Объясните что предусматривал и какое значение имел декрет о гражданском устройстве духовенства

Опубликовано: 17.09.2024

История 7 класс Конспекты уроков по Всеобщей истории

К революции во Франции привел целый комплекс причин, прежде всего социально-экономического и частично политического характера. Ключевую роль в возникновении революционных настроений среди французского общества сыграл многолетний глубокий финансовый кризис, который обострился во второй половине 80-х гг. XVIII в. Государственный долг был колоссальным и постоянно увеличивался. Ситуацию усугубляло то, что представители привилегированных сословий – дворянства и духовенства, имея огромные доходы, были освобождены от уплаты налогов. Поэтому все налоговое бремя ложилось на плечи так называемого «третьего сословия», к которому относилась и буржуазия. Недовольство народа обострялось из-за вызванной неурожаем дороговизны хлеба, что привело к бунтам.

Также были и политические причины революции. Развитие капиталистических отношений во Франции привело к тому, что к концу XVIII в. буржуазия начала осознавать себя отдельной силой, которая из-за существующих феодальных порядков была отстранена от власти и не могла защищать свои интересы. Поэтому представители буржуазии всячески стремились принять участие в управлении государством.

Кто и каким образом участвовал в свержении старого порядка?

Наиболее заинтересованным в свержении консервативных феодальных порядков было буржуазное сословие, которое страдало от существующих ограничений. Также движущими силами революции стала городская беднота (т.н. «санкюлоты»), крестьянство, а также некоторая часть дворянства (прежде всего безземельная и малоземельная) и небольшое количество католического духовенства. При этом буржуазия и те, дворяне и церковники, которые примкнули к революции, выступали прежде всего за легальные способы борьбы, используя различные парламентские органы (Генеральные штаты, Национальное собрание, Учредительное собрание и т.п.) для изменения существующего строя, путем принятия новых, более прогрессивных законов. В свою очередь беднейшие сословия (санкюлоты и крестьяне) выступали за вооруженный способ борьбы, используя бунты и восстания для насильственного свержения существующего строя.

Стр. 97. Вопрос к пункту 6.

О каких случаях ограничения имущественных прав Церкви и её влияния в обществе в других странах вы помните?

Прежде всего такие попытки совершались в тех европейских странах, в которых монархи исповедовали приверженность идеям Просвещения. Основная цель в таких случаях – конфискация огромных церковных землевладений в пользу государственной казны и ослабление материального положения церкви. Например, в Англии церковные земли были конфискованы еще в эпоху Реформации – в середине XVI в. В России в 1764 г. императрица Екатерина II провела секуляризацию монастырских вотчин. А в 1782–1785 гг. австрийский император Иосиф II закрыл большинство монастырей и тем самым усилил контроль государства над церковью.

Стр. 99. Вопросы и задания после параграфа

1. В чём заключались причины обострения социальной напряжённости во Франции в 1780-е гг.?

Социальная напряженность во Франции в 1780-х гг. прежде всего была обусловлена финансовым кризисом, который в свою очередь вызван колоссальным государственным долгом. Королевская казна хронически была пуста. В свою очередь такая ситуация приводила к повышению цен на продовольствие (прежде всего на хлеб), что вызывало недовольство широких народных масс и даже вооруженные бунты. Попытки рационально мыслящих королевских советников (например Ж. Неккера) провести налоговые реформы в интересах всего Французского королевства были заблокированы из-за сопротивления дворянства и духовенства, которые категорически отказывались от традиционных привилегий, согласно которым привилегированные сословия не платили налоги в государственную казну. Именно сохранение социального неравенства вместе с экономическим кризисом привели к началу Французской революции.

2. Начните составление таблицы ключевых событий Французской революции конца XVIII в.

Дата Событие, его участники Значение события
5 мая 1789 г. Начало работы Генеральных штатов. Большинство депутатов стали в открытую оппозицию к королевской власти и начали подготовку к выработке Конституции Франции.
20 июня 1789 г. Клятва депутатов Учредительного собрания в зале для игры в мяч. Депутаты продемонстрировали свою решительность в процессе противостояния с королевской властью.
14 июля 1789 г. Взятие крепости-тюрьмы Бастилии восставшими парижанами. Официальное начало Французской революции Начало массовых народных восстаний по всей Франции, что привело к потери королем Людовиком XVI контроля над ситуацией в государстве.
26 августа 1789 г. Принятие Учредительным собранием Франции Декларации прав человека и гражданина. Впервые в истории Франции было совершено законодательное закрепления большинства естественных прав человека.
5-6 октября 1789 г. Поход на Версаль беднейших жителей Парижа (прежде всего женщин). Был совершен переезд высших органов власти и королевской семьи из Версаля в Париж. Король был изолирован от большинства своих сторонников.
Лето 1790 г. Принятие Учредительным собранием Франции декрета о гражданском устройстве духовенства. Католическая церковь во Франции была подчинена государству, лишена большинства своих привилегий и землевладений. Духовенство превращалось в государственных чиновников.

3. Охарактеризуйте основные положения Декларации прав человека и гражданина. Почему историки полагают, что принятие этого документа имело большое значение не только для Франции, но и в международном масштабе?

Декларация прав человека и гражданина – ключевой документ начального периода Французской революции. Ее основной смысл состоял в законодательном закреплении большинства прав человека, соблюдения которых отстаивали многие деятели эпохи Просвещения (т.н. естественные права человека). Прежде всего официально отстаивалось равенство всех людей, что по своей сути было революционно для того времени, поскольку фактически упразднялся главный феодальный пережиток – сословные ограничения. Также в Декларации зафиксированы еще две важные идеи Просвещения – происхождение власти от народа (т.н. народный суверенитет), а не от Бога, как утверждалось ранее, и принцип разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, юридически закреплялся ряд естественных свобод человека: свобода совести, слова и печати, а также неприкосновенность личности и частной собственности, что особенно было на руку набирающей силу буржуазии.

Подводя итоги, следует сказать, что историческое значение Декларации прав человека и гражданина состояло не только в том, что она стала фундаментом для всех последующих Конституций Франций, а в том, что она существенно повлияла на передовые правовые идеи многих европейских государств и стала своеобразным предметом для подражания и наследования.

4. Проведите обсуждение следующих вопросов: что изменилось в положении основных сословий во Франции в первые годы революции? Как воспринимались эти перемены? Выскажите суждения от имени представителей сословий — дворянства, священников, третьего сословия — горожан, крестьян.

Категорически осуждаю революцию, поскольку она разрушила традиционный, веками устоявшийся порядок, нашу дворянскую жизнь. Наши имения разоряют и разрушают крестьяне, которые прониклись этими вредными революционными идеями и в итоге – потеряли страх перед властью и перед своими хозяевами. Мы понесли огромные убытки, беднеем на глазах. И самое страшное – мы теряем власть. Наше влияние и привилегии убивает этот опаснейший принцип всеобщего равенства. К сожалению, некоторые дворяне поддержали революционные нововведения. Таких немного, но они есть. Некоторые искренне поверили в эти идеи, но большинство из них рассчитывают получить с этого личную выгоду. Данные действия категорически осуждаем и считаем, что с революцией нужно покончить в кратчайшие сроки любой ценой.

Мы – служители святой католической церкви столетиями были наместниками Господа на нашей грешней земле, а также были хранителями устоявшихся традиций, культуры, морали и нравственности. А эта революция распространяет различные богомерзкие идеи и разрушает все возможные устои, разрушает королевство и церковь. У нас отобрали исконные привилегии, конфисковали земли, превратили в обычных государственных чиновников, что есть особенно унизительным. А особенно мы протестуем против требования приносить присягу. От лица большинства священнослужителей решительно протестуем против таких условий и выступаем за скорейшее подавление этой революции и восстановления привычного способа жизни.

Мы, горожане, решительно поддерживаем революцию и даже выступаем за ее углубление. Мы выступаем против устаревших порядков и хотим перемен. Глубоких перемен. Хотим изменения традиционного уклада страны. Этого требуют наши интересы. Мы заставили королевскую семью и дворян считаться с нами. Многие из нас уже заседают в Учредительном собрании и влияют на политику страны. Но этого недостаточно. Мы хотим установить новое государственное устройство, основанное на равенстве всех перед законом, несмотря на происхождение. Также мы хотим получить от революции материальные выгоды. Первый шаг уже сделан. Депутаты конфисковали монастырские и церковные земли в пользу государства и устроили распродажу. Однако только немногие из нас смогли позволить себе приобрести их. Поэтому мы решительно выступаем за продолжение и углубление революции.

Мы, крестьяне, также поддерживаем революцию. К сожалению, мы мало что понимаем в революционных идеях, поскольку почти все неграмотны. Однако мы очень хотим перемен. Нас не устраивает привычный способ жизни, не устраивает то, что мы являемся крестьянами только потому, что таковыми были наши родители, деды и прадеды. Многие из нас хотели бы изменить свой способ жизни и место проживания и попробовать себя в других сферах жизни. Те, кто готов остаться в деревне выступает за наделение крестьянства землей, поскольку этого до сих пор не произошло. Поэтому мы также хотим углубления и продолжения революции для реализации собственных интересов.

5. Объясните, что предусматривал и какое значение для французского общества имел Декрет о гражданском устройстве духовенства.

Декрет о гражданском устройстве духовенства, принятый Учредительным собранием в 1790 г., имел огромное значение, поскольку лишал церковнослужителей традиционных феодальных привилегий и фактически ставил под контроль государства. Отменялась зависимость католических священников Франции от папы римского. Все французское духовенство превращалось в чиновников, которые получали из казны заработную плату. Это было особенно важно, поскольку монастырские и церковные земли, которые служили основным источником дохода священнослужителей, конфисковались в пользу государства. Более того, теперь служителей церкви не назначал епископ, а выбирали прихожане. Для того, что бы приступить к своим обязанностям, духовенство в обязательном порядке должно было принять гражданскую присягу, что фактически означало признание церковью новых революционных порядков. Также церковь должна была проводить пропагандистскую работу с широкими народными массами, рассказывая своим прихожанам о законодательных актах Учредительного собрания.

6. Что представляли собой политические клубы, возникшие в первые годы революции? Какую роль в революционных событиях они играли?

Политические клубы представляли собой организации единомышленников, которые имели общие взгляды на вопросы дальнейшего продолжения революции и особенности государственного устройства Франции. Клубы играли роль своеобразного катализатора революционных событий. Обсуждая различные политические новости и проблемы, их участники выдвигали различные мнения и взгляды на будущее страны. Фактически эти клубы были прообразом политических партий, каждая из которых отстаивала собственную программу действий.

7*. Рассмотрите проблему. Революция, начавшаяся в 1789 г., отличалась широким составом участников. Чем можно объяснить то, что уже на первом её этапе началось размежевание течений в революционном лагере? По каким основным вопросам расходились мнения их участников?

Выделение различных течений в революционном лагере прежде всего объяснялось социальным происхождением их представителей и взглядами на дальнейшее развитие революционных событий, прежде всего на государственное устройство Франции. Большая часть буржуазии и принявшие новые порядки дворяне выступали за установление конституционной монархии (по английскому образцу), причем данная трансформация, по их мнению должна была произойти мирным, парламентским способом. В свою очередь меньшая часть буржуазии и беднейшие слои горожан (санкюлоты) выдвигали более радикальные идеи – вооруженное восстание, террор против врагом революции, насильственное свержение существующего строя, и установление республиканской формы правления.

В XVIII-XIX веках статус духовенства существенно изменился в результате административного регулирования со стороны государства и секуляризации земель. Численность духовенства заметно снизилась, но в то же время расширилась степень свободы священнослужителей в частной жизни.

О времени, когда духовенство окончательно оформилось в правовом отношении как одно из привилегированных сословий, рассказывает в семнадцатом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

Священный Синод, будучи фактически лишь одной из коллегий правительства, взял на себя управление церковным строем и сам решал все «кадровые вопросы»: т.е. должен был исследовать достоинство лиц, поставляемых в архиереи. Так же как в Сенате, при должности прокурора стояли фискалы, но в Синоде духовные фискалы назывались инквизиторами, а возглавлял их протоинквизитор. Инквизиторам поручалось тайно наблюдать за правильным и законным течением дел церковной жизни. Правда, это ведомство просуществовало недолго.

Синоду же вменялось в обязанность защищать церковный клир от обид со стороны «светских господ команду имеющих», т.е. он должен был стоять на защите прав духовного сословия, в том числе и от государства. И, в общем, он эту функцию последовательно исполнял. Далеко не все предложения в этой части одобрялись царствующими особами, но наиболее назревшие и убедительно обоснованные принимались правительством и монархами.

Уже с XVIII века государство предпринимало активные меры по регулированию численности духовенства, в результате которых их доля в составе всего населения России непрерывно снижалась.

В 1722 году были введены первые штаты священнослужителей, которые устанавливали зависимость числа духовных лиц в приходе от численности прихожан и положили начало законодательному оформлению духовенства как сословия. На приход (100-150 дворов) полагалось по одному священнику, дьячку и пономарю; для двухприходских (200-250 дворов) и трёхприходских (300 дворов) церквей число священников увеличивалось соответственно в 2-3 раза, а трёхприходские церкви имели право содержать ещё двух диаконов.

В XIX веке неоднократно производились так называемые разборы духовенства, в ходе которых священно- и церковнослужители, не имевшие места или занимавшие не предусмотренные штатами места, а также провинившиеся в чём-либо, переводились в податные сословия или в качестве рекрутов отправлялись в армию (последний рекрутский набор, касавшийся представителей духовенства, был проведён в 1831 году). Аналогичные меры предпринимались по отношению к детям духовенства.

В 1764 году грянула очередная церковная реформа: Екатерина II провела тотальную секуляризацию церковных и монастырских земель. Все имения Святейшего Синода, а также монастырей, приходов и епархиальных кафедр передавались государственной Коллегии экономии. Все церковные учреждения отстранялись от управления имениями, а также монастырями, приходами и епархиальными кафедрами. Для содержания церковных учреждений (монастырей, приходов и епархиальных кафедр), ранее владевших землёй, Коллегия экономии должна была выделять определённую сумму.

Из существовавших в России на то время 954 монастырей было ликвидировано 418. На свое содержание государство взяло лишь 226 «штатных» монастырей. Оставшиеся 310 монастырей объявлялись выведенными за штат и должны были существовать на добровольные народные пожертвования.

В связи с секуляризацией 1764 года часть дохода от церковных земель была направлена на содержание епархиальных управлений, епископов и консисторий, что позволило в том же году ликвидировать сборы с приходского духовенства в пользу церковных иерархов.

С 1765 года причты сельских приходских церквей наделялись земельными наделами площадью от 36 га. Приходское духовенство обрабатывало эти земли самостоятельно, реже сдавало в аренду. Тогда же был установлен обязательный минимум (в 1801 году он был удвоен) оплаты приходскому духовенству за исполнение церковных треб. Исповедовать и причащать священник обязывался безвозмездно.

В 1778 году были изданы новые, существенно сокращённые штаты духовенства, появление которых было связано с необходимостью привлечь на службу во вновь создававшиеся (согласно губернской реформе 1775 года) местные государственные учреждения большое число новых чиновников, которые набирались и среди духовенства, а также семинаристов.

В 1784 году имелось 93,7 тысячи штатных мест священно- и церковнослужителей, из них 74,6 тысячи были заняты. В 1798 году указом императора Павла I прихожанам было предписано церковные земли обрабатывать и выплачивать часть доходов на содержание духовенства. Но уже в 1801 году, только вступив на престол, Александр I отменил этот указ.

В начале XIX века было вновь разрешено определение на должности священнослужителей лиц из податных сословий (при недостатке лиц духовного звания). Выход из духовного сословия детей духовенства, не принявших сан, упростили.

Во второй четверти XIX века стало вводиться государственное денежное обеспечение сельского и городского духовенства (в 1900 году денежное содержание от государства получало духовенство около половины всего количества причтов, к 1917 — 81,2%), его размер постепенно повышался. Однако и в начале ХХ века по-прежнему главными источниками существования духовенства являлись платы прихожан за требы, сборы продуктов во время так называемых обходов прихожан, например, на Пасху, Рождество.

К середине XIX века в основном завершилось формирование системы учебных заведений, предназначенных для духовенства. К 1850 году она состояла из 4 духовных академий и 47 духовных семинарий. С 1843 для дочерей духовенства открывались епархиальные училища.

В ходе реформ, осуществлённых императором Александром II, усилилась тенденция нарушения сословной замкнутости духовенства. В 1863 году выпускники духовных семинарий получили право поступать в университеты. И уже в 1878 году бывшие семинаристы составляли 46% всех студентов.

В 1884 году семинаристы получили право поступать в университеты без сдачи экзаменов на аттестат зрелости в гимназиях. В 1864 году детям духовенства было разрешено поступать в гимназии, в 1866 — в военные училища.

В результате земской реформы 1864 года представители духовенства, являвшиеся держателями церковных земель, получили право избирать гласных земств и быть избранными в их состав. Но в 1890 году в ходе контрреформ это положение отменили и ввели назначение депутатов от духовенства в земские собрания епархиальными архиереями.

В 1867 году было отменено наследование должностей духовенства (однако традиция наследования продолжала существовать). Тогда же признали необязательной материальную помощь вновь назначенного священнослужителя своему предшественнику или его семейству. Социальная защита оставшихся за штатом клириков и семейств умерших клириков была возложена на епархиальные власти.

В 1869 дети духовенства перестали причисляться к духовному званию: дети священников получали право возведения в личное дворянство, дети других церковнослужителей — право причисления к сословной группе личных почётных граждан. Им был предоставлен свободный выбор занятий.

Из «духовного звания» исключались лица, не имевшие священнического сана и не состоявшие на церковнослужительских должностях: певчие, церковные сторожа, звонари и др. В 1871 в ряды духовенства был дозволен доступ лицам всех сословий (однако на практике это право использовалось редко). В 1866 году ввели пенсионное обеспечение священников, в 1876 — протодиаконов, в 1880 году — диаконов.

Улучшение материального обеспечения духовенства можно связать с сокращением его численности. Она уменьшилась в результате введения новых штатов 1869 года при Александре II: священников — с 38,8 тысячи до 33 тысячи, диаконов — с 14,3 до 7,6 тысячи. Но при Александре III, с введением штатов 1885 года, численность белого духовенства вновь возросла, в 1898 она составила 102,7 тысячи человек.

В таком, достаточно четко очерченном, правовом положении духовенство России находилось накануне нового века, накануне Первой русской революции и вступления России в эпоху конституционной монархии.

Права и интересы священников и членов их семей были весьма определенно прописаны в законодательстве и надежно защищены государством. В то же время расширилась степень свободы священнослужителей в частной жизни. Духовенство окончательно оформилось в правовом отношении как одно из привилегированных сословий Российской империи.


23 ноября 1917 года на заседании Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих и солдатских депутатов был принят Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов, который на следующий день (24 ноября) был одобрен Советом Народных Коммисаров.

Декрет имел целью упразднить сословия и сословные правовые инструменты — звания, титулы и чины Российской империи на территории Советской России, ввести юридическое равенство всех граждан нового государства.

Система сословий в России сложилась еще при Петре I на основе Табеля о рангах. Сословия начала XX века представляли собой социально-правовые группы, каждая из которых отличалась своим юридическим положением, определенными правами и обязанностями в обществе.

Вплоть до Октябрьской революции в Российской империи существовал институт подданства, который закреплял правовое неравенство подданых, во многих чертах сложившееся в феодальную эпоху Средневековья.

Подданные Российской империи к 1917 году подразделялись на несколько разрядов (сословий) с особым правовым статусом:

  • природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись:
    1. дворяне (потомственные и личные);
    2. духовные лица (делились по вероисповеданиям);
    3. городские обыватели (разбивались на группы: почётные граждане, купцы, мещане и цеховые);
    4. сельские обыватели;
  • инородцы (евреи и восточные народы);
  • финляндские обыватели.

С принадлежностью к той или иной категории подданных имперское законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях. Например, четыре группы природных подданных делились на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почётные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории Российской империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) такими правами не обладали. Принадлежность к сословию передавалась по наследству, переход из одного сословия в другое был достаточно затруднен.

23 ноября 1917 года ЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов принял декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», упразднявший все существовавшие в России сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, а также все гражданские чины. Было установлено одно общее для всего народа страны наименование — гражданин Российской республики (то есть введен институт гражданства). Также этим декретом были упразднены царские ордена и медали.

На следующий день декрет был одобрен Советом Народных Комиссаров, а 25 ноября за подписями В.И. Ленина и Я.М. Свердлова был опубликован и вступил в силу. В декрете устанавливалось, что имущества дворянских сословных учреждений немедленно передаются соответствующим земским самоуправлениям, а имущества купеческих и мещанских обществ немедленно поступают в распоряжение соответствующих городских самоуправлений.

Согласно декрету, все сословные учреждения, делопроизводство и архивы передавались немедленно в ведение соответствующих городских и земских самоуправлений, а все соответствующие статьи действовавших законов отменялись.

Своевременность этого декрета и его согласованность со всей системой законодательных мероприятий Советской власти обусловили то, что его проведение в жизнь не встретило сколько-нибудь серьезных затруднений.

Уничтожив сословия и гражданские чины, советская власть провозгласила намерение положить конец угнетению нерусского населения и осуществить действительное и полное равенство граждан независимо от их национальной и расовой принадлежности.

К концу 1917 года завершилась ликвидация титулов, мундиров и орденов императорской России, просуществовавших более двух столетий. Однако фактический отказ от титулов проходил не сразу, и еще в официальных документах 1918 года можно встретить подписи дореволюционного формата.

Вся средневековая культура основывалась именно на учении церкви. Церковь ещё и постаралась вымыть оттуда всё античное («языческое»).

Вопрос на с.94. Почему стал падать авторитет католической церкви?

Авторитет церкви падал, потому что жизнь менялась и её реалии расходились с учением духовенства. Особенно сильно это было заметно в городах.

Вопрос на с.97. Каковы были взгляды альбигойцев?

Альбигойцы были деистами, то есть считали, что Бог и Дьявол в мире одинаково сильны. По их мнению Бог создал душу, а Дьявол тело, мир со всеми соблазнами и неравенством, в том числе иерархии, включая церковь.

Чтобы жить праведно альбигойцу требовалось очень многое соблюдать, быть в общем — то святым. Потому большинство на такое не решалось. Крестились только те, кто решался так жить. Они назывались катарами («чистыми») и имели огромный авторитет среди других альбигойцев. Большинство предпочитало жить жизнь не с таким количеством лишений.

Вопрос к параграфу №1. В чём состояла роль христианской церкви в средневековом европейском обществе?

Христианская церковь определяла само мировоззрение средневековых людей, которое строилось на христианстве, вернее на том, как христианство трактовалось церковью, ведь кроме духовенства мало кто читал Писание.

Церковь регулировала всю жизнь человека, определяла её распорядок — в праздники нельзя было работать и заставлять работать других, потому церковь определяла, когда веселиться, когда трудиться.

Духовенство заботилось о сиротах, стариках, больных и других беззащитных людях, призывала к тому же самому другие сословия.

Из духовенства происходили многие сановники королей, потому что церковники были людьми часто, хотя и не всегда, грамотными и порой хорошо образованными.

В условиях феодальной раздробленности церковь оставалась единственной единой организацией. Она даже пыталась регулировать правила войн между феодалами, но получалось это плохо.

Церковь пыталась остановить войны между феодалами, но при этом их и поощряла, потому что это делало королей и императора слабее, соответственно папу римского — сильнее.

Вопрос к параграфу №2. Когда и почему произошёл раскол христианской церкви? Каковы были различия между православной и католической церковью?

Разделение церкви на западную и восточную произошло ещё в римские времена. Расколов при этом было несколько, но первые были преодолены (например, Акакианская схизма, которая длилась с 484 по 519 годы). Усилились разногласия во время иконоборческого движения, которое западная церковь не приняла.

Последний по времени раскол произошёл в 1054 году в основном из — за борьбы за власть в христианской церкви константинопольского патриарха и папы римского. К тому же случилось это из — за недоразумения. Со стороны католиков проклинал православных личный посланник к тому времени уже умершего папы, то есть человек, не имевший полномочий. Но православные отнеслись к этому серьёзно и проклял католиков уже полномочный патриарх.

Между церквями были различия в обрядах и тому подобном. Например, в православных церквях только пели, в католических использовали также трубы, которые со временем переросли в орган. Католические священники предпочитали бриться, в то время как православные в основном носили бороды. Но главные отличия касались догм:

— в православном символе веры Святой Дух исходит только от Отца, в католическом — и от Отца, и от Сына;

— православные используют в причастии квасной хлеб, в то время как католики — пресный;

— в католичестве очень важен культ Девы Марии и непорочного зачатия, в православии у него нет такой значимой роли;

— в православии обет безбрачия (обязательства не жениться) дают только монахи, священники имеют семьи, в католичестве целибат (безбрачие) распространяется и на священников.

Вопрос к параграфу №3. Что такое церковная иерархия? Как управлялась католическая церковь?

Иерархия — это когда люди на одних должностях подчинялись людям на должностях более высоких.

Во главе церкви стоял папа римский. Ему подчинялись архиепископы, им — епископы. Епископам подчинялись аббаты, которые управляли общинами монахов, а также приходские священники, помощниками которых были диаконы. Также большую роль играли кардиналы. Им папа доверял ответственные посты, их собрание избирало нового папу после смерти предыдущего. В кардиналы папа назначал лично из любого представителя духовенства, чётких правил не было, хотя чаще всего кардиналами становились архиепископы. С другой стороны чёткой зависимости не было и многие архиепископы не могли похвастаться красным облачением кардинала, а некоторые кардиналы так и не становились архиепископами.

Вопрос к параграфу №4. Расскажите, на какие группы делилось средневековое духовенство. Чем эти группы отличались друг от друга?

Духовенство делилось (и делится) на белое и чёрное. К белому относились приходские священники. Они вели службы в церквях и не могли надеяться пойти выше в иерархии.

Чёрное духовенство — это монахи, которые жили отдельно от всего общества в монастырях. Именно из числа монахов выходили аббаты, соответственно епископы и архиепископы вплоть до самого папы римского.

Вопрос к параграфу №5. Что такое монашеские ордена и для чего они были созданы?

Монашеские ордена — это общины монахов, которые объединялись в собственную иерархию. Они не подчинялись местных церковным властям — только лично папе римскому.

Именно поэтому они помогали подчинить церковь власти папы — служили противовесом местных церковных властей.

Вопрос к параграфу №6. Каковы причины возникновения ересей? Почему многие ереси возникали в городах?

С изменением реалий жизни догмы церкви всё больше с этой самой жизнью расходились. Особенно сильно это было заметно в городах, где власть духовенства и уж тем более дворянства выглядела абсурдно.

Кроме того, среди горожан было больше грамотных людей, которые самостоятельно читали священные книги.

Вопрос к параграфу №7. Какими способами католическая церковь боролась с ересями?

Существовало два пути. Прежде всего, монашеские ордена пытались переубедить еретиков, вели среди них проповеди, а с их лидерами — диспуты (споры).

Вторым способом были наказания от тюремного заключения до сожжения на костре.

Задание к параграфу №1. Используя материалы параграфа, дайте характеристику духовенства как сословия средневекового общества по следующему плану:

I. Объясните, что такое сословие.

II. Опишите условия жизни представителей данного сословия (одежда, пища, жилище).

III. Назовите его основные занятия и орудия труда,

IV. Определите, находилась ли в распоряжении данного сословия какая — либо собственность.

V. Укажите, каково было участие представителей данного сословия в управлении страной.

VI. Сделайте вывод о том, какое место занимало данное сословие в средневековом обществе (какую роль оно играло в хозяйственной, политической или культурной жизни страны).

Сословие — это группа людей, которые определяются в основном по праву рождения, имеют одинаковые, отличные от других сословий права и обязанности.

Духовенство жило по — разному. Высшие иерархи жили как вельможи, приходские священники — почти как крестьяне. Монахи специально ограничивали себя во многом, таким образом служа Господу.

Духовенство должно было, прежде всего, молиться, и этим спасать весь мир. Кроме того, оно наставляло в вере, под этим видом порой вмешиваясь в политическую жизнь.

Церковь в целом было крупнейшим собственником Средних веков. Ей принадлежали самые большие земельные угодья, церкви и монастыри, огромные богатства — как пожертвования, так и десятина, и доходы с земли.

У церкви была собственная иерархия. Насколько эта иерархия влияла на управление страной зависело от того, насколько сильная была центральная власть. В период феодальной раздробленности власть церкви сильно возросла.

Таким образом, духовенство очень многое определяло в жизни средневекового общества. Расцвет его могущества пришёлся на феодальную раздробленность. Но с образованием централизованных государств влияние церкви стало падать, но до конца Средних веков в большинстве стран оставалось значительным.

Задание к параграфу №2 Почему для борьбы с еретиками католическая церковь создала именно нищенствующие монашеские ордена?

Во — первых, монахи в этих орденах давали обед бедности. Считалось, что их сложнее подкупить, потому что им ничего не надо.

Во — вторых таким образом инквизиция оказывалась под контролем лично папы римского, которому подчинялся орден, на неё не влияли местные епископы.

Французская революция заняла исключительное место среди революций Нового времени не только своим социальным размахом и кардинальным переустройством политической системы. В ходе ее было практически сломано старое право. Выработка новых социально-правовых институтов, модернизация самых разных сторон судебно-правовой системы была второй (наряду с созданием основ конституционного строя) важнейшей стороной деятельности революционной власти в целях утверждения гражданской свободы. Законотворческий поток был огромен: Учредительное собрание приняло 2557 законов и декретов. Законодательное собрание – 1172, Конвент – 11 210. Не все эти законы находились в русле единой правовой политики. В год диктатуры и правления якобинцев новое право было деформировано попытками ввести глобальное государственное регулирование хозяйственной жизни, ограничить гражданские свободы, создать утопический социализированный правовой уклад. После термидорианского переворота эти исторические издержки были не без труда, но преодолены. В итоге сформированное в годы революции право составило целостную систему, послужившую основой для всего последующего правового развития Франции. Тогда оно не было детально закреплено и упорядочено. Поэтому заслужило обозначение «промежуточного права» (droit intermediaire). Главной исторической чертой его была теснейшая связь с политическими и социальными реформами, что, конечно же, отрицательно сказывалось на соответствии вводимых правовых институтов реалиям жизни.

Социальное и гражданское законодательство

Революционное законодательство разрушило принципы старого сословного строя и установило, в соответствии с общими положениями конституций, гражданское равенство и отмену привилегий. В связи с законодательством об аграрном переустройстве и ликвидации остатков феодализма было отменено наследственное дворянство (июнь 1790 г.), а затем и все связанные с прежним дворянским званием привилегии. Секуляризации подвергся статус духовенства. Ликвидировалось монашество, уничтожались конгрегации и духовные ордена, упразднялось самостоятельное имущественное обеспечение монастырей (февраль 1790 г.). С началом Республики были приняты декреты о полном упразднении в стране монастырей, изгнании монахов (август 1792 г.). Перемены коснулись и общинного духовенства. Помимо подчинения его государственной власти в политико-идеологическом отношении и требования присяги от священников (не присягнувших новой власти изгоняли, а затем и причисляли к «врагам народа»), были сделаны шаги по приравниванию статуса священнослужителей к рядовым гражданам, священникам были разрешены браки (июль 1793 г.). Провозглашалось гражданское равенство французов и иностранцев на территории страны, упразднялось рабство («Всякое лицо, вступившее на территорию Франции, свободно» – сентябрь 1791 г.). Однако колониальные владения Франции остановили у себя запрещение рабства, несмотря на начавшиеся расовые и народные волнения. Уравнение в гражданских правах коснулось протестантов (сентябрь 1789 г.), а затем и евреев (сентябрь 1791 г.).

Революционное право не без колебаний, но все же закрепило свободу труда и предпринимательства. Это было одним из важнейших требований «третьего сословия» в критике правовой политики «старого режима». Были упразднены гильдии, цехи и корпоративные объединения, а также предусмотрены запретительные меры против любых попыток возрождения подобного и под этим предлогом ограничения свободы найма и предпринимательства (ноябрь 1791 г.). Хотя принятые по этому поводу законы, с другой стороны, стали препятствием появлению профессиональных объединений рабочих для защиты их прав. В стране вводилась свобода торговли, ликвидировались внутренние таможни, внутренние торговые пошлины. Были введены единые для всей страны меры и вес, основанные на весьма прогрессивной для своего времени метрической системе (август 1793 г.). Согласно Сельскому кодексу (28 сентября 1791 г.) свобода предпринимательства была распространена на крестьянство: они могли впредь по собственной воле выбирать культуры для посева, сами определять время сева, порядок обработки земель, убивать дичь. Отменялись какие-либо монополии, экономические привилегии, привилегии торговли с колониями, перевозки путешественников, а также была полностью реформирована старая налоговая система (см. § 61).

В интересах широкого слоя собственников была расширена свобода собственности и сделок. Конституционно был закреплен принцип неотчуждаемости и неприкосновенности собственности. Вводились новые собственнические права, в том числе права на интеллектуальную собственность. Были признаны права изобретателей и установлен порядок выдачи патентов на срок от 5 до 15 лет (декабрь 1790 г.). Гарантировалось правило театральной свободы. Впервые особую защиту получили авторские права, в том числе художников, как «собственность, совершенно отличная от всех других ее видов». Отменялась личная ответственность и личное задержание за долги (март 1793 г.). Упразднялись ограничения на дарения, а также на совершение денежных операций (которые, впрочем, не должны были превышать санкционированного государством ростовщического процента – 5 и 6%).

В семейном праве получили признание гражданский брак и свобода развода. Брак считался «чисто гражданским договором», вводилась государственная регистрация актов гражданского состояния, которая должна происходить свободно, без жестких формальностей (сентябрь 1792 г.). Тогда же был разрешен развод по целому ряду причин, в том числе по взаимному согласию или при ссылке на несоответствие характеров. Сокращалась отцовская власть над детьми, но сохранялись традиционные надзорные полномочия семейных советов.

Аграрное законодательство

Утверждение нового правового уклада в аграрных отношениях составило особую линию в революционном законодательстве. Во-первых, аграрное переустройство удовлетворяло социальный интерес массы населения и главной движущей силы революции – крестьянства. Во-вторых, именно здесь решительнее всего происходило разрушение собственнических отношений «старого режима». Аграрное законодательство революции носило открыто антифеодальный характер .

Начало крушения феодальных отношений было положено августовскими декретами 1789 г. В соответствии с требованиями наказов избирателей и на основе декларации дворянских депутатов от 4 августа 1789 г. Учредительное собрание провозгласило отмену феодального строя в земельных отношениях. Декретом о феодальных правах (15 марта 1790 г.) аннулировались без всякого вознаграждения повинности и обязанности, вытекающие из личной или крепостной зависимости (серважа), а все прочие подлежали обязательному выкупу. Уничтожались сеньориальные привилегии, связанные с пользованием угодьями, а также сеньориальные суды. Некоторая ограниченность в ликвидации феодальных прав была предопределена позицией наказов от «третьего сословия», которую реализовало в тот период Учредительное собрание. В марте 1790 г. конкретные правовые последствия провозглашенной общей отмены были уточнены. Освобождение от разных форм крепостной зависимости и повинностей, связанных с древними феодальными правами (личная барщина, дорожная повинность, право «мертвой руки» и т. п.), коснулось примерно 1/20 всего крестьянского населения. Запрещалась барщина, кроме как в случае отработок за переданную крестьянам в собственность землю. Выкупу также подлежали только феодальные права в случае передачи крестьянам прав собственности на землю. Все отношения между прежними феодальными владельцами и крестьянами (арендаторами, чиншевиками и т. п.) должны были быть переведены в сферу гражданско-имущественных отношений, и возможные повинности – уже вытекать только из обязательственных отношений.

Одновременно постановили продавать крестьянству национальные имущества (главным образом, секуляризированные церковные и королевского домена) на привилегированных условиях с рассрочкой платежа в 15 лет (15 мая 1790 г.). В августе 1792 г. аналогичные меры были предприняты в отношении земель эмигрантов. Позднее продажа стала производиться мелкими участками, что должно было облегчить доступ к имуществам более широкого слоя крестьян.

После установления республики отмена феодализма была довершена. Декретом 25 августа 1792 г. уничтожались остатки феодального режима, упразднялись безусловно все права, как личные, так и имущественные. Вся земельная собственность по определению отныне считалась свободной от каких бы то ни было повинностей, аннулировались все юридические акты, закреплявшие поземельные платежи и повинности, кроме тех, что были связаны с ранее свершившимся отчуждением собственности в другие руки. Другим декретом отменялись ранее сохранявшиеся привилегии бывших сеньоров в пользовании лесами и водными угодьями. Наконец, декретом 17 июля 1793 г. были уточнены юридические принципы упразднения феодальных прав. Параллельно были отменены принципы старого феодального наследственного права, включая наследственные привилегии, майоратные права, сохранение неделимых имуществ и т. д.

Основным субъектом поземельного права в деревне стала община (декрет 10-11 июня 1793 г.). За нею признавались собственнические права. Однако жители коммуны (старше 21г. – и мужчины, и женщины) имели право произвести безвозмездный раздел общих земель с тем, чтобы по истечении 10 лет стать их полноценными собственниками. Из аграрных отношений практически исключались только неимущие, батраки, арендаторы. Крестьянское землевладение приобрело новый правовой вид.

Уголовное законодательство

Разработка новых принципов уголовного права началась с первых недель революционного переворота. В силу той важности, которую идеология революции придавала этой сфере, и тех претензий, которые предъявляло общество к уголовной юстиции «старого режима», преобразование уголовного права и суда представлялось важнейшим путем обеспечения гражданской свободы.

Комитет для реформирования уголовной юстиции Учредительного собрания был создан в сентябре 1789 г. В него вошли 7 видных правоведов (Type, Тарже, Тронше и др.). Главную роль в выработке принципов реформирования уголовной юстиции (последовавшего по декретам 8 октября – 3 ноября 1789 г.) и уголовного затем свода законов о преступлениях и наказаниях сыграл граф М. Л. Лепелетье. Согласно новой концепции уголовного права, общегосударственные законы должны охватить только общие принципы оценки преступлений и наиболее значительные их виды. Остальное было отдано в сферу т. н. исправительной полиции и исправительных наказаний местного уровня. Такие кодексы, связанные с организацией местного самоуправления, были приняты в 1791 г. (Кодекс сельских коммун, кодекс муниципальных и исправительных наказаний). 25 сентября 1791 г. был принят и новый общий уголовный кодекс, ставший первым целостным кодификационным актом революции.

Уголовный кодекс 1791 г. состоял из двух частей: 1) о судебных приговорах, 2) о преступлениях и наказаниях. Первая посвящалась в основном судебному процессу. Во второй характеризовались главные преступления. Такая структура была в значительной степени исторической для Франции.

Все преступления по-новому делились на направленные (А) против публичных интересов и (Б) против частных лиц. Наряду с наиболее опасными традиционными преступлениями против личности и против имущества в кодексе впервые появились новые виды: 1) преступления против внешней безопасности – поддержка иностранных держав, шпионаж, разжигание войны; 2) против внутренней безопасности – заговор и т. п.; 3) против конституции – прежде всего нарушения прав избирательных собраний и т. д.; 4) против законов и авторитета власти; 5) должностные преступления. Система наказаний была либерализирована, выведены из обихода особо жестокие по форме наказания, но в целом оставалась достаточно жесткой. Так, смертная казнь полагалась за 48 конкретных видов преступлений (вместо 115 до Революции). Единственным способом ее осуществления была признана гильотина (с 1792 г.). Всего кодекс предусматривал 8 видов наказаний: смертная казнь, содержание в кандалах, содержание в смирительном доме, стеснение свободы, простое заточение в тюрьме, депортация из страны, уменьшение прав, наложение ошейника; последние два считались бесчестящими и налагались в процессе выставления у позорного столба. В первые годы революции сохранялось клеймение преступника как дополнительное наказание, но декретами 27 сентября – 30 декабря 1791 г. оно было отменено. Санкции были весьма значительны. За большинство видов предумышленных убийств полагалась смертная казнь, за непредумышленные – до 20 лет кандалов. При стечении всех отягчающих обстоятельств наказание за грабеж, например, могло достигать 24 лет заточения. В оценке преступлений сохранялся в значительной степени подход старого права: главное заключалось в обнаружении злого умысла, а не в объективных последствиях деяния (что также было и в традициях школы римского права). Например, в случае кражи никакого значения не имела стоимость похищенного. От ответственности освобождались несовершеннолетние (в возрасте до 16-20 лет): они передавались для наказания родителям либо в исправительный дом.

Кодекс установил своеобразный институт общественной реабилитации после отбытия наказания: восстановить все права свои можно было не ранее 10 лет после истечения срока наказания, при условии двухлетней оседлости, и подтверждалась особым сертификатом от муниципалитета.

В условиях революционной диктатуры и террора кодекс, однако, потерял свое значение для уголовной юстиции. В течение 1793-1794 гг. была принята масса декретов, сформировавших совершенно новые составы преступлений. Наказаниями почти за все новшества полагалась смертная казнь. Преследования распространились на всех, кто выступал за монархию, кто прятал съестные припасы. В ноябре 1791 г. было введено в практику заочное осуждение эмигрантов по обвинению в формировании мятежного сообщества. Принцип объективного вменения распространялся на «враждебных иностранцев», кто не сумел или не успел доказать преданность делу революции и республики. В последний год значительное место в уголовном праве заняли санкции против разного рода «вредителей».

Упорядочение уголовного права было сделано только с восстановлением республиканской конституции. Новый кодекс 1795 г. в основном повторял систематизацию и наказания кодекса 1791 г., но по большей части был посвящен судебному процессу.

Французская революция XVIII в. стала самым знаменательным событием Нового времени. В ходе ее были последовательно сокрушены все главные политические и правовые институты «старого режима», включая преобразование социально-правового уклада. В этом смысле процесс формирования политического и правового строя Нового времени, соответствующего новому социальному порядку, стал бесповоротным.

Французская революция XVIII в. получила благодаря своей политической значительности и особенностям времени общеевропейское, а с тем и всемирное значение. Политические события, конституционные и правовые формы, выработанные, отвергнутые и снова выработанные во внутринациональной борьбе, распространили свое влияние на политическую жизнь, а затем и государственный строй многих европейских народов. Для некоторых стали прямым фактором модернизации государственного и правового уклада. В еще большей степени это относится к влиянию политической и правовой идеологии Революции, корнями связанной с общеевропейской философией Просвещения XVIII в.

Французская революция XVIII в. положила начало конституционализму в современном понимании (как выражению принципов народовластия, демократии, гражданской свободы и правового равенства). Вместе с тем утвердившийся конституционализм благодаря особенностям революционного движения, значительности влияния леворадикальных политических доктрин изначально получил деформированный вид.

В ходе Революции возобладала идея о том, что Конституция правит в государстве, что нет свободы без и вне конституции, как и без разделения властей и гарантий политических прав в законе. Исторически это было не более чем абсолютизацией отдельного правового опыта. Во всяком случае это подвело политическую мысль и государственное строительство к подмене Права непременно писаным Законом. Чисто ситуативный политический итог (что Конституция – как бы основа право-государственной пирамиды) оформился чуть ли не в главный принцип всего реформирования Государства.

Абсолютизация политической воли народа привела к тому, что в ходе конституционных преобразований революции национальный суверенитет был неоднократно подменен парламентским (начало чему положила еще Английская революция XVII в.). Как оказалось, это не только не стало оплотом гражданской свободы, но и привело к ее ущемлению, а затем и формированию неприкрытой диктатуры под лозунгами утопических преобразований. Это было тем большим отказом от ранней идеологии Просвещения, чем явственнее в революционной традиции обозначался отказ от признания конституционного значения за юридической властью. Столь важные для революционного переустройства права гражданина вне этой власти оказались практически бесполезными в рамках чисто конституционного закона.

Читайте также: