Если председатель комиссии в отпуске кто подписывает протокол

Опубликовано: 17.09.2024

Законодательство не содержит четкого перечня должностей лиц, которые проводят инвентаризацию имущества в организации. Поэтому решение о включении в комиссию конкретных сотрудников принимается руководителем. В пункте 2.3 Приказа № 49 указано, что в состав комиссии должны включаться:

Из этого положения можно сделать вывод, что бухгалтер и представитель администрации обязательно включаются в состав инвентаризационной комиссии. В отношении участия остальных специалистов принимается решение в зависимости от целей, сроков инвентаризации и иных факторов. При этом из п. 2.3 следует, что членами инвентаризационной комиссии могут быть не только работники организации, но и привлеченные специалисты. Это актуально, если запланирован большой объем инвентаризируемого имущества в короткий срок или необходимо провести инвентаризацию в другом регионе и выгоднее привлечь специализированную организацию, чем оплачивать командировочные расходы своих работников.

Образец протокола комиссии по списанию основных средств

Необходимость списать балансовые объекты рано или поздно возникает у любого учреждения. Она может быть связана, например, с физическим износом объектов, потерей потребительских качеств, порчей или кражей, последствиями стихийных бедствий. Списание объектов основных средств в бюджетных учреждениях регулируется государством и находится под особым контролем. Процедура начинается с решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов в соответствии с требованиями п. 34 Инструкции МФ РФ от 01.12.2021 № 157н.

  • наименование учреждения;
  • наименование документа;
  • номер документа;
  • дата составления;
  • место составления (адрес местонахождения комиссии);
  • состав участников с указанием, кто из них присутствовал;
  • повестка заседания (перечень имущества, которое нужно списать);
  • кого выслушивали и что рассмотрели (какие объекты нужно списать, инвентарные номера, год выпуска, состояние осмотра, срок использования, техническое состояние, экономическая целесообразность ремонта, заключение технической экспертизы);
  • что постановили;
  • итоги голосования;
  • подписи участников.

Заключение комиссии по списанию основных средств

По результатам работы комиссия оформляет заключение. Заключение может быть как отдельным документом, так и частью акта на списание ОС (унифицированная форма ОС-4, например, содержит для этого специальный раздел). При этом в Методических указаниях не упоминаются требования об оформлении специального документа «Заключение комиссии». Однако для детального обоснования списания объекта иногда удобнее оформить самостоятельный документ. Образец заключения можно скачать на нашем сайте.

Положение о комиссии по списанию материальных ценностей

Для руководства комиссией назначается председатель комиссии из числа руководящего состава (заместители руководителей, главные инженеры, начальники подразделений / их заместители и др.). В комиссии участвуют также материально ответственные лица (п. 125 Методических указаний по бухучету МПЗ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2021 № 119н, п. 77 Методических указаний по бухучету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2021 № 91н).

Такое положение (как отдельный внутрифирменный документ) можно встретить в основном на крупных предприятиях, когда необходимо организовать процесс списания имущества в условиях крупного производства и разветвленной организационной структуры. В компаниях среднего масштаба подобный документ отдельно не оформляют, а его содержание включают составной частью в Положение о списании материальных ценностей. На мелких предприятиях состав комиссии и порядок ее работы определяется обычно в приказе или распоряжении.

Принятие решения, если председатель и (или) один из членов комиссии отсутствует

Запрета на проведение ликвидации основного средства при отсутствии председателя законодательство также не содержит (в частности, Инструкция к Единому плану счетов № 157н, Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 октября 2021 г. № 834). При этом в пункте 7 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 октября 2021 г. № 834, сказано, что председатель комиссии осуществляет общее руководство деятельностью комиссии, обеспечивает коллегиальность в обсуждении спорных вопросов, распределяет обязанности и дает поручения членам комиссии. Вместе с тем подписи лиц, совершивших операцию и ответственных за правильность оформления первичных документов, являются обязательным реквизитом первичного документа (п. 7 и 6 ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2021 г. № 402-ФЗ). Унифицированные формы актов о списании основных средств предусматривают их подписание председателем (ф. 0306003, ф. 0306004, ф. 0306033,ф. 0504143, ф. 0504144). Поэтому, если председатель отсутствует, руководителю учреждения (уполномоченному лицу) целесообразно назначить временно исполняющего обязанности председателя комиссии. Для этого нужно издать приказ о его назначении.

Решение о списании федерального имущества может быть принято комиссией при наличии кворума, который составляет не менее двух третей членов состава комиссии. Поэтому отсутствие одного из членов комиссии значения не имеет. Решение о ликвидации принимается большинством голосов присутствующих.*

Если член комисси о списании основных средств в отпуске

Приказ о создании комиссии по списанию основных средств

Обязательной составляющей приказа руководителя является слово «приказываю», после которого уже приводится перечень распоряжений — назначить комиссию по списанию объектов основных средств в составе как минимум трех членов.

Всеми этими вопросами занимается специальная комиссия в составе не менее 3-х человек. Лиц, которые займутся организацией процесса списания ОС, назначает руководитель. Причем это должно быть не просто словесное распоряжение, а документ, оформленный в письменном виде и утвержденный подписью руководителя — скачать образец приказа о создании комиссии по списанию ОС.

Списание запасов член комисси

В положении может также определяться срок, в течение которого КСЦ представляет на рассмотрение руководителю фирмы документ, содержащий выводы комиссии о дальнейшей судьбе тех или иных материальных ценностей.

Затем выделить членов комиссии: председателя, секретаря, и других, а также указать их должности. Заключение комиссии по списанию материальных запасов Для того, чтобы оформить списание запасов в производство использовать можно унифицированную форму, например, форму 0504230.

Приказ о создании комисси по списанию оснолвных средств и материалов

О том, какую роль играет комиссия в процедуре списания малоценного имущества, читайте в материале «Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов». Как выглядит образец приказа о комиссии по списанию имущества Списание материальных ценностей необходимо рассматривать как один из элементов учетно-контрольной системы обеспечения сохранности и эффективности использования имущества фирмы.

В положении может также определяться срок, в течение которого КСЦ представляет на рассмотрение руководителю фирмы документ, содержащий выводы комиссии о дальнейшей судьбе тех или иных материальных ценностей. Если такое положение фирмой не разработано, необходимые аспекты работы КСЦ отражаются в приказе.

Комиссию следует создать не только при необходимости снятия с учета ОС, но и иных ценностей компании. Например, для списания материальных ценностей приказ формируется по такому образцу.

Состав утверждается приказом руководителя, среди членов могут присутствовать работник бухгалтерии, главный бухгалтер, ответственные за основные средства лица, технические специалисты и иные работники предприятия. Издание приказа, в котором будет определен пофамильный список членов комиссии, является обязательной составляющей процедуры списания непригодных объектов.

Пример заключения комиссии по списанию основных средств

Заключение комиссии по списанию основных средств — пример его вы найдете в данной статье — понадобится для корректного оформления процедуры списания внеоборотных активов по причине морального или физического износа и пр. Разберем, как без ошибок составить такой документ.

Списание производится исключительно группой лиц, с участием ответственных за сохранность работников и главного бухгалтера. Сформированная комиссия закрепляется распорядительным документом. Функции комиссии таковы:

Правила создания комиссии по списанию основных средств – состав и обязанности

Ниже указывается слово «ПРИКАЗЫВАЮ» и по пунктам перечисляются распоряжения руководителя, в частности о создании комиссии из трех человек. Перечисляются должности и Ф.И.О. членов. Отдельно выделяется председатель.

Все основные средства (ОС) компании имеют свой срок эксплуатации. Когда подходит время завершения его действия, имущество приходит в негодность, или его продают, проводится процедура списания.

Если член комисси о списании основных средств в отпуске

Состав комиссии назначается приказом по предприятию (образец приказа можно скачать ниже), в нее включают лиц, несущих материальную ответственность за основные средства, представителей бухгалтерии, руководящего состава, иных лиц. Назначается председатель комиссии, ее секретарь. Обычно списанию основных средств предшествует инвентаризация, в ходе которой проводится осмотр основных фондов и выявление объектов, подлежащих снятию с учета.
Возможно также пригодятся образцы следующих приказов:

  • выявление материальных объектов, частично или полностью утративших потребительские свойства, в том числе в результате физического или морального износа, гибели или уничтожения и по иным причинам;
  • признание имущества непригодным для дальнейшего использования в деятельности фирмы;
  • оформление необходимых документов.

Если член комисси о списании основных средств в отпуске

Бланки первой и второй группы объединяет то, что порядок их хранения, учета и использования определяется общим документом — Положением о порядке использования бланков строгой отчетности, утвержденным постановлением Минфина от 21.

На каждое материально ответственное лицо, работающее с бланками строгой отчетности, в бухгалтерии юридического лица ведется карточка-справка по выданным и использованным бланкам строгой отчетности. Инвентаризация неиспользованных бланков строгой отчетности в местах их хранения производится ежемесячно.

Кто входит в комиссия при списании основных средств

  • Правильное документальное оформление списания основных средств, их поступления и внутреннего перемещения.
  • Своевременное и полное отражение амортизации объектов.
  • Формирование затрат, касающихся принятием активов как ОС к учету.
  • Достоверное определение результатов от реализации и прочих типов выбытия ОС.
  • осмотр, выяснение состояния объекта и возможности ремонта;
  • выяснение обстоятельств, приведших к выявленному состоянию единицы активов;
  • определение наличия деталей, узлов, годных к использованию после демонтажа объекта.

Списание запасов член комисси

Большая часть данных документов принята Постановлением Госкомстата РФ №7 от 21.01.2021. В некоторых случаях, например в коммерческих организациях, списывание материальных запасов может проводиться на основании:

Акт для коммерческих организаций Унифицированные формы используют, как правило, госучреждения и бюджетные организации. В коммерческих фирмах бланк акта на списание запасов разрабатывают самостоятельно в удобной для себя форме. Но тем не менее, самостоятельно разработанная форма должна содержать определенный перечень информации:

И протокол, и акт составляются на основе коллегиальности, но принадлежат к разным подсистемам документации внутри организационно-распорядительных документов. Протокол относится к распорядительной документации, а акт является справочно-информационным документом.

См. статью «Разработка шаблона протокола, удобного для заполнения и контроля исполнения» в № 6' 2020

  • в ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»,
  • Методических рекомендациях по его применению (Росархив, ВНИИДАД. М., 2018; далее – Методические рекомендации), а также
  • в Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44; далее – Примерная инструкция).

Пункт 5.22 ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»


Поэтому при оформлении протоколов выше всех располагается подпись председателя (или председательствующего на заседании), а второй – подпись секретаря заседания (или секретаря коллегиального органа) – см. Пример 1. А в актах подпись председателя комиссии располагается выше подписей ее членов, которые располагаются по алфавиту фамилий без указания должности – Пример 2.

Пример 1. Подписи в протоколе


Пример 2. Подписи в акте комиссии


Точно такие же правила оформления подписей закреплены в п. 4.22 Методических рекомендаций, они упоминаются в п. 5.7 и 5.9, показываются в примерах оформления протокола (приложение № 7) и акта (приложение № 8).

В Примерной инструкции мы видим следующее:

Примерная инструкция по делопроизводству в государственных организациях (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 44) – цитируем документ без редакторских правок в первозданном виде

3.34. Деятельность по совместной выработке решений на заседаниях советов, комиссий, совещаниях оформляется протоколами…

3.40. Протокол заседания подписывается председателем (председательствующим) и секретарем заседания, если иное не установлено ЛНА.

3.56. Экземпляры акта подписываются всеми членами комиссии (если акт составлялся комиссией) или составителями и, при необходимости, присутствовавшими лицами.

При подписании акта председателем и членами комиссии наименования их должностей не указываются. Особое мнение составителя акта излагается на отдельном листе, подписывается и прилагается к акту…


В перечисленных выше нормативно-методических документах нет ответа на вопрос о порядке подписания протокола и акта, здесь везде речь идет о месте расположения подписей. Но ответ все-таки есть, он выработан практикой, логикой работы. И вы можете зафиксировать его в своих локальных нормативных актах (ЛНА), чтобы правильно организовать работу сотрудников вашей организации. Это можно сделать в Инструкции по делопроизводству, в Регламенте оформления определенного вида документа или Регламенте деятельности комиссии / подразделения.

Итак, в каком порядке надо подписывать:

  • акты:
    • сначала это делают все участники комиссии. При этом они проверяют правильность отражения в акте фактов (это немного напоминает процесс согласования документа перед его подписанием);
    • потом подписывает председатель – появление его подписи ставит окончательную точку в процессе придания документу юридической силы;
    • сначала это делает секретарь, как составитель документа. Его подпись «сигнализирует» председателю, что данный человек принял на себя ответственность за правильность отражения хода обсуждений и принятых решений;
    • потом расписывается председатель и проект переходит в статус действующего документа.

    Если же у вас все 3 «действующих лица», то обычно:

    • первым подписывает составитель документа;
    • далее участники собрания / заседания / комиссии (если их подписи должны быть на нем, что может быть отражено в ЛНА);
    • последним это делает председатель.

    Данный порядок логичен! И тогда получается (см. Пример 3), что оформление подписей идет «снизу вверх» – от нижестоящих к вышестоящим.

    Последовательность проставления собственноручных подписей зависит от коллегиального принципа управления и коллегиальности в принятии решений.

    В рамках корпоративного управления некоторые организации в Регламенты работы совета директоров, правления и комитетов включают пункты о том, что протоколы заседаний в обязательном порядке подписываются всеми членами соответствующего коллегиального органа, присутствовавшими на заседании. В этом случае в Регламенте закрепляется и образец оформления подписей в порядке алфавита фамилий всех членов коллегиального органа.

    Пример 3. Образец оформления подписей на протоколе в Регламенте работы Правления (коллегиального исполнительного органа)


    Оговорим еще одну особенность: в актах приема-передачи дел, инвентаризации, проверок и т.п. принимающий дела, проверяющие включаются в состав комиссии, а проверяемые и передающие дела лица оформляются как присутствующие при установлении фактов и составлении акта. В конце акта их подпись указывается с наименованием должности:

    Пример 4. Подписи в акте проверки отдела комплектации




    Выбери вариант доступа

    • Делопроизводство и архив
    • Юридический навигатор
    • Кадровая служба

    Письмо с подтверждением подписки выслано вам на почту

    Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

    Комментарии 0

    Рекомендовано для вас

    • Свежие
    • Посещаемые

    Работа с факсимиле: где можно использовать, как документировать легитимность, риски (часть 2)

    В этом номере журнала сосредоточимся на порядке использования факсимиле работниками организации: какой алгоритм работы лучше заложить в ЛНА, как потом документировать его выполнение (ввести факсимиле в оборот; определить, кто и на каких документах при каких условиях может его проставлять; как изъять факсимиле у пользователя и уничтожить). Показали образцы оформления приказов об изготовлении факсимиле, введении его в действие, об уничтожении факсимиле; акта о временной передаче штампа-факсимиле от одного пользователя другому; акта об уничтожении факсимиле в присутствии комиссии и лица, чью подпись оно проставляло; журнала учета печатей, штампов, факсимиле и реестра образцов оттисков штампов-факсимиле. Полный комплект документов поможет вам все грамотно организовать.

    Работа с факсимиле: где можно использовать, как документировать легитимность, риски (часть 1)

    В этом номере журнала подробный разбор практики работы с факсимиле начинаем с выяснения допустимой сферы применения этого способа подписания документов. В каком случае это возможно для инвалидов по зрению? Как все остальные должны договариваться об уместности факсимиле на их документах? Что делать, если соглашение об этом с контрагентом не подписано, а факсимиле уже вовсю используется? Как и когда составлять такие соглашения? Как данную договоренность можно сразу отразить в заключаемом договоре? И наоборот – как в нем можно сформулировать запрет на использование сторонами факсимиле? Что делать, если вы получили документ-оферту или акцепт, подписанный факсимиле? Каковы особенности в сфере госзакупок? Отвечаем на перечисленные вопросы, основываясь на судебной практике и показывая образцы документов и их ключевых формулировок.

    Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

    Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

    Как в тексте протокола оформить ход обсуждения и принятые решения

    Даем методику вычленения важного из сказанного на заседании и трансформации этой информации в структурированный текст протокола. Приводим образцы оформления текста протокола, отличающиеся по расположению его элементов и составу отражаемой информации. Объясняем, как секретарь может согласовать подготовленный им проект протокола с участниками совещания до его подписания, кто и когда его должен подписывать (тут тоже возможны разные варианты).

    Общие правила составления и оформления протокола

    Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

    Как оформить подпись за директора?

    Подписывать документы за директора вполне может другое лицо. Предоставить право подписи можно по всем документам либо по определенным направлениям/вопросам, только в отсутствие директора либо всегда. Для этого можно оформить штатное заместительство, временный перевод, совместительство (как внутреннее, так и внешнее) или исполнение обязанностей временно отсутствующего директора без освобождения замещающего лица от основной работы. Для вашего удобства в таблице мы показали комплект документов, которым вы сможете подтвердить полномочия подписанта в каждом из этих случаев. В зависимости от способа уполномочия «дублера» его подпись на документах вместо директора должна быть оформлена по-разному – мы показали все эти варианты. Еще привели примеры исправления данных отсутствующего директора на пришедшем от контрагента проекте документа, чтобы его мог подписать другой человек (что добавлять, что зачеркивать и как удостоверять это). Объяснили, что будет в случае подписания документа неуполномоченным лицом – тут тоже возможны разные варианты.

    Оформляем акты на уничтожение документов

    В каком порядке в структурных подразделениях выявляются документы для уничтожения? Как описать в акте черновики, проекты и лишние экземпляры? Как составить сводный акт по организации о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению? Какие графы таблицы и реквизиты в утвержденной форме акта не нужно заполнять, если ваша организация не является источником комплектования государственного или муниципального архива, а также если к уничтожению выделяются документы подразделений, еще не сданные в архив организации? Факт уничтожения нужно документировать отдельно. Какие варианты оформления при этом возможны?

    Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

    Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

    Галичевская Е. Н.

    Проведение любой из процедур, регламентированных Законом № 44-ФЗ, требует создания комиссии по закупке. Исключение - заключение контракта с единственным поставщиком. В статье расскажем, что входит в обязанности комиссии по осуществлению закупок, сколько комиссий может создать заказчик, кто не имеет права входить в ее состав

    Деятельность комиссии по осуществлению закупок регулируется ст. 39 Закона № 44-ФЗ.

    Главная задача комиссии — обеспечить соблюдение требований законодательства при осуществлении заказчиком процедуры определения поставщика и выбора победителя в целях закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд.

    Комиссия обязана отказать участникам, заявки которых не соответствуют требованиям закона и требованиям заказчика, а также тем, кто не предоставил обеспечение своих заявок.

    Как создать комиссию?

    Комиссия должна быть создана до начала проведения торгов. Заказчик формирует комиссию по своему усмотрению — для каждой торговой процедуры отдельно или единую комиссию для всех своих закупок. Могут быть одновременно сформированы сразу несколько структур — аукционная, конкурсная и котировочная комиссии. Статья 39 Закона № 44-ФЗ разрешает и создание универсального коллегиального органа для различных способов закупок.

    Пошагово создание комиссии выглядит следующим образом:

    • Заказчик издает Приказ о создании комиссии. В нем указывает состав комиссии, порядок ее работы, назначает председателя и его заместителя. Издается приказ в произвольной форме. За оформление приказа чаще всего несет ответственность работник контрактной службы. Документ визируется руководителем организации. Приказ выпускается не позднее даты размещения извещения о проведении закупки.
    • Утверждает Положение о комиссии не позднее дня, установленного для публикации извещения об осуществлении торговой процедуры. Это основной документом, регламентирующий деятельность закупочной комиссии. В положении указываются следующие обязанности коллегиального органа: регистрация и обработка заявок участников закупки; определение победителей; принятие решения об отклонении заявок, содержащих нарушения; оформление протоколов по каждому этапу работы.

    Сколько человек нужно включить в состав комиссии? В ст. 39 Закона № 44-ФЗ указано, что:

    • не менее 5 чел. - в конкурсной, аукционной или единой комиссии;
    • не менее 3 чел. – в котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений

    Кто должен входить в состав комиссии?

    Есть несколько требований относительно профессиональной подготовки специалистов, которые войдут в комиссию. Согласно ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ в состав коллегиального органа заказчик должен включать преимущественно сотрудников, которые обладают специальным образованием или квалификацией в закупочной сфере. Поскольку Законом № 44-ФЗ не установлены конкретные требования к числу членов комиссии, обладающих профессиональными знаниями в сфере закупок или знаниями об объекте закупок, целесообразно, чтобы комиссия на 50% или более состояла из лиц, обладающих указанными знаниями.

    Кроме того, специалисты комиссии могут и не обладать образованием в сфере закупок. Но могут владеть профессиональными знаниями, имеющими отношение к объекту проводимой закупки.

    Заказчик может привлекать экспертов и экспертные организации для оценки заявок участников, но эксперты не могут быть членами аукционной, конкурсной, единой и других подобных комиссий заказчика.

    Закон запрещает привлекать в качестве члена комиссии:

    • физических лиц, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям;
    • физических лиц, лично заинтересованных в результатах определения поставщиков;
    • физических лиц, подавших заявки на участие в таком определении или состоявших в штате организаций, подавших данные заявки
    • физических лиц, на которых способны оказать влияние участники закупки, акционеры этих организаций, члены органов управления, кредиторы
    • физических лиц, состоящих в браке с руководителем участника закупки, либо являющихся близкими родственниками — родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями или усыновленными руководителем участника закупки;
    • должностных лиц контрольного органа, непосредственно осуществляющих контроль в сфере закупок

    Перечисленные лица имеют (или могут иметь) прямую или косвенную заинтересованность и поэтому не могут быть членами комиссии.

    В случае выявления в составе комиссии указанных лиц, заказчик, принявший решение о создании комиссии, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок.

    Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, создавшего комиссию. Иное лицо или иной орган заменить члена комиссии не вправе. Также необходимо поступить в случае невозможности исполнения членом комиссии своих обязанностей — в случае смерти, по состоянию здоровья, по причине длительного отсутствия и т.д.

    Права и обязанности членов комиссии:

    • знакомиться со всеми представленными на рассмотрение документами и сведениями, составляющими заявку;
    • готовить и направлять разъяснения по запросам участников;
    • выступать по вопросам повестки дня на заседаниях;
    • проверять правильность содержания протоколов, в том числе правильность отражения в этих протоколах своего выступления;
    • присутствовать на заседаниях, за исключением случаев, вызванных уважительными причинами (временная нетрудоспособность, командировка и другие уважительные причины);
    • принимать решения в пределах своей компетенции.

    Председатель и секретарь закупочной комиссии

    • Руководит работой комиссии и обеспечивает выполнение регламента, установленного Положением о закупках;
    • Объявляет заседание правомочным или выносит решение о его переносе из-за отсутствия необходимого количества членов;
    • Открывает и ведет заседания комиссии, объявляет перерывы;
    • В случае необходимости выносит на обсуждение комиссии вопрос о привлечении к работе экспертов;
    • Подписывает протоколы, составленные в ходе работы комиссии.
    • Готовит заседания, включая оформление и рассылку необходимых документов, информирование членов комиссии по всем вопросам, относящимся к их функциям (в том числе извещение лиц, принимающих участие в работе комиссии, о времени и месте проведения заседаний и обеспечение членов комиссии необходимыми материалами).

    Регламент работы комиссии

    Как следует из ч. 8 ст. 39 Закона №44-ФЗ, комиссия может работать при одновременном выполнении следующих условий:

    1. Все члены комиссии своевременно уведомлены председателем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии. Обратите внимание, ранее не было определено, кто обязан осуществлять такое информирование;
    2. На заседании комиссии присутствует не менее чем 50% состава комиссии. В случае отсутствия кворума, должен быть осуществлен повторный созыв заседания комиссии.
    • принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования. То есть, необходимо личное присутствия членов комиссии на ее заседании,
    • делегирование членами комиссии своих полномочий иным лицам (в силу данного запрета член комиссии не вправе передавать свои полномочия никому, в т.ч. и другому члену комиссии).

    Решения, которые принимаются в ходе заседания, оформляются в виде протокола.

    Ответственность, возлагаемая на членов комиссии

    Все члены закупочной комиссии несут персональную ответственность за нарушения в сфере контрактной системы (ст.ст. 39, 107 Закона № 44-ФЗ). При ненадлежащем исполнении членами комиссии обязательств, на них может быть наложено административное, дисциплинарное или уголовное взыскание.

    Участникам комиссии запрещено общаться с потенциальными поставщиками, повреждать конверты с заявками до даты их распаковки, предъявлять к поставщикам требования, не прописанные в законодательстве. Все решения, принятые членами комиссии, являются обязательными для участников. В случае несогласия потенциальных поставщиков с решениями комиссии, они могут подать жалобу в УФАС.

    1.1. Положение о Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Положение) разработано в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

    1.2. Настоящее Положение определяет цели, задачи, функции, полномочия и порядок работы Единой комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Единая комиссия).

    1.3. Термины и определения, используемые в настоящем Положении, применяются с учетом положений Федерального закона о контрактной системе.

    2. Правовое регулирование

    Единая комиссия в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом о контрактной системе, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, Порядком организации работы контрактной службы Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденным распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы от 1 ноября 2017 г. № 2–175, иными нормативными актами, утвержденными распоряжениями Председателя Государственной Думы, Руководителя Аппарата Государственной Думы, и настоящим Положением.

    3. Цели и задачи Единой комиссии

    3.1. Единая комиссия создается в целях определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений для обеспечения деятельности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума).

    3.2. Задачами Единой комиссии являются:

    обеспечение объективности при рассмотрении и оценке заявок на участие в закупках, проведении предквалификационного отбора участников, обсуждении предложений участников на первом этапе двухэтапного конкурса;

    соблюдение принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, равных условий участия в закупках;

    устранение возможностей злоупотребления и коррупции при осуществлении закупок.

    4. Порядок формирования Единой комиссии

    4.1. Единая комиссия является коллегиальным органом.

    4.2. Единая комиссия является постоянно действующей.

    4.3. Состав Единой комиссии утверждается распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы.

    4.4. В состав Единой комиссии входят не менее пяти человек – членов Единой комиссии, в том числе председатель Единой комиссии и заместители председателя Единой комиссии.

    4.5. Для обеспечения деятельности Единой комиссии распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы назначается секретарь с правом голоса – лицо из числа членов Единой комиссии или секретарь без права голоса – лицо (несколько лиц), не являющееся членом Единой комиссии.

    4.6. Членами Единой комиссии не могут быть физические лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям, либо физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в таком определении или состоящие в штате организаций, подавших данные заявки, либо физические лица, на которых способны оказать влияние участники закупки (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами указанных участников закупки), либо физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки, а также непосредственно осуществляющие контроль в сфере закупок должностные лица контрольного органа в сфере закупок. В случае выявления в составе Единой комиссии указанных лиц они незамедлительно заменяются другими физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и на которых не способны оказывать влияние участники закупок, а также физическими лицами, которые не являются непосредственно осуществляющими контроль в сфере закупок должностными лицами контрольных органов в сфере закупок.

    4.7. Замена членов Единой комиссии осуществляется только по решению Руководителя Аппарата Государственной Думы.

    4.8. По решению Руководителя Аппарата Государственной Думы помимо Единой комиссии могут создаваться комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг, требующих иного состава комиссии.

    5. Функции Единой комиссии

    Единая комиссия выполняет следующие функции при осуществлении закупок конкурентными способами определения поставщиков, подрядчиков или исполнителей (далее – поставщиков):

    вскрывает конверты с заявками на участие в определении поставщиков (окончательными предложениями) и (или) открывает доступ к таким заявкам (окончательным предложениям), поданным в форме электронных документов;

    рассматривает заявки на участие в определении поставщиков и проверяет соответствие участников предъявляемым требованиям;

    оценивает заявки на участие в определении поставщиков и окончательные предложения;

    проводит предквалификационный отбор участников конкурса с ограниченным участием;

    проводит обсуждение первоначальных предложений участников двухэтапного конкурса;

    ведет и подписывает протоколы, установленные Федеральным законом о контрактной системе;

    осуществляет иные функции, которые возложены Федеральным законом о контрактной системе на Единую комиссию.

    6. Полномочия членов Единой комиссии

    6.1. Члены Единой комиссии вправе:

    знакомиться со всеми документами и сведениями, представленными на рассмотрение Единой комиссии;

    выступать по вопросам повестки дня заседания Единой комиссии;

    проверять правильность содержания протоколов заседания Единой комиссии, в том числе правильность отражения в них своего решения;

    для оценки заявок участников закупок привлекать независимых специалистов (экспертов), заключения которых по рассматриваемым вопросам носят рекомендательный характер;

    пользоваться иными правами, предусмотренными законодательством в сфере закупок и настоящим Положением.

    6.2. Члены Единой комиссии обязаны:

    присутствовать на заседаниях Единой комиссии;

    принимать решения в пределах своей компетенции, предусмотренной Федеральным законом о контрактной системе;

    подписывать оформляемые в ходе заседаний Единой комиссии протоколы;

    незамедлительно сообщать Руководителю Аппарата Государственной Думы о препятствующих участию в работе Единой комиссии обстоятельствах, которые перечислены в пункте 4.6 раздела 4 настоящего Положения;

    выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством в сфере закупок и настоящим Положением.

    7. Порядок работы Единой комиссии

    7.1. Взаимодействие Единой комиссии и контрактной службы Аппарата Государственной Думы осуществляется в порядке, установленном разделом 9 Порядка организации работы контрактной службы Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, утвержденного распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы от 1 ноября 2017 г. № 2–175.

    7.2. Единая комиссия выполняет возложенные на нее функции посредством проведения очных заседаний.

    7.3. Плановые заседания Единой комиссии проводятся еженедельно по вторникам и четвергам. Начало работы Единой комиссии для выполнения возложенных на нее функций по вскрытию конвертов с заявками на участие в определении поставщиков (окончательными предложениями) и (или) открытию доступа к таким заявкам (окончательным предложениям), поданным в форме электронных документов, – 10 часов 00 минут. Начало работы Единой комиссии для выполнения возложенных на нее функций, за исключением вскрытия конвертов с заявками на участие в определении поставщиков (окончательными предложениями) и (или) открытия доступа к таким заявкам (окончательным предложениям), поданным в форме электронных документов, – 13 часов 00 минут. Место проведения заседаний Единой комиссии – улица Охотный ряд, дом 1, кабинет 440. При необходимости по решению председателя Единой комиссии или лица, его замещающего, могут также проводиться внеплановые заседания Единой комиссии.

    7.4. Принятие решения членами Единой комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.

    7.5. Единая комиссия правомочна осуществлять возложенные на нее функции, если на заседании Единой комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.

    7.6. Члены Единой комиссии должны быть своевременно уведомлены председателем Единой комиссии или по его поручению иным лицом в соответствии с настоящим Положением о месте, дате и времени проведения заседания Единой комиссии.

    7.7. При отсутствии председателя Единой комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Единой комиссии.

    7.8. Присутствие членов Единой комиссии на ее заседаниях является обязательным. При нахождении в отпуске, в случае командирования или направления на обучение, а также временной нетрудоспособности член Единой комиссии освобождается от участия в заседании Единой комиссии, при этом член Единой комиссии до наступления указанных обстоятельств (за исключением временной нетрудоспособности) не позднее, чем за один служебный день до заседания уведомляет председателя и секретаря Единой комиссии или лиц, их замещающих, о датах своего отсутствия на службе посредством телефонной связи, электронной почты или иным способом, обеспечивающим беспрепятственное получение этими лицами соответствующей информации. В случае наступления временной нетрудоспособности член Единой комиссии также предпринимает возможные усилия по информированию председателя и секретаря Единой комиссии о факте своей временной нетрудоспособности. При других обстоятельствах освобождение от участия в заседании Единой комиссии осуществляется председателем Единой комиссии или лицом, его замещающим, с незамедлительным уведомлением об этом секретаря Единой комиссии.

    7.9. Председатель Единой комиссии:

    доводит до присутствующих членов Единой комиссии повестку дня и руководит заседанием;

    делает объявления (предложения) присутствующим на заседании участникам закупки в случаях, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе;

    дает поручения заместителю председателя Единой комиссии и секретарю Единой комиссии;

    осуществляет иные полномочия, установленные Федеральным законом о контрактной системе и настоящим Положением.

    7.10. Заместитель председателя Единой комиссии:

    выполняет поручение председателя Единой комиссии по подготовке, организации и проведению заседаний Единой комиссии;

    исполняет обязанности председателя Единой комиссии в его отсутствие.

    7.11. Секретарь Единой комиссии:

    по поручению председателя Единой комиссии осуществляет своевременное уведомление членов Единой комиссии о месте, дате и времени проведения заседаний Единой комиссии;

    обеспечивает подготовку протоколов заседаний Единой комиссии.

    7.12. Решения Единой комиссии принимаются открытым голосованием, член Единой комиссии имеет один голос. При принятии Единой комиссией решения открытым голосованием в случае, если мнения присутствующих членов Единой комиссии по решаемому вопросу разделились поровну, председатель Единой комиссии имеет право принятия окончательного решения.

    7.13. Протоколы заседаний Единой комиссии подписываются председателем Единой комиссии и всеми членами Единой комиссии, принимавшими участие в заседании.

    7.14. Проведение переговоров членами Единой комиссии с участниками закупок в отношении заявок на участие в определении поставщиков, окончательных предложений, в том числе в отношении заявок, окончательных предложений, поданных такими участниками, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе.

    8. Ответственность Единой комиссии

    Члены Единой комиссии, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Порядок проведения инвентаризации урегулирован Методическими рекомендациями, которые утверждены приказом Минфина №49 от 13.06.1995.

    Схема работы ИК состоит из следующих этапов:

    • формирование — ИК формируется приказом, который издает и подписывает руководитель организации или уполномоченное им лицо;
    • проведение проверки наличия ценностей, фиксация результатов в описях и сверка полученных данных с теми, что заявлены в документах организации; если выявлено больше, чем заявлено в документах, фиксируется излишек, если меньше — недостача;
    • проведение итогового заседания ИК, на котором рассматриваются инвентаризационные описи, анализируются полученные результаты; итоги заседания оформляются в письменном виде, этот документ утверждает руководитель компании.

    Приведем образец заполнения заключения комиссии в инвентаризационной описи:

    Опись инвентаризации
    Инвентаризационная опись


    Протокол заседания инвентаризационной комиссии (образец)

    Зачем составлять протокол по итогам проведенной инвентаризации? Завершив инвентаризацию, комиссия анализирует выявленные расхождения и недостатки, предлагает схемы их устранения и оптимизации рабочего процесса. В протокол заседания инвентаризационной комиссии стоит включить выводы по итогам проведенных мероприятий, предложения по результатам проверки.

    Стоит отметить, что протокол инвентаризационной комиссии (образец мы приведем в конце статьи) составлять не обязательно, решение о его заполнении остается на усмотрение руководителя. Если в описях и актах инвентаризации отражаются сведения о фактическом наличии имущества и обязательствах, то протокол инвентаризационной комиссии – это сводный документ, который подводит итоги работы комиссии, содержит анализ полученных данных, выводы и предложения (например, если выявлена недостача – были ли получены объяснения материально-ответственно лица, кого признали виновным в недостаче и т.д.).

    Итог проведенной инвентаризации целесообразно зафиксировать в протоколе, хотя его отсутствие не повлечет для компании негативных последствий. Однако, при наличии недостач протокол может стать важным документом, доказывающим правомерность взыскания ущерба с виновных.

    Единая форма документа не установлена, протокол инвентаризации можно составить самостоятельно. В протоколе стоит отразить следующую информацию:

    • Название предприятия, на котором проводилась инвентаризация;
    • Дата заполнения протокола;
    • Протокол инвентаризационной комиссии содержит состав членов комиссии с указанием занимаемых должностей и ФИО;
    • Итоги проведения инвентаризации: выявлены ли недостачи, излишки;
    • В случае выявления недостач необходимо зафиксировать в протоколе были ли истребованы письменные объяснения с материально-ответственных лиц, к каким выводам относительно виновности пришла комиссия и т.д.;
    • Протокол инвентаризации в заключительной части отражает выводы комиссии по итогам проведения проверки, предложения о мерах, которые необходимо принять для устранения негативных последствий.

    Протокол подписывается всеми членами комиссии. Конечно, в зависимости от итогов проведения инвентаризации и выявленных в процессе проверки проблем, содержание основной части документа, а также ее объем, будет отличаться. Пример протокола инвентаризационной комиссии приведен ниже – вы можете воспользоваться им при составлении своего документа. Не стоит делать протокол слишком объемным – документ должен отражать установленные факты излишков/недостач, их причины, пути преодоления выявленных недостатков и т.п.

    Подписанный протокол передается руководителю компании, который с учетом мнения комиссии принимает окончательное решение по итогам проведенной инвентаризации.

    Протокол по результатам инвентаризации (образец заполнения)

    Что отражают в протоколе

    Перечень того, что писать в заключении инвентаризационной комиссии, следующий:

    • наименование организации;
    • состав ИК с указанием должностей ее членов и председателя;
    • итоги: соответствует или не соответствует результат заявленному в официальных документах, имеются ли недостачи или излишки;
    • при выявлении недостатков или излишков фиксируется факт запроса объяснений у ответственного лица и содержание объяснений, если ИК таковые получила;
    • выводы и принятые решения, в том числе необходимо утвердить недостаток или излишек и возложить ответственность на определенное лицо.

    Когда нужен протокол инвентаризации

    Основным нормативным документом, регламентирующим проведение инвентаризации, являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49.
    Эксперты справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» разобрали самые сложные вопросы, возникающие в ходе проведения инвентаризации, в готовом решении. Для его просмотра воспользуйтесь бесплатным онлайн-доступом к системе.

    Протокол инвентаризации косвенно упоминается только в п. 5.3 указаний. Там идет речь об объяснениях при выявлении недостач. Таким образом, из буквального прочтения документа можно сделать вывод, что протокол необходимо составлять, только если в ходе инвентаризации были обнаружены отклонения.

    Однако обычно протокол составляют в любом случае. Этот документ подводит итоги инвентаризации и содержит решения, принятые по ее результатам. Кроме того, ситуации, когда по итогам инвентаризации не обнаружено вообще никаких отклонений, на практике встречаются крайне редко.

    Оформление документов

    Инвентаризации – это не просто пересчет имущества и проверка документов, но и оформление результатов. Приказ № 49 детально регламентирует, что и в каком порядке необходимо оформлять. Если инвентаризуется имущество, то необходимо произвести фактическую проверку, то есть пересчет или обмер, взвешивание имущества и внести данные в инвентаризационную опись. По результатам сверки фактического результата с данными учета заполняется сличительная ведомость, в которой указываются расхождения. Итоговые данные отражаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией.

    В Приказе № 49 протокол заседания инвентаризационной комиссии в числе обязательных документов не указан и упоминается только один раз – в п. 5.3 Приказа № 49 при рассмотрении вопроса об отражении недостачи при пересортице. Тем не менее в судебной практике этот документ может не просто фигурировать, но и являться одним из доказательств, причем по ущербу, с пересортицей не связанному. Так, отсутствие подписи и даты составления протокола инвентаризационной комиссии послужило одним из оснований для отказа предприятию в иске о взыскании ущерба с работника – системного администратора в связи с нарушением порядка оформления результатов инвентаризации (апелляционное определение Московского городского суда от 14.08.2013 по делу N 11-23913).

    Создание документа и его отражение в учетной политике

    Основным документом, регламентирующим порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств компании, а также порядок оформления ее результатов, является Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении Методуказаний по инвентаризации». Следует отметить, что форма протокола законодательно не утверждена, обязанность по ее составлению Методическими указаниями не закреплена, поэтому решение об оформлении итогового документа работы инвентаризационной комиссии (далее — ИК) предприятию необходимо закрепить в учетной политике, а также самостоятельно разработать образец протокола инвентаризации с учетом положений ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

    Приведем фрагмент учетной политики, касающийся протокола заседания ИК:

    «По итогам инвентаризации инвентаризационная комиссия на заседании проводит анализ выявленных в ходе проверки расхождений, а также предлагает способы устранения обнаруженных расхождений фактического наличия ценностей и данных бухучета (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации). Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом».

    Также в учетной политике предприятия необходимо указать, в течение какого времени с момента получения сличительных ведомостей проводится собрание ИК, и каковы сроки оформления приказа руководителя об утверждении результатов контрольных мероприятий.

    Образец приказа на инвентаризацию

    Является основополагающим для инвентаризационных мероприятий. У него есть строгая форма ИНВ-22, отступление от которой недопустимо. Инициировать может как руководитель структурного подразделения, так и главное управление. Храниться он будет в бухгалтерии филиала или головного офиса, в зависимости от того, кто стал инициатором.

    Согласно распоряжению проводить контроль можно как во всей компании, так и на отдельных ее участках. В шапке указывается ОКПО и название подразделения. Если нужно проверить несколько филиалов, то для каждого из них должен быть составлен отдельный документ.

    Обязательно следует указать:

    • название и адрес организации;
    • объект контроля (расчеты с покупателями, материальные ценности, нематериальные активы и др.);
    • дату начала и окончания процедуры;
    • причину;
    • число, когда требуется сдать в бухгалтерию;
    • должность, фамилию и инициалы лица, требующего проверку.

    После подготовки бумаги порядковый номер нужно занести в журнал по форме ИНВ-23, результаты по ИНВ-22. Прописываются ответственные люди, председатель и минимум один сотрудник штата.

    требования к составу инвентаризационной комиссии

    Решения по итогам проведения инвентаризации

    Приведенный выше образец протокола по инвентаризации завершается перечнем принятых решений. Они зависят от наличия выявленных по результатам проверки отклонений.

    Читайте также: