Когда появилась профессия экскурсовод

Опубликовано: 02.07.2024

Работа гида-экскурсовода престижна и интересна. Труд экскурсовода хорошо оплачивается и не бывает однообразным, нудным, монотонным. Рабочий день гида всегда полон неожиданностей.

История

Экскурсовод при музее в СССР
До конца 60-х годов XX века, профессии гида-экскурсовода в СССР не существовало. Функции гидов выполняли энтузиасты-добровольцы, часто, на безвозмездной основе. Иногда, обязанности по проведению экскурсий возлагали, дополнительно к основным, на педагогов, сотрудников вузов, музеев. Курировать группы иностранных туристов, ознакамливая их с мастными достопримечательностями, за символическую плату могли и студенты, и вообще, любые граждане, достаточно хорошо знающие свой город. Штатные экскурсоводы были лишь в единицах музеев и экскурсионных бюро.

В 1969 году, было принято несколько директив, направленных на развитие в «стране советов» туризма и экскурсионного дела.

Описание, плюсы и минусы

Экскурсовод – человек, который показывает туристам достопримечательности города – будь то курорт или крупный мегаполис, столица. Он курирует группу туристов, организовывая для них питание во время экскурсий, посещение музеев, памятников культуры, архитектурных шедевров, выставок, галерей, домов известных деятелей искусства и политики прошлого и т.д. Экскурсовод должен владеть несколькими языками, чтобы мочь ответить на любые вопросы участников группы, объяснить им то, что непонятно.

  1. Возможность увидеть мир, узнать много интересного о мировой истории.
  2. Хорошие карьерные и жизненные перспективы.
  3. Много общения с людьми. Возможность совершенствования знания зыков.
  1. Сезонная работа. Прибыли зимой и осенью резко снижаются.
  2. Не всегда комфортные условия труда.
  3. Серьезная конкуренция.

Образование

Есть множество курсов, на которых можно обучиться основам ведения экскурсий. Как правило, по окончании этих курсов, слушатели получают какой-то документ, подтверждающий прохождение курса. Но такие документы редко имеют вес в глазах работодателей. Также, получить базовое образование в этой сфере можно в специализированных колледжах при вузах. Если появится у вас желание повысить свою квалификацию, в этих вузах можно продолжить свое образование.

Специальность может называться «Туризм и гостеприимство» или "Экскурсоведение и музееведение". Учебные заведения:

  1. СПбГУКИ в Санкт-Петербурге. Стать отменным экскурсоводом здесь можно, отучившись на кафедре культурного наследия и музеологии;
  2. РМАТ в Московской области (г. Химки);
  3. ИТиГ (Москва), филиал РГУТиС;
  4. ИТТ, в г. Пушкино, Московской области;
  5. РПУ, специальность "православный гид";
  6. УМИТ.

Обязанности экскурсовода

Ниже приведена вытяжка из должностной инструкции экскурсовода – фрагмент с должностными обязанностями.

Кому подходит эта работа

Лучшими гидами являются коммуникабельные девушки и женщины, обладающие привлекательной внешностью и лидерскими качествами, с уровнем интеллекта выше среднего, активные, энергичные, целеустремленные, «быстрые», организованные, собранные. Важным является знание, кроме родного языка, как минимум еще одного (но досконально) – английского.

Заработная плата и карьера

Работая от «точки» (имеются в виду места, где барышни-гиды заманивают клиентов прямо на улице), например, в Москве и за день проводя одну обзорную экскурсию по городу и пригороду, вы будете получать, в среднем, ежедневно, 2000 – 2500 рублей. Если это для вас не подработка и вы работаете без выходных, закрепившись в какой-либо фирме, ваш летний заработок (с учетом «левых» доходов, по типу чаевых или в виде маленьких хитростей), составит не менее 80 000 руб/мес.

Работая от официальной турфирмы или отеля с индивидуальными туристами, будете получать не менее 2000 в день. Зато работа проще, приятнее, людей меньше. Плюс чаевые. Разумеется, работая за границей, вы будете получать минимум в два-три раза больше. Но требования к таким кандидатам значительно выше, а конкуренция намного жестче.

Грамотные гиды-экскурсоводы весьма востребованы в мегаполисах и курортных приморских городах. Трудоустроится не слишком сложно, но значительную роль в этой работе играет сезонность: доходы гидов летом и весной заметно вырастают.

Карьера может быть такой: переход на позицию менеджера в турфирмах. В дальнейшей же перспективе, при накоплении достаточного опыта и минимального стартового капитала, возможно создание собственного бизнеса в сфере туризма. Как вариант: создание сетевой структуры из нескольких самостоятельных экскурсоводов, отчисляющих в «общую кассу» фиксированную сумму. При регулярном внесении платежей на счет в банке, за год – два можно скопить более, чем внушительный капитал и приступить к организации серьезного совместного бизнеса. Разумеется, такая перспектива реализуема только при наличии взаимного доверия.

Автор: Владимир Край

Если у вас остались хоть малейшие сомнения в том, что профессия экскурсовод подходит именно вам, то мы настоятельно рекомендуем пройти тест на профориентацию от Профгид . Он стоит сущие копейки, при этом позволяет избежать ошибок, которые могут пустить не в то русло и искалечить всю вашу жизнь. Узнать больше >>

Всякая профессия представляет собой род трудовой деятельности, которая требует от человека определенных знаний и трудовых навыков. Приобретаются эти знания и навыки путем общего или специального образования и в ходе повседневной практической деятельности работника.

До недавнего времени (конец 60-х годов) работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий для групп энтузиастов. Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники музеев, институтов и др.). Лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы. Однако уже в то время эта работа начинала приобретать профессиональные черты.

Появление новой профессии связано с мерами, принятыми директивными органами в 1969 г. по развитию туризма и экскурсионного дела в стране. Изменение функций экскурсий, превращение их из формы отдыха в форму культурно-воспитательной работы в трудовых коллективах, по месту жительства трудящихся и с туристами, в крупную отрасль обслуживания населения способствовало повышению роли экскурсоводов, дальнейшему становлению новой специальности. Экскурсовод, который в 1940 г. был определен как руководитель экскурсии, в музеях - сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий необходимые пояснения, в 70-х годах стал одним из тех, кому доверено нести знания людям, экскурсовода стали рассматривать как педагога и воспитателя. Экскурсоводами стали называть работников бюро путешествий и экскурсий, государственных и ведомственных музеев, постоянных выставок, художественных галерей, организаций "Спутника", "Интуриста", Министерства просвещения, которые проводят экскурсии с показом памятников, примечательных мест, экспозиций музеев. Звание "экскурсовод" присваивалось работникам названных организаций, которые имели соответствующее образование, прошли подготовку на специальных курсах или самостоятельно выполнили все требования, предъявляемые к лицам, которые окончили курсы подготовки экскурсоводов. Требования к экскурсоводу определялись "Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионной организации", утвержденной в 1977 г. К началу 90-х годов в экскурсионных учреждениях работало или сотрудничало на правах совместителей более 70 тысяч экскурсоводов. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела.

Процесс становления профессии экскурсовода сложен и многогранен, в нем необходимо различать четыре этапа.

Таблица 3.1. Этапы становления профессии экскурсовода

Этапы Наименование процесса Место действия
I Формирование склонности
к ведению культурно-массовой работы с людьми
Общеобразовательная школа, клубное учреждение
II Овладение системой знаний по специальности Вуз, курсы, самостоятельная подготовка
III Усвоение основ профессионального мастерства Курсы подготовки экскурсоводов, высшие учебные заведения туристской специализации
IV Совершенствование знаний по специальности, профессиональных умений и навыков Курсы повышения квалификации, методические секции экскурсоводов

Требования профессии. К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; сознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в сознании и поведении людей; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами; владение методикой проведения экскурсий; любовь к своей профессии.

Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.

Профессия экскурсовода предполагает владение определенным кругом практических умений. Эти умения позволяют ему отобрать, сформулировать и эффективно донести свои знания до широкой аудитории. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь: подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы "портфеля экскурсовода", прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь, участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей края.

Практические знания и умения служат основой для участия экскурсовода в методической работе, позволяют руководить методической секцией, методическим кабинетом, вести занятия на курсах подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, руководителей туристских групп, турагентств, оказывать помощь начинающим экскурсоводам. Владение практическими знаниями и умениями является прочной основой мастерства экскурсовода.

Профессия и специальность

Одним из главных направлений совершенствования профессионального мастерства экскурсоводов является специализация. Прежде всего необходимо определить содержание и взаимоотношения двух терминов, которые нередко путают - "профессия" и "специальность".

Профессия - форма трудовой деятельности, требующая определенной суммы знаний и навыков. Специальность - вид занятий в рамках одной профессии. Например, профессия - врач, специальность врача - терапевт, хирург, невропатолог, стоматолог и т. д. Профессия - основной род занятий, термин "специалист" указывает на степень овладения знаниями и умениями в рамках определенной профессии. Иначе, специалист - это работник, который профессионально владеет какой-либо специальностью.

Задача процесса подготовки новых экскурсоводов - сделать специалистов профессионалами-экскурсоводами, т. е. помочь каждому специалисту овладеть необходимой суммой знаний и навыков профессии экскурсовода. Необходимо так организовать дело, чтобы пришедший в экскурсионное учреждение работник не только сохранял, но и продолжал совершенствовать свою специальность, т. е. укреплял тот базис, который позволяет ему успешно осуществлять экскурсионную деятельность. Учитель-историк, став экскурсоводом, должен лучше всего водить экскурсии на исторические темы. Неправильно было бы его обязывать разрабатывать экскурсию на природоведческую тему. Подготовка такой экскурсии требует особых знаний специалиста-биолога.

В экскурсионных учреждениях и государственных музеях принцип специализации получил широкое развитие. На его основе созданы тематические секции экскурсоводов: историческая, литературная, природоведческая, производственная и др. Работа экскурсоводов-специалистов на маршрутах получает высокую оценку со стороны экскурсантов.

Всех работников, приходящих в экскурсионное учреждение после окончания курсов или самостоятельной подготовки, можно разделить на несколько групп. Одни проводят экскурсии по одной-двум темам, подготовленным во время учебы, они не стремятся сами расширять тематику проводимых экскурсий. Для другой группы экскурсоводов первые годы работы характерны поисками своей главной темы, которая, как правило, не выходит за рамки полученной специальности. Выбрав такую тему, они отдают свои силы ее совершенствованию, повышению профессионального мастерства. И третья группа экскурсоводов - это те, которые берутся за любую тему и уже через пять-шесть лет имеют на своем счету добрый десяток несходных по своему содержанию экскурсионных тем. Экскурсии ими ведутся, как правило, на среднем уровне.

Престиж профессии - это уважение, которым она пользуется. Профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, ее уникальностью, интеллектуальным характером. Социальный престиж этой профессии основан на высокой оценке значимости деятельности экскурсовода, понимании его роли в проведении культурно-воспитательной работы. У молодежи, которая ставит своей целью стать экскурсоводами, решающим в выборе этой профессии является возможность общения с другими людьми, быть объектом внимания заинтересованной аудитории, получать повседневную оценку своей деятельности, вызывая положительные эмоции у экскурсантов.

Профессиональное мастерство экскурсовода и престиж этой профессии - взаимосвязанные понятия. Однако следует иметь в виду, что моральный престиж профессии экскурсовода не переходит автоматически на личность каждого конкретного экскурсовода. Сам престиж личности повседневно проверяется и подтверждается практической деятельностью экскурсовода в коллективе, на рабочем месте, главным образом на маршруте - в группе, где происходит демонстрация аудитории того главного и конкретного, что является непременной основой профессиональной престижности.

В 70-х годах в штатах экскурсионных учреждений и музеев появились работники, официально оформленные на постоянную работу по подготовке и проведению экскурсий. Это были специалисты, которые в отличие от своих предшественников проводили экскурсии не в свободное от основной работы время, а в порядке выполнения своих обязанностей на основной работе. Для них экскурсии не являлись "хобби" или средством дополнительного заработка. Экскурсия стала предметом их трудовой деятельности.

Однако во многих экскурсионных учреждениях экскурсии проводят специалисты, работающие в других организациях и учреждениях. Они приглашаются для проведения отдельных экскурсий. Экскурсоводческое дело для этих людей стало второй профессией. Вот тогда при советах по туризму и экскурсиям, бюро путешествий и экскурсий появились курсы подготовки экскурсоводов. Многие из этих курсов стали стационарными и просуществовали без малого 20 лет. Их деятельность подробно освещена в специальном учебном пособии (Емельянов Б. В. Организация курсов по переподготовке и подготовке экскурсоводов (туристско-экскурсионных работников). М., 1989.). Важную роль в профессиональной подготовке и переподготовке работников сыграли Центральные туристские курсы, после десятилетнего существования преобразованные в Институт повышения квалификации работников туристско-экскурсионных организаций (в настоящее время это Российская международная академия туризма), курсы при "Интуристе" и "Спутнике".

Контрольные вопросы

1. Понятие "профессиональное мастерство экскурсовода".
2. Методическое мастерство как сумма знаний.
3. Практические умения и навыки экскурсовода.


Экскурсионное дело - важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Ему свыше ста лет.

До конца 1960-х гг. работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий для групп энтузиастов. Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники институтов, музеев и др.), лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы. В то время экскурсовод в музее - это сотрудник, показывающий экскурсантам выставленные для обозрения предметы и дающий необходимые пояснения.

Появление новой профессии связано с мерами, принятыми в 70-е годы директивными органами по развитию туризма и экскурсионного дела в стране. Изменение функций экскурсий, превращение их из формы отдыха в форму культурно-просветительной работы с населением, способствовало повышению роли экскурсоводов, дальнейшему становлению новой специальности. Экскурсовода стали рассматривать как педагога и воспитателя, того, кому доверено нести знания людям.

Сегодня профессия экскурсовода престижна, что связано с привлекательностью, оригинальностью этого вида трудовой деятельности, её уникальностью, интеллектуальным характером. Социальный престиж профессии основан на высокой оценке значимости деятельности экскурсовода, понимании его роли в проведении культурно-воспитательной работы. Эта профессия даёт возможность общения с другими людьми, быть объектом внимания заинтересованной аудитории, получать повседневную оценку своей деятельности.

Мастерство экскурсовода, помимо своей специфической профессиональной основы, включает в себя элементы других видов мастерства: педагогического, лекторского, основ ораторского искусства, этики, логики, психологии.

Для экскурсовода характерны четыре вида способностей: конструктивные, организаторские, коммуникативные и аналитические. Работа экскурсовода сложна и многогранна, требует глубокой и основательной подготовки. По существу, экскурсия - это театр одного актера, коим и является экскурсовод.

«Экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык слово проникло в XIX веке и первоначально означало «выбегание», «военный побег», затем «вылазка, поездка».

«Малая советская энциклопедия» объясняет: «Экскурсия - коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью». В «Большой советской энциклопедии» сказано, что экскурсия - это посещение достопримечательных чем-либо объектов, форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста- экскурсовода». Экскурсия в современном понимании - это наглядный процесс познания окружающего мира, восприятия окружающей нас действи-тельности, построенный на слиянии зрительных и смысловых впечатлений.

Основными составляющими эле-ментами экскурсии являются показ, рассказ и движение. Проводить толковые экскурсии, состоящие из двух действий - показа и рассказа - дело непростое. «Говорить путано умеет всякий, говорить ясно умеют немногие», - сказал Галилео Галилей.

Показ - изучение объектов под руководством экскурсовода, благодаря чему экскурсант не только видит объект, но, слушая объяснение гида, с его помощью анализирует объект. Экскурсовод должен хорошо понимать, зачем он показывает объект, и в зависимости от темы экскурсии строить свой рассказ об этом объекте. Часто один и тот же объект показывается, преследуя разные цели. В искусствоведческих экскурсиях упор делается на стиль и архитектурные особенности зданий, а в исторических - на события, связанные с этими зданиями.

Во время проведения экскурсии нужно строить маршрут так, чтобы объекты показа помогали излагать тему в логической последовательности. Надо помнить, что люди едут на экскурсии для того, чтобы увидеть, поэтому в большинстве случаев на пешеходных экскурсиях показ предшествует рассказу.

В ситуации, когда экскурсия ведётся по ходу автобуса или при путевой информации, которая даётся во время следования из одного населенного пункта в другой, экскурсовод должен сделать свой рассказ последовательным. И здесь возможны варианты:

- вначале показать объект, потом рассказать;

- предварительно рассказать об объектах, а потом показать их на проезде;

- предварительно рассказать о каждом объекте, предупредив экскурсантов, что они вскоре увидят памятники, о которых идет речь. При этом важно уточнить, с какой стороны они будут находиться, и не забывать, что нельзя показывать объекты в лобовое стекло: в этом случае их видит только сам экскурсовод и люди, сидящие на первых рядах автобуса.

К основным методическим приемам показа можно отнести:

- предварительный осмотр( экскурсовод показывает и называет объект);

- зрительный анализ (исторический, искусствоведческий, естественно-научный и т.д);

- зрительная реконструкция (несохранившийся объект восстанавливаем посредством рассказа и материалами из портфеля экскурсовода (например, фото);

- зрительное сравнение (показываем один объект, находящийся перед экскурсантами, а другой демонстрируем изображением, рисунком, фотографией и др.);

- наглядные пособия (фото, схемы, карты, буклеты, графики и др.);

- показ по ходу автобуса;

- интеграция (например, ансамбль площади «собирается» из окружающих зданий);

- жест (показ надо подкреплять жестом вытянутой руки и ни в коем случае не пальцем. Жест должен быть красив и своевремен. Экскурсионная группа располагается полукругом, лицом к памятнику, экскурсовод стоит спиной к нему).

Рассказ в экскурсии носит подчинённый характер, сопровождая показ. Он должен быть последовательным, логичным, убедительным, доступным. В рассказе приводятся различные точки зрения, объясняется и высказывается своё отношение. Рассказ не должен перегружаться датами, цифрами.

Установлено, что человек запоминает 10% прочитанного, 25% услышанного, 30% увиденного и 50% информации при комплексном восприятии зрением и слухом. Таким образом, при правильном использовании показа и рассказа экскурсия способствует лучшему запоминанию материала. Основные методические приёмы рассказа: справка, описание, объяснение, комментарий, вопросы, ответы, диалог, в детской экскурсии задания, цитирование.

В экскурсионную методику входит также умение грамотно делать логические переходы, паузы, движение группы, построение маршрута.

Для экскурсовода чрезвычайно важны и манера поведения, и внешний вид, и культура речи. Важная черта мастерства экскурсовода - умение установить контакт с группой и руководить ей. Экскурсантов надо любить, быть к ним внимательным, приветливым, не загромождать свою речь непонятными терминами, а если без этого не обойтись, доходчиво разъяснить. Под культурой речи понимается грамотность, лексическое богатство, выразительность, образность.

Профессия экскурсовода интересная, творческая. Видимая легкость работы на самом деле даётся многолетней практикой и постоянным обучением. И чтобы дорасти до настоящего профессионала, необходимо очень много трудиться и много знать.

Процесс совершенствования профессионального мастерства экскурсовода безграничен. Важное место в нем занимает работа по изучению экскурсионной теории, развитию интуиции экскурсовода, обогащению языка.



trip2rus

© 1924-2014 ФГБУК "Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник".
+7 (81757) 3-17-35 Россия, Вологодская обл, г. Кириллов, Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Заказ экскурсий: +7 (81757) 3-14-79, +7 (921) 722-75-84

Данный проект реализуется в рамках программы поддержки деятельности музеев изобразительного искусства в российской провинции "Музеи Русского Севера" при поддержке ОАО "Северсталь" и CAF (Charities Aid Foundation)

При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на сайт "Кирилло-Белозерский музей-заповедник" обязательна.

экскурсовод за работой

Объекты архитектуры, музеи, арт-пространства – излюбленные места посещения для туристов. При этом многие посетители, желая узнать больше информации о месте или художественном произведении, обращаются к услугам специалистов – экскурсоводов.

Для России эта профессия относительно новая. До начала 70-х годов прошлого века роль гида исполняли различные волонтеры. Часто у них не было профильного образования, это были просто люди, хорошо знающие историю города и (опционально) говорящие на иностранном языке.

Ситуация стала меняться примерно перед Олимпиадой 1980 года в Москве. Тогда первыми экскурсоводами стали работники музеев с профильным образованием в области музееведения, а также профессиональные историки.

Чем занимаются гиды?

Экскурсовод – как понятно из названия проводит экскурсии для гостей города. Он сопровождает туристов, показывает им достопримечательности, дает исторические справки, а также интересные факты о различных произведениях искусства.

Как правило, люди, с которыми работает гид, являются иностранными туристами, поэтому обязательным условием для этого специалиста – это свободное владение иностранным языком. Ещё совсем недавно экскурсовод мог и не говорить на английском, однако, в последние годы это стандарт профессии, особенно для крупных туристических городов, вроде Москвы и Санкт-Петербурга.

Работа гида сопровождается постоянными разъездами, причем речь идет как о краткосрочных турах, так и о длинных туристических поездках. Правда, это по большей части относится к экскурсоводам, работающим в частных турконторах и экскурсионных центрах.

Сотрудник музея или галереи работает исключительно на территории своего объекта, порой ограничиваясь несколькими залами.

У гидов есть и другие узкие специализации:

    гид в горах;

тематический гид (рассказывает о какой-либо одной теме);

индивидуальный гид (проводит экскурсию для одного частного клиента).

Главные обязанности экскурсовода

Работа экскурсовода – это достаточно сложный и ответственный труд. Во-первых, он должен составить максимально увлекательную и информативную программу, продумать маршрут. Во-вторых, он несет ответственность за всех членов группы. Ведь его задача состоит не только в том, чтобы рассказать о каком-либо объекте, но и проконтролировать туристов, которые входят в группу.

Таким образом у любого гида есть несколько основных обязанностей:

создание туристических маршрутов, подготовка рассказов;

подготовка раздаточных материалов (буклетов, фотографий и т.д.);

поддержание безопасности туристической группы, решение возникающих конфликтных ситуаций;

координация работы с коллегами в музеях и галереях.

Требования к профессии экскурсовод

Хоть экскурсоводу и не требуется специальное образование, однако, к его профессионализму предъявляются весьма жесткие требования. Хороший гид должен знать:

исторические материалы и архивные документы по теме экскурсии;

научные исследования и самые распространенные гипотезы по теме;

иностранный язык (один, либо несколько) на разговорном уровне.

В целом же, гидов отбирают по определенным критериям:

образование в области гуманитарных и социальных наук;

ораторские навыки, поставленный громкий голос и хорошая дикция;

умение поддерживать диалог;

умение решать конфликтные ситуации;

широкий кругозор и познания в области истории, культуры, искусства и т.д.

От экскурсовода также требуется презентабельный внешний вид, приятная внешность и хорошие манеры. Характерно, что большая часть гидов в России - это женщины. Мужчины подобной работой занимаются крайне редко, поскольку владельцы экскурсионных фирм отдают предпочтение именно прекрасному полу.

При этом надо учитывать, что работа экскурсовода весьма изматывающая – особенно это касается пеших экскурсий. У гида не должно быть серьезных проблем со здоровьем, которые бы мешали ему исполнять свои обязанности.

Где работают экскурсоводы

На сегодняшний день у экскурсоводов есть возможность работать в следующих организациях:

Кроме того, экскурсоводы могут оказывать и частные услуги. Как правило, речь идет об индивидуальных экскурсиях для обеспеченных клиентов или иностранных бизнес-делегациях. Здесь гиду придется составлять индивидуальную программу по особым предпочтениям клиентов.

Где выучиться на гида?

Экскурсовод – это сегодня весьма востребованная профессия, однако, к сожалению, нет ни одного высшего или среднего специального учебного заведения, которое бы давало систематическое образование.

Тем не менее у большинства экскурсоводов сегодня высшее гуманитарное образование. Основные профили: культурология, история, лингвистика и иностранный язык. У многих гидов есть высшее образование в области туризма и гостиничного бизнеса – это можно сказать, основной профиль для любого экскурсовода. Именно он дает возможность работать с иностранными клиентами.

Также есть специальные курсы для гидов, которые организуют туристические центры, экскурсионные агентства и прочие частные компании. Итогом обучения становится специальный сертификат.

Сколько зарабатывают гиды в России?

Величина оклада экскурсовода зависит от того, какой тип трудового договора он заключил с работодателем. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге у них почасовая, либо посуточная оплата. В таком случае величина месячного дохода зависит от того, сколько рабочих дней было у специалиста.

Кроме этого, есть возможность трудоустроиться и с фиксированной суммой оклада. В этом случае она будет зависеть от величины компании, количества регулярных заказов. Обычно экскурсовод получает от 30 000 до 80 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии экскурсовод

К положительным аспектам профессии необходимо отнести следующее:

возможность самостоятельного планирования туристических программ;

посещение не только различных культурных объектов, но и новых городов, стран;

знакомство и общение с новыми людьми;

регулярная практика иностранного языка;

возможность строить рабочий график по собственному желанию.

Минусами стоит считать следующее:

    высокий уровень ответственности;

большие физические нагрузки;

необходимость много и долго разговаривать;

требуется знание иностранного языка;

нужно умение придумывать увлекательные маршруты и находить интересные темы.

21 февраля отмечают Всемирный день экскурсовода. ГУИР пообщался с молодыми представителями этой профессии и узнал, с чего начинать, если хочешь попробовать себя в роли гида, а также о плюсах и минусах работы.

Георгий Макеев, частный экскурсовод по Москве и Кавказу

– Гоша, расскажи, чем ты занимаешься.

– Я – экскурсовод по Москве и по Кавказу. Вожу частные экскурсии. Работаю не в экскурсионных бюро, а сам на себя. Меня находят через Интернет, соцсети, сарафанное радио. Обычно работаю с небольшими группами людей: с семьями и индивидуальными клиентами.

– Как ты стал экскурсоводом?

– После школы я устроился на лето в экскурсионное бюро продавать билеты, но директор турфирмы сначала предложила мне покататься по экскурсиям, посмотреть на все изнутри, а потом сказала: «Может, сам хочешь попробовать?».

Я попробовал и работаю в этой сфере уже почти 13 лет. Я из Кисловодска, сначала водил экскурсии по Кавказу, а семь лет назад переехал в Москву, изучил город и теперь работаю здесь. В Москве я окончил школу экскурсоводов. Ведь образования такого нет, его в вузах не дают. Нужно оканчивать курсы.

Формально на территории Москвы и Московской области экскурсии может проводить только тот, у кого есть аккредитация. И вот эту аккредитацию, лицензию, ты и должен получить на курсах.

Обучение длится примерно полгода, там рассказывают о методике проведения и составления экскурсий, об азах, с чего нужно начинать. А в качестве выпускного экзамена ты сдаешь обзорную экскурсию по Москве. Но вообще, если честно, чтобы водить экскурсии, нужно просто хорошо знать город и его историю.

Сейчас я сам выбираю, какие экскурсии мне интересно водить, а какие – не очень. Но поначалу брался за все подряд. И новичкам советую тоже не отказываться ни от какой работы. Это опыт и деньги. Насчет денег, кстати: начинающие экскурсоводы зарабатывают маловато. Но над этим нужно работать.

Я с каждым годом зарабатываю все больше, и, наверное, я самый дорогой экскурсовод в Москве. При этом мои экскурсии востребованы. Людям ведь важно качество экскурсий, а цена уже вторична. А по-настоящему качественных услуг на этом рынке пока маловато.

– Какие есть плюсы и минусы в профессии экскурсовода?

– Минусы – нестабильный уровень дохода. Особенно зимние месяцы, как правило, самые тяжелые в этом плане. На январские праздники работы больше, чем когда бы то ни было, но они довольно короткие, а зима в Москве длинная и холодная: многие не хотят гулять пешком. Но в целом у меня число заказов с каждым годом растет.

Другой минус, наверное, в том, что нужно постоянно развиваться, читать, изучать новые маршруты. На дворе XXI век, надо быть в тренде: я лично снимаю видео о Москве, у меня свой канал на YouTube. И нужно постоянно увеличивать количество проводимых маршрутов. Но в этом же и плюсы. Мне интересно читать, смотреть обучающие фильмы, слушать радиопередачи.

Нравится придумывать новые маршруты, авторские. Например, у меня есть экскурсии по современной архитектуре Москвы. Они не очень востребованы, ими мало кто интересуется, и обычно я сам предлагаю их туристам: мне интересно их водить, а значит, туристам будет интересно их слушать.

Еще большой плюс – гибкий график. Я сам планирую свое время. Но чтобы быть хорошим экскурсоводом, желательно не работать параллельно на другой работе. Совмещать сложно. В общем, чтобы добиться результатов, нужно целиком себя посвятить этой профессии, как и в любой сфере.

Екатерина Кокарева и Татьяна Кунина, бортовые гиды на датском языке

– Расскажите, чем вы занимаетесь.

– Екатерина: Мы с Таней работаем бортовыми гидами, ведем экскурсии на датском языке на маршруте Санкт-Петербург – Москва.

Татьяна: В наши обязанности входят все технические детали круиза: связь с водителями автобусов в городах, билеты, рестораны. Раздаем карты, следим за группой. Но у нас также есть и творческая функция: общаемся с туристами, рассказываем истории из личной жизни, делимся своими взглядами на жизнь.

Екатерина: Каждая группа туристов от нашей датской фирмы приезжает в Россию с турлидером. Этот человек, как правило, либо профессор-славист, либо журналист, хорошо знающий нашу страну, культуру и историю.

Он ведет основную часть экскурсии, но часто обращается к ассистентам, то есть к нам, за дополнительной информацией, из первых уст. Поскольку мы живем в этой стране, наша точка зрения «изнутри» дает совершенно другой взгляд на вещи. Взгляд, который датчанам совершенно незнаком, ведь он просто не может просочиться сквозь тонны пропаганды, которая сейчас во всех СМИ.

Также бортовой гид отвечает за развлекательные мероприятия на корабле. И еще мы проводим уроки русского языка для своей группы. Это довольно забавно, здесь мы можем по полной проявить инициативу и фантазию. Обычно датчане ходят на уроки русского с большим энтузиазмом.

Еще, помимо работы в датской турфирме, мы с Таней проводим экскурсию под названием «Изнанка Петербурга», на которой показываем датским туристам настоящую коммунальную квартиру, рынок, рюмочную, метро.

Также в этом году я получила лицензию гида в музее Фаберже. Проходила у них обучение на русском, а потом сама переводила всю экскурсию на датский.

– Как вы стали экскурсоводами?

– Екатерина: Мы учились на 2-м курсе. К нашей заведующей кафедрой скандинавистики обратилась девушка из датской турфирмы с предложением летней работы для студентов с датским языком. Вакансией заинтересовались только Таня и я.

Собеседование наше прошло довольно быстро, нас попросили поговорить немного по-датски, чтобы удостовериться, что мы действительно владеем этим языком, потом вкратце объяснили обязанности, условия, и на этом, в общем-то, все. Это было зимой, а летом мы уже отправились в свой первый круиз.

В этом году я отработала свою четвертую навигацию, у меня было больше 10 круизов. По сути, это работа для студентов, и, думаю, в следующем году возьму всего один круиз. Это замечательная работа, но нужно двигаться дальше и уступать место будущему поколению. Сейчас я как раз занимаюсь обучением новых бортовых гидов с датским языком, каждый год набираем новых.

Татьяна: В июне 2014 года я вернулась с 5-месячной учебы в Дании, а в июле мы отправились в первый круиз. Он был, несомненно, самым сложным: о предварительном обучении речи и не шло, поэтому мы ориентировались по ситуации.

Тогда казалось, что работа очень тяжелая, но сейчас, когда появился опыт, уже гораздо легче.

– Какие есть плюсы и минусы в профессии экскурсовода?

– Екатерина: Мне нравится узнавать много нового обо всем вокруг, постоянно совершенствоваться и делиться знаниями с другими людьми. Немаловажно для меня и видеть результат своей работы воочию: я получаю фидбэк от туристов, и, как правило, он положительный.

Европейцам, не только датчанам, русские представляются дикими, неотесанными алкоголиками, молящимися на Путина. Поэтому мне особенно важно сделать все, что в моих силах, чтобы искоренить такие стереотипы о моей родине. Как же я радуюсь, когда после недели пребывания в России и наших бесед датчане искренне восклицают: «Кто же знал, что наши СМИ так все коверкают! У вас замечательная страна, прекрасные люди, вы такие же, как и мы!».

Татьяна: К плюсам я бы добавила практику датского языка и общение с иностранцами. Как заметила Катя, люди приезжают с немыслимыми стереотипами, и мы можем сформировать у иностранцев более-менее правдивую, а отчасти и позитивную картину происходящего в России.

Ну и еще мы бесплатно путешествуем, посещаем новые места. В этом году я впервые была в круизе из Москвы в Ростов-на-Дону, в течение которого мы посетили 8 новых для меня городов.

К минусам можно отнести оплату, она в большинстве случаев низкая. Очень много стресса. Иногда возникают «косяки» по собственной вине гида, а очень часто – абсолютно от него не зависящие. Но виноват всегда гид.

На мой взгляд, эта работа – для студентов, и по оплате, и по уровню развития. В какой-то момент развиваться перестаешь, используешь только базовые знания. Кроме того, как ни крути, в таком статусе гиды – обслуживающий персонал.

Читайте также: