Отказ работодателя предоставить отпуск для участия в выборах зарегистрированному кандидату что это

Опубликовано: 16.05.2024

Согласно ст 167 и 170 ТК работодатель обязан предоставить отгул при выполнении работником государственных обязанностей, согласно ст 29 часть 17 ФЗ о Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

Вам нужно работодателю представить протокол назначения вас ЧЛЕНОМ избирательной комиссии, тогда за вами обязаны сохранить рабочее место и предоставить отгул.

На основании ст.29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" за членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы.

Поэтому работодатель должен освободить такого работника с основной работы, пи этом ему должна быть выплачена компенсация.

Участвуя в избирательных процедурах в том или ином качестве, работники выполняют свои общественные обязанности.

А если работник, согласно закону, привлекается к исполнению таких обязанностей в рабочее время, то работодатель обязан освободить его от работы.

Законодательством о выборах прямо предусмотрена обязанность работодателей освободить от работы зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, а также членов избирательных комиссий.

В отношении наблюдателей такая обязанность прямо не установлена.

Если работодатель отказывается вас отпускать, то за это предусмотрена в отношении работодателя административная ответственность, по ст. 5.7 КоАП РФ,

Отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата, избирательного объединения для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума -

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

Таким образом, достаточно руководствоваться ст. 170 ТК РФ.

Работодатель обязан в данные дни освободить работника от должностных обязанностей.

Успехов Вам и Всех благ!

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время, согласно ст.170 ТК РФ.

Так же соответствии со ст.29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Поскольку речь идет об исполнении общественных обязанностей, то в соответствии со ст.170 ТК РФ:

Данное положение также вытекает из ст.29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 23.05.2020) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункт 17:

Кроме того, по поводу дополнительных выплат в связи с исполнением Вами обязанностей члена избирательной комиссии можно посмотреть Постановление ЦИК России от 04.03.2020 N 241/1792-7 (ред. от 04.06.2020) "О размерах и порядке выплаты дополнительной оплаты труда (вознаграждения), а также иных выплат в период подготовки и проведения общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации" (например, здесь: https://sudact.ru/law/postanovlenie-tsik-rossii-ot-04032020-n-2411792-7/).

Порядок формирования и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований (вашей комиссии) предусмотрен статьей 24 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно пункту 17 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, референдума, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

Исходя из изложенного в письме, вами самим была нарушена процедура оформления освобождения от работы: вы не донесли до работодателя информацию о том, на какие цели вам необходим был отпуск; не принесли вы работодателю и представление избирательной комиссии.

То есть формально вы сами способствовали нарушению Ваших гарантий.

В соответствии с пунктом 19 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» член избирательной комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

Однако положение пункта 19 статьи 29 в системе действующего правового регулирования не исключает возможность увольнения по инициативе работодателя лица, исполняющего полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, по такому предусмотренному законом основанию для расторжения трудового договора, как грубое нарушение трудовых обязанностей. Указанное положение следует из выводов, изложенных Конституционным Судом РФ в определении от 16.01.2007 № 160-О-П.

Конституционный суд РФ определил, что положение пункта 19 статьи 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в системе действующего правового регулирования не исключает возможность увольнения по инициативе работодателя лица, исполняющего полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, по такому предусмотренному законом основанию для расторжения трудового договора, как грубое нарушение трудовых обязанностей, в случае если увольнение не является результатом преследования лица за исполнение возложенных на него публично значимых функций.

Статья 5.7. Кодекса об административных правонарушениях РФ, действующая редакция на 2021 год с комментариями

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

Комментарий к статье.

1. Комментируемой статьей предусмотрены два состава административных правонарушений. Их общим объектом являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов (в том числе с участием в них лиц, указанных в данной статье). Родовым объектом обоих административных нарушений являются права указанных лиц в системе избирательных отношений. Непосредственные объекты каждого из правонарушений, судя по диспозиции статьи, это конкретные права:

Названные права гарантированы Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ (п. 1 ст. 41, п. 3 ст. 43, п. 17 ст. 29), другими федеральными и региональными законами о выборах и референдумах. В п. 1 ст. 41 указанного Федерального закона предусмотрено, что администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению (рапорту) зарегистрированного кандидата освободить его от работы (исполнения служебных обязанностей, учебных занятий) в любой день и на любое время в течение этого срока. Также работодатели обязаны предоставить неоплачиваемый отпуск доверенным лицам зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, если они этого требуют (п. 3 ст. 43 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

В соответствии с п. 17 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ члены избирательной комиссии (комиссии референдума), работающие в комиссии не на постоянной (штатной) основе, освобождаются на период подготовки и проведения выборов (референдума) от основной работы. Размер и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются в соответствии с законом организующей выборы (референдумы) комиссией и выплачиваются за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов (референдума).

2. Объективная сторона данных правонарушений выражается в отказах работодателя: в предоставлении отпуска или в ином освобождении от работы указанным лицам. Такие отказы могут выражаться по-разному (по форме и по существу) как в действиях, так и в бездействии.

Отказ может быть выражен ясно и прямо (устно либо путем наложения отрицательной резолюции на заявлении) либо в завуалированной форме (умалчивание с ответом на заявление или намеренное затягивание его рассмотрения либо оформления документов о предоставлении отпуска и т.п.).

Оконченным правонарушение считается с момента фактического совершения действий (бездействия), свидетельствующих об отказе предоставить отпуск, освободить от работы.

3. Субъекты данных правонарушений в статье не указаны. Но, прежде всего, это физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, либо должностные лица, представляющие работодателей, с которыми работник находится в трудовых отношениях.

В соответствии с законом полномочия (права и обязанности) работодателя как юридического лица (организации) в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами, в порядке, установленном ТК РФ, другими законами и иными нормативными правовыми актами, в том числе учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (ч. 6 ст. 20 ТК РФ). Таким органом или уполномоченным лицом работодателя-организации (общества, предприятия, учреждения, объединения независимо от организационно-правовой формы) в трудовых отношениях обычно выступает ее руководитель (директор, начальник, председатель и т.п.), обладающий как должностное лицо правом приема и увольнения работников, предоставления им отпусков и т.п.

4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Дело об административном правонарушении, предусмотренном комментируемой статьей, возбуждается прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ), а рассматривается судом (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Статья 5.8. Нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах порядка и условий проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций, осуществляющих теле- и(или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях

Комментарий к статье 5.8

2 Объективная сторона правонарушения со стороны указанных в комментируемой статье лиц выражается в конкретных действиях (бездействии), повлекших нарушение установленных законодательством норм, регулирующих порядок и условия проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях.

Предоставление эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и печатной площади в периодических печатных изданиях для проведения предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) производится в соответствии с договором, заключенным в письменной форме между организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания и кандидатом, избирательным объединением, представителем инициативной или иной группы участников референдума до предоставления эфирного времени, печатной площади (п. 11 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Расходы на проведение предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов (фондов референдума) в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств фондов других кандидатов или избирательных объединений, запрещается (п. 5 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Политическая партия, выдвинувшая кандидатов (список кандидатов), которые зарегистрированы избирательной комиссией, не позднее чем за 10 дней до дня голосования публикует свою предвыборную программу не менее чем в одном государственном или муниципальном (соответственно уровню выборов) периодическом печатном издании, а также размещает ее в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (п. 10 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения не вправе использовать предоставленное им бесплатное эфирное время, бесплатную печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения (кроме агитации за других кандидатов, выдвинутых этим же избирательным объединением) (п. 2 ст. 50 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы, выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной и иных групп по проведению референдума в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет) не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Запрещается также агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения (п. 1 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать эфирное время на каналах организаций, осуществляющих телевещание, предоставленное им для размещения агитационных материалов, в целях:

Из вышеизложенного следует, что для объективной стороны анализируемого правонарушения характерны действия (а не бездействие) указанных в комментируемой статье лиц. Правонарушение считается оконченным с момента совершения нарушения порядка и условий агитации.

4. Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется главным образом наличием умышленной формы вины. В то же время данное правонарушение может быть совершено и по неосторожности (например, из-за незнания действующих правил и ограничений).

Штраф за нарушение отказа в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается частью 1 статьей 5.7. КОАП РФ, которой предусмотрен как размер штрафа, так и список лиц, которые могут быть привлечены за указанное административное правонарушение.

Вернуть товар можно почти всегда! Главное знать порядок действий и правильно пользоваться законом.

Получите информацию бесплатно от юристов через чат (справа внизу ↘️) либо по этой ссылке.

Размер штрафа

Важно знать!

  • лицо подлежит административной ответственности за нарушение отказа в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме только в случае, если установлена его вина | ст. 1.5 КОАП РФ;
  • при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство | ст. 1.6 КОАП РФ;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения | ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу | ст. 1.7 КОАП РФ;
  • закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет | ст. 1.7 КОАП РФ;
  • юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению | ст. 2.1 КОАП РФ.

Возраст, по достижении которого могут назначить штраф

Штраф за нарушение отказа в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме могут назначить лицу, которое достигло к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет | ст. 2.3 КОАП РФ.

При этом лицо в возрасте от 16 до 18 лет может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних

Исключение ответственности за нарушение законодательства о рекламе

Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения правонарушения находилось в состоянии невменяемости | ст. 2.8 КОАП РФ:

  • то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими;
  • вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам | ст. 2.8 КОАП РФ:

  • для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Малозначительность

Также, лицо может быть освобождено от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности деяния | ст. 2.9 КОАП РФ.
Освободить имеют право:

  • судья;
  • орган;
  • должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении.

что такое Малозначительность

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям | ст. 2.9 КОАП РФ.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

К ним, в частности, относятся следующие административные правонарушения:

  • управление тс в состоянии опьянения | ст. 12.8 КОАП РФ;
  • отказ от прохождения медицинского освидетельствования | ст. 12.26 КОАП РФ.
  • личность;
  • имущественное положение;
  • добровольное устранение последствий;
  • возмещение причиненного ущерба.

Что смягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело при назначении штрафа за нарушение отказа в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме, могут признать смягчающими следующие обстоятельства | ст. 4.2 КОАП РФ:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения;
  • добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
  • оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
  • Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими иные обстоятельства.

Что отягчает ответственность

Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут признать следующие обстоятельства отягчающими | ст. 4.3 КОАП РФ:

Прошли выборы Президента РФ. В каких-то регионах, таких, например, как Москва, они совпали еще и с выборами депутатов муниципальных собраний. Возможно, кто-то из ваших сотрудников был занят в работе избирательных комиссий, а кто-то был наблюдателем на избирательных участках. Посмотрим, нужно ли было предоставить и оплатить им отгулы, если 4 марта был в вашей организации рабочим днем.

Предоставляем отгул

Участвуя в избирательных процедурах в том или ином качестве, ваши работники выполняют свои общественные обязанности. А если работник, согласно закону, привлекается к исполнению таких обязанностей в рабочее время, то вы обязаны освободить его от работы <1>. Законодательством о выборах прямо предусмотрена обязанность работодателей освободить от работы зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, а также членов избирательных комиссий. В отношении наблюдателей такая обязанность прямо не установлена <3>.

За отказ предоставить доверенному лицу кандидата отпуск, а также за отказ освободить от работы члена избирательной комиссии работодатель может быть оштрафован на сумму от 1500 до 2000 руб. <2>.

Мы обратились в Роструд с вопросом, должен ли работодатель предоставить работнику отгул в связи с исполнением общественных обязанностей, если это прямо не предусмотрено избирательным законодательством?

Из авторитетных источников

Анохин Алексей Васильевич, начальник Правового управления Федеральной службы по труду и занятости

"В случае если исполнение работником общественных обязанностей в период подготовки и проведения выборов приходится на его рабочее время, то работодателю следует освободить такого сотрудника от работы на время исполнения этих обязанностей с сохранением за ним места работы (должности) <1>. При этом не имеет значения, предусмотрено ли избирательным законодательством освобождение от работы для лиц, занятых в подготовке и проведении выборов. Например, если для наблюдателя, направленного на избирательный участок в день голосования на выборах, воскресенье является рабочим днем, то работодателю следует освободить от работы такого сотрудника для выполнения обязанностей наблюдателя в этот день".

Так что решение о предоставлении отгула наблюдателю, если день голосования на выборах для него рабочий, за вами.

Участие в избирательных процедурах может быть и длительным. Все зависит от того, какие обязанности выполняет работник в период подготовки и проведения выборов. В таблице вы увидите, на какой срок придется освободить сотрудника от работы и на основании каких документов.

<1> Статья 170 ТК РФ.
<2> Статья 5.7 КоАП РФ.
<3> Пункты 1, 3 ст. 16, п. 5 ст. 23, п. 1 ст. 42, п. п. 3, 6 ст. 43, п. 3 ст. 64 Закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ (далее - Закон N 19-ФЗ).
<4> Пункты 1, 3 ст. 16, п. 5 ст. 23, п. 1 ст. 42, п. п. 3, 6 ст. 43, п. 3 ст. 64 Закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ.
<5> Статьи 11, 19, 24 Временного положения о проведении выборов (Приложение к Закону от 26.11.1996 N 138-ФЗ).

Как отразить в табеле отсутствие работника

Такие периоды освобождения от работы в табеле учета рабочего времени по форме N Т-12 или N Т-13 вы отражаете:

(или) буквенным кодом "Г";

(или) цифровым кодом "23".

Если работник заранее не предупредил вас о том, что он не выйдет на работу в связи с участием в избирательных процедурах, а потом принес подтверждающий документ, то скорректируйте данные табеля, если вы зафиксировали в нем неявку по невыясненным причинам.

Кто оплачивает "выборный отпуск"

ТК РФ не обязывает работодателя сохранять заработок за работником, привлекаемым к исполнению общественных обязанностей. Обязанность выплатить работнику компенсацию или оплатить работу за время исполнения общественных обязанностей возложена на избирательные комиссии <6>.

Если же выполнение работником таких обязанностей не совпало с его рабочим днем, то у вас просто не было необходимости отпускать его с работы. А значит, другой день отдыха ему не положен. Однако если работник для исполнения общественных обязанностей прервал ежегодный отпуск, то его отпуск вам придется продлить <7>.

Кстати, нас спрашивают, а обязан ли работодатель дать отгул сотрудникам, которые работают в день голосования, для участия в выборах. На будущее имейте в виду: ни избирательным, ни трудовым законодательством такая обязанность работодателя не предусмотрена. А чтобы проголосовать, работник может подать в избирательную комиссию заявление с просьбой включить его в списки избирателей не по месту жительства, а по месту работы <8>.

Отгул за участие в выборах не предусмотрен, даже если день голосования совпал с рабочим днем <8>.

<6> Пункты 3, 4 ст. 64 Закона N 19-ФЗ; ст. ст. 11, 24 Временного положения о проведении выборов (Приложение к Закону N 138-ФЗ).
<7> Статья 124 ТК РФ.
<8> Пункт 6 ст. 27 Закона N 19-ФЗ.

По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.

Работодатель обязан на основании письменного заявления работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы:

в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами либо коллективным договором.

Комментарий к Ст. 128 ТК РФ

1. Отпуска без сохранения заработной платы могут предоставляться: а) по соглашению сторон; б) по письменной просьбе работника, обязательной для работодателя.

2. По соглашению между работником и работодателем отпуск может предоставляться по уважительным причинам на срок, определяемый сторонами трудового договора.

3. Случаи, когда отпуск предоставляется по письменной просьбе работника, обязательной для работодателя, могут быть предусмотрены как ТК РФ. так и иными федеральными законами либо коллективным договором.

Второй комментарий к Статье 128 Трудового кодекса

1. Статья 128 ТК РФ делит отпуска без сохранения заработной платы на две группы:

одна из них предоставляет работнику возможность получения такого отпуска (см. ч. 1 данной статьи);

2. Возможность предоставления работнику отпуска без сохранения заработной платы зависит от уважительности причин, которые он называет в заявлении в обоснование своей просьбы. Кто оценивает степень уважительности этих причин, в Кодексе не сказано.

В связи с тем что в этих случаях вопрос о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы вправе решать работодатель, он же решает, признать или не признать уважительной называемую работником причину.

В соответствии с ч. 1 ст. 128 продолжительность отпуска без сохранения заработной платы определяется соглашением сторон.

Коллективные договоры содержат положения, улучшающие положение работников, повышающие уровень правовых гарантий для них по сравнению с трудовым законодательством.

Многие коллективные договоры определяют, в каких случаях (по какой причине) работникам предоставляются отпуска без сохранения (а нередко и с сохранением) заработной платы, а также их продолжительность.

Если эти вопросы решены коллективным договором (т.е. работодатель уже выразил свое согласие с данным решением), то отпуск без сохранения (или с сохранением) заработной платы по приведенным в коллективном договоре причинам и не менее предусмотренной в нем же продолжительности по заявлению работника работодатель предоставить обязан.

Время предоставления таких отпусков, связанных с определенными событиями (свадьба, похороны и др.), определяется временем наступления соответствующего события.

В других случаях время предоставления отпуска без сохранения заработной платы определяется по соглашению между работником и работодателем.

3. В ряде актов трудового законодательства прямо предусмотрено предоставление отпуска без сохранения заработной платы отдельным категориям работников:

3) заболевшему работнику без оформления временной нетрудоспособности в медицинском учреждении может быть по его заявлению предоставлено три дня в течение года без сохранения заработной платы (см. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., с последующими изменениями // СЗ РФ. 1993. N 33. Ст. 1318; 1998. N 10. Ст. 1143; 2006. N 6. Ст. 640).

4. Продолжительность отпуска без сохранения заработной платы и количество таких отпусков Кодексом не ограничено. Ограничения действуют, только когда они предусмотрены федеральными законами для определенных категорий работников (см., например, 3 комментария к настоящей статье).

В остальных случаях продолжительность отпусков без сохранения заработной платы и их количество определяются соглашением между работником и работодателем (если их продолжительность не определена коллективным договором).

При этом необходимо помнить, что время предоставленных отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более семи календарных дней не включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (см. ч. 2 ст. 121 ТК РФ).

5. К другим случаям (помимо указанных в ч. 2 ст. 128), когда работодатель обязан предоставлять дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по заявлению работника, относятся отпуска, предоставляемые:

Отпуск по уходу за ребенком может быть использован полностью или по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом, другими родственниками или опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком (см. ч. 1 и 2 ст. 256 ТК РФ);

5) работникам, поступающим в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования и успешно обучающимся в них, работодатель обязан предоставлять дополнительные отпуска установленной Кодексом продолжительности и при соблюдении предусмотренных Кодексом условий (см. ч. 2 ст. 173 и ч. 2 ст. 174 ТК РФ);

7) зарегистрированным кандидатам со дня их регистрации соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования общих результатов выборов. Работодатель по заявлению работника-кандидата обязан освободить его от работы, службы в любой день и на любое время в течение этого срока. Денежная компенсация зарегистрированному кандидату за этот период производится избирательной комиссией за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов.

8) доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков на указанный выше срок работодатель обязан предоставить неоплачиваемый отпуск по их просьбе (см. в том же Законе).

Следует иметь в виду, что отказ работодателя предоставить предусмотренный законом отпуск зарегистрированному кандидату, доверенному лицу зарегистрированного кандидата избирательного объединения, избирательного блока для проведения агитационной и иной предусмотренной законом деятельности, способствующей избранию зарегистрированного кандидата, списка кандидатов, а равно отказ работодателя освободить от работы в установленном законом порядке члена избирательной комиссии, комиссии референдума для участия в подготовке выборов, референдума влечет за собой административное наказание (см. ст. 5.7 КоАП).

6. Предоставление отпуска без сохранения заработной платы в случаях, когда работодатель обязан это делать по заявлению работника, не лишает этого работника права обратиться к работодателю с просьбой о предоставлении дополнительных отпусков к установленным для него законом другим отпускам без сохранения заработной платы.

В таких случаях вступает в силу ч. 1 ст. 128 ТК РФ.

7. Предоставление отпуска без сохранения заработной платы оформляется письменным заявлением работника и приказом (распоряжением) работодателя, в котором следует указать причину, продолжительность, даты ухода работника в отпуск и последнего дня этого отпуска.

8. На практике нередки случаи, когда работодатели отправляют работников в так называемые вынужденные отпуска в связи с возникшими экономическими, организационными трудностями в деятельности организации.

Такие действия работодателей неправомерны. Отпуска без сохранения заработной платы в соответствии со ст. 128 ТК РФ предоставляются по просьбе работника. Вынужденные отпуска по инициативе работодателя трудовым законодательством не предусмотрены.

В случаях, когда по настоянию работодателя (его представителей) работники подают заявления об отпуске без сохранения заработной платы на определенный или неопределенный период (что нередко практикуется), инициатива фактически принадлежит работодателю. И в этих случаях действует закон, не допускающий предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателя.

Читайте также: