Отпуск в прокуратуре сколько дней

Опубликовано: 17.09.2024

3.3. Прохождение службы в органах и учреждениях прокуратуры

Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются ТК РФ и федеральными законодательными и нормативными правовыми актами с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре.

Условия, включаемые в трудовые договоры, как уже отмечалось, не могут ухудшать положение работников органов и учреждений прокуратуры по сравнению с действующим законодательством и коллективными договорами. Проекты нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые интересы работников системы органов прокуратуры, разрабатываются Генеральной прокуратурой РФ с учетом мнении ЦК профсоюза, а на территориальном уровне — работодателями с учетом мнения соответствующих выборных профсоюзных органов.

Режим труда работников органов и учреждений прокуратуры регулируется правилами внутреннего трудового распорядка соответствующих органов прокуратуры, утверждаемыми администрацией с учетом мнения выборного профсоюзного органа. Работодатели обеспечивают работникам органов и учреждений прокуратуры нормальную продолжительность рабочего времени, не превышающую 40 часов в неделю, за исключением работников, для которых законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Охрана труда и здоровья работников при проведении кадровой политики в органах и учреждениях прокуратуры рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений. В органах и учреждениях прокуратуры с численностью работников более 10 человек создаются комитеты (комиссии) по охране труда из представителей работодателей и профсоюзных организаций.

Работодатели создают службы охраны труда или назначают ответственных за состояние охраны труда, имеющих соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, разрабатывают и осуществляют мероприятия по обеспечению безопасных условий труда и сохранению здоровья работников.

Аттестация прокурорских работников. Аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров, определению уровня профессиональной подготовки и соответствия работников занимаемой должности, созданию резерва кадров на выдвижение, решению вопросов о присвоении работникам первоначальных классных чинов, досрочном присвоении классных чинов, а в органах военной прокуратуры — воинских званий, а также классных чинов (воинских званий) выше положенных по занимаемой должности.

Аттестации подлежат работники, занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов, а в органах военной прокуратуры — и воинских званий. Аттестация должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Однако работник органов прокуратуры может быть аттестован досрочно в межаттестационный период в следующих случаях: при выдвижении на вышестоящую должность, при наличии существенных упущений в работе или совершении порочащего его проступка, а также по просьбе самого работника.

Для проведения аттестации в органах и учреждениях прокуратуры РФ создаются соответствующие аттестационные комиссии. Аттестационная комиссия состоит из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии, которыми являются руководители структурных подразделений прокуратуры, учреждения. Ее состав утверждается приказом соответствующего руководителя органа или учреждения прокуратуры.

Комиссия представляет собой совещательный орган. На заседании комиссии обсуждаются и вырабатываются для руководителя соответствующего органа прокуратуры предложения по кадровым и другим вопросам, связанным с прохождением службы в органах прокуратуры. Комиссия заслушивает объяснения и ходатайства, обменивается мнениями и путем голосования принимает решение простым большинством голосов.

Для проведения аттестации утверждаются график проведения аттестации и повестка дня заседания комиссии, составляются списки работников, подлежащих аттестации, подготавливаются необходимые документы и справочные материалы. Во всех случаях аттестации предшествует изучение деятельности работника, его деловых и моральных качеств, истребуются отзывы отраслевых (структурных) подразделений.

В аттестационных документах должны содержаться краткие сведения о работнике: год рождения, образование, стаж работы в прокуратуре, наличие наград, данные о его профессиональной подготовке, творческих и организаторских способностях, инициативности, компетентности, организованности, деловитости, ответственности за выполнение служебного долга, повышении профессионального уровня (самостоятельной учебе, прохождении стажировок, обучении в региональных учебных центрах, институтах повышения квалификации, аспирантуре), морально-психологических качествах, чертах характера, наклонностях, отношении к коллегам, умении работать с подчиненными, обучать и воспитывать их, способности принимать ответственные решения, готовности служить в отдаленных регионах, местностях с неблагоприятными климатическими условиями, в зонах вооруженных конфликтов, состоянии здоровья, работоспособности, фактах упущений и ошибок в работе, причинах неправильного поведения, а также устранении недостатков, отмеченных при предыдущей аттестации, сведения о которой предоставляются в аттестационную комиссию.

В заключении должны быть сделаны выводы и рекомендации: о соответствии занимаемой должности, неполном служебном соответствии занимаемой должности, несоответствии занимаемой должности, назначении на должность с понижением, освобождении от занимаемой должности, увольнении в связи с достижением предельного возраста нахождения paботника на службе в органах и учреждениях прокуратуры либо пребывания на военной службе, зачислении в резерв на выдвижение, назначении на вышестоящую должность, присвоении первоначального классного чина и т.д.

При необходимости может быть отражено, какие недостатки по службе и в поведении необходимо устранить аттестуемому. Аттестационные документы подписываются соответствующими должностными лицами органов прокуратуры (руководителем или заместителем).

Аттестация проводится, как правило, в присутствии аттестуемого. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин оно проводится в его отсутствие. Обязательным является присутствие на заседании комиссии работника, аттестуемого впервые, а также сотрудника, обжаловавшего аттестацию, либо работника, в отношении которого сделан вывод о неполном служебном соответствии занимаемой должности или несоответствии занимаемой должности.

Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает докладчика, аттестуемого, мнения кадровой службы, членов комиссии, проводит открытое голосование и большинством голосов присутствующих членов комиссии принимает решение. При равенстве голосов работник также признается соответствующим занимаемой должности.

Аттестации утверждаются Генеральным прокурором РФ, нижестоящими прокурорами, а также их заместителями.

Присвоение классных чинов прокурорским работникам. Прокурорам, следователям, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины. Генеральным прокурором РФ могут быть присвоены классные чины и другим работникам.

Порядок присвоения классных чинов определяется Положением о классных чинах прокурорских работников Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ. В свою очередь, постановлением Правительства РФ утверждены Нормы выдачи и описание знаков различия и форменного обмундирования прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины.

Отпуска работников органов и учреждений прокуратуры. Прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту отдыха и обратно с оплатой стоимости проезда в пределах территории РФ.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за стаж службы в качестве прокурора или следователя, научного или педагогического работника предоставляется: после 10 лет на 5 календарных дней, после 15 на 10, а после 20 лет на 15 календарных дней.

Перевод прокурорского работника на службу в другую местность. Перевод прокурорского работника в интересах службы в другую местность допускается только с его согласия, а при переводе в местности с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями требуется также медицинское заключение. Перевод прокурорского работника на службу в другую местность по его инициативе допускается лишь по согласованию с руководителями соответствующих органов прокуратуры.

Прокурорским работникам, переведенным на постоянную службу в другую местность, расходы на их переезд и переезд членов их семей возмещаются в полном объеме за счет средств федерального бюджета.

Поощрение и дисциплинарная ответственность прокурорских работников. За примерное исполнение работниками своих служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности ими могут быть получены следующие поощрения: объявление благодарности, награждение Почетной грамотой, занесение на Доску почета, в Книгу почета, выдача денежной премии, награждение подарком, ценным подарком, именным оружием, досрочное присвоение классного чина или классного чина на ступень выше очередного, награждение нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации» или «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» с одновременным вручением грамоты Генерального прокурора РФ. Особо отличившиеся работники могут быть представлены к присвоению почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации» и награждению государственными наградами РФ.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации» или «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры.

Дисциплинарное взыскание налагается непосредственно после обнаружения проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни работника либо в период его пребывания в отпуске.

Порядок привлечения прокуроров и следователей к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем Следственного комитета при прокуратуре РФ, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией Следственного комитета при прокуратуре РФ.

На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.

Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления.

от 26 марта 1999 года N 17

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Генпрокуратуры России от 2 марта 2015 года N 95
____________________________________________________________________

1. Ввести в действие Инструкцию о порядке предоставления и оплаты ежегодных отпусков прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации (прилагается).

3. Приказ и.о.Генерального прокурора Российской Федерации от 16.05.94 N 18 "О введении в действие Инструкции о порядке предоставления и оплаты ежегодных отпусков прокурорским работникам" считать утратившим силу.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.И.Скуратов

Приложение
к приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 26.03.99 N 17

ИНСТРУКЦИЯ
О порядке предоставления и оплаты ежегодных отпусков прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации

- в районах Крайнего Севера - 24 календарных дня,

- в приравненных к ним местностях - 16 календарных дней.

Дополнительные отпуска согласно статье 14 Закона от 19.02.93 N 4521-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в количестве 7 рабочих дней устанавливаются для остальных районов Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате.

2. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается один раз в 2 года соединение отпусков и возмещение фактических расходов по проезду членов семей и провозу багажа до 30 кг на каждого в пределах территории Российской Федерации - в соответствии с Законом от 19.02.93 N 4521-1(ст.ст.15, 33).

3. По желанию работника ежегодный отпуск может быть разделен на несколько частей, если это не осложняет условия деятельности конкретной прокуратуры. При этом все предусмотренные законами и данной Инструкцией льготы применяются только к одной из частей отпуска.

4. Структура оплачиваемого отпуска:

а) основной отпуск

30 календарных дней

б) дополнительные дни к отпуску на путь следования

по времени безостановочного движения по кратчайшему пути следования

в) дополнительный отпуск за стаж работы

до 15 календарных дней

г) дополнительный отпуск в районах Севера (к 30 календарным дням основного)

до 24 календарных дней

5. Следование в отпуск и обратно с оплатой проезда разрешается пассажирским транспортом:

- воздушным - при отсутствии железнодорожного, автомобильного, речного (морского);

- речным (морским) - при отсутствии железнодорожного, автомобильного;

- автомобильным (кроме такси) - при отсутствии железнодорожного.

Лица, работающие в районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, имеют право на оплачиваемый проезд воздушным транспортом независимо от наличия других средств передвижения.

Проезд коммерческим транспортом (рейсами, маршрутами) оплачивается в пределах действующих государственных тарифов без стоимости дополнительных услуг (питание, добровольное страхование и т.д.).

6. Дополнительные дни к отпуску на время пути следования при оформлении отпускного удостоверения исчисляются исходя из безостановочного движения пассажирского транспорта по кратчайшему пути к месту отдыха и обратно (при следовании личным транспортом - пассажирского поезда).

7. Количество дополнительных дней на время пути следования по возвращении работника из отпуска корректируется с учетом фактически использованных транспортных средств и условий, указанных в п.6 настоящей Инструкции.

8. Оплата проезда к месту отдыха и обратно производится по фактическим затратам - по видам транспорта, в пределах:

Действительному государственному советнику юстиции

государственным советникам юстиции 1, 2, 3 кл.

старшим советникам юстиции

младшим советникам юстиции 1, 2, 3 классов

в мягких вагонах с 2-местными купе (СВ)

в мягких вагонах с 4-местными купе скорых поездов

в жестких купейных вагонах скорых поездов

в каютах 1 кат. судов транспортных линий

в каютах 2 кат. судов транспортных линий

в каютах 3 кат. судов транспортных линий

в каютах "люкс" судов транспортных линий

на местах 1 кат. судов транспортных линий

на местах 2 кат. судов транспортных линий

в салонах обычного класса

в салонах обычного класса

в салонах обычного класса

в маршрутных автобусах с откидными сиденьями (мягких)

в маршрутных автобусах с откидными сиденьями (мягких)

в маршрутных автобусах с откидными сиденьями (мягких)

9. Расходы на проезд авансируются в размере до 85% общей расчетной суммы на основании заявления на отпуск, в котором работник указывает маршрут следования, предполагаемые к использованию транспортные средства и стоимость проезда по участкам пути.

10. По возвращении из отпуска работник сдает в бухгалтерию отпускное удостоверение, к которому прикладываются авансовый отчет в объеме данных, указанных в п.9 настоящей Инструкции, и проездные документы. Исходя из подтвержденных документами фактического времени в пути и использованных транспортных средств производится перерасчет сумм, выплаченных за дополнительные дни к отпуску на путь следования, а также авансированных на проезд. Затраты на оплату постельных принадлежностей и бронирование мест на всех видах транспорта не возмещаются.

11. При непредставлении (утрате) проездных документов возмещение затрат производится на основании рапорта и по решению прокурора республики, края, области из расчета стоимости проезда в жестком купейном вагоне пассажирского поезда по фактическому расстоянию, - если причина непредъявления документов является уважительной, а в отпускном удостоверении имеются отметки о прибытии в пункт проведения отпуска и убытии из него.

При следовании к месту отдыха и обратно личным транспортом расходы на проезд возмещаются также по стоимости проезда кратчайшим путем в жестком купейном вагоне пассажирского поезда.

12. Остановки в пути следования, вызванные чрезвычайными обстоятельствами (аварии, сбои в расписании движения, неблагоприятные метеоусловия и т.д.) включаются в дополнительные дни к отпуску на основании отметок соответствующих транспортных органов на проездных документах.

13. Общее количество времени в пути следования (туда и обратно) исчисляется в целых сутках с применением округления.

14. Оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно при предоставлении ежегодных отпусков, а также исчисление дополнительных дней к отпуску за время пути следования производится только при проезде в пределах территории Российской Федерации.

В тех случаях, когда для проведения очередного отпуска работники отправляются за пределы Российской Федерации:

- при следовании железнодорожным транспортом оплата стоимости проезда и исчисление дополнительных дней на путь следования производится до конечного пункта, находящегося на территории Российской Федерации;

- при следовании другими видами транспорта стоимость проезда и дополнительные дни на путь следования определяются до пункта регистрации загранпаспорта и отметки органа таможенного контроля о пересечении границы Российской Федерации.

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 20.11.2017 № 782 «Об оплате стоимости проезда (компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда) к месту проведения основного отпуска и к месту нахождения санаторно-курортной организации, подведомственной Генеральной прокуратуре Российской Федерации, и обратно в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации» прокурорским работникам, пенсионерам органов прокуратуры и одному члену семьи, а также одному члену семьи прокуроров, научных и педагогических работников, проходящим службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены коэффициенты (районные, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях), или в органах и организациях прокуратуры, расположенных в субъекте Российской Федерации, входящем в Уральский, Сибирский или Дальневосточный федеральный округ, либо за пределами территории Российской, производится выплата денежной компенсации расходов, связанных с оплатой стоимости проезда к месту нахождения ФГБУ «Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации «Истра» и ФГБУ «Санаторий работников органов прокуратуры Российской Федерации «Электроника» (далее – санатории «Истра» и «Электроника»).

В соответствии с указанием заместителя Генерального прокуратура Российской Федерации от 24.11.2017 № 193/10У «О размерах материальной помощи, выплачиваемой работникам органов прокуратуры Российской Федерации и членам их семей, находящимся на санаторно-курортном лечении в санаториях органов прокуратуры Российской Федерации в 2018 году» работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации производится выплата материальной помощи в сумме равной 40 % стоимости питания и проживания в санатории «Электроника» в период с октября по май включительно и 40 % стоимости питания и проживания в санатории «Истра» круглогодично.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 05.12.2017 № 200-10 «О дополнительной материальной поддержке отдельных категорий работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и членов их семей, находящихся на отдыхе (без санаторно-курортного лечения) в санаториях органов прокуратуры Российской Федерации» работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы и членам их семей, а также работникам, осуществляющим профессиональную деятельность по профессиям рабочих и членам их семей, находящихся на отдыхе в санаториях «Истра» и «Электроника» один раз в год производится выплата материальной помощи в сумме равной 40% стоимости питания и проживания в санатории «Электроника» в период с ноября по апрель включительно и 40% стоимости питания и проживания в санатории «Истра» круглогодично.

На основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 01.10.2015 № 525 «Об оказании материальной помощи пенсионерам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в связи с прохождением санаторно-курортного лечения в санаториях работников органов прокуратуры Российской Федерации» пенсионерам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, прошедшим санаторно-курортное лечение в санаториях «Истра» и «Электроника» продолжительностью не менее 14 календарных дней в зимний период (при условии начала санаторно-курортного лечения не ранее 1 декабря и (или) окончания санаторно-курортного лечения не позднее 1 марта) оказывается материальная помощь в размере 4000 рублей один раз в течение календарного года.

Оказание медицинских услуг в санатории «Электроника» детям в возрасте от 4 до 9 лет осуществляется за наличный расчет с последующей компенсацией за данные услуги по месту прохождения службы при предъявлении соответствующих документов, по решению руководителя органа прокуратуры Российской Федерации.

Представьте себе среднестатистического офисного работника, который устал от серости, слякоти, бубнежа начальника, жалоб коллег, трезвонящего телефона, виснущего компьютера и тесной рубашки. Он решает: пора в отпуск. Спешим его остановить. Решения надо принимать не эмоциями, а здравым смыслом и чётким расчётом. Если отпуск взят невовремя, можно потерять значительную часть заработка. Рассказываем, почему расчётливые работники не берут отпуск в начале года и майские праздники.

Чтобы наслаждаться отпуском, не просчитайся. Фото: yandex.ru

  • отпускные не равны зарплате;
  • отпускные — не прибавка к зарплате, а её часть, которая выплачивается заранее.

Без долгих рассуждений перейдём к главному — подсчёту отпускных. Общая формула выглядит так:

отпускные = среднедневной заработок * количество дней отпуска

Дальше нас интересует среднедневной заработок. Если на протяжении года доход не менялся, например, вам платят только оклад без премий и прочих надбавок, то можно разделить ежемесячную зарплату на 29,3 (среднее количество дней в месяце).

Как посчитать среднедневной заработок

Если доход в течение месяца менялся, а также были пропуски (больничный, отпуск и т. д. ), то придётся посчитать, применив формулу:

среднедневной заработок = доход за расчётный период/количество отработанных дней

Расчётный период — год, предшествующий месяцу отпуска. Например, Марина берёт отпуск с 15 по 21 февраля 2021 года. Расчётный период — 1 февраля 2020 по 31 января 2021. Никаких премий девушка не получала, только оклад 30 000 рублей. За год она заработала 360 000 рублей. Это и есть доход за расчётный период.

В количество отработанных дней включается время фактической работы, выходные, праздники и дни отпуска за свой счёт, если их было менее 14.

Из количества отработанных дней исключаются отпускные, больничные, простой по вине работодателя и прочие случаи, когда человек не работал с сохранением зарплаты.

В августе 2020 года Марина брала отпуск на 14 дней, а в октябре — больничный на 7 дней.

Посчитаем количество отработанных дней в расчётном периоде.

Количество полных отработанных месяцев — 10. Количество дней в месяцах, которые отработаны не полностью. Считаем по формуле:

(общее количество дней в месяце — количество неотработанных дней)/общее количество дней в месяце*29,3

Количество отработанных дней=10месяцев*29,3+16+22,7=331,7

Среднедневной заработок=360 000/331,7=1 085,7

Марина идёт в отпуск на 7 дней, значит, она получит 7 599 рублей.

Зарплата после отпуска обидно маленькая

Девушка отдохнула, потратила отпускные, но ещё не видела своей зарплаты за февраль. Давайте посчитаем её, чтобы понять, выгодно ли Марина сходила в отпуск.

Марина просчиталась с отпуском. Фото: clearbody.org

Уточним, что в 2021 году зарплата у Марины поднялась на 5 000 рублей. Сейчас она получает 35 000 рублей.

Зарплата за февраль будет расчитана из фактически отработанных дней. Заметим, что месяц короткий — стоимость одного рабочего дня выше.

Считаем зарплату:

35 000 (оклад)/19 (количество рабочих дней в месяце)*13 (количество фактически отработанных дней)=23 947 рублей.

В общей сложности Марина получила 31 546 рублей.

Оклад в феврале 35 000 рублей. Девушка потеряла на отпуске 3 500 рублей.

Это случилось по нескольким причинам:

  • в расчётный период вошли месяцы с небольшой зарплатой;
  • февраль короткий месяц, поэтому стоимость одного дня выше.

В идеале Марине надо было брать отпуск в конце лета — осенью и выбирать месяц, где 31 день. Например, август или октябрь.

Когда отпуск становится убыточным?

Невыгодно захватывать отпуском официальные праздники. Они увеличивают продолжительность отдыха, но в расчёт отпускных не включаются. Представим, что Марина взяла отпуск с 11 по 24 января. Она будет отдыхать почти целый месяц и при этом сохранит часть отпуска.

Среднедневной заработок — 1085,6 (исходные данные не менялись, поэтому мы взяли результат предыдущих вычислений). Отпускные — 1085,6*14=15 198,4 рублей.

Зарплата за фактически отработанные 5 дней — 11 666 рублей.

В общей сложности Марина за январь получит 26 864 рубля при окладе 35 000 рублей.

Если брать 14 дней отпуска в марте, то Марина получит 15 198,4 рубля отпускных и 19 080 рублей зарплаты. Итого: 34 278 рублей.

Можно заработать на отпускных?

Заработать на отпускных получится, если брать в качестве отпуска выходные дни. Так вы будете получать зарплату за те дни, что обычно не оплачиваются.

Например, если Марина возьмёт в качестве отпуска 20 и 21 марта (суббота и воскресенье), то получит зарплату на 2 000 больше. Закон не запрещает так делать, но манёвр придётся согласовывать с работодателем. Все 28 дней отпуска выбрать таким способом не получится. Минтруд считает, что это не соответствует трудовому законодательству.

Однако, если у вас накопились неиспользованные дни отпуска за предыдущие годы, и работодатель настаивает, чтобы вы их отгуляли — берите в счёт выходных. При этом подбирайте расчётный период так, чтобы в него вошли месяцы с наибольшей зарплатой.

Наши умозаключения справедливы для работников, которые получают оклад. Если вы работаете сдельно, например, в торговле, то логика может быть другой. Отпуск в мае может оказаться прибыльным, потому что в расчёт отпускных попадёт период высоких новогодних зарплат. При этом торговля в мае обычно вялая, соответственно, зарплата низкая.

Одним словом, перед отпуском посчитайте, сколько вы получите за этот месяц денег.

Серые зарплаты

Важное уточнение — расчёт отпускных делается только с официальной части зарплаты. Если вы получаете 13 000 рублей на карту и 20 000 рублей в конверте, то отпускные будут расчитыватьяс от 13 000 рублей.

Впрочем, возможен вариант, что руководитель компании добавит несколько тысяч «от себя», чтобы не было обидно.

Не менее 15 млн россиян ежегодно выезжают на отдых за границу. Это количество значительно уменьшилось по сравнению с докризисным турпотоком. Во-первых, экономическая ситуация многих лишила возможности проводить отпуск за рубежом. Во-вторых, на некоторых граждан стал распространяться негласный запрет на выезд. Мы разберемся, можно ли выезжать за границу госслужащим, какие категории чиновников попадают под это ограничение и насколько это вообще законно.

Содержание

Запрет на выезд по закону

  • граждане, которым доступны сведения, содержащие государственную тайну;
  • призывники, проходящие срочную службу или лица, направленные на альтернативную службу;
  • лица, подозреваемые, обвиняемые или осужденные за совершение преступления;
  • граждане, уклоняющиеся от исполнения возложенных на них судом обязательств, в том числе финансового характера;
  • лица, сообщившие о себе при оформлении загранпаспорта заведомо неправдивые сведения;
  • сотрудники федеральных органов безопасности (ФСБ и подконтрольных структур);
  • граждане, признанные банкротами.

Загранпаспорта лиц, указанных в первых двух пунктах, согласно ст. 18 ФЗ № 114 передаются на хранение в миграционные органы и выдаются по разрешению руководства. Больше информации вы найдете в публикации «Запрет на выезд за границу».

Запрет на выезд для госслужащих: с чем это связано

Как видно из вышесказанного, какое-либо ограничение выезда за границу, связанное лишь с нахождением на госслужбе, законом не предусмотрено. По сути, запрет на пересечение границы может быть наложен на чиновника лишь в случае:

  • Доступа к сведениям, содержащим гостайну под грифом «особой важности» или «совершенно секретно». Речь идет о так называемых второй и первой форме допуска, которые в силу секретности предоставляются ограниченному кругу лиц.
  • Службы в ФСБ. Это не только оперативники, пограничники, но и относящиеся к ведомству военно-медицинские, научно-исследовательские, экспертно-судебные подразделения и так далее.

С 2014 года в связи с ухудшением военно-политической, криминогенной, санитарно-эпидемиологической и природно-климатической обстановки в мире руководство многих ведомств начало применять практику внутренних ограничений.

Действует она по одной и той же схеме: начальство издает внутреннюю директиву/постановление/приказ, которым рекомендует руководствоваться при оформлении отпусков. В частности, руководство отдельных ведомств ежегодно составляет перечень стран, в которые запрещен/разрешен выезд служащих из конкретной структуры. При оформлении отпуска сотрудников эти рекомендации обязательно принимаются к сведению. Учитывая внутренний характер указанных директив, ни одна из них официально не находилась в публичном доступе, хотя их реквизиты неоднократно озвучивались в СМИ.

Кроме того, соответствующие рекомендации неоднократно издавало также МИД РФ. Оно не рекомендует гражданам РФ посещать страны, с которыми у США действует договор о взаимной выдаче. Якобы в этих государствах для россиян существует реальная угроза задержания и ареста по запросам правоохранительных органов Соединенных Штатов. Причем нередко такие запросы необоснованны и надуманны. В этот список включены более сотни стран.

Обращаем внимание, что запреты, как правило, не распространяются на служебные командировки за границу. Речь идет о выезде по личным делам, в том числе связанным с посещением родственников, либо отпуске, независимо от целей такой поездки.

На кого распространяется негласный запрет

Таким образом, запрет на посещение других государств официально касается лишь граждан, имеющих доступ к государственным тайнам, независимо от названия службы, а также сотрудников ФСБ. А вот негласное ограничение права на выезд распространяется на куда большее количество служащих. Разберемся, какие госслужащие не могут выезжать за границу.

В первую очередь это касается органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и альтернативная служба. Дело в том, что выезд за границу данных служащих согласно ст. 19 ФЗ № 114 предполагает получение предварительного разрешения командования, без которого им не выдаются сданные на хранение паспорта.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 317 от 20.12.2004 к так называемым силовикам относятся служащие:

  • МВД, в том числе полицейские, сотрудники миграционных органов, ГИБДД, других полицейских управлений и департаментов;
  • Минобороны, за исключением срочников и служащих альтернативной службы;
  • ФСБ, включая пограничников;
  • Федеральной службы охраны;
  • Службы внешней разведки РФ;
  • Федеральной службы исполнения наказаний;
  • МЧС.

Но это далеко не весь список. В 2021 году поднялась новая волна обсуждения введения официальных запретов для всех госслужащих. Пока такие инициативы не обрели форму изменений в законодательстве. Тем не менее, ссылаясь на указания МИД, руководство ведомств не рекомендует служащим посещать некоторые страны (о причинах чит. выше). Соответствующие директивы распространяются на:

  • судей – от мировых до ВС РФ;
  • таможенников (ФТС) и других служащих Минфина;
  • прокуроров и сотрудников Следственного комитета РФ.

Любопытно, что о запрете для налоговиков (ФНС) и приставов (ФССП) в СМИ не сообщалось. Кроме того, не установлены негласные ограничения и другим государственным и муниципальным служащим, чья работа не связана с деятельностью силовых или правоохранительных структур. По мнению экспертов, временное негласное ограничение затронет или уже затронуло более чем 5 млн госслужащих.

Куда могут ехать госслужащие

Как уже сказано, многие из служб и федеральных ведомств подготовили для своих подчиненных списки стран, которые разрешены для посещения. Например, МВД рассылало такие рекомендательные письма уже неоднократно. Последнее из них – Распоряжение министра внутренних дел от 26.12.2017 г. «Об организации выездов сотрудников ОВД РФ, гражданских госслужащих, работников системы МВД за пределы РФ в период их нахождения в отпуске». Таким образом, установлен список из 13 стран (до этого было 30), которые разрешено посещать полицейским в отпуске:

  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Вьетнам;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Китай;
  • Куба;
  • Таджикистан;
  • Туркмения;
  • Узбекистан;
  • Южная Осетия.

В свою очередь, список стран, разрешенных для выезда сотрудникам ФСО в 2021 году, якобы включает 27 государств. Последний раз этот перечень публиковался еще в 2014 году. Тогда в число стран, разрешенных для въезда, входили:

  • Вьетнам;
  • Китай;
  • Тунис;
  • Марокко;
  • ОАЭ;
  • Мальдивские острова;
  • Камбоджа;
  • Индонезия;
  • Иран;
  • Молдова;
  • Уганда;
  • Эфиопия;
  • Буркина-Фасо и другие.

Обновленные сведений с тех пор не публиковались. Для военнослужащих, особенно тех, кто имеет вторую форму допуска (то есть допущен к секретным сведениям), актуален список из 27 стран, в который включены:

  • Абхазия;
  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Бразилия;
  • Вьетнам,
  • Доминиканская Республика;
  • Индия;
  • Индонезия;
  • Иордания;
  • Мьянма;
  • Намибия;
  • Никарагуа;
  • ОАЭ;
  • Оман;
  • Таиланд;
  • Таджикистан;
  • Тунис;
  • Шри-Ланка;
  • ЮАР и другие.

Как видно, в каждом из ведомств свой список. Единые рекомендации действуют лишь в отношении стран, которые нежелательны для посещения гражданами РФ.

Страны, не рекомендованные для посещения

Единый список стран, запрещенных для выезда госслужащим, опубликован не был. Например, еще в 2014 году появился негласный перечень от МВД, включающий, по информации разных СМИ, от 108 до 150 государств. До 2021 года от этой практики отказались – теперь публикуют только разрешенные страны.

Тем не менее продолжают действовать рекомендации МИД, согласно которым гражданам не рекомендуется посещать страны, с которыми США имеют двусторонний договор о взаимной выдаче. В настоящее время в соответствии с данными, размещенными на сайте Госдепартамента США, такое соглашение заключено со 111 государствами. В него вошли Турция, Египет, страны Европы и Прибалтики, Израиль и множество других.

Еще дальше пошло руководство прокуратуры. Согласно Приказу Генпрокурора № 201 (также нет в свободном доступе) список стран, в которые прокурорским работником ограничен выезд, включает от 167 до 173 стран. Насколько такая информация является правдивой, знают лишь работники прокуратуры. В любом случае вопрос контроля над их зарубежными поездками остается открытым – по закону прокуроры не обязаны получать разрешение на выезд из страны.

Порядок получения разрешения на выезд

Исходя из логики ст. 19 ФЗ № 114, особый порядок получения разрешения на выезд из страны предусмотрен лишь для служащих силовых органов, где предполагается военная служба.

Заявление на выезд за границу госслужащим должны подавать лишь сотрудники МВД, МЧС, ФСБ, Минобороны, ФСО, ФСИН и внешней разведки.

Порядок оформления такого разрешения определен Постановлением Правительства № 1598 от 19.12.1997 г. Документ выдается руководителями органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. При этом выезд за пределы РФ должен быть согласован с ФСБ. Процедура включает следующие обязательные этапы:

  1. Подача рапорта. Если рапорт на отпуск с выездом за рубеж подается служащим, допущенным к гостайне, решение начальством принимается с учетом актуальности секретных сведений. В частности, может потребоваться согласование с комиссией по защите гостайны. Если служащий не имеет отношения к секретной информации, он все равно подает рапорт, в котором фиксируется, что к гостайне допуск отсутствует. Ниже представлен образец рапорта.
  1. Согласование в ФСБ. После визирования рапорта заявление передается для проверки в ФСБ. Служба принимает решение, визирует, а затем возвращает рапорт руководителю ведомства.
  2. Оформление справки о выдаче паспорта. Такая справка выдается после согласования в ФСБ. Ее форма утверждена Приложением к Постановлению № 1598.
  3. Получение паспорта. На основании указанной справки сотрудник вправе получить ранее оставленный на хранение паспорт. Первое оформление загранпаспорта осуществляется в ГУВМ в общем порядке, с представлением всех необходимых документов и вышеуказанной справки с разрешением.

Все остальные служащие, даже если начальство “не советует” посещать некоторые страны во время отпуска, не обязаны следовать этим рекомендациям. Какое-либо уведомление о выезде за границу для госслужащих законом не предусмотрено.

Распространенные вопросы

Если вы не нашли ответы на интересующие вас вопросы, задайте их в комментариях либо поищите в этом разделе.

Могут ли полицейские выезжать за границу

Закон ограничивает в выезде лишь тех полицейских, которые допущены к гостайне. Но так как служба в МВД предполагает военную службу, перед выездом за границу полицейские обязаны получить разрешение у командования. К тому же известны случаи массовой сдачи полицейскими загранпаспортов начальству на хранение. Документы выдаются лишь после получения разрешения на выезд из России. Негласный список рекомендованных для посещения полицейскими стран включает всего 13 позиций. Подробнее об этом читайте в материале «Можно ли полицейским выезжать за границу».

Разрешается ли сотрудникам ГИБДД выезжать за пределы РФ

Сотрудники ГИБДД являются служащими МВД, потому порядок посещения зарубежных стран для них такой же, как и для полицейских:

  1. Подача рапорта.
  2. Согласование с ФСБ.
  3. Получение разрешения командования.
  4. Получение загранпаспорта.

При выдаче разрешения также учитываются, что для посещения рекомендованы всего 13 государств.

Может ли жена пограничника поехать за границу

Сотрудники пограничной службы являются служащими ФСБ, потому для них запрет на выезд установлен законом. Однако такое ограничение не может распространяться на супругов, детей или других родственников служащих. Брак со служащим ФСБ не является основанием для запрета на выезд.

Выпускают ли за границу военнослужащих

Прямое ограничение права на выезд установлено лишь для военных, проходящих службу по призыву, альтернативную службу или службу, связанную с допуском к гостайне. Все остальные военные формально могут выезжать за границу, но лишь после получения разрешения командования. При этом опять же учитываются запрещенные и разрешенные страны. Прочитайте подробнее, можно ли военным выезжать за границу.

Заключение

Таким образом, формально запрет на выезд актуален лишь для сотрудников ФСБ и лиц, допущенных к гостайне. Но по факту ограничение распространено на всех сотрудников силовых ведомств – дело в том, что командование вправе контролировать их пересечение границы. Рекомендуется ограничивать право на выезд и других гражданских служащих. Однако на практике такой возможности нет, поскольку они не обязаны получать специальное разрешение, чтобы покинуть пределы РФ, и отчитываться, какие страны планируют посетить.

Читайте также: