Как называется должность главы нашего государства

Опубликовано: 03.07.2024

Каждое государство имеет своего руководителя, который в зависимости от формы правления и политического режима может именоваться по-разному.

В современных республиканских странах он называется президент.

Президент

Давайте вместе узнаем, что это за должность и есть ли отличия в правлении президентов отдельных стран.

Кто такой президент?

Президент — это глава государства с республиканской формой правления. Его политическая власть формируется в результате всенародных выборов, чья степень демократичности может существенно отличаться.

В парламентских республиках избирается, как правило, представительным органом, что объясняется его ограниченными полномочиями. Термин в качестве обозначения выборного должности государства используется с момента принятия американской конституции в 1787 году.

Полномочия и функции президента

В Конституциях стран четко закреплены полномочия и сроки нахождения у власти президента.

В России за президентом закреплен статус «главы государства» и верховного главнокомандующего. В Соединенных Штатах он наряду с этим выступает главой исполнительной власти. Во Франции президент не наделяется функцией «главы государства», хотя за ним в Основном законе закреплены большие полномочия.

В России глава государства имеет большой круг компетенций в различных сферах. Вот некоторые функции президента :

  1. представительство интересов страны в международных отношениях;
  2. гарант Конституции;
  3. определяет ключевые направления внутренней и внешней политики;
  4. осуществляет помилование;
  5. имеет статус Верховного Главнокомандующего;
  6. гарантирует права и свободы граждан;
  7. обеспечивает согласованное взаимодействие органов госвласти;
  8. решает вопрос предоставления гражданства и политического убежища.

Президент участвует в кадровых назначениях высших должностных лиц в рамках существующего механизма сдержек и противовесов. В частности, он назначает утвержденного Госдумой главу Правительства, предлагает Нижней палате кандидатуру руководителя Центробанка, принимает отставку главы Кабмина РФ.

Конституционно-правовой статус президента

Кто такой президент и какова его роль в государстве помогает понять его конституционно-правовой статус.

В таких странах как РФ, Казахстан, Венгрия он стоит над всеми ветвями власти и не возглавляет ни одну из них.

Президент России Владимир Владимирович Путин

В США и Мексике по Конституции президент возглавляет исполнительную власть.

В Финляндии ситуация выглядит еще более запутанной — Основной закон наделает его правами руководителя высшей исполнительной власти, но по факту руководит правительством здесь премьер-министр.

Интересный вариант президентства сформировался в Иране. Здесь он, как и другие органы власти подчиняется духовному лидеру страны.

Современные конституции помимо делегирования широких прав наделяют президента обязанностями . Большинство из них связаны с:

  1. гарантиями прав и свобод граждан;
  2. обеспечением безопасности;
  3. гарантиями суверенитета, внутренней стабильности, гражданского мира;
  4. соблюдением законов.

Конституции многих стран закрепляют за президентом обязанность поддерживать независимость, территориальное единство. Во Франции президент имеет функции арбитра между различными видами публичной власти, в Румынии он наделен функциями посредника между государством и обществом.

Часть обязанностей прописывается в тексте присяги и нередко имеет декларативный характер. Несмотря на это они имеют важнейшее значение для общества и дают понимание того, что президент работает на интересы всего социума.

В Конституции Греции даже существует ограничение, препятствующее тому, чтобы президент представлял интересы отдельных социальных групп.

Модели президентства

Американская

Одна из наиболее интересных моделей. Сильный президент не зависит от Конгресса, но не вправе его распустить. В свою очередь последний не может лишить полномочий правительство. Президент утверждает высших должностных лиц, но Сенат имеет право не поддержать кандидата.

Президент США вправе наложить вето на законы Конгресса (может быть преодолено 2/3 голосов конгрессменов). Президент фактически единолично руководит исполнительной властью, но Конгресс имеет право контролировать соблюдение законом последней, особенно в части эффективности госрасходов.

Президент Трамп

За президентом США закреплено право предлагать Конгрессу проект госбюджета, а подписанные им международные соглашения должен обязательно утверждать Сенат. Глава государства управляет армией и внутренними силами для поддержания общественного порядка, но объявить чрезвычайное положение в стране может лишь с согласия Конгресса.

Последний также имеет право инициировать процедуру импичмента с целью лишения его должности.

Президенты США и России

В результате подобных сдержек и противовесов действительно сильная президентская власть в США не превращается в гипертрофированную.

Президентство в парламентских республиках

В парламентских республиках (Италия, Германия, Индия, Австрия и других) полномочия президента ничтожно малы .

Он не может влиять на работу исполнительной власти, а в случае наличия отдельных компетенций (назначение главы Кабмина или представления интересов государства в международных делах) может их осуществлять только после согласования с премьер-министром. В большинстве случаев президент лишен реальных властных полномочий и играет представительские функции .

Латиноамериканская модель президентства

Создана на базе американской модели, но из-за отсутствия выраженной системы сдержек и противовесов президент получает гипертрофированные полномочия и может вмешиваться в деятельность любых органов власти.

В ряде стран существуют однопартийные системы, что позволяет президенту многократно переизбираться на пост, не боясь поражения. Не удивительно, что многие из них правят как диктаторы, прикрывающиеся выборной легитимностью.

Заключение

Президент — его лидер и главное должностное лицо современного республиканского государства. Однако полномочия, политическая роль и значение в жизни общества во многом отличаются в зависимости от статуса, закрепленного в Конституции.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (2)

Президент президенту рознь. Его функции определяются формой правления в государстве. Например, в парламентской республике президент является лишь формальным лидером и ни на что не влияет.

Полномочия президента четко определены в конституции страны, у каждой страны они свои. В нашей стране президент больше, чем менеджер, он символ страны! Он так давно ею руководит, что на его месте сложно кого-либо представить, и даже страшно.

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Обратите внимание: в прежней редакции было: «членов Совета Федерации», в новой – «сенаторов».

5.Каковы полномочия Президента РФ? Каковы поправки к ним?

Полномочия Президента РФ отражены в статье 83.

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации.

Внимание! НОВОЕ (б1)!

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

Внимание! НОВОЕ (в1)!

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Внимание! НОВОЕ (новая формулировка д)!

Внимание! Пункт ранее звучал так: «По предложению Председателя Правительства РФ назначает…»

Внимание! НОВОЕ (д1)!

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

Внимание! НОВОЕ (новая формулировка е)!

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов;

(В прежней редакции было просто «судей Конституционного и Верховного Судов, теперь формулировка более конкретная).

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации,

Внимание! НОВОЕ!

ДОБАВЛЕНО! … заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом ;

Внимание! НОВОЕ (е2 – е5)!

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты ;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации, возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом

ДОБАВЛЕНЫ ЦЕЛИ СБ:

в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации. ДОБАВЛЕНЫ ЦЕЛИ: в целях обеспечения реализации своих полномочий;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

6.Каковы полномочия Президента РФ организационного характера?

Данные полномочия изложены в статье 84.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

6.Каковы полномочия Президента РФ по руководству внешней политикой?

Данные полномочия изложены в статья 86 .

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Вспомним термины.

Ратификационная грамота – международно-правовой акт, свидетельствующий об утверждении национальным законом (ратификации) международного договора. В РФ его подписывает Президент РФ. Документ скрепляется печатью Президента РФ и подписью министра иностранных дел РФ.

Верительные грамоты — документы, которыми снабжаются главы дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения их представительного характера и аккредитования в иностранном государстве. В нём выражается просьба верить всему тому, что будет излагать посол от имени главы своего государства и правительства, отсюда и пошло название документа.

Отзывная грамота – официальное письмо главы государства, пославшего дипломатического представителя, главе государства, принявшего дипломатического представителя, об отзыве этого представителя с занимаемого им поста.

Дипломатический представитель – лицо, откомандированное за границу для проведения международных отношений.

7.Каковы полномочия Президента РФ как Верховного Главнокомандующего?

Данные полномочия изложены в статье 87.

  1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
  2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
  3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

8.Может ли Президент вводить чрезвычайное положение?

В соответствии со статьёй 88: «Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе».

Вспомним термин.

Чрезвычайное положение – это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации.

9.Каковы полномочия деятельности Президента по отношению к конкретным лицам или гражданам РФ?

Данные полномочия изложены в статье 89.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Вспомним термины.

Политического убежище – это гарантирование государством, которое предоставляет убежище, безопасности лицу, просящему убежища, на своей территории, невысылка и невыдача его стране, где оно может быть подвергнуто преследованию, предоставление этому лицу основных прав и свобод своего государства. Государство само определяет, кому и на какой срок оно предоставляет убежище. В России убежище предоставляется лицам, преследуемым у себя на родине за политические убеждения, а также за действия (бездействия), не признаваемые в Российской Федерации преступлениями.

Помилование – акт верховной власти (обычно главы государства), полностью или частично освобождающий осуждённого от назначенного или могущего быть назначенным впоследствии наказания, либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Акты помилования имеют всегда индивидуальный характер, то есть они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определённых лиц.

10.Какие нормативно-правовые акты издаёт Президент РФ?

Данные полномочия изложены в статье 90.

  1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
  2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
  3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

11.Что такое неприкосновенность Президента РФ (статья 91)?

Неприкосновенность — общий термин, обычно применяющийся к должностным лицам, обычно выборным (но возможно и к назначаемым, например, к прокурорам, а также к часовым на посту), означающий наличие у определенных лиц особых прав. Для таких лиц устанавливается (обычно законом) чёткий, ограниченный по сравнению с общим случаем, порядок того, как они могут привлекаться к уголовной, административной либо иной ответственности. Вплоть до практической невозможности привлечения, как в случае дипломатической неприкосновенности.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью , то есть невозможностью по действующему российскому законодательству привлечь Президента к юридической ответственности. До отрешения Президента от должности против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительно доставить его в суд в качестве свидетеля, подвергнуть иным мерам принудительного воздействия.

Неприкосновенность Президента распространяется на занимаемые им помещения, на используемые им транспортные средства, на повседневную деятельность и на обеспечивающий эту деятельность персонал (чиновников, органов, помогающий Президенту в осуществлении его полномочий).

Неприкосновенность Президента распространяется на личность Президента и членов его семьи, включая супругу и проживающих с ними детей (возможно, и на совместно проживающих родителей).

12.Каков порядок исполнения Президентом РФ своих полномочий?

Данный порядок изложен в статье 92.

  1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочийс момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
  2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
  3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации.

Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права:

  • распускать Государственную Думу,
  • назначать референдум,
  • вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

НОВАЯ СТАТЬЯ 92.1.

  1. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.
  2. Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.
  3. Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.

13.Как называется процедура отрешения Президента от должности?

Процедура отрешения Президента от должности – импичмент .

Импи́чмент (англ. impeachment — недоверие, от лат. impedivi — «воспрепятствовал, пресёк») — процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с возможным последующим их отстранением от должности. Обвинение в процессе импичмента, как правило, уличает лицо в актах, совершённых незаконно, то есть в сознательном правонарушении, независимо от злоупотребления должностными полномочиями.

14.В каких случаях могут быть прекращены полномочия Президент РФ?

Конституция РФ (статья 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия

Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

Под отставкой понимается добровольный уход главы государства со своего поста.

Отрешение Президента от должности – это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, а затем и конституциями многих других государств.

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 апреля 2016 г. исполняется 25 лет со дня учреждения Верховным Советом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) должности президента страны.

История учреждения поста

Институт президентства в России ведет свое начало с 15 марта 1990 г. В этот день генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев на III внеочередном съезде народных депутатов был избран президентом СССР.

12 июня 1990 г. I съездом народных депутатов РСФСР была принята декларация о государственном суверенитете России. Первоначально съезд высказался против введения в республике поста президента. Однако затем по инициативе трети народных депутатов (согласно требованию Основного закона) вопрос об учреждении такой должности был вынесен на всероссийский референдум.

Соответствующее голосование состоялось 17 марта 1991 г., одновременно с общесоюзным референдумом о сохранении СССР. Всего в списки избирателей были включены 101 млн 776 тыс. 550 человек. Из них приняли участие в референдуме 76 млн 425 тыс. 110 (75,09%). За введение поста президента республики высказались 53 млн 385 тыс. 275 человек (69,85%), против - 21 млн 406 тыс. 152 (28,01%). Недействительными были признаны 1 млн 633 тыс. 683 бюллетеней (2,14%). Голосование не проводилось в Северо-Осетинской, Татарской, Чечено-Ингушской и Тувинской автономных республиках, органы власти которых бойкотировали проведение референдума.

24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР утвердил итоги плебисцита: были приняты законы "О Президенте РСФСР" и "О выборах Президента РСФСР". 24 мая 1991 г. соответствующие изменения внесены в действующую на тот момент Конституцию 1978 г.

Полномочия президента в 1991 года

Согласно закону, президент являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в стране. На этот пост мог быть избран гражданин республики не моложе 35 и не старше 65 лет. Срок президентских полномочий составлял пять лет.

При этом съезд народных депутатов РСФСР обладал значительно большими полномочиями, чем глава республики. Согласно ст. 104 Конституции, высшим органом власти в России являлся Съезд народных депутатов РСФСР. К его исключительному ведению относились определение внутренней и внешней политики; принятие Конституции и внесение в нее поправок; изменение национально-государственного устройства республики, а также избрание Конституционного суда РСФСР. Кроме того, съезд мог отменять любые акты высшего должностного лица республики. Президент мог назначать главу правительства, а также распускать кабинет министров только с согласия Верховного Совета. Не имел права распускать Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР, а также приостанавливать их деятельность.

Изменения полномочий президента в 1992 году

Выборы первого российского президента состоялись 12 июня 1991 г. Победу на них одержал Борис Ельцин, набравший 57,38% голосов избирателей.

25 декабря 1991 г. РСФСР решением Верховного Совета была переименована в Российскую Федерацию, президент РСФСР стал именоваться президентом Российской Федерации.

9 декабря 1992 г VII Съезд народных депутатов РФ расширил полномочия российского парламента. Было установлено, что Верховный Совет дает согласие не только на назначение президентом главы правительства, но и также и четырех ключевых министров: иностранных дел, обороны, безопасности, внутренних дел. Тогда же парламент получил право назначать председателя Центрального банка РФ. В ст. 121-6 Основного закона, гласившую, что полномочия президента не могут быть использованы для роспуска либо приостановления деятельности избранных органов госвласти, также были внесены изменения. Согласно поправке, в случае нарушения этой статьи полномочия президента "прекращаются немедленно".

Кризис 1993 года

В 1992-1993 гг. развернулось острое противостояние между президентом РФ Борисом Ельциным и Съездом народных депутатов РФ. Глава государства стремился ликвидировать конституционные ограничения своих полномочий. Парламент, в свою очередь, выступал против проводимой президентом и его командой социально-экономической и внешней политики. Также депутаты отказывались сохранить за главой государства чрезвычайные полномочия, предоставленные ему осенью 1991 г. для проведения экономической реформы.

21 сентября 1993 г. президент РФ выпустил указ номер 1400 "О поэтапной конституционной реформе", которым был распущен Съезд народных депутатов и Советы, назначены выборы в новый парламент - Федеральное собрание. Митинги сторонников Съезда народных депутатов в течение двух недель встречали силовое противодействие органов МВД, занявших сторону президента Ельцина. 4 октября 1993 г. верные Борису Ельцину войска, после танкового обстрела, взяли штурмом здание парламента и арестовали Александра Руцкого, Руслана Хасбулатова и других руководителей оппозиции. Во время октябрьских событий погибли свыше 140 человек, несколько сотен получили ранения.

Полномочия президента РФ в Конституции 1993 года

12 декабря 1993 г. состоялось всенародное голосование по проекту новой Конституции. В списки избирателей, по данным ЦИК, были внесены 106 млн 170 тыс. 835 человек. В голосовании приняли участие 58 млн 187 тыс. 755 (54,81%) избирателей. Из них 32 млн 937 тыс. 630 (58,43%) проголосовали за принятие Основного закона. "Против" высказались 23 млн 431 тыс. 333 (41,57%).

В Конституции РФ 1993 г. полномочия президента были значительно расширены. Основной закон исходит из главенствующего положения первого лица в системе государственных органов власти, что отражено даже в очередности глав Конституции: глава 4 "Президент Российской Федерации" предшествует главе 5 "Федеральное Собрание". Согласно ст.80 Основного закона президент получил статус "главы государства", "гаранта" Конституции, а также прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе органов госвласти и не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

В Основном законе к компетенции президента относится определение российской внутренней и внешней политики. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ. Также глава государства получил право единолично принимать решение об отставке правительства (назначение премьера происходит по-прежнему с согласия парламента). Кроме того, президент представляет Госдуме кандидатуру для назначения на должность председателя Центробанка, Совету Федерации - кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного суда.

Срок пребывания первого лица у власти в 1993 г. был сокращен до четырех лет. Право быть избранными на этот пост получили граждане РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающие в стране не менее 10 лет. Согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции президент Борис Ельцин осуществлял свои полномочия до окончания своего первоначального срока, то есть до 1996 г. (в том же году был переизбран).

Изменения полномочий президента после 2000 года

31 декабря 1999 г. Борис Ельцин объявил о своей отставке и возложил исполнение обязанностей главы государства на премьер-министра РФ Владимира Путина.


Почему глава государства в России называется президентом? Почему Россия президентская, а не парламентская республика? Кто вообще так решил и когда?

22 года назад, 15 марта 1990 года, Михаил Сергеевич Горбачев, генеральный секретарь ЦК КПСС, председатель Верховного Совета СССР, на Третьем внеочередном съезде народных депутатов спустился из президиума к небольшому столику, положил руку на Конституцию и, кажется, совсем не волнуясь, произнес: «Торжественно клянусь верно служить народам нашей страны, строго следовать Конституции, гарантировать права и свободы граждан, добросовестно выполнять возложенные на меня высокие обязанности Президента СССР». Дословно эту фразу на территории современной России и бывшего СССР больше не повторит никто и никогда. Но все последующие главы государств будут называть себя президентами и будут так же, как Горбачев, клясться на Конституции. Клясться, гарантируя ее соблюдение. За несколько минут до того, как Горбачев произнес текст своей присяги, к микрофону вышел академик Юрий Осипьян, председатель счетной комиссии съезда народных депутатов, и огласил результаты выборов.

Это были очень странные выборы. Во-первых, выбирали между Горбачевым и никем. Поначалу депутатская ассоциация «Союз» выдвинула еще Николая Рыжкова и Вадима Бакатина, но они согласия на выдвижение своих кандидатур не дали, так что 14 марта в бюллетенях оставалась только одна фамилия — Горбачев. Анекдот потом рассказывали такой: «Михаил Сергеевич, выбирайте арбуз». — «Да как же мне выбирать, если он у вас один?!» — «Ничего, Михал Сергеич, мы же вас выбирали».

Во-вторых, выбирали не всей страной, а двумя тысячами народных депутатов. К этому моменту президенты в разных странах выбирались уже не одну сотню лет. Это были разные президенты, наделенные разными полномочиями. Были президенты президентских республик, как в США или большинстве стран Латинской Америки. Были президенты парламентских республик, как в Израиле, Германии, Италии. Были даже пожизненные президенты — в Тунисе или Уганде, например. Так что же именно имел в виду Горбачев, называя себя президентом? Само слово «придумали» ближайшие соратники и помощники Горбачева — Александр Яковлев, Георгий Шахназаров, Вадим Медведев, Валерий Болдин, Анатолий Лукьянов. Говорили о введении поста президента и в лагере оппозиции, на собраниях Межрегиональной депутатской группы (МДГ), — Анатолий Собчак и Андрей Сахаров. Каким образом аппаратчики и демократы в итоге сошлись на том, что стране нужна президентская республика?


Во время правления Горбачева появилось неслыханное количество самых разных предметов с символикой: часы, майки, значки, кружки, календари. Во-первых, потому, что узнаваемых лозунгов было очень много. А во-вторых, кооперативное движение набирало обороты. Например, пошивом батников с перестроечной символикой занимался кооператив «Символ», который создавался при непосредственном участии Елены Батуриной, будущей жены будущего мэра
Анатолий Черняев, помощник Горбачева, в своих дневниках пишет, что бумага о президентстве была подготовлена еще в 1985 году, но в своих книгах и Яковлев, и Шахназаров, и Медведев впервые слово «президент» начинают употреблять в связи с XIX партконференцией, то есть в 1988 году. Это в кулуарах. С трибуны же о необходимости введения поста президента скажет Александр Яковлев в 1990 году. Холодная война практически окончена, на Западе Горбачеву рукоплещут, выходят на улицы во время его визитов, он дважды попадает на обложку Time как Человек года (под заголовком: «Михаил Горбачев. Прервал советский летаргический сон») и как Человек десятилетия (с титулом «Покровитель перемен»). Красиво было бы предположить, что в этот момент его советники решают, что генеральному секретарю Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза Горбачеву нужен новый, звучный и понятный статус, который поставит его в один ряд с главами западных государств. Это так лишь отчасти.

Чтобы понять основную причину, по которой появился пост президента, нужно вспомнить, как именно работала система государственной и партийной власти в те годы в СССР. По сути, этого разделения — государственное устройство и партийное — не было.

Партия в стране была одна — коммунистическая. У партии был Центральный комитет. Руководящий орган, в который входили члены партии и кандидаты, разделенный на отделы, — это тот самый знаменитый аппарат ЦК. Слово «аппаратчики», которым стали называть всех номенклатурщиков, произошло именно от него. Между пленумами ЦК партией управляло Политбюро — около 20 самых влиятельных коммунистов страны.


Раиса Максимовна Горбачева была единственной первой леди в истории страны, которая часто появлялась на публике вместе с мужем. Ни жены советских генсеков до нее, ни супруги российских президентов после никогда не пользовались такой популярностью
Ни одно значимое назначение на любой пост, ни один закон, ни одно постановление не принимались без ведома Политбюро. «Депутаты назначались (а выборы их были лишь фикцией). Назначенные депутаты собирались на сессии, чтобы одобрить — непременно единогласно! — уже заранее подготовленное решение. Дело даже дошло до того, что определенная должность сопрягалась с представительством в определенном совете. Скажем, ректор Ленинградского университета по партийному раскладу всегда был депутатом Верховного Совета РСФСР, а ректор Московского университета — по тому же раскладу — заседал в Верховном Совете СССР. Декан юридического факультета ЛГУ всегда входил в Ленсовет, и иного быть не могло», — пишет Анатолий Собчак в книге «Хождение во власть».

В Конституции, в статье номер шесть, отдельно обговаривалась руководящая и направляющая роль КПСС. Главой государства де-факто был генеральный секретарь ЦК КПСС, а де-юре глава государства в стране был коллективный — Президиум Верховного Совета. Генсеком к 1990 году был Михаил Горбачев, который занял эту должность в 1985 году.

Что же касается государственного устройства, то органом законодательной власти (при демократическом политическом устройстве называемым парламентом) был Верховный Совет СССР. Кроме того, был Совет министров, Совмин, — это как бы исполнительная власть. Парламент как бы выбирали на как бы выборах.

Вот, например, как избирался депутатом в Верховный Совет СССР Георгий Шахназаров — один из главных идеологов демократии, перестройки и гласности: «Получил уведомление оргпартотдела, что трудящиеся Ташаузской области Туркменской ССР выдвинули мою кандидатуру в высший законодательный орган власти и просят согласия баллотироваться. Почему в Туркмении? Очень просто: умер тамошний депутат, освободилось место. Заботиться о предвыборной кампании в те времена не приходилось, за тебя все делали вездесущие партийные органы. Получив командировку, я направился в Ашхабад, был встречен в аэропорту высокими местными чинами и препровожден в кабинет Сапармурата Ниязова. Осторожно, но достаточно внятно я признался, что чувствую некоторое неудобство: человек со стороны, никак не связанный с республикой, должен буду представлять ее в Москве. Ниязов успокоил, сказав, что меня это не должно смущать, партийно-государственный актив и население области рады заполучить «своего человека в Цент ре». Это было в 1987 году, а в 1988-м по инициативе Горбачева все стало происходить иначе: высшим органом законодательной власти становился Съезд народных депутатов. Выборы народных депутатов 1989 года очень сильно отличались от описанного Шахназаровым. Это еще не были настоящие свободные выборы: треть депутатов (750 человек) не выбирались, а выдвигались всевозможными общественными организациями — таким образом гарантировались места членам КПСС, а еще у 399 кандидатов не было конкурентов. Но все-таки голосование было тайным, а кандидаты впервые стали участвовать в теледебатах. Закончились выборы огромным съездом народных депутатов — всего 2250 человек.


1. А на родине чаще ругали за пустые полки магазинов и обвиняли в половинчатости реформ и недостаточной смелости
2. Фрагмент картины Ильи Глазунова «Великий эксперимент» (1990 год). Слева направо: премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер, Михаил Горбачев, президент США Джордж Буш — старший, Раиса Горбачева, федеральный канцлер ФРГ Гельмут Коль
3. Портреты членов Политбюро на проспекте Руставели в Тбилиси. Эдуард Шеварднадзе (второй справа в нижнем ряду) всего через несколько лет станет президентом Грузии, и его портреты опять будут висеть на улицах и в кабинетах
4. На Западе Горбачеву рукоплескали, ставя в заслугу окончание холодной войны и, как следствие, падение Берлинской стены. Слово «перестройка» стали понимать на всех языках

Первый съезд, который Горбачев разрешил транслировать в прямом эфире, был одновременно громом, молнией и Диснейлендом посреди пустыни. Там проходят настоящие прения, там впервые перестают вставать в зале при появлении Горбачева. Когда он станет президентом, будут вставать опять, но в тот момент не встают, подчеркивая свое отношение скорее к партии, которую он возглавляет, чем к нему лично. Андрей Сахаров берет слово восемь раз — треть зала аплодирует, две трети — свистят, захлопывают его выступления. Там впервые на всю страну рассказывают о вспышках национализма, Чернобыльской аварии, подавлении демонстрации в Китае. Про подавление китайской демонстрации, правда, слышат не все, а только первые ряды сидящих в зале депутатов и телезрители, потому что когда Сахаров начинает говорить об этом, Горбачев отключает его микрофон. Новый Верховный Совет съезд избирал из своего состава. Горбачев стал его председателем.

Иными словами, к этому моменту Горбачев — и генсек, и председатель Верховного Совета. Так зачем же ему становиться президентом, если он и так главный?

Наступает 1990 год. Межрегиональная депутатская группа, фракция, которая образовалась еще на Первом съезде народных депутатов, борется за отмену шестой статьи Конституции о главенствующей роли партии. Таким образом, Анатолий Собчак, Гавриил Попов, Юрий Афанасьев, Галина Старовойтова, Борис Ельцин продолжают дело, начатое Андреем Сахаровым (сам Сахаров умер в декабре 1989 года). 4 февраля в Москве проходит демонстрация: не меньше трехсот тысяч человек выходят на улицы с требованием отменить шестую статью.


1. Александр Николаевич Яковлев, один из главных идеологов перестройки, больше всего боялся попытки КПСС опять укрепить свое влияние в стране. Именно он первым предупредил Горбачева о готовившемся путче. Правда, Горбачев его не послушал
2. Егора Лигачева называли антагонистом Яковлева. Когда Горбачев стал президентом, именно Яковлев занял место Лигачева на всех заседаниях — по правую руку от главы государства

Что будет, если компартия потеряет руководящую роль? Генсек больше не будет главой государства, а будет просто руководителем партии, как Зюганов в современной России. Должность председателя Верховного Совета — это должность главы законодательной власти, спикер. Другими словами, привычная система перестанет существовать. Горбачев может потерять свою неограниченную власть.

В феврале 1990 года на заседании Верховного Совета Александр Николаевич Яковлев, один из главных идеологов перестройки, говорит: «Нужен ли нам президент? Мое глубокое искреннее убеждение — абсолютно необходим, притом не столько сегодня, сколько на перспективу, мы опаздываем с введением этого института». В этой же речи он задается вопросом: нет ли риска, что президент опять узурпирует власть? При этом говорит, что символический президент стране не нужен.

«Какой должна быть новая модель политической системы, — тут мнения были разные. Пошли горячие споры. Лукьянов носился с идеей «Республики Советов». Яковлев и Шахназаров склонялись к президентской системе. Болдин, как обычно, сохранял таинственную неопределенность», — пишет Вадим Медведев в книге «В команде Горбачева: взгляд изнутри».

Сам Медведев, один из ближайших соратников Михаила Горбачева, не отвергая президентской системы в принципе, предлагал вот что: «Партия как политическая организация ведет борьбу на выборах за большинство в Советах, опираясь на это большинство, получает мандат на формирование правительства как высшего исполнительного органа, ответственного перед представительным органом. Лидер партии становится главой правительства». То есть Медведев предлагал, по сути, парламентскую систему политического устройства, непонятно только, как он предлагал называть главу правительства страны.

В МДГ тоже говорили о введении поста президента. В частности, в проекте Европейско-Азиатского Союза, разработанном Андреем Сахаровым и другими членами МДГ, главой государства назывался именно президент. Но Сахарова тогда больше всего волновала отмена шестой статьи Конституции: он не хотел, чтобы президент произносил присягу, положив руку на Конституцию, в которой утверждается, что у КПСС есть руководящая роль. Собчак, один из лидеров демократического лагеря, не считал тогда своевременным проведение всеобщих выборов и при этом хотел наделить президента функциями полновластного руководителя: «Я говорил, что нам не нужен Жандарм Всея Руси. Нам нужен арбитр, координатор и глава исполнительной власти, который несет персональную ответственность за принятые им решения. Другими словами, нам требуется персонификация и власти, и ответственности, ибо до тех пор, пока нами управляют коллегиальные органы, не может быть никакого спроса».


1. Анатолий Собчак не был сторонником парламентаризма. Когда Горбачев стал председателем Верховного Совета, Собчак послал ему записку — мол, а кто страной-то правит, если вы здесь с нами сидите
2. В проекте Европейско-Азиатского Союза Сахаров высказал многие идеи, которые диссиденты обсуждали еще во времена застоя, в частности введение поста президента

Анатолий Черняев понимал пост президента куда более традиционным для номенклатурщика образом как пост именно что «жандарма всея Руси», пользуясь терминологией Собчака: «Если он (Горбачев) хочет иметь то, чего заслуживает президент сверхдержавы, он должен вести себя как президент, то есть с нарастающим акцентом авторитарности, только тогда народ признает его право жить во дворце и заткнется. Если же он будет играть в демократа — «я такой же, как и вы все», — «дача» обернется дискредитацией, потерей авторитета (под «дачей» я имею в виду все регалии и амбиции Раисы Максимовны)».

Сам Горбачев, по воспоминаниям Шахназарова, не раз говорил, что «вам не удастся сделать из меня английскую королеву». То есть такого главу государства, который наделен высоким статусом, но при этом лишь наблюдает, как страной управляет парламент и Кабинет министров.

Так почему же выигрывает президентская система и почему Яковлеву, чья концепция в итоге и победила, не нужен был символический президент? Яковлев был человеком из команды Горбачева. Именно с Горбачевым он связывал происходящие в стране перемены, больше всего боялся отката обратно в СССР. Иными словами, Яковлев придумывал не концепцию президентства вообще, а концепцию президентства Михаила Горбачева. Бывший генеральный секретарь с отменой шестой статьи Конституции оставался только с одной — законодательной — ветвью власти в руках, но, становясь президентом, обретал исполнительную.

В марте 1990 года в течение трех дней происходит вот что. 13 марта депутаты голосуют за введение поста президента. 14 марта за отмену шестой статьи. 15 марта Горбачев становится президентом. В Конституцию записывают, что президент «формирует Кабинет Министров СССР, вносит в его состав изменения, представляет Верховному Совету СССР кандидатуру на пост Премьер-министра; по согласованию с Верховным Советом СССР освобождает от должности Премьер-министра и членов Кабинета Министров СССР».


Журнал Time в 1989 году назвал Горбачева Человеком десятилетия. Больше такого титула не получал никто и никогда. Были, правда, Человек половины века (Черчиль) и Человек века (Эйнштейн)
Шахназаров потом напишет: «Свое, и немаловажное, значение имело то обстоятельство, что заседания новых органов проходили в продолговатом зале, примыкавшем к «Кабинету на высоте», где регулярно заседало Политбюро ЦК КПСС. В том же председательском кресле восседал Михаил Сергеевич, раньше — в роли генсека, теперь — президента. Так же по ранжиру рассаживались члены правящего синклита, а вдоль стен — помощники и приглашенные. Так же время от времени по сигналу Главного подавали чай с небольшими булочками, печеньем, а после особенно долгого сидения — с миниатюрными бутербродами. Казалось, ничто не изменилось под луной, только зал из партийного стал государственным».

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, также известный как обладатель самого высокого офиса субъекта Российской Федерации ( России : высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации ) или руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта из России Федерации ( России : руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации ) и разговорной и совместно именуемые титул губернатора ( русский : губернатор - GuBeRnAtoR ) или главы региона ( России : глава региона - Glava региональных веб ), является глава и глава исполнительной власти каждого из субъектов федерации России , не подчиняющиеся напрямую федеральным властям, но политический и церемониальный глава субъекта федерации, которые являются равноправными субъектами Российской Федерации.

Должность определена Конституцией России и главами 1, 3 и 4 Федерального закона России № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Российская Федерация », который вступил в силу в 1999 году. Согласно действующей редакции Конституции Российской Федерации, Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации, поэтому в России имеется 85 должностей главы регионов (см. Список действующих глав субъектов Российской Федерации. ).

Определенное название должности определяется Конституцией или уставом субъекта Федерации. Названия включают: губернатор, президент ( Россия : президент - президент ), глава администрации ( Россия : глава администрации - Glava АДМИНИСТРАЦИИ ), Глава Республики ( русская : глава республики - Glava РЕСПУБЛИКИ ) Мэр ( русский : мэр - Мер ), неофициально и собирательно сокращенно G overnors . Официальный титул «Губернатор» чаще всего используется в России и традиционно используется в областях России . В этом смысле губернаторами являются президенты российских республик, мэр Москвы и мэр Санкт-Петербурга .

Говорят, что глава субъекта в России работает в административном или исполнительном аппарате , в просторечии называемом губернаторской администрацией .

СОДЕРЖАНИЕ

Роль и полномочия

В Конституции сохраняется представление о том, что страна является федерацией полусуверенных субъектов федерации и что полномочия, специально не предоставленные федеральному правительству , сохраняются за субъектами федерации. Таким образом, субъекты Федерации не являются административными единицами. Региональные правительства в России относительно сильны; Каждый субъект федерации имеет свои собственные независимые уголовные и гражданские кодексы, а также управляет своим внутренним правительством.

Таким образом, губернатор возглавляет исполнительную ветвь власти в федеральных субъектах и, в зависимости от конкретной юрисдикции, может иметь значительный контроль над составлением государственного бюджета, правом назначения многих должностных лиц (включая многих судей) и значительную роль в законодательстве. Губернатор также может иметь дополнительные роли, и во многих территориях губернатор имеет частичную или абсолютную власть коммутирует или помилования в уголовном предложение . Все губернаторы избираются на пятилетний срок не более двух сроков подряд.

Во всех субъектах Федерации губернатор избирается прямым голосованием и в большинстве случаев обладает значительными практическими полномочиями, хотя это может регулироваться законодательным органом, а в некоторых случаях и другими выборными должностными лицами исполнительной власти.

Губернатор может ежегодно выступать с речью о своих достижениях, чтобы выполнить конституционное положение, согласно которому губернатор должен ежегодно отчитываться (или в более старых конституциях, описанных как «время от времени») о территории или состоянии республики / области. Губернаторы областей могут также выполнять церемониальные роли, такие как приветствие высокопоставленных лиц, вручение государственных наград, выпуск символических воззваний. Губернатор также может иметь официальную резиденцию .

История

В современной России губернатор - высшее должностное лицо в Российской Федерации (крае, области, автономной области, городе), возглавляет исполнительную власть в республиках и областях Российской Федерации.

30 ноября 1991 года указом президента Ельцина Борис Немцов был назначен губернатором Нижегородской области, и в первую неделю работы на новом месте Немцов издал указ, согласно которому он, как руководитель региональное правительство, будет официально называться губернатором. Таким образом, он стал первым губернатором новой России.

С 1995 по 2005 годы губернаторы избирались резидентами Российской Федерации в рамках прямого, равного и тайного голосования. С 2005 по 2012 год губернаторы назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению Президента России .

1 июня 2012 года вступил в силу Закон, возвращающий прямые выборы высших должностных лиц в регионах. В 2015 году срок полномочий управляющих ограничивался пятью годами, но не более чем двумя сроками подряд.

Демография

Вечеринка

По состоянию на июнь 2019 года 73 члена « Единой России» , 3 коммуниста , 3 либерал-демократа , один член « Справедливой России» и пять независимых членов занимают должности губернаторов.

Владение

На каждый срок губернаторы занимают свои должности пять лет.

Самым долгим действующим губернатором является Евгений Савченко из Белгородской области , который занимал семь сроков подряд с 18 декабря 1993 года.

Первой женщиной-губернатором была Валентина Броневич, которая была губернатором Корякского автономного округа с 1996 по 2000 год. В настоящее время губернаторами штатов являются 84 мужчины и одна женщина - губернатор - Наталья Комарова из Ханты-Мансийского автономного округа .

Читайте также: