В каких случаях допускается перечисление средств на расчетные счета в банк заработной платы налогов

Опубликовано: 11.05.2024

Дата публикации 29.04.2021

Использован релиз 3.0.91

Выплата заработной платы через банк может осуществляться одним из следующих способов:

  • без зарплатного проекта;
  • в рамках зарплатного проекта:
    • без использования электронного обмена с банком;
    • с использованием электронного обмена с банком.

    Для облегчения работы пользователей при взаимодействии с банками фирмой "1С" разработана технология DirectBank. Она позволяет отправлять документы в банк и получать ответы из банка непосредственно из программы буквально нажатием одной кнопки, также позволяет избежать выгрузки документов в промежуточные файлы. В отличие от технологии Клиент-банк не требуется установка и запуск дополнительных программ. Для организации прямого обмена нужно, чтобы банк поддерживал стандарт взаимодействия с системами "1С:Предприятия". В список банков, поддерживающих обмен зарплатными реестрами по технологии DirectBank, входят: Тинькофф Банк, Банк Точка, Уралсиб, Авангард. Подробнее об этом смотрите здесь.

    Выплата заработной платы в ООО "Стиль" осуществляется перечислением на личные банковские счета сотрудников без зарплатного проекта. Необходимо подготовить документы на выплату зарплаты и зарегистрировать факт выплаты.

    Выполняются следующие действия:

    Ввод данных, необходимых для перечисления зарплаты на банковские счета сотрудников

    Для оформления выплаты зарплаты перечислением на банковские счета без использования зарплатного проекта каждому сотруднику необходимо указать способ выплаты зарплаты и счет, на который будет производиться ее зачисление.

    В справочнике Сотрудники (раздел Зарплата и кадры - Сотрудники) в разделе Зарплата и кадры в поле Выплата зарплаты укажите способ На счет в банке и по одноименной ссылке заполните банковский счет сотрудника (рис. 1).

    Если банковский счет вводится через справочник Физические лица (раздел Зарплата и кадры - Физические лица), то на закладке Банковские счета укажите (по кнопке Создать) счет (в справочнике Банковские счета), на который будет перечисляться выплата (рис. 2). Если у физического лица (сотрудника) несколько счетов, то необходимо указать основной, на который будет производиться перечисление, для этого необходимо выделить счет и нажать на кнопку Использовать как основной. В результате основной счет будет отмечен флажком. Если физическое лицо является сотрудником организации, то необходимо зайти в карточку сотрудника и выбрать способ выплаты зарплаты На счет в банке. Счет подтянется автоматически.

    Создание документа "Ведомость в банк"

    Выплата зарплаты оформляется с помощью документа Ведомость в банк.

    1. Раздел Зарплата и кадры - Ведомости в банк.
    2. Нажмите на кнопку Ведомость - На счета сотрудников.
    3. В поле от укажите дату составления ведомости. По умолчанию автоматически устанавливается текущая дата (рис. 3).
    4. Поле Организация заполняется по умолчанию. Если в информационной базе зарегистрировано более одной организации, то необходимо выбрать ту организацию, по сотрудникам которой формируется ведомость на выплату зарплаты.
    5. Поле Подразделение заполните, если необходимо сформировать ведомость по сотрудникам конкретного подразделения. В противном случае данное поле не заполняется.
    6. В поле Вид дохода выберите значение из предложенного списка (Заработная плата и иные доходы с ограничением взыскания, Доходы, на которые не может быть обращено взыскание (без оговорок), Доходы, на которые не может быть обращено взыскание (с оговорками для алиментов). Каждый вид дохода соответствует коду вида дохода согласно Указанию ЦБ РФ от 14.10.2019 № 5286-У). По умолчанию указывается значение Заработная плата и иные доходы с ограничением взыскания. Документ на выплату заполняется автоматически всеми положенными сотрудникам выплатами без разбивки по видам доходов. Поэтому при наличии начислений по другим видам дохода их выплату необходимо зарегистрировать вручную в отдельные ведомости и указать в них соответствующий вид дохода. С 01.06.2020 это поле необходимо заполнять обязательно! Подробнее см. здесь
    7. Переключатель Вид выплаты по умолчанию установлен в положение Зарплата. Если документ формируется для выплаты аванса, то установите переключатель в положение Аванс. Если документ формируется для выплаты вознаграждения по договору ГПХ, то установите переключатель в положение Договор подряда.
    8. В поле Месяц укажите месяц, за который производится выплата зарплаты.
    9. Для автоматического заполнения табличной части документа и расчета сумм к выплате зарплаты за месяц нажмите на кнопку Заполнить. Заполнение производится списком сотрудников, перед которыми у организации имеется задолженность. При этом сумма к выплате проставляется с учетом выплаченного в текущем месяце аванса. Табличная часть документа в случае выплаты зарплаты за месяц также может быть заполнена вручную по кнопке Добавить. Двойным нажатием левой кнопки мыши по строке табличной части в колонке К выплате можно посмотреть подробную информацию о сумме к выплате сотруднику: за какой месяц она выплачивается, по какому подразделению (например, в случае работы сотрудника на двух местах работы) и о сумме НДФЛ к удержанию. В колонке Взыскано указываются удержанные суммы по исполнительным листам при выплате зарплаты (эту информацию с 01.06.2020 необходимо передавать банку (см. письмо ЦБ РФ от 27.02.2020 № ИН-05-45/10).
    10. Кнопка Провести.
    11. Если документ не оплачен, то в поле Выплата будет доступна кнопка Оплатить ведомость, при нажатии на которую автоматически сформируется документСписание с расчетного счета с видом операции Перечисление заработной платы работнику.
    12. Для получения печатной формы списка перечисляемой заработной платы в банк на счета сотрудников нажмите на кнопку Список перечислений.

    Создание документа "Платежное поручение" на выплату зарплаты

    Перечисление заработной платы за месяц оформляется отдельным платежным поручением на каждого сотрудника, сформировать которые можно с помощью обработки Платежные поручения на каждого работника (раздел Зарплата и кадры - Платежные поручения на каждого работника). Обработку удобнее запустить из подготовленного документа Ведомость в банк. Для этого нажмите на кнопку Создать на основании - Платежные поручения (на каждого работника) (рис. 4, рис. 5). В этом случае будет открыта форма обработки Платежные поручения на каждого работника, некоторые поля которой будут автоматически заполнены данными из документа-основания, за исключением:

    • в поле Статья движения денежных средств уточните статью движения денежных средств из справочника Статьи движения денежных средств (раздел Справочники - Статьи движения денежных средств) - автоматически устанавливается статья Оплата труда;
    • в поле Дата платежных поручений уточните дату платежных поручений;
    • в табличной части Платежные поручения в колонке Счет отображается счет сотрудника, на который должна быть перечислена зарплата. Колонка автоматически заполняется, если счет указан в карточке сотрудника или физического лица. Если у сотрудника несколько счетов и не выделен основной счет, то счет, на который будет перечислена зарплата, выбирается непосредственно в табличной части формы обработки.
    • с 01.06.2020 года в платежном поручении необходимо указывать код вида дохода при выплате доходов через банк (Указание Банка России от 14.10.2019 № 5286-У). Данный код указывается автоматически в документе Платежное поручение в поле Удержание по исполнительному листу (это значение будет указано в реквизите 20 "Наз. пл." платежного поручения). Значение кода зависит от значения в поле Вид дохода документа Ведомость в банк. Если в поле Вид дохода было указано значение Заработная плата и иные доходы с ограничением взыскания, то в платежном поручении будет указано значение 1 - разрешено, с ограничением по сумме, Доходы, на которые не может быть обращено взыскание (без оговорок) - 2 запрещено без оговорок, Доходы, на которые не может быть обращено взыскание (с оговорками для алиментов) - 3 запрещено (с оговорками для алиментов).

    Далее нажмите на кнопку Создать документы. В результате автоматически будут созданы платежные поручения на каждого сотрудника отдельно, которые будут отражены в колонке Документ табличной части формы обработки.

    Если в документе Платежное поручение, созданном начиная с 01.06.2020, указан в поле Вид операции:

    • Перечисление заработной платы работнику
    • Перечисление сотруднику по договору подряда
    • Перечисление депонированной заработной платы
    • Перечисление заработной платы по ведомостям

    и установлен переключатель в положение - Сотрудник, то появляется поле Удержание по исполнительному листу, где необходимо указать соответствующий код.

    Если в поле Вид операции выбрано значение Перечисление заработной платы по ведомостям, то поле Удержание по исполнительному листу появляется еще одно значение — (указывается в реестре).

    Если в поле Вид операции выбрано значение Прочее списание, то поле Удержание по исполнительному листу становится доступным при указании в поле Получатель физического лица из справочника Контрагенты (Вид контрагента — Физическое лицо). При этом в поле Удержание по исполнительному листу появляется еще одно значение — разрешено, без ограничения по сумме. При выборе такого значения в платежном поручении поле Назначение платежа не заполняется и удержания не указываются. Данное значение выбирается, если в отношении перечисляемых доходов не установлены ограничения ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ и (или) на которые в соответствии со ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ не может быть обращено взыскание.

    По факту получения выписки банка оформляются документы Списание с расчетного счета (раздел Банк и касса - Банковские выписки - кнопка Списание) с видом операции Перечисление заработной платы работнику. Их удобнее ввести из документа Ведомость в банк, нажав в поле Выплата на кнопку Оплатить ведомость, в результате чего документы Списание с расчетного счета будут автоматически сформированы на каждого сотрудника и отразятся в виде ссылки в поле Выплата (рис. 6). Поля формы документа Списание с расчетного счета заполнятся автоматически данными из документа-основания. В поле от уточните дату списания денежных средств с расчетного счета. Обратите внимание, поле Банковский счет в форме документа Списание с расчетного счета отображается в том случае, если у организации несколько счетов. По умолчанию устанавливается основной счет организации. Если основной счет организации не указан, то счет, с которого будет произведено списание денежных средств организации, необходимо выбрать непосредственно в форме документа.

    1. Режим использования отдельного счета предусматривает:

    Информация об изменениях:

    Пункт 1 изменен с 11 мая 2021 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 133-ФЗ

    Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 г.

    1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

    2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 317-ФЗ в подпункт "а" пункта 2 статьи 8.3 настоящего Федерального закона внесены изменения

    а) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;

    б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;

    Информация об изменениях:

    Пункт 2 дополнен подпунктом "б.1" с 30 июля 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 263-ФЗ

    б.1) оплаты расходов на электрическую энергию (мощность), поставляемую по ценам, рассчитанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 317-ФЗ подпункт "г" пункта 2 статьи 8.3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

    г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем. О согласованном размере прибыли, подлежащем перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им государственного контракта, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. Порядок уведомления определяется государственным заказчиком;

    д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;

    Информация об изменениях:

    Подпункт "е" изменен с 30 июня 2021 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 132-ФЗ

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 317-ФЗ подпункт "е" пункта 2 статьи 8.3 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

    е) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении государственного контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

    Информация об изменениях:

    Подпункт "е.1" изменен с 30 июня 2021 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 132-ФЗ

    Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 317-ФЗ пункт 2 статьи 8.3 настоящего Федерального закона дополнен подпунктом "е.1"

    е.1) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения контракта и представления исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

    Информация об изменениях:

    Подпункт "е".2 изменен с 30 июня 2021 г. - Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 132-ФЗ

    Подпункт "е.2" изменен с 30 июля 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 263-ФЗ

    е.2) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

    ж) совершения разрешенных операций в соответствии с пунктами 2, 3, 9 и 10 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;

    Информация об изменениях:

    Подпункт "з" изменен с 30 июля 2017 г. - Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 237-ФЗ

    з) оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;

    Информация об изменениях:

    Часть 1 дополнена пунктом 2.1 с 30 июля 2018 г. - Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 263-ФЗ

    2.1) единовременное списание денежных средств при закрытии отдельного счета, открытого по государственному контракту, контракту, относящемуся к сопровождаемой сделке, переводимой в иной уполномоченный банк в установленном настоящим Федеральным законом порядке, на отдельный счет, открытый в ином уполномоченном банке по такому государственному контракту, контракту;

    3) запрет совершения операций, предусмотренных статьей 8.4 настоящего Федерального закона.

    2. Отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. На операции по списанию денежных средств с отдельного счета при его закрытии не распространяются требования, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

    Информация об изменениях:

    Статья 8.3 дополнена частью 3 с 29 февраля 2020 г. - Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. N 20-ФЗ

    3. Сумма процентов за пользование денежными средствами, находящимися на отдельном счете, зачисляется уполномоченным банком только на тот же отдельный счет.

    Начислена зарплата, рассчитаны «зарплатные» налоги, осталось совсем немного: оформить платежки и выдать зарплату или перечислить ее на карточки работников. Когда наступает обязанность по перечислению данных налогов? В чем особенности оформления платежных поручений на перечисление налогов на зарплату? Какие опасности подстерегают бухгалтера?

    Какие налоги предусмотрены при выплате зарплаты?

    При общем режиме налогообложения на суммы зарплаты начисляются следующие налоги: НДФЛ, ЕСН, взносы на ОПС и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. ЕСН состоит из платежей в федеральный бюджет, в ФСС, фонды обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС). Вероятно, когда-нибудь сбудется мечта всех бухгалтеров и ЕСН станет действительно единым платежом.

    Обратите внимание: в случае применения специальных режимов (в виде ЕСХН, ЕНВД, УСНО) при выплате зарплаты уплачиваются НДФЛ, взносы в ПФР (страховая и накопительная части) и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Сроки уплаты «зарплатных» налогов

    Налог на доходы физических лиц

    В соответствии со ст. 226 НК РФ предприятия, выплачивающие доходы физическим лицам, обязаны исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму НДФЛ согласно ст. 224 НК РФ . Исчисленные и удержанные суммы НДФЛ налоговый агент должен перечислить не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств или перечисления заработной платы на пластиковые карты. Если доходы получены в натуральной форме, то налог в бюджет уплачивается не позднее дня, следующего за днем фактического удержания НДФЛ. Общая сумма налога уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе. Если общая сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 руб., она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года. Пунктом 9 ст. 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается (Письмо Минфина РФ от 05.06.200 7 № 03-11-04 /1/16 ).

    В соответствии с ТК РФ заработная плата выплачивается два раза в месяц: сроки выплат устанавливаются в соответствии с коллективным, трудовым договорами. Когда следует уплачивать НДФЛ?

    Пунктом 2 ст. 223 НК РФ определено, что при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом). Налоговый агент исчисляет, удерживает и перечисляет в бюджет НДФЛ с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход, в сроки, установленные п. 6 ст. 226 НК РФ: не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств или перечисления заработной платы напластиковые карты (Письмо УФНС пог. Москве от 29.03.2006 №28-11/24199) . Следовательно, исчислять и перечислять НДФЛ с сумм аванса, выплачиваемого в середине месяца, не требуется. НДФЛ в этом случае удерживается и уплачивается в полном объеме в момент выдачи заработной платы за вторую половину месяца.

    Единый социальный налог

    В соответствии со ст. 243 НК РФ сумма ЕСН исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики рассчитывают ежемесячные авансовые платежи по налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей. Ежемесячные авансовые платежи вносятся не позднее 15-го числа следующего месяца. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, ФСС РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

    Сумма налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, рассчитанных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Согласно его ст. 24 страхователи ежемесячно исчисляют сумму авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, определенной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного ст. 22 указанного закона. Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам. Следовательно, исчисление и уплата страховых взносов производятся один раз по истечении каждого месяца. Обязанность уплаты страховых взносов с каждой промежуточной выплаты законодательством не установлена (Письмо УФНС по г. Москве от 29.03.2006 № 28-11/24199). Для организаций, применяющих спецрежимы, порядок уплаты страховых взносов в ПФР аналогичный (Письмо УФНС по г. Москве от 06.07.2005 № 18-11/3/47804).

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    Согласно п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц.

    Если зарплата выдана, но уплачены не все налоги

    Зарплата начислена, и, естественно, все хотят получить ее в срок. Но существует обязанность по уплате налогов. Часто на практике руководители идут на то, чтобы зарплату выдать в срок, а налоги уплатить потом, когда будут деньги. К их радости, сегодня не надо указывать на чеке «Задолженности по налогам в бюджет нет», а банки не отслеживают уплату налогов предприятиями, хотя это требование действовало совсем недавно. Отсутствие денег на расчетном счете – одна из причин того, что бюджет не получит в срок платежи. Но существует еще одна: в платежные документы закрадывается ошибка. Что происходит в этом случае?

    Ошибка бухгалтера при заполнении платежных документов на перечисление налогов влечет несвоевременное отражение в карточках лицевых счетов оплаченных налогов, и возникает недоимка, а затем осуществляются мероприятия, направленные на ее взыскание, то есть выставляются требования об уплате налогов на расчетный счет.

    Кроме того, за их несвоевременное перечисление в бюджет организацию ждут пени в размере 1/ 300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем окончания срока уплаты. Согласно ст. 75 НК РФпеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае внесения причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Они также могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 46 – 48 НК РФ. Данные правила распространяются также на плательщиков сборов и налоговых агентов.

    Порядок заполнения платежных поручений на уплату налогов на зарплату

    Безналичные расчеты между юридическими лицами в валюте РФ и на ее территории в формах, предусмотренных законодательством, форматы, порядок заполнения и оформления используемых расчетных документов, а также правила проведения расчетных операций по корреспондентским счетам (субсчетам) кредитных организаций (филиалов), в том числе открытых в Банке России, и счетам межфилиальных расчетов устанавливаются ЦБ РФ Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации от 03.10.2002 № 2-П (далее – Положение ЦБ РФ № 2-П). Заплатить налоги в бюджет организация может только через расчетный счет в банке, открытый на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета. Только физические лица могут заплатить налоги наличными деньгами.

    Согласно п. 2.3Положения ЦБ РФ № 2-П при осуществлении безналичных расчетов используются платежные поручения. Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежными поручениями могут производиться в том числе перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Платежное поручение составляется на бланке формы 0401060. Описание полей платежного поручения содержится в Положении ЦБ РФ № 2-П.

    Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации утверждены Приказом Минфина РФ от 24.11.2004 № 106н (далее – Правила).

    Оформление одного расчетного документа допускается только по одному налогу (сбору) согласно классификации доходов бюджетов РФ. В одном расчетном документе по одному коду бюджетной классификации РФ не может быть указано более одного показателя основания платежа и типа платежа. Наличие в платежке незаполненных полей не допускается.

    В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 01.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается, поэтому бухгалтер должен очень внимательно относиться к оформлению платежного поручения особенно на уплату налогов в бюджет. Остановимся на отдельных моментах в заполнении платежек на зарплату, которые часто вызывают вопросы у бухгалтеров.

    С 1 января 2006 года при перечислении платежей применяют Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 21.12.2005 № 152н. Рассмотрим основные требования к составлению расчетных документов, при этом остановимся особо на заполнении налоговых полей.

    Поле 101 «Статус плательщика средств»

    Данное поле обязательно для заполнения при осуществлении налоговых платежей, так как эта информация идентифицирует непосредственно плательщика, вносящего платеж. Поле 101 расположено в правом верхнем углу платежного поручения. Поля 104 – 110 заполняются в случае перечисления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ (налоги, сборы, штрафы, пени), если заполнено поле 101 «Статус плательщика средств». В соответствии с Приложением № 5 к Правилам поле 101 оформляется следующим образом:

    Код статуса

    Статус лица, оформляющего платеж

    Налогоплательщик (плательщик сборов) – юридическое лицо


    Е.М. Тараненко,
    автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

    ВОПРОС

    Какой НПА регулирует возможность перечисления заработной платы на сберегательный счет? Это введено примерно в 2014 г.

    ОТВЕТ

    Возможность перечисления заработной платы работника на счет (любой) в кредитной организации (банке), указанной в заявлении работника, установлена частью 3 статьи 136 Трудового кодекса РФ.

    Заработная плата может перечисляться на любой счет работника (ограничений трудовым законодательством не установлено), включая счета по вкладам (сберегательным), если условия договора работника с банком допускают возможность пополнения вклада (статья 841 ГК РФ).

    Также перечисление заработной платы работникам государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов на банковские счета ограничено статьей 30.5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О национальной платежной системе". Согласно указанной статье заработная плата таких работников может перечисляться на банковские счета с использованием банковской карты, только в случае если это банковская карта «Мир» (национальный платежный инструмент). При этом не установлено запрета перечислять заработную плату таких работников на счета, не предполагающие использования банковской карты.

    ОБОСНОВАНИЕ

    В соответствии с частью 3 статьи 136 ТК РФ (в ред. Федеральных законов от 04.11.2014 N 333-ФЗ, от 26.07.2019 N 231-ФЗ) заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня выплаты заработной платы.

    Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").

    Из анализа правоприменительной практики следует, что денежные средства на выплату заработной платы безналичным путем можно перечислять на счета работников по открытым для них вкладам в банках (иных кредитных организациях), на счета работников, предназначенные для расчета банковскими картами, и на текущие счета физических лиц.

    Согласно <Информации> Роструда от 25.03.2019 "Роструд дал разъяснения в части применения работодателями положений статьи 136 Трудового кодекса" при заключении трудового договора целесообразно предлагать работнику сообщить реквизиты банковского счета, на который он хотел бы переводить свою заработную плату.

    Если работник не сообщил работодателю реквизиты банковского счета при заключении трудового договора, не запрещено предлагать ему другие банки для перечисления заработной платы. Работодатель вправе оказывать содействие работнику по передаче личной информации в выбранный им банк для открытия банковского счета для последующего зачисления заработной платы. Не допускается навязывать работнику конкретные банки, в том числе под угрозой расторжения трудового договора или иных неблагоприятных последствий. Возникшая у работодателя необходимость выбрать банк не может рассматриваться как единственная для работника возможность получения заработной платы. Запрещается вводить работника в заблуждении относительно порядка получения заработной платы посредством сообщений о единственном банке, в который может быть переведена его заработная плата.

    Согласно статьи 841 ГК РФ если договором банковского вклада не предусмотрено иное, на счет по вкладу зачисляются денежные средства, поступившие в банк на имя вкладчика от третьих лиц с указанием необходимых данных о его счете по вкладу. При этом предполагается, что вкладчик выразил согласие на получение денежных средств от таких лиц, предоставив им необходимые данные о счете по вкладу.

    Пункт 2 части 5.5 статьи 30.5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О национальной платежной системе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2019) предусматривает, что обязанности кредитных организаций, установленные частями 5 и 5.1 настоящей статьи, возникают при осуществлении операций с оплатой труда работников (персонала) государственных и муниципальных органов, учреждений, государственных внебюджетных фондов.

    Согласно части 5 статьи 30.5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О национальной платежной системе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2019) кредитные организации при осуществлении операций с предусмотренными частями 5.5 и 5.6 настоящей статьи выплатами за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - выплаты) обязаны (за исключением случаев, предусмотренных частью 5.4 настоящей статьи) в сроки, установленные частями 5.3 и 5.6 настоящей статьи:

    1. предоставлять клиентам - физическим лицам только национальные платежные инструменты в случае, если банковский счет предусматривает осуществление операций с использованием платежных карт. Кредитная организация, предоставляющая национальные платежные инструменты, определяет не менее чем один вид платежной карты (тип продукта в зависимости от предоставляемых клиенту - физическому лицу услуг), которая является национальным платежным инструментом и за предоставление, годовое обслуживание которой, за выдачу наличных денежных средств по которой в указанной кредитной организации, а также в ее банкоматах не взимается плата с клиентов - физических лиц, получающих выплаты, предусмотренные пунктом 4 части 5.5 настоящей статьи;
    2. зачислять выплаты на банковские счета клиентов - физических лиц, операции по которым осуществляются с использованием национальных платежных инструментов.

    Согласно части 5.1 статьи 30.5 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О национальной платежной системе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2019) кредитные организации обязаны осуществлять на территории Российской Федерации операции с использованием платежных карт по банковским счетам, на которые зачисляются получаемые клиентами - физическими лицами выплаты, только с использованием национальных платежных инструментов. Положения настоящей части не ограничивают право владельца счета осуществлять операции по такому банковскому счету без использования платежной карты.


    Е.М. Тараненко,
    автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам

    Главой 3.1 Федерального закона №275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон об оборонном заказе, Закон о гособоронзаказе) установлен порядок оплаты работ, услуг, продукции в сфере ГОЗ с использованием отдельного счета.

    Режим отдельного счета на основании пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона о гособоронзаказе по общему правилу предусматривает списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта и только на отдельный счет, а также запрет совершения операций, предусмотренных ст. 8.4 Закона о гособоронзаказе.

    Вместе с тем в соответствии с пп. а–з п. 2 ч. 1 с. 8.3 Закона о гособоронзаказе установлены исключения из режима отдельного счета, которые делают возможной оплату исполненного контракта не на отдельный счет.

    Исключения из режима отдельного счета, несмотря на отсутствие указания в Законе о гособоронзаказе, делают необязательным выполнение обязанностей головного исполнителя, указанных в пп. 3, 5, 6, 9, 10 ч. 1 ст. 8 Закона о гособоронзаказе для тех случаев, когда этот закон допускает перечисление денежных средств на текущий счет. Такие случаи установлены в виде исключений из режима отдельного счета в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Закона о гособоронзаказе, а также при оплате исполнителю с текущего счета головного исполнителя или исполнителя.

    Кроме того, для случаев, когда Закон о гособоронзаказе допускает использование исполнителем текущего счета, а не отдельного счета, исполнение обязанностей исполнителя, указанных в пп. 2, 3, 5, 6, 10 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе может быть невозможно, если исполнитель не открывает отдельный счет.

    При этом нормы п. 7 ч. 1 и п. 7 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе устанавливают обязанность соответственно головного исполнителя и исполнителя использовать для расчетов с контрагентами отдельные счета, только если такие отдельные счета в уполномоченных банках контрагентами открыты.

    Однако тот факт, что выполнение государственного оборонного заказа оплачивается не на отдельный счет, а на текущий счет, не делает необязательным выполнение для головного исполнителя обязанности, предусмотренной п. 11 ч. 1 ст. 8, а для исполнителя – п. 12 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе об информировании исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа.

    Никаких других особенностей деятельности исполнителей, осуществляющих расчеты по отдельному счету или без использования такового, Законом о гособоронзаказе не предусмотрено.

    Вместе с тем режим отдельного счета в соответствии с нормами п. 11 ст. 3, ст. 8.5 Закона о гособоронзаказе является средством мониторинга расчетов, в том числе контроля распоряжений о переводах денежных средств, осуществляемых в порядке, установленном Законом о гособоронзаказе (и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными актами Центрального банка Российской Федерации), в целях исполнения сопровождаемой сделки с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке (п. а), а также источником информации, касающейся операций по отдельному счету (п. в).

    Кроме того, режим отдельного счета является средством:

    – обеспечения приостановления (блокировки) расчетов (п. 3 ч. 1 ст. 8.2 Закона о гособоронзаказе);

    – предотвращения перечисления денежных средств на цели, запрещенные Законом о гособоронзаказе (ст. 8.4 «Операции, совершение которых по отдельному счету не допускается»);

    – санкционирования оплаты продукции в сфере ГОЗ.

    При этом в части влияния на изменение правового статуса исполнителя в сфере ГОЗ следует отметить, что обязанности и запреты в сфере ГОЗ не изменяются в зависимости от того, как осуществляются расчеты по государственному оборонному заказу: с использованием отдельных счетов или с использованием текущих счетов.

    О распространении обязанностей и запретов, установленных в сфере ГОЗ, на лиц, участвующих в поставке продукции в интересах выполнения ГОЗ

    В сфере ГОЗ встречаются случаи отказа от заключения контрактов на поставку продукции по государственному оборонному заказу, в том числе и по причине нежелания открывать отдельные счета и осуществлять расчеты через них. Обязанность по открытию и использованию отдельных счетов для расчетов по контрактам установлена в п. 7 ч. 2 ст. 8 Закона о гособоронзаказе.

    В связи с такими отказами возникают справедливые вопросы о распространении на исполнителей государственного оборонного заказа запретов и обязанностей, установленных в сфере ГОЗ, в зависимости от открытия ими отдельного счета для осуществления расчетов с головными исполнителями и исполнителями.

    Согласно п. 4 ст. 3 Закона об оборонном заказе, исполнителем государственного оборонного заказа, участвующим в поставках продукции (товары, работы, услуги) по государственному оборонному заказу, является лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем.

    Под кооперацией головного исполнителя (далее – кооперация) в соответствии с п. 4.1 ст. 3 Закона об оборонном заказе понимается совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок.

    Сопровождаемой сделкой согласно п. 4.1 ст. 3 Закона об оборонном заказе является государственный контракт и все контракты, заключенные в целях его исполнения между лицами, входящими в кооперацию.

    При этом п. 7 ст. 3 Закона об оборонном заказе установлено, что контракт – это договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа.

    Закон о государственном оборонном заказе не связывает обязанности и запреты, установленные в сфере государственного оборонного заказа, с фактом открытия отдельного счета.

    В плане отказа от заключения контракта нет разницы, отказывается контрагент от заключения контракта по причине нежелания открывать отдельный счет или по какой-либо иной причине.

    Исходя из системного понимания норм ст. 3 Закона об оборонном заказе любой поставщик (подрядчик, исполнитель), заключивший договор на поставку продукции (товары, работы, услуги) в целях выполнения ГОЗ, является исполнителем государственного оборонного заказа и должен соблюдать обязанности и запреты, установленные Законом об оборонном заказе.

    Таким образом, вне зависимости от того, открывался или нет исполнителем отдельный счет, нарушивший запреты в сфере ГОЗ или не выполнивший установленные обязанности исполнитель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.

    Игорь Васильевич БАШЛАКОВ-НИКОЛАЕВ, начальник Юридического управления ФАС России, к.э.н., магистр права

    Читайте также: