На что были направлены первые декреты советского правительства история медицины

Опубликовано: 17.09.2024

В советской исторической литературе началом новейшего времени считается Октябрь 1917 г. В большинстве зарубежных публикаций начало новейшего времени связывается с 1918 г. – временем окончания первой мировой войны. В ряде изданий новейшее время определяется как современная история (англ. – contemporary history) или как история XX века.

В связи с неравномерностью исторического развития человечества новейшее время, как и другие периоды истории, характеризуется пестротой общественно-экономических отношений в различных странах земного шара.

Новейшее время – самый короткий период в истории человечества; его продолжительность исчисляется лишь десятилетиями. Однако достижения этого периода во всех сферах общественной деятельности (в том числе и в области медицины) во многом превосходят созданное человеческим разумом в течение многих предшествующих столетий. Краткий курс истории медицины, который читается студентам второго года обучения, позволяет изучить лишь основные направления и тенденции развития медицины в период новейшей истории. Более того, студенты второго курса еще не обладают достаточными специальными знаниями для профессионального восприятия материала по истории клинических дисциплин. Вот почему история развития отдельных медицинских специальностей в новейший период изучается на соответствующих медико-биологических и клинических кафедрах (в процессе профессионального становления будущего врача); не случайно в учебниках и учебных пособиях по каждой дисциплине ее истории посвящена специальная глава.

В данном учебнике история медицины новейшего времени представлена тремя главами: 1) становление здравоохранения и медицины в СССР (первые годы советской власти), 2) нобелевские премии в области физиологии и медицины и смежных с ними наук, 3) становление международного сотрудничества в области здравоохранения. Содержание этих глав, с одной стороны, отражает основные достижения медицины в этот период, а с другой – позволяет осознать развитие медицины в современном мире как единый всемирно-исторический процесс.

В первые годы советской власти в России свирепствовали эпидемии сыпного тифа, холеры, брюшного тифа и других инфекционных заболеваний. Медицинское дело было рассосредоточено по ведомствам, не имело достаточного финансирования и обеспечивалось главном образом за счет бюджетов земств и самоотверженной работы передовых земских врачей. Повсеместно крайне недоставало квалифицированных медицинских кадров, лечебных учреждении, медикаментов. Гражданская война и военные операции на всей территории страны усиливали, разруху в промышленности и сельском хозяйстве. Население страны голодало. Не хватало топлива. Транспорт, системы водоснабжения и очистки городов и деревень находились в весьма запущенном состоянии, что создавало опасную эпидемиологическую ситуацию.

«Основное впечатление от положения в России – это картина колоссального непоправимого краха, – писал Герберт Уэллс, посетивший нашу страну в сентябре-октябре 1920 г. – Громадная монархия, которую я видел в 1914 году, с ее административной, социальной, финансовой и экономической системами, рухнула и разбилась вдребезги под тяжким бременем шести лет непрерывных войн. История не знала еще такой грандиозной катастрофы. На наш взгляд, этот крах затмевает даже саму Революцию. Большевистская статистика, с которой я познакомился, совершенно откровенна и честна. Смертность в Петрограде – свыше 81 человека на тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом европейском городе. Рождаемость среди недоедающего и глубоко удрученного населения – 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше».

В создавшейся чрезвычайной ситуации усилия правительства Советской России были направлены прежде всего на установление мира, столь необходимого для решения всех внутренних проблем. Декрет о мире от 26 октября (8 ноября) 1917 г. стал одним из первых декретов советской власти. Он создавал условия и для осуществления задач по сохранению жизни и здоровья трудящихся, провозглашенных правительством в числе первоочередных. «В стране, которая разорена, – говорил В. И. Ленин в 1919 г., – первая задача – спасти трудящегося. Первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся. Если он выживет, мы все спасем и восстановим».




Борьба с грязью, эпидемиями и болезнями в масштабах страны требовала организационного единства здравоохранения, ликвидации ведомственной раздробленности, создания государственной сети больниц и аптек, преодоления нехватки медицинских кадров. Осуществление этих задач в масштабах огромной страны в условиях войны, голода и разрухи было возможно только при наличии государственной системы здравоохранения, которая организационно оформилась в 1918 г.

Часть 1. Первобытное общество

В наши дни, когда во всем мире на первый план выходит приоритет общечеловеческих ценностей, подготовка врачей во всех странах мира немыслима без широкого гуманитарного образования и развития исторического мышления, без плодотворного научного сотрудничества между народами различных государств.

Преподавание всемирной истории медицины закладывает основы этих понятий, вводит студентов в мир их будущей профессии, повышает уровень общей и профессиональной культуры, воспитывает чувство профессиональной врачебной этики.

Медицина как область человеческой деятельности и культуры по сути своей глубоко интернациональна: все народы мира в большей или меньшей степени внесли и продолжают вносить свой вклад в ее развитие, в становление современной медицины и международного сотрудничества в области здравоохранения. История медицины – яркое свидетельство все возрастающего единства развивающегося человеческого общества. Ее изучение неизбежно приводит к пониманию глобальности общечеловеческих проблем и задач в области медицины и охраны здоровья населения, а в итоге – к осознанию собственной ответственности за судьбы нашей планеты, к поискам путей и средств их решения.

Как область науки история медицины изучает закономерности развития и историю врачевания, медицинских знаний и деятельности народов мира на протяжении всей истории человечества (с древнейших времен до современности) в неразрывной связи с историей, философией, естествознанием, культурой, составной частью которой она является.

Как учебная дисциплина история медицины – самостоятельный предмет, который изучается на кафедрах (курсах) истории медицины высших медицинских учебных заведений в нашей стране и многих зарубежных странах. Небольшая продолжительность этого курса не позволяет вместить в него огромный фактический материал по истории отдельных медицинских специальностей, да это и не входит в его задачи, – ведь еще древние греки знали, что «ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».

Преподавание на кафедре (курсе) истории медицины призвано раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до современности, продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области медицины в контексте поступательного развития духовной культуры человечества, показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании медицинской науки и практики в различных регионах земного шара, познакомить студентов с историей врачебной этики в различных странах мира.

Завершив изучение всемирной истории медицины на кафедре (курсе) истории медицины, студенты продолжают ее освоение в течение всей студенческой жизни на всех медико-биологических и клинических кафедрах медицинского факультета. Овладевая каждым предметом, они знакомятся также с историческим развитием и основными достижениями данной науки (развитие основных концепций и теорий, жизнь и деятельность выдающихся врачей и ученых-медиков, научные достижения их школ, история важнейших открытий и т. д.). Эти знания должны преподноситься на высоком профессиональном уровне специалистами соответствующих медико-биологических и клинических кафедр, так как именно они могут дать профессиональную интерпретацию и оценку научных достижений и открытий в их области как в прошлой, так и современной истории, определить их место в развитии данной специальности. Понятно, что на младших курсах (где изучается всемирная история медицины) студенты еще не имеют достаточных историко-медицинских и профессиональных знаний, а следовательно, и реальной почвы для понимания и оценки исторического развития отдельных медицинских специальностей. Вот почему изучение развития медицинской науки и практики на современном этапе в задачи (и программу) преподавания дисциплины «история медицины» не входит и в данном учебнике не освещается.

Предлагаемый вашему вниманию учебник составлен на основе «Программы по истории медицины для студентов медицинских институтов», утвержденной Министерством здравоохранения СССР (1988). Вместе с тем он отражает опыт преподавания истории медицины в Российском университете дружбы народов, где обучаются студенты более чем из 100 стран Азии, Африки, Америки, Европы и различных регионов нашей страны. Этот опыт закреплен в созданных в стенах Университета учебных и методических пособиях: «Программа по истории медицины для студентов медицинского факультета Университета дружбы народов» (1987), «История медицины: Краткий курс лекций» (1988), «Атласы истории медицины» (1981-1987), которые широко используются в преподавании истории медицины в различных вузах нашей страны и некоторых зарубежных университетах.

В наши дни, когда любая студенческая аудитория является многонациональной, а культура народов земного шара все чаще ощущается как единое целое – как достояние всего человечества, преподавание истории медицины не может ограничиваться рамками одной страны или одного народа в отрыве от всемирной истории культуры и медицины. В связи с этим данный учебник имеет три принципиальных отличия от предыдущих:

– в его основу положена новая периодизация всемирной истории медицины, разработанная автором в 1987 г. (схемы 1 и 2) и основанная на принятой в современной исторической науке периодизации и хронологии всемирной истории (табл. 1);

– история отечественной медицины излагается в контексте всемирной, что, во-первых, соответствует концепции исторического развития медицины как единого всемирно-исторического процесса, а во-вторых, позволяет продемонстрировать достижения отечественной медицины как составной части всемирной истории и культуры;

– история медицины излагается в связи с новейшими достижениями других наук (всемирной истории, археологии, палеопатологии, этнографии идо.).

В учебник введен обширный новый научный материал, ибо, как отмечал Н. И. Пирогов, «учебное без научного, как бы ни была привлекательна его внешность, только блестит». Некоторые темы («Врачевание в Шумере», «Медицина в средневековом Китае», «Медицина, народов Американского континента до и после конкисты», «Нобелевские премии в области медицины и физиологии и смежных с ними наук», «Становление международного сотрудничества в области здравоохранения» и др.) впервые включены как в учебник, так и в преподавание истории медицины в нашей стране. Другие разделы существенно переработаны. Изменены устаревшие представления, не соответствовавшие современному уровню науки. Материалы учебника обобщены в авторских, схемах и таблицах.

Учебник содержит 160 иллюстраций, которые позволяют студентам лучше усвоить учебный материал и в то же время знакомят их с культурным наследием человечества – экспозициями музеев и фондами библиотек, произведениями живописи, ваяния и зодчества, имеющими непосредственное отношение к истории медицины.

Автор выражает искреннюю признательность коллегам и товарищам по Alma Mater – Университету дружбы народов – за поддержку, оказанную в процессе работы над рукописью, а также студентам медицинского факультета Университета, увлеченность которых предметом истории медицины постоянно способствовала созданию серии «Атласов истории медицины» и данного учебника.

Автор сердечно благодарит:

– рецензентов учебника П. Е. Заблудовского и В. В. Куприянова, плодотворное влияние которых на этот труд ощущалось в течение многих лет;

– коллег-специалистов в области истории науки и смежных дисциплин, которые приняли участие в обсуждении материалов рукописи и способствовали ее совершенствованию: К. Я. Арона, А. В. Белолапоткову, Д. Д. Бенедиктова, А. А. Вигасина, F. Guerra (Мадрид), А. А. Грандо, Э. Д. Грибанова, B. И. Гуляева, О. В. Гринину, Е. И. Данилишину, В. Г. Джангиряна, И. М. Дьяконова, Н. С. Елманову, X. И. Идельчик, А. А. Искендерова, А. И. Кардаш, В. Г. Кацуру, J. Kollesch (Берлин), М. В. Коркину, М. С. Лебедькову, Ю. П. Лисицина, Г. Л. Микиртичан, Т. А. Михайловскую, R. Nabielek (Берлин), C. В. Нечаева, G. E. Pentogalos (Фессалоники), Л. В. Пономаренко, П. И. Пучкова, Т. Н. Савельеву, Т. В. Степугину, В. А. Фролова, G. Harig (Берлин), О. Е. Чернецкого, С. А. Чеснокову, P. Schneck (Берлин), Ю. Ф. Шульца, В. А. Якобсона; – а также Т. А. Бажан, Э. Г. Базарона, Л. Г. Зарубинскую, В. И. Исхакова, Б. П. Крыштопу, М. К. Кузьмина, И. В. Лебедеву, Г. И. Мендрину, М. Я. Поддужную, Е. П. Попушоя, Л. Г. Розенфельд, Г. Н. Троянского, Н. А. Фролову, М. С. Шенгелия, учебно-методические публикации которых были использованы в работе над рукописью.

Государственный характер — основной принцип здравоохранения в СССР в период его становления. Его основным содержанием являются: централизация управления, государственное финансирование и государственное планирование программ здравоохранения. Государственное здравоохранение предусматривает бесплатную и общедоступную медицинскую помощь всему населению страны.

Создание государственной системы управления здравоохранением в РСФСР завершилось учреждением Народного комиссариата здравоохранения в 1918 г. (см. с. 322). Понятно, что в те годы вновь образованный высший орган по охране'здоровья народа сосредоточил свое внимание прежде всего на самой насущной проблеме момента— борьбе с эпидемиями. В первый же день своего существования для осуществления экстренных мер минздрав получил 25 млн рублей, о расходовании которых он отчитывался перед Советом Народных Комиссаров два раза в неделю. 18 июля 1918 г. Совет Народных Комиссаров утвердил «Положение о Народном комиссариате здравоохранения», которым определялся круг стоящих перед ним государственных задач:

а) разработка и подготовка законодательных норм в области медико-санитарного дела,

б) наблюдение и контроль за применением этих норм и принятие мер к неуклонному

в) издание общеобязательных для всех учреждений и граждан Российской Социалистической Федеративной Советской Республики распоряжений и постановлений в области медико-санитарного дела,

г) содействие всем учреждениям Советской республики в осуществлении медико-санитарных задач,

д) организация и заведование центральными медико-санитарными учреждениями научного и практического характера,

е) финансовый контроль и финансовое содействие в области медико-санитарной деятельности центральных и местных медико-санитарных учреждений,

ж) объединение и согласование медико-санитарной деятельности местных Советов депутатов.

Таким образом, Постановление закрепляло жесткую централизацию управления здравоохранением страны. В условиях первых лет советской власти эта система, обеспечивала необходимые для того времени потребности в оказании медицинской помощи населению. В те годы бесплатность и льготы здравоохранения сделали сеть больниц и амбулаторий (ныне — поликлиники) доступными широким народным массам. Именно в те годы для десятков миллионов людей обращение к врачу, фельдшеру или в государственное медицинское учреждение стало обычной формой поведения в случае болезни.

Профилактическое направление— принцип здравоохранения, который последовательно реализуется в СССР с первых лет советской власти. Об этом свидетельствуют первые декреты: о мероприятиях по борьбе с сыпным тифом (28 января 1919г.), о мерах борьбы с эпидемиями (10 апреля 1919 г.), об обязательном оспопрививании (10 апреля 1919 г.), о снабжении бактериологических институтов и лабораторий необходимыми для их работы материалами и инвентарем (10 апреля 1919г.),о санитарной охране жилищ (18 июня 1919 г.), о борьбе с сыпным тифом на Восточном и Туркестанском фронтах (5 ноября 1919 г.), об обеспечении Красной Армии и гражданского населения мылом (30 декабря

1919 г.), о санитарно-пропускных пунктах на вокзалах г. Москвы (13 мая 1920 г.), об обеспечении населения Республики банями (30 сентября 1920 г.) и многие другие.

Задачи государства в этой области были определены в специальном разделе второй программы РКП (б), принятой в марте 1919 г. на VIII съезде партии:

В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП полагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний.

В наши дни, когда над человечеством сгущаются тучи экологической катастрофы, обращает на себя внимание тот факт, что в первые годы советской власти (в условиях гражданской войны, интервенции и сопровождавших их разрухи, блокады, голода и нищеты) в числе первых государственных задач в области охраны здоровья народа было и «оздоровление населенных мест (охрана почвы, воды

Долгое время профилактика и борьба с эпидемиями в нашей стране оставались в числе первоочередных государственных задач. В 1919 г., выступая на VII Всероссийском съезде Советов, В. И. Ленин выделил три ключевые проблемы того времени — война, голод, эпидемии. Его слова: «Товарищи, все внимание этому вопросу. Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!»

,— не были преувеличением. За пять лет (с 1918 по 1922 г.) сыпным тифом переболело 20 млн человек. Неудовлетворительное питание, отсутствие необходимых медикаментов, недостаточная сеть лечебных учреждений приводили к высокой смертности. Немало жизней уносили и другие заболевания: возвратный тиф, брюшной тиф, паратифы, малярия и др.

Более 100 декретов Совета Народных Комиссаров были направлены на борьбу с эпидемиями и профилактику заболеваний. Особое место среди них занимает декрет «О санитарных органах Республики» (15 сентября 1922 г.). Он определил круг задач и права санитарно-эпидемиологической службы как государственного сашттарно-конт-рольного органа.

В те годы в понятие «санитарное дело» входили не только санитарные и противоэпидемические мероприятия,— сюда относились также охрана материнства и младенчества, борьба с туберкулезом, охрана детей и подростков, физическая культура и санитарное просвещение. Поэтому декрет «О санитарных органах Республики» предусматривал не только дальнейшее развитие и укрепление санитарной организации (санитарная охрана воды, воздуха, почвы, пищевых продуктов, общественного питания, жилищ, мест общественного пользования), но и определял меры по предупреждению инфекционных заболеваний и борьбе с ними, по охране здоровья детей и подростков, по санитарному просвещению к физической культуре, санитарной охране труда и санитарной статистике.

В этом декрете окончательно сформулированы права санитарных органов в области предупредительного санитарного надзора. Этим же декретом устанавливались категории санитарных врачей, их права и обязанности, подчеркивалась необходимость развития специализации санитарных врачей, увеличения числа эпидемиологов, жилищно-санитарных врачей и других специалистов.

Санитарным врачам предоставлялось право входа с целью санитарных осмотров во все без исключения общественные и частные помещения, право ставить перед советскими исполнительными органами вопросы о наложении взысканий в административном порядке за нарушение санитарных требований. Они также имели право возбуждать дела в местных народных судах, привлекать виновных к ответственности за нарушение санитарных требований и выступать в качестве официальных обвинителей или экспертов.

В 1921 г., когда уже ощущались первые результаты борьбы с эпидемиями, по инициативе заведующего Московским отделом здравоохранения В. А. Обуха (1870—1934) был выдвинут лозунг «От борьбы с эпидемиями к оздоровлению труда». Под «оздоровлением труда» понималось тогда не только улучшение условий самого производства, но и изменение быта трудящихся: совершенствование и оздоровление жилищных условий, увеличение заработной платы, рациональное распределение времени труда и отдыха, улучшение питания и т. п. Именно в те годы были разработаны основные теоретические положения диспансеризации; созданы новые виды лечебно-профилактических учреждений — специализированные диспансеры (туберкулезные, психо-неврологические, наркологические, венерологические), ночные и. .дневные санатории, профилактории, диетические столовые; введено диспанерное обслуживание рабочих крупных промышленных предприятий; начато диспансерное набюдение матери и ребенка. На базе диспансеров стали проводиться научные исследования по изучению здоровья трудящихся.

Изменение задач в области профилактики привело к укреплению санитарно-эпидемиологической службы страны. В 1935 г. была создана Всесоюзная Государственная санитарная инспекция. В чрезвычайно короткий срок в стране были ликвидированы особо опасные инфекции: холера (1923), оспа и чума (1936). Повсеместно расширялась сеть санитарно-эпидемиологических станций— кордон эпидемиологического благополучия. Эта система исторически оправдала себя: в стране не было массовых эпидемий не только в годы мирного развития, но и во время Великой Отечественной войны (1941 1945)—небывалый факт в истории войн.

В послевоенный период были ликвидированы тифы (брюшной, сыпной возвратный), значительно снизилась заболеваемость желудочно-кишечным: инфекциями и трахомой. К I960 г практически была ликвидирована малярия. Структура заболеваемости существенно изменилась: инфекционные болезни отступили и на первый план вышли сердечно-сосудистые и злокачественные заболевания. В этих условиях вновь был выдвинут вопрос о необходимости широкой диспансеризации населения.

Такова краткая история становления в СССР профилактического направления здравоохранения — принцип; организации медицинского дела, который принят сегодня в той или иной степени во всех странах мира. В каждой конкретной стране успехи его peaлизации определяются: социально-экономяческим развитием общества, уровнем развития науки и совершенством системы организационных мероприятий.

Участие населения в здравоохранении— принцип здравоохранения, зародившийся в сложнейших условиям первых лет советской власти, когда борьба с эпидемиями, болезнями и голодом велась при острой нехватке медицинских кадров. В те годы значительная часть врачей не разделяла революционных идей. Многие из них эмигрировали за границу, другие заняли выжидательную позицию. Много медицинских работников погибло на фронтах во время военных действий или в тылу от голода и болезней. Многие гибли в борьбе с эпидемиями. «Быть может, после военного фронта никакая другая работа не давала столько жертв, как ваша»,— говорил В. И. Ленин, обращаясь к делегатам II Всероссийского съезда работников медико-санитарного труда (1920).

Как уже отмечалось, в те годы задача сохранения жизни и здоровья трудящихся была провозглашена в числе важнейших в государственной политике страны, однако в условиях тотального дефицита медицинских кадров ее можно было осуществить, только привлекая к медико-санитарной работе широкие массы трудящихся (рабочих, крестьян, интеллигенцию).

После гражданской войны появились новые, порожденные временем формы медико-санитарной работы: комиссии по оздоровлению труда и.быта; санитарные суды; массовые инсценировки и спортивные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни и чистоту; выпуск специальных плакатов и окон Российского телеграфного агентства (окна РОСТа), в оформлении которых принимал участие и поэт В. В. Маяковский, сочинявший специально для них краткие, легко запоминающиеся стихи о здоровом образе жизни.

Одновременно разворачивалась работа по подготовке квалифицированных кадров врачей в медицинских вузах, число которых постоянно увеличивалось. К 1922 г. в дополнение к уже существовавшим 13 медицинским факультетам было открыто 16 новых.

Развитие высшего и среднего медицинского образования в нашей стране, подготовка достаточного количества профессиональных медицинских работников возвращали медицину в русло профессионализма, и со временем актуальность этого принципа, столь важного для первых лет советской власти, постепенно снижалась. В наши дни санитарное просвещение и санитарная культура становятся неотъемлемой составной частью общей системы воспитания и национальной культуры в целом.

Единство медицинской науки и практики здравоохранения -— принцип здравоохранения, непосредственно связанный с его государственным характером.

В период гражданской войны и интервенции российская наука развивалась в чрезвычайно сложных условиях.

«Наша блокада,— писал Герберт Уэллс в 1920 г., — отрезала русских ученых от иностранной научной литературы. У них нет новой аппаратуры, не хватает писчей бумаги, лаборатории не отапливаются. Удивительно, что они вообще что-то делают. И все же они успешно работают: Павлов проводит поразительные по своему размаху и виртуозности исследования высшей нервной деятельности животных; Манухин, говорят, разработал эффективный метод лечения туберкулеза, даже в последней стадии. . Все они страстно желают получить научную литературу; знания им дороже хлеба».

Многие выдающиеся ученые России Н. Бурденко, Н. Ф. Гамалея, В. М. Бехтерев, Д. К. Заболотный, А. А. Кисель, М. П. Кончаловский, Т. П. Краснобаев, В. М. Левицкий, Е. Н; Павловский, С. И. Спасокукоцкий, А. Н. Сысин, Л. А. Тарасевич и другие с первых лет советской власти приняли участие в восстановлении и развитии отечественной науки.

В августе 1918 г. при Народном комиссариате здравоохранения РСФСР был создан Ученый медицинский совет (председатель — Л. А, Тарасевич), в состав которого вошли представители различных отраслей медицины. В круг его задач входила разработка направлений научной, научно-практической и учебной деятельности в области медицины и санитарии. Ученый медицинский совет сплотил вокруг себя сотни ученых, которые приняли участие в реализации государственных программ по наиболее актуальным для того времени проблемам практического здравоохранения.

В 1920 г. по инициативе Наркомздрава РСФСР был создан Государственный институт народного здравоохранения (ГИНЗ). В его состав вошли восемь научно-исследовательских институтов: Институт контроля вакцин и сывороток (директор —Л. А. Тарасевич), Санитарно-гигиенический институт (директор—П. Н. Диатроптов), Тропический институт, или институт протозойных болезней и химиотерапии (директор —Е. И. Марциновский), Микробиологический институт (директор— В. А. Барыкин); а позднее — институты: питания (директор — Н. М. Шатерников), биохимии -(директор — А. Н. Бах), туберкулезный (директор В. А. Воробьев) и экспериментальной биологии. В 30-е годы входившие в ГИНЗ институты стали самостоятельными научными учреждениями.

За первые 10 лет советской власти в стране было организовано 40 научно-исследовательских институтов. Среди них: Институт микробиологии и эпидемиологии в Саратове (1918), Бактериологический институт в Тифлисе (1918), Институт инфекционных болезней им. И. И. Мечникова (1919), Государственный венерологический институт (1921), Институт охраны материнства и младенчества (1922), Институт профессиональных заболеваний (1923), Институт переливания крови (1926), Институт мозга (1927) в Москве и др.

Понятно, что в условиях тех лет принцип единства медицинской науки и практики здравоохранения наиболее ярко проявился в борьбе с эпидемиями и массовыми заболеваниями. Научные разработки исследовательских институтов использовались в практике здравоохранения. И наоборот, успешная борьба с эпидемиями позволяла проверять на практике и закреплять научные выводы, выдвигать новые научные задачи.

В те годы был окончательно установлен механизм передачи сыпного тифа и разработаны способы его предупреждения. (Л. В. Громашевский), достигнуты крупные успехи в борьбе с чумой (Д. К. Заболотный), получены и внедрены в практику вакцины против чумы (Н. Н. Жуков-Вережников, М. П. Покровская) и бруцеллеза (П. Ф. Здродовский), создана живая вакцина против полиомиелита, что позволило полностью ликвидировать это заболевание (А. А. Смородинцев, М. П. Чумаков), разработан и осуществлен комплекс мер по ликвидации малярии, создано учение о природной очаговости трансмиссивных болезней, таких как чума, туляремия, бруцеллез, клещевой возвратный тиф, риккетсиозы, энцефалиты (Е. Н. Павловский). Научные паразитологические экспедиции под руководством Е. Н. Павловского исколесили всю страну и по приглашению правительств других стран продолжили исследования в Иране, Афганистане, Индии.

Таким образом, несмотря на экономические трудности первых лет советской власти государство находило силы и средства для развития приоритетных научных направлений, жизненно важных для всей страны.

Таковы основные итоги процесса становления здравоохранения и медицинской науки в СССР в первые годы советской власти.

Сразу после проведения переворота 24-25 октября 1917 года Большевики принялись принимать новые, советские, законы - назывались они «Декреты». Первые советские декреты интересны для изучения, поскольку они показывают как молодая власть шаг за шагом пыталась сформировать новое государство. Изучим декреты первых 4-х дней власти Советов (26-29 октября).

Это декреты, которые принимались с 26 по 29 октября. Даже из названий видно, что они преследовали 2 цели: формирование структуры власти и получение признания у народа, введением популярных мер, темы которых часто поднимались в обществе. Теперь рассмотрим основные пункты каждого Декрета, чтобы достоверно понимать, что происходило в СССР в первые дни после октябрьской революции.

Мир без аннексии и контрибуции

Первый декрет советской власти это декрет о мире, принятый 26 октября 1917 года. Этот документ часто хвалится историками, но тут нужно понимать ряд нюансов:

  1. Мирный договор советская сторона ни с кем не подписывала.
  2. Это был выход из войны в одностороннем порядке

В декрете говорилось, что советское государство призывает всех к заключению мира без аннексий (захвата чужой территории) и контрибуций (материальные или денежные выплаты). В документе много говорится о демократии, пролетариате, мировой революции и прочем. Но суть - большевики в одностороннем порядке вышли из Первой мировой войны. Идет война, войска на линии фронта и тут одна из сторон просто говорит: «А мы больше не воюем». У немцев был шок. Они со своим «орднунгом» этого понять не могли.

Ленин на плакате с призывом о мире

Декрет советской власти «О мире» практических значений не имел. Советская страна загнала себя этим решением в тиски: она воюет и не воюет одновременно. То есть Ленин предоставил другим странам шикарные возможности для маневра. В итоге, Россия формально оказалась в числе стран победительниц в Первой мировой, а реально потеряла существенную территорию, то есть оказалась в числе проигравших

Армейские революционные комитеты

Декрет предписывал 3 вещи:

  1. Во всех армиях создаются революционные комитеты.
  2. Эти комитеты несут ответственность за ситуацию на фронте.
  3. Главнокомандующие армиями обязаны подчиняться комитету.

Советские историки преподносили это как попытку подчинить армию новому правительству. Но представьте к какому хаосу это привело. Была действующая царская армия, которая ведет боевые сражения, и в которой система управления и субординации выстроена. Приходят Большевики и создают Армейские революционные комитеты, войти в которые могут только солдаты. Этим солдатам обязаны подчиняться генералы. Эти солдаты утверждают или отвергают любые решения армейских штабов. Солдаты могут не отдавать воинское приветствие старшему по званию, имеют право не выполнять приказы. В общем армия разложилась.

Вся земля народу

Если первые декреты советской власти касались военной темы, то 28 октября начали решаться «гражданские» вопросы. Главнейшая проблема любой аграрной страны - земля. Поэтому третий Декрет назывался «О земле». Его основные детали:

  • Вся земля конфискуется в пользу государства. Также конфискуются поместья, усадьбы, церковные и монастырские земли. Все имущество требуется переписать и передать в собственность революционному правительству. Порча любого имущества каралась расстрелом.
  • Конфискации не подлежали земли простых крестьян и казаков.
  • Все земельные вопросы решаются в соответствии с Крестьянским наказом о земле.

Декрет «О земле» также принимал Крестьянский наказ о земле (КНЗ). Суть этого документа: вся земля, природные богатства, хозяйства, скотоводческие и конные заводы, инвентарь и так далее - все передавалось в собственность государству либо общины (что было тем же государством). КНЗ отменял понятие частной собственности на землю и запрещал наемный труд. Вся земля делилась в равных мерах между трудящимися на ней.

Право на землю по Декрету получили все трудоспособные граждане без различий по половому признаку. Земельные наделы периодически требуется делить с увеличением населения. Земля закрепляется за человеком пока тот в состоянии ее обрабатывать. После - земельный участок изымается, а нетрудоспособный человек получает пенсию.

Историческая справка

Собрание по земле в селе 1917 год

Что все это означает? Внешне - все очень красиво: земля народу. По факту принципы деления земли не прописывались. Но куда важнее - земля периодически делилась. Смысла развивать хозяйство не было - в любой момент мог прийти Председатель и попросить отдать кусок земли для «нового» претендента. Поэтому важно четко понять - земельный вопрос большевики не решили. Решать этот вопрос придется в первых пятилетках, загоняя людей в колхозы.

Утверждение СНК (Совета Народных Комиссаров)

Для управления страной создавался СНК. Декрет устанавливал, что этот орган обладает всей полнотой власти и подчиняется только Всероссийскому съезду Советов.

Состав совета народных комиссаров утверждался 28 октября 1917 года:

  • Председатель - Ленин В.И.
  • По делам армии и флота - Дыбенко Ф.М., Антонов А.А., Крыленко Н.В.
  • Народное просвещение - Луначарский А.В.
  • Торговля и промышленность - Ногин В.П.
  • По делам иностранным - Бронштейн Л.Д. (Троцкий)
  • Продовольствие - Теодорович И.А.
  • Юстиция - Ломов Г.И.
  • По делам национальностей - Джугашвили И.В. (Сталин)
  • Почта и телеграф - Глебов Н.П.
  • По делам железнодорожным - временно вакантный пост

Независимость городов в продовольственном деле

Директива «О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле» полностью подорвала остатки предпринимательства и создало социально опасную обстановку в городах. Ниже перечислены основные пункты этого Декрета:

  • Все продовольственные грузы конфискуются в пользу городского самоуправления. Посылки, проезжающие через город, помощь Красного Креста и других организаций - все конфисковывалось.
  • Город вправе устраивать трудовую повинность для учащихся старших классов школы и для студентов.
  • Руководство города имеет право взять под контроль любое предприятие. Представители города могли прийти в любую частную лавку, сказать что теперь она служит интересам города, город начинает набирать штат этой лавки, формировать ценовую политику и так далее. Подчинять города могли себе от лавки до целых промышленных комплексов.
  • Определяется право равного получения пищи всеми жителями городов.
  • Городское самоуправление вправе конфисковать любое помещение под надобности продовольственного дела.

Фактически городское самоуправление получило безграничную власть. Под прикрытием «продовольственного дела» можно было делать все что угодно.

Отмена смертной казни

Декрет «Об отмене смертной казни» был принят 28 октября 1917. Здесь нужно сразу сделать поправку - Советская Россия отменила смертную казнь лишь на фронтах. Сам декрет состоял из двух положений:

  • Смертная казнь на фронтах запрещена.
  • Все солдаты и офицеры, находящиеся под арестом, немедленно освобождаются.

считать это правильным шагом или нет - каждый решает сам. Напомню только, что смертная казнь на фронтах была введена Керенским.

О СМИ

Первые декреты советской власти охватывали все основные сферы жизнедеятельности государства. В Декрете «о печати» отмечалось, что установление контроля, в том числе и в виде закрытия отдельных СМИ, это вынужденная мера после октябрьского переворота в целях борьбы с контрреволюцией. Немедленному закрытию подлежали любые печатные издания, которые:

  • прямо или косвенно призывают к сопротивлению новому Правительству.
  • извращают факты и занимаются клеветой
  • призывают к преступной деятельности

Запрет и закрытие прессы возможно было только после решения СНК.

Другими словами - любое инакомыслие пресекалось. Оставались только советские газеты. Помните, диалог из Собачьего сердца «И не читайте советских газет перед обедом» «Так других же нет» «Вот никаких и не читайте».

8-ми часовой рабочий день

Когда мы говорим про первые декреты большевиков и советской власти, то все решения чередовались: политический и социальный характер. Декрет «О восьмичасовом рабочем дне» носил исключительно социальный характер. Фактически это был трудовой кодекс новой страны. Поэтому документ получился обширным. Нет смысла приводить его полностью (в архивах это может сделать каждый), возьмем только основные моменты:

  • Рабочее время ограничено 8 часов в сутки и 48 часов в неделю. То есть 6 дней из 7 были рабочими.
  • Рабочим должно предоставляться время для обеденного перерыва (не больше 1 часа) и выходные в праздничные дни.
  • Наем на работу лиц моложе 14 лет запрещается. При найме на работу лиц моложе 18 лет - продолжительность рабочего дня устанавливается 6 часов.
  • официальные выходные дни: 1 и 6 января, 27 февраля, 25 марта, 1 мая, 15 августа, 14 сентября, 25 и 26 декабря.
  • По решению трудящихся все правила могут быть изменены для каждого предприятия в отдельности.
  • За нарушение закона - до 1 года тюрьмы.

В целом Декрет установил четкие правила для рынка труда, но реально все еще менялось. Этот Декрет был временным решением.

Первые дни после революции

* - статья составлена по материалам Государственного архива России и по фактическим текстам первых Декретов, которые были утверждены большевиками.

Декрет (лат.decretum постановление от decernere — постановить) – правовой акт, постановление органа власти или должностного лица.

1917 год.

Декрет о мире, 26 октября (8 ноября), принят на II съезде Советов: предлагал всем воюющим странам всеобщий демократический мир, то есть мир без аннексий (передача побежденными части сво­ей территории победителям) и контрибуций (денежные выплаты побежденных победителям).

Декрет о земле , 26 октября (8 ноября), принят на II съезде Советов: отменял всякую собствен­ность на землю, объявлял конфискацию помещичьих земель, национализацию земли, уравнительное распределение земли «по едокам» (на основе эсеровского Крестьянского наказа или «Наказа 242-х»), передавал земли в распоряжение местных Советов и в вечное бесплатное пользование крестьянству.

Декрет о власти, об образовании Рабочего и Крестьянского правительства (Совнаркома) 26 октября (8 ноября), принят на II съезде Советов; СНК, Совет Народных Комиссаров - это правительство, были переименованы министерства в народные комиссариаты.

Декрет о печати, 27 октября (9 ноября).

Декрет о введении восьмичасового рабочего дня, 29 октября (11 ноября).

«Декларация прав народов России», 2 ноября 1917 г. провозгласила основы советской национальной политики: равенство и суверенитет народов России; право наций на самоопределение (вплоть до полно­го отделения и образования самостоятельного государства; отмена всех национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.)

Декрет об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев, 8 (21) ноября.

Декрет об учреждении государственной комиссии по просвещению, 8 (22) ноября.

Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов, 11 (24) ноября.

Декрет о суде, 22 ноября (5 декабря).

Декреты о признании независимости Финляндии (18 (31) декабрь 1917 г.); «Турецкой Армении» (декабрь 1917 г.); Украины (4 декабря 1917 г.); Польши.

Декрет об отмене права частной собственности на городские недвижимости, 23 ноября (6 декабря.)

Декрет о рабочем контроле, 27 ноября 1917 г. - на основе «Положения о рабочем контроле» ВЦИК 14 ноября. Рабочий контроль – это наблюдение с целью проверки и получения опыта управления по­средством прикрепления рабочих к управляющим, бухгалтерам, кладовщикам и т.п.

Декрет об аресте вождей гражданской войны против революции, 28 ноября (11 декабря).

Декрет об учреждении ВСНХ - Высшего совета народного хозяйства, высшего органа регулирования экономики.

Декрет о создании ВЧК (Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем), 7 декабря 1917 г. (во главе с Феликсом Эдмундовичем Дзержинским - «Железным Феликсом»).

Декрет о национализации банков, 14 (27) декабря.

Декрет о расторжении брака, 16 (29) декабря.

Декрет о запрещении сделок с недвижимостью, 16 (29) декабря.

Декрет об уравнении всех военнослужащих, 16 (29) декабря.

Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния, 18 (31) декабря.

Декрет «Об открытии Учредительного собрания», 25 декабря 1917 г.: намечал открытие Учреди­тельного собрания на 5 января 1918 г.

1918 год (январь-февраль)

«Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (3 января 1918 г. принята на заседа­нии ВЦИК, 13-18 января 1918 г. - III съездом Советов): Россия объявлялась Республикой Советов ра­бочих, солдатских и крестьянских депутатов, власть в центре и на местах передавалась Советам, форма государственного устройства - федерация. Этот документ был положен в основу Первой советской Конституции 1918 г., принятой V Всероссийским съездом Советов 4-10 июня 1918 г.

Декрет о роспуске Учредительного собрания, 6 (19) января.

Декрет о комиссиях для несовершеннолетних, 9 (22) января.

Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии 15 (28) января на добро­вольных началах, с мая 1918 г. - Декрет о всеобщей воинской обязанности, декрет «Об образовании Рабоче-Крестьянского Красного Флота», 29 января 1918 г.

Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах, 20 января (2 февраля).

Декрет об аннулировании государственных займов, 21 января (3 февраля.)

Декрет о конфискации акционерных капиталов бывших частных банков, 23 января (5 февраля).

Декрет о национализации торгового флота, 23 января (5 февраля).

Декрет о введении западноевропейского календаря, 24 января (6 февраля).

Декрет о порядке изменения границ губерний, уездов и волостей, 27 января (9 февраля).

«Закон о социализации земли», 27января (9 февраля) 1918 г., принят на основе «Декрета о земле».

Декрет о Революционном трибунале печати, 28 января (10 февраля).

Декрет о суде №2, 15 февраля.

Декрет о третейском суде ,16 февраля.

Декрет «Социалистическое отечество в опасности!» 21 февраля.

Вывод.

Первые декреты советской власти выражали надежды и чаяния трудового народа, но вызывали ожесто­ченное сопротивление собственников средств производства, вылившееся в гражданскую войну 1918 - 1920 гг.

Читайте также: