Кто устанавливает отпускную цену

Опубликовано: 17.09.2024


Цена - это количество денег, на которые можно обменять продукт. Цена -это количественная оценка той ценности, которую клиенты придают продукции.
Цена на продукты, как, в принципе, и на любой другой товар, устанавливается с учетом спроса на продукцию данного вида, расчета стоимости издержек по изготовлению, доставке и реализации продукта, цен конкурентов и количества предложений подобного рода товаров другими продавцами. Установление оптимальной цены — довольно сложный процесс в силу того, что покупатели имеют возможность сравнивать как цены на товары, так и качество предлагаемых товаров. Цена, которую устанавливает продавец, зависит и от количества товара, которым располагает продавец: чем большее количество товара предложено к продаже, тем меньше стоимость издержек на каждую единицу продукции, и тем самым продавец может предложить более низкую цену для покупателей, не теряя при этом прибыль. Также при определении цен учитывается покупательская возможность (исходя из уровня зарплат в регионе, месторасположения рынка, сезона).
Существует несколько видов цен в зависимости от того, кому предлагается данный товар:

  • закупочные цены — это цены государственных закупок продукции у предприятий, организаций, населения. В российской экономической практике были и в определенной степени продолжают быть распространенными государственные закупки сельскохозяйственной продукции у ее производителей по закупочным ценам для продовольственного снабжения городского населения, районов Крайнего Севера, армии и создания государственных резервов.;
  • оптовые цены — это цены товаров, реализуемых продавцом или поставщиком покупателю с целью их последующей перепродажи или профессионального использования. Это начальные, самые маленькие цены продукции, которые устанавливают изготовители. В оптовую цену уже заложены себестоимость продукции и ценовая надбавка, которая включает в себя прибыль производителя и возможные понесенные издержки, связанные с браком продукции, ее транспортировкой и т.д.;
  • розничные цены — это цены товаров, реализуемых непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Это конечная, самая большая цена, по которой продается данная продукция, потому что цены производителя устанавливаются с учетом получения прибыли, розничный продавец тоже должен получить определенное количество прибыли и возместить свои издержки, связанные с продажей продукции.

Таким образом, помимо себестоимости продукции основным элементом цены является торговая надбавка. Надбавка - элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли. Поэтому и действует правило, что оптом дешевле. Если есть место для хранения и возможность транспортировки продуктов, дешевле покупать продукты именно на оптовых (мелкооптовых) рынках. Закупка продуктов, подлежащих длительному хранению (например, крупы, консервы, замороженное мясо), купленных даже небольшим оптом, позволяет, порой, неплохо сэкономить.
Однако и на розничном рынке продавцы всегда сделают скидку на покупку солидной партии продукции. В свою очередь, гипер- и супермаркеты тоже различными способами пытаются «уговорить» покупателей делать крупные покупки. Это могут быть акции, например, «при покупке двух упаковок третья в подарок» или «при покупке на определенную сумму вы получаете сертификат на скидку при следующем посещении магазина» и пр. Среди населения набирается ответное движение совместных покупок, в основном оно распространено в Интернете, когда люди собираются, идут в магазин, делая совместную покупку, получают скидку или какие-либо другие бонусы, при этом потратив меньшую сумму денег, чем при покупке в одиночку.
Согласно Методическим рекомендациям по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утв. Минэкономики РФ 6 декабря 1995 г. N9 СИ-484/7-982, свободные оптовые и отпускные цены и тарифы на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются предприятиями-изготовителями самостоятельно. Также цены могут устанавливать поставщики по согласованию с потребителями, исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции. Под конъюнктурой рынка в данном случае понимается соотношение сложившегося спроса и предложения. Соотношение спроса и предложения как раз и является основным показателем, который определяет размер ценовой надбавки и прибыль производителя или продавца.
В свободные отпускные цены также включаются налоги и сборы, начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, таким образом, цена увеличивается еще на порядок.
Товары, произведенные в странах СНГ, реализуются розничными торговыми организациями по свободным розничным ценам, увеличенным на таможенные пошлины, сборы (платежи), уплаченные при ввозе товаров в Российскую Федерацию. Поэтому товары, произведенные
за рубежом, будут стоить несколько дороже, с учетом размера таможенных пошлин. Единственное, что может уменьшить конечную отпускную цену, это более низкая себестоимость и отпускная цена товаров по сравнению с аналогичными, произведенными в Российской Федерации.
Помимо регулирования конечного уровня розничной цены конъюнктурой рынка, на отдельные виды товаров присутствует государственное регулирование торговой надбавки к цене товаров. Органы исполнительной власти каждого субъекта РФ устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам:

  • на продукты детского питания;
  • на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общих образовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях;
  • на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

В торговую надбавку, помимо прибыли продавца или производителя, включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика и другие расходы по закупке и реализации товаров розничных торговых организаций.
Если органами исполнительной власти субъектов РФ установлены предельные размеры торговых надбавок, то при отпуске мелкооптовых партий товаров розничными предприятиями торговли расчеты с юридическими лицами следует производить по свободным отпускным ценам с добавлением части надбавки с тем, чтобы последние для возмещения своих транспортных и других расходов также могли применять надбавку, по совокупности не превышая предельного ее размера.
Следовательно, торговая наценка — это основной элемент цены товаров, она должна возмещать расходы по продаже товаров, транспортные расходы, расходы по уплате налогов и обеспечивать получение достаточного размера прибыли для продавца и производителя. В силу этого цена, по которой мы покупаем продукты, — это цена производителя, плюс себестоимость, плюс торговая наценка.
Согласно ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» цены на продаваемые товары устанавливаются хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность. На ряд продуктовых товаров, которые являются социально значимыми товарами, устанавливается ограничение максимальной цены товаров. В случае если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок к ценам на них, в том числе установление их предельных уровней органами государственной власти, цены на такие товары, торговые наценки к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Ограничение уровня торговой наценки происходит в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях нескольких субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более. Правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта РФ или территориях таких субъектов РФ. Срок такого ограничения должен составлять не более чем 90 календарных дней.
Правила, на основании которых установлены предельно допустимые розничные цены на отдельные виды
социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утверждены постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 г. № 530.
Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены:

  • говядина (кроме бескостного мяса);
  • свинина (кроме бескостного мяса);
  • баранина (кроме бескостного мяса);
  • куры (кроме куриных окорочков);
  • рыба мороженая неразделанная;
  • масло подсолнечное;
  • масло сливочное;
  • чай черный байховый;
  • молоко питьевое;
  • яйца куриные;
  • сахар-песок;
  • соль поваренная пищевая;
  • рис шлифованный;
  • пшено;
  • крупа гречневая — ядрица;
  • вермишель;
  • мука пшеничная;
  • хлеб ржаной, ржано-пшеничный;
  • хлеб и булочные изделия из пшеничной муки;
  • картофель;
  • капуста белокочанная свежая;
  • лук репчатый;
  • морковь;
  • яблоки.

Ценовое регулирование осуществляется не только на общефедеральном уровне. На уровне субъектов РФ существуют свои нормативные правовые акты, регулирующие вопросы ценообразования, например, Закон города Москвы от 28 января 2004 г. № 5 «О государственном контроле за соблюдением порядка ценообразования и применения регулируемых цен». Постановление УРТ Администрации Волгоградской обл. от 1 февраля 2012 г. № 4/8 «Об утверждении Административного регламента Управления по региональным тарифам Администрации Волгоградской области исполнения государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за государственной дисциплиной регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) и соблюдением порядка ценообразования на продукцию (товары, работы, услуги) на территории Волгоградской области».
Таким образом, хотя законодательством и предусмотрено свободное ценообразование и установление производителями, поставщиками и продавцами цен самостоятельно, в силу наличия в нашей стране рыночной экономики, при которой сама система рынка, соотношения спроса, предложений и издержек регулирует уровень цен на товары, социальная направленность политики государства, закрепленная в Конституции РФ, ограничивает рост цен на социально значимые продукты, тем самым поддерживая определенный уровень материального положения населения страны.
При покупке товаров в магазине окончательная цена устанавливается в ценнике на продукт, а при покупках на рынках даже при наличии ценника можно поторговаться и купить товар по более привлекательной цене. Себестоимость товара понизить нельзя, также нельзя уменьшить и размер издержек. Снижение общей цены товара на розничном рынке происходит за счет снижения торговой надбавки, а именно, части прибыли продавца. Продавец, устанавливая цену на товар, включает в него желаемый размер прибыли, при этом определяя для себя минимальный размер прибыли, который бы его устроил. При торге покупатель имеет возможность снизить цену с учетом желаемого уровня прибыли продавца до допустимого минимального уровня. Обычно это удается сделать при достаточно большой покупке, когда продавец, понижая цену, снижает полученную прибыль, но при этом сокращает время работы по продаже товара.

Ответственность за нарушения или несоблюдения правил ценообразования

КоАП РФ в ст. 14.6 предусматривает ответственность за нарушение порядка ценообразования.
Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), в том числе, на продукцию, завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — в размере 5тыс рублей;
  • на должностных лиц — 50 тыс рублей или дисквалификация на срок до 3-х лет;
  • на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки, в частности от реализации товара вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года.

Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), в том числе на продукцию, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа:

В данной статье рассмотрим, по какому алгоритму быстро и правильно рассчитать отпускную, оптовую и розничную цену товара. Алгоритм расчета необходим для:

  • обоснования и объективности цены на вашу продукцию (услуги) в соответствии с законодательной базой РФ и других стран в случае экспорта;
  • для конкурентоспобности вашей продукции (услуг) по цене по сравнению с ценами конкурентов;
  • получения прибыли от реализации вашей продукции (услуг).

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА И КОНТРОЛЬ

В соответствии с законами Российской Федерации ценообразование регламентируется различными нормативными правовыми актами. Представим краткий перечень таких документов.

1) Гражданский кодекс РФ (ст. 424, 485 и др.);

2) Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (в ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях»;

3) Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (в ред. от 01.04.2020) «О защите конкуренции»;

4) Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н (в ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01».

Регламентируют ценообразование указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ. Есть федеральные законы о ценообразовании отдельно по отраслям.

Ценообразование контролируют различные органы государственной власти:

  • Федеральная антимонопольная служба (ФАС);
  • Федеральная налоговая служба (ФНС);
  • Роспотребнадзор и др.

Здесь есть очень тонкий момент. Если ФАС контролирует предприятия в области ценообразования, чтобы не было завышения цен, картельных сговоров, то ФНС контролирует их, чтобы была выше прибыль, не было занижения цен. Роспотребнадзор контролирует цепочку «цена-качество» (низкая цена и высокое качество).

Руководству и работникам предприятий необходимо выполнять все условия этих служб. Чтобы избежать проблемных ситуаций, нужно не только хорошо знать правовые документы, регламентирующие ценообразование, но и то, как воздействуют на процесс ценообразования контролирующие органы.

Разберемся, как может воздействовать на оптовую, отпускную и розничную цену Федеральная антимонопольная служба.

Если ваша деятельность связана с естественными монополиями, то вы будете тесно с ними контактировать и согласовывать свои цены во всей цепочке.

Реестр естественных монополий можно найти на сайте: https://clck.ru/NHaBG.

В письме Госкомцен России № 01-17/747-02, Минфина России № 96 от 12.10.1992 (с изм. от 21.06.1993) «О порядке определения размера и внесения в бюджет сумм, полученных предприятиями-монополистами за счет превышения предельного уровня рентабельности в 1992–1993 годах» установлена предельная рентабельность (расчетная прибыль) для предприятий различных отраслей (табл. 1).

Важный момент: данные могут меняться, поэтому при расчете обязательно проверяйте предельную рентабельность, применяемую к вашей отрасли.

Таблица 1. Предельные уровни рентабельности по продукции (товарам, услугам) предприятий-монополистов

Уровень рентабельности в процентах к себестоимости

1. Продукция нефтеперерабатывающей промышленности

2. Продукция металлургической, машиностроительной промышленности

Если в удельном весе себестоимости продукции стоимость покупных материалов, полуфабрикатов и комплектующих выше 85 %, предельный уровень рентабельности устанавливают в размере 15 %

3. Продукция горнодобывающих предприятий всех отраслей промышленности и лесозаготовительных предприятий

4. Продукция химической, нефтехимической, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, легкой промышленности

5. Продукция горно-металлургических предприятий цветной металлургии и горно-химических предприятий

6. Строительные материалы

Если в удельном весе себестоимости продукции стоимость покупных материалов, полуфабрикатов и комплектующих выше 85 %, предельный уровень рентабельности устанавливают в размере 15 %

7. Хлеб, хлебобулочные изделия, мука, спирт этиловый пищевой

8. Дрожжи (хлебопекарные и кормовые)

9. Макаронные изделия, сахар, масло растительное

10. Молоко и молочные продукты, мясо и мясопродукты

11. Рыба и рыбопродукты, соль

12. Табак, табачные изделия, яйцепродукты

13. Другие виды продукции пищевой промышленности (включая детское питание, пищевые концентраты)

14. Лекарственные средства (включая иммунобиологические препараты), изделия медицинского назначения

15. Продукция остальных отраслей промышленности

17. Издательская деятельность, полиграфические работы и услуги

18. Перевозки всеми видами транспорта

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.1992 № 724 с 01.01.1993 установлен предельный уровень рентабельности при формировании свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ними работы и услуги в размере 20 % к себестоимости

19. Услуги снабженческо-сбытовых организаций и предприятий

50 (к издержкам обращения)

20. Предприятия и организации оптовой торговли

3 (к товарообороту)

21. Предприятия и организации розничной торговли

8 (к товарообороту)

Примечание: по продукции, товарам и услугам, на которые установлены рентные платежи (акциз, акцизный сбор), предельный уровень рентабельности определяют без их учета.

Нужно отметить, что для формирования конкурентоспособной цены предприятия вправе устанавливать рентабельность ниже значений, указанных в табл. 1.

Только после утверждения цены со стороны ФАС вы можете реализовывать свою продукцию (услуги). Все другие организации, не являющиеся монополистами, обязаны применять действующие документы о ценообразовании в зависимости от вида экономической деятельности.

ФНС и Роспотребнадзор в расчетах цены не участвуют. Основная задача данных органов — контролировать действия продавцов в пределах своих компетенций.

Роспотребнадзор регулирует отношения потребителей и продавцов с помощью Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (в ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей». С Федеральной налоговой службой нужно работать в рамках ст. 105.1 НК РФ.

ВЫПОЛНИМ РАСЧЕТ ОТПУСКНОЙ, ОПТОВОЙ И РОЗНИЧНОЙ ЦЕНЫ

Прежде чем перейти к алгоритму расчета отпускной, оптовой и розничной цены, представим их полный обзор в единой таблице (табл. 2).

Таблица 2. Структура элементов цены

Элементы цены

Себестоимость продукции (услуг)

Прибыль

Косвенные налоги (акциз, НДС и др.)

Посредническая надбавка (издержки, прибыль, НДС)

Торговая надбавка (издержки, прибыль, НДС)

Оптовая цена производителя

Оптовая (отпускная) цена

Оптовая цена закупки

В таблице представлен взаимосвязанный набор элементов рассматриваемых цен. С помощью общего обзора эти элементы легче воспринимать как вместе, так и в отдельности.

Алгоритм расчета отпускной цены

Сегодня есть два наиболее распространенных определения отпускной цены:

  • цена на продукцию, установленная заготовительными организациями;
  • цена, по которой предприятие отпускает (отдает) свой товар конечным потребителям.

Себестоимость рассчитывают самостоятельно работники предприятия. Материалы, сырье и различные расходы можно включать в себестоимость только в соответствии с ПБУ 5/01 и Налоговым кодексом РФ.

Произведем расчет отпускной цены на примере предприятия, действующего на рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ). Поскольку нефтегазовая отрасль и работающие в ней предприятия относятся к естественным монополиям, они применяют весь спектр надбавок к цене своей продукции (акциз, НДС, налог на прибыль).

У нас есть ряд исходных данных, чтобы выполнить полный алгоритм расчета отпускной цены. В расчете будут участвовать нефтепродукты, которые мы применяем каждый день: бензин АИ-92, АИ-95, дизельное топливо.

Для удобства все исходные данные сведем в единую таблицу (табл. 3).

Таблица 3. Исходные данные для расчета отпускной цены производителя

Подскажите, пожалуйста, устанавливает ли сегодня государство цены на товары (работы, услуги)? Может ли организация самостоятельно устанавливать надбавки к ценам, и будет ли это считаться нарушением для контролирующих органов?

Механизм свободных (рыночных) цен на продукцию производственно-технического назначения, работы и услуги введен с 1992 г. указом Президента РСФСР от 03.12.1991 г. № 297 «О мерах по либерализации цен».

В дальнейшем либерализация цен (тарифов) признана необходимой указом Президента РФ от 28.02.1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Данным указом предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) распространяется, в основном, только на продукцию естественных монополий.

Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность субъектов естественных монополий регулируется в следующих сферах:

– транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

– транспортировка газа по трубопроводам;

– услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

– услуги общедоступной электрической и почтовой связи;

– услуги по передаче электрической энергии;

– услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

– услуги по передаче тепловой энергии.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 30.07.2002 г.) утверждены:

– перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти;

– перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Так, например, к продукции производственно-технического назначения, товарам народного потребления и услугам, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется на федеральном уровне, относятся:

– природный газ, нефтяной (попутный) газ и отбензиненный сухой газ;

– транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

– перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте;

– перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);

– отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции программ российских государственных телерадиоорганизаций по перечню, утверждаемому Правительством РФ;

– водка, ликероводочная и другая алкогольная продукция крепостью свыше 28 процентов, производимая на территории Российской Федерации или ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации;

– этиловый спирт из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации, и другие.

К продукции, товарам народного потребления и услугам , на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, отнесены:

– газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;

– газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);

– электрическая и тепловая энергия (за исключением тепловой энергии, вырабатываемой организациями, поставляющими электрическую энергию на оптовый рынок), сбытовые надбавки организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, – гарантирующих поставщиков электрической энергии на розничные (потребительские) рынки электрической энергии, тарифы (цены) на которую регулируются региональными энергетическими комиссиями;

– перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

– торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

– социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

С 25.01.2001 г. в соответствии с Законом Свердловской области от 22.01.2001 г. № 9-ОЗ «О признании утратившим силу Областного закона «О государственном регулировании цен и тарифов в Свердловской области» Областной закон от 03.04.1996 г. № 20-ОЗ «О государственном регулировании цен и тарифов в Свердловской области» утратил силу.

Соответственно, не применяются нормативные акты, принятые во исполнение данного закона, в частности, постановление Правительства Свердловской области от 30.12.1996 г. № 1057-П «О государственном регулировании цен и тарифов на территории Свердловской области», которым были утверждены Положение о порядке формирования и применения цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги и Положение о порядке согласования и утверждения цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, регулируемых Правительством Свердловской области.

В соответствии с Перечнем услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239, к указанным услугам относятся, в частности, наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

В настоящее время постановлением Правительства Свердловской области от 10.08.1999 г. № 928-ПП установлен предельный размер торговых надбавок, применяемых всеми хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (кроме молочных кухонь, находящихся на бюджетном финансировании), реализующими продукты детского питания (включая пищевые концентраты) отечественного и импортного производства на территории Свердловской области.

Так, к примеру, предельный размер торговой надбавки организаций, осуществляющих реализацию продуктов детского питания (включая пищевые концентраты) отечественного производства населению, к отпускным ценам изготовителей составляет 30%, к ценам закупа – 25%.

Предельные размеры наценок на продукцию (товары) в предприятиях общественного питания, расположенных по месту учебы детей, подростков и студентов, утверждены постановлением Правительства Свердловской области от 30.11.1993 г. № 330-П.

Кроме того, постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.1999 г. № 518-ПП (в ред. от 21.02.2002 г.) установлены предельные размеры торговых надбавок к отпускным ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Таким образом, торговая организация вправе самостоятельно устанавливать размер торговой надбавки и формировать цены.

В тех же случаях, когда установлены предельные размеры надбавки, устанавливать их необходимо, не превышая максимальный уровень.

Минэкономразвития РФ письмом от 20.12.1995 г. № 7-1026 направило Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен на продукцию, товары и услуги.

Документ носит рекомендательный характер и предназначен для оказания методической помощи предприятиям и организациям при формировании и применении свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги.

Торговые надбавки определяются продавцом самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка (сложившегося спроса и предложения), кроме торговых надбавок, уровень которых регулируется в соответствии с действующим законодательством.

За нарушение порядка ценообразования Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Согласно ст. 14.6 КоАП РФ завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

То есть правонарушение будет считаться совершенным, если, например, торговая организация допустила завышение или занижение установленных государством цен (тарифов) или превысила установленные государством торговые надбавки к ценам (тарифам, расценкам).

Во всех остальных случаях, не относящихся к нарушению порядка ценообразования, организация (должностное лицо) не может быть привлечена к ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ.

Мы продолжаем тему ценообразования и в этот раз поговорим о структуре оптовых и розничных цен.

При реализации продукции предприятие должно установить оптимальную цену, то есть такую, которая устраивает всех участников рынка. Цена может быть оптимальной с трех позиций.

Три вида оптимальной цены

как определить цену

1. По отношению к конкурентам

Компании, которые продают аналогичный товар на рынке, устанавливают диапазон цен. Чтобы быть конкурентоспособным, предприятие должно установить такую цену, которая будет выгодно смотреться на фоне цен конкурентов и обеспечит необходимый уровень спроса.

2. Оптимальной для потребителей

Не совсем верно думать, что лучшая цена для потребителя — та, что ближе к нулю. Потребители покупают не товары сами по себе, а решения своих проблем и потребностей с помощью этих товаров. Свойства и преимущества товаров дают возможность потребителям понять, смогут ли они решить свою проблему с помощью конкретного товара. За решение проблемы потребители готовы платить определенную цену.

Цена, которую готов заплатить потребитель, определяет возможности маневра для производителя. Если установить цену выше этого показателя, стоимость будет завышенной и ограничит спрос.

3. Для компании

Такая цена, при которой компания полностью окупает средства, вложенные в производство продукции, и получает необходимую норму прибыли.

На высококонкурентном рынке новому игроку сложно закрепиться и получить возможность реализации своей продукции по оптимальным ценам. Один из методов укрепления позиций — ценовой демпинг. Правда так можно оказаться втянутым в ценовую войну, в которой победит конкурент с более низкой себестоимостью продукции. Альтернативный вариант — правильное позиционирование товара .

При оптимальной для себя цене предприятие полностью окупает все расходы и получает желаемый уровень прибыли. Однако не всегда есть возможность установить такие цены из-за конкуренции или эластичности спроса. Поэтому нужно рассчитать минимальную цену— тот уровень, при котором окупается себестоимость и обеспечивается минимально допустимая рентабельность.

Как определить оптовую цену

Оптовая цена — это цена, которая устанавливается для закупок крупных партий товар. По этой цене покупают:

  • крупные предприятия;
  • посредники;
  • оптовые торговые компании.

Оптовая цена имеет следующую структуру:

  1. Себестоимость продукции. Совокупность всех издержек предприятия (постоянных и переменных затрат).
  2. Прибыль предприятия. Наценка, которая обеспечивает норму прибыли, необходимую для рентабельности предприятия.
  3. Акцизы. Косвенный налог на деликатесные товары и предметы роскоши.
  4. НДС. Налог на добавленную стоимость.

Чем оптовая цена отличается от отпускной?

Оптовая цена — это себестоимость продукции + прибыль предприятия.

Отпускная цена — фактическая цена, по которой предприятие реализует товар оптовому покупателю. Она включает в себя акцизы и НДС.

Пример расчета оптовой цены

Оптимальная цена Минимальная цена
Себестоимость продукции: 200 р./ шт.
Плановая рентабельность: 25% 10%
Прибыль на единицу продукции: 200*0,25 = 50 р. 200*0,1 = 20 р.
Оптовая цена: 200 + 50 = 250 р. 200 + 20 = 220 р.
НДС (20%): 250 * 0,2 = 50 р. 220 * 0,2 = 44 р.
Отпускная цена: 250 + 50 = 300 р. 220 + 44 = 264 р.

Такой метод расчета цены основывается на показателях себестоимости и рентабельности. При работе на сформированных рынках придется учитывать ценовую политику конкурентов. Если конкуренты реализуют свою продукцию по более низким ценам, скорей всего компании придется скорректировать свою стратегию и снизить ожидания по прибыли.

Как определить розничную цену

Розничная цена — это цена, по которой товары продаются конечному потребителю (населению). При реализации товаров в розницу часто между производителем и потребителем находится цепочка посредников.

Структура розничной цены выглядит следующим образом:

  1. Отпускная цена (включает в себя себестоимость, прибыль предприятия, налоги).
  2. Наценка оптовой организации (необходимая для покрытия операционных расходов и обеспечения прибыли).
  3. Наценка реализатора, розничной организации.

Финальная цена в рознице зависит от того, сколько всего посредников находится в цепочке реализации товара. Чем их больше, тем выше наценка по отношению к отпускной цене.

Пример расчета розничной цены

Для основы расчета возьмем отпускную цену из предыдущего примера.

Оптимальная цена Минимальная цена
Отпускная цена: 300 р. 264 р.
Торговая наценка (35%): 300 * 0,35 = 105 р. 264 * 0,35 = 92,4 р.
Розничная цена: 405 р. 356,4 р.

Что нужно учитывать при формировании цен

Перед определением цены на продукцию важно иметь четкие представления по таким основным моментам:

  1. Расчеты окупаемости и необходимого уровня прибыли. В этих расчетах нужно учесть как оптимистические, так и пессимистические прогнозы. Определить диапазон, в котором предприятие может менять свои при необходимости. Например, продавать продукцию на начальных этапах по цене немного выше себестоимости, чтобы закрепиться на рынке.
  2. Анализ конкурентов. При наличии конкурентных преимуществ, о которых хорошо знают потребители (лучшее качество, дополнительный сервис и т.д.) предприятие может устанавливать цены выше, чем у аналогичных производителей. В остальных случаях необходимо ориентироваться на ценовой диапазон, в котором работают конкуренты.

Важно не только сравнивать цены оппонентов, но и проводить комплексную оценку их бизнес-активностей. Почитайте о том, почему это важно и из каких этапов должен состоять анализ конкурентов .

  1. Положение на рынке. Если компания занимает лидирующую позицию — возможностей для установки оптимальной цены у нее больше.
  2. Анализ спроса. Большую роль играет эластичность спроса. Если от роста цены спрос падает — он эластичный. В таком случае у предприятия меньше возможностей для повышения цен. Если уровень спроса практически не меняется в зависимости от изменения стоимости продукции, основное внимание нужно уделить конкурентному анализу.

Ценообразование (англ. price formation) — процесс формирования цен на товары и услуги. Особенности ценообразования на лекарственные средства связаны с особенностями лекарственных средств как товара:

  • экономической и социальной сущностью лекарственных средств как товара;
  • социально-экономической эффективностью лекарственных средств как товара;
  • • генератором спроса на лекарственные средства рецептурного отпуска является врач;
  • ценовой эластичностью спроса на лекарственные средства в зависимости от характера заболевания и способа оплаты лекарственной помощи;
  • ценообразование на лекарственные средства регулируется государством.

Различают прямое и косвенное воздействие государства на цены. Прямое (административное) вмешательство государства в процесс ценообразования может принимать следующие формы:

  • общее замораживание цен или замораживание цен на отдельные товары аптечного ассортимента на определенный срок;
  • установление фиксированных цен и тарифов;
  • установление предельного уровня цен;
  • установление предельного норматива рентабельности;
  • установление предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок;
  • декларирование цен;
  • установление рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.

Основные формы косвенного государственного регулирования цен включают:

  • создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства;
  • государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций;
  • эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин.

В настоящее время государственное регулирование цен осуществляется только в отношении ЖНВЛП. На лекарственные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, устанавливаются свободные (рыночные) цены — это цены, устанавливаемые на продукцию и услуги на основе спроса и предложения на данном рынке, в нашем случае на фармацевтическом рынке.

В РФ различают два уровня государственного регулирования цен на лекарственные препараты: федеральный и региональный. На федеральном уровне утверждается порядок регулирования цен на лекарственные препараты и сам перечень ЖНВЛП.

На региональном уровне устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки на лекарственные препараты.

Федеральный уровень государственного регулирования цен на лекарственные препараты

Государственное регулирование цен на лекарственные средства на уровне Российской Федерации Перечень ЖНВЛП формируется Минздравом России и утверждается Распоряжением Правительства РФ отдельно на каждый год. В него включены лекарственные препараты МНН. Перечень охватывает практически все виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам РФ в рамках государственных гарантий, в частности, скорую медицинскую помощь, стационарную помощь, специализированную амбулаторную и стационарную помощь, а также включает значительный объем лекарственных средств, реализуемых в коммерческом секторе.

Учитывая, что для каждого наименования существуют различные формы выпуска препарата, дозировка, количество доз в упаковке, разные производители, фактически список позиций ЖНВЛП достигает более 18 тыс. наименований. Так же перечень ЖНВЛП служит основой для разработки региональных перечней субъектов РФ и формулярных перечней лекарственных средств МО стационарного типа.

Он сформирован с использованием международной анатомо-терапевтической и химической классификации лекарственных средств (АТХ — АТС, Anatomical Therapeutic Chemical classification system).

Порядок регулирования цен

В настоящее время на территории РФ действует Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".

В порядок регулирования цен включаются:

  • правила государственной регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;
  • правила ведения государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП;
  • правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в субъектах РФ.

Предельные отпускные цены производителей препаратов перечня ЖНВЛП

Государственная регистрация предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства перечня ЖНВЛП осуществляется Минздравом России по согласованию с Федеральной службой по тарифам. Выше предельной отпускной цены заводы не могут продавать лекарственные препараты в оптовую и розничную торговлю.

Цена препарата зависит от стоимости материалов упаковки, цены на лекарственные субстанции и др. Поскольку ряд лекарств и лекарственных субстанций являются импортными, на их цену влияет изменение курса валют. Государственный реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, ведется на сайте Минздрава России.

Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок. Методика определения органами исполнительной власти субъектов РФ предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛП утверждается Федеральной службой по тарифам.

В соответствии с Методикой определения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства, предельные оптовые и предельные розничные надбавки к ценам на ЖНВЛП устанавливаются в процентах, дифференцированных по стоимости, исходя из фактической цены производителя с учетом региональных особенностей в субъекте РФ.

Государственное регулирование цен на лекарственные средства на уровне субъектов Российской Федерации

Итоговая цена препарата, которую уплачивает конечный потребитель, складывается из фактической цены изготовителя, не превышающей установленную предельную цену, оптовой надбавки к фактической цене изготовителя и розничной надбавки к ней же, то есть на государственном уровне ограничена максимальная цена ЖНВЛП, выше которой ни одна аптека продать такой препарат не может.

Каждый покупатель может узнать такую цену. Во всех аптечных организациях в доступных для граждан местах размещена информация о лекарственных препаратах с указанием наименований препаратов, дозировок, форм выпуска, производителей, а также о предельно допустимых розничных ценах, по которым эти лекарственные препараты могут быть реализованы. Размещение указанной информации регламентировано Федеральным законом № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".

Каждый регион самостоятельно устанавливает предельные размеры оптовых надбавок и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам для организаций, осуществляющих на их территории реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП.

При установлении размера надбавки учитываются особенности региона: экономические и социально-демографические, структура фармацевтического рынка региона, конкурентная среда, ассортимент лекарственных средств, их ценовая доступность и др. Поэтому действующие размеры предельных оптовых и розничных надбавок по субъектам РФ различаются.

По фактической отпускной цене производителя за упаковку выделены три ценовых интервала: до 50 руб. включительно, свыше 50 до 500 руб. включительно и свыше 500 руб. Сумма оптовых надбавок к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, применяемых всеми организациями оптовой торговли, участвующими в реализации этого лекарственного препарата на территории субъекта РФ, не должна превышать соответствующий предельный размер оптовой надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта РФ.

Размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта РФ, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта РФ.

Организации оптовой торговли лекарственными препаратами могут закупать препараты у производителей по предельной цене или цене ниже предельной отпускной цены производителя. По этой причине при продаже препаратов перечня ЖНВЛП вместе со стандартным набором товаросопроводительных документов: товарная накладная, счет-фактура, сертификаты качества (декларация соответствия) прилагается протокол согласования цен, в котором указывается предельная отпускная цена изготовителя и фактическая отпускная цена изготовителя.

В соответствии с пунктом 6 утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 "Правил установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской Федерации" реализация лекарственных препаратов организациями оптовой торговли осуществляется с оформлением протокола согласования цен поставки ЖНВЛП по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2009 № 654 "О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов".

Реализация лекарственных препаратов аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией осуществляется при наличии указанного протокола. В случае, если организация оптовой торговли лекарственными препаратами закупила лекарственный препарат, включенный в перечень ЖНВЛП, у производителя и после перерегистрации уровень зарегистрированной цены оказался ниже, чем фактическая цена поставки препарата производителем, то в протоколе согласования цен поставки должна отражаться именно фактическая цена производителя, указанная в сопроводительных документах на товар.

Однако отпускная цена организации оптовой торговли должна быть сформирована путем суммирования цены, не превышающей зарегистрированную, и оптовой надбавки, рассчитанной от цены, не превышающей зарегистрированную цену. По таким же правилам формируется розничная цена.

Возможные убытки, полученные от продажи ЖНВЛП по ценам ниже цены приобретения товара относятся на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации. В связи с сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на лекарственные препараты, приближением даты истечения сроков годности лекарственных препаратов, маркетинговой политикой, реализацией новых лекарственных препаратов в целях ознакомления с ними потребителей, другими причинами, оказывающими влияние на рынок лекарственных препаратов, допускается их реализация организациями оптовой торговли по цене ниже фактической отпускной цены производителя.

Соответствующая норма предусмотрена в пункте 3 статьи 40 НК РФ. Формирование розничной цены на лекарственный препарат, закупленный аптечным учреждением у организации оптовой торговли по цене ниже уровня фактической отпускной цены производителя, указанной в протоколе согласования цены поставки, должно производиться путем суммирования цены закупки и суммы розничной надбавки, не превышающей установленную органом исполнительной власти субъекта РФ, исчисленной от фактической отпускной цены производителя.

Учитывая, что регулирование стоимости ЖНВЛП осуществляется посредством установления предельных величин, в каждой аптеке будет своя цена. Например, более крупной оптовой организации изготовитель может предоставить скидку на препарат, другая организация при продаже препарата в аптеку может применить оптовую надбавку ниже, чем установленная предельная надбавка. АО в свою очередь также может установить любой уровень розничной надбавки (не выше предельной), ориентируясь на рынок, спрос, свои затраты. В итоге цена на ЖНВЛП будет соответствовать принципам государственного регулирования и при этом существенно отличаться в зависимости от аптеки. Это более заметно в отношении дорогостоящих препаратов.

Нарушение порядка ценообразования (завышение регулируемых государством цен и установленных надбавок к ценам производителей) влечет ответственность в соответствии со статьей 14.6 "Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" .

Читайте также: