Отпуск питьевой воды что это

Опубликовано: 17.09.2024

Писаренко О.В., начальник юридического отдела ООО "Центр развития сети" г. Санкт-Петербург.

Одним из источников проблем для большинства предприятий является положение Правил пользования систем коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации о том, что лимиты водопотребления и водоотведения абонентам устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (п. 58 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167). Предприятие при заключении договора на отпуск питьевой воды и прием сточных вод должно четко знать определение термина "лимит водопотребления (водоотведения)". Это нужно для отличия от понятия договорного объема водопотребления (водоотведения).

Итак, "лимит водопотребления (водоотведения)" - установленный абоненту органами местного самоуправления предельный объем отпущенной (полученной) питьевой воды и принимаемых (сбрасываемых) сточных вод на определенный период времени (п. 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167).

В договоре условие о лимитах на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод является существенным. Соблюдение и контроль над лимитом потребленной воды и лимитом сброшенных сточных вод возложено на абонента.

Организации водопроводно-канализационного хозяйства часто в заключаемых с предприятиями договорах принимают обязательство по отпуску питьевой воды и приему сточных вод в объемах и сроки, которые согласованы в приложении к договору. Как правило, в приложении с разбивкой по месяцам указан объем воды и стоков в кубических метрах, но не установлено, что одновременно имеется в виду предельный объем отпущенной питьевой воды и принятых стоков.

Разницу компании начинают понимать, когда ресурсоснабжающая организация выставляет счет за сверхлимитное водопотребление и водоотведение и надо чем-то "крыть перебор" в неравной партии с монополистом - водоканалом.

А БЫЛ ЛИ "ПЕРЕБОР"?

По своей правовой природе повышенная плата за сверхлимитное водопотребление представляет собой дифференцированный подход к определению тарифа за оказанные услуги, а также меру экономического воздействия на предприятия и организации, потребляющие питьевую воду сверх установленных лимитов.

При этом действующее законодательство не содержит положений о том, что плата за сверхлимитное водопотребление и водоотведение должна взыскиваться помимо оплаты за фактическое водопользование, в том числе сверхлимитное. Согласно п. 70, 71 Правил N 167, расчеты за отпуск воды в пределах и сверх установленных лимитов производятся в порядке, установленном Правительством РФ. В циркулярном письме Госстроя Российской Федерации от 14.10.1999 разъяснено, что при применении п. 70 Правил N 167 о расчетах за сверхлимитное водопотребление следует руководствоваться Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.05.1983 N 273, устанавливающим пятикратный размер платы за питьевую воду, потребляемую предприятиями сверх лимита.

Вот почему абоненту при заключении договора немаловажно обратить внимание на то, чтобы водоканал в договоре прямо прописал следующее: "Лимит водопотребления (водоотведения) составляет ". " кубических метров в месяц. Лимит на 20__ г. утвержден абоненту постановлением органа местного самоуправления N __ от "_" ____ г. или лимит установлен организацией водопроводно-канализационного хозяйства, наделенной такими полномочиями в соответствии с постановлением органа местного самоуправления N __ от "__" ____ г.".

Обратимся на этот счет к судебной практике.

Водоканалу отказали во взыскании платы за сверхлимитное водопотребление и водоотведение. Суд исходил из того, что лимиты водоотведения и водопотребления для предприятия в определенном законом порядке не устанавливались. Из буквального толкования условий договора следовало, что стороны согласовали только объемы водопотребления и водоотведения. При рассмотрении дела суд установил, что органы местного самоуправления не определили соответствующие лимиты на спорный период, доказательства передачи полномочий по их установлению предприятию ВКХ не были представлены. Водоканал не доказал, что при согласовании в договоре объемов водопотребления стороны одновременно имели в виду и лимиты потребления (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.10.2009 N А63-2361/2009).

В другом случае суд вышестоящей инстанции отменил решение и постановление апелляционного суда в части взыскания платы за сверхнормативное водопотребление. По мнению суда, ссылка в договоре на согласованный лимит водопотребления не свидетельствует о том, что лимиты санаторию были утверждены именно в указанных объемах органами местного самоуправления либо иным уполномоченным органом (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.01.2010 N А63-6192/2009).

ПРО НАЛОГИ

В процессе деятельности компании может случиться и так, что действительно допущено сверхлимитное водопотребление. И возникает спорная ситуация в сфере обложения налогом на прибыль.

По мнению Министерства финансов РФ, расходы на стоимость воды, израсходованной из коммунальных водопроводов сверх лимита, учесть в целях исчисления налога на прибыль нельзя, потому что они являются санкцией, взимаемой государственными организациями, которым такое право предоставлено законодательством РФ (письмо Минфина России от 12.08.2005 N 03-03-04/1/166). Данную санкцию не позволяет учесть в расходах п. 2 ст. 270 НК РФ. Поэтому расходы по оплате организациями воды, израсходованной из коммунальных водопроводов сверх лимитов, относятся на убытки этих организаций.

Вместе с тем из анализа норм Гражданского кодекса не следует, что повышенный тариф является санкцией, а сверхлимитное потребление воды - правонарушением.

В соответствии с п. 11 Правил N 167 отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (ст. 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства. В соответствии со ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Пункт 13 Правил N 167 уточнил данную норму Гражданского кодекса. Правилами предусматриваются такие существенные условия договора на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, как:

  • режим отпуска (получения) питьевой воды, в том числе при пожаротушении, и приема (сброса) сточных вод;
  • лимиты на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод;
  • осуществление учета отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод;
  • порядок, сроки, тарифы и условия оплаты, включая сверхлимитное водопотребление и превышение норматива сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Анализ этого пункта говорит о том, что повышенный тариф является формой платы за полученную воду, а не санкцией. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (ст. 7.20). Штрафных санкций за сверхлимитное потребление воды из централизованных систем водоснабжения нет. И если твердо руководствоваться буквой закона, то позицию финансистов вряд ли можно назвать бесспорной.

Пример из практики:

Требования предприятия о признании недействительным решения налоговой инспекции в части начисления налога на прибыль, пени по налогу на прибыль, штрафа по налогу на прибыль были удовлетворены. Суд указал, что сверхнормативные расходы топливно-энергетических ресурсов нельзя учесть, только если они не являются экономически оправданными (в частности, если они не обусловлены технологическим процессом) (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2005 N Ф08-6171/2005-2454А).

ДРУГАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

Рассмотрим проблему лимитов с точностью до наоборот. Вышеперечисленные нормы Правил N 167 регламентируют порядок расчетов за потребленную воду, принятые стоки в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления нормативов водоотведения. Однако организации водопроводно-канализационного хозяйства предпринимают попытки взимать плату за недобор водопотребления. Размер такой платы одни предлагают определять как разницу между лимитом водопотребления, установленным договором, и потребленной водой, умноженной на тариф за установленный договором расчетный период. Другие в договоре предусматривают следующее условие: при уменьшении абонентом фактических объемов водопотребления и (или) водоотведения, по сравнению с согласованным, с абонента взимается плата в размере 60% установленного основного тарифа за каждый кубометр разницы. Возможна и такая трактовка: в случае если по итогам квартала фактический объем отпущенной (полученной) абоненту питьевой воды окажется более чем на 10% меньше, чем договорный объем питьевой воды, абонент уплачивает неустойку в размере 50% от стоимости неотпущенной (неполученной) питьевой воды.

Получается у абонента выход один - покупать воду в объемах не больше и не меньше, чем указано (лимитировано) в договоре. В противном случае все равно придется платить, если не за перебор, то за недобор водопотребления. Сети монополистом расставлены основательно.

А что скажет суд?

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа отказал водоканалу в признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю о нарушении водоканалом п. 8 ч. 1 ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции".

В своем решении антимонопольная служба признала неправомерным включение в договор дискриминационных условий об установлении платы за недобор водопотребления, которые не включались предприятием ВКХ в аналогичные договоры с иными абонентами. Доводы предприятия ВКХ о том, что данное условие договора является условием об оплате водопотребления и включение его в договор обусловлено взаимным волеизъявлением сторон (ст. 421, 544 ГК РФ и п. 69 Правил), были отклонены. По мнению суда, плата за недобор водопотребления является дополнительным платежом по отношению к стоимости водопотребления, который Правилами не предусмотрен. Суд также отметил, что независимо от правовой природы платы, установленной в договоре, включение условия о ее внесении в договор, при отсутствии такого условия в аналогичных договорах водоканала с иными лицами, свидетельствует о создании предприятием ВКХ дискриминационных условий для абонента (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.01.2009 N Ф03-6424/2008).

Лимит или не лимит? Хороший вопрос. Предприятиям - абонентам водоканалов на заметку: при заключении договора на отпуск питьевой воды и сточных вод учтите, что приписанный в договоре объем водопотребления (водоотведения) не всегда является лимитом. Если в договоре речь идет о лимите водопотребления (водоотведения), то обязательно должна быть ссылка на нормативный акт органа местного самоуправления об утверждении такого лимита. А если пришлось "перебрать" питьевой воды и вы произвели плату за сверхнормативное потребление, то аргументируйте такие расходы как обусловленные технологическим процессом. И налоговым органам придется признать такие расходы экономически обоснованными при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

И, конечно, не забывайте: тарифы на услуги водоснабжения (водоотведения) подлежат государственному регулированию, плата за потребленную воду взимается в установленном законом порядке. При этом нормативными актами не предусмотрена плата за недобор водопотребления. В ситуации, когда водоканалу удалось без проблем заключить договоры с большинством своих абонентов на условиях, предусматривающих такую плату, и уже трудно привести доводы о дискриминационных условиях, то при заключении договора исключите такое условие протоколом разногласий. Это ваше право не платить за то, что не предусмотрено законом, и не превращать дополнительные платежи в вид ответственности за несоблюдение условий договора.

Изложенная выше методика лимитирования отпуска питьевой воды на технологические цели промышленности может создать впечатление о чрезвычайно высокой трудоемкости и сложности проведения указанных работ.  [2]

Для успешного и планомерного проведения мероприятий по упорядочению водопотребления в промышленности и сокращению отпуска питьевой воды на технологические цели желательно в составе водопроводно-канализационного предприятия организовать специальную инспекторскую службу по промышленному водоснабжению.  [3]

Предпринимавшиеся в прошлом отдельные попытки решения этой задачи директивными методами, например, путем установления заданий исполкомам местных Советов по сокращению доли отпуска питьевой воды промышленным предприятиям, не всегда давали ожидаемые результаты. На местах эти задания механически перекладывались на водопроводно-канализацнонные предприятия без учета реальных возможностей и условий производственной деятельности этих предприятий и прежде всего утвержденных им на отчетный период хозяйственно-финансовых показателей. Главная же причина состояла в том, что эти показатели устанавливались без их соответствующей корреспонденции и увязки с показателями непосредственно промышленных потребителей воды из систем коммунального водоснабжения и вышестоящих ведомств.  [4]

Ограничения в подаче питьевой воды абонентам ( государственным, акционерным и другим предприятиям и организациям различных форм собственности), а также регулирование режима отпуска питьевой воды производятся в порядке, предусмотренном в договоре, заключенном между предприятием ВКХ и абонентом, кроме случаев, указанных в ип.  [5]

Правилами технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения населенных мест, утвержденных приказом по Министерству жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 30 марта 1977 г. N 164; вести планомерную борьбу с потерями воды, выявлять ее утечки и нерациональное использование у абонентов, строго контролировать и учитывать подачу и потребление воды, а также систематически контролировать соблюдение лимитов на отпуск питьевой воды , сброс сточных вод и нормативов сброса загрязняющих веществ; добиваться от предприятий и организаций всемерного сокращения потребления питьевой воды на производственные цели за счет внедрения рациональных технологических процессов, частичного или полного водооборота, использование воды технического качества или дрочищенных сточных вод и перехода на безводные технологические процессы; информировать абонента, в том числе население, через средства массовой информации о работе предприятия ВКХ, о состоянии сооружений, мероприятиях по ликвидации потерь воды и др..  [6]

По истечении этого срока предприятие ВКХ отказывает предприятиям в отпуске питьевой воды на технологические нужды или ограничивает им отпуск питьевой воды, исходя из своих технических возможностей.  [7]

Инструкция определяет порядок разработки, согласования и утверждения лимитов на отпуск питьевой воды промышленным предприятиям и обязательна как для водопроводно-канализационных предприятий, так и для всех присоединенных к системам коммунального водоснабжения действующих и вновь вводимых промышленных предприятий, независимо от их ведомственной принадлежности.  [8]

По истечении этого срока предприятие ВКХ отказывает предприятиям в отпуске питьевой воды на технологические нужды или ограничивает им отпуск питьевой воды , исходя из своих технических возможностей.  [9]

Действительно, как и во всяком новом деле, на первых порах трудности применения методики определяются обычно организационными неувязками, отсутствием надлежащего практического опыта и необходимых специальных знаний как у работников предприятий коммунального водоснабжения, так и у работников служб, ответственных за водоснабжение промышленных предприятий. Кроме того, определенные трудности при реализации программы по упорядочению потребления питьевой воды в промышленности могут быть связаны с необходимостью преодоления инерции и даже известного нежелания работников промышленности участвовать в проведении подобных работ. Однако, как показывает практика, эти трудности преодолимы, а в результате осуществления намеченной программы достигается значительный эффект сокращения отпуска питьевой воды промышленности . Это подтверждает опыт лимитирования и упорядочения отпуска воды из системы коммунального водоснабжения промышленности, накопленный многими водопроводно-канализацион-ными предприятиями. В частности, опыт таких работ в Москве показывает, что в течение последнего десятилетия наблюдалось снижение относительного объема отпуска воды промышленности ( с 38 до 25 % объема подачи питьевой воды) при некотором росте абсолютной величины промышленного водопотребления.  [10]

В Основах водного законодательства Союза ССР и союзных республик прямо указано, что водные объекты предоставляются в пользование прежде всего для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения. Использование подземных вод питьевого качества для нужд, не связанных с питьевым и бытовым водоснабжением, вообще практически не допускается. Таким образом, водное законодательство непосредственно нацеливает предприятия коммунального водоснабжения, большая часть которых в качестве источников использует подземные воды, на ограничение и максимальное сокращение отпуска воды на производственные цели. В развитие этого законодательного акта Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации предусмотрено, что использование питьевой воды в технических процессах, не требующих воды такого качества, может быть допущено в порядке исключения по специальному разрешению водопроводно-кана-лизационных предприятий. Таким обра зом, на указанные предприятия возложена функция регулирования отпуска питьевой воды промышленности , исходя из условий ее целесообразного расходования на технические цели.  [11]

Оказание услуг водоснабжения и водоотведения регулируется договором, заключённым между ресурсоснабжающей организацией и потребителем.

В качестве организации, как правило, выступает компания, распределяющая воду по трубопроводам и принимающая стоки в канализацию.

Потребителями являются как жители домов, в том числе многоквартирных, так и организации, подключённые к системе городского водоснабжения.

Что это за документ, когда он составляется?

Заключённый между поставщиком и потребителем, договор описывает правоотношения сторон, гарантирует исполнение обязательств по качественному оказанию услуг со стороны поставщика и соответствующую оплату со стороны потребителя.

Для юридического лица его заключение является обязательным. Физические лица недавно также приобрели возможность заключать договор непосредственно с водоканалом, в обход управляющих компаний, производя оплату напрямую.

Правовая база

Любые договоры в РФ заключаются в соответствии с главой 28 Гражданского кодекса, регламентирующей нормы, особенности, сроки и порядок заключения.

Действия поставщика определяются следующей нормативной базой:

foto21682-2

  1. Федеральный закон № 416-ФЗ от 07.12.2011, регулирующий правовые отношения, связанные с водоснабжением и водоотведением.
  2. Постановления Правительства РФ:
    • № 354 от 06.05.2011 – описывает нормы и особенности предоставления коммунальных услуг в многоквартирные и жилые дома; – регламентирует правила подачи холодной воды и приёма стоков; – утверждает типовые договоры по холодному водоснабжению и водоотведению.
  3. Если абонентом выступает физическое лицо, то его действия, права и обязанности определяются:
      , регулирующим отношения между физическим лицом, приобретающим товар или услугу и поставщиком.
    • Постановлением Правительства РФ № 354, где перечислены права и обязанности потребителя коммунальных услуг.
  4. Если одной из сторон выступает компания с государственным участием, то контракт обязательно заключаются с применением Федеральных законов, регулирующих государственные закупки:
      – регламентирует правила и особенности проведения закупок, с последующим заключением контрактов для государственных и муниципальных организаций; – определяет порядок проведения закупочных процедур для компаний и организаций с государственным участием с последующим заключением договоров.

В чем разница для соглашения с физическим и юридическим лицом?

В зависимости от конечного потребителя, текст документа сильно различается. Если для поставки услуг юридическому лицу оформление отношений определяется законодательно – существуют типовые договоры, рекомендуемые к использованию, то для физического лица документ разрабатывает поставщик.

Основными отличиями являются:

Основные правила составления

Содержание договора подразумевает наличие следующих блоков:

  • преамбула (вводная часть, описывающая стороны, которые заключают договор);
  • предметная часть (описывает суть сделки);
  • способы, порядок обеспечения обязательств;
  • дополнительные условия.

Обязательными являются следующие атрибуты:

  • номер (как правило, присваивает поставщик в соответствии со своей регистрацией);
  • дата;
  • сроки действия, сроки исполнения обязательств;
  • суть договора;
  • подписи, печати (для юридических лиц), подтверждающие заключение договорных отношений.

Содержание документа

foto21682-4

Документ начинается с преамбулы, определяющей поставщика и потребителя.

Поставщиком выступает ресурсоснабжающая организация, в лице руководителя или сотрудника, наделённого полномочиями для заключения договора. Указывается документ, подтверждающий полномочия.

Если договор заключается с физическим лицом, потребителем выступает собственник жилого помещения. Тогда в преамбуле перечисляются следующие данные:

  • адрес помещения,
  • ФИО,
  • ИНН,
  • паспортные данные собственника,
  • контакты.

Для юридического лица указывается наименование, а также руководитель или работник организации, наделённый полномочиями.

Предмет

Это обязательный пункт, где подробно описывается услуга, которую оказывает поставщик. В данном разделе определяется, какую воду поставляет организация:

  • чистую,
  • питьевую,
  • техническую,
  • холодную,

а также регулируется обязанность приёма сточных (канализационных) вод, их транспортировка и очистка.

Срок и режим подачи воды

foto21682-5

Это период времени, когда оказывается услуга, а также приводятся объекты для поставки. Оговаривается гарантированный объем, который организация поставит потребителю.

Как правило, особенности подключения и объекты выносятся в приложения. Объем сточных вод равен объёму отпущенной воды.

Расчеты (тарифы, сроки, порядок)

Здесь подробно описывается:

  • стоимость кубометра воды,
  • порядок оплаты,
  • сроки.

Тарифы устанавливаются законодательно и принимаются региональными комитетами по тарифам, поэтому в тексте указывается фиксированная стоимость.

В данном пункте также оговаривается предельный срок внесения платы, нарушение которого может привести к штрафным и административным санкциям. Для государственных, бюджетных учреждений обязательно упоминается вид денежных средств, за счёт которых будет производиться оплата.

Права и обязанности сторон

Пункт описывает права и обязанности необходимые для исполнения обязательств.

Обязанностями со стороны поставщика являются:

foto21682-6

  • выполнение условий подачи воды в необходимом объёме, надлежащего качества;
  • соблюдение режима водоснабжения и водоотведения;
  • предоставление потребителю всей необходимой информации посредством электронных сервисов;
  • информирование о прекращении подачи воды;
  • обязанность отвечать на жалобы;
  • принятие мер по ликвидации аварийных ситуаций или повреждений.

В обязанности потребителя входит:

  • установка водяных счётчиков, обеспечение их сохранности, своевременная поверка, пломбировка;
  • своевременная передача показаний;
  • оплата услуг в соответствии с условиями контракта;
  • предоставление доступа сотрудникам поставляющей организации к коммуникациям и приборам учёта.

Обе стороны вправе требовать соблюдений условий контракта.

Как осуществляется учёт ХВС?

Учёт ХВС ведётся посредством приборов учёта. Счётчик должен быть поверен и опломбирован.

Доступ к водопроводным сетям

Этот параграф обязует абонента предоставить доступ к водопроводным сетям, узлам учёта и местам отбора проб лицам, прописанным в данном пункте. Оговариваются санкции, которые могут применяться при отказе в доступе.

Контроль качества воды (питьевой и сточной)

foto21682-7

Этот крупный блок определяет контроль качества воды, как отпускаемой, так и сточной.

Вода, поставляемая с применением централизованного водоснабжения, должна соответствовать определённым стандартам, а проведение проверки регламентируется законодательно, о чем должно быть прописано в данном пункте.

Заказчик может самостоятельно взять пробы поставляемой воды и провести её анализ. В случае несоответствия качественных показателей водоснабжающей организации предъявляются требования для устранения нарушений в срок, зафиксированный в данном параграфе.

Здесь прописывается нормативная база для контроля качества стоков, порядок отбора проб. Должны быть перечислены меры экономического воздействия на заказчика в случае превышения допустимых показателей.

Ответственность сторон

Здесь описываются санкции, применяемые к поставщику и потребителю услуги при нарушении условий договора, фиксируется размер штрафов и пеней за нарушение исполнения обязательств со ссылкой на законодательство. Также могут быть прописаны дополнительные меры или ограничения, на которые достигнута договорённость.

Порядок урегулирования споров

Пункт предусматривает обращение в арбитраж, а также досудебное урегулирование, посредством написания претензий. В параграфе описывается последовательность действий, сроки ответа на претензию.

Краткий перечень иных пунктов, которые могут включаться в договор

Кроме основных пунктов, могут включаться следующие разделы:

foto21682-8

  • условия временного прекращения подачи или приёма вод;
  • порядок уведомления поставщика в случае изменения объектов водоснабжения;
  • условия подачи воды в случае подключения заказчика к канализационным сетям, не принадлежащим водоснабжающей организации;
  • обстоятельства непреодолимой силы (влияние форс-мажора на обязательства);
  • другие условия, о которых договорились стороны.

Обязательными заключительными пунктами договора являются:

  1. сроки действия;
  2. реквизиты сторон.

Алгоритм действий для физических и юридических лиц

Для физического лица:

  1. Установка прибора учёта с последующим вводом в эксплуатацию.
  2. Подача заявления с комплектом документов (копия паспорта, свидетельство о праве собственности).
  3. Подписание обоих экземпляров договора в определённый срок.

Для юридического лица:

foto21682-9

  1. Установка водяного счётчика, ввод его в эксплуатацию.
  2. Подача заявления, сопроводив его комплектом документов (со списком документов, необходимых для предоставления в организацию можно ознакомиться на официальном сайте или позвонив по телефону поставщику).
  3. Получение на рассмотрение двух экземпляров типового договора.
  4. Составление протокола разногласий (при необходимости).
  5. Подписание и передача одного экземпляра поставщику.

Заключение

Грамотно составленный договор позволяет обезопасить как поставщика, так и потребителя от финансовых потерь. Типовые договоры на коммунальные услуги, в том числе на водоснабжение утверждены на законодательном уровне, что существенно упрощает процедуру их подписания.

Специальный технический регламент
"О питьевой воде и питьевом водоснабжении"

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон, принятый в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184 - ФЗ "О техническом регулировании", является техническим регламентом и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к следующим объектам технического регулирования:

- источникам питьевого водоснабжения, в той мере, в какой это необходимо для достижения целей настоящего Федерального закона;

- системам питьевого водоснабжения (централизованным системам, нецентрализованным системам, автономным системам, домовым распределительным системам, системам питьевого водоснабжения на транспорте), обеспечивающим забор, подготовку и подачу питьевой воды к местам ее расходования;

- питьевой воде, находящейся в системах питьевого водоснабжения, включая горячее водоснабжение;

- бутылированной питьевой воде, кроме минеральной воды (лечебно-столовой и лечебной).

2. Отношения между потребителями питьевой воды (водопотребителями) и организациями, эксплуатирующими системы питьевого водоснабжения, по поводу отпуска (получения) питьевой воды регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Отношения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при осуществлении питьевого водоснабжения, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

4. Отношения в сфере использования и охраны водных объектов, земель, недр, лесов и иных компонентов природной среды, возникающие в связи с размещением, строительством и эксплуатацией систем питьевого водоснабжения в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом, регулируются водным, земельным, законодательством о недрах, лесным законодательством и иным законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

- автономная система питьевого водоснабжения - система питьевого водоснабжения закрытая собственником для общего пользования;

- бутылированная питьевая вода - питьевая вода, расфасованная для розничной продажи;

- водовод - сооружение для транспортировки воды;

- водозаборная скважина - скважина для забора подземных вод, оборудованная обсадными трубами и фильтрами;

- водозаборное сооружение (водозабор) - гидротехническое сооружение для забора воды из источника питьевого водоснабжения;

- водопотребитель (потребитель) - физическое или юридическое лицо, получающее в установленном порядке питьевую воду для обеспечения своих нужд;

- водопроводная сеть - система трубопроводов и сооружений, предназначенных для подачи воды потребителю;

- граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов систем питьевого водоснабжения (водопроводных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения, устанавливаемая соглашением сторон;

- домовая распределительная система питьевого водоснабжения - комплекс устройств, сооружений и трубопроводов в здании, обеспечивающий подачу питьевой воды из централизованных и автономных систем водоснабжения водопотребителям;

- защищенные подземные воды - воды напорных и безнапорных водоносных пластов, имеющих в пределах всех поясов зоны санитарной охраны сплошную водоупорную кровлю, исключающую возможность попадания воды из вышележащих недостаточно защищенных водоносных пластов;

- зона санитарной охраны источников водоснабжения и централизованных систем питьевого водоснабжения - территория и (или) акватория, в пределах которых устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях защиты источника питьевого водоснабжения водопроводных сооружений и питьевой воды от загрязнения;

- источник питьевого водоснабжения - поверхностный или подземный водный объект (или его часть), воды которого отвечают установленным показателям качества воды и используются или могут быть использованы для забора в системы питьевого водоснабжения;

- надежность системы питьевого водоснабжения - свойство системы питьевого водоснабжения обеспечивать соответствие качества питьевой воды установленным нормативам и заданный режим ее подачи водопотребителям.;

- недостаточно защищенные подземные воды - воды первого от поверхности земли безнапорного водоносного пласта, получающего питание на площади его распространения, или напорных и безнапорных водоносных пластов, которые в естественных условиях или в результате эксплуатации водозабора получают питание из вышележащих недостаточно защищенных водоносных пластов через гидрогеологические окна или проницаемые породы кровли, а также из поверхностных водотоков и водоемов при непосредственной гидравлической связи;

- нецентрализованная система питьевого водоснабжения - система питьевого водоснабжения без транспортировки питьевой воды к местам водопотребления и открытая собственником для общего пользования;

- нормативы безопасности питьевой воды - значения показателей качества питьевой воды, гарантирующие ее безопасность для человека независимо от продолжительности использования;

- обеззараживание воды - уменьшение количества микроорганизмов в воде до пределов, установленных нормативами безопасности питьевой воды;

- лица, эксплуатирующие системы питьевого водоснабжения - организации или физические лица, осуществляющие подготовку питьевой воды и ее подачу водопотребителям через системы питьевого водоснабжения;

- питьевая вода - природная вода или вода после обработки, подаваемая через системы водоснабжения либо бутылированная вода, предназначенная для удовлетворения питьевых, иных бытовых нужд человека и для производства пищевой продукции.

- питьевое водоснабжение - деятельность по обеспечению водопотребителей питьевой водой;

- планово-предупредительный ремонт - ремонт (текущий и капитальный) трубопроводов, сооружений и оборудования систем питьевого водоснабжения, представляющий комплекс технических мероприятий, направленных на обеспечение надежности системы питьевого водоснабжения;

- подготовка питьевой воды (водоподготовка) - технологический процесс обработки воды для приведения ее качества в соответствие установленным нормативам безопасности питьевой воды;

- система питьевого водоснабжения - комплекс сооружений и устройств, предназначенных для забора воды, а также, при необходимости, очистки ее до нормативного качества, хранения и транспортировки к местам водопотребления;

- система питьевого водоснабжения на транспорте - установки и оборудование, предназначенные для обеспечения пассажиров, экипажей и обслуживающего персонала питьевой водой в пути следования транспортного средства;

- станция подготовки питьевой воды - комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенных для подготовки питьевой воды;

- удельное водопотребление - объем воды, подаваемый водопотребителю в течение определенного времени или в расчете на производство единицы продукции;

- централизованная система питьевого водоснабжения - система питьевого водоснабжения, открытая для общего пользования, включающую комплекс сооружения и устройств, предназначенных для забора, подготовки (или без нее), хранения воды, и обеспечивающая подачу питьевой воды к местам ее потребления.

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ

Статья 3. Требования к безопасности питьевой воды.

1. Питьевая вода, предназначенная для потребления человеком, подаваемая потребителям централизованными и нецентрализованными системами питьевого водоснабжения, домовыми распределительными системами и расфасованная в емкости, автономными системами питьевого водоснабжения и системами питьевого водоснабжения на транспортных средствах должна соответствовать нормативам безопасности, указанным в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Органы местного самоуправления (для городов федерального значения - органы исполнительной власти Москвы или Санкт-Петербурга) по предложению территориального подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей с учетом ситуации в регионе могут включать дополнительные к Приложению 1 показатели.

3. Соответствие питьевой воды нормативам качества питьевой воды обеспечивается посредством:

- организации и обеспечения охраны источников питьевого водоснабжения и систем питьевого водоснабжения от загрязнения;

- реализации мероприятий по поддержанию источников питьевого водоснабжения в состоянии, пригодном для их использования в целях питьевого водоснабжения населения;

- применения соответствующих технологий подготовки питьевой воды и выполнения требований, предъявляемых к технической эксплуатации систем питьевого водоснабжения;

- применения в системах питьевого водоснабжения оборудования, материалов и реагентов, отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности для человека;

- осуществления государственного надзора за соблюдением требований настоящего Федерального закона к качеству питьевой воды, к системам питьевого водоснабжения, а также к источникам питьевого водоснабжения;

- разработки и выполнения программ производственного контроля при эксплуатации систем питьевого водоснабжения;

4. Производство и реализация бутылированной питьевой воды разрешается при наличии:

- санитарно-эпидемиологического заключения о пригодности воды источников водоснабжения для использования в питьевых целях;

- санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии методов подготовки и консервирования воды, предназначенной для расфасовки, емкостей для ее расфасовки, а также воды, подготовленной для расфасовки требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности;

- утвержденной в установленном порядке и согласованной с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора нормативной и технологической документации на готовую продукцию и процессы ее производства;

- программы производственного контроля качества расфасованной питьевой воды, согласованной с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

.5. Временные отклонения от установленных нормативов качества питьевой воды, подаваемой через системы водоснабжения, допускаются только в случаях:

- действия сезонных, климатических факторов, возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, аварий, при которых не может быть обеспечено надлежащее качество питьевой воды;

- согласования с органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора временных допустимых отклонений от нормативов качества питьевой воды;

- ограниченного срока действия временных допустимых отклонений от нормативов качества питьевой воды;

- отсутствия угрозы здоровью населения в период действия временных допустимых отклонений от нормативов качества питьевой воды;

- обеспечения населения достоверной и своевременной информацией о наличии отклонений от нормативов качества питьевой воды и сроках их действия, об отсутствии риска для здоровья, а также наличия рекомендаций по использованию питьевой воды.

6. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона возлагается на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Организация производственного контроля за соблюдением требований настоящего Федерального закона возлагается на лица, эксплуатирующие системы питьевого водоснабжения осуществляется в порядке, установленном главой 5-настоящего Федерального закона.

Статья 4. Общие требования к материалам, реагентам, оборудованию и технологиям, используемым в сфере питьевого водоснабжения

1. Применение всех видов материалов, реагентов, оборудования в системах питьевого водоснабжения допускается на основании сертификатов соответствия и санитарно-эпидемиологических заключений, получаемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Технологическое оборудование, применяемое в системе питьевого водоснабжения, должно отвечать требованиям взрывобезопасности, пожарной и экологической безопасности независимо от того используется ли оно автономно или в составе технологических комплексов и систем.

3. Технологические комплексы, системы и автономно используемое технологическое оборудование в сфере питьевого водоснабжения должны быть снабжены документацией, устанавливающей эксплуатационные правила, исключающие возникновение пожароопасных и взрывоопасных ситуаций при монтаже (демонтаже), вводе в эксплуатацию и эксплуатации оборудования, а также действие вредных и опасных производственных факторов на персонал.

Статья 5. Обязательное подтверждение соответствия требованиям настоящего
Федерального закона (технического регламента)

1. Подтверждение соответствия качества питьевой воды, подаваемой потребителям через системы питьевого водоснабжения и бутылированной питьевой воды, осуществляется в целях соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Подтверждение соответствия качества питьевой воды является обязательным и осуществляется на основе принципов:

- доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

- установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия качества питьевой воды, подаваемой потребителям через системы питьевого водоснабжения и бутылированной питьевой воды.

3. Подтверждение соответствия качества питьевой воды, подаваемой потребителям через системы питьевого водоснабжения, и бутылированной питьевой воды носит обязательный характер и осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

4. Заявителями являются организации и физические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных, автономных систем питьевого водоснабжения, домовых распределительных систем, систем питьевого водоснабжения на транспорте, а также производители бутылированной питьевой воды.

5. Декларация о соответствии принимается на основании данных производственного контроля (собственные доказательства) и/или данных независимых испытательных лабораторий (центров), аккредитованных в установленном порядке (данные третьей стороны).

6. Обязательное подтверждение соответствия проводится с целью установления

соответствия питьевой воды нормативам качества, установленным Приложением 1 к настоящему Федеральному закону;

1.1. Настоящие методические рекомендации по расчету показателей, характеризующих долю полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации (далее – методические рекомендации) разработаны в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направления государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ № 618), утвердившего Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее – Национальный план).

1.2. В сфере ЖКХ Национальным планом предусмотрен такой показатель, как сокращение в субъекте Российской Федерации доли полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте РФ, до следующих показателей (при условии неувеличения доли полезного отпуска ресурсов, реализуемого государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации, по сравнению с уровнем 2016 года в субъектах Российской Федерации, где на момент утверждения Национального плана уже достигнуты показатели первого или последующих годов) (далее – показатели Национального плана):

– теплоснабжение – до 20% в 2019 году и до 10% в 2020 году;

– водоснабжение – до 20% в 2019 году и до 10% в 2020 году;

– водоотведение – до 20% в 2019 году и до 10% в 2020 году.

1.3. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Для целей настоящих методических рекомендаций в расчетах используются данные следующих видов унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие.

Для целей настоящих методических рекомендаций в расчетах НЕ используются данные следующих видов унитарных предприятий:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - федеральное государственное предприятие;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - федеральное казенное предприятие.

1.3. Под общим объемом полезного отпуска ресурсов в каждой из сфер в настоящих методических рекомендациях понимается показатель, равный сумме объемов отпуска ресурса:

- на собственные нужды,

а также учитываются объемы организаций, осуществляющих передачу (транспортировку) ресурсов.

В общем объеме полезного отпуска ресурсов в каждой из сфер в настоящих методических рекомендациях НЕ учитываются потери.

В общем объеме полезного отпуска ресурсов в сфере водоснабжения в настоящих методических рекомендациях учитывается сумма объемов отпуска питьевой и технической воды.

1.4. Под полезным отпуском ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями в каждой из сфер, в настоящих методических рекомендациях понимается показатель, равный сумме объемов отпуска ресурса, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями:

- на собственные нужды,

а также учитываются объемы организаций, осуществляющих передачу (транспортировку) ресурсов.

В общем объеме полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями в каждой из сфер, в настоящих методических рекомендациях НЕ учитываются потери.

В общем объеме полезного отпуска ресурсов в сфере водоснабжения в настоящих методических рекомендациях учитывается сумма объемов отпуска питьевой и технической воды.

II. Методика для расчета показателей

2.1. В качестве источников получения информации необходимо использовать экспертные заключения, протоколы заседания правления (коллегии) исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые указанным органом тарифные, балансовые решения в отношении организаций, осуществляющих деятельность в сфере производства тепловой энергии и размещенные в федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования».

2.2. Полезный отпуск ресурсов, используемый для расчета показателей, должен совпадать с информацией, представленной органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по федеральной государственной информационной системе «Единая информационно-аналитическая система «Федеральный орган регулирования - региональные органы регулирования - субъекты регулирования» (далее – ФГИС ЕИАС ФАС России).

2.3. Показатели, содержащие в приложении к настоящим методическим рекомендациям, отражающие доли полезного отпуска тепловой энергии (тепловой энергии), воды, принятых сточных вод государственными и муниципальными унитарными предприятиями (далее - показатели) были рассчитаны в соответствии с настоящими методическими рекомендациями по данным, представленным региональными органами тарифного регулирования по системе ФГИС ЕИАС ФАС России в рамках проведения мониторинга информации о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах на 2016-2018 гг. в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

2.4. При расчете общего объема полезного отпуска ресурсов по каждой из сфер необходимо учитывать данные, представленные хозяйствующими субъектами всех организационно-правовых форм, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

2.5. При расчете объема полезного отпуска ресурсов унитарными предприятиями учитывались данные, представленные, государственными унитарными предприятиями субъектов Российской Федерации, муниципальными унитарными предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

III. Расчет показателей

3.1. Расчет показателей на территории субъекта Российской Федерации осуществляется по следующей формуле:

V n– это объем полезного отпуска ресурса, реализуемый государственными и муниципальными предприятиями (в теплоснабжении - Гкал., в водоснабжении и водоотведении – тыс. куб. м).

V o – это общий объем полезного отпуска ресурсов (в теплоснабжении - Гкал., в водоснабжении и водоотведении – тыс. куб. м).

IV. Сроки представления данных в ФАС России

Данные о показателях в субъекте направляются в ФАС России не позже окончания срока сбора информации в рамках мониторинга о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Окончание срока – 1 марта года, на который приняты тарифные решения.

Сроки проведения мониторинга информации о принятых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решениях об установленных тарифах в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

V. Способы достижения показателей Национального плана

5.1. Концессионное соглашение

Данный способ позволяет передать во владение и пользование любые объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на длительный срок с инвестиционными обязательствами.

Передача государственных или муниципальных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем в концессию осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и может производиться по результатам проведения конкурса, без проведения конкурса в случаях, установленных законом, по инициативе потенциального инвестора.

5.2. Договор аренды

Заключение договора аренды возможно только в отношении государственных или муниципальных объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем с момента ввода в эксплуатацию которых прошло менее 5 лет либо при наличии технологической связи.

Заключение договоров аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Заключение договора аренды возможно как по результатам конкурса, так и без проведения конкурса при наличии технологической связи с ранее переданным имуществом либо имуществом, находящимся в собственности или на ином законном праве арендатора.

5.3. Приватизация

Приватизация предполагает передачу государственных и муниципальных источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем в собственность частных лиц при условии инвестиционных и эксплуатационных обязательств.

Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» посредством продажи имущества на конкурсе, преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий в хозяйственные общества либо включения имущества в уставный капитал хозяйственных обществ при обязательном установлении инвестиционных и эксплуатационных обязательств.

Читайте также: