Если председатель наблюдательного совета в отпуске

Опубликовано: 17.09.2024

Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом органы (ученый совет, художественный совет и др.). Неверная организация деятельности органов учреждения может повлечь претензии специалистов контролирующих ведомств при проверках. В статье расскажем о нарушениях.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) органами автономного учреждения являются наблюдательный совет, руководитель автономного учреждения, а также иные пре­дусмотренные федеральными законами и уставом органы (ученый совет, художественный совет и др.). Неверная организация деятельности органов учреждения может повлечь претензии специалистов контролирующих ведомств при проверках.

Наблюдательный совет автономного учреждения является выборным представительным и коллегиальным органом государственно-общественного управления учреждением, осуществляющим в соответствии с уставом решение отдельных вопросов, относящихся к его компетенции.

Основы правового регулирования деятельности наблюдательного совета автономного учреждения урегулированы ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Они состоят в следующем.

В автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее 5 и не более 11 членов. Срок действия полномочий наблюдательного совета автономного учреждения определяется уставом автономного учреждения, но не может быть более пяти лет.

Автономное учреждение не вправе выплачивать членам наблюдательного совета автономного учреждения вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, за исключением компенсации документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с участием в работе наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 6 ст. 10 Закона № 174-ФЗ).

Рассмотрим типичные нарушения, выявляемые при проведении проверочных мероприятий и связанные с организацией деятельности наблюдательного совета.

Нарушение периодичности проведения собраний

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона № 174-ФЗ заседания наблюдательного совета автономного учреждения проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Несоблюдение данного требования повлечет претензии проверяющих ведомств.

Так, по материалам проверки деятельности одного из учреждений в качестве нарушения контролеры зафиксировали то, что вопреки ч. 1 ст. 12 Закона № 174-ФЗ заседания наблюдательного совета не проводились в III квартале 2014 года и IV квартале 2015 года (см. материалы, опубликованные на официальном сайте МО Салехард www.salekhard.org, меню «Администрация города» – «Контрольно-ревизионная деятельность» – «Отчет о результатах проведения контрольного мероприятия «Комплексная проверка деятельности МАУ «Салехардский центр молодежи»). Таким образом, пропуск даже только одного квартала признается нарушением.

Документом, подтверждающим факт проведения заседания, является протокол заседания наблюдательного совета. Если протоколы представлены не будут, проверяющие сделают вывод, что свои функции наблюдательный совет автономного учреждения в соответствующий период не выполнял (см., например, материалы проверок, размещенные на официальном сайте Администрации Ширинского района Республики Хакасия www.shiranet.ru, меню «Контрольно-счетная палата» – «Контрольные мероприятия» – «Отчеты по проверкам» – «Отчет по результатам «Проверки использования средств бюджета муниципального образования Ширинский район, выделенных в виде субсидий автономным учреждениям»).

Нарушения при определении состава наблюдательного совета

В состав наблюдательного совета автономного учреждения должны входить представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. В состав наблюдательного совета автономного учреждения могут входить представители работников автономного учреждения.

Не менее половины из числа представителей государственных органов и органов местного самоуправления составляют представители органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения. Количество представителей работников автономного учреждения не может превышать одну треть от общего числа членов наблюдательного совета автономного учреждения.

Как прямо сказано в п. 4 ст. 10 Закона № 174-ФЗ, руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета автономного учреждения. Руководитель автономного учреждения участвует в заседаниях наблюдательного совета автономного учреждения с правом совещательного голоса.

При этом необходимо обратить внимание на следующее существенное обстоятельство. В период отпуска, временной нетрудоспособности руководителя автономного учреждения или его отсутствия по другим причинам выполняет обязанности руководителя его заместитель или же исполнение обязанностей руководителя может возлагаться на иное лицо.

Если сотрудник, замещающий руководителя, входит в состав наблюдательного совета и участвует в очередном заседании, могут возникать проблемы.

В качестве примера можно привести материалы проверок контрольно-счетной палаты Чувашской Республики. В акте проверяющие указали, что в нарушение законодательства главный бухгалтер автономного учреждения 20 декабря приняла участие в заседании наблюдательного совета автономного учреждения, в то время как приказом автономного учреждения от 14 декабря в период с 17 по 23 декабря на нее было возложено выполнение обязанностей директора автономного учреждения (см. информацию, размещенную на официальном портале органов власти Чувашской Республики gov.cap.ru, меню «Деятельность» – «Контрольные мероприятия» – «2013 год»).

Напомним, что в соответствии с ч. 8 ст. 10 Закона № 174-ФЗ решение о назначении членов наблюдательного совета автономного учреждения или досрочном прекращении их полномочий принимается учредителем автономного учреждения. Решение о назначении представителя работников автономного учреждения членом наблюдательного совета или досрочном прекращении его полномочий принимается в порядке, установленном уставом автономного учреждения.

Поэтому в рассмотренном выше случае главному бухгалтеру не следовало принимать участие в заседании наблюдательного совета. Кроме того, если предполагается, что руководитель будет отсутствовать длительное время, необходимо применить процедуру досрочного прекращения полномочий члена наблюдательного совета.

Обычно для таких случаев в положение о наблюдательном совете добавляется следующая норма: «Вакантные места, образовавшиеся в наблюдательном совете в связи со смертью или с досрочным прекращением полномочий его членов, замещаются на оставшийся срок полномочий наблюдательного совета».

Отсутствие в документации отметок об утверждении наблюдательным советом

Вопросы компетенции наблюдательного совета урегулированы нормами ст. 11 Закона № 174-ФЗ. В соответствии с ч. 1 данной статьи наблюдательный совет автономного учреждения рассматривает:

1) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав автономного учреждения;

2) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о создании и ликвидации филиалов автономного учреждения, об открытии и о закрытии его представительств;

3) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о реорганизации автономного учреждения или о его ликвидации;

4) предложения учредителя или руководителя автономного учреждения об изъятии имущества, закрепленного за автономным учреждением на праве оперативного управления;

5) предложения руководителя автономного учреждения об участии автономного учреждения в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

6) проект плана финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения;

7) по представлению руководителя автономного учреждения – проекты отчетов о деятельности автономного учреждения
и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность автономного учреждения;

8) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно;

9) предложения руководителя автономного учреждения о совершении крупных сделок;

10) предложения руководителя автономного учреждения о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

11) предложения руководителя автономного учреждения о выборе кредитных организаций, в которых автономное учреждение может открыть банковские счета;

12) вопросы проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности автономного учреждения и утверждения аудиторской организации.

Вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения, не могут быть переданы на рассмотрение другим органам автономного учреждения (ч. 9 ст. 11 Закона № 174-ФЗ). Поэтому в случае проверки деятельности учреждения важно, чтобы у учреждения имелось свидетельство того, что соответствующие документы действительно были утверждены (одобрены, согласованы) наблюдательным советом.

Руководитель организации издал приказ следующего содержания. Наименование: о возложении обязанностей. Текст: в связи с производственной необходимостью на период служебной командировки и ежегодного отпуска /должность руководителя/ приказываю: возложить с такого-то по такое-то число исполнение обязанностей /должность руководителя/ в части руководства /название организации/ на /должность заместителя руководителя/, с его согласия. Сначала руководитель был в командировке, потом в отпуске, а это оформлено одним приказом. Согласно изданному приказу имеет ли руководитель право подписи, в частности, право издавать приказы, в указанный период или часть периода – командировка, отпуск?

К сожалению, не указан статус организации (госучреждение, ООО, АО и т.д.), поскольку кадровые вопросы руководства в них решаются различно.

Для примера остановимся на самой распространенной организационно-правовой форме – ООО – обществе с ограниченной ответственностью.

В соответствии с Федеральным законом от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» единоличный исполнительный орган (генеральный директор) избирается общим собранием учредителей (ст. 40).

Согласно п. 1 ст. 40 указанного закона единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также не из числа его участников. Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Согласно п. 3 ст. 40 закона единоличный исполнительный орган общества:

1) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

2) выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;

3) издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;

4) осуществляет иные полномочия, не отнесенные Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Согласно п. 4 ст. 40 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом общества, внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

Начнем с того, что с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, заключается срочный трудовой договор (ст. 59 Трудового кодекса РФ), в котором прописываются должностные права и обязанности.

Если этого нет, то должностные обязанности определены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37.

Согласно должностным обязанностям директор (генеральный директор, управляющий) предприятия руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование производства с учетом социальных и рыночных приоритетов, повышение эффективности работы предприятия, рост объемов сбыта продукции и увеличение прибыли, качества и конкурентоспособности производимой продукции, ее соответствие мировым стандартам в целях завоевания отечественного и зарубежного рынка и удовлетворения потребностей населения в соответствующих видах отечественной продукции. Решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав, поручает ведение отдельных направлений деятельности другим должностным лицам - заместителям директора, руководителям производственных единиц и филиалов предприятий, а также функциональных и производственных подразделений.

Таким образом, руководитель организации (предприятия, фирмы и т. д.), с которым учредители заключили срочный трудовой договор, где прописали должностные права и обязанности, не может свои должностные обязанности переложить на кого-то: для этого должно быть принято новое решение общего собрания учредителей.

А вот своим приказом возложить обязанности руководителя подразделения на его заместителя на период командировки и отпуска – вправе. Поскольку приказ является разновидностью локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и создает, изменяет и прекращает права и обязанности работников, права и обязанности руководителя в этот период в силу приказа приостанавливаются (прекращаются) (не может же быть двух руководителей!), следовательно, он не вправе издавать приказы и распоряжения. Временно исполняющий обязанности руководителя, если иное не предусмотрено приказом, имеет все полномочия прежнего руководителя (руководить производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия), в том числе право подписи, в том числе на банковских поручениях, если нотариально засвидетельствованный образец подписи своевременно представлен в банк.

Ситуация из практики: в одном из акционерных обществ членами совета директоров никогда не избирался председатель. Причина проста: его просто не хотели избирать из-за нежелания никого из членов совета нести на себе лишнюю ответственность. Функции председателя выполнялись ad hoc - на каждом новом заседании одним из членов совета директоров.

Предлагаю проанализировать, какие правовые последствия могут возникнуть в данной ситуации с позиций корпоративного права.

  1. Наличие председателя совета директоров АО – обязанность или право?

Согласно п. 1 ст. 67 Федерального закона «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО) председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества избирается членами совета директоров (наблюдательного совета) общества из их числа большинством голосов от общего числа членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотрено уставом общества. Очевидно, что здесь императивная ситуация, законодатель предполагает обязательное наличие в совете директоров председателя совета, который должен впервые избираться на первом заседании совета директоров. Подтверждение этой логики можно найти и в Кодексе корпоративного управления, в пункте 157 которого речь идет о том, что «в возможно короткий разумный срок после проведения общего собрания, на котором был избран совет директоров, рекомендуется провести первое заседание совета директоров для избрания председателя совета директоров, формирования комитетов совета директоров и избрания председателей комитетов»[1].

О необходимости избрания председателя совета директоров свидетельствует и норма пункта 2 той же статьи Закона об АО, где закреплены функции председателя совета: организация работы совета директоров, созыв заседаний, председательство на заседаниях совета, организация ведения протокола, председательство на общем собрании акционеров. Однако уже здесь возникает вопрос, идет ли речь только лишь о функциях или же это обязанности председателя совета? Ведь если в совете не избран председатель, то кто должен нести ответственность за ненадлежащую работу совета (например, за ненадлежащую подготовку и созыв общего собрания акционеров (подп. 3, 4 п. 1 ст. 65 Закона об АО), так как функция (обязанность) по организации работы совета возложена именно на председателя. И потом, правомерны ли вообще заседания совета директоров, если их некому формально созывать (согласно закону, созыв заседаний совета одна из функций председателя).

  1. «В случае отсутствия председателя совета директоров (наблюдательного совета)…»

Об отсутствии председателя совета директоров речь идет в норме п. 3 ст. 67 Закона об АО, согласно которой в случае отсутствия председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества его функции осуществляет один из членов совета директоров (наблюдательного совета) общества по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

С применением указанной нормы возникает очень много вопросов. Прежде всего - о каком отсутствии идет речь - о фактическом, когда председатель совета избран, но по каким-то причинам физически отсутствует на заседании, или о юридическом - когда постоянный председатель совета директоров не избирался вовсе (как в приведенной выше ситуации из практики).

В научной литературе данный вопрос поднимался несколькими авторами, однако единой позиции по нему нет. Так, например, М.В. Телюкина считает, что пункт 3 «может применяться в случаях как постоянного, так и временного отсутствия председателя совета директоров»[2]. К.П. Павлова напротив полагает, что «в вышеупомянутой норме предполагает не возможное неизбрание председателя совета директоров, а физическую невозможность исполнения председателем своих полномочий»[3].

Представляется более логичной вторая позиция, исходя из того, о чем было уже сказано ранее - императивного характера нормы об избрании председателя и установления в законе четкого перечня его функций. Однако, вследствие двусмысленности формулировки п. 3 ст. 67 Закона об АО, действительно на практике некоторые члены совета директоров полагают, что могут не избирать председателя совета. И такая ситуация порождает еще множество вопросов.

Например, о правовом статусе такого «временного лица», если на каждом новом заседании отсутствует постоянно действующий председатель (не избирался), и, соответственно, его функции выполняет один из членов совета. Прежде всего, сколько времени действуют его временные полномочия? Только в период проведения конкретного заседания или на период до следующего заседания. И каков объем этих полномочий? Например, может ли и должно ли лицо, исполнявшее на заседании совета функции председателя, председательствовать на общем собрании акционеров?

Полагаю, что нет, так как если исходить из логики, согласно которой в п. 3 ст. 67 Закона об АО речь идет о фактическом отсутствии председателя на конкретном заседании, то значит и в отношении лица, исполняющего функции председателя, речь должна идти только о конкретном заседании совета, а именно о конкретной функции, которую член совета директоров исполняет вместо председателя в период проведения заседания - председательство на заседании и организация ведения протокола. Поэтому в период проведения заседания статус лица, исполняющего функции (исходя из грамматического толкования речь идет именно о функциях, а не об обязанностях) председателя, не может быть тождественен правовому статусу председателя. То есть такое лицо не является временно исполняющим обязанности. По своему статусу оно является председательствующим, но не председателем.

Также интересным является вопрос о том, может ли со ссылкой на п. 3 ст. 67 Закона об АО членами совета директоров избран заместитель председателя совета, который бы исполнял функции председателя в его отсутствие на всех дальнейших заседаниях. В комментарии под ред. М.Ю. Тихомирова изложена следующая позиция: «Закон об АО не предусматривает избрание постоянного заместителя председателя совета директоров, однако и не запрещает этого. Должность постоянного заместителя может быть предусмотрена уставом, особенно если совет директоров состоит из значительного числа членов (7, 9, 11 и т.д.)»[4]. На мой взгляд следует согласиться с такой точкой зрения, тем более что она соответствует существующей практике избрания заместителей председателя в крупных советах директоров.

[1] Письмо Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 "О Кодексе корпоративного управления" // СПС «КонсультантПлюс»

[2] Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс».

[3] Павлова К.П. Созыв, подготовка и проведение заседаний совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества // Гражданское право. 2014. N 1. С. 14 - 18.

[4] "Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" в новой редакции" (постатейный) / под ред. М.Ю. Тихомирова. "Издательство Тихомирова М.Ю.", 2007.

и получать информацию и документы о деятельности ВЭБ.РФ, необходимые членам наблюдательного совета для исполнения ими своих обязанностей, получать копии соответствующих документов;

б) запрашивать и получать информацию и документы, необходимые членам наблюдательного совета для исполнения ими своих обязанностей, связанные с деятельностью организаций ВЭБ.РФ, в том же объеме, в котором ВЭБ.РФ имеет доступ к указанной информации и документам, получать копии соответствующих документов;

в) обсуждать на заседаниях наблюдательного совета вопросы деятельности ВЭБ.РФ, вносить предложения и голосовать по всем вопросам повестки дня заседания наблюдательного совета (за исключением вопросов об одобрении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, если в соответствии с законодательством Российской Федерации члены наблюдательного совета признаются лицами, заинтересованными в совершении ВЭБ.РФ указанных сделок);

г) требовать внесения в протокол заседания наблюдательного совета своего особого мнения по вопросам повестки дня и принимаемым решениям;

д) направлять письменное мнение по вопросам повестки дня заседания наблюдательного совета, на котором они не могут присутствовать;

е) присутствовать на заседаниях комитетов, созданных при наблюдательном совете;

ж) знакомиться с протоколами заседаний наблюдательного совета и документами, содержащими решения исполнительных органов ВЭБ.РФ, получать копии протоколов заседаний наблюдательного совета и решений исполнительных органов ВЭБ.РФ.

16. Члены наблюдательного совета обязаны:

а) принимать участие в работе комитетов при наблюдательном совете, членами которых они являются;

в) воздерживаться от действий, которые приведут или потенциально способны привести к возникновению конфликта интересов, а в случае возникновения такого конфликта незамедлительно поставить об этом в известность наблюдательный совет;

г) доводить до сведения наблюдательного совета и службы внутреннего контроля ВЭБ.РФ через ответственного секретаря наблюдательного совета информацию об известных им совершаемых или предполагаемых сделках ВЭБ.РФ, в которых члены наблюдательного совета могут быть признаны заинтересованными лицами;

д) не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда ВЭБ.РФ;

е) надлежащим образом исполнять решения и поручения наблюдательного совета.

17. Члены наблюдательного совета не вправе разглашать и использовать в личных целях или в интересах третьих лиц информацию о деятельности ВЭБ.РФ, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, в том числе после прекращения членства в наблюдательном совете.

18. Члены наблюдательного совета при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должны действовать в интересах ВЭБ.РФ и осуществлять свои права и исполнять обязанности в отношении ВЭБ.РФ, руководствуясь принципами добросовестности и разумности.

V. Порядок деятельности наблюдательного совета

19. Заседания наблюдательного совета проводятся в форме совместного присутствия (очная форма), в том числе с использованием видео-конференц-связи, или в форме заочного голосования (путем заполнения опросных листов). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.2020 № 1787)

20. Председатель наблюдательного совета:

а) созывает заседания наблюдательного совета и председательствует на них, определяет форму проведения заседания;

б) утверждает повестку дня заседания, дату, время и место проведения заседания;

в) определяет состав приглашенных на заседание наблюдательного совета лиц;

г) обеспечивает обсуждение вопросов, рассматриваемых на заседании, учет мнений всех членов наблюдательного совета при выработке решений, предоставляет слово докладчикам и содокладчикам по вопросам повестки дня заседания, подводит итоги обсуждения, объявляет принятые по вопросам решения;

д) организует на заседаниях наблюдательного совета ведение протокола, подписывает протокол заседания наблюдательного совета;

е) определяет перечень вопросов, выносимых на заочное голосование, устанавливает дату окончания срока представления заполненных опросных листов и дату определения результатов заочного голосования;

ж) контролирует исполнение поручений и решений, принятых наблюдательным советом;

з) подписывает трудовой договор с председателем ВЭБ.РФ;

и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Положением.

21. Организационно-техническое обеспечение деятельности наблюдательного совета осуществляет ответственный секретарь наблюдательного совета, который не является членом наблюдательного совета и назначается наблюдательным советом по представлению председателя ВЭБ.РФ из числа работников ВЭБ.РФ. В период отсутствия ответственного секретаря наблюдательного совета его функции исполняет иной работник ВЭБ.РФ, назначаемый председателем ВЭБ.РФ.

22. Ответственный секретарь наблюдательного совета:

а) обеспечивает подготовку и проведение заседаний наблюдательного совета в соответствии с требованиями Федерального закона о ВЭБ.РФ, иных федеральных законов и настоящего Положения;

б) оказывает содействие членам наблюдательного совета при осуществлении ими своих функций;

в) обеспечивает надлежащее соблюдение процедуры проведения заседаний наблюдательного совета;

г) формирует проекты протоколов заседаний наблюдательного совета;

д) заблаговременно информирует членов наблюдательного совета о проведении заседаний наблюдательного совета, направляет им информацию (материалы), предоставляемую членам наблюдательного совета к заседанию;

е) подготавливает опросные листы и предоставленные ему материалы по вопросам, вынесенным на заочное голосование, для направления членам наблюдательного совета;

ж) рассылает членам наблюдательного совета опросные листы (при проведении заочного голосования);

з) проводит подсчет голосов;

и) организует хранение протоколов заседаний наблюдательного совета, заполненных опросных листов, представленных членами наблюдательного совета при проведении заочного голосования;

к) организует контроль за исполнением решений наблюдательного совета и информирует членов наблюдательного совета об их исполнении.

23. Заседание наблюдательного совета созывается председателем наблюдательного совета или членом наблюдательного совета, уполномоченным председателем наблюдательного совета, в том числе на основании письменного обращения члена наблюдательного совета, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Заседания наблюдательного совета проводятся по решению председателя наблюдательного совета либо по требованию службы внутреннего контроля ВЭБ.РФ или аудиторской организации, проводящей ежегодный обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ВЭБ.РФ.

24. Председателю наблюдательного совета представляются не позднее чем за 7 рабочих дней до дня проведения заседания наблюдательного совета:

а) проект повестки заседания;

б) обращения к наблюдательному совету (описание сути и истории вопроса, выносимого на рассмотрение) по вопросам повестки заседания;

в) проекты решений наблюдательного совета по вопросам повестки заседания;

г) документы и информационные материалы по вопросам повестки заседания, включая копии выписок из протоколов заседания правления ВЭБ.РФ, комитетов при наблюдательном совете, с решениями по соответствующим вопросам.

25. Члены наблюдательного совета должны быть уведомлены о проведении заседания наблюдательного совета в форме совместного присутствия не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения заседания.

Уведомление о проведении заседания в форме совместного присутствия направляется члену наблюдательного совета и председателю ВЭБ.РФ заказным письмом с уведомлением о вручении под роспись, направляется по электронной почте либо вручается члену наблюдательного совета.

Уведомление подписывается ответственным секретарем наблюдательного совета или председателем ВЭБ.РФ.

26. Одобренные председателем наблюдательного совета проект повестки заседания в форме совместного присутствия и документы и материалы, указанные в пункте 24 настоящего Положения, не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения заседания рассылаются ответственным секретарем наблюдательного совета членам наблюдательного совета. В случае если председателем наблюдательного совета определен перечень дополнительных документов и материалов, которые необходимо предоставить членам наблюдательного совета к заседанию, указанные документы и материалы направляются членам наблюдательного совета одновременно с уведомлением о проведении заседания.

27. Заседание наблюдательного совета проводится председателем наблюдательного совета, а в его отсутствие - членом наблюдательного совета, письменно уполномоченным председателем наблюдательного совета. В ходе заседания заслушиваются мнения членов наблюдательного совета и лиц, приглашенных на заседание наблюдательного совета, по вопросам повестки дня.

28. Член наблюдательного совета вправе инициировать включение в повестку дня заседания наблюдательного совета в форме совместного присутствия дополнительного вопроса, относящегося к компетенции наблюдательного совета. По предложению членов наблюдательного совета в повестку дня заседания наблюдательного совета могут вноситься дополнительные вопросы непосредственно на заседании наблюдательного совета.

29. Заседания наблюдательного совета в форме совместного присутствия могут проводиться с использованием технических средств аудио- и видео-конференц-связи. Лица, участвующие в заседании наблюдательного совета посредством видео-конференц-связи, считаются присутствующими на заседании наблюдательного совета. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 05.11.2020 № 1787)

30. Каждый член наблюдательного совета обладает одним голосом. Члены наблюдательного совета не имеют права передавать свои голоса иному лицу, в том числе другому члену наблюдательного совета.

31. Наблюдательный совет правомочен принимать решения, если на заседании присутствуют не менее половины его членов. Члены наблюдательного совета, присутствующие на заседании, обязаны выразить свое мнение по вопросам повестки дня путем открытого голосования. Решения принимаются простым большинством голосов членов наблюдательного совета, присутствующих на заседании. При равенстве голосов лиц, участвующих в голосовании, голос председательствующего на заседании наблюдательного совета является решающим.

32. В случае невозможности принятия участия в заседании, проводимом в форме совместного присутствия, член наблюдательного совета вправе представить письменное мнение председателю наблюдательного совета и ответственному секретарю наблюдательного совета до заседания наблюдательного совета. Письменное мнение члена наблюдательного совета может содержать его позицию по голосованию как по всем вопросам повестки дня заседания, так и по отдельным вопросам. Письменное мнение члена наблюдательного совета прилагается к протоколу заседания наблюдательного совета.

33. Председатель наблюдательного совета оглашает письменное мнение члена наблюдательного совета, отсутствующего на заседании наблюдательного совета, до начала голосования по вопросу повестки дня, по которому представлено это мнение.

34. Уведомление о проведении заседания наблюдательного совета в форме заочного голосования направляется ответственным секретарем наблюдательного совета членам наблюдательного совета заказным письмом с уведомлением о вручении, направляется по электронной почте, либо вручается члену наблюдательного совета.

К уведомлению о проведении заседания наблюдательного совета в форме заочного голосования прилагаются опросные листы и необходимые материалы по вопросам, выносимым на заочное голосование. В уведомлении указываются даты окончания срока представления заполненных опросных листов и определения результатов заочного голосования.

Уведомление подписывается ответственным секретарем наблюдательного совета или председателем ВЭБ.РФ.

35. Уведомление о проведении заседания наблюдательного совета в форме заочного голосования направляется членам наблюдательного совета не позднее чем за 7 рабочих дней до дня окончания срока представления заполненных опросных листов.

36. По каждому вопросу, выносимому на заседание наблюдательного совета в форме заочного голосования, составляется отдельный опросный лист, который содержит:

а) формулировку вопроса, выносимого на заочное голосование, и формулировку предлагаемого решения;

б) варианты голосования ("за", "против", "воздержался");

в) дату окончания срока представления ответственному секретарю наблюдательного совета заполненного опросного листа;

г) дату определения результатов заочного голосования;

д) запись с напоминанием о том, что опросный лист должен быть подписан членом наблюдательного совета.

37. На основании заполненных опросных листов, представленных в установленный срок, составляется протокол заседания наблюдательного совета в форме заочного голосования. Протокол заседания наблюдательного совета составляется в порядке, установленном разделом VI настоящего Положения.

38. При определении результатов заочного голосования учитываются голоса по тем вопросам, по которым голосующим в опросном листе отмечен только один из возможных вариантов голосования. Опросные листы, заполненные с нарушением указанного требования или представленные с нарушением указанного срока, не учитываются при определении результатов заочного голосования. Опросные листы, не содержащие личной подписи члена наблюдательного совета, не учитываются при определении результатов заочного голосования.

39. Заочное голосование считается состоявшимся, если не менее половины членов наблюдательного совета представили в установленный срок надлежащим образом заполненные опросные листы.

40. Решения при заочном голосовании принимаются большинством голосов от общего числа лиц, участвующих в голосовании. При равенстве голосов лиц, участвующих в голосовании, голос председателя наблюдательного совета является решающим. Если председатель наблюдательного совета не участвовал в заочном голосовании, при равенстве голосов решение считается непринятым.

41. Решение наблюдательного совета считается принятым в дату определения результатов заочного голосования, указанную в сообщении о проведении заочного голосования и в опросных листах.

42. Решение об одобрении сделки, в отношении которой имеется заинтересованность членов наблюдательного совета, принимается наблюдательным советом большинством голосов всех не заинтересованных в сделке членов наблюдательного совета.

43. Решение наблюдательного совета вступает в силу с даты проведения заседания в форме совместного присутствия либо даты определения результатов заочного голосования, если иное не предусмотрено решением наблюдательного совета.

VI. Протоколы заседаний наблюдательного совета

44. Протокол заседания наблюдательного совета ведется ответственным секретарем наблюдательного совета в ходе заседания, подписывается председательствующим на заседании, который несет ответственность за правильность составления протокола. Мнение члена наблюдательного совета, голосовавшего "против" или "воздержался", по его требованию заносится в протокол.

45. Протокол заседания наблюдательного совета в форме совместного присутствия составляется в срок не позднее 3 рабочих дней со дня проведения заседания.

В протоколе заседания наблюдательного совета, составляемом по результатам заседания в форме совместного присутствия, указываются:

а) полное наименование ВЭБ.РФ;

б) форма проведения заседания (совместное присутствие);

в) место, дата и время проведения заседания;

г) сведения о лицах, присутствующих на заседании;

д) сведения о лицах, представивших письменное мнение по вопросам повестки дня заседания;

е) сведения о лицах, принявших участие в голосовании;

ж) сведения о лице, проводившем подсчет голосов (ответственный секретарь наблюдательного совета);

з) повестка дня заседания;

и) вопросы, поставленные на голосование, и результаты голосования по ним;

к) сведения о лицах, голосовавших "против" или "воздержался" и потребовавших внести запись об этом в протокол заседания наблюдательного совета;

л) принятые решения.

46. Протокол заседания наблюдательного совета в форме заочного голосования составляется в срок не позднее 2 рабочих дней со дня определения результатов заочного голосования и подписывается председателем наблюдательного совета, а в его отсутствие - членом наблюдательного совета, письменно уполномоченным председателем наблюдательного совета. Опросные листы являются неотъемлемой частью протокола заседания наблюдательного совета.

В протоколе заседания наблюдательного совета, составляемом по результатам заочного голосования, указываются:

а) полное наименование ВЭБ.РФ;

б) форма проведения заседания (заочное голосование);

в) место и дата составления протокола;

г) дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов наблюдательного совета (опросные листы);

д) сведения о лицах, принявших участие в голосовании (представивших опросные листы);

е) сведения о лицах, опросные листы которых признаны недействительными;

ж) сведения о лице, проводившем подсчет голосов (ответственный секретарь наблюдательного совета);

з) вопросы, вынесенные на голосование, и результаты голосования по ним;

и) сведения о лице, подписавшем протокол заседания наблюдательного совета.

47. Хранение оригиналов протоколов заседаний наблюдательного совета обеспечивает ответственный секретарь наблюдательного совета. Протоколы нумеруются в хронологическом порядке, имеют сквозную нумерацию в пределах календарного года, формируются в отдельное дело и хранятся в порядке, установленном для документов, содержащих информацию ограниченного распространения.

Учет, хранение и выдача секретарю наблюдательного совета оригиналов и копий протоколов заседаний наблюдательного совета, материалов, документов (носителей информации), подготовленных для рассмотрения и использования наблюдательным советом, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются режимно-секретным подразделением ВЭБ.РФ. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.2020 № 1787)

48. Копии протоколов заседаний наблюдательного совета рассылаются ответственным секретарем наблюдательного совета членам наблюдательного совета, службе внутреннего контроля ВЭБ.РФ, а также иным лицам по решению наблюдательного совета.

49. Ответственный секретарь наблюдательного совета подготавливает и рассылает выписки из протоколов заседаний наблюдательного совета в структурные подразделения ВЭБ.РФ, которые являются ответственными за выполнение соответствующих решений наблюдательного совета. Выписки подписываются ответственным секретарем наблюдательного совета.

Копии выписок направляются третьим лицам по решению наблюдательного совета, а также по решению председателя ВЭБ.РФ при необходимости - заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, Счетной палате Российской Федерации и иным государственным органам, осуществляющим контроль и надзор в отношен

Автономные учреждения руководствуются Федеральным Законом № 174-ФЗ, датированным 03.11.2006 г. Роль учредителя могут выполнять органы власти федерального уровня с субъектами РФ, муниципальные структурные образования. Главная особенность – наличие характерных признаков и льгот бюджетных учреждений при отсутствии большого перечня ограничений, действующих по отношению к другим разновидностям бюджетных структур.

Что такое автономное учреждение

В ст. 2 Закона № 174-ФЗ раскрывается понятие автономного типа учреждений. Законодатель определяет этот тип организаций как структуру, создаваемую для реализации функционала государственных органов в таких областях:

  • образовательные услуги;
  • научные исследования;

СПРАВОЧНО! Автономные учреждения регистрируются только как юридические лица. Они наделяются набором имущественных и неимущественных прав, могут выступать в роли ответчика или истца на судебных процессах.

Особенности и характеристика учреждений автономного типа

Основой хозяйствования автономных государственных организаций является сформированное учредителем задание, отказаться от которого невозможно. Имущественные активы автономных предприятий не принадлежат им на праве собственности, их владельцем является учредитель. Организации автономного типа пользуются имущественными объектами, которые переданы им на праве оперативного управления.

В числе особенностей функционирования автономных предприятий присутствуют такие характеристики:

  1. Объекты, которые сданы автономной организацией в аренду, не содержатся за счет бюджетных средств.
  2. Такие структуры наделены правом оказывать широкий набор платных услуг. Для этого необходимо прописать желаемые виды работ в учредительной документации и привести эти нормы в соответствие с целями создания предприятия.
  3. Им разрешено пользоваться в процессе распоряжения денежными ресурсами услугами казначейства и кредитных организаций. Выбор одного из вариантов осуществляется органами управления без учета мнения учредителей.
  4. Могут участвовать в формировании капитала других юридических лиц.
  5. Могут осуществлять финансовые операции, связанные с оборотом ценных бумаг.
  6. На них не распространяется законодательство о госзакупках.
  7. Обладают правом перехода на упрощенный режим налогообложения.

ВАЖНО! Протокол заседания наблюдательного совета автономного учреждения от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Для заключения сделок, признаваемых крупными, учреждениям автономного типа не требуется получать согласие учредителей. Все решения в этой сфере принимают члены наблюдательного совета.

ВАЖНО! Расширенные полномочия автономных учреждений компенсируются повышенным уровнем ответственности.

Проявления ответственности, возлагаемой на автономные организации:

  • имущественная ответственность подкрепляется имуществом учредителей, которым предприятие пользуется на праве оперативного управления (недвижимость и особо ценные активы являются исключением);
  • собственники имущественных объектов не несут ответственности за итоги хозяйствования учреждения;
  • ежегодная публикация отчетов об итогах хозяйствования и порядке эксплуатации вверенного имущества, площадки для публикаций выбираются учредителем среди функционирующих СМИ;
  • общественный контроль реализуется через полномочия наблюдательного совета.

Классификация автономных учреждений

Автономные учреждения могут классифицироваться по сфере хозяйствования и способу создания организации. По последнему критерию выделяют следующие разновидности:

  • новые организации, создаваемые сразу в форме автономных учреждений;
  • преобразованные организации, регистрируемые на основе казенной или бюджетной структуры путем изменения их типа.

В первом случае требуется согласие Правительства, выраженное в письменном решении. Функции и полномочия учредителей в процессе создания учреждения и последующей реализации им деятельности прописаны в Постановлении Правительства от 10 октября 2017 г. под № 662. Все решения и задачи федеральных органов власти, являющихся учредителями автономной структуры, доводятся до предприятия в течение 7 дней с момента принятия руководящих норм.

Пример выделения типов автономных учреждений в сфере образовательных услуг – сосуществование федеральных университетов с исследовательскими вузами.

Система управления

Многоуровневая система управления в учреждениях автономного типа представлена:

  • руководителем;
  • коллективом наблюдательного совета;
  • общими собраниями, учеными или художественными советами и другими внутренними органами, которые предусмотрены федеральным законодательством, при условии что их наличие предполагается уставом организации (ст. 8 Закона № 174-ФЗ).

Порядок работы наблюдательного совета прописан в ст. 10 Закона № 174-ФЗ. Норма численного состава совета – от 5 до 11 человек. Он создается из представителей органов власти (до трети общей численности), общественников, делегированных кандидатов от местного органа самоуправления и работников учреждения (из персонала можно привлекать людей, численность которых не будет больше трети от количества мест в совете). Смена состава происходит через 5 лет, каждый его член может быть переназначен неограниченное количество раз.

Отдельным звеном управления является руководитель организации с заместителями. В сферу вопросов, решаемых руководителем, входит текущее руководство хозяйственными процессами, направленными на выполнение основного задания организации. В органах культуры допускается упразднение учредителем наблюдательного совета. Полномочия и обязательства совета в таких случаях переходят к учредителю.

Список функций наблюдательного совета:

  • формирование рекомендательных положений в отношении внесения изменений в уставные документы;
  • согласование предложений об открытии филиалов, их закрытии;
  • разработка маршрутной карты при ликвидации или реорганизации;
  • обсуждение перспектив участия в капитале других организаций;
  • анализ перспективности сделок с недвижимостью;
  • формирует экспертное мнение о возможностях сотрудничества с конкретной кредитной организацией;
  • принимает решения по крупным сделкам и соглашениям с признаками заинтересованности;
  • инициирует проведение аудита отчетности и выбирает организацию, которой будет поручено такое задание;
  • утверждает проекты отчетности и положение о закупках.

Бухгалтерский учет и налогообложение

Для ведения бухгалтерского учета автономные организации используют план счетов, утвержденный Приказом Минфина от 23.12.2010 г. под № 183н. Отдельно необходимо учитывать операции с участием:

  • средств в форме субсидий и субвенций;
  • доходов и расходов, возникающих в процессе реализации хозяйственной деятельности;
  • недвижимости и особо ценных имущественных активов, находящихся в оперативном управлении;
  • объектов основных средств, приобретенных на средства, вложенные учредителем.

Учетная политика автономного учреждения должна отражать такие категории вопросов:

  • приведение рабочего плана счетов с теми кодировками, которые предполагается использовать для учета всего спектра операций предприятия;
  • методы оценки в денежном выражении имущества и возникающих обязательств;
  • алгоритм и правила инвентаризационных мероприятий;
  • особенности организации документооборота;
  • рекомендации по систематизации информации;
  • формы документации для первичного учета с приведением обязательных реквизитов;
  • инструментарий контроля правильности учета через аудиторские проверки.

КСТАТИ! В предложенный законодателем план счетов при разработке его рабочего варианта предприятие может вносить дополнительные кодировки аналитического уровня при возникновении необходимости в них (если без такого шага невозможно обеспечить информативность и достоверность учетных данных для внутренних и внешних пользователей).

Автономные учреждения при получении субсидий в соответствии с нормами ст. 251 НК РФ могут расходовать такие средства только на мероприятия, под которые они были выделены. При определении налогооблагаемой базы в процессе расчета налога на прибыль суммы субсидий не учитываются. Учет доходных и расходных операций в зависимости от источников поступления средств ведется раздельно:

  • по ресурсам, получаемым из казны;
  • по внебюджетным средствам.

Налогообложение в отношении налогов на прибыль и добавленную стоимость в автономных учреждениях организовано как в коммерческих структурах. Налогооблагаемая база формируется выручкой от предпринимательской деятельности.

КСТАТИ! Автономным учреждениям разрешается переходить на упрощенную систему налогообложения, если объем выручки не превышает предельно допустимых значений.

Переход на УСН невозможен для автономных организаций, если у них есть представительства или созданы филиалы, численность их штата в отчетном периоде превысила показатель, равный 100, или стоимость амортизируемых основных фондов оказалась выше 150 млн рублей.

Читайте также: