В чем причина выхода декрета о конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов

Опубликовано: 17.09.2024

На десятом году после Октября в Центрально-азиатских этнотерриториальных образованиях России общественные и производительные отношения оставались такими же, как и до 1917 г. На XV съезде ВКП(б) (ноябрь 1927 г.) В.М. Молотов признавал: «По отношению к ряду районов, в особенности Советского Востока, нам приходится говорить не об оживлении Советов, а о создании Советов. Да и это требует довольно большого времени. Наверное, потребуется еще ряд лет, для того чтобы там действительно создалась Советская власть»1.

ЦК ВКП(б) предписывал, чтобы в национальных республиках была ликвидирована частная собственность крупных и средних скотовладельцев, т.е. фактически наиболее предприимчивых кочевников. Казахстанский вариант Октября в официальных партийно-советских документах означал конфискацию байских хозяйств под лозунгами «Октябрь в ауле», «Октябрь в степи», «Малый Октябрь».

Рассматриваемая проблема, хотя и освещалась учеными, комплексно изучавшими революционные мероприятия 20—30-х годов, сохраняет и поныне свою научную и исследовательскую значимость.

Казахстанские историки Г.Ф.Дахшлейгер, К.Нурпеисов, А.Турсынбаев2, как и многие другие историки, на основе исторических фактов показали, что конфискация байских хозяйств обосновывалась главным образом с идейно-политических позиций. Однако проблема разрушения традиционных общественных отношений в Казахстане, крайности антибайской кампании не получили должного анализа. В начале 90-х годов формируется новая концепция конфискации так называемых байских хозяйств в коллективизации аульных производительных общин3. Опираясь на новые исследования и ранее не доступные документальные источники, мы попытаемся подвергнуть с современных позиций анализу опыт большевистских преобразований в Казахстане.

Верным соратником И.В.Сталина здесь был ответственный секретарь крайкома партии Ф.И.Го-лощекин, возглавлявший казахстанскую парторганизацию с 1925 г. и исходивший из того, что Казахстан станет форпостом мировой социалистической революции на Востоке. Он был одержим идеей в предельно сжатые сроки превратить Казахстан в социалистическую республику, свободную от «дореволюционных пережитков».

В ноябре 1926 г. Пленум краевого комитета ВКП(б) под руководством Голощекина положил конец серьезным внутрипартийным разногласиям по вопросу о путях развития Казахстана и перспективах кочевого скотоводства. Пленум обязывал коммунистов Казахстана «усвоить связь между директивами Всесоюзной (XV) партконференции и задачами советизации и социалистического строительства КАССР»4, подтвердил курс на ликвидацию «классовых врагов» и «националистов», а также «правых уклонистов». Голощекин также добился оргвыводов в отношении своих оппонентов, в числе которых были председатель ЦИК республики Жолан Мунбаев, глава правительства Ныгметолла Нур-маков, члены бюро крайкома Султанбек Ходжанов и Смагул Садвакасов. Вскоре КазЦИК возглавил верный Голощекину Ельтай Ерназаров.

Оппоненты Голощекина вовсе не отказались от «социалистического переустройства аула», но выступили против насилия и развертывания гражданской войны в кочевых общинах. Садвакасов так сформировал суть внутрипартийного раскола: «Когда т. Голощекин сказал: надо пройтись Октябрем по степи, я ответил: надо дать передел тому Октябрю, надо ограничить границы Октября»5. Эта точка зрения и была объявлена антипартийной и национал-уклонистской.

Голощекин не без гордости сообщил Сталину о своей победе и получил от него ответ: «Товарищ Голощекин! Я думаю, что политика, намеченная в настоящей записке, является в основном единственно правильной политикой». Голощекина стали называть в партийной прессе «вождем отсталого Казахстана»6. Неограниченная власть Голощекина объяснялась не только том, что он был поддержан Политбюро ЦК ВКП(б) и Сталиным. Интеллектуальная элита была малочисленна, и разобщена, социальные интересы казахской элиты также существенно различались.

Никто не мог противостоять лидеру Казахстана, характеристику которому дал Г.Е.Зиновьев 24 июня 1927 г. ЦКК партии: «Я очень хорошо знаю, какой председатель из себя Голощекин, знаю не хуже, чем вы. Он старый товарищ, но где ему управлять таким краем. Прочтите стенограмму его речей. Как он обучает националов. Это компрометирует партию. Он проводил такую линию, которая является насмешкой над ленинской постановкой национального вопроса»7. Заявление крайком расценил как попытку «новой оппозиции» найти союзников в парторганизациях национальных республик в ее борьбе против «генеральной линии партии». Против Зиновьева была выдвинута целая серия опровержений, граничивших с прямой клеветой и пропитанных откровенным угодничеством в адрес Голощекина. Бюро крайкома 10 сентября 1927 г., обсудив вопрос о выступлении Зиновьева, единогласно утвердило заранее подготовленную резолюцию, в которой было записано: «1. Бюро Каз-крайкома с негодованием отвергает подобные выпады оппозиции, в данном случае тов. Зиновьева; 2. Излюбленный оппозицией метод шельмования отдельных большевиков-цэкистов, работавших на окраинах, является ничем иным, как маскировкой ее желания протянуть руку к недовольным элементам из националов. Национальные парторганизации не позволят оппозиции сорвать развертывающееся социалистическое строительство на окраинах»8.

Этому предшествовал ряд организационных мероприятий, проведенных после осуждения «национал-уклонистов». Аппарат крайкома ВКП(б) сосредоточил в своих руках всю полноту власти, решения его не подлежали никакой критике. Внутрипартийный режим граничил с армейскими порядками. Всякое оппозиционное настроение объявлялось антибольшевистским и антисоветским. Еще 27 августа 1927 г. крайком партии сформировал из своих членов постоянную мобилизационную комиссию, цель которой состояла в военном обучении коммунистов и комсомольцев9. Меры крайкома ВКП (б) были чрезвычайными. Фактически развязывалась гражданская война. Крайком энергично готовился к революционной ликвидации баев. Не случайно эту кампанию Голощекин именовал экспроприацией, о чем было известно и Сталину, который все же советовал Голощекину готовиться к конфискации, а не к экспроприации10.

3 мая 1928 г. ЦК ВКП(б) предложил крайкому перенести центр тяжести на борьбу с экономическим и политическим влиянием баев в аулах11. Эта установка имела силу закона. К 1928 г. крайком уже подвел социально-экономическую базу под курсы на конференцию байских хозяйств. Еще в 1926—1927 годах дважды проводили переделы.

Издан декрет о переделе сенокосных и пахотных угодий, однако он «не сработал», поскольку население аулов не откликнулось на призывы к переделу. По признанию президиума КазЦИК, «беднота, подговоренная баем, отказывалась от принудительного распределения угодий»12. III сессия КазЦИК пятого созыва (декабрь1926 г.) постановила доработать данный декрет, учитывая уроки предыдущей попытки. Новый документ, обнародованный 21 марта 1927 г., фактически был началом подлинной войны против баев. У них насильственно было отобрано 2 млн. 900 га угодий13. Революционное размежевание в кочевых и полукочевых аулах стало предвестником развертывания широкой кампании по окончательной ликвидации крупных хозяйств. Передел сенокосных и пахотных угодий нередко приравнивали в официальных и пропагандистских документах к революционным преобразованиям 1917 г.

К 1928 г. байских хозяйств было не более 6,9 % от общего числа скотоводческих производительных единиц. Поголовье скота в каждом из этих хозяйств достигало 20 и более голов14. Казахстанские партийные лидеры называли развертываемую ими кампанию экспроприацией. Руководство республики стремилось к XI годовщине Октября осуществить экономическую (и даже физическую) ликвидацию состоятельных скотовладельцев. В ходе предвыборной кампании 1925—1926 годов баи лишались избирательных прав. Руководствуясь указаниями ЦК ВКП(б), ЦИК и СНК КАССР 28 августа 1928г. издали постановление, в котором говорилось: «Провести в Казахстанской АССР, за исключением Адаевского округа и хлопководческих районов бывших Джетысуйской и Сыр-Дарьинской губерний и Каркаралинской автономной области, выселение тех наиболее крупных скотоводов из коренного населения, которые, сохраняя полуфеодальные, патриархальные и родовые отношения, своим имущественным и общественным влиянием препятствуют советизации аула»15.

Партийно-государственные документы о конфискации были пропитаны непримиримостью к «классовому врагу», ненавистью к имущим слоям населения. Партийные и советские органы грубейшим образом вмешивались в жизнь аулов, сознательно провоцировали и разжигали классовую вражду. Об этом говорили типичные лозунги тех лет, натравливавшие батраков, бедняков и середняков «против баев и аткамнеров»16. Подобными провокациями были наполнены страницы массовой прессы. Партийные и государственные работники всячески пропагандировали эти лозунги. И чем ниже был ранг руководителя, тем громче звучала его демагогия17.

Политическая демагогия сочеталась с соответствующими организационными мероприятиями не только против самих скотовладельцев, но и членов их семей. Отчуждалась вся их недвижимость и движимость, им не оставляли пищи даже для детей. Насильно забрав все имущество, правительство выселяло владельцев скота из традиционных мест обитания.

Скотоводы и их семьи навсегда лишались права вернуться на свою родину и заниматься привычным хозяйством. Репрессированных увозили в города и трудоустраивали в местах, где отсутствовали самые элементарные условия для нормальной жизни. Люди подвергались грубейшим унижениям. Конфискация нарушила духовное единство аульного населения, которому исстари были свойственны уважение к старшим, взаимопомощь, общность интересов, утрачивались лучшие традиции общинной жизни. Аульно-родовая община превращалась в очаг социальной вражды. Впрочем, основная масса кочевников пыталась придерживаться традиционных норм жизни, издавна составлявших основу духовности казахского народа. Большевики же опирались на неимущую часть населения, среди которых было немало лодырей — «шолак белсенде» или аульных краснобаев, завидовавших своим состоятельным сородичам.

Часть бедняков поддерживала конфискуемых, другие выступали против них. Так, в Семипалатинском округе в 9 районах, а именно: в Бешкарагайском, Жарминском, Аягузском, Уланском, Кзыл-Танском, Чингизском, Курчумском, Тарбагатайском, Кзыл-Тасовском конфискацию осуществляли 49 комиссий. В самих аулах более 800 человек было мобилизовано для этой цели. И тем не менее ликвидация байских хозяйств проходила крайне сложно, часть кочевников-бедняков была недовольна политикой отчуждения баев18.

В Уральском округе конфискация протекала противоречиво. В Чижинском районе 10 уполномоченных провели батрацко-бедняцкие собрания и за две недели завершили конфискацию байских хозяйств. Эти уполномоченные докладывали, что батраки, бедняки, а в некоторых случаях и середняки активно участвовали в конфискации и сами указывали на хозяйства баев. Но отмечалось и то, что отдельные батраки, бедняки, середняки говорили, что им «с баями живется лучше, они дают бесплатную корову, быков и т. д., у них отбирать ничего не нужно». Сходная ситуация сложилась и в Семипалатинском районе: уполномоченные здесь устроили 35 батрацко-бедняцких и 27 общих собраний. А в ауле Кишкене-Шал бедняки указали не только на своих, но и на баев из соседнего Джангалинского района. В местности Талды-Апан середняки наметили 18 байских хозяйств для конфискации. В то же время батрак молился за своего бая19.

С большим трудом прошла ликвидация частноскотоводческих хозяйств в Каркаралинском округе. Здесь в большинстве случаев советские и общественные структуры выступили в защиту баев; 90 аульных Советов № 2 ячеек «Кошчи» (комитеты типа крестьянских) возбудили ходатайства перед исполкомами о возврате конфискованного скота и имущества20.

В Актюбинском округе, наряду с одобрением и поддержкой выселения баев, отмечались случаи, когда против насилия над баями выступили русские кулаки, защищавшие кочевника-скотовладельца. В Алма-Атинском округе бедняки Чркпарского района заявили: «Если этих баев не выселите, то они нам, бедноте, не дадут покоя и будут мстить; по казахскому обычаю заберут весь скот». А в Кара-тальском районе беднота помогла уполномоченным в розыске и выявлении скота, принадлежавшего своим состоятельным родственникам21.

Фактически жители аулов плохо понимали, что собственно происходит. Даже середняки и бедняки проявили недовольство ликвидацией состоятельных скотовладельцев. Мало кто одобрял сплошную нищету и разорение хозяйств. В газетах нередки были материалы, освещавшие объективное положение дел в кочевых аулах. «Беднота и батрачество не имеют ясных представлений о конфискации», — говорилось в журнале, — «Не надо упускать из виду наличие недовольства этим революционным мероприятием отдельных середняков»22. Но реальная ситуация в аулах мало учитывалась, результаты проводимой конфискации были проведены заранее. Через 16—20 дней после обнародования очередного правительственного документа сообщались данные о численности конфискуемых. Так, «Красный Урал» 21 сентября напечатал постановление окружного исполкома о выселении 71 хозяйства. Через два дня, 23 сентября, на страницах «Джетысуйской искры» выступил ответственный секретарь Алма-Атинского окружкома ВКП(б) Морозов, который сообщил о ликвидации 79 хозяйств. Петропавловская газета «Степная звезда» (25 сентября) напечатала постановление окружного исполкома о выселении «из пределов Петропавловского округа с конфискацией имущества 34 семей крупных скотоводов», а из Актюбинского, Каркаралинского, Кызыл-Ордынского округов, вместе взятых, свыше 163 хозяйств23.

Конфискация байских хозяйств фактически означала их экспроприацию. Уже к 25 октября 1928 г. была отчуждена движимость и недвижимость 700 крупных скотовладельцев. О грубом произволе и несправедливом изъятии скота и имущества свидетельствуют 500 заявлений, поступивших от пострадавших в Центральную комиссию по проведению конфискации. Власти Казахстана были воистину одержимы идеей окончательной ликвидации частного сектора. Конфискованный скот (около 200 тыс. голов) поступил в распоряжение 293 колхозов, 5 совхозов и более 20 тыс. бедных хозяйств24. После рассмотрения ряда заявлений, поступивших в Центральную комиссию, по проведению конфискации приговоры последней практически не изменились. Невероятны были моральные потери жителей аулов. Репрессиям подвергалась наиболее просвещенная, хозяйственно-сметливая часть кочевников. Все это оставило неизгладимый след в мировоззрении последующих поколений Казахстана.

Голощекин и его окружение были вполне удовлетворены итогами конфискации. На декабрьском (1928 г.) пленуме Казкрайкома он торжественно заявил, что наступает «новое время»26. В результате «Октября в ауле» около 500 хозяйств разного уровня в 1928 г. откочевали за пределы Казахстана. Заметно увеличились размеры стихийных и государственных заготовок, подрывавших основы кочевого скотоводства. Например, за 1926/1927 и 1927/1928 хозяйственно-бюджетные годы убой и продажа скота увеличились: с 2000 голов скота до 21000 — по Павлодарскому, с 51000 до 86000 — по Петропавловскому, с 39000 до 79000 — Семипалатинскому округам26. Не меньше потерь и в других округах.

Конфискация была лишь генеральной репетицией перед массовой коллективизацией сельского хозяйства, которая окончательно уничтожила в Казахстане традиционные хозяйственные отношения. За годы революции «сверху» количество хозяйств сократилось на 490 тысяч, а число аульно-сельско-го населения — на 2,6 млн. 27. Но никакими цифрами невозможно определить моральные и материальные потери, понесенные казахским народом в 20—30-х годах.

Тема урока: Голод в 1931-1933-е годы. Казахстанская трагедия.

Цель урока : Разобраться в причинах и в последствиях голода в 1930-х годах.

Задачи: подвести итоги массового выступления крестьян против Советской власти и массовой миграции людей за пределы Республики.

Обсудить и прийти к единному мнению, для чего нужно открывать вот такие - мрачные страницы нашей истории, и какой урок из этого должно извлечь современное общество?

Продолжить формирование умений и навыков работы с текстом учебника, навыков анализа исторических документов и работы с историческими картами.

Воспитывать уважение к истории своей страны, неприятие силовых методов решения проблем.

Ожидаемый результат: учащиеся поймут и осмыслят причины массового голода в 30-х годах 20-го столетия, приведшие к великой трагедии казахского народа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: интерактивная доска или моноблок, карта “Индустриализация в Казахстане. 1929-1939 гг.”, учебник, докуметальный фильм « о голоде 30- х годов» .раздаточный материал-тесты, лист оценивания.

1.Оргмомент.

2.Мозговой штурм: учащимся представлены портреты исторических личностей. Ученик должен рассказать все что знает о нем .

1.Турар Рыскулов, партийный и государственный деятель, один из организаторов Советской власти в Средней Азии и Казахстане, талантливый публицист, участник восстания 1916 года. Репрессирован в 1938 году. Написал письмо Сталину в 1933 году о бедственном положении казахского народа.

2.Мухаметжан Тынышпаев, деятель движения «Алаш» премьер министр, а позднее министр внутренних дел Кокандской автономии. В 1919 году перешел на сторону Советской власти. В 30-х годах расстрелян как «враг народа».

3.Мустафа Шокай, выдающийся общественный и государственный деятель, публицист, гуманист, демократ. Возглавил Туркестанскую автономию, после разгрома Туркестанской автономии эмигрировал в Германию.

4.Мыржакып Дулатов, журналист, писатель публицист, поэт, просветитель-педагог, переводчик. Участник разработки программных документов партии «Алаш» и правительства Алаш Орды. За сборник стихов «Оян казак» был посажен в тюрьму.

5. Ахмет Байтурсынов, поэт, ученный тюрколог, педагог просветитель, лидер партии «Алаш», редактор газеты «Казах». Арестован и расстрелян в 1937 году.

6.Алихан Бокейханов, ученный, общественный и политический деятель, лидер и председатель партии «Алаш», арестован и расстрелян в 1937 году.

7. Амангельды Иманов, один из руководителей восстания 1916 годав Тургайском центре движения, активный участник борьбы за Советскую власть в Казахстане.

8. Абдугаппар Жанбосынов. Один из руководителей национально-освободительного восстания 1916 года, восставший народ избрал его ханом, отказавшись от титула хана он стал именоваться амиром.

1.Какие меры осуществило правительство перед коллективизацией?

1.Подготовка кадров для сельского хозяйства

2.Конфискация имущества байских хозяйств

4.Осуществление земельно-водной реформы

5.Уменьшение налогов с колхозников

2.Сколько млн. га. пахотных угодий, ранее принадлежавших баям, получили трудящиеся аула к весне 1926 года?

3.1,25 млн. га

3.В каком году началась конфискация скота у баев в Казахстане?

4.В чем причина выхода Декрета "О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов"?

1.Принцип "выравнивания"

2.Считалось, что они препятствуют советизации аула

3.Чтобы осуществить аграрную реформу

4.По причине нарастания движения сопротивления баев и полуфеодалов

5.Преобладание численности баев – полуфеодалов

5.Какая часть населения привлекалась для оказания помощи в проведении коллективизации?

6.Какими методами и приемами осуществлялась коллективизация?

2.Силовыми, административными

3.По принципу согласованности

4.Выражая интересы бедняков

5.По принципу добровольности

7.Где появился первый поселок "городского типа"?

1.Чуйский район

8.Численность казахского народа накануне голода 1930-1932 гг.

9.Сколько казахов мигрировало за пределы республики в 1931-1933 гг.?

1.Более 1 млн. человек

3.0,5 млн. человек

4.2,2 млн. человек

5.Более 2 млн. человек

10.Сколько человек - казахов безвозвратно мигрировало за пределы республики?

11.Под каким названием вошел в историю голод 1930-1933 гг.?

3."Годы великого бедствия"

4."Малый Октябрь"

12.К кому обращалась группа деятелей Казахстана с "Письмом пяти"?

2.К Голощекину

13.Назовите деятеля, написавшего письмо Сталину о тяжелом положении в республике в 1933 году?

Актуализация опорных знаний проводится в виде фронтальной беседы

1.в каком году появились первые признаки недовольства политикой властей в Казахстане в ходе проведения конфискаций---------------1928 году

2.как вели себя восставшие, и кто были основной движущей силой----------громили партийные и советские учреждения, жгли документы, основной движущей силой были среднее и бедное крестьянство.

3. что послужило поводом восстания в Сузакском районе----сооружение конц.лагерей для раскулаченных, а также за религиозные обряды в священный месяц Ураза

4.назовите самое крупное восстание против Советской власти 30-х годов--------------Сузакское в нем участвовало более 5000 человек

5.сколько всего восстаний было на территории Казахстана с 1928- по 1933 годы-------------400 крестьянских выступлений.

6. в какие государства массово откачевывали восставшие крестьяне спасаясь от карательных мер органов ОГПУ---------------- Китай, через Туркмению в Иран, Афганистан,

7.назовите главные причины поражений народных выступлений 1929-1931 годах--------------------- плохое вооружение, недостаточная организованностьи массовый голод обиссилил восставших

Постоение логической цепочки

Первая мировая война ---- восстание 1916 года --- революции 1917 года---установление советской власти в стране-----гражданская война------политика военного коммунизма-------НЭП------Индустриализация----- курс «малый Октябрь»----Коллективизация сельского хозяйства-------- начало второй мировой войны.

Предпосылки

Вина за массовый голод лежит на руководстве СССР, избравшем «интенсивный» путь строительства социализма. Чтобы превратить новое государство в индустриальное, требовалось в том числе современная техника. К тому же надо было обеспечивать продовольствием растущее население городов – промышленных центров. В свою очередь, для закупки промышленного оборудования за рубежом была необходима валюта.

Насильственная коллективизация

Откуда было брать деньги? Как вариант: отнять зерно у зажиточного крестьянства с тем, чтобы экспортировать его за границу. Выход был найден в принудительном объединении крестьянских хозяйств и раскулачивании зажиточных. Недовольные государственной политикой крестьяне стали сокращать посевы, забивать скот, уничтожать семенной фонд.

Кроме того, на действия властей и простого народа накладывались также природные факторы. Засуха и неурожай, в частности, в Западной Сибири, на Урале, в Поволжье и в Казахстане привели к серьёзному сокращению запасов зерна. Несмотря на это, в стране продолжались массовые принудительные хлебозаготовки и экспорт зерна за рубеж. Несогласные подвергались взысканиям и иным формам наказания.

К 1933 году около 60 % крестьянских хозяйств насильственно «сливались» в колхозы. Неудивительно, что сельское хозяйство приходило в упадок. С 1928 по 1933 годы объёмы аграрного производства, в том числе из-за повторного неурожая, сократились на 20 %. Результатом жестокой политики по отношению к крестьянству стал массовый голод.

5.Изучение нового материала:

проблемный вопрос: Можно ли было избежать массового голода и гибели людей

работа с новыми словами

карательные меры---виды наказания, кара

миграция- перемещения населения

репрессия- ущемление в правах, карательная мера наказания, применяемая государственными органами

военный коммунизм коллективизация сельского хозяйства

В начале 20-х годов население республики составляло чуть более 6 миллионов человек. По новым данным историков, в результате голода 1920-21 годов население в Казахстане уменьшилось на 1 миллион 700 тысяч человек. И вторая волна - это голод 1930-33 годов. В эти годы, как отмечают ученые, количество жертв достигло уже 2 миллионов 100 тысяч. Человек из них 1млн. 750 тыс. казахи и 250 тыс представители других национальностей. То есть в результате голода 20-30 годов XX столетия население Казахстана уменьшилось на 4 миллиона человек не считая 2 млн чел., которые покинули пределы Казахстана, только незначительная часть вернулась обратно на родину. Опустевшие земли, в последствии были заселены представителями других народов

В Казахстане проживае17 330 494[4] чел . (63- е )т человека (по данным на 1 мая 2014 года). Коренное население Казахстана – казахи – составляют 65,6% населения (2009).

• % водной поверхн. 9-я в мире

Республика Казахстан – типичное полиэтничное государство, в котором, помимо казахов, проживают представители многих других национальностей, сохраняющие свои языковые, исторические, культурные ценности. К ним относятся: русские (21,8%), украинцы (1,8%), узбеки (3%), татары (1,2%), уйгуры (1,4%), а также представители других национальностей.

Возвращаемся к проблемному вопросу: Можно ли было избежать массового голода и гибели людей если да , то почему. И если нет, то почему

6..Закрепление изученного материала

Просмотр видео сюжета о массово голоде в Казахстане в 30-х годах

Беседа по сюжетам фильма

. С 1997 года 31 мая отмечается как День памяти жертв политических репрессий. Но надо отметить, что не только политические репрессии привели к большим потерям. Огромное число жертв казахского народа обусловлено и таким явлением, как голод. И поэтому, наверное, уместно и своевременно сегодня отмечать и день памяти жертв голода в Казахстане.

Эта идея озвучена - самим Президентом Республики Казахстан, озвучена ведущими историками. И сегодня - в День памяти жертв политических репрессий - общественность уже отдает дань памяти и жертвам голода. Но официального статуса эта дата пока не имеет.

7.Подведение итогов урока:

насколько важным вы считаете открывать вот такие - мрачные страницы нашей истории? Какой урок из этого должно извлечь современное общество?

- Изучение истории необходимо для дальнейшего подъема страны, благополучного развития Республики Казахстан на современном этапе. И поэтому сегодня, изучая проблемы голода, изучая количество жертв, которые понесла наша республика, наш народ в те годы, - мы ставим на повестку дня вопрос о демографическом росте.

Необходимо увеличить население в Казахстане, количество граждан страны. Сегодня эта проблема решается многовекторно. Это и возвращение оралманов, и использование различных государственных льгот, чтобы активизировать рождаемость, вызвать демографический бум.

И третье - это необходимость патриотического воспитания, чтобы сегодняшняя наша молодежь хорошо знала собственную историю со всеми ее трагическими страницами и была готова противостоять любым негативным воздействиям и вызовам, откуда бы они ни исходили. История ХХ века - это лучший воспитатель патриотизма у молодых казахстанцев. «История должна быть правдивой, но не агрессивной». История – это наука, затрагивающая судьбы этносов, народов, государств, различные группы людей и отдельных граждан. Поэтому политизация истории, манипулирование историческими фактами в угоду своим политическим интересам могут привести народы к кровопролитию и бесконечной вражде. Как говаривал один известный ученый-историк, «если в историю стрелять из пистолета, она ответит пушками». История – это великий учитель всех времен и народов, и мы должны быть достойными учениками и открывать новую страницу нашей современной истории в мире и согласии со всеми народами, устремленными в богатое и процветающее будущее нашей любимой Родины – Республики Казахстан. Камал Бурханов

Выставление оценок за работу на уроке

Домашнее задание: пар.№20-21 повторить. Ответить на вопросы. Изучить документ на стр 140-141.


Кстаубаева, У. А. Ликвидация казахского байства как класса в конце 20-х годов XX века / У. А. Кстаубаева. — Текст : непосредственный // Вопросы исторической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/128/7037/ (дата обращения: 25.05.2021).

В статье на основе архивных источников из Центрального государственного архива Республики Казахстан и архива Президента РК, рассматривается процесс ликвидации байства как класса в Казахстане, в конце 20-х годов XX века.

В конце 20-х годов ХХ века в Казахстане начинается масштабная акция по дебаизации зажиточных скотовладельцев в рамках общегосударственной концепции «раскулачивания», потому что они якобы «своим имущественным и общественным влиянием препятствуют советизации аула». Обосновал ее еще в 1919 году сам Ленин. Когда делегаты из Казахстана спросили его, как можно подорвать экономическую силу баев в ауле, вождь пролетариата ответил: «Очевидно, вам придется раньше или позже поставить вопрос о перераспределении скота» [1, 179].

26 июля 1928 года на совещании в Крайкоме ВКП (б), рассматривались вопросы создания комиссии, проведения предварительной кампании, методах и сроках конфискации баев и полуфеодалов. Здесь же обсуждался проект декрета, о том кого и по каким критериям будут выселять и конфисковывать. Указывалось, что «речь идет о тех крупных скотоводах из коренного населения, которые сохранили полуфеодальные, патриархальные и родовые отношения, своим имущественным и общественным влиянием препятствуют советизации аула».

Предполагалось конфисковать и выселить тех, у кого в переводе на крупный скот в кочевых районах было свыше 400 голов скота, в полукочевых же районах — 300, в оседлых — свыше 150 голов. Так вот, таких подлежащих выселению было не более 500 человек по всему Казахстану. Ко второй группе относили бывших ханско — султанских потомков, несменяемых волостных управителей, получавших награды от царского правительства, словом «антисоветский элемент, который могут и имущества иметь меньше, но выселить их нужно. Сразу возник вопрос, как представлять хозяйства по типам, поскольку у них не было единого критерия. Первоначально предполагалось, что конфискации должны будут подвергнуты 4300 хозяйств, за основу бралось количество поголовья скота от 80 до 100, но затем в ходе корректировки было оставлено не более 500- 600 хозяйств.

На совещании решался вопрос: «Куда выселить?». Было принято решение, что выселяться будут «уральцы, букеевцы в восточный район, из восточного в западный, с севера — на юг». И сразу идет оговорка, что «вернее будет широтное выселение лучше, чем меридиональное, потому что этот последний путь, путь кочевания, будет легче для обратного возврата». Были определены такие сроки экспроприации. Приступить было предписано в начале сентября.

На заседании бюро Казкрайкома 18 августа 1928 года было принято решение о создании комиссии по конфискации, которую возглавил Е. Ерназаров. В состав комиссии вошли Н. Нурмаков, Г. Токтабаев, У. Джандосов и другие. Заниматься конфискацией на местах должны были окружные комиссии. Были назначены уполномоченные. В Акмолинскую область выехал С. Сафарбеков, Кустанайскую — У. Кулумбетов. Выезд предполагался 23 августа. Партийные комиссии должны были установить суммарные цифры конфискуемых хозяйств. У. Джандосов и Г. Тогжанов должны были составить письма — обращения к аульным ячейкам, коммунистам и комсомольцам.

27 августа 1928 года был принят декрет ЦИК и СНК Казахстана «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов», по которому началась кампания по конфискации байских хозяйств с выселения семей экспроприируемых в другие районы.

При конфискации имущества баев и последующей их высылке часто допускались вопиющие злоупотребления. Например, фактически количество баев, действительно имевших большое количество скота, было сравнительно немного — 3 % от общего количества. Поэтому уполномоченные шли на различные ухищрения, используя в своих интересах такие низменные человеческие чувства, как жадность, зависть, желание выслужиться.

Лжебелсенды ставили в известность о баях, которых нужно конфисковать по их мнению. Например, в своем письме житель аула № 3 Айткул Юсупжан сообщает о бае Ергебеке, которого нужно подвергнуть конфискации, поскольку, по его мнению, он бедняков настраивает против власти, а его сын Сауранбай в течение 18 лет был волостным управителем.

Были и коллективные заявки на конфискацию. Так, в телеграмме секретаря комиссии по конфискации Муценека Сырдарьинской окружной комиссии по конфискации, сообщается о заявлении пяти граждан Аулие — Атинского района с ходатайством о выселении Есенбая Худайбергенова «как злостного эксплуататора и потомка крупного бая». Батрак Каратбеков пошел еще дальше в своем рвении выслужиться. Он отправляет телеграмму в Москву в ЦИК М. Калинину. В ней он сообщает о двух баях Салакбаеве Кармане и Юсулбекове Батырбеке, которые «проводят, не признавая власти, свою политику, берут кун. А местные власти не обращают внимание» [2, 86]. Далее он просит «принять меры».

Помимо этого, списки баев, которые должны были быть подвергнуты конфискации и выселению, постоянно корректировались: убирались одни фамилии и вписывались другие. Основания для исключения были следующие:

- у человека не хватало количества скота;

- бай был «слишком смирный, не противодействует Советской власти».

Взамен предлагались фамилии других людей. И здесь аргументы приводились железные «потомственный волостной», «награжден царским правительством» и т. д.

Когда составляли списки, подлежащих выселению, у баев оказывалось чуть ли не вдвое меньше скота, чем предполагали уполномоченные. Например, согласно сведениям о конфискации баев только по одному Кзыл — Ординскому округу из предполагавшихся 27644 голов реально в хозяйстве оказалось лишь 18202 [4, 13].

Вполне закономерно, что выселяемые пытались обжаловать решения комиссий. В заявлении гражданина Исеноманова Кабыша, жителя аула № 6 Илийского района Алма — атинского округа говорится о том, что его и его брата выселили из Уральского округа, объединив их хозяйства. По его словам он в течение 20 лет проживал отдельно и платил сельскохозяйственный налог самостоятельно. Однако ретивые комиссары объединили его хозяйства и хозяйство брата Хайруллы в одно. Объединенные хозяйства вместе имели 71 голову скота. Такое количество скота, по его мнению «при наличии 15 душ не может считаться байским хозяйством» [5, 2–3]. В другом случае в одно объединили целых три семьи.

По мнению заявителей при составлении списков члены комиссии допускали злоупотребления, брали взятки. Комиссии работали по своему усмотрению, а не по декрету, то есть оставляли тех баев, у которых получали взятку, конфисковывали тех, кто не давал взяток (из жалобы Т. Байбашина председателю ЦИК РСФСР М. Калинину 28.02. 1929 г.) [6, с. 29].

Однако жалобы выселенных в большинстве случаев не брались во внимание. Как свидетельствует анализ протоколов окружных комиссий содействия конфискации байских имуществ, большинство ходатайств отклонялись, как не соответствующие действительности [7, с.121].

Ф. И. Голощекин в своем докладе на пленуме Казкрайкома об итогах конфискации подводит предварительные итоги кампании и своей политики «Малого октября». Он резюмирует, что конфискация заканчивает собой сумму мероприятий, направленных на расчистку аула от патриархально — родовых и полуфеодальных пут и подводит казахские партийные и советские органы к задаче окончательной советизации аула. «Пленум, говорится в докладе, — констатирует, что выселение проведено, в общем, успешно, вся работа была проведена в рамках законности. В результате создано 293 новых колхоза и организовано 5 совхозов. Все акции привели к осереднячиванию аула» [8, с. 33].

Однако на деле обстояло совсем не так. Имеющиеся сводки из материалов укомов, райкомов и уполномоченных противоречат выводам Ф. Голощекина. Например, в сводке от ноября 1928 года укома Маркакольского района отмечается, что «решение правительства правильное, но здесь не учтено одно, что, экспроприируя байство, мы разводим нищету — бедняку негде будет заработать. Лишаясь крупного хозяйства, мы тем самым пожираем самих себя» [9, с. 25]. Уполномоченный Уланского района сообщает о конфискации и выселении бая Бекембаева: «Наиболее консервативным оказался подрод Жакимбек, к которому принадлежал бай Бекембаев. Значительное число бедноты, не говоря о середняках, «разделяли горе» Бекембаева. Последний при выезде получал от некоторых подарки (деньги, лошадей)» [10, с.26]. В архивных документах описывается отрицательное отношение женщин к конфискации. В одном из районов Каркаралинского округа, например, они в знак протеста против выселения местного бая покинули собрание. Такие факты, вероятно, дали основание Ф. Голощекину утверждать, что работа среди женщин, подготовка и участие их в конфискации поставлены очень слабо [11, с. 360].

Конфискация проводилась насильственными методами, что зачастую вызывало сочувствие к баям у аульной бедноты, что вынужден был признать и Ф. Голощекин, заявляя, что отдельные бедняки укрывали байский скот и выступали в защиту своего бая.

Национальная интеллигенция также выступала в защиту конфискованных, о чем свидетельствуют архивные данные. В докладной записке на имя Ф. Голощекина о предварительных итогах конфискации байских хозяйств по Кустанайскому округу отмечается, что «старая алашордынская интеллигенция» занимается агитацией, направленной на срыв конфискации. Их агитация сводилась к тому, что якобы экспроприация подрывает экономическую мощь аула, направлена против казахской нации, а не против баев.

К баям в случае сопротивления применялись меры административного воздействия, а иногда и сугубо военные методы подавления. Согласно сводкам административной властью было арестовано 148 человек [12, с.367].

По данным Центркомиссии по конфискации выселению и принудительному изъятию скота и имущества подверглись 696 крупных собственников, бывших волостных управителей и потомков ханских и султанских родов, представлявших опасность для режима. Из них 80,75 % от общего числа прошли по 1-ой группе конфискации, по 2-ой — 19,25 %. На самом деле эти цифры были искажены, их было более тысячи (1053 хозяйств), причем по 1-ой категории были экспроприированы 65,71 %, а по 2-ой -34,29 % [13, с. 6].

В ходе проведения этой репрессивной акции в отношении байства к конфискации и выселению (по существу физическому вымиранию), была приговорена наиболее опытная и грамотная часть населения кочевых и полукочевых районов Казахстана, подорвана хозяйственно — организаторская функция самой образованной, авторитетной верхушки традиционного аула. У баев было изъято 144 474 голов скота (в переводе на крупный). Из числа 58,6 % было передано в пользование 25061 маломощным хозяйствам, а остальной скот перераспределен между колхозами. Однако конфискованного скота не хватило для удовлетворительного обеспечения всех бедняцких хозяйств и, тем более, подтягивания их до уровня середняцких; немалая часть полученного скота в этих хозяйствах пошла на продажу, оплату долгов и налогов и т. д.

В ходе репрессий пострадало в большей степени сельское хозяйство, т. к. были уничтожены целые социальные слои общества, которые в массе своей всегда были носителями многовекового опыта и знаний о сельском хозяйстве, в т.ч кулачество и байство.

Сталинский эксперимент по уничтожению баев, удался, о чем он не преминул отметить в статье «Год великого перелома», в газете «Правда», которая стала предтечей страшной катастрофы, обрушивавшейся на казахов в 30-е годы.

1. Дахшлейгер Г. Ф. Социально — экономические преобразования в ауле и деревне Алма — Ата. 1965. — с. 179

2. Центральный государственный архив Республики Казахстан Ф. 135 О. 1 Д. 8.

3. ЦГА РК Ф. 135 О. 1 Д. 6.

4. ЦГА К Ф. 195 О. 1 Д. 366

5. ЦГА РК Ф. 135 О. 1 Д. 17.

6. ЦГА РК Ф. 135 О. 1 Д. 17.

7. ЦГА РК Ф. 135 О. 1 Д. 8.

9. Архив Президента РК Ф. 141 О. 1 Д. 1988.

12. АП РК Ф. 141 О. 2 Д. 198

13. Жакишева С. Баи — полуфеодалы на рубеже 20–30 –х гг ХХ века: историко — источниковедческий анализ проблемы. Автореф. канд. дисс. А. 1996. — с.6

Похожие статьи

Роль общества «Долой неграмотность» в повышении уровня.

В 1921 г. Правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по

В ликвидацию неграмотности включались массовые общественные организации.

Были открыты техникумы по подготовке кадров для сельского хозяйства, горной и нефтяной.

Казахская интеллигенция в борьбе с советской властью: новые.

В исторической и научно-популярной литературе существовует много различных мнений об общественно-политической деятельности Заки Валиди.

В своей работе З. Валиди повествует о падении правительства Алаш-Орды в Восточном Казахстане, о прибытии в Башкурдистан.

Знаменитые женщины Казахского ханства | Статья в журнале.

Пугачев, жена, хан, казах, движение, быль, Уфа, царское правительство, ханский дворец, народ.

Различные аспекты социально-экономического и политического.

Царское правительство по утверждению Хасбулатова

На распространение тех или иных видов культур оказывали влияние

30 сентября 1870 г., после утверждения «Положения о сельских (аульных) обществах в Терской области» наместником Кавказа были созданы.

Влияние аграрно-земельной реформы в Кыргызстане на.

В целях преодоления кризисной ситуации в сельском хозяйстве правительство Кыргызской Республики

Кошары и весь скот совхоза были распределены между крестьянскими хозяйствами.

Развитие агропродовольственного рынка Казахстана и его влияние.

Особенности формирования казахского дворянства

В результате проведения Российским правительством административно-территориальных мероприятий, в казахском кочевом обществе были созданы

Султаны-правители назначали дистаночных и аульных начальников, что после утверждалось Пограничной комиссией.

Военнопленные Восточного Казахстана: история расселения.

Летом только в нескольких городах были организованы общественные работы для военнопленных.

Республика Казахстан, Сенат, Правительство, Президент, Мажилис, Премьер-министр, Конституция.

Коммуна «Заря»: рождение, существование, гибель

Правительство бросило все силы на подавление мятежа, которые тоже были достаточно велики.

Большое влияние на склонение дубынцев в сторону советской власти, оказывали бойцы

Следует отметить, что сельское хозяйство тоже находилось в состоянии кризиса.

Особенности агропромышленного комплекса в Казахстане

Сельское хозяйство (земледелие и животноводство), лесное и рыбное хозяйство.

Правительство Казахстана планирует в декабре принять отраслевую программу развития агропромышленного комплекса на 2013-2020 гг., направленную на создание условий для.

Казахский аул накануне коллективизации. Насильственная коллективизация сельского хозяйства. Последствия перегибов: великое бедствие, голод, бегство за пределы республики. Меры по ликвидации последствий сталинской модели коллективизации.

Казахский аул накануне коллективизации. Последова­тельное проведение в жизнь НЭПа в республике дало свои положительные результаты. Дальнейшее развитие получило кооперативное движение, функционировали потребительские общества, фактории. Казахские крестьяне проходили школу сотрудничества и взаимопомощи в коллективных хозяйствах, коммунах, артелях, товари­ществах по совместной обработке земли (ТОЗах). Центром организации ликвидации неграмотности, просветитель­ской работы среди бедноты, вовлечения ее в кооперативы стали Красные юрты ("Кызыл отау”). В аулах и деревнях укрепился союз середняков с беднотой.

Однако Ф.И.Голощекин, став главой краевой партийной организации, избрал курс на «советизацию аула». Создавалась идейно-политическая основа для проведения «новой революции» в Казахстане. Нацио­нальные лидеры (Т.Рыскулов и др.) были отозваны в ЦК Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) (ВКП(б)). С.Садвакасов, С.Сейфуллин, С.Ходжанов, Ж.Мынбаев были обвинены в национализме. Подверглись гонениям и представители старой национальной интел­лигенции. Уважительное отношение к ним трактовалось как одобрение антисоветского курса Алаш-Орды, как подрыв советской национальной политики. Еще более поляризовал обстановку в ауле передел сенокосных и пахотных угодий. По указанию И.Сталина было разре­шено использовать чрезвычайные меры в ходе хлебо­заготовок.

Ф.И. Голощекин направил в села и аулы более 4800 уполномоченных. В ходе хлебозаготовок около 31 тыс. крестьян были подвергнуты репрессиям, 277 крестьян были расстреляны. Атмосфера гражданского мира, установившаяся в годы НЭПа, была нарушена. В 1928 г. целевую установку на эскалацию силового нажима определил декрет ЦИК и СНК Казахстана «О конфискации и выселении крупнейших байских хозяйств и полуфеодалов». Разрешалось проводить конфискацию байских хозяйств, выселение владельцев и членов семей из районов их проживания, ибо они «своим имуществен­ным и общественным влиянием препятствуют советизации аула». Конфискация баев-полуфеодалов была осуществ­лена повсеместно с нарушениями действовавших законов. Как правило, уполномоченные прибегали к угрозам и запугиванию бедноты и тем самым принуждали ее насильно выявлять байство.

Нередко к баям относили и середняков, происходило искусственное объединение хозяйств отдельных семей для доведения до нормы, подлежащей конфискации. Конфискация проводилась во всех районах республики, исключая Адаевский округ, хлопководческие районы бывших Жетысуйской и Сырдарьинской губерний. Были выселены 657 баев-полуфеодалов. У них было изъято 145 тыс. голов скота (в переводе на крупный), сельскохозяйственные орудия были переданы 877 колхозам, 24 491 индивидуальному хозяйству.

Таким образом, побеждали бездумное усердие, субъективный подход партократа, а тысячи человеческих судеб оказывались искалеченными. В ходе кампании по хлебозаготовкам, переделу пахотных и сенокосных угодий, конфискации скота баев-полуфеодалов сформировались кадры сверхактивистов, способных действовать командно- административными методами.

Насильственная коллективизация сельского хо­зяйства. В сентябре 1927 г. XV съезд Коммунистической партии ровозгласил! 1 'курс на коллективизацию сельского хозяйства. Идея создания «строя цивилизованных кооператоров» стала составной частью строительства социализма в СССР. В развитии кооперативного движения на селе провозглашались принципы добровольности, самостоятельности, материальной заинтересованности, поэтапного перехода крестьян к высшим формам крестьянского кооперирования. При этом считалось необходимым принимать во внимание силу примера, степень развития материально-технической базы, на которой строятся коллективные хозяйства, традиции простых форм крестьянской кооперации в прошлом и другие факторы.

Учитывая экстенсивность животноводства, примитив­ную материально-техническую базу, отсутствие традиций крестьянской кооперации в прошлом, кочевой и полукочевой образ жизни степняков, ЦК партии намечал закончить коллективизацию в Казахской АССР в основном к весне 1932 г. В зерновых районах Казахстана основной формой колхозного строительства должна была стать сельскохозяйственная артель, а в животноводчес­ких — товарищество по совместной обработке земли и сенокосу, где по уставу скот не обобществлялся, использование личного скота и инвентаря оплачивалось.

Со второй половины 1929 г. в республике форсированными темпами стало развиваться колхозное движение. Создаются первые машинно-тракторные станции (МТС). Для проведения коллективизации и оседания наряду с местными «коллективизаторами» Казкрайком партии привлек 8 тыс. рабочих. Кроме того, в республику были направлены 1 204 представителя рабочих из Москвы, Иваново-Вознесенска, Харькова, Ленинграда. «Застрельщики» из города очень часто понимали смысл и сам механизм оседания весьма поверхностно. Для них чаще всего это означало стягивание с огромного радиуса территории сотен и сотен юртовладельцев в одно место (подчас лишенное кормовых и водных ресурсов). «Посланцы партии из далеких краев» насаждали в Степи такой тип расселения, который в точности повторял планировку российской деревни. Вспомните, что вы читали о коллективизации сельского хозяйства в России. (Новейшая история мира. Учебник для 9 классов общеоб­разовательных школ). Идея коллективизации сельского хозяйства с самого начала была дискредитирована жесточайшим тотальным террором. Коллективизация форсировалась без учета местных условий, необходимой предварительной подготовки, преимущественно административными методами. Поступали указания об ускорении темпов сплошной коллективизации в кочевых аулах.

При этом создание хозяйственной базы, строительство жилья, культурно-бытовых объектов просто декларирова­лись. Коллективизация и одновременное оседание стали разрушать до основания вековой уклад жизни аула. Уничтожался не только эксплуататорский класс казахско­го общества, рушились все устои, наработанные тысячелетиями кочевой цивилизации.

Революционное нетерпение, революционный утопизм, тоталитарное политическое мышление вновь одержали верх. В условиях жесткого администрирования преуспе­вали лжеактивиеты, которые приняли на вооружение приемы и методы байских, волостных шабарманов (подпевал), активистов периода «военного коммунизма».

Дело дошло до того, что зимой, в феврале 1932 г., в Чуйском районе в радиусе 150 км стягивались сотни хозяйств, 400 юрт выстроились в поселок «городского» типа. Завершив оседание вместо запланированных трех лет в течение трех дней, лжебелсенды тут же начали «преобразовывать» скотоводческие хозяйства в колхозы. Такие «успехи» были сделаны во всех уголках республики: в Абралинском районе было сразу же коллективизировано 70% хозяйств, Жамбейтинском — 60%, а в Жаныбекском — 95%.

Директивные органы как будто бы и предостерегали от чрезмерного забегания вперед, однако имевшиеся на этот счет многочисленные прецеденты в большинстве своем квалифицировались лишь как «издержки револю­ционного рвения» или неопытность. Такие нарушения в крайнем случае вызывали дисциплинарные взыскания, тогда как обратные тенденции расценивались как прояв­ления «правого оппортунизма» или даже вредительство. Газеты не успевали давать ежедневно меняющуюся информацию с «колхозного фронта». Если в 1928 г. в Казахстане было коллективизировано 2% всех хозяйств, то уже на 3 апреля 1930 г. — 56,4%, а к октябрю 1931 г. — около 65 %. В связи с продовольственными трудностями 1929 г. заготовке сельскохозяйственной продукции был придан характер чрезвычайной акции времен «военного коммунизма».

В 1931—1932 гг. в Чубартауском районе сдали государству на мясо 80% всего скота, Балхашскому району, насчитывающему 173 тыс. голов скота, была дана разверстка в 297 тыс. единиц. «Перегибов не допус­кать — парнокопытных не оставлять!» — таков был девиз тургайских перегибщиков, где от миллионного поголовья скота осталось всего 98 тыс. голов.

Последствия перегибов: великое бедствие. Нарушение принципа добровольности и элементарной законности с самого начала приняли повсеместный характер. Наиболее типичными и распространенными являлись такие приемы принуждения, как лишение избирательных прав, угроза выселения за пределы района проживания или превентивный арест в «воспитательных целях». Излюблен­ным средством особенно рьяных «коллективизаторов» было огульное зачисление колеблющихся в так называемые подкулачники. В их разряд были отнесены тысячи зажиточных и середняцких хозяйств. Только в 1929 г. в республике привлекались к ответственности 56 498 крестьян, из них более 34 тыс. были осуждены.

Крайне тяжелыми последствиями обернулось раскула­чивание. В директивах, доведенных до местных органов, указывалось, что удельный вес ликвидируемых кулацких дворов по отношению к общей массе хозяйств не должен превышать 3—5%. Во многих районах такого числа кулаков не набиралось. Однако командно-администра­тивная система всякую спущенную сверху установку без какого бы то ни было осмысления ударно претворяла в жизнь. Поэтому численность раскулаченных почти всегда и везде «подтягивалась» до самого верхнего предела. А нередко план «по валу» выполнялся настолько усердно, что фактически превышал в два, а то и в три раза субъективно установленный размер. Подобные «достижения» имели очень простое объяснение: наряду с эксплуататорскими элементами раскулачивались (а точнее, «раскрестьянивались») и более или менее зажиточные и середняцкие хозяйства. Чтобы попасть в разряд кулаков, достаточно было иметь, например, дом под железной крышей или две лошади.

Повсеместно имело место незаконное осуждение и конфискация скота у бедноты и середняцких хозяйств, лишение прав на собственность, насильственное выселение с места постоянного проживания. Беднякам и середнякам, не желавшим вступать в колхоз, угрожали высылкой за пределы Казахстана, их переводили в кулаки.

Так, в Акмолинском округе имел место факт высылки в течение 24 ч осужденных с семьями. В Алма-Атинском и Петропавловском округах, в селах некоторых районов объявлялся бойкот, когда заколачивались окна, не разрешалось топить печи, зажигать огонь. Встречались случаи, когда бойкоту подвергались целые деревни. В Актюбинском и Павлодарском округах имели место избиения бедняков, обливание их холодной водой, заключение под стражу в холодных амбарах и кладовках в зимнее время, маскарадные панихиды в домах кулаков.

За период с 1929 по 1933 г. тройкой Полномочного представителя Объединенного государственного политического управления (ПП ОГПУ) по Казахстану, по неполным данным, рассмотрены 9805 дел и приняты решения в отношении 22 933 лиц, из них к высшей мере наказания — расстрелу — были приговорены 3386 человек, заключению в концлагеря на срок от 3 до 10 лет — 13 151 человек; по социальному составу: баев и кулаков — 4832, середняков — 1509, бедняков — 505, представителей духовенства — 181, так называемых социально вредных (интеллигенция) элементов — 242. За 1933 г. органы ПП ОГПУ Казахстана арестовали свыше 21 тыс. чел. Протоколы тройки рассматривались на закрытом заседании Казкрайкома партии и подписывались одним из секретарей: Ф.Голощекиным, И.Курамысовым, а с 9 марта 1930 г. — председателем Казкрайкома ВКП(б) Г. Рошалем.

•Подвергались репрессиям целые семьи и роды. Тем самым меры по созданию строя цивилизованных кооператоров зашли в тупик. В 1930—1932 гг. разра­зился голод. Потери от голода, эпидемий и других лише­ний составили 40% населения. Тотальные репрессии и голод вызвали массовый отток населения с обжитых мест.

В 1930 г. от голода погибли более 313 тыс. человек, в 1931 г. < мертность достигла 755 тыс. В 1932 г. погибли или откочевали более 769 1 мс. человек. За пределы республики мигрировали свыше одного миллиона казахов, из них 616 тыс. — безвозвратно и •114 тыс. впоследствии вернулись в Казахстан. В 1931—1933 гг. из 6,2 млн. жителей республики погибли от голода около 2,1 млн. в том числе потери некоренного населения составили 0,4 млн. человек. Численность казахов была восстановлена спустя почти 40 лет, в 1969 г.

Край, считавшийся крупной базой животноводства на востоке страны, на долгие годы оказался в числе второразрядных регионов. На 1 января 1933 г. в республике насчитывалось всего 4,5 млн. голов скота, тогда как накануне коллективизации было 40,5 млн. голов.

Сталин и его окружение знали о разразившемся голоде в Казахстане (как и на Украине, в Поволжье, на Северном Кавказе).

Вот что писала группа политических ссыльных из г. Павлодара в Президиум ЦИК СССР: «. В общих чертах, не приводя отдельных фактов, можно сказать, что в аулах и поселках во всю ширь развернулась


жуткая картина голода со всеми его ужасными спутниками. Поедаются (а местами уже съедены) собаки, кошки и всевозможная падаль. Население опухает от голода и вымирает. Смертность настолько велика, а оставшиеся в живых настолько ослабели от голода, что не в силах хоронить мертвецов: трупы остаются неприбранными. »

О голоде, о причинах катастрофы в июле 1932 г. в Крайком ВКП(б) лично Ф.И.Гологцекину писала группа деятелей республики: Г.Мусрепов, М.Гатауллин, М.Давлетгалиев, Е.Алтынбеков, ККуанышев. В истории этот смелый акт остался под названием "письмо пятерых”.

Убедительным свидетельством того, что руководство страны знало обстановку, служит письмо Т.Рыскулова Сталину, Кагановичу, Молотову, датированное мартом 1933 г. Т.Рыскулов, человек большого гражданского мужества, принципиальный, любящий родину, преданный своему народу, не побоялся рассказать правду о начав­шейся трагедии.

В письме приводятся данные из доклада московского отряда "Красного Креста”, работавшего в марте 1932 г. в Актюбинской области, о том, что в таких районах, как Тургайский, Балхашский, начались голод и эпидемии.

Масштабы трагедии были настолько велики, что голод 1930—1932 гг. вошел в историю как годы «великого джута», величайшей трагедии казахского народа.

Сопротивление шаруа и крестьян политике сплошной коллективизации. Сталинская модель коллективизации сельского хозяйства вызвала ожесточенное сопротивление крестьян. Оно приняло различные формы:

— уход в города и на стройки;

— откочевки в другие регионы;

— убийство активистов колхозного движения, партий­ных, советских, комсомольских работников, судебных исполнителей;

— создание вооруженных отрядов самообороны;

В 1929—1931 гг. в Казахстане прошла волна вооружен­ных выступлений.

Движение началось в сентябре 1929 г. в Тактакупыре в Каракалпакии, в Батпаккаре Кустанайского округа, в Сузакском районе Сырдарьинского округа, в Иргизе Актюбинского округа, в Сарканде Алма-Атинского округа.

Эти стихийные выступления отражали настроения

крестьянских масс. Истинной причиной этих выступлений были принудительная коллективизация, разрушение пекового уклада жизни, раскулачивание середняков и бедняков.

Крупным очагом народного недовольства стал Семипалатинский округ. Здесь с февраля по май 1930 г. сильными волнениями были охвачены 1ыряновский, Усть-Каменогорский, Самарский, Шемонаихинский, Катон- Карагайский районы. Сильный резонанс по всей республике имело восстание гургайских шаруа (Батпаккаринское восстание), квалифицированное Казкрайкомом как проявление бандитско-басмаческого движения.

Однако никто не счел нужным вести переговоры с повставшими. Каракумское выступление крестьян, как и другие, было подавлено 8-й дивизией, дислоцировавшейся н Оренбурге. Упорством и умелой организацией отли­чилось восстание в Сузакском районе. В требованиях наряду с осуждением беззакония властей затрагивались религиозные вопросы. Восставшие заняли районный центр Сузак, убили руководителей района.

Крестьяне Мангистауского, Жилокосинского, Уильского, Табынского районов были вынуждены покинуть территорию Казахстана и откочевать в Туркмению, Каракалпакию, а часть — в Иран и Афганистан. На территории Китая оказалась значительная часть мятежных аулов Балхашского, Чокпарского, Илийского, Эпбекшиказахского, Барибаевского районов Алма- Атинского округа. По существу оказались поголовно истребленными шаруа, восставшие весной 1931 г. в Абралинском, Чингистауском и Чубартауском районах Клркаралинского округа. На территории республики имели место 372 массовых волнения и восстания. Советская власть повторила опыт царизма, пославшего карательную экспедицию в Степь для подавления национально-освободительного движения 1916 г.

Борьба с последствиями сталинской модели кол­лективизации сельского хозяйства. В сентябре 1932 г.

1 1, К Компартии принял постановление о сельском хозяйстве Казахстана. В нем было указано, что при проведении коллективизации необходимо учитывать вровень хозяйственного и культурного развития рес­публики и степень подготовленности широких крестьян- • г.их масс. ЦК партии предложил в животноводческих районах Казахстана создавать товарищества по совместной обработке земли и косьбе как переходную ступень к сельхозартели. Однако это постановление было принято тогда, когда разрушительные процессы зашли слишком далеко. В нем нет ни единого слова о голоде, лишениях народа, о катастрофическом положении животноводства и причинах, их породивших.

Руководство Казкрайкома и СНК республики (Ф.И.Голощекин, У.Исаев, И.Курамысов, Е.Ерназаров и др.), оказавшееся политическим банкротом, не понесло никакой ответственности перед народом. Тем не менее работа по облегчению участи шаруа началась. Были ликвидированы искусственно созданные колхозы. В зерновых районах вместо коммун были организованы сельхозартели, а населению возвращены насильственно обобществленные скот и имущество. Советское государство оказало техническую и финансовую помощь для устройства оседающих кочевых хозяйств.

В результате принятых мер в годы второй пятилетки колхозы и совхозы Казахстана стали восстанавливаться. Они получили новейшую отечественную сельско­хозяйственную технику. Особое внимание было уделено подготовке кадров трактористов и комбайнеров.

В феврале 1935 г. состоялся съезд колхозников- ударников, который принял новый примерный устав сельскохозяйственной артели. За период второй пятилетки заметно увеличились посевные площади и поголовье скота. Расширились посевы таких культур, как хлопок и сахарная свекла. В это же время в основном был завершен переход казахов от кочевого образа жизни к оседлому.

В ноябре 1938 г. в Казахстан из Дальнего Востока были переселены более 100 тыс. человек. В Кзыл- Ординской и Алма-Атинской областях были образованы 57 колхозов, состоящих из корейцев-переселенцев. Процессы размещения, хозяйственного устройства и адаптации корейцев-переселенцев в новой природно- климатической и этнической среде проходили болезненно, сложно. Часть корейских семей мигрировала в регионы орошаемого земледелия Узбекской ССР.

Создание в Казахстане строя цивилизованных коопера­торов, избавление от феодально-байской кабалы и разорения было явлением прогрессивным. Но оно осуществлялось методом принуждения, без учета специфики кочевой цивилизации .

1. Каковы были последствия насильственной коллективизации в Казахстане?

2. Как повлияли репрессии и голод 1930—1932 гг. на демогра­фическую ситуацию в Казахстане?

3. Каковы масштабы и характер сопротивления крестьян поли­тике тотальной коллективизации сельского хозяйства?

4. Возможно ли было создание строя цивилизованных коопера­торов при сохранении кочевого, полукочевого образа жизни казахских шаруа?

27 августа 1928 года постановлением ЦИКа и Совнаркома КАССР была разработана инструкция, как проводить конфискацию байских хозяйств, чьи семьи предстоит выселить.


Из прошлого надо делать выводы, стараясь не повторять ошибок, которые могут привести к трагическим поворотам в судьбах миллионов людей.

Конфисковали не всё, оставляя кое-что для ведения «трудового хозяйства по нормам». А из «мертвого инвентаря», например, жаток, тракторов и так далее, забирали все, не забывая о юртах и кибитках, домашней утвари.

Кому же была поручена конфискация? В каждом ауле создавались комиссии содействия из 15-25 человек , избираемых на общих собраниях бедноты и батраков.

Из документов, хранящихся в областном архиве, это можно проследить на примере членов Каратауской районной комиссии. Вот избранный состав:

На них есть более развернутые характеристики. Вот что написано: «Киргизбаев происходит из рабочей семьи. Опытный, выдержанный работник. Задачу партии в ауле понимает. Органически ненавидит баев. Принимает активное участие в работе. Член партии с 1926 года». Исабеков «мало знаком с районом, но принимал активное участие в работе. Член партии с 1918 года». И так далее.

Полагаю, что выбирали «конфискаторов», руководствуясь исключительно их партийной принадлежностью.

Задачу перед ними четко сформулировал руководитель республики Ф. Голощекин: «Кто энергично будет проводить нашу политику, тот с нами, того мы будем считать действительно работниками советской власти. Кто этого не будет проводить, кто будет искажать ее, тот не с нами, тот против нас, мы с ним будем бороться, как с врагом».

Однако замечательные характеристики на членов комиссии по конфискации отнюдь не удерживали их, как сказано в отчетном докладе Сыр-Дарьинской окружной комиссии, «от взятия взяток». «Четыре коммуниста из аула №12 Бадамского района распространили слух, что будут конфискованы все баи, но они их могут защитить с помощью взяток». Но некоторые просто сводили личные счеты.

Очень сложно проходил процесс конфискации. Порой руководствовались, казалось, парадоксальными мотивами.

Вот что происходило в ауле №13 Бадамского района. Цитирую дословно документ, хранящийся в облархиве, с которого был снят гриф «Секретно». «В ауле по приезде уполномоченного окрИК собрали всех бедняков, в числе которых 89 мужчин, 29 женщин, где последние требовали бая Искака Сарманова, чтобы не выселять, а лишь конфисковать его имущество, и даже один бедняк из числа членов союза «Кошчи» высказал такое опасение, что если Искак будет выселен, то род жанбай исчезнет под гнетом рода кыбрай. Некоторые из них кричали, что Искак их одевает, обувает и все даром дает, а особенно батракам и беднякам, после чего бай был арестован».

Зажиточные хозяйственники шли на разные ухищрения, чтобы оставить при себе свое добро. Например, сын бая Сагатбека Балпыкова вступил в комсомол заочно, платил взносы за родственников, выпускал стенгазету, «а сам вел активную борьбу с партийной ячейкой. Через краевую газету давал ложный материал на отдельных коммунистов».

Уполномоченные по конфискации байского имущества в Бадамском районе Жанбулов и Ергазиев сделали вывод, что свою классовую суть Рысымбетов замазывает «политическим языком, крылатыми фразами, хочет сбить уполномоченного с правильного пути».

Вот кто был доволен конфискацией байского имущества, так это бедняк. А как не быть довольным, если добро свалилось чуть ли не с неба?

Например, более 1500 голов скота, конфискованного у Ханыбека Кенжабаева, роздано в основном единоличным хозяйствам, членам сельскохозяйственных артелей. После того как единоличникам был роздан скот, они ночами не спали, жгли костры, ждали, что бай придет к ним и отнимет то, что дала советская власть. Но бай не пришел. И народ успокоился. Но тот, кому скот не достался, требовал у власти еще потрясти зажиточных людей, отобрать у них имущество.

Передача скота происходила торжественно, под горячие аплодисменты присутствующих. Бедняки и батраки просили организовать их в коллективные хозяйства и сельскохозяйственные артели.

Проходили и судебно-показательные процессы, устроенные во время конфискации. Они дали понять бедняку, что пролетарский суд шутить не будет, он жесток по отношению к баям и их приспешникам.

В Южном Казахстане были разоблачены контрреволюционные группы, якобы вредившие сельскому хозяйству и действовавшие по принципу: если не мне, то не доставайся же никому! Почти как у Островского в известной пьесе.

Как свидетельствуют материалы архива ДКНБ по ЮКО, была расстреляна группа работников тюлькубасского пункта «Заготзерно», которая как будто намеренно сгноила вагон зерна и зарыла его в землю. А на станции Абаил 110 центнеров зерна заразили клещом. По зерновому делу было арестовано несколько специалистов во всех районах области.

Конфискация имущества у баев и кулаков совпала с организацией колхозов, у которых легко можно было изымать продовольствие для промышленных городов.


Из «мертвого инвентаря», например, жаток, тракторов и так далее, забирали все, не забывая о юртах и кибитках,домашней утвари.

В августе 1929 года в стране были введены продовольственные карточки («заборные документы»). Рыночная экономика сворачивалась. Несмотря на данные Сталиным обещания, летом 1929 года принудительная продажа «излишков» была узаконена. Народ начал бунтовать. Испугавшись протестных настроений, Сталин выступил в газете «Правда» с письмом «Головокружение от успеха», где подверг критике местных руководителей, которые якобы по собственной инициативе насильно загоняли крестьян в колхозы. 14 марта 1930 года ЦК ВКП (б) принял постановление «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении».

По поводу хлопка. В декабре 1931 года южноказахстанские переработчики хлопка задержали отправку продукции в Ташкент, так как не было гужевого транспорта. Тут же в Чимкент полетела телеграмма от Ф. Голощекина: «Немедленно организуйте доставку хлопка-сырца на текстильные предприятия Ташкента».

Сталин пытался соединить коллективизацию с индустриализацией, чтобы два эти направления активно развивались. Делалось это кавалерийским наскоком и было сопряжено с безжалостным отношением к людям.

Крестьяне уводили скот в степи, где их отлавливали красноармейцы.

Железнодорожная ветка так и не была построена, но немало жизней положено на стройке социализма. В Казыгуртском районе, спустя десятилетия, был открыт памятник этим людям.

Читаешь архивные документы и ужасаешься, как решались вопросы коллективизации, индустриализации. Власть перемалывала судьбы людей, навязывая свои формы организации хозяйств.

Путь к социализму был залит человеческой кровью.

Людмила Ковалева

Автор благодарит за помощь
в подготовке этой публикации сотрудников
областного и Шымкентского городского
регионального архивов (партархива).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Читайте также: