в Верховном суде РФ, что при приеме на работу по совместительству гражданина, ранее замещавшего должность государственной или муниципальной службы уведомлять бывшего работодателя не нужно (определение Верховного суда от 08.04.2019г. № 9-АД19-6).

Главным доводом компании в данном деле был характер работы гражданина – по совместительству – при котором трудовая книжка находиться у основного работодателя. При этом положения Трудового кодекса и Закона о противодействии коррупции не возлагают на работодателя, заключившего трудовой договор с бывшим государственным и муниципальным служащим, обязанность самостоятельно устанавливать путем запроса от иных лиц сведения о должности государственного и муниципального служащего, занимаемой им ранее.

Но эта судебная практика скорее является исключением, чем правилом. Поэтому мы советуем не забывать направлять уведомление о приеме на работу бывшего государственного и муниципального служащего, чтобы лишний раз не ходить в суды и не оплачивать большие штрафы.

Трудоустройство на ответственную должность бывшего госслужащего может быть выгодно коммерческой компании. Например, экс-сотрудник налоговой инспекции может оказаться очень даже полезным в роли бухгалтера или консультанта. Однако при оформлении важно соблюсти нормы действующего законодательства, иначе вместо пользы будут одни неприятности.

Несмотря на то, что в приеме на работу бывшего госслужащего нет ничего противозаконного, многие компании предпочитают не афишировать такие факты. Дескать, еще коррупционную составляющую» усмотрят. Это не суеверие и не «у страха глаза велики» - могут, в принципе, и усмотреть, если вдруг выяснится, что новоиспеченный бухгалтер, в бытность свою налоговым инспектором, проверял или «курировал» именно эту компанию (проявляя при этом недопустимую лояльность), а сейчас активно пользуется своими связями в ИФНС. Словом, не столько считает, сколько «крышует». Тут и до уголовного дела недалеко.

Сообщать о приеме на работу (по трудовому договору) бывшего чиновника его предыдущему работодателю коммерческой компании нужно даже в том случае, если официальный оклад нового сотрудника с налоговым или, скажем, полицейским прошлым, не превышает жалование курьера или уборщицы. За сокрытие одного-единственного «бывшего» могут наложить сразу два штрафа – и на организацию (до 500 000 руб.), и на должностное лицо (до 50 000 руб.).

Стоп, мы немного забежали вперед. Давайте примем за аксиому то, что требования трудового законодательства и антикоррупционных нормативных актов о соблюдении определенного порядка приема бывшего госслужащего на работу не соблюдаются работодателями не умышленно, а «по незнанию». И восполним пробел.

2 года, 10 дней

Частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12. 2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что работодатели обязаны при приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих сообщать об этом представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы бывшего служащего.

Среди «контролируемых» должностей те, которые связаны с выполнением функций представителя власти, участием в контрольных и надзорных мероприятиях, предоставлением государственных услуг, распределением бюджетных ассигнований и ресурсов, управлением государственным имуществом и др.

В связи с этим при приеме на работу бывшего служащего рекомендуется:

выяснить у него, включена ли замещаемая им ранее должность в перечень, установленный Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года № 557;

определить, прошел ли двухлетний период после освобождения от замещаемой должности или увольнения со службы (если прошло более двух лет – сообщать не нужно).

Для сообщения имеет значение и размер вознаграждения. Предусмотренная частью 4 статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанность возникает у работодателя при заключении с бывшими госслужащими трудовых договоров вне зависимости от размера предусмотренной им заработной платы, а договоров гражданско-правового характера - если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 рублей в месяц.

Порядок сообщения о приеме на работу бывшего служащего установлен постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Оно предоставляется в письменной форме, оформляется на бланке организации за подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица, подписавшего трудовой или гражданско-правовой договор.

Промедление с выполнением данного требования или его игнорирование влечет наложение административного штрафа: на граждан 2-4 тысячи рублей, на должностных лиц - 20-50 тысяч рублей, на юрлиц - 100-500 тысяч рублей (ст. 19.29 КоАП РФ).

Верховный суд: уточнение по «бывшим»

Антикоррупционные нормы трудового законодательства несколько раз претерпевали значительные изменения. То же происходило и с судебной практикой.

Последние нюансы по части уведомления о приеме на работу бывших госслужащих разъяснил Верховный суд РФ в обзоре судебной практики от 30 ноября 2016 года (далее- Обзор).

Как отмечается во вводной части, анализ показал, что при рассмотрении этой категории дел нормы законодательства в большинстве случаев применяются правильно. Вместе с тем были выявлены случаи неоднозначного толкования судьями судов общей юрисдикции положений статьи 19.29 КоАП РФ и Федерального закона «О противодействии коррупции», которые нуждаются в уточнении. Особое внимание предлагается обратить на следующие примеры.

Цена вопроса

Прокуратура выявила, что компания заключила гражданско-правовой договор с бывшим работником службы государственной регистрации, кадастра и картографии, и привлекла директора компании к ответственности по статье 19.29 КоАП.

Однако самарский областной суд установил, что оплата по гражданско-правовому договору составила чуть более семи тысяч рублей, в то время как ответственность предусмотрена при оплате от 100 тысяч рублей, и указала на отсутствие состава правонарушения.

Последнее – значит «одно»

Некая дама в течение двенадцати лет занимала должность старшего государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками ИФНС России, с которой была уволена 9 января 2013 года. Уже на следующий день экс-инспектор была назначена на должность специалиста управления бюджетно-налоговой политики и мониторинга финансовой сферы министерства экономики одного из субъектов Российской Федерации и замещала ее до августа того же года.

Уволившись, бывшая госслужащая какое-то время была «на вольных хлебах», а затем трудоустроилась в коммерческую фирму. Руководитель компании в установленный срок сообщил о данном факте в региональное управление экономики, то есть по последнему месту работы своей новой подчиненной, после чего… был оштрафован по статье 19.29 КоАП, поскольку не счел нужным проинформировать ИФНС.

Свердловский областной суд отменил штраф, разъяснив, что работодатель обязан сообщить о заключении трудового договора только по последнему месту госслужбы работника. В данном случае, с момента увольнения из ИФНС прошло более двух лет, следовательно, обязанность по представлению уведомления в налоговую не возникла.

Бухгалтер не в ответе

Следующий попавший в обзор спор возник из-за привлечения к ответственности бухгалтера и инспектора по кадрам за ненаправление уведомления о приеме на работу в качестве охранника бывшего работника полиции. Однако все тот же Свердловский облсуд указал, что согласно статье 19.29 КоАП ответственность за ненаправление уведомления лежит на работодателе.

Уведомление о трудоустройстве бывшего госслужащего оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Ни бухгалтер, ни кадровик договор не подписывали – он был заключен работником с компанией в лице директора, следовательно, именно он должен быть привлечен к ответственности.

Привлечение к ответственности кадровика, если он, как уполномоченное лицо, подписал договор, но не уведомил бывшего нанимателя бывшего чиновника о его трудоустройстве, не освобождает от штрафа организацию-работодателя. Если кадровик не назначен таким уполномоченным лицом и не подписывал договор, штраф ему платить не придется, ответит только работодатель.

В данных ситуации бухгалтер, равно как и сотрудник отдела кадров, не являются лицами, на которых законом возложена обязанность по сообщению о заключении трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими, и поэтому не являются субъектом административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ, подчеркивается в Обзоре.

Незнание освобождает от ответственности

В рамках другого дела пензенский областной суд отменил и привлечение к ответственности нового работодателя по причине отсутствия вины, поскольку принятая на работу главным бухгалтером бывший контролер-ревизор службы финансово-бюджетного надзора не сообщила о предыдущем месте работы, трудовая книжка ею не предъявлялась ввиду утраты.

А ярославской облсуд отменил решение мирового судьи, указав на отсутствие у нового работодателя информации о бывшей должности нового менеджера, в трудовой книжке которго отсутствовали сведения о занимаемых им в период службы в органах внутренних дел должностях.

Отсутствие у работодателя сведений о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в установленный нормативными правовыми актами перечень, свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 КоАП РФ, решил суд.

Отсутствие последствий – не малозначительность

Еще в одном деле мировой судья освободил директора компании, принявшего на работу бывшего юриста администрации города (должность которого включена в перечень должностей муниципальной службы), от ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Верховный суд Республики Калмыкия данное решение отменил. Мотивировка следующая: малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Но борьба с коррупцией – дело государственной важности. Так что в данном случае такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, не являются.

Административное правонарушение, состав которого предусмотрен статьей 19.29 КоАП РФ, ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не может быть признано малозначительным.

Ответственность предусмотрена за неуведомление прежнего работодателя, а отсутствие последствий, в данном случае, не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. За незначительное (на один-два дня) нарушение сроков представления уведомления санкции могут быть снижены, а не отменены.

Конституционный Суд РФ в определении от 25.02.013 № 334-О отметил, что установление обязанности сообщать о трудоустройстве бывшего государственного или муниципального служащего направлено на повышение эффективности противодействия коррупции. Тем самым нормы статьи 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» ориентированы на обеспечение безопасности государства, а потому пренебрежение ими не может рассматриваться как малозначительное административное правонарушение, делает вывод Верховный суд РФ.

Степень былой зависимости

Многие работодатели (а также некоторые судьи) считают, что сообщать «куда следует» нужно лишь о таком сотруднике, в чьи должностные обязанности на госслужбе входила проверка именно своего будущего работодателя. Это не так.

Мировой судья привлек директора компании к ответственности по статье 19.29 КоАП – приняв на работу в кадровый отдел бывшую сотрудницу МЧС, директор не направил уведомление его бывшему работодателю.

Судья районного суда отменил решение мирового судьи, указав, что обязанность уведомлять представителя прежнего работодателя возникает при условии, что оплата труда (стоимость услуг) бывшего государственного (муниципального) служащего по новому месту работы составляет более ста тысяч рублей в месяц и только если принятый работник на прежней должности нес функции госуправления в отношении фирмы, то есть конкретный человек курировал конкретную компанию.

Верховный суд счел такую позицию ошибочной, указав на отсутствие в статье 12 Федерального закона «О противодействии коррупции» подобной взаимосвязи.

Как не стоит поступать

Разумеется, работодателю, за которого «взялась» прокуратура, можно и нужно защищаться. Но прокуроры и судьи уже выработали стандартный подход, так что некоторые методы оправдания или (смотря по обстоятельствам) заметания следов, заведомо бесперспективны.

Например, не стоит пытаться задним числом аннулировать трудовой договор или распоряжение и признавать недействительной запись в трудовой книжке – доказательством наличия между бывшим госслужащим и работодателем трудовых отношений может стать ответ на запрос прокуратуры ПФР РФ или ФСС РФ о том, отчислялись ли за такого-то сотрудника страховые взносы.

Полномочиями по возбуждению данной категории дел об административных правонарушениях наделен прокурор (часть 1 статьи 28.4 КоАП РФ), а по рассмотрению - суды общей юрисдикции (части 1 и 3 статьи 23.1 КоАП РФ).

Не представлять прокуратуре трудовой договор – тоже тупиковый путь. Отсутствие трудового договора не оказывает влияния на возможность привлечения к административной ответственности по статье 19.29 КоАП РФ. Фактическое допущение к работе в соответствии со статьей 67 Трудового кодекса РФ признается возникновением трудовых отношений и лишь обязывает работодателя оформить трудовой договор в письменной форме в установленные сроки, но никак не означает отсутствия трудовых отношений.

В общем, такими, шитыми белыми нитками отговорками можно себе только навредить. Дела по данной административной статье возбуждаются, в основном, в отношении должностных лиц, а не юридических. Однако в случае активных попыток работодателя отрицать очевидное прокуратура возбуждает административное производство и в отношении юридического лица. С гораздо более ощутимыми финансовыми последствиями.

12.jpg

Для многих работодателей при подборе персонала запись в трудовой книжке соискателя о работе в государственной службе является весомым преимуществом в пользу приема такого работника на работу. Но после оформления всех документов Работодатель внезапно может получить довольно весомый штраф за такого работника. Но в чем причина?

Согласно ст. 19.29 КоАП РФ, за неуведомление предшествующего работодателя государственного или муниципального служащего о приеме его на работу, юридическое лицо рискует получить штраф от 100 000 рублей до 500 000 рублей. Причем, в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение.

Давайте разберемся: в каком случае необходимо направлять такие уведомления, а в каком этого делать не надо?

Начнем с того, какие нормативные документы предусматривают обязанность уведомления бывшего работодателя государственного и муниципального служащего.

Эта обязанность предусмотрена ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, а также ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». При этом, данные нормы права обязывают не только работодателя, который принимает на работу гражданина, замещавшего ранее должности государственной или муниципальной службы, передавать такие сведения представителю нанимателя по последнему месту службы работника, но и возлагает обязанность на самого лица, поступающего на работу, сообщить Работодателю сведения о своем последнем месте службы.

Стоит отметить, что часть 1 ст. 84 Трудового кодекса РФ предусматривает прекращение трудового договора, заключенного в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и обязанностей, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.

Условия, при которых необходимо направлять уведомление бывшему работодателю государственного или муниципального служащего.

1) Случаи, когда бывшая государственная или муниципальная должность соискателя включена в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни.

Такие перечни определены Указом Президента РФ от 18.05.2009г. № 557. В него включены должности, по которым служащие обязаны предоставлять отчеты о своих доходах, об имуществе, а также о доходах и имуществе своих супругов. Кроме того, п. 3 данного Указа предусматривает, что данные перечни должны быть установлены на региональном и муниципальном уровнях власти. Это подтверждается и Указом Президента от 21.07.2010г. № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции».

При этом, в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017 N 46 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняется, что сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные (служебные) обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры.

Рекомендуем перестраховаться и сообщать в любом случае о приеме на работу бывшего служащего независимо от того, нашли ли Вы его в перечне должностей или нет.

2) Прошло менее двух лет после увольнения работника с государственной или муниципальной службы.

Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017г. № 46 предусматривает, что обязанность по направлению сообщения подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы, независимо от последнего места работы бывшего государственного (муниципального) служащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров.

Хотелось бы отметить еще одну причину, при которой работодателю необходимо направлять соответствующее сообщение. Как уточняет Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017г. № 46, заключение с бывшим государственным и муниципальным служащим гражданско-правового договора, если стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по такому договору (договорам) превышает сто тысяч рублей в месяц либо, если указанный договор (договоры) заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) также превышает сто тысяч рублей, также должно сопровождаться направлением уведомления бывшему работодателю этого служащего.

Порядок направления уведомления.

Срок направления уведомления представителю нанимателя по последнему месту службы работника составляет 10 дней с момента заключения трудового договора с работником. Порядок направления уведомления устанавливается Правилами сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015г. № 29).

Особенности уведомления при приеме на работу по совместительству.

В п. 6 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.11.2017г. № 46 предусмотрена необходимость направления сообщения бывшему представителю работодателя по последнему месту службы при приеме на работу по совместительству.

Однако, в апреле 2019 г. компания смогла доказать в Верховном суде РФ, что при приеме на работу по совместительству гражданина, ранее замещавшего должность государственной или муниципальной службы уведомлять бывшего работодателя не нужно (определение Верховного суда от 08.04.2019г. № 9-АД19-6).

Главным доводом компании в данном деле был характер работы гражданина – по совместительству – при котором трудовая книжка находиться у основного работодателя. При этом положения Трудового кодекса и Закона о противодействии коррупции не возлагают на работодателя, заключившего трудовой договор с бывшим государственным и муниципальным служащим, обязанность самостоятельно устанавливать путем запроса от иных лиц сведения о должности государственного и муниципального служащего, занимаемой им ранее.

Но эта судебная практика скорее является исключением, чем правилом. Поэтому мы советуем не забывать направлять уведомление о приеме на работу бывшего государственного и муниципального служащего, чтобы лишний раз не ходить в суды и не оплачивать большие штрафы.

Сюрприз! Налоговой есть дело до зарплаты ваших сотрудников.

Главбух Мария работает в Москве и официально получает тридцать тысяч рублей. Ее работа рядом с домом, директор разрешает приходить позже, если надо отвести ребенка к врачу. С такими условиями Марию устраивает зарплата.

Налоговая не знает деталей и видит только размер зарплаты. Для Москвы это слишком мало, поэтому налоговая подозревает, что Мария часть зарплаты получает в конверте.

Если налоговая подозревает зарплату в конверте, работодатель может оказаться на зарплатной комиссии.

Что такое зарплатная комиссия, как быть, если зарплата белая, но маленькая, рассказываем в этой статье. На связи руководители бухгалтерской компании Сергей и Анна Яшины. Вместе с сотрудниками они прошли множество зарплатных комиссий и теперь делятся опытом.

Сергей Яшин

Что такое зарплатная комиссия

Зарплатная комиссия — это беседа с налоговым инспектором. Инспектор вызывает директора в налоговую, задает вопросы о зарплате и фиксирует ответы. Инспектор и директор встречаются в налоговой по месту регистрации компании.

Налоговая пытается понять, почему компания столько платит сотрудникам. Дело в налогах. С каждого рубля зарплаты компания платит налоги и взносы. Чем больше зарплата, тем больше денег получает государство.

Оклад у сотрудника — сто тысяч рублей. Из них тринадцать процентов компания удерживает в бюджет, поэтому сотрудник получает не сто тысяч, а восемьдесят семь.

Сверх оклада компания платит еще примерно тридцать процентов, это социальные и пенсионные взносы.

Налоговая следит за размером зарплаты. Если считает, что зарплаты небольшие и компания недоплачивает в бюджет, начинает разбираться. Может, у компании плохо идут дела, поэтому маленькая зарплата. Или компания незаконно экономит на налогах, поэтому часть зарплаты платит в конверте.

В Белгородской области налоговая заинтересовалась двумястами работодателями и пригласила на встречу. По итогам встречи больше половины повысили зарплату, и бюджет получил 12 млн рублей в качестве налога. Итоги зарплатной комиссии.

В Московской области налоговая пригласила на комиссию четыре тысячи работодателей, половина — подняли зарплату, и бюджет получил 94 млн рублей. Новость на сайте налоговой.

В Санкт-Петербурге после зарплатных комиссий компании доплатили 625 млн рублей и погасили долг по НДФЛ на 391 млн рублей. Об этом рассказывает налоговая.

Конечная цель комиссий — сделать так, чтобы компания подняла зарплату до уровня, который не кажется подозрительным. Это средний размер зарплаты по рынку.

Чем рискует компания

Налоговая вправе вызвать директора по любому поводу, если это связано с налогами. Если не понимает, почему компания платит в среднем тридцать тысяч рублей, хотя рынок — семьдесят, она тоже может вызвать к себе.

Нет закона, который обязывает компанию платить столько, сколько хочет налоговая. Главное: зарплата не должна быть меньше минимального размера зарплаты.

На этом хорошие новости заканчиваются. Комиссия не приводит к штрафам и доначислениям, но с нее может начаться более глубокий анализ компании.

Если налоговая не сочла аргументы о низкой зарплате убедительными, у компании приличные обороты и, по мнению инспектора, есть признаки конвертной зарплаты, налоговая вправе провести «контрольные мероприятия». Мероприятия любые — от камеральной до выездной проверки совместно с управлением по борьбе с экономическими преступлениями.

После комиссии налоговая может сообщить о своих подозрениях трудовой инспекции или миграционной службе. Это грозит дополнительными проверками и штрафами.

Как проходит комиссия

Зарплатная комиссия — это беседа с налоговым инспектором. От налоговой может быть только инспектор или инспектор вместе с трудовой инспекцией, полицией и другими госорганами.

Налоговая говорит, что может пригласить МВД на беседу с компанией. Директор объясняет, почему главбух получает тридцать тысяч рублей, а его слушают инспектор и полицейский. Скриншот из письма налоговой о комиссии


От компании вправе прийти директор или любой человек по доверенности. Мы советуем директору приходить самому, а лучше в паре с бухгалтером. Главное — не отправлять сотрудника вместо себя. Налоговая может решить: раз директор не приходит на беседу, ему есть что скрывать.

Цель вопросов налоговой — понять, директор придумывает обоснование для маленькой зарплаты или она маленькая по объективным причинам. Для этого инспектор расспрашивает о компании и сопоставляет ответы. Если директор неуверенно рассказывает, чем занимается конкретный отдел или сотрудник, путает, кто сколько получает — это повод задуматься.

Вопросы налоговой делятся на три группы:

  • чем компания занимается. Например, перепродает запчасти или разрабатывает программы. Компания работает своими силами или нанимает подрядчиков. Если нанимает, то зачем, когда и на какие задачи;
  • о структуре и сотрудниках. Сколько отделов, кто кому подчиняется, чем занимается каждый отдел, сколько сотрудников, почему именно столько, в каких отделах зарплаты больше и почему. Например, почему логисты получают больше маркетологов;
  • зарплате и штатном расписании. Основной вопрос: «Почему средняя зарплата компании отличается от средней по рынку?»

Инспектор может пробежаться глазами по штатному расписанию и попросить прокомментировать зарплаты конкретных сотрудников.

Вопросы могут быть такими: когда приняли Иванова, какой у него испытательный срок, почему такая зарплата. Еще могут спросить: «Почему почти у восьмидесяти процентов сотрудников одинаковая зарплата, хотя у них разные обязанности и квалификация?»

В конце беседы инспектор подводит итоги. Итоги — это когда инспектор кивает головой и напоминает, что компания платит меньше, чем в среднем по рынку, и рекомендует поднять до этого уровня.

Итоги — это когда инспектор кивает головой и напоминает, что компания платит меньше, чем в среднем по рынку

Налоговая в письме о комиссии говорит, что инспектор вправе подготовить протокол по итогам беседы с директором. Если налоговая дает протокол на подпись, надо убедиться, что он не противоречит словам директора. В протоколе не должно быть фраз, которые можно по-разному трактовать. Например:

  • директор не смог четко ответить на вопросы;
  • отвечал уклончиво;
  • сослался на высокие налоги на зарплату.

С протоколом правило такое: в нем — только то, что сказал директор. Директор объяснил низкую зарплату тем, что студенты согласны работать за опыт — значит, такое объяснение должно быть в протоколе. А не «директор сослался на сложность работы на рынке».

Зарплата в среднем по рынку

С зарплатной комиссией сталкиваются не только компании с серой зарплатой. На нее можно попасть, если зарплата белая, но для налоговой выглядит подозрительно.

Налоговая рассказала в письме, кто под подозрением. Это письмо ЕД-4-15/14 490@. В нем два десятка критериев. Вот самые важные:

  • компания рискует, если платит меньше, чем по отрасли. Налоговая сравнивает зарплаты по отчетам Росстата;

Сотрудники текстильной фабрики «Радость» получают двадцать тысяч за месяц, это средняя зарплата по региону для этой сферы. При этом компания «Уныние» платит в среднем десять тысяч рублей — значит, «Уныние» под подозрением;

  • за квартал уволила треть сотрудников, но это еще не всё. Директор подписал увольнение резко, например, за день или неделю. Оборот компании не упал, при этом новых сотрудников компания не взяла;
  • снизила зарплату на десять и больше процентов по сравнению с прошлым кварталом;
  • сотрудникам с разным функционалом платит одинаково. Главбух получает двадцать тысяч, столько же менеджеры, логист, секретарь и гендиректор.

Кроме подозрительной зарплаты есть зарплата с прямым нарушением закона. Это когда компания платит меньше МРОТа. В письме налоговая говорит, что вызовет такую компанию на комиссию, но, возможно, сразу назначит проверку. Меньше МРОТа платить рискованно.

Правило деловой цели для объяснения зарплаты

Если налоговая заподозрила зарплату в конверте, есть шанс ее разубедить. Для этого понадобятся железобетонные аргументы.

Налоговая каждый день проводит зарплатные комиссии. Каждый день инспекторы слышат объяснения директоров, поэтому знают популярные ответы и сравнивают их. Инспекторы видят, когда директор придумывает ответы на ходу и отвечает дежурными фразами.

«Я плачу мало, потому что прибыль маленькая», — дежурный ответ, налоговая не считает его за аргумент.

Нет стопроцентного совета, как отвечать, чтобы обосновать размер зарплаты. В налоговой работают далеко не дураки, всё чаще инспектор смотрит не на форму, а на содержание, суть ответа.

Бывает, что директор платит небольшую, но белую зарплату, но не может убедить инспектора в том, что нет конвертной части. Мы советуем аргументы строить так, чтобы они отвечали правилу деловой цели. Это значит: всё, что вы делаете, вы делаете ради заработка, а не экономии на налогах, хорошего настроения или чего-то еще.

Аргумент может убедить налоговую: «Я плачу по тридцать тысяч только студентам. Мне нужны «дешевые» сотрудники, а студентам — опыт. Их всё равно никто не берет, а тут реальная работа, пусть и за маленькие деньги.

За счет небольшой зарплаты я могу снижать цены на услуги и так бороться с конкурентами. Когда компания вырастет, мы сможем нанимать профи по двести тысяч, а пока у нас нет таких денег. Работаем, с кем получается».

Возможно, такой аргумент не убедит: «Я работаю со студентами, потому что мне нравится, когда молодежь рядом. С ними веселее, они рассказывают что-то новое, невольно заставляют разбираться в технологиях».

Нельзя заранее сказать, что убедит конкретного налогового инспектора. Для проверки можно ориентироваться на себя.

Есть хороший тест. Допустим, маркетолог в Москве получает тридцать тысяч рублей и есть аргументы для его зарплаты. Аргументы вас убедят или есть подозрения, что остальное маркетолог получает в конверте? Если засомневались, лучше такие аргументы не использовать.

Аргументы для маленькой зарплаты

Что станет убедительным аргументом в пользу маленькой зарплаты, зависит от особенностей компании. Вы их знаете, но привыкли к ним, поэтому, возможно, не сразу вспомните. Чтобы ничего не упустить, задавайте себе вопросы и продумывайте ответы. Мы написали список для подсказки.

Что сотрудники получают в обмен на небольшую зарплату? Например, гибкий график, начало карьеры и опыт, единственную возможность устроиться на работу.

У компании кол-центр, зарплата специалистов — двадцать тысяч рублей. Зарплата небольшая, зато можно работать из дома и по гибкому графику. В кол-центре работают студенты и мамы в декреты, им нужна подработка, а график работы подходит.

Если в компании есть молодые сотрудники, инспектору можно сказать так:

«Посмотрите на год рождения сотрудников. Они все с первого-второго курса. Я им даю опыт, который помогает устроиться в крупные компании на приличные должности.

Такую работу нечасто предлагают студентам, поэтому у меня всегда есть сотрудники, которые готовы работать за небольшую зарплату. Правда, из-за студентов большая текучка: они год отработают, наберутся опыта и уходят туда, где платят больше».

Будет здорово к объяснению рассказать о студентах, которые начинали с небольшой зарплаты, им понравилось работать в компании, поэтому они остались и теперь работают на более высокой должности с хорошей зарплатой. Текучку и карьерный рост студентов надо подкрепить кадровыми документами.

Есть компании, которые объясняют низкую зарплату дружбой в коллективе и хорошей атмосферой. Типа, так хорошо в компании, что сотрудники готовы получать меньше, чем могли бы. Мы верим, что такое может быть, но не факт, что поверит налоговая.

Зачем компании сотрудники на полставки? Брать человека на полставки не запрещено, но надо доказать, что человек действительно работает полдня.

Для доказательств подходит распечатка с электронной системы пропусков: в восемь утра сотрудник вошел в офис, в час — вышел. Если нет пропусков, возможно, есть программа, например, ЦРМ, где сотрудник отмечает звонки, загружает отчеты или что-то еще.

Еще надо показать, почему у сотрудника нет работы на полную ставку. Подходит любая реальная причина.

Небольшая юридическая компания, у нее есть дизайнер. У дизайнера нет работы на полную ставку: компания не проводит каждый день акции и не дает рекламу. Поэтому компания оформила дизайнера на четверть ставки, за это время он успевает сделать небольшие задачи.

Почему у гендиректора и ключевых сотрудников небольшая зарплата? Для аргумента может подойти отложенное вознаграждение. Например:

Собственник пообещал коммерческому директору долю в компании и поднять зарплату в три раза, если тот согласится первые три года работать за небольшие деньги. Коммерческий директор уверен в компании и собственнике, поэтому согласился на условия.

Гендиректор — собственник компании. Он платит себе маленькую зарплату, потому что ждет прибыли и дивидендов с нее. А пока все деньги вкладывает в компанию и живет на сбережения.

Если директор говорит, что сам себе платит маленькую зарплату и ему хватает, надо готовиться объяснять, как получается жить на эту зарплату. Налоговая может спрашивать так:

— Заметила, что вы приехали на машине. Это ваша машина?

— Кажется, она стоит миллиона два.

— По документам вы получаете пятьдесят тысяч рублей. Как вы купили машину за два миллиона?

— У вас дети есть?

— А сколько сбережений? Как их хватает на машину за два миллиона и на двух детей? Вы можете показать нам справки 2НДФЛ с прошлой работы, чтобы мы посмотрели, как вы накопили деньги?

Это пересказ реального диалога. Не думаем, что налоговая прямо на комиссии запросит документы, которые подтверждают накопления, но может. Поэтому не советуем наобум говорить: «Я живу на сбережения, деньги жены или наследство», — налоговая может всё перепроверить.

Как дела у конкурентов по сравнению с вами? Возможно, весь рынок просел, но компании приходится тяжелее. Чтобы обыграть конкурента, компания снижает стоимость услуги, а для этого приходится нанимать сотрудников с небольшой зарплатой. Иначе не из чего снижать стоимость.

Сколько платят компании из вашей сферы и региона? Налоговая оценивает зарплаты по сведениям от Росстата. Может, Росстат что-то не учел или учел не так, поэтому среднюю зарплату можно посмотреть через зарплатные сервисы, например, Хедхантер. Вдруг по Хедхантеру зарплата в компании выше среднего уровня.

Еще один способ разобраться со средней зарплатой — понять, из каких компаний состоит ваш рынок.

Обычно чем крупнее компания, тем больше зарплата. В корпорациях сотрудники могут получать и миллион, а в стартапе сто тысяч за счастье.

Из-за крупных компаний поднимается средняя зарплата, кажется, все получают одну сумму, и она большая. Если убрать десять крупных компаний из статистики, может получиться, что средняя зарплата в два раза меньше. Такой анализ здорово поручить финансисту или аналитику.

К аргументам лучше собрать документы: графики, отчеты, скриншоты, выдержки из исследования — всё, что подтверждает ваши слова.

Можно взять на комиссию бизнес-план и показать: вот, компания сейчас зарабатывает столько и такими способами, а через год мы планируем нарастить выручку за счет того-то и того-то. Как выручка достигнет нужного уровня, мы поднимем зарплату на столько.

Задача доказательств — показать, что вы всё спланировали, у вас нет цели платить маленькую зарплату вечно, скоро нарастите мощности и повысите зарплату.

Сдельная оплата труда

Что дальше

Обычно комиссии заканчиваются как-то так:

Инспектор. «Спасибо за ответы, всё понятно. Тем не менее пока компания платит меньше, чем в среднем по рынку. Поэтому рекомендую повысить зарплату. Вы повышать зарплату будете?»

Директор. «Да, будем, у нас есть это в бизнес-плане на ближайшие полгода».

После комиссии налоговая не забывает о компании, а отслеживает изменение зарплаты, численность сотрудников и всё что показывает, пытается ли компания снизить налоги за счет зарплаты или нет. Если подозрения остаются, налоговая может вызвать на повторную комиссию.

Есть директоры и даже бухгалтеры, которые думают, что зарплатные комиссии — это ерунда, к ним можно не готовиться и не переживать:


В 2018 году зарплатная комиссия — это серьезно. Налоговая ужесточила проверку неофициальных зарплат. Подозрения строятся так:

компания платит в конверте

значит, выдает наличными

наличные надо откуда-то брать — значит, есть обналичка и уход от налогов

Мы рекомендуем не давать налоговой повод заподозрить в компании серую зарплату и незаконные схемы оптимизации налогов. Для этого можно платить белую зарплату на уровне в среднем по рынку и готовиться к зарплатным комиссиям.

Короче

Чем рискует компания

Налоговая не вправе оштрафовать компанию из-за зарплатной комиссии, но может начать проверку компании или передать подозрения в серой зарплате трудовой инспекции

Как подготовиться к комиссии

Сформулировать аргументы, почему сотрудники получают меньше, чем в среднем по рынку

Аргументы строить по правилу деловой цели

Проверить аргументы на себе

— может взять налоговая в качестве штрафа из-за зарплатной комиссии

Читайте также: