Когда был введен декрет о натуральном мясном налоге

Опубликовано: 17.09.2024

В марте 1921 г. X съезд партии принял решение о замене продразверстки продналогом, о переходе от «военного коммунизма» к новой экономической политике (НЭП). С введением НЭПа разре­шалось брать в аренду землю, применять наемный труд, поощрялось развитие сельскохозяйствен­ной кредитной, потребительской кооперации. Были отменены трудовая повинность и трудовые мобилизации, введенные при «военном коммунизме». Железнодорожные и добывающие предприятия были переведены на хозрасчет. Появились первые машинопрокатные пункты.

Продналог совершенствовался. Имеющие менее 6 голов КРС освобождались от налога. Вместо трудгужналога, подворно-денежного налогов устанавливался единый натуральный налог. С укреплением рыночных отношений применялась смешанная форма налога – натурой и деньгами, а с 1 января 1924 г. - только деньгами. Налог был прогрессивным, основная тяжесть ложилась на кулаков и баев.

Для восстановления сельского хозяйства было учреждено общество сельхозкредита. Оно помогало в обработке полей, приобретении сельхозмашин, мелких предприятий (мельницы, пекарни, скотобойни). Союз «Кошчи», крестьянские комитеты представляли начальную форму кооперации. Государство выделяло кредиты крестьянству на приобретение сельхозмашин и орудий.

В 1924-1925 гг. в республику начали завозиться тракторы, которые приобретали кооперативы и коммуны. В 1928 г. посевная площадь Казахской АССР достигла уровня 1913 г. (4,4 млн. га). Поголовье скота возросло в 1924-1928 гг. с 24,8 млн. голов до 41 млн. (в 1922 г. - 12,2 млн. голов).

Сверх­концентрация промышленности и монополия союзных трестов, а позднее - наркоматов, необходимая в период восстановления промышленности, превратилась в систему. Трестирование вредило рациональному размещению производи­тельных сил, определило сырьевой характер экономики Казахстана.

Промышленность республики стала восстанавливаться. Правительство РСФСР оказало помощь: из центральных районов России в Казахстан был переведен ряд промышленных предприятий. Главным районом цветной металлургии республики являлся Рудный Алтай.

Досрочно сдан в эксплуатацию Риддерский свинцовый завод, который в 1923 г. давал 40% общесоюзной добычи свинца. Стали работать нефтепромыслы Доссор и Макат, узкоколейная железная дорога соединила их с городом Гурьев. В 1920 г. сдан в эксплуатацию Чимкентский сантонинный завод. В 1927 г. на Карсакпайском комбинате началась добыча меди.

В период НЭПа разрешалась частная торговля, возросло значение товарообмена и товарооборота. Возродилась ярмарочная торговля в Куянды и Баянауле (Семипалатинская губерния), Атбасаре (Акмолинская), Уиле и Темире (Актюбинская) и в Урде (Букеевская). В 1927 г. функционировали 75 местных, 13 губернских, 7 краевых ярмарок с оборотом в 30 млн. руб. В них принимали участие купцы из Китая и Монголии.

Общественно-политическая жизнь

В феврале 1925 г. Киргизская областная партийная организация была переименована в краевую. В июле 1921 г. в Оренбурге состоялся Первый Казахстанский съезд комсомола. Талантливый комсомольский организатором Гани Муратбаев (1902-1924 гг.) был избран первым председателем Киргизского бюро ЦК комсомола Туркестана. В последние годы жизни заведовал Восточным отделом Коммунистического Интернационала молодежи.

Укреплялась власть Советов, бии, имамы, члены духовных управлений мусульман отстранялись от выборов. Широко пропагандировался декрет об отмене калыма, запрещении многоженства, аменгерства. Вклад в раскрепощение казахских женщин внесли видные деятели женского движения Н.Кульжанова, Н.Арыкова, А.Уразбаева, В.Х.Иманбаева. Центром просветительской работы в аулах стали Красные юрты.

СНК Казахской АССР принял Декрет «О порядке употребления киргизского (казахского) и русского языков», он предусматривал опубликование законов, нормативных актов на казахском и русском языках в зависимости от того, на каком языке ведут переписку учреждения. 22 ноября 1923 г. ЦИК Казахстана принял Декрет «О введении делопроизводства на киргизском (казахском) языке».

В партийной работе внедрялся командно-административный метод. Процветал культ «вождя» Голощекина, бюрократизм. Партийно-государственная машина навязывала «образ врага». В эти годы вошло в практику приклеивание ярлыков «националистов». Беспощадное уничтожение частной собственности, многоукладности, товарного обращения, преобладание идеологии над экономикой вело к утверждению устоев казарменного социализма.

Значительную часть республики летом 1921 г. поразила засуха. Ей предшествовал сильный джут, что привело местами к гибели до 80% скота. Число голодающих составило 1/3 населения республики, в ноябре 1921 г. их было 1,5 млн., в марте 1922 г. - 2,3 млн. человек. Положение усугублялось дви­жением голодающих из Поволжья через Казахстан в Туркестан.

Летом 1921 г. декретом ВЦИК Уральская, Орен­бургская, Актюбинская, Букеевская, Кустанайская губернии были включены в число голодающих. К июню 1922 г. численность голодающих и больных в Западном Казахстане достигла 82% населения. Голод начался не только в результате стихийного бедствия, в урожайных Семипалатинской и Акмолинской губерниях продотрядами были изъяты сельскохозяйственные «излишки» - 4 млн. пуд. хлеба. Зерно, масло, мясо шли в пролетарские центры - Москву, Петроград, Самару, Казань, Саратов.

Советское прави­тельство приняло меры помощи голодающим с опозданием. Население неурожайных районов республики было освобождено от продналога. В 1922 г. 60% посевной площади было засеяно семенами, отпущенными Советским правительством.

Декрет 14 июня 1921 г. «О натуральном мясном налоге» освобождал кочевое казах­ское крестьянство от мясного налога. Совет по труду и обороне Казахской АССР выделил кредит для закупки сельскохозяйствен­ных машин и орудий. Советское правительство выделило средства для приобре­тения скота пострадавшим от неурожая крестьянам. Советский Туркестан принял около 20 тыс. голодающих из Казахстана. В результате голода 1921-1922 гг. демографическая ситуация в кочевых и полукочевых районах осложнилась. В 1922 г. численность сельского населения Оренбургской, Кустанайской, Актюбинской, Уральской, Тургайской губерний сократилась до одной трети. Более 700 тыс. человек покинули республику.

Мероприятием правительства по ликвидации последствий политики царизма в земельном вопросе стала земельно-водная реформа. В апреле 1921 г. был издан декрет о возврате трудящимся казахам земель, переданных царизмом Сибирскому и Уральскому казачьим войскам, земель в Прииртышской полосе.

В 1921 г. была проведена земельная реформа в Семиречье, которая возвратила казахским трудящимся земли, отобранные при подавлении восстания 1916 г. За счет бывших офицерских и переселенческих участков был создан земельный фонд площадью 1 млн. десятин. Часто к кулакам относили всех переселенцев, что порождало национальную вражду.

В укреплении Советской власти в аулах и привлечении трудящихся к государственному и хозяйственному строительству большую роль сыграл союз «Кошчи» («Союз бедняков»), созданный в 1921 г. Реформа способствовала укреплению союза рабочего класса и шаруа, укреплению национального согласия.

Общественно-политическая жизнь. В феврале 1925 года Киргизская (Казахская) областная партийная организация была переименована в краевую. В июле 1921 года в Оренбурге состоялся Первый Казахстанский съезд комсомола. Талантливым комсомольским организатором в Казахстане и Туркестане был Гани Муратбаев (1902-1924), первый председатель Киргизского (Казахского) бюро ЦК комсомола Туркестана. В последние годы жизни он заведовал Восточным отделом Коммунистического Интернационала молодежи. В Казахстане укреплялась Советская власть. От выборов отстранялись бии, имамы, муфтии, члены духовных управлений мусульман. По мере укрепления Советской власти избирательное право было предоставлено потомкам бывших волостных управителей. Широко пропагандировался декрет об отмене калыма, многоженства, аменгерства. В 1921 году центром политико-воспитательной и культурно-просветительской работы в аулах стали «Красные юрты» («Кызыл отау»). Для оказания помощи местным органам власти, проведения пропаганды и агитации в пользу Советской власти в 1922 году был создан «Красный караван» («Кызыл керуен»), который прошел путь от Оренбурга до Семипалатинска. Возглавил «Красный караван» А. Джангильдин. В январе 1921 года было организовано Казахское областное бюро ВЦСПС (Центральный Совет профессиональных союзов). В октябре 1921 года прошла первая республиканская конференция профсоюзов. В декабре 1925 года состоялась V Всеказахская конференция, которая провозгласила «курс на советизацию аула». В январе 1921 года СНК Казахской АССР был принят декрет «О порядке употребления казахского и русского языков», который предусматривал необходимость опубликования законов Казахской АССР, нормативных актов губернских организаций на казахском и русском языках, в зависимости от того, на каком языке ведут переписку эти учреждения. ЦИК Казахстана 22 ноября 1923 года принял Декрет «О введении делопроизводства на казахском языке». Постановлением ЦИК и Совнаркома республики от 17 мая 1927 года был установлен окончательный переход делопроизводства в казахских уездных окружных учреждениях на казахский язык и меры по введению паралельного делопроизводства на казахском и русском языках.

Борьба с голодом. Джут 1921 года в Казахстане привел местами к гибели до 80% скота. В июне 1922 года численность голодающих и больных достигла 82% от общей численности населения в Западном Казахстане. Общая численность голодающих составила 1/3 часть населения республики. В урожайных Семипалатинской и Акмолинской губерниях голод разразился в результате изъятия продотрядами 80% сельхозизлишков. Меры помощи голодающему населению были приняты с опозданием. Декретом ВЦИК население неурожайных районов республики было освобождено от продовольственного налога. Декретом «О натуральном мясном налоге» от 14 июня 1921 года кочевое и полукочевое казахское крестьянство освобождалось от мясного налога. Советское правительство выделило пострадавшим от неурожая казахским крестьянам средства на приобретение скота. В 1922 году около 60% посевной площади было засеяно семенами, отпущенными по распоряжению советского правительства. 4 августа 1922 года Советом труда и обороны Казахской АССР было выделено 25 млн рублей для закупки сельскохозяйственных машин и орудий. Советский Туркестан принял 20 000 голодающих. В результате голода 1921-1922 годов в кочевых и полукочевых районах республики еще более осложнилась демографическая ситуация. В 1922 году численность сельского населения в Оренбургской, Кустанайской, Уральской, Тургайской губерниях сократилась до 1/3. В результате голода 1921-1922 годов пределы республики покинули 700 тысяч человек.

Земельно-водная реформа. Целью земельно-водной реформы 1921-1922 годов был возврат трудящимся казахам земель, переданных царизмом Сибирскому и Уральскому казачьим войскам. В 1921 году была проведена земельно-водная реформа в Семиречье, которая возвратила казахским, киргизским и уйгурским трудящимся более 460 тысяч десятин земли, отобранной в ходе подавления восстания 1916 года. В Прииртышской полосе казахские крестьяне получили более 177 тысяч десятин земли, по левому берегу Урала - свыше 208 тысяч десятин земли. Для наделения землей казахского и русского населения Семиречья и Южного Казахстана был создан земельный фонд площадью более 1 млн десятин за счет бывших офицерских и свободных переселенческих участков.

Большую роль в проведении земельно-водной реформы 1921-1922 годов сыграл созданный в 1921 году союз «Кошчи», с 1930 года называвшийся «Кедей». Активными участниками по созданию союза «Кошчи» и проведению земельно-водной реформы были О. Жандосов, А. Розыбакиев и другие. Преобразования Советской власти в аграрной сфере способствовали возвращению 300 тысяч беженцев, покинувших Казахстан в 1916 году. Земельно-водная реформа 1921-1922 годов ослабила патриархально-феодальные устои, способствовала укреплению союза рабочего класса и казахских шаруа, дунганских и уйгурских дехкан.

НЭП в Казахстане. В марте 1921 года на X съезде РКП (б) было принято решение о замене продразверстки продналогом, о переходе к новой экономической политике (НЭПу). С введением НЭПа разрешалось сдавать и брать землю в аренду, использовать наемный труд. Государство поощряло развитие сельскохозяйственной кредитной и потребительской кооперации. Предприятия железнодорожного и автомобильного транспорта, добывающей и обрабатывающей промышленности были переведены на хозрасчет. Мелкие предприятия разрешалось брать в аренду частным лицам и кооперативам. Были отменены всеобщая трудовая повинность и карточная система. Постепенно совершенствовался продналог. Вместо трудгужналога и кибиточного налога был установлен единый натуральный налог. Налог был прогрессивным. Основная тяжесть налога ложилась на хозяйства кулаков и баев. Полускотоводческие хозяйства, имеющие меньше шести голов скота, освобождались от налога. С 1 января 1924 года налог взимался только деньгами. Для восстановления сельского хозяйства было учреждено общество сельскохозяйственного кредита (Казсельхозкредит). В результате НЭПа в 1928 году посевная площадь Казахской АССР достигла уровня 1913 года, поголовье скота возросло до 40,5 млн голов. Государство выдавало крестьянам семена в кредит. Кочевому населению республики на льготных условиях давались ссуды сроком на 3-5 лет. В 1924-1925 годах в республику стали завозиться тракторы. В Южном Казахстане в 1924 году был организован хлопководческий совхоз-гигант «Пахта-Арал».

В период НЭПа возросло значение товарообмена и товарооборота. 24 мая 1921 года СНК РСФСР был принят Декрет «Об обмене». Обмен допускался через кооперативные организации, на рынках и базарах. В 1922 году в стране была проведена денежная реформа (введен в оборот «ленинский червонец», который равнялся 5 долларам). В годы НЭПа в республике возродилась ярмарочная торговля в Семипалатинской (Коянды и Баянаул), Акмолинской (Атбасар), Актюбинской (Уил и Темир), Букеевской (Урда) губерниях. В Казахстане действовали ярмарки с торговым оборотом в 30 млн рублей. На ярмарки приезжали купцы из Китая и Монголии. К 1926 году на территории Казахстана действовало около 200 ярмарок. Огромное развитие в крае в годы НЭПа получила потребительская кооперация. Из отраслей тяжелой промышленности приоритет отдавался нефтяной и золотодобывающей. Из центральных районов России в Казахстан был переведен ряд промышленных предприятий. Большое внимание уделялось восстановлению горнозаводской промышленности, особенно добыче цветных металлов. Главным районом цветной металлургии республики в этот период был Рудный Алтай. В 1920 году в эксплуатацию был сдан Чимкентский сантонинный завод по выпуску лекарственных препаратов. Досрочно сданный в эксплуатацию Риддерский свинцовый завод к 1923 году стал давать 40% общесоюзной добычи свинца. Для развития нефтепромыслов Эмбы в 1926 году была построена узкоколейная железная дорога, соединившая город Гурьев с нефтепромыслами Доссор и Макат. В 1927 году началась добыча меди на Карсакпайском комбинате в Центральном Казахстане. В 1922 году был составлен договор с английским предпринимателем Лесли Урквартом о сдаче ему в концессию Риддера и Экибастуза на невыгодных для Советского государства условиях. По указанию В. Ленина этот договор был отклонен.

К концу 1925 года уровень производства продукции возрос по сравнению с 1920 годом почти в 5 раз, достигнув 2/3 довоенного уровня. За годы НЭПа в Казахстане было введено в строй более 60% предприятий. В развитие народного хозяйства Казахстана в 1920-1928 гг. было вложено 36,2 млн рублей. Процесс восстановления промышленности в Казахстане завершился в 1927-1928 годах.

Декрет Совета Народных Комиссаров.

О натуральном мясном налоге.

Во исполнение Постановления Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета от 21 марта 1921 года о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом (Собр. Узак. 1921 г. № 26, ст. 147) и в отмену декрета Совета Народных Комиссаров от 23 марта 1920 г. об обязательной поставке скота на мясо (Собр. Узак. 1920 г. № 19, ст. 106), Совет Народных Комиссаров постановляет: ввести натуральный мясной налог на следующих основаниях:

1. Размер годового натурального налога, считая с 1 июля 1921 года по 1 июля 1922 г., устанавливается в шесть миллионов пятьсот тысяч пудов мяса и сала по всей территории РСФСР, за исключением Украины и Туркестана, взамен разверстки 1920 года в количестве двадцати пяти миллионов четырехсот шестидесяти тысяч пудов мяса и сала.

2. Натуральный мясной налог взимается со всех владельцев крупного рогатого скота, овец и свиней. Зарегистрированные Земельными Органами коллективные хозяйства и государственные советские хозяйства облагаются налогом по особо установленным для них правилам, однако в размере не меньшем норм обложения, установленных в п. 3 настоящего декрета.

3. Нормы обложения отдельных хозяйств устанавливаются в нижеследующем размере:

А) по крупному рогатому скоту: с каждой головы старше 2‑х лет.

а) Нижегородской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской, Коммуне немцев Поволжья, Царицынской, Симбирской, Татарской Республике, Чувашской, Марийской областях — по пяти (5) фунтов мяса;

б) Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской, Олонецкой, Карелии, Новгородской, Череповецкой, Псковской, Тверской, Ярославской, Рыбинской, Костромской, Владимирской, Смоленской, Вятской, Вотской области, Пермской, Самарской — по семи (7) фунтов мяса;

в) Гомельской, Витебской, Минской, Курской, Екатеринбургской — по девяти (9) фунтов мяса;

г) Уфимской, Башкирской Республике — по одиннадцати (11) фунт. мяса;

д) Астраханской, Донской, Ставропольской, Кубано-Черноморской, Терской, Тюменьской, Челябинской, Крыму — двенадцати (12) фунтов мяса;

е) Сибири, Омской, Томской, Алтайской, Иркутской, Енисейской, Якутской Области — по двенадцати (12) фунтов мяса.

Б) По овцам с каждой головы, исключая ягнят весеннего помета текущего года.

а) Нижегородской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Тамбовской — по 2 фунта мяса.

б) Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской, Олонецкой, Карелии, Новгородской, Череповецкой, Псковской, Гомельской, Витебской, Минской, Тверской, Ярославской, Рыбинской, Костромской, Владимирской, Смоленской, Курской, Вятской, Вотской области, Пермской, Екатеринбургской, Уфимской, Башкирской Республике, Пензенской, Саратовской, Коммуне немцев Поволжья, Царицынской, Симбирской, Татарской Республике, Чувашской, Марийской области, Самарской — по два с половиной (2½) фунта мяса;

в) Донской, Тюменьской, Челябинской, Сибири, Омской, Томской, Алтайской, Иркутской, Енисейской, Якутской Области — по три (3) фунта мяса;

г) Астраханской, Ставропольской, Кубано-Черноморской, Терской, Крыму — по четыре (4) фунта мяса.

В) По свиньям: с каждой головы старше девятимесячного возраста.

а) Нижегородской, Рязанской, Орловской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Саратовской, Коммуне немцев Поволжья, Царицынской, Симбирской, Татарской Республике, Чувашской, Марийской Области, Самарской — по десяти (10) фунтов свинины.

б) Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской, Олонецкой, Карелии, Новгородской, Череповецкой, Псковской, Тверской, Ярославской, Рыбинской, Костромской, Владимирской, Смоленской, Вятской, Вотской области, Пермской, Гомельской, Витебской, Минской, Курской, Екатеринбургской, Уфимской, Башкирской Республике, Астраханской, Донской, Ставропольской, Кубанской, Черноморской, Терской, Тюменьской, Челябинской, Крыму и Сибири, Омской, Томской, Алтайской, Иркутской, Енисейской, Якутской области — по пятнадцати (15) фунтов свинины.

Г) В Киргизской Автономной Республике с губерниями: Уральской, Оренбургской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Букеевской Ордой и Мангинлакским уездом Закаспийской области, а также в Калмыцкой Автономной области, кочевое и полукочевое население от налога освобождается; для оседлого же населения устанавливается налог в нижеследующих нормах:

по крупному рогатому скоту: с каждой головы старше 2‑х лет — по двенадцати (12) фунтов мяса;

по овцам: с каждой головы, исключая ягнят весеннего помета текущего года — по четыре (4) фунта мяса;

по свиньям: с каждой головы старше девятимесячного возраста — по пятнадцати (15) фунтов мяса.

Д) Губернии: Московская, Петроградская, Иваново-Вознесенская, Тульская, Калужская, Брянская от налога освобождаются.

Примечание 1. С молодняка крупного рогатого скота в возрасте до 2‑х лет, свиней девятимесячного возраста и ягнят весеннего помета текущего года налог не взимается.

Примечание 2. Наличность скота для исчисления налога устанавливается для крупного рогатого скота и овец ко времени выпуска на пастбище, а для свиней — на 1 сентября.

4. Поставка по налогу производится живым скотом, не ниже средней упитанности.

Приемке в счет налога не подлежат:

а) скот всех видов во втором периоде беременности;

б) быки-производители случного возраста и ремонтные (младшего возраста);

в) молодняк крупного рогатого скота до 1½ лет, овцы и свиньи до девятимесячного возраста;

г) молочный скот до выбраковки его на мясо в городах и промышленных Центрах.

В зависимости от местных условий с разрешения Губернского Продовольственного Комитета может допускаться прием налога целыми тушами при условии сдачи соответствующего количества сала и шкур.

5. Для выполнения мясного налога отдельные плательщики объединяются в группы для решения вопросов, чей именно скот поступает в уплату налога, а равно для определения способов и порядка возмещения стоимости поставленного скота отдельными плательщиками тем хозяйствам, чей скот сдан в распоряжение государства.

6. Возмещение стоимости поставленного по налогу скота является обязательным. За производством расплаты наблюдают Сельские Советы. В случае уклонения отдельных плательщиков от выполнения наложенного на них обязательства, таковые привлекаются к ответственности в административном и судебном порядке как лица, уклонившиеся от уплаты налога.

В тех случаях, когда соглашение между отдельными плательщиками налога не состоялось, Сельские Советы в установленном порядке определяют, у кого из плательщиков должен быть взят скот для уплаты налога, а также в какой форме и порядке должна быть уплачена другими плательщиками стоимость взятого скота.

7. При уплате мясного налога населению предоставляется право замены одного вида скота другим, считая коров и овец пуд за пуд веса, свиней ¾ пуда за пуд веса другого вида скота, а также молочными продуктами по следующему расчету: один пуд масла за 5 пудов мяса, один пуд сыра из цельного молока за 2 пуда мяса. Молоко может сдаваться взамен мяса исключительно с разрешения местных продовольственных органов по расчету 5 пуд. молока за 1 пуд мяса.

8. Сдача причитающегося по налогу скота должна быть произведена в следующие сроки:

Эти сроки являются предельными, и населению предоставляется право сдавать скот в более ранние сроки.

Примечание. Установленные сроки поставок по представлению Губернских Продовольственных Комитетов могут быть изменены Народным Комиссариатом Продовольствия в зависимости от наличия тех или иных хозяйственных условий и возможности ликвидации поставляемого скота.

9. По всем губерниям, выполнившим мясную разверстку 1920‑21 гг., скот, поставленный сверх этой разверстки, засчитывается в счет налога по настоящему декрету.

10. Исполнение настоящего декрета возлагается на Народный Комиссариат Продовольствия, которому предоставляется право издавать необходимые постановления и инструкции.

11. Ответственность за правильность и своевременность как установления размера налога, так и выполнения его возлагается на Сельские Советы и Волостные Исполнительные Комитеты.

12. Плательщики, не выполнившие налога, несут личную и имущественную ответственность в порядке административном и судебном.

Считаться с идеей национальной государственности народов.

1813. Согласно Декрету от 10 июля 1919 года высшее военно-гражданское управление краем осуществлялось

Казахским революционным комитетом.

1814. Печатным органом Казревкома, осуществляющего в 20-е годы XX века работу по объединению казахских земель, была газета

1815. 9 марта 1920 года Алаш-Орда Советской властью была

1816. Декрет «Об образовании Автономной Киргизской (Казахской) Советской Социалистической Республики» в составе РСФСР был издан 26 августа

1817. Учредительный съезд Советов Казахской АССР состоялся 4 октября 1920 года в городе

1818. Учредительный съезд Советов Казахской АССР 4 октября 1920 года принял

Декларацию прав трудящихся КазАССР.

1819. Результатом многовековой борьбы казахского народа с колониализмом, первым шагом его национального возрождения стало

Провозглашение Казахской АССР.

1820. Первая столица КазАССР

1821. А.Байтурсынов и М.Сералин в записке на имя Советского правительства всесторонне доказали необходимость включения в КазАССР

1822. В.И.Ленин, учитывая национальные особенности республик, доказывал необходимость решения спорных территориальных вопросов в пользу

1823. Важную роль в становлении и развитии КазАССР сыграл город

1824. В 1921 году из подчинения Сибревкома КазАССР были переданы области

Акмолинская и Семипалатинская.

1825. В 1924 году столица Казахстана была перенесена в

1826. В 1929 году по распоряжению руководства страны столица Казахстана была перенесена в

1827. Восстановить исторически верное название и «именовать киргизский народ казахами» постановил Пятый Всеказахстанский съезд Советов в апреле

1828. В 1929 году по распоряжению руководства страны столица Казахстана была перенесена в

1829. В 1921 году Первый Казахстанский съезд комсомола состоялся в городе

1830. Талантливым комсомольским организатором в Казахстане и Туркестане в 20-е годы XX века был

1831. Центром просветительской работы в 20-е годы XX века в аулах стали

1832. Декрет «О введении делопроизводства на киргизском (казахском) языке» ЦИК Казахстана принял 22 ноября

1833. В 20-е годы XX века во всех звеньях партийной работы внедрялся метод

1834. Утверждение в 20-е годы XX века в стране устоев казарменного социализма обеспечивало преобладание над экономикой

1835. К июню 1922 года численность голодающих и больных достигла 82% в

1836. В урожайных Семипалатинской и Акмолинской губерниях продотряды изымали полностью

1837. Введённый 14 июня 1921 года Декрет «О натуральном мясном налоге»

Освобождал кочевое и полукочевое население от мясного налога.

1838. Декрет «О натуральном мясном налоге» был введён 14 июня

1839. В 20-е годы XX века Советское правительство выделило крестьянам, пострадавшим от неурожая денежные средства на приобретение

1840. Демографическая ситуация в кочевых и полукочевых районах республики особо осложнилась в результате голода

1841. В результате голода 1921-1922гг в кочевых и полукочевых районах республики особо осложнилась ситуация

1842. В марте 1921 года руководство страны приняло решение о замене продразвёрстки

1843. Сдавать и брать землю в аренду, применять наёмный труд, развивать кооперацию разрешалось в период

Новой экономической политики.

1844. Земельно-водная реформа, ослабившая патриархально-феодальные устои казахского аула, была проведена в

1845. Земельно-водная реформа 1921 года возвратила казахам Семиречья земли, отнятые

При подавлении восстания 1916 года.

1846. В ходе земельно-водной реформы 1921 года за счёт бывших офицерских и свободных переселенческих участков был создан земельных фонд для населения

1847. В укреплении Советской власти в аулах и проведении земельно-водной реформы большую роль сыграл (ли)

1848. В годы НЭПа предприятия обрабатывающей, перерабатывающей промышленности, транспорт, связь были переведены на

1849. После введения НЭПа полускотоводческие хозяйства, имеющие шесть и менее голов крупного рогатого скота

Освобождались от продналога.

1850. После введения НЭПа с первого января 1924 года продналог вносился только

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Меня удивляют заявления вполне себе адекватных людей, заявляющих буквально следующее:

  1. Советская власть, проводя продразверстку, грабила крестьян, выгребая последнее и не оставляя им ничего на пропитание.
  2. Советская власть забирала все в ходе продразверстки бесплатно.
  3. Крестьяне восставали против продразверстки, так как после изьятия зерна им нечем было питаться и проводить весенний сев.

В самой статье я сделал две ошибки, которые, видимо, и привели к возникновению данных вопросов: не разместил сам текст Декрета и не написал, что основным методом сбора зерна был разверсточно-договорной. Поэтому исправляю их сейчас.

Итак, вот текст Декрета, – в таком виде я нашел его в Интернете, на одном из исторических сайтов:

ДЕКРЕТ СНК РСФСР О РАЗВЕРСТКЕ ЗЕРНОВЫХ ХЛЕБОВ И ФУРАЖА, ПОДЛЕЖАЩИХ ОТЧУЖДЕНИЮ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА, МЕЖДУ ПРОИЗВОДЯЩИМИ ГУБЕРНИЯМИ от 11 января 1919 г.

В целях срочной поставки хлеба для нужд Красной Армии и бесхлебных районов и в развитие декретов Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета о хлебной монополии и о натуральном налоге устанавливается нижеследующий порядок отчуждения излишков зерновых хлебов и фуража в распоряжение государства.
Ст. 1. Все количество хлебов и зернового фуража, необходимое для удовлетворения государственных потребностей, разверстывается для отчуждения у населения между производящимися губерниями.
Ст. 2. Губернии, на которые распространяется разверстка, равно как и количество хлебов и зернового фуража, подлежащее отчуждению в каждой губернии, устанавливаются народным комиссаром по продовольствию в соответствии с размерами урожая, запасами и нормами потребления.
Ст. 3. В разверстку зачисляется все количество семенного и продовольственного хлеба, а также зернового фуража, уже заготовленных продовольственными органами по нарядам Народного комиссариата продовольствия.
Ст. 4. К разверстке, установленной Народным комиссариатом продовольствия, распоряжением губернских продовольственных комитетов прибавляется количество хлеба и зернового фуража, необходимого для нужд местного, как городского,
так и крестьянского населения, не имеющего в потребной норме своего хлеба.
Ст. 5. Общие основания разверстки устанавливаются Народным комиссариатом по продовольствию.
Ст. 6. Все количество хлеба и зернового фуража, причитающееся на губернию по разверстке, согласно ст. 4 должно быть отчуждено у населения по установленным твердым ценам и поставлено к 15 июня 1919 года.
Ст. 7. Семьдесят процентов всего количества хлеба и фуража, причитающегося на губернию по разверстке, должно быть поставлено к 1 марта 1919 года.
Ст. 8. Народному комиссару по продовольствию предоставляется право в зависимости от видов на предстоящий урожай уменьшать количество, подлежащее допоставке после 1 марта.
Ст. 9. Сельские хозяева, сдавшие к 1 марта не менее семидесяти процентов и к 15 июня — остальное количество затребованного от них по разверстке хлеба и зернового фуража, освобождаются от обложения натуральным налогом.
Ст. 10. Сельские хозяева, не сдавшие к установленному сроку причитающееся на них количество хлебофуража, подвергаются безвозмездному принудительному отчуждению обнаруженных у них запасов. К упорствующим из них и злостно скрывающим свои запасы применяются суровые меры, вплоть до конфискации имущества и лишения свободы по приговорам народного суда.

Итак, что мы видим из этого Декрета – во первых, что согласно него никто не требовал изымать у бедных крестьян весь хлеб, наоборот, согласно этого документа, крестьянское население, не имеющее в потребной норме своего хлеба, должно было снабжаться им из полученного в результате продразверстки (Ст.4 Декрета).

Да и сведений о голоде в тот период, массовых голодных смертях на селе что то не слышно ни у одного автора. Было бы – сейчас вся либеральная литература жевала бы этот вопрос, но молчат. О голоде в Поволжье – пишут, о «голодоморе» 30х пишут, о голоде в деревнях в период 1919-20 год – нет.

Во вторых, зерно не просто отнималось, а выкупалось у крестьян по твердым ценам, установленным на определенное число. Да, эти цены были низкими и не соответствовали действительной стоимости зерна – но ни о каком бесплатном изьятии его в ходе продразверстки речи не шло. Большевики поступали точно так же, как и царская власть , и Временное правительство – изымали зерно с оплатой по более низким ценам, чем рыночные.

В третьих – из текста видно, что никто не собирался брать у крестьян именно все, что возможно – если предполагался низкий урожай, наркомпрод имел право снизить размер продразверстки.

Теперь о ходе самой продразверстки – тут в ходе обсуждения пытались подать этот вопрос так, будто чуть ли не из Москвы (ну, по крайней мере из губернского центра) давались задания по разверстке на каждого крестьянина. Абсурдность такого заявления очевидна – ни в Москве, ни в губерниях не было никаких списков крестьян, они были в сельсоветах. Разверстка производилась по посевной площади общины, и уже сельсоветы в зависимости от размеров земельных участков и количества едоков на местах делили разверстку на всех членов общины. А поскольку в этой дележке участвовали комбеды, то обычно большую часть ее разверстывали на богатых и середняков. Вот это то и вызывало возмущение , и во многом было причиной бунтов и восстаний, а вовсе не «полное изьятие зерна у крестьян». Богачам было что терять , вот они и восставали. А тех, кто мог их поддержать, в мутной воде того времени было предостаточно.Обычно поддерживали середняки, которым кулаки говорили – «Выбудете следующими, нас ограбили, потом ограбят вас». Да и моральный фактор играл большую роль – «Это что, нас же грабят, мы сами вырастили, а теперь отдавать ни за что ?». К тому же народ от всего этого банально устал – вся эта свистопляска с продразверсткой и так далее продолжалась с 1916 года, и пока шла война , никакого просвета в конце туннеля видно не было. К тому же зерно забирали не только Советы – то и дело налетали какие то банды, батьки, атаманы, села занимали Белые – и все хотели есть, всем было нужно продовольствие, и все занимались реквизицией. А виноваты во всем, по мнению крестьян, были большевики – в основном потому что не могли навести порядок.

После издания Декрета по инициативе Цурюпы (нарком продовольствия РСФСР) стал внедрятся так называемый разверсточно – договорной метод заготовки хлеба. Заключался он в том, что зерно, подлежащее сдаче по продразверстке, оплачивалось не деньгами, а теми промтоварами, которые требовались крестьянам. Сдав зерно, крестьяне получали документы – договора , по которым Советская власть обязывалась поставить им определенные промтовары – и они обычно поставлялись, правда, не сразу и по дорогим ценам, но на тот момент другой возможности купить что то у крестьян не было, и они шли на такой обмен. С введеним разверсточно – договорного метода заготовка хлеба пошла гораздо успешнее, сократилось количество инцидентов при ее проведении, и в 1920 году было собрано хлеба намного больше, чем в остальные годы после революции.

Про разверсточно-договорной метод вам не расскажет ни один либеральный деятель, и всячески будут отрицать его существование – но для этого есть интернет. Поиск в руки.

Так что фактически введение продразверстки упорядочило ранее хаотично ведущийся сбор хлеба, направило его в более – менее законное русло и было облегчением для крестьян.

Конечно, я не отрицаю возможности злоупотреблений и извращений, превышения обязанностей при хлебозаготовках со стороны продотрядовцев, но и крестьяне не святые – в многих случаях инциденты были просто спровоцированы сельской зажиточной верхушкой.

Еще один удивительный комментарий, как бы относящийся и не относящийся к теме – о Частях Особого Назначения, так называемых ЧОН. Один из товарищей, вроде бы грамотный, но, видимо, молодой, заявил, что изьятие зерна проводилось при помощи ЧОН. Более того, в развитие он заявил, что ЧОН имели в своем распоряжении тяжелую артиллерию, бронеавтомобили и чуть ли не подводные лодки.

Более того, поскольку ЧОНы формировались при партийных комитетах, этот товарищ сравнил их с частями СС, которые якобы тоже на 100% формировались из членов нацистской партии.

Глупость, конечно – скажем, та же дивизия СС «Галичина» формировалась из украинцев – а их никто и никогда в НСДПАГ ни за что бы не принял.

Так вот, пусть никого не смущает такое название – «особого назначения». Это вовсе не значит, что ЧОН были какими то элитными частями, это всего лишь говорит о том, что их можно было использовать только в особых случаях – когда не было никаких других частей. ЧОН – это, в принципе, народное ополчение, создаваемое при заводах, фабриках, либо при партийных организациях небольших населенных пунктов, и предназначенное для защиты их от нападения бандитских шаек либо при прорыве белых. Вооружены они были в основном стрелковым оружием, в лучшем случае имели в своем распоряжении пулеметы.

Декретом ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству» от 22 апреля 1918 года в стране с целью создания мобилизационного резерва было введено обязательное обучение военному делу всего мужского населения страны в возрасте от 18 до 40 лет. Вот базой этого обучения и были определены ЧОН. Существовала 93 часовая, по моему , программа обучения. Которую должен был пройти каждый гражданин РСФСР мужского пола, заключалась она в обучении строевому шагу, стрельбе, разборке и сборке винтовки, рытью окопов, несению караульной и гарнизонной службы – в общем, тому, что сейчас называется «Курс молодого бойца».

Но вот кто и откуда выдумал, что изьятие зерна проводилось с помощью ЧОНовцев – вот тут я сказать не могу, тем не менее, практически в каждой статье продразверстке говорится, что «изьятие зерна проводилось продотрядами и ЧОНовцами». Видимо, какой то один идиот когда то написал эту фразу, вот она и гуляет по статьям разных авторов – не секрет, что половина каждой тематической статьи в интернете обычно составляет копипаста.

Ну и насчет «тяжелой артиллерии в ЧОНе и прдотрядах» - честно говоря, перл еще тот. Видимо, товарищ (или господин) прочитал «особого назначения» и приплел бедные гаубицы к ЧОНу – в свое время в царской армии существовала ТАОН (тяжелая артиллерия особого назначения) – формально сведенные в одно обьединение тяжелые пушки калибра свыше ста миллиметров . Их было что то около 2000 штук.

После революции как таковой отдельно тяжелой артиллерии в Красной Армии не было, но уже к 1920 году она была создана , и имела название АОН – артиллерия особого назначения, иногда - ТАОН. Вот отсюда, видимо, я пляшут ноги утверждения о наличии тяжелой артиллерии у ЧОН.

Уже после того, как поступило несколько десятков комментариев, мне прислали текст Декрета о продотрядах. Поскольку это очень важный документ, позволю себе его привести здесь полностью:

Декрет Совета Народных Комиссаров.

О привлечении к заготовке хлеба рабочих организаций.

1) Крупным профессиональным рабочим объединениям (в том числе и железнодорожным), объединениям фабрично-заводских комитетов, уездным и городским Советам Рабочих и Крестьянских Депутатов предоставляется право организовывать продовольственные отряды из рабочих и беднейших крестьян для поездок в хлебные губернии в целях приобретения по твердым ценам или реквизиции хлеба у кулаков.

2) Во главе каждого отряда должна стоять избираемая формирующей отряд организацией группа из ответственных руководителей, в состав которой органы центральной и губернской Советской власти включают своих представителей. Все эти руководители отвечают перед Советской властью за законность действий отряда.

3) Заготовка хлеба этими отрядами в хлебных губерниях допускается не иначе, как по удостоверениям пославших отряд организаций, зарегистрированным в местном губернском продовольственном органе потребляющей губернии, и производится согласно указаниям и под контролем продовольственных органов района хлебных губерний заготовки. Губернские Продовольственные Комитеты голодающих губерний, проверив удостоверения отрядов, незамедлительно регистрируют и выдают отрядам маршруты. Губернские Продовольственные Комитеты хлебных губерний обязаны решительно и всемерно содействовать работе отрядов.

4) Половина заготовленного хлеба препровождается в пославшую данный отряд губернию и обращается непосредственно на удовлетворение потребности заготовившей хлеб организации в нижеуказанном порядке (§ 5); другая половина заготовленного хлеба оставляется в месте заготовки и передается в распоряжение Народного Комиссариата Продовольствия для распределения между всеми голодающими рабочими и беднейшими крестьянами Республики.

5) По прибытии хлеба на станцию назначения доставленный отрядом хлеб под надзором местных продовольственных органов распределяется пославшими отряд организациями по установленным нормам с зачетом выдачи в счет полагающегося пайка.

6) При попытках со стороны отрядов обойти или нарушить вышеприведенные постановления (покупать хлеб выше твердых цен, уклоняться от контроля продовольственных органов и т. п.) — весь заготовленный ими хлеб отбирается продовольственным органом в распоряжение государства по установленным ценам, начальники же отрядов и уличенные в нарушении требований закона члены отрядов передаются в распоряжение ближайшей Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией для предания их суду Революционного Трибунала.

7) Отряды, отправляющиеся за хлебом, обязаны оказывать содействие местному населению в уборке урожая.

Подписали: Председатель Совета Народных Комиссаров В. Ульянов (Ленин).

Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров Вл. Бонч-Бруевич.

Распубликован в № 166 Известий Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов от 6 августа 1918 года.

Читайте также: