Сколько дней на дорогу к отпуску в полиции справочник

Опубликовано: 17.09.2024

1. Сотруднику органов внутренних дел предоставляются следующие виды отпусков с сохранением денежного довольствия:

1) основной отпуск;

2) дополнительные отпуска;

3) каникулярный отпуск;

4) отпуск по личным обстоятельствам;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 56 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

5) отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

6) другие виды отпусков в случае, если их оплата предусмотрена законодательством Российской Федерации.

2. Основной и дополнительные отпуска сотруднику органов внутренних дел предоставляются ежегодно начиная с года поступления на службу в органы внутренних дел.

3. Продолжительность отпуска, предоставляемого сотруднику органов внутренних дел в год поступления на службу в органы внутренних дел, определяется путем умножения одной двенадцатой части основного и дополнительных отпусков, установленных сотруднику в соответствии с настоящей главой, на число полных месяцев, прошедших от начала службы в органах внутренних дел до окончания текущего календарного года. Отпуск продолжительностью менее 10 календарных дней присоединяется к основному отпуску за следующий календарный год.

4. Основной отпуск за второй и последующие годы службы в органах внутренних дел предоставляется сотруднику органов внутренних дел в любое время в течение года в соответствии с графиком, утверждаемым руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем. При этом дополнительные отпуска суммируются и могут предоставляться одновременно с основным отпуском или отдельно от него по желанию сотрудника. В этом случае общая продолжительность непрерывного отпуска не должна превышать 60 календарных дней (без учета времени на проезд к месту проведения отпуска и обратно). Продолжительность непрерывного отпуска, установленная настоящей частью, не распространяется на сотрудника, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 300-ФЗ статья 56 настоящего Федерального закона дополнена частью 4.1

4.1. Продолжительность отпуска, предоставляемого сотруднику органов внутренних дел в год окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, определяется путем умножения одной двенадцатой части основного и дополнительных отпусков, установленных сотруднику в соответствии с настоящей главой, на число полных месяцев, прошедших от окончания отпуска по уходу за ребенком до окончания текущего календарного года. Отпуск продолжительностью менее 10 календарных дней присоединяется к основному отпуску за следующий календарный год.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 13 августа 2019 г. - Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 318-ФЗ

5. Основной отпуск, отпуск по личным обстоятельствам, отпуск по окончании образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и отпуск, предоставленный сотруднику органов внутренних дел в год поступления на службу в органы внутренних дел продолжительностью 10 календарных дней и более, увеличиваются на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно с учетом вида транспорта, но не менее чем на одни сутки в один конец. Сотрудник, которому предоставлены дни, необходимые для проезда к месту проведения отпуска и обратно, по окончании отпуска представляет документы, подтверждающие время, затраченное на проезд. Перечень документов, подтверждающих время, затраченное на проезд к месту проведения отпуска и обратно, и порядок их представления устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. В исключительных случаях, когда отсутствие сотрудника органов внутренних дел на службе в органах внутренних дел влечет за собой невозможность надлежащего осуществления федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальным органом, подразделением функций, установленных законодательством Российской Федерации, определенный графиком срок предоставления отпуска может быть по согласованию с сотрудником перенесен приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

7. Часть основного отпуска сотрудника органов внутренних дел, превышающая 30 календарных дней, может быть по его желанию заменена денежной компенсацией в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотруднику, проходящему службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях или других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также во вредных условиях, замена части отпуска денежной компенсацией, как правило, не допускается, за исключением случая его увольнения со службы в органах внутренних дел.

Информация об изменениях:

Часть 8 изменена с 13 августа 2019 г. - Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 318-ФЗ

8. Сотруднику органов внутренних дел женского пола, являющемуся матерью (усыновителем), предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленном трудовым законодательством. Указанный отпуск может быть предоставлен сотруднику, являющемуся отцом (усыновителем), опекуном, бабушкой, дедом и фактически осуществляющему уход за ребенком, только в случае отсутствия материнского попечения по объективным причинам (смерть матери, лишение ее родительских прав, длительное пребывание в медицинской организации и другие причины) на период отсутствия материнского попечения. На такого сотрудника в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, распространяются социальные гарантии, установленные трудовым законодательством.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 9 статьи 56 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

9. Сотруднику органов внутренних дел, замещающему должность педагогического работника образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, основной отпуск и дополнительный отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляются, как правило, в период каникулярных отпусков курсантов, слушателей, за исключением случая предоставления такому сотруднику путевки на лечение в иное время.

10. При переводе сотрудника органов внутренних дел в другую местность не использованные им основной отпуск и дополнительные отпуска предоставляются, как правило, по прежнему месту службы в органах внутренних дел, а при невозможности этого по новому месту службы в соответствии с настоящей главой.

Информация об изменениях:

Часть 11 изменена с 13 августа 2019 г. - Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 318-ФЗ

11. Сотруднику органов внутренних дел, увольняемому со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 1, 2, 3, 4, 9, 11, 16, 17 или 18 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона, по его рапорту могут быть предоставлены предусмотренные законодательством Российской Федерации неиспользованные отпуска за предшествующий и текущий годы.

12. Предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска, соединение или разделение отпусков, продление или перенос отпуска, замена части отпуска денежной компенсацией и отзыв сотрудника из отпуска оформляются приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 февраля 2020 года N 79

В целях упорядочения предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дней, необходимых для проезда к месту проведения отпуска и обратно, организации контроля за их использованием и в соответствии с частью 5 статьи 56 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" -

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст.7020; 2019, N 31, ст.4477.

1.1. Перечень документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно (приложение N 1).

1.2. Порядок представления документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно (приложение N 2).

2. Руководителям (начальникам) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации, организовать изучение требований настоящего приказа и обеспечить реализацию его положений.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, ответственных за деятельность соответствующих подразделений, и начальника Департамента государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации генерал-лейтенанта внутренней службы В.Л.Кубышко.

Министр
генерал полиции
Российской Федерации
В.Колокольцев

в Министерстве юстиции

25 марта 2020 года,

регистрационный N 57839

Приложение N 1
к приказу МВД России
от 17 февраля 2020 года N 79

Перечень документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно

1. Билет, электронный билет, электронный многоцелевой документ, ордер разных сборов, путевка.

2. Чек контрольно-кассовой машины; слип, чек электронного терминала при проведении операций с использованием банковской карты; подтверждение кредитной организации, в которой сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации открыт банковский счет, предусматривающий совершение операций с использованием банковской карты, о проведенной операции по оплате билета, оформленного в бездокументарной форме; документ, подтверждающий произведенную оплату перевозки, оформленный на утвержденном бланке строгой отчетности, приравненном к кассовому чеку.

3. Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

4. Справка (отпускное удостоверение) (рекомендуемый образец приведен в приложении к настоящему Перечню).

5. Документ, подтверждающий заключение договора страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования.

6. Документ, подтверждающий фактическое пребывание в дороге к месту проведения отпуска и обратно и (или) пребывание (проживание) по месту проведения отпуска.

Приложение
к Перечню документов, подтверждающих
время, затраченное сотрудником органов
внутренних дел Российской Федерации
на проезд к месту проведения отпуска и обратно


(должность, специальное звание, фамилия, имя, отчество (при наличии) сотрудника)

(населенный пункт, район, субъект Российской Федерации)

(должность, специальное звание (при наличии),

фамилия, имя, отчество (при наличии),
подпись должностного лица)

Приложение N 2
к приказу МВД России
от 17 февраля 2020 года N 79

Порядок представления документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно

1. Настоящий Порядок определяет процедуру представления в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных, научных, медицинских (в том числе санаторно-курортных) организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы, организации, подразделения МВД России), сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно воздушным, железнодорожным, водным, автомобильным (в том числе личным) и иным видом транспорта.

2. Документы, предусмотренные Перечнем документов, подтверждающих время, затраченное сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации на проезд к месту проведения отпуска и обратно (приложение N 1 к настоящему приказу) (далее - Перечень), представляются сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудник) в кадровое подразделение органа, организации, подразделения МВД России в течение трех рабочих дней после окончания отпуска. В указанный срок не включатся периоды временной нетрудоспособности сотрудника.

3. Для подтверждения времени, затраченного на проезд к месту проведения отпуска и обратно, сотрудник представляет:

3.1. При следовании к месту проведения отпуска и обратно воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом общего пользования - документы, указанные в пунктах 1 или 2 Перечня.

3.2. При следовании к месту проведения отпуска и обратно на территории Российской Федерации личным автомобильным или иным видом транспорта, не указанным в подпункте 3.1 настоящего Порядка, - документ, указанный в пункте 4 Перечня, с отметкой, заверенной печатью (штампом) органа, организации, подразделения МВД России по месту проведения отпуска. Отметка проставляется должностным лицом органа, организации, подразделения МВД России по месту проведения отпуска после предъявления сотрудником, находящимся в отпуске, служебного удостоверения или паспорта гражданина Российской Федерации.

За исключением сотрудников оперативно-поисковых подразделений и подразделений специальных технических мероприятий.

3.3. При следовании к месту проведения отпуска и обратно за пределы территории Российской Федерации личным автомобильным транспортом - документ, указанный в пункте 5 Перечня.

4. В случае проведения сотрудником отпуска за пределами территории Российской Федерации помимо документов, указанных в пунктах 1, 2 и 5 (при наличии) Перечня, сотрудник представляет документ, указанный в пункте 3 Перечня, содержащий отметки о пересечении государственной границы.

5. Для уточнения пребывания в дороге к месту проведения отпуска и обратно и (или) пребывания (проживания) по месту проведения отпуска по решению руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России и (или) при невозможности представления документов, указанных в пунктах 1-5 Перечня, сотрудник представляет документ, указанный в пункте 6 Перечня.

6. Сотрудниками кадрового подразделения с документов, указанных в пунктах 1-3, 5 и 6 Перечня, снимаются копии. После снятия копий указанные документы возвращаются сотруднику в день их представления.

Предоставление отпуска в МВД регулируется нормами действующего законодательства. Помимо этого, работников этой службы относят к государственным служащим, а значит, для них существуют некоторые особенности в предоставлении заслуженного отдыха. Далее, в статье рассмотрим вопрос, какой отпуск у сотрудника МВД, сколько он длится, какие документы необходимы для его предоставления, а также как производится его оплата.

Виды отпусков сотрудников полиции

Как уже говорилось выше, основным документом, регулирующим порядок предоставления отпуска сотруднику полиции, является ТК РФ, однако иными нормативными актами устанавливается целый ряд особенностей для этой категории служащих.

Далее, рассмотрим на предоставление какого отпуска можно рассчитывать в полиции (п.1 ст. 56 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ).

Основной

Продолжительность его определяется ст. 57 вышеназванного акта и составляет 30 календарных дней, при этом служащим в условиях Крайнего Севера предоставляется отпуск длиной 45 дней. В указанное число дней не входят выходные и праздничные дни, общая продолжительность которых не более 10.

Дополнительные отпуска сотрудникам полиции

Дополнительные предусмотрены следующие.

За выслугу лет

Предоставление этого вида отдыха регламентировано ст. 58 ФЗ от 30.11.2011 № 342-ФЗ. Так, в зависимости от срока службы в правоохранительных органах, работнику прибавляется 5 дней при стаже от 10 до 15 лет, 10 дней при работе от 15 до 20 дней и 15 дней при службе сроком более 20 лет;

По личным обстоятельствам

Порядок предоставления отдыха в этом случае регулируется положениями ст. 61. Его продолжительность будет составлять не более 10 дней без учёта времени на проезд в следующих ситуациях:

  • тяжёлое заболевание или смерть родственника;
  • стихийного бедствия, постигшего близкого родственника;
  • для прохождения реабилитации;
  • в иных случаях.

Перед увольнением

На него можно рассчитывать только при наличии стажа работы 20 лет (ст. 63).

При рождении ребёнка

А также уходу за ним до достижения возраста 3 лет. Предоставление этого вида отдыха происходит наравне с обычными гражданами-женщинами, а значит, регулируется нормами действующего ТК РФ.

Порядок предоставления

Порядок предоставления отпуска в полиции аналогичен предоставлению отдыха в любом ином предприятии:

  1. Подготовка и написание рапорта;
  2. Подача документа руководящему лицу;
  3. Подписание соответствующего распоряжения руководителя;
  4. Уход на отдых.

Перечень документов следующий:

  1. Рапорт, оформляемый по утверждённой форме;
  2. График отпусков, который составляется и утверждается руководителем соответствующего подразделения;
  3. Распоряжение руководства.

Рапорт по своей сути является тем же заявлением и должен содержать в себе:

  1. Название структурного подразделения, где проходит службу гражданин;
  2. Ф. И. О. руководителя, на имя которого оформляется бумага;
  3. Название, а именно «Рапорт»;
  4. Просьбу о назначении отпуска;
  5. Сроки, в которые планируется предоставление выходных с указанием времени, необходимого для дороги;
  6. Место, где планируется провести отдых;
  7. Транспорт, на котором служащий планирует добираться до места назначения.


Образец рапорта на отпуск

Указанный документ составляется и подписывается просящим собственноручно. Наличие помарок и исправлений не допускается.

Основным документом, после подписания которого служащий полиции может рассчитывать на отпуск в МВД РФ, является приказ руководства. Эта бумага оформляется в соответствии с требованиями действующего ТК РФ и содержит в себе следующие данные:

  1. Персональные данные лица, которому предоставляется отдых;
  2. Информация о сроках отдыха с указанием времени на дорогу;
  3. Общий срок отсутствия на службе.

Перенос, продление и отзыв

Статья 59 вышеназванного ФЗ регламентирует право на продление или перенос отпуска сотрудника полиции. Указанное возможно в следующих ситуациях:

  1. Если работник заболел;
  2. Если появилась необходимость в выполнении определённого задания;
  3. Если наступила иная ситуация.

При этом важно знать, что продление либо перенос выходных допускается на срок не более 10 календарных дней.

В ситуациях, когда во время отпуска оформлялся больничный по уходу за ребёнком, на продление или перенос отдыха не стоит рассчитывать. Это возможно только в случае болезни самого работника полиции.

Для работников этой сферы предусмотрены особые основания отзыва из отпуска.

Так, прервать отдых возможно в следующих ситуациях:

  1. При наличии согласия самого служащего, в случае, когда его вызов обоснован невозможность выполнения каких-то отдельных поручений или работы отдела в целом.
  2. Без согласия служащего, при наличии обстоятельств.

Обстоятельства для последнего пункта допускаются следующие:

  • при проведении контртеррористических операций;
  • при устранении последствий аварий, катастроф, техногенных происшествий. Важно знать, что если в этих ситуациях работник полиции откажется от выхода на службу, это может послужить основанием для освобождения его от должности.

Неизрасходованную часть отдыха работник может использовать в любое удобное для него время. При этом если её продолжительность более 10 дней, такому работнику надлежит оплатить проезд к месту назначения, а также предоставить дополнительное время на дорогу.

Расчёт и оплата

Существуют некоторые особенности расчёта отпуска при службе в МВД.

Рассчитаем, на какой максимальный срок отдыха может рассчитывать служащий: 30 дней основного отдыха + 15 дней (максимальный период за выслугу лет) + 10 дней выходных = 55 дней.

При этом в качестве дополнения к указанному сроку можно рассчитывать на время, которое сотрудник затратит к месту проезда и обратно домой. Данное право закреплено в Приказе МВД России от 16.05.2012 № 514.

Оплата отдыха осуществляется на общих правилах, как правило, не позднее последнего дня, предшествующего дате его начала.

Помимо всего сказанного, сотрудник МВД обладает правом по получению компенсации за неизрасходованный отпуск, но только в части, превышающей сверх определённые 30 дней. Но на практике такое право используется крайне редко, в основном только при увольнении сотрудника.

Наряду с этим работникам Севера производится компенсация оплаты до любого места проведения отдыха.

Порядок предоставления отпуска сотрудникам МВД регулируется нормами действующего законодательства и содержит в себе некоторые особенности. Так, определён более продолжительный срок для отдыха в размере 30 дней, в зависимости от срока службы могут предоставляться дополнительные дни. Помимо этого работникам полиции можно рассчитывать на оплату дороги к месту отдыха и обратно.

Предоставление отпуска сотрудникам полиции


17.07.2019

Отпуск сотрудника полиции рассчитывается иначе, чем у работника гражданской организации. Если человек в год предоставления отдыха находился в статусе «стажера по должности полицейского», то расчет будет осуществлен по смешанным основаниям.

В период прохождения службы вопрос предоставления отпуска регулируется внутренними документами. Гражданский кодекс при этом действует лишь в части, не затронутой оговариваемыми нормативно-правовыми актами.

Условия предоставления (продолжительность, кому положено)

Отпуск в МВД предоставляется по графику, утвержденному непосредственным руководителем. При необходимости передвинуть его на другое время подается рапорт на перенос. Основной отдых составляет 30 календарных дней без учета выходных и праздничных, а также времени нахождения в пути следования к месту проведения основного отпуска.

Каждый, поступивший на службу, задавался вопросом, сколько дней отпуск в МВД. При строительстве карьеры в ОВД не с начала года, он рассчитывается делением количества дней основного и всех дополнительных, положенных полицейскому, на 12. Получившееся число умножается на фактически отработанное время полных месяцев. Если такой отдых составляет менее 10 дней, то он будет присоединен к следующему основному периоду.

Во время прохождения службы на втором и последующем году отпуск в полиции будет составлять полные 30 календарных дней, а также все выходные и праздничные, попадающие в этот период. При пересчете – порядка 40 дней предоставляются только к основному отпуску.

Важно знать! Общая продолжительность всего времени отдыха не будет дольше 60 дней. В этот период не входит время следования в пути. Для полицейских, проходящих службу в районе Крайнего Севера, ограничения по длительности непрерывного отпуска не существует.

Возможность отмены запрета

Точного прогноза относительно того, когда будет снят запрет на посещение большинства заграничных государств, пока никто дать не может. Рядовые сотрудники МВД, общающиеся между собой в социальных сетях, мрачно шутят, что запрет будет снят только тогда, когда стабилизируется обстановка во всём мире.

С другой стороны, в 2021 году российским сотрудникам МВД разрешили дополнительно поездки в Турцию и Таиланд. Теперь можно поехать на отдых в 15 заграничных стран.

Виды отпусков

У сотрудников полиции, как и у рядовых граждан, есть возможность использовать разные виды отпусков. Существует несколько вариантов обязательного времени отдыха, который закреплен законодательством о социальных гарантиях:

Ежегодный

На такой отпуск сотрудников полиции могут рассчитывать абсолютно все полицейские без ограничения по званиям и стажу. По закону он составляет 30 дней. К 30 дням также добавляются входящие в этот период выходные и праздничные дни. Дополнительно к указанному времени отдыха предоставляются дни, необходимые на дорогу к месту его проведения. Денежные средства, потраченные на билеты, оплачиваются из бюджета.

Дополнительные

Кроме основного отпуска, обязательного для всех категорий полицейских, некоторым из них положены дополнительные дни отдыха.

За стаж

Данный вид отгулов, как и все дополнительные, является поощрительным. Он предоставляется полицейским, чей стаж службы более 10 лет. При этом его длительность с течением времени меняется:

  • при выслуге от десяти до пятнадцати лет – 5 суток;
  • при выслуге от пятнадцати лет до двадцати – 10 суток;
  • при выслуге свыше двадцати лет – 15 суток.

Важным нюансом является то, что время стажировки в расчет не входит. Таким образом, для выплаты надбавки за выслугу лет она включается в период для начисления, а для предоставления отпуска – нет.

Ненормированный день

Отпуск за ненормированный служебный день полицейскому предоставляется в соответствии с приказом МВД РФ от 14.12.2016 №842. Им урегулирован порядок, а также перечень должностей, которым он положен.

Данный вид отдыха может быть предоставлен как совместно с основным, так и отдельно от него. Стаж службы в этом случае во внимание не берется, все будет зависеть только от занимаемой должности. Так, например, оперативникам, которые входят в указанный перечень, дополнительные дни на отдых положены с момента назначения, даже несмотря на то, что сотрудник только что приступил к своим обязанностям.

Еще одним важным нюансом является то, что воспользоваться им можно либо в текущий год, либо в последующий. Такой вид отдыха нельзя копить, он автоматически прекращает свое действие, если не был реализован.

Вопрос о том, сколько дней отпуск сотрудника полиции за ненормированный день, варьируется в зависимости от занимаемой им должности:

  • руководителям и начальникам, находящимся на должностях высшего и начальствующего состава – десять дней;
  • руководителям, находящимся на должностях старшего начсостава – девять дней;
  • остальным сотрудникам, отраженным в перечне – семь дней.

За выполнение обязанностей в особых условиях

Основным критерием его предоставления будет документальное подтверждение нахождения полицейского в особых обстоятельствах. Само понятие «особые условия службы» установлено в ст. 35 ФЗ №342-ФЗ. Находиться там сотрудник может не более 6 месяцев. При этом необходимо издать приказ, где будет прописано, какого рода особые условия присутствовали: проведение

контртеррористических операций, действие военного положения и иные, установленные указанной статьей.

Такой отдых может быть предоставлен сразу после возвращения или совместно с основным отпуском в иные периоды. При этом его продолжительность зависит от времени нахождения в особых условиях:

  • 3 дня – нахождение до 30 суток;
  • 5 дней – от 30 до 60 суток;
  • 6 дней – от 61 до 90 суток;
  • 7 дней – от 91 до 120 суток;
  • 8 дней – от 121 до 150 суток;
  • 9 дней – от 151 до 180 суток;
  • 10 дней – от 180 сток и более.

По личным обстоятельствам

Отпуск по личным обстоятельствам в полиции может быть предоставлен неограниченное количество раз в год. Такой отдых является неоплачиваемым. Для этого необходимы, как правило, конкретные семейные ситуации: бракосочетание сотрудника, рождение у него ребенка, смерть близкого родственника. По иным причинам дни могут быть предоставлены только с разрешения прямого руководителя.

Совет! Продолжительность такого отдыха составляет 10 дней. Для оформления также требуется рапорт сотрудника, на основании которого будет издан приказ.

Президентский отпуск

Президентским такой отдых стал называться среди сотрудников ОВД – на самом деле, это не официальное его название. Предоставляется он в количестве 30 суток и предназначен для отдыха и реабилитации после охраны государственного строя РФ. Чтобы оформить его, необходимо заключение комиссии врачей.

Декретный

Декретный будет включать в себя отпуск по беременности и родам и отпуск по уходу за ребенком до 1,5 или 3 лет. В первом случае для получения необходима справка из женской

консультации о наличии беременности и ее сроке.

А вот после родов женщина сама выбирает какой период времени она будет находиться дома (1,5 или 3 года). Для того, чтобы оформить такой отпуск, необходим взять справку с работы мужа о том, что он не собирается воспользоваться данным видом отдыха и предоставить ее совместно со свидетельством о рождении ребенка.


Виды отпусков и порядок их предоставления сотрудникам полиции


Основные причины запрета

Согласно приказу, строгого запрета на посещение зарубежных государств не существует. Сотрудникам МВД просто не рекомендуется в 2021 году выезжать в те страны, с которыми у Соединённых Штатов Америки есть соглашения об экстрадиции.

В приказе обозначаются следующие причины рекомендации воздержаться от посещения некоторых стран:

  1. Охрана государственной тайны (согласно приказу, от посещения зарубежных государств должны отказаться те сотрудники, которые имеют доступ к секретной информации).
  2. Безопасность (россияне, путешествующие за границей, часто по надуманным причинам становятся жертвами американских спецслужб).

Соответствующее распоряжение актуально для сотрудников ГУВМ МВД, военнослужащих, ФСКН, Росгвардии и некоторых гражданских. Подчиниться приказу должны россияне, заключившие с Министерством обороны договор.


Гриф “Совершенно секретно”

Приказ был принят руководством силовых ведомств буквально: у полицейских стали отнимать загранпаспорта. Сильнее всего запрет на посещение “заграницы” ударил по жителям Калининграда и Дальнего Востока. Сегодня в качестве альтернативы им предлагается посетить Вьетнам, Китай, Таиланд или Кубу.

Получение разрешения

Важно понимать, что запрет на выезд за границу – не приговор. При возникновении необходимости посетить заграничное государство каждый сотрудник МВД имеет возможность получить соответствующее разрешение.

Процедура оформления разрешения сегодня выглядит так:

  • написать заявление на имя своего начальства (заявление составляется по установленной форме);
  • дождаться результата;
  • оформить разрешение;
  • передать полученное разрешение сотрудникам отдела кадров;
  • получить свой заграничный паспорт.


В заявлении сотрудник МВД обязуется как можно подробнее расписать свой маршрут. Также необходимо обозначить, с какой целью он желает совершить заграничное рандеву. Окончательное решение выносится на усмотрение начальника.

Важно учитывать то, что начальство может рассмотреть вопрос заявителя как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Обязанностью начальства является информирование сотрудника о принятом решении. Подтверждением того, что сотрудник МВД ознакомился с решением начальства, является его личная подпись.

Разрешение о выдаче заграничного паспорта также оформляется по установленному образцу. Если сотрудник МВД сталкивается с необходимостью длительного пребывания за границей, окончательное решение по его вопросу принимается только после согласования с вышестоящим начальством.


Рапорт о разрешении на выезд за границу

Процесс подачи заявления занимает 2-3 часа и не предполагает наличия специфических бюрократических формальностей. Решение принимается в течение 3-5 рабочих дней.

По окончании рандеву полицейский обязуется составить письменный отчёт о поездке и представить его начальству. Паспорт после поездки опять сдаётся в отдел кадров.

Процедура оформления

Все основные и дополнительные дни отдыха оформляются только по рапорту сотрудника. В нем должны быть ссылки на статью нормативно-правового акта, по которому предоставляется отдых и его продолжительность. Также необходимо указать каким транспортом он доберется к месту его проведения, поскольку от этой информации будет зависеть количество дней на дорогу.

На основании рапорта издается приказ. В данный момент утратило силу Постановление правительства, по которому выписываются отпускные удостоверения. Но некоторые территориальные органы издают свои приказы с утверждением формы подобного документа. Они необходимы для того, чтобы проставить отметку в месте проведения отпуска и подтвердить свое пребывание там.

Начисление отпускных

Сотрудник полиции не имеет отпускных денежных средств в том виде, в котором их получает работник гражданской организации. Порядок их начисления устанавливается приказом МВД РФ от 31.01.2013 №65. Выдача осуществляется в период с 20 по 25 число каждого месяца. При этом сотрудник имеет право на раннюю выплату, если уходит в отпуск. Тогда начисленные средства могут быть перечислены за 3 дня до начала отдыха. К денежному довольствию сотрудник также получает материальную помощь в размере одного оклада.

Важно знать! Если материальная помощь не получена к отпуску, то по приказу прямого руководителя она компенсируется в конце отчетного года.

Отпуск и его виды

Право на отдых сотрудников МВД

Служба в Министерстве внутренних дел регламентируется Федеральным законом № 342-ФЗ изданным 30.11.2011 года. Этот документ регулирует все основные вопросы трудовых взаимоотношений между наемными лицами и работодателем, но не отменяет действия Трудового кодекса РФ. Ответы на вопросы, которые не освещены в ФЗ №342, следует искать в ТК РФ. Что касается отпусков, то они выдаются на основании:

  1. Статьи 56 ФЗ № 342.
  2. Статьи 260 ТК РФ.

Полицейские имеют право отдыхать ежегодно от несения службы, получая за время предоставленного отпуска выплаты и сохраняя за собой свое место. Расширенный спектр отпускных периодов и их большая продолжительность связана с теми трудностями, которые сопровождают работу в органах. В большей своей части служащие МВД имеют те же гарантии, что и иные работающие лица, но в некоторых аспектах наделены более обширными правами.


23 января Конституционный Суд вынес Постановление № 4-П, в котором разобрался в том, имеют ли право на отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней сотрудники ОВД, уволенные в связи с болезнью, приобретенной во время службы.

Повод для обращения в КС

14 марта 2018 г. заместитель начальника полиции УМВД РФ по г. Перми Владимир Чистяков был признан не годным к службе в связи с наличием заболевания, полученного в период ее прохождения. 19 марта он подал два рапорта: об увольнении со службы с 26 марта 2018 г. и о предоставлении предусмотренного ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ отпуска по личным обстоятельствам.

Приказом ГУ МВД РФ по Пермскому краю от 20 марта 2018 г. Чистяков был уволен со службы с 25 марта 2018 г. по п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) без предоставления отпуска.

Посчитав свои права нарушенными, Чистяков обратился в суд с иском о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, об изменении даты увольнения – с учетом продолжительности отпуска по личным обстоятельствам – с 25 марта на 25 апреля 2018 г. и о взыскании расходов на оказание юридической помощи.

Индустриальный районный суд г. Перми в удовлетворении заявленных требований отказал, отметив при этом, что предоставление сотруднику по его желанию предусмотренных законодательством отпусков возможно лишь в случаях, указанных в ч. 11 ст. 56 Закона о службе в ОВД РФ, содержащей перечень оснований, при увольнении по которым сотрудники ОВД могут воспользоваться правом на отпуск. Суд посчитал, что поскольку п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона не входит в число названных оснований, Чистякову не мог быть предоставлен отпуск по личным обстоятельствам при прекращении службы.

Пермский краевой суд оставил без изменения решение первой инстанции, указав, что предоставление отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней предусмотрено лишь для сотрудников ОВД, увольняемых со службы по п. 8 ч. 2 ст. 82 Закона о службе в ОВД РФ, т.е. по состоянию здоровья – на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе. Судьи Пермского краевого суда и Верховного Суда отказали в передаче кассационных жалоб для их рассмотрения в судебном заседании.

В жалобе в Конституционный Суд Владимир Чистяков указал, что ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ не соответствует Конституции, поскольку исключает предоставление предусмотренного ею отпуска по личным обстоятельствам сотрудникам, увольняемым со службы по основанию, закрепленному п. 1 ч. 3 ст. 82 данного закона.

КС согласился с неопределенностью нормы закона

Изучив материалы дела, КС указал, что до внесения 2 августа 2019 г. изменений в ст. 56 Закона о службе в ОВД РФ отпуск по личным обстоятельствам безусловно предоставлялся сотрудникам органов внутренних дел, которые увольнялись по состоянию здоровья на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе.

Суд заметил, что в отношении сотрудников, увольняемых со службы в связи с болезнью (п. 1 ч. 3 ст. 82 закона), несмотря на то, что по данному основанию увольнялись только лица, признанные военно-врачебной комиссией не годными к службе, т.е. не имевшие возможности продолжить службу на других должностях в органах внутренних дел, вопрос о предоставлении такого отпуска мог быть решен отрицательно, о чем свидетельствуют судебные решения по делу заявителя.

Конституционный Суд напомнил, что 2 августа 2019 г. ч. 11 ст. 56 Закона о службе в ОВД РФ также была изложена в новой редакции, которая предусматривает, что сотруднику, увольняемому со службы по основанию, предусмотренному п. 1, 2, 3, 4, 9, 11, 16, 17 или 18 ч. 2 ст. 82 данного закона, по его рапорту могут быть предоставлены предусмотренные законодательством неиспользованные отпуска за предшествующий и текущий годы. По смыслу же гл. 8 оспариваемого закона, регламентирующей служебное время и время отдыха сотрудников ОВД, к неиспользованным отпускам, по общему правилу, могут быть отнесены основной и дополнительные отпуска, предусмотренные ч. 1 ст. 58 этого закона и предоставляемые, как правило, регулярно.

КС заметил, что отпуск по личным обстоятельствам, предоставление которого закреплено ч. 1 ст. 63 Закона о службе в ОВД РФ, не может рассматриваться как неиспользованный, ввиду того что право на него возникает однократно – непосредственно в момент принятия решения о прекращении службы после вынесения соответствующего решения военно-врачебной комиссией. Следовательно, указал Суд, в настоящее время ч. 1 ст. 63 данного закона не может применяться в системной связи с ч. 11 ст. 56, в том числе с учетом тех оснований увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы, которые в ней указаны.

КС отметил, что согласно положениям оспариваемого закона термин «состояние здоровья» относится к характеристике физического состояния лица, принимаемого в органы внутренних дел (проходящего в них службу), и используется при определении квалификационных требований к должностям в органах внутренних дел (ст. 9), обстоятельств, вследствие которых гражданин не может находиться на службе в органах внутренних дел (ст. 14), условий, с наличием которых связано предоставление права поступления на службу в органы внутренних дел (ст. 17), оснований перевода на другую должность (ст. 30), оснований и порядка расторжения контракта и увольнения (ст. 82, 84, 87 и 89) и правил заключения нового контракта с лицом, достигшим предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел (ст. 88), а также при решении вопроса о предоставлении отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней (ст. 63).

Статьей 9 данного закона, указал КС, установлены в том числе требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу, и сотрудников ОВД и определяемые по результатам военно-врачебной экспертизы категории их годности к службе.

Суд отметил, что приведенные положения, являясь основой для определения годности сотрудника к службе по состоянию здоровья, учитываются при формулировании оснований увольнения со службы, к числу которых относится и увольнение по состоянию здоровья при установлении сотруднику категории годности «В» (ограниченно годен), и увольнение в связи с болезнью при установлении категории годности «Д» (не годен). При этом сотрудники с категорией «В» подлежат увольнению по п. 8 ч. 2 ст. 82 оспариваемого закона, а сотрудники с категорией «Д» – по п. 1 ч. 3 данной статьи.

Таким образом, резюмировал КС, термин «состояние здоровья» используется в п. 8 ч. 2 ст. 82 Закона о службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ при указании на увольнение сотрудников, на основании заключения военно-врачебной комиссии признанных ограниченно годными к службе в ОВД. Соответственно, можно предположить, что упоминание в ч. 1 ст. 63 данного закона об увольнении в связи с состоянием здоровья относится только к увольнению со службы по состоянию здоровья на основании такого заключения.

В то же время, отметил Суд, прекращение служебных отношений как по п. 8 ч. 2 ст. 82 оспариваемого закона, так и по п. 1 ч. 3 этой статьи (в связи с болезнью – на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) обусловлено изменением категории годности к прохождению службы. «Следовательно, имеются основания для оценки ч. 1 ст. 63 данного Федерального закона как предусматривающей предоставление сотруднику органов внутренних дел отпуска по личным обстоятельствам в связи с ухудшением состояния его здоровья независимо от конкретного основания увольнения», – посчитал Конституционный Суд. Таким образом, оспариваемая норма, устанавливая право сотрудников ОВД на отпуск по личным обстоятельствам при стаже службы в календарном исчислении 20 лет и более в год увольнения со службы в связи с состоянием здоровья, не позволяет однозначно определить, каким сотрудникам, с учетом категории их годности к службе и основания увольнения, такой отпуск должен быть предоставлен.

Суд отметил, что данное утверждение подтверждается ответами госорганов. Так, Совет Федерации сделал вывод о соответствии оспариваемой нормы Конституции, но указал, что правовое регулирование, исключающее право граждан при их вынужденном увольнении в связи с болезнью на предоставление отпуска по личным обстоятельствам, ставит таких граждан в неравные условия по сравнению с гражданами, страдающими более легкими формами аналогичных заболеваний и увольняемыми по состоянию здоровья из-за отсутствия возможности перемещения по службе.

Министерство юстиции посчитало, что оспариваемая норма не позволяет сделать однозначный вывод о том, только ли сотрудник ОВД, увольняемый по состоянию здоровья, имеет право на отпуск по личным обстоятельствам либо данная гарантия распространяется на лиц, увольняемых в связи с болезнью.

МВД РФ отметило, что использование законодателем формулировки «в связи с состоянием здоровья», отличной от имеющихся в Законе о службе в ОВД РФ и формулировок оснований увольнения сотрудника со службы в ОВД («по состоянию здоровья», «в связи с болезнью»), может создавать неопределенность в установлении круга субъектов, на которых распространяются закрепленные оспариваемой нормой гарантии.

Генеральная прокуратура также указала, что положения оспариваемой нормы по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, предоставляя право на дополнительный отпуск при увольнении по состоянию здоровья, исключают предоставление данного права при увольнении в связи с болезнью, т.е. ставят в неравное положение лиц, фактически принадлежащих к одной категории – сотрудники ОВД, увольняемые по заключению военно-врачебной комиссии, и при этом подчеркивает, что такие различия в объеме дополнительных гарантий сотрудников вряд ли можно признать разумными и оправданными.

Таким образом, отметил КС, буквальный смысл оспариваемой нормы, ее понимание органами государственной власти, в том числе законодательными, а также правоприменительная практика указывают на возможность неоднозначного толкования ее содержания. Следовательно, оспариваемое законоположение противоречит принципам правовой определенности, равенства и справедливости, а потому не соответствует Конституции.

Суд указал федеральному законодателю на необходимость незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания признанного неконституционным положения и отметил, что решения Владимира Чистякова должны быть пересмотрены после приведения положений закона в соответствие с Конституцией во исполнение данного постановления.

Эксперты оценили позицию Суда

В комментарии «АГ» руководитель практики ФБК Legal Александра Герасимова отметила, что защита прав специальных категорий работников (в том числе, государственных служащих) является устоявшейся тенденцией в практике Конституционного Суда. По ее мнению, их Суд защищает с большей охотой, чем обычных работников, постановления по жалобам которых являются очень редким явлением.

«При этом, в отличие от более резонансных дел, по которым правовое сообщество ждало от Конституционного Суда отмены неконституционных норм, а он ограничился толкованием (как, например, дело Ильдара Дадина, толкование КС по которому полностью игнорируется судами), в данном деле не только норма признана неконституционной, но и указано на незамедлительное устранение неопределенности», – указала эксперт.

Александра Герасимова заметила, что поскольку все специальные законы об отдельных видах государственной службы содержат различия в правовом регулировании, то напрямую данное постановление не может являться основанием для вывода о неконституционности схожих положений. «Вместе с тем о возможности ссылки на данное постановление по аналогии указывает и сам Конституционный Суд, перечисляя схожие законоположения таких законов. На трудовые отношения обычных граждан данное постановление существенного влияния не окажет», – посчитала она.

Адвокат АК «Бородин и партнеры» Ольга Рогачёва отметила, что Конституционный Суд в своих решениях неоднократно ссылается на ранее сформулированные им правовые позиции, и в этом смысле постановления КС РФ можно рассматривать в качестве судебного прецедента. «Однако на практике это может потребовать внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, поскольку в самом постановлении КС указывается, что отпуск по личным обстоятельствам предусмотрен законодательством и для государственных служащих других категорий», – предположила она.

Читайте также: