Облагается ли экологический отпуск налогами рк

Опубликовано: 01.05.2024

Некоторые части нашей республики вследствие применения ядерного оружия и других пагубных климатических влияний были признаны зонами радиационного или экологического бедствия. Гражданам, проживавшим в этих регионах, законодательством предусмотрены различного рода поддержки в социальной и медицинской сферах.

Выплаты проживавшим при Семипалатинском испытательном ядерном полигоне

В течение 40 лет на Семипалатинском ядерном полигоне проводились испытания ядерного оружия, вследствие чего возникло экологическое бедствие – причинен невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей среде, повысилась смертность и рост общей заболеваемости населения. Зонами экологического бедствия признаны вся территория Семипалатинской области, прилегающее к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской области.

Льготы могут получать лица, проживающие на территориях экологического бедствия, проживавших, работавших или проходивших службу (в том числе срочную). Зоны радиационного риска, классификация по видам льгот и по размерам выплат указаны в нижеприведенной таблице.

Зоны радиационного риска

Размер единовременного пособия, проживавшим с 1949-1965 гг.

Размер единовременного пособия, проживавшим с 1966-1990 гг.

Надбавка к пенсии, вышедшим до 1 января 1998 года, населению, ныне проживающему на территориях подвергшихся радиационному воздействию

Дополнительная оплата труда населению, проживающему на территориях, подвергшихся радиационному воздействию

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск населению, ныне проживающему на территориях подвергшихся радиационному воздействию

Льготы и компенсации населению, ныне проживающему на территориях подвергшихся радиационному воздействию

Зона чрезвычайного радиационного риска:

  • Саржалский сельский округ Абайского района Восточно-Казахстанской области.
  • Долонский сельский округ Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области.
  • Населенные пункты Сарапан и Иса упраздненных Жанасемейского района Восточно-Казахстанской области.

5,23 МРП за каждый год проживания

1,05 МРП за каждый год проживания

14 календарных дней

В данный момент проживающие на территориях экологического бедствия имеют право на льготы

  • Женщины имеют право на отпуск по беременности и родам продолжительностью 170 календарных дней (когда обычная продолжительность составляет 126 дней) при нормальных родах, и 184 дня - в случаях осложненных родов или при рождении двух и более детей.
  • Дети до 18 лет имеют право на бесплатное оздоровление в санаторно-оздоровительных учреждениях (по медицинским показаниям).

Зона максимального радиационного риска

  • Абайский, Бескарагайский и упраздненного Жанасемейского района, Акбулакский, Абралинский, Алгабасский, Айнабулакский, Караоленский и Танатский сельские округоа города Семей Восточно-Казахстанской области.
  • Акжарский и Малдарский сельские округа Майского района Павлодарской области.

2,62 МРП за каждый год проживания

1,05 МРП за каждый год проживания

12 календарных дней

Зона повышенного радиационного риска

  • Бородулихинский, Жарминский, Аягузский, Глубоковский, Шемонаихинский, Уланский районы, города Семей Восточно-Казахстанской области.
  • г. Курчатов Восточно-Казахстанской области.
  • г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области.
  • г. Риддер Восточно-Казахстанской области.
  • Каркаралинский район Карагандинской области в пределах территории упраздненного Казыбекбийского района.
  • Майский район Павлодарской области.

1,57 МРП за каждый год проживания

0,79 МРП за каждый год проживания

10 календарных дней

Зона минимального радиационного риска

  • Урджарский, упраздненный Таскескенский, Кокпектинский, Аксуатский, Алтайский, Зайсанский и Тарбагатайский районы Восточно-Казахстанской области.
  • Каркаралинский район Карагандинской области, не включая территорию упраздненного Казыбекбийского района.
  • Аккулинский район Павлодарской области.

1,05 МРП за каждый год проживания

0,52 МРП за каждый год проживания

7 календарных дней

Территория с льготным социально-экономическим статусом с 1949 по 1990 гг.

  • Баянаульский район Павлодарской области.

0,26 МРП за каждый год проживания

5 календарных дней

Дополнительные особенности для граждан, проживавших в установленные периоды в зонах Семипалатинского ядерного полигона

Единовременную денежную компенсацию могут получить лица, проживавшие в периоды радиационного риска, вне зависимости от их нынешнего проживания.При этом,население, ныне проживающее на территориях подвергшихся радиационному воздействию, имеют право на получение дополнительной оплаты труда, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

  • Первоочередная медицинская помощь. Статьей 17 Закона Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» предусмотрено, что оказание медицинской помощи лицам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и проведение их комплексного медицинского обследования осуществляются учреждениями здравоохранения по месту их жительства или работы. Внеочередное специализированное медицинское обслуживание этих лиц осуществляется всеми государственными учреждениями здравоохранения на территории Республики Казахстан.
  • Пенсионное обеспечение. Граждане, проживавшие в зонах чрезвычайного и максимальногорадиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 5 лет, имеют право на назначение пенсионных выплат:
    1. мужчины – по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее двадцати пяти лет;
    2. женщины – по достижении 45 лет при общем стаже работы не менее двадцати лет.
  • Специальное государственное пособие.
  1. Лица, принимавшие непосредственное участие в ядерных испытаниях и учениях в период с 1949 по 1990 годы на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, приравниваются по льготам и гарантиям к участникам ВОВ и имеют право на специальное государственное пособие в размере 6,19 МРП;
  2. Граждане, у которых инвалидность связана с испытанием ядерного оружия приравниваются по льготам и гарантиям к инвалидам ВОВ и имеют право на специальное государственное пособие в размере 7,55 МРП.

Для получения льгот гражданам РК, которые подвергались излучениям (в вышеупомянутый период) и проживавшим в зонах радиационного риска, необходимо предварительно зарегистрироваться и получить удостоверение пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. Для этого в Государственной корпорации «Правительство для граждан, необходимо подать заявление с приложением документов подтверждающих проживание, работу, службу или обучение в районах радиационного бедствия.

Документами, подтверждающими факт и период проживания в соответствующих зонах радиационного риска, наряду с ранее выданным удостоверением и удостоверением, выданным в порядке, установленном вышеназванным постановлением, являются:

  • архивные справки, справки сельских, поселковых (аульных) Советов народных депутатов, жилищно-эксплуатационных управлений, домоуправлений, акимов поселка, аула (села), аульного (сельского) округа, кооперативов собственников квартир;
  • трудовая книжка;
  • диплом об окончании учебного заведения;
  • военный билет;
  • свидетельство о рождении, аттестат о среднем образовании, свидетельство об окончании основной школы.

Выдача удостоверения о праве на льготы гражданам, пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне осуществляется в течение 5 рабочих дней специальной комиссией, созданной при акимате по месту жительства заявителя. В комиссию подается заявление с приложением документов, подтверждающих факт и период проживания в соответствующих зонах радиационного риска.

Экологическое бедствие в Приаралье

Интенсивное опустынивание казахстанской части Приаралья вызвал спад благоприятных условий жизни населения, в частности, повышение роста заболеваемости. По этим причинам некоторые зоны Кызылординской, Актюбинской, Туркестанской и Карагандинской областей были признаны зонами экологического бедствия. В этой связи, населению, проживающему в экологически неблагоприятных районах оказываются следующие меры социальной защиты:

Зоны экологического бедствия

Граждане, относящиеся к пострадавшим в данной зоне экологического бедствия

Коэффициент к пенсии, вышедшим до 1 января 1998 года

Дополнительная оплата труда, степендии

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск

Льготы и компенсации

Зона экологической катастрофы:

  • Аральский и Казалинский районы Кызылординской области
  • Челкарский район Актюбинской области
  • граждане, проживающие или проживавшие не менее 10 лет с 1970 года по настоящее время на территории, получившей в установленном порядке статус зоны экологической катастрофы (включая детей в возрасте до десяти лет);
  • граждане, потерявшие здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием, проживавшие или проживающие в этой зоне, не менее 3 лет.

12 календарных дней + материальная помощь на оздоровление в размере 1 месячного оклада

  • Преимущественное обеспечение местами в домах – интернатах для престарелых и инвалидов.
  • Первоочередное выделение квартир по месту постоянного жительства специалистам, нуждающимся в жилище, проработавшим в зоне экологического бедствия не менее пяти лет.
  • Инвалиды I и II групп по причине экологического бедствия имеют право на первоочередное получение жилья по новому месту жительства, за исключением областных центров, городов республиканского значения и столицы Республики Казахстан

Зона экологического кризиса:

  • Кызылординская область (кроме Аральского и Казалинского районов), город Кызылорда и город Байконыр, включая населенные пункты, входящие в его административно-территориальное подчинение
  • граждане, проживающие или проживавшие не менее 15 лет с 1975 года по настоящее время на территории, получившей в установленном порядке статус зоны экологического кризиса (включая детей в возрасте до 15 лет);
  • граждане, потерявшие здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием, проживавшие или проживающие в этой зоне, не менее 5 лет.

9 календарных дней + материальная помощь на оздоровление в размере 1 месячного оклада

Зона экологического предкризисного состояния:

  • Байганинский, Иргизский, Мугалжарский (в пределах границ населенных пунктов бывшего Мугоджарского района), Темирский районы Актюбинской области.
  • Арысский (в том числе город Арысь), Отрарский, Сузакский, Чардаринский районы и города Туркестан.
  • Улытауский район (в пределах границ населенных пунктов бывшего Жездинского района Жезказганской области) Карагандинской области
  • граждане, проживающие или проживавшие не менее 20 лет с 1975 года по настоящее время на территории, получившей в установленном порядке статус зоны экологического предкризисного состояния (включая детей и подростков в возрасте до 18 лет);
  • граждане, потерявшие здоровье от заболевания, имеющего причинную связь с экологическим бедствием, проживавшие или проживающие в этой зоне, не менее 7 лет.

7 календарных дней + материальная помощь на оздоровление в размере 1 месячного оклада

Просим Вас дать разъяснение по поводу обложения компенсации за неиспользованный экологический отпуск при увольнении. Согласно п. 1 пп 13 ст. 341 Налогового Кодекса РК, выплаты в соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» исключаются из доходов физического лица, подлежащих налогообложению.

Таким образом, просим вас разъяснить, следует ли компенсацию за неиспользованный экологический отпуск при увольнении облагать налогами и социальными платежами?

Ответ:

В соответствии с подпунктом 13) статьи 1 Трудового кодекса РК (далее – Трудовой кодекс) отпуск - освобождение работника от работы на определенный период для обеспечения ежегодного отдыха работника или социальных целей с сохранением за ним места работы (должности) и в случаях, установленных Трудовым кодексом, средней заработной платы.

Согласно подпункта 69) статьи 1 Трудового кодекса компенсационные выплаты - денежные выплаты, связанные с особым режимом работы и условиями труда, потерей работы, возмещением работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных законами РК обязанностей, а также выплаты, связанные с профессиональной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников или иных лиц, не состоящих в трудовых отношениях.

Пунктом 2 статьи 95 Трудового кодекса установлено, что неиспользованная в связи с отзывом часть оплачиваемого ежегодного трудового отпуска по соглашению сторон трудового договора предоставляется в течение текущего рабочего года или в следующем рабочем году в любое время либо присоединяется к оплачиваемому ежегодному трудовому отпуску за следующий рабочий год.

Согласно пункту 3 статьи 95 Трудового кодекса при отзыве работника из оплачиваемого ежегодного трудового отпуска вместо предоставления неиспользованной части отпуска в другое время по соглашению между работником и работодателем работнику производится компенсационная выплата за дни неиспользованной части оплачиваемого ежегодного трудового отпуска.

В соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 115 Трудового кодекса удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности перед организацией, в которой он работает, могут производиться на основании акта работодателя с письменным уведомлением работника в случаях перенесения или отзыва работника из ежегодного оплачиваемого трудового отпуска, за исключением пункта 3 статьи 95 Трудового кодекса.

В соответствии с подпунктом 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), действующим в редакции, изложенной статьей 33 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (далее – Закон о введении), из доходов физического лица, подлежащих налогообложению, исключаются выплаты в соответствии с законами Республики Казахстан « О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье » и « О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне » (далее - законы о социальной защите граждан).

Положения данного подпункта применяются при представлении физическим лицом:

  1. заявления с указанием размера корректировки дохода в пределах, установленных законами Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне»;
  2. копий подтверждающих документов.

На основании изложенного, учитывая позицию Министерства труда и социальной защиты населения РК от 4.07.2018 года №03-1-24/14000, поскольку законами о социальной защите граждан не предусмотрены выплаты в виде компенсаций за дни неиспользованной части оплачиваемого дополнительного ежегодного отпуска, соответственно, данные выплаты подлежат обложению индивидуальным подоходным налогом и социальным налогом.

Работникам производятся экологические доплаты в соответствии с законами РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне».

Какие налоги и социальные платежи исчисляются с экологических доплат работникам в 2021 году?

Указанное положение применяется при представлении физическим лицом:

  • заявления для применения корректировки дохода в пределах, установленных законами Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне»;
  • копий подтверждающих документов.

В соответствии с нормами ст. 484 Налогового кодекса из объекта налогообложения социальным налогом исключаются доходы, установленные в п. 1 ст. 341 Налогового Кодекса.

В соответствии с нормами п. 6 «Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд и взысканий по ним», утвержденных Постановлением Правительства РК от 18 октября 2013 года № 1116 обязательные пенсионные взносы в ЕНПФ не удерживаются с выплат и доходов:

  • указанных в п. 2 ст. 319 Налогового кодекса, за исключением лиц, указанных в абзаце девятом пп. 31) п. 2 ст. 319 Налогового Кодекса;
  • указанных в ст. 329, п. 1 ст. 330 Налогового кодекса;
  • полученных в натуральной форме или виде материальной выгоды инвалидами и иными лицами, указанными в пп. 2) п. 1 ст. 346 Налогового кодекса.

В соответствии с нормами п. 6 ст. 15 Закона РК от 26 декабря 2019 года № 286-VI «Об обязательном социальном страховании» социальные отчисления в фонд не уплачиваются с доходов установленных п. 1 ст. 341 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в пп. 9), 10), 12), 14), абзаце шестом пп. 17), пп. 21) и 50) п. 1 ст. 341 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

Отчисления и взносы на ОСМС

В соответствии с нормами п. 6 ст. 15 Закона РК отчисления и (или) взносы в фонд не удерживаются со следующих выплат и доходов, указанных в п. 1 ст. 341 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в пп. 10), 12) и 13) п. 1 ст. 341 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

Таким образом, экологические доплаты работникам в соответствии с законами РК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» и «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» в 2021 году облагаются ОПВ, отчислениями и взносами на ОСМС.

  • Какими налогами облагаются экологические выплаты?
  • Производится ли корректировка дохода при исчислении налогов по экологическим выплатам?
  • Подлежит ли налогообложению возвратная финансовая помощь работнику?






Есть вопросы?

Получите профессиональную консультацию

Центральный дом бухгалтера (ЦДБ) – компания № 1 на финансовом рынке Казахстана в сфере производства и оказания услуг для бухгалтеров и индивидуальных предпринимателей.

Активно развивающаяся компания ЦДБ - занимает лидирующие позиции в сфере обучения и информационного сопровождения бухгалтеров с 2000 года.

Наша команда обладает большим практическим опытом и постоянно повышает и совершенствует свою эффективность.

Мы реализуем комплексный подход к развитию бизнеса, обеспечиваем максимальное качество и удобство при оказании бухгалтерских услуг своим клиентам.

Центральный дом бухгалтера предлагает обучение, консультации, печатные и электронные издания, информационную систему для бухгалтера!

Довольный клиент – это кредо ЦДБ! К каждому клиенту индивидуальный подход и особая забота!

КАК РАССЧИТЫВАЕТСЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОТПУСК И КАКИМИ НАЛОГАМИ ОН ОБЛАГАЕТСЯ?

Как рассчитать экологические отпускные за период с 26.12.2014г. по 25.06.2015г. в кол-ве 5 календарных дней с 29.05.2015г. по 02.06.2015г. - 3 раб.дня. Сумма экологических выплат составляет с 26.12.14г. по 31.05.15г. - 14 819,99тг. Принят на работу 26.12.2014г. Какими налогами облагаются?

Законодательная база

В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Трудового кодекса РК работникам предоставляются следующие виды отпусков:

1) оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска;

2) социальные отпуска.

В соответствии с подпунктом 2-1 статьи 100 Трудового кодекса РК к оплачиваемым ежегодным трудовым отпускам относятся:

1) основной оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск;

2) дополнительный оплачиваемый ежегодный трудовой отпуск.

В соответствии со статей 102 Трудового кодекса РК дополнительные оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска предоставляются:

1) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и (или) опасными условиями труда , продолжительностью не менее шести календарных дней;

2) инвалидам первой и второй групп продолжительностью не менее пятнадцати календарных дней.

Иным категориям работников предоставление дополнительного ежегодного отпуска и его минимальная продолжительность могут устанавливаться законами Республики Казахстан .

Положение о предоставлении дополнительного оплачиваемого ежегодного отпуска и его минимальная продолжительность для граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия или ядерных испытаний на испытательном ядерном полигоне установлено в следующих законах:

- Закон Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года № 1787-XII

О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на

Семипалатинском испытательном ядерном полигоне

- Закон Республики Казахстан от 30 июня 1992 года № 1468-XII

О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье.

Порядок расчета оплаты за отпуск (как основной, так и дополнительный) регламентируется Едиными правилами исчисления средней заработной платы (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1394 от 29.12.2007 г.

В соответствии с пп.12) п.1 ст. 156 Налогового кодекса РК выплаты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия или ядерных испытаний на испытательном ядерном полигоне исключаются из доходов физического лица, подлежащих налогообложению индивидуальным подоходным налогом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 357 Налогового кодекса РК вышеуказанные выплаты не являются объектом обложения социальным доходом.

В соответствии с пп.2) п.6 Правил и сроков исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1116 от 18.10.2013 г., обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд не удерживаются с выплат и доходов, указанных в пункте 1 статьи 156 Налогового кодекса, за исключением установленных подпунктами 10), 13), 26), 26-1) пункта 1 статьи 156 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления и перечисления социальных отчислений, утвержденных Постановлением Правительства Республики Казахстан № 683 от 21.06.2004 г., социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных подпунктами 1), 2), 3), 4), 7), 9), 10), 11), 12), 31) пункта 3 статьи 155 , подпунктами 12), 18), 24), 30), 32) пункта 1 статьи 156 и подпунктами 4), 5), 6) пункта 2 статьи 357 Налогового кодекса.

Разъяснения специалиста, комментарии

Вышеприведенные пункты из «Правил исчисления, удержания (начисления) и перечисления обязательных пенсионных взносов…» и «Правил исчисления и перечисления социальных отчислений» приведены с учетом изменений, внесенных в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 декабря 2014 года № 1310 и введенных в действие с 03.01.15 г. (по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, опубликовано: «Казахстанская правда» от 23 декабря 2014 г. № 249 (27870); САПП Республики Казахстан 2014 г., № 80, ст. 691). До введения в действие данных изменений с экологических выплат удерживались пенсионные взносы и оплачивались социальные отчисления.

Дополнительный экологический отпуск рассчитывается аналогично основному отпуску, то есть путем умножения среднего дневного (часового) заработка на количество рабочих дней (рабочих часов), приходящихся на период отпуска. Средний дневной (часовой) заработок во всех случаях определяется путем деления суммы начисленной заработной платы в расчетном периоде на количество рабочих дней (часов), исходя из баланса рабочего времени, соответственно, при пятидневной или шестидневной рабочей неделе.

Дополнительный экологический отпуск, так же, как и ежемесячные экологические выплаты, не облагаются индивидуальным подоходным налогом, социальным налогом, с данных выплат не удерживаются обязательные пенсионные взносы и не уплачиваются социальные отчисления.

Минфин планирует ввести к 2020 году экологический налог для организаций и ИП. Предполагается, что он заменит экологический сбор или возможность самостоятельной утилизации отходов. С этой целью уже разработан проект федерального закона, вводящего в Налоговый кодекс новую главу 25.5. Бизнес воспринимает инициативу неоднозначно.

Вопрос о новом экологическом налоге поднимался 31 октября 2018 года на Всероссийском налоговом форуме в Торгово-промышленной палате РФ. По мнению Елены Лебединской, директора Департамента доходов Минфина, ведомство уже несколько лет занимаемся проблемой всех неналоговых платежей, в том числе и тех, которые не связаны с экологией. Цель этой работы — «чтобы все было понятно, предсказуемо и не происходило каких-то неожиданных изменений», создание свода платежей и наведение в них порядка.

Минфин пытался охватить все неналоговые платежи рамочным законом, но ничего из этого не получилось, отметила Елена Лебединская. «Не получилось именно потому, что попытка все охватить единым коротким текстом заведомо не очень эффективная, — добавила она. – Потому что платежей очень много, они разные. Есть группа экологических платежей. Есть еще масса других групп неналоговых платежей, и все они вместе не составляют какую-то однородную сущность».

После этого было принято решение о том, чтобы все-таки выделить те платежи, которые наиболее близки к налогу (то есть у них есть база, ставка и другие признаки налога), и эти платежи кодифицировать в Налоговом кодексе, чтобы все условия были понятны и прозрачны.

К настоящему времени разработан законопроект, который определяет налогоплательщиков экологического налога, объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, порядок исчисления и уплаты налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу, а также дает уточнения по налоговой декларации.

Комментарии Минфина об экологическом налоге

В августе Минфин выпустил Разъяснение от 14.08.2018 «По законопроекту об экологическом налоге». В нем ведомство подчеркнуло, что «не вводит никаких дополнительных экологических платежей». Также в связи с появлением экологического налога не будет увеличена налоговая нагрузка. «При замене экологического сбора на экологический налог его ставка никак не меняется. Также сохраняется возможность уменьшить уплату налога на сумму расходов на действия по снижению ущерба для окружающей среды», — уточняет Минфин.

Предполагается, что инициатива будет только способствовать систематизации подходов к регулированию платежей, которые уплачивает бизнес. Она необходима для того, чтобы сделать процесс более прозрачным и удобным для бизнеса.

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что считается объектом налогообложения

Некоторые «типы» негативного воздействия на окружающую среду признаются объектом налогообложения, но есть и такие разновидности, которые объектом налогообложения не являются.

Объект налогообложения Не объект налогообложения
негативное воздействие в результате выброса загрязняющих веществ стационарными источниками негативное воздействие, производимое в рамках осуществления деятельности, финансируемой бюджетами всех уровней
негативное воздействие в результате сброса загрязняющих веществ в водные объекты сточных вод размещение отходов на соответствующих объектах, которые не оказывают негативное воздействие (важно подтвердить это)
образование, хранение, захоронение, накопление, размещение отходов производства и потребления каждого класса опасности накопление отходов для утилизации или обезвреживания в течение 11 месяцев со дня их возникновения

Налоговая база и налоговый период

Налоговая база определяется как масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

Налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно, на основе данных производственного экологического контроля:

  • для каждого стационарного источника, который использовался в налоговый период;
  • в отношении каждого загрязняющего вещества;
  • для каждого класса опасности отходов производства и потребления.

Расчет ставки производится исходя из 1 тонны загрязняющих веществ (отходов).

За налоговый период принимается календарный год. Налог предлагается сделать авансовым.

В проекте закона сохранился весь объем вычетов из налоговой базы в случае, если плательщик реализовал меры по компенсации негативного воздействия на природу (70 % от исчисленной за налоговый период суммы налога). Кроме того, учитываются повышающие коэффициенты к платежам, если нагрузка организаций превышает объемы, установленные регулятором.

Налоговая декларация: сроки и особенности представления

Налоговая декларация по экологическому налогу отправляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика. Представление декларации на бумажном носителе исключается, учитывается только электронный формат и представление документа через оператора электронного документооборота.

Срок — до 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Рассчитывайте плату за негативное воздействие на окружающую среду и экологический сбор с помощью онлайн-сервиса.

Реакция бизнес-сообщества

Выступая на Всероссийском налоговом форуме, директор Департамента доходов Минфина Елена Лебединская отметила, что на последней встрече рабочей группы по неналоговым платежам обсуждалось в том числе и предложение о переходном периоде в 10 лет в части ответственности бизнеса. По ее словам, с этим предложением всем согласились. «Ни у кого нет желания резко увеличивать ответственности и вводить какие-то репрессивные меры».

Также Лебединская уточнила, что оставшиеся неналоговые платежи Минфин разделил на шесть групп, по ним планируется провести детальный анализ на предмет актуальности и методики регулирования.

Реакцию бизнеса на инициативу Минфина нельзя назвать позитивной. В основном все боятся роста налоговой нагрузки, несмотря на обещания ведомства. Уже известно, что ряд некоммерческих ассоциаций, куда входят крупные производители электроники и бытовой техники, шин и упаковки, направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором дали резкую оценку идее о введении экологического налога. Они просят не отменять возможность утилизации отходов самостоятельно, подчеркивая ее эффективность.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: