Авторитетным может быть конкретный человек профессия должность

Опубликовано: 04.07.2024

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответ­ствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семей­ным положением и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется социальным ста­тусом. Реально любой человек занимает в обществе много пози­ций. Возьмем, к примеру, школьника: помимо того, что он уча­щийся, он является молодым человеком, сыном, часто внуком, братом, возможно, членом спортивной секции. Поэтому социо­логи говорят о статусном наборе. При этом можно выделить ту позицию, которая является для человека наиболее сущест­венной, определяет его социально. Это и будет главный статус человека. Если внимательно присмотреться к тем показателям, ко­торые определяют статус личности, то можно увидеть, что од­ни из них — пол, расовая принадлежность, возраст — не зави­сят от личности. Эти статусы, данные от рождения, называют предписанными. В то же время образованным, владеющим оп­ределенной специальностью человек становится. Таким образом, он обретает новые статусы, их называют достигаемыми.

В открытых, динамично развивающихся обществах дости­гаемые статусы имеют существенно большее значение, чем пред­писанные. Конечно, и сегодня достичь высокого социального по­ложения, сделать карьеру гораздо легче тому, кто родился в благополучной, состоятельной семье, чем выходцу из социаль­ных низов. Но целеустремленность, трудолюбие, поддержка род­ных становятся важным ресурсом человека и помогают преодо­леть неблагоприятные «стартовые» условия. С понятием социального статуса связано другое понятие — «престиж».

Престиж (от франц. prestige— влияние, уважение, ко­торыми пользуется кто-либо) — это оценка обществом или со­циальной группой общественной значимости тех или иных по­зиций, занимаемых людьми. Было время, когда считались престижными профессии летчика или инженера, а ныне растут конкурсы в экономические вузы; некоторые люди, в том числе с высшим образованием, переходят на работу в магазины, рес­тораны и т. д. Понятием «авторитет» обозначают степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их чле­нов. Авторитет обычно отражает степень влияния личности в социальной группе или обществе. Престижными могут быть про­фессия, должность, вид деятельности, авторитетным — вполне определенный, конкретный человек.

Овладение человеком набором ролей неразрывно связано с усвоением социальных норм. Именно с их помощью общество предъявляет своим представителям те требования, которым долж­но удовлетворять их поведение. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социаль­ных норм и духовных ценностей называется социализацией. Вне постоянных связей с другими людьми социализация невозможна. Особенно эти контакты важны в раннем возрасте. В общении со взрослыми, в игре ребенок постепенно учит­ся видеть себя так, как его видят другие, у него развивается самопознание. С этого момента, считают психологи, можно го­ворить о социальной личности.

Социализация личности продолжается и в дальнейшем и, по мнению многих исследователей, сопровождает человека всю жизнь. Социализация взрослого человека — это освоение им но­вых социальных ролей: работника, родителя, супруга, руково­дителя и многих других.

Огромная роль на первом этапе социализации личности принадлежит семье. Главными воспитателями ребенка в малой семье, конечно, являются родители. В большой семье воспиты­вают все: родители, старшие братья и сестры, бабушки и де­душки. Семья обеспечивает человеку его первичный социаль­ный статус. В традиционном обществе она определяет социальное положение личности практически на всем протяжении ее жиз­ни.

Как правило, родители стараются быть достойными воспи­тателями для своих детей и учить их только хорошему. Но бы­вает и так, что обстоятельства социализации ребенка в семье очень неблагоприятны. Семейных ситуаций, препятствующих полноценной социализации ребенка, к сожалению, немало.




Одним из главных «социализаторов» каждого человека в современном обществе является школа. Это стало возможным, когда школьное образование в большинстве стран стало не толь­ко доступным, но и обязательным. Через систему учебных за­нятий, организованных форм общения учащихся между собой и с учителем школа передает молодому поколению накоплен­ные обществом знания, общепринятые социальные нормы, ду­ховные ценности. Она ориентирует подростка в основных видах деятельности, готовит к их освоению.

Долгое время в школьном образовании господствовало от­ношение к ученику лишь как к объекту педагогического воз­действия, который должен усвоить нормы общественной жизни и набор определенных ролей. Но постепенно пришло признание индивидуальности каждого ребенка, осознание того, что усвое­ние им норм и ценностей должно проходить в единстве с само­развитием, самоизменением личности. Сегодня помочь раскрыть каждому его индивидуальные ресурсы и возможности — важ­нейшая задача школы.

В современном обществе большую роль в социализации лич­ности играют средства массовой информации. Нынешний школь­ник проводит перед экраном телевизора, очевидно, не меньше времени, чем за учебниками.

Одной из сторон социализации является социальная адап­тация.

Слово «адаптация» происходит от латинского adaptiо — при­способляю. Социальная адаптация — это процесс приспособле­ния человека к меняющейся социальной среде с помощью раз­личных социальных средств. Конечно, есть люди, которые стремятся уйти от контактов с действительностью, замыкаются в себе, погружаются в мир собственных переживаний. Узкий круг предметов занимает их внимание; выбирая виды деятель­ности, они предпочитают те, которые не требуют согласованно­го, совместного труда. Такие «раки-отшельники» — частые пер­сонажи литературных произведений.

Однако большинство людей стремится органично вписать­ся в окружающую социальную среду. Свойство адаптации при­суще всему живому, но человек осуществляет этот процесс осознанно. Адаптация но­сит непрерывный характер, особенно активно она происходит при смене социального окружения, видов деятельности.

Вопросы к тексту:

1. Что такое социальный статус личности ? (1 б.)

2. Какие позиции включает прирожденный статус; достигаемый

3. В чем сущность процесса социализации? (1 б.)

4. Какие институты общества помогают в процессе социализации личности? (1 б.)

Социальный статус (от лат. status – положение, состояние) – положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением и другими показателями и предполагающие определённые права и обязанности. Любой человек занимает несколько позиций в обществе.

Слово «статус» пришло в социологию из латинского языка. В Древнем Риме оно обозначало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце ХIХ века английский историк Мейн придал ему социологическое звучание.

Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Социальный набор (Роберт Мертон) = социальный статус + статусный набор.

Виды (классификации) статусов

Виды (классификация) социальных статусов:

'I. Статусы, определяемые положением индивида в группе:'

1) социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии).

Профессионально – должностной статус – базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

2) Личный статус – положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.

Личный статус играет первенствующую роль среди знакомых людей. Для знакомых людей важны не характеристики, где вы работаете и ваше социальное положение, а наши личные качества.

3) Главный статус – статус, по которому индивида выделяют окружающие, определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения, с которым человека идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин чаще всего – статус, связанный с работой, профессией, для женщин – домохозяйка, мать. Хотя возможны и иные варианты.

Главный статус относителен: он не связан однозначно с полом, профессией, расой. Главным является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

II. Статусы, приобретаемые в силу наличия или отсутствия свободного выбора:

1) Приписываемый статус – социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый, естественный статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.).

Естественный статус – существенные и наиболее устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость и т.д.).

Приписываемый статус не совпадает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных статуса: пол, национальность, раса (т.е. биологически унаследованный); (негр – прирожденный, характеризующий расу; мужчина – прирожденный, описывающий пол; русский – прирожденный, показывающий национальность).

2) Достигаемый (приобретённый) статус – социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека желанию, свободного выбора либо приобретается благодаря удаче и везению.

3) Смешанный статус обладает признаками предписанного и достигаемого, но достигаемого не по желанию человека: инвалид, беженец, безработный, император, китаец американского происхождения.

Политические потрясения, государственные перевороты, социальные революции, войны могут изменить либо даже отменить некоторые статусы огромных масс людей помимо их воли и желания.

Звание академика поначалу является достигаемым, но позже оно превращается в приписываемый, т.к. считается пожизненным.

Иерархия статусов

Иерархия статусов

Межгрупповая иерархия имеет место между статусными группами; внутригрупповая – между статусами индивидов внутри одной группы.

Статусный ранг – место в иерархии статусов: высокий, средний, низкий.

Несовпадение статусов возникает:

1) когда индивид занимает высокую позицию в одной группе и низкую в другой;

2) когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают осуществлению прав и выполнению обязанностей другого статуса.

Элементы (компоненты) социального статуса

Элементы (компоненты) социального статуса: 1) статусная роль – модель поведения, ориентированная на конкретный статус;

2) статусные права и обязанности определяют то, что обладатель данного статуса может делать и что он должен делать;

3) статусный диапазон – границы, в которых осуществляются статусные права и обязанности; свободная манера поведения, предполагающая варианты поведения в осуществлении статусной роли;

4) статусные символы – внешние знаки отличия, позволяющие разграничить обладателей различных статусов: униформа, знаки отличия, стиль одежды, жилье, язык, жесты, манера поведения;

5) статусный образ, имидж – совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься его права и обязанности;

Имидж – распространенное или целенаправленно сформированное представление о характере того или иного объекта (человека, профессии, товара и т. д.).

6) статусная идентификация – отождествление себя со своим статусом и статусным образом. Чем выше ранг статуса, тем сильнее идентификация с ним. Чем ниже личный статус, тем чаще подчеркивается преимущества социального статуса.

7) статусное видение мира – особенности видения мира, социальные установки, сложившиеся в соответствии со статусом.

Престиж и авторитет

Престиж (франц. prestige, первоначально – обаяние, очарование) – оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.

Авторитет (от лат. auctoritas – власть, влияние), в широком смысле – общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.

Престижными могут быть профессия, должность, вид деятельности, авторитетным – определённый, конкретный человек.

prof-spec-pos

Профессиональная принадлежность – одна из значимых характеристик человека. Работа занимает значительную часть нашей жизни. Вот почему найти себя в мире профессий означает возможность получать удовлетворение от работы, максимально проявлять свои способности, чувствовать себя нужным людям. Это верный способ оставаться в форме, сохраняя физическое и психическое здоровье.
Чтобы не совершить ошибку в предстоящем выборе и впоследствии заниматься тем, что действительно будет интересно, необходимо научиться разбираться в специфике профессий, а также в основных понятиях, связанных с профессиональной и трудовой деятельностью.

Что такое профессия?

Профессия – это род трудовой деятельности, предполагающий наличие определенных теоретических знаний, которые подкрепляются рядом практических навыков, приобретенных путем целенаправленной подготовки и опыта работы.
С точки зрения общества профессия – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности людей, которые могут обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении значимого результата, продукта. С точки зрения конкретного человека профессия – это деятельность, которая является источником его существования и средством личностной самореализации.
Если рассматривать истоки слова «профессия», то необходимо обратиться к истории данного слова. Термин «профессия» происходит от латинского корня, который означает «говорить публично, объявлять, заявлять». Жители Древнего Рима называли словом «профессия» род занятия, которому человек посвящал всю свою жизнь и о котором заявлял публично. Профессия определяет, в какой сфере человек трудится, указывает на содержание его работы.
В древности у первобытных людей не было определенного разделения труда, также в то время не было и столь большого разнообразия профессий. Каждому необходимо было заниматься различными видами деятельности самостоятельно. Первое разделение труда осуществлялось по половому признаку: мужской и женский. Мужская часть населения занималась трудоемкими, опасными видами деятельности, такими как охота, рыболовство, строительство, создание орудий труда и средств передвижения. В свою очередь, женская половина занималась домом, семьей и хранением семейного очага.
Развитие общественного строя выделило торговлю и ремесло. В рабовладельческий период люди делились на крестьян, ремесленников и купцов. Разделение труда на профессии возникло с развитием мануфактуры, когда значительно расширился род занятий. Люди начинают распределять свою деятельность по интересам. Так появились гончары (производство глиняной посуды), бондари (изготовление бочек и другой деревянной посуды), винокуры (производство алкогольной продукции) и другие. Люди углублялись в отдельный вид деятельности, формировали и накапливали знания, передавали их по наследству. Существовали целые профессиональные династии.
В настоящее время профессий очень много, перечесть их невозможно. Меняется жизнь – меняются профессии. Одни становятся невостребованными и исчезают, другие появляются. Например, повсеместная компьютеризация вытеснила такую профессию, как секретарь-машинист, но стала причиной возникновения профессии «программист», на смену ямщиков-извозчиков пришли современные водители такси. Причиной таких изменений является стремительное развитие науки, техники и электроники.
Однако далеко не любой труд, выполняемый человеком, может считаться профессиональным. Если рассматривать присмотр за своим ребенком в домашних условиях, то эту деятельность нельзя назвать профессиональным трудом. А вот уход в детских учреждениях, который осуществляется определенно подготовленным человеком, считается профессиональным.
Любой труд человека можно считать профессиональным, если выполняются определенные условия. Первое – это присутствие определенного уровня квалификации, которая подтверждается мастерством человека. Вторым условием является то, что профессиональный труд человека должен приносить определенный доход.
Профессию человек приобретает в учреждениях высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.
Наличие профессии требует целенаправленного и систематизированного обучения, наработки опыта, сдачи ряда экзаменов. Подтверждается все дипломом об окончании учебного заведения с присвоением квалификации.
Наименование профессии определяется характером и содержанием работы, служебными функциями, применяемыми орудиями или предметами труда. Многие профессии подразделяются на специальности.

Чем профессия отличается от специальности?

Специальность (от лат. species – род, вид) – вид занятий в рамках одной профессии, опирающийся на родственный вид дисциплин. Например, профессия – токарь, специальности в рамках данной профессии – токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь-полуавтоматчик и т.д. Профессия – учитель, специальности в рамках данной профессии – учитель физики, учитель иностранного языка, учитель русского языка и литературы и т. д.
Специальность – комплекс навыков, умений и знаний, приобретенных в процессе обучения и подтвержденных в соответствующем порядке. Они необходимы для выполнения конкретной работы и соотносятся с одной или несколькими профессиями. Так, студент-юрист может стать адвокатом, прокурорским работником или юрисконсультом.
Под специальностью чаще всего понимают специализацию или разновидность деятельности в рамках одной профессии. Например, врач-хирург, инженер-конструктор, психолог-консультант. Однако в документах об образовании специальностью называют отдельную отрасль науки, техники или искусства, по которой осуществляется подготовка в учреждениях высшего или среднего специального образования, тогда как в учреждениях профессионально-технического образования в соответствии с этими документами получают не специальность, а профессию. Таким образом, после окончания профессиональных лицеев и некоторых колледжей, как правило, в дипломах пишут названия профессий, а после окончания вузов – названия специальностей или направлений профессиональной подготовки.
Главное отличие – в объеме понятия. Специальность – общий термин, который объединяет группу профессий. Они могут требовать каких-то дополнительных навыков либо полностью укладываться в те объемы, которые были получены в ходе обучения. В то же время, специальность требует особой подготовки.

Отличие профессии от специальности

• Объем понятия. Профессия – это частная категория, которая обозначает конкретное направление деятельности, в то время как специальность – общая.
• Подготовка. Для получения специальности необходимо пройти профессиональное обучение, сдать экзамены. Специальность нужно подтверждать. Это может быть защита дипломного проекта, государственные экзамены, тестирование. Профессия может соответствовать роду деятельности человека и овладеть некоторыми профессиями можно и на практике (художник, писатель, строитель, спортсмен), если они требуют наличия определенных способностей либо физических навыков.

Подводя небольшой итог, можно сказать о том, что вышеописанная терминология отличается объемностью своих трактовок. Профессия – термин многокомпонентный и обширный, в его составе можно найти определенный набор специальностей.
На основе полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация.
Квалификация (от лат. qualis – какой, какого качества; facere – делать) – это степень профессиональной готовности работника к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности. Предполагает наличие у специалиста определенных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им конкретной работы. Квалификация – это уровень профессионального мастерства, выраженный в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях.

Чем профессия отличается от должности?

Профессия и должность – понятия хотя и разные, но тесно связаны между собой. От профессии, как правило, зависит круг должностей, на которые человек может претендовать. В границах одной профессии можно занимать совершенно разные должности.
Должность – это совокупность трудовых обязанностей, которые работник выполняет на определенном рабочем месте. Названия должностей часто совпадают с названиями профессий. Например, инженер по профессии может занимать в структуре организации штатную должность инженера. Однако в некоторых случаях мы можем относить название исключительно к должности. На должность указывают такие прилагательные и приставки в названии, как главный, ведущий, старший, младший, ответственный, исполнительный, генеральный, вице-. Например, мы можем говорить о должности главного инженера, главного врача, главного бухгалтера, ведущего специалиста, старшего преподавателя, младшего научного сотрудника и пр. Руководящими являются должности директора, заведующего, начальника, руководителя, заместителя, администратора, организатора. В высших учебных заведениях имеются должности декана, профессора, доцента, преподавателя, ассистента. В научных учреждениях есть должности научного сотрудника, в том числе, младшего, старшего, ведущего. В различных организациях бывают должности специалистов второй и первой категории, ведущих и главных.
Должность является структурной единицей определенной организации (государственной, частной, международной). С ее помощью осуществляется четкое разграничение обязанностей на предприятии, формируется иерархия. Должность определяет права и обязанности сотрудника, его полномочия и степень ответственности в рамках трудовой деятельности, размер заработной платы. Все это документально закрепляется нормативными актами, как государственными, так и внутренними (корпоративными).
Должность – это трудовой пост, служебное место, связанное с выполнением рядя конкретных служебных обязанностей. Она определяет положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.
Например: должность «главный врач» имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть заведующий отделением, участковый врач, палатный врач и пр. Наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.
Существуют должности, занимать которые могут только представители конкретных профессий. Например, участковым врачом может быть только врач-терапевт. В то же время существуют должности, на которые подойдут различные специалисты. Например, менеджером по кадрам может стать как психолог, так и юрист.
По содержанию осуществляемой деятельности должности делятся на руководителей (выполняют функцию управления коллективом и организации деятельности), специалистов (квалифицированных рабочих) и технических исполнителей (выполняют работы под руководством специалистов).
Должность предполагает наличие определенных знаний и умений. Однако приобрести их можно не только в специализированном учебном заведении, но и путем прохождения стажировки на предприятии, в учреждении или организации.
Некоторые работодатели предъявляют к соискателю на конкретную должность такое требование, как опыт работы. Так что наличие профессионального образования еще не гарантирует получение работы. В таком случае на собеседовании стоит продемонстрировать свое умение применять полученные знания на практике.

Отличие профессии от должности

• Профессия – это род деятельности, а должность – это занимаемое место. Часто должность, которую занимает человек, значительно отличается от приобретенной им профессии.
• Наличие профессии подтверждает документ о высшем, среднем специальном или профессионально-техническом образовании. Должность закреплена корпоративным документом (приказом руководителя) и опирается на государственные нормативно-правовые акты.
• Занимаемая должность указывается в трудовой книжке. Профессия же не отмечается.
• Обретение профессии предполагает получение образования и сдачу ряда экзаменов. А должность можно занять всего лишь пройдя собеседование либо стажировку на предприятии.
• Понятие «профессия» шире, чем понятие «должность». Например, педагог – это профессия. Учитель русского языка и литературы в конкретной школе – это должность.

Таким образом, должность определяет социальный статус человека, его место в обществе. Получить должность можно не только на основании квалификации, но и за счет личностных качеств. Профессия же формирует круг знаний, умений и навыков, на которые человек опирается при устройстве на работу. Правильно выбранная профессия позволяет человеку максимально реализовать свои возможности и способности, ощутить себя нужным и полезным членом общества. Поэтому выбор профессии – очень важный этап в жизни каждого человека.

А теперь закрепим на примере: молодой человек окончил вуз по специальности «Психология» и, пройдя специализацию «Детская и возрастная психология», получил квалификацию «детский психолог», устроился на должность «детского психолога» по профессии «психолог».

- Что подразумевают люди, когда говорят о человеке: «он – личность»?

- Где человек может проявить себя как личность?

- как складываются отношения людей в обществе?

Отношения складываются на основе социальных функций: учитель учит, врач лечит, шофер возит и т.д. Функции постоянно меняются.

Социальный статус личности – это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом происхождением, профессией, семейным положением.

Статусы, определяемые положение индивида в группе:

- Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы во взаимоотношениях с другими группами;

- Личный статус – положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают члены этой группы в соответствии с его личными качествами.

Статусы, определяемые временными рамками, влиянием на жизнь индивида в целом :

- Основной статус определяет главное в жизни человека;

- Неосновной статус влияет на детали поведения.

Статусы, приобретаемые или не приобретаемые в результате свободного выбора :

- Предписанный стату с – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности.

- Смешанный статус обладает чертами предписываемого и достигаемого статусов.

- Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека.

При определенном статусе важную роль играют «авторитет» и «престиж».

Понятие «авторитет» (от лат. autoritas – власть, влияние) обозначает степень признания группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов. Авторитет обычно отражает степень влияния личности в обществе.

Престиж (от франц. prestige – влияние, уважение, которыми пользуется кто-либо) – это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми. Было время, когда считались престижными профессии летчика или инженера, учителя и врача, нынче престижными становятся профессии, связанные с экономикой, управлением.

Престижной может быть профессия, должность, вид деятельност; авторитетным – вполне определенный, конкретный человек.

Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус.

Слово «роль» связано с театральным действием. Сравнение роли человека в обществе и образного ее воплощения актером на сцене позволило Шекспиру заявить устами одного из героев пьесы «Как вам это понравится?»:

Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик.

Психоматическая : поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека.

Социальная : личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории.

Психодраматическая: поведение личности зависит от требований социального окружения.

Социальная роль – важный аспект взаимодействия человека и общества. Общество выдвигает ролевые требования по отношению к человеку, они закреплены в предписаниях, законах, моральных правилах (пример, с 18-летнего возраста – служба в армии, обязанности Президента в Конституции и законе о Президенте).

К каждому человеку предъявляются требования, соответствующие занимаемому им положению в обществе.

«Общество для человека», «Человек для общества » - неразрывное единство. При наиболее полном таком контакте происходит наиболее полное развитие талантов, творческого потенциала.

Социальные гарантии государства обществу : условия труда, быта, образования, материальная поддержка семьи, малоимущих.

Социальные гарантии – это материальные и правовые средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических и социально-политических прав общества. Цивилизованное общество гарантирует человеку работу, возможность получения образования. Эти гарантии защищены законом.

Социальная адаптация – это процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств.

Люди, не желающие приспосабливаться, уходят от общества – « раки-отшельники ».

Большинство людей приспосабливаются, этот процесс длится всю жизнь.

Два типа адаптации :

активное воздействие на окружающую среду (человек не только усваивает сложившиеся формы взаимодействия людей, но пытается их менять);

пассивная адаптация - конформность – послушность (хотя внутри человек может быть не согласен со средой).

1 Часть 1. Контрольные вопросы для проверки знаний по курсу (8 класс) Вариант 1 1. Цель профориентации это: А. знакомство школьников с профессиональными учебными заведениями и предприятиями посёлка для последующего выбора карьеры; Б. изучение профконсультантом индивидуально-психологических особенностей учащихся для подбора подходящей профессии каждому из них; В. обучение школьников самостоятельному, осознанному выбору карьеры; Г. формирование у учащихся представлений об особенностях различных профессий. 2. Специальность это: А. род трудовой деятельности; Б. вид занятия в рамках трудовой деятельности; В. род занятий в рамках профессии; Г. наивысшая ступень соствия конкретного человека и его деятельности. 3. Должность это: А. профессия; Б. специальность; В. призвание; Г. место в организации, обязанности, возложенные на человека. 4. Учитель начальных классов это: А. профессия; Б. специальность; В. должность; Г. призвание. 5. Для профессии врача не будет специализацией: А. терапевт; Б. хирург; В. окулист; Г. фармацевт. 6. Секрет выбора профессии состоит в: А. правильном выборе профессии; Б. совпадении интересов, способностей и востребованности избранной профессии; В. интересе к профессии; Г. востребованности профессии. 7. Составляющими секрета выбора профессии являются: А. «хочу», «могу», «должен»; Б. «нравится», «знаю», «могу»; В. «хочу», «могу», «надо»; Г. «люблю заниматься», «предпочитаю», «умею». 8. Е.А. Климов выделил типы профессий: А. «Человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», Б. «Человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ»; В. «Человек-человек», «человек-техника», «человек-природа»; должность; Г. «Человек-человек», «человек-управление», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знак», «человек-художественный образ». 9. Предметом деятельности типа «Человек-техника» не является: А. транспорт; Б. промышленность; В. лесопользование; Г. механизация сельского хозяйства.

2 10. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек техника», наиболее пригодна работа: А. кассира; Б. оператора компьютера; В. механика; Г. секретаря-машинистки. 11. Профессия «бухгалтер» относится к типу: А. «человек человек»; Б. «человек художественный образ»; В. «человек техника»; Г. «человек знаковая система». 12. К типу «человек художественный образ» относится профессия: А. экскурсовода; Б. цветовода; В. медсестры; Г. дизайнера. 13. После окончания 9 класса человек имеет образование: А. среднее полное общее; Б. незаконченное среднее; В. среднее неполное общее; Г. начальное. 14. Какой уровень образования не относится к профессиональному: А. среднее специальное; Б. начальное профессиональное; В. среднее полное общее; Г. высшее профессиональное. 15. Выбрать учебное заведение, в котором нельзя получить среднее профессиональное образование: А. колледж; Б. училище; В. лицей; Г. техникум. 16. Что не является формой получения образования: А. дистанционная; Б. полная; В. очная; Г. заочная. 17. Специального профессионального отбора требует профессия: А. геолога; Б. летчика; В. следователя; Г. журналиста. 18. Для успешного выбора профессии необходимо: А. принять решение по совету родственников; Б. получить ту же профессию, что и лучший друг; В. принять решение, зная требования профессии и учитывая свои особенности и возможности; Г. ориентироваться на популярность профессии в обществе. 19. Для успеха в деятельности наиболее существенной причиной выбора профессии является: А. романтичность; Б. высокая зарплата; В. хорошие условия труда; Г. заинтересованность в деле.

3 Часть 1. Контрольные вопросы для проверки знаний по курсу (8 класс) Вариант Психолог-профконсультант: А. составляет медицинские заключения учащимся в соствии с выбранной ими профессией; Б. обучает осознанному, самостоятельному выбору карьеры; В. выбирает каждому учащемуся наиболее подходящую для него профессию; Г. дает конкретные советы учащимся относительно выбранной ими профессии. 2. Профессия это: А. род трудовой деятельности; Б. вид занятий в рамках трудовой деятельности, требующий подготовки и являющийся источником существования; В. служебная обязанность; Г. наивысшая ступень соствия конкретного человека и его деятельности. 3. Старший лаборант это: А. профессия: Б. специальность; В. должность; Г. общественная деятельность 4. Что не является специальностью: А. каменщик: Б. плотник; В. строитель; Г. маляр. 5. Что не соствует предложенной Е.А. Климовым классификации профессий: А. «Человек природа»; Б. «Человек-финансы»; В. «Человек- человек»; Г. «Человек художественный образ». 6. Предметом деятельности типа «Человек-человек» не является: А. бухгалтерия; Б. педагогика; В. медицина; Г. управление. 7. Предметом деятельности типа «Человек- знаковая система» будет являться: А. лесопользование; Б. транспорт; В. живопись; Г. программирование. 8. Для учащегося, предпочитающего профессию типа «человек природа», наиболее пригодна работа: А. машиниста; Б. биолога; В. кондитера; Г. адвоката. 9. Профессия «парикмахер» относится к типу: А. «человек человек»; Б. «человек художественный образ»; В. «человек техника»; Г. «человек знаковая система».

4 10. К типу «человек художественный образ» относится профессия: А. садовода; Б. связиста; В. цветовода; Г. настройщика пианино. 11. Без профессионального отбора можно получить профессию: А. гонщика; Б. летчика; В. коммерсанта; Г. дегустатора. 12. После окончания 11 класса человек имеет образование: А. среднее полное общее; Б. законченное среднее; В. среднее неполное общее; Г. среднее специальное. 13. Право получения начального профессионального образования даёт окончание: А.училища; Б. школы; В. института; Г. университета. 14. Выбрать учебное заведение, в котором нельзя получить высшее профессиональное образование: А.техникум; Б. академия; В. институт; Г. университет. 15. Какая форма получения образования соствует обучению на расстоянии: А. дистанционная; Б.экстернат; В. очная; Г. заочная. 16. Профессия инженера требует получения: А. среднего полного общего образования; Б. начального профессионального; В. среднего профессионального; Г. высшего профессионального. 17. Наиболее благоприятный вариант выбора учебного заведения: А. в соствии со своими интересами; Б. наличие места проживания; В. оплата обучения; Г. наличие знакомых. 18. Для успешного выбора профессии более всего необходимо: А. учесть потребность общества в данной профессии; Б. принять решение по совету родственников; В. ориентироваться на содержание будущей деятельности, соотнося ее со своими возможностями; Г. связать будущую деятельность с самым любимым школьным предметом. 19. Для успешной карьеры, кроме знания своего дела, наиболее существенным является: А. умение устанавливать и поддерживать отношения с людьми; Б. наличие соствующего темперамента; В. хорошие бытовые условия; Г. внешние данные.

5 ОТВЕТЫ К контрольным вопросам для проверки знаний по курсу (8 класс) 1 вариант 2 вариант 1. В 1. Б 2. В 2. Б 3. Г 3. В 4. Б 4. В 5. Г 5. Б 6. Б 6. А 7. В 7. Г 8. Б 8. Б 9. В 9. Б 10. В 10. Г 11. Г 11. В 12. Г 12. А 13. В 13. А 14. В 14. А 15. Б 15. А 16. Б 16. Г 17. Б 17. А 18. В 18. В 19. Г 19. А ОТВЕТЫ К контрольным вопросам для проверки знаний по курсу (8 класс) 1 вариант 2 вариант 1. В 1. Б 2. В 2. Б 3. Г 3. В 4. Б 4. В 5. Г 5. Б 6. Б 6. А 7. В 7. Г 8. Б 8. Б 9. В 9. Б 10. В 10. Г 11. Г 11. В 12. Г 12. А 13. В 13. А 14. В 14. А 15. Б 15. А 16. Б 16. Г 17. Б 17. А 18. В 18. В 19. Г 19. А

Читайте также: