Можно ли делить экологический отпуск в рк

Опубликовано: 17.09.2024

Некоторые части нашей республики вследствие применения ядерного оружия и других пагубных климатических влияний были признаны зонами радиационного или экологического бедствия. Гражданам, проживавшим в этих регионах, законодательством предусмотрены различного рода поддержки в социальной и медицинской сферах.

Выплаты проживавшим при Семипалатинском испытательном ядерном полигоне

В течение 40 лет на Семипалатинском ядерном полигоне проводились испытания ядерного оружия, вследствие чего возникло экологическое бедствие – причинен невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей среде, повысилась смертность и рост общей заболеваемости населения. Зонами экологического бедствия признаны вся территория Семипалатинской области, прилегающее к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской области.

Льготы могут получать лица, проживающие на территориях экологического бедствия, проживавших, работавших или проходивших службу (в том числе срочную). Зоны радиационного риска, классификация по видам льгот и по размерам выплат указаны в нижеприведенной таблице.

Зоны радиационного риска

Размер единовременного пособия, проживавшим с 1949-1965 гг.

Размер единовременного пособия, проживавшим с 1966-1990 гг.

Надбавка к пенсии, вышедшим до 1 января 1998 года, населению, ныне проживающему на территориях подвергшихся радиационному воздействию

Дополнительная оплата труда населению, проживающему на территориях, подвергшихся радиационному воздействию

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск населению, ныне проживающему на территориях подвергшихся радиационному воздействию

Льготы и компенсации населению, ныне проживающему на территориях подвергшихся радиационному воздействию

Зона чрезвычайного радиационного риска:

  • Саржалский сельский округ Абайского района Восточно-Казахстанской области.
  • Долонский сельский округ Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области.
  • Населенные пункты Сарапан и Иса упраздненных Жанасемейского района Восточно-Казахстанской области.

5,23 МРП за каждый год проживания

1,05 МРП за каждый год проживания

14 календарных дней

В данный момент проживающие на территориях экологического бедствия имеют право на льготы

  • Женщины имеют право на отпуск по беременности и родам продолжительностью 170 календарных дней (когда обычная продолжительность составляет 126 дней) при нормальных родах, и 184 дня - в случаях осложненных родов или при рождении двух и более детей.
  • Дети до 18 лет имеют право на бесплатное оздоровление в санаторно-оздоровительных учреждениях (по медицинским показаниям).

Зона максимального радиационного риска

  • Абайский, Бескарагайский и упраздненного Жанасемейского района, Акбулакский, Абралинский, Алгабасский, Айнабулакский, Караоленский и Танатский сельские округоа города Семей Восточно-Казахстанской области.
  • Акжарский и Малдарский сельские округа Майского района Павлодарской области.

2,62 МРП за каждый год проживания

1,05 МРП за каждый год проживания

12 календарных дней

Зона повышенного радиационного риска

  • Бородулихинский, Жарминский, Аягузский, Глубоковский, Шемонаихинский, Уланский районы, города Семей Восточно-Казахстанской области.
  • г. Курчатов Восточно-Казахстанской области.
  • г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области.
  • г. Риддер Восточно-Казахстанской области.
  • Каркаралинский район Карагандинской области в пределах территории упраздненного Казыбекбийского района.
  • Майский район Павлодарской области.

1,57 МРП за каждый год проживания

0,79 МРП за каждый год проживания

10 календарных дней

Зона минимального радиационного риска

  • Урджарский, упраздненный Таскескенский, Кокпектинский, Аксуатский, Алтайский, Зайсанский и Тарбагатайский районы Восточно-Казахстанской области.
  • Каркаралинский район Карагандинской области, не включая территорию упраздненного Казыбекбийского района.
  • Аккулинский район Павлодарской области.

1,05 МРП за каждый год проживания

0,52 МРП за каждый год проживания

7 календарных дней

Территория с льготным социально-экономическим статусом с 1949 по 1990 гг.

  • Баянаульский район Павлодарской области.

0,26 МРП за каждый год проживания

5 календарных дней

Дополнительные особенности для граждан, проживавших в установленные периоды в зонах Семипалатинского ядерного полигона

Единовременную денежную компенсацию могут получить лица, проживавшие в периоды радиационного риска, вне зависимости от их нынешнего проживания.При этом,население, ныне проживающее на территориях подвергшихся радиационному воздействию, имеют право на получение дополнительной оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

  • Первоочередная медицинская помощь. Статьей 17 Закона Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» предусмотрено, что оказание медицинской помощи лицам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и проведение их комплексного медицинского обследования осуществляются учреждениями здравоохранения по месту их жительства или работы. Внеочередное специализированное медицинское обслуживание этих лиц осуществляется всеми государственными учреждениями здравоохранения на территории Республики Казахстан.
  • Пенсионное обеспечение. Граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимальногорадиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 5 лет, имеют право на назначение пенсионных выплат:
    1. мужчины – по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее двадцати пяти лет;
    2. женщины – по достижении 45 лет при общем стаже работы не менее двадцати лет.
  • Специальное государственное пособие.
  1. Лица, принимавшие непосредственное участие в ядерных испытаниях и учениях в период с 1949 по 1990 годы на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, приравниваются по льготам и гарантиям к участникам ВОВ и имеют право на специальное государственное пособие в размере 6,19 МРП;
  2. Граждане, у которых инвалидность связана с испытанием ядерного оружия приравниваются по льготам и гарантиям к инвалидам ВОВ и имеют право на специальное государственное пособие в размере 7,55 МРП.

Для получения льгот гражданам РК, которые подвергались излучениям (в вышеупомянутый период) и проживавшим в зонах радиационного риска, необходимо предварительно зарегистрироваться и получить удостоверение пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. Для этого в Государственной корпорации «Правительство для граждан, необходимо подать заявление с приложением документов подтверждающих проживание, работу, службу или обучение в районах радиационного бедствия.

Документами, подтверждающими факт и период проживания в соответствующих зонах радиационного риска, наряду с ранее выданным удостоверением и удостоверением, выданным в порядке, установленном вышеназванным постановлением, являются:

  • архивные справки, справки сельских, поселковых (аульных) Советов народных депутатов, жилищно-эксплуатационных управлений, домоуправлений, акимов поселка, аула (села), аульного (сельского) округа, кооперативов собственников квартир;
  • трудовая книжка;
  • диплом об окончании учебного заведения;
  • военный билет;
  • свидетельство о рождении, аттестат о среднем образовании, свидетельство об окончании основной школы.

Выдача удостоверения о праве на льготы гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне осуществляется в течение 5 рабочих дней специальной комиссией, созданной при акимате по месту жительства заявителя. В комиссию подается заявление с приложением документов, подтверждающих факт и период проживания в соответствующих зонах радиационного риска.

Экологическое бедствие в Приаралье

Интенсивное опустынивание казахстанской части Приаралья вызвал спад благоприятных условий жизни населения, в частности, повышение роста заболеваемости. По этим причинам некоторые зоны Кызылординской, Актюбинской, Туркестанской и Карагандинской областей были признаны зонами экологического бедствия. В этой связи, населению, проживающему в экологически неблагоприятных районах оказываются следующие меры социальной защиты:

Зоны экологического бедствия

Граждане, относящиеся к пострадавшим в данной зоне экологического бедствия

Коэффициент к пенсии, вышедшим до 1 января 1998 года

Дополнительная оплата труда, степендии

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

Льготы и компенсации

Зона экологической катастрофы:

  • Аральский и Казалинский районы Кызылординской области
  • Челкарский район Актюбинской области
  • граждане, проживающие или проживавшие не менее 10 лет с 1970 года по настоящее время на территории, получившей в установленном порядке статус зоны экологической катастрофы (включая детей в возрасте до десяти лет);
  • граждане, потерявшие здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием, проживавшие или проживающие в этой зоне, не менее 3 лет.

12 календарных дней + материальная помощь на оздоровление в размере 1 месячного оклада

  • Преимущественное обеспечение местами в домах – интернатах для престарелых и инвалидов.
  • Первоочередное выделение квартир по месту постоянного жительства специалистам, нуждающимся в жилище, проработавшим в зоне экологического бедствия не менее пяти лет.
  • Инвалиды I и II групп по причине экологического бедствия имеют право на первоочередное получение жилья по новому месту жительства, за исключением областных центров, городов республиканского значения и столицы Республики Казахстан

Зона экологического кризиса:

  • Кызылординская область (кроме Аральского и Казалинского районов), город Кызылорда и город Байконыр, включая населенные пункты, входящие в его административно-территориальное подчинение
  • граждане, проживающие или проживавшие не менее 15 лет с 1975 года по настоящее время на территории, получившей в установленном порядке статус зоны экологического кризиса (включая детей в возрасте до 15 лет);
  • граждане, потерявшие здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием, проживавшие или проживающие в этой зоне, не менее 5 лет.

9 календарных дней + материальная помощь на оздоровление в размере 1 месячного оклада

Зона экологического предкризисного состояния:

  • Байганинский, Иргизский, Мугалжарский (в пределах границ населенных пунктов бывшего Мугоджарского района), Темирский районы Актюбинской области.
  • Арысский (в том числе город Арысь), Отрарский, Сузакский, Чардаринский районы и города Туркестан.
  • Улытауский район (в пределах границ населенных пунктов бывшего Жездинского района Жезказганской области) Карагандинской области
  • граждане, проживающие или проживавшие не менее 20 лет с 1975 года по настоящее время на территории, получившей в установленном порядке статус зоны экологического предкризисного состояния (включая детей и подростков в возрасте до 18 лет);
  • граждане, потерявшие здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием, проживавшие или проживающие в этой зоне, не менее 7 лет.

7 календарных дней + материальная помощь на оздоровление в размере 1 месячного оклада

Екатерина Лебедь: Курсы для HR и кадровиков Казахстана. Знаю все о кадровом учете. И вас научу!

Коллеги, здравствуйте! На самом деле, этот вопрос рассматривался очень давно в нашем кадровом сообществе – группе Кадровиков Казахстана и возникает периодически вновь, так как к сообществу присоединяются новые участники с похожими запросами и кадровыми ситуациями. Но в группе легче дать ссылку на предыдущий комментарий или разъяснение. А тут поступил письменный запрос от участников недавнего онлайн-семинара. И хоть в процессе проведения семинара мы разобрали многие вопросы по предоставлению «экологического» отпуска, давайте подытожим.

Итак, имеют ли работники, проживающие на территории зоны экологического бедствия право на дополнительный оплачиваемый трудовой отпуск при том, что у этих работников нет никаких удостоверений граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний?

Трудовое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Трудового Кодекса, законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Замечу, что согласно п.1 ст.6 ГК РК нормы гражданского законодательства должны толковаться в соответствии с буквальным значением их словесного выражения.

Действие Трудового Кодекса распространяется на работников и работодателей, расположенных на территории Республики Казахстан, в том числе филиалы и (или) представительства иностранных юридических лиц, прошедшие учетную регистрацию, если иное не предусмотрено законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Работник имеет право на отдых, в том числе оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск. И мы знаем, что Работникам предоставляются следующие виды оплачиваемых ежегодных трудовых отпусков:

  1. основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск;
  2. дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск.

При этом мы должны учитывать положение статьи 127-1 ТК РК, которая устанавливает гарантии для работников, осуществляющих трудовую деятельность в зонах экологического бедствия и радиационного риска.

К законам, которые устанавливают дополнительные гарантии для работников, осуществляющих трудовую деятельность в зонах экологического бедствия и радиационного риска относятся:

  1. ЗРК от 30 июня 1992 года № 1468-XII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье».
  2. ЗРК от 18 декабря 1992 года № 1787-XII «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».

ПРИМЕЧАНИЕ № 1:

На что еще необходимо обратить внимание в ст. 127-1 ТК РК? На термин «работники». Работник – физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем и непосредственно выполняющее работу по трудовому договору. Работник может быть, как иностранным гражданином, так и гражданином РК или лицом без гражданства, беженцем, оралманом и т.п.


Согласно статье 13 Закона РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне», население, проживающее на территориях радиационных рисков, имеет право на:

  1. дополнительную оплату труда и
  2. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

ПРИМЕЧАНИЕ № 2:

Население – это все лица, проживающие в данный момент времени на территории экологического бедствия, сюда же относятся и иностранцы, лица без гражданства, беженцы, оралманы и т.п.

В этой же статье используется слово «граждане», то есть лица, имеющие гражданство Республики Казахстан.


Граждане, проживающие на территориях экологического бедствия и вышедшие на пенсию до 1 января 1998 года, имеют право на надбавку к пенсии.

В соответствии с ЗРК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу с 1949 по 1990 годы на территориях, подвергшихся воздействию ядерных испытаний (районы и города Семипалатинской области и соответствующие районы Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей), а также дети указанных лиц, признанные инвалидами или имеющие заболевания, при установлении причинной связи между их состоянием здоровья и фактом пребывания одного из родителей на указанных в Законе зонах радиационного риска, имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу, определенных Законом.

Граждане, которые указаны в ст. 10 ЗРК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне», должны были получить удостоверения, являющиеся документами, подтверждающими право на льготы и компенсации.

ПРИМЕЧАНИЕ № 3:

Но еще раз обращаю ваше внимание на ст. 10 этого закона: к пострадавшим вследствие ядерных испытаний относятся граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу (в том числе срочную) до 1990 года (или их дети инвалиды или имеющие иные заболевания).


В качестве возмещения ущерба, причиненного здоровью, гражданам, проживавшим и проживающим на территории Семипалатинского испытательного ядерного полигона в период с 1949 по 1990 годы, Законом предусмотрена выплата единовременной денежной компенсации, размер которой определяется индивидуально в зависимости от зоны, периода проживания и размера месячного расчетного показателя.

ПРИМЕЧАНИЕ № 4:

То же самое и со словом «проживаЮЩие» из ст. 127-1 ТК РК.


Теперь читаем ст. 13 полностью и понимаем, что граждане, которые проживают в настоящий момент на территориях экологического бедствия и уже вышли на пенсию до 1 января 1998 года, имеют право на надбавку к пенсии. Они же, скорее всего, имеют на руках удостоверения граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний, предусмотренные ст. 11 рассматриваемого закона.

Всё остальное население, включая работающих пенсионеров, имеет право на дополнительные гарантии в виде отпуска и дополнительной оплаты труда.

ПРИМЕЧАНИЕ № 5:

На дополнительный оплачиваемый отпуск и дополнительную оплату труда не имеют права лица, хоть и проживающие на территории экологического бедствия, но не состоящие в трудовых отношениях с работодателями на этих территориях. Здесь важнее именно наличие трудовых отношений и вторичнее – факт проживания.


Теперь предлагаю рассмотреть ст. 2 ЗРК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне»:

Действие настоящего Закона распространяется на граждан, проживаЮЩих в районах и городах Семипалатинской области и соответствующих районах Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами вследствие испытаний ядерного оружия.

Здесь с учетом примечаний № 2 и № 4 понятно, что речь идет именно о гражданах Республики Казахстан, которые проживают в данный момент в зонах экологического бедствия. Поэтому читаем дальше:

Граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, подпадающие под действие настоящего Закона и проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными настоящим Законом.

Мы должны понимать, что в данном абзаце ст. 2 ЗРК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» речь идет именно о лицах, имеющих удостоверения граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний.

Исходя из формулировок закона в действующей на апрель 2020 года редакции, эти лица имеют право только на льготы, предусмотренные ст. 12 этого закона, то есть на единовременную денежную компенсацию за ущерб, причиненный ядерными испытаниями. Так как для получения остальных гарантий, необходимо проживать на территории экологического бедствия, о чем есть Постановление Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Казахстан от 2 ноября 2016 года № 3 гп-869-16.

Согласно Постановлению КС РК от 29 апреля 2005 года № 3 лицам, покинувшим зону экологического бедствия, объем компенсаций и льгот меньше, чем тот, который предоставляется гражданам, проживающим на данной территории, так как законодатель принимает во внимание отсутствие вредного влияния на них среды пребывания после выезда.

Таким образом получается, что на граждан, выехавших из зон экологического бедствия, социальная поддержка в виде дополнительной оплаты труда и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска не распространяется, так как в этом случае отсутствует воздействие вредных факторов.

И наоборот, присутствия вредного влияния среды пребывания автоматически гарантирует получение льгот лицами, не имеющими удостоверений.

При этом мы должны с вами понимать, что трудовой договор – это письменное соглашение между работником и работодателем, в рамках которого работодатель может взять на себя добровольное обязательство о предоставлении дополнительной оплаты труда и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, которые имеют удостоверение, подтверждающее право на льготы и компенсации, предусмотренные Законом, и осуществляющим трудовую деятельность за пределами зон экологического бедствия.



Автор статьи: Екатерина Лебедь, ведущий специалист ТОО «Контрольно-аналитическая служба «РЕВИЗОР» по правовой экспертизе кадровых процедур и документов (кадровый аудитор).

Отпуск – это один из видов времени отдыха, предусмотренных трудовым законодательством. Право на отдых каждому человеку гарантировано Конституцией РФ. Однако редкая организация позволит своему работнику отдыхать все 28 дней сразу. Поэтому часто работники делят отпуск на части продолжительностью менее 7 календарных дней. Это приводит к тому, что работник не может использовать отпуск для полноценного отдыха и восстановления трудоспособности. К тому же при предоставлении отпуска на период от 1 до 5 дней происходит подмена понятий «календарный день» и «рабочий день».

Конечно, работник вправе брать отпуск хоть по одному дню 28 недель подряд, но такой «отдых» не даст никакого результата. По мнению автора, работодателю нужно постараться убедить работника, чтобы последний взял не менее 7 календарных дней. Аргументация автора построена на понятии календарного дня, в котором и предоставляется ежегодный отпуск.

Вспомним про календарные дни

В статье 125 ТК РФ написано, что ежегодный оплачиваемый отпуск можно разделить на части по соглашению между работником и работодателем. Причем хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней. Кроме этого, в статьях 115 и 120 ТК РФ указано, что отпуск предоставляется работнику в календарных днях.

Самой большой ошибкой работодателя является расчет календарных дней сплошным подсчетом по календарю, так как бытовое понятие календарного дня не совпадает с понятием календарного дня в трудовом законодательстве. Согласно статье 14 ТК РФ: «В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни».

Кроме того, работнику во время трудовой деятельности устанавливается определенный режим рабочего времени. Понятие рабочего времени раскрыто в статье 91 ТК РФ: «Рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности…». Режим рабочего времени может быть разным – пятидневная неделя с двумя выходными, шестидневная с одним выходным и рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику. То есть рабочие и выходные дни должны чередоваться.

Косвенным аргументом в данном вопросе может послужить постановление Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 213 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», в котором прописан порядок перевода рабочих дней в календарные при некоторых наиболее популярных режимах рабочего времени. В частности, в статье 9 указано: «Количество календарных дней. рассчитывается путем умножения рабочих дней по календарю 5-дневной рабочей недели, приходящихся на отработанное время, на коэффициент 1,4». Это значит, что стоимость рабочего дня не равна стоимости календарного.

Вред для здоровья

Предоставление части отпуска работнику менее чем на 7 календарных дней нецелесообразно с точки зрения режимов отдыха сотрудника и соблюдения требований законодательства по охране труда. Вот что говорит Международная организация труда об отпусках.

Рекомендация № 47 Международной организации труда «О ежегодных оплачиваемых отпусках» № 52 (принята в г. Женеве 24 июня 1936 г. на 20-й сессии Генеральной конференции МОТ):

(…) Конференция, приняв Конвенцию 1 , обеспечивающую трудящимся ежегодные оплачиваемые отпуска, принимая во внимание, что целью таких отпусков является предоставление трудящимся возможности отдыха, развлечений и развития своих способностей, учитывая, что установленные в Конвенции условия представляют собой минимальную норму, которой должна соответствовать всякая система оплачиваемых отпусков, считая, что желательно уточнить методы применения этой системы, рекомендует, чтобы каждый член Организации учитывал нижеследующие предложения: (…)

2. Хотя в особых случаях может представиться желательным предусматривать разбивку отпусков на части, однако следует избегать того, чтобы такие специальные меры шли вразрез с целью отпуска, который предназначается для того, чтобы трудящийся мог восстановить свои физические и душевные силы, израсходованные в течение года. В других случаях, за исключением совершенно чрезвычайных обстоятельств, разбивка отпуска должна быть ограничена распределением его не более чем на две части, одна из которых не может быть менее установленного минимума.

Проблемы с расчетами

ТК РФ не запрещает делить отпуск менее чем на 7 дней. Однако для корректного расчета задолженности по очередному отпуску и отпускных необходимо переводить рабочие дни работника в календарные при ­предоставлении очередного отпуска мелкими частями.

При предоставлении отпуска работнику в размере 28 календарных дней единовременно на данный период выпадают 20 рабочих дней и 8 выходных (при пятидневной рабочей неделе). В том случае, если вы будете предоставлять отпуск на 1 или 2 дня, вы фактически удлините период отпуска. Это связано с тем, что предоставленные в данном случае 14 рабочих дня искусственно увеличиваются на соответствующее количество выходных дней – период отпуска увеличится как минимум до 32 дней.

И только в случае отсутствия такой возможности ввести режим простоя. Данные действия будут иметь большое значение в случае рассмотрения в судебном порядке законности введения простоя.

Новый экокодекс РК : основные задачи и закон о животных

К регулируемым Кодексом отношениям также относятся общественные отношения в области проведения мониторинга состояния окружающей среды, метеорологического и гидрологического мониторинга, которые направлены на обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в экологической и гидрометеорологической информации.

Несвоевременно неиспользованные дни трудовых отпусков (как основного и дополнительного) не аннулируются, а накапливаются и предоставляются работникам впоследующем.

В рамках документа предоставляется возможность реализации ценных бумаг, принадлежащих государству, на фондовых биржах иностранных государств.

Граждане, которые указаны в ст. 10 ЗРК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне», должны были получить удостоверения, являющиеся документами, подтверждающими право на льготы и компенсации.

Ранее сообщалось, что в рамках поправок индивидуальный подоходный налог (ИПН) будут уплачивать не при получении пенсионных накоплений, а только после выхода на пенсию. Более того, это будет не разовая выплата. В законопроект внесли норму о выплате его частями в течение 16 лет.

Нажатием на кнопку «ПРИНЯТЬ» Вы соглашаетесь с данными условиями предоставления устных и письменных консультаций.

Вопрос состоит в том, что сотрудник нашей компании в свое время проживал на территории экологического бедствия, а в данный момент проживает на территории г. Алматы. Имеет ли такой сотрудник право претендовать на экологический отпуск? Обязательно ли у него должно быть подтверждающее удостоверение? Если данного удостоверения нет нужен ли какой-то подтверждающий документ?

Кто имеет право на экологический отпуск в Казахстане?

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

Исходя из вышеперечисленного следует что Экологический отпуск не облагается ИПН (при предоставлении заявления), не облагаются ОПВ, не облагаются СО, облагаются ОСМС.

При внесении корректировки бюджета таких изменений не предвиделось. Сокращение финансирования наблюдается практически по всем областям и по многим объектам. По семи новым объектам средства урезаны до минимума, по 10 объектам финансирование уменьшено на завершение проектов.

Действие Закона распространяется на граждан, проживающих в районах и городах Семипалатинской области и соответствующих районах Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами вследствие испытаний ядерного оружия.

Предусмотрено, что обязательной ОВОС будут подлежать объекты 1 категории, объекты 2 категории проходят через скрининг (определение необходимости или отсутствия необходимости проведения ОВОС). Для учета объектов 3 категории местные исполнительные органы принимают декларации с указанием количества выбросов, сбросов и объемов накапливаемых и передаваемых отходов.

При этом данный размер выплаты должен быть применен ко всем работникам без исключений в отношении которых введен режим простоя. Так как иной повышенный размер оплаты какому-либо работнику при равных условиях, может быть признан дискриминаций по отношению к другим.

Предусмотрено, что обязательной ОВОС будут подлежать объекты 1 категории, объекты 2 категории проходят через скрининг (определение необходимости или отсутствия необходимости проведения ОВОС). Для учета объектов 3 категории местные исполнительные органы принимают декларации с указанием количества выбросов, сбросов и объемов накапливаемых и передаваемых отходов.

При этом данный размер выплаты должен быть применен ко всем работникам без исключений в отношении которых введен режим простоя. Так как иной повышенный размер оплаты какому-либо работнику при равных условиях, может быть признан дискриминаций по отношению к другим.

Таким образом, экологические доплаты работникам в соответствии с законами РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» в 2021 году облагаются ОПВ, отчислениями и взносами на ОСМС.

Этапы маркировки табачных изделий.

Целью экологического законодательства Республики Казахстан является определение правовых основ, задач и принципов, а также механизмов реализации единой государственной экологической политики в Республике Казахстан.

Согласно пункту 2 статьи 90 Трудового кодекса РК (далее — Кодекс) при исчислении общей продолжительности трудового отпуска дополнительные трудовые отпуска (в том числе и экологические) суммируются с основным трудовым отпуском.

Трудовое законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Трудового Кодекса, законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

Экспорт скоропортящейся продукции в ЕАЭС: какой документ оформлять.

Работник – физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем и непосредственно выполняющее работу по трудовому договору.

Введение требования об обязательности получения комплексных экологических разрешений (КЭР) для эксплуатации вновь созданных объектов I категории.

Депутаты сената в понедельник, 21 декабря, на пленарном заседании приняли в двух чтениях проект Экологического кодекса.

Это подразумевает меры по предотвращению загрязнения и контролю, а также ответственность за восстановление причиненного ущерба окружающей среде.

Поэтому работник прав: дополнительный отпуск работающим гражданам, проживающим в зонах радиационного риска, работодатель должен предоставлять ежегодно.

В Казахстане принят новый Экологический кодекс. Что изменилось?

Классификация отходов приведена в соответствие с европейским каталогом отходов и будет содержать перечень как неопасных, так и опасных отходов.

Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работнику ежегодно вне зависимости от того, предоставлен или нет очередной трудовой отпуск, не переносится и не заменяется компенсацией.

Отметим, принятие нового Экологического кодекса было одним из поручений, озвученных в Послании народу Казахстана. Работник, которому предоставлен дополнительный оплачиваемый отпуск по зонам в соответствии со ст. 13 Закона, не Может быть отозван до истечения его срока.

Из Усть-Каменогорска в Алтай можно будет доехать за полтора часа — аким ВКО

Также, в статье 127-1 Трудового кодекса РК указывается, что гарантии для работников, осуществляющих трудовую деятельность в зонах экологического бедствия и радиационного риска, устанавливаются законами Республики Казахстан.
Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

К регулируемым настоящим Кодексом отношениям также относятся общественные отношения в области проведения мониторинга состояния окружающей среды, метеорологического и гидрологического мониторинга, которые направлены на обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в экологической и гидрометеорологической информации.

Работник может быть, как иностранным гражданином, так и гражданином РК или лицом без гражданства, беженцем, оралманом и т.п.

Наша команда обладает большим практическим опытом и постоянно повышает и совершенствует свою эффективность.

С принятием кодекса предусмотрено и внесение поправок в Предпринимательский, Уголовный, Лесной, Водный, Земельный кодексы, законы о разрешениях и уведомлениях, о гражданской защите, о государственном управлении, развитии агропромышленного комплекса и сельских территорий и об обязательном экологическом страховании.

Бывший житель Усть-Каменогорска просит "узаконить" экологические отпуска и надбавки к зарплате для тех казахстанцев, которые выехали за пределы "зоны поражения" Семипалатинского испытательного ядерного полигона (СИЯП). Сейчас активист живет в Алматы. В это же время в Астане суд вынес решение в пользу бывшего устькаменогорца, который уже три года не получает льгот. В ответ в Министерстве здравоохранения и социальной защиты готовят законопроект. Госмужи хотят раз и навсегда определить статус пострадавших от воздействия СИЯП. В таком случае экологическое удостоверение уже наверняка будет действовать только в пределах нескольких областей., передает корреспондент YK-news.kz.

Буква закона

Закон "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне", пожалуй, один из самых неоднозначных нормативных актов в стране. Разбирательства о том, кому положены, а кому нет ежемесячные надбавки и отпуск по 13-й статье закона, не раз доходили до Верховного суда. Зачастую добиться ответа на острый вопрос могут лишь самые целеустремленные и юридически подкованные граждане.

Напомним, согласно закону, вся территория бывшей Семипалатинской и прилегающие к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей признаны зонами, пострадавшими от его воздействия. Усть-Каменогорск в тексте документа отнесли к зоне повышенного радиационного риска. Пострадавшим устькаменогорцам положены единовременная компенсация, 10 дней в году дополнительного оплачиваемого отпуска и 1,5 МРП (3 181 тенге) доплаты к основному заработку ежемесячно.

Тут начинается самое интересное.

Согласно статье 2 закона, его действие распространяется на граждан, проживающих в районах и городах Семипалатинской области и соответствующих районах Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами вследствие испытаний ядерного оружия и выехавших из указанных районов и городов на другое место жительства на территории Республики Казахстан.

А вот в статье 13, где речь идет конкретно об отпусках и надбавках, указано, что право получать социальную поддержку имеют граждане, проживающие на территориях. Получается, что тех, кто жил в Усть-Каменогорске раньше, а теперь уехал, эта поддержка не касается. Зато ее вполне могут получить те, кто переехал в ВКО, скажем, год назад и не имеет экологического удостоверения.

Без бумажки.

Об этих противоречиях говорят и специалисты Генеральной прокуратуры РК.

"Результаты анализа данного закона в 2012 году показали невозможность его однозначного толкования, — говорится в официальном письме главного надзорного ведомства страны. — По закону гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний, статус которых подтверждается удостоверением, предусмотрены гарантии и компенсации, а населению, проживающему на перечисленных в законе территориях, — меры социальной поддержки. Генеральной прокуратурой неоднократно направлялись письма в Правительство Республики Казахстан о необходимости внесения изменений и дополнений в закон".

По мнению казахстанских юристов, экологические доплаты и отпуска могут получить вообще все, кто живет сейчас в бывшей зоне воздействия полигона. Неважно, находился ли человек тут в 1949 — 1990 годах или нет и есть ли у него экологическое удостоверение.

— Люди, которые не проживали в Усть-Каменогорске во время испытаний, но проживают сейчас, получают эти льготы, хотя у них нет экологического удостоверения, — комментирует управляющий партнер Казахстанской лиги юристов Ануарбек Скаков. — Суд исходит буквально из трактования нормы, где написано "проживающие имеют право". На основании этого буквального значения он всем обязывает предоставлять эти льготы. Положена и надбавка, и дополнительные дни отпуска. По этому поводу есть немало судебных решений: когда работодатель отказывается от выплат, суд обязывает их производить.

Сами мы не местные

Если же житель ВКО решится переехать в другой регион страны, то он рискует лишиться привычных "экологических" и 10 дополнительных дней отпуска сверх положенных 24.

— Я перебрался в Астану из Усть-Каменогорска три года назад, — рассказывает Ануарбек Скаков. — Новый работодатель не выплачивал мне доплату. Мы от имени Казахстанской лиги юристов неоднократно обращались за разъяснениями норм закона в профильное министерство, в прокуратуры Астаны, ВКО, в Генеральную прокуратуру. Они не могли дать нам внятного объяснения. Также мы посылали запросы в специальные научные учреждения, которые занимаются изучением вреда от радиационного излучения, в частности, в НИИ Семея. В заключении специалистов сказано, что если человек пострадал от ядерных испытаний, проживая в тот период в зоне экологического бедствия, то негативный эффект сохраняется до конца жизни. То есть неважно, живет ли он в настоящее время в зоне загрязнения или нет, он всю жизнь будет считаться пострадавшим. Мы подали в суд, и он удовлетворил наш иск, обязав работодателя выплатить мне надбавку и предоставить оплачиваемый отпуск.

Ход этого процесса повлек бурные обсуждения в социальных сетях, особенно среди людей, которые, уехав из ВКО, лишились законных прав.

— Дело рассмотрел суд первой инстанции, — поясняет господин Скаков. — Работодатель наверняка обжалует решение в вышестоящей инстанции. Мне много пишут в соцсетях. Люди, оказавшиеся в подобной ситуации, тоже готовы подать в суд, они ждут отклика по нашему иску.

Если юристы идут по судебному пути, то дипломаты стараются решить проблемы на законодательном уровне.

— Я заинтересовался этой темой, когда учился в университете по специальности "международные отношения", — рассказывает свою историю бывший житель ВКО Равиль Будуков. — У меня была дипломная работа, посвященная нераспространению ядерного оружия. Я устроился на работу в Алматинской области, два года назад хотел воспользоваться экологическим отпуском. Но мне отказали, сославшись на то, что действие закона не распространяется за пределы пострадавшей от полигона зоны. Я написал в Министерство здравоохранения и социального развития, Мажилис, Сенат и администрацию президента. И всюду получал один ответ: льготы действуют только в зонах, пострадавших от полигона. После того как покидаешь территорию, соцподдержка теряется.

Тогда активист опубликовал в соцсети открытое обращение к президенту страны с просьбой распространить действие 13-й статьи закона на всех жителей зоны воздействия полигона: и нынешних, и тех, кто уже покинул эти места.

Ответный жест

В Министерстве здравоохранения и социального развития сейчас готовят концепцию по внесению изменений в "полигонный" закон. Мы ознакомились с ее основными положениями.

"Действующие нормы дают возможность получения льгот гражданам, не только проживающим на предусмотренных законом территориях, но и выехавшим на постоянное место жительства в другие регионы страны, — гласит документ, подготовленный в министерстве. — Следовательно, любой гражданин, прибывший на предусмотренные законом территории для временного проживания, подпадает под его действие. Указанные лица, впоследствии выехав в другие регионы, могут претендовать на предусмотренное материальное обеспечение на равных условиях с пострадавшими (гражданами, имеющими удостоверение). Таким образом, действующие нормы закона о СИЯП дают возможность получения указанных льгот любому гражданину республики независимо не только от статуса, но и от фактического проживания, что впоследствии может привести к необоснованным по существу и значительным по размеру бюджетным затратам".

Проще говоря, госмужи предлагают четко прописать в нормативных актах, что люди, уехавшие с территории воздействия полигона, пострадавшими больше считаться не должны.

— Государственные органы стоят на страже государственных интересов, — комментирует Ануарбек Скаков. — Если всем будет положена эта компенсация, значит, из бюджета должны выделяться деньги. Люди ведь работают не только в частных компаниях, но и на государственной службе, где им также сейчас не выплачивают эти средства. Мы считаем, что по смыслу закона, по его духу, льготы положены всем пострадавшим, а слова, написанные в статьях по-разному, — это уже технический момент.

Читайте также: