Ассистент кафедры это какая должность

Опубликовано: 28.06.2024

1.1 Ассистент кафедры относится к категории специалистов.

1.2 На должность ассистента кафедры назначается лицо, имеющее высшее образование по профилю кафедры или высшее образование и стаж практической работы по профилю кафедры не менее двух лет и имеющее способность к научно-педагогической работе.

1.3 Ассистент кафедры должен знать:

  • Конституцию РФ;
  • Законы, постановления правительства и нормативные акты Минобразования России по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • Педагогику, педагогическую психологию;
  • Основы физиологии, гигиены;
  • Теорию и методы управления образовательными системами;
  • Планирование и организацию всех видов учебных занятий и учебной работы;
  • Организацию методической, научно-методической работы;
  • Организацию научных исследований;
  • Современное состояние области знаний по курируемым дисциплинам;
  • Культуру общения и служебной этики.

1.4 В своей деятельности ассистент руководствуется:

  • законодательством Российской Федерации, в том числе законом РФ "Об образовании";
  • федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
  • государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;
  • нормативными документами федерального государственного органа управления образованием;
  • уставом университета;
  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего распорядка университет;
  • положением о факультете университета;
  • приказами ректора;
  • распоряжениями, указаниями проректора по учебной работе и иными нормативными и распорядительными актами администрации университета;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.5 Ассистент подчиняется непосредственно заведующему кафедрой.

1.6 Замещение должности ассистента кафедры производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. Заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Порядок замещения указанной должности определяется Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в университете.

2 ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Ассистент кафедры обязан:

2.1 Организовывать и проводить учебную и учебно-методическую работу по отдельным видам учебных занятий, кроме лекций.

2.2 Участвовать в научной и научно-исследовательской работе по одному из научных направлений кафедры.

2.3 Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывать или принимать участие в разработке методических пособий по видам проводимых учебных занятий и учебной работы.

2.4 Принимать участие в организации и руководстве научно-исследовательской работой студентов.

2.5 Принимать участие в воспитательной работе среди студентов.

2.6 Принимать участие в профориентационной работе со школьниками.

2.7 Принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, оборудованию учебных лабораторий.

2.8 Соблюдать правила по охране труда, промсанитарии и пожарной безопасности.

2.9 Контролировать выполнение студентами правил по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности при проведении учебных занятий.

2.10 Выполнять поручения куратора дисциплины (профессора, доцента, старшего преподавателя), касающиеся планирования, организации, ведения и методического обеспечения отдельных видов учебных занятий и всей дисциплины в целом.

2.11 Своевременно оповещать руководство кафедры, куратора дисциплины о невозможности выполнить обусловленную контрактом и расписанием учебных занятий учебную работу.

2.12 Передавать в собственность университета подготовленные в рамках выполнения своих служебных обязанностей научные и методические разработки.

3 ПРАВА

Ассистент кафедры имеет право:

3.1 Избирать и быть избранным в Ученые советы университета, факультета (института).

3.2 Вносить заведующему кафедрой предложения по корректировке плана работы кафедры, рабочих программ и другой учебной документации кафедры с последующим их утверждением в установленном порядке.

3.3 Вносить на рассмотрение кафедры предложения по совершенствованию учебной, учебно-методической, научно-методической, научно-исследовательской работы кафедры.

3.4 На условиях штатного совместительства участвовать в научно-исследовательской работе, финансируемой за счет привлеченных средств предприятий или организаций.

3.5 Излагать учебный материал по своим методикам, выбирать методы и средства обучения, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами.

3.6 Пользоваться бесплатно услугами библиотеки, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений университета.

3.7 В установленном порядке обжаловать приказы, распоряжения заведующего кафедрой, декана факультета (директора института) и другие организационно-распорядительные акты администрации университета.

4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ассистент кафедры несет ответственность за:

4.1 Низкий профессиональный уровень организации и проведения учебной и учебно-методической работы по видам учебных занятий преподаваемой дисциплины.

4.2 Проведение учебных занятий в. меньшем объеме, чем запланировано в рабочей программе по дисциплине.

4.3 Низкие требования к качеству подготовки студентов по отдельным видам учебных занятий.

4.4 За нарушение или невыполнение порядка проведения учебных занятий, установленного утвержденным расписанием учебных занятий.

4.5 Нарушение академических свобод и прав студентов.

4.6 Нарушение правил по охране труда и промсанитарии.

4.7 Ненадлежащее обеспечение пожарной безопасности и выполнение противопожарных мероприятий в закрепленных помещениях.

4.8 Не обеспечение безопасных условий труда студентов при проведении учебных занятий.

4.9 Невыполнение обязанностей, предусмотренных Уставом университета, действующими правовыми актами и должностной инструкцией.

4.10 Прочие нарушения, предусмотренные ТК РФ, в процессе выполнения своих служебных обязанностей.

5 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

5.1 Ассистент принимает к исполнению поручения ректора, выраженные в устной или письменной форме.

5.2 Ассистент кафедры принимает к исполнению выраженные в устной или письменной форме и непосредственно ему адресованные поручения первого проректора университета, первого проректора по учебной работе проректоров по учебной и научной работе, а также поручения ректора, переданные через помощников, предварительно поставив в известность об этом заведующего кафедрой и получив разрешение на выполнение.

5.3 Ассистент кафедры принимает к исполнению поручения, не касающиеся прямых его должностных обязанностей, других лиц, администрации университета, факультета (института), не перечисленных в п. 5.1. и п. 5.2. только при наличии резолюции или устного распоряжения своего непосредственного начальника (заведующего кафедрой).

5.4 Ассистент кафедры, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать распоряжения студентам только той специальности, по которой эта кафедра выпускает специалистов.

5.5 Ассистент кафедры, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать указаний учебно-вспомогательному и другому персоналу кафедры по вопросам организации и проведения отдельных видов учебных занятий.

1.1 Ассистент кафедры относится к категории специалистов.

1.3 Назначение на должность ассистента кафедры и освобождение от нее производится приказом ректора университета в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации.

1.4 Ассистент кафедры должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам высшего образования;
  • локальные нормативные акты университета;
  • федеральные государственные образовательные стандарты по соответствующим программам высшего образования;
  • теорию и методы управления образовательными системами;
  • порядок составления учебных планов;
  • правила ведения документации по учебной работе;
  • основы педагогики, физиологии, психологии;
  • методику профессионального обучения;
  • современные формы и методы обучения и воспитания;
  • культуру общения и служебной этики;
  • методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;
  • требования к работе на персональных компьютерах, иных электронно-цифровых устройствах, в том числе предназначенных для передачи информации;
  • основы экологии, права, социологии;
  • правила и нормы охраны труда, правила противопожарного режима в Российской Федерации, санитарно-гигиенические нормативы и правила.

1.5 В своей деятельности ассистент кафедры руководствуется:

  • действующим законодательством Российской Федерации;
  • приказами Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • уставом университета;
  • решениями ученого совета университета и факультета (института);
  • приказами и распоряжениями руководства университета;
  • распоряжениями декана факультета (директора института), заведующего кафедрой;
  • решениями заседания кафедры;
  • положением о факультете (институте) университета;
  • положением о кафедре;
  • кодексом этики и служебного поведения работников ОГУ;
  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего распорядка университета;
  • санитарно-гигиеническими нормативами и правилами;
  • программами, инструкциями по охране труда и пожарной безопасности;
  • положением об обеспечении безопасных условий и охраны труда;
  • настоящей должностной инструкцией.

1.6 Ассистент кафедры подчиняется непосредственно заведующему кафедрой.

1.7 На время отсутствия ассистента кафедры (болезнь, отпуск, командировка) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом ректора, которое приобретает права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2 Должностные обязанности

2.1 Ассистент кафедры обязан:

2.1.1 Организовывать и осуществлять учебную, учебно-методическую работу по преподаваемой дисциплине или отдельным видам учебных занятий, за исключением чтения лекций.

2.1.2 Участвовать в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения университета.

2.1.3 Принимать участие в разработке методических пособий, лабораторных работ, практических занятий, семинаров под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя (куратора дисциплины).

2.1.4 Организовывать и планировать методическое и техническое обеспечение учебных занятий.

2.1.5 Принимать участие в воспитательной работе с обучающимися (студентами, слушателями), в организации их научно-исследовательской работы, в профессиональной ориентации школьников, в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию, обеспечению и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, обеспечению учебных подразделений и лабораторий оборудованием.

2.1.6 Контролировать и проверять выполнение обучающимися (студентами, слушателями) домашних заданий.

2.1.7 Контролировать соблюдение обучающимися (студентами, слушателями) правил по охране труда и пожарной безопасности при проведении учебных занятий, выполнении лабораторных работ и практических занятий.

2.1.8 Участвовать в организуемых в рамках тематики направлений исследовательской работы кафедры семинарах, совещаниях и конференциях, иных мероприятиях университета.

2.1.9 Соблюдать дисциплину труда и правила внутреннего распорядка, правила и нормы охраны труда, правила противопожарного режима, санитарно-гигиенические нормативы и правила.

2.1.10 Осуществлять сбор, хранение, использование и распространение персональных данных работника, обучающегося и иного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.1.11 Предоставлять персональные данные работника и обучающегося только лицам, уполномоченным на получение, обработку, хранение, передачу и другое использование персональных данных, и только в части, которая необходима им для выполнения их должностных обязанностей.

2.1.12 Обеспечивать защиту персональных данных работника, обучающегося и иного лица от неправомерного их использования или утраты в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2.1.13 Обеспечивать работнику, обучающемуся и иному лицу свободный доступ к своим персональным данным, включая право на получение копий любой записи, содержащей его персональные данные.

2.1.14 Воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений.

2.1.15 Воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения.

2.1.16 Незамедлительно информировать непосредственного руководителя или руководство ОГУ о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений.

2.1.17 Незамедлительно информировать непосредственного руководителя о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками.

2.1.18 Сообщать непосредственному руководителю о возможности возникновения либо о возникшем конфликте интересов.

2.1.20 Контролировать выполнение обучающимися (студентами, слушателями) правил и норм охраны труда, санитарно-гигиенических нормативов и правил, правильность применения средств индивидуальной и коллективной защиты.

2.1.21 Выполнять работу в соответствии с требованиями безопасности и не покидать лабораторию, учебную мастерскую, аудиторию до окончания проведения лабораторного или практического занятия, следить за правильным применением обучающимися оборудования, приспособлений, материалов и т. д., обеспечивать беспрепятственный доступ представителей административно-общественного контроля университета в целях проведения проверок условий и охраны труда на рабочих местах и учебного процесса.

2.1.22 Немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, в том числе работников и обучающихся университета, о каждом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья.

2.2 Ассистент кафедры имеет и иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, законодательством об образовании, уставом университета, коллективным договором, трудовым договором, правилами внутреннего распорядка и иными локальными нормативными актами университета.

3.1 Ассистент кафедры имеет право:

3.1.1 Требовать соблюдения данных университетом обязательств и социальных гарантий по трудовому договору и защищать свои права в порядке, установленном законом и коллективным договором.

3.1.2 Повышать свою квалификацию в соответствии с производственной необходимостью.

3.1.3 Вносить заведующему кафедрой предложения по корректировке плана работы кафедры, рабочих программ и другой учебной документации кафедры с последующим их утверждением в установленном порядке.

3.1.4 Избирать и быть избранным в ученые советы университета, факультета (института).

3.1.5 Вносить на рассмотрение кафедры предложения по совершенствованию учебной, учебно-методической, научно-исследовательской работы кафедры.

3.1.6 Излагать учебный материал по своим методикам, выбирать методы и средства обучения, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами.

3.1.7 Пользоваться бесплатными услугами библиотеки, информационных фондов, учебных и научных подразделений.

3.1.8 Получать и обрабатывать персональные данные работников, обучающихся и иных лиц в рамках трудовых, гражданско-правовых и иных правоотношений с целью использования в учебно-научной, управленческой, административной и иной не запрещенной законом деятельности университета, обеспечения соблюдения требований законов и иных нормативных правовых актов, а также предоставления сторонним лицам в рамках требований законодательства Российской Федерации.

3.1.9 Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.1.10 В установленном порядке обжаловать распоряжения заведующего кафедрой, декана факультета (директора института) и другие организационно-распорядительные акты руководства университета.

3.2 Ассистент кафедры имеет и иные права, предусмотренные трудовым законодательством, законодательством об образовании, уставом университета, коллективным договором, правилами внутреннего распорядка и иными локальными нормативными актами университета.

4 Ответственность

Ассистент кафедры несет ответственность:

5 Взаимоотношения по должности

В процессе своей работы ассистент кафедры:

5.1 Взаимодействует со структурными подразделениями университета в пределах своей компетенции.


Многие люди путаются в должностях, степенях и званиях преподавателей и научных сотрудников, работающих в вузе. И это не удивительно.

Давайте разберёмся в этом.

Дело в том, что сотрудников вузов характеризуют сразу по четырём направлениям:

1. Академическая должность.

2. Административная должность.

3. Учёная степень.

4. Учёное звание.

Список академических должностей

Полное название

Сокращенное название

Полное название

Сокращенное название

8. Научный сотрудник

3. Ведущий научный сотрудник

4. Главный научный сотрудник

11. Старший преподаватель

13. Старший научный сотрудник

7. Младший научный сотрудник

Должности перечислены в алфавитном порядке. Они дают разные права и обязанности на участие в учебном (академическом) процессе. Например, студент может учиться, но не может учить. Ассистент может учить, но не может самостоятельно разрабатывать собственный учебный курс и т.д.

Список административных должностей

Полное название

Сокращенное название

Ведущий научный сотрудник

Главный научный сотрудник

Зам. генерального директора

Зам. главного редактора

Зам. руководителя (заведующего, начальника) группы

Зам. руководителя (заведующего, начальника) лаборатории

Зам. руководителя (заведующего, начальника) отдела

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) отделения

Зам. руководителя (заведующего, начальника) сектора

Зам. руководителя (заведующего, начальника, председателя) центра (научного, учебного и т.п.)

Младший научный сотрудник

Руководитель (заведующий, начальник) группы

Руководитель (заведующий, начальник) лаборатории

Руководитель (заведующий, начальник) отдела

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) отделения

Руководитель (заведующий, начальник) сектора

Руководитель (заведующий, начальник, председатель) центра (научного, учебного и т.п.)

Специалист (зоолог, программист, геолог, инженер и т.п.)

Старший специалист (геолог, зоолог, инженер и т.п.)

Старший научный сотрудник

Должности перечислены в алфавитном порядке. Именно в соответствии с административными должностями сотрудники вуза получают зарплату, а точнее, должностной оклад. Чем выше должность - тем выше оклад. Эти должности имеют особое значение для отдела кадров и бухгалтерии. Они же выстраивают всех сотрудников в иерархию начальников и подчинённых.

Список учёных степеней

В России введены две ученые степени:

1. Кандидат наук — первична. Например, кандидат медицинских наук - канд.мед.наук - к.м.н.

2. Доктор наук — более высокая . Наприме, доктор биологический наук - докт.биол.наук - д.б.н.

Для того чтобы получить такую степень требуется создать специальный научный труд под названием "диссертация на соискание учёной степени кандидата таких-то наук" или "диссертация на соискание учёной степени доктора таких-то наук". Кроме того, эту диссертацию ещё требуется "защитить" в специально отведённом месте - Диссертационном совете. Специалисты в близкой научной области там решат, соответствует ли представленная диссертация желаемой степени. Так что учёную степень могут присудить, а могут и не присудить. Написание и защита диссертации - это непростая и нелёгкая работа, поэтому научная и организационная ценность кандидатов и докторов наук явно выше, чем у них же, но до защиты своей учёной степени.

Правда, нам угрожает появление ещё нескольких степеней, по образцу западных, но, естественно, на российский лад.

Бакалавр - по сути, это тот же наш выпускник техникума или студент-недоучка вуза с "незаконченным высшим", но защитивший свою дипломную работу, за что и получает "степень" бакалавра. Это низшая из возможных учёных степеней.

Магистр - в недавнем прошлом - это просто выпускник университета, защитивший дипломную выпускную работу, а не просто сдавший госэкзамены. Но теперь студенческая дипломная работа стала называться ВКР ("выпускная квалификационная работа") и перестала давать уровень магистра. Теперь 2 года придётся дополнительно (за дополнительные денежки) отсидеть в вузе и сделать, по-существу, вторую дипломную работу, теперь уже магистерскую. Лишь тогда можно будет именоваться "магистром". И будет эта работа называться "магистерская диссертация", подобно кандидатской или докторской. Магистерская степень - это академическая степень, отражающая соответствующий образовательный уровень выпускника, готовность к научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности. Степень магистра присуждается по результатам защиты магистерской диссертации.

"Доктор философии" или "пи-эйч-ди" (PhD) - популярная зарубежом степень, по научному весу - это нечто промежуточное между выпускной дипломной работой и классической советской кандидатской диссертацией. Правда, пессимисты опасаются, что со временем станут требовать гибрид более высокого уровня - нечто среднее между кандидатской и докторской диссертацией. Жизнь покажет, что же вылупится на самом деле из этого позолоченного яичка: курочка или крокодил.

Приблизительным аналогом учёной степени доктора наук в странах с «одноступенчатой» системой учёных степеней служит степень Doctor of Science (D.Sc.), в странах с «двухступенчатой» системой (например, в Германии) - хабитилированный (габилитированный) доктор. После прохождения процедуры хабилитации, т.е. защиты второй докторской диссертации (более весомой, чем первая), претенденту присваивается титул хабилитированного доктора (doctor habilitatus, Dr. habil.)

Есть ещё система учёных степеней за "профессиональную", а не научно-исследовательскую работу. Так, например, степени доктора права (DL), медицины (DM), делового администрирования (DBA) и т. д. во многих странах рассматриваются как составляющие систему профессионального, а не академического/исследовательского доктората, то есть предполагается, что обладатель такой степени занимается соответствующей практической деятельностью, а не наукой. Поскольку получение таких степеней не требует выполнения самостоятельного научного исследования, то поэтому профессиональный докторат обычно не считается учёной степенью. Отнесение той или иной степени к профессиональному или исследовательскому докторату зависит от страны и даже от конкретного университета. Так, например, в США и Канаде степень доктора медицины является профессиональной, а в Великобритании, Ирландии и многих странах Британского содружества - исследовательской.

Почётная степень
Есть ещё обходной путь для получения учёной степени без научного труда. Это так называемая "почётная степень" доктора наук (Honor Doctor или Honor degree или Doctor honoris causa). Она выдаётся вузами, академиями или Министерством образования без прохождения курса обучения и без учёта обязательных требований (по публикациям, защите и т. д.), но достигшим больших успехов в деле и получившим известность в какой-либо области знаний (деятели искусств, юриспруденция, религиозные деятели, бизнесмены, писатели и поэты, художники и т. п.). Такие люди привлекаются к преподавательской деятельности и читают лекции в лучших вузах многих стран мира. Почётный диплом доктора наук не выдаётся в медицине. Почётная степень может как присуждаться, так и сниматься.

Итак, учёная степень подтверждает научную квалификацию её обладателя и его способности к плодотворной научной деятельности.

Список учёных званий

В России согласно единому реестру ученых степеней и званий, утвержденному в 2002 г., предусмотрены следующие учёные звания:

1. Доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре образовательного учреждения. Учёное звание доцента присваивается работникам научных организаций за научно-исследовательскую деятельность, а работникам высших учебных заведений - за научно-педагогическую деятельность.

2. Профессор по специальности или по кафедре. Ученое звание профессора присваивается работникам высших учебных заведений и научных организаций за научно-педагогическую деятельность и подготовку аспирантов.

3. Член-корреспондент (член-корр.) Академии наук.

4. Действительный член (академик) Академии наук.

Система учёных званий более запутанна, чем система учёных степеней. Так, различают звания по специальности и по кафедре. Кроме того, степени бывают как бы только научные (учёные), а звания — и научные, и педагогические (преподавательские). Учёные степени официально регистрирует только ВАК (Высшая Аттестационная Комиссия), а всяческие учёные звания — и ВАК, и Министерство образования, и Российская Академия наук.

Как же нам разграничить понятия «учёная степень» и «учёное звание», чтобы уменьшить часто наблюдаемую путаницу в этом отношении?

Говоря об учёных званиях, следует различать звание по должности или просто занимаемую должность от учёного звания, которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, но не иметь такого же звания, подтверждаемого наличием аттестата. А можно, наоборот, обладать званием профессора или доцента, иметь соответствующий официальный аттестат, но работать не в должности профессора, а, к примеру, управдома, а то и вообще не работать. Так что профессора со званием профессоров могут работать, увы, вовсе не профессорами.

Дело ещё осложняется тем, что людям, работающим в должности профессора, но не имеющим такого же учёного звания, свойственно именовать себя именно профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Любопытно, что военные в этом отношении более скромны: например, полковник, занимающий генеральскую должность, не называет себя генералом до тех пор, пока не получит генеральское звание.

Итак, звания «доцент» или «профессор» подкрепляеются официальными аттестатами . Чисто должностные наименования «доцент» или «профессор» , не связаны с официальным присвоением такого же учёного звания.

В то же время, чтобы занимать в вузе или в научно-исследовательском учреждении приличную должность, желательно (а иногда и обязательно) обладать учёной степенью. Наличие учёной степени, должности и положенной деятельности в этой должности дают право на получение учёного звания.

Ученые степени присуждаются в результате защиты диссертаций, а ученые звания присваиваются по результатам научно-педагогической деятельности.

О наличии учёной степени свидетельствует диплом кандидата или доктора наук, а о наличии учёного звания — аттестат доцента, профессора. Так что официальные подтверждающие документы для степени и звания называются по-разному.

Негосударственные степени и звания

И ещё об одной любопытной детали обязательно следует знать. В России появилось множество негосударственных учебных заведений: академий, университетов, институтов, при которых существуют иногда и собственные негосударственные диссертационные советы. Некоторые из них отваживаются на полное отделение от государства в лице Высшей аттестационной комиссии и начинают присуждать ученые степени не то что кандидата, а даже и доктора наук без участия ВАК, точно так же, как это принято за рубежом, но в совершенно иных условиях. После защиты таким «негосударственным» учёным тут же выдаются скрепленные печатями дипломы, именуемые в народе «корочками», бланки которых изготовить или купить не составляет особого труда. Вопрос об их юридической силе вызывает обоснованные сомнения.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 в качестве документов о присуждении ученых степеней, предусмотренных государственной системой аттестации, имеют силу только дипломы, выданные Министерством образования Российской Федерации или иными уполномоченными государственными органами.

Академики и член-корры

Ныне в России научные академии со своими академиками и членами-корреспондентами образуют целую пирамиду.

На первом уровне, на вершине этой академической пирамиды находится созданная еще Петром Первым в 1724 г. Российская Академия наук (РАН), в состав которой входят около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). Это святая святых отечественной науки.

На втором уровне академической пирамиды находятся государственные отраслевые академии, такие, как Академия медицинских наук (РАМН), Академия педагогических наук, Академия архитектуры и строительства, Академия сельскохозяйственных наук, Академия художеств и в какой-то мере Академия естественных наук (РАЕН). В их состав тоже входят действительные члены (академики) и члены-корреспонденты, но государственные академические «стипендии» у них в полтора, а то и в два раза ниже, чем в РАН, а в РАЕН вообще деньги вправе платить только сама Академия, без поддержки государства.

На третьем уровне уже возникло столько негосударственных, общественных академий, а в них « общественных » академиков и членов-корреспондентов, что сосчитать их нелегко. Но в этих « академиях » государственную академическую стипендию не платят вообще, а даже, наоборот, чтобы стать их участником, надо вносить вступительный взнос - как своеобразную плату за право носить звание члена-корреспондента или действительного члена такой негосударственной общественной Академии .

Похожие « общественные академии » довольно оперативно были организованны также и за рубежом нашими же бывшими соотечественниками. Они резво торгуют званиями, дипломами и сертификатами, зарабатывая деньги именно на этом, а не на науке. И в России растёт число «иностранных академиков », имеющих красивые «фантики », с записями на иностранном языке, как бы подтверждающие их мифический международный научный статус.

Первое положение об ассистентах было принято в 2009 году. Шесть лет назад доверить студентам-активистам подготовку заданий для младших курсов были готовы 50 преподавателей. Сейчас на одном только на факультете права таких помощников несколько десятков. О том, что обычно входит в обязанности учебных ассистентов, как ими становятся и почему с 2015 года их зарплата уменьшилась, рассказала первый заместитель декана факультета права Вера Николаевна Русинова.



Как правило, в обязанности учебных ассистентов входят: методическая помощь любого рода, разработка и проверка работ, помощь в проведении занятий (например, подготовка ролевой игры или дебатов, в том числе, их организация и проведение), проверка эссе, рефератов, тестов, домашних заданий.

Специфика моей работы с учебными ассистентами сводится к тому, что они привлекаются к составлению заданий на английском языке и, кроме того, каждый из них вовлечен в тренировки новых команд для участия в международных конкурсах.

Работа учебным ассистентом многое дает не только самому преподавателю, но и ассистенту. Институт учебных ассистентов помогает поддерживать интерес к уже пройденной дисциплине и дальше развиваться в этом направлении, ведь одно дело – обучаться самому, а другое – обучать других: «Это новый этап интеллектуального развития, и, соответственно, уровень знаний должен быть другим». Работа учебным ассистентом – это возможность взглянуть на процесс преподавания с другой стороны, понять специфику его организации и методики преподавания.

Чтобы стать учебным ассистентом нужно быть отличником по этой дисциплине, быть заинтересованным в изучении предмета или сотрудничестве с преподавателем.

Изначально выбор делает, конечно же, преподаватель, и я думаю, здесь мы все ориентируемся на лучших из лучших.

После того, как студенту поступило предложение от преподавателя, и студент согласился, преподаватель пишет заявку, которая отправляется на рассмотрение ответственным лицам. Раньше одобрением заявок занимался ректорат, но с начала 2015 года все изменилось. Сейчас заявки приходят на каждый факультет отдельно.

Содержательные вопросы решает специальная комиссия, состоящая из преподавателей, которые рассматривают поступившие заявки. Одобряют только те заявки, которые соответствуют целому списку критериев, среди которых: учебная нагрузка самого преподавателя, его научная, публикационная деятельность и многое другое. «Прежде всего, мы исходили из того, что учебные ассистенты направляются в помощь тем преподавателям, которые активно занимаются наукой. Кроме того, приоритет отдавался защитившимся преподавателям».

Раньше была четко установленная сумма выплаты учебным ассистентам, но теперь все поменялось. Сейчас факультету выделяется определенная сумма на эти цели, и, соответственно, чем ассистентов больше, тем меньше будет заработная плата каждого из них: «Впервые наши преподаватели столкнулись с тем, что заявка могла быть не поддержана или поддержана не полностью».

«Весь выделенный нам на один календарный год бюджет был разделен на количество месяцев в году, и таким образом, сразу была зарезервирована и отложена сумма для первого полугодия 2015 года. Сумма выплат учебным ассистентами за 3 и 4 модули была поделена на количество месяцев, которое мы получили сложив сроки всех одобренных заявок. Так была подсчитана нынешняя сумма ежемесячного вознаграждения учебных ассистентов – 4600 рублей». Подчеркну, что в основе расчета этой суммы лежит набор простых математических действий: мы не могли своевольно определить ни больше, ни меньше.

Таким образом, именно эта сумма – 4600 рублей в месяц – будет выплачиваться учебным ассистентами до конца текущего учебного года. Затем в начале следующего года мы снова будем производить калькуляции и подсчитывать, сколько составит ежемесячное вознаграждение ассистентов в первых двух модулях следующего учебного года.

Получается, чем больше заявок поддержит факультет, тем ниже будет вознаграждение каждого учебного ассистента. С одной стороны, мы понимаем, что у некоторых учебных ассистентов действительно высокая нагрузка, и оплата данной деятельности является для них достаточно серьезным фактором. Следовательно, чтобы у студентов не пропал интерес к работе, должен соблюдаться некий баланс между количеством обязанностей и величиной оплаты их труда.

С другой стороны, мы не готовы пойти по пути «один преподаватель – один учебный ассистент.

В то же время позволить себе столько же учебных ассистентов, сколько их было раньше, нам не позволяет сокращение финансирования. Повторю, уменьшение суммы вознаграждения не было каким-то волюнтаристским решением руководства факультета: выделенную ректоратом фиксированную сумму мы разделили поровну между всеми одобренными ассистентами».

О том, что дает студентам работа учебным ассистентом, рассказал студент 1 курса магистратуры Георгий Тюляев.


Почему лично для меня опыт работы ассистентом является ценным? Потому что для студента это, возможно, единственный шанс приобщиться к образовательному процессу не «снаружи» (в качестве обучающегося), а «изнутри» – с позиции преподавателя. Речь идёт уже не об изучения предмета как такового, а о понимании того, как передать знания студентам. Это важно, потому что информация – ещё не знание. Если информация представляет собой лишь совокупность знаков, то обращение её в знание при передаче – работа над произведением искусства. Работа непростая и кропотливая. Работа, прежде всего, над собой. Обладать информацией, понимать её самому – для науки это в лучшем случае полдела, а для преподавательской деятельности – вовсе ничто.

Как много учебный ассистент способен извлечь из работы? Как бы банально это ни звучало, всё зависит от него самого – дело не в гражданско-правовом договоре. Нужно наблюдать и пробовать, учиться, не бояться спрашивать и находить ответы на интересующие вопросы. Смотреть вокруг себя, заглядывать внутрь себя. «По ту сторону» студенческой скамьи не бывает одинаковых семинаров.

В преподавании важно не навредить, пропалывая знание, избавляя его от сорняков, от помех и белого шума. Понимание этого ценно само по себе. Ему тоже нужно учиться. Практика учебного ассистента наглядно показывает, что утверждаться в своих воззрениях за счёт студентов – это путь в никуда. Исследование и преподавание – это разные, очень разные вещи. Процесс передачи знания требует чуткости, зрелости собственных убеждений и открытости для противоположных мнений и критики. Обращать информацию в знание, делать что-то понятнее, создавая единое поле, язык, культуру академического и профессионального общения – в этом кроется величайшая радость. Факт того, что подобное поле возникло – вот свидетельство успеха. Деятельность учебного ассистента позволяет это ясно прочувствовать. Поэтому для студентов, избравших академический путь, опыт работы учебным ассистентом неоценим.


Должностная инструкция ассистента кафедры

1.1 Ассистент кафедры относится к категории специалистов .

1.2 На должность ассистента кафедры назначается лицо, имеющее высшее образование по профилю кафедры или высшее образование и стаж практической работы по профилю кафедры не менее двух лет и имеющее способность к научно-педагогической работе.

1.3 Ассистент кафедры должен знать:

  • Конституцию РФ;
  • Законы, постановления правительства и нормативные акты Минобразования России по вопросам образования и воспитания обучающихся;
  • Конвенцию о правах ребенка;
  • Педагогику, педагогическую психологию;
  • Основы физиологии, гигиены;
  • Теорию и методы управления образовательными системами;
  • Планирование и организацию всех видов учебных занятий и учебной работы;
  • Организацию методической, научно-методической работы;
  • Организацию научных исследований;
  • Современное состояние области знаний по курируемым дисциплинам;
  • Культуру общения и служебной этики.

1.4 В своей деятельности ассистент руководствуется:

  • законодательством Российской Федерации, в том числе законом РФ "Об образовании";
  • федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";
  • государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования;
  • нормативными документами федерального государственного органа управления образованием;
  • уставом университета;
  • коллективным договором;
  • правилами внутреннего распорядка университет;
  • положением о факультете университета;
  • приказами ректора;
  • распоряжениями, указаниями проректора по учебной работе и иными нормативными и распорядительными актами администрации университета;
  • настоящей должностной инструкцией .

1.5 Ассистент подчиняется непосредственно заведующему кафедрой.

1.6 Замещение должности ассистента кафедры производится по трудовому договору, заключаемому на срок до пяти лет. Заключению трудового договора предшествует конкурсный отбор. Порядок замещения указанной должности определяется Положением о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в университете.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Ассистент кафедры обязан:

2.1 Организовывать и проводить учебную и учебно-методическую работу по отдельным видам учебных занятий, кроме лекций.

2.2 Участвовать в научной и научно-исследовательской работе по одному из научных направлений кафедры.

2.3 Под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывать или принимать участие в разработке методических пособий по видам проводимых учебных занятий и учебной работы.

2.4 Принимать участие в организации и руководстве научно-исследовательской работой студентов.

2.5 Принимать участие в воспитательной работе среди студентов.

2.6 Принимать участие в профориентационной работе со школьниками.

2.7 Принимать участие в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению, развитию и совершенствованию материально-технической базы учебного процесса, оборудованию учебных лабораторий.

2.8 Соблюдать правила по охране труда, промсанитарии и пожарной безопасности.

2.9 Контролировать выполнение студентами правил по охране труда, промсанитарии и противопожарной безопасности при проведении учебных занятий.

2.10 Выполнять поручения куратора дисциплины (профессора, доцента, старшего преподавателя), касающиеся планирования, организации, ведения и методического обеспечения отдельных видов учебных занятий и всей дисциплины в целом.

2.11 Своевременно оповещать руководство кафедры, куратора дисциплины о невозможности выполнить обусловленную контрактом и расписанием учебных занятий учебную работу.

2.12 Передавать в собственность университета подготовленные в рамках выполнения своих служебных обязанностей научные и методические разработки.

ПРАВА

Ассистент кафедры имеет право:

3.1 Избирать и быть избранным в Ученые советы университета, факультета (института).

3.2 Вносить заведующему кафедрой предложения по корректировке плана работы кафедры, рабочих программ и другой учебной документации кафедры с последующим их утверждением в установленном порядке.

3.3 Вносить на рассмотрение кафедры предложения по совершенствованию учебной, учебно-методической, научно-методической, научно-исследовательской работы кафедры.

3.4 На условиях штатного совместительства участвовать в научно-исследовательской работе, финансируемой за счет привлеченных средств предприятий или организаций.

3.5 Излагать учебный материал по своим методикам, выбирать методы и средства обучения, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами.

3.6 Пользоваться бесплатно услугами библиотеки, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений университета.

3.7 В установленном порядке обжаловать приказы, распоряжения заведующего кафедрой, декана факультета ( директора института) и другие организационно-распорядительные акты администрации университета.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Ассистент кафедры несет ответственность за:

4.1 Низкий профессиональный уровень организации и проведения учебной и учебно-методической работы по видам учебных занятий преподаваемой дисциплины.

4.2 Проведение учебных занятий в. меньшем объеме, чем запланировано в рабочей программе по дисциплине.

4.3 Низкие требования к качеству подготовки студентов по отдельным видам учебных занятий.

4.4 За нарушение или невыполнение порядка проведения учебных занятий, установленного утвержденным расписанием учебных занятий.

4.5 Нарушение академических свобод и прав студентов.

4.6 Нарушение правил по охране труда и промсанитарии.

4.7 Ненадлежащее обеспечение пожарной безопасности и выполнение противопожарных мероприятий в закрепленных помещениях.

4.8 Не обеспечение безопасных условий труда студентов при проведении учебных занятий.

4.9 Невыполнение обязанностей, предусмотренных Уставом университета, действующими правовыми актами и должностной инструкцией.

4.10 Прочие нарушения, предусмотренные ТК РФ, в процессе выполнения своих служебных обязанностей.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ

5.1 Ассистент принимает к исполнению поручения ректора, выраженные в устной или письменной форме.

5.2 Ассистент кафедры принимает к исполнению выраженные в устной или письменной форме и непосредственно ему адресованные поручения первого проректора университета, первого проректора по учебной работе проректоров по учебной и научной работе, а также поручения ректора, переданные через помощников, предварительно поставив в известность об этом заведующего кафедрой и получив разрешение на выполнение.

5.3 Ассистент кафедры принимает к исполнению поручения, не касающиеся прямых его должностных обязанностей, других лиц, администрации университета, факультета (института), не перечисленных в п. 5.1. и п. 5.2. только при наличии резолюции или устного распоряжения своего непосредственного начальника (заведующего кафедрой).

5.4 Ассистент кафедры, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать распоряжения студентам только той специальности, по которой эта кафедра выпускает специалистов.

5.5 Ассистент кафедры, по согласованию с заведующим кафедрой, может отдавать указаний учебно-вспомогательному и другому персоналу кафедры по вопросам организации и проведения отдельных видов учебных занятий.

Общий каталог описания должностей тут: Список типовых должностей!

КА "Кадровый метод" - это современное кадровое агентство в Москве по быстрому и эффективному поиску и подбору персонала в Москве и России. Наше агентство по подбору персонала окажет услуги по рекрутингу необходимого Вам персонала. Ищем и подбираем топ персонал (топ менеджеров, директоров, управленцев высшего звена), персонал среднего звена, IT специалистов, менеджеров продаж, линейный персонала, бухгалтеров, врачей, стилистов, .
Информацию для работодателей по услугам поиска и подбора персонала Вы можете найти на данной странице. На странице "Акции" Вы можете узнать о наших последних акциях и спецпредложениях для Заказчиков (работодателей). На странице каталога должностных инструкций, прочитать какая должна быть должностная инструкция и скачать базовые варианты ДИ.
Если Вам интересен запрос ищу работников, то мы Вам подберем персонал, а соискателям поможем найти работу! Осуществим поиск сотрудников и поиск работников для Вас в сжаты сроки.
Для Вашего удобства мы создали раздел "Подбор персонала по профессиям" в котором мы разместили подробную информацию по основным позициям популярных заявок от Заказчиков поиска и подбора, но с привязкой к конкретному названию вакансии , к примеру секретарь, менеджер по продажам, товаровед, удаленный менеджер по продажам, менеджер по закупкам, топ персонал, руководители и т.д., а также раздел "Поиск и подбор (рекрутинг) персонала по специализациям"
Для соискателей созданы 3 полезных раздела, а именно "Как составить резюме", "Советы соискателю" и "Открытые вакансии". Соискателю станет найти работу проще! Наши советы соискателям работы помогают найти работу, если прочитать внимательно все статьи!

Вам также могут быть интересны следующие материалы:

Контакты, время работы

Страницы:

Контактная информация:

Читайте также: