Баранка трап камбуз палуба каюта какая профессия

Опубликовано: 30.06.2024

ЧЕРНОМОРСКОМУ ФЛОТУ УКРАИНЫ И РОССИИ А ТАКЖЕ МОРЯКАМ И КОРАБЛЯМ
ПИНСКОЙ,ДНЕПРОВСКОЙ,ДУНАЙСКОЙ И АЗОВСКОЙ ФЛОТИЛИЙ ПОСВЯЩАЮ.


НА ФОТО КАНОНЕРСКАЯ ЛОТКА "ВЕРНЫЙ" ВЕДЁТ БОЙ
В 1941 ГОДУ .


ЕСТЬ!
Морской народ, не многословен,
У них свой язык и терминов не счесть.
Не для них:хорошо,понял,будет сделано-
Морячок скажет старшему:"ЕСТЬ!"

Не стала "металистом" наша цепь,
У корабля другой и особый расскрас,
Каждый скобой цепь свою прицепит-
Зовут украшение ЖВАКА-ГАЛС.

ЖУРНАЛЫ.
Эта книга сургучём зашнурована,
В рубке и машинном всё исписали,
Каждая минута записана,-
"Чёрный ящик" корабля,-морские журналы.

ЗАДРАИВАТЬ.
Это не палубу дрить до дыр,
Во время штормма отсеки и люки прилаживать,
Если нужно, снимай: тельник и мундир,
Команда люки,- ЗАДРАИВАТЬ!

ЗАЕДАТЬ
Приспособы, не стабильны и ламаются,
Со шкивом,бывает верёвку нужно вываживать,
Такелаж в исправности держать стараются,-
Но,- механизмы имеет свойство ЗАЕДАТЬ.

ЗЮЙДВЕСТКА
Во время сильного ветра слетит бескозырка,
Отправится в путь и капитанская кепка,
Эта шляпа с полями не пропустит воды,
Морякам поможет ЗЮЙДВЕСТКА.

ЗЫБЬ
Утихнут бывает волны,
Когда на море внезапно появится сыпь,
Сильный ветер недалеко бродит-
А на корабль нагоняет ЗЫБЬ.

ИДТИ
Пассажиры едут и плавают,
Так они обозначили свои пути,-
Моряки и иначе свой курс называют,-
Завтра с грузом, в Марсель ИДТИ.

ИЛЛЮМИНАТОР
Окна вырубить на борту грубо,
Чтобы осмотреть порт,дали экватор,
Круглые люки украшают с боков судно-
И этот люк света, зовут ИЛЛЮМИНАТОР.

КАБЕЛЬТОВ.
Наверно от него пошло название кабель,
Это важный толстый трос,
Им перетягивают судна и длину мили меряют,-
КАБЕЛЬТОВ его зовёт портовый и матрос.

КАБАЛКА.
На корабле и доке тоже косы заплетают,
Такелаж нельзя держать без толка,
Этой нитью пряди свивают,
Все проблемы решает,- КАБОЛКА.

КАБОТАЖ
Это судно плавает по одному маршруту,
Только в соей державе чтобы не взяли в абордаж,
Каботажные судна тоже возят важные грузы-
Это плавание,- называется КАБОТАЖ.

КАМБУЗ
Святое место на морском корабле,
Здесь свмый важный для моряков и желудка груз,
А кок управляется в своей стряпне,
На корабле важнее места нет,- чем КАМБУЗ.

КАМПАНИЯ.
Это не война и политика скажу заранее,
Корабли готовятся в дальнее плаванье,
Капитан "команду приглашает на свидание"
Всё это называется морская КОМПАНИЯ.

КАНАТ
Если Ты увидел портовой берег,
Тебе придётся швартоваться морской брат,
Толстый подарок на берегу зацепить сумеют-
Прочный и важный морской канат.

КАРАНТИННЫЙ ФЛАГ.
На носу флаг развивается,
Жёлтый ,-значит с судном всё "ТИК-ТАК"
Санитарная норма подразумевается-
Можно заходить на судно,где КАРАНТИННЫЙ ФЛАГ.

КАТ.
Он не рубит морякам головы,
Кран для якоря брат,-
Якорь подымает малый и здоровый,
Тяжелые грузы перемещает КАТ.

КАЮТА.
Не велика она на судне,такие госты,
Но здесь моряк и пассажир найдёт приют,
Специальная кровать,чтобы не паламать кости,
Свободный от вахты,отдыхает в КАЮТЕ.

КВАРТЕРДЕК.
На корме приподнята палуба,
И до фальшботов её разбег,
Сделана из морёного перочного дуба,
На корме примостился КВАРТЕРБЕК.

КИЛЬ
Он основа любого корабля,
И пронесёт его много миль,
Безопасно хотите ходить в моря?!-
Внутренний и внешний поможет КИЛЬ.

КИЛЬВАТЕР
Бот и крейсер прибавляет ход,
Спешит войти в форватер,
Чаек и бакланов обльёт,
След от корабля КИЛЬВАТЕР,

КЛАСТЬ РУЛЬ.
Команда:"Левый на борт!"
Капита китобоев командует БУЛЬ,
Штурвал крутят в правый бок,-
По-морскому это КЛАСТЬ РУЛЬ.

КЛЕТЕНЬ.
Тросы и другие снасти украпляет,
Где трос трётся об рею,мачту и пень,-
Все опасные места переплетут и перевяжут,
От опасных разрывов помогает КЛЕТЕНЬ.

КЛИВЕР.
На бушприте гордо реет парус,
Им удобно ловить попутный ветер.
Пиратам до Тартуги мало осталось,
Их от смерти сегодня спас КЛИВЕР.

КЛИПЕР
Большое с малой посадкой монитор-судно,
Пограничников не подведёт мотор и ветер.
Во все времена речному флоту воевать трудно,
Но не раз вступал в бой быстроходный КЛИПЕР.

КЛОТ-КЛОТИК.
Большое скопление военных кораблей,
На парад строится эскадра и флот,
Специальный кружок на мачте, матает скорей,-
Сигнальные флаги подымает КЛОТ.

КНОП.
На корабле тоже косички заплетают,
Чтобы не зацепится и не вывалится за борт,
Снасти и верёвки собирают,-
Вяжут узел морской под названием КНОП.

КОЖУХ
Термин кожух популярен везде,
Водный и автомобильный тоже,
Надстройка на паровой трубе-
Тоже назвали по образу КОЖУХ.

КОК.
Хочешь получить в лобешник!?
Тогда скажи:"Повар подай суп и пирог!"
Он на судне самый важный:
"Запомни чайник,морского добряка зовут КОК!"

КОНОСАМЕНТ
Если плывут к тебе пограничники и таможня,
Готовь копитан на судно документ,
Грузы посмотреть им тоже нужно-
Предъяви тогда КОНОСЕМЕНТ.

КОРАБЛЬ
Говорят финикийци строили судна,
А на каком тогда смотрел НОЙ в голубую даль!?
Древнюю морскую историю узнать трудно,-
И, кто первый,- дал название КОРАБЛЬ.

КОРМА.
Если вы на это место скажете попа,
Моряки вышвырнут за борт такого дурака,
Здесь лоцманское место и управление судном,-
Эту старушку по прежнему зовут КОРМА.

КОРТИК.
Этот ножик,сабля для морских офицеров,
Не один раз в бою помогал "братик",
Четырёхгранный и разных манеров,-
Сияет на параде морской офицерский КОРТИК.

КАФЕЛЬ-НАГЕЛЬ.
Корабельные снасти необходимо крепить,
Нужен прочный штырь а не кабель,
Железный малый имущество собрать,
Очень прочный,- КАФЕЛЬ-НАГЕЛЬ.

КАФЕЛЬ-ПЛАНКА
Прочная дубовая с отверстиями доска,
Вставлять кафель-нагели для крепёжного замка,
Мамка,- для любого штырька,
Приспособа,- КАФЕЛЬ-ПЛАНКА.

КРАМБОЛ
В плаваньи якорь,должен быть поднят,
Кронштейн на носу в борт вошёл,-
Так они вместе по морю ходят,
А нос корабля украшает якорь одетый на крамбол.

КРАНЕЦ.
Дерево и подушка опсыпана" пробкой"
Чтобы кораблю с причалом танцевать "танец",
Обматан растительной верёвкой,
От стыковки убережёт судно КРАНЕЦ.

Заданный курс между двух портов,
Так плавают погранци,чтобы грузы зондировать,
Всегда у родных рядом берегов,-
Необходимо крейсеру крейсировать.

КРЕН.
Кренометром наклон отщитай,
Ещё немного и подводный плен.
Один градус и кому в ад а кому в рай,-
Плохая шутка когда у корабля КРЕН.

КРУЧЕ ДЕРЖАТЬ!
Усталый корабль со штормом спорят,
В бухту быстрей бы убежать,
Нужно паруса по ветру прямо,-
Звучит команда:"КРУЧЕ РЕБЯТА ДЕРЖАТЬ!"

КРЮЙСЕЛЬ
Бизань мачта смотрит в небеса,
Марсель конус обнимает снасть,
Блок с низу подымает паруса,-
Помогает при способа КРЮЙСЕЛЬ.

КУБРИК
Матросы не могут долго одни в каюте,
Сходятся поиграть домино , с чаем покушать бублик-
Поговорить о политике и погоде,
Собрание тоже соберёт всех в КУБРИК.

КУРС.
Внимательно не спешите в море, не будете на рифах,
И конечно если капитан не трус,
О мореплавании, много написано в книгах,-
Штурман,-внимательно на карте прокладывай КУРС.

Начало развивающих занятий по теме "Профессия - моряк" ЗДЕСЬ.

Перед тем, как отправляться в плаванье, нам надо познакомиться с основными понятиями. Ведь на море все не так как на суше. Даже привычные нам вещи называются другими словами.
И начнем мы знакомство с морем . с берега.
Приглашаем всех прогуляться по порту. Мы с Катей специально поехали в Ялту, чтобы посмотреть на корабли. Если же вы не являетесь счастливыми жителями приморского города, и море от вас далеко, то посмотрите с ребенком чудесный мультфильм "В порту" - из него очень многое можно узнать.

развивающие занятия - неделька "Профессия - моряк"
Маяк

Игра 1.Маяк
Проводить ее нужно вечером, когда на улице уже стемнеет. Вы будете маяком, а малыш - кораблем, заблудившимся в ночи. Возьмите фонарик и выключите в комнате свет. Отойдите в другой конец комнаты, включите фонарик и направьте его вверх. Предложите ребенку дойти до вас, ориентируясь на "свет маяка".

Проходить по фарватеру кораблю помогает лоцман (вот и еще одна морская профессия!) - судоводитель, который хорошо знает особенности местного порта и дает советы капитану по его прохождению.
То место, куда пристает корабль, когда приплывает в порт - это причал (если он двусторонний, то это называется пирс). Чтобы корабль не бился бортами о причал во время качки, у него по бокам висят резиновые кранцы. Чаще всего это просто автомобильные покрышки. Но у модных яхт в Ялтинском порту и кранцы модные :) А Катя свой корабль-диван для этих же целей обкладывает по бокам подушками.

развивающие занятия - неделька "Профессия - моряк"
Кранцы

Чтобы корабль не снесло от причала волнами, ему нужно пришвартоваться. Для этого юнга должен знать морскую команду "Принять швартовы!". По этой команде он должен сбросить с борта корабля канат - швартовый конец, который нужно закрепить за прикол (тумбу или кнехт) - железный столбик на причале. Если же нужно покрепче зафиксировать корабль, то применяют еще и якорь.
Команда "Отдать швартовы!" применяется в случае, когда корабль надо отвязать от берега.

развивающие занятия - неделька "Профессия - моряк"
Швартовые концы

Поделка. Делаем якорь и спасательный круг
Вырежьте из большого листа картона якорь, предложите малышу самому его раскрасить с обеих сторон. Когда якорь подсохнет, привяжите к нему длинную веревку. Теперь ваш юнга сможет по-настоящему выбирать (т.е. вытаскивать из воды) якорь по команде "Выбрать якорь!". А может, заодно вы сделаете и спасательный круг? Не забудьте придумать и написать на нем название для вашего корабля.

якорь из бумаги
Якорь

спасательный круг из бумаги
Спасательный круг

Игра 2. На причале.
Поиграйте с ребенком в игру на внимание - в причаливание и отчаливание корабля. Давайте команды "Отдать швартовы!", "Принять швартовы!", "Поднять якорь!", "Отдать якорь!", "Человек за бортом!". Команды должны идти в быстром темпе и в произвольном порядке, а маленький юнга должен успевать их выполнять, не перепутав: поднимать якорь, доставать канат и бросать утопающему спасательный круг :)

Теперь выучим словарь морских терминов, которые пригодятся нам в плаванье.
Перед корабля - нос
Задняя часть - корма
Бока корабля - борта
Пол на корабле - палуба
Стенки - переборки
Лестница - трап
Окно - иллюминатор
Сиденье, скамья - банка
Кровать - койка
Комната - каюта
Столовая - кают-компания
Комната для матросов - кубрик
Крытое помещение на палубе - рубка
Помещение под нижней палубой (кладовка) - трюм
Кухня - камбуз
Туалет - гальюн
Руль - штурвал
Сундук, ящик для хранения личных вещей - рундук
Повар - кок
Матрос, управляющий штурвалом - рулевой
Помощник капитана, прокладывающий курс корабля - штурман
Начальник над матросами - боцман
Судоводитель, хорошо знающий условия данного берега или пролива и помогающий капитану вести через него судно - лоцман.


Игра 3.Игра на внимание.
Попробуйте с ребенком целый день пользоваться вместо обычных слов морскими терминами. Говорите вместо "пойдем на кухню" - "пойдем на камбуз". Кто забудется и скажет "сухопутное" название, тот проиграл - ему щелчок:)).

Занятие1. Выполнить предложенные задания (ссылка на скачивание - в заглавном посте).


Да, хочется поговорить о камбузе, потому что это более весомая вещь, чем сухопутные аналоги. Реально, еще древние римляне или греки, путешествовавшие по своему плоскому миру, были бы со мной согласны в плане того, что на суше все проще. А с триремы или любой другой посудины хрен ты куда денешься.


Между тем кухня, то есть камбуз на корабле – это не старое дело. Люди плавали по морям сотнями лет, а вот готовить на них еду начали сравнительно недавно. Те же древние греки и римляне, путешествовавшие вдоль берегов, на ночь обязательно приставали к берегам и там разводили огонь и готовили себе пищу.

А сам камбуз появился много позже. И сразу обрел жутковатую славу. Чего стоят названия «Чистилище», «Комната страха», «Царство скверны».

О, этот старый камбуз!

Доподлинно известно, что камбузов не было и на судах Колумба. Каких-то там 400 лет тому назад. Ежедневной раздачей пищи, занимались провиантмейстер, называемый также засольщиком, и баталер, ведающий бочонками с водой, вином и бренди.

Чем кормились матросы? В зависимости от состояния кармана судовладельца.

Сухари. Это была основа. Понятно, что на деревянных парусниках печей для выпечки хлеба не предусматривалось, а если бы и были, сколько бы пришлось тащить с собой угля и дров? Так что да, морские сухари.

Здоровенные ломти, такие твердые, что их едва удавалось разбить молотком. В зависимости от муки, используемой для их изготовления, сухари различались по виду и по вкусу. Английские были светлыми, так как выпекались из пшеницы и кукурузы.

Шведский «кнекброд», "хрустящий хлеб" за свою твердость и конфигурацию получил название "оселок", поскольку имел форму бублика. Немецкие "кналлеры" ("трескуны") выпекались из ржи и были излюбленным сортом сухарей у моряков.

Кроме того, имелись также особые сухари двойной закалки. Для самых далеких путешествий. Их называли также бисквитами, что по-французски означает: "печенные дважды".

Но даже высушенные до предела, до звона, сухари, в условиях моря-океана, под действием постоянной сырости быстро плесневело. Или привет черви и прочие простейшие. И это несмотря на то, что уже в 18 веке сухари начали укупоривать в банки.

В таких случаях пораженные червями сухари просто слегка размачивались морской водой и снова пропекались в обычной печи. Ну как бы получались те же сухари, но с мясной приправой в виде печеных червей. Приятного, так сказать, аппетита.

Вообще корабельный сухпай состоял из простейших вещей, которые не требовали особых условий хранения. Вяленое или соленое мясо, соленое сало, сухари, твердый сыр, растительное масло, алкоголь, сушеные овощи, уксус.

Кстати, уксус – это был не приправа, а средство обеззараживания. Приправой было вино, пока не прокиснет и превратится в уксус, и чуть позже (через 300 лет) – ром или аквавит.

Кстати, рецептик такой под ром могу подкинуть. Британский. Назывался десерт «собачье пирожное». Был весьма популярен на флоте Ее Величества королевы Виктории.

Сухари, точнее, их остатки, растирали в мелкую крошку, далее в крошку добавляли сало и сахар, перетирали в ступке (например, для табака) и разбавляли все это водой. Получалось жирновато-сладковатая паста, которой дали довольно диковинное название "собачье пирожное".

Есть мнение, что морской пудинг произошел именно от «собачьего пирожного», поскольку ну есть что-то общее в рецептах.

Приготавливался пудинг из муки, сахара, изюма и топленого сала, замешанных на воде. Затем это тесто закладывалось в парусиновую сумку. Сумку завязывали, прикрепляли к ней опознавательную бирку и вместе с пудинговыми сумками других бачков опускали в большой камбузный котел. Но это появилось тогда, когда на кораблях прочно приписались котлы для приготовления пищи.

Ну, вообще, лет 400 назад на корабле редко варили еду, а съедобную и того реже. Первое изобретение для камбуза — это открытый очаг с кирпичным подом, засыпанным песком. Обычно подвешивался один котел, в котором и готовилось едово.

Самым распространенным рецептом была полукаша-полупохлебка (в зависимости от количества воды, которую можно было на блюдо потратить) их крупы и солонины.

Можно было варьировать. Горох, чечевица, перловка, бобы, рис, просо – в зависимости от региона. И солонина. Можно было добавить при наличии оливкового и иного масла.

На кораблях старых времен была такая должность – бачковой. Это по-своему несчастный человек, в обязанности которого входило получение на некоторое число матросов пищи и – самое главное – мясной порции.

Ром баталер выдавал лично каждому матросу. Как говорится, ром – это святое.

А вот кок в морском фольклоре не пользовался авторитетом. Даже наоборот, прозвища, которыми награждали его, обычно были более чем обидными.


Но тут стоит просто разобраться в том, почему кок был осуждаемой фигурой. Наверное, стоит ради справедливости отметить, что корабли того времени не отличались огромными размерами и были реально ограничены в грузоподъемности.

Каким был камбуз в условиях вечной нехватки пресной воды?

Грязное, зловонное помещение, посередине которого стояла кирпичная плита. На остальной площади размещались кухонные столы, колоды для рубки дров и разделки мяса, бочки и баки, котлы, полки с горшками, поленницы дров, мешки и запасы провизии.

И посреди всего этого ада царствовал кок. Точнее, пытался что-то такое приготовить. Понятно, что в подавляющем большинстве случаев для команды также готовили всего одно блюдо. И не лучшего качества.

Отсутствие воды порождало антисанитарию. Отсутствие нормальных условий хранения порождало толпы крыс. Ну и так далее.

Кок на парусном корабле был фигурой одиозной. Неуважаемой, проклинаемой, часто коков топили (по глупости в основном), но положения дел это не улучшало. Понятно, что шеф-повар из ресторана не пойдет служить коком на парусник.

Тем не менее, кое что готовили. Приведу несколько рецептов в довесок к «собачьему пирожному» и гороху с солониной.

Кстати, на второй день после гороха с солониной вполне могли подать солонину с горохом. Морской юмор, да. И одновременно реалия жизни.

Русские корабельные щи.

Берем котел. Он у нас один, потому все делаем в нем. Для начала валим в котел свиное сало, квашеную капусту, репчатый лук, морковь и корень петрушки и все это обжариваем.

Рыбу (вообще неважно какую, какую смогли поймать) рубим на куски и тоже слегка обжариваем в этой красоте.

Затем добавляем воду и доводим до кипения. Добавляем растительного масла, соли, перца и в принципе зовем бачковых. Щи готовы.

Нормально? Ну знающие скажут – есть можно. Соглашусь. А как насчет потажа? Ладно, его на десерт оставим.

Берем котел, забрасываем в него сало или масло и лук. Много лука. Есть чеснок – много чеснока. И полезно, и надо будет запах отбить. Обжариваем. До румяного цвета.

Потом заливаем воду и кидаем куски солонины. Не очищая и не вымачивая, ибо вода – это ценность. И так сойдет. Варим час-полтора.

Когда солонина разварится до состояния, что ее можно жевать, идем в баталерку и берем мешок. Неважно с чем. Горох, чечевица, перловка. Любое, что можно сварить. Засыпаем, как есть, с червями и личинками, нечего белком разбрасываться. Варим!

Потом самое сложное. Надо взять из запасов перца и лаврухи и добавить ровно столько, чтобы отбить запах. Все, норм. Еда готова.

Понятно, что при таком «меню» приход цинги — вопрос времени. И тогда в бой идет еда, которую легко мог проглотить любой цинготник с кровоточащими деснами и шатающимися зубами.

Говорят, рецепт от викингов еще пришел. Не верю, этим бравм парням проще было пришибить заболевшего, недели так заморачиваться.

Берем пайку солонины и развариваем. Это часа 2-3. Разваренную солонину мелко-мелко режем, добавляем также мелко порезанную соленую селедку и растираем пестиком в ступке. В получившееся нечто валим от души перца (соли там уже достаточно), разбавляем водой и ромом. Первое – чтобы можно было проглотить, второе – чтобы не воняло так.

Правда, стоит отметить, что лабскаус вопроса избавления от цинги не решал совершенно. В море солонина все равно постепенно протухала и воняла как покойник. Да, когда при Наполеоне в обиход вошли мясные консервы, их не зря в британском флоте прозвали "дохлый француз".

Ну и конечно, потаж. Самое проклинаемое блюдо каперов, пиратов и чайных клиперов. Блюдо готовилось, когда запасы провизии подходили к концу, а пополнить их возможности не было.

Потаж готовился очень просто. Брался котел воды, куда закидывалось все, что оставалось на борту. Крысы, червивые сухари, червивая мука, объедки, рыбьи хвосты и так далее.

Обычно за приготовлением потажа следовал бунт команды, но…

Мир парусных кораблей несколько отличался от цивилизованного мира. И в первую очередь – едой.

Горячая пища на парусниках доставлялась с камбуза в кубрик команды именно в бачках. Из них же и если, поскольку миски на корабле – та еще роскошь. Во время еды каждый матросик поочередно запускал ложку прямо в общий бачок. Тот, кто не выдерживал ритма и лез вне очереди, получал ложкой по пальцам или по лбу.

В целом, все так санитарно и гигиенично, что слов нет.


Но это половина апельсина! Ладно, качество еды. А как насчет качества воды? Понятно, что чаще всего команда получала дешевые и не совсем доброкачественные продукты. Солонина, бобы, крупы, сало… Но и вода, которую в основном набирали в лучшем случае, из потровых колодцев, а в худшем – из ближайших речек, тоже не была подарком.

Главное – ее не хватало. И она довольно быстро портилась в единственной на то время таре – деревянных бочках.

Учитывая, что самым распространенным консервантом была соль, то и вопрос съедобности соленого мяса тоже не стоял. Просто потому, что его по-хорошему надо было вымачивать все в той же пресной воде. Которой напрочь не хватало, и которая к тому же быстро портилась, особенно в жарких широтах.

С каждым месяцем плавания вода становилась все более густой и вонючей. В дальнейшем деревянные водяные цистерны были заменены железными. Однако до сих пор вода на корабле считается ценностью: человек может неделю, а то и больше преодолевать голод, но ежедневно должен выпивать некоторый минимум воды.

В целом же приготовление еды на кораблях прежних времен было делом не самым забавным и благодарным. И тут даже не в кораблях и коках дело.

Точнее, в основном, в кораблях. Еще точнее, как я уже заметил – в их размерах. Если у нормального и любящего людей кока нет должного количества кухонной посуды, то никакими карами не заставить его творить чудеса. А нехватка воды сводит на нет все мечты о «вкусной и здоровой» пище.

Я вот не знаю, как у англичан было с их традиционным «файв-о-клоком», то есть, вечерним чаем на кораблях. Наверное, это был не самый вкусный напиток. Повторяющий то, что было на обед, только в разбавленном виде.

Плюс постоянная экономия воды.

На судах Васко да Гама при плавании в Индию на каждого матроса полагалось в день:

— 680 граммов сухарей;
— 453 грамма солонины;
— 1 литр воды,
— 40 граммов уксуса,
— 20 граммов масла оливкового,
— лук, чеснок, сушеные и свежие овощи.

Наверное, потому Васко да Гама вернулся обратно. А вот пример еще одного рациона. Матроса английской экспедиции на транспорте "Баунти", которая закончилась мятежом и высадкой капитана:

— 3 килограмма 200 граммов галет;
— 1 фунт солонины (450 грамм);
— 160 граммов вяленой рыбы;
— 900 граммов гороха или круп;
— 220 граммов сыра;
— вода, ром.

Могу для сравнения привести паек русского матроса времен Екатерины Второй. С «Баунти» в одно время фактически.

Русскому матросу на месяц полагалось:
— 5,5 кг мяса говяжьего в виде солонины или свежего;
— 18 кг сухарей;
— 4 кг гороха;
— 2,5 кг гречки;
— 4 кг овса;
— 2,5 кг масла;
— более 0,5 кг соли;
— 200 г уксуса;
— 3,4 л водки (28 чарок).

Замените словосочетание «палуба корабля» (предложение 25), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки — Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки — бойцы отряда противовоздушной обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

(11)Из уст в уста передавалась казавшаяся невероятной весть: «Дворец пионеров ждёт нас!» (12)Об этой новости нельзя было узнать ни из газет, ни из сообщений по радио. (13)Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект. (14)Как были помечены и Эрмитаж, и Русский музей.

(15)Из района в район, из дома в дом передавали как пароль: «Собраться в назначенный час. », и по улицам осаждённого города двигались дети — так начался подвиг педагогов и воспитанников ленинградского Дворца пионеров.

(16)Дети, конечно, были глубоко потрясены войной. (17)Они видели, как рушатся дома от взрывов, как падают в голодном беспамятстве люди. (18)Вера Бородулина потеряла отца, Витя Панфилов пережил смерть семерых родных. (19)В каждом доме было горе. (20)Впереди было ещё почти два года блокады.

(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.

(23)Летом 1942 года ребят впервые пригласили на военный крейсер. (24)Они поехали на грузовой машине, захватив музыкальные инструменты и танцевальные костюмы. (25)На палубе корабля играл мелодии Чайковского Витя Панфилов, танцевала Рая Иванова, читала стихи Вера Бородулина. (26)По щекам моряков, не раз смотревших смерти в лицо, текли слёзы. (27)3навшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. (28)Крейсер готовился идти в бой, из которого вернутся не все, и в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. (29)Прощаясь с детьми, команда построилась. (30)Ребята стали вручать подарки, которые привезли с собой. (31)Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: «Принимаю третью награду Родины». (32)Моряки знали цену мужеству.

* Л. Овчинникова — современная российская писательница.

Укажите ошибочное суждение.

Согласный Ц всегда твердый, поэтому не имеет пары по мягкости.

Правильный ответ указан под номером 1.

Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Слово ПИТОМЦЫ можно заменить стилистически нейтральным синонимом ВОСПИТАННИКИ.

А нельзя "подопечные"?

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Б. Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?» Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Б. Н. Головина.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Моряки знали цену мужеству».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.1 Словом можно передать наши чувства и переживания, можно согреть человека, можно ранить и даже убить. Все оттенки наших переживаний, настроений, мыслей мы в состоянии передать, используя огромный арсенал слов и языковых средств. Нельзя не согласиться с высказыванием Б. Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?»

Для подтверждения справедливости слов Головина обратимся к тексту Л. Овчинниковой.

В предложении 26 автором для характеристики моряков используется эпитет «смотревших смерти в лицо», образованный от фразеологизма, Эпитет подчёркивает, насколько тяжёлые испытания выпали на долю этих людей в годы Великой Отечественной войны.

В предложении 15 перед нами еще один пример авторского мастерства. Слово «двигались» используется в предложении для рассказа о том, как дети блокадного Ленинграда собирались во Дворец пионеров. Употребление этого слова как нельзя более точно передает ощущение страха от того, что происходило в осаждённом городе: голодные, обессилевшие дети не шли, не бежали, а именно двигались к единственной надежде, возвращавшей их к довоенной жизни.

Таким образом, проанализировав примеры из текста, мы с уверенностью может утверждать, что в русском языке достаточно слов, выражений и средств, чтобы запечатлеть наш мир во всем его многообразии, нужно только уметь подбирать слова, чтобы звучали они точно и емко.

15.2 В финальных строчках текста Л. Овчинниковой звучит мысль о мужестве не только моряков, принимавших участие в суровых боях Великой Отечественной, но и детей, на чью долю выпали совсем не детские испытания. Дети, пережившие блокаду, обездоленные, голодные, пришли порадовать бойцов. Какая же должна быть внутренняя сила, чтобы нести добро и радость другим, несмотря на пережитое!

Мужеством ленинградцев можно восхищаться бесконечно. Дети шли во Дворец пионеров как к спасению от горя, голода и смерти. Неслучайно Дворец был помечен на картах врага как важный стратегический объект (предложение номер 13).

Примером личного мужества и огромной внутренней силы был и подвиг учителей, которые собирали детей, в нечеловеческих условиях продолжая «сеять разумное, доброе, вечное». Об этом сказано в предложении номер 9: «Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев».

Подвиг мирных жителей блокадного Ленинграда будет вечно жить в наших сердцах как пример небывалого мужества и личной стойкости. А загадка русского характера так и останется великой тайной для непосвящённых…

15.3 С самых давних времен русский народ удивлял другие народы силой своего духа и характера. Недаром по миру ходили легенды о том, что победить русский народ практически невозможно, что русские воины бесстрашны и никогда не отступают перед лицом опасности. Да разве только воины?!

Это подтверждает и текст Л. Овчинниковой, в котором звучит мысль о мужестве детей, на чью долю выпали совсем не детские испытания. Дети, переживавшие блокаду, обездоленные, голодные, выступают с концертом перед моряками. Какая же должна быть внутренняя сила, чтобы нести добро и радость другим, несмотря на пережитое!

Какая должна была быть сила духа у героев Бреста, которые первыми приняли удар врага и обороняли крепость более 30 дней! Без воды, продовольствия, когда неоткуда было ждать помощи! Это ли не пример того самого внутреннего стержня, который не сломить в русском человеке?!

Сила и красота характера нашего народа проявляются прежде всего в преданной любви к своей земле, в стремлении сделать ради неё все возможное, в вере в свои силы и желании постоянно двигаться вперед, а также в безграничной отваге и человеколюбии.

Теплоход «Ильич» около Городецкого шлюза

Как Вы наверное знаете, на теплоходах бывает много палуб. На речных туристических теплоходах все туристы, независимо от их социального положения, могут свободно передвигаться по всем палубам, за исключением служебных помещений, кают других пассажиров, помещений, куда имеет доступ лишь команда теплохода (например, рубка, машинное отделение, камбуз).

Архитектура всех туристических судов в целом схожа. В носовой и кормовой части находятся бары, рестораны, музыкальные салоны, кинотеатры. В средней части — каюты пассажиров. Условно принято делить теплоходы на 2-х, 3-х и 4-х палубные, счёт — по количеству палуб за исключением рубки и трюма.

Теплоход «Михаил Светлов»

Теплоход «Михаил Светлов»

Трюм — самая нижняя палуба, на которую возможен доступ пассажиров. Несмотря на мрачное название, трюм на современных судах располагается выше ватерлинии (уровня воды). На данной палубе каюты самые дешевые. В отличие от верхних палуб вместо окон здесь иллюминаторы. На трехпалубных теплоходах (проект 26-37 и 588) иллюминаторы расположены на высоте около 1,5 метров, смотреть в них наиболее удобно стоя. Сидя за столиком Вы увидите в иллюминаторах только небо. Иллюминаторы можно открывать с целью проветривания помещения и слушания плеска волн за бортом. Иногда при значительном волнении, например в Ладожском и Онежском озерах, Рыбинском и Куйбышевском водохранилищах Вас попросят закрыть иллюминаторы. Поскольку теплоходы проекта 26-37 и 588 построены в 50–60-х годах, то зачастую, это проблематично: приходится вызывать матросов.

В 4-х палубных теплоходах, например проект 301, 302, иллюминаторы расположены значительно ниже. В них можно любоваться сидя за столиком, попивая чашку кофе, или что-нибудь более крепкое. Но даже при небольшом волнении вода задевает стекло, по этой причине иллюминаторы не открываются в принципе. Не беспокойтесь, душно Вам не будет, поскольку все современные теплоходы оборудованы отличной системой вентиляции.

Теплоход «Виссарион Белинский» около пристани Горицы

Теплоход «Виссарион Белинский» около пристани Горицы

Выше трюма располагается Главная или 1-я палуба. С этой палубы, как правило, осуществляется посадка пассажиров. Знакомство пассажиров теплохода начинается с вестибюля этой палубы. Здесь же находится стойка с reception, или обслуживаем. Приветливые девушки проведут регистрацию, а при выходе в город Вы будете сдавать сюда ключи. Эта процедура предусмотрена почти на всех теплоходах. По количеству оставшихся на щитке ключей определяют кто остался на берегу и можно ли отправляться в рейс. Настоятельно рекомендую сдавать ключи при выходе в город. В случае задержки даже на 5 минут теплоход не будет Вас ждать, потому что никто не будет знать о вашем опоздании. А догнать теплоход или вернуться домой бывает крайне сложно из-за проблем с транспортом, отсутствием документов, денег, личных вещей.

Однако я отвлекся от темы. Вестибюль главной палубы является наиболее красивым местом на теплоходе, поскольку знакомство туристов с теплоходом начинается именно отсюда, и от вашего первого впечатления зависит очень много.

На всех палубах можно выделить внутренние помещения и открытую часть палубы (собственно палуба), огражденную поручнями. Открытая часть главной палубы сравнительно небольшая и, как правило, не предназначена для прогулок. Здесь матросы производят швартовку судна, иногда нахождение здесь небезопасно.

Шлюпочная палуба теплохода «Демьян Бедный»

Шлюпочная палуба теплохода «Демьян Бедный»

Значительно больше открытая часть прогулочной палубы (2-я палуба), находящейся выше главной. Здесь стоят стулья и столики для туристов, на корме проводятся дискотеки, различные мероприятия.

В целом более дорогие каюты находятся на верхних палубах, дешёвые — на нижних. Но учтите, что на прогулочной, средней и шлюпочной палубах у Вас перед окнами постоянно кто-то будет гулять. А на главной палубе лишь изредка будут работать матросы. В трюме перед иллюминаторами, очень редко кто-либо гуляет).

Как правило, на корме прогулочной палубы проводится дискотека, что часто не нравится пассажирам соседних кают. Поэтому если Вы хотите тишины, то выбирайте каюты ближе к носовой части.

На старых 2-х палубных и 3-х теплоходах может быть ощутимая вибрация и шум от машинного отделения, больше всего заметная в каютах на корме судна. В каютах носовой части судна вибрация не ощущается. И, естественно, на современных 4-х палубных теплоходах шума и вибрации нет во всех частях судна, за исключением машинного отделения, куда Вы, надеюсь, часто ходить не будете.

На 3-х палубных судах выше находится шлюпочная палуба. А на 4-х палубных судах далее следуют средняя и шлюпочная палуба. Как Вы догадались, здесь находятся шлюпки, но в целом строение палубы аналогично предыдущим. На 3-х палубных судах за шлюпками находится кинозал, поскольку никому не захочется из своего иллюминатора наблюдать за шлюпками 24 часа в сутки.

На 3-х палубных судах выше шлюпочной (третьей палубы) находится рубка. Доступ пассажирам туда закрыт. Собственно именно поэтому они называются 3-х палубными.

На 4-х палубных судах на верхней палубе помимо рубки находятся несколько кают пассажиров. Верхняя, 4-я палуба также называется солнечной, поскольку здесь располагается солярий. Солярием называется кормовая часть палубы, открытая для солнца. Здесь Вы можете свободно расположиться на лежаке, принять душ, если стало жарко. Здесь вспоминается история, когда в первые часы путешествия один из пассажиров 4-х палубного теплохода восторженно сказал: "О, тут даже и душ есть", на что ему ответили: "А у нас и в каюте есть душ", чему он удивился еще больше.

На 3-х палубных судах солярий располагается за кинозалом.

Для справедливости надо отметить, что душ есть только во всех каютах 4-х палубных теплоходов. Комфортабельность других теплоходов значительно ниже, хотя многие их них переделывались. Например, 2-х палубные теплоходы проекта 305 переделывались в проект 305М (модернизированный). В каютах таких теплоходов есть санузел и кондиционер.

Читайте также: