Есть ли у монахов отпуск

Опубликовано: 17.09.2024

— А где и что сестра будет на них покупать? На что она их будет тратить? Ведь у нас внутренних магазинов на территории монастыря нет. Деньги тратить совершенно негде, да они монаху и не нужны — всем необходимым его обеспечивает монастырь.

— А бывает ли у монахов отпуск, и даются ли им деньги на отпуск?

— Нет, у наших сестер не бывает отпуска. А зачем он вообще нужен? От чего отдыхать-то? От духовной жизни и молитвы? Да и как монахиня может отдыхать? Прогуливаться по Петербургу и есть мороженое, что ли?

У нас бывают командировки, связанные с какими-то послушаниями, но как такового отпуска у нас нет.

— А если сестра хочет съездить в паломническую поездку? Разве это плохо?

— Мы можем иногда послать её в паломническую поездку, но это скорее нужно воспринимать как поощрение за что-то. Вот, допустим, у нас эконом ездила на Святую Землю, но она так трудится весь год, что действительно это заслужила.

— Батюшка, а какое у монаха должно быть отношение к мирянам? Как лично вы к ним относитесь?

— Конечно, монашеский образ жизни, если брать его в идеале, выше, чем мирской, но мы не имеем права о себе так говорить, потому что мы не такие, как Антоний или Макарий Великий. Мы всего лишь стремимся к этому. Поэтому, с одной стороны, мы понимаем, что наш образ жизни в принципе лучше, но это не значит, что мы должны осуждать или презирать тех, кто по каким-то причинам остался в миру. Безбрачный образ жизни не является обязательным и единственно верным.

Что касается меня лично, то я даже не знаю, как я отношусь к мирянам. Монашествующих я люблю, это для меня родные люди, я их понимаю и очень ценю. Можно даже сказать, что я восхищаюсь монашествующими и считаю, что это самый прекрасный образ жизни, какой только может быть.

А миряне — ну, может быть, к мирянам есть какая-то жалость.

Могу сказать, что мне, как духовнику с мирянами гораздо труднее.

Мне кажется, что у нас вообще происходит некая подмена понятий, люди не понимают главного. Кто такой мирянин и кто такой монашествующий? Под мирянами мы иногда понимаем вообще всех тех людей, которые живут в миру, но, на самом деле, это не миряне. Мы не можем назвать мирянами не церковных людей. И получается, что монашествующий — это подвижник, а мирянину можно телевизор смотреть, плясать, пьянствовать и так далее, а ведь на самом деле это не так. Настоящий мирянин тоже должен быть праведным — это очень трудно. Семьянину жить по евангельским заповедям гораздо тяжелее, чем монаху. Хотя в целом, мирянину легче жить потому, что он не предъявляет к себе таких жестких требований, как монах.

Как сестры относятся к мирянам? Ну, конечно, мы не учим их презрению, не учим смотреть на мирян, как на людей второго сорта, как на каких-то плебеев. Они относятся с уважением в особенности к тем, кто нам помогает. Христианин должен любить всех, а в первую очередь — своих братьев и сестер во Христе.

— Батюшка, сейчас от многих можно услышать, что современные монахи духовно гораздо слабее своих предков. Что вы об этом думаете?

— Да, действительно, наша Церковь сейчас поднимается из состояния полного разгрома и уничижения. Открывается много монастырей, а духовно опытных руководителей не хватает. Но на самом деле ставить из-за этого крест на монашестве мы не можем.

Никто не знает, в каком монастыре что в конечном счете произойдет, где будет настоящая духовная жизнь, а где ничего не получится.

Думаю, что ориентиром для нас может быть опыт процветавших в духовном отношении дореволюционных обителей (таких как Оптина и Глинская пустыни, например) и отдельных подвижников, также мы можем брать пример с наших православных братьев, прежде всего, греков. Мы можем перенимать их опыт.

— Может ли монах переходить из одного монастыря в другой? Может, лучше перейти в другой монастырь, чем уйти из обители насовсем?

— Опыт показывает, что монах или монахиня, перешедшие из одного монастыря в другой, не могут прижиться на новом месте.

— Но Паисий Величковский ведь переходил из одного монастыря в другой?

— Ну и чем все кончилось? Тем, что он основал свой монастырь, где все было так, как он считал правильным. Значит, он ни в каком монастыре не смог жить? Так? И потом, нельзя сравнивать Паисия Величковского — совершенно удивительную, исключительную личность, своего рода гения в церковной и монашеской жизни, с обычными людьми.

— Как Вы относитесь к другим конфессиям и к другим религиям?

— Мы с ними очень редко сталкиваемся, но отношусь я к ним, в целом, доброжелательно. Если говорить об их учении, я считаю, что они заблуждаются.

— Считается, что миряне должны монастырю чем-то помогать: например, деньгами или своим трудом. В девятнадцатом веке Оптинские старцы делали очень важное дело — они утешали мирян, оказывая им духовную помощь и поддержку. Как должно складываться взаимодействие мирян с монахами и монастырем в целом?

— Если говорить, например, о дореволюционных паломниках, то крестьяне, приезжая в монастырь, ничего, кроме своих трудов, принести в обитель не могли. Своими трудами они очень помогали монастырю и в награду за это получали окормление, духовную пользу и укрепление в вере и благочестии. Поэтому так уж сильно осуждать эту практику нельзя.

У нас в России паломники приезжают в монастырь, как в духовный санаторий, где они хотят реабилитироваться. Если же человека, который приехал реабилитироваться, заставляют трудиться, то нельзя назвать это правильным. Вообще желания первого попавшегося человека сразу заставить работать я не одобряю. У греков принята такая практика: человек живет в монастыре несколько дней абсолютно бесплатно, а потом он должен либо что-то пожертвовать монастырю, либо потрудиться на благо монастыря.

Когда-то я, будучи мирянином, приехал паломником в один из женских монастырей. Помню, меня там попросили покрасить забор. Я, конечно, все сделал, но потом его пришлось перекрашивать заново. Затем сестра хотела дать мне еще какую-то работу, но этого я тоже не умел делать. В итоге она мне говорит: «Ты вообще что-нибудь умеешь делать»? Я вынужден был признаться, что только в храме могу читать, но в этом не было нужды. Поэтому я испытал на себе, что чувствует паломник, когда с ним так обращаются.

Считаю, что к людям нужно относиться снисходительно, в особенности к интеллигентным горожанам, которые сейчас, в основном, и совершают паломнические поездки. Их нужно, прежде всего, духовно поддержать.

Правда, иногда паломники тоже ведут себя нехорошо — они почему-то всегда оказываются бедными и никогда не хотят ни за что платить.

Вот, например, приехал автобус на наше подворье, где находится могила святого праведного Симеона и мощи священномученика Константина. Паломникам нужно где-то ночевать и чем-то питаться. Мы предлагаем им остановиться в нашей гостинице с трехразовым питанием, но паломники отказываются.

— А, может, у вас дорого?

— Нет, у нас не дорого, просто люди привыкли к тому, что в монастыре все должно быть бесплатно.

— Что Вас, как духовника монастыря, сейчас беспокоит больше всего?

— Самая большая проблема, которая от нас не зависит, состоит в том, что государство не возвращает нам нашу недвижимость. То есть наши здания и нашу территорию. В двадцать первом году красноармейцы захватили наш монастырь, и до сих пор выселить их оттуда не удается. Не могу этого понять, почему то, что награблено и разрушено, не возвращают законному владельцу, что этому мешает? На территории обители до сих пор находится военный госпиталь, а мы вынуждены арендовать санаторий и жить там, т.к. больше жить негде.

Я объясняю многие неудачи в нашей современной государственной жизни тем, что храмам и монастырям не возвращают церковную собственность. Согласно правилу седьмого Вселенского собора, если кто-то из мирян захватил церковную собственность (будь то храм или другие здания) и не возвращает ее — он предается анафеме. Получается, что все наше государство находится под анафемой.

— Батюшка, а есть какие-то серьезные духовные проблемы, которые вас волнуют?

— Да, есть одна серьезная проблема, глобальная, которую я никак не могу решить. Дело в том, что человек, находящийся под действием той или иной страсти, скажем, уныния, гнева или обиды, не слышит того, что ему говорят. У меня даже создается такое впечатление, что человек затыкает себе уши, но только не снаружи, а изнутри. Это, кстати, не только монашеская, но и мирская проблема. Христианин, находясь под воздействием страстей, которые его опьяняют, не может ничего воспринять.

— Ну и в заключение, вопрос: в каких отношениях находятся монахи и миряне? Как бы вы могли определить эти отношения?

— Скажем так: мы друг без друга жить не можем. Как бы мы не ругали мирян и сколько бы мы ни говорили, что они нерадивые — жить мы без них не можем. Надеюсь, и они в нас нуждаются. Хотя монахи и миряне — это как будто два разных мира, но мы — одна Церковь, один организм, только каждый несет свое служение.

- Это противоречит канонам и святоотеческим установлениям. Свой путь монах начинает с отказа не только от имущества, но и от своей воли. Он поступает в полное послушание своему старцу.

- Какие последствия влечет за собой непослушание старцу?

- Если монах оказывает послушание – вся ответственность лежит на его старце, если нет – за свои поступки отвечает сам.

- Как поступить монаху, если он видит, что поведение игумена противоречит канонам Церкви?

- На это вопрос дает ответ святитель Василий Великий. Если братия монастыря видит, что игумен ведет себя неправильно – необходимо усилить молитву, просить у Господа просветить их, как следует поступить. И после этого со смирением высказать игумену то, что их беспокоит.

Самое главное, чтобы человек делал все со смирением. Это основа всей христианской жизни.

- Предположим, что игумен коротко подстригает бороду? Это ведь неправильно? Как поступать в таких случаях монаху?


- Да, это неправильно. Но монах, взявший на себя обет послушания, должен исполнять его до конца. Единственное исключение – это отступление игумена (или старца) в догматических вопросах, вопросах веры.

- Что вы думаете по поводу ежегодного отпуска монахов?

- В принципе, если такая практика сложилась в той или иной обители – это возможно. Но не будем забывать, что отпуск монахов это веяние нашего времени. В монастырях древности такого не было.

Впрочем, монах может покинуть обитель по какой-то уважительной причине, обязательно получив на это благословение у своего игумена.

Если монах хочет совершить паломничество?


Польза такой поездки сомнительна. Монах спасается в своем монастыре. На Святой Горе Афон многие иноки никогда не были даже в соседних обителях.

А регулярное посещение родственников?

Монах уходит от мира. И это должен быть действительный отказ от мирского, а не его видимость. Любые уступки все равно будут уступками.

Что вы еще можете сказать о добродетели послушания?

Самое главное, чтобы человек осознавал, зачем необходимо послушание. Понимал, что сам по себе (без духовного руководителя) он не способен следовать Воле Божией. Осознавал, что он порабощен страстям и греху, и может освободиться из этого рабства именно через послушание своему духовному наставнику.


Человек не может одновременно служить двум господам - «Богу и мамоне» 1 .И послушание – это единственный путь к освобождению человека (в особенности его сознания) от рабства греху.

Через послушание мы отсекаем свою волю и становимся способными творить волю Божию.

Если человек осознает это – то послушание приносит ему радость. Если нет – терзается помыслами: «зачем мне его слушаться?», «да кто это такой, чтобы его слушаться?» и т.д.

Значит, главное - это осознать, что такое добродетель?

Знание – это фундамент. До тех пор, пока человек не очистится от греха и его разум не просветит Дух Святой – жизненно необходимо изучать Закон Божий, Священное Писание и творения Святых отцов. Это духовный компас, правильная система координат, необходимая для нашего духовного развития.

В семье, как и в монастыре, тоже должна быть определенная иерархия…

Несомненно. Муж – глава семьи, как Господь – глава Церкви. Но и в том и в другом случае главенство основано на любви: как Христос любит Церковь, супруг должен любить свою семью.


Самое главное для человека – исполнять Волю Божию. А она заключается в том, чтобы люди имели любовь между собой. Если нет любви – значит мы далеки от Бога.

Когда нас оставляет благодать Божия?

Благодать мы получаем во время Таинства Крещения. Но к сожалению, мы оказываемся ее недостойными и со временем можем потерять. Во время Таинства мы даем обещание отречься от сатаны и сочетаваться Христу, но по собственной воле нарушаем заповеди, тем самым идя против Бога.

Таким образом, путь к стяжанию благодати – соблюдение заповедей. Зная, что мы можем оступиться, Бог дал нам второе Крещение – Таинство Покаяния. Через это и другие таинства мы становимся общниками Божественной благодати.


- Расскажите о борьбе со страстями.

- Ко всему необходимо подходить с рассуждением. «Все мне позволительно, но не все полезно; все позволительно, но ничто не должно обладать мною» 2 , – говорит апостол Павел. Если мы задумаемся над своим состоянием – увидим, что грех нас разрушает. Причем не только нашу душу, но и тело.

«Царство Небесное силою берется, и употребляющий усилие восхищает его» 3 . С нашей стороны необходим подвиг. Мы должны стремиться подчинить плоть духу. Не идти на поводу у греха, а управлять своими желаниями.

Человек обладает свободной волей. И каждый выбирает между добром и злом, между тем, чтобы поступить разумно, или пойти на поводу у своих страстей.

Дискуссия о документе Межсоборного присутствия «Положение о монастырях и монашествующих» продолжается не первый месяц. Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Московского Сретенского монастыря, член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, один из авторов «Положения» рассказал корреспонденту Правмира о своем видении ряда вопросов организации монастырской жизни в современной России.

Монастырь vs мiр

Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
– Отец Тихон, в чем главная задача монастыря? Должны ли монастыри служить миру?

Главная задача монастыря – помочь монаху оставить мир и все, что в мире, для служения Богу и людям во спасение своей души.

Если монастырь промыслом Божиим расположился в центре большого города, и если Господь привел в него монаха, он не должен отказываться от духовнического и просветительского служения, если Церковь к таковому служению его призывает.

– Можно ли как-то определить баланс между внешней и внутренней монастырской жизнью?

Данное нашему Сретенскому монастырю послушание — воспитание будущих пастырей. Это внешняя деятельность монастыря или внутренняя? Удивительные приходят к нам в семинарию ребята. Я искренне ими восхищаюсь.

Мы издаем книги, это и внешняя деятельность – так мы зарабатываем на содержание монастыря и семинарии. Но, главное, это и духовное послушание, заповеданное нам отцом Иоанном (Крестьянкиным).

Или внутреннее служение – это только келейная молитва и богослужение? Думаю, это неправильно.

Мы стали строить скит в Рязанской области, чтобы иногда уйти от толчеи и шума . И нашли там новых прихожан, разрушенные храмы, даже колхоз получили в попечение. Пришлось возродить целое село, чтобы был храм, чтобы люди жили вокруг.

Новый храм, который мы строим, нужен нашим прихожанам. Они на большие праздники не помещаются в старом храме и вынуждены стоять на улице. У братии же нет потребности в большем храме. Получается, что это внешняя деятельность?

Святые отцы говорили, что монах все должен делать, как служение Господу Богу – хоть двор мести, хоть за плитой стоять.

Наверное, если делать так, то и вопросов подобных не возникнет.

– И приют у вас есть в Рязанской области?

– Да, мы увидели рядом детский интернат и понемногу стали ему помогать. Не дело монахов воспитывать детей, об этом смешно говорить. Мы приходим как дедморозы, подарки дарим, занимаемся финансово-хозяйственным обеспечением, к нам в храм детишки приезжают на службу. А самым главным занимаются выпускники нашей семинарии, белые священники со своими семьями. У них есть опыт воспитания детей, они там руководят, воспитывают.

– И все же, можно ли провести границу между внешним и внутренним служением, определить разумную меру?

– Я не вижу здесь неразрешимой дилеммы. Для нас как-то всё естественно, и даже странно, если кто-то видит здесь проблемы.

– А если при монастыре нет совсем никаких дел милосердия – ни приюта, ни богадельни? Такое возможно?

– Нет дел милосердия? Такого не бывает. Все монастыри молятся за мир. Это главное дело.

Если же монастырь в силу каких-то причин не занимается тем, что сейчас обычно называется «делами милосердия», я не вполне себе представляю, как можно «сверху» обязать это делать. Как это может быть, живет монастырь своей жизнью, и тут приходит разнарядка: «Открыть детский приют!».

Это абсурд, всё должно естественно вытекать из тех обстоятельств, в которые нас ставит Господь.

– Вы имеете возможность сравнивать жизнь в центре и жизнь в глубинке, где проще монастырю заниматься делами милосердия?

– Есть мнение, что чем дальше от столицы, тем сложнее организовать помощь. Я совершенно с этим не согласен.

Например, недалеко от Псково-Печерского монастыря на хуторе живет раба Божия Евгения. Она переехала туда из Москвы, растит четырех приемных детей — с болезнью Дауна и другими тяжелыми заболеваниями. Зарабатывает тем, что пишет иконы. У нее на хуторе — тот же самый монастырь на одну монахиню. Неважно, носит ли она юбку или рясу, апостольник или платок. Главное, что она живет как настоящая монахиня. И ведь таких людей немало.

Мы знаем священников, которые воспитывают по 50, по 70 детей. Знаем совсем маленькие монастыри, которые помогают десяткам людей выжить.

Об отшельничестве

– А может ли монах уйти в уединение, в затвор, может быть даже в лес? Есть грустные примеры того, когда в леса от ИНН, например, бегут монастырями…

– Только Сам Господь может избрать людей, которых Он в свое время приведет к уединенному жительству. Здесь невозможно все регламентировать и расписать. У нас в монастыре есть монахи, которые знают только келью, храм и послушание . Они и живут в уединении и молитве в самом центре Москвы. А есть монахи в отдаленных монастырях, которые на самом деле по духу приписаны к «шаталовой пустыни».

В России не мало действительно уединенных монастырей и там свое духовное, молитвенное служение Богу и людям.

– Какой путь предпочтительнее, созерцательный или деятельный ?

– Путь может быть деятельный, может быть созерцательный, главное – постичь волю Божью о себе. Если против воли Божией уйти в пустыню, то подвиг будет во грех и в погибель. И наоборот.

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Фото: Православие.Ru
Архимандрит Тихон (Шевкунов). Фото: Православие.Ru
– Отец Тихон, а как это – услышать и понять волю Божию о себе? Звучит прекрасно, но непонятно, как…

– Услышать, понять и почувствовать волю Божью о себе, а потом и найти силы эту волю Божью исполнить – думаю, это самое главное в жизни человека.

На занятиях по пастырскому богословию я всегда говорю, что у священника, у духовника одна задача: вместе с человеком, пришедшему к священнику как к духовнику, искать и найти волю Божью о нем. Не поспешно сказать: «Вот, воля Божья такова», а постепенно отыскать ее в тех или иных обстоятельствах жизни человека.

Самонадеянно и глупо, когда человек утверждает: «Мне открыта воля Божия». Отец Иоанн (Крестьянкин), старец, которому, по моему глубокому убеждению, Господь действительно открывал волю Божью о людях, только один раз мне сказал: «Вот – воля Божья о тебе».

В каких-то обстоятельствах жизни найти волю Божью совсем несложно, потому что в Евангелии она выражена самым прямым образом. Но порой эти обстоятельства так запутаны, что очень сложно понять, как должен человек поступать.

– Сложная задача…

– Да, духовнику порой очень непросто подвести человека к пониманию воли Божьей. Недаром святые отцы писали, что пастырское служение — это «искусство из искусств и наука из наук».

– А вообще это посильная, возможная задача? Если даже отец Иоанн (Крестьянкин) всего лишь один раз прямо вам сказал о воле Божией?

– Сказал-то он один раз, но подводил к пониманию воли Божией многократно и множество людей. Вы правы, это задача трудная.

Но с другой стороны, это совсем не означает, что сам человек и его духовник не могут постичь волю Божью. Господь на то и ставит священника, чтобы он вел человека по воле Божьей ко спасению.

Пастыри постепенно, шаг за шагом, открывают вместе со своими духовными детьми волю Божью. Через саму жизнь, через Священное Писание, через вопрошание более опытных людей. Это великий дар Божий в нашей Православной Церкви.

О собственности монахов

– А может ли монах иметь собственность?

– Знаете, у греческих монахов нет собственности вообще. Я привез в афонский монастырь свою книгу, переведенную на греческий язык хотел подарить два экземпляра игумену и монастырскому переводчику. Они не взяли их себе в кельи! Сказали, когда прочтут, отнесут их в монастырскую библиотеку.

Но надо понимать, что греческие монахи приходят в монастырь, который до них уже тысячу лет существовал, где есть все необходимое для монашеской и богослужебной жизни.

А в России все сложилось по-другому. Вспоминаю наших старцев. Отец Иоанн, отец Адриан, отец Феофан.. У них были свои и книги, и богослужебные сосуды на всякий случай, и одежда, и иконы. Сами посудите, отец Иоанн (Крестьянкин) сменил после отсидки шесть приходов в Рязанской области – его то и дело переводили с одного на другой. Один восстановит – переведут на другой, разрушенный. Где он мог в советское время найти Священное Писание? Так же и с трудами Святых Отцов, и молитвослов у него был свой. То же с келейными иконами, сосудами. А на другом приходе где было найти все это?

Помню, в Издательском отделе архимандрит Иннокентий (Просвирнин) учил меня: «Станешь священником, купи себе хорошую чашку и блюдце, нарисуй внизу крестик и на блюдце внизу нарисуй крестик. Вот и будут потир и дискос. Начнутся гонения, будешь ездить из города в город, тайно служить. Если поймают чекисты и найдут богослужебные сосуды, то сразу всё поймут. А тут – чашка и блюдце – не отберут, не догадаются!». Премудро, правда? Кто при обыске обратит внимание на чашку с блюдцем? А это на самом деле потир, дискос, а ложечка – это лжица.

– А как в Сретенском монастыре решается вопрос о личном имуществе?

– У монахов есть свои книги, иконы. Телевизоров или магнитофонов нет. Если кто-то когда пришел в монастырь, имел машину, то она используется для обители. Монахи ездят причащать больных, трудятся по снабжению, дежурят со своими машинами по субботам и воскресениям.

Компьютеры есть у многих. Но у нас в уставе особые правила, в которых прописано, как мы можем пользоваться компьютером.

Вообще-то у нас половина братии занимается производством книг – пишут, редактируют, корректируют. Мне компьютер в келье нужен, а вот у одного нашего монаха – гения, виртуоза в компьютерах — в келье компьютера нет. У него, там вообще ничего нет, даже кровати, на полу спит.

О роскоши среди монахов

– Сейчас особенно остро стоит вопрос о роскошной жизни монашествующих, дорогих автомобилях…

– Роскошь недопустима для монахов. Иногда кажется, что человек как будто дорвался до того, что не мог приобрести раньше и начинает использовать эти возможности во вред своей душе. И не только своей.

– Что-то с этим неуемным стремлением можно сделать?

– Я думаю, эта тема– одна из будущих на соборе. Конечно, возникнут сложности , даже непонимание.

Например, я фотографирую для нашего сайта, для наших книг. У нас очень хороший редакционный фотоаппарат. Он не мой, но если кто-нибудь посмотрит, как я фотографирую, то подумает: «Ничего себе у батюшки фотоаппарат!».

Об отпуске для монахов

– Должен ли быть отпуск у монахов?

– Как и с выборами игумена, на этот вопрос нельзя ответить однозначно – должен быть отпуск или нет.

У нас есть монахи, которые вообще не ходят в отпуск. Один монах берет себе отпуск ровно на два дня, выезжает к своему небесному покровителю, причащается там и возвращается.

А есть монахи с телесными недугами, им просто необходимо где-то подлечиться, побыть в другом климате, подышать другим воздухом. Я и сам только что вернулся из такой поездки, лечил легкие.

О монастырском уставе

– Отец Тихон, должен ли быть у монастырей единый устав? Сегодня мы уже говорили о католическом опыте, у католиков же существует большое количество уставов…

– Мы принципиально записывали в документах Межсоборного присутствия примерный общий устав монастырей. Это принципиально – примерный. Каждый монастырь на соборе братии принимает свой собственный устав, корректирует так, как считает нужным, и только потом архиерей его утверждает.

Но все же есть некие основы. Есть гражданский устав Русской Православной Церкви, вне которого мы не можем существовать. Есть исторически сложившиеся уставы. Например, устав Новгородского Юрьевского монастыря или устав Троице-Сергиевой Лавры. Последний сложился уже в ХХ веке и по нему, по сути, живут все монастыри Русской Православной Церкви. Нельзя просто так взять и эти уставы отринуть. Можно принять за основу многое из них, развить, обсудить и принять с братией, утвердить у архиерея.

Игумен – избирать или назначать?

Сразу обозначу свою позицию.

В идеале игумен должен избираться братией и утверждаться епископом. Так происходит сегодня во многих православных Церквах. Это веками проверенный, совершенно правильный опыт для монастырей с глубоко укоренившимися иноческими традициями, преемственным, передающимся из поколение в поколение монашеским благочестием и живым аскетическим опытом. Классический пример, на который ссылаются практически все ревнители избрания игумена братией, – это Афон, где столетиями не прекращалась монашеская преемственность.

Вполне соглашаясь с этим, хотел бы только обратить внимание на две немаловажные вещи. Во-первых, в Русской Церкви подобная традиция распространена не была. Нравится это кому-то, или не нравится, но не учитывать этого нельзя. И второе, более важное: сегодняшние русские иноческие общины не просто молоды — они очень, очень юные. С этим вряд ли кто может поспорить. Лет еще пятнадцать назад модно было иронизировать: какие это монастыри – «комсомольский набор»! В этих ядовитых, несправедливых по сути словах, все же была своя правда: в значительной части братию монастырей составляли в буквальном смысле призванные Богом вчерашние атеисты и комсомольцы.

Этим монахам сегодня по сорок, пятьдесят, шестьдесят лет. Но речь идет, разумеется, не о человеческом возрасте, а о духовном совершеннолетии монашеской общины. Об очевидном и совершенно естественном факте, что далеко не все обители уже вступили в «избирательный возраст». Отсюда и обоснованные опасения, что выборы игумена могут обернуться в ту же самую, упомянутую нами уже «борьбу за власть», то есть в противостояние различных групп, «фракций» и «партий». А хуже этого для жизни монастыря сложно что-либо придумать. Кстати и в Греции, несмотря на всю многовековую преемственность, такое время от времени случается.

Последнее, конечно, совсем не означает, что надо отказаться от стремления к правильному устроению монашеской жизни. Напротив, как раз стремиться к ней мы и должны. Ведь преимущества разумного и законного избрания совершенно очевидны: если монастырское братство решается испросить у епископа выбор игумена, то этим они свидетельствуют, что их избранник – не только лучший и достойнейший для них собрат, но, что они сами хотят почитать его за отца, повиноваться не за страх, но за совесть. Наконец, избрание означает готовность всей братии разделить с игуменом ответственность за обитель перед Богом и Церковью.

Стремиться к такому действительно необходимо, но надо помнить слова преподобного Амвросия Оптинского: «Чтобы не ошибаться, не должно торопиться».

Глубоко убежден: пройдет немного времени и один за другим монастыри, женские и мужские, будут получать право на избрание игумена от своих епископов. Да и нынешнее «Положения о монастырях» этого совсем не должно исключать.

Награды монахам не нужны, но вот чего действительно хотелось бы, так это того, чтобы благоустроенные в духовной жизни обители могли бы, как высшую церковную награду и признание, получать от священноначалия право на участие в избрании игумена или игуменьи.

Об откровении помыслов

– Что Вы думаете о практике откровения помыслов?

– Отец Иоанн (Крестьянкин) очень настороженно относился к постоянному откровению помыслов в наше время. Он считал, что далеко не все духовники доросли до того, чтобы постоянно принимать откровение помыслов. Хотя я знаю монастырь, женский, где игуменья принимает помыслы, и там это весьма позитивный опыт.

У нас в монастыре – еженедельная исповедь. Священники перед каждой службой исповедуются. Я являюсь и духовником братии, и игуменом. Считаю, что для Сретенского монастыря сегодня это правильно. Может быть и другой подход, когда игумен и духовник разные люди. И так тоже будет правильно, если приносит плоды. Но у нас заведено таким образом по благословению отца Иоанна (Крестьянкина).

Очень важно Причастие. Многие мои консервативные друзья меня не поддерживают, но я по опыту вижу, что причащаться 4 раза в неделю, как нам заповедовали Святые Отцы, в частности, Василий Великий, — это насущная и очень нужная практика для монахов. Этого правила мы стараемся держаться, кто-то причащается реже, но в основном, 4 раза в неделю. По четвергам у нас общая братская служба, когда мы причащаемся все – и монахи и послушники.

– А как быть с частой исповедью, ведь получается, что от исповеди к исповеди ходишь с одним и тем же списком грехов…

– Действительно для давно воцерковленных людей «список» грехов, как правило, от исповеди к исповеди примерно один и тот же. Может возникнуть ощущение некоей формальной духовной жизни. Но дома мы часто подметаем пол, и, слава Богу, не каждый раз приходится разгребать авгиевы конюшни. Это как раз не беда.

Беда, что начинаешь замечать, как жизнь у некоторых христиан делается с годами скучнее и скучнее. А должно быть наоборот: она должна становиться всё более насыщенной и всё более радостной. Вот это меня удивляет. Значит, что-то самое главное не прочувствовано.


«Молись и трудись» — сегодня девиз многих монастырей. Есть ли свободное время у монахов и каются ли они в этом? Почему порой мы возвращаемся с отдыха ещё более уставшими, чем до него? Чем грешат люди, которые в свободное время вычитывают огромные правила и постоянно ездят в паломничества?

Труд как благословение и проклятие

Отдыхать человеку жизненно необходимо. Труд в большой степени — наказание Божие. Когда Господь изгонял наших прародителей из рая, Он сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят» (Быт. 3:19). С того момента труд в некотором роде стал нашим проклятием. Он истощает наши силы, и человеку надо отдыхать. Это дано нам, чтобы мы поняли свою немощь и ограниченность, обрели смирение. Мудрые люди говорят: «Всю работу не переделаешь». А Священное Писание называет наши повседневные труды и заботы суетой (Еккл. 1:2).

Сегодня, когда мы перегружены информацией, огромным количеством событий, стрессом от незнакомых ситуаций, нам особенно необходим отдых. Современный человек живёт в состоянии психоэмоциональной перегрузки. Чтобы избежать её, нужно находить свободное время. Отстраниться от потока событий, посмотреть со стороны на происходящее. Тогда человеку будет легче понять, что происходит вокруг, он сможет проанализировать полученную информацию и понять, куда идти и что делать дальше.

Отдохнуть… от духовной жизни

Крайняя загруженность не только бытовыми вопросами, но даже и вопросами духовной жизни недопустима. Очень важно избегать крайностей. Можно не только перетрудиться, но и «перемолиться». Это тоже плохо. Если «перемолишься», можешь впасть в прелесть. Бывает, люди по многу раз перечитывают акафисты и считают, что чем больше они прочтут молитв, тем лучше. Они берут не качеством, а количеством, и это негативно сказывается на их психоэмоциональном состоянии.

Трудоголизм, когда христианин постоянно занят работой, — отрицательное явление. У него и утром работа, и днём, и вечером, и даже ночью… Параллельно верующие люди часто создают себе такую же интенсивную духовную жизнь: ездят во все паломничества, по всем храмам, отправляются на престольные праздники за тридевять земель. Очень многие так бегут от своих внутренних проблем.

Это становится их психологической зависимостью. Они не живут простой радостной жизнью, а надрываются и страдают. Помимо продолжительного рабочего дня у них каждый день какой-то престольный праздник. До трёх или четырёх часов ночи они читают молитвы. С утра засыпают на службе, но всё равно присутствуют на ней. Такой человек находится постоянно в перегруженном состоянии, он задёрган проблемами, работой и обязанностями, которые на себя возлагает. Это ведёт к полному истощению сил, как духовных, так и физических, к нервным срывам и может очень плохо закончиться — даже привести к смерти.

Феномен эмоционального выгорания давно уже исследован. Этим страдают и бизнесмены, и медработники, и священники, — все, кто работает с людьми и трудится от зари до зари. Человеку очень важно оставлять время для себя, для своих собственных увлечений. Господь создал нас для простой радостной жизни. Он хочет, чтобы мы были счастливы, и не хочет, чтобы мы надрывались. Нужно гасить темп жизни, который нам навязывает общество.

Я считаю, что современное общество идёт не тем путём. Сегодня ему мешает жить информация. Она держит нас в напряжённости. Люди миллионы лет жили без глобальных проблем, кризисов. Вспомним праведного Авраама: он кочевал себе по пустыне, пас стада, Богу молился, странников принимал. Жил простой размеренной жизнью, со своими радостями и горестями. Нам тоже нужно научиться жить спокойнее. Поставить «информационный фильтр», не всё узнавать и не всему верить. Радоваться простым вещам, не ставить себе высоких, невообразимых целей.

Отдыхают ли монахи?

«Трудись и молись, — говорил преподобный Антоний Великий, — и так спасёшься». Жизнь монастырей регламентируется уставом. В нём есть место для трудов, послушаний и молитвы, не только общественной, но и личной, а также для сна и отдыха. У монахов есть и личное время. За каждым насельником никто не следит: молится ли он в положенное время или устал и отдыхает. Не будем считать монахов железными, сверхъестественными людьми. Это люди из такой же плоти и крови, со своими проблемами и заботами.

Монах отдыхает и благодаря смене разных видов деятельности. Если ты тяжёлую работу меняешь на более лёгкую, ты тоже отдыхаешь. В монастыре это возможно благодаря разнообразию послушаний. Вот ты вскопал огород, а потом уселся чистить картошку. Что такое почистить картошку по сравнению с копкой огорода? У монахов есть время и почитать книгу, и поразмышлять, и обратиться с личной молитвой к Богу.

Почему, отдыхая, мы устаём?

Необязательно наш отдых должен быть пассивным. Это может быть туризм, поездка на велосипеде, вязание, шитьё, рыбалка или вышивание бисером. Можно сходить погулять, посетить концерт или фотовыставку, проведать родственников. Нужно избегать бесцельного времяпровождения. Человек создан для радости. Омрачает нашу радость грех. Если человек живёт с нераскаянными грехами, его мало что радует, и он не может отдохнуть в полной мере.

Сегодня у нас возникла мощная индустрия развлечений. Это уже целый сектор экономики. Диснейленды, торгово-развлекательные комплексы, игровые автоматы, ночные клубы и пабы. Это попытка подсунуть человеку суррогат радости и счастья. Суета, от которой мы все стремимся отдохнуть. По-настоящему стать отдыхом это всё не может. Поначалу индустрия развлечений может радовать, но потом приходит ощущение пустоты и неудовлетворённости.

Участвовать ли в каких-то развлечениях и формах отдыха — нужно смотреть по тому, не возмущают ли они наш внутренний мир. Если нам в этой обстановке некомфортно, нужно её избегать. Есть грех человекоугодия — когда кажется неудобным отказать коллегам по работе, друзьям и не пойти с ними куда-то. Нельзя переступать через свои нравственные, моральные принципы ради развлечений. Если мы скажем «нет» в ответ на очередное приглашение к пьянке, нас начнут уважать. Нужно стремиться к радостному, светлому, Божьему — тому, что приносит нашей душе мир и радость.

фото Е.Глобенко

Вопросы батюшке сыпались как из рога изобилия: какие фильм смотрят монахи? Может ли монах иметь собственность? Средства связи? Какие монастыри вы могли бы порекомендовать? Часто ли братия вам жалуется друг на друга? Бывает ли у монахов отпуск? Могут ли у монаха быть друзья за стенами монастыря? Некоторые из них о. Алексий умело направлял обратно в зал. Например, вопрос: что заставляет современного человека идти в монастырь? «Любовь к Богу, чувство покаяния и любовь к людям (ведь в монастыре большая часть времени посвящается молитве о других),- ответил кто-то из слушателей. «Верно,- согласился батюшка и добавил,- а еще Амвросий Оптинский в письме юноше, спрашивающему совета о женитьбе, ответил: жениться нужно тогда, когда понимаешь, что не можешь без этой девушки жить. Точно так же и в монастырь надо идти, если чувствуешь, что не можешь жить без монашеской жизни. Если есть какие-то сомнения, значит еще рано». Живой интерес слушателей вызвал вопрос об уходе монахов из монастыря. Батюшка признал, что к сожалению, хоть эти случаи и редки, но они есть. Каждый случай отказа рассматривается Патриархом. О. Алексий рассказал о человеке, точно так же ушедшем из Афонского монастыря после принятия монашества. Уже когда он был пожилым, маленький внук увидел на нем параман (часть монашеской одежды) и спросил: что это такое? В этот миг сердце этого человека пронзила острая боль и сожаление о принятом когда-то решении. Он не смог жить с этой душевной болью и вернулся в монастырь.
Поэтому прежде, чем постричь послушника в монахи, ему предлагают подольше пожить в монастыре, неся различные послушания и в частности потрудиться на монастырском подворье в сельской местности. Такое подворье есть и в Даниловом монастыре. Монахи и послушники занимаются там сельхоз работами, ухаживают за домашним скотом, есть своя пасека.
Монах должен быть готов к любой работе, на которую его благословят, и часто она не совпадает с выбранной в миру профессией. «Самое трудное в монашеской жизни - отсечь собственную волю,- сказал о. Алексий. - «Слово «не хочу» монах должен забыть. Его должны заменить слова: «Простите. Благословите. Помолитесь». Прежде всего должно быть послушание».
На вопрос, можно ли монаху пить вино, батюшка ответил почти притчей. Поздравляя с пострижением свое духовное чадо, один духовник сказал: «Поздравляю тебя с принятием образа ангельского. И желаю не потерять человеческого». Вино веселит сердце, но все хорошо в меру.
В числе проблем современных монастырей о.Алексий назвал текучку среди насельников. «Когда при Советах было всего несколько монастырей, человек смирялся, терпел все искушения и тем спасался, потому что больше некуда было идти. А теперь все ищут где легче и удобней, не находя ни покоя, ни спасения».
Похоже, что жизнь еще раз подтверждает слова прп. Амвросия Оптинского: «Монашество – это блаженство. Если бы люди знали, какие радости их ожидают, все бросили бы и пошли в монастырь. Но если бы знали, какие с какими искушениями предстоит им встретиться, никто бы не пошел».

Соб. инф.

Код для размещения ссылки на данный материал:


Как будет выглядеть ссылка:


21 июня в Голицинском кабинете храма св. блгв. царевича Димитрия при Первой Градской больнице состоялась беседа наместника Данилова монастыря архимандрита Алексия (Поликарпова) с православной молодежью о современном монашестве. Вопросы батюшке сыпались как из рога изобилия: какие фильм смотрят монахи? Может ли монах иметь собственность? Средства связи? Какие монастыри вы могли бы порекомендовать? Часто ли братия вам жалуется друг на друга? Бывает ли у монахов отпуск? Могут ли у монаха быть друзья за стенами монастыря?


Пасха в Оптиной пустыни: как будет выглядеть обновленный собор?
Пасха в Оптиной пустыни: как будет выглядеть обновленный собор?
В Оптиной Пустыни художники заново расписывают центральный Введенский собор. На Пасху леса были сняты и нашему корреспонденту повезло попасть внутрь, чтобы сделать несколько фотографий на мобильный телефон - смотрите уникальные кадры из еще закрытого для посетителей собора, а так же фоторепортаж из пасхальной Оптины Епископ Пантелеимон о монашестве
Епископ Пантелеимон о монашестве
Мирянам образец монахи, а монахам – ангелы, напоминает старую отеческую поговорку епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН. Смотрите ВИДЕО, в котором владыка рассказывает, почему без возрождения монашества невозможно возрождение Церкви в России и как тем, кто чувствует в себе желание иноческой жизни, не дать миру заглушить в себе Божий призыв. Святитель Феофан – блогер в затворе
Святитель Феофан – блогер в затворе
23 января и 29 июня празднуется перенесение мощей святителя Феофана Затворника. Более десяти лет прошло с того дня, когда его мощи вернули в Казанский храм Вышенской обители, в которой он прожил последние 23 года своей жизни, не выходя из кельи Где затворился святитель Феофан?
Где затворился святитель Феофан?
Наш корреспондент побывал в монастыре, где святитель Феофан Затворник провел последние 23 года своей жизни и написал самые свои значительные произведения. Как выглядит это место? В дополнение к предыдущей статье мы публикуем фоторепортаж из Выши и знаменитого Успенского монастыря под Рязанью «Наше поколение – гумус, на котором вырастут будущие монахи»
«Наше поколение – гумус, на котором вырастут будущие монахи»
Накануне дня памяти отца всех монахов прп. Антония Великого, разбираемся кто сегодня приходит в монастырь, почему духовники не благословляют иноков на отшельничество в лесах и можно ли привыкнуть к городскому шуму за стенами обители. Рассказывает благочинный Спасо-Прилуцкого Димитриевского монастыря в Вологде иеромонах Александр (Кораблев) Архимандрит Ефрем Ватопедский о монашестве и священстве
Архимандрит Ефрем Ватопедский о монашестве и священстве
5 июля память всех преподобных отцов Святой Горы. Должен ли монах стремиться к священству, как отбираются кандидаты в священный сан, как происходит рукоположение на Афоне, и как его самого напутствовал к священству старец Иосиф Ватопедский, рассказал журналу «Нескучный сад» настоятель афонского монастыря Ватопед архимандрит Ефрем (Кутсу). Научиться монашеству по книгам?
Научиться монашеству по книгам?
Как быть, если в монастыре нет духовного руководства, можно ли учиться монашеству по творениям Святых Отцов, каковы в принципе источники духовного опыта современного монаха – пример прп. Паисия Величковского вспоминает АННА ОЛЬШАНСКАЯ С кем не страшно пойти в разведку
С кем не страшно пойти в разведку
Предки мои по отцовской линии были священники в Kурской епархии. Приход передавался старшему сыну, а остальные мальчики в роду шли офицерами в армию. Отец и три его брата кончили семинарию. Но в революционное время все они решили не становиться ни священниками, ни военными. Отец стал врачом. И вот что удивительно - после этого в роду стали рождаться в основном девочки, а мальчики умирали во младенчестве! Так что я в нашем роду последняя. И так вот на мне круг замкнулся -- мне выпала честь и Родину защищать, и Церкви послужить 20 лет убийства монахов в Оптиной: неизвестные воспоминания об отце Василии (Рослякове)
20 лет убийства монахов в Оптиной: неизвестные воспоминания об отце Василии (Рослякове)
18 апреля 1993 года в Оптиной пустыни Пасхальную ночь были убиты иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт. Далеко не все знают, что отец Василий, уже, будучи монахом, готовил к публикации творений святых отцов и русских философов для «Психологического журнала» Академии Наук. Об этой работе воспоминает ответственный секретарь журнала Наталия ШАЛАШНИКОВА Пюхтицкий монастырь: Три ступени до Царства Небесного
Пюхтицкий монастырь: Три ступени до Царства Небесного
"Здесь никогда не угасал огонь монашеского служения" - сказал о Пюхтицком монастыре Святейший Патриарх Кирилл во время визита в Эстонию. В советское время это была одна из немногих женских обителей, которая никогда не закрывалась. Смотрите наш фоторепортаж о современной жизни Пюхтиц Все послушания Ватопеда. ну или почти все
Все послушания Ватопеда. ну или почти все
Еще недавно Ватопедский монастырь привозил в Россию пояс Пресвятой Богородицы. А сегодня корреспондент «НС» сам поехал в Ватопед, чтобы посмотреть — как живет самая молодая и самая многочисленная из монастырских братий Святой Горы Афон. Святыни Европы: бесстрашный пастырь Черногорья
Святыни Европы: бесстрашный пастырь Черногорья
Острожский монастырь — любимое место паломничества балканских христиан. В нем покоится один из самых почитаемых сербских святых — Василий Острожский. Здесь можно увидеть такую картину: паломники снимают обувь и босиком идут в гору пять километров – к мощам святого Василия Святыни Европы: Греция: Святой Спиридон обходит свои владения
Святыни Европы: Греция: Святой Спиридон обходит свои владения
Корфу (Керкира) — самый северный и самый зеленый из греческих островов. Сюда едут ради чистейшего моря, красивейших пейзажей, удивительно гостеприимной атмосферы. Но не только. На Корфу хранятся мощи величайшего Божьего угодника — святителя Спиридона Тримифунтского Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): неопубликованные воспоминания
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): неопубликованные воспоминания
Сегодня исполняется 7 лет со дня кончины архимандрита Иоанна (Крестьянкина). О знаменитой «келейной книжице» старца и не только о ней рассказывают келейник отца Иоанна архимандрит ФИЛАРЕТ (Кольцов) и письмоводитель батюшки Татьяна СМИРНОВА Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): хранитель веры
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): хранитель веры
11 апреля, в день рождения отца Иоанна, "всероссийского старца", как многие заочно его именовали, "Нескучный сад" вспоминает, каким был этот человек и почему оставленное им наследие так трогает нас Схимонах Иннокентий (Сибиряков): "Помогите, я страшно богат!"
Схимонах Иннокентий (Сибиряков): "Помогите, я страшно богат!"
5 июля празднуется день всех преподобных отцов Святой Горы. Сейчас поданы документы на канонизацию схимонаха Иннокентия (Сибирякова), бывшего купца-миллионера, пожертвовавшего свое состояние на благие дела и ушедший на Афон. О нем наш рассказ. Свято-Пантелеимонову монастырю на Афоне поможет Москва
Свято-Пантелеимонову монастырю на Афоне поможет Москва
Свято-Пантелеимонову монастырю на святой горе Афон Правительство Москвы выделило 150 миллионов рублей. В течение долгих лет монастырь находится в бедственном положении, полученные деньги будут потрачены на реставрацию исторических построек обители. Семь «грехов» Ватопеда
Семь «грехов» Ватопеда
Недавно в Россию приезжал Пояс Пресвятой Богородицы. Привозил его игумен афонского монастыря Ватопед, архимандрит Ефрем. После возвращения в Грецию игумен был арестован по обвинению в причинении ущерба государству. Несмотря на то, что сейчас архимандрит Ефрем находится на свободе, обвинение с него по-прежнему не снято. Корреспондент «НС» отправился на Афон, чтобы лично ознакомиться с обстоятельствами дела Монастыри Греции: на месте языческих капищ
Монастыри Греции: на месте языческих капищ
Паломнические маршруты по Греции часто обходят стороной две удивительные обители недалеко от Афин: женский монастырь Преображения Господня на горе Пендели и мужской монастырь святого Луки на склонах Геликона. Оба были построены на месте языческих капищ в десятом веке, в те времена, когда набеги пиратов-мусульман были особенно жестоки Как жили древнерусские монахи под руководством преподобного Феодосия
Как жили древнерусские монахи под руководством преподобного Феодосия
27 августа церковь вспоминает одного из основателей Киево-Печерского монастыря – преподобного Феодосия Печерского. Его житие и летописные источники дают нам возможность проследить за первыми шагами русского монашества и посмотреть, как был устроен иноческий быт.

Читайте также: