Выплачивается ли материальная помощь к отпуску при сокращении

Опубликовано: 17.09.2024

Когда сотрудники предприятия уходят в отпуск, многие работодатели считают нужным выплатить им дополнительные средства, чтобы они могли в полной мере насладиться отдыхом и оценить заботу руководства о себе. Чаще всего эти средства даются работнику именно в форме денег. По нормативным актам эти выплаты могут быть премией или материальной помощью.

Работодателям следует знать особенности учета и обложения налогами таких выплат, а сотрудникам будут полезны нюансы документального оформления и правила начисления.

Терминология по ТК РФ

В каждой организации, независимо от того, относится она к бюджетным или частным, существует регламентированный порядок выплат как регулярных, так и разовых. Порядок этот должен проходить в соответствии с положениями Трудового Кодекса ТК РФ.

В статьях ТК РФ не содержится специального термина для обозначения отпускных, выплачиваемых дополнительно. Говоря «материальная помощь к отпуску», чаще всего подразумевают регулярную или единовременную выплату денежных средств, назначенную сотруднику не за отработанное время или исполнение трудовых обязанностей, а по иной причине. В данном случае по уходу в отпуск, подкрепленной доброй волей работодателя.

Порядок выплаты средств по подобным основаниям относятся к компетенции ст. 129 ТК РФ, согласно которой работодатель может предоставлять работникам, помимо заработной платы, разнообразную поддержку:

  • социальную;
  • поощрительную.

Социальная выплата может быть назначена в связи с любым событием, которое отражается на материальном благополучии подчиненного, в том числе и получении отпуска. Ее можно назначать один раз в год или несколько, по усмотрению начальства.

Поощрительная выплата отличается от социальной тем, что от результатов труда сотрудника зависит факт ее начисления и/или размер. Сумма может быть в процентах от оклада (тарифной ставки), или же ее можно зафиксировать в Положении о начислении поощрительных выплат, дифференцировав в зависимости от разных факторов успешности, например, отсутствия взысканий или наличия каких-либо выдающихся показателей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Порядок начисления и выплаты материальной помощи должен быть закреплен в локальных нормативных актах организации.

Матпомощь к отпуску для работников бюджетной сферы

Прибавка к выплатам, осуществляемым к отпускам бюджетников, регламентируется специальным федеральным законом №79-ФЗ от 27 июля 2004 года (п.6 ч.5 ст.50), а также ст. 135 и 144.

Согласно этим документам надбавка может быть выплачена сотрудникам к одному (ежегодному) отпуску, является регулярной и обязательной к выплате, независимо от результатов труда и особенностей выполнения трудовых функций. Эта выплата должна быть предусмотрена во внутренней документации:

  • коллективном договоре;
  • трудовом договоре;
  • допсоглашении к договору;
  • специальном положении;
  • приказах руководства.

Размер этой помощи не может превышать установленных законодательством норм (обычно это удвоенный оклад).

ВАЖНО! Образец заявления работника о выплате материальной помощи к отпуску от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Когда работодатель принял решение поддерживать сотрудников, уходящих в отпуск, материально, то большинство вопросов, связанных с этой выплатой, он решает на свое усмотрение. Тем не менее некоторые распространенные ситуации на практике разрешаются общепринятым порядком:

  1. Если сотрудник разделяет свой отпуск на части, то матпомощь выплачивается на ту из них, которая составляет не менее предусмотренных законом двух недель.
  2. Получение отпуска авансом не влияет на факт и размер материальной помощи.
  3. Заявление на отпуск и на предоставление матпомощи может быть общим, либо же эти два документа можно подать отдельно.

Как написать заявление на материальную помощь

Данная выплата осуществляется только на базе выраженного желания работника и работодателя, что оформляется подачей соответствующего заявления.

ВНИМАНИЕ! Поощрительную надбавку разового характера работодатель может выплатить на основании приказа, но постоянную социальную выплату нужно оформлять исключительно через заявление.

Заявление на предоставление финансовой поддержки к отпуску пишется в отделе кадров или бухгалтерии согласно общим правилам документооборота. В нем обязательно должны быть следующие моменты:

  • имя и должность заявителя;
  • адресованность на имя руководителя организации;
  • четко сформулированная причина просьбы о матпомощи;
  • даты, когда сотрудник собирается в отпуск (то есть когда ему будут необходимы просимые средства);
  • привычная форма концовки – дата и личная подпись с расшифровкой.

На заявлении руководитель оставит свою визу и резолюцию для бухгалтерии.

Пример заявления на предоставления матпомощи к отпуску

Генеральному директору
ООО «Шантарам»
А.Г. Сайфетдинову
от экономиста отдела снабжения
Л.И. Рубан

Прошу предоставить мне материальную помощь в связи с предстоящим отпуском с 21.05.2017 г. по 17.06.2017 г., выплачиваемую на основании положений коллективного договора.

Налоговый учет матпомощи к отпуску

Средства, выплачиваемые работнику, являются расходами предприятия. Как это отражается на налогообложении, зависит от того, проводится ли она как поощрительная или социальная надбавка.

Налоговый учет материальной помощи-соцвыплаты

Фиксированное количество денежных средств, которое гарантированно получает к отпуску каждый работник, безотносительно к условиям и результатам своего труда, в списке расходов предприятия относится к неучтенным. Поэтому согласно п. 23 ст. 270 НК РФ она не является признаваемой в расходах для налогов на прибыль.

С точки зрения работника эта выплата признается доходом, поэтому подпадает под НДФЛ и начисление с нее обязательных страховых взносов в ПФР, ФССС и ФФОМС, если превышает установленный законом необлагаемый лимит в 4 000 руб. в год (п. 28 ст. 217 НК РФ, Письмо Министерства финансов РФ от 22 октября 2013 года № 03-03-06/4/44144, п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального Закона от 24.07.2009 года № 212).

НДФЛ и страховые взносы рассчитываются и удерживаются, исходя не из всей выплаты, а только из части, превышающей лимит, то есть с суммы свыше 4 000 руб.

Налогообложение отпускной поощрительной выплаты

В некоторых организациях надбавка к отпускным привязывается к результатам деятельности сотрудника:

  • факт выплаты может зависеть от соблюдения трудовой дисциплины;
  • размер варьируется в зависимости от стажа, квалификации, трудовых достижений и т.п.

Такая выплата с позиции налогового законодательства является частью затрат на оплату труда, поэтому и признается в расходах на налогообложение, если она должным образом регламентирована во внутренних нормативных актах. НДФЛ и страховые взносы взимаются с нее в полном объеме, а не только с части, превышающей 4 000 руб. ежегодно.

Бухучет материальной помощи к отпуску

При осуществлении бухгалтерского учета материальную помощь проводят как «прочие расходы». Проводки будут выглядеть следующим образом:


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 января 2021 г. N 14-1/ООГ-656 Об удержании из материальной помощи, выплаченной работнику

По месту работы работник получил материальную помощь. При ее выдаче работодатель удержал излишне выплаченные отпускные (за неотгулянный и перенесенный по производственной необходимости отпуск) и алименты на ребенка (удерживаются из заработной платы по исполнительному листу). Верно ли, что поскольку материальная помощь не является заработной платой, то удержания из нее не осуществляются?

Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации рассмотрел обращение, поступившее на официальный сайт Министерства письмом от 20 января 2021 г., и по компетенции сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, Минтруд России дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Мнение Минтруда России по вопросам, содержащимся в обращении, не является разъяснением и нормативным правовым актом.

Согласно статье 137 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться:

для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 ТК РФ) или простое (часть третья статьи 157 ТК РФ);

при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77 или пунктами 1, 2 или 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 83 ТК РФ.

При этом следует учитывать, что в соответствии с требованиями статьи 138 ТК РФ общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 процентов, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50 процентов заработной платы, причитающейся работнику.

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработной платы.

Ограничения, установленные статьей 138 ТК РФ, не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70 процентов.

При решении вопроса об удержаниях из заработной платы следует принимать во внимание, что на основании статьи 135 ТК РФ установление системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, отнесено к компетенции самой организации с учетом мнения представительного органа работников.

При этом в настоящее время структура заработной платы раскрывается в статье 129 ТК РФ, согласно которой заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Материальная помощь является выплатой социального характера и не входит в состав заработной платы.

По смыслу статьи 8 и в соответствии с частью 3 статьи 41 ТК РФ с учетом финансово-экономического положения работодателя локальные нормативные акты или коллективный договор могут содержать нормы, улучшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством. В связи с чем локальными нормативными актами или коллективными договорами могут быть предусмотрены дополнительные гарантии и меры социальной поддержки работников организации. Таким образом, работодатель не ограничен в выборе способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника, определении размера доплат и надбавок (например, установить выплату материальной помощи).

Таким образом, в локальном нормативном акте организации или (и) коллективном договоре могут быть определены порядок и условия выплаты материальной помощи.

Заместитель директора Департамента -
начальник отдела оплаты труда
Департамента оплаты труда, трудовых
отношений и социального партнерства
А.В. Фролова

Обзор документа

Отвечая на вопрос о возможности удержания излишне выплаченных отпускных и алиментов на ребенка из материальной помощи, Минтруд разъяснил следующее.

Матпомощь является выплатой социального характера и не входит в состав зарплаты.

В локальном нормативном акте организации или коллективном договоре могут быть определены порядок и условия выплаты матпомощи.

О выплате материальной помощи речи в ТК РФ при увольнении нет. При этом отметим: 1. Материальная помощь может быть выплачена при увольнении по собственному желанию:

  1. в связи с выходом на пенсию;
  2. необходимостью постоянного ухода за близким родственником (при наличии соответствующей справки);
  3. в других случаях, когда это предусмотрено Коллективным договором, который не может ухудшать права работников, но, предусматривает предоставление дополнительных льгот и гарантий.

Выплата материальной помощи при сокращении

«Общий порядок оформления прекращения трудового договора»

ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со ст.


Каков расчет среднего заработка при увольнении: сокращении, ликвидации организации. Как ведется расчет среднего заработка для командировки.Если государственного служащего переводят на такие должности, не предусмотренные Реестром должностей государственной

Правила предоставления материальной помощи к отпуску в 2021 году

Финансовая помощь работникам предоставляется не на всех предприятиях. Следует понимать, каковы правила предоставления материальной помощи к отпуску в 2021 году.


Материальная помощь не является обязательной для работодателей.

На законодательном уровне государство разрешает предприятиям устанавливать для своих работников такой вид поощрения. Однако и в этом списке есть исключения — те организации, в которых обязательно должна применяться такая материальная помощь к отпуску.

Материальная помощь: сотрудник уходит в отпуск

Каждый сотрудник имеет право попросить материальную помощь у организации, в которой он работает.

Положена ли такая помощь по закону и локальным актам организации, это уже другой вопрос. Что же, и на этом спасибо.СодержаниеЕсли обратиться за помощью к толковым словарям и обобщить написанное по вопросу «Что такое материальная помощь сотруднику?», то получим следующие характеристики:

  1. выплата нуждающимся сотрудникам в денежном или вещественном виде;
  2. вид дохода сотрудника, в отдельных случаях подлежащий налогообложению (кроме лиц, перечисленных в статье 217 НК РФ).

Само понятие «материальная помощь сотруднику к отпуску» в законодательстве РФ никак не интерпретируется.


В этом случае руководству организации придётся искать индивидуальный подход к этому определению.

Материальная помощь к отпуску: статья ТК РФ


Одним из способов как-то поощрить работника является выплата ему материальной помощи, которая может быть добавкой к отпускным.


, на предприятиях, в организациях, фирмах относят к денежным суммам, которые выплачиваются подчиненному регулярно или одноразово не за фактически отработанное время, не в связи с выполнение трудовых функций, а по ряду других причин. На разных предприятиях иногда еще такие выплаты могут называть премиями, пособиями, однако, они чаще всего, именуются материальной помощью.

  1. Можно ли получить материальную помощь к отпуску за 2017 год так не была начислена.
  2. Я работаю в школе, положена ли мне материальная помощь к очередному отпуску за год.
  3. Материальная помощь к отпуску работающим военным пенсионерам от предприятия (300 %)?
  4. Имеет ли право бухгалтер высчитать долг по кредиту из материальной помощи к отпуску?
  5. Муж работает на пол ставки, должен ли он получать материальную помощь к отпуску?
  6. Хотел узнать как начисляют материальную помощь от профсаюза к ежегодному отпуску.
  7. Предусмотрена ли материальная помощь учителям к ежегодному отпуску.

Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните, юрист Вам поможет: Бесплатно с мобильных и городских Бесплатный многоканальный телефон Если Вам трудно сформулировать вопрос — позвоните по бесплатному многоканальному телефону , юрист Вам поможет 1.

Положена ли материальная помощь к отпуску?

> > Налог-налог 22 мая 2021 Материальная помощь к отпуску направлена на стимулирование труда работников организации, выступая в качестве надбавки к основному окладу.

Также она может выступать в качестве социально-трудовой поддержки нуждающихся сотрудников. При этом в зависимости от оснований выплаты закрепляется матпомощь в различных правовых документах, регулируется различными нормами трудового и налогового законодательства, имеет различные требования к содержанию заявления и ряд других особенностей, которые мы рассмотрим в нашей статье.


Материальная помощь к отпуску: условия и порядок выплаты в бюджетных учреждениях ​

В большинстве случаев итоговый заработок сотрудников большинства современных предприятий включает в себя не только оклад или , установленную при заключении трудового договора, но и множество других дополнительных выплат. Это могут быть , различные надбавки и компенсации, доплаты и прочие виды денежных вознаграждений. Одним из видов таких дополнительных выплат является материальная помощь к отпуску, предусмотренная во многих бюджетных учреждениях.

Стоит более подробно ознакомиться с порядком ее расчета и особенностями оформления. Содержание: установлены ст. 136 ТК РФ. В этой же статье указывается и на необходимость оплаты отпуска работника не менее чем за три дня до его начала.

Но никаких других выплат, кроме , в действующем трудовом законодательстве больше не предусмотрено.

135 и 144 ТК РФ устанавливают,

Мат помощь в пособие по сокращению

  1. Льготы при сокращении штатов
  2. Выплаты при сокращении
  3. Особенности расчета по сокращению
  4. Выплаты при сокращении госслужащих
  5. Ваш домашний юрист
  6. Вопрос: В нашем управлении в 2006 г
  7. Материальная помощь при сокращении
  8. Горячая линия
  9. Как рассчитать выходное пособие при сокращении?
  10. Выплаты при сокращении штата

Ваш домашний юрист Трудовым кодексом РФ предусмотрено исчисление среднего заработка для таких случаев, как отпуск, выходные пособия при увольнении, время простоя, командировки, перевод на ниже оплачиваемую работу с сохранением среднего заработка.

Как рассчитывается средний заработок для отпуска.

Каков расчет среднего заработка при увольнении: сокращении, ликвидации организации.

Аttention please, данные могут быть неактуальными, законы очень быстро обновляются и дополняются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех обновлений.

Размер, условия выплаты, представление нужных подтверждающих документов для запроса матпомощи — всё это оговаривается в локальных документах. Немаловажную роль играет и финансовая состоятельность самой организации.

Пишем заявление: образец заполнения

ФЗ № 125 поясняет, что страховые выплаты производятся из всех средств, идущих на оплату труда сотрудников. Материальная помощь не рассматривается как вид оплаты труда только в том случае, если в приказе не будет указано «материальная (финансовая) помощь». В противном случае выплата зачтётся как оплата труда, соответственно, подлежит обложению страховыми взносами. Вся сумма выплаты свыше 4000 рублей облагается по ставке 22%.

О страховых взносах

  • Единовременная выплата женщинам, вставшим на учёт в медицинское учреждение на ранних сроках беременности.
  • Выплаты по уходу за ребёнком.
  • Материальная помощь с уточнением по п. 28 статьи 217 НК РФ.
  • Суммарный размер выплат не более 4000 рублей за год. Всё, что свыше, облагается НДФЛ по ставке 13%, и указывается в справке 2-НДФЛ. Код дохода — 2760, вычет — код 503.

Согласно этим документам надбавка может быть выплачена сотрудникам к одному (ежегодному) отпуску, является регулярной и обязательной к выплате, независимо от результатов труда и особенностей выполнения трудовых функций. Эта выплата должна быть предусмотрена во внутренней документации:

Как написать заявление на материальную помощь

С точки зрения работника эта выплата признается доходом, поэтому подпадает под НДФЛ и начисление с нее обязательных страховых взносов в ПФР, ФССС и ФФОМС, если превышает установленный законом необлагаемый лимит в 4 000 руб. в год (п. 28 ст. 217 НК РФ, Письмо Министерства финансов РФ от 22 октября 2021 года № 03-03-06/4/44144, п. 11 ч. 1 ст. 9 Федерального Закона от 24.07.2009 года № 212).

Налоговый учет материальной помощи-соцвыплаты

Социальная выплата может быть назначена в связи с любым событием, которое отражается на материальном благополучии подчиненного, в том числе и получении отпуска. Ее можно назначать один раз в год или несколько, по усмотрению начальства.

Каждый работодатель самостоятельно принимает решение о том, сколько и каких именно работников требуется для ведения предпринимательской деятельности. В зависимости от успехов бизнеса возникает необходимость расширить или сократить штат сотрудников. В последнем случае работодатель вправе принять решение об увольнении работников «по сокращению». О том, как правильно оформить это решение в 2021 году, и какие выплаты полагаются сокращенным работникам, читайте в нашей статье.

Что значит увольнение «по сокращению»

СПРАВКА. Пенсионеру, уволенному «по сокращению», надо выплатить зарплату и премию за отработанное время, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие. Также он вправе получить средний заработок за второй месяц после увольнения (в определенных ситуациях и за последующие месяцы), если не найдет за это время новой работы (письмо Роструда от 28.12.05 № 2191-6-2, определение Московского городского суда от 04.04.16 № 4г-2964/2021).

Особенности выплат для некоторых категорий работников

Прежде чем решиться на сокращение (особенно, если речь идет о сокращении численности), работодатель должен оценить сотрудников по названным факторам. На основании этой оценки следует принять решение о наличии или отсутствии у них преимущественного права сохранить должность.

Материальную помощь к отпуску в бюджетных или иных учреждениях, на предприятиях, в организациях, фирмах относят к денежным суммам, которые выплачиваются подчиненному регулярно или одноразово не за фактически отработанное время, не в связи с выполнение трудовых функций, а по ряду других причин.

Какая помощь положена малоимущим

Иногда речь идет скорее о подарке, чем о выплате. Например, материальная помощь на лечение сотрудника в санаторно-курортном учреждении может предоставляться в форме путевки, а в случае стихийного бедствия — в форме временного жилья или вещей первой необходимости. Как правило, работодатели в первую очередь заботятся о штатном персонале, хотя в некоторых компаниях практикуется и материальная помощь бывшим сотрудникам.

Виды материальной помощи сотрудникам

Частный случай. Одинокая мать, похоронила единственного сына, который при жизни работал в компании около 6 лет. Сын умер от остановки сердца. Расходы, связанные с похоронами взяли на себя полностью руководители той компании. Прошло 3 года после похорон, женщина нуждалась в материальной помощи, для лечения. Решила обратиться к руководству той компании за финансовой поддержкой. Оформила письменное заявление, приложила медицинское заключение, копию своего паспорта, что было подтверждением ее родства с сыном, и на свое удивление получила 5 000 рублей помощи. При том, что руководство компании давно поменялось.

СПРАВКА: это основные критерии выплаты человеку материальной помощи на работе. Если предприятие работает эффективно, получает прибыль, то вопрос об оказании финансовой поддержки решается в положительную сторону.

Так как в ТК РФ отсутствует норма, обязывающая руководителя предприятия дополнительно премировать сотрудников фирмы, они должны исходить из локальных актов, а также положений коллективного договора. В этом документе указывается порядок оплаты отпуска в дополнительном порядке.

Кому положена материальная помощь к отпуску

  1. Наличие выплаты предполагает реализацию права работника на финансовую поддержку со стороны руководства, если у человека возникает потребность в деньгах.
  2. В организациях частной формы собственности эта финансовая поддержка – добровольное решение работодателя.
  3. Обычно помощь выдается один раз в год. По желанию сотрудника предприятия – к отпуску.
  4. Размер выплачиваемого пособия не установлен законом. Работодатель по своему усмотрению назначает сумму денег.

В законодательстве не предусмотрено установленной формы заявления на выплату материальной помощи, поэтому в большинстве случаев оно составляется произвольно или же по образцу, предоставленному руководителем. Специфика матпомощи к отпуску состоит в том, что сотрудник вообще вправе не писать отдельное заявление — просьба о ее выплате может быть указана в заявлении на отпуск.

Расчет конкретной суммы осуществляется бухгалтерией учреждения. При этом для расчетов принимается только величина оклада, установленная работнику, без учета премий (даже если они обязательные и ежемесячные), доплат и других денежных компенсаций.

Порядок расчета

Выплата материальной помощи к отпуску, предусмотренная во внутренней документации учреждения, должна происходить на основании письменного заявления работника. Именно составление этого документа и является первым этапом оформления выплаты.

Строго говоря у работодателя перед сотрудником есть только 1 обязательство. Оно связано с начислением зарплаты, которая может состоять не только из оклада, но также из премиальных, компенсационных выплат и т.п. Материальная поддержка не относится к зарплате, поэтому ее начисление является правом, но не обязанностью компании. Решение о предоставлении или непредоставлении этой выплаты принимает руководитель или иное ответственное лицо в зависимости от того:

Размер и налогообложение: примеры расчета

В 2021 году сотрудник уже получил матпомощь в связи с рождением сына в размере 3000 руб. Когда он запросил выплату перед уходом в оплаченный отпуск, руководитель разрешил выделить еще 2000 руб. В сумме это составляет 5000 руб. (за 1 и тот же календарный год), что превышает допустимый лимит на 1000 руб. С этой разницы будет удержано 13%, поэтому на руки сотрудник получит не 5000, а 4870 руб.

Шаг 1. Получите заявление от сотрудника

Далее приказ передается в бухгалтерию, которая производит соответствующее начисление. Обычно средства поступают на зарплатную карту работника, однако по его желанию и при наличии возможности их можно перевести и на другие реквизиты, указанные им в заявлении. Срок перевода регламентируется внутренними документами компании и обычно составляет несколько рабочих дней. Очевидно, что помощь к отпуску должна быть переведена до начала первого дня отдыха.

Материальная помощь при сокращении Большое количество граждан ежедневно теряет свою работу, при этом немногие из них знают правовую базу трудового законодательства, и далеко не все знакомы с элементарными нормами трудового кодекса РФ.

Здесь вы найдете не только общую информацию о выходных пособиях при увольнении, но и о конкретном виде этой материальной помощи — пособии при увольнении в связи с сокращением штата работодателя, о том, как оно начисляется, подлежит ли налогообложению и когда должно быть выплачено. Содержание:

Материальная помощь при увольнении

Материальная помощь в таком случае может быть выплачена, если работник увольняется раньше, чем закончился период пропорционально отработанному фактически времени, но может быть, и не выплачена вовсе, смотря по обстоятельствам, оговоренным в документе, на основании которого начисляется материальная помощь. Как мы уже говорили, законодатель не обязывает руководство выплачивать именно материальную помощь как работающим, так и увольняющимся сотрудникам, поскольку она не зависит как заработная плата ни от производительности труда, ни от качества работы, ни от условий в которых люди работают.
Если в организации выплачивают материальную помощь работникам, при получении отпускных, то, в том случае, когда работник пишет заявление на отпуск с последующим увольнением, само собой, он получит денежную помощь в дополнение к положенным отпускным и расчетным суммам.

Выплата материальной помощи к отпуску, предусмотренная во внутренней документации учреждения, должна происходить на основании письменного заявления работника. Именно составление этого документа и является первым этапом оформления выплаты.

Правила выплаты заработной платы установлены ст. 136 ТК РФ. В этой же статье указывается и на необходимость оплаты отпуска работника не менее чем за три дня до его начала. Но никаких других выплат, кроме отпускных, в действующем трудовом законодательстве больше не предусмотрено.

Законодательное регулирование

  • заявитель должен указать не только свое имя и фамилию, но также должность и место работы (например, конкретное структурное подразделение);
  • документ составляется на имя руководителя учреждения, главного бухгалтера или председателя профсоюза (это определяется внутренними документами организации);
  • после основного текста ставится дата составления документа и подпись работника.
  • Финансовая помощь при отпуске выплачивается в фиксированном размере равном суммарному размеру двух минимальных окладов.

Правило действует, начиная с первого рабочего года, при условии, что сотрудником отработано не менее 6 полных месяцев, на момент оформления отпуска. Выплаты осуществляются из бюджетных фондов, что определяет их независимость от материального положения предприятия. Гражданин имеет право на помощь в установленном размере, если обратное не предусмотрено отдельными актами закона, приостанавливающими или ограничивающими действие Приказа №163н.

  • наличие многодетного статуса у семьи получателя;
  • тяжелое заболевание заявителя или одного из его родственников;
  • важные события социального характера (рождение ребенка, свадьба, смерть и т.д.);
  • тяжелая финансовая ситуация, вызванная стихийным бедствием;
  • несчастный случай на производстве и т.д.

По инициативе руководства организации, для назначения материальной помощи социального типа и предоставления ее при отпуске или в другой период, в качестве веских причин могут избираться иные обстоятельства, разрешенные российским законодательством.


Верховный Суд направил на новое рассмотрение трудовой спор о выплате компенсации сокращенной сотруднице ИФНС, указав нижестоящим судам на то, что следует учитывать при определении ее размера в случае увольнения госслужащего.

Татьяна Воробьева с октября 1993 г. по апрель 2017 г. занимала различные должности государственной гражданской службы в налоговой инспекции по г. Мончегорску Мурманской области. Соответствующее подразделение было присоединено к межрайонной инспекции Мурманской области, поэтому сотрудница была уволена в связи с сокращением.

При увольнении Татьяна Воробьева получила компенсацию в размере своего шестимесячного денежного содержания. При расчете инспекция руководствовалась Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 6 сентября 2007 г. № 562. В соответствии с этим актом были учтены ее оклад, дополнительные выплаты, материальная помощь и единовременная выплата к отпуску, а также премии.

Она обратилась к работодателю с просьбой пересчитать компенсацию. В своем заявлении она указала, что инспекция не учла выплаченные Воробьевой средства материального стимулирования и полученные перед увольнением премии. По мнению работника, это привело к занижению размера ее месячного содержания и, как следствие, к неверному определению суммы компенсации.

Межрайонная ИФНС пояснила, что в данном случае действительно не были учтены материальное стимулирование и единовременное поощрение, выплаченные за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование госслужащих сверх установленного фонда оплаты труда. Данные выплаты, по мнению работодателя, не учитываются при определении соответствующей компенсации, поскольку не включены в п. 2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Относительно премий инспекция указала, что они были учтены.

Полагая, что премии, начисленные ей в течение 12 месяцев перед увольнением, учтены не полностью, а также что суммы материального стимулирования тоже подлежали учету, Татьяна Воробьева обратилась в суд.

Оленегорский городской суд Мурманской области отказал работнику в удовлетворении ее исковых требований. Разрешая спор, первая инстанция исходила из того, что средства материального стимулирования государственных гражданских служащих не входят в состав их денежного содержания, не являются гарантированной выплатой обязательного характера, выплачиваются в пределах лимитов бюджета ФНС. Суд пришел к выводу, что эти денежные средства не подлежат учету при определении денежного содержания Воробьевой для исчисления компенсаций при увольнении.

Апелляция поддержала вывод первой инстанции. Оленегорский городской суд сослался на то, что письмо Минфина от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482, касающееся дополнительного материального стимулирования на основании Постановления Правительства от 27 марта 2014 г. № 238-7, не отменяет действие приказа Минфина от 17 октября 2007 г. № 90н, которым утвержден порядок осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС. Последним актом определено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

Не согласившись с решениями, Татьяна Воробьева обратилась за защитой своих прав с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, рассмотрев дело, вынес Определение № 34-КГ19-4 от 22 июля 2019 г. ВС указал, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения.

Как указал Суд, фонд оплаты труда госслужащего формируется за счет средств, указанных в ч. 2 и 3 ст. 51 Закона о государственной гражданской службе, куда входят и иные выплаты, предусмотренные другими нормативными актами. Материальное стимулирование гражданских служащих, по мнению ВС, относится к указанным выплатам. Исходя из этого, нижестоящим судам необходимо было определить правовую природу произведенных работнику в течение 12 месяцев перед увольнением выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения.

Верховный Суд обратил внимание на тот факт, что материальное стимулирование Воробьевой было выплачено ей на основании указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и принятых в соответствии с ним постановлений Правительства, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований сверх фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих.

ВС подчеркнул: указанные акты должны были быть изучены судами в целях определения правовой природы полученных Воробьевой выплат в виде материального стимулирования и единовременного поощрения. Первой инстанции и апелляции следовало определить, являются ли указанные выплаты теми, за счет которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих. Однако суды не просили истицу предоставить акты, послужившие основанием для выделения соответствующих бюджетных ассигнований, на которые она ссылалась в обоснование своей позиции.

Нижестоящие суды исходили из того, что разъяснения, содержащиеся в письме Минфина от 15 июля 2014 г., не подлежат применению в данном деле. Однако ВС напомнил, что именно на Минфин возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, поэтому при разрешении исковых требований Воробьевой необходимо было принять во внимание его позицию.

Также высшая инстанция опровергла довод о том, что письмо от 15 июля 2014 г. не подлежало применению, поскольку противоречило приказу Минфина № 90н. Противоречие, по мнению первых двух инстанций, заключалось в том, что письмо указывает на необходимость учета суммы материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований при исчислении денежного содержания гражданских служащих. Приказ же, напротив, устанавливает, что материальное стимулирование не входит в состав соответствующего денежного содержания, пояснил ВС.

Кроме того, Верховный Суд разъяснил, что приказ Минфина касается материального стимулирования, которое производилось на основании Постановления Правительства от 25 сентября 2007 г. № 611 за счет средств, направленных на обеспечение деятельности ряда госорганов в 2007–2010 гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего. В свою очередь письмо Минфина касается дополнительного материального стимулирования гражданских служащих на основании Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 601. Данные средства имеют, по мнению ВС, иную правовую природу, так как соответствующие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета государственным органам сверх фонда оплаты труда и выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности служебной деятельности. Поэтому положения Порядка осуществления материального стимулирования госслужащих ФНС в этом случае не подлежат применению.

С учетом этого ВС отменил акты нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение.

По мнению адвоката АП г. Москвы Василия Ваюкина, нижестоящие суды при разрешении спора применили буквальный подход, тогда как ВС разъяснил, что раз денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, то их следовало учесть при расчете компенсаций.

«Суд указал, что денежные средства выплачивались систематически и являлись вознаграждением за труд, поэтому их следовало учесть при расчете компенсаций», – отметил адвокат АП г. Москвы Василий Ваюкин. Адвокат также привел аналогичные примеры из практики, сославшись на Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС от 3 июня 2019 г. № 34-КГ19-1 и апелляционное определение Красноярского краевого суда от 27 марта 2019 г. по делу № 33-4449/2019.

Партнер юридической компании Law&CommerceOffer Виктория Соловьёва согласилась, что позиция ВС соответствует сложившейся практике. «Верховный Суд неоднократно указывал на ошибки нижестоящих судов, которые не определяли правовую природу выплат материального стимулирования», – сообщила она, сославшись на определение от 28 августа 2017 г. № 2-КГ17-13).

«На формирование фонда оплаты труда государственных служащих влияют разные факторы, в том числе источник и цель финансирования. Поэтому, безусловно, должны учитываться природа и цель дополнительных выплат», – подвела итог Виктория Соловьёва.

Адвокат и партнер МКА «Яковлев и Партнеры» Вероника Сальникова в комментарии «АГ» отметила, что Верховный Суд не только указал на обстоятельства, в которых не разобрались нижестоящие суды, но и пошел еще дальше, разъяснив, как формируется фонд оплаты труда государственных служащих за счет бюджетных ассигнований, а также какими нормативными документами следовало руководствоваться судам.

Читайте также: