Как выплачивается единовременная выплата к отпуску муниципальным служащим

Опубликовано: 05.05.2024

Все работники имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск и муниципальные работники исключением не являются. Им также предоставляется такой вид отпуска, в период которого за ними сохраняются их рабочие места, а также начисляются отпускные. До недавнего времени продолжительность отпусков для муниципальных работников зависела от того, какую должность занимал служащий. Кроме того, дополнительные дни отдыха таким категориям работников предоставляли больше.

Важно! Регулирует трудовые отношения муниципальных служащих закон №25-ФЗ, согласно которого определяется длительность очередных отпусков, дополнительные дни отдыха, а также надбавка к отпускам за ненормированные дни.

Новой редакцией этого закона произведено сокращение допотпуска служащим за выслугу лет. Если ранее он составлял 15 дней, то с мая 2017 года только 10 дней. Планируются все отпуска заранее, для чего в конце года составляется график отпусков, определяющий продолжительность и очередность отдыха для служащих на следующий год. Разрабатывается такой график на основании требований ТК РФ. Как и для других категорий граждан, служащие муниципальные работники имеют право брать свой отпуск частями, одна из которых должна быть не менее 14 дней.

Выплата социального пособия перед отпуском

Кроме ежегодных и дополнительных отпусков бывают отпуска по случаю наступления неприятных событий. Например, при болезни или смерти родственника. Такой отпуск обычно требуется неожиданно и в этом случае сотрудник имеет право получить социальное пособие.

Фактически такая выплата тоже является стимулирующей. Её кардинальное отличие от единовременной выплаты в том, что предоставление такой поддержки не зависит от стажа работы и может быть выплачена даже если служащий понес дисциплинарную ответственность.

Для выплаты пособия нужно предоставить работодателю документы, которые подтвердили бы наступление события, а значит, и то, что причина, по которой выплачивается пособие – уважительная.

Основной отпуск муниципального служащего

В 2021 году основной отпуск муниципального служащего равен 30 дней. Этот отпуск является ежегодным и оплачиваемым. За весь период отдыха сотруднику начисляют и выплачивают отпускные, исходя из его средней зарплаты. Все время отсутствия за работником сохраняется рабочее место. До недавнего времени продолжительность такого отпуска зависела от должности служащего. На сегодняшний день 30-дневный отдых предоставляется абсолютно всем категориям таких сотрудников. Кроме того, такая продолжительность отдыха равна количеству дней отдыха госслужащих (

Положен ли оплачиваемый отдых?

Кроме основного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 дней (до поправок отдых длился 35 дней) сотруднику муниципалитета полагается и дополнительный отпуск.

Добавочные дни могут предоставляться сотруднику по следующим причинам:

  • ненормированный рабочий день;
  • служба в особых условиях;
  • выслуга лет.

Последние изменения коснулись корректировок предоставляемого отдыха, уменьшили его по нескольким показателям.

Отпуск муниципального служащего за выслугу лет

Такой вид допотпуска, как отдых за выслугу лет положен работникам, которые трудились на муниципальной службе свыше 1 года. Таким образом, продолжительность допотпуска будет больше, чем больше стаж работы. Максимальный срок на который служащий может уйти на дополнительный отдых составляет 10 дней. Прямой градации от количества лет к количеству дней отдыха в законе №25-ФЗ нет. Такое ограничение приводится в законе №79-ФЗ от 27.07.2004. Ранее расчет дополнительного отдыха для муниципальных служащих рассчитывали исходя из 1 дня за 1 год службы. В 2021 сколько дней отдыха положено служащим рассчитывают иначе. Рассмотрим подробнее:

Стаж службы, летДополнительный отпуск, календарных дней
1-51
5-105
10-157
Более 1510

Важно! Определяя стаж, в расчет берут только периоды службы в гос- или муниципальных органах. Если служащий какое-то время трудился в частных компаниях, в расчет оно не берется.

Под выслугой лет понимается период работы, который служащий трудился в муниципальной должности. Так, например, 10 лет выслуги дают право работнику на дополнительный отдых, равный 5 дням. 15 лет выслуги позволят увеличить отдых еще на 5 суток. При этом, максимальное количество дней допотдыха в этом случае не должно превышать 10 дней. Расчет всего времени службы кадровики производят по трудовой сотрудника. В том случае, если стаж прерывается, эти периоды в расчет не принимаются. Решать предоставить такой отпуск или нет работодатель не вправе. Решение принимает только работник, он вправе уйти в отпуск только в основной отпуск на 30 дней, а дополнительные дни использовать потом. Если служащий решает делить отпуск на части, то предварительно это он должен согласовать с руководством.

Предоставляется ли неоплачиваемый отпуск?

Период отдыха без сохранения денежного содержания предоставляется госслужащему по его личному заявлению, по личным причинам. Действующее законодательство (п.15 ст. 46 №79-ФЗ) обозначает возможность оформления отпуска на срок не более 12 месяцев.

Подобная просьба со стороны заявителя должна содержать факты возникшей необходимости, а работодатель, в свою очередь, дает гарантии по сохранению рабочего места за служащим.

Существуют льготные категории сотрудников, имеющие право на неоплачиваемый отдых, отказать в предоставлении которого работодатель не вправе. Также возникновение личных обстоятельств предполагает оформление отпуска без оплаты сроком до 5 дней:

  • свадьба;
  • рождение ребенка;
  • смерть близкого родственника.

Остальные моменты, не регулирующиеся нормами Трудового кодекса, решаются при обоюдном согласии сторон. Если просьба государственного служащего расходится с интересами нанимателя, руководитель может отказать в оформлении отдыха или перенести его на другой период.

Продолжительность за выслугу лет

В государственных учреждениях выслуга лет является обязательным показателем. Он показывает количество накопленного стажа с государственной структуре. Разрыв трудовых отношений обнуляет выслугу лет, если это не связано с переводом из одного государственного предприятия в другое.

В соответствии с отработанным стажем муниципальным служащим полагается отдых продолжительностью:

  • 1 день — служба продолжалась от 1 года до 5 лет;
  • 5 суток — непрерывный стаж равен 5-10 годам;
  • 7 дней — срок службы равен от 10-15 лет;
  • 10 суток — стаж сотрудника более 15 лет.

Изменения года затронули и дополнительный отпуск за выслугу лет, он уменьшился с 15 дней до 10. Госслужащие, не успевшие воспользоваться отдыхом или его частью, могут взять его до окончания 2021 года.

Длительность за ненормированный рабочий день

Трудовой кодекс ограничивает права граждан на труд. Норма установлена в часах — 40 в неделю, то есть 8-ми часовой рабочий день. Не запрещается трудиться сверх установленного лимита, но всякий труд должен быть оплачен.

Режим труда государственного служащего — пятидневная неделя с 8-ми часовым рабочим днем. Но некоторые должности предполагают ненормированный труд. Из этого следует, что госслужащий может привлекаться к исполнению своих трудовых обязанностей после завершения трудового дня.

Длительность отпуска за ненормированный труд четка определена в законе — 3 дня. Ранее он не мог быть меньше 3-х дней, муниципальными актами устанавливался более продолжительный период. Законодатель данную норму исключил и привел в соответствие с регламентом о государственной гражданской службе.

Помимо этого, за работу во вредных и опасных условиях труда служащим предоставляется дополнительный отдых продолжительностью 7 дней, за работу на Крайне Севере — 24 дня.

Порядок расчета отпускных

Всем работникам до непосредственного начала отпуска необходимо выплатить отпускные. Для обычных работников сделать это нужно не позднее трех дней до начала отпуска. Такие требования установлены ТК РФ. Для муниципальных служащих срок выплаты отпускных отличается. Согласно закона 79-ФЗ, денежные средства в виде отпускных работнику необходимо выплатить не позднее 10 дней до отдыха. Расчет отпускных для служащих также имеет отличия. Суммы, которые учитываются в качестве дохода для расчета среднего заработка представлены в Постановлении №562 от 06.09.2007.

Помимо денежного довольствия за год, учитываются также премии за поручения особой сложности и важности, а также матпомощь. Однако учитываются они не полностью, а только в 1/12 части от общей их суммы. Остальной порядок расчета совпадает с расчетом отпускных, производимых для обычных категорий работников.

Единовременная выплата к отпуску

Такая выплата является стимулирующей. Её можно получить в соответствии с условиями коллективного договора и местного законодательства. Такая выплата доступна не для каждого служащего, а только тем, кто подходит под определенные критерии:

  1. Время работы в конкретной организации должно быть не менее 12 месяцев. Обычно устанавливаются рамки 1-5 лет
  2. За время работы служащий не должен подвергаться дисциплинарным взысканиям
  3. Иногда законодательством устанавливаются ограничения на выплату пособий. У тех, кто хочет получить единовременную выплату таких ограничений быть не должно

Следует помнить, что выплата производится за 3 дня до начала отпуска.

Если служащий не стал использовать право на единовременную выплату перед отпуском, то получить ее необходимо до начала нового года. Это связано с тем, что выплата не переносится на другой год.

Величина выплаты определяется непосредственно в организации и может вычисляться как процент от оклада, либо (что бывает реже) как коэффициент, в зависимости от того, сколько времени служащий работает в организации.

Пример расчета отпускных

Иванов И.И. является муниципальным служащим. Ему предоставили ежегодный отпуск, продолжительностью 14 дней, с 1 марта 2021 г. Ежемесячно Иванову начисляются следующие суммы: оклад – 16 000 рублей, надбавка – 3 000 рублей, поощрение – 5 000 рублей. За предыдущий год до отпуска Иванову также были выплачены премии в размере 20 000 рублей и материальная помощь – 4 000 рублей.

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск относится к числу основных конституционных прав граждан. Оно гарантируется всем лицам – как работающим по трудовому договору, так и заключившим контракт с нанимателем в лице государственного или муниципального органа. В статье рассмотрены нарушения, встречающиеся при предоставлении и расчете отпускных государственным (муниципальным) гражданским служащим.

Порядок предоставления отпусков государственным (муниципальным) гражданским служащим регулируется федеральными законами:

  • от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
  • иными правовыми актами РФ и субъектов РФ, а также отраслевыми документами, например, приказами Генпрокуратуры РФ от 02.03.2015 № 95 «Об утверждении Положения о предоставлении отпусков в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации», ФТС РФ от 31.03.2005 № 260 «Об утверждении Инструкции об организации работы по предоставлению отпусков должностным лицам таможенных органов Российской Федерации».

Соблюдение порядка предоставления отпусков

Продолжительность основного отпуска зависит от должности. Так, в соответствии с п. 3, 4 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим, замещающим высшие и главные должности гражданской службы, предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 35 календарных дней, а служащим, замещающим должности гражданской службы иных групп, – 30 календарных дней.

На основании ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ муниципальному служащему предоставляется основной ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней. При этом в названном законе сказано, что для лиц, замещающих должности отдельных групп должностей муниципальной службы, ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности может устанавливаться законами субъектов РФ. Например, в Законе Нижегородской области от 30.08.2007 № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» говорится, что муниципальным служащим, замещающим высшие должности муниципальной службы, ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется продолжительностью 35 календарных дней. Аналогичное положение содержится в Законе Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге».

Отметим, что, кроме права на основной оплачиваемый отпуск, государственный (муниципальный) служащий имеет право на дополнительные отпуска:

  • ежегодный дополнительный отпуск за выслугу лет;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день.

При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет. При этом общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, – 40 календарных дней.

Что касается продолжительности дополнительных отпусков за выслугу лет, предоставляемых муниципальным служащим, в силу п. 4 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ их продолжительность, установленная федеральными законами и законами субъекта РФ, не может быть более 15 календарных дней.

Обращаем внимание читателей, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя. При составлении графика следует учитывать ст. 123 ТК РФ, которая предписывает работодателям предоставлять ежегодный оплачиваемый отпуск определенной законодателем категории работников в удобное для них время – например, женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет (пп. «б» п. 3 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235). Как отмечается в Апелляционном определении Магаданского областного суда от 02.07.2014 по делу № 2-1729/2014, 33-533/2014, представитель нанимателя не вправе отказать женщине – гражданскому служащему, имеющему двух детей в возрасте до 12 лет, в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для нее время.

В соответствии с положениями ст. 73 Федерального закона № 79-ФЗ к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным законом, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права. Исходя из ст. 423 ТК РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов. Поскольку Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235 в настоящее время применяется в части, не противоречащей ТК РФ, нормы, закрепленные в данных документах, подлежат обязательному исполнению. Таким образом, при составлении графика отпусков наниматель должен был учесть желание женщины о предоставлении ей отпуска в удобное для нее время.

Далее необходимо отметить, что п. 8 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ допускает предоставление отпуска по частям по заявлению гражданского служащего. При этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности. Аналогичного прямого указания, касающегося муниципальных служащих, нет, данная норма содержится лишь в ст. 125 ТК РФ.

Иногда причины деления ежегодного отпуска по частям отпуска прямо установлены нормативным актом органа местного самоуправления или законом субъекта РФ. Так, Решением Воронежской городской думы от 10.06.2009 № 152-II определено, что если в результате суммирования основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков продолжительность отпуска составит более 45 календарных дней, то отпуск по согласованию с представителем нанимателя может предоставляться по частям в соответствии с утвержденным графиком отпусков.

Во избежание между нанимателем и служащими спорных моментов рекомендуем при составлении графика отпусков учитывать приведенные выше положения нормативных актов.

Соблюдения порядка выплаты денежного содержания за отпуск

Относительно периода нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих (далее – Правила № 562). Как следует из п. 5 названных правил, сохраняемое денежное содержание за время нахождения федерального гражданского служащего состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а» - «г» п. 2 Правил № 562, к которым относятся:

  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
  • ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
  • ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячное денежное поощрение.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (п. 6 Правил № 562).

Для справки

Заметим, что в отношении федеральных государственных гражданских служащих значение среднемесячного числа календарных дней (29,3) применяется для отпусков, предоставляемых с 22.07.2014, до указанной даты использовалось число 29,4 (Письмо Минтруда РФ от 31.10.2014 № 18-1/В-815).

Кроме ежемесячного денежного содержания за время нахождения в ежегодном отпуске, федеральному гражданскому служащему один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания (п. 11 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ). Более конкретизированный порядок данной выплаты содержится в нормативных актах нанимателя. Например, согласно Приказу ФАС РФ от 13.10.2006 № 259 единовременная выплата к отпуску осуществляется гражданскому служащему одновременно с выплатой денежного содержания за период отпуска за текущий рабочий год. В случаях использования служащим отпуска частями выплата производится при использовании части отпуска не менее 14 календарных дней. Как отмечается в Апелляционном определении Рязанского областного суда от 27.08.2014 № 33-1686, если наниматель не произвел выдачу единовременной выплаты перед уходом федерального гражданского служащего в отпуск, то данная денежная сумма должна быть учтена при исчислении денежного содержания при его увольнении. В связи с этим судом была взыскана с нанимателя в пользу бывшего гражданского служащего недоплаченная компенсационная выплата с учетом ст. 236 ТК РФ.

Единовременная выплата гражданскому служащему субъекта РФ осуществляется аналогично один раз в год в соответствии с законами субъектов РФ (п. 12 ст. 46 Федерального закона № 79-ФЗ). В данном случае необходимо отметить, что законодательством субъектов РФ может быть установлен порядок единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, отличный от установленного для федеральных гражданских служащих. Такая позиция подтверждается Определением ВС РФ от 15.02.2012 № 47-Г12-1. В данном определении рассматривалась законодательная база по одному из субъектов РФ – Оренбургской области. Вопросы организации государственной гражданской службы в обозначенном субъекте РФ регламентированы Законом Оренбургской области от 30.12.2005 № 2893/518-Ш-ОЗ «О государственной гражданской службе Оренбургской области». В соответствии со ст. 42 указанного закона гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности и денежного содержания. Понятие денежного содержания приведено в ст. 46 и включает в себя месячный оклад и дополнительные выплаты, к которым относится единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих. При этом порядок учета данных выплат при расчете денежного содержания на период отпуска раскрыт в Правилах исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих Оренбургской области, утвержденных Указом Губернатора Оренбургской области от 26.11.2007 № 159-у. Исходя из п. 4 данных Правил при исчислении денежного содержания на период отпуска единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска учитывается в размере 1/12 за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Определением ВС РФ № 47-Г12-1 поименованные нормы признаны соответствующими федеральному законодательству.

Что касается исчисления денежного содержания муниципального служащего на период его нахождения в отпуске, в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона № 25-ФЗ его размер определяется в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы. На практике данная трактовка вызывает вопросы, касающиеся исчисления суммы отпускных, поэтому рассмотрим ее более подробно и отметим ошибки и нарушения, выявляемые в ходе проверок.

Статья 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных трудовым законодательством, устанавливает единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.

В силу п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение), для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. Как следует из ст. 22 Федерального закона № 25-ФЗ, оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта РФ. Статьей6 Закона Ульяновской области от 07.11.2007 № 163-ЗО «О муниципальной службе в Ульяновской области», в частности, предусмотрено, что к дополнительным выплатам (в которые включаются ежемесячные и иные дополнительные выплаты) относятся:

  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
  • материальная помощь.

Таким образом, материальная помощь, выплаченная в связи с вступлением в брак или в связи со смертью близкого родственника, носит социальный характер, то есть не имеет отношения непосредственно к трудовой деятельности. Аналогичная позиция имеется в судебной практике. Например, Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в Апелляционном определении от 29.11.2012 № 33-2696 пришел к выводу о том, что материальная помощь, выплачиваемая муниципальным служащим, находится вне системы оплаты труда (см. также Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.09.2012 № 33-2190).

В Апелляционном определении Верховного суда Республики Коми от 24.02.2014 по делу № 33-834/2014 суд отметил: несмотря на то что материальная помощь входит в систему оплаты труда муниципального служащего, она определена как дополнительная выплата и не связана с исполнением муниципальным служащим своих функциональных обязанностей. Таким образом, на основании анализа имеющейся судебной практики можно сделать вывод, что материальная помощь, выплаченная муниципальному служащему, не должна участвовать в расчете денежного содержания начисляемого на период нахождения муниципального служащего в отпуске.

Аналогичным образом в расчете не должны участвовать разовые премии к празднику, не предусмотренные системой оплаты труда муниципальных служащих нанимателя (муниципального органа) (Апелляционное определение Калининградского областного суда от 27.06.2012 по делу № 33-2711/2012г).

Что касается единовременной выплате к отпуску, она также не включается в расчет суммы отпускных, поскольку носит социальный характер (компенсация к отпуску) и выплачивается служащему вместе с денежным содержанием перед уходом в отпуск.

Соблюдение сроков выплаты денежного содержания за отпуск

Поскольку Федеральный закон № 25-ФЗ не устанавливает конкретных сроков выплаты отпускных, их выплата осуществляется в сроки, установленные ст. 136 ТК РФ не позднее, чем за три дня до его начала.

Напомним: если отпускные выплачены несвоевременно, то у служащего возникает право получения компенсации за каждый день задержки (ст. 236 ТК РФ). Представитель нанимателя обязан выплатить отпускные с процентами (денежной компенсацией) в размере не ниже 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Следует учитывать, что обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины представителя нанимателя (см. Апелляционное определение Рязанского областного суда от 27.08.2014 № 33-1686).

Кроме того, если в добровольном порядке наниматель своевременно не выплатит отпускные и компенсацию за задержку обязательных выплат перед уходом в отпуск, служащий может обратиться в суд с возмещением ему морального вреда на основании ст. 237 ТК РФ. Так, в Апелляционном определении Московского городского суда от 20.11.2013 по делу № 11-37441 суд обязал нанимателя возместить служащему моральный вред, причиненный ему неправомерными действиями по задержке выплаты отпускных.

Если гражданскому служащему своевременно не была произведена плата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо он был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала, то по его письменному заявлению представитель нанимателя обязан перенести отпуск на другой срок, согласованный с гражданским служащим (ст. 124 ТК РФ). При переносе отпуска служащий не может требовать указанной денежной компенсации, поскольку в таком случае отпуск оплачивается за 10 дней до новой даты и срок его оплаты не нарушается.

Удержание из денежного довольствия сумм излишне начисленных отпускных

На практике нередко возникают случаи, когда отпуск гражданскому служащему предоставлен авансом, а после выхода из отпуска служащий увольняется. При увольнении может сложиться ситуация, когда суммы денежного довольствия недостаточно и удержать излишне выплаченную сумму отпускных за неотработанные дни отпуска невозможно ввиду недостаточности средств на лицевом счете гражданина. Возможно ли нанимателю вернуть излишне выплаченные денежные средства посредством обращения в суд?

Если наниматель не может удержать излишне выплаченную сумму за неотработанные дни отпуска в связи с отсутствием или недостаточностью суммы выплаты, причитающейся бывшему служащему при увольнении, последний может возместить ее в добровольном порядке. Основания для взыскания образовавшейся задолженности в судебном порядке у нанимателя отсутствуют в силу ч. 4 ст. 137 ТК РФ, поскольку недобросовестности в действиях работника или счетной ошибки нет. Данный вывод подтверждается судебной практикой (Определение ВС РФ от 14.03.2014 № 19-КГ13-18, Апелляционное определение Московского городского суда от 04.12.2013 по делу № 11-37421/2013).

Следовательно, орган государственной власти РФ, субъекта РФ либо орган местного самоуправления после увольнения гражданского служащего не вправе обратиться в суд для взыскания суммы, подлежащей удержанию из его заработной платы.

Все работники имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск и муниципальные работники исключением не являются. Им также предоставляется такой вид отпуска, в период которого за ними сохраняются их рабочие места, а также начисляются отпускные. До недавнего времени продолжительность отпусков для муниципальных работников зависела от того, какую должность занимал служащий. Кроме того, дополнительные дни отдыха таким категориям работников предоставляли больше.

Важно! Регулирует трудовые отношения муниципальных служащих закон №25-ФЗ, согласно которого определяется длительность очередных отпусков, дополнительные дни отдыха, а также надбавка к отпускам за ненормированные дни.

Новой редакцией этого закона произведено сокращение допотпуска служащим за выслугу лет. Если ранее он составлял 15 дней, то с мая 2017 года только 10 дней. Планируются все отпуска заранее, для чего в конце года составляется график отпусков, определяющий продолжительность и очередность отдыха для служащих на следующий год. Разрабатывается такой график на основании требований ТК РФ. Как и для других категорий граждан, служащие муниципальные работники имеют право брать свой отпуск частями, одна из которых должна быть не менее 14 дней.

Выплаты

При выходе в отпуск муниципальные служащие могут рассчитывать на следующие виды выплат:

  • отпускные;
  • единовременное пособие к отпуску;
  • социальное пособие.

Отпускные выплаты рассчитываются и производятся перед каждым выходом в оплачиваемый отпуск по общим правилам, определенным трудовым законодательством.

Единовременная выплата

Единовременное пособие к отпуску относится к стимулирующим надбавкам и выплачивается, согласно условиям коллективного договора и нормативных актов местного самоуправления.

Для получения единовременного пособия необходимо, чтобы служащий удовлетворял следующим условиям:

  • имел срок службы на данном месте не менее 1 года;
  • не имел дисциплинарных взысканий;
  • не имел иных ограничений на получение пособия, предусмотренных законом.

Срок службы для получения дополнительной выплаты к отпуску каждый муниципалитет определяет самостоятельно, в большинстве случаев он составляет от 1 до 5 лет. Выплата пособия происходит за 3 дня до наступления одной из частей отпуска по заявлению служащего.

Если служащий не воспользовался правом на выплату перед выходом в отпуск в течение года, он может получить данную выплату перед наступлением нового года по заявлению, но перенос выплаты на следующий год не допускается.

Размер единовременной выплаты

Размер выплаты определяется муниципальным предприятием и обычно составляет процент от ежемесячного оклада, но также может применяться система коэффициентов, зависящих от количества лет службы. Например, пособие к отпуску муниципальным служащим в Москве составляет два месячных оклада, а в ряде регионов месячный оклад умножается на коэффициент, равный:

  • 1,05 – за 3 года службы;
  • 1,15 – за 5 лет службы;
  • 1,25 – за 8 лет службы;
  • 1,3 – за 10 лет службы;
  • 1,5 – за 15 лет службы.

Социальное пособие

Социальная выплата является альтернативой стимулирующей и производится при наличии уважительных причин – например, если отпуск связан с похоронами или болезнью близких родственников, служащий имеет право на получение социальной выплаты даже при наличии дисциплинарных взысканий и отсутствия требуемого стажа.

Для получения выплаты данного вида необходимо предъявить документы, подтверждающие наличие уважительной причины: справки о болезни членов семьи, свидетельство о смерти родственника и т. д.

Основной отпуск муниципального служащего

В 2021 году основной отпуск муниципального служащего равен 30 дней. Этот отпуск является ежегодным и оплачиваемым. За весь период отдыха сотруднику начисляют и выплачивают отпускные, исходя из его средней зарплаты. Все время отсутствия за работником сохраняется рабочее место. До недавнего времени продолжительность такого отпуска зависела от должности служащего. На сегодняшний день 30-дневный отдых предоставляется абсолютно всем категориям таких сотрудников. Кроме того, такая продолжительность отдыха равна количеству дней отдыха госслужащих (

Отпуск государственного служащего

Прошлый год стал годом серьёзных изменений в жизни страны. Экономическая политика государства претерпела некий ряд преобразований и затронула многие сферы жизни граждан Российской Федерации. Отпуск муниципального служащего в 2021 году, также рассматривался правительством. Были ли введены какие-либо нововведения в этой сфере вопроса, попробуем разобраться по порядку.

Понятие «муниципальный служащий»

На уровне законодательной базы определение «муниципальный служащий» не имеет точных расшифровок. Под данным понятием подразумевается выполнение стратегических задач государства. Работу государственного (муниципального) служащего регулируют различные нормы, законы и конституционного права.

К муниципальным служащим относятся:

  1. чины региональных субъектов;
  2. чины федеральной службы.

Нередко специалисты предлагают иначе классифицировать понятие муниципального служащего. Они выделяют служащих, работающих в судебных, исполнительных и муниципальных производств власти.

Количество дней отпуска по закону РФ

Ежегодный отдых государственного служащего состоит из двух частей:

  • главный;
  • добавочный, на особых условиях.

Количество дней главного оплачиваемого отдыха — 30. Но к этому времени может быть добавлено некоторое добавочное количество дней при определённых условиях, которые рассмотрим дальше.

В каких случаях следует рассчитывать на дополнительные дни отдыха

Добавочные дни отпуска могут предоставляться сотруднику по следующим причинам:

  1. за ненормированный рабочий день;
  2. при труде на Крайнем Севере и подобных ему местностях;
  3. служба в особых условиях;
  4. стаж работы на данной должности.

За работу без нормированного графика предоставляется не менее 3 суток дополнительного отдыха в год. Труд в особо опасных условиях даёт право на использование не меньше 7 суток дополнительно к главному отпуску.

Ранее за выслугу лет отдых предоставлялся из следующего расчёта — 1 сутки за каждый год службы. С 2021 года расчёт выглядит как представлено в таблице:

Время работы на должности (в годах)Кол-во отпускных дней
До 51
От 5 до 105
От 10 до 157
От 1510

За труд на Крайнем Севере государственному работнику положено 24 дня отдыха, помимо главного отпуска и оплачиваемый проезд. А за труд в приравненный к подобному положено 16 дополнительных суток.

При расчёте дней отдыха для государственного, сумма дней главного отпуска и добавочного (за стаж) не может быть больше 45 суток.

Добавочные дни отпуска

Добавочные дни отпуска предоставляется сотрудникам, которые трудятся на государственном посту более 1 года. Максимальным сроком отдыха может быть 10 суток. Это ограничение регламентируется законом No79-ФЗ от 27 июля 2004 года.

При этом, определяя стаж государственного, в расчёт может входить лишь тот период, когда сотрудник трудился в гос. органах. Все расчёты ведутся на основании трудовой книжке сотрудника. Если он прерывался, то эти периоды не берутся в качестве основания предоставления дополнительных дней отдыха.

Особенности отпуска муниципальных служащих

  1. По истечению полугода госслужбы у работника возникает право для использования запланированного отдыха по закону. По договору между работодателем и сотрудником он может быть предоставлен и ранее этого срока.
  2. Предоставление отдыха осуществляется на основании специального плана. Он в обязательном порядке должен быть утверждён.
  3. Наниматель обязан уведомить сотрудника о начале отпуска не ранее, чем за 14 суток до его начала. Уведомление осуществляется в письменном виде и обязательно закрепляется подписью служащего.
  4. Отдых может быть перенесён на другой период времени по инициативе нанимателя, работника или при определённых ситуациях, независящих от сторон.
  5. Неиспользованные дни могут быть перенесены на срок, не установленный графиком.

Пример расчета

Чтобы понять, сколько дней включает в себя отпуск госслужащего, можно рассмотреть пример.

«Петров П. А. работал на должности госслужащего в течение 10 лет. Ему был введён ненормированный день работы. Петрову П. А. положен отдых по плану в 30 суток. Кроме этого, он может рассчитывать на надбавочные дни за особый график в количестве 3 суток. Также за стаж будет приплюсовано 5 суток. При подсчёте отпуск государственного без нормированного графика и с 10-летним стажем составит 38 суток.»

Расчет отпускного пособия: пример

Перед началом отпуска, всем работникам необходимо выдать отпускное пособие. Для простых сотрудников оплата должна производиться не позже 3 рабочих дней до начала отдуха. Для государственных служащих закон предусматривает иные требования:

выдача отпускных должна производиться за 10 дней до начала отпуска.

Кроме этого, имеет разницу и алгоритм расчёта отпускного пособия. Помимо денежного вознаграждения за основной отпуск при расчёте учитывается материальная помощь и премии. Но данные надбавки учитываются не в полном размере, а всего в 1/12 части от суммы. Порядок расчёта выплат за основной отпуск производится на общих основаниях, то есть из расчёта средней годовой оплаты.

Например, Петров П. А. работает на госслужбе. Ему положен ежегодный отпуск, длительность которого составляет 14 дней. Данному сотруднику были начислены следующие суммы:

  • оклад 16 тысяч рублей;
  • надбавочная часть в 3 тысячи рублей;
  • поощряющая часть — 5 тысяч рублей;
  • премии — 20 тысяч рублей (за весь год);
  • материальная помощь — 4 тысячи рублей.

(20000+4000)/12+16000+5000+3000=26000 рублей. 26000/29,3Х14 дней= 12423,12 рублей.

Итак, за 14 отпускных дней Петров П. А. получит 12423,21 рублей.

Важные моменты

  1. Работники не имеют права накопления дней. Они должны потратить в текущем периоде не менее 4 недель отпуска.
  2. По инициативе начальства отдых переносится исключительно по серьёзным причинам. При этом определённая часть его должна быть использована не позже 1 года после периода его предоставления.
  3. Часть отпускного периода, превышающая 4-недельный срок может быть возмещением денежной суммой.

Руководство имеет право перенести запланированный отдых служащему только по особой необходимости. При этом должны быть предоставлены все доказательства, что перенос отпускных дней крайне необходим.

К особым обстоятельствам относятся:

  1. экстренные случаи в стране, городе, районе, области;
  2. особые распоряжения правительства.

При этом начальство обязано уведомить об экстренной ситуации и переносе отпуска в письменном виде и получить у госслужащего документ о согласии.

Отпуск муниципального работника представляет собой важный процесс, который регламентируется законом нашей страны. При этом обо всех изменениях должен знать каждый гражданин, кторой находится на службе государства!

Отпуск муниципального служащего за выслугу лет

Такой вид допотпуска, как отдых за выслугу лет положен работникам, которые трудились на муниципальной службе свыше 1 года. Таким образом, продолжительность допотпуска будет больше, чем больше стаж работы. Максимальный срок на который служащий может уйти на дополнительный отдых составляет 10 дней. Прямой градации от количества лет к количеству дней отдыха в законе №25-ФЗ нет. Такое ограничение приводится в законе №79-ФЗ от 27.07.2004. Ранее расчет дополнительного отдыха для муниципальных служащих рассчитывали исходя из 1 дня за 1 год службы. В 2021 сколько дней отдыха положено служащим рассчитывают иначе. Рассмотрим подробнее:

Стаж службы, летДополнительный отпуск, календарных дней
1-51
5-105
10-157
Более 1510

Важно! Определяя стаж, в расчет берут только периоды службы в гос- или муниципальных органах. Если служащий какое-то время трудился в частных компаниях, в расчет оно не берется.

Под выслугой лет понимается период работы, который служащий трудился в муниципальной должности. Так, например, 10 лет выслуги дают право работнику на дополнительный отдых, равный 5 дням. 15 лет выслуги позволят увеличить отдых еще на 5 суток. При этом, максимальное количество дней допотдыха в этом случае не должно превышать 10 дней. Расчет всего времени службы кадровики производят по трудовой сотрудника. В том случае, если стаж прерывается, эти периоды в расчет не принимаются. Решать предоставить такой отпуск или нет работодатель не вправе. Решение принимает только работник, он вправе уйти в отпуск только в основной отпуск на 30 дней, а дополнительные дни использовать потом. Если служащий решает делить отпуск на части, то предварительно это он должен согласовать с руководством.

Пример расчета

Чтобы понять, сколько дней включает в себя отпуск госслужащего, можно рассмотреть пример.

«Петров П. А. работал на должности госслужащего в течение 10 лет. Ему был введён ненормированный день работы. Петрову П. А. положен отдых по плану в 30 суток. Кроме этого, он может рассчитывать на надбавочные дни за особый график в количестве 3 суток. Также за стаж будет приплюсовано 5 суток. При подсчёте отпуск государственного без нормированного графика и с 10-летним стажем составит 38 суток.»

Порядок расчета отпускных

Всем работникам до непосредственного начала отпуска необходимо выплатить отпускные. Для обычных работников сделать это нужно не позднее трех дней до начала отпуска. Такие требования установлены ТК РФ. Для муниципальных служащих срок выплаты отпускных отличается. Согласно закона 79-ФЗ, денежные средства в виде отпускных работнику необходимо выплатить не позднее 10 дней до отдыха. Расчет отпускных для служащих также имеет отличия. Суммы, которые учитываются в качестве дохода для расчета среднего заработка представлены в Постановлении №562 от 06.09.2007.

Помимо денежного довольствия за год, учитываются также премии за поручения особой сложности и важности, а также матпомощь. Однако учитываются они не полностью, а только в 1/12 части от общей их суммы. Остальной порядок расчета совпадает с расчетом отпускных, производимых для обычных категорий работников.

Порядок предоставления отпускных выплат

Получение выплаты к отпуску происходит в следующем порядке:

  1. Служащий подает заявление на имя руководителя подразделения.
  2. Руководитель рассматривает заявление, подписывает и отправляет в отдел кадров.
  3. Сотрудник кадровой службы рассчитывает сумму выплаты и составляет приказ.
  4. Приказ подписывается руководителем, служащим (в ознакомлении) и направляется в бухгалтерию.
  5. Бухгалтерия выплачивает пособие служащему.

Если лицу, уходящему в отпуск, полагается несколько видов выплат, они производятся в бухгалтерии одновременно за 3 дня до начала отпуска.

В заявлении на выплату нужно указать:

  • наименование учреждения и ФИО руководителя;
  • ФИО, разряд и должность служащего;
  • основание для получения выплаты;
  • продолжительность, даты начала и окончания отпуска;
  • дату и подпись служащего.

Если выплата назначается не в связи с отпуском, а по иной уважительной причине, нужно указывать причину и серийные номера подтверждающих документов.

В приказе на назначение пособия приводится следующая информация:

  • дата и номер приказа;
  • название структуры и ФИО руководителя;
  • ФИО и должность служащего;
  • название и номер нормативного акта, являющегося основанием для получения выплаты (внутренний приказ организации или постановление властей);
  • даты начала и окончания отпуска.

Образцы документов: заявление на выплату отпускных можно посмотреть здесь, приказ на назначение пособия здесь.

Расчет полного отпускного пособия для муниципального служащего осуществляется в зависимости от дохода за последний год по формуле О = P + Д / 12 / 29,3 * N,

где P – единовременное пособие к отпуску, определяемое местными властями или руководством организации, N – число дней отпуска, а Д – общий расчетный доход служащего за последний год, включая доход за фактические дни службы и номинальный среднедневной доход за дни государственных праздников, незаконного отстранения от службы, вынужденного отсутствия на службе и т. д.

Пример расчета отпускных

Иванов И.И. является муниципальным служащим. Ему предоставили ежегодный отпуск, продолжительностью 14 дней, с 1 марта 2021 г. Ежемесячно Иванову начисляются следующие суммы: оклад – 16 000 рублей, надбавка – 3 000 рублей, поощрение – 5 000 рублей. За предыдущий год до отпуска Иванову также были выплачены премии в размере 20 000 рублей и материальная помощь – 4 000 рублей.

Материальная помощь к отпуску: статья ТК РФ

Каждый работающий гражданин РФ имеет право на отпуск. Это право наступает по прошествии 6 мес. непрерывной работы в организации.

К отпуску работодатель может выплатить единовременную выплату. 135 статья ТК РФ говорит о материальной помощи к отпуску, при этом четко не регламентирует, в каком виде она может быть выплачена.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :


Законодательное регулирование

Сумма законом не регулируется

Сразу стоит отметить, что в законодательстве РФ нет четкого объяснения понятия «материальная помощь к отпуску». Само по себе понятие «материальная помощь» означает денежную выплату нуждающимся сотрудникам. В ряде случаев такая выплата облагается налогом (кроме случаев, предусмотренных ст. 217 НК РФ).

Возможность предоставления такой выплаты оговаривается в ст. 135 и 144 ТК РФ, в которых говорится о предоставлении различных надбавок и доплат работникам предприятий.

Более развернутую информацию о видах надбавок к зарплате можно найти здесь.

Важно: федеральное законодательство регулирует только официальные выплаты (оклад, различные надбавки, регулируемые законом), а вот стимулирующие выплаты (матпомощь, различного рода премии) обязательно должны быть предусмотрены коллективным договором!

Указанная норма относится только к коммерческим предприятиям. Выплата матпомощи в госучреждениях является обязательной и оговорена в ст. 50 ФЗ №79 «О государственной службе».

Условно выделяют два вида помощи:

  1. Социальная. Выплачивается на основании заявления работника и направлена на решение жизненно важных проблем. Наиболее распространенные ситуации, когда может быть выплачена социальная помощь: свадьба, похороны, рождение ребенка, оздоровление, стихийное бедствие, ущерб вследствие различных ЧП и др.
  2. Поощрительная (стимулирующая). Данная выплата осуществляется один раз в год и направлена на поощрение работника за его труд.

Единовременная выплата, если она оговорена коллективным договором, положена всем категориям сотрудников, за исключением лиц:

  • которые проработали в организации менее полугода;
  • уходящих в отпуск с дальнейшим увольнением;
  • которые уходят в отпуск по беременности и родам;
  • которые отдельным пунктом оговорены в коллективном договоре.

В госучреждениях же помощь положена всем служащим, непрерывно отработавшим полгода.

Важно: единовременная выплата к отпуску начисляется 1 раз в год. Даже если сотрудник разделил свой отпуск на 2 части, помощь выплачивается один раз в той части отпуска, которую сотрудник согласует с руководителем.

Посмотрите видео о материальной помощи для сотрудников:

Оформление

В коммерческой организации

Если речь идет о поощрительной выплате, то никакого заявления писать не требуется. Однако эта норма действует только в том случае, если работник уходит в запланированный отпуск по графику. В этой ситуации издается приказ об уходе в отпуск, в котором прописывается пункт о выплате поощрительной матпомощи.

Размер выплаты ищите в коллективном договоре

Сумма выплаты должна быть прописана в коллективном договоре. Зачастую работодатель выплачивает 1 оклад, но могут быть выплаты в размере половины оклада или даже 2-х окладов.

Если же сотрудник уходит в отпуск не по графику или речь идет о социальной помощи, в таком случае сотрудник должен написать заявление. В нем отображается такая информация:

  1. В правом верхнем углу указывается к кому и от кого идет обращение. Указывается должность и Ф.И.О. руководителя, а также должность и Ф.И.О. заявителя.
  2. Посредине новой строчки пишется название обращения. Все буквы должны быть заглавными (пр. ЗАЯВЛЕНИЕ).
  3. Текстовая часть. Если речь идет об отпуске, то указываются сроки отпуска и размер выплаты. (пр. «Прошу оформить очередной оплачиваемый отпуск с предоставлением единовременной выплаты в размере 1 оклада за 2017 год с 08.01.18 по 08.02.18»). Размер оклада следует заранее оговорить с руководством.
    Если же речь идет о социальной помощи, то в текстовой части следует объяснить причину обращения и приложить подтверждающие документы. (пр. «Прошу оказать мне материальную помощь в связи с рождением ребенка. Свидетельство о рождении АА № …. прилагается.). На основании этого заявления руководство предприятия само определит размер предоставляемой помощи.
  4. После текстовой части идет дата, подпись, расшифровка подписи.

Образец заявления на материальную помощь к отпуску:

На основании заявления издается приказ о единовременной выплате. Приказ оформляется на официальном бланке и содержит такие основные данные:

  • конкретная сумма выплаты;
  • Ф.И.О. получателя помощи (сотрудника);
  • основания для выплаты с указанием реквизитов документа (обычно это заявление сотрудника);
  • средства, из которых осуществляется выплата (профсоюзные взносы, бюджет организации, прибыль, фонд заработной платы и т.п.);
  • дата;
  • подпись генерального директора/руководителя организации.

Так должен выглядеть приказ

В государственном учреждении

Бюджетники обязаны писать заявление

Для получения выплаты в бюджетном учреждении служащий должен обязательно к заявлению на отпуск приложить заявление на помощь. В заявлении следует указать статью закона, согласно которой заявитель имеет право на получение денежной помощи.

Размер выплаты государственным сотрудникам прописан в п.14 Приказа Минтруда №163н и составляет 2 оклада.

Налогообложение

Не подлежит налогообложению социальная помощь, т.е. та, которая выделяется для финансовой поддержки сотрудника. Кроме того, не подлежит обложению выплата, суммарный размер которой не превышает 4000 руб.

В остальных случаях с единовременной выплаты удерживаются такие взносы:

  • НДФЛ – 13%;
  • взносы в ФОМС, ФСС и ПФР – 22%.

Работники часто интересуются, учитывается ли матпомощь при расчете отпускных? Так вот: в расчет отпускных материальная помощь не входит!

Как начисляется?

Пример начисления: сотруднику предприятия положена единовременная выплата к отпуску в размере одного оклада. Допустим, оклад сотрудника составляет 20.000 руб. Таким образом, размер матпомощи составляет 20.000 руб.

  1. Из этой суммы отнимаются необлагаемые налогом 4.000 руб.
  2. Налоговая база: 20.000 – 4.000 = 16.000 руб.
  3. Налогообложение: 16.000*0,13 (НДФЛ) + 16.000*0,22 (страховые взносы) = 5.600 руб.
  4. Размер матпомощи, которую получит сотрудник, составит: 20.000 – 5.600 = 14.400 руб.

Помощь выплачивают с отпускными

Матпомощь выплачивается вместе с отпускными за три дня до ухода работника в отпуск. Социальную помощь можно выплатить в день заработной платы.

В завершении отметим, что единовременные выплаты в коммерческих организациях предоставляются исключительно по решению руководства. Если данный вопрос не прописан в коллективном договоре, руководитель имеет полное право отказать сотруднику в выплате матпомощи.

Во избежание недоразумений сотруднику следует заранее ознакомиться с нормативными актами по предприятию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:



Это быстро и бесплатно !

Материальная помощь к отпуску: статья ТК РФ

Каждый работающий гражданин РФ имеет право на отпуск. Это право наступает по прошествии 6 мес. непрерывной работы в организации.

К отпуску работодатель может выплатить единовременную выплату. 135 статья ТК РФ говорит о материальной помощи к отпуску, при этом четко не регламентирует, в каком виде она может быть выплачена.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :


Законодательное регулирование

Сумма законом не регулируется

Сразу стоит отметить, что в законодательстве РФ нет четкого объяснения понятия «материальная помощь к отпуску». Само по себе понятие «материальная помощь» означает денежную выплату нуждающимся сотрудникам. В ряде случаев такая выплата облагается налогом (кроме случаев, предусмотренных ст. 217 НК РФ).

Возможность предоставления такой выплаты оговаривается в ст. 135 и 144 ТК РФ, в которых говорится о предоставлении различных надбавок и доплат работникам предприятий.

Более развернутую информацию о видах надбавок к зарплате можно найти здесь.

Важно: федеральное законодательство регулирует только официальные выплаты (оклад, различные надбавки, регулируемые законом), а вот стимулирующие выплаты (матпомощь, различного рода премии) обязательно должны быть предусмотрены коллективным договором!

Указанная норма относится только к коммерческим предприятиям. Выплата матпомощи в госучреждениях является обязательной и оговорена в ст. 50 ФЗ №79 «О государственной службе».

Условно выделяют два вида помощи:

  1. Социальная. Выплачивается на основании заявления работника и направлена на решение жизненно важных проблем. Наиболее распространенные ситуации, когда может быть выплачена социальная помощь: свадьба, похороны, рождение ребенка, оздоровление, стихийное бедствие, ущерб вследствие различных ЧП и др.
  2. Поощрительная (стимулирующая). Данная выплата осуществляется один раз в год и направлена на поощрение работника за его труд.

Единовременная выплата, если она оговорена коллективным договором, положена всем категориям сотрудников, за исключением лиц:

  • которые проработали в организации менее полугода;
  • уходящих в отпуск с дальнейшим увольнением;
  • которые уходят в отпуск по беременности и родам;
  • которые отдельным пунктом оговорены в коллективном договоре.

В госучреждениях же помощь положена всем служащим, непрерывно отработавшим полгода.

Важно: единовременная выплата к отпуску начисляется 1 раз в год. Даже если сотрудник разделил свой отпуск на 2 части, помощь выплачивается один раз в той части отпуска, которую сотрудник согласует с руководителем.

Посмотрите видео о материальной помощи для сотрудников:

Оформление

В коммерческой организации

Если речь идет о поощрительной выплате, то никакого заявления писать не требуется. Однако эта норма действует только в том случае, если работник уходит в запланированный отпуск по графику. В этой ситуации издается приказ об уходе в отпуск, в котором прописывается пункт о выплате поощрительной матпомощи.

Размер выплаты ищите в коллективном договоре

Сумма выплаты должна быть прописана в коллективном договоре. Зачастую работодатель выплачивает 1 оклад, но могут быть выплаты в размере половины оклада или даже 2-х окладов.

Если же сотрудник уходит в отпуск не по графику или речь идет о социальной помощи, в таком случае сотрудник должен написать заявление. В нем отображается такая информация:

  1. В правом верхнем углу указывается к кому и от кого идет обращение. Указывается должность и Ф.И.О. руководителя, а также должность и Ф.И.О. заявителя.
  2. Посредине новой строчки пишется название обращения. Все буквы должны быть заглавными (пр. ЗАЯВЛЕНИЕ).
  3. Текстовая часть. Если речь идет об отпуске, то указываются сроки отпуска и размер выплаты. (пр. «Прошу оформить очередной оплачиваемый отпуск с предоставлением единовременной выплаты в размере 1 оклада за 2017 год с 08.01.18 по 08.02.18»). Размер оклада следует заранее оговорить с руководством.
    Если же речь идет о социальной помощи, то в текстовой части следует объяснить причину обращения и приложить подтверждающие документы. (пр. «Прошу оказать мне материальную помощь в связи с рождением ребенка. Свидетельство о рождении АА № …. прилагается.). На основании этого заявления руководство предприятия само определит размер предоставляемой помощи.
  4. После текстовой части идет дата, подпись, расшифровка подписи.

Образец заявления на материальную помощь к отпуску:

На основании заявления издается приказ о единовременной выплате. Приказ оформляется на официальном бланке и содержит такие основные данные:

  • конкретная сумма выплаты;
  • Ф.И.О. получателя помощи (сотрудника);
  • основания для выплаты с указанием реквизитов документа (обычно это заявление сотрудника);
  • средства, из которых осуществляется выплата (профсоюзные взносы, бюджет организации, прибыль, фонд заработной платы и т.п.);
  • дата;
  • подпись генерального директора/руководителя организации.

Так должен выглядеть приказ

В государственном учреждении

Бюджетники обязаны писать заявление

Для получения выплаты в бюджетном учреждении служащий должен обязательно к заявлению на отпуск приложить заявление на помощь. В заявлении следует указать статью закона, согласно которой заявитель имеет право на получение денежной помощи.

Размер выплаты государственным сотрудникам прописан в п.14 Приказа Минтруда №163н и составляет 2 оклада.

Налогообложение

Не подлежит налогообложению социальная помощь, т.е. та, которая выделяется для финансовой поддержки сотрудника. Кроме того, не подлежит обложению выплата, суммарный размер которой не превышает 4000 руб.

В остальных случаях с единовременной выплаты удерживаются такие взносы:

  • НДФЛ – 13%;
  • взносы в ФОМС, ФСС и ПФР – 22%.

Работники часто интересуются, учитывается ли матпомощь при расчете отпускных? Так вот: в расчет отпускных материальная помощь не входит!

Как начисляется?

Пример начисления: сотруднику предприятия положена единовременная выплата к отпуску в размере одного оклада. Допустим, оклад сотрудника составляет 20.000 руб. Таким образом, размер матпомощи составляет 20.000 руб.

  1. Из этой суммы отнимаются необлагаемые налогом 4.000 руб.
  2. Налоговая база: 20.000 – 4.000 = 16.000 руб.
  3. Налогообложение: 16.000*0,13 (НДФЛ) + 16.000*0,22 (страховые взносы) = 5.600 руб.
  4. Размер матпомощи, которую получит сотрудник, составит: 20.000 – 5.600 = 14.400 руб.

Помощь выплачивают с отпускными

Матпомощь выплачивается вместе с отпускными за три дня до ухода работника в отпуск. Социальную помощь можно выплатить в день заработной платы.

В завершении отметим, что единовременные выплаты в коммерческих организациях предоставляются исключительно по решению руководства. Если данный вопрос не прописан в коллективном договоре, руководитель имеет полное право отказать сотруднику в выплате матпомощи.

Во избежание недоразумений сотруднику следует заранее ознакомиться с нормативными актами по предприятию.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:



Это быстро и бесплатно !

Читайте также: