Автодиагност что за профессия

Опубликовано: 06.07.2024

Что необходимо знать для получения одной из самых востребованных профессий.

Диагност — это уникальный специалист в автобизнесе, который досконально разбирается в устройстве двигателя и его взаимодействии с другими системами автомобиля. Современный автосервис невозможен без диагностики неисправностей. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.

Диагност обладает совершенно особым складом ума, ведь для комплексной оценки неисправностей необходимы знания по механическому устройству автомобиля, принципам работы двигателя и его систем, электронному оборудованию. Поэтому хорошим диагностом становятся только с приобретением опыта работы по разным специальностям автосервиса.

Профессия диагноста чрезвычайно востребована. Ведь грамотная и точная диагностика неисправностей автомобиля — это залог качественного ремонта, экономии времени и средств владельца. Хороший диагност — настоящая гордость любого автосервиса.

Особенности профессии

Современный автомобиль — это сложная система, состоящая из электронного оборудования и сотни различных механизмов, которые управляются бортовым компьютером. В таком сложном устройстве заложена возможность кодирования любой неисправности и её сохранения в памяти компьютера. Но не всегда коды ошибок означают ту неисправность, о которой сигнализируют. Точную диагностику может провести только специалист после тщательного изучения и сопоставления работы систем подачи топлива, зажигания, различных специальных измерений. Решающую роль в постановке «диагноза» играет не диагностическое оборудование, а мастерство и опыт диагноста.

В настоящее время имеется множество сложнейших приборов для диагностики автомобиля, но они только помогают найти направление поиска. Человека ничто не заменит. Автомобиль — очень сложная система, где всё взаимосвязано. Диагност видит эти связи и последовательно, методом исключения приближается к определению неисправности или некорректно работающего блока управления.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы

Профессия диагноста считается престижной, востребованной и, соответственно, высокооплачиваемой.

Минусы

  • высокий уровень ответственности;
  • необходимость учиться всю жизнь, чтобы идти в ногу с прогрессом в автобизнесе — появляются новые марки автомобилей, старые — совершенствуются, постоянно модернизируется оборудование для диагностики (это можно считать и плюсом профессии);
  • материальный риск при работе с элитными и дорогими марками автомобилей;
  • поиск неисправностей может длиться неопределенное количество времени и стоить неоправданно дорого, что может привести к вопросу о целесообразности диагностики вообще.

Место работы

Крупные автотехцентры, станции технического обслуживания, крупные и мелкие автосервисы, автобазы.

Важные качества

  • Умение мыслить логично и в то же время неординарно, находить нестандартные решения;
  • желание постоянно учиться, совершенствуя профессиональные навыки;
  • уравновешенность;
  • аккуратность и методичность;
  • кропотливость;
  • коммуникабельность.

Необходимые знания:

  • отличное знание систем и устройств автомобиля;
  • компьютерная грамотность на уровне продвинутого пользователя;
  • знание обновленных версий оборудования и приборов для выполнения диагностики автомобилей европейского и американского производства:

— автомобильный сканер REFLEX

— автомобильный сканер GENISYS

— автомобильный сканер NEMISYS.

Обучение на диагноста, технического консультанта

Обучение диагностов автобизнеса — важнейшая проблема. ВУЗы, как правило, далеки от реальной практики и действующих технологий. У них не бывает дорогостоящего специализированного оборудования и условий для освоения ценных практических навыков. Поэтому подготовку настоящих диагностов, идущих в ногу с развитием прогресса, успешно осуществляют учебные центры на базе дилерских комплексов. Например, Академия Автомобильных Технологий — образовательное учреждение дополнительного профессионального образования нового типа в сфере автосервиса, которая базируется на территории ведущего мультибрендового дилерского комплекса ГК «FAVORIT MOTORS», своего эксклюзивного партнера. Он специализируется на продаже и сервисном обслуживании автомобилей KIA, SKODA, FIAT, PEUGEOT, CITROEN и др.

Программы обучения профессионально ориентированы, в ходе учебного процесса используются автомобили и оборудование партнера. В обучении сочетаются изучение теоретических основ и каждодневное решение практических вопросов на рабочем месте.

Курсы

Российский институт профессионального образования "ИПО"

Оплата труда

Зарплата на 25.05.2021

Ступеньки карьеры и перспективы

Карьерный рост зависит от профессионализма и стажа работы сотрудника в компании. Для достижения высокой квалификации в области диагностики систем автомобиля требуется не менее трех лет практики и постоянное повышение своего профессионального уровня.

Хорошие диагносты получаются из опытных автомехаников и специалистов по электротехнике и электронике. Опытные диагносты могут сделать карьеру до позиции технического обучающего тренера компании, руководителя дилерского автосервиса или директора компании. Специалисты с коммерческим складом ума могут стать основателями собственного дела.

Портрет современного среднестатистического диагноста:

мужчина среднего возраста с высшим техническим или средне-специальным образованием по специализации «приборостроение», «микроэлектроника» или «радиотехника». Он является продвинутым пользователем компьютера, владеет техническим английским на базовом уровне, понимает специальные автомобильные термины, касающиеся электросхем и диагностики автомобиля.

Интересные факты

В России с 23 октября 2007 года существует Общество автомобильных диагностов, целью которого является повышение личного профессионального мастерства участников Союза, улучшение качества оказываемых услуг. Любой автомобилист может стать членом этого сообщества.

С чего начать?
Этот сакраментальный вопрос возникает перед всяким, кто решил посвятить себя авторемонту, автомобильной диагностике и чип тюнингу. Вопрос достаточно сложный. Попробуем рассказать, что для этого нужно.
Диагност.
Основные требования к кандидату в автодиагносты — желание, возможность и способность к самообучению, начальные лучше средние (в идеале — глубокие) знания теории ДВС, умение разбираться в электрооборудовании, свободно читать электросхемы, умение пользоваться компьютером, электронными базами и другой справочной литературой, диагностическими приборами, оборудованием, приборами. Приветствуются знания электроники и "умение паять". И, не последнее место занимает развитое чувство интуиции.
Вы должны четко представлять себе специфику данной "отрасли": в автомобиле, где все взаимосвязано, нельзя ограничить себя чем-то одним, подчас многие неисправности напрямую не связаны с системой впрыска. Диагност должен на "отлично" знать мотор изнутри, быть хорошим автоэлектриком, знать системы впрыска как современные, так и более ранних версий. В этой профессии, как и во многих других, знаний не бывает много.
Предположим, все это у Вас есть (фантастика!), теперь нужно составить необходимый набор оборудования. Конечно, все и сразу приобрести довольно тяжело, но постепенно Вы сами придете к выводу, что без хорошего инструмента — не жизнь :)
Обучение.
Где можно освоить профессию автодианоста? К сожалению, практически нигде. Многочисленные курсы, как правило, организуются для получения прибыли, а не для реального обучения. Результат практически такой же, как обучение вождению автомобиля в автошколе, цель — получить права, а дальше — естественный отбор. Наш сайт может предложить Вам "заочное" обучение азам автодиагностики — уникальные, не имеющие аналогов, видеокурcы для начинающих "Обучение диагностике автомобиля".
Оборудование.
Какое оборудование необходимо на диагностическом участке? Попробуем ответить на этот вопрос.
Сразу оговорюсь, что методы диагностики на слух и на глаз не считаю приемлемыми в современных условиях. Отнюдь не умаляя роли человека в диагностическом процессе, напротив, считая специалиста ключевым звеном, без которого в принципе невозможно добиться сколько-нибудь заметного результата, я все-таки продолжаю считать качественное оснащение участка оборудованием совершенно необходимым.
Причин для этого три. Во-первых, на дворе 21 век. Век электроники, компьютеров и других умных систем. И диагностика двигателя внутреннего сгорания дедовскими методами, основанными на органах чувств и интуиции человека, выглядят сегодня попросту курьезно.
Во-вторых, разборчивость потребителей услуг автосервиса стала в последнее время значительно выше. Появляется все больше людей, готовых платить деньги за качественный профессиональный ремонт. И это справедливое требование времени и экономической ситуации. В-третьих. Успешность работы участка диагностики не может и не должна зависеть от субъективного восприятия ситуации диагностом. Человек – одновременно самое сильное и самое слабое звено любого процесса. Он может быть утомленным или с похмелья, может болеть или попросту быть в отпуске. На место отсутствующего должен встать другой и продолжить эту же работу. И если первый чувствует состав смеси на нюх, то что делать второму, если нет газоанализатора?! Еще раз оговорюсь: я считаю специалиста с его знаниями и интуицией важнейшим звеном, но роли диагностического оборудования в производственном процессе тоже придаю должное значение.
Итак, комплектуем участок диагностики. Прежде всего следует знать, что из всех типов диагностических приборов можно выделить три основные группы. Эти группы – основа основ, это то, без чего грамотный поиск неисправности превращается в тупой процесс, основанный на методе подмены. И если на отечественных автомобилях этот метод еще прокатывает, то при работе с иномарками он невозможен по определению. На участке диагностики совершенно необходимо иметь хотя бы по одному представителю этих трех групп. Назовем их:
1. Сканеры
2. Мотортестеры.
3. Газоанализаторы.
Рассмотрим каждую подробнее.
Сканеры.
Система управления современного двигателя, отвечающего строгим нормам токсичности, в качестве главного своего элемента содержит электронный блок управления (ЭБУ). Так вот сканер предназначен именно для работы с ЭБУ, для его «сканирования». Вспомним, по какой схеме функционирует блок. Он получает информацию о текущем состоянии двигателя с установленных на последнем датчиков, обрабатывает ее в соответствии с заложенной программой и выдает управляющие сигналы на так называемые исполнительные механизмы (ИМ). Кроме того, ЭБУ наделен способностью обнаруживать сбои в работе системы управления. А так как сканер работает с блоком, то он позволяет нам:
1. Наблюдать сигналы с датчиков системы, следить за их изменением во времени.
2. Проверять работу исполнительных механизмов путем приведения их в действие и визуального или другого контроля.
3. Считывать сохраненные системой коды неисправностей.
4. Посмотреть идентификационные данные ЭБУ, системы и т. п.
Следует совершенно четко понимать, что показания сканера – это то, что «видит» ЭБУ.
Это отнюдь не истинные значения напряжений или других параметров. Если по какой-либо причине (например, плохая «масса») датчик врет, то на экране сканера мы увидим это самое вранье. Кстати, про массы полезно почитать здесь. Другими словами, сканер не является измерительным прибором. Он всего лишь отображает данные с ЭБУ, нужно это понимать и относиться к получаемой информации соответствующим образом. Точно так же осторожно следует относиться к считанным кодам неисправностей. Эти коды – не руководство к замене, а лишь пища для дальнейших размышлений и поиска. Пример: ошибка датчика кислорода, богатая смесь. Менять? Ни в коем разе. Надо искать причину богатой (бедной) смеси. А ошибка «Обрыв датчика детонации» на системах Бош уже вошла в легенды. Что касается разновидностей сканеров, то их по большому счету две: портативные и программные, работающие совместно с персональным компьютером. И тот и другой тип имеют как свои преимущества, так и недостатки. Выбирать Вам. Подробную информацию о конкретном приборе можно найти на сайте компании-разработчика. Для работы программного сканера вам понадобятся:
Компьютер. Лучше не особо мощный, но ноутбук (РIII-600 и выше). Обязательным условием является наличие на ноутбуке COM — порта или переходника PCMCI-COM (На данном этапе это основной разъем сопряжения с диагностическим оборудованием). В свете развития программных продуктов от SMS-Software, скоро наличие на компьютере будет желательно, но необязательно.
Адаптер K-Line (K-L-Line) с комплектом проводов и разъемов.
Диагностическое ПО. Тут выбор за Вами, могу порекомендовать недорогую программу SMS-Diagnostic — тестирование всех современных ЭСУД ВАЗ/ГАЗ. Это первая из отечественных разработок, которая работает напрямую через USB, активно развивается и постоянно обрастает новыми возможностями.
Следует добавить, что протоколы обмена между сканером и ЭБУ у разных автопроизводителей отличаются, поэтому, если Вы занимаетесь иномарками, то будете вынуждены покупать несколько сканеров либо один универсальный, но за универсальность придется платить меньшими возможностями прибора.
Мотортестеры.
Это совершенно другой тип диагностического оборудования. Мотор-тестер – это как раз и есть измерительный прибор. Предоставляемая им информация снимается непосредственно с двигателя и позволяет найти неисправности, недоступные сканеру. Это формы напряжения и токов датчиков и исполнительных механизмов, это и осциллограммы высокого напряжения, и осциллограммы давления в цилиндрах, давления топлива, и возможность проверить баланс цилиндров, померить стартерный ток, УОЗ и многое другое. Рассмотрим это подробнее.
Как всем известно, в цилиндрах двигателя под воздействием искры происходит воспламенение и сгорание топливно-воздушной смеси. Наблюдать и оценивать этот процесс непосредственно (зрительно или как-то еще) невозможно. Но оценить его косвенно очень даже легко. Для этого в мотортестерах предусмотрена возможность снятия осциллограмм вторичного (высокого) напряжения. На форму этих осциллограмм влияет буквально все: состояние катушки зажигания, ВВ-проводов, свечных наконечников, свечей, компрессии, состояние клапанов, состав смеси и даже неисправность ЭБУ. Как научиться извлекать ценнейшую информацию из формы вторичного напряжения, замечательно описано на сайте производителя мотортестера «МотоDoc». Кроме того, очень интересные примеры осциллограмм, снятых на двигателях с дефектными узлами и элементами, можно посмотреть тут или тут.
Еще один очень информативный график, предоставляемый мотортестером, — давление в цилиндре при работе двигателя. Для этого свечной наконечник интересующего нас цилиндра подключается на разрядник, свеча выворачивается, а на ее место устанавливается датчик давления. Полученный в результате измерений график позволяет сделать заключение:
1. О правильности установки фаз ГРМ (не только ремня. Например, разбитые шпонки коленвала и распредвала, шкив коленвала).
2. О состоянии цилиндро-поршневой группы и клапанов.
3. О наличии подсоса воздуха во впускной тракт.
4. О высоком противодавлении выпускной системы (развалившийся катализатор, внутреннее разрушение глушителя).
5. О реальном угле опережения зажигания.
Согласитесь, список внушительный. Одна только правильность установки фаз чего стоит. Вручную эта операция делается долго и трудно, а с помощью мотортестера все решается без усилий в течение пяти минут.
С этой же самой помощью можно определить, не имеет ли места обрыв или межвитковое замыкание форсунок. Можно померить стартерный ток и сделать вывод о состоянии аккумулятора и стартера. Форма осциллограмм напряжения генератора позволяет сделать вывод о его «здоровье». Как это сделать – почитайте здесь.
Мотортестер позволяет проверить работоспособность датчиков. Пример. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). Снимаем осциллограмму сигнала с датчика при его включении. По форме переходного процесса можно сразу же, не заводя двигатель, сделать вывод о его работоспособности. Как это сделать, рассказано в одной из статей.
Ну что, впечатляет? Если вы убедились в необходимости приобретения такого прибора, дело осталось за выбором конкретной модели. К сожалению, из трех вышеназванных типов мотортестер – самое дорогое удовольствие. Выбор фирм и моделей достаточно велик. По соотношению цена/качество я бы посоветовал обратить внимание на продукцию Quantex Laboratory. Там же Вы найдете обучающие ролики и форум по пользованию этим прибором.
Газоанализаторы.
Здесь я скажу единственное – на современном диагностическом участке газоанализатор должен быть только четырехкомпонентный. Двухкомпонентные приборы, как и карбюраторы, — достояние истории. И еще – газоанализатор служит не для «регулировки СО», а как источник диагностической информации. Как этой информацией пользоваться, довольно доходчиво описано здесь.
Краткий итог.
Все три типа описанных приборов имеют совершенно разный принцип работы, дают нам разную информацию и ни в коем случае не подменяют друг друга. Да, где-то получаемые с их помощью данные перекликаются, а где-то они у каждого уникальны. В принципе, можно обойтись без любого из этих приборов, а есть «спецы», которые вообще обходятся одной отверткой. Речь не об этом. Речь о том, что грамотный поиск дефекта основан на анализе информации. На измерениях, с коих, как известно, начинается наука.
Остальное оборудование носит в основном вспомогательный характер, хотя его наличие более чем желательно. Это:
Топливный манометр. О нем почитайте здесь.
Установка для очистки форсунок. Ультразвуковая с проливочным стендом (очень полезная вещь) или жидкостная.
Стенды для проверки свечей зажигания, модулей зажигания.
Качественный ампервольтомметр (мультиметр), желательно некитайского производства.
Хороший набор инструмента. Желательно фирменный.
Всевозможные пробники, хитрые приспособления, изготавливаемые мастером «под себя» и самостоятельно.
Чип — тюнингом будем заниматься?
Тогда еще одна статья расходов:
Программатор ЭБУ c флэш-памятью (Январь 5.xx, Январь 7.2, Микас 7.x, Бош МП7, Бош М7.9.7). Для начала можно и простой, бесплатный. Их можно скачать на соответствующем разделе сайта. К покупке коммерческого варианта приходят практически все через некоторое время, при достижении определенного уровня и/или накопив определенное количество "обломов" и потерянных клиентов.
Программатор ПЗУ (Январь 4, GM, Микас 5, Бош М154) и, естественно, набор ППЗУ и панелек (на панельках не стоит экономить — берите цанговые). Мы рекомендуем использовать электрически стираемые ПЗУ Winbond 27С257 (32Kb) и 27С512/27E512 (64Kb).
УФ-лампа для стирания ППЗУ с УФ-стиранием, если Вы решили не пользоваться советом выше :)
Оборудование для пайки — паяльник, отсос и т.д (в идеале — паяльная станция).
К трем последним пунктам можно отнестись как к второстепенным — ЭБУ этих типов встречается уже нечасто. С 2003 г. они вообще перестали устанавливаться на автомобили. Но данное оборудование может пригодиться при тюнинге большинства иномарок начала/середины 90-х готов прошлого столетия.
Набор прошивок под все типы ЭСУД — в зависимости от уровня:
а) бесплатных б) коммерческих в) собственные наработки.
Для продвинутых — программа для изменения калибровок для тонкой настройки программы под конкретного клиента, да и просто для творчества.
Инженерный блок — для профессионалов, для калибрования непосредственно "на ходу".
Контроллер ШДК — для владельцев инженерного блока, для контроля состава смеси. На худой конец пойдет простой альфаметр, но он сильно искажает показания на составах смеси сильно отличающихся от стехиометрического.
Не забывайте и о том, что у Вас должны быть все необходимые слесарные инструменты как можно более высокого качества. Подавляющее большинство клиентов приезжает "переписать программу, а то что-то не едет", а автомобиль просто нуждается в ремонте.
И последнее, без чего не обходится диагностический участок, — это информация. Ее мастер должен получать всеми доступными способами: Интернет, книги, публикации в автомобильных журналах.
Как делается диагностика.
Работа диагноста состоит из трех этапов: сбор диагностической информации, ее обработка, принятие решения. Для сбора применяется все вышеперечисленное оборудование. Собственно процесс можно описать так.
1. Опрос клиента о сути проблемы. Когда, как, при каких обстоятельствах проявляется дефект. Часто «допрос с пристрастием» значительно облегчает дальнейший поиск.
2. Визуальный осмотр подкапотного пространства. Внимательно смотрим, нет ли видимых повреждений электропроводки, шлангов, высоковольтных проводов. Нет ли следов постороннего вмешательства, чаще всего со стороны установщиков ГБО и автосигнализаций. Типичные случаи – жгут, идущий к датчику синхронизации, после переборки двигателя оказывается лежащим на выпускном коллекторе, или оторваны провода от датчика скорости при замене сцепления. Вообще следам вмешательства надо уделять серьезное внимание. Полезно убедиться, что все шланги вентиляции картера, адсорбера и т.п. находятся на своих штатных местах, предохранители ЭСУД не перегорели, а в баке есть бензин. Очень желательно проверить состояние воздушного фильтра. Часто он бывает порван, и это приводит к выходу ДМРВ из строя.
Только после всего этого можно приступать к работе с приборами.
3. Первым делом «узнаем врага в лицо», т.е. с помощью сканера разберемся, с каким типом ЭБУ и с какой системой (Россия-83, Евро-2, Евро-3 и т.п.) мы имеем дело. Вспомним особенности ее работы, ее состав, а также возможные «врожденные дефекты». Например, прошивки типа I27, блок Январь7 с антиджеркингом и т.п. Также на этом этапе необходимо замерить компрессию в цилиндрах, чтобы сразу определить, требуется или нет более глубокое вмешательство в двигатель. При низкой компрессии или ее большом разбросе по цилиндрам необходим визит к мотористу.
4. Визуально контролируем свечи. Количество нагара, его цвет, зазор, состояние электродов, наличие/отсутствие пробоя на изоляторе. К сожалению, в этой операции единственный помощник – опыт и интуиция.
5. Проверяем в статике показания датчиков и исполнительных механизмов при помощи сканера. Можно подвигать РХХ, включить вентилятор и бензонасос, сделать баланс форсунок.
6. Проводим диагностику системы питания по давлению топлива. Как – читайте здесь.
Если претензий к насосу, регулятору давления, датчикам, ИМ, свечам и проводам в статике нет, заводим двигатель.
7. На работающем двигателе проверяем сканером те же самые параметры. Здесь тоже необходим опыт, в двух словах это процесс не описать. Про диагностику систем с блоком Бош МП7.0 можно почитать очень хорошую статью. Внимательно слушаем двигатель на предмет посторонних шумов, стуков и гула.
8. Фиксируем показания газоанализатора.
9. При необходимости можно снять мотортестером осциллограммы высокого напряжения.
10. Если есть подозрение на неверную установку фаз ГРМ, выполняем мотортестером проверку давления в цилиндре.
11. А вот теперь самое интересное. Внимательно смотрим на полученные результаты, анализируем их и делаем выводы.
Иногда в сомнительных случаях есть смысл подменить неисправный элемент и снять показания повторно либо совершить пробную поездку. Для этого на рабочем месте диагноста должен быть подменный фонд. Но в любом случае нужно стремиться к такой степени мастерства, когда выявление дефекта происходит только с помощью приборов и почти со стопроцентной вероятностью. Такая способность очень пригодится Вам при диагностике иномарок, на которые очень активно пересаживается население нашей страны.

Находясь на карантине , появилось время приоткрыть широким массам занавесь над работой автодиагноста и автоэлектрика, рассказать о тонкостях и нюансах.

В отличии от карбюраторных автомобилей , в современных средствах передвижения применяется множество электроники и это все не зря , а сводится к контролю за экологичностью выхлопа и недопущения пустой траты топлива с сохранением мощностных характеристик. На сегодняшний день существует уже шесть норм- стандартов

Евро , регулирующих степень вредности выхлопных газов, а из за этого растет сложность применяемых систем .

Начнем сначала, немного теории о составе выхлопных газов , а именно основных и ядовитых-

Это CO-оксид углерода(угарный газ)

NО - оксид азота

Не буду описывать, незначительные другие компоненты , но как раз с вышеперечисленными и борятся нормы Евро.

Руками этих норм является система электронного управления двигателем , которая в свою очередь состоит из датчиков , исполнительных устройств и "мозга" блока управления двигателем ( ЭБУ, PCM, Эсуд, ECM итд).

Итак, блок управления двигателем содержит в себе программное обеспечение , которое и отвечает, что придет с датчика и , что в результате надо сделать с помощью исполнительных устройств.

Датчики ( для бензиновых авто) бывают

- датчик расхода воздуха MAF ( один из основополагающих датчиков , взависимости от его показаний осуществляется смесеобразование - смесь воздуха и топлива).

- Датчик детонации KS( отвечает за регулировку угла опережения зажигания , то бишь времени поджига топливо воздушной смеси относительно верхней мертвой точки поршня )

- Датчик угла положения коленчатого вала CKP ( даёт информацию блоку управления двигателем о положении поршней в цилиндрах)

- Датчик распределительного вала CMP( даёт информацию блоку управления двигателем о положении распределительного вала).

- Датчик положения дроссельной заслонки TP ( даёт информацию блоку управления двигателем о истинном положении дроссельной заслонки )

- Датчик положения педали акселератора APP( даёт информацию блоку управления двигателем о положении педали газа)

- Датчик разрежения/давления во впускном коллекторе MAP ( даёт информацию блоку управления двигателем о разрежении / давлении во впуске)

- Датчик температуры охлаждающей жидкости ECT ( даёт информацию блоку управления двигателем о температуре ОЖ)

-Датчик температуры воздуха во впуске IAT ( даёт информацию блоку управления двигателем о температуре воздуха поддающегося во впускной коллектор

-Датчик температуры наружного воздуха AAT ( даёт информацию блоку управления двигателем о температуре воздуха снаружи автомобиля)

- Датчик положения заслонки рециркуляции выхлопных газов EGR ( информирует блок управления двигателем о положении заслонки рециркуляции выхлопных газов)

- Датчик кислорода , он же лямбда- зонд O_S_

( Информирует блок управления двигателем о обеднении/ обогащении топливо воздушной смеси)

- Датчик положения педали сцепления ( информирует блок управления двигателем о положении / нажатии педали сцепления)

- Датчик положения педали тормоза ( информирует блок управления двигателем о положении / нажатии на педаль тормоза)

- Датчик давления системы кондиционирования ( информирует блок управления двигателем о давлении в блоке управления двигателем)

- Датчик давления/разрежения в топливном баке( информирует блок управления двигателем о давлении/ разрежении в топливном баке)

- Датчик давления в топливной рампе ( информирует блок управления двигателем о давлении топлива в топливной рампе)

- Датчик давления наддува ( информирует блок управления двигателем о давлении наддува создаваемого турбиной или компрессором)

Это далеко не все датчики , но основные мы перечислили..

Исполнительные устройства для бензиновых двигателей бывают

- Дроссельная заслонка ( регулирует подачу воздуха во впускной коллектор взависимости от нажатия на педаль газа)

- Форсунки топливные( подают топливо во впускной коллектор / цилиндр взависимости от типа топливной системы под управлением блока управления двигателем)

- Пневматические клапана с электронным управлением изменения длины впускного коллектора ( тянут заслонку во впускном коллекторе , меняя направление воздушного потока по длинному/ короткому пути)

- Электронные клапана изменения фаз газораспределения ( меняют угол перекрытия ( время открытия клапанов впускных/ выпускных ) от необходимости)

-Клапан управления турбонагнетателем ( регулирует давление нагнетаемое турбиной)

- Клапан рециркуляции выхлопных газов ( служит для уменьшения NO в выхлопных газах путем подачи части выхлопных газов обратно во впуск)

-Клапан вентиляции/регенерации абсорбера EVAP ( пары топлива накапливаются из топливного бака в бочонке с углем( абсорбер) и для их удаления он( абсорбер) соединён с впускным коллектором через электронный клапан )

А так же взависимости от систем , могут быть применены дополнительно некоторые исполнительные устройства.

Все вышеперечисленные элементы соединены между собой проводкой , у части датчиков и исполнительных устройств может разниться напряжение питания , как 12 в , так и 5 в ..

Для диагностики в современных автомобилях используется интерфейс OBD2 , это стандартный протокол обмена данными между блоком управления двигателем и диагностическим прибором , они различаются между собой , но хочу остановиться на самом распространенном , это CAN . Не важно , как он расшифровывается , говоря проще, это два провода по которым , посредством передачи цифровых пакетов блок управления двигателем обменивается информацией с диагностическим прибором ..

Разъем OBD2 представляет собой штекер о 16 контактах , в котором присутствуют все имеющиеся для данного авто интерфейсы , это различноскоростной CAN , K - Line, питание интерфейса.. Продиагностировать систему управления двигателем , можно посредством дешёвых приборов и интерфейсов типа OBD ELM и им подобных , в сети имеется множество бесплатных программ для диагностики с помощью ELM , но считыванием кода неисправности для правильной диагностики и ремонта не обойтись..

На днях продолжу экскурс в текущие параметры блока управления двигателем и что они означают ..

Главная примета текущего времени-нестабильность и шаткость всех, ранее казавшихся незыблемыми, ценностей и основ. Ведь действительно, последние примерно 10-12 лет, кроме небольшого промежутка кризиса 2008 года, мы могли быть уверенными, что ценности, которые мы накопили, заработали и которыми располагаем, будут залогом нашей стабильности и останутся нашим надежным тылом и спасательным кругом на случай непредвиденных потрясений. Неуклонно, пусть и с некоторыми колебаниями, наши позиции на работе росли, удавалось накапливать понемножку средства на покупку новых вещей, автомобилей, улучшать условия жизни, бытовые условия, и даже откладывать понемножку денег на ежегодные поездки на отдых.

Конечно, не у всех, и не повсеместно географически, так как страна огромна и не равномерно развита, остаются большие различия между крупными городами и удаленными областями, но в среднем россияне не жили в таком благоприятном экономическом стабильном положении до этой эпохи никогда. Неколебимость валютных курсов, ежегодный рост цен на наши квартиры, относительная доступность кредитов и уверенность в сохранении рабочего места, особенно в государственной структуре, способствовала появлению у нас благостной уверенности в завтрашнем дне, расслабленного чувства защищенности и успокоенности.

Именно поэтому, мы, оказавшись в ситуации, когда все наши «твердые» основополагающие ценности, которые вроде бы должны были обеспечивать нам дальнейшее беспроблемное существование, зашатались и стали зыбкими. Мы растерялись и «не поняли» как тот кот на трубе, неожиданно потерявшей цельность, что же происходит и за что можно зацепиться. Неожиданно выяснилось, что денег, отложенных нами на отпуск, не хватает даже на перелет к морю. Квартира, которую мы сдавали, чтобы жить на эти деньги, вдруг освободилась от съехавших арендаторов, а сдать ее за прежние деньги уже невозможно. Планируемая замена старого автомобиля перенеслась на неопределенный срок, так как дилеры подняли цены почти в два раза. Да и поход в магазин стал гораздо накладнее. К тому же и уверенность в сохранении рабочего места, скажем прямо пошатнулась-ведь перед глазами повсеместные сокращения в компаниях, ранее считавшихся эталоном зажиточности и стабильности. Даже если удастся сохранить работу, то о повышении заработной платы, на которую рассчитывал в ближайшем будущем, можно забыть, хоть бы не урезали эту….

Так на что опереться? Как пережить всеобщее обесценивание? Во что вложиться, чтобы одолеть кризисный промежуток и выйти из него в готовности к жизни, в которой нужно будет стартовать так, чтобы быть конкурентоспособным, адаптированным и востребованным? Ведь выход из кризиса во все времена и во всех странах, это время открывающихся возможностей, трамплин для тех, кто успел вскочить в вагон разгоняющейся после падения и стагнации экономики, время жадное до людей, обладающих навыками и знаниями, профессионалов в своей области.

Единственное что не обесценивается, не девальвируется, что не подвержено всеобщему хаосу, это-знания. Как бы долго не продолжалось падение и разрушение, рано или поздно оно закончится подъемом, и здесь, на волне возможностей, как на доске для серфинга выплывет тот, кто уже имеет базу неразрушаемую кризисами и спадами- базу знаний, умений и навыков.

Бесполезно и глупо держаться за мнимые накопления, за ценности, еще недавно казавшиеся вечным оплотом стабильности, их не удастся спасти, они вытекают сквозь наши пальцы, судорожно сжимающие ушедшую в невозвратимость уравновешенную жизнь, надо бросить все силы на освоение того, что даст возможность нащупать под ногами твердую почву, быть востребованным.

Одно из основных направлений развития технологий-это технологии связанные с автоматизацией процессов управления различными механическими системами, придание самостоятельности и разумности механизмам, еще вчера бывшим лишь железками и бесполезными без человеческого вмешательства. Как и автомобиль, бывший еще 20 лет назад достаточно примитивной механической системой с элементами электротехники. Теперь он представляет собой сложнейшую компьютерную систему с разветвленными коммуникационными сетями, сотнями датчиков и активаторов и десятками блоков управления, которые с быстродействием, недоступным человеку, принимают решения о самостоятельной жизни этого организма.

Какой бы не была самостоятельность и оперативность современных систем управления автомашиной, алгоритмы заложенные в них, заложены они человеком, и лишь призваны обслуживать процессы проистекающие в механических системах-ДВС, АКПП, системах подвески, рулевого управления, тормозных системах, устройствах комфорта. В отличие от прежних времен недостаточно знать устройство и принципы работы чисто механических систем автомобиля, чтобы обслуживать, настраивать, ремонтировать их-большая часть проблем, режимов настроек, кроется в чисто электронных системах управления и в ее многочисленных элементах, разбросанных по автомобилю, или в коммуникации между ними. И с каждым годом доля компьютерных систем управления в автомобилестроении будет только увеличиваться, постепенно вытесняя чисто механические вплоть до автомобиля, управление которым будет полностью возложено на электронику, и эти времена уже не за горами!

Можно с уверенностью предполагать, что профессиональные навыки специалиста, представляющего себе логику и устройство данных систем, а значит понимающего причины неисправностей в них, знающего процедуры юстировки, настройки, программирования данных систем будут год от года все более востребованы. Как и профессия диагноста, уже сейчас являющегося интеллектуальной основой любого современного автотехцентра, будет становиться все более дефицитной позицией.

Поэтому мы уверены в том, что именно сегодня то время, когда имеет особый смысл и ценность инвестировать в профессию, профессию которая находится в сфере новых современных технологий, области знаний связанных с постоянно развивающимися компьютерными системами управления, на постоянно прогрессирующих устройствах передвижения-автомобилях, востребованных в нашем «стабильном» прошлом, неустойчивом настоящем и, конечно, в будущем, которое ждет вашего профессионализма!

Леонид Силкин

Основатель Школы Диагностов "Инжекторкар"

Написать комментарий

Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Востребованность профессии автодиагноста объясняется тем, что профессиональная диагностика автомобилей экономит владельцу автомобиля время и деньги. Ведь точное выяснение причин неисправности и их устранение обойдется гораздо дешевле, чем ремонт методом перебора всех запчастей. Пройти обучение на курсах диагностики можно на базе компании «РВС-Центр» в Киеве и Днепропетровске.

Профессия диагност: учебные курсы

Каким бы диагностическим оборудованием ни обладала СТО, не менее важную роль играют опыт и знания диагноста. Раз в два месяца в Киеве и Днепропетровске компания «РВС-Центр» проводит обучение специалистов, построенное на изучении самых распространенных систем автомобилей – начиная с механических систем и заканчивая новейшими системами подачи топлива.

Задачи курсов диагностики автомобилей:
• Изучение принципов работы современных видов двигателей внутреннего сгорания.
• Изучение принципов и устройств действия электрических систем.
• Изучение принципов действия устройства системы зажигания.
• Изучение рынка оборудования для диагностики автомобилей.
• Изучение всех методов диагностики вышеприведенных видов систем с применением всего спектра оборудования для диагностики.
• Закрепление теоретических знаний на практических занятиях.

Многое из того, что рассказывается на курсах, не найти в специализированной литературе, на форумах и даже в дилерских центрах обучения. Вы сможете узнать о том, как можно одну проблему решить несколькими методами: при помощи использования специального оборудования для диагностики, а также обычных механических приспособлений.

Основной упор делается на получение практических навыков: различные проявления неисправностей, методы их распознания и полного устранения. Кроме того, курсы учат размышлять логически и, распознав любую неисправность, докопаться до ее сути.

Последние дни наших курсов мы стараемся отвести для практических занятий. Занятие по практике проводятся на современном оборудовании для диагностики автомобилей. В практическое занятие обязательно включается: практическая работа и ознакомление с несколькими разновидностями сканеров для диагностики, работа со стендом для очистки форсунок, работа с мотор-тестером, альфаметром и многим другим оборудованием.

Программа по изучению устройства и ремонта инжекторных систем:
- Работа и устройство ДВС: система L3-Jetronic, система L-Jetronic, система LН-Jetronic.
- Холостой ход, проблемы с ХХ и методы их устранения.
- Работа с датчиком температуры и других измерительных предметов.
- Бензонасосы: методы диагностики, разновидности, обслуживание, ремонт.
- Система одноточечного впрыска разнообразных марок автомобилей.
- Лямбда зонд: титановые, циркониевые и широкополстные зонды, методы диагностирования, их характеристики и распознавание неисправностей.
- Система Motronic: ME-Motronic, M-Motronic, MED-Motronic.
- Система зажигания и ее разновидности, от классических моделей, и до самых современных COP Coil-On-Plug и DISDistributorless Ignition System.

Практические занятия по работе и диагностике систем зажигания при помощи современных видов диагностического оборудования:
- Системы Vanos и их разновидности. Адсорбер, впускной коллектор с возможностью изменения геометрии, системы каскадного впрыска топлива, системы дополнительной подачи воздуха во все виды впускных коллекторов, электронная педаль газа, электронные виды позиционеров дроссельной заслонки.
Метод распознавания неисправностей в данных видах систем автомобилей и методы их полного устранения.
- Специфическая диагностика и ремонт автомобилей ГАЗ, ВАЗ, Chevrolet, Daewoo и других. Особенности механического строения некоторых деталей данных автомобилей.
- Обзор оборудования для диагностики и работа с ним: стенды для качественной диагностики и чистки систем инжекторов, мотор-тестеры (осциллографы), автодиагностические сканеры, цифровой осциллограф.
- Чип-тюнинг. Основные понятия чип-тюнинга. Обзор и изучение оборудования для чип-тюнинга.
- Чип-тюнинг автомобилей зарубежного производства.
- Чип-тюнинг автомобилей отечественного производства.
- Работа с разнообразными блоками управления автомобилей.
- Работа с картами для калибровки.

Читайте также: