В какой стране должности одной из палат законодательного органа являются наследственными

Опубликовано: 30.06.2024

Полномочия Палаты. Согласно Актам о Парламенте 1911 и 1949 гг. компетенция верхней палаты была радикально ограничена'. некогда наиболее влиятельная палата Парламента превратилась из законодательного в консультативный орган. Политическое назначение этой Палаты усматривалось в том, что она, мало связанная партийной дисциплиной, должна была выступать в качестве свободного и компетентного сообщества экспертов, сдерживающего радикализм нижней палаты. Были существенно урезаны законодательные полномочия верхней палаты. Ее реальная роль в формулировании политического курса свелась, во-первых, к редактированию законопроектов, принятых Палатой общин; во-вторых, к рассмотрению второстепенных биллей, с тем чтобы разгрузить от них нижнюю палату, так как лорды сохраняют право законодательной инициативы; в-третьих, к преимущественному рассмотрению актов консолидированного законодательства.

Более реальный характер носили различные судебные полномочия лордов. Во время процедуры импичмента верхняя палата осуществляла правосудие на основании обвинения, выдвинутого общинами. Последний раз ее пытались применить против министра в 1806 г. Импичмент в отношении министров вышел из употребления в связи с возникновением системы формирования Правительства парламентским большинством, которое может влиять па его состав, не прибегая к данной чрезвычайной и скандальной процедуре.

Структура Палаты. Палата лордов состоит из наследственных и назначаемых пэров. До 2000 г. в ее состав входило около 1200 членов (пэров), которые делились на несколько групп: духовные лорды (26 человек), представляющие верхушку англиканской церкви; наследственные лорды Англии, Шотландии и Соединенного Королевства, которых было около 800; ординарные «лорды по апелляции» (20 человек), назначаемые пожизненно из числа представителей высших английских судов; пожизненные пэры - более 300 человек, назначаемые в соответствии с Актом о пожизненных пэрах (1958) за выдающиеся заслуги перед государством.

Парламентская реформа 1999 г., проведенная лейбористским Правительством Блэра, лишила наследственных лордов права заседать в Палате лордов («Никто не должен быть членом Палаты лордов в силу наследственного пэрства» — Акт о Палате лордов). В ней осталось около 500 человек. Принято уже не первое решение о выборности этой Палаты, но речь идет о том, что это будет осуществлено в будущем. В настоящее время в состав Палаты лордов входят пожизненные пэры, титул которым присвается монархом по рекомендации Премьер-министра и не передается по наследству, и духовные лорды (два архиепископа и 24 епископа англиканской церкви). «Судебные лорды», или «лорды по апелляции», теперь из состава Палаты исключены и образуют Верховный суд Великобритании. В 1999 г. установлено, что в Палате лордов должно быть не менее 30% представителей каждого пола (эго учитывается при назначении).

Регламент Палаты лордов совокупность правил и процедур, определяющих организацию деятельности Палаты и порядок принятия решений в ней.

Исторически он формировался как набор прецедентов, которые затем формально закреплялись. Они аналогичны парламентским процедурам, существующим в нижней палате, за некоторым исключением. Руководит заседаниями Палаты Лорд-канцлер, который является одновременно членом Кабинета министров и исполняет функции министра юстиции. Его роль значительно скромнее, чем у Спикера Палаты общин. Он не возвышается на почетном месте, не имеет права активно вмешиваться в ход дебатов. Ораторы обращают свою речь не к нему, а к коллегам-милордам. В Палате лордов также существует деление на партийные фракции, есть лидеры большинства и меньшинства, партийные «кнуты», но данное деление имеет здесь меньшее значение, чем в Палате общин.

Заседания проходят в более торжественной и одновременно более свободной обстановке. В особых случаях лорды облачаются в средневековые мантии. Именно в Палате лордов стоит парламентский трон монарха, с которого он зачитывает свои выступления. Статус пэров неодинаков.

Английский House of Lords, офи­ци­аль­но - Поч­тен­ные лор­ды ду­хов­ные и свет­ские Со­еди­нён­но­го ко­ро­лев­ст­ва Ве­ли­ко­бри­та­нии и Северной Ир­лан­дии, со­брав­шие­ся в пар­ла­мен­те.

Счи­та­ет­ся верх­ней па­ла­той, но на де­ле уже дав­но су­ще­ст­вен­ных пол­но­мо­чий не име­ет. Воз­ник­ла в XIV веке, раз­вив­шись на ба­зе Со­ве­та ба­ро­нов (1215 год), и со­стоя­ла из круп­ных фео­да­лов (пэ­ров), ти­ту­лы ко­то­рых пе­ре­да­ва­лись по на­след­ст­ву. Дли­тель­ное вре­мя име­ла боль­ше вла­сти, чем Па­ла­та об­щин, в ча­ст­но­сти пра­во аб­со­лют­но­го ве­то в от­но­ше­нии ре­ше­ний Па­ла­ты об­щин (в 1911 году за­ме­не­но от­но­си­тель­ным ве­то). В 1958 году на­ря­ду с на­след­ст­вен­ным пэр­ст­вом был уч­ре­ж­дён ин­сти­тут по­жиз­нен­но­го пэр­ст­ва (та­кие лор­ды на­зна­ча­лись мо­нар­хом фак­ти­че­ски по ука­за­нию пре­мьер-ми­ни­ст­ра, с 1963 года жен­щи­ны так­же мог­ли стать на­след­ст­вен­ны­ми чле­на­ми Палаты лордов). Акт о Па­ла­те лор­дов 1999 года юри­ди­че­ски уп­разд­нил на­след­ст­вен­ное член­ст­во в па­ла­те, «вре­мен­но» со­хра­нив 92 ти­ту­ла на­след­ст­вен­ных пэ­ров, но они фак­ти­че­ски ста­ли по­сто­ян­ны­ми (90 из них за­се­да­ют в па­ла­те и ны­не, два ти­ту­ла име­ют фор­маль­ный ха­рак­тер).

Чис­лен­ный со­став Палаты лордов не фик­си­ро­ван, пре­ду­смот­ре­но лишь, что в ней долж­но быть не ме­нее 30% жен­щин. На 01.04.2012 года в па­ла­те 788 чле­нов - ду­хов­ные (26 епи­ско­пов и ар­хи­епи­ско­пов Анг­ли­кан­ской церк­ви, за­ни­маю­щих ме­сто «по долж­но­сти») и свет­ские лор­ды (они на­зна­ча­ют­ся мо­нар­хом по ре­ко­мен­да­ции пре­мьер-ми­ни­ст­ра, в т. ч. 92 ти­ту­ла «вре­мен­но» со­хра­няе­мых на­след­ст­вен­ных лор­дов).

За­се­дать в Палате лордов мо­гут ли­ца, дос­тиг­шие 21 го­да, гра­ж­да­не Со­еди­нён­но­го ко­ро­лев­ст­ва, гра­ж­да­не британского Со­дру­же­ст­ва и гра­ж­да­не Ир­лан­дии. Не впра­ве за­се­дать в па­ла­те осу­ж­дён­ные бан­кро­ты, ли­ца, при­знан­ные ви­нов­ны­ми в государственной из­ме­не (осу­ж­дён­ные по др. стать­ям пра­ва за­се­дать не ли­ша­ют­ся).

В Палате лордов су­ще­ст­ву­ют 4 пар­тий­ные фрак­ции (лей­бо­ри­стов, кон­сер­ва­то­ров, ли­бе­раль­ных де­мо­кра­тов, зе­лё­ных - кросс­бен­че­ров), есть не­боль­шое ко­ли­че­ст­во лор­дов, при­над­ле­жа­щих к др. пар­ти­ям. Соз­да­ны 5 спе­циа­ли­зированных по­сто­ян­ных ко­ми­те­тов (по де­лам Ев­ропейского сою­за, по эко­но­мической по­ли­ти­ке и др.), ко­то­рые пред­ва­ри­тель­но рас­смат­ри­ва­ют за­ко­но­про­ек­ты и др. ре­ше­ния. Кво­рум для за­се­да­ний Палаты лордов - 3 лор­да (мож­но об­су­ж­дать, но не при­ни­мать ре­ше­ния, для при­ня­тия ре­ше­ний не­об­хо­ди­мо при­сут­ст­вие боль­шин­ст­ва со­ста­ва, по­это­му в Палате лордов, как и в Па­ла­те об­щин, дей­ст­ву­ют «кну­ты» - долж­но­ст­ные ли­ца пар­тий, обес­пе­чи­ваю­щие яв­ку сво­их чле­нов на го­ло­со­ва­ние).

За­се­да­ния про­хо­дят на ос­но­ве са­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния, ог­ра­ни­че­ний по про­дол­жи­тель­но­сти вы­сту­п­ле­ний нет. Ра­нее за­се­да­ния­ми па­ла­ты ру­ко­во­дил лорд- канц­лер - на­зна­чен­ный член пра­ви­тель­ст­ва. Акт о кон­сти­ту­ци­он­ной ре­фор­ме 2005 года ввёл долж­ность спи­ке­ра Палаты лорды (лорд- спи­кер), ко­то­рый из­би­ра­ет­ся па­ла­той и дол­жен быть вне пар­тий. Де­ла па­ла­ты ве­дёт клерк.

За­ко­но­дательные пол­но­мо­чия Палаты лордов ог­ра­ни­че­ны. Она име­ет пра­во от­ла­га­тель­но­го ве­то по от­но­ше­нию к за­ко­но­про­ек­там (бил­лям), при­ня­тым ниж­ней па­ла­той, но это ве­то пре­одо­ле­ва­ет­ся аб­со­лют­ным боль­шин­ст­вом го­ло­сов Па­ла­ты об­щин. Не­ко­то­рые ви­ды бил­лей Па­ла­ты об­щин мо­гут быть пред­став­ле­ны на под­пись мо­нар­ху и стать за­ко­ном без со­гла­сия Палаты лордов. Кро­ме то­го, по кон­сти­ту­ци­он­но­му со­гла­ше­нию (The Salisbury Convention) Палата лордов не впра­ве про­ти­во­дей­ст­во­вать за­ко­но­про­ек­там, вне­сён­ным пра­вя­щей пар­ти­ей во ис­пол­не­ние её пред­вы­бор­но­го ма­ни­фе­ста. Палата лордов не уча­ст­ву­ет в оп­ре­де­ле­нии со­ста­ва пра­ви­тель­ст­ва, не мо­жет при­ни­мать ка­кие-то ре­ше­ния, обя­зы­ваю­щие пра­ви­тель­ст­во, вы­но­сить во­тум не­до­ве­рия пра­ви­тель­ст­ву, но ми­ни­ст­ры мо­гут быть на­зна­че­ны из со­ста­ва Палаты лордов, од­но­вре­мен­но ос­та­ва­ясь чле­на­ми па­ла­ты (это де­ла­ет­ся поч­ти все­гда при фор­ми­ро­ва­нии пра­ви­тель­ст­ва). У Палаты лордов тео­ре­ти­че­ски со­хра­ня­ет­ся пра­во им­пич­мен­та, ко­то­рый ини­ции­ру­ет­ся Па­ла­той об­щин в от­но­ше­нии вы­со­ко­по­став­лен­ных долж­но­ст­ных лиц, су­дей, а ре­ше­ние при­ни­ма­ет­ся Палатой лордов боль­шин­ст­вом го­ло­сов (по­след­ний был в 1808 году). От­ме­не­но и её пра­во осо­бым об­ра­зом су­дить пэ­ров.

Ра­нее в Палату лордов вхо­ди­ли су­деб­ные лор­ды (Lords of Appeal in Ordinary), или лор­ды-юри­сты (Law Lords), на­зна­чае­мые мо­нар­хом по пред­став­ле­нию пре­мьер-ми­ни­ст­ра для осу­ще­ст­в­ле­ния су­деб­ных пол­но­мо­чий в свя­зи с тем, что па­ла­та бы­ла выс­шей апел­ля­ци­он­ной ин­стан­ци­ей. Ак­том о кон­сти­ту­ци­он­ной ре­фор­ме 2005 года был уч­ре­ж­дён Вер­хов­ный суд, ко­то­ро­му пе­ре­да­ли су­деб­ные функ­ции Палаты лордов. Пер­вы­ми судь­я­ми бы­ли на­зна­че­ны дей­ст­вую­щие су­деб­ные лор­ды.

ПАЛАТА ЛОРДОВ — название верхней палаты парламента Великобритании, в состав которой входят светские и духовные лорды (пэры).

Смотреть что такое ПАЛАТА ЛОРДОВ в других словарях:

ПАЛАТА ЛОРДОВ

верхняя палата парламента Великобритании, в состав которой входят светские и духовные лорды (пэры). Председатель П. л.— Лорд-канцлер. Законодат. смотреть

ПАЛАТА ЛОРДОВ

ПАЛАТА ЛОРДОВ, верхняя палата парламента Великобритании, в состав к-рой входят светские и духовные лорды (пэры). Председатель П. л.- лорд-канцлер. За. смотреть

ПАЛАТА ЛОРДОВ

ПАЛАТА ЛОРДОВ (House of Lords) Верхняя палата парламента Соединенного Королевства. Состоит из наследственных пэров, пожизненных пэров (появившихся п. смотреть

ПАЛАТА ЛОРДОВ

верхняя палата британского парламента. Первоначально представляла собой собрание наиболее знатной аристократии и высших сановников церкви. Большинство мест в палате лордов передавалось по наследству вместе с титулом «пэра». Сановники церкви получали право заседать в палате по должности. Вплоть до второй половины XIX века палата лордов была, фактически не менее важной, чем избираемая населением палата общин и могла отвергнуть почти любой принятый ею законопроект. Затем права и функции палаты лордов постепенно ограничивались и к середине XX столетия были сведены к чисто формальным и консультативным - ни один сколько-нибудь значимый документ, принятый нижней палатой, она уже не в состоянии отвергнуть. Одновременно число пэров все увеличивалось, поскольку британские монархи давали этот титул все новым людям по протекции премьер)министров, желавших увеличить в палате лордов число представителей своей партии. В 1950)е гг. было решено, что новый титул «пэра» может даваться пожизненно и не переходить по наследству. После этого данный титул и право заседать в палате лордов, по сути, превратились в высшую государственную награду Британии, даруемую за выдающиеся заслуги в экономике, искусстве, науке, общественной деятельности, а также видным политикам, выходящим в отставку. Вскоре после этого пэрам разрешили добровольно отказываться от титула и права заседать в верхней палате, поскольку к тому времени сложилась традиция, что ни один лорд не может быть премьер)министром или занять какой)нибудь важный пост в правительстве. Число пэров приблизилось к полутора тысячам, но на заседаниях палаты обычно их присутствует не больше нескольких десятков. В конце 1990)х гг. члены палаты лордов, получившие свое право по наследству, были лишены права участвовать в голосовании. С тех пор в Британии продолжается обсуждение дальнейших путей реформирования палаты лордов и превращения ее в полноценный орган власти. Однако, решение до сих пор не найдено. . смотреть

ПАЛАТА ЛОРДОВ

House of Lords), неизбираемая верхняя палата парламента Великобритании. Состоит из светских (ок. 1000 наследственных и пожизненных пэров), духовных (26 архиепископов и епископов) лордов, а также лордов-судей по апелляциям, старших представителей судебной власти. Пэры, не имеющие наследственного права заседать в П.л., появились лишь после принятия в 1958 г. закона о пожизненном пэрстве. В 1999 г. право наследования в П.л. было отменено. Когда-то П.л. была равна по полномочиям палате общин, но стала конституционно подчиненной ей после принятия Актов о парламенте 1911 и 1949 гг., ограничивших законодат. полномочия П.л.; тем не менее П.л. сохраняет за собой право отлагательного вето на один год, за иск. финанс. законодательства. Она по-прежнему осуществляет неск. важных парлам. функций, таких, как пересмотр полученных от палаты общин законопроектов, контроль за исполнит, властью и запросы спец. комитетов. Дебаты в П.л. носят более сдержанный характер по сравнению с палатой общин и проходят порой на более высоком информативном уровне. П.л. является высшим апелляционным судом в правовой системе Великобритании, но когда П.л. выступает в этом кач-ве, в обсуждении участвуют лишь судебные лорды. . смотреть

ПАЛАТА ЛОРДОВ

Палата лордов (Lords, House of), верхняя палата брит. парламента. Состоит из "духовных" (епископов и архиепископов англиканской церкви) и светских лордов (наследственные пэры и пэрессы, судебные лорды, а с 1958 г. пожизненные пэры и пэрессы). В нач. 19 в. она обладала значит, влиянием, но после парлам. реформы 1832 г. ее авторитет стал падать, в то время как значение палаты общин возрастало. Парлам. закон от 1911 г. свел власть П.л. до права отлагательного вето сроком на 2 года (в 1949 г. сокращенном до года). В соответствии с ним отвергаемый лордами законопроект становится законом автоматически по прошествии указанного времени после повторного принятия его палатой общин. Функции П.л. ныне заключаются гл.об. в ревизии законов или инициировании реформ. Она обладает также законодательными полномочиями, являясь высшей апелляционной инстанцией Великобритании. смотреть

ПАЛАТА ЛОРДОВ

верхняя палата английского парламента, образованная в 1343 г. с разделением парламента на две палаты (см. Палата общин). Состояла из духовных и светских лордов (баронов, архиепископов, епископов, аббатов). С конца XIV в. членство в П.л. стало наследственным. смотреть

Институт монархии был сформирован в Англии со дня основания английского королевства в VII в. Прошли века. Раннефеодальная монархия сменилась конституционной, страна стала называться Великобританией, а на троне сменилось несколько правящих династий.

На этапе становления английского государства в VII-VIII вв у власти стояла Нормандская династия, на смену которой пришла династия Плантагенетов. Потомки этой династии оставили яркий след в английской истории.

Например, Вильгельм Завоеватель известен не только как мужественный воин, но и как талантливый администратор. Именно ему принадлежит разработка четкой налоговой системы и полная перепись земель и собственников.

Генрих II заложил судебный прецедент в английскую систему права. Ричард Львиное Сердце проявил себя как мужественный воин и талантливый полководец в крестовых походах. Иоанн Безземельный подписал Великую Хартию вольностей, которая считается первым конституционным законом Англии.

На смену раннефеодальной пришла сословно-представительная монархия. Династия Плантагенетов ушла с политической арены и в Англии началась гражданская война.

За власть боролась герцоги Ланкастерские, к которым принадлежал король Генрих VI, и Йорки – потомки королевского дома. Гербы противоборствующих сторон были украшены изображениями алой и белой розы соответственно. Поэтому это противостояние вошло в историю как война Алой и Белой розы.

Представители Йоркского дома одержали победу и надолго завладели престолом. В ХV веке его сменила династия Тюдоров, которая правила несколько столетий и утвердила английский вариант абсолютизма.

Династия Тюдоров

Первый представитель династии Тюдоров – Генрих VII, навел порядок после 30-летней войны. Он учредил «Звездную палату», в которой проходили судебные процессы над аристократами. Поэтическое название она получила по имени зала, потолок которого был украшен россыпью звезд.

«Звездная палата» рассматривала дела без присяжных заседателей и приговаривала попавших в опалу вельмож к крупным штрафам. Таким образом король не лишался подданных и пополнял государственную казну. Данная мера позволила Генриху VII обойтись без новых налогов, а это способствовало укреплению королевской власти.

Генрих VII избегал войн. Он выдал свою дочь замуж за шотландского короля и таким образом наладил мирные отношения с Шотландией, с которой Англия вела почти непрекращающиеся боевые действия. Потом он устроил брак своего сына он с инфантой Екатериной Арагонской, чем обезопасил страну от нападения Испании.

История запомнила Генриха VII как скупого и осмотрительного хозяина. Его заботили не военные подвиги, а развитие торгово-транспортных отношений. Елизавета I пошла дальше него. При ней Великобритания выросла в морскую державу, началась эпоха пиратства и эпоха Великих Географических открытий, одним из которых стала Северная Америка.

При Генрихе VII из разношерстной массы, населяющей территорию Англии, стал формироваться единый народ – англичане. Из древних языков местных племен, наречий и диалектов образовался единый английский язык.

Было положено начало формированию английского общественного устройства. Генрих VII отменил крепостное право. Он издал закон, согласно которому каждый простой человек с уровнем дохода более 40 ф.ст. мог получить дворянский титул.

Парламент никоим образом не влиял на политические решения короля. При этом король не имел права единолично решать экономические вопросы. Дальновидная политика способствовала быстрому экономическому и культурному росту страны.

В 1534 году был выпущен Акт о супрематии, который провозглашал монарха главой англиканской церкви. Главным лицом духовенства считался архиепископ Кентерберийский, однако реальная власть находилась в руках короны.

Центральным правительственным органом при Тюдорах стал Тайный совет, в который вошли первые люди государства и специально назначенные сановники. Религиозные преступления выносились на рассмотрение Высокой комиссии, в которую входили лишь некоторые англиканские епископы и члены Тайного совета.

Английский абсолютизм разительно отличался от аналогичной формы правления в других странах Западной Европы. В Центральный аппарат входило всего одна или полторы тысячи человек, которые жили за счет подношений от населения.

Постоянная армия была столь же немногочисленна. В случае войны в королевскую гвардию призывались ополченцы. Если требовалось вести наступательные боевые действия, корона призывала наемников и добровольцев. Проводился принудительный набор люмпенов.

В период правления Тюдоров парламент лишь выполнял волю короля, но не прекратил своей работы. Во многом это связано с отсутствием правильной системы постоянных налогов, которая могла бы обеспечить королю финансовую независимость. Парламент нужен был правящему дому на случай серьезных финансовых затруднений.

Династия Стюартов

В 1603 году к власти пришли Стюарты. Яков I и Карл I стремились сохранить абсолютную власть монарха. Но к этому времени существенно изменилась социально-политическая обстановка, а рыночные отношения потребовали новых условий развития.

Социально-политический конфликт был осложнен противостоянием англиканской, католической и пуританской церкви. Сложная социально-политическая ситуация привела к гражданской войне, которая завершилась победой армии парламента.

Основу этой армии во главе с О. Кромвелем составляли представители пуританской церкви, которые воевали с королем не только по политическим, но и по религиозным соображениям. Именно это и повлияло на коренное изменение государственных институтов страны.

В 1648 году Кромвель произвел государственный переворот, который вошел в историю как прайдова чистка парламента. Полковник Прайд посадил под арест всех авторитетных представителей, оставив только угодных солдатам и Кромвелю членов парламента.

Государственный переворот позволил организовать судебный процесс над коронованной особой. Впервые в истории Западной Европы монарх был осужден и казнен по обвинению в государственной измене. Чуть позже был выпущен Билль о правах, в котором излагались соглашение парламента с новым правителем страны.

Законодательный акт провозглашал законными английскими монархами Вильгельма и Марию, а король Яков II объявлялся отрекшимся от престола. Закон существенно расширил и зафиксировал уже существующие права членов парламента и британских подданных.

Содержание армии в мирное время, взимание налогов и королевские повеления законодательного характера объявлялись незаконными. Созывать парламент требовалось не реже 1 раза в три года (в 1716 году этот срок увеличился до 7 лет).

В этот период парламент пользовался непререкаемым авторитетом. Он воспользовался создавшейся обстановкой и укрепил свою власть, ограничив административные полномочия короны. С этой целью был выпущен ряд законодательных актов.

Акт об устроении

В Акте об устроении регламентировался порядок наследования. Если у Вильгельма Оранского или у дочери Якова II Анны не будет детей, престол переходил Ганноверской династии, которая считалась ближайшими протестантскими родственниками Стюартов.

Поскольку представители Ганноверской династии были иностранцами, парламент решил подстраховаться и выпустил ряд постановлений:

  1. Без согласия парламента нация не может вступать в войну для защиты территории чужой страны. Монарх не покидает территорию Англии.
  2. Иностранцы не могут состоять на государственной службе и получать королевское жалованье.
  3. Любая королевская служба несовместима с нахождением в составе Палаты общин. Однако данный принцип в политической практике Англии не закрепился и был отменен в 1707 году.

Первый представитель Ганноверской династии Георг I – немецкого происхождения. Он плохо знал Англию, не владел языком страны, а с министрами изъяснялся на латыни. Из-за языкового барьера король перестал бывать на заседаниях кабинета министров – и довольствовался докладами одного из них. В результате его сын Георг II лишился права присутствовать на заседаниях правительства.

Кабинет министров сплотился, ведь теперь появилась возможность действовать самостоятельно. Вместе с тем появилась потребность в премьер-министре, который мог бы вести заседания правительства и докладывать королю о результатах.

Первым главой правительства стал Р. Уолпол, который находился на должности премьера с 1721 по 1742 год. Когда оказалось, что у нет большинства голосов в парламенте, он сам признал необходимость уйти в отставку.

Акт о престолонаследии

Акт о престолонаследии, принятый в 1701 году, считается одним из важных законов, поскольку он регулирует статус монарха. Благодаря этому акту в Великобритании закреплена кастильская система наследования престола, когда право наследования может передаваться как мужчине, так и женщине.

Наследником принято считать старшего сына короля или королевы. Далее по праву наследования идеи очередь второго, третьего сына и т.д. Если у правящей фамилии нет сыновей, престол наследуют дочери – по старшинству.

Кастильская система давало женщине право взойти на престол. Для сравнения: австрийская система в России, позволяла женщине наследовать при полном отсутствии мужских представителей династии. Салическая система во Франции вообще не допускала появление женщины на троне.

Королем Великобритании может быть только протестант. Супруг или супруга монарха должны придерживаться взглядов протестантской церкви. Титул по наследству может передаваться только законному наследнику и его детям.

Система проста: сын монарха наследует престол и становится монархом. Его супруга именуется королевой, но никаких прав на престолонаследование у нее нет. Наследником может стать только ее сын или дочь.

Дочь, которая унаследовала трон, становится правящей королевой (сегодня это – Елизавета II). Муж королевы носит титул принца Эдинбургского, а старший сын и наследник престола – титул принца Уэльского (принц Чарльз).

Современная конституционная монархия Великобритании разительно отличается от европейских стран, которые сохранили аналогичный политический строй. Корона символизирует единство нации и преемственность ее исторического развития. Вместе с тем в руках короля сконцентрированы большие полномочия, ведь законы-статуты отменили лишь немногие его прерогативы.

Права короля Великобритании

Полномочия правящего дома условно разделяются на обусловленные законом и прерогативу, которая представляет собой остаток некогда абсолютной власти. Первые имеют четкие пределы, а вторые расширяются или сужаются в зависимости от обстановки.

Прерогативой короля является равноправное участие в законодательном процессе. Не случайно в английском законодательстве есть понятие «король в парламенте». Таким образом подчеркивается, что король действует в согласии с палатой лордов и общин.

Без участия монарха палата лордов и палата общин не законодательствуют. Король имеет право наложить абсолютное вето на любой законопроект или распустить парламент. А парламентарии клянутся в верности королю и его наследникам перед исполнением своих обязанностей.

Монарх открывает сессии парламента тронной речью, в которой он излагает программу законодательной работы. Даже состав Палаты лордов остается неизменным до тех пор, пока он угоден королю.

У короля есть право назначать и освобождать от должности премьер-министра и министров .по своему усмотрению. Он является главой англиканской церкви в Англии и пресвитерианской в Шотландии. Монарх назначает на высокие должности представителей духовенства.

Объявление войны и мира, подписание международных договоров, назначение на должности дипломатических представителей также входит в обязанности монарха. Как главнокомандующий вооруженными силами, он присваивает воинские звания и назначает высший командный состав.

Помимо политических прав, современный монарх Великобритании имеет ряд личных прерогатив. Он имеет право носить королевский титул, корону, скипетр и мантию, содержать королевский двор и жить в одном из дворцовых комплексов. Ему не будет отказано в церемониале.

Королей обеспечивает государство, которое выделяет на их содержание сумму в 8 млн. ф.ст. (в 30 раз больше годового оклада президента США). Однако в последнее время монаршие особы переходят к более скромной жизни.

Во многом это связано с предложениями общества сократить расходы на королевскую фамилию. Английская монархия учла пожелания граждан своей страны. Елизавета II отказалась от личной яхты, обязалась платить налоги и согласилась пользоваться услугами государственного авиатранспорта.

Не утихают споры о перспективах монархического строя в Великобритании. Всем понятно, что король только подписывает уже согласованные законопроекты. Управлять администрацией и вооруженными силами он может только руководствуясь советами парламента, а проводить назначения министров – только по рекомендациям парламентского большинства.

Нельзя отрицать и ряд важных моментов. Монарх первым получает информацию обо всех государственных делах. Он общается с политическими лидерами и выражает свое мнение по важным вопросам. Правитель, который стоит выше политической борьбы, положительно влияет на нравственное состояние общества.

Аналитикам не дает покоя вопрос, сможет ли король выполнить свои государственные обязанности, если возникнет необходимость. Есть предположения, что он мог бы сыграть большую роль, если существующая система разрушится.

Нельзя исключать вероятность внутриполитического кризиса, который может привести к сбою в работе устоявшихся институтов власти. Тогда король будет вынужден возобновить свои «уснувшие» полномочия, чтобы предотвратить хаос внутри страны.

Палата лордов - верхняя палата парламента Великобритании. Точное время образования Палаты лордов в английской правовой литературе не указывается. Известно лишь, что в XI , XII и XIII веках при короле созывались советы в качестве вспомогательного органа. Первоначально эти советы включали наиболее влиятельных баронов английского королевства и представителей церкви, призванных давать советы королю по поводу налогового обложения и при издании некоторых законов. Если бароны регулярно заседали в этой палате, то они получали право передавать свое место после смерти своим наследникам; постепенно палата стала состоять из сыновей своих отцов, а не из вассалов короля. В течение XIII века король стал приглашать в этот орган и некоторых буржуа и дворян. Советы при короле были признаны "королевскими советами" в 1295 году в качестве "трех сословий королевства".

С 1399 года Палате лордов принадлежали функции высшей судебной инстанции королевства. С 1876 года судебные функции выполнялись апелляционным комитетом палаты, состоящим из 12 лордов-судей, - пожизненных пэров с юридическим опытом.

Более того, до избирательной реформы 1832 года члены этой Палаты в значительной мере контролировали избрание Палаты общин, поскольку значительная часть избирательных округов была "нарезана" очень неравнозначно, некоторые из них имели всего лишь по несколько избирателей. Избирательные реформы 1832 года, 1867 года и начала XX века постепенно восстановили реальную власть Палаты общин, которая стала формироваться численно увеличивавшимся избирательным корпусом.

Палата лордов, в которой доминировали консерваторы, постоянно противопоставляла себя выборной нижней Палате. Когда в 1909 году она отвергла предложенный государственный бюджет, правительство либералов провело через парламент закон, ограничивающий полномочия Палаты лордов (Акт о парламенте 1911 года).

"Парламентский акт 1911 года" давал право Палате общин принимать бюджет и другие законы, касающиеся "денежных счетов" государства, без одобрения Палаты лордов.

В 1949 году был принят "Акт о парламенте", еще более ограничивающий полномочия Палаты лордов. Парламентский акт 1949 года уменьшил требуемое для прохождения закона количество парламентских сессий с трех до двух и сократил интервал между вторым чтением первой сессии и окончательным принятием закона с двух лет до одного года.

Дальнейшие изменения проходили в русле все большей демократизации верхней палаты. В 1958 году был принят "Акт о пожизненном пэрстве", который впервые за всю историю страны разрешал пожизненным пэрам, которых монарх назначал по представлению британского премьер-министра, заседать в Палате лордов наряду с наследственными пэрами. Ранее лорды сами решали, кто из пожизненных пэров может заседать в Палате. Кроме того, с 1958 года в Палате лордов могли заседать женщины, получившие пожизненное пэрство.

В 1963 году "Акт о пэрстве" не только разрешил уже наследственным пэрам-женщинам заседать в палате, но дал право наследственным пэрам временно отказываться от своего звания для того, чтобы баллотироваться на выборах в Палату общин от той или иной политической партии. Однако отказавшийся не лишался титула пэра: как и раньше, титул переходил к его потомкам, которые могли воспользоваться им по своему усмотрению.

Несмотря на все реформы, политический состав Палаты лордов оставался крайне консервативным. В подавляющем большинстве лорды пренебрегали своими служебными обязанностями, не являясь на заседания Палаты; у лордов отсутствовал какой-либо интерес к общим проблемам государства и общества.

Лейбористы, придя к власти в 1997 году, решили сделать из Палаты лордов более полезный политически и эффективный орган, чем он был раньше. В их предвыборной программе говорилось: "Палата лордов должна быть реформирована. Право наследственных пэров заседать и голосовать в палате будет законодательно отменено. Это станет первым шагом в деле реформирования Палаты лордов, которая должна больше соответствовать требованиям представительной демократии. Система назначений пожизненных пэров также должна быть пересмотрена".

В соответствии со своими предвыборными обещаниями в 1999 году лейбористы провели закон, получивший название "Акт о Палате лордов".

На 1 января 1999 года Палата лордов имела списочный состав в 1206 членов. Она включала светских лордов, в состав которых входили наследственные пэры и пэрессы (герцоги, маркизы, бароны, графы и виконты) в общем числе 788 человек, или две трети состава Палаты; пожизненные пэры (т.е. занимавшие свои должности в соответствии с Законом 1958 года) - около 360 человек; лорды по апелляции, назначаемые пожизненно по предложению лорд-канцлера, - 11 человек; кроме того, в Палате могли заседать еще 11 ушедших на покой таких же "юридических" лордов. Духовные лорды численностью 26 человек включали архиепископов Кентерберийского и Йоркского, а также 24 старших по возрасту епископов Англиканской церкви.

Полномочия Палаты лордов в результате реформы не изменились. По-прежнему Палата лордов являлась высшей судебной инстанцией страны, обладала законодательными полномочиями в качестве верхней Палаты парламента (с ограничениями, закрепленными в Актах о парламенте 1911 и 1949 годов).

Названная реформа стала лишь первым этапом реформирования Палаты лордов. В результате второго этапа, который лейбористы запланировали провести в течение 10 лет, прежняя палата исчезнет, а ей на смену придет новая палата (о ее названии еще не принято решение) из 600 депутатов. Из этого числа 120 депутатов должно избираться путем всеобщих выборов по партийным спискам, еще 120 - назначаться специальной независимой комиссией, остальные (т.е. 360 членов) будут назначаться лидерами политических партий пропорционально результатам выборов в Палату общин. Кроме того, в верхней палате должно быть не менее 30% мужчин и не менее 30% женщин. У палаты не будет права вето в отношении решений Палаты общин.

В 2005 году лейбористским правительством Тони Блэра был принят "Акт о конституционной реформе", предусматривающий создание Верховного суда, которому передавались судебные функции Палаты лордов и Судебного комитета Тайного совета (органа советников королевы Великобритании). Также документ устранил должность лорд-канцлера как главы судебной ветви власти.

Реформа была мотивирована стремлением к большей прозрачности в вопросе назначения судей и окончательной независимости судебной ветви власти.

Верховный суд Великобритании начал работу 1 октября 2009 года. В его первый состав вошли действующие члены апелляционного комитета Палаты лордов, который возглавил бывший глава судебной системы страны в составе палаты, главный лорд-судья Англии и Уэльса лорд Филлипс.

В марте 2007 года депутаты Палаты общин проголосовали за выборный принцип формирования Палаты лордов и окончательное исключение оставшихся в ее составе после реформы 1999 года наследственных пэров. Однако сама Палата лордов через неделю проголосовала за сохранение полностью назначаемого состава палаты.

В сентябре 2009 года премьер-министр Великобритании Гордон Браун, выступая с программной речью на конференции Лейбористской партии, заявил о намерении в течение ближайшего года завершить реформу Палаты лордов, полностью ликвидировав принцип наследования пэрства, а также наделить избирателей правом отзывать из парламента своего депутата за ненадлежащее поведение.

Читайте также: