В чем смысл упоминания о декретном времени разговор шухова с буйновским на строительстве тэц

Опубликовано: 17.09.2024

Крупные эпические произведения Солженицына сопровождаются как бы сжатыми, сгущенными их вариантами — рассказами. Сжатие времени и концентрация пространства — один из основных законов в художественном мире писателя. Вот почему его талант тяготеет к жанру рассказа. Однако это рассказ особого типа: его содержанием становится не эпизод из жизни человека, но вся жизнь этого человека, увиденная «сквозь призму» такого эпизода. Можно сказать, что это рассказ, «помнящий» о своем родстве с эпопеей. «Один день Ивана Денисовича» был написан в 1959 году за сорок дней — в перерыве между работой над главами романа «В круге первом».

Жизнь русского мужика в лагерной зоне — та непосредственная реальность, с которой знакомится читатель рассказа. Однако тематика произведения не сводится к лагерному быту. В «Одном дне. » помимо подробностей «выживания» человека в зоне содержатся пропущенные через сознание героя детали современной жизни в деревне. В рассказе бригадира Тюрина — свидетельства о последствиях коллективизации в стране. В спорах лагерных интеллигентов — обсуждение некоторых явлений советского искусства (фильма С. Эйзенштейна «Иоанн Грозный», театральной премьеры Ю. Завадского). Многие подробности советской истории упоминаются в связи с судьбами солагерников Шухова.

Таким образом, главной темой рассказа, как и всего творчества Солженицына, является тема судьбы России. Частные, локальные темы рассказа органично вписаны в его общую тематическую «карту». Показательна в этом отношении тема судеб искусства в тоталитарном государстве. Так, лагерные художники «пишут для начальства картины бесплатные, а еще в черед ходят на развод номера писать». По мысли Солженицына, искусство советской эпохи стало частью аппарата угнетения. Мотив деградации искусства поддержан и эпизодом размышлений Шухова о деревенских кустарях, производящих крашеные «ковры».

Сюжет рассказа — хроникальный. Но хотя сюжетную основу рассказа составили события всего лишь одного дня, воспоминания главного героя позволяют представить и его предлагерную биографию. Вот ее канва: Иван Шухов родился в 1911 году и провел довоенные годы в деревне Темгенево. В его семье — двое дочерей (единственный сын рано умер). На войне Шухов — с ее первых дней. Был ранен. Попал в плен, откуда сумел бежать. Был осужден в 1943 году по сфабрикованному делу за «измену родине». На момент сюжетного действия отсидел восемь лет (действие рассказа происходит в один из январских дней 1951 года в каторжном лагере в Казахстане).

Система персонажей. Хотя большая часть персонажей рассказа обрисована лаконичными средствами, писатель сумел добиться пластической выразительности образов солагерников Шухова. В рассказе — богатство человеческих типов, разноцветье индивидуальностей. Порой писателю достаточно одного-двух фрагментов, нескольких экспрессивных зарисовок, чтобы в памяти читателя надолго остался тот или иной персонаж. Солженицын чуток к сословной, профессиональной и национальной специфике человеческих характеров. Даже периферийные персонажи обрисованы с тем точно рассчитанным нажимом, который позволяет во внешности человека разглядеть суть его характера.

Процитируем две контрастных по общему тону зарисовки. Вот первая: «Темный, да длинный, да насупленный — и носится быстро. Вынырнет из барака: “А тут что собрались?” — Не ухоронишься. Поперву он еще плетку таскал, как рука до локтя, кожаную, крученую. В БУРе ею сек, говорят» (начальник режима лейтенант Волковой). Вторая: «Изо всех пригорбленных лагерных спин его спина отменна была прямизною, и за столом казалось, будто он еще сверх скамейки под себя что подложил. Зубов у него не было ни сверху, ни снизу ни одного: окостеневшие десны жевали хлеб за зубы. Лицо его все вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного» (старый заключенный Ю-81, о котором Шухов знает, «что он по лагерям да по тюрьмам сидит несчетно, сколько советская власть стоит»).

Система образов «Одного дня Ивана Денисовича» отражает композиционное мастерство писателя. Отношения между персонажами подчинены строжайшей лагерной иерархии. Между заключенными и лагерной администрацией — непроходимая пропасть. Обращает на себя внимание отсутствие в рассказе имен, а порой и фамилий многочисленных надсмотрщиков и охранников (их индивидуальность проявляется лишь в степени свирепости и формах насилия над заключенными). Напротив, вопреки обезличивающей системе номеров, присвоенных лагерникам, многие из них присутствует в сознании героя с их именами, а иногда и отчествами. Это свидетельство сохранившейся индивидуальности не распространяется на так называемых фитилей, придурков и стукачей. В целом, показывает Солженицын, система тщетно пытается превратить живых людей в механические детали тоталитарной машины. В этом отношении особенно важны в рассказе, помимо главного героя, образы бригадира Тюрина, его помощника Павло, кавторанга Буйновского, латыша Кильгаса и баптиста Алешки.

Главным героем рассказа Солженицын сделал русского крестьянина, «обыкновенного» мужика. Хотя обстоятельства лагерной жизни — заведомо «исключительные», из ряда вон выходящие, писатель намеренно акцентирует в своем герое «нормальность», внешнюю неброскость поведения. По мысли писателя, в чем-то созвучной толстовским взглядам, судьба страны зависит от природной стойкости и врожденной нравственности простого человека. Главное в Шухове — неистребимое внутреннее достоинство. Даже прислуживая своим более образованным солагерникам, Иван Денисович не изменяет вековым мужицким привычкам и «себя не роняет».

Народный характер Шухова — в неумении и нежелании жаловаться на тяготы, в способности «обустроиться» даже в заведомо неблагоприятной обстановке. В характеристике Ивана Денисовича очень важны подробности его рабочей сноровки: и то, как Шухову удалось обзавестись собственным удобным мастерком; и то, как он припрятывает куски алюминиевой проволоки, чтобы позднее отлить из нее ложки; и упоминание о складном ножичке, который был выточен и умело припрятывается Шуховым. Даже на первый взгляд незначительные подробности существования героя, его бытовые привычки, своеобразный крестьянский этикет и манера держаться — все это получает в контексте рассказа значение ценностей, позволяющих сохраниться человеческому в человеке. Так, например, Шухов всегда просыпается за полтора часа до развода. Именно в эти утренние минуты он принадлежит сам себе. Герою важны эти мгновения фактической свободы и потому, что «всегда можно подработать», и потому что они позволяют ему побыть собой, выжить как личности.

Категории времени и пространства в рассказе. Особенности предметной детализации. Проза Солженицына обладает качеством особой убедительности в передаче жизненных явлений — тем, что принято называть пластичностью образного строя. Рассказанная писателем история об одном дне из жизни заключенного воспринималась первыми читателями «Ивана Денисовича» как документальная, «непридуманная». Действительно, образы большей части персонажей рассказа созданы на основе реальных прототипов — подлинных, из жизни взятых натур. По признанию самого писателя, таковы, например, образы бригадира Тюрина, кавторанга Буйновского, многих других заключенных и охранников. А вот главный герой рассказа Иван Денисович Шухов, по свидетельству автора, — образ «составной»: он сложен из портретных примет и деталей биографии солдата-артиллериста той батареи, которой командовал на фронте будущий автор рассказа, но его лагерная специальность, строй чувств и мыслей переданы ему от заключенного № 854 — А. И. Солженицына.

Приметами непридуманной реальности наполнены описательные фрагменты рассказа. Кажется, что они перенесены в рассказ из жизни напрямую, «без обработки». Таковы портретная характеристика самого Шухова (бритая, беззубая и будто усохшая голова; его манера двигаться; искривленная ложка, которую он заботливо прячет за голенище валенка и т. п.); ясно нарисованный план зоны с вахтой, санчастью, бараками; психологически убедительное описание чувств заключенного при обыске. Любая деталь поведения узников или их лагерного быта переданы почти физиологически конкретно. Значит ли это, что писатель всего лишь добросовестно воспроизвел в своем произведении картины реальной жизни?

При внимательном прочтении рассказа выясняется, что эффект жизненной убедительности и психологической достоверности, производимый рассказом, — результат не только сознательного стремления писателя к максимальной точности, но и следствие его незаурядного композиционного мастерства. Удачная формулировка о художественной манере Солженицына принадлежит литературоведу Аркадию Белинкову: «Солженицын заговорил голосом великой литературы, в категориях добра и зла, жизни и смерти, власти и общества. Он заговорил об одном дне, одном случае, одном дворе. День, двор и случай Солженицына — это синекдохи добра и зла, жизни и смерти, взаимоотношений человека и общества». В этом высказывании литературоведа точно подмечена взаимосвязь формально-композиционных категорий времени, пространства и сюжета с нервными узлами проблематики Солженицына.

Один день в рассказе писателя содержит сгусток судьбы человека, своего рода выжимку из его жизни. Нельзя не обратить внимание на чрезвычайно высокую степень детализации повествования: каждый факт дробится на мельчайшие составляющие, большая часть которых подается крупным планом. Солженицын любит «кинематографические» композиционные приемы (в эпопее «Красное колесо», например, он введет в качестве композиционной единицы текста понятие «экран»). Необыкновенно тщательно, скрупулезно следит автор, как его герой одевается перед выходом из барака, как он надевает тряпочку-намордник или как до скелета объедает попавшуюся в супе мелкую рыбешку. Даже такая, казалось бы, незначительная «гастрономическая» деталь, как плавающие в похлебке рыбьи глаза, удостаивается в ходе рассказа отдельного «кадра».

Такая дотошность изображения должна была бы утяжелить повествование, замедлить его, однако этого не происходит. Внимание читателя не только не утомляется, но еще больше обостряется, а ритм повествования не становится монотонным. Дело в том, что солжени- цынский Шухов поставлен в ситуацию между жизнью и смертью: читатель заражается энергией писательского внимания к обстоятельствам этой экстремальной ситуации. Каждая мелочь для героя — в буквальном смысле вопрос жизни и смерти, вопрос выживания или умирания. Поэтому Шухов (а вместе с ним читатель) искренне радуется каждой найденной вещице, каждой лишней крошке хлеба.

Кроме того, монотонность тщательных описаний искусно преодолевается писателем благодаря использованию им экспрессивного синтаксиса: Солженицын избегает растянутых периодов, насыщая текст стремительными рублеными фразами, синтаксическими повторами, эмоционально окрашенными восклицаниями и вопросами. Любая частность описания, любой взгляд или оценка, опасение или облегчение — все передано через восприятие самого героя. Потому-то и нет в описательных фрагментах ничего нейтрального, чисто описательного: все заставляет помнить о чрезвычайности ситуации и о ежеминутно подстерегающих героя опасностях.

День — та «узловая» точка, через которую в рассказе Солженицына проходит вся человеческая жизнь. Вот почему хронологические и хронометрические обозначения в тексте насыщаются символическими значениями. Такова, например, одна из «производственных» сцен на строительстве ТЭЦ: Шухов по солнцу определяет время полдня, однако кавторанг Буйновский поправляет его, упоминая принятый по этому поводу Советской властью декрет. Речь идет о постановлении советского правительства 1930 года, согласно которому вводилось декретное время: к поясному времени конкретной местности прибавлялся один час. Цель нововведения — более рациональное использование светлого времени суток. В рассказе, однако, этот факт соотносится с важным мотивом противоестественности всей лагерной практики и — шире — всей советской системы. Насилие над жизнью оказывается всеохватным, вот почему герой задается вопросом: «Неуж и солнце ихим декретам подчиняется?».

Внешне нейтральные хронологические «метки», упоминаемые в разговоре о том или ином персонаже, — один из способов проявления авторской позиции. Солженицыну важно «незаметно» сообщить читателю, когда были арестованы и начали лагерную жизнь первый бригадир Шухова Куземин и нынешний его бригадир Тюрин. Это, соответственно, 1931 (к 1943 году Куземин сидит уже двенадцать лет) и 1932 год ( к январю 1951 Тюрин уже девятнадцать лет в зоне). Отсчет эпохи тоталитаризма автор ведет не с 1937 года, а уже с первых лет советской власти. В этом отношении позиция Солженицына была на фоне «оттепельных» шестидесятых годов необыкновенно смелой: в отличие от критиков «культа личности» писатель сумел сказать всю правду о советской эпохе. Особенно важно, что в тексте сближаются друг с другом, порой почти становясь синонимами, понятия «день» и «жизнь». Такое семантическое сближение осуществляется через универсальное в рассказе понятие «срок». Срок — это и отмеренное заключенному наказание, и внутренний распорядок тюремной жизни, и — самое важное — синоним человеческой судьбы и напоминание о самом главном, последнем сроке человеческой жизни. Тем самым временные обозначения приобретают в рассказе глубинную морально-психологическую окраску.

Важность категории времени в рассказе отражается в том, что его первая и последняя фразы посвящены именно времени. Само движение стрелки часов — важный фактор движения сюжета (обратите внимание на частоту упоминаний о времени в рассказе). Событийный и предметный материал в рассказе компонуется будто с использованием метронома.

Место действия также необычайно значимо в рассказе. Пространство лагеря враждебно узникам, особенно опасны открытые участки зоны: каждый заключенный торопится как можно быстрее перебежать участки между помещениями, он опасается быть застигнутым в таком месте, спешит юркнуть в укрытие барака. В противоположность героям русской литературы, традиционно любящим ширь, даль, ничем не стесненное пространство, Шухов и его солагерники мечтают о спасительной тесноте укрытия. Барак оказывается для них домом, — со скрытой иронией показывает автор. Пространство в рассказе выстраивается концентрическими кругами: сначала описан барак, затем очерчена зона, далее рисуется переход по степи, стройка, после чего пространство снова сжимается до размеров барака.

Замкнутость круга в художественной топографии рассказа получает символическое значение. Обзор узника ограничен обнесенной проволокой окружностью. Заключенные отгорожены даже от неба: пространственная вертикаль резко сужена. Сверху их беспрерывно слепят прожектора, нависая так низко, что будто лишают людей воздуха. Для них нет горизонта, нет неба, нет нормального круга жизни. Но есть еще внутреннее зрение заключенного — пространство его памяти; а в нем преодолеваются замкнутые окружности и возникают образы деревни, России, мира.

Особенности повествования. Воссоздавая образ простого русского человека, Солженицын добивается почти полного слияния авторского голоса и речи героя. В композиционном отношении интересно, что весь рассказ выстроен как несобственно-прямая речь Ивана Денисовича. Рассказывая о лагерной жизни, писатель мог бы избрать иную повествовательную манеру. Это могло бы быть эпическое повествование «от автора» или — противоположный вариант — рассказ от первого лица, целиком сориентированный на точку зрения героя. Солженицын предпочел такую форму повествования, которая позволяла предельно сблизить точку зрения мужика с точкой зрения автора. Такой художественный эффект лучше всего достигается использованием несобственно-прямой речи: рассказывается не только о том, что мог бы облечь в слова сам герой произведения, но и вещах, вряд ли доступных его пониманию. При этом сама манера словесного выражения определяется присущими сказу просторечиями и диалектизмами, а также умеренным использованием лагерного жаргона (лагерный жаргон в несобственно-прямой речи персонажа употребляется минимально — использовано всего 16 «лагерных» понятий).

Солженицын довольно скупо использует в рассказе переносные значения слов, предпочитая первоначальную образность и добиваясь максимального эффекта «нагой» речи. В то же время в речевом строе рассказа велика роль пословиц, поговорок, народных поверий и метких образных высказываний. Благодаря им главный герой способен чрезвычайно сжато и метко двумя-тремя словами определить суть события или человеческого характера. Пример такого рода — использованная по отношению к одному из лагерников пословица: «Быстрая вошка всегда первая на гребешок попадает». Говоря о постоянном изнуряющем лагерников чувстве голода, Шухов вспоминает другую поговорку: «Брюхо — злодей, старого добра не помнит. »

С другой стороны, ряд пословиц и народных поверий, вспоминаемых героем, характеризует крестьянский склад его мироощущения. Вот что, по мнению Ивана Денисовича, происходит на небе со старым месяцем, когда он исчезает, заменяясь новым: «Старый месяц Бог на звезды крошит». Особенно афористично звучит речь героя в концовках эпизодов или описательных фрагментов.

Солженицын показал один, как считает в финале рассказа его герой, удачный день: «в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый».

Столь же эпически спокойно звучат финальные авторские слова:

«Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.

Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось».

Писатель воздерживается от громких слов и откровенного проявления эмоций: довольно и того, чтобы соответствующие чувства возникли у читателя. А это гарантировано всем гармоничным строем рассказа — рассказа о силе жизни и о силе человека.

Лакшин, В. Иван Денисович, его друзья и недруги. Писатель, читатель, критик // Лакшин, В. Пути журнальные. Из литературной полемики 60-х годов. — М., 1990.

Латынина, А. Солженицын и мы. Крушение идеократии (От «Одного дня Ивана Денисовича» к «Архипелагу ГУЛАГ») // Латынина, А. За открытым шлагбаумом. Литературная ситуация конца 80-х. — М., 1991.

Муромский, В. П. Из истории литературной полемики вокруг повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Литература в школе. —1994. — № 3.

«Один день Ивана Денисовича» — произведение Александра Исаевича Солженицына о бывшем солдате, отбывающем 10-летний срок в лагере в годы сталинских репрессий. Иногда «Один день Ивана Денисовича» называют рассказом, иногда — повестью.

«Один день…» стал первым из опубликованных творений Солженицына и первым разрешённым в СССР произведением о сталинских лагерях. Рассказ был напечатан в журнале «Новый мир» с личного разрешения советского лидера Никиты Сергеевича Хрущёва. Это стало одним из знаковых моментов «хрущёвской оттепели» и борьбы с «культом личности» Сталина.

Сам Солженицын изначально назвал рассказ «Щ-854. Один день одного зэка», по лагерному номеру главного героя. Уже перед публикацией название изменил главный редактор «Нового мира», поэт Александр Твардовский.

Содержание

Полный текст и аудиокнига

Аудиоверсия в исполнении автора доступна на YouTube.

Краткое содержание

В пять часов утра бьют подъём, и Иван Денисович Шухов просыпается в лагерном бараке. Он чувствует, что заболел, и продолжает лежать. Заметивший это надзиратель командует: трое суток карцера за нарушение режима. Однако, уведя Шухова из барака, он «прощает» зэка, но за это велит вымыть пол в надзирательской.

Закончив уборку, Иван Денисович спешит в столовую. К счастью, товарищ по бригаде сберёг ему завтрак, и Шухов ест холодную жидкую баланду и замёрзшую кашу самодельной ложкой.

Затем Шухов идет в санчасть, чтобы из-за болезни не выходить на работу. Но фельдшер Вдовушкин отказывается его госпитализировать — температура недостаточно высокая.

  • По ходу произведения читатель узнаёт, что Иван Денисович Шухов — крестьянин из колхоза. Ему уже за сорок. На войне в 1942 году он попал в плен, почти сразу сбежал, но его обвинили в измене Родине: якобы специально сдался, а потом выполнял задание немецкой разведки. В контрразведке Шухова жестоко избивали, и он подписал признание. По 58-й статье получил десять лет лагерей, восемь из которых уже отсидел.

Шухов идет на перекличку вместе со своей 104-й бригадой. На улице почти тридцатиградусный мороз. Выход на развод — самая тяжёлая минута за день.

Вместе со своей бригадой Иван Денисович идет на стройку за пределы лагеря и думает о том, что в наступившем 1951 году имеет право написать два письма домой. В последнем письме жена рассказывала, что в колхозе после войны дела совсем плохи и она мечтает, что Иван скоро вернётся домой и поможет семье выбраться из нищеты.

104-й бригаде предстоит работать на брошенной ТЭЦ — класть шлакоблоки. Ивану с напарником, латышом Кильдигсом, бригадир велит утеплить машинный зал, чтобы было где греться. Те приносят украденный рулон толя, чтобы заделать окна. Бригада начинает работать, и на время голодные и замёрзшие зэки словно забывают о своих бедах, перешучиваются как старые приятели.

На обеде в столовой Шухову удалось обманом «закосить» для своей бригады две лишние миски каши. Одну из порций помощник бригадира отдаёт самому Ивану Денисовичу. Ещё одну миску Шухов несёт в лагерную контору и слышит, как работающие там «придурки» спорят о фильме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».

После обеда бригада таскает на второй этаж ТЭЦ тяжелые шлакоблоки и кладёт стену. Шухов, опытный каменщик, погружается в работу, не видя ничего вокруг и не чувствуя мороза. Заключённые работают быстро и старательно. Если бригадир потом сумеет правильно доложить об успехах, их будут чуть лучше кормить.

Прибегает десятник Дэр и грозит бригадиру новым сроком за украденный толь. Тот в ответ угрожает: если донесёшь, до завтра не доживёшь. Дэр знает, что за последнее время в лагере ночью зарезали троих зэков-доносчиков, и, струсив, решает не ссориться с бригадиром.

Солнце клонится к закату, а работа ещё в разгаре. Если сейчас бросить укладку шлакоблоков, пропадёт замешанный раствор. И 104-я бригада продолжает трудиться, рискуя опоздать на ужин. Когда бригадир велит работать, его слушают: только благодаря его изворотливости и ударному труду зэки получают дополнительную пайку и выживают.

Наконец заключённые отправляются обратно в лагерь. Последним со стройки уходит Шухов, довольный хорошей работой. У ворот лагеря пять сотен зэков мёрзли ещё полчаса, пока всех не пересчитали и не нашли отставшего молдаванина (его теперь ждёт холодный бетонный карцер, где дают лишь кусок хлеба в день).

На обыске Шухову удаётся утаить и пронести в лагерь подобранный на стройке кусок ножовочного полотна. Если бы кусок ножовки нашли, он сел бы в карцер на десять суток и окончательно подорвал здоровье. Но ему повезло, и теперь можно будет изготовить и сменять на еду сапожный нож.

Шухов занимает очередь за посылками. Сам он запретил жене слать передачи, чтобы не «отрывать от ребятишек», но хочет удружить «придурку» Цезарю Марковичу и получить что-то в награду. Тот с благодарностью разрешает Ивану Денисовичу забрать свой ужин — дополнительную миску пустых щей и кусок хлеба. Потом Шухов чудом поспевает на ужин со своей бригадой, едва протиснувшись в двери: не успеешь со своими, останешься голодный.

В бараке Цезарь Маркович дарит Шухову два печенья, два кусочка сахара и ломтик колбасы, когда тот помогает уберечь продукты во время переклички.

Баптист Алешка пытается говорить с Иваном Денисовичем о Боге. Но тот отвечает с издевкой: «Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел?».

Лёжа на шконке, Шухов съедает кусочек колбасы и засыпает довольный. Сегодня ему повезло: не посадили в карцер, их бригаду послали не на самую тяжёлую работу, ему удалось съесть лишнюю миску каши, при обыске у него не нашли ножовку, и даже болезнь переходить на ногах…

История создания и публикации

Александр Исаевич Солженицын — лауреат Нобелевской премии по литературе за 1970 год, автор трёхтомника «Архипелаг ГУЛАГ» о политических репрессиях в Советском Союзе.

Солженицын сам прошёл лагеря. Он был репрессирован в 1945 году за критику Сталина в письме и получил восемь лет. Сначала он отбывал срок в «шарашке» — спецтюрьме для технических специалистов, а затем сидел в лагере в Казахстане. Чудом пережив рак желудка, он вышел на волю и оказался в ссылке, стал работать учителем математики в Рязани. Там он и написал рассказ «Щ-854».

Идея рассказа пришла ему во время тяжёлого рабочего дня в лагере зимой 1950 года. Солженицын решил, что это был бы хороший способ описать весь ужас лагерной жизни: рассказать про один обычный день заключённого. Автор сознательно решил не нагнетать ужас, а показать «удачный» день, чтобы ещё заметнее были бесчеловечные условия, в которых держат заключённых.

Вдохновлённый тем, что Никита Хрущёв публично заговорил о репрессиях и подверг критике Сталина, Солженицын в ноябре 1961 года передал текст рассказа в журнал «Новый мир».

Главный редактор журнала, автор «Василия Тёркина» Александр Твардовский, был настолько впечатлён произведением, что обратился лично к Хрущёву за разрешением на публикацию. Помощник вслух прочитал рассказ советскому лидеру, и Хрущёв позволил напечатать произведение в рамках своей борьбы со сталинизмом.

«Один день Ивана Денисовича» появился в «Новом мире» в ноябре 1962 года и произвёл на советское общество огромное впечатление. Впервые в печати открыто говорили об ужасах, с которыми столкнулись невинно осуждённые люди в лагерях. Сам Солженицын позднее отмечал, что если бы такое произведение издали где-то за границей, его объявили бы клеветой на советский строй. Однако «Один день Ивана Денисовича» напечатали с разрешения ЦК Коммунистической партии, и спорить с этим было невозможно. Заговорили о том, что Солженицыну могут дать Ленинскую премию, однако этого так и не произошло.

После смещения Хрущёва с поста в 1964 году советское руководство отказалось от дальнейшей критики Сталина. В годы брежневского застоя тему репрессий перестали широко обсуждать. Солженицын оказался в опале, его вскоре исключили из Союза писателей, а его произведения перестали издавать и убрали из библиотек.

За публикацию за границей «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына лишили советского гражданства и в 1974 году выслали из страны. Вновь печатать «Один день Ивана Денисовича» на Родине писателя стали лишь в 1990-е, тогда же смог вернуться из-за границы в Россию и сам Александр Исаевич.

О чем писать в сочинении. Характеристика Ивана Денисовича Шухова

Тема рассказа Солженицына — жизнь человека в концлагере. В мельчайших подробностях описывая лагерный быт, автор показывает, какие пути выбирают заключённые, чтобы выжить и не сойти с ума. «Кряхти да гнись. А упрёшься — переломишься», — гласит мудрость, благодаря которой Шухов протянул в лагере уже восемь лет.

Солженицын сознательно выбрал своим героем «маленького человека» — бывшего колхозника и бывшего солдата, лысеющего доходягу без половины зубов. Шухову не шлют с воли посылки с продуктами, как Кильдигсу. Он не рассуждает об искусстве, как работающий в лагерной конторе Цезарь Маркович. Он не пытается бороться за свои права и достоинство, как капитан Буйновский.

У Шухова нет ни большого ума, ни наглости, ни умения «качать права». Это простой человек, арестованный без вины, не выдержавший пыток, оговоривший себя и попавший в лагерь. Теперь он хочет лишь выжить, но даже о свободе боится мечтать всерьез, не веря, что ему перед освобождением не накинут ещё десять лет лагерей.

При этом у Шухова есть внутренний стержень, который помогает ему день за днём жить и не сдаваться. Он не выпрашивает подачки и не вылизывает чужие миски после обеда. Не обманывает. Не доносит. Не боится тяжелого труда, когда от этого зависит благополучие всей бригады. Бригада — это его «большая семья», и он не подводит своих товарищей по несчастью.

Но что самое удивительное в Шухове — он умеет радоваться тому немногому, что дает ему лагерная жизнь. Он получает радость от работы. От лишней миски каши. От того, что избежал карцера. Хлебая за ужином баланду, он не проклинает свою жизнь и думает лишь: «Переживём всё, даст Бог кончится!» Перед сном он по-своему радуется прожитому дню.

Автор не даёт оценок Ивану Денисовичу Шухову. Его задача в другом — показать жизнь каторжного лагеря и жизнь заключённых изнутри. А вот читатель может и задуматься о месте таких людей в жизни и в истории. Может быть, только благодаря людям вроде Шухова страна пережила все тяжёлые испытания, выпавшие ей в XX веке? Или наоборот, это они довели её до беды своей безропотностью и умением жить, ни на что не надеясь?

Идея рассказа «Один день Ивана Денисовича» пришла Александру Солженицыну во время заключения в лагере особого режима зимой 1950-1951 года. Реализовать её он смог лишь в 1959 году. С тех пор книга несколько раз переиздавалась, после чего изымалась из продажи и библиотек. В свободном доступе на Родине рассказ появился лишь в 1990 году. Прообразами для персонажей произведения стали реально существовавшие люди, которых автор знал во время пребывания в лагерях или на фронте.

Тематика произведения

Жанр текста — рассказ, хотя изначально Солженицын задумал повесть. Автор описывает, как живётся в лагере для заключённых обычному русскому человеку. Но тематика «Одного дня…» шире, чем описание быта и повседневных подробностей. В тексте показано, как главный герой видит и воспринимает деревенскую жизнь. Поводом к написанию стало то, что сам Александр Исааакиевич провёл несколько лет в лагерях. Мысль о создании произведения пришла зимой. Точная дата написания не установлена, но известно, что работа над всеми главами окончена в 1959 году.

На страницах книги герои спорят, ведут беседы, рассказывают о событиях из своей жизни, делятся воспоминаниями. Так, бригадир Тюрин повествует о плачевных последствиях, наступивших после принудительной коллективизации. Товарищи Ивана Денисовича по лагерю говорят о значении театральных постановок и фильмов для культуры. Интеллигенция обсуждает ленту «Иван Грозный» и пьесу Ю. Завадского.

При вдумчивом прочтении из текста можно много узнать о советском быте и судьбе выдающихся людей России. На примере частных случаев писатель показывает социальные проблемы, волновавшие общество в то время.

Судьба творческих людей в эпоху тоталитарного строя была нелёгкой. Художникам, оказавшимся в лагере, приходилось творить не по велению души, а по указке свыше, причём работа не оплачивалась. Деградация и упадок прослеживались во всех направлениях искусства. В тексте есть эпизод, когда Иван думает о крашеных коврах, которые «малюют деревенские кустари».

Краткое содержание

История начинается с описания пробуждения Шухова. Иван всегда просыпался за 1,5 часа до подъёма. О том, что нужно вставать, извещал удар молотка по рельсу, закреплённому возле штабного барака. В это утро мужчине нездоровилось, его знобило, ощущалась ломота в теле. Больных обычно строго наказывали — отправляли в карцер, но для Ивана всё обошлось мытьём пола. После похода в комендатуру мужчина вместе с другими приступил к завтраку. Меню заключённых в этот день было таким:

  • каша из магары;
  • почерневшая капуста;
  • рыбная баланда (похлёбка).

Позавтракав, Иван отправился к фельдшеру. В санчасти работал молоденький выпускник литературного института, попавший на это место по протекции знакомого доктора. Термометр показал 37,32 градуса, и фельдшер предложил Ивану пойти на работу, хотя добавил, что «на свой страх» он может остаться и подождать врача.

Первая половина дня

Шухов не стал дожидаться, пока придёт медработник. Он зашёл в барак и взял дневной паёк, состоявший из кусочка сахара и хлеба. Эту скудную еду заключённый разделил на 2 части: одну спрятал под матрас, другую — под душегрейку. Заключённые вышли на улицу, где им предстояло пройти процедуру досмотра. Было холодно, однако надзиратели заставляли расстёгивать телогрейки и рубахи, чтобы проверить, не спрятал ли кто письма, ножи или ещё что-нибудь запрещённое.

После «шмона» замёрзшие люди колонной двинулись на работу. Шухов был голоден, потому что завтрак съел остывшим, а пайку пришлось спрятать. Начинался 51-й год, в котором Ивану Денисовичу, как и другим заключённым, можно было получить 2 письма с воли. Шухов ушёл из дома 23 июня 1941 года, на следующий день после начала Великой Отечественной войны.

Лучшими работниками в бригаде считались Иван Шухов и латыш Ян Кильдигс. Им дали задание — сложить из шлакоблоков стены на теплоэлектроцентрали и утеплить здание цеха. Среди заключённых был Гопчик, вина которого заключалась в том, что он носил молоко «бендеровцам», скрывавшимся в лесу. Ивану Шухову он напоминал умершего сына.

Главный герой работал и думал о том, что ему осталось не так много до конца отсидки. Когда началась война, он воевал на Северо-Западном фронте. Советских солдат окружили, достать провизию было неоткуда, люди питались тем, что «строгали копыта» с павших коней. Дело закончилось тем, что Шухова и других солдат взяли в плен немцы. Вскоре Иван сбежал и добрался до своих.

Чиновники посчитали солдата предателем и решили, что фашисты отправили его шпионить. Однако на допросе Иван не мог рассказать, в чём заключалось задание, а следователь тоже не сумел ничего придумать. Тем не менее Шухова отправили отбывать срок. Так за заботой и размышлениями прошла первая половина дня.

Обеденный перерыв и вечер

Обеденное меню было таким же скудным, как утреннее, только каша в этот раз была из овсяной крупы. Иван сумел взять 2 порции, обманув кашевара. Овсянку в лагере считали одной из лучших каш — она на некоторое время заглушала голод, а его заключённые ощущали почти всегда. После обеда главный герой снова пошёл на стройку, а по пути подобрал кусок ножовки.

Работа в 104-й бригаде шла быстрыми темпами, заключённые ощущали себя одной большой семьёй. Пока не зашло солнце, мастеровые укладывали шлакоблоки, возводя второй этаж ТЭЦ. Бригадир посетовал, что после освобождения Шухова «тюрьма плакать будет», ведь таких хороших работников мало. Наступил вечер, и работяги пошли в барак. Снова предстоял «шмон», и Иван вдруг вспомнил, что под одеждой у него спрятан кусок стальной ножовки. Нельзя было допустить, чтобы эту ценную находку обнаружили, поэтому Шухов перепрятал её в варежку. Надзиратели ничего не заподозрили, и заключённый пошёл туда, где выдавали посылки.

Ивану Денисовичу не присылали посылок, потому что он попросил жену не отнимать кусок у детей. Мужчина занял место в очереди по просьбе Цезаря — тому должны были прислать из дома продукты. За это Цезарь отдал ему свою порцию еды. На ужин снова была жидкая баланда, невкусная, но горячая. Отхлёбывая её, герой почувствовал, как тепло разливается по телу, и подумал, что ради таких моментов и живут зэки.

В лагере главный персонаж зарабатывал тем, что выполнял мелкие заказы. Одному нужно было зашить одежду, другому — починить обувь. Товарищи по лагерю расплачивались мелкими деньгами, однако их хватало, чтобы время от времени покупать табак, кое-что из еды и вещей. Придя в барак, Иван увидел, что Цезарь уже открыл посылку. Теперь сокамернику был нужен ножичек, чтобы порезать колбасу, и Шухов дал ему свой.

Снова предстояла проверка, и товарищи договорились сделать так: Цезарь притворится больным и выйдет последним, а Шухов постарается после досмотра вернуться раньше, чтобы посылку не украли. За оказанную услугу Цезарь пожертвовал ему целый продуктовый набор:

  • ломоть колбасы;
  • 2 кусочка сахара;
  • 2 печенья.

Раздумья перед сном

В одном бараке с Шуховым и Цезарем находился баптист Алешка. Он любил читать евангелие, которое прятал в щель в стене. Проверяющие ни разу не обнаружили книжицу. В этот вечер Алексей заговорил с героем о Боге. По его мнению, человек должен радоваться тому, что попал в лагерь. Здесь много времени на раздумья, есть возможность позаботиться о душе и избавиться от грешных помыслов.

Шухов не спорил, он молча слушал и думал о том, что и сам не знает, хочется ли ему выходить на волю. Перебирая в уме события целого дня, герой отметил, что хорошего с ним произошло:

  • не отправили в карцер;
  • не послали бригаду в Соцгородок;
  • в обед удалось съесть больше каши, чем полагалось;
  • на «шмоне» не обнаружили ножовку;
  • подработал вечером;
  • купил немного табака;
  • не заболел.

За весь срок нужно было прожить 3653 дня, ещё 3 добавлялось из-за високосных дней.

«Один день Ивана Денисовича»

Иллюстрация к повести «Один день Ивана Денисовича»
В рассказе описывается биография Ивана Денисовича, его внешность и то, как составлен распорядок дня в лагере. Мужчине 40 лет. Он уроженец деревни Темгенево. Уходя на войну летом 1941 года, он оставил дома жену и двух дочерей. Волею судеб герой попал в лагерь в Сибири и успел отсидеть восемь лет. На исходе девятый год, по истечении которого он вновь сможет вести свободную жизнь.

По официальной версии мужчина получил срок за измену родине. Посчитали, что, побывав в немецком плену, Иван Денисович вернулся на родину по заданию немцев. Пришлось признать себя виновным, чтобы остаться в живых. Хотя в реальности дело обстояло иначе. В бою отряд оказался в гибельном положении без еды и снарядов. Пробравшись к своим, бойцы были встречены как враги. Солдаты не поверили рассказу беглецов и сдали их под суд, определивший каторжные работы как наказание.

Иван Денисович Шухов

Сначала Иван Денисович попал в лагерь со строгим режимом в Усть-Ижмене, а затем его перевели в Сибирь, где ограничения соблюдались не так строго. Герой лишился половины зубов, отрастил бороду и наголо брил голову. Ему присвоен номер Щ-854, а лагерная одежда делает его типичным маленьким человеком, судьбу которого решают вышестоящие инстанции и власть имущие персоны.

За восемь лет заключения мужчина изучил законы выживания в лагере. Его друзья и недруги из числа зэков имели столь же печальные судьбы. Проблемы во взаимоотношениях были ключевым недостатком существования в заключении. Именно из-за них начальство имело большую власть над узниками.

Иван Денисович предпочитал проявлять спокойствие, вести себя достойно и соблюдать субординацию. Смекалистый мужчина, он быстро сообразил, как обеспечить себе выживание и достойную репутацию. Он успевал поработать и отдохнуть, правильно планировал день и пропитание, умело находил общий язык с тем, с кем было нужно. Характеристика его навыков говорит о мудрости, заложенной на генетическом уровне. Подобные качества демонстрировали крепостные крестьяне. Его умения и опыт помогли стать лучшим мастером в бригаде, заслужить уважение и статус.

Иллюстрация к повести «Один день Ивана Денисовича»

Иван Денисович был полноправным управленцем своей судьбы. Он знал, как поступить, чтобы жить с комфортом, не гнушался работой, но и не перетруждался, мог перехитрить надзирателя и легко обходил острые углы в общении с зэками и с начальством. Счастливый день Ивана Шухова был тем днем, когда он не был посажен в карцер и его бригаду не распределяли в Соцгородок, когда вовремя сделана работа и удалось растянуть пайку на день, когда спрятал ножовку и ее не нашли, а Цезарь Маркович дал подработать на табак.

Образ Шухова критики сравнивали с героем Толстого – Платоном Каратаевым. Герой из простого народа, сломленный безумной государственной системой, оказался меж жерновов лагерной машины, ломающей людей, унижающей их дух и человеческое самосознание.

Шухов задал себе планку, ниже которой было непозволительно опуститься. Поэтому он снимает шапку, садясь за стол, пренебрегает рыбьими глазами в баланде. Так он сохраняет свой дух и не предает честь. Это возвышает мужчину над зэками, облизывающими миски, прозябающими в лазарете и стучащими начальству. Поэтому Шухов остается свободен духом.

Отношение к труду в произведении описано особым образом. Укладка стены вызывает небывалый ажиотаж, и мужчины, забыв, что они лагерные заключенные, кладут все силы на ее быстрое возведение. Производственные романы, наполненные подобным посылом, поддерживали дух соцреализма, но в повести Солженицына это скорее аллегория к «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Человек не потеряет себя, если у него есть цель, поэтому строительство ТЭЦ становится символичным. Лагерное существование перебивается удовлетворением от сделанной работы. Очищение, принесенное удовольствием от плодотворного труда, даже позволяет забыть о болезни.

Главные герои из повести «Один день Ивана Денисовича» на сцене театра

Специфика образа Ивана Денисовича говорит о возвращении литературы к идее народничества. В рассказе поднимается тема страданий во имя Господа в разговоре с Алешей. Поддерживает эту тему и каторжница Матрена. Бог и отсидка не укладываются в привычную систему соизмерения веры, но спор звучит как парафраз дискуссии Карамазовых.

Анализ сюжета и персонажей

Хроника событий, случившихся за день, — вот основа рассказа «Один день из жизни Ивана Денисовича». Анализ позволяет понять, что автор считает всё происходящее будничным, и это подчёркивает трагичность. Показан быт заключённых советского лагеря, а предыдущий период жизни можно представить по рассуждениям и воспоминаниям героя.

Хроника значимых событий в жизни:

  • родился в 1911 году;
  • пережил раннюю смерть сына;
  • воспитывал 2 дочерей;
  • в 1941 году ушёл на войну;
  • по сфабрикованному делу был осуждён и сослан в Казахстан.

В рассказе «Один день Ивана Денисовича» герои показаны лаконично, но так, что они хорошо запоминаются. Писатель сумел передать лагерную атмосферу и донести до читателя, какая пропасть была между заключёнными и администрацией.

Некоторые «зэки» не имеют имён и фамилий, как и должно быть — опознавательными знаками служат номера. Но это относится прежде всего к «стукачам», непорядочным людям. Есть и такие второстепенные герои, которые имеют имена, например:

  • латыш Кильгас;
  • баптист Алексей;
  • кавторанг Буйновский;
  • бригадир Тюрин;
  • помощник Павло.

0
Памятник промышленной архитектуры – Московский газовый завод, бывший завод газгольдеров Букье и Гольдсмита в Нижнем Сусальном переулке – также строился при участии Шухова. Для сохранившихся по сей день газгольдеров и заводских корпусов инженер спроектировал перекрытия.

Промышленные здания строились во второй половине XIX века. Сегодня площади завода сдаются арендаторам и вмещают художественные галереи, дизайн-студии, магазины. Поэтому прийти и посмотреть на шуховское наследие можно в любое время.

Главный герой

Основное действующее лицо рассказа «Один день…» — обычный крестьянин, русский мужик, осуждённый без вины. Его жизнь в лагере нельзя назвать лёгкой, но писатель, прибегая к лаконичности и неброскости, показывает, что спокойное поведение и рассудительное отношение к своей участи характерно для большинства заключённых.

Солженицын был уверен, что судьба страны зависит от того, сумеет ли каждый человек в трудные минуты не опуститься, сохранить достоинство. Его герой не так образован, как некоторые солагерники, однако он оказывает им услуги, опираясь на крестьянские привычки.

Шухов обладает врождённой нравственностью и деревенской хваткой, позволяющей разглядеть пользу в обычных предметах. Он сам сделал мастерок, складной ножик и другие приспособления, благодаря которым лагерный быт становится комфортнее. Такие особенности личности позволяют не сломаться за долгие годы, проведённые в лагере.

Композиционные приёмы

На примере одного дня Солженицын показал несколько лет жизни человека. Особенность в том, что автор подробно рассказывает о любом, даже самом незначительном действии. Крупным планом показано всё, что делает заключённый Шухов. Элементы, по которым можно оценить степень детализации:

  • то, как герой одевается утром;
  • найденный кусок ножовки;
  • скелет от рыбёшки;
  • рыбьи глаза в супе.

В тексте есть множество подобных примеров. Жизнь героя показана крупным планом. Кроме того, объединяются 2 временных отрезка: день и срок. Автор показывает, что весь период заключения однообразен, каждый временной отрезок похож на другой. Понятие «срок» приобретает второе значение. Это не только период длиной в несколько лет, но и внутренний распорядок, которому, кажется, подчиняется человеческий организм. Похожий композиционный принцип используется в рассказе «Молодняк».

Основная мысль рассказа

В основе сюжета лежит один день жизни зека по имени Иван Денисович. Время в тюрьме длится так медленно, а дни настолько однообразны, что эти 24 часа можно сравнить с целой жизнью.

Солженицын рассказывает нам о жизни людей, которых содержали в исправительно-трудовом лагере. Последний был создан с целью уничтожить заключенного как личность. Однако главному герою, а также ряду других персонажей, удавалось вести внутреннюю борьбу и остаться людьми даже несмотря на такую сложную жизнь. После прочтения краткого пересказа невозможно не понять, насколько важна борьба с трудностями и внутренняя стойкость.

1. Почему литературный дебют А. И. Солженицына был воспринят как Событие, как «литературное чудо»?

2. Приведите отзывы читателей о прозе Солженицына. Прокомментируйте их.

3. Почему писатель отдает предпочтение жанру рассказа?

4. Как отразился в рассказе «Один день Ивана Денисовича» лагерный опыт самого Солженицына?

5. В каких случаях автор относится к своим героям с симпатией, в каких – с иронией, а в каких – с неприязнью? Чем вы объясните выбор Шухова на роль центрального героя?

6. Прокомментируйте сцены-столкновения: Буйновский – Волковой, бригадир Тюрин – десятник Дэр.

7. Раскройте нравственный подтекст ситуаций: Шухов – Цезарь.

8. Какую роль в рассказе играют биографии героев?

9. Как Солженицын убеждает, что историю тоталитаризма он ведет не с 1937 года, а с первых послеоктябрьских лет?

История публикации

Авторский замысел родился в 1952 году в Экибастузском Особлаге: «Просто был такой лагерный день, тяжелая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днем. достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет все».

Твардовский оценил такой угол зрения, он увидел, чтo отразилось в зеркале одного дня: «Описан один день, но о тюрьме сказано все».

Жанр и название

«Один день Ивана Денисовича» привлек внимание читателей не только своей неожиданной темой, новизной материала, но и своим художественным совершенством.

«Вам удалось найти исключительно сильную форму», – писал Солженицыну Шаламов.

«Избрана малая форма – в этом опытный художник», – заметил Твардовский.

Действительно, в раннюю пору своей литературной деятельности писатель отдавал предпочтение жанру рассказа. Он придерживался своего понимания природы рассказа и принципов работы над ним.

«В малой форме, – писал он, – можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя».

И «Один день Ивана Денисовича» Солженицын относил к жанру рассказа: «Иван Денисович» – конечно, рассказ, хотя и большой, нагруженный». Жанровое обозначение «повесть» появилось по предложению Твардовского, который хотел придать рассказу «больше весу».

Первоначальное название рассказа – «Щ-854». В редакции «Нового мира» родилось окончательное название, по-другому определился и жанр произведения – повесть.

Автор и его герои

Объясните смысл названия рассказа. Как оно сказалось на его сюжете?

Лагерь – это особый мир со своим «пейзажем», своими реалиями: зона, фонари зоны, вышки, вертухаи на вышках, бараки, вагонка, колючая проволока, БУР, начальник режима, кондей с выводом, полный карцер, зеки, черный бушлат с номером, пайка, миска с баландой, надзиратели, шмон, собаки, колонна, объект, десятник, бригадир…

Солженицын воссоздает подробности лагерного быта: мы видим, что и как едят зеки, что курят, где достают курево, как спят, во что одеваются и обуваются, где работают, как говорят между собой и как с начальством, что думают о воле, чего сильнее всего боятся и на что надеются. Автор пишет так, что мы узнаем жизнь зека не со стороны, а изнутри, от «него».

Солженицын создал на страницах своих произведений образ огромной впечатляющей силы – «Архипелаг ГУЛАГ». В документальном фильме «Избранник» показана составленная Солженицыным карта архипелага ГУЛАГ. В одной из ее точек – лагерь «Одного дня…».

Кто такой Иван Денисович?

Иван Денисович Шухов – зек Щ-854, чьими глазами читатель видит лагерь. «Лагерь глазами мужика», – сказал Лев Копелев, передавая Твардовскому рукопись Солженицына. Да, глазами Шухова, потому что глазами Буйновского или Цезаря мы бы увидели лагерь другим.

По признанию автора, «образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями».

Восстановите прошлое Ивана Денисовича. Как он попал в лагерь?

Иван Денисович Шухов, простой человек, крестьянин, честно воевавший, в 1941 году оказался в окружении, потом попал в плен. Бежав из плена, Иван Денисович попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых – подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность происходящего подчеркивается тем, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону». Так и написали, просто «задание».

Почему день, описанный в повести, кажется Шухову счастливым? Какие счастливые события происходят с героем?

«Почти счастливый» день не принес особых неприятностей, в этом уже счастье. Счастье как отсутствие несчастья в условиях, которые ты изменить не можешь. В карцер не посадили, на шмоне не попался, табачку купил, не заболел – чего же еще?

Что помогает герою устоять, остаться человеком?

Шухов живет в согласии с собой, он далек от самоанализа, от мучительных размышлений, от вопросов: за что? почему? Этой цельностью сознания во многом объясняется его жизнестойкость, приспособляемость к нечеловеческим условиям.

Приспособляемость Шухова не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства.

Рассказывая о лагере и лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Куземина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».

Иван Денисович из породы «природных», «естественных» людей. Он напоминает толстовского Платона Каратаева. Такие люди ценят прежде всего непосредственную жизнь, существование как процесс.

Шухов и в лагере работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен, по совести живет. Выстоять ему помогают здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь.

Кого автор выделяет из лагерного люда? О ком пишет с симпатией? Кого называет «дерьмом»?

В «Одном дне…» есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, кавторанг Буйновский, латыш Кильдигс, Сенька Клевшин. Они не роняют себя и слов зря не роняют.

Бригадир Тюрин – для всех «отец». От того, как «процентовку» закрыл, зависит жизнь бригады. Тюрин и сам жить умеет, и за других думает.

«Непрактичный» Буйновский пытается бороться за свои права и получает «десять суток строгого». Шухов не одобряет поступка Буйновского: «Кряхти да гнись. А упрешься – переломишься».

Писатель выделяет еще одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике». Сидел он по тюрьмам и лагерям несчетное число лет, и ни одна амнистия его не коснулась. Но себя не потерял.

«Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля-инвалида, а до камня тесаного, темного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком».

«Придурки» – лагерные «аристократы» – лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко, парикмахер, бухгалтер, один из КВЧ – «первые сволочи, сидевшие в зоне, людей этих работяги считали ниже дерьма».

Шухову с его здравым смыслом и Буйновскому с его «неумением жить» противопоставлены те, кто «не принимает на себя удар», «кто от него уклоняется». Прежде всего, это кинорежиссер Цезарь Маркович. У него меховая шапка, присланная с воли: «Кому-то Цезарь подмазал, и разрешили ему носить чистую городскую шапку». Все на морозе работают, а Цезарь в тепле в конторе сидит. Шухов не осуждает Цезаря: каждый хочет выжить.

Одна из отличительных черт жизни Цезаря – «образованные разговоры». Кино, которым занимался Цезарь – игра, то есть выдуманная, ненастоящая жизнь, с точки зрения зэка.

Основное эстетическое требование Солженицына

Выражать правду жизни во всей ее полноте! – таково основное эстетическое требование Солженицына. О нем писатель не раз заявлял не только в своих письмах, статьях, автобиографической книге-исповеди «Бодался теленок с дубом», но и в художественных произведениях.

Найдите в повести «Один день Ивана Денисовича» эпизоды, выражающие основное эстетическое кредо автора.

В двух эпизодах повести «Один день Ивана Денисовича» передаются суждения писателя о творчестве Сергея Эйзенштейна.

Фильмы выдающегося советского кинорежиссера – любимая тема разговоров Цезаря Марковича. В первом эпизоде оппонентом московского интеллигента является «жилистый старик», «двадцатилетник, каторжанин по приговору Х-123».

«– Нет, батенька, – говорит Цезарь, – объективность требует признать, что Эйзенштейн гениален. «Иоанн Грозный» – разве это не гениально? Пляска опричников с личиной! Сцена в соборе!
– Кривлянье! – ложку перед ртом задержав, сердится Х-123. – Так много искусства, что уже и не искусство. Перец и мак вместо хлеба насущного! И потом же гнуснейшая политическая идея – оправдание единоличной тирании. Глумление над памятью трех поколений русской интеллигенции. Гении не подгоняют трактовку под вкус тиранов!»

Реплика Цезаря: «…искусство – это не что, а как» – вызвала резкую реакцию собеседника:

«Подхватился Х-123 и ребром ладони по столу:
– Нет уж, к чертовой матери ваше “как”, если оно добрых чувств во мне не пробудит!»

Страстность, с какой ведется этот спор, обнажает эстетические позиции не только участников диалога, но и самого Солженицына.

В другом случае разговор идет о получившем мировую известность фильме Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Цезаря умиляют находки режиссера: «…пенсне на корабельной снасти повисло, помните?» «Или коляска по лестнице – катится, катится».

Кавторанг Буйновский не разделяет этого восторга, он называет эти «открытия» «кукольным» искусством, далеким от действительности:

«– Да, но морская жизнь там кукольная. Офицеры все до одного мерзавцы… А кто же их (матросов) в бой водил. Потом черви по мясу прямо как дождевые ползают. Неужели уж такие были?»

Приверженец реалистического искусства, Солженицын не принимает всякого рода модернистские ухищрения, о них он писал с явной иронией в рассказе «Пасхальный крестный ход». Писатель получал наслаждение в работе над словом, над «маленькой формой», «оттачивая ее грани».

Слово учителя

Как видим, в авторских характеристиках, коротких, скупых, очень сильно выражен нравственный аспект. Он особенно заметен в сценах-столкновениях: Буйновский – Волковой, бригадир – Тюрин – десятник Дэр. Важное значение имеют и коротенькие эпизоды, раскрывающие взаимоотношения зеков: Шухов – Цезарь, Шухов – Сенька Клевшин. К лучшим страницам повести нужно отнести те эпизоды, которые показывают 104-ю бригаду в работе.

В лице «незлобивого», терпеливого Ивана Денисовича Солженицын воссоздал символический образ русского народа, способного перенести невиданные страдания, лишения, издевательства и при этом сохранить доброту к людям, человечность, снисходительность к человеческим слабостям и непримиримость к нравственным порокам.

Судьбы героев повести убеждают, что историю тоталитаризма Солженицын вел не с 1937 года, а с первых послеоктябрьских лет. Об этом говорят лагерные сроки зеков. Безымянный «высокий молчаливый старик» сидит с первых советских лет. Первый бригадир Шухова – Куземин был арестован в «год великого перелома», а последний – Тюрин – в 1933, в «год победы колхозного строя». Наградой за мужество в немецком плену стал десятилетний срок для Сеньки Клевшина… С думой о них, с воспоминаний о них Солженицын начал работу над главной своей книгой «Архипелаг ГУЛАГ», которая открывается посвящением:

ПОСВЯЩАЮ
всем, кому не хватило жизни
об этом рассказать.
И да простят они мне,
что я не все увидел,
не все вспомнил,
не обо всем догадался.

Домашнее задание

1. Выделите автобиографические моменты в рассказе «Матренин двор».

2. Солженицын-пейзажист. Подготовьте выразительное чтение пейзажных зарисовок, стилистический комментарий к ним. С каким описанием ассоциируется название рассказа?

3. Раскройте тему «прошлое и настоящее матрены». Покажите, какую роль в рассказе «матренин двор» выполняет тот и другой план.

4. Назовите других персонажей рассказа. Какую роль они сыграли в судьбе главной героини?

5. Почему был возможен заголовок «не стоит село без праведника»? Раскройте его философский смысл.

Н.В. Егорова, И.В. Золотарева. Литература «оттепели». Творчество А.И. Солженицына. // Поурочные разработки по русской литературе. XX век. 11 класс. II полугодие. М., 2004

В. Лакшин. Иван Денисович, его друзья и недруги // Новый мир. – 1964. – № 1

Шпион по нежеланию

Краткое содержание один день ивана денисовича

Главный герой произведения, действие которого происходит в течение одного дня, – крестьянин Иван Денисович Шухов. На второй день после начала Великой Отечественной войны он ушел на фронт из родной деревни Темгенево, где у него осталась жена с двумя дочерьми. У Шухова еще был сын, но он умер.

В феврале тысяча девятьсот сорок второго года, на Северо-Западном фронте, группа воинов, в составе которой был и Иван Денисович, попала в окружение врага. Помочь им было невозможно, от голода солдатам приходилось даже есть копыта мертвых лошадей, размоченные в воде. Вскоре Шухов попал в немецкий плен, однако ему вместе с четырьмя сослуживцами удалось оттуда сбежать и добраться до своих. Советские автоматчики двух бывших пленных убили сразу же. Один умер от ран, а Ивана Денисовича отправили в НКВД. По итогам быстрого следствия Шухова отправили в концентрационный лагерь – ведь каждый человек, побывавший в плену у немцев, считался вражеским шпионом.

Девятка

Жизнь тюремная

Цезарь Маркович

Иван Денисович все же понимает, что Цезарь Маркович пока еще ничего не смыслит в лагерных порядках. Перед «шмоном» он не успевает унести посылку в камеру хранения. Хитрому Шухову удалось сберечь присланное Цезарю добро, и тот не остался перед ним в долгу.

Кавторанг

Наиболее часто Цезарь Маркович делился припасами с соседом «по тумбочке» Кавторангом – морским капитаном второго ранга Буйновским. Он ходил вокруг Европы и по Северному морскому пути. Однажды Буйновский в качестве капитана связи даже сопровождал английского адмирала. Тот остался под впечатлением от его высокого профессионализма и после войны отправил подарок на память. Из-за этой посылки в НКВД решили, что Буйновский является английским шпионом. Кавторанг находится в лагере не так давно и еще не утратил веру в справедливость. Несмотря на привычку командовать людьми Кавторанг не отлынивает от лагерной работы, за что пользуется уважением всех заключенных.

Фетюков

Есть в лагере и тот, кого никто не уважает. Это бывший конторский начальник Фетюков. Он совсем ничего не умеет делать и способен лишь таскать носилки. Фетюкову не приходит никакой помощи из дома: жена ушла от него, после чего сразу же вышла замуж за другого. Бывший начальник привык есть вдоволь и поэтому часто попрошайничает. Этот человек уже давно потерял чувство собственного достоинства. Его постоянно обижают, а иногда даже бьют. Фетюков не в состоянии дать отпор: «утрется, заплачет и пойдет». Шухов считает, что таким людям, как Фетюков, невозможно выжить в лагере, где нужно уметь себя правильно поставить. Сохранение собственного достоинства необходимо только потому, что без него человек теряет волю к жизни и вряд ли сможет протянуть до конца срока.

Сам Иван Денисович не получает из дому посылок, потому что в родной деревне и без того голодают. Паёк он старательно растягивает на целый день, чтобы не испытывать чувства голода. Не чуждается Шухов и возможности «закосить» лишний кусок от начальства.

Алеша

Один из заключенных – сектант Алеша, которого посадили за его веру. Алеша-баптист переписал в записную книжку половину Евангелия и сделал для нее тайник в стенной щели. Еще ни разу при обыске Алешино сокровище не было обнаружено. В лагере он не утратил веры. Алеша говорит всем, что нужно молиться, чтобы Господь снял злую накипь с нашего сердца. На каторге не забывают ни о религии, ни об искусстве, ни о политике: заключенные переживают не только о насущном хлебе.

Счастливый день

Перед сном Шухов подводит итоги дня: в карцер его не посадили, на строительство Соцгородока (в морозное поле) работать не отправили, кусок пилы спрятал и на «шмоне» не попался, во время обеда лишнюю порцию каши получил («закосил»), купил табака… Так выглядит почти счастливый день в лагере.

Читайте также: