Вернувшись из отпуска иван иванович обнаружил что стенные часы давно остановились

Опубликовано: 18.05.2024

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.

2) Рано утром я вышел полюбоваться рассветом и подышать свежим прохладным воздухом.

3) Он подошёл к окну и увидел одни трубы да крыши.

4) Хорошо бы в нашем музее когда-нибудь увидеть картины Рембрандта или Тициана.

5) Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

1)Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел (что делать?) перечитывать письмо и писать ответ.

«ушёл и сел» — первый ряд однородных членов; второй ряд: «перечитывать и писать».

2) Рано утром я вышел полюбоваться рассветом и подышать свежим, прохладным воздухом.

3) Он подошёл к окну и увидел одни трубы да крыши .

4) Хорошо бы в нашем музее когда-нибудь увидеть картины Рембрандта или Тициана .

5) Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами , и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.

Одна запятая необходима:

во втором предложении: однородные определения;

в 5-м предложении: оно сложносочиненное. Содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют придаточной части.

Правильный ответ указан под номером 2 и 5.

Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель: найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

ОЧ — однородные члены.

ССП — сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл; два дополнения, порывы и стоны.

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема: О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема: О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2: Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3: Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4: Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема: О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема: О , и О , и О .

Общая схема: и О , и О , и О .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры:

Пример 3: От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4: Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5: Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом. Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Пример 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые; собирались и читали. Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , или О , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как. так и; не только. но и; не столько. сколько; насколько. настолько; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не толь­ко не, а, скорее. чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде.

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни . ни; тоже; также; не толь­ко . но и; как . так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [ предстоит ], и [ он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [ позвонили ], и [ никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [ О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния : [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся —это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий— значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть —запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1: Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу.

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения, а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2: К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1: На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина. В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого— своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена. Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2: К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится.

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.

Теория вероятностей — раздел математики, изучающий закономерности случайных явлений: случайные события, случайные величины, их свойства и операции над ними.

Вероятностью называется отношение числа благоприятных исходов к общему числу равновозможных исходов.

Также вероятность случайного события А это число Р(А), к которому приближается относительная частота этого события в длинной серии экспериментов.

Вероятность любого события заключена между нулем и единицей. Вероятность равна нулю, если благоприятных исходов нет вовсе (невозможное событие), а единице, если все исходы благоприятны (достоверное событие).

Для нахождения вероятности случайного события А при проведении некоторого опыта следует:

1. найти число N всех возможных исходов данного опыта;

2. найти число N(A) тех исходов опыта, в которых наступает событие А;

3. найти частное N(A)/N; оно и будет равно вероятности события А.

Однако иногда встречаются испытания с бесконечным числом исходов. Такая ситуация возникает в некоторых геометрических задачах, связанных со случайным выбором точки на прямой, плоскости или в пространстве. В таком случае говорят о геометрической вероятности.

Геометрическая вероятность события A, являющегося подмножеством множества В точек на прямой, плоскости или в пространстве — это отношение мер данных объектов.

Задачи.

Задача 1: найдите вероятность того, что точка Х ближе к точке N, чем к M.

Событие А - точка Х ближе к точке N, чем к M, Р(А) – вероятность наступления события А.

Пусть точка О – середина отрезка MN. Наше событие наступит тогда, когда точка Х лежит внутри отрезка ON.

(Таким образом, вероятность может быть вычислена как отношение длин двух отрезков).

Задача 2: из отрезка [0;1] случайным образом выбирается число х. Найдите вероятность того, что а) х>0,7; б)х≤0,3 или х≥0,5.

б) х≤0,3 или х≥0,5 на отрезке [0;1],

Р(А) – вероятность наступления события А.

Задача 3: Вернувшись из отпуска, Иван Иванович обнаружил, что стенные часы давно остановились. Найдите вероятность того, что время, которое показывают стоящие часы, отличается от действительного времени не больше чем на 30 минут.

Событие А – часы отстают от действительного времени не больше чем на 30 мин, Р(А) – вероятность наступления события А.

Весь материал - документе.

Содержимое разработки

«Геометрическая вероятность»

Данные задачи могут быть использованы для подготовки к ГИА по математике, факультативным занятиям по теме «Геометрическая вероятность», подготовке к олимпиадам.

Составитель: учитель математики первой квалификационной категории Прохорова Марина Олеговна - МОУ «Санаторная школа-интернат №10» г.Ярославль

Основные теоретические сведения

Теория вероятностей — раздел математики, изучающий закономерности случайных явлений: случайные события, случайные величины, их свойства и операции над ними.

Вероятностью называется отношение числа благоприятных исходов к общему числу равновозможных исходов.

Также вероятность случайного события А это число Р(А), к которому приближается относительная частота этого события в длинной серии экспериментов.

Вероятность любого события заключена между нулем и единицей. Вероятность равна нулю, если благоприятных исходов нет вовсе (невозможное событие), а единице, если все исходы благоприятны (достоверное событие).

Для нахождения вероятности случайного события А при проведении некоторого опыта следует:

найти число N всех возможных исходов данного опыта;

найти число N(A) тех исходов опыта, в которых наступает событие А;

найти частное N(A)/N; оно и будет равно вероятности события А.

Однако иногда встречаются испытания с бесконечным числом исходов. Такая ситуация возникает в некоторых геометрических задачах, связанных со случайным выбором точки на прямой, плоскости или в пространстве. В таком случае говорят о геометрической вероятности.

Геометрическая вероятность события A, являющегося подмножеством множества В точек на прямой, плоскости или в пространстве — это отношение мер данных объектов.

Задача 1: найдите вероятность того, что точка Х ближе к точке N, чем к M.

Решение: Событие А - точка Х ближе к точке N, чем к M,
Р(А) – вероятность наступления события А.

Пусть точка О – середина отрезка MN. Наше событие наступит тогда, когда точка Х лежит внутри отрезка ON.

Тогда .

(Таким образом, вероятность может быть вычислена как отношение длин двух отрезков).

Задача 2: из отрезка случайным образом выбирается число х. Найдите вероятность того, что а) х0,7; б)х≤0,3 или х≥0,5.

Решение: Событие А – а) х0,7; б) х≤0,3 или х≥0,5 на отрезке ,
Р(А) – вероятность наступления события А.

а) ;

б) .

Задача 3: Вернувшись из отпуска, Иван Иванович обнаружил, что стенные часы давно остановились. Найдите вероятность того, что время, которое показывают стоящие часы, отличается от действительного времени не больше чем на 30 минут.

Решение: Событие А – часы отстают от действительного времени не больше чем на 30 мин,
Р(А) – вероятность наступления события А.

30 мин =

Ответ: .

Задача 4: Выберем на географической карте мира случайную точку. Какова вероятность того, что эта точка окажется в России?

Решение: (Очевидно, что для ответа на вопрос нужно знать, какую часть всей площади карты составляет площадь России. Отношение этих двух площадей и даст искомую вероятность.)

Событие А – выбранная точка окажется в России,
Событие В – выбранная точка окажется на карте,
, где Р – вероятность, а S – площадь.

Задача 5: внутри прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны 4, 6, 10 см, наудачу выбирается точка М. Какова вероятность того, что она окажется внутри данного куба, ребро которого 3 см.

Решение: Событие Е – точка оказалась внутри куба с ребром, равным 3 см,
Р(Е) - вероятность наступления события Е.

(Будем считать, что исходы испытания распределены равномерно).

Тогда

Ответ:

Задача 6: точку наудачу бросают в квадрат, сторона которого равна 1. Спрашивается, какова вероятность события, которое состоит в том, что расстояние от этой точки до ближайшей стороны квадрата не больше чем ?

Решение: Событие А – точка будет находиться на расстоянии не больше чем ,
Р(А) – вероятность наступления события А.

Чтобы точка была удалена от границы квадрата не более чем на , она должна принадлежать внутреннему квадрату G.

Ответ:

Задача 7: единичный интервал делится на три части двумя случайными точками. Чему равна вероятность того, что из получившихся отрезков можно построить треугольник?

Решение: необходимо найти вероятность того, что ни один из отрезков не превосходит суммы двух других.


Таким образом, для того, чтобы из трех отрезков можно было построить треугольник, точка, представляющая отрезки, должна лежать внутри треугольника, который получается соединением середин противоположных сторон треугольника. Треугольники MNK и ABC подобны с коэффициентом подобия 0,5.

.

Ответ:

Задача 8: Какова вероятность Вашей встречи с другом, если вы договорились встретиться в определенном месте, с 12.00 до 13.00 часов и ждете друг друга в течение 5 минут?

Решение: Обозначим за х и у время прихода. Тогда 0≤х,у≤60 (минут).

В прямоугольной системе координат этому условию удовлетворяют точки, лежащие внутри квадрата ОАВС.

Друзья встретятся, если между моментами их прихода пройдет не более 5 минут, то есть

yxyx,

xyxy.

Этим неравенствам удовлетворяют точки, лежащие в области G, очерченной красным.

Тогда вероятность встречи равна отношению площадей области G и квадрата ОАВС:

Задача 9: : согласно правилам дорожного движения, пешеход может перейти улицу в неустановленном месте, если в пределах видимости нет пешеходных переходов. В городе Миргороде расстояние между пешеходными переходами на улице Солнечной равно 1 км. Пешеход переходит улицу Солнечную где-то между двумя переходами. Он может видеть знак перехода не дальше чем за 100 м от себя. Найдите вероятность того, что пешеход не нарушает правила.

Решение: воспользуемся геометрическим методом.

Расположим числовую прямую так, что участок улицы между переходами окажется отрезком [0;1]. Пусть пешеход подходит к улице в некоторой точке с координатой Х.

Найдем вероятность этого события: .

Задача 10: (проблемная задача) в одном из лесных хозяйств Иркутской области, представляющем собой прямоугольник a*b гектаров, вспыхнул пожар. Огнем охвачена часть леса, которая является кругом с радиусом, равным r. Найдите вероятность того, что жидкость, распыляемая пролетающим над лесом самолетом, попадет в область пожара.

Решение: Событие А – распыляемая жидкость попадет в область пожара,
Р(А) – вероятность наступления события А.

(ОТ)ТОГО села до города (НА)ПРЯМУЮ сто километров.
(ЗА)ЧЕМ спрашивать, если (И)ТАК всё ясно?
(ВО)КРУГ цвели (И)ТАК благоухали ландыши, что не хотелось уходить из леса.
Я буду молиться (ЗА)ТО, ЧТО(БЫ) всё изменилось к лучшему.
(С)НАЧАЛА подумай, (ЗА)ТЕМ ответь.

2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Все разговоры (НА)СЧЁТ продажи имения продолжались уже (В)ТЕЧЕНИЕ месяца.
(НЕ)СМОТРЯ на привилегии, отец жил довольно скромно, (БЕЗ)УСТАЛИ работая в саду.
Подарок готовили (В)ТАЙНЕ от окружающих, (В)ПОЛГОЛОСА переговариваясь по вечерам.
(ПО)НЕВОЛЕ задумаешься о будущем, когда националисты (В)ОТКРЫТУЮ говорят о ненависти к инородцам.
ЧТО(БЫ) жить в гармонии с собой и с миром, (НА)ЗЛО нельзя отвечать злом.

3. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) фирма процветала (В)ТЕЧЕНИЕ ближайших лет, сейчас нужны немалые вложения.
Всадник прокричал (В)СЛЕД командиру ЧТО(ТО) отчаянное.
(В)ВИДУ сильного жара ребёнок не спал (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей ночи.
(В)ДАЛИ столбы выстроились (В)ВИДЕ обгоревших спичек.
Дед (ТО)ЖЕ выскочил в сени, но (ТОТ)ЧАС вернулся, злой и взъерошенный.

5. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Тезкин (в)КОНЕЦ покраснел, что бывало с ним всегда в минуту сильного душевного волнения, но Лева истолковал его взгляд (по)СВОЕМУ.
(В)СКОРЕ он стал автостопом выделывать кренделя по (ЮГО)ЗАПАДНОЙ громадной равнине российского государства
(В)ТАЙНЕ от родителей он снял недорогую квартиру в Филях, чтобы жить (В)БЛИЗИ нарышкинской церкви.
Болезнь (МАЛО)ПОМАЛУ начала оставлять его, и только тоска никак не могла уняться и гнала (В)ПЕРЕД.
Сверкнул черными глазами и заявил, что никогда на такую подлость не согласится, и директору стоило большого труда добиться того, ЧТО(БЫ) мальчик ВСЕ(ТАКИ) получил золотую медаль.

6. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)СЛЕДСТВИЕ этого вчерашние не разлей вода друзья становились врагами: один был без ума от КАКОГО(НИБУДЬ) демократа, а другой упивался откровениями патриота-государственника
ОДНАКО(Ж) (ПО)НЕМНОГУ чувствовал, что университет нимало не приближает, но лишь отдаляет его от этой жизни, в чем, наверное, и была его высшая прелесть.
Впрочем, (НА)СЧЕТ последнего раза и уж тем более Сибири, он (ПО)ТОМУ и промолчал, что это было преувеличением.
Настенные часы на кухне ясно и звучно возвестили о (ПОЛУ)НОЧИ, и Козетта, ЧУТЬ(ЧУТЬ) покраснев, как много лет (казалось, всю жизнь) назад, проговорила.
И Тезкина резануло доселе неведомой ревностью, ПОТОМУ(ЧТО) не он нашел это волшебное создание и не ему на плечо склонилась (ВО)ВРЕМЯ танца аккуратная головка.

7. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

И вдруг вцепилась в его рубашку, обняла, (КАК)БУДТО заплакала, и тогда словно (ИЗ)ПОД земли показалась медсестра и привычным движением быстро сделала ей укол.
Ничем другим дед (В)СИЛУ преклонных лет помочь уже не мог, ЗА(ТО) рассказывал истории про прежнюю жизнь и плакал горючими слезами
В зимнее время островок, находившийся всего-то в (ПОЛУ)ЧАСЕ лета от Петрозаводска, оказывался (В)ДАЛИ от внешнего мира.
Я не написал ни слова и ВРЯД(ЛИ) ЧТО(НИБУДЬ) еще напишу.
Это было ТАК(ЖЕ) очевидно, как и то, что горизонт в степи не есть КАКАЯ(ТО) граница света, а лишь ограничение его видимой части.

8. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

И ЧТО(БЫ) ни говорил и ни делал этот человек (В)ПОСЛЕДСТВИИ, Тезкин ему больше
не верил.
Жизнь казалась ему чем-то (В)РОДЕ контрольной работы, которую он одолевал играючи
и молниеносно, а (ПО)ТОМУ неудача на вступительных экзаменах его подкосила.
(ИЗ)ЗА тумана ничего не было видно (ВО)КРУГ.
Очень долго он не мог уснуть, ворочался, а (ЗА)ТЕМ достал из нижнего ящика стола потертую тетрадь, зажег свечи читал (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всей ночи.
И Тезкина резануло доселе неведомой ревностью, ПОТОМУ(ЧТО) не он нашел это волшебное создание и не ему на плечо склонилась (ВО)ВРЕМЯ танца аккуратная головка.

9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Мать заплакала, а отец поглядел на сына так, словно теперь догадался о ЧЕМ(ТО), и ТО(ЖЕ) хотел подойти к нему и поцеловать на дорогу, но, будучи человеком сдержанным, остался на месте.
Совершать ли ей оборот (НА)ВСТРЕЧУ новому утру или нет, и ТО(ЖЕ) самое почувствовали миллионы других людей в громадных городах и забитых до отказа церквах.
Но ЧТО(БЫ) он ни говорил, назавтра друзья снова топали в "Лиру", "Гном" или "Метлу", рассаживались с видом завсегдатаев, ЧТО(БЫ) посмотреть на собравшуюся публику.
(В)ТЕЧЕНИЕ недели они ели уху из жирных озерных окуней и сорог, жарили грибы и почти не спали, ПОТОМУ(ЧТО) терять время здесь было еще жальче, чем в Москве.
Пускали их не всегда, ЗА(ТО), оказавшись в уютных, наполненных дымом зальчиках с низко свисающими абажурами, они сидели над коктейлем (НЕ)ВЗИРАЯ на позднее время.

10. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)РОДЕ что-то показалось в небе (ВО)ВРЕМЯ наших бесполезных попыток вызвать вертолёт.
Муж её был спокоен, как обычно, и в ТО(ЖЕ) время чувствовалось в нём КАКОЕ(ТО) внутреннее напряжение.
(ПО)МЕРЕ подготовки к экзаменам я стал писать грамотнее, надеюсь, (В)ПОСЛЕДСТВИИ вообще перестану допускать ошибки в диктантах и сочинениях.
(В)НАЧАЛЕ я засмеялся, а (ЗА)ТЕМ неожиданно для себя расстроился.

11. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Цветы петуньи дружно раскрывались (ПО)УТРУ и точно ТАК(ЖЕ) закрывались к вечеру.
(НА)КОНЕЦ путешественники прибыли в Индию и (ПО)НАЧАЛУ осмотрели дворец Тадж-Махал.
(В)СКОРЕ гостей напоили ароматнейшим кофе (ПО)ТУРЕЦКИ.
Старик (НА)ХОДУ разломил лепёшку (НА)ДВОЕ и угостил нас.
(ПО)ЭТОМУ признаку и (ПО)ТОМУ, что нижняя часть ствола обгорела, я разгадал происхождение ямы.

12. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Колдунья пошла на ТО(ЖЕ) место и сделала всё ТАК(ЖЕ), как и в прошлый раз.
Егерь (С)МОЛОДУ любил Байкал ЗА(ТО), что не видел ничего красивее этого озера.
(В)СЛЕДСТВИЕ длительного перехода люди очень устали, лошади ТАК(ЖЕ) нуждались в отдыхе.
Около часу свирепствовал вихрь и (ЗА)ТЕМ пропал (ТАК)ЖЕ неожиданно, как и появился.
(ПО)УТРУ писатель шёл на прогулку по Москве и наблюдал (ЗА)ТЕМ, что происходит в городе.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В)РЯД ли можно обвинять человека (ЗА)ТО, что он не совершал.
Анна ТО(ЖЕ)была талантлива, (ПРИ)ЧЁМ без тени любования.
Оба сына (ПО)НАЧАЛУ учились ТАК(ЖЕ) хорошо, как и остальные дети.
Я КОГДА(ТО) ТО(ЖЕ) был ребёнком и мечтал стать космонавтом.
(ЗА)ТО Петьку не любили в деревне, что одно и ТО(ЖЕ) выражение брезгливости не сходило с его лица.

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Невнимательное, незаинтересованное слушание музыки точно ТАК(ЖЕ), как невнимательное чтение книг или рассматривание картин, только утомляет нас, отбирает наши силы, а (В)ЗАМЕН ровно ничего не даёт.

Мы поняли, (ОТ)ЧЕГО отец ТАК(ЖЕ) сердит, как и вчера.
(ТОТ)ЧАС своей жизни я запомнил (НА)ВСЕГДА.
(В)ПОСЛЕДСТВИИ он объяснил мне, (ПО)ЧЕМУ так долго не приезжал в родные края.
(В)ЗАКЛЮЧЕНИЕ собрания был дан весёлый концерт, (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ которого зрители часто смеялись.

15. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)РАЗНОМУ можно относиться к творчеству А.П. Чехова, но, ЧТО(БЫ) понимать его, нужно быть талантливым читателем.
(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ некоторого времени Чехов живёт в Ницце, а ЗА(ТЕМ) в Париже.
Здоровье писателя ухудшилось (НА)СТОЛЬКО, что врачи (НА)СТРОГО запретили ему оставаться в Мелихово.
(ПО)ЭТОМУ поводу к Чехову в Ялту приехал М. Горький, и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких часов они говорили в гостиной.
(В)СКОРЕ в Москве (В)ОТКРЫТУЮ заговорили о таланте Чехова.

16. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ВО)ВРЕМЯ кругосветных плаваний известный путешественник Тур Хейердал, как и его знаменитые предшественники, ТО(ЖЕ) не раз оказывался в сложных ситуациях.
КАК(БЫ) вы ни старались, все равно не поймете, (ОТ)ЧЕГО этот шарик стоит на месте.
(ПО)ПРАВДЕ говоря, вы мне (ВО)ВСЕ не нравитесь.
(В)ТЕЧЕНИЕ часа клоуны развлекали публику, и (ВО)ВРЕМЯ представления то и дело звучали аплодисменты.
(В)ПЕРЕДИ Челкашу улыбался солидный заработок, и он мечтал, как загуляет завтра (ПО)УТРУ.

17. Найдите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО(БЫ) вам посоветовать посмотреть (ВО)ВРЕМЯ экскурсии?
Мы отправились в Карелию, ЧТО(БЫ) полюбоваться ТЁМНО(СИНИМИ) озёрами.
С депрессией нужно бороться во ЧТО(БЫ) то ни стало, ПОТОМУ(ЧТО) она может стать причиной различных заболеваний.
(НА)ПРОТЯЖЕНИИ нескольких лет в этом (СРЕДНЕ)РУССКОМ городке жил известный художник.
(ПО)ЧЕМУ мы с вами (ВО)ВРЕМЯ не встретились?

18. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(С)ЛЕВА на пригорке КОЕ(ГДЕ) алели маки.
Иван проснулся (ЗА)СВЕТЛО и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких секунд не мог сообразить, где он находится.
В (ПОЛУ)РАЗРУШЕННОМ городе было пустынно, КАК(БУДТО) всех унёс с собой мощный ураган.
ВСЁ(ТАКИ) я так и не смог поехать (НА)ВСТРЕЧУ с одноклассниками.
Отряд был уже в самой низине, а (С)ВЕРХУ мчалась ему (НА)ПЕРЕРЕЗ неприятельская кавалерия.

19. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ЗА)ТЕМ он повернул линейку компаса (В)ТОМ направлении, в котором скрылся мальчик.
ТО(ЖЕ) выражение готовности к решительным действиям появилось на лице Артёма, что и при первой нашей встрече, (ПРИ)ЧЁМ даже его глаза выражали ту же уверенность.
Я (ТОТ)ЧАС направился к Татариновым с таким расчётом, ЧТО(БЫ) не застать Николая Антоновича.
(В)ТЕЧЕНИЕ некоторого времени Вера получает пылкие и страстные любовные письма от неизвестного ей лица, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ не придаёт им значения.
Онегин, ТАК(ЖЕ) как и герой Б. Констана, умён, но подчёркнуто равнодушен к окружающим его людям и (ПРИ)ТОМ не видит в жизни ничего достойного своих душевных усилий.

1) На этой дорожке можно встретить не только ёжика но и полевую мышь.

2) Впервые я встретил этого человека у друзей и с тех пор старался избегать его.

3) В ходе испытаний была доказана эффективность препарата и не пострадало ни одно живое существо.

4) Он отложил книгу и очки в сторону и широко зевнул.

5) В море резвились и дети и взрослые и дельфины и медузы.

1) Выпускники и родители построились на школьном дворе и приготовились слушать речь директора школы.

2) Прозвенел колокольчик и многие девочки заплакали.

3) В моём аттестате были выставлены хорошие оценки и от этого становилось радостно на душе.

4) В кабинете биологии стены ярко раскрашены и установлен аквариум с рыбками и лягушками.

5) Успехами Кати гордились и учителя и одноклассники и родители.

1) В тёмной воде озера плавали маленькие рыбки и по мшистым камням ползали маленькие улитки.

2) Его молодая и подвижная жена весь день суетилась по хозяйству беспрестанно ахала и тихонько пела.

3) В ночи раздавались непонятные стуки и утром мы увидели на железной крыше ворон.

4) Пёс то бегал за голубями то гонялся за уносимым ветром бумажным пакетом то нюхал что-то в жёлтой пожухлой траве.

5) Он вошел и повесил свои пальто и шарф на гвоздь у двери.

1) Требовалось не только покрасить стены но и побелить потолок.

2) Подводы были тяжело нагружены мешками с мукой и крупой и передвигались медленно.

3) За рекой косили и слышалось пение птиц.

4) Миша коллекционировал и календарики и марки.

5) Во многом его отношение к книгам определили и огромная библиотека отца и домашнее чтение вслух и личный пример родителей.

1) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

2) В Мещёрском крае заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

3) В казарме было душно и крайне тяжело дышалось.

4) Шофёр или не расслышал моих слов или не обратил на них внимания.

5) Солнце светило ласково и нежно и согревало своим теплом землю.

Задание№17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Облако (1) похожее на волшебного единорога (2) уходило далеко за горизонт (3) постепенно расплываясь (4) и (5) становясь всё более розовым и воздушным.

Подойдя к самому краю посёлка (1) можно было увидеть опушку леса и тропинку (2) уводящую в самую его чащу. Ребята любили по ней уходить и блуждать (3) надеясь не встретиться с медведем (4) водившимся в этих краях.

Внезапно вспышка (1) ослепившей нас (2) молнии распорола тучи, и (3) осветившись ею (4) небо словно раскололось. Удар грома (5) достигший лесной опушки (6) потряс землю.

Девушка (1) глубоко задумавшись (2) вышла из библиотеки и (3) не глядя по сторонам (4) пошла по (5) мощённой булыжником (6) дорожке сада.

В лучах солнца роща озарялась, словно в ней всё улыбалось, тонкие стволы берёз (1) принимавшие отблеск белого шёлка (2) были ещё влажными от дождя, пестрели и загорались червонным золотом (3) лежавшие на земле (4) листья.

Задание№18. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

«Мне (1) стало быть (2) нужно встать очень рано, чтобы поспеть на утренний поезд. Разбуди меня (3) пожалуйста (4) на рассвете (5) дорогая (6) мама!» – попросил Арчибальд.

До свиданья (1) друг мой (2) до свиданья.

Милый мой (3) ты у меня в груди.

Обещает встречу впереди.

До свиданья (4) друг мой (5) без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить (6) конечно (7) не новей. (С. Есенин)

Приветствую тебя (1) опустошённый дом (2)

Завядшие дубы, лежащие кругом,

И море синее, и вас (3) крутые скалы (4)

И пышный (5) прежде (6) сад – глухой и одичалый!

Усталым путникам в палящий летний день

Ещё даешь ты (7) дом (8) свежительную тень,

Ещё стоят твои поруганные стены,

Но сколько горестной я вижу перемены! (А. К. Толстой)

можешь быть (2) изругав.

В мутной передней долго не влезет

сломанная дрожью рука в рукав.

тело в улицу брошу я.

Не надо этого (3)

дай простимся сейчас.

тяжкая гиря ведь –

куда ни бежала б. (В. Маяковский)

Простите (1) верные (2) дубравы! Прости (3) беспечный мир (4) полей, И легкокрылые забавы (5) Столь быстро улетевших дней! Прости (6) Тригорское (7) где радость Меня встречала столько раз! На то ль узнал я вашу сладость, Чтоб навсегда покинуть вас? От вас беру воспоминанье, А сердце оставляю вам. Быть может (сладкое мечтанье!)(8) Я к вашим возвращусь полям… (А.С. Пушкин)

Задание№19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Отец (1) в кабинете (2) которого всегда стояла тишина (3) оглушительно громко чихнул (4) чем сильно напугал дремавшего на пороге пса.

Университет (1) на филологический факультет (2) которого (3) девушка мечтала поступить (4) находился в большом городе (5) и ей было немного страшно покидать родной посёлок.

Этот роман (1) рецензию (2) на который (3) я прочитал в вечерней газете (4) оказался не таким уж скверным (5) как его представили критики.

Друг мой (1) на квартире (2) которого (3) мы обычно останавливались по приезде в город (4) в этот раз отсутствовал.

Старик вспомнил (1) что много лет не чинил плетень вокруг сада и огорода (2) что сломана калитка (3) и (4) что вообще немало дел (5) которые требуют сильных рук и хозяйского глаза.

Задание№20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Было довольно темно (1) и (2) чтобы спуститься по длинной и довольно крутой лестнице (3) которая вела в гостиную (4) ему пришлось прежде зажечь свечу и дрожащей рукой вставить её в подсвечник (5) потому что иного источника света он не обнаружил.

Большинство ребят из класса поступили в университеты родного города (1) и (2) хотя это случалось довольно редко (3) но бывшие одноклассники устраивали встречи (4) на которых вспоминали школьные годы (5) и делились своими переживаниями по поводу успешной сдачи сессии.

Мука эта продолжалась до начала первого часа дня (1) когда Никанор Иванович просто сбежал из своей квартиры в помещение управления у ворот (2) но (З) когда увидел он (4) что и там его подкарауливают (5) убежал и оттуда.

1. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1)Звёздный городок (г. Щелково-14, пос. Звёздный) – закрытый военный городок, расположенный в 25 км к северо-востоку от Москвы в Щёлковском районе Московской области. (2)В Звёздном городке находится музей Космонавтики Ю. А. Гагарина, который был основан 1 января 1967 году по инициативе самого Юрия Алексеевича. (3)Музей – одно из крупнейших в стране хранилище документов и материалов по истории пилотируемой космонавтики. (4) Дом космонавтов Звёздного городка – пожалуй, самый уникальный музей на планете. (5)Он состоит их четырех залов, в одном из которых рассказывается о первом космонавте – Ю. А. Гагарине. (6)Экспозиция музея отражает историю развития пилотируемых космических аппаратов и раскрывает историю жизни и работы первого в мире героя космоса. (7)По традиции, те, кто приезжает на экскурсию в Звёздный городок, возлагают цветы к памятнику первому космонавту – Юрию Алексеевичу Гагарину. (8) Как известно, Юрий Алексеевич дарил своей супруге Валентине Ивановне полевые цветы – ромашки…

2. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Каменная россыпь находится близ поселка Геофизиков в Богучанском районе Красноярского края. (2) О ней существует легенда: когда русские пришли на сибирскую землю, обосновали урочище, носившее название Букачан, что по-эвенкийски – «бугор, остров». (3)Здесь находилось их ритуальное место, и скалы, стоящие в современной россыпи, были священными. (4)Русские, поселившиеся на их священных местах, построили деревянную церковь, однако эвенки решили изгнать русских и разрушить храм. (5)Русские, зная об этом, собрались в храме и стали молиться о спасении. (6)Эвенкийские племена в назначенный час собрались на священной скале. (7)И в полночь разыгралась буря, с неба полились потоки воды, и под ударами стихии скала рухнула и погребла под обломками эвенков. (8)В дар за спасение русские поставили богу чаны, наполненные вином. (9)Отсюда произошло название Богучаны, а место обрушившейся скалы называют Каменная россыпь.

3. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Нижний Новгород был основан в 1221 году Владимирским князем Георгием Всеволодовичем. (2)Первым укреплением города был «детинец» – деревянная крепость, окруженная земляным валом. (3)Она уступала размерами современному каменному Кремлю – главной достопримечательности Нижнего Новгорода. (4) Объект был построен в XVI столетии, и его изначальная цель состояла в защите города от татарского войска. (5)Кремлевская стена достаточно длинна, протяжённостью два километра, и насчитывает на сегодняшний день 12 башен. (6)Совершите путешествие к Кремлю, и вы сможете посмотреть на Вечный Огонь, побывать в филармонии и художественном музее, в ресторанах и на аллее любви. (7)Для того чтобы подняться на холм, на котором возведена достопримечательность, можно купить билет на фуникулёр. (8)С вершины вам откроются великолепные панорамы города, и это поистине завораживающее зрелище, особенно летом, когда всё просто утопает в зелени.

4. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)К 850-летию Тулы быт открыт музей, посвящённый самой известной достопримечательности города, – «Тульскому прянику». (2) В писцовой книге, датированной 1685 годом, встречается первое упоминание о прянике, изготовленном тульскими мастерами, среди которых – Константин Щукин. (3)Слава о его искусстве разнеслась далеко за пределы Тулы, дошла даже до Парижа. (4)В залах музея можно увидеть пряничные доски прошлого времени, фотографии, личные вещи пряничников, документы – самые разнообразные предметы. (5)Но, конечно, самый большой интерес вызывают главные экспонаты – пряники. (6)Раньше их было принято готовить в честь какого-либо события. (7)Например, посетители могут увидеть пряник, подаренный личному составу крейсера «Варяг», а также изготовленный к знаменательному событию – коронации царя Николая II.

5. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Самара ⸺ один из красивейших поволжских городов ⸺ сохранила очарование старокупеческого города. (2) Официальная дата основания города ⸺ 1586 год, когда на берегу реки Самары под руководством Григория Засекина была выстроена крепость Самара. (3) Одним из наиболее известных городских руководителей был Пётр Владимирович Алабин ⸺ русский государственный и общественный деятель, военный писатель и журналист, действительный статский советник, почётный гражданин города Самары. (4) Ведущая роль в устройстве жизни, бытового уклада и культуры города принадлежала купечеству. (5) В Самаре ⸺ многоконфессиональном городе ⸺ расположено множество православных церквей, старообрядческие церкви, католические, протестантские и армянские храмы, мечети, еврейская хоральная синагога. (6) Вознесенский собор ⸺ по данным историков ⸺ одно из самых старых культовых сооружений Самары. (7) Большой интерес представляют музеи Самары, а в экспозиции Самарского художественного музея ⸺ работы Репина, Сурикова, Крамского, Поленова, Ярошенко, Маковского, К. Головкина, которые поступили из коллекций богатых самарских купцов.

2. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста. Запишите это местоимение.
Ответ: _______________.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выде-ленное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. К редким книгам доступ можно получить только по особому библиотечному АБОНЕМЕНТУ.
Не верьте рекламе тех клиник, которые предлагают вам ГАРАНТИРОВАН-НОЕ излечение от всех болезней.
У человека с высшим образованием СЛОВАРНЫЙ запас обычно богаче, чем у того, кто не оканчивал институт.
У меня к нему ДВОЙСТВЕННОЕ отношение: он храбр, но недальновиден.
Обратите внимание на этого ребёнка: он ПАМЯТНЫЙ и сообразительный.
Ответ: _______________.


6.Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.
Ежедневное общение с носителями языка, без сомнения, помогает увеличить уровень профессионального мастерства переводчика.
Ответ: _______________.
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
с ПОЛУТОРАСТА рублями
скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ
более ТЕПЛО
с ОБЕИХ сторон
несколько РУЖЬЕВ
Ответ: _______________.

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предло-жениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Б) нарушение в построении сложного предложения
В) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Г) нарушение в построении предложения с однородными членами
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Какаду находился совсем рядом с решёткой и с любопытством разглядывал посетителей зоомагазина.
2) Начальник оказался в хорошем расположении духа и даже поинтересовался, что не возникают ли у меня сложности в работе.
3) Каждой эпохе нужен как свой летописец в области исторических событий, так и быта и уклада.
4) Высадившись из шлюпки, матросы отправились на берег за провизией, и бочки вскоре наполняются свежей речной водой.
5) Клиффорд Саймак – не только один из интереснейших писателей своей эпохи, но и человек, который определил направление развития фантастики ХХI века.
6) Автор «Горя от ума» и сам немало пострадал от «общественного мненья» Москвы.
7) Петербургский период в творчестве А.С. Пушкина характеризуется не только большей стилистической свободой, но и ломкой жанровых границ.
8) Некоторые философские обобщения в романе-эпопее «Войне и мире» показались современникам Л.Н. Толстого неожиданными и даже шокирующими.
9) Вскоре действие пьесы целиком захватило зрителей, и все, кто был в зале, с неподдельным интересом стал следить за перипетиями сюжета.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:

13. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В борще явно (НЕ)ДОСТАВАЛО чеснока и соли.
Бесконечная степь, заросшая сухой травой, нетронутая, ещё (НЕ)ПАХАННАЯ, простиралась перед глазами путников.
Отсюда до того берега недалеко, метров двадцать, (НЕ)БОЛЬШЕ.
Дом до сих пор (НЕ)ДОСТРОЕН до конца и по документам проходит как строящийся объект.
Егор (НЕ)РАЗ выручал нас, неопытных туристов, советом и делом.
Ответ: _______________.
14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Иван Евгеньевич (ТО)ЖЕ пожелал узнать, ЧТО(БЫ) он мог сделать для саратовских родственников.
Ты, друг, (ОТ)ТОГО простыл, что ТАК(ЖЕ), как Сережка, в холодном море часами сидишь.
(ЗА)ТЕМ (ПО)ЭТОМУ укреплённому и расширенному каналу стало проходить более ста тысяч судов за год.
(В)ВИДУ плохой погоды вылет самолёта задерживается на (ПОЛ)ЧАСА.
Деньги (НА)СЧЁТ этой организации (ЗА)ЧАСТУЮ поступали от неизвест-ных лиц из-за границы.
Ответ: _______________.
15.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Воет беше(1)ый ветер, облака разорва(2)ы в клочья; молнии слепят огне(3)ой зеленью, грохочет отрывистый гром. Всё вокруг занавеше(4)о пеленой дождя. Необыкнове(5)ое, невида(6)ое зрелище!
Ответ: _______________.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Эти места ему были знакомы и ностальгию в душе пробуждали не только рыбацкие ялы у причалов и несколько кофеен на пристани но и просто сам утренний аромат маленького местечка у моря.
2) Анатолий стоял с безразличным и несколько надменным видом и даже не глядел в нашу сторону.
3) Подосиновики растут здесь или в березняках или по краям оврагов и лесных дорог.
4) Только иногда мелькнёт берёзка или мрачной тенью встанет ель.
5) Стремление человека к приобретению знаний естественно и полезно как для самого приобретателя так и для общества.
Ответ:
17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Давайте взглянем на Дон Кихота (1) неторопливым взглядом (2) останавливающимся только на поверхностях (3) и углубляющимся в мелочи (4) и не будем видеть в нём (5) одну лишь (6) созданную для осмеяния старинных рыцарских романов (7) комическую фигуру.
Ответ: _______________.
18.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я к вам пишу случайно; право (1)
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это (2) право.
И что скажу вам? – ничего!
Что помню вас? – но (3) Боже правый (4)
Вы (5) это знаете давно;
И вам (6) конечно (7) всё равно.
(М.Ю. Лермонтов)

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Ни в настоящем, ни в будущем в мире нет и не будет (1) такой цели (2) ради достижения (3) которой (4) имело бы смысл (5) начинать ядерную войну.
Ответ: _______________.
20.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Герой наш трухнул, однако ж, порядком (1) и (2) хотя он отъехал от усадьбы довольно далеко (3) и деревня Ноздрёва давно унеслась из вида (4) но он всё ещё поглядывал время от времени назад с чувством некоторого страха.
Ответ: _______________.
21. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответст-вии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Особую группу из семейства полорогих образуют антилопы – животные довольно разнообразного строения и вида. (2)С одной стороны, к антилопам относятся самые красивые и изящные полорогие, с другой – неуклюжие и грузные создания. (3)Поэтому дать общую характеристику их очень трудно. (4)Можно только сказать, что все антилопы – стройные животные с коротким, почти всегда плотно прилегающим к телу волосяным покровом и более или менее выгнутыми рогами, развитыми у обоих полов почти одинаково. (5)Родиной их служит вся Африка, Южная, Западная и Средняя Азия, Южная и Средняя Европа. (6)Большинство из них любит равнины. (7)Некоторые встречаются только в горах, другие – на болотах, третьи – в лесах. (8)Крупные виды живут группами или стадами, а более мелкие – чаще парами. (9)Бегают они большей частью быстро и легко и обладают прекрасным чутьём.
(по А. Брэму)
Ответ: _______________.

Прочитайте текст и выполните задания 22–26.
(1)Война вспоминается мне как долгая голодная зима. (2)Но наступали и вёсны.
(3)Однажды утром, когда морозец прихватил намешенную прошедшим днём грязь и затянул лужицы хрусткой корочкой льда, вернулась домой отощавшая, ослабевшая Дэлька. (4)Собака брела по краю переулка вдоль кустов акации, ложилась, скуля. (5)Потом снова шла, покачивая набухшими, как почки сирени, сосцами, держа путь к дому, из которого сбежала от голода год назад, шла, чтобы свершить извечный великий обряд природы… (6)Понимая: только дома у потомства будет хоть какая-то надежда выжить.
(7)От того места, где раньше стояла калитка, она уже не смогла идти. (8)Она легла и молча, не скуля, поползла, тяжело перевалилась в конуру, покрутилась там немного и выложила морду наружу, закрыла глаза. (9)И стала ждать.
(10)И когда последний щенок добрался до соска, силы оставили её.
(11)В пустой аптеке средних лет работница возилась со шваброй. (12)Открылась и закрылась входная дверь, но никто вроде не вошёл. (13)Вдруг снизу вытянулась детская рука с монетой, и из-под прилавка раздался голос:
– (14)Соску дай, вот что!
(15)Женщина перегнулась через витрину и, обнаружив, что это всего-навсего Женька, закричала:
– (16)Зачем тебе соску, сопляк! (17)Давай отседа!
– (18)Соску дай! – твёрдо повторил Женька.– (19)Дэлька померла, и щенки помирают. (20)Вот что! (21)Один остался!
(22)Та изменилась в лице, полезла за соской, приговаривая:
– (23)Господи, война ж… (24)Дети с голоду мрут… (25)А тут щенок… (26)Царица небесная.
(27)…На крыльце дома на подстилке щенок сосал через соску из бутылки, укрытой тряпкой. (28)Рядом сидел Женька, худющий, суровый, подправлял щенку соску. (29)Симка, соседка, лузгая семечки, не могла наудивляться:
– (30)Надоть же, выходил! (31)Сам не жрёт, собаке сплавляет! (32)Как же это тебя угораздило, а, Жень?
(33)Щенок, большеголовый, лобастый, всё сосал, зажмурив глаза.
– (34)Как пса-то назовёшь?
– (35)Башкан он. (36)Вот что, – заявил Женька.
– (37)Точно, Башкан и есть, – согласилась Симка.
(38)Вдруг из сада вылетела Лена, подбежала – глаза мечутся, изо всех сил крикнула:
– (39)Немцы! (40)Пленные! (41)Целый эшелон!
(42)На путях стоял эшелон с пленными. (43)Двери теплушек были раскрыты.

(44)Немцы молча стояли, навалившись на брусья в проёме дверей. (45)Вдоль насыпи спиной к улице застыли часовые.
(46)А за ними застыли все, кто был в этот час рядом.
(47)Молчали пленные. (48)Молчали часовые. (49)Молчали женщины и дети. (50)Первый раз они видели живого врага. (51)Враг был не такой, как на плакатах – звероподобный, тупой варвар. (52)Не такой, чтобы его можно было испугаться. (53)Или озлобиться против него. (54)Они выглядели обыкновенно, о-бык-но-вен-но! (55)И это было самым страшным.
(56)А пленные немцы смотрели на стоящих у насыпи без любопытства – привыкли! (57)Только команда о раздаче пищи, поданная кем-то на немецком языке, расшевелила их. (58)Они спрыгивали на шпалы и выстраивались в аккуратную очередь вдоль вагона к полевой кухне. (59)Получали свою порцию в котелок и аккуратно ели.
(60)Вряд ли кто из наших мог похвалиться, что у него в доме обед не хуже. (61)Вряд ли. (62)Женщины, подростки, дети смотрели молча на серую, как россыпь камней, массу пленных. (63)Как? (64)Вот эти – враги? (65)Вот эти – сделали стоящих здесь вдовами и сиротами? (66)И теперь они спокойно жрут хлеб, оторванный от наших детей? (67)Убили, и теперь получают долю убитых? (68)Убийством заработали себе право на котелок?
– (69)А-а-а-а-а-а-а! – закричала, не выдержав, какая-то женщина.– (70)Сволочи! (71)Убийцы-ы! (72)И схватив с насыпи кусок щебня, швырнула его в пленных, снова схватила и снова швырнула. (73)А за ней ещё кто-то, и ещё…
(74)Закричали часовые, забегал начальник охраны. (75)Пожилой солдат из часовых скатился вниз, схватил кого-то за руку:
– (76)Да будет вам, бабы! (77)Люди же!
(78)Женщина вырвалась, закричала:
– (79)А мы, мы – не люди?! (80)Не лю-у-ди-и-и.
(81)Испуганные пленные поспешно забирались в вагоны, закатывали двери. (82)Один остался стоять, держась рукой за висок. (83)Сквозь пальцы сочилась кровь.
(по Ю.И. Чичёву*)

    Юрий Иванович Чичёв (род. в 1938 году) – современный русский поэт, писатель, журналист.

26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Повесть Ю.И. Чичёва “Женькина война” во многом автобиографична, переживания военного детства не теряют со временем своей пронзительности и яркости. Вспоминая о прошлом, автор использует разнообразные средства выразительности. Среди них такое синтаксическое средство, как (А) (предложения 39–41), и такой троп, как (Б) (в предложениях 1, 5, 62). Особое место занимает в тексте такой приём, как (В)_ (“не такой” в предложениях 51–52, “вряд ли” в предложениях 60–61). Среди лексических средств выразительности обращает на себя внимание (Г)_ (“сопляк” в предложении 16, “померла” в предложении 19, “сплавляет” в предло-жении 31)».
Список терминов
1) книжная лексика
2) антонимы
3) лексический повтор
4) анафора
5) сравнение
6) восклицательные предложения
7) синонимы
8) вопросительные предложения
9) разговорная и просторечная лексика
Ответ:
А
Б
В
Г

Комментарии

  1. Зиняков Антон написал(а):

1 25
2 его
3 3
4 прибыв
5 памятливый
6 поднимают
7 ружей
8 82934
9 45
10 45
11 2345
12 35
13 недоставало
14 ввидуполчаса
15 356
16 45
17 2467
18 3467
19 2
20 134
21 78
22 14
23 45
24 изовсехсил
25 57
26 6539

1. 25
2. его
3. 3
4. прибыв
5. двоякое
6. поднять
7. полуторастами
8. 82934
9. 34
10. 45
11. 234
12. 45
13. недоставало
14. ввидуполчаса
15. 1356
16. 45
17. 24
18. 13467
19. 2
20. 134
21. 45
22. 23
23. 25
24. глазамечутся
25. 52
26. 6549

1. 25
2. Его
3. 3
4. Прибыв
5. Памятливый
6. Поднимают
7. Ружей
8. 82934
9. 45
10. 45
11. 2345
12. 35
13. Недоставало
14. Ввидуполчаса
15. 356
16. 45
17. 2467
18. 3467
19. 2
20. 134
21. 78
22. 14
23. 25
24. Глаза мечутся
25. 57
26. А- 6, Б-5, В-3,Г-9

27. Война ТИРЕ??это самое страшное, что может случиться с человеком, ее законы и нормы морали разительно отличаются от мирного времени. Попадая на войну, любой оказывается во власти ужаса, его окружают смерти, жестокость и лишения, в подобных условиях трудно сохранить человеческий облик. Именно проблему сохранения человечности на войне поднимает в своём произведение -В ПРЕДЛОЖЕННОМ ТЕКСТЕ писатель и поэт Юрий Иванович Чичёв.

В условиях войны каждый человек постоянно претерпеваете лишения, вынужден бороться за жизнь свою и своих близких, и часто люди перестают видеть в окружающих таких же людей. Так, в тексте жители городка озлобленны на привезённых в него пленных, закидывают их камнями лишь потому, что немцам тоже достаётся еда. Если бы не часовые, подобная озлобленная толпа в лучшем случае оставила бы пленных без провианта, а скорее всего выместила на них всю злобу. На войне человек перестаёт видеть в противнике себе подобного, готов убивать и причинять страдания, не ощущая угрызений совести, тем самым самолично превращаясь в озлобленного зверя.

Однако не все даже в столь суровых условиях начинают думать только о собственном выживании. Например, Женька, который был худющим, но тратил пищу и деньги, которых явно не хватало и на то, чтобы прокормить его самого, на уход за щенком, которому требовалась соска и молоко. Этот мальчик не потерял человечности, не забыл о том, что нужно думать и о ближнем своём.

Автор в своём произведении противопоставляет Женьку и толпу на вокзале, занимая сторону мальчика, подчеркивая важность сохранения человечности при любых условиях.

Я полностью согласен с позицией автора. Именно столь суровые испытания как война выявляют среди нас людей с большой буквы, которые сохраняют преданность своим идеалам и нормам морали, не опускаясь до уровня животных инстинктов.

1) 25
2) его
3) 3
4) прибыв
5) памятливый
6) поднимают
7) ружей
8) 82934
9) 45
10) 45
11) 2345
12) 35
13) недоставало
14) ввидуполчаса
15) 356
16) 45
17) 2467
18) 3467
19) 2
20) 134
21) 78
22) 14
23) 25
24) глазамечутся
25) 57
26) 6539

Читайте также: