Временные декреты президента могут не направляться в парламент

Опубликовано: 14.05.2024

Конституция США закрепила положение о том, что все законодательные полномочия принадлежат Конгрессу США [84, с. 29]. Исполнительная власть лишена права законодательной инициативы. Однако в процессе развития парламентской практики это право было фактически признано за Президентом США и главами исполнительных департаментов. С начала ХХ века законодательный процесс характеризуется возрастанием активности Президента. Он все чаще пользуется правом обращения к Конгрессу с посланиями, направленными на рассмотрение и утверждение парламентом обширной программы законодательных предложений, разработанных в администрации.

Первым, кто официально представил Конгрессу основательную законодательную программу, был Т.Рузвельт. До него подобные программы вносились через спикера Палаты представителей неофициально, т.е. принятые в соответствии с ними законы считались результатом деятельности самого Конгресса. Наибольшего успеха в продвижении своих предложений в Конгрессе достиг Ф.Рузвельт, первые 100 дней которого в Белом доме были беспрецедентными в истории США. С этого момента президенты стали активными участниками законодательного процесса. Как отмечал американский политолог Дж.Харрисон, "очень небольшое количество из тех 14 000 биллей, которые вносятся на каждую сессию Конгресса, является плодами усилий его членов" [148, с. 126 ].

Ситуация существенно изменилась в 1974 году. В результате проведенной реформы в Конгрессе была осложнена система старшинства и начал действовать "Билль о правах подкомитетов". Эта реформа подорвала авторитет лидеров Конгресса и раздробила власть в самом Конгрессе. Возникли дополнительные трудности для влияния Президента на парламент. Чтобы президентское предложение стало законом, глава государства теперь вынужден "обхаживать" намного больше законодателей, чем раньше.

Президенты Дж.Форд и Дж.Картер испытали горькое разочарование, когда им пришлось иметь дело с реформированным Конгрессом. Президент Форд начал активно использовать право вето. Его консервативные в фискальном плане меры были отвергнуты конгрессменами-демократами, Картер также не преуспел в предложении своих законодательных инициатив. Сохранив свежую память о 5 президентах, испытавших в той или иной степени горечь неудач в столкновениях с Конгрессом, ученые стали писать о "беспобедном Президенте" [14, с. 59].

Казалось, что первый год президентства Р.Рейгана (1981) предвещал изменение этой тенденции. Администрации удалось протолкнуть через Конгресс практически все предложения Президента, запланированные на первый год. Но последующие его успехи в законотворческой деятельности постепенно шли по наклонной вниз. И только Президент Б.Клинтон смог добиться впечатляющих результатов, которых не было уже несколько десятилетий. Очень продуктивным оказался первый год его президентства (1993). Выдвинутые им инициативы привели к укреплению прогрессивного характера подоходного налогообложения, снижению учетных ставок [177, с. 72].

Согласно оценке одного из экспертов, по инициативе Президента или иных подчиненных ему органов и лиц в Конгресс поступает до 30% всех законопроектов. До 50% проектов, предложенных исполнительной властью, одобряется парламентом *14, с. 59*. Главе государства легче проводить свои законопроекты при опоре на парламентское большинство. Тот факт, что в течение 6 лет президентства Рейгана большинство в Сенате принадлежало к Республиканской партии, облегчило ему, в частности, осуществление экономической программы *165, с. 18*. Однако ввиду отсутствия жесткой партийной дисциплины, даже при наличии большинства в парламенте, Президенту США не всегда удается получить автоматически его согласие *44, с. 110*.

Президент США обладает правом издания указов, которые называются исполнительными приказами. Само это право не оговорено в Конституции США, а возникло на основе прецедентного права. Президент издает эти акты в порядке делегированного законодательства, на основе и во исполнение полномочий, предоставленных Конгрессом. В американском праве считается, что указы Президента обладают "силой и действием закона". Они не подлежат отмене Конгрессом, но могут быть аннулированы Верховным судом. Федеральный закон считается выше указа, а указ - выше закона штата. Возможные кол-лизии между указом и законом почти автоматически решаются судами в пользу законодательных актов, за исключением тех случаев, когда указ издается на основе полномочий, предоставленных Конституцией только Президенту [159, с. 5-11].

Как отмечает Н.Сахаров, на решения самого Верховного суда большое воздействие оказывает конкретная общественно-политическая обстановка, в условиях которой Президент издает свой указ [168, с. 117]. Например, в годы Гражданской войны (1861-1865) Конгресс задним числом одобрил и ратифицировал акты Президента Линкольна, изданные без получения полномочий на то депутатов.

С целью контроля за нормотворческой деятельностью Президента Конгресс стал использовать законодательное вето - запрет, налагаемый Конгрессом в целом или одной из палат на нормативный акт, принятый Президентом по делегации Конгресса. Это внеконституционное полномочие Конгресса впервые было применено в начале

30-х годов ХХ века как механизм надзора и контроля за исполнительной властью. Его использование было обусловлено широкой делегацией Конгрессом своих законодательных полномочий и необходимостью создания дополнительных способов воздействия парламента на органы исполнительной власти. С 1932 года законодательное вето было наложено около 400 раз, из них почти 300 - после 1970 года [17, с. 92].

Использование права вето заметно участилось в 1974-1975 годах в ответ на злоупотребления администрации Никсона. Сторонники Президента считали законодательное вето орудием вмешательства парламента в дела исполнительной власти. В 1983 году Верховный суд постановил, что наложение Конгрессом вето на нормативные акты исполнительной власти является неконституционным. Отныне Конгресс может осуществлять данное право только в случае, если его одобрили обе палаты и утвердил Президент. Но после этого законодательное вето использовалось больше сотни раз. По мнению американского политолога Дж.Пфиффнера, законодательное вето - "весьма полезный способ, который позволяет Конгрессу делегировать администрации относительно широкие полномочия и в то же время сохра- нять достаточный контроль, чтобы вмешаться в случае надобности" [152, с. 80].

В 1952 году Верховный суд подтвердил исключительную прерогативу Конгресса в законодательной области. Принципиальной является та часть решения, в которой суд обратился к положению Конституции об обязанности Президента заботиться о добросовестном исполнении законов. Судья Х.Блэк пришел к выводу, что исполнение полномочий Президента по Конституции, и в частности обязанности заботиться о добросовестном соблюдении законов, исключает мысль о его праве самому принимать законы [110, с. 85].

В отличие от США президенты Франции и ФРГ не обладают правом законодательной инициативы. Этим правом здесь наделены парламент и правительство. Однако французский Президент, пользуясь открытым одобрением Национального собрания, может взять на себя инициативу по принятию закона или обратиться к правительству с просьбой внести некоторые поправки в законопроект или даже снять его с рассмотрения. Случается, что перед началом парламентских дебатов он объявляет о мерах, которые находятся в ведении палат. Так, в 1989 году Президентом Миттераном были аннулированы долговые обязательства некоторых африканских стран по отношению к Франции. Таким образом, во Франции можно говорить о "президенте-законодателе".

Нормативные акты Президента ФРГ носят подзаконный характер, они не тождественны по своей силе закону и являются административными актами. Указы Президента касаются главным образом назначений, награждений, помилования и нуждаются в контрассигнации. Конституция Франции наделяет Президента регламентарной властью, т.е. правом издания собственных нормативных актов.

В III и IV республиках считалось, что акты, формально исходящие от Президента, будучи по своей природе актами исполнительной власти, являются подзаконными. Совсем иная ситуация наблюдается в V Республике. Конституция 1958 года строго ограничивает сферы применения закона. Все те области, которые не регламентируются законом, регулируются актами, которые теперь никак нельзя признать подзаконными.

В Конституции есть специальный раздел о переходных постановлениях, т.е. возможности издания регламентарных актов по всем вопросам, связанным с учреждением государственных институтов, предусмотренных этой Конституцией. В результате де Голлем была издана целая серия ордонансов, содержащих органические законы, с помощью которых детализируются статус, порядок формирования и функционирования всех ведущих государственных институтов. Боль-шинство из них, принятых в Совмине по заслушиванию мнения Госсовета, продолжает действовать и по сей день *214, с. 112-113*.

Помимо подписания главой государства декретов, "принятых в Совете министров", история Франции знает ряд случаев, когда глава государства делал это без обсуждения на заседаниях правительства. Эти декреты, получившие название "простые президентские декреты", носили регламентарный характер и подписывались Премьер-министром [96, с. 174].

Президенты Беларуси и России обладают правом законодательной инициативы, которое реализуют достаточно активно. Как пра- вило, на каждую сессию парламента ими вносится целый пакет законопроектов. Например, Президентом Беларуси было внесено в Национальное собрание в 1997 году 73 законопроекта из 163, а в 1998 году - 34 из 127 *156, с. 66*. Подобная тенденция сохранена на протяжении последующих лет.

Следует отметить, что Президентом Беларуси вносятся, как правило, законопроекты, имеющие наибольшую общественную значимость (проект Гражданского кодекса), а также законопроекты, связанные с осуществлением главой государства функций Главнокомандующего Вооруженными Силами республики.

В постановлениях парламента обычно указывается, что законодательные инициативы, содержащиеся в ежегодных посланиях Президента, считаются приоритетными в программе законодательных работ. При их рассмотрении на заседаниях палат участвуют уполномоченные представители Президента, которые доводят точку зрения главы государства до депутатов. Более того, Государственная Дума рекомендовала Президенту Б.Ельцину и правительству шире использовать право законодательной инициативы при разработке и внесении в эту палату проектов федеральных законов, сводных кодификационных актов. Официальные заявления президентской позиции непосредственно влияют на составление плана работы Думы. Например, объединенная комиссия по координации законопроектной деятельности, в состав которой входят представители всех ветвей власти, была образована как раз на основе одного из посланий Президента.

В Беларуси законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей только с согласия Президента либо по его поручению - правительства. Президент Беларуси имеет право вносить в парламент предложение об объявлении рассмотрения проекта закона срочным. Введение подобного ограничения обуславливается необходимостью воспрепятствовать чисто популистским предложениям, не подкрепленным экономическими обоснованиями, что наглядно демонстрирует российская практика.

В силу несформированности правовой базы в России указы Президента часто имеют силу закона. В Послании Президента Б.Н.Ельцина Федеральному собранию "О действенности государственной власти в России" (1995) было заявлено о необходимости издания указов в целях восполнения правовых пробелов в урегулировании отношений и о наличии конституционно-правовой основы для такого рода президентских актов. Указы Президента - это акты не главы исполнительной власти, а главы государства, их абсолютно подзаконный характер неочевиден.

По мнению Ельцина, при наличии правовых пробелов их восполнение с помощью нормативных актов главы государства до принятия соответствующих законов вполне естественно и правомерно. Указы в этих случаях являются нормой реализации конституционно установленных прерогатив Президента по определению основных направлений внутренней и внешней политики страны, а также функций Президента как гаранта Конституции [124, с. 91].

В отличие от России Президент Беларуси издает декреты, имеющие силу закона. Целесообразность наделения главы государства таким правом основывается на том, что принятие закона представляет собой процесс, достаточно растянутый во времени. На практике часто возникают ситуации, разрешение которых предполагает незамедлительного действия, в связи с чем лицо, призванное управлять государством, должно иметь возможность принятия решений, обладающих силой закона. Такой подход характерен для правовой системы многих западных стран *43, с. 127-128*.

Конституция Республики Беларусь предусматривает два вида декретов:

временные декреты, издаваемые Президентом по собственной инициативе или по предложению правительства в силу особой необходимости и представленные в трехдневный срок для последующего рассмотрения палатами парламента. Возможность действия временного декрета самостоятельно как нормативного акта высшей юридической силы без придания ему формы закона до рассмотрения его парламентом является своего рода гарантией осуществления главой государства своей деятельности по оперативному управлению государством. В то же время Закон "О Президенте Республики Беларусь" определяет круг вопросов, по которым временный декрет не может быть издан *56, с. 44*;

декреты, издаваемые на основании закона, принятого по предложению Президента парламентом, который делегирует главе государства законодательные полномочия на определенный срок и по определенному предмету регулирования. При этом законодательный орган определяет срок и границы полномочий, круг вопросов, по которым Президент наделяется этим правом.

Таким образом, правовая система Республики Беларусь включает три вида актов, имеющих силу закона, но различающихся по-своему положению в иерархии правовых актов. Согласно Конституции Беларуси (ч. 3 ст 137) закон имеет верховенство над декретом, если полномочия на издание декрета были предоставлены парламентом. Временные декреты сохраняют свою силу, если они не отменены парламентом. В этом случае временный декрет действует даже в случае коллизии его с законом. Поэтому есть основания утверждать о большей юридической силе временных декретов по сравнению с законом *43, с. 132-133*.

Президент Беларуси довольно часто использует предоставленное ему право на издание декретов. Так, в 2002 году главой государства было издано 30 временных декретов (пик пришелся на 1999 год - 43). Отчасти это объясняется необходимостью неотложного решения вопросов социального и экономического развития государства. При существующей многоступенчатой процедуре рассмотрения законов, которая занимает значительный период времени, в некоторой степени упускается динамичность управления государством. Кроме того, следует учесть и большую загруженность парламентариев, занятых значительным объемом работ по рассмотрению и принятию кодексов. Определенное влияние оказывает также и относительно небольшая продолжительность сессий (80 и 90 дней).

Следует отметить, что временный декрет является актом чрезвычайным. Как считает белорусский юрист А.П.Дербин, его частое использование может создать опасность постепенной подмены законов временными декретами. Кроме того, это отрицательным образом может сказаться на правовой системе в целом и на правосознании граждан, сместить равновесие в механизме осуществления государственной власти в пользу Президента. В качестве выхода из данной ситуации необходимо увеличить время проведения сессий парламента, а также установить конкретные сроки рассмотрения временных декретов в палатах *43 с. 131*.

Что касается соотношения юридической силы закона и указа Президента, то, к сожалению, этот вопрос прописан менее определенно. В связи с тем, что Президентом издаются указы, полномочия на издание которых предоставляются законом, и указы, полномочия на издание которых не были предоставлены законом, белорусские ученые говорят о своего рода делегированных и неделегированных указах Президента *157, с. 134*. Если указ издан по делегации, он считается подзаконным актом. В случае издания Президентом указа по собственной инициативе, его соотношение с законом является весьма спорным.

По мнению В.Реута, в случае коллизии закона и неделегированного указа приоритет должен иметь тот нормативный акт, издание которого более полно соответствует компетенции соответствующего органа или должностного лица, определенной Конституцией. Так, при расхождении закона и указа, касающихся вопросов проведения выборов, верховенство должен иметь закон, а устанавливающих государственные праздники - указ *157, с. 135*.

Именно из такого понимания исходит современная юридическая доктрина. Впервые в концептуальном виде она была изложена в 1996 году Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в его выступлении "О Послании Конституционного Суда Республики Беларусь" и затем реализована в новой редакции Конституции. К сожалению, у нас отсутствуют четкие критерии, позволяющие определить, какие именно отношения должны регулироваться законом. Конституция Беларуси, в отличие от французской, жестко не ограничивает пределы нормы, устанавливающей деятельность парламента. В целях устранения так называемой "конкурирующей" компетенции Президента и парламента и во избежание споров о соотношении указа и закона было бы оправданным законодательное закрепление круга общественных отношений, подлежащих правовому регулированию исключительно законом.

В соответствии со статьей 99 Конституции Республики Беларусь право законодательной инициативы:

Законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению – Правительства.

Президент либо по его поручению Правительство имеют право вносить предложения в Палату представителей и Совет Республики об объявлении рассмотрения проекта закона срочным.

Палата представителей и Совет Республики в этом случае должны рассмотреть данный проект в течение десяти дней со дня внесения на их рассмотрение.

По требованию Президента либо, с его согласия, Правительства Палата представителей, Совет Республики на своих заседаниях принимают решения, голосуя в целом за весь внесенный Президентом или Правительством проект или его часть, сохранив лишь те поправки, которые предложены или приняты Президентом либо Правительством.

Статья 100 Конституции Республики Беларусь определяет, что любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики.

Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение в Совет Республики, где могут рассматриваться не более двадцати дней, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь.

Закон считается одобренным Советом Республики:

В случае отклонения законопроекта Советом Республики палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе, для преодоления возникших разногласий.

Текст законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат. Если согласительной комиссией не принят согласованный текст законопроекта, Президент либо по его поручению Правительство могут потребовать, чтобы Палата представителей приняла окончательное решение.

Закон считается принятым Палатой представителей при условии, что за него проголосовало не менее двух третей от полного состава Палаты представителей.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики либо принятый Палатой представителей в порядке, предусмотренном настоящей статьей, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает.

Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным.

Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее тридцати дней.

Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее двух третей голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента в пятидневный срок направляется в Совет Республики, который также должен рассмотреть его повторно не позднее двадцати дней.

Закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики.

Закон после преодоления Палатой представителей и Советом Республики возражений Президента подписывается Президентом в пятидневный срок.

Закон вступает в силу и в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок.

В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования.

В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения Президента.

Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона.

Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих:

Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.

В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона.

Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра.

Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующего рассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики.

Эти декреты сохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения, возникшие на основе декретов, которые отменены.

В соответствии с Положением о Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 630 «О некоторых мерах по совершенствованию правотворческой деятельности и научных исследований в области права», Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь является научно-практическим государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов законодательных актов в Республике Беларусь, методическое руководство нормотворческой деятельностью, проведение научных исследований в области права и подготовку научных работников высшей квалификации.

Его текст опубликован на Национальном правовом интернет-портале. TUT.BY коротко объяснил, о чем данный декрет.

В каком случае власть переходит к Совбезу?

«В случае гибели президента Республики Беларусь в результате покушения на его жизнь, совершения акта терроризма, внешней агрессии, вследствие иных действий насильственного характера», — говорится в документе.

Отметим, что речь идет только о насильственной смерти.

То есть в случае естественной смерти или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией, его полномочия до избрания нового главы государства переходят к премьер-министру.

И что должен сделать Совбез первым делом?

Ввести чрезвычайное или военное положение. Совет безопасности должен определить перечень мер, например:

  • установление ограничений на свободу передвижения;
  • запрещение или ограничение проведения массовых мероприятий;
  • запрещение проведения забастовок;
  • установление комендантского часа; обеспечение безопасности лиц и объектов.

А в чем разница между военным и чрезвычайным положением?

Из документа следует, что введение чрезвычайного или военного положения остается на усмотрение членов Совбеза.

Согласно белорусскому законодательству, чрезвычайное положение и военное положение — это особые временные правовые режимы деятельности госорганов, должностных лиц, вводимые на всей территории Беларуси или в ее отдельных местностях и допускающие ограничения прав и свобод граждан Беларуси, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Главное отличие между ними то, что режим чрезвычайного положения на всей территории Беларуси по закону не может превышать 30 суток. Если ЧП вводят в отдельных областях или местностях, то там режим может действовать 60 суток. А вот длительность военного положения в законе не оговаривается. Оно действует до тех пор, пока власти не будут уверены, что гражданам и территориальной целостности государства ничего не угрожает.

В случае военного или чрезвычайного положения не допускается проведение выборов и референдумов.

То есть выборов не будет, а будет «коллективный президент»?

Судя по документу, выборы все же будут. Одна из задач Совбеза — проведение последующих выборов президента. Обсуждение этого вопроса на Совбезе должно быть при участии председателей облисполкомов и главы Мингорисполкома. При этом главы регионов имеют право голоса.

Как будут приниматься решения?

Решения Совбеза будут приниматься путем тайного голосования большинством голосов постоянных членов Совета Безопасности, но не менее чем двумя третями голосов от их общего числа. Председательствовать в Совбезе будет премьер-министр. В настоящее время этот пост занимает Роман Головченко.

Кто входит в Совбез?

В настоящее время председателем Совета Безопасности является Александр Лукашенко.

В число постоянных членов входят восемь человек. Вот должности и люди, которые занимают их сейчас:

  • премьер-министр (Роман Головченко);
  • председатель Совета Республики Национального собрания (Наталья Кочанова);
  • председатель Палаты представителей Национального собрания (Владимир Андрейченко);
  • глава Администрации президента (Игорь Сергеенко);
  • госсекретарь Совета безопасности (Александр Вольфович);
  • министр внутренних дел (Иван Кубраков);
  • министр обороны (Виктор Хренин);
  • председатель Комитета государственной безопасности (Иван Тертель).

Также членами Совета безопасности являются председатели Верховного суда, Комитета государственного контроля, правления Национального банка, Следственного комитета, Государственного военно-промышленного комитета, Государственного пограничного комитета, генеральный прокурор, министры иностранных дел, финансов, по чрезвычайным ситуациям, начальник Генерального штаба Вооруженных сил — первый заместитель министра обороны.

А что будет, если власти не захотят подчиняться Совбезу?

Декрет обязывает всех граждан, чиновников и любые организации, в том числе госорганы, незамедлительно исполнять решения Совбеза. В случае неисполнения должностными лицами решений Совета Безопасности «коллективный президент» может освободить таких лиц от должности или назначить на соответствующую должность других лиц.

Так, декрет подписали, и что дальше?

Декрет вступает в силу со дня подписания и является временным. Теперь его должны представить в парламент (Палату Представителей и Совет Республики) в трехдневный срок.

Там его должны будут либо принять, либо отменить большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат.

Почему вообще этот декрет появился?

После «дела о госперевороте» Александр Лукашенко заявил, что примет «одно из принципиальных решений за четверть века президентства» и примет соответствующий декрет.

По его словам, в случае его смерти, в стране будет «коллективный президент в виде Совета безопасности».

— Президента застрелили, назавтра Совет безопасности будет наделен полномочиями. Он будет решать: надо вводить чрезвычайное положение мгновенно, вплоть (если кто-то шевельнется на границе) до военного. И Совет безопасности должен принимать решение. Я говорил, что подпишу этот декрет и определю, кто будет управлять страной «если вдруг». Я должен предусмотреть все. Поэтому будет подписан этот декрет, — заявил Лукашенко.

Декрет Президента – это нормативный правовой акт (1), имеющий силу закона (2), регулирующий те же отношения, что и закон (3) и издаваемый Президентом только в случае специально предусмотренныхКонституцией Беларуси (4).

Декреты бывают 2 видов:

Делегированные декреты Временные декреты
Они издаются Президентом на основании специально принимаемого Парламентом закона. Данный закон принимается именно для того, чтобы предоставить (делегировать) Президенту полномочия на издание декретов. Поскольку декреты имеют силу закона, то делегируемые таким образом полномочия называются законодательными. Проект закона о делегировании Президенту законодательных полномочий может быть внесен в Палату представителей только сами Президентом. Парламент вправе принять или отклонить внесенный проект закона. Данный закон принимается простым большинством членов каждой палаты (50% + 1голос). Рассматриваемый закон должен определять общественные отношения, полномочия по регулированию которых делегируются Президенту. Кроме того, в Законе должен указываться срок, на который Президенту делегируются полномочия. Делегированные декреты регулируют те же отношения, что и законы, однако часть 2 статьи 101Конституции Беларуси закрепляет круг вопросов, полномочия по регулированию которых нельзя делегировать Президенту. В течение определенного законом срока, Президент может издать любое число делегированных декретов. В этих декретах разрешается устанавливать иные правила, чем содержащиеся в действующих законах. Следовательно, в случае противоречия, делегированные декреты обладают верховенством над законом. С истечением срока, на который Президенту делегированы полномочия, изданные им в рамках этого срока декреты не утрачивают силу, а продолжают действовать. Однако с истечением срока Парламент может своими законами вносить изменения в делегированные декреты, признавать их утратившими силу, устанавливать иные правила, чем содержащиеся в декрете. Таким образом, законы, принимаемые по истечении срока, приобретают верховенство над ранее изданным декретом. Следует иметь в виду, что и в рамках срока делегированные декреты не могут противоречить закону, которым Президенту делегированы законодательные полномочия. Ни одного делегированного декрета на практике нет. Такая ситуация объясняется в том числе возможностью издания Президентом декретов второго вида Они отличаются от делегированных декретов основанием издания, поскольку издаются по инициативе самого Президента (или предложению Правительства) непосредственно на основе Конституции Беларуси, но при условии наличия особой необходимости. Конституция не раскрывает понятие «особая необходимость». Видимо под особой необходимостью следует понимать внезапно возникшую острую проблемную ситуацию, для урегулирования которой требуется срочно издать законодательный акт. На практике такая необходимость случается примерно дважды в месяц. С 1996 года издано около 300 временных декретов. В среднем ежегодно Президент издает около 20 временных декретов. Временные декреты регулируют те же отношения, что и законы. Конституция Беларуси в данном случае не закрепляет круг вопросов, по которым нельзя издавать временные декреты, что отличается от порядка издания делегированных декретов. Однако Закон «О Президенте Республики Беларусь» гласит, что временные декреты не могут издаваться по тем же вопросам, что и делегированные (но есть исключения). Временные декреты в трехдневный срок со дня их издания должны быть представлены Президентом на рассмотрение нижней палаты парламента. Палата Представителей вправе рассматривать их в течение любого промежутка времени, а затем должна передать их Совету Республики также для рассмотрения. Временные декреты не нуждаются в утверждении (одобрении) со стороны Парламента. Они вступают в силу независимо от факта их рассмотрения Парламентом. Это принципиальный момент, который отличает временные декреты от указов Президента о введении чрезвычайного и военного положения. Последние утрачивают силу, если не утверждены Советом Республики. Смысл представления временных декретов в Парламент заключается в праве Парламента отменить данный акт. Если каждая из палат Парламента наберет не менее 2/3 голосов, то временный декрет Президента отменяется. Временные декреты могут устанавливать иные правила, чем содержащиеся в законах. Следовательно, временные декреты в случае противоречия с законами обладают верховенством. Парламент не в праве принимать законы по вопросам, которые отражены во временных декретах. Исходя из своего названия, временные декреты должны действовать в течение определенного срока. Однако Конституция Беларуси ничего не говорит о данном сроке. Оптимальной была бы ситуация, если бы Президент сам устанавливал во временных декретах срок их действия, но обычно на практике этого не происходит.

Подчеркнем, что согласно Конституции Беларуси, декреты Президента имеют силу закона. Это значит, что декреты Президента и законы равны по юридической силе. Однако если между этими актами возникает противоречие, то необходимо отдать приоритет тому или иному виду акта. Как следует из рассмотренного выше материала, чаще верховенством обладают декреты. Тем не менее, приоритет может принадлежать и законам:



1. Применительно к делегированным декретам:

a.Закон о делегировании Президенту законодательных полномочий обладает большей силой, чем изданные на его основе делегированные декреты.

b.С истечением срока, на который Президенту делегированы полномочия, вновь принятые законы обладают верховенством над ранее изданными законами.

2. Применительно к временным декретам:

a.Согласно закону «О ПрезидентеРеспублики Беларусь» Парламент может принимать законы о признании временных декретов утратившими силу, о внесении в них изменений, об установлении иных правил, чем содержащиеся в декретах, если проекты данных законов внесены в Парламент Президентом или с его согласия.

Подытоживая рассмотрение вопроса о правовых актах Президента, сделаем ряд выводово их юридической силе:

1.Правовые акты Президента обладают меньшей юридической силой, чем Конституция, решения республиканских референдумов, международные договоры, ратифицированные Парламентом.

2.Правовые акты Президента наделены большей юридической силой по отношению к актам Правительства, Национального банка, республиканских органов государственного управления, местных органов власти.

3.Правовые акты Президента могут не уступать по силе законам (декреты и подконституционные указы) либо обладают меньшей силой по сравнению с законами (подзаконные указы и распоряжения).

Правотворчество Президента Республики Беларусь является новым явлением в нормотворческом процессе Беларуси. Оно появилось впервые в связи с закреплением поста Президента как главы государства и главы исполнительной власти в Конституции Беларуси от 15 марта 1994г. Конституционные нормы устанавливают положение Президента не только как Главы государства, но и его место в правотворческом процессе. Прежде всего, Президент обладает правом в пределах его компетенции, установленной Конституцией и другими нормативными правовыми актами, издания собственных правовых актов: декретов, указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории республики.

В соответствии с главой 10 «Планирование нормотворческой деятельности» Закона от 10 января 2000г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в республике планируется подготовка государственных программ и ежегодные планы подготовки проектов нормативных правовых актов, которые разрабатываются Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь и утверждаются Президентом. Другие нормотворческие органы на основе данных документов разрабатывают и утверждают по согласованию с Национальным центром законопроектной деятельности свои собственные программы и планы подготовки проектов нормативных правовых актов. Так, Указом Президента от 10 января 2007г. № 11 «Об утверждении плана подготовки законопроектов на 2007 год» такой план был утвержден. План представляет собой таблицу, которая содержит название законопроектов, подлежащих разработке, наименование государственных органов (организаций), ответственных за подготовку законопроектов, срок подготовки законопроектов, срок внесения законопроектов в Палату представителей, наименование субъектов права законодательной инициативы, вносящих законопроекты.

На основе Конституции и в целях совершенствования законодательства Республики Беларусь, повышения эффективности нормотворческого процесса Указом Президента от 10 апреля 2002г. № 205 «О Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь» данная Концепция утверждена. Эта концепция имеет целью сориентировать все нормотворческие органы Беларуси на перспективное решение актуальных проблем функционирования национальной правовой системы и определить основные направления и способы совершенствования законодательства в соответствии с принципами демократического социального правового государства.

Таким образом, Президент выступает в роли общего организатора всей нормотворческой работы в Республике Беларусь.

Кроме того, осуществление президентской власти невозможно без сотрудничества с другими властями, в том числе и в правотворческом процессе. Конституционные принципы и нормы устанавливают исходные положения и процедуры по взаимодействию Президента с Национальным собранием Республики Беларусь и другими государственными органами.

Акты Президента, их конституционно-правовая природа. Президент Республики Беларусь реализует свои полномочия через издаваемые им правовые акты. Виды правовых актов, издаваемых Президентом, установлены ст. 85 Конституции Республики Беларусь. К ним относятся указы, декреты и распоряжения.

Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий (изменяющий, отменяющий) определенные правовые нормы. Указы Президента – правовые акты, относящиеся к неопределенному кругу физических и юридических лиц и действующие в долговременном плане.

Указы Президента могут издаваться на основе Конституции и в целях реализации на практике законов.

Президент вправе издавать указы, не носящие нормативного характера, т.е. указ может быть правоприменительного характера. Например, о назначении того или иного лица на определенную должность, о принятии в гражданство, о предоставлении политического убежища, о награждении, о присвоении воинских и специальных званий, классных чинов, о помиловании.

Таким образом, акты Президента по юридической силе принято классифицировать на нормативные и правоприменительные.

Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.

Декреты Президента принимаются по любым вопросам, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь. Согласно ст. 101 Конституции декреты могут быть двух видов: декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту Республики Беларусь законодательных полномочий, и временные декреты.

Распоряжение Президента – правовой акт ненормативного характера, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь. Распоряжение – правовой акт, рассчитанный на осуществление конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий, например, о создании какой-либо комиссии.

Указы, декреты и распоряжения Президента обязательны для исполнения на всей территории Республики Беларусь. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

Ст. 137 Конституции устанавливает юридическую силу нормативных правовых актов, т.е. их иерархию. Конституция обладает высшей юридической силой. Все правовые акты Президента не должны противоречить Конституции. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Таким образом, правовая природа актов Президента заключается в том, что они являются правовыми актами Главы государства, полномочия на издание которых ему предоставлено Конституцией, именно через них он реализует свои полномочия. Никакой другой государственный орган не вправе издавать аналогичные нормативные правовые акты. Декреты, указы и распоряжения Президента, изданные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения на всей территории республики.

Принятые Президентом правовые акты публикуются или доводятся до всеобщего сведения иным предусмотренным законом способом. Порядок официального опубликования и вступления в силу правовых актов Республики Беларусь утвержден Декретом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998г. № 22 “Об утверждении Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь”. Официальным считается опубликование правовых актов Президента в издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь и его электронной версии, газете “Советская Белоруссия”. Правовые акты направляются для опубликования Администрацией Президента Республики Беларусь. Декреты Президента Республики Беларусь вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования, если в них не установлен иной срок.

Правовые акты, не имеющие нормативного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок.

Указы Президента Республики Беларусь вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом акты публикуются после включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

Делегирование законодательных полномочий Президенту Парламентом.Согласно части 1 и 2 ст. 101 Конституции «Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Не допускается делегирование полномочий Президенту на издание декретов, предусматривающих изменение и дополнение Конституции, ее толкование; изменение и дополнение программных законов; утверждение республиканского бюджета и отчета о его исполнении; изменение порядка выборов Президента и Парламента; ограничение конституционных прав и свобод граждан. Закон о делегировании законодательных полномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а также предоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу». Однако на практике таким правом Президент не воспользовался.

Временные декреты Президента. Механизм их принятия и юридическая сила. Второй вид декретов – временные декреты. Порядок их издания регулируется частью 3 ст. 101 Конституции и ст. 30 Закона «О Президенте Республики Беларусь». В силу особой необходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительства может издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декреты издаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра.

Президент не вправе издавать временные декреты по тем же вопросам, что и декреты, издаваемые на основе закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, за исключением случаев принятия мер, предусмотренных частью второй ст. 79 Конституции.

Временный декрет с письменным обоснованием необходимости его издания в трехдневный срок после его подписания вносится в Палату представителей, в том числе и в период между сессиями.

Временный декрет рассматривается палатами Парламента на предмет принятия его к сведению или отмены. Палаты Национального собрания могут отменить временный декрет большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат. Решение палат оформляется постановлением.

Проекты законов, по содержанию расходящиеся с временным декретом, могут приниматься Парламентом после отмены или признания утратившим силу этого декрета или его соответствующих норм, либо в случаях, когда проекты законов внесены в Палату представителей Президентом или с его согласия.

Отношения, возникшие или приобретшие качественно новое состояние со вступлением в силу временного декрета, после его отмены могут регулироваться законом. При необходимости регулирования таких отношений палаты Парламента одновременно с принятием решений об отмене временного декрета обязаны принять соответствующий закон.

Палаты Национального собрания могут принять закон, по содержанию совпадающий с временным декретом, но со вступлением в силу такого закона временный декрет утрачивает свою силу. При принятии закона, частично совпадающего по содержанию с временным декретом, этот декрет сохраняет свою силу в части, не урегулированной таким законом, если временный декрет в данной части не отменен в установленном порядке палатами Национального собрания Республики Беларусь.

Задачи и функции Администрации Президента в правотворческом процессе. В соответствии с пунктом 5 ст. 84 Конституции Президент формирует Администрацию Президента Республики Беларусь. Указом Президента от 23 января 1997 г. утверждено Положение об Администрации Президента Республики Беларусь. Согласно пункту 1 этого Положения Администрация Президента Республики Беларусь является органом государственного управления, обеспечивающим деятельность Президента Республики Беларусь в области кадровой политики, идеологии белорусского государства, права, осуществляющим подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента Республики Беларусь. Главными задачами Администрации Президента являются: обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии белорусского государства; координация деятельности подотчетных Президенту Республики Беларусь государственных органов в области государственной кадровой политики, идеологии и права; обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления; организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.

Основные функции Администрации Президента Республики Беларусь в правотворческом процессе: участие в подготовке предложений по определению концептуальных основ государственной политики и механизма ее реализации; координация деятельности государственных органов по подготовке проектов правовых актов; внесение предложений по реализации полномочий Президента Республики Беларусь в области контроля за актами Правительства; обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления; организация экспертизы проектов актов законодательства, вносимых на рассмотрение Президента Республики Беларусь; обеспечение соблюдения установленного порядка подготовки и внесения Президенту Республики Беларусь проектов решений и других материалов, проверка их обоснованности; оформление и доведение декретов, указов, распоряжений и других документов Президента Республики Беларусь до государственных органов, иных государственных организаций; осуществление по поручению Президента Республики Беларусь иных полномочий.

Читайте также: