Что было создано во франции для претворения в жизнь декрета о праве на труд

Опубликовано: 13.05.2024

Постепенно внутренняя и внешняя политика Июльской монархии привела к тому, что в оппозиции к этому режиму оказались широкие слои населения — рабочие, крестьяне, значительная часть буржуазии. С середины 40-х годов быстро нарастала кризисная ситуация. Особенно росло возмущение против господства финансовой аристократии. Оппозиция, группировавшаяся вокруг газет «Насьональ» и «Реформ», столкнувшись с отказом правительства идти на уступки народу, вы­нуждена была обратиться к массам. Летом 1847 г. во Франции началась широкая кампания публичных политических банкетов.

В конце декабря 1847 г. открылась законодательная сессия фран­цузского парламента. На этой сессии, проходившей в чрезвычайно бур­ной обстановке, внутренняя и внешняя политика правительства подверглась острой критике со стороны либеральной оппозиции. Одна­ко требования оппозиции были отклонены. Однако 22 февраля тысячи парижан, прежде всего студенты и рабочие из предместий, вышли на площади. Начались ожесточенные стычки с полицией, появились первые баррикады и число их быстро росло. Батальоны Национальной гвардии уклонялись от борьбы с вос­ставшими, а в ряде случаев гвардейцы переходили на сторону пос­ледних.

К концу дня 23 февраля король Луи Филипп, напуганный со­бытиями, решился наконец пожертвовать премьером Ф. Гизо. Главой нового правительства был назначен граф Моле, пользовавшийся репу­тацией либерального орлеаниста.

Однако рабочие продолжали свои выступления против монархии. Вечером того же дня в центре Парижа, на бульваре Капуцинов ко­лонна безоружных демонстрантов, направлявшаяся к зданию Министерства иностранных дел — резиденции Гизо, была расстреляна охранявшим здание воинским подразделением. Весть об этом злоде­янии мгновенно разнеслась по городу и подняла на ноги все трудовое население Парижа. Тысячи рабочих, лавочников, ремесленников и студентов за одну ночь построили около 1500 баррикад. 24 февраля все важные стратегические пункты столицы оказались в руках вос­ставших. Луи Филипп был вынужден отречься от престола в пользу своего малолетнего внука графа Парижского, мать которого, герцогиня Орлеанская, королевским указом назначалась регентшей. После этого король и его семья поспешили покинуть столицу и бежали в Англию. Тюильрийский дворец был захвачен восставшими, королевский трон был перенесен на площадь Бастилии и торжественно сожжен.

Последний бой Июльской монархии и ее приверженцам восставший народ дал в Бурбонском дворце, где заседала палата депутатов. Мо­нархическое большинство этой палаты намеревалось одобрить реген­тство герцогини Орлеанской, чтобы спасти монархию с помощью перемены лиц. Большинство депутатов разбежа­лось, оставшиеся избрали Временное правительство. Революция победила.

Временное правительство и его политика. По своему составу Вре­менное правительство было коалиционным, по характеру — комп­ромиссным. Председателем Временного правительства был избран престарелый Дюпон де л'Эр. Министрами без портфелей были Луи Блан, Альбер и другие левые депутаты.

Временное правительство было вынуждено провозгласить Францию республикой. А еще через несколь­ко дней был издан декрет о введении всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 21 года (при шестимесячной оседлости в дан­ной местности). Однако правительство не тронуло государственную машину, сложившуюся при Июльской монархии.

С первых же дней революции наряду с общедемократическими тре­бованиями рабочие выдвигали и такое, как законодательное признание права на труд. 25 февраля был принят декрет, согласно которому рабочим гарантировались осуществление их права на труд, обеспе­чение всех граждан работой и отмена статьи уголовного кодекса, за­прещавшей рабочим создавать ассоциации.

Для борьбы с массовой безработицей среди парижских рабочих Вре­менное правительство пошло на создание Национальных мастерских. К маю 1848 г. в них вступили свыше 100 тыс. человек: рабочие, поте­рявшие заработок ремесленники, мелкие служащие, разорившиеся мелкие предприниматели. Созданием Национальных мастерских Вре­менное правительство рассчитывало ослабить напряженность в столице, дать время буржуазии для политического маневра. В начале марта правительство пошло на некоторые уступки: были изданы де­креты о сокращении рабочего дня в Париже с И до 10 часов, в провинции — с 12 до 11 часов, о снижении цен на хлеб, о возврате беднякам из ломбардов предметов первой необходимости и др. Во французских колониях отменялось рабство.

Учредительное собрание.

23 апреля происходили выборы в Учредительное собрание. В провинции решающее значение приобрели голоса крестьян, впервые призванных к избирательным урнам; на их голоса повлияло недоволь­ство налогом в 45 сантимов, установленным республиканским правительством. В крупных городах и Париже демократы потеряли массу голосов. В целом же победу в стране одержали буржуазные рес­публиканцы, получившие 500 из 880 мест в Учредительном собрании. В Собрание были избраны 33 монархиста, в большинстве орлеанисты. В то время как подавляющее большинство республиканцев составляли новые люди, впервые избранные депутатами, среди монархистов пре­обладали бывшие депутаты парламентов Июльской монархии, так что в Учредительном собрании оказались многие опытные лидеры орле-анистского и клерикально-легитимистского лагеря.

4 мая 1848 г. Учредительное собрание начало свою деятельность с торжественной декларации о том, что республика, провозглашенная 24 февраля, «является и остается формой правления во Франции». На пост военного министра был назначен враждебно настроенный по отно­шению к демократии генерал Луи Эжен Кавеньяк, имевший репу­тацию республиканца. Кавеньяк усиливал парижский гарнизон, стягивая в столицу новые воинские силы.

Утром 23 июня на улицах Парижа началось строительство баррикад и прозвучали первые выстрелы. Восстание охватило демок­ратическую восточную часть города, в нем приняли участие около 40— 45 тыс. человек. На следующий день Учредительное собрание, объявив Париж на осадном положении, передало всю полноту власти генералу Кавеньяку. Правительство имело огромный перевес сил: против вос­ставших были стянуты 150 тыс. регулярных войск, на помощь спешили отряды Национальной гвардии из 53 департаментов. Для подавления восстания применялась артиллерия, которая сметала целые кварталы, ставшие центрами сопротивления повстанцев. Восставшие держались четыре дня, не имея централизованного руководства и общего плана действий. К вечеру 26 июня восстание было подавлено.

Июньское восстание явилось лереломным в революции 1848 г. во Франции, она резко пошла по нисходящей линии.

От президентских выборов 10 декабря 1848 г. ко Второй империи. 28 июня Кавеньяк получил титул главы исполнительной власти. На­чались ссылки, аресты и огромная волна судебных процессов не только против рабочих, но и против тех, кого можно было подозревать в со­чувствии к ним. Был отменен декрет о сокращении рабочего дня на 1 час, распущены Национальные мастерские, закрыты революционные клубы. Французский корпус был послан для подавления восстания в Италии. 4 ноября 1848 г. была провозглашена Конституция, вырабо­танная Учредительным собранием. Она полностью игнорировала инте­ресы и нужды трудящихся масс, запрещала рабочим устраивать стачки. По новой Конституции возглавлять республику должен был президент, избиравшийся всеобщим голосованием на 4 года, а законодательная власть предоставлялась на три года Законодательному собранию. Президент получил чрезвычайно широкие полномочия: он формировал правительство, командовал вооруженными силами, руководил внешней политикой. Однако он не мог своей властью распустить парламент.

ДЕКРЕТ УЧРЕДИТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

ОТ 11 АВГУСТА 1789 Г.

ОБ УНИЧТОЖЕНИИ ФЕОДАЛЬНЫХ ПРАВ И ПРИВИЛЕГИЙ

( Дается по сборнику: "Французская революция в документах, 1789-1794" сост. Л. Я. Захером (Л., 1926) )

Национальное Собрание окончательно упраздняет феодальный порядок. Оно постановляет, что из прав и повинностей [230] феодальных и чиншевых, те, которые относятся к личному или вещному крепостному праву, отменяются без вознаграждения; все прочие объявляются подлежащими выкупу. Размеры и способ выкупа будут определены Национальным Собранием. Те из названных повинностей, которые не уничтожены настоящим декретом, будут продолжать взиматься впредь до выкупа.

Исключительное право иметь малые и большие голубятни — упраздняется ( право содержать голубятни и крольчатники относилось к особому разряду сеньориальных прав. ). Голуби будут заперты в голубятнях в течение времени, определенного общинами; в течение этого времени они будут рассматриваться как дичь, и всякий будет иметь право убивать их на своей земле.

Исключительное право охоты и разведения кроликов упраздняется равным образом. Всякий собственник будет иметь право уничтожать, но только на своих владениях, всякий вид дичи, сообразуясь с полицейскими правилами, которые могут быть сделаны для охранения общественной безопасности.

Все сеньориальные суды упраздняются без вознаграждения; однако чины этих судов будут отправлять свои обязанности, пока Национальное Собрание не установит нового судебного порядка.

Всякого рода десятины и заменяющие их оброки. упраздняются, с тем, что будет впоследствии решено, каким образом удовлетворить нуждам богослужения, содержания церковнослужителей, помощи бедным, ремонта и перестройки церквей, церковных домов и всех учреждений, семинарий, школ, коллегий, госпиталей, общин и т. д., на содержание которых в настоящее время эти десятины назначаются. Однако пока эти меры не будут приняты, и прежние владельцы десятин не вступят в пользование тем, чем они будут заменены, Национальное Собрание предписывает, чтобы названные десятины продолжали взиматься согласно законам и обычным способом. [231]

Что касается прочих десятин какого бы то ни было рода, они будут подлежать выкупу способом, который будет установлен Собранием. До вынесения по этому поводу постановления, Национальное Собрание предписывает продолжать их взимание.

Всякие вечные земельные ренты, всякого рода и происхождения, как натуральные, так и денежные, кому бы они ни принадлежали. подлежат выкупу. Шампар ( Шампар — вид натурального оброка, который уплачивался сеньору крестьянами. ) всякого рода, под каким бы названием он ни скрывался, также подлежит выкупу по таксе, которая будет установлена Собранием.

Продажность должностей, как судебных, так и муниципальных, уничтожается немедленно. Правосудие будет бесплатным. Однако чиновники, занимающие эти должности, будут продолжать отправлять свои обязанности и будут получать свои доходы от этих должностей до тех пор, пока Собрание не позаботится о средствах для их выкупа.

Плата за требы сельским священникам будет уничтожена и не будет уплачиваться, как только будет проведено увеличение жалованья приходским священникам и их помощникам. Будет сделано постановление об обеспечении городских священников.

В области налогов будут навсегда уничтожены денежные, личные и земельные привилегии. Налоги будут взиматься со всех граждан и всего имущества одинаковым образом и в одинаковой форме. Национальное Собрание обсудит, каким образом, начиная уже со второго полугодия текущего фискального года, осуществить пропорциональное распределение налогов.

Так как национальная конституция и общественная свобода более выгодны для провинций, чем привилегии, которыми некоторые из них пользовались и пожертвовать которыми необходимо для тесного единения всех частей государства, — бесповоротно уничтожаются частные привилегии провинций, сеньорий, областей, городов и общин, как денежные, так и всякие иные. [232]

Все граждане, без различия происхождения, могут быть допущены ко всем должностям и званиям духовным, гражданским и военным, и никакая полезная профессия не будет влечь за собой лишения дворянского звания ( в тех случаях, когда дворяне начинали заниматься торговлей, они лишались дворянского звания. ).

По получении Национальным Собранием отчета о состоянии пенсий, пожалований и содержаний ( то есть пожалований, выдававшихся королем своим приближенным. ), оно, в согласии с королем, займется уничтожением тех, которые не были заслужены, и сокращением чрезмерных, с тем, чтобы на будущее время установить сумму, которой король может располагать на этот предмет.

Национальное Собрание постановляет, чтобы в память о великих и важных постановлениях, только что принятых для счастья Франции, была выбита медаль и отслужен благодарственный молебен во всех приходах и церквах королевства.

Национальное Собрание торжественно провозглашает короля Людовика XVI “восстановителем французской свободы”.

Национальное Собрание, немедленно по окончании конституции, займется составлением законов, необходимых для развития выраженных в настоящем постановлении принципов.

(Buches et Roux, Histoire parlementaire de la Revolution Francaise, t. II, pp. 259—263).

Текст воспроизведен по изданию: Декрет Учредительного Собрания от 11 августа 1789 г. об уничтожении феодальных прав и привилегий // Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX. М. Государственное издательство юридической литературы. 1957

© текст - Галанза П. Н. 1957
© сетевая версия - Трофимов С. 2008
© OCR - Reindeer. 2006
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Государственное издательство юридической литературы. 1957

Политически активнее стал пролетариат. Многие рабочие считали, что парламентская реформа поможет им добиться принятия жизненно важных декретов. Они надеялись на установление республики нового типа, которая гарантировала бы им только на широкие политические свободы, а и улучшению экономического положения. В этом заключалась особенность новой революционной ситуации, для которой популярным был лозунг: «За социальную республику”.

Революция была подготовлена всем предыдущим развитием Франции. Июльская революция не удовлетворила ни народные массы, ни торгово-промышленную буржуазию. Ситуацию осложняли финансовый кризис 1847 года, неурожай, голод. При таких условиях движение, который начался требованиями избирательной реформы, перерос в борьбу за республику.

Двадцать второго февраля 1848 года в Париже состоялась демонстрация в поддержку избирательной реформы, которая превратилась в столкновения с полицией, во время которых погибло несколько демонстрантов. Второй день начался вооруженным выступлением народа, который построил в Париже 1513 баррикад, захватил казармы, стратегические пункты столицы.

Революция победила. Создается Временное правительство в составе семи членов и четырех секретарей. Среди секретарей впервые двое были представителями рабочих - Луи Блан и Альбер.

Под давлением рабочих Временное правительство 25 февраля 1848 года провозглашает Францию республикой. Это была буржуазная республика, что очень скоро оказалось во взаимоотношениях между правительством и рабочим классом. Рабочие требуют от правительства издания декрета о праве на труд. Такой декрет был издан 25 февраля 1848 года. В нем было сказано: «Правительство Французской республики обязуется гарантировать рабочему его существование трудом, он обязуется обеспечить работу для всех граждан». Но этот декрет не имел реальных последствий, обещание осталось только на бумаге. Поэтому новые демонстрации требуют создать министерство труда. Временное правительство учредил Правительственную комиссию по труду, которую должны были возглавить Луи Блан и Альбер. Комиссии было выделено отдельное помещение, таким образом Луи Блан и Альбер были отделены от правительства.

Чтобы успокоить народные массы, Временное правительство идет на незначительные уступки: освобождение политических заключенных, снижение цен на хлеб, сокращение рабочего дня на один час, отмена рабства в колониях, провозглашение свободы слова, собраний.

Правительство издает декрет о Национальные мастерские. Здесь было занято около ста тысяч рабочих, которые выполняли бесполезное, никому не нужную работу и получали за это заработную плату. В условиях, когда правительство заявляло, что все налоги «стягиваются на прежних основаниях», и вводил новые налоги, такая никому не нужна работа в Национальных мастерских вызвала недовольство такой политикой крестьянства и мелкой буржуазии.

Пытаясь усилить свою власть, буржуазные политические деятели спешат провести выборы в Учредительное собрание, призванных разработать конституцию республики.

Учредительное собрание провозглашают Францию буржуазной республикой. Вместо Временного правительства создана Исполнительная комиссия из пяти правых буржуа, которая начала сразу наступление против рабочих. В июне 1848 года был издан приказ о роспуске Национальных мастерских. Молодые по возрасту рабочие должны идти в армию, другие - на земляные работы в провинцию. Такие действия правительства вызвали июньское восстание парижских рабочих, которое было жестоко подавлено военным министром Кавеньяком, который получил от Учредительного собрания диктаторские полномочия.

После разгрома июньского восстания Учредительное собрание восстанавливают обсуждение новой конституции. Четвертого ноября 1848 г. Конституция Второй республики была принята.

Конституция 1848 года была документом, который отражал противоречия своего времени. Основной Закон содержал многочисленные «социальные» декларации. Франция провозглашалась Республикой, принципами которой были свобода, равенство, братство, а основаниями - семья, труд, собственность, общественный порядок. Конституция обещала неприкосновенность личности, жилища. «Никто не может быть арестованным или задержанным иначе, - было сказано в статье 2, - как в силу закона». Речь шла о свободе совести, свободу печати, свободу обучения. Однако гарантии осуществления этих прав и свобод Конституция не предоставляла.

«Всякая собственность неприкосновенна», - заявляла Конституция в статье 11. Она гарантировала гражданам «свободу труда и промышленности», устанавливала «равенство в отношениях хозяина и работника», обещала организовать общественные работы для безработных (ст. 13).

Система государственных органов по Конституции, базировалась на принципе разделения властей. Законодательная власть поручалась Национальному собранию, в состав которых входило семьсот пятьдесят депутатов. Избирательное право было прямым и всеобщим тайным голосованием. Избирателями могли быть все мужчины старше двадцати одного года. Имущественный ценз был отменен. Национальное собрание избирались на три года. Реальной силы и авторитета они не имели.

Центральное место в государстве Конституция отводила независимому от парламента президенту. Согласно статье 43 «французский народ передает исполнительную власть одному лицу - президенту, который избирался всеобщим голосованием на четыре года. Президент получил очень широкие полномочия: право внесения законопроектов, правом вето, правом помилования и т.д. Он назначал и увольнял министров, а по совету последних - дипломатов, префектов, судей, прокуроров, раздавал офицерские должности. Ему фактически были подчинены вооруженные силы. Однако президент не мог быть переизбран сразу на второй срок, не имел права распускать Национальное собрание. Однако он бесконтрольно распоряжался сильным полицейско-бюрократическим аппаратом, ему подчинялась армия.

В стране была образована также Государственный совет, члены которого назначались Национальным собранием на шесть лет. К ее компетенции принадлежал предварительное рассмотрение законопроектов. В то же время Конституция оставила неприкосновенной всю старую организацию управления, суд, муниципалитеты.

В декабре 1848 года на первых президентских выборах был выбран из шести претендентов Луи Бонапарт. Ему отдали свои голоса и буржуазная аристократия и мелкая буржуазия и крестьянство.

Лозунгом бонапартистів стал пересмотр Конституции 1848 года. Ждать пришлось недолго. Второго декабря 1851 года под видом защиты республики Луи Бонапарт совершил государственный переворот: войска заняли все стратегические пункты, в Париже объявили военное положение; Национальное собрание разогнали, ряд депутатов арестовали. Так было установлено открытую военную диктатуру. Показательно, что плебисцит одобрил этот переворот: крестьянство доверяло Луи Бонапарту.

Четырнадцатого января 1852 года была утверждена новая Конституция. Вся полнота власти предоставляется президенту, который теперь избирается на десять лет. Он является главой вооруженных сил, назначает министров, от его имени осуществляется правосудие, парламентарии и должностные лица приносят ему присягу на верность. Огромную роль играл президент в законодательном процессе, в котором принимали участие Государственный совет, Законодательный корпус и Сенат. Президент провозглашал осадное положение, издавал декреты и утверждал законы.

В ноябре 1852 года сенатус-консульт признает Луи Бонапарта императором Франции Наполеоном III. Плебисцит одобряет это решение. Официальное провозглашение 2 декабря 1852 года Второй империи означало установление бонапартизма - монархического режима, который характеризовался широким использованием в государственно-политической жизни армии, полиции, бюрократического чиновничества, церковного аппарата с целью подавления революционного движения народных масс.

Когда 19 июля 1870 года Наполеон III объявил войну против Пруссии, он надеялся на быструю победу, однако потерпел поражение. За пять недель пышная империя развалилась. Второго сентября 1870 года крепость Седан со стотысячным гарнизоном и самим императором Наполеоном III капитулировала.

Известие о седанську катастрофу быстро достигла Парижа. Под натиском народных масс 4 сентября 1870 года была провозглашена отмена империи и восстановление республики. Было создано новое правительство во главе с бывшим губернатором Парижа, монархистом генералом Трошю - «Правительство национальной обороны».

Новое правительство не собирался бороться с прусскими войсками. Он больше боялся своего собственного народа и поэтому любой ценой пытался договориться с Пруссией и подписать мир.

Политика национальной измены, к которой прибег Трошю, вызвала всеобщее недовольство. Патриотические настроения, лозунги защиты отечества все чаще переплетались с требованиями революционной перестройки общества.

Воспользовавшись поражениями французской армии на фронте, Правительство национальной обороны подписал 28 января 1871 года соглашение с Пруссией о перемирии. По требованию Бисмарка было созвано Национальное собрание в Бордо, 26 февраля 1871 года подписали предварительный мирный договор с Пруссией, а также сформировали новое правительство во главе с А.Тьєром .

По условиям мирного договора Франция теряла Эльзас и Лотарингию, платила контрибуцию в размере пяти миллиардов франков. Происходила также прусская оккупация части Франции. Но Париж не собирался складывать оружие. В феврале 1871 года был принят Устав Национальной гвардии, определена ее структура (комитет батальона, совет легиона, Центральный комитет Национальной гвардии). В марте 1871 года в ЦК Национальной гвардии было выбрано двадцать человек из общего состава в шестьдесят членов. Народ сохранил оружие, перевез пушки в рабочие кварталы Парижа.

Революция 18 марта 1871року была спровоцирована попыткой Тьера разоружить Национальную гвардию Парижа и прежде всего отобрать у нее артиллерию. Начатая правительством 18 марта 1871 года военная операция закончилась полным провалом. Власть перешла к Центральному комитету Национальной гвардии. Правительство Тьера бежал в Версаль, вывел туда войска, полицию, жандармерию.

Центральный комитет Национальной гвардии быстро установил порядок в столице, направил министерств и ведомств своих представителей, осуществил ряд социально-экономических мероприятий. Основные усилия он, однако, направил на организацию выборов до Парижской Коммуны.

Выборы Парижской Коммуны состоялись 26 марта 1871 года, а 28 марта на площади возле ратуши торжественно провозгласили Парижскую Коммуну.

Программным документом Парижской Коммуны стала Декларация Коммуны «К французскому народу» от 19 апреля 1871 года, призвана «разъяснить характер, смысл и цели революции», что происходит. Главной целью революции Декларация провозглашала «признание и укрепление Республики, единой формы правления, совместимой с правами народа, с правильным и свободным развитием общества». Одним из принципов политического устройства была признана полная автономия Коммун на всей территории Франции. Неотъемлемыми правами таких Коммун должны быть: утверждение коммунального бюджета, управление местными службами, организация судопроизводства, внутренней полиции, образования, организация городской обороны и национальной гвардии. Должна быть обеспечена «постоянное участие граждан в делах Коммуны», свободный защиту их интересов. Предполагалось назначения путем избрания или по конкурсу ответственных изменяемых должностных лиц и коммунальных чиновников.

Государственный строй Парижской Коммуны был довольно своеобразным. Высшим органом была сама Парижская Коммуна, которая сразу объявила себя “единственной властью”. Коммуна признала недействительными приказы или сообщение версальского правительства, запрещающее чиновникам и служащим их выполнять. Было наложено «секвестр на все движимое и недвижимое имущество и ценные бумаги всех видов», которые принадлежали членам версальских собраний, членам Правительства национальной обороны и правительстве Тьера. Все они были признаны незаконными.

Парижская Коммуна не знала распределения власти, ее декреты и распоряжения выполняли комиссии, которые она создавала из своего состава. Коммуна выбирала десять таких комиссий, каждая из которых ведала «функциями бывших министерств».

Первого мая 1871 года был принят декрет об организации Комитета общественного спасения, который состоял из пяти членов. Но этот орган уже не успел как следует развернуть свою деятельность.

Началась работа по созданию центрального аппарата управления. Так, Центральный комитет Национальной гвардии направлял своих представителей министерств. То же самое делала и Парижская Коммуна, назначая во все важные ведомства по одному делегату, который должен был работать под контролем комиссии и Коммуны. Таким образом была уничтожена чиновничья бюрократия. Коммуна отменила привилегии чиновничества, ликвидировала особый статус этой замкнутой группы. За саботаж, невыход на работу увольняли чиновников, выбирали новых работников, превращая их на служащих Коммуны. Максимум заработной платы составлял шесть тысяч франков в год.

Коммуна отменила старую полицию, уничтожил жандармерию. Порядок в Париже поддерживали резервные пролетарские батальоны Национальной гвардии.

Местное управление организовывалось соответственно в двадцати округах, на которые делился Париж. Делами округа ведали члены Коммуны, которые имели право создавать необходимые комиссии.

Парижской Коммуной была ликвидирована старая судебная система. Коммуна создавала новый судебный аппарат. Низовой судебной инстанцией оставались мировые судьи, которые должны были избираться населением. Но временно их пришлось назначать Исполнительной комиссии. Мировые судьи разбирали гражданские и незначительные уголовные дела. Для более серьезных дел предполагалось создать Палату гражданских дел.

Коммуна провозглашала демократическое судопроизводство, публичный, равный для всех суд, выборность судей, свободу защиты. Широкие права предоставлялись обвиняемым. Они имели право требовать вызова свидетелей за счет Коммуны, избирать защитника по своему усмотрению и т.д.

Декретом от 2 апреля 1871 года церковь была отделена от государства, бюджет культов был отменен. Имущество, которое принадлежало религиозным конгрегациям, объявлялось национальной собственностью. В закрытых церквях открывались клубы.

Двадцать девятого марта 1871 года появился декрет об упразднении старой армии и замене ее Национальной гвардией. «Никакая военная сила, - говорилось в декрете, - кроме Национальной гвардии, не может быть основана в Париже или введена в него» (ст. 2). Все способные к военной службе граждане должны были вступить в ряды Национальной гвардии.

За короткое время своего существования Парижская Коммуна успела осуществить ряд важных социально-экономических мероприятий.

В мае 1871 года Коммуна утвердила Устав Луврських мастерских по ремонту оружия, который вводил новые принципы руководства мастерскими. Органами управления стали общее собрание работников, совет мастерских и делегат, который находился при Коммуне, но избирался общим собранием рабочих.

Большое внимание уделяла Коммуна регулированию условий труда рабочих. Был установлен максимум заработной, который определялся “в шесть тысяч франков в год”.

Коммуна осуществила широкую демократизацию системы народного образования. Провозглашалось введение общей, бесплатной, обязательной, всесторонней школьного образования.

Были приняты срочные меры по борьбе с безработицей, отменялась ночная работа в булочных, вводились привилегии для лиц, занятых выпуском обмундирования для Национальной гвардии. Декретом от 17 апреля было введено отсрочки уплаты долгов по коммерческим векселям, что спасло от разорения тысячи мелких торговцев и предпринимателей.

Однако Французский банк, откуда кушетке получали суммы, гораздо большие, чем Коммуна, не было национализировано. Впоследствии его дирекция передала версальцям клише для печатания денег.

Коммуна издала декрет о судебную ответственность шести членов версальского правительства, виновных в развязывании гражданской войны, их имущество подлежало секвестру. Вводилась уголовная ответственность за дезертирство.

19 апреля коммунары обратились с призывом к сельским жителям, в котором убеждали их не верить версальцям и выкладывали свою социально-экономическую программу: землю-крестьянам, орудия труда рабочим. Однако основная масса крестьян Коммуну не поддержала.

28 мая 1871 г. версальские войска заняли Париж. Двадцать два трибуналы рассматривали дела коммунаров и выносили обвинительные приговоры.

Репрессиям были подвергнуты сторонники Коммуны не только в Париже и Лионе, но и в других городах.

Парижская Коммуна просуществовала всего семьдесят два дня. Не все свои замыслы она воплотила в жизнь. Но Коммуна внесла свой вклад в исторический опыт развития демократии, обогатила его принципиально новыми государственными и правовыми институтами.

§ 7. Вторая республика

Революция 1848 г. Зимой 1848 г. население Парижа, прежде всего рабочие, поднялось на вооруженное восстание. Непосредственным толчком к нему послужил расстрел в феврале этого года мирной безоружной демонстрации парижан, требовавших демократизации политического строя и принятия конкретных мер по улучшению тяжелого экономического положения народа. Злодеяние правительства вызвало бурю возмущения. Уже на следующий день восставшие овладели основными стратегическими пунктами столицы. Луи-Филипп отрекся от престола.
Сформировалось Временное правительство из представителей либерально-демократической оппозиции. Была провозглашена республика. Правительство обязалось ввести всеобщее прямое избирательное право. Декретом о труде провозглашалось право на труд и обязанность государства обеспечить всех работой, сократить продолжительность рабочего дня в Париже до 10 часов и в провинции до 11. Было обещано провести и другие демократические меры.
Одновременно правительство укрепляло вооруженные силы. Была создана наемная так называемая мобильная гвардия. Сформированная главным образом из деклассированных элементов общества, она стала опорой правительства в борьбе с радикальным движением.
Вскоре Временное правительство повысило налоги, что особенно сильно ударило по крестьянству. Недовольство крестьян правительство постаралось использовать в своих целях, утверждая, что увеличение налогов связано с необходимостью содержать парижских рабочих, будто бы желающих жить за счет государства.
Весной 1848 г. состоялись выборы в Учредительное собрание, которое должно было принять конституцию республики. Подавляющее большинство Собрания составили крупные буржуа и земельные собственники, генералы, представители высшего духовенства. После выборов новые правящие круги отменили все нормативные акты, предусматривавшие некоторое улучшение положения трудящихся. Не исключено, что буржуазное правительство, ободренное результатами выборов, умышленно провоцировало рабочих на выступление. Восстание началось 22 июня 1848 г. Четыре дня рабочие героически сражались на баррикадах, но, не имея союзников, были разбиты регулярной армией — мобилями (мобильной гвардией).
Конституция 1848 г. Основными принципами установленного Конституцией государственного строя стали республиканская форма правления, разделение властей, представительное правление. Высшим органом законодательной власти объявлялось Национальное собрание. Ему предоставлялось исключительное право принятия законов, включая формирование бюджета, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты Собрания избирались сроком на три года. Главой исполнительной власти становился президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц. Учредительное собрание поставило президента во многом в независимое от парламента положение: президент выбирался избирателями от департаментов, а не Собранием.
В качестве совещательного органа, рассматривающего законопроекты правительства, учреждался Государственный совет. В его компетенцию входил также надзор за применением законов. Члены Государственного совета назначались Национальным собранием сроком на шесть лет.
Органы центрального и местного управления не претерпевали сколько-нибудь существенных изменений. Сохранялось прежнее административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны. Неизменной оставалась власть префекта в департаменте.
Вводилось всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Специальная глава Конституции была посвящена демократическим правам и свободам граждан. Фиксированные в Конституции демократические институты, равно как и последовательно проведенное разделение властей, могли быть успешно реализованы лишь при условии относительно стабильной внутриполитической обстановки, чего не было тогда во Франции. Между тем Конституция не содержала должных правовых средств стабилизации общества. Более того, она не предусматривала необходимых “противовесов” в случае возможного конфликта конституционных властей. В ст. 68 говорилось о том, что при нарушении президентом Конституции возможны лишение его полномочий и передача исполнительной власти Национальному собранию. Но Собрание не было наделено реальной властью для претворения такой возможности в жизнь. Президент же, наоборот, не имел конституционных полномочий для роспуска Национального собрания, но зато мог сделать это силой.
Либерально-демократические положения Конституции оказались недолговечными. Сначала был введен 6-месячный ценз оседлости для избирателей, потом его увеличили до трех лет. Определение срока проживания рабочих было поставлено в зависимость от показаний работодателей. В результате из списков избирателей вычеркнули свыше 3 млн. граждан. Принятие специального закона ухудшило финансовое положение демократической прессы.

Ключевые слова: ФРАНЦИЯ; ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА; ЖЕНСКИЙ И ДЕТСКИЙ ТРУД; ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ; ТРУДОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ; ЗАПРЕТ; НАРУШЕНИЯ; FRANCE; LABOUR LAW; SOCIAL PROTECTION; WOMEN AND CHILD LABOUR; LABOUR RELATIONS; LABOUR RESTRICTIONS; PROHIBITION; VIOLATIONS.

Трудовое и социальное законодательство Франции является одним из ключевых достижений становления и развития европейской правовой культуры конца XVIII – начала XX века. Возникновение и формирование законных общепризнанных норм в трудовой и общественной сферах позволило западным государствам, в том числе и Франции, не только избежать политических, экономических и военных потрясений, но и способствовало значительному повышению уровня жизни населения, а также его общественной защищенности.

Коренной причиной отставания Франции (в экономической, трудовой и социальной сферах) от других европейских государств конца XVIII – начала XX века, явилось достигшее максимальной остроты противоречие между производительными силами и господствующими на тот момент в стране феодальными производственными отношениями [1]. Феодальные пережитки уже не могли обеспечивать дальнейший рост производительных сил. Народ ощущал натиск, как со стороны промышленной производительной верхушки, так и со стороны государства. В стране зрело понимание необходимости глубоких перемен.

В отличие от трудового и социального законодательства Великобритании и Германии, трудовое и социальное законодательство Франции не имело глубоких исторических корней, напротив, первые акты французской революции имели скорее ярко выраженный антирабочий характер [6].

Принятый еще в 1791 году закон Ле–Шапелье, был направлен на борьбу с любыми рабочими объединениями [2, С. 92-93]. Запрещалось создавать союзы рабочих одного и того же состояния и одной и той же профессии, незаконными считались стачки и даже собрания рабочих с целью обсуждения условий труда [2, С. 92-93]. Закон Ле–Шапелье налагал серьезные правовые запреты профсоюзному движению во Франции. С развитием капитализма во Франции данный закон привел к экономической стагнации и был исключен из жизни страны, как устаревший и неэффективный. А в 1864 году он был вовсе отменен. Это позволило узаконить рабочие синдикаты (профсоюзы), политические митинги и стачки, не сопровождавшиеся «неправомерными» действиями. Однако в условиях режима Второй империи рабочие организации не могли свободно создаваться и осуществлять свою деятельность. Лишь в 1884 году парламент Третьей республики, в связи с новым ростом рабочего движения, узаконил свободное образование рабочих союзов, которые преследовали свои экономические цели [1]. Правящие круги Третьей республики были вынуждены пойти на незначительные уступки в вопросах регулирования условий труда.

20 апреля 1871 года Парижская Коммуна выпустила декрет о запрещение ночного труда в булочных [3, С. 148]. По данному декрету ночной труд в булочных отменялся, работа должна была начинаться не ранее 5 часов утра, в связи с массовыми забастовками рабочих на предприятиях [3, С. 148]. Но не все спешили выполнять положения названного декрета, так как для большинства работодателей значительно снижался уровень дохода с предприятия. Последовал ряд серьезных нарушений декрета. В ответ на это Парижская Коммуна издает новый документ. 3 мая 1871 года было выпущено постановление о борьбе с нарушениями декрета о ночной работе в булочных [4, С. 149]. В декрете оговаривалось наказание за неисполнение и нарушение вышеизложенных положений. «Всякое нарушение названного декрета повлечет за собой конфискацию хлеба, выплаченного ночью, который поступит в распоряжение муниципалитетов для раздачи его среди нуждающихся» [4, С. 149]. Наблюдается попытка защитить права рабочих булочных и привлечь к ответственности хозяев предприятий, за грубое нарушение данного постановления.

27 апреля 1871 года Парижская Коммуна выпустила декрет о запрещении штрафов и вычетов из заработной платы рабочих средних и крупных предприятий [5, С. 149]. Исполнительная комиссия по данному декрету:

1) «запретила администрации как частных, так и общественных предприятий налагать штрафы и производить вычеты со служащих и рабочих, заранее установленная заработная плата которых должна уплачиваться в полном размере» [4, С. 149].

2) «все нарушения этого распоряжения будут преследоваться в судебном порядке» [5, С. 149].

3) «все штрафы и удержания, сделанные в виде наказания начиная с 18 марта должны быть возвращены потерпевшим в двухнедельный срок со дня издания настоящего декрета» [4, С. 149]. Издание данного декрета поспособствовало значительному повышению уровня жизни населения Франции.

Законы 1871-1892 годов несколько улучшили положение трудящегося населения. В первую очередь они касались труда женщин и детей. Законы 1874-1892 годов запрещали труд детей, не достигших 13 лет, устанавливали для подростков, не достигших 16 лет 10 часовой рабочий день, до этого он составлял 12-14 часов. Что же касалось подростков, не достигших 18 летнего возраста и женщин, для них рабочий день составлял – 11 часов, раньше рабочий день порой превышал 16 часов. В 1898 году был принят закон, предусматривающий ответственность предпринимателей за производственный травматизм рабочих [6].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что активное развитие трудового и социального законодательства во Франции начнется лишь в начале XX века. Развитие трудового и социального законодательства во Франции, в отличие от других европейских стран, было связано с уровнем организованности и сознательности рабочего движения, со степенью развития государственных механизмов регулирования социальных отношений, с готовностью самих предпринимателей и рабочих, а также общества в целом к поиску и рассмотрению трудовых и социальных компромиссов.

В начале XX века Кодекс о труде претерпел значительные изменения. Прежде всего, он действовал только в отношении промышленных рабочих, требовавших на тот момент особой правовой защиты, в связи с повышенным травматизмом на предприятиях.

Огромное значение в создании правовых начал регулирования трудовых конфликтов и условий труда стал принятый в 1910 году специальный Трудовой кодекс [6]. В нем детально фиксировались законодательные нормы об условиях труда, порядке найма, условиях увольнения, трудовых гарантиях и т.д. В редакциях 1973-1982 годов он сохранил значение действующего кодекса вплоть до конца XX века.

Читайте также: