Акмеология что это за профессия

Опубликовано: 02.10.2024

Границы собранных человечеством знаний расширяются до невероятности. Появляются новые, молодые науки, помогающие понять смысл всего, что нас окружает, и улучшить качество жизни. Об одной из таких мы поговорим в нашей статье. Наука акмеология - отрасль знаний о достижении человеком вершин в разных сферах жизни. Чем еще занимаются исследователи-акмеологи и какую практическую пользу могут принести их разработки, мы попытаемся представить в интересном свете в нашей статье.

акмеология это

Акмеология - это что за наука?

Слово "акмеология" пришло из греческого языка и имеет в значении два слагаемых: akme — вершина, logos (эта частичка нам прекрасно известна) — учение. Сегодня термином "акмеология" называется наука о вершинных достижениях человека.

Новая наука считается составляющей психологии развития. Особое направление изучения акмеологии в том, что она исследует не просто достижения, коих добиваются люди в зрелом возрасте, но и факторы, способствующие этому. "Отец" акмеологии, которым принято считать Рыбникова Н. А., предлагал еще в 1929 году связывать термин именно с наукой о развитии зрелых людей.

Большое практическое значение результатов акмеологических умозаключений в том, что они в прямом смысле представляют информацию о том, какие условия привели человека к вершинам интеллектуальной, физической и духовной деятельности. Во многом это приближает к пониманию смысла жизни.

акмеология спорта

Аспекты изучения науки

Акмеология - это изучение многопланового развития человека. Она старается максимально осветить все аспекты, касающиеся развития человека во взрослый период его жизни. Эта наука охватывает такие моменты, как:

  1. Закономерности, выявляемые в реализации творческого потенциала взрослого человека при созидательной деятельности.
  2. Особенности обучения взрослого человека и процесса становления его как профессионала.
  3. Самоорганизация, самообразование зрелой личности, а также самоконтроль при этих процессах.
  4. Факторы различного порядка (объективные, субъективные), сопровождающие достижение вершин деятельности, как сопутствующие, так и препятствующие успеху.
  5. Особенности совершенствования взрослого человека, реакции на появление новых обстоятельств (требования профессии, изменения в научном, техническом, культурном прогрессе), самореорганизации, самокоррекции. Здесь же рассматриваются изменения внутренних, личных интересов человека (пересмотр достоинств и недостатков своей деятельности, осознание своих возможностей и способностей).

Таким образом, современная акмеология - это уникальная отрасль научного знания, призванная всесторонне исследовать успех человека и составляющие, приводящие к нему.

Начальный этап и развитие отрасли

Начало акмеологии как науке было положено в 1928 году Рыбниковым Н. А., предложившим сам термин как название науки о развитии человека на взрослом этапе жизни. Но тогда путь молодой науки только начинался.

Более-менее заметной отдельной отраслью знаний акмеология стала в середине 20 века. Тогда известный русский ученый Ананьев Б. Г. определил место нового направления, занимаемое им среди всех наук о человеке. Ближе всего акмеология стояла и стоит к психологии.

Высшую степень признания наука о развитии в зрелом возрасте обрела лишь в 90-е годы прошлого века. Внесли свой вклад в такую науку, как акмеология, Деркач А. А. и Бодалев А. А. Под их руководством была открыта первая кафедра акмеологии (полное название - кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности) в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В 1992 году в Санкт-Петербурге открылась и была официально зарегистрирована Академия акмеологических наук. Инициировали событие российские ученые-психологи Кузьмина Н. В., Деркач А. А., Зимичев А. М.

Сегодня акмеология очень близка по целям и предмету изучения к педагогике и психологии.

На начальных этапах новая наука была обращена к изучению факторов, позволяющих взрослым людям получать высокие достижения в любом виде деятельности (управление, медицина, юриспруденция, сюда же входит акмеология спорта). Постепенно исследователи пришли к выводу, что основа вершинных достижений человека во взрослом возрасте закладывается в детстве. В начале жизни активно развиваются новые навыки, накапливается опыт, формируется отношение к тому или иному виду деятельности и устойчивая мотивационная готовность. Все эти качества, если можно так выразиться, в зрелом возрасте выстраивают успех личности во всех сферах.

акмеология физической культуры

Институт акмеологии в Санкт-Петербурге

Акмеология не была признана самостоятельной наукой по всему миру. Так, зарубежные ученые отнесли ее к психологии. Российские же придали большое значение новому знанию, признав его на государственном уровне.

В 1995 году был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге (первоначальное название учреждения - Санкт-Петербургская акмеологическая академия). Это было первое заведение, ориентированное на глубокое изучение молодой отрасли знаний.

За время, что акмеология накапливала результаты своих исследований, выделился ряд направлений. О них скажем далее в нашей статье.

Направления акмеологии

Отдельно в границах рассматриваемого учения стоит профессиональная акмеология. В свою очередь, она имеет свои поднаправления:

- акмеология физической культуры;

Другие направления науки о развитии в зрелом возрасте - это синергетическая, креативная, этнологическая, коррекционная акмеология, а также акмеология управления и образования.

акмеология деркач

Зрелая личность с акмеологической точки зрения

Центром, вокруг которого сосредотачивает свое внимание акмеология, является зрелая личность с ее сформированными и только лишь образовывающимися характеристиками.

Наука дает признаки зрелой личности. Это и развитое чувство ответственности, стремление конструктивно решать сложные жизненные задачи, потребность заботиться о других, находиться в психологической близости с людьми, активно участвовать в общественной жизни, применяя свои навыки и способности, - все, что ведет к максимальной самореализации.

Показателем того, что индивид - зрелая личность, является признание в социальной группе его качеств и значимости. В зависимости от оценки индивида в обществе формируется его отношение к собственному успеху и неудачам на пути к нему. То есть появляется признание на личностном уровне. В случае если признание не достигнуто, человек испытывает психологический дискомфорт.

профессиональная акмеология

Если признание человек не получает ни в социальной среде, ни на личностном уровне, это грозит ему психологическим кризисом личности.

Кроме высказывания своего взгляда на зрелость человека, акмеология уверяет, что для общества крайне важно, чтобы у каждого индивида период акме был как можно дольше. К слову, акме - это наиболее продуктивный период в жизни человека.

институт акмеологии

Условия для формирования зрелой личности

Достижение вершин в разных сферах деятельности возможно при некоторых условиях. Акмеология это также изучает. И вот какие закономерности, необходимые условия, она выделила:

- правильная организация времени;

- формирование активной позиции при выборе жизненного пути;

- приведение в соответствие личностных свойств человека и условий этнопсихологической среды, влияние последней на становление личности;

- благоприятные условия для преодоления противоречий между окружающей средой и личностью;

- продуктивное решение проблем и задач взрослого человека;

- осознание своих возможностей, самосовершенствование и отношение к себе как к творцу своей жизни.

Выводы

Таким образом, в ходе нашей беседы мы выяснили, что такое акмеология и каково ее реальное значение в развитии человека. Также мы узнали, что в России эту молодую науку признали как самостоятельную отрасль знаний, и в 90-е годы был открыт Институт психологии и акмеологии в Санкт-Петербурге. Наука о развитии в зрелом возрасте способна помочь человеку осознать, что ему действительно необходимо для успеха. Пусть же и ваш акме начнется или продолжится на долгие десятилетия!

Долгое время в психологической науке большинство исследований, трактатов и теорий было посвящено детскому развитию. Об этом может свидетельствовать практически любая возрастная периодизация, где период от рождения до 18 лет достаточно подробно изучался и был детально проанализирован, тогда как молодости, а уж тем более зрелости и старости не уделялось должного внимания.

Тем не менее в 20-х годах ХХ века Н.А. Рыбников ввел такое понятие, как «акмеология», назвав ее наукой о развитии взрослых, зрелых людей. В конце 60-х Б.Г. Ананьев, исследуя жизненные периоды человека, включил эту науку в один ряд с педиатрией и геронтологией (наукой о старости). Однако только в конце 90-х годов был образован первый институт акмеологии.

Чем же сегодня занимается акмеология? Итак, с древнегреческого «акме» переводится как «вершина». Таким образом, акмеология – это современная наука, изучающая механизмы того, как человек достигает наивысшей точки в собственном развитии (здесь имеется в виду и профессиональное, и личностное развитие).

Основные принципы, задачи и области применения

Акмеология как наука в основном изучает период зрелости. Что это значит? Данный период начинается условно с 30 лет и завершается в 50-55 – получается, что он приходится на то время, когда человек максимально активно работает и проявляет себя в обществе.

И хотя сегодня многие начинают свой профессиональный путь гораздо раньше – в 20 и в 24 года, но, тем не менее, как утверждают психологи, наиболее активный период саморазвития человека начинается именно с 30 лет.

Рассматривать данную науку необходимо системно, как целостную структуру, которая объединяет в себе многие знания. Более того, важно понимать, что акмеология на данный момент изучает достаточно широкий спектр вопросов:

  • Как реализуют свой творческий потенциал, свои творческие способности взрослые, зрелые люди, для того чтобы достичь высот в профессиональном мастерстве (нужно сказать, что больше половины зрелых людей сегодня недостаточно используют или вообще не используют свой творческий потенциал, который мог бы им помочь в достаточной мере реализовать себя).
  • Что может препятствовать или, напротив, способствовать достижению высот в собственном профессиональном и личностном развитии.
  • Каким образом и чему человек обучается, чтобы достичь высот в профессионализме (как учится, на что делает упор, чему уделяет наибольшее внимание, что ему важно знать и уметь, чтобы достичь высот).
  • Как влияет на достижение акме способность человека к самообразованию, а также умение себя организовывать, быть дисциплинированным и целеустремленным.
  • Как человек адаптируется под постоянные изменения внешней среды (развитие науки, культуры, искусства, развитие компании, в которой он работает), а также под изменения внутренних интересов, личностный рост и получение новых знаний.

Основные задачи акмеологии на данный момент связаны со следующими аспектами:

1. Комплексное, разностороннее исследование человека, находящегося на этапе взрослости. Здесь рассматриваются особенности развития, динамики и изменений в физическом, психологическом, личностном и профессиональном развитии. Также в задачи данной науки входит понимание того, как проходило развитие человека на предыдущих этапах (в детстве, молодости).

2. Понимание того, как должен развиваться человек на предыдущих этапах развития, чтобы достигнуть определенных вершин в зрелости. Изучение того, как влияют макросреда и микросреда (государство, семья, природа) на способность человека достигать профессиональных и личностных высот.

3. Исследование того, как человек овладевает профессией, как становится мастером в своем деле и достигает вершины в собственном профессиональном развитии. Какие факторы влияют на это положительно, а какие – тормозят данный процесс.

4. Кроме того, создание таких методов и инструментов, которые позволят оценивать уровень профессионализма в разных сферах и у разных людей. На данный момент таких методов практически нет, так как сам термин «профессионализм» будет в каждой сфере и отрасли деятельности иметь свое значение.

Направления науки

Акмеология на данный момент включает в себя достаточное количество смежных наук, которые подробно исследуют те или иные особенности взрослой жизни, а также вопросы самореализации зрелых людей. Так, сегодня достаточно серьезно развивается педагогическая акмеология.

Специалист, изучающий данное направление, исследует профессионализм педагогов, особенности становления педагогов и то, как они достигают вершин в своей профессии, а также этапы, через которые проходит педагог на пути к акме.

В том же ключе развиваются такие направления акмеологии:

  • Военная.
  • Медицинская.
  • Социальная.

Все они исследуют то, как в рамках данной профессии (или в случае социальной – в рамках социума) происходит становление мастера. Через какие этапы и вехи проходит человек, и что будет являться в каждой сфере настоящей вершиной профессионального и личностного развития.

В наши дни в связи с активным развитием коммерческих предприятий и появлением большого спроса на управленцев и топ-менеджеров стала развиваться управленческая акмеология. Она изучает специфику становления человека не просто как профессионала и мастера своего дела, но и как руководителя, способного направлять деятельность компании и коллектива.

Отдельно вопросами творчества, его развития и влияния на профессиональное становление человека занимается креативная акмеология. Она подробно исследует творческое мышление взрослого человека, а также методы его развития и активизации в рамках постоянно развивающегося мира.

На данный момент самым молодым и активно развивающимся направлением является синергетическая акмеология. Она объединяет в себе и социологию, и самые передовые исследования, касающиеся зрелого возраста, творческих способностей и достижений в профессиональном плане.

Нужно сказать, что науке приходится серьезно изменять свои подходы, методы и прочие аспекты вместе с изменяющимся миром и теми требованиями, которые предъявляются к современному работнику. Поэтому синергетическая акмеология старается обращать внимание именно на эти изменения в макросоциуме – на уровне государства, мировых тенденций и так далее.

Конечно, есть множество других направлений, которые тоже весьма активно развиваются на данный момент:

  • Коррекционная – исследует проблемы, связанные с достижением «вершин» у людей с проблемами в развитии (физические, личностные, психические). Как и за счет чего они способны достичь своих личных высот.
  • Этническая – исследует особенности профессионального становления зрелых людей в зависимости от принадлежности к тому или иному этносу. Как влияют национальные и культурные особенности на развитие человека.
  • Акмеология образования – исследует то, какими должны быть образование и образовательные системы, чтобы человек мог эффективно достигать вершин.

Кроме того, выделяются фундаментальная и прикладная наука. Фундаментальная является более крупным и серьезным направлением, в ней человек рассматривается как система – более того, она консолидирует знания не только по психологии и социологии, но и по физиологии, педагогике, философии и даже математике. Прикладная акмеология изучает конкретного человека, его успехи, достижения и то, что способствует или, напротив, тормозит его профессиональное и личностное становление.

Практически любая наука делает свой, весьма серьезный вклад в развитие человечества. На сегодняшний день акмеология позволяет лучше узнать взрослого, зрелого человека, его проблемы, и главное – достижения. Изучение данной науки позволяет значимо расширить свое представление о взрослости. Автор: Дария Потыкан

Всем привет. С Вами на связи снова я, Наталья и сегодня хочу поделиться интересным общением с акмеологом.

Уже давно в сети появилась такая специальность, которой обучают, затем предлагают свои услуги, но кто он и что делает, я не знала, пока однажды акмеолог не написал мне сам. И так, 20 минут жизни перевернули все в моей жизни.

Пишу в свой день рождения сегодня и хочу поделиться именно этой исторической встречей. Но сначала небольшая предыстория. Как вы помните, я проходила марафон предназначения у Елены Блиновской. Об этом я писала здесь . И вот однажды листая в очередной раз ее инстаграм, наткнулась на пост, где она снова пишет о своем марафоне. Решила я почитать комменты от людей и не встретила ни одного печального, все только и пишут, что либо ждут не дождутся начало марафона, либо, что нашли дело всей своей жизни и счастливы до безумия. Но моя реальность была такова, что марафон то я прошла, но вот понять миссию своей жизни я так и не смогла. О чем и написала в своем комменте к ее посту.

Буквально то ли в этот же день, то ли на следующий, пишет мне одна девушка в личку, с предложением помочь. Говорит, что она акмеолог.

Я вообще не люблю всякий спам и все такое, но она сказала, что абсолютно бесплатно поможет мне. Хм.. что-то не знакомое, кто ты, зачем ты мне хочешь помочь, все расспросила и подумала, ну ладно, пообщаюсь с ней, посмотрим, что из этого выйдет. Вообще настрой у меня был скептический.

Но неизвестное - не значит страшное или опасное, иногда совсем наоборот.

Так и тут произошло, наступил момент созвона в первый раз и неудача! Звук никак не настраивался, интернет не тянул у кого-то из нас, а может у нас обоих. Ладно пробуем второй раз на следующий день и да! Разговор состоялся. Буквально 20-30 минут, я не заметила как они пролетели эти минуты.

Скажу так, для меня было неожиданно то, что она ничего не спрашивала, чем я занимаюсь, что я делаю, как живу, о чем думаю - то есть никаких психологических вопросов, как если бы вы попали на консультацию к психологу не было. Наоборот, она сразу обратилась к моему подсознанию и стала задавать такие вопросы, на которые нужно отвечать первое, что придет в голову.

Задав несколько вопросов, по типу что мешает мне сейчас иметь деньги, что нужно сделать, чтобы их получить, я обнаружила для себя, что мне нужно рисовать! Боже, как это вообще можно связать. Подумала я тогда. Рисовать, танцевать, ухаживать за собой, создавать уют. Как это все привлечет в мой дом деньги. Ну вот объясните мне? Тем более, что я не художник и никогда им не была.

Что самое удивительное, на тренинге предназначение, я тоже почувствовала тягу к рисованию. Но тогда и сейчас я не понимала, что это мой путь - путь к чему-то большему!

Что же дальше? Она сказала, в течение 2х недель делать то, что я сказала - то есть рисовать, танцевать и так далее. Но как я не понимала тогда, как это приведет меня к деньгам??

Прошло две недели и ничего. А все потому что я мало делала то, что обещала делать! Можно сказать, я жила той жизнью, что и раньше - в итоге ничего не изменилось!!

Конечно, и не удивительно. Ведь если ты хочешь изменений в лучшую сторону, маленькие шаги на встречу к ней нужно уже делать сегодня!

Акмеолог мне написала через 2 недели и спросила, как мои дела. Стыдно было признаваться, но я сказала, что не делала почти того, что обещала. Она просто спросила, а что мешало? Мой ответ был - я бы хотела побыть в этот момент наедине с собой, но сейчас при обстоятельствах жизни - это бывает так редко. На что поступил просто обалденный ответ!

"Выбирайте ночное время. Это временно, выспаться успеете, когда ребенок подрастёт и в садик пойдёт. Сейчас четко поставьте себе в план час на себя перед сном. Не загоняйте себя в угол. Вы у себя одна такая любимая и красивая. Детям нужна счастливая мама. Вы пример для их дальнейшего поведения. И помните: жертвы ищут отговорки, а ответственные взрослые дамы ищут возможности . Да Вы и так все это знаете. Даю Вам неделю. ❤❤❤"

Эта фраза как раз на днях летала в моем поле зрения в другом месте только, просто одна успешная женщина, за которой я люблю следить в инстаграмме, писала как - жертвы ищут отговорки, а ответственные люди ищут возможности! Как же громко и здорово это звучит!

И тут опять! Так я собрала себя в кучу и стала рисовать! Каждый день садилась в любое время, когда удавалось, и просто сидела и рисовала - не думала ни о чем! Просто рисовала всякую ерунду, но рисовала. Первый рисунок, второй, третий и так день за днем и тут ВАУ.

ВАУУУУУУУ! Помните, я говорила, что читала книгу в тот еще момент "Собака по имени Мани". Так вот - во время очередного дня, когда я сидела рисовала ко мне пришел ответ! ОТВЕТ на то, что я хочу делать дальше! Какой мой смысл жизни! В чем моя миссия для других людей!

Как это произошло - все очень просто - в момент рисования я расслабилась, перестала тревожиться за что либо, перестала думать, просто отключила мозг и рисовала. Именно в такие моменты расслабления и приходят к нам озарения, мы слышим себя! Девушки милые, больше находитесь в потоке расслабления, тогда весь мир будет у ваших ног! Теперь я это точно знаю наверняка, хотя не раз слышала об этом и не раз мне это говорили.

Большое спасибо Олесе - акмеологу, которая почему-то мне помочь и откликнулась на мой комментарий. Все случайности - не случайны. Это был знак для меня!

Сегодня день моего рождения! И он особенный для меня сегодня! Ведь теперь я не жду, что сегодня что-то должно произойти, я уже знаю, что сегодня просто мой особенный день и я себя поздравляю с днем рождения. А еще поздравляю свою маму, ведь ровно 36 лет назад она стала мамой! И да, я не боюсь говорить о возрасте, хотя я и девушка.

"Чтобы человеку достичь значительных успехов, ему требуется много лет, а порой и вся жизнь, - утверждает Сергей Александрович Тихомиров, акмеолог, кандидат технических наук. - Наука акмеология может дать возможность человеку добиться тех же результатов в кратчайшие сроки, максимально раскрывая огромный потенциал, заложенный в нем Природой".
Чтобы лучше понять суть новой науки, можно рассмотреть следующий пример.
До Великой Отечественной войны на подводном флоте существовала длинная цепочка команд, чтобы подводная лодка погрузилась в морскую пучину. Уже в первые месяцы войны все команды были заменены одной: "Срочное погружение!". В противном случае лодка могла просто погибнуть. Таким образом, сама жизнь "провела акмеологическое исследование" и удалила лишние технологические звенья, обеспечив наикратчайший путь к конечному результату.
Еще один пример Сергей Александрович приводит из собственной жизни:
"В детстве я очень любил плавать. Научился сам, без посторонней помощи. Плавал много и, как считал, хорошо.
Однажды отдыхая в Подмосковье, мы с моим другом решили искупаться. Зашли в воду, поплыли. Я делал двадцать гребков, а он за это же время - два. И он меня обогнал! Причина мне сразу стала понятна - он учился плавать, а я нет. Мой товарищ знал нечто, что позволило ему за короткий срок достичь более значительных результатов, чем достиг я, делая то же самое, но идя путем проб и ошибок. Значит, мой друг воспользовался акмеологическим знанием, хотя и не подозревал об этом. Этот случай запомнился мне на всю жизнь".
Таким образом, "акмеология" занимается изучением скрытых возможностей человека, а также условий и закономерностей, которые позволяют максимально раскрыться этим возможностям. Термин "акмеология" произошел от греческого слова "akme", что означает "пик", "вершина", "высшая степень чего-либо".
Еще в 1928 году русский ученый Рыбников ввел термин "акмеология", под которым подразумевал психологию взрослого человека. Потом этим термином пользовался другой замечательный ученый, декан психологического факультета ленинградского университета Борис Герасимович Ананьев. Впоследствии акмеология претерпела ряд изменений и из психологии взрослого человека превратилась в науку, изучающую скрытые возможности человека. Окончательно оформить акмеологию в самостоятельную науку позволили труды Нины Васильевны Кузьминой - доктора педагогических наук, основателя Академии акмеологических наук.
Новая наука была признана официально, когда в 1992 году высшая аттестационная комиссия стала присуждать степень доктора психологических и педагогических наук по акмеологии.
Что послужило причиной ее возникновения? Профессор Наумов из Новосибирска провел интересный эксперимент со студентами шестого курса медицинского ВУЗа, предъявив аудитории рентгенограмму для постановки диагноза. В результате девяносто процентов диагнозов были поставлены студентами неверно, а диапазон колебался от "здорового, но симулирующего человека" до "возможного скорого летального исхода".
После ознакомления студентов с алгоритмами чтения рентгенограмм специалистами, опыт которых формировался годами, процент ошибок при постановке диагноза резко сократился.
Все дело в том, что в учебном процессе, как правило, не передается опыт достижения наилучших результатов. И это понятно - для передачи этого знания просто нет слов. Такой опыт можно передать при очевидной деятельности, например, изготовлении каких-либо деталей машин. Очень трудно, а то и вовсе невозможно передать успешный опыт умственной или творческой деятельности.
Трудность развития акмеологии заключается в том, что акмеологическими приемами пользуются в течение своей жизни очень многие люди, достигающие хороших результатов. Спрашивается, зачем же тогда наука? Дело в том, что они пользуются этими приемами неосознанно и только тогда, когда уже набили шишки и синяки в результате жизненного опыта. К тому же, они не могут передать свой опыт другим людям, чтобы те достигли таких же отличных результатов, но в более короткий срок. Необходимость получения алгоритмов успешной деятельности, а значит, полного раскрытия всех возможностей человека и послужила толчком для создания подобной науки.
Возьмем боевые искусства Востока. Ими люди занимались с древности и достигали чудесных вещей. Почему? Потому что была разработана технология достижения чудес, которая передавалась из поколения в поколение. По своей сути она является результатом использования акмеологии.
Существует большое число фактов, свидетельствующих о том, что человек обладает весьма большим потенциалом. Это подтверждают такие явления как телепатия, телекинез, ясновидение и др. Может ли акмеология сделать эти способности доступными для всех?
"Да, конечно, - соглашается Сергей Александрович. - Если, разумеется, будут изучены условия и закономерности проявления этих способностей.
Технология крайне проста. Она состоит в том, что акмеолог должен изучить деятельность человека в заданной области и выявить условия, в которых возможности человека могут проявиться в максимальной степени. Результаты исследований должны быть выражены в доступном для всех желающих виде".
В практической жизни технология акмеологических исследований растянута во времени и выглядит примерно следующим образом.
Человек начинает заниматься какой-либо практической деятельностью. В первое время все его внимание направлено на то, чтобы у него хоть что-то получилось. Достигнув устойчивых результатов, он уже начинает задумываться - а как можно делать лучше и быстрее? Таким образом, перебираясь с одного уровня улучшения качества работы на другой, он разрабатывает технологию получения наилучшего результата. Когда он почувствует способность передать эту технологию другим людям, он становится акмеологом.
Кстати, эта технология хорошо отработана в профессиональном спорте, где тщательно изучаются и применяются все возможности максимального использования потенциала человека. Человек может бегать всю жизнь, но его все равно обгонит профессиональный спортсмен-бегун, который тренировался всего лишь год, но использовал акмеологические методики. Задача акмеологии состоит в том, чтобы создать подобные методики для любой сферы жизни и деятельности человека, чтобы творить чудеса во всем, чем он занимается.
Кстати, акмеология занимается не только человеком как индивидом. Возможно акмеологическое исследование группы людей, например, семьи. Как, создать крепкую семью? Как быть хорошим семьянином? На эти вопросы позволит ответить акмеология. Объектом исследования может даже быть все человечество в целом.
Ну, а может ли акмеология нанести человеку вред? "Как и любая наука, - вздыхает Тихомиров. - Все зависит от нравственных установок человека, использующего полученные знания. А вообще-то акмеология изначально гуманна, она предполагает только совершенствование человека, полное раскрытие его способностей на благо себе и другим людям.
Всем нам необходимо научиться сотрудничать друг с другом, потому что мы живем на одной Земле. Акмеологическое мышление позволит каждому человеку думать о том, что он может сделать для развития способностей других людей, отыскать эту возможность и щедро поделиться с другими".

Posted on Dec. 2nd, 2008 at 03:18 am | Link | Leave a comment | Share | Flag

Акмеология — это 19.00.13 Психология развития, акмеология. Паспорта научных специальностей. ВАК дисциплина, которая изучает особенности развития человека и личности, а также ищет способы достичь наивысшей точки в этом процессе. Акмеологи ведут свои изыскания в области психологических и педагогических наук, но также обращаются к достижениям биологии, геронтологии, генетики, нейронаук и других отраслей.

Название происходит от древнегреческого ακμή («акме») — «вершина». В Древней Греции этим словом называли кульминацию творческого и умственного развития, которая наступала, по античным представлениям, в 40 лет. Сегодня в психологии этим термином обозначают Акме. Большой психологический словарь. М. 2003 наивысшую точку в интеллектуальном, психологическом и профессиональном развитии человека.

Таким образом, акмеология изучает пик жизненной активности человека в зрелом возрасте (30–50 лет) и пути достижения этой вершины.

Впервые термин «акмеология» употребил Балыкова И. Е.. Акмеология в системе наук о человеке. Евразийский Союз Учёных в 1928 году советский психолог Николай Рыбников. Так, по аналогии с педологией — междисциплинарным направлением в педагогике, изучающим развитие ребёнка, он предложил называть науку о развитии зрелых людей. В середине XX века другой советский психолог — Борис Ананьев определил место акмеологии в системе наук о человеке.

В 1992 году профессор Анатолий Деркач и академик Алексей Бодалёв создали кафедру Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности. ИОН. РАНХиГС акмеологии и психологии профессиональной деятельности в РАГС при Президенте РФ (сегодня это РАНХиГС), которая работает по сей день.

В 1995 году в Санкт‑Петербурге была Балыкова И. Е.. Акмеология в системе наук о человеке. Евразийский Союз Ученых основана акмеологическая академия, позднее преобразованная в Санкт‑Петербургский институт психологии и акмеологии.

Сегодня акмеология пытается Деркач А. А., Селезнева Е. В. Акмеология в вопросах и ответах. М. 2007 выйти за пределы психологии и установить связи с культурологией, философской антропологией и другими областями знаний. Исследователи выделяют Акмеология. Учебник под ред. А. А. Деркача. М. 2004 военную, информационную, медицинскую, управленческую, педагогическую, политическую, спортивную, этническую и другие отрасли акмеологии.

Что изучает акмеология

Помимо акме в поле зрения акмеологов попадают 19.00.13 Психология развития, акмеология. Паспорта научных специальностей. ВАК понятия зрелости, компетентности, профессионализма, самости и субъектности, самопознания, саморегуляции и самосозидания. Исследователи стремятся Акмеология. Учебник под ред. А. А. Деркача. М. 2004 понять, как человек самосовершенствуется, каким образом он может полноценно использовать свои жизненные ресурсы и достичь расцвета профессиональной и творческой деятельности.

В соответствии с этим акмеологи дают всевозможные рекомендации, как извлечь максимум из своего акме и как оценивать свои результаты и профессионализм.

Акмеологи считают, что основа достижений взрослых людей закладывается Деркач А. А., Селезнева Е. В. Акмеология в вопросах и ответах. М. 2007 в детстве, когда ребёнок накапливает опыт, формирует в себе отношение к труду, творчеству, лидерству и так далее.

Зрелой личностью специалисты по акмеологии называют человека с развитым чувством ответственности, который способен заботиться о других и стремится конструктивно подходить к решению проблем. Главный показатель зрелости — наличие достижений, которые признаны окружающими.

Помочь в развитии этих качеств призвана Акмеология. Учебник под ред. А. А. Деркача. М. 2004 прикладная акмеология. Согласно этой дисциплине, чтобы стать успешным, например, госслужащему, ему необходимо развивать способность к сопереживанию, терпеливость, внимательность и ответственность. Также важными при этом являются поддержание физического и психического здоровья, а ещё некая деятельная энергия.

Научна ли акмеология

Эта отрасль знаний включена в перечень Паспорта научных специальностей. ВАК научных специальностей ВАК с шифром «19.00.13 Психология развития, акмеология». Согласно данным Темы диссертаций и авторефератов по специальности ВАК РФ 19.00.13. Психология развития, акмеология. disserCat сайта disserCat, по этому направлению соискатели защитили более 1 700 диссертаций.

Однако есть факторы, которые негативно влияют на статус этой дисциплины.

Акмеологи в основном печатаются в собственном журнале «Акмеология», который выходит с 2001 года, а широкого научного обсуждения с привлечением не связанных с ней учёных фактически нет Зазыкин В. Г. О кризисных явлениях в акмеологии. Экономические и социально‑гуманитарные исследования .

Сами специалисты этой дисциплины признают несовершенство её методологии. Вот только несколько Зазыкин В. Г. О кризисных явлениях в акмеологии. Экономические и социально‑гуманитарные исследования критических замечаний:

  • У акмеологии нет своего предмета исследования, она остаётся в рамках психологии.
  • Акмеология находится в зачаточном состоянии, но претендует на универсальность своего знания.
  • Авторами статей часто становятся не акмеологи, а студенты, госслужащие или даже военные. В результате в этих работах часто рассматриваются вопросы, не связанные с акмеологией напрямую.
  • Законы и определения акмеологии неконкретны: противоречия о том, кого считать достигшим акме, возникают даже среди акмеологов.
  • При этом самим их идеям уже тысячи лет — необходимость саморазвития осознавали ещё античные философы. Акмеология же не сообщает ничего нового.
  • Несмотря на многие годы существования дисциплины, её доказательная база всё ещё слабая или вовсе отсутствует.

Из‑за этого результаты многих акмеологических изысканий посредственны и малозначительны Зазыкин В. Г. О кризисных явлениях в акмеологии. Экономические и социально‑гуманитарные исследования . Скажем, идею о том, что успех во многом зависит от желания человека, можно услышать даже на самых низкокачественных психологических тренингах.

Побуждение (цель, стремление, потребность, идеал) как фактор развития личности специфично тем, что фиксирует желательное будущее состояние действительности, которого ещё нет в наличии, которого не существует. Побуждение заключает в себе противоречие между нежелательным настоящим и желательным будущим и лишь в силу этого становится стимулом, движущей силой активности, деятельности, направленной на разрешение, снятие этого противоречия…

Таким образом, будущее становится истоком настоящего, желаемый результат деятельности оказывается стимулом её осуществления, следствие становится движущей силой, предшествующей во времени реально развёртываемой деятельности как «материальной» причины получаемого объективного результата.

Акмеология не изучается Балыкова И. Е.. Акмеология в системе наук о человеке. Евразийский Союз Ученых за пределами постсоветского пространства. Философ Артемий Магун, анализируя состояние российских вузов, поставил Magun A. L’éducation supérieure dans la Russie post‑soviétique et la crise mondiale des universities. Multitudes её в ряд дисциплин, становление которых, по его мнению, связано с кризисом науки на территории бывшего СССР. Их появление Магун связывает с отрывом советских наук, прежде всего социальных, от мирового исследовательского опыта и недостатком взаимной критики.

Статус исследовательских организаций акмеологов также спорен.

В 2016 году Рособрнадзор лишил Чаюн Ю. Институт психологии и акмеологии лишился аккредитации. Коммерсантъ Санкт‑Петербургский институт психологии и акмеологии государственной аккредитации за несоответствие государственным стандартам, в том числе реализацию программы не в полном объёме. Вуз в тот момент проходил процедуру полного поглощения Восточно‑Европейским институтом психоанализа, и это учебное заведение вскоре также осталось Феофанов С. Вернуть лицензию Восточно‑Европейскому институту психоанализа. The Village без аккредитации.

Заметен нарастающий кризис Зазыкин В. Г. О кризисных явлениях в акмеологии. Экономические и социально‑гуманитарные исследования акмеологии: диссертационные советы по ней закрываются, вузы ликвидируют кафедры акмеологии, сокращают набор новых студентов, звучат требования исключить дисциплину из списка ВАК.

Здесь же можно вспомнить и то, что акмеологи ищут междисциплинарные связи с другой отраслью знаний — синергетикой, применение которой в гуманитарных науках в РАН называют Губин В. Б. Псевдосинергетика — новейшая лженаука. В защиту науки. №1. Комиссия РАН по борьбе с лженаукой лженаучным.

Довершает сомнительную репутацию акмеологии распространение многочисленных тренеров и организаций, предлагающих свои услуги по «раскрытию потенциала» и «эволюции сознания». Находятся и инфобизнесмены, готовые обучить «востребованной удалённой профессии „Акмеолог“».

Вот и получается, что акмеология — это сомнительная «наука» обо всём и ни о чём. Доводы этого «искусства достигаторства» расплывчаты, а советы умозрительны и общеизвестны. В конце концов, не нужно быть акмеологом, чтобы понимать, что фундамент человеческой личности закладывается в детстве, а способность брать ответственность и заботиться о близких — это признаки зрелости.

Читайте также: